учреждение высшего образования
«Бурятская государственная сельскохозяйственная академия имени В.Р. Филиппова»
Технологический факультет
Технология производства, переработки и стандартизации с.-х. продукции
Направленность (профиль) Технология производства, хранения и переработки продукции животноводства
в учебном плане
является дисциплиной обязательной для изучения
дисциплины кафедра
Семестр 6
- ;
Зав. кафедрой Дагбаева Т.Ц.
п/п
на заседании кафедры
Заведующий кафедрой
Дагбаева Т.Ц.
Задачи: изучить: состояние скотоводства и технологии производства и первичной переработки
молока и говядины; методы оценки животных по конституции, экстерьеру; факторы, влияющие на
продуктивность и технологические качества крупного рогатого скота; региональные особенности
производства молока и мяса; теоретические и практические основы селекции скота.
Задачи: изучить: состояние скотоводства и технологии производства и первичной переработки
молока и говядины; методы оценки животных по конституции, экстерьеру; факторы, влияющие на
продуктивность и технологические качества крупного рогатого скота; региональные особенности
производства молока и мяса; теоретические и практические основы селекции скота.
Задачи: изучить: состояние скотоводства и технологии производства и первичной переработки
молока и говядины; методы оценки животных по конституции, экстерьеру; факторы, влияющие на
продуктивность и технологические качества крупного рогатого скота; региональные особенности
производства молока и мяса; теоретические и практические основы селекции скота.
Задачи: изучить: состояние скотоводства и технологии производства и первичной переработки
молока и говядины; методы оценки животных по конституции, экстерьеру; факторы, влияющие на
продуктивность и технологические качества крупного рогатого скота; региональные особенности
производства молока и мяса; теоретические и практические основы селекции скота.
Задачи: изучить: состояние скотоводства и технологии производства и первичной переработки
молока и говядины; методы оценки животных по конституции, экстерьеру; факторы, влияющие на
продуктивность и технологические качества крупного рогатого скота; региональные особенности
производства молока и мяса; теоретические и практические основы селекции скота.
ПКС-1: Способен реализовывать технологии производства продукции растениеводства и животноводства;
ИД-1ПКС-1 Полнота знаний Знает технологии посева (посадки), уборки сельскохозяйственных культур, послеуборочной доработки сельскохозяйственной продукции и закладки ее на хранение, обеспечивающих сохранность урожая, технологические карты (регламенты) производства продукции животноводства в части содержания и воспроизводства сельскохозяйственных животных.
ИД-2ПКС-1 Наличие умений Умеет разрабатывать технологии посева (посадки), уборки сельскохозяйственных культур, послеуборочной доработки сельскохозяйственной продукции и закладки ее на хранение, обеспечивающих сохранность урожая, разрабатывать технологические карты (регламенты) производства продукции животноводства в части содержания и воспроизводства сельскохозяйственных животных.
ИД-3ПКС-1 Наличие навыков (владение опытом Владеет способностью разрабатывать технологии посева (посадки), уборки сельскохозяйственных культур, послеуборочной доработки сельскохозяйственной продукции и закладки ее на хранение, обеспечивающих сохранность урожая, способностью разрабатывать технологические карты (регламенты) производства продукции животноводства в части содержания и воспроизводства сельскохозяйственных животных.
производства продукции животноводства в части содержания и воспроизводства сельскохозяйственных животных.
продукции животноводства в части содержания и воспроизводства сельскохозяйственных животных, но допускает ошибки;
продукции животноводства в части содержания и воспроизводства сельскохозяйственных животных
обосновывать их применение в профессиональной деятельности; отбирать и оценивать животных по комплексу признаков: по происхождению
(родословные), по конституции и экстерьеру, по продуктивности, по технологическим признакам, по качеству потомства, производителей и маток по
препотентности.:
карты (регламенты) производства продукции животноводства в части содержания и воспроизводства сельскохозяйственных животных, но допускает ошибки;
обосновывать их применение в профессиональной деятельности.
:
2. Комплект контрольных вопросов для проведения устных опросов
3. Темы рефератов
4. Контрольные вопросы
5. Комплект индивидуальных заданий к решению ситуационных задач
6. Комплект тестовых заданий.
форма текущего контроля успеваемости)
работ
продуктивности
молокообразования и молоковыведения
Формирование мясной продуктивности. Прижизненные и послеубойные методы оценки мясной продуктивности.
Забайкалья
способах содержания коров. Способы и техника доения
хозяйств, порядок их комплектования, отбор, транспортировка
Организация турового отела
Зоотехнические мероприятия по борьбе с яловостью и бесплодием.
мясном скотоводстве
оплодотворении, их связь с ремонтом стада
комбинированного направления.
беспривязном содержании коров.
вопросам, решение ситуационных задач
ситуационных задач
оценки экстерьера.
свойствам.
реферата
ситуационных задач
повышения молочной продуктивности коров в современных условиях
Формирование мясной продуктивности. Прижизненные и послеубойные методы
оценки мясной продуктивности.
в спецефических условиях Забайкалья
их комплектования, отбор, транспортировка
республике.
использования коров и быков
1 посадочное место, рабочее место преподавателя, доска учебная, учебная мебель, 3 стенда. Радиокласс (радиомикрофон) Сонет-РСМ РМ- 3-1 (заушный индуктор и индукционная петля) Портативный ручной видео-увеличитель (ЭРВУ) RUBY Джойстик компьютерный Joystick SimplyWorks беспроводной Клавиатура Clevy с большими кнопками и накладкой (беспроводная) Стол СИ-1, регулируемый по высоте Список ПО: Kaspersky Endpoint Security для бизнеса, Microsoft Windows Vista Business Russian Upgrade Academic OPEN No Level , Microsoft OfficeProPlus 2016 RUS OLP NL Acdmc. Microsoft Office Professional Plus 2007 Russian Academic OLP NL AE
Microsoft OfficeProPlus 2016 RUS OLP NL Acdmc. Договор № ПП-61/2015 г. О поставке программных продуктов от 9 декабря 2015 года
Microsoft Windows Vista Business Russian Upgrade Academic OPEN No Level Государственный контракт № 25 от 1 апреля 2008 года
http://www.garant.ru/
- использование специализированных (адаптированных) рабочих программ дисциплин (модулей) и методов обучения и воспитания, включая наличие альтернативной версии официального сайта организации в сети «Интернет» для слабовидящих;
- использование специальных учебников, учебных пособий и других учебно-методических материалов, включая альтернативные форматы печатных материалов (крупный шрифт или аудиофайлы);
- использование специальных технических средств обучения (мультимедийное оборудование, оргтехника и иные средства) коллективного и индивидуального пользования, включая установку
мониторов с возможностью трансляции субтитров, обеспечение надлежащими звуковыми
воспроизведениями информации;
- предоставление услуг ассистента (при необходимости), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь или услуги сурдопереводчиков / тифлосурдопереводчиков;
- проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий для разъяснения отдельных вопросов изучаемой дисциплины (модуля);
- проведение процедуры оценивания результатов обучения возможно с учетом особенностей нозологий (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, в форме тестирования и т.п.) при использовании доступной формы предоставления заданий оценочных средств и ответов на задания (в печатной форме увеличенным шрифтом, в форме аудиозаписи, в форме электронного документа, задания зачитываются ассистентом, задания предоставляются с использованием сурдоперевода) с
использованием дополнительного времени для подготовки ответа;
- обеспечение беспрепятственного доступа обучающимся в учебные помещения, туалетные и другие помещения организации, а также пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов и других приспособлений);
- обеспечение сочетания онлайн и офлайн технологий, а также индивидуальных и коллективных форм работы в учебном процессе, осуществляемом с использованием дистанционных образовательных технологий;
- и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение ОПОП ВО.
В целях реализации ОПОП ВО в академии оборудована безбарьерная среда, учитывающая потребности лиц с нарушением зрения, с нарушениями слуха, с нарушениями опорно-двигательного
аппарата. Территория соответствует условиям беспрепятственного, безопасного и удобного передвижения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Вход в учебный корпус
оборудован пандусами, стекла входных дверей обозначены специальными знаками для слабовидящих, используется система Брайля. Сотрудники охраны знают порядок действий при прибытии в академию лица с ограниченными возможностями. В академии создана толерантная социокультурная среда, осуществляется необходимое сопровождение образовательного процесса,
при необходимости предоставляется волонтерская помощь обучающимся инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья.
1. Значение скотоводства в народном хозяйстве (ПКС-2, ПКС-12)
2. Особенности экстерьера и конституции крупного рогатого скота разных направлений
продуктивности (ПКС-2, ПКС-12)
3. Состав, биологическая ценность и пищевое значение молока (ПКС-2, ПКС-12)
4. Строение и развитие молочной железы (ПКС-2, ПКС-12)
5. Факторы, влияющие на удой коров (ПКС-2, ПКС-12)
6. Факторы, влияющие на состав молока (ПКС-2, ПКС-12)
7. Показатели мясной продуктивности. Состав туш и мяса. Биологическая и пищевая ценность мяса
(ПКС-2, ПКС-12)
8. Прижизненная и послеубойная оценка скота и туш. ГОСТ «Крупный рогатый скот для убоя» (ПКС-2,
ПКС-12)
9. Факторы, влияющие на мясную продуктивность (ПКС-2, ПКС-12)
10. Технологические процессы производства молока при разных способах содержания коров (ПКС-2,
ПКС-12)
11. Сущность промышленной технологии производства молока и говядины. Преимущества и
недостатки (ПКС-2, ПКС-12)
12. Поточно-цеховая система производства молока и воспроизводства стада (ПКС-2, ПКС-12)
13. Технология производства молока в пастбищный период (ПКС-2, ПКС-12)
14. Технология машинного доения коров (ПКС-2, ПКС-12)
15. Оценка коров по морфологическим признакам и функциональным свойствам вымени (ПКС-2, ПКС-
12)
16. Технология производства говядины на промышленной основе (ПКС-2, ПКС-12)
17. Откорм и нагул выбракованного взрослого скота (ПКС-2, ПКС-12)
18. Доращивание и откорм молодняка на кормах собственного производства (ПКС-2, ПКС-12)
19. Продолжительность хозяйственного использования коров. Обоснование темпов ремонта стада
(ПКС-2, ПКС-12)
20. Выращивание телят в молочный период (ПКС-2, ПКС-12)
22. Кормление, содержание нетелей и подготовка их к отелу (ПКС-2, ПКС-12)
23. Состав, свойства молозива и его роль при выращивании телят (ПКС-2, ПКС-12)
24. Особенности производства говядины в мясном скотоводстве (ПКС-2, ПКС-12)
25. Голландская черно-пестрая порода и ее влияние на создание черно-пестрых пород скота других
стран (ПКС-2, ПКС-12)
26. Голштинская порода скота США и Канады и ее значение в совершенствовании молочного скота
(ПКС-2, ПКС-12)
27. Черно-пестрая порода скота, характеристика и методы совершенствования (ПКС-2, ПКС-12)
28. Швицкая порода скота, ее характеристика, значение и пути совершенствования (ПКС-2, ПКС-12)9
29. Симментальская порода скота, ее характеристика, значение и пути совершенствования (ПКС-2,
ПКС-12)
30. Джерсейская порода скота, ее характеристика, значение и пути совершенствования (ПКС-2, ПКС-
12)
31. Порода скота шароле, ее характеристика, значение и пути совершенствования (ПКС-2, ПКС-12)
32. Лимузинская порода скота, ее характеристика, значение и пути совершенствования (ПКС-2, ПКС-
12)
33. Герефордская порода скота, ее характеристика, значение и пути совершенствования (ПКС-2, ПКС-
12)
34. Бонитировка крупного рогатого скота молочных и молочно мясных пород, ее значение и
организация (ПКС-2, ПКС-12)
35. Особенности селекционной работы в племенном и товарном молочном скотоводстве (ПКС-2, ПКС-
12)
36. Принципы, типы и методы подбора (ПКС-2, ПКС-12)
37. Производственный и племенной учет в скотоводстве (ПКС-2, ПКС-12)
38. Методы определения молочной продуктивности коров, массовой доли жира и белка в молоке.
Организация контрольных доек (ПКС-2, ПКС-12)
39. Содержание и кормление коров в родильном отделении. Условия проведения отелов (ПКС-2,
ПКС-12)
40. Особенности технологических процессов в цехе сухостойных коров (ПКС-2, ПКС-12)
41. Половая и хозяйственная зрелость телок, возраст и живая масса при первом осеменении (ПКС-2,
ПКС-12)
42. Способы и техника доения коров. Первичная обработка и реализация молока (ПКС-2, ПКС-12)
43. Особенности технологических процессов в цехе раздоя, осеменения и производства молока (ПКС-
2, ПКС-12)
44. Основные недостатки и пороки молочного и молочно-мясного скота (ПКС-2, ПКС-12)
45. Скрещивание, его виды, биологическая сущность и использование (ПКС-2, ПКС-12)
46. Масти скота (ПКС-2, ПКС-12)
47. Организационные и технологические основы производства продуктов скотоводства в фермерских
хозяйствах (ПКС-2, ПКС-12)
48. Костромская порода скота, ее характеристика и пути дальнейшего совершенствования (ПКС-2,
ПКС-12)
49. Формирование мясной продуктивности крупного рогатого скота по периодам выращивания (ПКС-2,
ПКС-12)
50. Характеристика технологических периодов при производстве говядины на промышленной основе
(ПКС-2, ПКС-12)
51. Определение класса коров по комплексу признаков (ПКС-2, ПКС-12)
52. Методы разведения крупного рогатого скота и их использование в товарном и племенном
скотоводстве (ПКС-2, ПКС-12)
53. Организация перевода животных на пастбищное содержание (ПКС-2, ПКС-12)
54. Межотельный цикл и его периоды: стельность, сервис-период, лактация, сухостойный период и их
взаимосвязь (ПКС-2, ПКС-12)
55. Способы мечения крупного рогатого скота и их характеристика (ПКС-2, ПКС-12)
Комплект контрольных вопросов для проведения устных опросов
Тема 1. Конституция и экстерьер скота.
Контрольные вопросы
1. Назовите стати скота.
2. Перечислите основные промеры.
3. Какими инструментами осуществляется взятие промеров?
4. Рассчитайте индексы телосложения.
5. Определите типы телосложения.
6. Как выявить особенности экстерьера высокоудойных коров?
7. Наиболее часто встречающиеся экстерьерные пороки молочного скота.
8. Дайте характеристики типов конституции скота, кондиций и темперамента.
9. Определите живую массу коров путем взятия промеров двумя способами–по Клювер – Штрауху
и Трухановскому, молодняка – по Фровейну.
Тема 2. Производственный и племенной учет в скотоводстве
Контрольные вопросы
2. В чем состоит техника мечения.
3. Назовите системы нумерации в промышленных комплексах.
Тема 3. Продуктивность крупного рогатого скота
Контрольные вопросы
1. Факторы, влияющие на молочную продуктивность коров.
2. Факторы, влияющие на жирномолочность.
3. Различия в химическом составе молока и молозива.
4. Определение среднего процента жира в молоке коров за лактацию.
5. Определение молочного жира.
6. Оценка коров по молочной продуктивности, лактационный период которой длится более
305 дней, менее 305 дней.
7. Лактационная кривая и на основании, каких данных она строится.
8. Факторы, влияющие на мясную продуктивность. Понятие убойной массы, убойного выхода.
9. Показатели убойного выхода у крупного рогатого скота разного направления продуктивности.
Тема 4. Породы крупного рогатого скота
Контрольные вопросы13
1. Характерные особенности пород молочного, мясного и комбинированного направления
продуктивности.
2. Какое место по численности в нашей стране занимают породы: молочные, комбинированные,
мясные? Какие из молочных пород наиболее многочисленные?
3. Какие породы разводят в зоне работы обучающегося? К какому направлению продуктивности они
относятся?
Тема 5 .Воспроизводство стада
Контрольные вопросы
1. В каком возрасте наступает половая и хозяйственная зрелость крупного рогатого скота?
2. Что такое сервис-период, сухостойный период? Их продолжительность и влияние на
хозяйственное использование животных?
3. Как правильно подготовить корову к отелу и провести его?
4. Каковы достоинства и недостатки различных методов выращивания телят?
5. Молозивный период и его значение для выращивания молодняка?
6. Особенности выращивания молодняка в молочный и послемолочный периоды.
7. Критерии воспроизводительных способностей крупного рогатого скота.
Тема 6. Технология производства молока и выращивание ремонтного молодняка
Контрольные вопросы
1. Назовите основные элементы технологии производства молока и формы специализации в
скотоводстве.
2. Какие существуют системы и способы содержания молочных коров?
3. Назовите технологические операции при первичной обработке молока.
4. Как организовать полноценное сбалансированное кормление коров?
5. Расскажите об организации кормления коров в пастбищный период.
6. Как организовать поение коров? Укажите основные средства механизации этого технологического
процесса.
Тема 7 Технология производства говядины и выращивание мясного скота
Контрольные вопросы
1. Особенности привязного и беспривязного способов содержания скота. Их достоинства
и недостатки с точки зрения ветеринарной и зооинженерной службы.
2. Автоматизация отдельных производственных процессов (раздача кормов, удаление
навоза, доение) на предприятиях с разными способами содержания животных.
3. Требования, предъявляемые к корове при отборе комплексы.
4. Расскажите о технологии выращивания молодняка для ремонта, доращивания и
интенсивного откорма сверхремонтного молодняка и выбракованного взрослого скота.
5. Какие технологии производства говядины существуют в молочном скотоводстве?
6. Чем отличается производство говядины в молочном и мясном скотоводстве?
7. Что такое нагул? Организация нагула.
Тема 8. Племенная работа в скотоводстве
Контрольные вопросы
1. Значение учета в племенной работе.
2. Что такое бонитировка? С какой целью и когда она проводится?
3. По каким признакам бонитируют коров, быков-производителей, молодняк?
4. Какие существуют методы оценки быков-производителей по качеству потомства?
5. Какие требования по продуктивности, экстерьеру, приспособленности к машинному доению
предъявляются животным при отборе на крупные механизированные фермы?
6. Какие методы разведения применяются в товарных и племенных хозяйствах? Методы и
формы отбора и подбора в этих хозяйствах?
7. Дайте определение чистопородного разведения. Какова его цель?
1. История развития молочного скотоводства в России.
2. Значение коров рекордисток в племенной работе.
3. Многоплодие в скотоводстве и его значение в селекции.
4. Породные различия в изменении живой массы телок по периодам роста.
5. Расчет потребности в кормах на молочной ферме.
6. Расчет производства молока и побочной продукции.
7. Влияние возраста и живой массы телок при первом осеменении на молочную
продуктивность по первой и последующим лактациям.
8. Использование родственного спаривания при совершенствовании пород крупного рогатого
скота.
9. Использование гибридизации при создании новых пород крупного рогатого скота.
10. Длительность хозяйственного использования крупного рогатого скота.
11. Определение степени родства и коэффициента гомозиготности при инбридинге.
12. Влияние сезона года на состав и свойства молока коров.
13. Молочная продуктивность. Состав и свойства молока коров при разных технологиях
доения.
14. Использование заменителей цельного молока при выращивании телят молочных пород
скота.
15. Влияние генетических и паратипических факторов на адаптационные способности
крупного рогатого скота.
16. Прогнозирование молочной продуктивности крупного рогатого скота.
17. Возраст первого отела коров и возможность его снижения,
18. Информационная система племенного скотоводства.
Контрольные вопросы
1. Значение учета в племенной работе.
2. Что такое бонитировка? С какой целью и когда она проводится?
3. По каким признакам бонитируют коров, быков-производителей, молодняк?
4. Какие существуют методы оценки быков-производителей по качеству потомства?
5. Какие требования по продуктивности, экстерьеру, приспособленности к машинному доению
предъявляются животным при отборе на крупные механизированные фермы?
6. Какие методы разведения применяются в товарных и племенных хозяйствах? Методы и
формы отбора и подбора в этих хозяйствах?
7. Дайте определение чистопородного разведения. Какова его цель?
Комплект индивидуальных заданий к решению ситуационных задач
Задача 1.В настоящее время отрасль скотоводства находится в большом упадке. Какие необходимо
применять меры для стабильного развития данной отрасли.
Задача 2. В 70-80 гг. ХХ в., продолжая процесс специализации в отрасли скотоводства, в ряде
областей были построены комплексы по выращиванию нетелей, но они не получили своего развития,
а в настоящее время вообще расформированы. Почему?16
Задача 3. В период лактации коровы Зорьки на 3 и 7 месяцах после отела не проводили контрольных
доек. Можно ли определить по данной корове удой за лактацию и как?
Задача 4. Корова здоровая, не старая, но после отела имеет продуктивность почти в половину
меньше, чем за предыдущую лактацию. В чем причина и можно ли устранить создавшееся
положение?
Задача 5. В хозяйстве нет весов для взвешивания скота и нет возможности их приобрести, но при
проведении бонитировки показатели живой массы животных должны быть обязательно. Как решить
эту проблему?
Задача 6. Раньше в хозяйствах Забайкалья разводили скот симментальской породы, а затем его
начали заменять черно-пестрым скотом. Какая причина и целесообразно ли это?
Задача 7. Приобретая корову в свое личное хозяйство какой породе Вы отдали бы предпочтение:
симментальской или черно-пестрой?
Задача 8. В хозяйстве отсутствует племенной учет в скотоводстве. С чего надо начать ведение
селекционной работы в ближайшее время?
Задача 9. Корова растелилась, но у нее нет молозива. Других новотельных коров на ферме нет. Чем
и как кормить новорожденного теленка в первые дни его жизни?
Задача 10. Какой показатель более реально отражает воспроизводительные способности маточного
поголовья - выход телят на 100 коров или выход телят на 100 коров и нетелей? Почему?
Задача 11. В 70-80-е годы ХХ века во многих хозяйствах были построены молочные комплексы с
беспривязным способом содержания коров. Однако многие из них в последующем снова перешли на
привязное содержание животных. Какие причины данного положения и перспективен ли способ
беспривязного содержания скота?
Задача 12. В продаже имеются доильные установки типа «Тандем» и «Елочка». Какую доильную
установку Вы выбрали бы для того хозяйства, где работаете и на каком основании?
Задача 13. Раньше в спецхозах по производству говядины откармливали кастрированных бычков, а
сейчас бычков не кастрируют, Ваше мнение: кастрировать или не кастрировать бычков,
предназначенных для откорма на мясо?
Задача 14. Весной коров перевели на кормление зелеными кормами и жирность молока снизилась.
Задача 15. На ферме, где разводят мясных коров, сезонные отелы, но родильного отделения нет. Как
организовать проведение отелов на данной ферме?
Комплект тестовых заданий
Тема 1 Экстерьер и конституция
Диким предком крупного рогатого скота был:
тур (bos primigenius)
як (bos mutus)
бизон (bos bison)
все ответы верны
Срок хозяйственного использования коров:
7-10 лет
6-13 лет
5-8 лет
10-20 лет
Зона температурного комфорта для крупного рогатого скота:
2-18 оС
1-10 оС
10-25 оС
25-37 оС
Главное биологическое отличие КРС от других видов сельскохозяйственных животных:
в строении и физиологии органов пищеварения
-строении центральной нервной системы
в системе органов внутренней секреции
в строении мочеполовой системы
Тема 2 Продуктивность крупного рогатого скота
Молочная корова имеет формы тела:
клинообразные
шарообразные
прямоугольные
элипсообразные
Скот мясного направления продуктивности характеризуется:
короткой, толстой и широкой шеей
легкой головой
более толстыми и длинными рогами
все ответы верны
Методы изучения и оценки экстерьера:
все ответы верны
измерения статей,
определения индексов,
графический,
фотографирования
глазомерный,
К моменту доения основное количество молока до___% находится в альвеолах и мелких протоках
75
55
87
36
В молоковыведении участвует гормон :
задней доли гипофиза
гипоталамуса
щитовидной железы
молочной железы
Оптимальное время доения коров_____минут:
4-6
5-8
3-5
8-10
Лактацией или лактационным периодом называют:18
период от отела до запуска коровы
период от отела до плодотворного осеменения
период от отела до сервис- периода
молозивный период
К основным показателям, характеризующим молочную продуктивность, относят:
надой, содержание жира и белка в молоке
надой, содержание жира и сахара в молоке
надой, содержание белка и витаминов в молоке
надой, приплод и жирность молока
1 раз в месяц
1 раз в декаду
еженедельно
ежедневно
Основой зоотехнического и племенного учета является:
мечение скота
пересчет скота
взвешивание скота
присвоение кличек
Оптимальное количество телят в станке до 6-ти месячного возраста, гол.
5-10
1-3
10-15
. 15-25
Существуют следующие способы массажа вымени нетелей:
все ответы верны;
глубокое поглаживание;
растирание;
разминание;
поверхностное поглаживание;
Раздой коров – это комплекс зоотехнических и организационных мероприятий включающих:
все ответы верны
создание прочной кормовой базы,
организацию полноценного кормления,
соблюдение требований технологии доения,
создание оптимальных условий содержания и ухода, направлен- ных на проявление
потенциальной молочной продуктивности,
Интенсивность молокоотдачи у коров определяют на 2-3 месяце лактации путем
деления количества надоенного молока на затраченное при этом время
умножения количества надоенного молока на затраченное при этом время
сложения количества надоенного молока на затраченное при этом время
вычитания от надоенного молока затраченного при этом времени
Тема 3 Воспроизводство стада и племенная работа
Экстерьер и конституцию быков – производителей оценивают ежегодно до __________летнего
возраста
5
3
4
9
Обобщающим показателем воспроизводительных качеств коровы является:
лактационный период
межотельный период ( интервал между отелами)
сухостойный период
сервис-период
Важнейшим требованием при оценке телок является ___________ к моменту осеменения в возрасте
17-18 месяцев
высокая живая масса
высокий рост
высокая упитанность
высокая скорость роста
Какие отделы называются преджелудками______________
все ответы верны
рубец
сетка
книжка
На крепость всего организма животного указывает________________
ровная линия спины
большое вымя
обхват пясти
короткие толстые ноги
Высокую продуктивность молочных желез обеспечивает оптимальное соотношение в нем
______________________________________тканей
железистой и соединительной
костной и мышечной
нервной и мышечной
альвеолярной и нервной
Стандартной считается лактация длительностью _________ дней
365
285
210
Содержание жира и белка в молоке коров определяют ___________
1 раз в месяц
1 раз в день
1 раз в декаду
1 раз в квартал
На молочную продуктивность коров большое влияние оказывает:
их возраст и живая масса при 1-ом отеле
живая масса при рождении
живая масса при осеменении
возраст при 1-ом осеменении
Время от прекращения лактации у коровы до следующего отела называется ____________периодом
сухостойным
лактационным
сервис
межотельным
При существующем состоянии кормовой базы и молочной продуктивности коров, в большинстве
хозяйств республики, для получения более высоких надоев желательны _____________отелы коров
зимние
весенние
летние
осенние
Любое временное снижение уровня кормления ________________ лактирующих коров, который в
дальнейшем не восстанавливается
уменьшает суточный надой
снижает живую массу
уменьшает содержание жира в молоке
уменьшает содержание белка в молоке
Оптимальная температура воздуха в коровниках ________о С
5-15
25-30
15-20
3-8
Заболевание коров маститом обуславливает недобор _________________за лактацию
250-300 кг молока
20-30 кг живой массы
80-100 кг молочного жира
25-50 кг молочного жира
При одностороннем обильном силосном типе кормления содержание белка в молоке:
снижается
увеличивается в 2 раза
не изменяется
отсутствует
В последних порциях надоенного молока содержание жира -
более 10%
менее 1%20
примерно 5%
не изменяется
Структурное соотношение в туше мяса, костей, хрящей и сухожилий называется
___________________составом туши
морфологическим
химическим
биологическим
анатомическим
Отношение убойной массы к предубойной живой массе, выраженное в процентах, называется
убойным выходом
убойным качеством
убойной массой
тушей
Среднесуточный прирост живой массы бычков на __________, чем телок
16-23% выше
15-25% ниже
одинаковый
50% выше
Наиболее ценное мясо получают при убое хорошо выращенного молодняка в возрасте
16-20
20-24
12-15
6-12
К отечественным мясным породам относят ________________породы
калмыцкую
казахскую белоголовую
герефордскую
все ответы верны
Основой при создании черно-пестрого скота в подавляющем большинстве стран мира была
________________________________________ порода
голландская черно-пестрая
литовская черно-пестрая
эстонская черно-пестрая
голштинская
Родиной скота симментальской породы является -
Швейцария
Швеция
Шотландия
Германия
В республике Бурятия разводят скот следующих пород:
симментальский, герефордский, калмыцкий, казахский белоголовый
черно-пестрый, симментальский, шароле, калмыцкий
казахский белоголовый, калмыцкий, шортгорнский
калмыцкий, голштинский, костромской, ярославский
Методы выращивания телят в мясном скотоводстве___________________
на полном подсосе
в индивидуальных клетках
в индивидуальных домиках
все ответы верны
При комплектовании групп телят разница по возрасту не должна превышать ______ дней, по живой
массе _________ %
10, 10
2, 22
30, 30
45-15
Наиболее распространенный способ содержания дойных коров в Забайкалье
привязный
беспривязный
свободно-выгульный
принужденно-выгульный
Естественная продолжительность жизни коров около _____лет
0-3521
50-75
5-15
3-8
Что является собственно желудком:
сычуг
сетка
книжка
рубец
Голштинской породе скота свойственна_________________ конституция
нежная плотная
нежная рыхлая
грубая рыхлая
грубая плотная
Скот _____________направления продуктивности отличается более крепким здоровьем,
устойчивостью к заболеваниям и долговечностью
комбинированного
мясного
молочного
все ответы верны
Величина промеров выражается в:
сантиметрах
метрах
миллиметрах
дециметрах
сервис-периодом
сухостойным – периодом
лактационным
межотельным
Окситоцин действует в организме в течение _____________ мин
4-6
8-10
7-9
2-4
Индивидуальную молочную продуктивность коров определяют:
все ответы верны
за первые 305 дней лактации
за всю лактацию
за всю жизнь
Мировой рекордисткой по молочной продуктивности является __________________________ помесь
голштинской породы (3/4 доли крови) и зебу (1/4 крови)
кубинская корова Убре Бланке
американская корова Бичер Арлинда Эллен
канадская корова Умри Пальме
германская Ильма Бланк
Телок желательно случать в возрасте 16-18 мес при достижении ими живой массы ___________%
массы взрослых коров.
65-70
80-97
48-63
50
У коров, не имевших сухостойного периода, надой на ________ % ниже по сравнению с коровами, у
которых был сухостойный период
25-40
4 5- 60
10-20
5-10
У коров зимнего отела наблюдается два подъема лактационной кривой:
в начале лактации и в первый период пастбищного сезона
в начале и в конце лактационного периода
в первые и последние 7-10 дней лактационного периода
после отъема телят и в середине пастбищного сезона
Оптимальная относительная влажность в коровниках __________ %22
40-70
80-100
70-90
15-30
Нарушение технологии доения коров__________________
снижает надой на 20% и более
приводит к снижению упитанности
снижает производительность труда на 20%
повышает себестоимость молока на 20% и более
В первых порциях надоенного молока содержится _________ жира
менее 1%
примерно 2,5%
более 5%
около 3,8%
У молодых коров содержание жира в молоке _______________чем у полновозрастных
ниже
выше
на одном уровне
не постоянно
Для говядины, по сравнению с другими видами мяса, характерно самое высокое содержание
________ и благоприятное соотношение его с жиром.
белка
костей
сухожилий
аминокислот
Масса туши и внутреннего жира-сырца представляет собой________________________
убойную массу
убойные качества
убойный выход
Тема 4 Породы крупного рогатого скота
Самый крупный скот из всех молочных пород __________________________________
голштинский
голландский
айрширский
джерсейский
Преобладающей молочной породой в странах СНГ является ______________________
черно-пестрая
голштинская
айрширская
красная степная
Для стимуляции молочной продуктивности первотелок, в период раздоя, к основному рациону
добавляется _________________ кормовые единицы
2-3
3-4
4-5
5-6
Животные какой породы были использованы для улучшения вымени коров симментальской породы в
Бурятии ____________________________________________________
монбельярдской
холмогорской
джерсейской
айрширской
Период роста крупного рогатого скота составляет около _____________лет
5
3
2
1,5
Для анализа пропорциональности сложения животных и сравнения данных определяют :
индексы телосложения
коэффициент молочности
коэффициент мясности
возраст животного23
Академик М.Ф.Иванов дополнил классификацию типов конституции выделив _____________________
тип конституции
крепкий
нежный
рыхлый
плотный
грубый
Какие корма считаются молокогонными__________________________
сочные
грубые
концентрированные
объемистые
К какому направлению продуктивности относится симментальский скот________________________
комбинированному
молочному
мясному
все ответы верны
Как называется самая большая камера желудка_________________
рубец
книжка
сетка
сычуг
Рекомендуемая температура в помещениях для новорожденных телят __0 С
18-20
26-28
21-25
15-17
Коровы по характеру лактационной кривой делятся на _________ типа:
4
5
3
2
Секрет, образующийся в молочной железе коров во время отелов и в первые 4-6 дней после родов,
называется :
сметаной
сливками
обратом
Форма вымени определяется по ____________________________
соотношению промеров длины к ширине
весу в килограммах
глубине вымени
соотношению удоев из передней доли к общему
Темпы воспроизводства поголовья, а также количество получаемой продукции зависят от:
структуры стада
возраста животных
пола животных
природно-экономических условий
Наиболее эффективным и экономически целесообразным считается______________содержание
телок и нетелей
беспривязно-боксовое
привязное
беспривязное
на глубокой, несменяемой подстилке
Что такое «режимный подсос» в мясном скотоводстве ________________
2-3 кратный допуск телят к матерям
совместное содержание коров и телят
пастьба телят вместе с коровами
нормированное количество молока
В какую форму племенного учета записываются данные по коровам молочных пород :
2-мол
1-мол
3-мол24
4-мол
Раздой коров на повышенных энергетических рационах (авансированное кормление) проводят на
протяжении: ________дней лактации.
90-100
120-150
150-180
180-200
В каких хозяйствах допускается выращивание племенных бычков_______
племенных репродукторах и госплемзаводах
товарных хозяйствах с налаженным племучетом
при желании во всех хозяйствах
только в коллективных
При определении упитанности скота прощупывание проводят в следующей
последовательности_______________________________
область седалищных бугров, основание хвоста, маклоки, щуп, ребра, лопатки, передняя часть
груди
поясница, ребра, спина, передняя часть груди
мошонка, щуп, маклоки, ребра, спина, грудинка
Хорошей молочной коровой считается та, удой которой в _____раз превышает ее живую массу
8-10
15-20
5-8
3-5
Большинство молочных и молочно-мясных КРС относится к _______________типу конституции
плотному
нежному
грубому
рыхлому
Для построения экстерьерных профилей используются _________________
промеры, индексы телосложения;
возраст и конституция
живая масса и продуктивность
все ответы верны
Для образования 1 л молока необходимо, чтобы через вымя прошло ___________ л крови
450-500
100-150
200-350
600-750
На продолжительность лактации (+ или -) влияет продолжительность _____
стельности
сухостойного периода
межотельного периода
Организация регулярного моциона коров ведет к ______________________
все ответы верны
улучшению аппетита
повышению обмена веществ
укреплению мышц и костяка
К основным показателям мясной продуктивности скота при жизни относят:
все ответы верны
живую массу
среднесуточный прирост
упитанность
оплату корма продукцией
Цель ________ подбора – сохранить, закрепить и усилить в породе желательные качества:
гомогенного
гетерогенного
группового
индивидуального
Спаривание животных разных видов -___________________________
гибридизация
скрещивание
чистое разведение25
мутация
Основная форма зоотехнического учета ___________________________
индивидуальная карточка животного
индивидуальный номер животного
индивидуальное место в коровнике
мечение
Высокая эффективность использования коров может быть достигнута при длительности
межотельного периода ____________ месяцев
12
15
18
20
Яловыми считаются коровы, не оплодотворившиеся в течение _______дней после отела
90
30
50
70
Форму вымени и сосков определяют _______________________________
за 1,5-2 ч до дойки
на 2-4 месяце лактации
в любое время
перед отелом
При удаленности пастбищ свыше 3 км от фермы применяют ___________
систему содержания животных
стойлово-лагерную
стойлово-пастбищную
круглогодовую стойловую
круглогодовую пастбищную
Количество концентратов в рационах зависит от_____________________
все ответы верны
качества грубых кормов
уровня продуктивности животных
качества сочных кормов
Как называется способ определения живой массы скота, при котором измеряют обхват груди за
лопатками и косую длину туловища:
Клювер-Штрауха
Фровейна
Трухановского
Иванова
Молодняком считается крупный рогатый скот в возрасте ______________
- от 3 месяцев до 3 лет
- от 1 месяца до 1 года
- от 1 месяца до 1,5 лет
- от рождения до 1 месяца
снижается
повышается на 1,5%
не изменяется
повышается на 5%
При определении возраста по зубам возможность ошибки повышается у животных
_________________________________________________ лет
старше 11-12
старше 9-10
старше 6-8
младше 3
Период от осеменения до отела называется _________________________
стельность
сухостойный
сервис
межотельный
Применение массажа во вторую половину стельности нетелей способствует:
все ответы верны
улучшению пригодности к машинному доению;26
повышению скорости молокоотдачи на 10-15%;
ускорению процессаза привыкания первотелок к машинному доению в 2-3 раза.
Темы заданий для работы в малых группах
1. Породы крупного рогатого скота молочного направления.
2. Породы крупного рогатого скота мясного направления.
3. Породы крупного рогатого скота комбинированного направления.
4. Технология производства молока при привязном и беспривязном содержании коров.
5. Поточно-цеховая система производства молока.
6. Технология производства говядины.
7. Воспроизводство стада
8. Экстерьер крупного рогатого скота различного направления продуктивности. Методы оценки
экстерьера.
9. Оценка вымени по морфологическим и физиологическим свойствам.
10. Учет и оценка молочной продуктивности.
11. Составление планов осеменений, отелов и удоев коров.
12. Учет и оценка мясной продуктивности.
13. Зоотехнические основы воспроизводства стада.
14. Планирование роста ремонтного молодняка молочных пород скота.
2. Комплект контрольных вопросов для проведения устных опросов
3. Темы рефератов
4. Контрольные вопросы
5. Комплект индивидуальных заданий к решению ситуационных задач
6. Комплект тестовых заданий.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– правильность ответа по содержанию задания (учитывается количество и характер ошибок при ответе);
– полнота и глубина ответа (учитывается количество усвоенных фактов, понятий и т.п.);
– сознательность ответа (учитывается понимание излагаемого материала);
– логика изложения материала (учитывается умение строить целостный, последовательный рассказ, грамотно пользоваться специальной терминологией);
– использование дополнительного материала;
– рациональность использования времени, отведенного на задание (не одобряется затянутость выполнения задания, устного ответа во времени, с учетом индивидуальных особенностей обучающихся).
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- теоретический уровень знаний;
- качество ответов на вопросы;
- подкрепление материалов фактическими данными (статистические данные или др.);
- практическая ценность материала;
- способность делать выводы;
- способность отстаивать собственную точку зрения;
- способность ориентироваться в представленном материале;
- степень участия в общей дискуссии.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
(дискуссии, полемики, диспута, дебатов)
«отлично»
используется терминология; показано умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации; высказывать свою точку зрения.
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
– правильность формулировки и использования понятий и категорий;
(обязательно для дисциплин, где по УП предусмотрена контрольная работа)
для учета в рейтинге (оценка)
– аккуратность оформления работы и др.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Примерные критерии оценивания:
– правильность выполнения задания на практическую/лабораторную работу в соответствии с вариантом;
– степень усвоения теоретического материала по теме практической /лабораторной работы;
– способность продемонстрировать преподавателю навыки работы в инструментальной программной среде, а также применить их к решению типовых задач, отличных от варианта задания;
– качество подготовки отчета по практической / лабораторной работе;
– правильность и полнота ответов на вопросы преподавателя при защите работы
и др.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания практических занятий (лабораторных работ):
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
В качестве критериев могут быть выбраны, например:
– соответствие срока сдачи работы установленному преподавателем;
– соответствие содержания и оформления работы предъявленным требованиям;
расчетно-графической работы, работы на тренажере
– умение использовать полученные ранее знания и навыки для решения конкретных задач;
– умение отвечать на вопросы, делать выводы, пользоваться профессиональной и общей лексикой;
– обоснованность решения и соответствие методике (алгоритму) расчетов;
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Материалы тестовых заданий следует сгруппировать по темам/разделам изучаемой дисциплины (модуля) в следующем виде:
Тема (темы) / Раздел дисциплины (модуля)
Тестовые задания по данной теме (темам)/Разделу с указанием правильных ответов.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- отношение правильно выполненных заданий к общему их количеству
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
Задачи реконструктивного уровня
для учета в рейтинге (оценка)
Задачи творческого уровня
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота знаний теоретического контролируемого материала;
– полнота знаний практического контролируемого материала, демонстрация умений и навыков решения типовых задач, выполнения типовых заданий/упражнений/казусов;
– умение самостоятельно решать проблему/задачу на основе изученных методов, приемов, технологий;
– умение ясно, четко, логично и грамотно излагать собственные размышления, делать умозаключения и выводы;
– полнота и правильность выполнения задания.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ четко структурирован и выстроен в заданной логике. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа укладывается в заданные рамки при сохранении смысла.
Продемонстрировано умение аргументировано излагать собственную точку зрения. Видно уверенное владение освоенным материалом, изложение сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.
Высокая степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала: стилистические обороты, манера изложения, словарный запас. Отсутствуют
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
– степень владения понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины;
– знание фактического материала, отсутствие фактических ошибок;
– умение логически выстроить материал ответа;
– умение аргументировать предложенные подходы и решения, сделанные выводы;
– степень самостоятельности, грамотности, оригинальности в представлении материала (стилистические обороты, манера изложения, словарный запас, отсутствие или наличие грамматических ошибок);
– выполнение требований к оформлению работы.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся).
Примерная шкала оценивания письменных работ:
(рефератов, докладов, сообщений)
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
Продемонстрировано владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (уместность употребления, аббревиатуры, толкование и т.д.), отсутствуют ошибки в употреблении терминов.
Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ в достаточной степени структурирован и выстроен в заданной логике без нарушений общего смысла. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа незначительно превышает заданные рамки при сохранении смысла.
Продемонстрировано умение аргументированно излагать собственную точку зрения, но аргументация не всегда убедительна. Изложение лишь отчасти сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.
Достаточная степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала. Встречаются мелкие и не искажающие смысла ошибки в стилистике, стилистические штампы. Есть 1–2 орфографические ошибки.
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
Продемонстрировано достаточное владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины, есть ошибки в употреблении и трактовке терминов, расшифровке аббревиатур.
Ошибки в использовании категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ плохо структурирован, нарушена заданная логика. Части ответа логически разорваны, нет связок между ними. Ошибки в представлении логической структуры проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа в существенной степени (на 25–30%) отклоняется от заданных рамок.
Нет собственной точки зрения либо она слабо аргументирована. Примеры, приведенные в ответе в качестве практических иллюстраций, в малой степени соответствуют изложенным теоретическим аспектам.
Текст работы примерно наполовину представляет собой стандартные обороты и фразы из учебника/лекций. Обилие ошибок в стилистике, много стилистических штампов. Есть 3–5 орфографических ошибок.
Работа выполнена не очень аккуратно, встречаются помарки и исправления.
Продемонстрировано крайне слабое владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (неуместность употребления, неверные аббревиатуры, искаженное толкование и т.д.), присутствуют многочисленные ошибки в употреблении терминов.
Продемонстрировано крайне низкое (отрывочное) знание фактического материала, много фактических ошибок – практически все факты (данные) либо искажены, либо неверны.
Ответ представляет собой сплошной текст без структурирования, нарушена заданная логика. Части ответа не взаимосвязаны логически. Нарушена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа более чем в 2 раза меньше или превышает заданный. Показаны неверные ассоциативные взаимосвязи категорий и терминов дисциплины.
Отсутствует аргументация изложенной точки зрения, нет собственной позиции. Отсутствуют примеры из практики либо они неадекватны.
Текст ответа представляет полную кальку текста учебника/лекций. Стилистические ошибки приводят к существенному искажению смысла. Большое число орфографических ошибок в тексте (более 10 на страницу).
Работа выполнена неаккуратно, с обилием помарок и исправлений. В работе один абзац и больше позаимствован из какого-либо источника без ссылки на него.
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- соответствие решения сформулированным в кейсе вопросам (адекватность проблеме и рынку);
- оригинальность подхода (новаторство, креативность);
- применимость решения на практике;
- глубина проработки проблемы (обоснованность решения, наличие альтернативных вариантов, прогнозирование возможных проблем, комплексность решения).
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Концепция игры
Роли:
Задания (вопросы, проблемные ситуации и др.)
Ожидаемый (е) результат(ы)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
качество усвоения информации;
выступление;
содержание вопроса;
качество ответов на вопросы;
значимость дополнений, возражений, предложений;
уровень делового сотрудничества;
соблюдение правил деловой игры;
соблюдение регламента;
правильное применение профессиональной лексики.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
для учета в рейтинге (оценка)
Индивидуальные творческие задания (проекты):
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- актуальность темы;
- соответствие содержания работы выбранной тематике;
- соответствие содержания и оформления работы установленным требованиям;
- обоснованность результатов и выводов, оригинальность идеи;
- новизна полученных данных;
- личный вклад обучающихся;
- возможности практического использования полученных данных.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
п/п