учреждение высшего образования
«Бурятская государственная сельскохозяйственная академия имени В.Р. Филиппова»
Агрономический факультет
Почвоведение и агрохимия
Направленность (профиль) Агроэкология
в учебном плане
является дисциплиной обязательной для изучения
дисциплины кафедра
Семестр 5
- 13.023. Профессиональный стандарт "АГРОХИМИК-ПОЧВОВЕД", утверждённый приказом Министерства труда и социальной защиты Российско Федерации от 2 сентября 2020 г. N 551н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 24 сентября 2020 г., регистрационный N 60003);
Зав. кафедрой Хутакова С.В.
п/п
на заседании кафедры
Заведующий кафедрой
Барлукова О.Д.
(представитель работодателя)
Задачи: формирование системы знаний и практических навыков по основам психологии; развитие знаний, умений, навыков управления своим временем, выстраивания траектории саморазвития на основе принципов образования в течение всей жизни; отработать навыки и приемы социального взаимодействия
УК-3: Способен осуществлять социальное взаимодействие и реализовывать свою роль в команде;
УК-3.1. Понимает эффективность использования стратегии сотрудничества для достижения поставленной цели, определяет свою роль в команде
УК-6.1. Применяет знание о своих ресурсах и их пределах (личностных, ситуативных, временных и т.д.), для успешного выполнения порученной работы
УК-6: Способен управлять своим временем, выстраивать и реализовывать траекторию саморазвития на основе принципов образования в течение всей жизни;
УК-3.1. Понимает эффективность использования стратегии сотрудничества для достижения поставленной цели, определяет свою роль в команде
УК-6.1. Применяет знание о своих ресурсах и их пределах (личностных, ситуативных, временных и т.д.), для успешного выполнения порученной работы
УК-5: Способен воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах;
УК-3.1. Понимает эффективность использования стратегии сотрудничества для достижения поставленной цели, определяет свою роль в команде
УК-6.1. Применяет знание о своих ресурсах и их пределах (личностных, ситуативных, временных и т.д.), для успешного выполнения порученной работы
УК-3: Способен осуществлять социальное взаимодействие и реализовывать свою роль в команде;
УК-3.1. Понимает эффективность использования стратегии сотрудничества для достижения поставленной цели, определяет свою роль в команде
УК-6.1. Применяет знание о своих ресурсах и их пределах (личностных, ситуативных, временных и т.д.), для успешного выполнения порученной работы
УК-6: Способен управлять своим временем, выстраивать и реализовывать траекторию саморазвития на основе принципов образования в течение всей жизни;
УК-3.1. Понимает эффективность использования стратегии сотрудничества для достижения поставленной цели, определяет свою роль в команде
УК-6.1. Применяет знание о своих ресурсах и их пределах (личностных, ситуативных, временных и т.д.), для успешного выполнения порученной работы
УК-5: Способен воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах;
УК-3.1. Понимает эффективность использования стратегии сотрудничества для достижения поставленной цели, определяет свою роль в команде
УК-6.1. Применяет знание о своих ресурсах и их пределах (личностных, ситуативных, временных и т.д.), для успешного выполнения порученной работы
УК-3: Способен осуществлять социальное взаимодействие и реализовывать свою роль в команде;
УК-3.1. Понимает эффективность использования стратегии сотрудничества для достижения поставленной цели, определяет свою роль в команде
УК-6.1. Применяет знание о своих ресурсах и их пределах (личностных, ситуативных, временных и т.д.), для успешного выполнения порученной работы
УК-6: Способен управлять своим временем, выстраивать и реализовывать траекторию саморазвития на основе принципов образования в течение всей жизни;
УК-3.1. Понимает эффективность использования стратегии сотрудничества для достижения поставленной цели, определяет свою роль в команде
УК-6.1. Применяет знание о своих ресурсах и их пределах (личностных, ситуативных, временных и т.д.), для успешного выполнения порученной работы
УК-5: Способен воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах;
УК-3.1. Понимает эффективность использования стратегии сотрудничества для достижения поставленной цели, определяет свою роль в команде
УК-6.1. Применяет знание о своих ресурсах и их пределах (личностных, ситуативных, временных и т.д.), для успешного выполнения порученной работы
УК-3: Способен осуществлять социальное взаимодействие и реализовывать свою роль в команде;
УК-3.1. Понимает эффективность использования стратегии сотрудничества для достижения поставленной цели, определяет свою роль в команде
УК-6.1. Применяет знание о своих ресурсах и их пределах (личностных, ситуативных, временных и т.д.), для успешного выполнения порученной работы
УК-6: Способен управлять своим временем, выстраивать и реализовывать траекторию саморазвития на основе принципов образования в течение всей жизни;
УК-3.1. Понимает эффективность использования стратегии сотрудничества для достижения поставленной цели, определяет свою роль в команде
УК-6.1. Применяет знание о своих ресурсах и их пределах (личностных, ситуативных, временных и т.д.), для успешного выполнения порученной работы
УК-5: Способен воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах;
УК-3.1. Понимает эффективность использования стратегии сотрудничества для достижения поставленной цели, определяет свою роль в команде
УК-6.1. Применяет знание о своих ресурсах и их пределах (личностных, ситуативных, временных и т.д.), для успешного выполнения порученной работы
УК-3: Способен осуществлять социальное взаимодействие и реализовывать свою роль в команде;
УК-3.1. Понимает эффективность использования стратегии сотрудничества для достижения поставленной цели, определяет свою роль в команде
УК-6.1. Применяет знание о своих ресурсах и их пределах (личностных, ситуативных, временных и т.д.), для успешного выполнения порученной работы
составляющих психики; профессионально воздействовать на уровень развития и особенности познавательной и личностной сферы с целью гармонизации психического функционирования человека; :
УК-6: Способен управлять своим временем, выстраивать и реализовывать траекторию саморазвития на основе принципов образования в течение всей жизни;
УК-3.1. Понимает эффективность использования стратегии сотрудничества для достижения поставленной цели, определяет свою роль в команде
УК-6.1. Применяет знание о своих ресурсах и их пределах (личностных, ситуативных, временных и т.д.), для успешного выполнения порученной работы
составляющих психики; профессионально воздействовать на уровень развития и особенности познавательной и личностной сферы с целью гармонизации психического функционирования человека; :
УК-5: Способен воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах;
УК-3.1. Понимает эффективность использования стратегии сотрудничества для достижения поставленной цели, определяет свою роль в команде
УК-6.1. Применяет знание о своих ресурсах и их пределах (личностных, ситуативных, временных и т.д.), для успешного выполнения порученной работы
составляющих психики; профессионально воздействовать на уровень развития и особенности познавательной и личностной сферы с целью гармонизации психического функционирования человека; :
УК-3: Способен осуществлять социальное взаимодействие и реализовывать свою роль в команде;
УК-3.1. Понимает эффективность использования стратегии сотрудничества для достижения поставленной цели, определяет свою роль в команде
УК-6.1. Применяет знание о своих ресурсах и их пределах (личностных, ситуативных, временных и т.д.), для успешного выполнения порученной работы
составляющих психики; профессионально воздействовать на уровень развития и особенности познавательной и личностной сферы с целью гармонизации психического функционирования человека; :
УК-6: Способен управлять своим временем, выстраивать и реализовывать траекторию саморазвития на основе принципов образования в течение всей жизни;
УК-3.1. Понимает эффективность использования стратегии сотрудничества для достижения поставленной цели, определяет свою роль в команде
УК-6.1. Применяет знание о своих ресурсах и их пределах (личностных, ситуативных, временных и т.д.), для успешного выполнения порученной работы
составляющих психики; профессионально воздействовать на уровень развития и особенности познавательной и личностной сферы с целью гармонизации психического функционирования человека; :
УК-5: Способен воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах;
УК-3.1. Понимает эффективность использования стратегии сотрудничества для достижения поставленной цели, определяет свою роль в команде
УК-6.1. Применяет знание о своих ресурсах и их пределах (личностных, ситуативных, временных и т.д.), для успешного выполнения порученной работы
составляющих психики; профессионально воздействовать на уровень развития и особенности познавательной и личностной сферы с целью гармонизации психического функционирования человека; :
УК-6: Способен управлять своим временем, выстраивать и реализовывать траекторию саморазвития на основе принципов образования в течение всей жизни;
УК-3.1. Понимает эффективность использования стратегии сотрудничества для достижения поставленной цели, определяет свою роль в команде
УК-6.1. Применяет знание о своих ресурсах и их пределах (личностных, ситуативных, временных и т.д.), для успешного выполнения порученной работы
составляющих психики; профессионально воздействовать на уровень развития и особенности познавательной и личностной сферы с целью гармонизации психического функционирования человека; :
УК-3: Способен осуществлять социальное взаимодействие и реализовывать свою роль в команде;
УК-3.1. Понимает эффективность использования стратегии сотрудничества для достижения поставленной цели, определяет свою роль в команде
УК-6.1. Применяет знание о своих ресурсах и их пределах (личностных, ситуативных, временных и т.д.), для успешного выполнения порученной работы
составляющих психики; профессионально воздействовать на уровень развития и особенности познавательной и личностной сферы с целью гармонизации психического функционирования человека; :
УК-5: Способен воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах;
УК-3.1. Понимает эффективность использования стратегии сотрудничества для достижения поставленной цели, определяет свою роль в команде
УК-6.1. Применяет знание о своих ресурсах и их пределах (личностных, ситуативных, временных и т.д.), для успешного выполнения порученной работы
составляющих психики; профессионально воздействовать на уровень развития и особенности познавательной и личностной сферы с целью гармонизации психического функционирования человека; :
УК-6: Способен управлять своим временем, выстраивать и реализовывать траекторию саморазвития на основе принципов образования в течение всей жизни;
УК-3.1. Понимает эффективность использования стратегии сотрудничества для достижения поставленной цели, определяет свою роль в команде
УК-6.1. Применяет знание о своих ресурсах и их пределах (личностных, ситуативных, временных и т.д.), для успешного выполнения порученной работы
составляющих психики; профессионально воздействовать на уровень развития и особенности познавательной и личностной сферы с целью гармонизации психического функционирования человека; :
УК-3: Способен осуществлять социальное взаимодействие и реализовывать свою роль в команде;
УК-3.1. Понимает эффективность использования стратегии сотрудничества для достижения поставленной цели, определяет свою роль в команде
УК-6.1. Применяет знание о своих ресурсах и их пределах (личностных, ситуативных, временных и т.д.), для успешного выполнения порученной работы
составляющих психики; профессионально воздействовать на уровень развития и особенности познавательной и личностной сферы с целью гармонизации психического функционирования человека; :
УК-5: Способен воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах;
УК-3.1. Понимает эффективность использования стратегии сотрудничества для достижения поставленной цели, определяет свою роль в команде
УК-6.1. Применяет знание о своих ресурсах и их пределах (личностных, ситуативных, временных и т.д.), для успешного выполнения порученной работы
УК-6: Способен управлять своим временем, выстраивать и реализовывать траекторию саморазвития на основе принципов образования в течение всей жизни;
УК-3.1. Понимает эффективность использования стратегии сотрудничества для достижения поставленной цели, определяет свою роль в команде
УК-6.1. Применяет знание о своих ресурсах и их пределах (личностных, ситуативных, временных и т.д.), для успешного выполнения порученной работы
УК-3: Способен осуществлять социальное взаимодействие и реализовывать свою роль в команде;
УК-3.1. Понимает эффективность использования стратегии сотрудничества для достижения поставленной цели, определяет свою роль в команде
УК-6.1. Применяет знание о своих ресурсах и их пределах (личностных, ситуативных, временных и т.д.), для успешного выполнения порученной работы
УК-5: Способен воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах;
УК-3.1. Понимает эффективность использования стратегии сотрудничества для достижения поставленной цели, определяет свою роль в команде
УК-6.1. Применяет знание о своих ресурсах и их пределах (личностных, ситуативных, временных и т.д.), для успешного выполнения порученной работы
УК-6: Способен управлять своим временем, выстраивать и реализовывать траекторию саморазвития на основе принципов образования в течение всей жизни;
УК-3.1. Понимает эффективность использования стратегии сотрудничества для достижения поставленной цели, определяет свою роль в команде
УК-6.1. Применяет знание о своих ресурсах и их пределах (личностных, ситуативных, временных и т.д.), для успешного выполнения порученной работы
УК-3: Способен осуществлять социальное взаимодействие и реализовывать свою роль в команде;
УК-3.1. Понимает эффективность использования стратегии сотрудничества для достижения поставленной цели, определяет свою роль в команде
УК-6.1. Применяет знание о своих ресурсах и их пределах (личностных, ситуативных, временных и т.д.), для успешного выполнения порученной работы
УК-6: Способен управлять своим временем, выстраивать и реализовывать траекторию саморазвития на основе принципов образования в течение всей жизни;
УК-3.1. Понимает эффективность использования стратегии сотрудничества для достижения поставленной цели, определяет свою роль в команде
УК-6.1. Применяет знание о своих ресурсах и их пределах (личностных, ситуативных, временных и т.д.), для успешного выполнения порученной работы
УК-3: Способен осуществлять социальное взаимодействие и реализовывать свою роль в команде;
УК-3.1. Понимает эффективность использования стратегии сотрудничества для достижения поставленной цели, определяет свою роль в команде
УК-6.1. Применяет знание о своих ресурсах и их пределах (личностных, ситуативных, временных и т.д.), для успешного выполнения порученной работы
УК-5: Способен воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах;
УК-3.1. Понимает эффективность использования стратегии сотрудничества для достижения поставленной цели, определяет свою роль в команде
УК-6.1. Применяет знание о своих ресурсах и их пределах (личностных, ситуативных, временных и т.д.), для успешного выполнения порученной работы
УК-3: Способен осуществлять социальное взаимодействие и реализовывать свою роль в команде;
УК-3.1. Понимает эффективность использования стратегии сотрудничества для достижения поставленной цели, определяет свою роль в команде
УК-6.1. Применяет знание о своих ресурсах и их пределах (личностных, ситуативных, временных и т.д.), для успешного выполнения порученной работы
УК-6: Способен управлять своим временем, выстраивать и реализовывать траекторию саморазвития на основе принципов образования в течение всей жизни;
УК-3.1. Понимает эффективность использования стратегии сотрудничества для достижения поставленной цели, определяет свою роль в команде
УК-6.1. Применяет знание о своих ресурсах и их пределах (личностных, ситуативных, временных и т.д.), для успешного выполнения порученной работы
форма текущего контроля успеваемости)
работ
проверка эссе
Тренинги
Тренинг
Проверка кейс-задач
Microsoft OfficeProPlus 2016 RUS OLP NL Acdmc. Договор № ПП-61/2015 г. О поставке программных продуктов от 9 декабря 2015 года
Microsoft Windows Vista Business Russian Upgrade Academic OPEN No Level Государственный контракт № 25 от 1 апреля 2008 года
http://www.garant.ru/
- использование специализированных (адаптированных) рабочих программ дисциплин (модулей) и методов обучения и воспитания, включая наличие альтернативной версии официального сайта организации в сети «Интернет» для слабовидящих;
- использование специальных учебников, учебных пособий и других учебно-методических материалов, включая альтернативные форматы печатных материалов (крупный шрифт или аудиофайлы);
- использование специальных технических средств обучения (мультимедийное оборудование, оргтехника и иные средства) коллективного и индивидуального пользования, включая установку
мониторов с возможностью трансляции субтитров, обеспечение надлежащими звуковыми
воспроизведениями информации;
- предоставление услуг ассистента (при необходимости), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь или услуги сурдопереводчиков / тифлосурдопереводчиков;
- проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий для разъяснения отдельных вопросов изучаемой дисциплины (модуля);
- проведение процедуры оценивания результатов обучения возможно с учетом особенностей нозологий (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, в форме тестирования и т.п.) при использовании доступной формы предоставления заданий оценочных средств и ответов на задания (в печатной форме увеличенным шрифтом, в форме аудиозаписи, в форме электронного документа, задания зачитываются ассистентом, задания предоставляются с использованием сурдоперевода) с
- обеспечение беспрепятственного доступа обучающимся в учебные помещения, туалетные и другие помещения организации, а также пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов и других приспособлений);
- обеспечение сочетания онлайн и офлайн технологий, а также индивидуальных и коллективных форм работы в учебном процессе, осуществляемом с использованием дистанционных образовательных технологий;
- и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение ОПОП ВО.
В целях реализации ОПОП ВО в академии оборудована безбарьерная среда, учитывающая потребности лиц с нарушением зрения, с нарушениями слуха, с нарушениями опорно-двигательного
аппарата. Территория соответствует условиям беспрепятственного, безопасного и удобного передвижения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Вход в учебный корпус
оборудован пандусами, стекла входных дверей обозначены специальными знаками для слабовидящих, используется система Брайля. Сотрудники охраны знают порядок действий при прибытии в академию лица с ограниченными возможностями. В академии создана толерантная социокультурная среда, осуществляется необходимое сопровождение образовательного процесса,
при необходимости предоставляется волонтерская помощь обучающимся инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья.
Перечень вопросов к зачету по дисциплине (модулю)
1. Предмет, объект и методы психологии. (УК-3, УК-5, УК-6)
2. Место психологии в системе наук. (УК-3, УК-5, УК-6)
3. История развития психологического знания и основные направления в психологии. (УК-3, УК-5, УК-6)
4. Психологические школы: классические и современные. (УК-3, УК-5, УК-6)
5. Методы научных психологических исследований. (УК-3, УК-5, УК-6)
6. Человек, индивид, личность, субъект, индивидуальность. (УК-3, УК-5, УК-6)
7. Психика, поведение и деятельность. Основные функции психики. (УК-3, УК-5, УК-6)
8. Структура психики. (УК-3, УК-5, УК-6)
9. Соотношение сознания и бессознательного. (УК-3, УК-5, УК-6)
10. Основные психические процессы. (УК-3, УК-5, УК-6)
11. Деятельность. Структура деятельности. (УК-3, УК-5, УК-6)
12. Структура сознания. (УК-3, УК-5, УК-6)
13. Психические образования и их характеристики. (УК-3, УК-5, УК-6)
14. Вторая сигнальная система. Функции речи. (УК-3, УК-5, УК-6)
15. Ощущения и восприятие. (УК-3, УК-5, УК-6)
16. Воображение и внимание. (УК-3, УК-5, УК-6)
17. Память и ее виды. (УК-3, УК-5, УК-6)
18. Эмоционально-волевые процессы и их характеристика. (УК-3, УК-5, УК-6)
19. Задатки и способности, креативность. (УК-3, УК-5, УК-6)
20. Мышление и интеллект. (УК-3, УК-5, УК-6)
21. Характер и темперамент. (УК-3, УК-5, УК-6)
22. Виды и средства невербальной коммуникации. (УК-3, УК-5, УК-6)
23. Общение и его структура. Роль общения. (УК-3, УК-5, УК-6)
24. Общение как интеракция. (УК-3, УК-5, УК-6)
25. Общение как перцепция. (УК-3, УК-5, УК-6)
26. Способы воздействия. Приемы аттракции. (УК-3, УК-5, УК-6)
27. Психология малых групп. (УК-3, УК-5, УК-6)
28. Межгрупповые отношения и взаимодействия. (УК-3, УК-5, УК-6)
29. Понятие конфликта. Виды конфликта. (УК-3, УК-5, УК-6)
30. Структура и динамика конфликта. (УК-3, УК-5, УК-6)
31. Методы и техники управления конфликтным взаимодействием. (УК-3, УК-5, УК-6)
Комплект контрольных вопросов для проведения устных опросов
Тема 1. Психология как наука.
1. Предмет, объект, методологические принципы и методы психологии.
2. Место психологии в системе наук.
3. Основные направления в психологии.
Тема 2. Возникновение и развитие психики
1. Психика и организм. Психика, поведение и деятельность.
2. Основные функции психики.
3. Структура психики.
Тема 3. Психология личности
1. Индивид, личность, индивидуальность.
2. Способности и задатки.
3. Характер. Темперамент.
Тема 4. Психические процессы и состояния личности
1. Познавательные процессы
2. Первичные психические процессы: ощущение и восприятие. Представление.
Тема 5. Личность в деятельности и общении
1. Общение и речь.
2. Способы воздействия в общении.
3. Приемы аттрактивного восприятия.
Тема 6. Психология групп
1. Понятие «группа».
2. Особенности психологии больших групп.
3. Психология малых групп и ее диагностика.
Тема 7. Конфликтное взаимодействие
1. Понятие и роль конфликтов.
2. Структура и динамика конфликта.
3. Виды конфликтов.
Задания для тренингов
Тема «Личность в деятельности и общении»
Тренинг «Зеркало»
Цели:
• научиться концентрировать внимание на партнере и на его невербальном языке;
• убедиться в том, что телесная подстройка ведет к повышению взаимопонимания между партнерами;
• развить эмпатические возможности участников тренинга.
Размер группы: нет ограничений.
Ресурсы: большая комната, позволяющая свободное движение участников.
Время: 30-60 мин.
Ход упражнения. Первый этап
Группа разбивается на пары. В каждой паре один игрок - первый номер, второй игрок - второй номер. По команде тренера вторые номера превратятся в зеркало. Первый номер - это человек перед зеркалом, выполняющий в свободной форме простые физические движения. Он не ставит перед собой цель заставить «зеркало» запутаться или сбиться. Темп упражнения спокойный.
Участники пытаются максимально точно пристроиться друг к другу т. е. ощутить не только физиологию жеста партнера, но и войти в суть действия, его ритм, понять его эмоциональную подоплеку. В таком режиме пары работают 5-7 мин. Затем роли в паре меняются. Теперь уже второй игрок будет играть роль человека перед зеркалом, а первый превратится в зеркало.
Обсуждение первого этапа упражнения:
- Кем легче быть в этом упражнении?
- Удалось ли вам почувствовать партнера, понять его эмоциональный настрой?
- Может ли подобное упражнение помочь установлению более эффективной коммуникации?
Тренинг «Крокодил»
Ход игры:
Группа разбивается на две подгруппы, которые рассаживаются друг против друга.
Каждая команда должна придумать слово: имя существительное в единственном числе (не имя собственное!) Каждый игрок по очереди встает между двумя командами так, чтобы его было видно противоборствующим сторонам, и с помощью жестов, мимики в течение 2 мин. должен передать другой команде информацию о полученном слове. Нельзя при этом указывать на находящиеся в комнате предметы или людей.
Вся работа является актерской-пантомимической.
Если по истечении 2 мин. команда не угадала загаданное слово, то загадывающая команда получает очко. Команда, которая отгадывала, передает свое слово представителю соперников, и игру продолжает вторая команда.
Тема Психология групп
Имитационная игра «Воздушная катастрофа в пустыне»
Самолет только что произвел вынужденную посадку в пустыне Сахара. Он полностью разрушен. Спаслась только ваша группа. Ближайшее селение расположено на расстоянии 115 км.
После воздушной катастрофы остались 15 предметов. Останетесь ли вы в живых, зависит от того, удастся ли вам дойти до ближайшего поселения, Ваша задача - расположить по порядку перечисленные ниже 15 предметов. Критерием является значение предметов в поддержании вашей жизни. Предмет № 1 является наиболее важным, предмет №15 - наименее важным.
Сохранившиеся предметы:
1. Охотничий нож
2. Карманный фонарь
3. Летная карта окрестности
4. Полиэтиленовый плащ
5. Магнитный компас
6. Переносная газовая плита
7. Охотничье ружье с боеприпасами.
8. Парашют.
9. Пачка соли в таблетках (1000 шт.)
10. 1,5 л воды на каждого
11. Определитель съедобных животных
13. 2 л водки.
14. Одна легкая накидка на каждого
15. Карманное зеркало.
Процедуры:
1. Принятие индивидуальных решений.
2. Выработка коллективного решения в группах.
3. Экспертное решение и подсчет индивидуальных ошибок.
4. Межгрупповое взаимодействие: дискуссия, подсчет групповых ошибок.
5. Анализ результатов и подведение итогов игры.
«Кто твой друг»
Цель - рефлексия, развитие навыков социальной перцепции.
У каждого из вас в группе уже появился тот, который чем-то близок вам. В течение 5 минут вы должны набросать его "психологический портрет". Указывать на внешность не следует. В портрете должно быть не менее 10-12 черт характера, привычек, особенностей.
Каждый выступает со своим описанием перед группой. Все остальные должны узнать этого человека. Автор должен сообщить, кто из участников прав после того, как выскажутся все желающие. Это упражнение показывает умение понимать окружающих людей, видеть их особенности.
Тема Конфликтное взаимодействие
Игра «Поведение в конфликте»
Цели:
- сформировать понятие о видах поведения в конфликте как способах его решения;
- показать психологические факторы, определяющие конфликт;
- научиться выбирать адекватные стили поведения в конфликте.
Ведущий делит всех участников на пять групп. Каждой группе он дает одну из пяти карточек с названием определенного стиля поведения в конфликте с соответствующим девизом:
1. Стиль «Уступка»: «Чтобы я победил, ты должен проиграть».
2. Стиль «Соперничество»: «Чтобы ты выиграл, я должен проиграть».
3. Стиль «Компромисс»: «Чтобы каждый из нас что-то выиграл, каждый из нас должен что-то проиграть».
4. Стиль «Сотрудничество»: «Чтобы выиграл я, ты тоже должен выиграть».
5. Стиль «Избегание»: «Мне все равно, выиграешь ты или проиграешь, но я знаю, что в этом участия не принимаю».
Каждая группа готовит сценку, в которой проигрывает предложенный ей вид поведения в конфликте.
Обсуждение: проводится в форме ответов на вопросы:
Как данный вид поведения в конфликте повлиял на эмоциональное состояние, на чувства его участников?
Могли ли другие виды поведения в этой ситуации быть более полезными для участников?
Что заставляет людей выбирать тот или иной стиль поведения в конфликте?
Какой стиль самый конструктивный для взаимоотношений людей?
Упражнение «Если бы... я стал бы...»
Цель: выработка навыков быстрого реагирования на конфликтную ситуацию.
Упражнение происходит по кругу: один участник ставит условие, в котором оговорена некоторая конфликтная ситуация. К примеру: «Если бы меня обсчитали в магазине...» Следующий, рядом сидящий, продолжает (заканчивает) предложение. К примеру: «...Я стал бы требовать жалобную книгу». Можно провести это упражнение в несколько этапов, в каждом из которых принимают участие все присутствующие, после чего следует обсуждение.
Комплект тестовых заданий
Выберите один из возможных вариантов ответа:
Блок 1. (– выберите один вариант ответа).
1. Предметом современной психологической науки является:
а) Психика;
б) Поведение;
в) Факты, механизмы и закономерности психической деятельности;
г) Все ответы верны.
2. Основателем психоанализа является:
а) З. Фрейд;
б) К. Юнг;
в) Э. Эриксон;
г) А. Маслоу.
3. Развитие психики человека изучает:
а) возрастная психология;
б) психология развития;
в) сравнительная психология;
г) геронтопсихология.
4. Закономерная ответная реакция организма на действие определенного раздражителя?
А) инстинкт;
Б) ощущение;
В) рефлекс;
Г) чувство.
А) психических свойств личности;
Б) психических образований личности;
В) психических процессов личности;
Г) эмоционально-волевой сферы.
6. Потребность – это:
а) основной источник активности человека и животного; состояние живого существа, выражающее его зависимость от конкретных условий его существования;
б) обращенность познания человека на самого себя, на свой внутренний мир;
в) свойственная всем живым образованиям способность реагирования на структурные изменения;
г) Все ответы верны.
7. Совокупность наиболее устойчивых психических черт, проявляющихся во всех видах межличностного взаимодействия человека и выражающих ее индивидуальное своеобразие
А) темперамент;
Б) характер;
В) способности;
Г) задатки.
8. Устойчивое эмоциональное отношение человека к явлениям объективной действительности, проявляющееся в духовно обусловленных переживаниях:
А) эмоции;
Б) чувства;
В) воля;
г) перенос.
9. Процесс установления контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией называется:
а) коммуникация;
б) интеракция;
в) перцепция;
г) апперцепция.
10. Вид коммуникации где основной единицей является слово, обозначающее предметы и явления в виде обобщенных характеристик — понятий является:
А) вербальная;
Б) паравербальная;
В) невербальная;
Г) экстравербальная.
11. Знаковая система, включающая жесты, мимику, взгляды называется:
А) оптико-кинетическая;
б) пространственно- временная;
в) паралингвистическая;
г) экстралингвистическая.
12. Объединение усилий участников для достижения совместной цели при одновременном разделении между ними функций и обязанностей:
А) конкуренция;
Б) кооперация;
В) соревнование;
Г) нет варианта.
13. Группы, объединяющие людей, имеющих общие цели и интересы в той или иной области жизни или деятельности:
А) условные;
Б) реальные;
В) лабораторные;
Г) большие.
14. Суть данного эффекта заключается в том, что общее позитивное впечатление о человеке приводит к позитивной оценке и других его качеств, а общее негативное впечатление способствует формированию негативных оценок.
а) эффект первичности и новизны;
б) эффект ореола;
в) эффект проекции;
г) эффект края.
15. Способ воздействия на сознание личности через обращение к ее собственному критическому суждению:
А) убеждение;
Б) внушение;
В) психическое заражение;
Г) манипуляция.
16. Семейный конфликт относится к виду конфликта:
А) внутриличностного;
Б) межличностного;
В) группового;
Г) межгруппового.
Блок 2 (-вставьте пропущенные термины):
2. Дифференциальная психология изучает ____________.
3. Раздражения, идущие от внутренней среды, и ощущения от них возникающие называют__________
4. Ощущения, восприятие, память, мышление, воображение, речь – это ________ ___________процессы.
5. Основным методом изучения явлений сознания был метод _________
6. Личность содержит свойства, которые определяют дела и поступки человека. К свойствам личности относятся _________,_______,____________,_________.
8. Максимальная интенсивность раздражителя, при которой еще сохраняется данное ощущение, называется ____________ порогом ощущений.
9. Человек с сильной, уравновешенной, подвижной нервной системой, обладающий высокой скоростью реакции, – это _________________
Блок 3. Кейсы:
Кейс 1. Содержание научного эксперимента этого ученого кратко сводилось к следующему: «Собаке дают пищу и звенят звоночком, делают это сочетание сигналов несколько раз, а потом однажды звонят звоночком, а еды не дают, у собаки же выделяется на это дело слюна».
Подзадача 1. Укажите имя ученого, проводившего данный научный эксперимент:
а) И.М. Сеченов;
б) Дж. Уотсон;
в) И.П. Павлов;
г) Л.С. Выготский.
Подзадача 2. Соотнесите имя этого ученого с теоретическим направлением в психологии, в русле которого проводилось научное исследование:
а) аналитическая психология;
б) гештальт психология;
в) гуманистическая психология;
г) бихевиоризм.
Подзадача 3. Представителями данного научного направления являются: (укажите не менее двух вариантов ответов):
а) Дж. Уотсон, А. Бандура;
б) А. Маслоу, К. Роджерс;
в) М. Вертгеймер, К. Коффка;
г) К. Халл, Б. Скиннер.
Кейс 2. Данные группы (коллективы) представляют собой небольшие по составу общности людей, объединенных единой целью своей деятельности и находящихся в непосредственном личном взаимодействии.
Подзадача 1. О каких группах (коллективах) идет речь. Укажите не менее двух вариантов ответов.
а) нация, раса;
б) сотрудники отдела, тренинговая группа;
в) класс, студенческая группа;
г) фанаты футбольного клуба, зрители стадиона.
Подзадача 2. В каких видах деятельности происходит непосредственное личное взаимодействие? Укажите не менее двух видов деятельности
Подзадача 3. Соотнесите психологические механизмы развития данной группы:
Механизм Описание
а) разрешение внутригрупповых противоречий а) предоставление группой ее членам высоко статусные возможности отклоняться от групповых норм, вносить изменения в жизнедеятельность группы при условии, что они будут способствовать более полному достижению ее целей
б) «психологический обмен» б) между растущими потенциальными возможностями и реально выполняемой деятельностью, между растущим стремлением индивидов к самореализации и усиливающейся тенденцией интеграции с группой, между поведением лидера группы и ожиданиями его последователей.
в) «идиосинкразический кредит» в) предоставление группой более высокого психологического статуса индивидам в ответ за более высокий их вклад в ее жизнедеятельность.
Комплект заданий для самостоятельной работы обучающихся
Тема 1. Психология как наука
1. Дать определения терминам:
Психе. Психика. Интроспекция. Ассоциация. Бихевиоризм. Психоанализ. Сознание.
2. Обозначить хронологию этапов развития предмета психологии:
Душа как предмет психологии - …
Поведение как предмет психологии - …
Сознание как предмет психологии - …
Закономерности развития и функционирования психики как предмет психологии - …
3. Заполнить таблицу «Отрасли психологии»
Описание отрасли психологии Название отрасли
Изучает человеческие взаимоотношения, явления, возникающие в процессе общения и взаимодействия людей друг с другом в разного рода группах, в частности в семье, школе, в ученическом и педагогическом коллективах.
Выявляет и описывает возрастные различия людей, их предпосылки и процесс формирования. Изучает также изменения, происходящие при переходе из одного возраста в другой.
Изучает соотношение между психологическими процессами и физиологическими явлениями.
Изучает психику животных.
Изучает психологические закономерности формирования конкретных форм трудовой деятельности и отношения человека к труду
Тема 2. Возникновение и развитие психики
1. Соотношение психических явлении и работы мозга.
2. Понятие анализатора. Виды анализаторов.
3. Состояния сознания.
Тема 3. Психология личности
1. Основные формы направленности: влечение, желание, стремление, интересы, идеалы, убеждения.
2. Основные характеристики мотивационной сферы человека: широта, гибкость, иерархизированность.
3. Синтетические свойства характера: моральная воспитанность, сила, полнота, уравновешенность, оригинальность, цельность, твердость характера.
Тема 4. Психические процессы и состояния личности
1. Природа и основные виды мышления. Основные характеристики мышления.
2. Основные виды умственных операций.
3. Виды эмоций и чувств.
Тема 5. Личность в деятельности и общении
1. В чем проявляются эмоционально-выразительные функции речи?
2. Охарактеризуйте основные виды речи.
3. Психологические способы воздействия в общении.
Тема 6. Психология групп
1. Организационно-психологическая структура общества.
2. Методы диагностики внутригрупповых и межгрупповых отношений.
Тема 7. Конфликтное взаимодействие
1. Правила поведения в условиях делового конфликта.
2. Приемы смягчения и предотвращения конфликтных ситуаций в процессе делового общения.
3. Особенности конфликтов с потребителями и заказчиками туристского продукта.
Темы эссе
1. Мой характер и темперамент и его роль в жизни.
2. Реализовал ли я свои способности в жизни?
3. Как учитывать психические свойства личности клиента в предложении ему туристского продукта?
Кейс-задачи по теме «Конфликтное взаимодействие»
№ Кейс-ситуация Кейс-вопрос
11 Вы начальник отдела фирмы. В отделе напряженная обстановка - идет активная подготовка к сдаче проекта заказчику, но, срываются сроки выполнения работ. Не хватает сотрудников. Вы случайно встречаете свою подчиненную, которая уже две недели находится на больничном. Но вы видите ее в полном здравии. Она кого-то с нетерпением встречает на вокзале. Как вы поступите в этой обстановке? Объясните свое поведение.
2
2 Вы недавно назначены сотрудником отдела кадров и еще плохо знаете сотрудников, а они не знают вас в лицо. Вы идете на совещание и замечаете двух сотрудников, которые курят и оживленно беседуют. Возвращаясь с совещания через час, вы опять видите тех же сотрудников в курилке за беседой. Как вы поступите в данной ситуации?
3
3 Одна сотрудница высказывает другой претензии по поводу часто повторяющихся ошибок в работе. Вторая сотрудница принимает ее замечания за оскорбление. Между ними возникает конфликт. В чем причина конфликта? Определите конфликтную ситуацию.
4
4 Руководитель фирмы принял на работу специалиста, который должен работать в подчинении у его заместителя. Прием на работу не был согласован с заместителем. Вскоре проявилась неспособность принятого работника выполнять свои обязанности. Заместитель служебной запиской докладывает об этом руководителю... Как бы вы поступили на месте руководителя? Проиграйте возможные варианты.
5
5 На предприятии не сложились отношения начальника отдела с коллективом, который был назначен на эту должность два месяца назад. До этого он работал в другом отделе, имел хорошую репутацию как профессионал, его проект получил признание на всероссийском показе. Какие причины могли лечь в основу конфликта между новым начальником и коллективом?
6
6 На собрании отдела обсуждался вопрос о представлении крупной премии сотруднику А. В соответствии с Положением организации данный вопрос мог решаться либо открытым, либо тайным голосованием. После короткого обсуждения кандидатуры сотрудник Б. внес предложение: процедуру выдвижения произвести тайным голосованием. Понятно, в результате итоги голосования оказались не в пользу А. Дополнительная информация:
2) руководителю были известны негативные высказывания в адрес А. некоторых сотрудников коллектива по поводу якобы имевших место незаслуженных продвижениях по работе (А. до смены руководителя коллектива, которое произошло за два года до представления его к почетному званию, несмотря на успехи в профессиональной деятельности, не находил должной оценки со стороны бывшего руководителя М. С приходом нового руководителя С. А. был назначен на вышестоящую должность);
3) численность коллектива, в котором трудился соискатель, была небольшая (10 человек); в их числе были четверо сотрудников, имевших подобные премии, и трое претендовавших на нее. Проанализируйте данную ситуацию на предмет ее конфликтности.
7
7 Вы опытный, авторитетный руководитель отдела. От своего отдела вы представили фамилии нескольких лучших сотрудников для поощрения. Среди них Петров, которого вы лично предупредили о необходимости явиться на торжественное собрание, где ему будут вручены грамота и премия. Петров вместе со своей семьей пришел на торжественное собрание, но грамоту и премию, по неизвестным для вас причинам, ему не вручили. На следующий день, не успев разобраться в причине недоразумения, вы случайно сталкиваетесь с Петровым в коридоре. Каковы варианты развития возникшей ситуации? Как бы вы повели себя в каждом из них?
8
8 Сотрудники цеха по производству продукции неоднократно заявляли о неудовлетворительных условиях труда, высказывали опасения за свое здоровье (в цехе не уделялось должного внимания обеспечению безопасности труда). Им уже более трех месяцев не выплачивали заработную плату. Два дня назад с одним из сотрудников на производстве произошел несчастный случай. Это переполнило чашу терпения персонала. Они отказались от работы и пригласили на собрание руководство предприятия... Как бы вы повели себя в этой ситуации в качестве руководителя предприятия?
Комплект контрольных вопросов для проведения устных опросов.
Задания для тренинга.
Темы эссе.
Комплект заданий для самостоятельной работы обучающихся.
Кейс-задания.
Комплект тестовых заданий.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– правильность ответа по содержанию задания (учитывается количество и характер ошибок при ответе);
– полнота и глубина ответа (учитывается количество усвоенных фактов, понятий и т.п.);
– сознательность ответа (учитывается понимание излагаемого материала);
– логика изложения материала (учитывается умение строить целостный, последовательный рассказ, грамотно пользоваться специальной терминологией);
– использование дополнительного материала;
– рациональность использования времени, отведенного на задание (не одобряется затянутость выполнения задания, устного ответа во времени, с учетом индивидуальных особенностей обучающихся).
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- теоретический уровень знаний;
- качество ответов на вопросы;
- подкрепление материалов фактическими данными (статистические данные или др.);
- практическая ценность материала;
- способность делать выводы;
- способность отстаивать собственную точку зрения;
- способность ориентироваться в представленном материале;
- степень участия в общей дискуссии.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
(дискуссии, полемики, диспута, дебатов)
«отлично»
используется терминология; показано умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации; высказывать свою точку зрения.
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
– правильность формулировки и использования понятий и категорий;
– правильность выполнения заданий/ решения задач;
– аккуратность оформления работы и др.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
(обязательно для дисциплин, где по УП предусмотрена контрольная работа)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Примерные критерии оценивания:
– правильность выполнения задания на практическую/лабораторную работу в соответствии с вариантом;
– степень усвоения теоретического материала по теме практической /лабораторной работы;
– способность продемонстрировать преподавателю навыки работы в инструментальной программной среде, а также применить их к решению типовых задач, отличных от варианта задания;
– качество подготовки отчета по практической / лабораторной работе;
– правильность и полнота ответов на вопросы преподавателя при защите работы
и др.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания практических занятий (лабораторных работ):
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
В качестве критериев могут быть выбраны, например:
– соответствие срока сдачи работы установленному преподавателем;
– соответствие содержания и оформления работы предъявленным требованиям;
– способность выполнять вычисления;
– умение использовать полученные ранее знания и навыки для решения конкретных задач;
– умение отвечать на вопросы, делать выводы, пользоваться профессиональной и общей лексикой;
– обоснованность решения и соответствие методике (алгоритму) расчетов;
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
расчетно-графической работы, работы на тренажере
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Материалы тестовых заданий следует сгруппировать по темам/разделам изучаемой дисциплины (модуля) в следующем виде:
Тема (темы) / Раздел дисциплины (модуля)
Тестовые задания по данной теме (темам)/Разделу с указанием правильных ответов.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- отношение правильно выполненных заданий к общему их количеству
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
Задачи реконструктивного уровня
Задачи творческого уровня
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота знаний теоретического контролируемого материала;
– полнота знаний практического контролируемого материала, демонстрация умений и навыков решения типовых задач, выполнения типовых заданий/упражнений/казусов;
– умение самостоятельно решать проблему/задачу на основе изученных методов, приемов, технологий;
– умение ясно, четко, логично и грамотно излагать собственные размышления, делать умозаключения и выводы;
для учета в рейтинге (оценка)
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ четко структурирован и выстроен в заданной логике. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа укладывается в заданные рамки при сохранении смысла.
Продемонстрировано умение аргументировано излагать собственную точку зрения. Видно уверенное владение освоенным материалом, изложение сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.
Высокая степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала: стилистические обороты, манера изложения, словарный запас. Отсутствуют стилистические и орфографические ошибки в тексте.
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
– степень владения понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины;
– знание фактического материала, отсутствие фактических ошибок;
– умение логически выстроить материал ответа;
– умение аргументировать предложенные подходы и решения, сделанные выводы;
– степень самостоятельности, грамотности, оригинальности в представлении материала (стилистические обороты, манера изложения, словарный запас, отсутствие или наличие грамматических ошибок);
– выполнение требований к оформлению работы.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся).
Примерная шкала оценивания письменных работ:
(рефератов, докладов, сообщений)
Продемонстрировано владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (уместность употребления, аббревиатуры, толкование и т.д.), отсутствуют ошибки в употреблении терминов.
Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ в достаточной степени структурирован и выстроен в заданной логике без нарушений общего смысла. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа незначительно превышает заданные рамки при сохранении смысла.
Продемонстрировано умение аргументированно излагать собственную точку зрения, но
Достаточная степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала. Встречаются мелкие и не искажающие смысла ошибки в стилистике, стилистические штампы. Есть 1–2 орфографические ошибки.
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
Продемонстрировано достаточное владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины, есть ошибки в употреблении и трактовке терминов, расшифровке аббревиатур.
Ошибки в использовании категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ плохо структурирован, нарушена заданная логика. Части ответа логически разорваны, нет связок между ними. Ошибки в представлении логической структуры проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа в существенной степени (на 25–30%) отклоняется от заданных рамок.
Нет собственной точки зрения либо она слабо аргументирована. Примеры, приведенные в ответе в качестве практических иллюстраций, в малой степени соответствуют изложенным теоретическим аспектам.
Текст работы примерно наполовину представляет собой стандартные обороты и фразы из учебника/лекций. Обилие ошибок в стилистике, много стилистических штампов. Есть 3–5 орфографических ошибок.
Работа выполнена не очень аккуратно, встречаются помарки и исправления.
Продемонстрировано крайне слабое владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (неуместность употребления, неверные аббревиатуры, искаженное толкование и т.д.), присутствуют многочисленные ошибки в употреблении терминов.
Продемонстрировано крайне низкое (отрывочное) знание фактического материала, много фактических ошибок – практически все факты (данные) либо искажены, либо неверны.
Ответ представляет собой сплошной текст без структурирования, нарушена заданная логика. Части ответа не взаимосвязаны логически. Нарушена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа более чем в 2 раза меньше или превышает заданный. Показаны неверные ассоциативные взаимосвязи категорий и терминов дисциплины.
Отсутствует аргументация изложенной точки зрения, нет собственной позиции. Отсутствуют примеры из практики либо они неадекватны.
Текст ответа представляет полную кальку текста учебника/лекций. Стилистические ошибки приводят к существенному искажению смысла. Большое число орфографических ошибок в тексте (более 10 на страницу).
Работа выполнена неаккуратно, с обилием помарок и исправлений. В работе один абзац и больше позаимствован из какого-либо источника без ссылки на него.
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- соответствие решения сформулированным в кейсе вопросам (адекватность проблеме и рынку);
- оригинальность подхода (новаторство, креативность);
- глубина проработки проблемы (обоснованность решения, наличие альтернативных вариантов, прогнозирование возможных проблем, комплексность решения).
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Концепция игры
Роли:
Задания (вопросы, проблемные ситуации и др.)
Ожидаемый (е) результат(ы)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
качество усвоения информации;
выступление;
содержание вопроса;
качество ответов на вопросы;
значимость дополнений, возражений, предложений;
уровень делового сотрудничества;
соблюдение правил деловой игры;
соблюдение регламента;
активность;
правильное применение профессиональной лексики.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
для учета в рейтинге (оценка)
Индивидуальные творческие задания (проекты):
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- актуальность темы;
- соответствие содержания работы выбранной тематике;
- соответствие содержания и оформления работы установленным требованиям;
- обоснованность результатов и выводов, оригинальность идеи;
- новизна полученных данных;
- личный вклад обучающихся;
- возможности практического использования полученных данных.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
п/п