учреждение высшего образования
«Бурятская государственная сельскохозяйственная академия имени В.Р. Филиппова»
Экономический факультет
Экономика и организация АПК
Направленность (профиль) Реклама и связи с общественностью в АПК
в учебном плане
является дисциплиной обязательной для изучения
дисциплины кафедра
Семестр 7
- 06.009. Профессиональный стандарт "СПЕЦИАЛИСТ ПО ПРОДВИЖЕНИЮ И РАСПРОСТРАНЕНИЮ ПРОДУКЦИИ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ", утверждённый приказом Министерства труда и социальной защиты Российско Федерации от 4 августа 2014 г. N 535н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 4 сентября 2014 г., регистрационный N 33973);
- 06.013. Профессиональный стандарт "СПЕЦИАЛИСТ ПО ИНФОРМАЦИОННЫМ РЕСУРСАМ", утверждённый приказом Министерства труда и социальной защиты Российско Федерации от 19 июля 2022 г. N 420н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 22 августа 2022 г., регистрационный N 469714);
Зав. кафедрой Шобдоева Н.В.
п/п
на заседании кафедры
Заведующий кафедрой
Барлукова О.Д.
(представитель работодателя)
Задачи: изучить основные понятия и термины, применяемые в сфере антикризисных связей с общественностью; изучить особенности планирования PR-деятельности организации в условиях кризиса; научиться создавать эффективную коммуникационную инфраструктуру организации, обеспечивать контроль внутренней и внешней коммуникации в условиях кризиса.
ПКС-4: Способен осуществлять профессиональные функции в области рекламы и связей с общественностью в АПК;
форма текущего контроля успеваемости)
работ
Проверка кейс-задач
Проверка кейс-задач
Microsoft OfficeProPlus 2016 RUS OLP NL Acdmc. Договор № ПП-61/2015 г. О поставке программных продуктов от 9 декабря 2015 года
Microsoft Windows Vista Business Russian Upgrade Academic OPEN No Level Государственный контракт № 25 от 1 апреля 2008 года
http://www.garant.ru/
- использование специализированных (адаптированных) рабочих программ дисциплин (модулей) и методов обучения и воспитания, включая наличие альтернативной версии официального сайта организации в сети «Интернет» для слабовидящих;
- использование специальных учебников, учебных пособий и других учебно-методических материалов, включая альтернативные форматы печатных материалов (крупный шрифт или аудиофайлы);
- использование специальных технических средств обучения (мультимедийное оборудование, оргтехника и иные средства) коллективного и индивидуального пользования, включая установку
мониторов с возможностью трансляции субтитров, обеспечение надлежащими звуковыми
воспроизведениями информации;
- предоставление услуг ассистента (при необходимости), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь или услуги сурдопереводчиков / тифлосурдопереводчиков;
- проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий для разъяснения отдельных вопросов изучаемой дисциплины (модуля);
- проведение процедуры оценивания результатов обучения возможно с учетом особенностей нозологий (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, в форме тестирования и т.п.) при использовании доступной формы предоставления заданий оценочных средств и ответов на задания (в печатной форме увеличенным шрифтом, в форме аудиозаписи, в форме электронного документа, задания зачитываются ассистентом, задания предоставляются с использованием сурдоперевода) с
использованием дополнительного времени для подготовки ответа;
- обеспечение беспрепятственного доступа обучающимся в учебные помещения, туалетные и другие помещения организации, а также пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов и других приспособлений);
- обеспечение сочетания онлайн и офлайн технологий, а также индивидуальных и коллективных форм работы в учебном процессе, осуществляемом с использованием дистанционных образовательных технологий;
- и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение ОПОП ВО.
В целях реализации ОПОП ВО в академии оборудована безбарьерная среда, учитывающая потребности лиц с нарушением зрения, с нарушениями слуха, с нарушениями опорно-двигательного
аппарата. Территория соответствует условиям беспрепятственного, безопасного и удобного передвижения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Вход в учебный корпус
оборудован пандусами, стекла входных дверей обозначены специальными знаками для слабовидящих, используется система Брайля. Сотрудники охраны знают порядок действий при прибытии в академию лица с ограниченными возможностями. В академии создана толерантная социокультурная среда, осуществляется необходимое сопровождение образовательного процесса,
при необходимости предоставляется волонтерская помощь обучающимся инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья.
1. Кризис организаций: сущность, виды и основные причины возникновения. (ПКС-4)
3. Теория и практика отечественного антикризисного PR. (ПКС-4)
4. Теория и практика зарубежного антикризисного PR. (ПКС-4)
5. Антикризисный PR: понятие, виды и принципы. (ПКС-4)
6. Этапы антикризисного PR и их содержание. (ПКС-4)
7.Типовой план антикризисного PR. (ПКС-4)
8. Организационные аспекты антикризисного PR: ответственные лица, структуры и планирование. (ПКС-4)
9. Особенности работы с различными заинтересованными сторонами в антикризисном PR. (ПКС-4)
10. Антикризисный PR в процедурах банкротства: содержательные и финансовые аспекты. (ПКС-4)
11. Репутация как основной экономический ресурс в период кризиса. (ПКС-4)
12. Работа с имиджем организации и первого лица в период кризиса. (ПКС-4)
13. Использование пресс-релизов в антикризисных коммуникациях. (ПКС-4)
14. Использование факт-листов, вопросов-ответов в антикризисных коммуникациях. (ПКС-4)
15. Использование пресс-конференции в антикризисных коммуникациях. (ПКС-4)
16. Антикризисные пресс-туры и брифинги при взаимодействии с журналистами. (ПКС-4)
17. Соотношение понятия «кризис» и «конфликт» (ПКС-4)
18. Типология кризисов (ПКС-4)
19. Планирование в антикризисномPR (ПКС-4)
20. Антикризисная команда (ПКС-4)
21. Черный PR (ПКС-4)
22. Слухи как элементы кризиса, меры борьбы с ними (ПКС-4)
Комплект контрольных вопросов для проведения устных опросов
Тема 1. Сущность кризиса.
Определение кризиса. Соотношение понятия «кризис» с понятиями катастрофы, чрезвычайной, экстремальной ситуации и т.п. Признаки кризиса. Причины возникновения кризиса. Возможные последствия. Проблема неизбежности кризисов. АнтикризисныйPR – одно из основных направлений PR.
Тема 2. Типология кризисов.
Параметры кризисной ситуации, ее признаки. Типология кризисов. Принципы их классификации применительно к сфере PR. Человеческий фактор кризисных ситуаций. Методология организации связей с общественностью в кризисных ситуациях.
Тема 3. Законодательные основы деятельности в кризисных ситуациях.
Законодательная база деятельности в кризисных ситуациях: Конституция РФ, ФЗ «О радиационной безопасности населения», «Об охране окружающей среды», «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» и др.
Тема 4. Государство в рыночной экономике и истоки кризисов государственного управления.
Экономическая роль государства. Атрибуты и функции государства. Особенности кризисной ситуации в социально-политической сфере. Основные субъекты социально-политического кризиса. Социально-политический кризис и конфликт. Типология и стадии конфликта. Особенности становления и развития системы государственного управления в России.
Тема 5. Пути преодоления кризиса в системе государственного управления. Действенность государственного управления. Механизм опережающего государственного управления. Совершенствование управленческих отношений.
Тема 6. Кризисы в управлении организацией.
Общие и специфические, внешние и внутренние факторы развития организации. Возникновение кризисов в организации. Тенденции цикличного развития организации. Вероятность кризисов в цикличных тенденциях развития организации.
Тема 7. Основные черты антикризисного управления.
Понятия «управление проблемами», «управление в условиях кризиса». Управляемые и неуправляемые процессы антикризисного развития. Необходимость и проблематика антикризисного управления. Признаки и особенности антикризисного управления. Эффективность антикризисного управления.
Тема 8. Стратегия и тактика антикризисного управления.
Роль стратегии в антикризисном управлении. Разработка антикризисной стратегии организации. Тактика управления. Организация внедрения антикризисной стратегии.
Тема 9. Психологические аспекты антикризисного управления.
Психология взаимодействия личности и организации в кризисной ситуации. Особенности поведения личности в кризисной ситуации и их влияние на эффективность антикризисного управления. Особенности психологического восприятия информации в кризисных ситуациях.
Тема 10. Корпоративность в антикризисном управлении.
Признаки корпоративного управления. Корпоративная культура как атрибут антикризисного управления. Факторы, обусловливающие формирование и развитие корпоративной культуры.
Тема 11. Антикризисная команда: создание, структура, функции.
План действий в кризисной ситуации. Принципы формирования антикризисной команды (штаба). Структура антикризисной команды, ее функции. Распределение полномочий членов антикризисной команды. Основные задачи антикризисной команды.
Тема 12. Исследования в условиях кризиса.
Необходимость проведения исследований в условиях кризиса. Основные методы проведения исследований в условиях кризиса. Проблема оптимального использования результатов исследований. Мониторинг общественного мнения в условиях кризиса.
Основные принципы работы с целевыми аудиториями подразделений силовых структур и спецслужб. Требования к работникам данных подразделений. Специфика управлениями коммуникациями в кризисной ситуации персоналом подразделений силовых структур и спецслужб.
Тема 14. Борьба со слухами в период кризиса.
Общение в период кризиса. Слухи как элемент устной коммуникации в условиях дефицита информации. Причины появления и распространения слухов. Профилактика распространения слухов. Стратегия борьбы со слухами в ситуации кризиса.
Тема 15. Основные принципы антикризисногоPR.
Понятие антикризисногоPR. Требования к специалисту по антикризисному PR. Основные направления деятельности служб ССО в кризисной ситуации. Основные принципы антикризисногоPR. Антикризисные стратегии.
Тема 16. Специфика управления коммуникациями в период кризиса.
Программа по управлению кризисами. Подготовка к кризисам и информационная деятельность в кризисной ситуации. Типичные ошибки деятельности в кризисной ситуации. Основные этапы управления в условиях кризиса. Основные факторы успеха в преодолении кризиса.
Внешние и внутренние аудитории организации в условиях кризиса. Ключевые аудитории в условиях кризиса. СМИ как важнейшая целевая аудитория организации.
Тема 17. Восстановление после кризиса и оценка ситуации.
Проблема сохранения и восстановление репутации организации после кризиса. Возможные последствия кризиса и пути их преодоления.
Роль объективной оценки ситуации для предупреждения новых кризисов.
Тема 18. Профилактика кризиса.
Значение предвидения в преодолении и предупреждении кризисов. Корректировка антикризисной программы. Основные направления работы по профилактике кризисных ситуаций.
Комплект тестовых заданий
1. Кто выделил такие типы кризисов, как «известное неизвестное» и «не известное неизвестное»?
А. Г. Почепцов
Б. С. Блэк
В. П. Грин
2. Какие из перечисленных действий являются ошибочными в период кризиса?
А. Конфронтация
Б. Обеспечение СМИ точными сведениями
В. Нерешительность
3. Когда было введено понятие «управление проблемами»?
А. 1920-е гг.
Б. 1950-е гг.
В. 1970-е гг.
4. Где было введено понятие «управление проблемами»?
А Франция
Б. США
В. Германия
5. Антикризисные программы составляются для
того, чтобы:
А. избежать всеобщей паники и растерянности
Б. формировать резервы денежных средств на период
кризиса
В. получить наибольшую прибыль во время кризиса
Г. во время кризиса выпускать только востребованную продукцию
6. От каких действий следует воздержаться в ситуации кризиса»?
А. приукрашивание ситуации
Б. контакты со СМИ руководства организации
В. реагирование на провокационные вопросы
7. Каковы причины распространения слухов в ситуации кризиса?
А. повышенный уровень тревожности в обществе
Б. задержка в информировании
В. наличие свободного времени
8. Понимание происходящего - это
А. когнитивная составляющая кризиса
Б. адаптивная составляющая кризиса
9. Можно ли считать отказ от комментариев оптимальной формой контактов со СМИ в условиях кризиса?
А. да
Б. нет
10. Является ли отказ руководства организации от выступлений в СМИ в условиях кризиса оптимальной линией поведения?
А. да
Б. нет
11. Какова оптимальная численность команды по управлению кризисными ситуациями?
А. 8-10
В. 20
Г. 1-2
12. Является ли информация о чрезвычайных ситуациях секретной?
А. да
Б. нет
13. Параметром для определения кризисной ситуации является:
А. снижение спроса на продукцию
Б. некомпетентность руководящих лиц
В. появление товаров-аналогов
Г. степень угрозы жизни, безопасности и существованию компании
14.Какое преимущество создает грамотное использование кризисных ситуаций?
А. Выпуск только востребованной продукции
Б. Получение доверия общественности
В. Выход на новые рынки сбыта
Г. Снижение расходов на оплату труда
15. Исследование общественного мнения во время кризиса проводится, чтобы:
А. оптимизировать сбытовую политику
Б. выявить значение кризиса для общественности
В. определить покупательские предпочтения
Г. оптимизировать производственную программу
16. Кризисы менеджмента проявляются в:
А. нарушении слаженной работы подразделений и служб предприятия
Б. критике со стороны целевых аудиторий
В. отсутствии руководящих лиц на рабочих местах
Г. диверсиях конкурентов
17. Какие составляющие не включают в себя антикризисные программы?
А. Планирование производственных программ в случае наступления кризиса
Б. Планирование действий в случае наступления кризиса
В. Выявление областей риска
Г. Разработка комплекса мероприятий по увеличению объемов сбыта
18. Какие из перечисленных действий во время кризиса являются ошибочными?
А. Оперативное реагирование на любое изменение ситуации
Б. Подготовка информационных материалов на доступном языке для целевых аудиторий
В. Встречные обвинения
19. Какие решения не следует принимать в рамках реагирования на кризис?
А. Оперативное осведомление общественности о происходящем
Б. Грамотное информирование людей о кризисе
В. Написание текстов, речей, разработка информационных материалов
Г. Исследование потребностей и выпуск востребованной продукции
20. Какие из перечисленных действий во время кризиса являются ошибочными?
А. Конфронтация
Б. Привлечение специалистов со стороны
В. Исследование общественного мнения
21. Параметром для определения кризисной ситуации является (-ются):
А. снижение прибыли
Б. увеличение затрат на производство
В. стрессы у ответственных лиц
Г. снижение спроса на продукцию
22. Сущность стратегии взаимодействия со средствами массовой информации во время кризиса заключается в том, что:
А. кризисную ситуацию должны комментировать руководящие лица компании раньше недоброжелателей
Б. средства массовой информации не должны знать о существовании кризисной ситуации
В. кризисную ситуацию должны комментировать все сотрудники компании
Г. информационные статьи должны отличаться многословием и расплывчатостью
23. Сущность позитивного кризиса заключается в том, что:
А. деятельность компании становится объектом всеобщего обсуждения и освещения в средствах массовой информации
Б. снижаются затраты на производство
В. наблюдается положительная динамика спроса на продукцию
Г. резко возрастают объемы продаж
24. Сущность антикризисного PR заключается в подготовке компании к:
А. расширению рынков сбыта
Б. расширению штата сотрудников
В. планированию кризисов
Г. возможным кризисам
25. Нехваткой какого ресурса чаще всего характеризуется репутационный кризис?
А. Времени
Б. Технологий
В. Кадров
26. Что не входит в круг задач специалиста по PR во время кризиса?
А. борьба с экономическими последствиями кризиса
Б. борьба с репутационными последствиями кризиса
В. предупреждение кризисных ситуаций
Г. анализ общественного мнения в ходе развития кризисных ситуаций
27. Каковы основные принципы антикризисного PR?
А. Упреждение, срочность, честность
Б. Закрытость, обеспечение информационного вакуума
В. Увеличение продаж и снижение цен на продукцию
28. Какая манера общения с журналистами наиболее эффективно во время кризиса?
А. Проактивная
Б. Пассивная
В. Наступательная
Г. Жесткая
29. Основная задача команды по управлению репутационной кризисной ситуацией:
А. Убеждение заинтересованных лиц, что ситуация находится под контролем
Б. Разработка плана формирования имиджа компании
В. Избегание контактов со СМИ
Г. Формирование штаба антикризисной компании
30. Основная задача специалиста по связям с общественностью на предкризисной стадии:
А. Прогнозирование возможных угроз
Б. определение слабых сторон фирмы
В. составление плана возможных мероприятий по преодолению кризиса
Г. составление базы СМИ
1. Понятие кризиса.
2. Причины возникновения кризиса.
3. Признаки кризиса.
4. Кризис и конфликт.
5. Типология кризисов.
6. Значимость человеческого фактора в возникновении и разрешении кризисных ситуаций.
7. Кризисы в экономике.
8. Специфика политических кризисов.
9. Кризисы в межнациональных отношениях.
10. Социально-политический кризис и конфликт.
11. Критерии для выявления кризисных ситуаций в организации.
12. Экологические риски.
13. Коммуникации в ситуации кризиса.
14. Техногенные катастрофы и их освещение в СМИ.
15. Антикризисные стратегии.
16. Возможные последствия кризиса в организации.
17. Подготовка персонала к работе в условиях кризиса.
18. Работа с целевыми аудиториями в условиях кризиса.
19. Система информирования в ситуации кризиса.
20. Общение в период кризиса.
21. Слухи и причины их появления в условиях кризиса.
22. Специфика антикризисногоPR в России.
23. Признаки и особенности антикризисного управления.
24. Психологические аспекты антикризисного управления.
25. Региональные аспекты антикризисногоPR.
26. Поведение в кризисной ситуации.
27. Восстановление репутации организации после кризиса.
28. Прогнозирование кризисов.
Перечень тем для эссе
Напишите эссе на одну из предложенных тем:
1. Связи с общественностью как средство регулирования кризисных ситуаций.
2. Отличие ССО в кризисных ситуациях от кризис-менеджмента.
3. Понятия чрезвычайной, экстремальной и кризисной ситуации.
4. Кризис и конфликт – общее и особенное.
Перечень кейс-задач
Кейс 1. Тема. Основные принципы антикризисного PR
В косметической компании "Дива" потребители массово начали возвращать помаду обратно в магазины и жаловаться на не совпадение обещаемого результата. У компании возникли финансовые потери.
Задание:
Как выйти компании из кризисной ситуации, не потеряв репутацию и не затрачивая большие суммы на выход из неё?
Кейс 2. Тема. Специфика управления коммуникациями в период кризиса
Директор одной крупной строительной компании столкнулся с целым комплексом неожиданных проблем после смерти в результате несчастного случая одного из рабочих на стройке, проводимой их фирмой. Обычно такие несчастные случаи не служат причиной для начала «черной» PR кампании, но в данном случае кто-то заказал «черный» PR против руководства. К директору строительной компании был «заслан» опытный тележурналист. Этот журналист мог заложить в уста интервьюируемого любой текст. Как он это делал? Он задавал вопрос, содержащий необходимый ответ. Пытаясь ответить, директор начал повторять отдельные слова и фразы вопросов. А журналист, как бы плохо понимая, переспрашивал отдельные моменты. В результате в эфире вышло интервью, где вопросы журналиста были замены, зато остались ответы интервьюируемого. Из данного интервью можно было сделать выводы, что руководителям этой строительной компании глубоко наплевать на здоровье и жизнь рабочих, а наличие дешевой рабочей силы и иногородних позволяет им не печалиться по поводу смерти какого-то одного рабочего и не заботиться о мерах безопасности. В результате к руководству компании сформировалось негативное отношение клиентов, покупающих квартиры, властей и сотрудников самой строительной компании. На них набросились со всевозможными проверками, а значительная часть персонала уволилась и заявила в суд, требуя возместить различные неустойки. Это все серьезно подорвало жизнедеятельность компании.
Вопросы:
1. В чем заключалась ошибка директора строительной компании?
2. Что необходимо было сразу предпринять после выхода негативной публикации?
Задание: составьте собственный план выхода из данной кризисной ситуации.
Кейс 3. Тема. Восстановление после кризиса и оценка ситуации
Ситуация: Многие специалисты считают, что кризис не только неизбежное зло. Его можно использовать для своей выгоды.
Задание:
1. Кто и как может использовать коровье бешенство в ряде областей страны для укрепления собственной репутации и финансового положения?
2. Приведите свои примеры использования кризиса.
1. Составьте классификацию кризисов исходя из следующих признаков: регулярность появления, степень предсказуемости, по степени открытости протекания, по глубине процессов.
Тема. Стратегия и тактика антикризисного управления
3. Ситуация:
Вы - руководитель крупного металлургического комбината. Ваш комбинат только вышел из экономического кризиса. Большую часть прибыли приходиться инвестировать в производство. Покупатели/ клиенты задолжали за несколько месяцев. Нет средств, чтобы выдать зарплату вовремя, сотрудники объявляют забастовку. «Зеленые» постоянно осаждают с протестами из-за выбросов вредных веществ в атмосферу. СМИ активизировали к Вам внимание. Журналисты обрывают телефоны с просьбами об интервью. В выпусках новостей ситуация вокруг предприятия идет на первых полосах.
Задание: Как разрешить данную кризисную ситуацию? Какие мероприятия необходимо провести в первую очередь?
Тема. Специфика работы подразделений по ССО силовых структур и спецслужб
4. Изучите примеры социальных кризисов 1990-х годов в России.
Проанализируйте: 1. Что привело к ним? 2. Были ли альтернативные сценарии развития событий? 3. Какие из социальных кризисов имели политические последствия и переросли в политические? 4. Есть ли примеры грамотного поведения экономических субъектов в рассматриваемых кризисных ситуациях?
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– правильность ответа по содержанию задания (учитывается количество и характер ошибок при ответе);
– полнота и глубина ответа (учитывается количество усвоенных фактов, понятий и т.п.);
– сознательность ответа (учитывается понимание излагаемого материала);
– логика изложения материала (учитывается умение строить целостный, последовательный рассказ, грамотно пользоваться специальной терминологией);
– использование дополнительного материала;
– рациональность использования времени, отведенного на задание (не одобряется затянутость выполнения задания, устного ответа во времени, с учетом индивидуальных особенностей обучающихся).
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- теоретический уровень знаний;
- качество ответов на вопросы;
- подкрепление материалов фактическими данными (статистические данные или др.);
- практическая ценность материала;
- способность делать выводы;
- способность отстаивать собственную точку зрения;
- способность ориентироваться в представленном материале;
- степень участия в общей дискуссии.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
(дискуссии, полемики, диспута, дебатов)
«отлично»
используется терминология; показано умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации; высказывать свою точку зрения.
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
– правильность формулировки и использования понятий и категорий;
– правильность выполнения заданий/ решения задач;
– аккуратность оформления работы и др.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
(обязательно для дисциплин, где по УП предусмотрена контрольная работа)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Примерные критерии оценивания:
– правильность выполнения задания на практическую/лабораторную работу в соответствии с вариантом;
– степень усвоения теоретического материала по теме практической /лабораторной работы;
– способность продемонстрировать преподавателю навыки работы в инструментальной программной среде, а также применить их к решению типовых задач, отличных от варианта задания;
– качество подготовки отчета по практической / лабораторной работе;
– правильность и полнота ответов на вопросы преподавателя при защите работы
и др.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания практических занятий (лабораторных работ):
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
В качестве критериев могут быть выбраны, например:
– соответствие срока сдачи работы установленному преподавателем;
– соответствие содержания и оформления работы предъявленным требованиям;
– способность выполнять вычисления;
– умение использовать полученные ранее знания и навыки для решения конкретных задач;
– умение отвечать на вопросы, делать выводы, пользоваться профессиональной и общей лексикой;
– обоснованность решения и соответствие методике (алгоритму) расчетов;
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
расчетно-графической работы, работы на тренажере
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Материалы тестовых заданий следует сгруппировать по темам/разделам изучаемой дисциплины (модуля) в следующем виде:
Тема (темы) / Раздел дисциплины (модуля)
Тестовые задания по данной теме (темам)/Разделу с указанием правильных ответов.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- отношение правильно выполненных заданий к общему их количеству
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Задачи реконструктивного уровня
Задачи творческого уровня
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота знаний теоретического контролируемого материала;
– полнота знаний практического контролируемого материала, демонстрация умений и навыков решения типовых задач, выполнения типовых заданий/упражнений/казусов;
– умение самостоятельно решать проблему/задачу на основе изученных методов, приемов, технологий;
– умение ясно, четко, логично и грамотно излагать собственные размышления, делать умозаключения и выводы;
– полнота и правильность выполнения задания.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
– степень владения понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины;
– знание фактического материала, отсутствие фактических ошибок;
– умение логически выстроить материал ответа;
– умение аргументировать предложенные подходы и решения, сделанные выводы;
– степень самостоятельности, грамотности, оригинальности в представлении материала (стилистические обороты, манера изложения, словарный запас, отсутствие или наличие грамматических ошибок);
– выполнение требований к оформлению работы.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся).
Примерная шкала оценивания письменных работ:
(рефератов, докладов, сообщений)
Ответ четко структурирован и выстроен в заданной логике. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа укладывается в заданные рамки при сохранении смысла.
Продемонстрировано умение аргументировано излагать собственную точку зрения. Видно уверенное владение освоенным материалом, изложение сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.
Высокая степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала: стилистические обороты, манера изложения, словарный запас. Отсутствуют стилистические и орфографические ошибки в тексте.
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
Продемонстрировано владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (уместность употребления, аббревиатуры, толкование и т.д.), отсутствуют ошибки в употреблении терминов.
Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ в достаточной степени структурирован и выстроен в заданной логике без нарушений общего смысла. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа незначительно превышает заданные рамки при сохранении смысла.
Продемонстрировано умение аргументированно излагать собственную точку зрения, но аргументация не всегда убедительна. Изложение лишь отчасти сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.
Достаточная степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала. Встречаются мелкие и не искажающие смысла ошибки в стилистике, стилистические штампы. Есть 1–2 орфографические ошибки.
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
Продемонстрировано достаточное владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины, есть ошибки в употреблении и трактовке терминов, расшифровке аббревиатур.
Ошибки в использовании категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ плохо структурирован, нарушена заданная логика. Части ответа логически разорваны, нет связок между ними. Ошибки в представлении логической структуры проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа в существенной степени (на 25–30%) отклоняется от заданных рамок.
Нет собственной точки зрения либо она слабо аргументирована. Примеры, приведенные в ответе в качестве практических иллюстраций, в малой степени соответствуют изложенным теоретическим аспектам.
Текст работы примерно наполовину представляет собой стандартные обороты и фразы из учебника/лекций. Обилие ошибок в стилистике, много стилистических штампов. Есть 3–5 орфографических ошибок.
Работа выполнена не очень аккуратно, встречаются помарки и исправления.
Продемонстрировано крайне слабое владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (неуместность употребления, неверные аббревиатуры, искаженное толкование и т.д.), присутствуют многочисленные ошибки в употреблении терминов.
Продемонстрировано крайне низкое (отрывочное) знание фактического материала, много фактических ошибок – практически все факты (данные) либо искажены, либо неверны.
Ответ представляет собой сплошной текст без структурирования, нарушена заданная логика. Части ответа не взаимосвязаны логически. Нарушена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа более чем в 2 раза меньше или превышает заданный. Показаны неверные ассоциативные взаимосвязи категорий и терминов дисциплины.
Отсутствует аргументация изложенной точки зрения, нет собственной позиции. Отсутствуют примеры из практики либо они неадекватны.
Текст ответа представляет полную кальку текста учебника/лекций. Стилистические ошибки приводят к существенному искажению смысла. Большое число орфографических ошибок в тексте (более 10 на страницу).
Работа выполнена неаккуратно, с обилием помарок и исправлений. В работе один абзац и больше позаимствован из какого-либо источника без ссылки на него.
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- соответствие решения сформулированным в кейсе вопросам (адекватность проблеме и рынку);
- оригинальность подхода (новаторство, креативность);
- применимость решения на практике;
- глубина проработки проблемы (обоснованность решения, наличие альтернативных вариантов, прогнозирование возможных проблем, комплексность решения).
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Концепция игры
Роли:
Задания (вопросы, проблемные ситуации и др.)
Ожидаемый (е) результат(ы)
Примерные критерии оценивания:
качество усвоения информации;
выступление;
содержание вопроса;
качество ответов на вопросы;
значимость дополнений, возражений, предложений;
уровень делового сотрудничества;
соблюдение правил деловой игры;
соблюдение регламента;
активность;
правильное применение профессиональной лексики.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
для учета в рейтинге (оценка)
Индивидуальные творческие задания (проекты):
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- актуальность темы;
- соответствие содержания работы выбранной тематике;
- соответствие содержания и оформления работы установленным требованиям;
- обоснованность результатов и выводов, оригинальность идеи;
- новизна полученных данных;
- личный вклад обучающихся;
- возможности практического использования полученных данных.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
п/п