2024-2025_m21_04_02_o_1_plx_Философия и методология науки_Управление земельными ресурсами и объектами недвижимости
 
Федеральное государственное бюджетное образовательное

учреждение высшего образования

«Бурятская государственная сельскохозяйственная академия имени В.Р. Филиппова»

Институт землеустройства, кадастров и мелиорации Факультет
 
«УТВЕРЖДЕНО»
Декан

Институт землеустройства, кадастров и мелиорации факультет

уч. ст., уч. зв.
 
Балданов Н.Д.
 
 
 
 
подпись
 
«
 
 
 
»
20
г.
 
«СОГЛАСОВАНО»
Заведующий выпускающей кафедрой

Кадастры и право

уч. ст., уч. зв.
Гунтыпова Е.Э.
 
 
 
подпись
 
«
»
20
г.
 
 
 
 
Рабочая программа 
21.04.02 Землеустройство и кадастры

Направленность (профиль) Управление земельными ресурсами и объектами недвижимости

Дисциплины (модуля)
Б1.О.01 Философия и методология науки
 
Социально-гуманитарные науки, реклама и туризм
Квалификация
Магистр
Форма обучения
очная
Форма промежуточной аттестации
Экзамен
Объём дисциплины в З.Е.
3
Продолжительность в часах/неделях
108/ 0  
Статус дисциплины

в учебном плане

относится к обязательной части блока 1 "Дисциплины" ОПОП

является дисциплиной обязательной для изучения

Обеспечивающая преподвание

дисциплины кафедра

 
Улан-Удэ, 20__г.
 
Распределение часов дисциплины
Курс 1

Семестр 1

Количество часов
Итого
Вид занятий
УП
УП
Лекционные занятия
14
14
Практические занятия
28
28
Контактная работа
42
42
Сам. работа
30
30
Итого
108
 
Программу составил(и):
 
канд.ист.наук, Высшее – специалитет История, учитель истории и социально-политических дисциплин, монголовед Философия, преподаватель философии Анахина Марина Владимировна _________________
 
 
Философия и методология науки
Программа дисциплины
 
m21.04.02_o_1.plx
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного Ученым советом вуза от  протокол №  .
 
Протокол от __ __________ 20__ г.  №  __  

Зав. кафедрой Гунтыпова Е.Э.

Кадастры и право
Программа одобрена на заседании кафедры
Председатель методической комиссии «Институт землеустройства, кадастров и мелиорации факультет»
Рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании методической комиссии «Институт землеустройства, кадастров и мелиорации факультет» от «__» _______________ 20__г., протокол №___
уч. ст., уч. зв.
 
 
подпись
 
И.О. Фамилия
 
подпись
 

п/п

Учебный год
Одобрено

на заседании кафедры

Утверждаю

Заведующий кафедрой

Барлукова О.Д.

протокол
Дата
Подпись
Дата
20__/20__ г.г.
№____
«__»__20__г.
«__»__20__г.
1
20__/20__ г.г.
№____
«__»__20__г.
«__»__20__г.
2
20__/20__ г.г.
№____
«__»__20__г.
«__»__20__г.
3
20__/20__ г.г.
№____
«__»__20__г.
«__»__20__г.
4
20__/20__ г.г.
№____
«__»__20__г.
«__»__20__г.
5
 
подпись
 
И.О. Фамилия
 
Внешний эксперт

(представитель работодателя)

 
 
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1
Цели:  получение знаний по теоретическим основам природы науки и научно-исследовательской деятельности; приобретение практических навыков и умений, исследовательской деятельности необходимых для про-фессиональной подготовки в области землеустройства и кадастра

Задачи: формирование системы знаний и практических навыков по философии и методологии науки; развитие уме-ний, навыков по применению полученных знаний к процессу научного исследования и практике

 
ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ И МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Блок.Часть
Б1.О
УК-5: Способен анализировать и учитывать разнообразие культур в процессе межкультурного взаимодействия
 
Дисциплины (модули) и практики, для которых освоение данной практики необходимо как предшествующее:
 
Автоматизированные системы проектирования и кадастра 
1
2 семестр
 
Геодезическое и картографическое обеспечение землеустройства и кадастров 
2
3 семестр
 
Учебная практика 
3
2 семестр
 
Ознакомительная практика 
4
2 семестр
 
Производственная практика 
5
2 семестр
 
Преддипломная практика 
6
4 семестр
 
Выполнение, подготовка к процедуре защиты и защита выпускной квалификационной работы 
7
4 семестр
 
ОПИСАНИЕ ПОКАЗАТЕЛЕЙ, КРИТЕРИЕВ И ШКАЛ ОЦЕНИВАНИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ В РАМКАХ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
КОД И НАЗВАНИЕ КОМПЕТЕНЦИИ

УК-5: Способен анализировать и учитывать разнообразие культур в процессе межкультурного взаимодействия;

 
Знать и понимать  :
 
ИД-1 не знает и не понимает социально-исторического развития различных культур особенности;  особенности  межкультурного разнообразия общества

ИД-2 не знает и не понимает принципы толерантного отношения к культурным особенностям; формы и типы коммуникаций в мире культурного многообразия общества

Уровень 1 
 
ИД-1 знает фрагментарно  социально-исторического развития различных культур особенности;  особенности  межкультурного разнообразия общества

ИД-2 знает фрагментарно  принципы толерантного отношения к культурным особенностям; формы и типы коммуникаций в мире культурного многообразия общества

Уровень 2 
 
ИД-1 знает в целом социально-исторического развития различных культур особенности;  особенности  межкультурного разнообразия общества

ИД-2 знает в целом принципы толерантного отношения к культурным особенностям; формы и типы коммуникаций в мире культурного многообразия общества

Уровень 3 
 
ИД-1 знает в совершенстве социально-исторического развития различных культур особенности;  особенности  межкультурного разнообразия общества

ИД-2 знает в совершенстве принципы толерантного отношения к культурным особенностям; формы и типы коммуникаций в мире культурного многообразия общества

Уровень 4 
 
 
Уметь делать (действовать)  :
 
ИД-1не умеет анализировать закономерности и социально-исторического развития различных культур особенности;  особенности  межкультурного разнообразия общества

ИД-2 не умеет толерантно воспринимать межкультурное разнообразие общества

Уровень 1 
 
ИД-1 умеет в некоторой степени  анализировать закономерности и социально-исторического развития различных культур особенности;  особенности  межкультурного разнообразия общества

ИД-2 умеет в некоторой степени  толерантно воспринимать межкультурное разнообразие общества

Уровень 2 
 
ИД-1 умеет в общем,  анализировать закономерности и социально-исторического развития различных культур особенности;  особенности  межкультурного разнообразия общества

ИД-2 умеет в общем,  толерантно воспринимать межкультурное разнообразие общества

Уровень 3 
 
ИД-1 умеет  уверенно  анализировать закономерности и социально-исторического развития различных культур особенности;  особенности  межкультурного разнообразия общества

ИД-2 умеет  уверенно  толерантно воспринимать межкультурное разнообразие общества

Уровень 4 
 
 
Владеть навыками (иметь навыки) :
 
ИД-1 не владеет  навыками анализа закономерностей  и социально-исторического развития различных культур особенности;  особенностей межкультурного разнообразия общества; эффективного межкультурного взаимодействия

ИД-2 не владеет  навыками анализа  разнообразия культур в процессе межкультурного взаимодействия

Уровень 1 
 
ИД-1 владеет навыками анализа закономерностей  и социально-исторического развития различных культур особенности;  особенностей межкультурного разнообразия общества; эффективного межкультурного взаимодействия

ИД-2 владеет навыками анализа  разнообразия культур в процессе межкультурного взаимодействия

Уровень 2 
 
ИД-1 владеет  достаточно  навыками анализа закономерностей  и социально-исторического развития различных культур особенности;  особенностей межкультурного разнообразия общества; эффективного межкультурного взаимодействия

ИД-2 владеет  достаточно  навыками анализа  разнообразия культур в процессе межкультурного взаимодействия

Уровень 3 
 
ИД-1 владеет в полной мере навыками анализа закономерностей  и социально-исторического развития различных культур особенности;  особенностей межкультурного разнообразия общества; эффективного межкультурного взаимодействия

ИД-2 владеет в полной мере навыками анализа  разнообразия культур в процессе межкультурного взаимодействия

Уровень 4 
 
 
 
Уровни сформированности компетенций
Оценка «хорошо» - уровень 3
Оценка «отлично» - уровень 4
Оценка «неудовлетворительно» - уровень 1
Оценка «удовлетворительно» - уровень 2
Оценки формирования компентенций
средний
высокий
компетенция не сформирована
минимальный
Характеристика сформированности компетенции
Сформированность компетенции в целом соответствует требованиям. Имеющихся знаний, умений, навыков и мотивации в целом достаточно для решения стандартных практических (профессиональных) задач
Сформированность компетенции полностью соответствует требованиям. Имеющихся знаний, умений, навыков и мотивации в полной мере достаточно для решения сложных практических (профессиональных) задач
Компетенция в полной мере не сформирована. Имеющихся знаний, умений и навыков недостаточно для решения практических (профессиональных) задач
Сформированность компетенции соответствует минимальным требованиям. Имеющихся знаний, умений, навыков в целом достаточно для решения практических (профессиональных) задач
 
КОД И НАЗВАНИЕ КОМПЕТЕНЦИИ

ОПК-3: Способен осуществлять поиск, обработку и анализ информации для принятия решений в научной и практической деятельности;

 
Знать и понимать  :
 
ИД-1 не знает и не понимает основные понятия и методы научного познания
Уровень 1 
 
ИД-1знает фрагментарно  основные понятия и методы научного познания
Уровень 2 
 
ИД-1знает в целом основные понятия и методы научного познания
Уровень 3 
 
ИД-1знает в совершенстве основные понятия и методы научного познания
Уровень 4 
 
 
Уметь делать (действовать)  :
 
ИД-1 не умеет обобщать и анализировать научную информацию

Уровень 1 
 
ИД-1 умеет в некоторой степени   обобщать и анализировать научную информацию
Уровень 2 
 
ИД-1 умеет в общем,  обобщать и анализировать научную информацию
Уровень 3 
 
ИД-1умеет уверенно  обобщать и анализировать научную информацию
Уровень 4 
 
 
Владеть навыками (иметь навыки) :
 
ИД-1  не владеет  навыками методами научного исследования и научного поиска
Уровень 1 
 
ИД-1 владеет навыками методами научного исследования и научного поиска
Уровень 2 
 
ИД-1 владеет  достаточно  навыками методами научного исследования и научного поиска
Уровень 3 
 
ИД-1 владеет в полной мере навыками методами научного исследования и научного поиска
Уровень 4 
 
 
 
Уровни сформированности компетенций
Оценка «хорошо» - уровень 3
Оценка «отлично» - уровень 4
Оценка «неудовлетворительно» - уровень 1
Оценка «удовлетворительно» - уровень 2
Оценки формирования компентенций
средний
высокий
компетенция не сформирована
минимальный
Характеристика сформированности компетенции
Сформированность компетенции в целом соответствует требованиям. Имеющихся знаний, умений, навыков и мотивации в целом достаточно для решения стандартных практических (профессиональных) задач
Сформированность компетенции полностью соответствует требованиям. Имеющихся знаний, умений, навыков и мотивации в полной мере достаточно для решения сложных практических (профессиональных) задач
Компетенция в полной мере не сформирована. Имеющихся знаний, умений и навыков недостаточно для решения практических (профессиональных) задач
Сформированность компетенции соответствует минимальным требованиям. Имеющихся знаний, умений, навыков в целом достаточно для решения практических (профессиональных) задач
 
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Код занятия
Наименование разделов (этапов) и тем
Семестр
Часов
Компетенции
Интеракт.
Примечание (используемые интерактивные формы,

форма текущего контроля успеваемости)

Вид

работ

 
Раздел 1. Философия науки
 
1.1
Наука как предмет философского анализа
11
2
УК-5,ОПК-3
Лек
 
1.2
Философские концепции науки ХХ века
11
2
УК-5,ОПК-3
2
Лекция-визуализация
Лек
 
1.3
Структура научного познания. Роль метода в научном исследовании
11
2
УК-5,ОПК-3
2
Лекция-визуализация
Лек
 
1.4
Логика научного исследования
11
2
ОПК-3
Лек
 
1.5
Наука как предмет философского анализа
11
4
УК-5,ОПК-3
4
Участие в обсуждение темы дискуссии
Пр
 
1.6
Философские концепции науки ХХ века
11
4
УК-5,ОПК-3
4
Решение кейс-задачи
Пр
 
1.7
Структура научного познания. Роль метода в научном исследовании
11
4
УК-5,ОПК-3
2
Участие в обсуждение темы дискуссии
Пр
 
1.8
Логика научного исследования
11
4
Устный опрос.

Проверка задания

Пр
 
1.9
Наука как предмет философского анализа
11
4
Устный опрос.Участие в обсуждение темы дискуссии

Ср
 
1.10
Философские концепции науки ХХ века
11
4
Устный опрос.

Решение кейс-задания

Ср
 
1.11
Структура научного познания. Роль метода в научном исследовании
11
6
Участие в обсуждение темы дискуссии

Ср
 
1.12
Логика научного исследования
11
4
Устный опрос.

Проверка задания

Ср
 
Раздел 2. Методология науки как исследовательской деятельности
 
2.1
Теоретические методы научного исследования
11
2
ОПК-3
Лек
 
2.2
Эмпирическое исследование, методы эмпирического исследования
11
2
ОПК-3
Лек
 
2.3
Методологические особенности современной науки
11
2
УК-5,ОПК-3
Лек
 
2.4
Теоретические методы научного исследования
11
4
ОПК-3
Устный опрос

Пр
 
2.5
Эмпирическое исследование, методы эмпирического исследования
11
4
ОПК-3
Устный опрос

Пр
 
2.6
Методологические особенности современной науки
11
4
УК-5,ОПК-3
2
Участие в обсуждение темы дискуссии
Пр
 
2.7
Теоретические методы научного исследования
11
4
ОПК-3
Устный опрос.

Тестирование

Ср
 
2.8
Эмпирическое исследование, методы эмпирического исследования
11
4
ОПК-3
Устный опрос.

Тестирование

Ср
 
2.9
Методологические особенности современной науки
11
4
УК-5,ОПК-3
Устный опрос.

Участие в обсуждение темы дискуссии

Ср
 
ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И РЕСУРСОВ СЕТИ "ИНТЕРНЕТ", НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
 
Основная литература
 
Овчаров А. О., Овчарова Т.Н. Методология научного исследования [Электронный ресурс]:Учебник. - Москва: ООО "Научно-издательский центр ИНФРА-М", 2023. - 310 – Режим доступа: https://znanium.com/catalog/document?id=421042 
Л1.1
 
Боуш Г.Д., Разумов В.И. Методология научного исследования (в кандидатских и докторских диссертациях) [Электронный ресурс]:Учебник. - Москва: ООО "Научно-издательский центр ИНФРА-М", 2025. - 227 – Режим доступа: https://znanium.ru/catalog/document?id=454899 
Л1.2
 
 
Дополнительная литература
 
Пижурин А.А., Пижурин А.А., Пятков В. Е. Методы и средства научных исследований [Электронный ресурс]:Учебник. - Москва: ООО "Научно-издательский центр ИНФРА-М", 2023. - 264 – Режим доступа: https://znanium.com/catalog/document?id=428061 
Л2.1
 
Лебедев С.А. Методы научного познания [Электронный ресурс]:Учебное пособие. - Москва: ООО "Научно-издательский центр ИНФРА-М", 2025. - 272 – Режим доступа: https://znanium.ru/catalog/document?id=447242 
Л2.2
 
Скопа В. А. Методология научного исследования [Электронный ресурс]:учебное пособие. - Барнаул: АлтГПУ, 2022. - 219 – Режим доступа: https://e.lanbook.com/book/292190 
Л2.3
 
Пижурин А.А., Пижурин А.А., Пятков В. Е. Методы и средства научных исследований [Электронный ресурс]:Учебник. - Москва: ООО "Научно-издательский центр ИНФРА-М", 2025. - 264 – Режим доступа: https://znanium.ru/catalog/document?id=459563 
Л2.4
 
 
Методическая литература
 
Слесаренко Н. А., Борхунова Е. Н., Борунова С. М., Кузнецов С. В., Абрамов П. Н., Широкова Е. О. Методология научного исследования [Электронный ресурс]:. - Санкт-Петербург: Лань, 2021. - 268 – Режим доступа: https://e.lanbook.com/book/156383 
Л3.1
 
Баторова Е. Б. Философия и методология науки [Электронный ресурс]:Учебно-методические рекомендации для обучающихся по направлению подготовки 21.04.02 "Землеустройство и кадастры". - Улан-Удэ: Изд-во БГСХА им. В. Р. Филиппова, 2019. - 40 – Режим доступа: https://elib.bgsha.ru/sotru/01135 
Л3.2
 
 
Номер аудитории
Назначение
Оборудование и ПО
Адрес
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ)
 
416а
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля, промежуточной и
30 посадочных мест, рабочее место преподавателя, оснащенные учебной мебелью, интерактивная панель Lumien, с возможностью подключения к сети Интернет и доступом в ЭИОС. Портреты героев Отечественной войн, политическая карта мира, карта 
670024, Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, ул. Пушкина, д.№8 , Учебный корпус
 
итоговой аттестации (Кабинет гуманитарных и социальных дисциплин) (416 а)
Республики Бурятия, стенд. Список ПО на ноутбуке: Kaspersky Endpoint Security для бизнеса, Microsoft Windows Vista Business Russian Upgrade Academic OPEN No Level , Microsoft OfficeProPlus 2016 RUS OLP NL Acdmc. Microsoft Office Professional Plus 2007 Russian Academic OLP NL AE
 
416б
Учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации (Кабинет географии туризма) (416 б)
16 посадочных мест, рабочее место преподавателя, оснащенные учебной мебелью, учебная доска, мультимедийный проектор, экран настенный, ноутбук с возможностью подключения к сети Интернет и доступом в ЭИОС, стенд, карта география туризма. Список ПО на ноутбуке: Kaspersky Endpoint Security для бизнеса, Microsoft Windows Vista Business Russian Upgrade Academic OPEN No Level , Microsoft OfficeProPlus 2016 RUS OLP NL Acdmc. Microsoft Office Professional Plus 2007 Russian Academic OLP NL AE
670024, Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, ул. Пушкина, д.№8 , Учебный корпус
 
419
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации (419)
38 посадочных мест, рабочее место преподавателя, оснащенные учебной мебелью, доска учебная, мультимедийный проектор, проекционный экран, ноутбук с возможностью подключения к сети Интернет и доступом в ЭИОС. 8 стендов. Список ПО на ноутбуке: Kaspersky Endpoint Security для бизнеса, Microsoft Windows Vista Business Russian Upgrade Academic OPEN No Level , Microsoft OfficeProPlus 2016 RUS OLP NL Acdmc. Microsoft Office Professional Plus 2007 Russian Academic OLP NL AE
670024, Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, ул. Пушкина, д.№8 , Учебный корпус
 
518
Помещение для самостоятельной работы обучающихся (518)
16 посадочных мест, рабочее место преподавателя, компьютер в сб. (монитор LCD 24. cист.блок Pentium, мышь, клав., звук. колон.,сет фильтр, компьютер в сб.(монитор LCD 19 +звук.колон.+сист. блок intel Core i5+клав.+мышь, 9 учебно-наглядных пособий. Списорк ПО: Антивирус Kaspersky, Microsoft Windows XP Start Edition SP2b Russian 1pk DSP OEI CD, Microsoft Office 2010, OLP NL Acdmc, КОМПАС 3D v 18.1х64, Adobe Reader DC; VLC Media Player
670024, Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, ул. Пушкина, д. №8 , Учебный корпус кафедры землеустройства
 
ПЕРЕЧЕНЬ РЕСУРСОВ ИНФОРМАЦИОННО-ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННОЙ СЕТИ ИНТЕРНЕТ И ЛОКАЛЬНЫХ СЕТЕЙ АКАДЕМИИ, НЕОБХОДИММЫХ ДЛЯ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Наименование 
Доступ
1. Удаленные электронные сетевые учебные ресурсы временного доступа, сформированные на основании прямых договоров с правообладателями (электронно-библиотечные системы - ЭБС)
1

2
3. Электронные учебные и учебно-методические ресурсы, подготовленные в академии:
Электронно-библиотечная система Издательства «Znanium»
http://znanium.ru/
Электронно-библиотечная система Издательства «Лань»
http://e.lanbook.com/
Электронно-библиотечная система Издательства «Юрайт»
http://urait.ru/
Философия и методология научного исследования : методические рекомендации для самостоятельной работы магистров по направлению подготовки «21.04.02 Землеустройство и кадастры» / Е. Б. Баторова ; М-во сел. хоз-ва РФ, Бурятская ГСХА им. В.Р. Филиппова. - Улан-Удэ : ФГБОУ ВО БГСХА, 2018. - 37 с. - URL: https://elib.bgsha.ru/sotru/01852. - Режим доступа: Электронная библиотека БГСХА. - Б. ц. - Текст : электронный.

Философия и методология науки : учебно-методические рекомендации для обучающихся по направлению подготовки 21.04.02 "Землеустройство и кадастры" / М-во сел. хоз-ва РФ, Бурятская ГСХА им. В.Р. Филиппова ; сост. Е. Б. Баторова. - Улан-Удэ : Изд-во БГСХА им. В. Р. Филиппова, 2019. - 40 с. - URL: https://elib.bgsha.ru/sotru/01135. - Режим доступа: Электронная библиотека БГСХА. - Загл. с титул. экрана. - Б. ц. - Текст : электронный.

Философия и методология науки : учебно-методическое пособие для обучающихся по естественно-научным, сельскохозяйственным, инженерно-техническим, экономическим, гуманитарным направлениям подготовки (уровень магистратуры) / М-во сел. хоз-ва РФ, Бурятская ГСХА им. В.Р. Филиппова ; сост. М. В. Анахина. - Улан-Удэ : ФГБОУ ВО БГСХА, 2024. - 50 с. - URL: https://elib.bgsha.ru/sotru/03156. - Режим доступа: Электронная библиотека БГСХА. - Загл. с титул. экрана. - Б. ц. - Текст : электронный.

2. Электронные сетевые ресурсы открытого доступа (профессиональные базы данных, массовые открытые онлайн-курсы и пр.):

1

2
Платформа «Открытое образование» (онлайн-курсы по базовым дисциплинам, изучаемым в российских университетах)
https://openedu.ru/course/
Профессиональные базы данных
http://e.lanbook.com/
 
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ВКЛЮЧАЯ ПЕРЕЧЕНЬ ПРОГРАММНОГО ОБСПЕЧЕНИЯ И ИНФОРМАЦИОННЫХ СПРАВОЧНЫХ СИСТЕМ
1. Программные продукты, необходимые для освоения учебной дисциплины
Наименование программного продукты (ПП)
Виды учебных занятий и работ, в которых используется данный продукт
Microsoft OfficeStd 2016 RUS OLP NL Acdmc. Договор № ПП-61/2015 г. О поставке программных продуктов от 9 декабря 2015 года

Microsoft OfficeProPlus 2016 RUS OLP NL Acdmc. Договор № ПП-61/2015 г. О поставке программных продуктов от 9 декабря 2015 года

Microsoft Windows Vista Business Russian Upgrade Academic OPEN No Level Государственный контракт № 25 от 1 апреля 2008 года

Занятия семинарского типа, самостоятельная работа 
 
2. Информационные справочные системы, необходимые для реализации учебного процесса
Информационно-правовой портал «Гарант»
в локальной сети академии

http://www.garant.ru/

Справочно-поисковая система «Консультант Плюс»
http://www.consultant.ru/
 
3. Специализированные помещения и оборудование, используемые в рамках информатизации учебного процесса
 
Наименование ЭИОС и доступ
Виды учебных занятий и работ, в которых используется данная система
Доступ
1

2
3
Официальный сайт академии
http://bgsha.ru/
Занятия лекционного типа, семинарского типа, самостоятельная работа
Личный кабинет
http://lk.bgsha.ru/
Занятия лекционного типа, семинарского типа, самостоятельная работа
АС Деканат
в локальной сети академии
-
Корпоративный портал академии
http:/portal.bgsha.ru/
Занятия лекционного типа, семинарского типа, самостоятельная работа
ИС «Планы»
в локальной сети академии
-
Портфолио обучающегося
http://lk.bgsha.ru/
Самостоятельная работа
Сайт научной библиотеки
http:/elib.bgsha.ru/
Занятия лекционного типа, семинарского типа, самостоятельная работа
Электронная библиотека БГСХА
http:/elib.bgsha.ru/
Занятия лекционного типа, семинарского типа, самостоятельная работа
4. Информационно-образовательные системы (ЭИОС)
 
КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЯ)
ФИО преподавателя
Ученая степень, ученое звание
Уровень образования. Специальность и квалификация в соответствии с дипломом. Профессиальная переподготовка
1
2
3
 
Анахина Марина Владимировна
Высшее – специалитет История, учитель истории и социально-политических дисциплин, монголовед Философия, преподаватель философии
канд.ист.наукдоцент
 
ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ) ДЛЯ ИНВАЛИДОВ И ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИМ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Организационно-педагогическое, психолого-педагогическое сопровождение обучающихся инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья осуществляется на основании соответствующей рекомендации в заключении психолого-медико-педагогической комиссии или индивидуальной программе реабилитации инвалида. Академия, по заявлению обучающегося, создает специальные условия для получения высшего образования инвалидами и лицам с ограниченными возможностями здоровья:

- использование специализированных (адаптированных) рабочих программ дисциплин (модулей) и методов обучения и воспитания, включая наличие альтернативной версии официального сайта организации в сети «Интернет» для слабовидящих;

- использование специальных учебников, учебных пособий и других учебно-методических материалов, включая альтернативные форматы печатных материалов (крупный шрифт или аудиофайлы);

- использование специальных технических средств обучения (мультимедийное оборудование, оргтехника и иные средства) коллективного и индивидуального пользования, включая установку

мониторов с возможностью трансляции субтитров, обеспечение надлежащими звуковыми

воспроизведениями информации;

- предоставление услуг ассистента (при необходимости), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь или услуги сурдопереводчиков / тифлосурдопереводчиков;

- проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий для разъяснения отдельных вопросов изучаемой дисциплины (модуля);

- проведение процедуры оценивания результатов обучения возможно с учетом особенностей нозологий (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, в форме тестирования и т.п.) при использовании доступной формы предоставления заданий оценочных средств и ответов на задания (в печатной форме увеличенным шрифтом, в форме аудиозаписи, в форме электронного документа, задания зачитываются ассистентом, задания предоставляются с использованием сурдоперевода) с

использованием дополнительного времени для подготовки ответа;

- обеспечение беспрепятственного доступа обучающимся в учебные помещения, туалетные и другие помещения организации, а также пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов и других приспособлений);

- обеспечение сочетания онлайн и офлайн технологий, а также индивидуальных и коллективных форм работы в учебном процессе, осуществляемом с использованием дистанционных образовательных технологий;

- и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение ОПОП ВО.

В целях реализации ОПОП ВО в академии оборудована безбарьерная среда, учитывающая потребности лиц с нарушением зрения, с нарушениями слуха, с нарушениями опорно-двигательного

аппарата. Территория соответствует условиям беспрепятственного, безопасного и удобного передвижения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Вход в учебный корпус

оборудован пандусами, стекла входных дверей обозначены специальными знаками для слабовидящих, используется система Брайля. Сотрудники охраны знают порядок действий при прибытии в академию лица с ограниченными возможностями. В академии создана толерантная социокультурная среда, осуществляется необходимое сопровождение образовательного процесса,

при необходимости предоставляется волонтерская помощь обучающимся инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья.

 
ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
Перечень экзаменационных вопросов

Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины (модуля)
 

1. Наука как вид познавательной деятельности и форма общественной практики  (УК-5,ОПК-3).

2. Наука как система и система наук  (УК-5,ОПК-3).

3. Научная картина мира: ее исторические формы  (УК-5,ОПК-3)

4. Особенности современной науки  (УК-5,ОПК-3)

5. Структура науки  (УК-5,ОПК-3).

6. Основания науки. Нормы и идеалы науки  (УК-5,ОПК-3).

7. Структура научного исследования  (УК-5,ОПК-3).

8. Проблема классификации научного знания  (УК-5,ОПК-3)

9. Эмпирическое научное познание: его цели и задачи  (УК-5,ОПК-3)

10. Теоретическое познание: его особенности  (УК-5,ОПК-3)

11. Логика научного исследования  (УК-5,ОПК-3)

12. Научная проблема и ее роль в научном познании  (УК-5,ОПК-3)

13. Методология научного познания как наука, функции   (УК-5,ОПК-3)

14. Понятие метода и его роль в научном исследовании  (УК-5,ОПК-3)

15. Типология методов научного исследования  (УК-5,ОПК-3)

16.   Содержание научной гипотезы, ее выдвижение и обоснование  (УК-5,ОПК-3)

17. Научные факты и их роль в научном исследовании  (УК-5,ОПК-3)

18. Сущность теории и ее роль в научном исследовании  (УК-5,ОПК-3)

19. Методы сбора эмпирической информации. Наблюдение, эксперимент  (УК-5,ОПК-3)

20. Методы сбора эмпирической информации. Сравнение, измерение  (УК-5,ОПК-3)

21. Специфика и трудности социологических наблюдений  (УК-5,ОПК-3)

22. Особенности социологического эксперимента  (УК-5,ОПК-3)

23. Методы обработки эмпирической информации  (УК-5,ОПК-3)

24. Методы теоретического обобщения эмпирической информации  (УК-5,ОПК-3)

25. Общелогические методы научного исследования  (УК-5,ОПК-3)

26. Теоретические методы научного исследования  (УК-5,ОПК-3)

27. Теория и метод: тождество и различие  (УК-5,ОПК-3)

28. Структура и основные элементы социологического исследования  (УК-5,ОПК-3)

29. Программирование социологического исследования и его методологическое значение  (УК-5,ОПК-3)

30. Специфические средства, методы и операции, обусловленные особенностями предмета социально-гуманитарных  наук: идеографический метод, диалог, опрос, проективные методы, тестирование, биографический и автобиографический методы, социометрия, игровые методы  (УК-5,ОПК-3).

31. Экономика как социальная наука  (УК-5,ОПК-3)

32. Основы методологии научного исследования в экономике  (УК-5,ОПК-3)

33. Теоретические методы экономической науки  (УК-5,ОПК-3)

34. Эмпирические методы экономического исследования  (УК-5,ОПК-3).

                                       Комплект вопросов для проведения устных опросов.

Тема 1.  Место и роль науки в развитии культуры

1. Место и роль науки в развитии культуры и цивилизации.

2. Три аспекта бытия науки.

3. Методология научного познания, ее предмет и проблемное поле, связь с философией науки.

Тема 2. Философия и методология науки.

1. Исследование логических структур науки в позитивизме. Поиск способов и критериев отделения науки от различных форм вненаучного знания.

2. Критический рационализм К. Поппера. Фальсификационизм как основной методологический принцип.

3. Современные подходы к анализу науки. Смена господствующих методологических концепций: отказ от ориентации исключительно на формально-логическую строгость, сближение с историей науки. (И. Лакатос, П. Фейерабенд)

Тема 3.Структура научного знания.

1. Эмпирический и теоретический уровни, критерии их различения. Особенности эмпирического и теоретического языка науки.

2. Эмпирические исследования. Научный факт и процедуры его формирования.

3. Теоретическое исследование. Понятие теории и закона.

4. Идеалы и нормы научного познания.  .

5. Научная картина мира и философские основания науки, их место в структуре научного знания.  

Тема 4 Логика научного исследования.

1. Научные факты и их роль в научном исследовании.

2. Понятие научной проблемы, постановка и формулирование. Проблема выбора проблемы.

3. Содержание научной гипотезы, процедура ее выдвижения и обоснования. Развитие гипотезы, построение научной теории.

4. Методы построения теории: формализация, аксиоматизация, идеализация, гипотетико-дедуктивный и т.д.

Тема 5 . Эмпирическое исследование, методы эмпирического исследования.

1.Типология методов научного исследования.

2. Наблюдение как базовый метод эмпирического исследования. Виды наблюдений.

3. Эксперимент. Эвристические возможности эксперимента в научном поиске.

4. Сравнение и измерение - методы эмпирического исследования.

Тема 6. Методы теоретического исследования.

 
1. Логические методы исследования, их общенаучный характер.

2. Системный метод. Синергетика как наука о сложных системах.

3. Динамические и статистические закономерности, статистический (вероятностный) метод.

4. Диалектика и принцип историзма как методы познания.

Тема 7. Динамика науки.

1.Взаимодействие оснований науки и опыта как начальный этап становления новой дисциплины.

2. Формирование первичных теоретических моделей и законов. Роль аналогий в теоретическом поиске.

3. Механизмы развития научных понятий. Становление развитой научной теории. Классический и неклассический варианты формирования теории.

4. Развитие оснований науки под влиянием новых теорий. Проблема включения новых теоретических представлений в культуру.

Комплект тестовых заданий

Задание 1 (выберите один вариант ответа).  

Активный целенаправленный метод изучения явлений в точно фиксированных условиях их протекания, которые могут воссоздаваться и контролироваться самим исследователем - это

а) моделирование

б) эксперимент

в) наблюдение

г) описание

Правильный ответ: б

Задание 2 (выберите один вариант ответа).  

Обоснованное предположение, выдвигаемое с целью выяснения закономерностей и причин исследуемых явлений, - это

а) проблема

б) предсказание

в) интуиция

г) гипотеза

Правильный ответ: г

Задание 3 (выберите один вариант ответа).  

Категории научного познания НЕ бывают

а) частнонаучными

б) общенаучными

в) паранаучными

г) всеобщими

Правильный ответ: г

Задание 4 (выберите один вариант ответа).  

Диалектический метод познания не опирается на принцип

a) развития  

б) историзма

в) противоречия

г) синергетики

Правильный ответ: г

Задание 5 (выберите один вариант ответа).  

Воспроизведение истории объекта в главном, основном, существенном, исключая события и факты, вызванные случайными обстоятельствами, составляет суть

а)  исторического метода

б)  логического метода

в)  системного метода

г)  аксиоматического метода

Правильный ответ: а

Задание 6 (выберите один вариант ответа).  

Стремление перейти от аналитического уровня изучения предметов, когда они разлагаются на составные части, к их целостному, интегративному видению свойственно для

а)  исторического метода

б)  логического метода

в)  системного метода

г)  аксиоматического метода

Правильный ответ: в

Задание 7 (выберите один вариант ответа).  

Наука о становлении, функционировании и развитии сложных нестабильных систем называется

а)  эвристикой

б)  синергетикой

в)  герменевтикой

г)  математической логикой

Правильный ответ: б

Задание 8 (выберите один вариант ответа).  

Методы научного познания не бывают

а)  специальными

б)  общенаучными

 
в)  всенаучными

г)  философскими

Правильный ответ: в

Задание 9 (выберите один вариант ответа).  

Методы научного познания не бывают

а)  частнонаучными

б)  межнаучными

в)  общенаучными

г)  всеобщими

Правильный ответ: г

Задание 10 (выберите один вариант ответа).  

В число эмпирических методов научного познания не входит

а)  описание

б)  наблюдение

в)  измерение  

г)  диалектика

Правильный ответ: г

Задание 11 (выберите один вариант ответа).  

Получение и репрезентация эмпирических данных в качественных терминах носит название

а)  описания

б)  наблюдения

в)  сравнения

г)  измерения

Правильный ответ: а

Задание 12 (выберите один вариант ответа).  

Направленность логического следования в индуктивном методе мышления:

а) рассуждение ведется от общего к общему;      

б) рассуждение ведется от общего к частному;           

в) рассуждение ведется от частного к общему;     

г) рассуждение ведется от частного к частному

Правильный ответ:  в

Задание 13 (выберите один вариант ответа).  

Когда исследователю по какой-либо причине предпочтительно заменить непосредственное изучение объекта его аналогом, находящимся с объектом-оригиналом в отношении отображения, существенного сходства, он применяет метод

а)  наблюдения

б)  описания

в)  моделирования

г)  эксперимента

Правильный ответ: в

Задание 14 (выберите один вариант ответа).  

Целенаправленное, организованное и систематическое восприятие объекта, в качестве которого обычно выступают предметы, явления и процессы окружающего мира, - это

а)  наблюдения

б)  описания

в)  моделирования

г)  эксперимента

Правильный ответ: а

Задание 15 (выберите не менее двух вариантов ).

Какие бывают научные исследования в зависимости от сферы использования результатов?

а) фундаментальные

б) экспериментальные

в) прикладные

г) разработки

д) доработки

Правильный ответ:  а, в

Задание 16 (выберите не менее двух вариантов ).  

К методам эмпирического исследования относят:

а) абстрагирование

б) эксперимент

в) идеализация

г) дедукция

д)  наблюдение

Правильный ответ:  б, д

Задание 17  (выберите не менее двух вариантов ).

Эмпирический уровень научного познания в отличие от теоретического …

а) нацелен на получение научных фактов

б) не формулирует законов функционирования изучаемого объекта

 
в) предполагает непосредственное взаимодействие с объектом исследования

г) оперирует  идеализированными  объектами

Правильный ответ:  а, в

Задание 18  (выберите не менее двух вариантов ).  

Укажите основные формы научного познания:

а) научный факт

б) схема

в) проблема

г) вопрос

д) обобщение

е) гипотеза

Правильный ответ:  а, в, е

Задание 19  (выберите не менее двух вариантов ). ,

К теоретическим  методам научного познания относятся…

а) эксперимент

б) аксиоматический метод

в) формализация

г) измерение

Правильный ответ:  б, в

Задание 20  (выберите не менее двух вариантов ). ,

Основными уровнями научного познания являются …

а) эмпирический

б) теоретический

в) метафизический

г) обыденный

Правильный ответ:  а, б

 
Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Темы докладов и рефератов

1. Сущность и основные признаки научного знания.

2. Структура научного знания.

3. Проблема соотношения теоретического и эмпирического в научном исследовании.

4. Методологические и мировоззренческие принципы современной науки.

5. Методология научного исследования.

6. Научная картина мира и ее методологическая функция.

7. Значение методологии как основы практического преобразования конкретных объектов.

8. Логика гипотетического рассуждения в контексте методологии.

9. Методологическое значение принципа историзма в конкретно-научном исследовании.

10. Методологическое значение принципа системности в конкретно-научном исследовании.

11. Сравнительный анализ концепций парадигмального развития науки.

12. Экспериментальный метод в методологии исследования.

13. Методологическая культура научного исследования.

14. Исследовательские программы, модели объяснения и логика исследования

15. Соотношение эпистемологии и методологии.

16. Концептуальный аппарат методологии научного исследования.

17. Логика и методология науки.

18. Исследовательские программы (парадигмы) в современной науке.

19. Проблема истины в научном исследовании.

20. Научная картина мира и ее роль в научном исследовании.

21. Методологические основания землеустройства и проектирования.

22. Конкретизация методологических принципов научного исследования к условиям профессиональной деятельности в области землеустройства и кадастра.

23. Методы и  научного исследования и проектирования в области землеустройства и кадастра.

24. Методы обработки эмпирической и теоретической информации в области землепользования.

Кейс –задания

Кейс –задание 1

1. «Вводя этот термин, я имел в виду, что некоторые общепринятые примеры фактической практики научных исследований, приме¬ры, которые включали закон, теорию, их практическое примене¬ние и необходимое обоснование — все в совокупности дают нам модели, из которых возникают конкрет-ные традиции научного исследования. Таковы традиции, которые историки науки описывают под руб-риками "астрономия Птолемея (или Коперника)", "аристотелевская (или ньютонианская) динамика, "корпускулярная (или волновая) оптика" и так далее».

1. 1 Выберите один вариант ответа:

Автор привиденного отрывка говорит о …

а) парадигме

б) философии

в) консенсусе

 
г) логике

1.2 Выберите два и более вариантов ответа:

В рассмотрении исторической динамики  научного знания, наряду  с термином «парадигма», Т. Кун использует  понятия…

а) бифуркация

б) научная революция;

в) «нормальная наука»

г) фальсификация

1.3 _____________________________– введите ответ в поле).

Т. Кун является представителем…(Теории научных революций).

Кейс –задание  2

«Знания человека первоначально существовали в виде эмпирического опыта, фиксирующего наблю-дения над явлениями природы и общественной жизни. Этот опыт передавался от поколения к поколе-нию и обогащался по мере развития самого общества.

Философия возникла именно как любовь к мудрости, как любознание. В своем первоначальном виде она стремилась охватить всю сферу существовавшего знания вне зависимости от его характера, стремилась осознать само знание и дать метод его приобретения. Поэтому философия явилась пер-вой формой науки и науки о нуке, но и в первом и во втором случае была еще весьма несовершенна. В настоящее время вместо одной науки мы имеем дело с очень разветвленной сетью отдельных наук; существенной частью их становятся теоретические системы, в которых абстракции связаны по более или менее строгим правилам. Количество этих систем непрерывно растет; когда открывается новая предметная область, входящая в сферу практической и теоретической деятельности человека, возникает вопрос, не является ли эта теоретическая система знания самостоятельной наукой.

Первым отличительным признаком науки может быть указание, что она «является знанием, основан-ным на фактах и организованным таким образом, чтобы объяснять факты и решать проблемы».  ( Копнин П.В. «Гносеологические и логические основы науки» М.1974 г. С. 307-309)

1. 1 Какой характер носило первоначальное знание человека.

Выберите один вариант ответа:

-эмпирический опыт

-любознание

-теоретическая система

-философия

1.2  К чему стремилась философия в своем первоначальном виде.

Выберите два и более вариантов ответа:

-охватить всю сферу существовавшего знания вне зависимости от его характера

- осознать само знание

-дать метод приобретения знания

- познать природу

-познать общество и человека

1.3   Что является первым отличительным признаком науки…

_______________________________ введите ответ в поле.

Кейс-задание 3

«Мы описали принцип индукции как средство, с помощью которого наука распознает истину. Точнее,  мы должны были бы сказать, что он служит для определения вероятности, ибо науке не дано полно-стью обрести ни истины, ни ложности, научные высказывания могут только приобретать степени ве-роятности, недостижимыми верхним и нижним пределами которых служат истина и ложь". (Рейхенбах Г. The theory of probability", Berk.–Los Ang., 1949, p. V)

1.1. Выберите один вариант ответа.

Метод индукции о котором говорит  автор приведенного отрывка – это метод восхождения познания от:

-общего к частному

-от единичного  к общему

- от частного к частному

1.2  Выберите два или более вариантов  ответа.

Какие способы распознания истины существуют в науке:

-индукция

-фальсификация

-дедукция

-анализ

1.3. Г. Рейхенбах является представителем _________________

Критерии оценки:

оценка «отлично» выставляется обучающийсяу, если ответы на поставленные вопросы до-статочно полны и исчерпывающи, аргументированы, обоснованы, логически последовательны и дана самостоятельная оценка рассматриваемой проблеме;

- оценка «хорошо» ставится, если ответы демонстрирует знание основных положений и по-нятий, достаточно аргументированы, логически последовательны, но отсутствует самостоятельная оценка рассматриваемой проблемы;

- оценка «удовлетворительно» ставится, если ответ является неполным и логически непоследователен, знание носит неточный и неясный характер.

 
- оценка «неудовлетворительно» ставится обучающийся, если его ответ демонстрирует незнание предмета, а также неспособность дать ответ на дополнительные вопросы

Кейс-задание 4

Пол Фейерабенд.  «ПРОТИВ МЕТОДОЛОГИЧЕСКОГО ПРИНУЖДЕНИЯ.»

Единственным принципом, не препятствующим прогрессу науки, является принцип допустимо все (anything goes). Идея метода, содержащего жесткие, неизменные и абсолютно обязательные принци-пы научной деятельности, сталкивается со значительными трудностями при сопоставлении с резуль-татами исторического исследования. При этом выясняется, что не существует правила—сколь бы правдоподобным и эпистемологически обоснованным оно ни казалось, — которое в то или иное время не было бы нарушено. Становится очевидным, что такие нарушения не случайны и не являются результатом недостаточного знания или невнимательности, которых можно было бы избежать. Напротив, мы видим, что они необходимы для прогресса науки.

1. 1 Какой принцип научного исследования единственно не препятствует прогрессу науки

Выберите один вариант ответа:

- фактуализм

-теоретизм

-верификации

-допустимо все

1.2 Какими должны быть правила научной деятельности…

Выберите два и более вариантов ответа:

- субъективные

- Эпистемологически обоснованные

- обязательные

- случайные

1.3   Пол Фейерабенд является представителем философской концепции науки

____________________________– введите ответ в поле).

Перечень дискуссионных вопросов для дискуссии

1. Наука и нравственность, или ответственность перед разумом.

2. Науке как призвание и профессия.

3. Методологическая культура и методологические установки ученого

 
Перечень экзаменационных вопросов

Комплект контрольных во-просов  для проведения устных опросов

Перечень дискуссионных тем и вопросов

Темы сообщений и рефератов

Комплект тестовых заданий, кейс- задания

Перечень видов оценочных средств
 
Критерии оценивания контрольной работы текущего контроля успеваемости обучающихся (рекомендуемое)

Комплект контрольных вопросов для проведения устных опросов

Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерные критерии оценивания:

– правильность ответа по содержанию задания (учитывается количество и характер ошибок при ответе);

– полнота и глубина ответа (учитывается количество усвоенных фактов, понятий и т.п.);

– сознательность ответа (учитывается понимание излагаемого материала);

– логика изложения материала (учитывается умение строить целостный, последовательный рассказ, грамотно пользоваться специальной терминологией);

– использование дополнительного материала;

– рациональность использования времени, отведенного на задание (не одобряется затянутость выполнения задания, устного ответа во времени, с учетом индивидуальных особенностей обучающихся).

Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерная шкала оценивания:

Баллы

для учета в рейтинге (оценка)

Степень удовлетворения критериям
86-100 баллов

«отлично»

Обучающийся полно и аргументировано отвечает по содержанию вопроса (задания); обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные; излагает материал последовательно и правильно.
71-85  баллов

«хорошо»

Обучающийся достаточно полно и аргументировано отвечает по содержанию вопроса (задания); обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные; излагает материал последовательно. Допускает 1-2 ошибки, исправленные с помощью наводящих вопросов.
 
56-70  баллов

«удовлетво-рительно»

Обучающийся обнаруживает знание и понимание основных положений данного задания, но излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил; не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры; излагает материал непоследовательно и допускает ошибки.
0-55  баллов

«неудовлетворительно»

Обучающийся обнаруживает незнание ответа на соответствующее задание (вопрос), допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Отмечаются такие недостатки в подготовке обучающегося, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.
 
Баллы

для учета в рейтинге (оценка)

Степень удовлетворения критериям
Перечень дискуссионных тем

Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерные критерии оценивания:

- теоретический уровень знаний;

- качество ответов на вопросы;

- подкрепление материалов фактическими данными (статистические данные или др.);

- практическая ценность материала;

- способность делать выводы;

- способность отстаивать собственную точку зрения;

- способность ориентироваться в представленном материале;

- степень участия в общей дискуссии.

Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерная шкала оценивания:

Критерии оценивания контрольной работы дискуссионных тем и вопросов для круглого стола

(дискуссии, полемики, диспута, дебатов)  

86-100 баллов

«отлично»

Обучающийся свободно владеет учебным материалом; проявляет навыки анализа, обобщения, критического осмысления, публичной речи, аргументации, ведения дискуссии и полемики, критического восприятия информации; материал изложен грамотно, в определенной логической последовательности, точно

используется терминология; показано умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации; высказывать свою точку зрения.

71-85 баллов

«хорошо»

Ответ удовлетворяет в основном требованиям на оценку «отлично», но при этом имеет один из недостатков: в усвоении учебного материала допущены небольшие пробелы, не исказившие содержание ответа; допущены один – два недочета в формировании навыков публичной речи, аргументации, ведения дискуссии и полемики, критического восприятия информации.
56-70 баллов

«удовлетво-рительно»

Неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения материала; имелись затруднения или допущены ошибки в определении понятий, использовании терминологии, исправленные после нескольких наводящих вопросов. Обучающийся не может применить теорию в новой ситуации.
0-55  баллов

«неудовлетворительно»

Не раскрыто основное содержание учебного материала; обнаружено незнание или непонимание большей или наиболее важной части учебного материала; допущены ошибки в определении понятий, при использовании терминологии, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов; не сформированы умения и навыки публичной речи, аргументации, ведения дискуссии и полемики, критического восприятия информации.
 
Перечень заданий для контрольной работы

Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерные критерии оценивания:

– полнота раскрытия темы;

– правильность формулировки и использования понятий и категорий;

– правильность выполнения заданий/ решения задач;

– аккуратность оформления работы и др.

Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерная шкала оценивания:

Критерии оценивания контрольной работы для контрольной работы

(обязательно для дисциплин, где по УП предусмотрена контрольная работа)

 
Баллы

для учета в рейтинге (оценка)

Степень удовлетворения критериям

86-100 баллов

«отлично»

Полное раскрытие темы, указание точных названий и определений, правильная формулировка понятий и категорий, приведены все необходимые формулы, соответствующая статистика и т.п., все задания выполнены верно (все задачи решены правильно), работа выполнена аккуратно, без помарок.
71-85  баллов

«хорошо»

Недостаточно полное раскрытие темы, одна-две несущественные ошибки в определении понятий и категорий, в формулах, статистических данных и т. п., кардинально не меняющие суть изложения, наличие незначительного количества грамматических и стилистических ошибок, одна-две несущественные погрешности при выполнении заданий или в решениях задач. Работа выполнена аккуратно.
56-70  баллов

«удовлетво-рительно»

Ответ отражает лишь общее направление изложения лекционного материала, наличие более двух несущественных или одной-двух существенных ошибок в определении понятий и категорий, формулах, статистических данных и т. п.; большое количество грамматических и стилистических ошибок, одна-две существенные ошибки при выполнении заданий или в решениях задач. Работа выполнена небрежно.
0-55  баллов

«неудовлетворительно»

Обучающийся демонстрирует слабое понимание программного материала. Тема не раскрыта, более двух существенных ошибок в определении понятий и категорий, в формулах, статистических данных, при выполнении заданий или в решениях задач, наличие грамматических и стилистических ошибок и др.
 
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерные критерии оценивания:

– правильность выполнения задания на практическую/лабораторную работу в соответствии с вариантом;

– степень усвоения теоретического материала по теме практической /лабораторной работы;

– способность продемонстрировать преподавателю навыки работы в инструментальной программной среде, а также применить их к решению типовых задач, отличных от варианта задания;

– качество подготовки отчета по практической / лабораторной работе;

– правильность и полнота ответов на вопросы преподавателя при защите работы

и др.

Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерная шкала оценивания практических занятий (лабораторных работ):

Критерии оценивания контрольной работы для практических (лабораторных) работ

Баллы

для учета в рейтинге (оценка)

Степень удовлетворения критериям
86-100 баллов

«отлично»

Выполнены все задания практической (лабораторной) работы, обучающийся четко и без ошибок ответил на все контрольные вопросы.
71-85  баллов

«хорошо»

Выполнены все задания практической (лабораторной) работы; обучающийся ответил на все контрольные вопросы с замечаниями.
56-70  баллов

«удовлетво-рительно»

Выполнены все задания практической (лабораторной) работы с замечаниями; обучающийся ответил на все контрольные вопросы с замечаниями.
0-55  баллов

«неудовлетворительно»

Обучающийся не выполнил или выполнил неправильно задания практической (лабораторной) работы; обучающийся ответил на контрольные вопросы с ошибками или не ответил на контрольные вопросы.
 
Комплект заданий

Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерные критерии оценивания:

В качестве критериев могут быть выбраны, например:

– соответствие срока сдачи работы установленному преподавателем;

– соответствие содержания и оформления работы предъявленным требованиям;

– способность выполнять вычисления;

– умение использовать полученные ранее знания и навыки для решения конкретных задач;

– умение отвечать на вопросы, делать выводы, пользоваться профессиональной и общей лексикой;

– обоснованность решения и соответствие методике (алгоритму) расчетов;

Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Критерии оценивания контрольной работы для выполнения

расчетно-графической работы,  работы на тренажере

 

Примерная шкала оценивания:

Баллы

для учета в рейтинге (оценка)

Степень удовлетворения критериям
86-100 баллов

«отлично»

Все материалы, расчеты, построения оформлены согласно требованиям и демонстрируют высокий уровень освоения теоретического материала, способность составлять и реализовать алгоритм решения по исходным данным. Вычисления выполнены четко, ответы на вопросы, выводы к работе отражают точку зрения обучающегося на решаемую проблему. Все материалы представлены в установленный срок, не требуют дополнительного времени на завершение. 
71-85  баллов

«хорошо»

Все материалы, расчеты, построения оформлены согласно требованиям и демонстрируют достаточно высокий уровень освоения теоретического материала, способность составлять и реализовать алгоритм решения по исходным данным. В работе присутствуют несущественные ошибки при вычислениях и построении чертежей, не влияющие на общий результат работы, при грамотном ответе на большинство поставленных вопросов. Все материалы представлены в установленный срок, не требуют дополнительного времени на завершение. 
56-70  баллов

«удовлетво-рительно»

Материалы, расчеты, построения оформлены с ошибками, не в полном объеме, демонстрируют наличие пробелов в освоении теоретического материала, низкий уровень способности составлять и реализовать алгоритм решения по исходным данным. В работе присутствуют ошибки, которые не оказывают существенного влияния на окончательный результат. Работа оформлена неаккуратно, представлена с задержкой и требует дополнительного времени на завершение.
0-55  баллов

«неудовлетворительно»

Демонстрирует низкий/ниже среднего уровень освоения теоретического материала, неспособность составлять и реализовать алгоритм решения по исходным данным. Многие требования, предъявляемые к заданию, не выполнены. Обучающийся не может ответить на замечания преподавателя, не владеет материалом работы, не в состоянии дать объяснения выводам и теоретическим положениям данной работы. Оформление работы не соответствует требованиям.
 
Баллы

для учета в рейтинге (оценка)

Степень удовлетворения критериям
86-100 баллов «отлично»

Выполнено 86-100% заданий
71-85  баллов «хорошо»

Выполнено 71-85% заданий 
56-70  баллов «удовлетво-рительно»

Выполнено 56-70% заданий
0-55  баллов «неудовлетворительно»

Выполнено 0-56% заданий
Материалы тестовых заданий

Материалы тестовых заданий следует сгруппировать по темам/разделам изучаемой дисциплины (модуля) в следующем виде:

Тема (темы) / Раздел дисциплины (модуля)

Тестовые задания по данной теме (темам)/Разделу с указанием правильных ответов.

Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерные критерии оценивания:

- отношение правильно выполненных заданий к общему их количеству

Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерная шкала оценивания:

Критерии оценивания контрольной работы тестовых заданий

 
Задачи репродуктивного уровня  

Задачи реконструктивного уровня

Задачи творческого уровня

Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы

Критерии оценивания контрольной работы разноуровневых задач (заданий)

 
Баллы

для учета в рейтинге (оценка)

Степень удовлетворения критериям
86-100 баллов «отлично»

Демонстрирует очень высокий/высокий уровень знаний, умений, навыков в соответствии с критериями оценивания. Все требования, предъявляемые к заданию, выполнены.
71-85  баллов «хорошо»

Демонстрирует достаточно высокий/выше среднего уровень знаний, умений, навыков в соответствии с критериями оценивания. Все требования, предъявляемые к заданию, выполнены.
56-70  баллов «удовлетво-рительно»

Демонстрирует средний уровень знаний, умений, навыков в соответствии с критериями оценивания. Большинство требований, предъявляемых к заданию, выполнены.
0-55  баллов «неудовлетворительно»

Демонстрирует низкий/ниже среднего уровень знаний, умений, навыков в соответствии с критериями оценивания. Многие требования, предъявляемые к заданию, не выполнены. Нет ответа. Не было попытки решить задачу.
оценки успеваемости обучающихся)

Примерные критерии оценивания:

– полнота знаний теоретического контролируемого материала;

– полнота знаний практического контролируемого материала, демонстрация умений и навыков решения типовых задач, выполнения типовых заданий/упражнений/казусов;

– умение самостоятельно решать проблему/задачу на основе изученных методов, приемов, технологий;

– умение ясно, четко, логично и грамотно излагать собственные размышления, делать умозаключения и выводы;

– полнота и правильность выполнения задания.

Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерная шкала оценивания:

 
Баллы

для учета в рейтинге (оценка)

Степень удовлетворения критериям
86-100 баллов «отлично»

Содержание работы в целом соответствует теме задания. Продемонстрировано знание фактического материала, отсутствуют ошибки. Продемонстрировано уверенное владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (уместность употребления, аббревиатуры, толкование и т.д.), отсутствуют ошибки в употреблении терминов.

Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.

Ответ четко структурирован и выстроен в заданной логике. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа укладывается в заданные рамки при сохранении смысла.

Продемонстрировано умение аргументировано излагать собственную точку зрения. Видно уверенное владение освоенным материалом, изложение сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.

Высокая степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала: стилистические обороты, манера изложения, словарный запас. Отсутствуют стилистические и орфографические ошибки в тексте.

Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.

Перечень тем эссе/докладов/рефератов/сообщений и т.п.

Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерные критерии оценивания:

– полнота раскрытия темы;

– степень владения понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины;

– знание фактического материала, отсутствие фактических ошибок;

– умение логически выстроить материал ответа;

– умение аргументировать предложенные подходы и решения, сделанные выводы;

– степень самостоятельности, грамотности, оригинальности в представлении материала (стилистические обороты, манера изложения, словарный запас, отсутствие или наличие грамматических ошибок);

– выполнение требований к оформлению работы.

Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся).

Примерная шкала оценивания письменных работ:

Критерии оценивания контрольной работы темы эссе

(рефератов, докладов, сообщений)

71-85  баллов «хорошо»

Содержание ответа в целом соответствует теме задания. Продемонстрировано знание фактического материала, встречаются несущественные фактические ошибки.

Продемонстрировано владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (уместность употребления, аббревиатуры, толкование и т.д.), отсутствуют ошибки в употреблении терминов.

 
Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.

Ответ в достаточной степени структурирован и выстроен в заданной логике без нарушений общего смысла. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа незначительно превышает заданные рамки при сохранении смысла.

Продемонстрировано умение аргументированно излагать собственную точку зрения, но аргументация не всегда убедительна. Изложение лишь отчасти сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.

Достаточная степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала. Встречаются мелкие и не искажающие смысла ошибки в стилистике, стилистические штампы. Есть 1–2 орфографические ошибки.

Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.

56-70  баллов  «удовлетво-рительно»

Содержание работы в целом соответствует теме задания. Продемонстрировано удовлетворительное знание фактического материала, есть фактические ошибки (25– 30%).

Продемонстрировано достаточное владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины, есть ошибки в употреблении и трактовке терминов, расшифровке аббревиатур.

Ошибки в использовании категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.

Ответ плохо структурирован, нарушена заданная логика. Части ответа логически разорваны, нет связок между ними. Ошибки в представлении логической структуры проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа в существенной степени (на 25–30%) отклоняется от заданных рамок.

Нет собственной точки зрения либо она слабо аргументирована. Примеры, приведенные в ответе в качестве практических иллюстраций, в малой степени соответствуют изложенным теоретическим аспектам.

Текст работы примерно наполовину представляет собой стандартные обороты и фразы из учебника/лекций. Обилие ошибок в стилистике, много стилистических штампов. Есть 3–5 орфографических ошибок.

Работа выполнена не очень аккуратно, встречаются помарки и исправления.

0-55  баллов  «неудовлетворительно»

Содержание ответа не соответствует теме задания или соответствует ему в очень малой степени.

Продемонстрировано крайне слабое владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (неуместность употребления, неверные аббревиатуры, искаженное толкование и т.д.), присутствуют многочисленные ошибки в употреблении терминов.

Продемонстрировано крайне низкое (отрывочное) знание фактического материала, много фактических ошибок – практически все факты (данные) либо искажены, либо неверны.

Ответ представляет собой сплошной текст без структурирования, нарушена заданная логика. Части ответа не взаимосвязаны логически. Нарушена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа более чем в 2 раза меньше или превышает заданный. Показаны неверные ассоциативные взаимосвязи категорий и терминов дисциплины.

Отсутствует аргументация изложенной точки зрения, нет собственной позиции. Отсутствуют примеры из практики либо они неадекватны.

Текст ответа представляет полную кальку текста учебника/лекций. Стилистические ошибки приводят к существенному искажению смысла. Большое число орфографических ошибок в тексте (более 10 на страницу).

Работа выполнена неаккуратно, с обилием помарок и исправлений. В работе один абзац и больше позаимствован из какого-либо источника без ссылки на него.

 
Критерии оценивания контрольной работы участия обучающегося в активных формах обучения (доклады, выступления на семинарах, практических занятиях и пр.):

Баллы

для учета в рейтинге (оценка)

Степень удовлетворения критериям
86-100 баллов «отлично»

Полное раскрытие вопроса; указание точных названий и определений; правильная формулировка понятий и категорий; самостоятельность ответа, умение вводить и использовать собственные классификации и квалификации, анализировать и делать собственные выводы по рассматриваемой теме; использование дополнительной литературы и иных материалов и др.
71-85  баллов «хорошо»

Недостаточно полное, по мнению преподавателя, раскрытие темы; несущественные ошибки в определении понятий, категорий и т.п., кардинально не меняющих суть изложения; использование устаревшей учебной литературы и других источников
56-70  баллов «удовлетво-рительно»

Отражение лишь общего направления изложения лекционного материала и материала современных учебников; наличие достаточного количества несущественных или одной - двух существенных ошибок в определении понятий и категорий и т. п.; использование устаревшей учебной литературы и других источников; неспособность осветить проблематику учебной дисциплины и др.
0-55  баллов «неудовлетворительно»

Темы не раскрыта; большое количество существенных ошибок; отсутствие умений и навыков, обозначенных выше в качестве критериев выставления положительных оценок и др.
 
Задание (я):

Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерные критерии оценивания:

- соответствие решения сформулированным в кейсе вопросам (адекватность проблеме и рынку);

- оригинальность подхода (новаторство, креативность);

- применимость решения на практике;

- глубина проработки проблемы (обоснованность решения, наличие альтернативных вариантов, прогнозирование возможных проблем, комплексность решения).

Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерная шкала оценивания:

Критерии оценивания контрольной работы кейс-задач

Баллы

для учета в рейтинге (оценка)

Степень удовлетворения критериям
86-100 баллов «отлично»

Предложенное решение соответствует поставленной в кейс-задаче проблеме. Обучающийся применяет оригинальный подход к решению поставленной проблемы, демонстрирует высокий уровень теоретических знаний, анализ соответствующих источников. Формулировки кратки, ясны и точны. Ожидаемые результаты применения предложенного решения конкретны, измеримы и обоснованы.
71-85 баллов «хорошо»

Предложенное решение соответствует поставленной в кейс-задаче проблеме. Обучающийся применяет в основном традиционный подход с элементами новаторства, частично подкрепленный анализом соответствующих источников, демонстрирует хороший уровень теоретических знаний. Формулировки недостаточно кратки, ясны и точны. Ожидаемые результаты применения предложенного решения требуют исправления незначительных ошибок.
56-70  баллов «удовлетво-рительно»

Демонстрирует средний уровень знаний, умений, навыков в соответствии с критериями оценивания. Предложенное решение требует дополнительной конкретизации и обоснования, в целом соответствует  поставленной в задаче проблеме. При решении поставленной проблемы обучающийся применяет традиционный подход, демонстрирует твердые знания по поставленной проблеме. Предложенное решение содержит ошибки, уверенно исправленные после наводящих вопросов.
0-55  баллов «неудовлетворительно»

Наличие грубых ошибок в решении ситуации, непонимание сущности рассматриваемой проблемы, неуверенность и неточность ответов после наводящих вопросов. Предложенное решение не обосновано и не применимо на практике
 
Тема (проблема)

Концепция игры

Роли:

Задания (вопросы, проблемные ситуации и др.)

Ожидаемый (е) результат(ы)

Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерные критерии оценивания:

­ качество усвоения информации;

­ выступление;

­ содержание вопроса;

­ качество ответов на вопросы;

­ значимость дополнений, возражений, предложений;

­ уровень делового сотрудничества;

­ соблюдение правил деловой игры;

­ соблюдение регламента;

­ активность;

­ правильное применение профессиональной лексики.

Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Критерии оценивания контрольной работы для деловой (ролевой) игры

 
Примерная шкала оценивания:

Баллы

для учета в рейтинге (оценка)

Степень удовлетворения критериям
86-100 баллов «отлично»

Участник деловой игры продемонстрировал понимание сути поставленной проблемы; теоретические положения изложены с использованием профессиональной лексики; ответы и выступления четкие и краткие, логически последовательные; активное участие в деловой игре.
71-85 баллов «хорошо»

Участник деловой игры продемонстрировал понимание сути поставленной проблемы; теоретические положения изложены с использованием профессиональной лексики с незначительными ошибками; ответы и выступления в основном краткие, но не всегда четкие и логически последовательные; участие в деловой игре.
56-70  баллов «удовлетво-рительно»

Участник деловой игры продемонстрировал понимание сути поставленной проблемы; теоретические положения изложены со слабым использованием профессиональной лексики; ответы и выступления многословные, нечеткие и без должной логической последовательности; пассивное участие в деловой игре.
0-55  баллов «неудовлетворительно»

Участник деловой игры продемонстрировал затруднения в понимании сути поставленной проблемы; отсутствие необходимых знаний и умений для решения проблемы; затруднения в построении самостоятельных высказываний; обучающийся практически не принимает участия в игре.
 
Баллы

для учета в рейтинге (оценка)

Степень удовлетворения критериям
86-100 баллов «отлично»

Работа демонстрирует точное понимание задания. Все материалы имеют непосредственное отношение к теме; источники цитируются правильно. Результаты работы представлены четко и логично, информация точна и отредактирована. Работа отличается яркой индивидуальностью и выражает точку зрения обучающегося.
71-85  баллов «хорошо»

Помимо материалов, имеющих непосредственное отношение к теме, включаются некоторые материалы, не имеющие отношение к ней; используется ограниченное количество источников. Не вся информация взята из достоверных источников; часть информации неточна или не имеет прямого отношения к теме. Недостаточно выражена собственная позиция и оценка информации. 
56-70  баллов «удовлетво-рительно»

Часть материалов не имеет непосредственного отношения к теме, используется 2-3 источника. Делается слабая попытка проанализировать информацию. Материал логически не выстроен и подан внешне непривлекательно, не дается четкого ответа на поставленные вопросы. Нет критического взгляда на проблему.
0-55  баллов «неудовлетворительно»

Больше половины материалов не имеет непосредственного отношения к теме, используется один источник. Не делается попытка проанализировать информацию. Материал логически не выстроен и подан внешне непривлекательно, не дается ответа на поставленные вопросы.
Групповые творческие задания (проекты):

Индивидуальные творческие задания (проекты):

Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерные критерии оценивания:

- актуальность темы;

- соответствие содержания работы выбранной тематике;

- соответствие содержания и оформления работы установленным требованиям;

- обоснованность результатов и выводов, оригинальность идеи;

- новизна полученных данных;

- личный вклад обучающихся;

- возможности практического использования полученных данных.

Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерная шкала оценивания:

Критерии оценивания контрольной работы для тем групповых и/или индивидуальных творческих заданий/проектов

 
ИЗМЕНЕНИЯ И ДОПОЛНЕНИЯ
Ведомость изменений

п/п

Вид обновлений
Содержание изменений, вносимых в ОПОП
Обснование изменений
1
2
3
4
5
6