учреждение высшего образования
«Бурятская государственная сельскохозяйственная академия имени В.Р. Филиппова»
Институт землеустройства, кадастров и мелиорации факультет
Кадастры и право
Направленность (профиль) Управление земельными ресурсами и объектами недвижимости
в учебном плане
является дисциплиной обязательной для изучения
дисциплины кафедра
Семестр 1
Зав. кафедрой Гунтыпова Е.Э.
п/п
на заседании кафедры
Заведующий кафедрой
Барлукова О.Д.
(представитель работодателя)
Задачи: формирование системы знаний и практических навыков по философии и методологии науки; развитие уме-ний, навыков по применению полученных знаний к процессу научного исследования и практике
УК-5: Способен анализировать и учитывать разнообразие культур в процессе межкультурного взаимодействия;
ИД-2 не знает и не понимает принципы толерантного отношения к культурным особенностям; формы и типы коммуникаций в мире культурного многообразия общества
ИД-2 знает фрагментарно принципы толерантного отношения к культурным особенностям; формы и типы коммуникаций в мире культурного многообразия общества
ИД-2 знает в целом принципы толерантного отношения к культурным особенностям; формы и типы коммуникаций в мире культурного многообразия общества
ИД-2 знает в совершенстве принципы толерантного отношения к культурным особенностям; формы и типы коммуникаций в мире культурного многообразия общества
ИД-2 не умеет толерантно воспринимать межкультурное разнообразие общества
ИД-2 умеет в некоторой степени толерантно воспринимать межкультурное разнообразие общества
ИД-2 умеет в общем, толерантно воспринимать межкультурное разнообразие общества
ИД-2 умеет уверенно толерантно воспринимать межкультурное разнообразие общества
ИД-2 не владеет навыками анализа разнообразия культур в процессе межкультурного взаимодействия
ИД-2 владеет навыками анализа разнообразия культур в процессе межкультурного взаимодействия
ИД-2 владеет достаточно навыками анализа разнообразия культур в процессе межкультурного взаимодействия
ИД-2 владеет в полной мере навыками анализа разнообразия культур в процессе межкультурного взаимодействия
ОПК-3: Способен осуществлять поиск, обработку и анализ информации для принятия решений в научной и практической деятельности;
форма текущего контроля успеваемости)
работ
Проверка задания
Решение кейс-задания
Проверка задания
Тестирование
Тестирование
Участие в обсуждение темы дискуссии
Философия и методология науки : учебно-методические рекомендации для обучающихся по направлению подготовки 21.04.02 "Землеустройство и кадастры" / М-во сел. хоз-ва РФ, Бурятская ГСХА им. В.Р. Филиппова ; сост. Е. Б. Баторова. - Улан-Удэ : Изд-во БГСХА им. В. Р. Филиппова, 2019. - 40 с. - URL: https://elib.bgsha.ru/sotru/01135. - Режим доступа: Электронная библиотека БГСХА. - Загл. с титул. экрана. - Б. ц. - Текст : электронный.
Философия и методология науки : учебно-методическое пособие для обучающихся по естественно-научным, сельскохозяйственным, инженерно-техническим, экономическим, гуманитарным направлениям подготовки (уровень магистратуры) / М-во сел. хоз-ва РФ, Бурятская ГСХА им. В.Р. Филиппова ; сост. М. В. Анахина. - Улан-Удэ : ФГБОУ ВО БГСХА, 2024. - 50 с. - URL: https://elib.bgsha.ru/sotru/03156. - Режим доступа: Электронная библиотека БГСХА. - Загл. с титул. экрана. - Б. ц. - Текст : электронный.
Microsoft OfficeProPlus 2016 RUS OLP NL Acdmc. Договор № ПП-61/2015 г. О поставке программных продуктов от 9 декабря 2015 года
Microsoft Windows Vista Business Russian Upgrade Academic OPEN No Level Государственный контракт № 25 от 1 апреля 2008 года
http://www.garant.ru/
- использование специализированных (адаптированных) рабочих программ дисциплин (модулей) и методов обучения и воспитания, включая наличие альтернативной версии официального сайта организации в сети «Интернет» для слабовидящих;
- использование специальных учебников, учебных пособий и других учебно-методических материалов, включая альтернативные форматы печатных материалов (крупный шрифт или аудиофайлы);
- использование специальных технических средств обучения (мультимедийное оборудование, оргтехника и иные средства) коллективного и индивидуального пользования, включая установку
мониторов с возможностью трансляции субтитров, обеспечение надлежащими звуковыми
воспроизведениями информации;
- предоставление услуг ассистента (при необходимости), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь или услуги сурдопереводчиков / тифлосурдопереводчиков;
- проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий для разъяснения отдельных вопросов изучаемой дисциплины (модуля);
- проведение процедуры оценивания результатов обучения возможно с учетом особенностей нозологий (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, в форме тестирования и т.п.) при использовании доступной формы предоставления заданий оценочных средств и ответов на задания (в печатной форме увеличенным шрифтом, в форме аудиозаписи, в форме электронного документа, задания зачитываются ассистентом, задания предоставляются с использованием сурдоперевода) с
использованием дополнительного времени для подготовки ответа;
- обеспечение беспрепятственного доступа обучающимся в учебные помещения, туалетные и другие помещения организации, а также пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов и других приспособлений);
- обеспечение сочетания онлайн и офлайн технологий, а также индивидуальных и коллективных форм работы в учебном процессе, осуществляемом с использованием дистанционных образовательных технологий;
- и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение ОПОП ВО.
В целях реализации ОПОП ВО в академии оборудована безбарьерная среда, учитывающая потребности лиц с нарушением зрения, с нарушениями слуха, с нарушениями опорно-двигательного
аппарата. Территория соответствует условиям беспрепятственного, безопасного и удобного передвижения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Вход в учебный корпус
оборудован пандусами, стекла входных дверей обозначены специальными знаками для слабовидящих, используется система Брайля. Сотрудники охраны знают порядок действий при прибытии в академию лица с ограниченными возможностями. В академии создана толерантная социокультурная среда, осуществляется необходимое сопровождение образовательного процесса,
при необходимости предоставляется волонтерская помощь обучающимся инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья.
1. Наука как вид познавательной деятельности и форма общественной практики (УК-5,ОПК-3).
2. Наука как система и система наук (УК-5,ОПК-3).
3. Научная картина мира: ее исторические формы (УК-5,ОПК-3)
4. Особенности современной науки (УК-5,ОПК-3)
5. Структура науки (УК-5,ОПК-3).
6. Основания науки. Нормы и идеалы науки (УК-5,ОПК-3).
7. Структура научного исследования (УК-5,ОПК-3).
8. Проблема классификации научного знания (УК-5,ОПК-3)
9. Эмпирическое научное познание: его цели и задачи (УК-5,ОПК-3)
10. Теоретическое познание: его особенности (УК-5,ОПК-3)
11. Логика научного исследования (УК-5,ОПК-3)
12. Научная проблема и ее роль в научном познании (УК-5,ОПК-3)
13. Методология научного познания как наука, функции (УК-5,ОПК-3)
14. Понятие метода и его роль в научном исследовании (УК-5,ОПК-3)
15. Типология методов научного исследования (УК-5,ОПК-3)
16. Содержание научной гипотезы, ее выдвижение и обоснование (УК-5,ОПК-3)
17. Научные факты и их роль в научном исследовании (УК-5,ОПК-3)
18. Сущность теории и ее роль в научном исследовании (УК-5,ОПК-3)
19. Методы сбора эмпирической информации. Наблюдение, эксперимент (УК-5,ОПК-3)
20. Методы сбора эмпирической информации. Сравнение, измерение (УК-5,ОПК-3)
21. Специфика и трудности социологических наблюдений (УК-5,ОПК-3)
22. Особенности социологического эксперимента (УК-5,ОПК-3)
23. Методы обработки эмпирической информации (УК-5,ОПК-3)
24. Методы теоретического обобщения эмпирической информации (УК-5,ОПК-3)
25. Общелогические методы научного исследования (УК-5,ОПК-3)
26. Теоретические методы научного исследования (УК-5,ОПК-3)
27. Теория и метод: тождество и различие (УК-5,ОПК-3)
28. Структура и основные элементы социологического исследования (УК-5,ОПК-3)
29. Программирование социологического исследования и его методологическое значение (УК-5,ОПК-3)
30. Специфические средства, методы и операции, обусловленные особенностями предмета социально-гуманитарных наук: идеографический метод, диалог, опрос, проективные методы, тестирование, биографический и автобиографический методы, социометрия, игровые методы (УК-5,ОПК-3).
31. Экономика как социальная наука (УК-5,ОПК-3)
32. Основы методологии научного исследования в экономике (УК-5,ОПК-3)
33. Теоретические методы экономической науки (УК-5,ОПК-3)
34. Эмпирические методы экономического исследования (УК-5,ОПК-3).
Комплект вопросов для проведения устных опросов.
Тема 1. Место и роль науки в развитии культуры
1. Место и роль науки в развитии культуры и цивилизации.
2. Три аспекта бытия науки.
3. Методология научного познания, ее предмет и проблемное поле, связь с философией науки.
Тема 2. Философия и методология науки.
1. Исследование логических структур науки в позитивизме. Поиск способов и критериев отделения науки от различных форм вненаучного знания.
2. Критический рационализм К. Поппера. Фальсификационизм как основной методологический принцип.
3. Современные подходы к анализу науки. Смена господствующих методологических концепций: отказ от ориентации исключительно на формально-логическую строгость, сближение с историей науки. (И. Лакатос, П. Фейерабенд)
Тема 3.Структура научного знания.
1. Эмпирический и теоретический уровни, критерии их различения. Особенности эмпирического и теоретического языка науки.
2. Эмпирические исследования. Научный факт и процедуры его формирования.
3. Теоретическое исследование. Понятие теории и закона.
4. Идеалы и нормы научного познания. .
5. Научная картина мира и философские основания науки, их место в структуре научного знания.
Тема 4 Логика научного исследования.
1. Научные факты и их роль в научном исследовании.
2. Понятие научной проблемы, постановка и формулирование. Проблема выбора проблемы.
3. Содержание научной гипотезы, процедура ее выдвижения и обоснования. Развитие гипотезы, построение научной теории.
4. Методы построения теории: формализация, аксиоматизация, идеализация, гипотетико-дедуктивный и т.д.
Тема 5 . Эмпирическое исследование, методы эмпирического исследования.
1.Типология методов научного исследования.
2. Наблюдение как базовый метод эмпирического исследования. Виды наблюдений.
3. Эксперимент. Эвристические возможности эксперимента в научном поиске.
4. Сравнение и измерение - методы эмпирического исследования.
Тема 6. Методы теоретического исследования.
2. Системный метод. Синергетика как наука о сложных системах.
3. Динамические и статистические закономерности, статистический (вероятностный) метод.
4. Диалектика и принцип историзма как методы познания.
Тема 7. Динамика науки.
1.Взаимодействие оснований науки и опыта как начальный этап становления новой дисциплины.
2. Формирование первичных теоретических моделей и законов. Роль аналогий в теоретическом поиске.
3. Механизмы развития научных понятий. Становление развитой научной теории. Классический и неклассический варианты формирования теории.
4. Развитие оснований науки под влиянием новых теорий. Проблема включения новых теоретических представлений в культуру.
Комплект тестовых заданий
Задание 1 (выберите один вариант ответа).
Активный целенаправленный метод изучения явлений в точно фиксированных условиях их протекания, которые могут воссоздаваться и контролироваться самим исследователем - это
а) моделирование
б) эксперимент
в) наблюдение
г) описание
Правильный ответ: б
Задание 2 (выберите один вариант ответа).
Обоснованное предположение, выдвигаемое с целью выяснения закономерностей и причин исследуемых явлений, - это
а) проблема
б) предсказание
в) интуиция
г) гипотеза
Правильный ответ: г
Задание 3 (выберите один вариант ответа).
Категории научного познания НЕ бывают
а) частнонаучными
б) общенаучными
в) паранаучными
г) всеобщими
Правильный ответ: г
Задание 4 (выберите один вариант ответа).
Диалектический метод познания не опирается на принцип
a) развития
б) историзма
в) противоречия
г) синергетики
Правильный ответ: г
Задание 5 (выберите один вариант ответа).
Воспроизведение истории объекта в главном, основном, существенном, исключая события и факты, вызванные случайными обстоятельствами, составляет суть
а) исторического метода
б) логического метода
в) системного метода
г) аксиоматического метода
Правильный ответ: а
Задание 6 (выберите один вариант ответа).
Стремление перейти от аналитического уровня изучения предметов, когда они разлагаются на составные части, к их целостному, интегративному видению свойственно для
а) исторического метода
б) логического метода
в) системного метода
г) аксиоматического метода
Правильный ответ: в
Задание 7 (выберите один вариант ответа).
Наука о становлении, функционировании и развитии сложных нестабильных систем называется
а) эвристикой
б) синергетикой
в) герменевтикой
г) математической логикой
Правильный ответ: б
Задание 8 (выберите один вариант ответа).
Методы научного познания не бывают
а) специальными
б) общенаучными
г) философскими
Правильный ответ: в
Задание 9 (выберите один вариант ответа).
Методы научного познания не бывают
а) частнонаучными
б) межнаучными
в) общенаучными
г) всеобщими
Правильный ответ: г
Задание 10 (выберите один вариант ответа).
В число эмпирических методов научного познания не входит
а) описание
б) наблюдение
в) измерение
г) диалектика
Правильный ответ: г
Задание 11 (выберите один вариант ответа).
Получение и репрезентация эмпирических данных в качественных терминах носит название
а) описания
б) наблюдения
в) сравнения
г) измерения
Правильный ответ: а
Задание 12 (выберите один вариант ответа).
Направленность логического следования в индуктивном методе мышления:
а) рассуждение ведется от общего к общему;
б) рассуждение ведется от общего к частному;
в) рассуждение ведется от частного к общему;
г) рассуждение ведется от частного к частному
Правильный ответ: в
Задание 13 (выберите один вариант ответа).
Когда исследователю по какой-либо причине предпочтительно заменить непосредственное изучение объекта его аналогом, находящимся с объектом-оригиналом в отношении отображения, существенного сходства, он применяет метод
а) наблюдения
б) описания
в) моделирования
г) эксперимента
Правильный ответ: в
Задание 14 (выберите один вариант ответа).
Целенаправленное, организованное и систематическое восприятие объекта, в качестве которого обычно выступают предметы, явления и процессы окружающего мира, - это
а) наблюдения
б) описания
в) моделирования
г) эксперимента
Правильный ответ: а
Задание 15 (выберите не менее двух вариантов ).
Какие бывают научные исследования в зависимости от сферы использования результатов?
а) фундаментальные
б) экспериментальные
в) прикладные
г) разработки
д) доработки
Правильный ответ: а, в
Задание 16 (выберите не менее двух вариантов ).
К методам эмпирического исследования относят:
а) абстрагирование
б) эксперимент
в) идеализация
г) дедукция
д) наблюдение
Правильный ответ: б, д
Задание 17 (выберите не менее двух вариантов ).
Эмпирический уровень научного познания в отличие от теоретического …
а) нацелен на получение научных фактов
б) не формулирует законов функционирования изучаемого объекта
г) оперирует идеализированными объектами
Правильный ответ: а, в
Задание 18 (выберите не менее двух вариантов ).
Укажите основные формы научного познания:
а) научный факт
б) схема
в) проблема
г) вопрос
д) обобщение
е) гипотеза
Правильный ответ: а, в, е
Задание 19 (выберите не менее двух вариантов ). ,
К теоретическим методам научного познания относятся…
а) эксперимент
б) аксиоматический метод
в) формализация
г) измерение
Правильный ответ: б, в
Задание 20 (выберите не менее двух вариантов ). ,
Основными уровнями научного познания являются …
а) эмпирический
б) теоретический
в) метафизический
г) обыденный
Правильный ответ: а, б
1. Сущность и основные признаки научного знания.
2. Структура научного знания.
3. Проблема соотношения теоретического и эмпирического в научном исследовании.
4. Методологические и мировоззренческие принципы современной науки.
5. Методология научного исследования.
6. Научная картина мира и ее методологическая функция.
7. Значение методологии как основы практического преобразования конкретных объектов.
8. Логика гипотетического рассуждения в контексте методологии.
9. Методологическое значение принципа историзма в конкретно-научном исследовании.
10. Методологическое значение принципа системности в конкретно-научном исследовании.
11. Сравнительный анализ концепций парадигмального развития науки.
12. Экспериментальный метод в методологии исследования.
13. Методологическая культура научного исследования.
14. Исследовательские программы, модели объяснения и логика исследования
15. Соотношение эпистемологии и методологии.
16. Концептуальный аппарат методологии научного исследования.
17. Логика и методология науки.
18. Исследовательские программы (парадигмы) в современной науке.
19. Проблема истины в научном исследовании.
20. Научная картина мира и ее роль в научном исследовании.
21. Методологические основания землеустройства и проектирования.
22. Конкретизация методологических принципов научного исследования к условиям профессиональной деятельности в области землеустройства и кадастра.
23. Методы и научного исследования и проектирования в области землеустройства и кадастра.
24. Методы обработки эмпирической и теоретической информации в области землепользования.
Кейс –задания
Кейс –задание 1
1. «Вводя этот термин, я имел в виду, что некоторые общепринятые примеры фактической практики научных исследований, приме¬ры, которые включали закон, теорию, их практическое примене¬ние и необходимое обоснование — все в совокупности дают нам модели, из которых возникают конкрет-ные традиции научного исследования. Таковы традиции, которые историки науки описывают под руб-риками "астрономия Птолемея (или Коперника)", "аристотелевская (или ньютонианская) динамика, "корпускулярная (или волновая) оптика" и так далее».
1. 1 Выберите один вариант ответа:
Автор привиденного отрывка говорит о …
а) парадигме
б) философии
в) консенсусе
1.2 Выберите два и более вариантов ответа:
В рассмотрении исторической динамики научного знания, наряду с термином «парадигма», Т. Кун использует понятия…
а) бифуркация
б) научная революция;
в) «нормальная наука»
г) фальсификация
1.3 _____________________________– введите ответ в поле).
Т. Кун является представителем…(Теории научных революций).
Кейс –задание 2
«Знания человека первоначально существовали в виде эмпирического опыта, фиксирующего наблю-дения над явлениями природы и общественной жизни. Этот опыт передавался от поколения к поколе-нию и обогащался по мере развития самого общества.
Философия возникла именно как любовь к мудрости, как любознание. В своем первоначальном виде она стремилась охватить всю сферу существовавшего знания вне зависимости от его характера, стремилась осознать само знание и дать метод его приобретения. Поэтому философия явилась пер-вой формой науки и науки о нуке, но и в первом и во втором случае была еще весьма несовершенна. В настоящее время вместо одной науки мы имеем дело с очень разветвленной сетью отдельных наук; существенной частью их становятся теоретические системы, в которых абстракции связаны по более или менее строгим правилам. Количество этих систем непрерывно растет; когда открывается новая предметная область, входящая в сферу практической и теоретической деятельности человека, возникает вопрос, не является ли эта теоретическая система знания самостоятельной наукой.
Первым отличительным признаком науки может быть указание, что она «является знанием, основан-ным на фактах и организованным таким образом, чтобы объяснять факты и решать проблемы». ( Копнин П.В. «Гносеологические и логические основы науки» М.1974 г. С. 307-309)
1. 1 Какой характер носило первоначальное знание человека.
Выберите один вариант ответа:
-эмпирический опыт
-любознание
-теоретическая система
-философия
1.2 К чему стремилась философия в своем первоначальном виде.
Выберите два и более вариантов ответа:
-охватить всю сферу существовавшего знания вне зависимости от его характера
- осознать само знание
-дать метод приобретения знания
- познать природу
-познать общество и человека
1.3 Что является первым отличительным признаком науки…
_______________________________ введите ответ в поле.
Кейс-задание 3
«Мы описали принцип индукции как средство, с помощью которого наука распознает истину. Точнее, мы должны были бы сказать, что он служит для определения вероятности, ибо науке не дано полно-стью обрести ни истины, ни ложности, научные высказывания могут только приобретать степени ве-роятности, недостижимыми верхним и нижним пределами которых служат истина и ложь". (Рейхенбах Г. The theory of probability", Berk.–Los Ang., 1949, p. V)
1.1. Выберите один вариант ответа.
Метод индукции о котором говорит автор приведенного отрывка – это метод восхождения познания от:
-общего к частному
-от единичного к общему
- от частного к частному
1.2 Выберите два или более вариантов ответа.
Какие способы распознания истины существуют в науке:
-индукция
-фальсификация
-дедукция
-анализ
1.3. Г. Рейхенбах является представителем _________________
Критерии оценки:
оценка «отлично» выставляется обучающийсяу, если ответы на поставленные вопросы до-статочно полны и исчерпывающи, аргументированы, обоснованы, логически последовательны и дана самостоятельная оценка рассматриваемой проблеме;
- оценка «хорошо» ставится, если ответы демонстрирует знание основных положений и по-нятий, достаточно аргументированы, логически последовательны, но отсутствует самостоятельная оценка рассматриваемой проблемы;
- оценка «удовлетворительно» ставится, если ответ является неполным и логически непоследователен, знание носит неточный и неясный характер.
Кейс-задание 4
Пол Фейерабенд. «ПРОТИВ МЕТОДОЛОГИЧЕСКОГО ПРИНУЖДЕНИЯ.»
Единственным принципом, не препятствующим прогрессу науки, является принцип допустимо все (anything goes). Идея метода, содержащего жесткие, неизменные и абсолютно обязательные принци-пы научной деятельности, сталкивается со значительными трудностями при сопоставлении с резуль-татами исторического исследования. При этом выясняется, что не существует правила—сколь бы правдоподобным и эпистемологически обоснованным оно ни казалось, — которое в то или иное время не было бы нарушено. Становится очевидным, что такие нарушения не случайны и не являются результатом недостаточного знания или невнимательности, которых можно было бы избежать. Напротив, мы видим, что они необходимы для прогресса науки.
1. 1 Какой принцип научного исследования единственно не препятствует прогрессу науки
Выберите один вариант ответа:
- фактуализм
-теоретизм
-верификации
-допустимо все
1.2 Какими должны быть правила научной деятельности…
Выберите два и более вариантов ответа:
- субъективные
- Эпистемологически обоснованные
- обязательные
- случайные
1.3 Пол Фейерабенд является представителем философской концепции науки
____________________________– введите ответ в поле).
Перечень дискуссионных вопросов для дискуссии
1. Наука и нравственность, или ответственность перед разумом.
2. Науке как призвание и профессия.
3. Методологическая культура и методологические установки ученого
Комплект контрольных во-просов для проведения устных опросов
Перечень дискуссионных тем и вопросов
Темы сообщений и рефератов
Комплект тестовых заданий, кейс- задания
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– правильность ответа по содержанию задания (учитывается количество и характер ошибок при ответе);
– полнота и глубина ответа (учитывается количество усвоенных фактов, понятий и т.п.);
– сознательность ответа (учитывается понимание излагаемого материала);
– логика изложения материала (учитывается умение строить целостный, последовательный рассказ, грамотно пользоваться специальной терминологией);
– использование дополнительного материала;
– рациональность использования времени, отведенного на задание (не одобряется затянутость выполнения задания, устного ответа во времени, с учетом индивидуальных особенностей обучающихся).
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- теоретический уровень знаний;
- качество ответов на вопросы;
- подкрепление материалов фактическими данными (статистические данные или др.);
- практическая ценность материала;
- способность делать выводы;
- способность отстаивать собственную точку зрения;
- способность ориентироваться в представленном материале;
- степень участия в общей дискуссии.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
(дискуссии, полемики, диспута, дебатов)
«отлично»
используется терминология; показано умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации; высказывать свою точку зрения.
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
– правильность формулировки и использования понятий и категорий;
– правильность выполнения заданий/ решения задач;
– аккуратность оформления работы и др.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
(обязательно для дисциплин, где по УП предусмотрена контрольная работа)
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Примерные критерии оценивания:
– правильность выполнения задания на практическую/лабораторную работу в соответствии с вариантом;
– степень усвоения теоретического материала по теме практической /лабораторной работы;
– способность продемонстрировать преподавателю навыки работы в инструментальной программной среде, а также применить их к решению типовых задач, отличных от варианта задания;
– качество подготовки отчета по практической / лабораторной работе;
– правильность и полнота ответов на вопросы преподавателя при защите работы
и др.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания практических занятий (лабораторных работ):
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
В качестве критериев могут быть выбраны, например:
– соответствие срока сдачи работы установленному преподавателем;
– соответствие содержания и оформления работы предъявленным требованиям;
– способность выполнять вычисления;
– умение использовать полученные ранее знания и навыки для решения конкретных задач;
– умение отвечать на вопросы, делать выводы, пользоваться профессиональной и общей лексикой;
– обоснованность решения и соответствие методике (алгоритму) расчетов;
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
расчетно-графической работы, работы на тренажере
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Материалы тестовых заданий следует сгруппировать по темам/разделам изучаемой дисциплины (модуля) в следующем виде:
Тема (темы) / Раздел дисциплины (модуля)
Тестовые задания по данной теме (темам)/Разделу с указанием правильных ответов.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- отношение правильно выполненных заданий к общему их количеству
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
Задачи реконструктивного уровня
Задачи творческого уровня
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы
для учета в рейтинге (оценка)
Примерные критерии оценивания:
– полнота знаний теоретического контролируемого материала;
– полнота знаний практического контролируемого материала, демонстрация умений и навыков решения типовых задач, выполнения типовых заданий/упражнений/казусов;
– умение самостоятельно решать проблему/задачу на основе изученных методов, приемов, технологий;
– умение ясно, четко, логично и грамотно излагать собственные размышления, делать умозаключения и выводы;
– полнота и правильность выполнения задания.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ четко структурирован и выстроен в заданной логике. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа укладывается в заданные рамки при сохранении смысла.
Продемонстрировано умение аргументировано излагать собственную точку зрения. Видно уверенное владение освоенным материалом, изложение сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.
Высокая степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала: стилистические обороты, манера изложения, словарный запас. Отсутствуют стилистические и орфографические ошибки в тексте.
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
– степень владения понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины;
– знание фактического материала, отсутствие фактических ошибок;
– умение логически выстроить материал ответа;
– умение аргументировать предложенные подходы и решения, сделанные выводы;
– степень самостоятельности, грамотности, оригинальности в представлении материала (стилистические обороты, манера изложения, словарный запас, отсутствие или наличие грамматических ошибок);
– выполнение требований к оформлению работы.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся).
Примерная шкала оценивания письменных работ:
(рефератов, докладов, сообщений)
Продемонстрировано владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (уместность употребления, аббревиатуры, толкование и т.д.), отсутствуют ошибки в употреблении терминов.
Ответ в достаточной степени структурирован и выстроен в заданной логике без нарушений общего смысла. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа незначительно превышает заданные рамки при сохранении смысла.
Продемонстрировано умение аргументированно излагать собственную точку зрения, но аргументация не всегда убедительна. Изложение лишь отчасти сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.
Достаточная степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала. Встречаются мелкие и не искажающие смысла ошибки в стилистике, стилистические штампы. Есть 1–2 орфографические ошибки.
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
Продемонстрировано достаточное владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины, есть ошибки в употреблении и трактовке терминов, расшифровке аббревиатур.
Ошибки в использовании категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ плохо структурирован, нарушена заданная логика. Части ответа логически разорваны, нет связок между ними. Ошибки в представлении логической структуры проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа в существенной степени (на 25–30%) отклоняется от заданных рамок.
Нет собственной точки зрения либо она слабо аргументирована. Примеры, приведенные в ответе в качестве практических иллюстраций, в малой степени соответствуют изложенным теоретическим аспектам.
Текст работы примерно наполовину представляет собой стандартные обороты и фразы из учебника/лекций. Обилие ошибок в стилистике, много стилистических штампов. Есть 3–5 орфографических ошибок.
Работа выполнена не очень аккуратно, встречаются помарки и исправления.
Продемонстрировано крайне слабое владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (неуместность употребления, неверные аббревиатуры, искаженное толкование и т.д.), присутствуют многочисленные ошибки в употреблении терминов.
Продемонстрировано крайне низкое (отрывочное) знание фактического материала, много фактических ошибок – практически все факты (данные) либо искажены, либо неверны.
Ответ представляет собой сплошной текст без структурирования, нарушена заданная логика. Части ответа не взаимосвязаны логически. Нарушена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа более чем в 2 раза меньше или превышает заданный. Показаны неверные ассоциативные взаимосвязи категорий и терминов дисциплины.
Отсутствует аргументация изложенной точки зрения, нет собственной позиции. Отсутствуют примеры из практики либо они неадекватны.
Текст ответа представляет полную кальку текста учебника/лекций. Стилистические ошибки приводят к существенному искажению смысла. Большое число орфографических ошибок в тексте (более 10 на страницу).
Работа выполнена неаккуратно, с обилием помарок и исправлений. В работе один абзац и больше позаимствован из какого-либо источника без ссылки на него.
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- соответствие решения сформулированным в кейсе вопросам (адекватность проблеме и рынку);
- оригинальность подхода (новаторство, креативность);
- применимость решения на практике;
- глубина проработки проблемы (обоснованность решения, наличие альтернативных вариантов, прогнозирование возможных проблем, комплексность решения).
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Концепция игры
Роли:
Задания (вопросы, проблемные ситуации и др.)
Ожидаемый (е) результат(ы)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
качество усвоения информации;
выступление;
содержание вопроса;
качество ответов на вопросы;
значимость дополнений, возражений, предложений;
уровень делового сотрудничества;
соблюдение правил деловой игры;
соблюдение регламента;
активность;
правильное применение профессиональной лексики.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
для учета в рейтинге (оценка)
для учета в рейтинге (оценка)
Индивидуальные творческие задания (проекты):
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- актуальность темы;
- соответствие содержания работы выбранной тематике;
- соответствие содержания и оформления работы установленным требованиям;
- обоснованность результатов и выводов, оригинальность идеи;
- новизна полученных данных;
- личный вклад обучающихся;
- возможности практического использования полученных данных.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
п/п