2024-2025_b 420301_о_2_plx_Связи с общественностью в кризисных ситуациях
 
Федеральное государственное бюджетное образовательное

учреждение высшего образования

«Бурятская государственная сельскохозяйственная академия имени В.Р. Филиппова»

Экономический Факультет
 
«УТВЕРЖДЕНО»
Декан

Экономический факультет

уч. ст., уч. зв.
 
Баниева М.А.
 
 
 
 
подпись
 
«
 
 
 
»
20
г.
 
«СОГЛАСОВАНО»
Заведующий выпускающей кафедрой

Экономика и организация АПК

уч. ст., уч. зв.
Шобдоева Н.В.
 
 
 
подпись
 
«
»
20
г.
 
 
 
 
Рабочая программа 
Направление 42.03.01 Реклама и связи с общественностью

Направленность (профиль) Реклама и связи с общественностью в АПК

Дисциплины (модуля)
Б1.В.01.04 Связи с общественностью в кризисных ситуациях
 
Социально-гуманитарные науки, реклама и туризм
Квалификация
бакалавр
Форма обучения
очная
Форма промежуточной аттестации
Экзамен
Объём дисциплины в З.Е.
5
Продолжительность в часах/неделях
180/ 0  
Статус дисциплины

в учебном плане

относится к обязательной части блока 1 "Дисциплины" ОПОП

является дисциплиной обязательной для изучения

Обеспечивающая преподвание

дисциплины кафедра

 
Улан-Удэ, 20__г.
 
Распределение часов дисциплины
Курс 4

Семестр 7

Количество часов
Итого
Вид занятий
УП
УП
Лекционные занятия
32
32
Практические занятия
32
32
Контактная работа
64
64
Сам. работа
89
89
Итого
180
 
Программу составил(и):
 
канд.ист.наук, Высшее – специалитет История, учитель истории и социально-политических дисциплин, монголовед Анахина Марина Владимировна _________________
 
 
Связи с общественностью в кризисных ситуациях
Программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС ВО:
- Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 42.03.01 Реклама и связи с общественностью (приказ Минобрнауки России от 08.06.2017 г. № 512);

- 06.009. Профессиональный стандарт "СПЕЦИАЛИСТ ПО ПРОДВИЖЕНИЮ И РАСПРОСТРАНЕНИЮ ПРОДУКЦИИ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ", утверждённый приказом Министерства труда и социальной защиты Российско Федерации от 4 августа 2014 г. N 535н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 4 сентября 2014 г., регистрационный N 33973);

 
разработана в соответствии с ФГОС ВО:
- Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 42.03.01 Реклама и связи с общественностью (приказ Минобрнауки России от 08.06.2017 г. № 512);

- 06.013. Профессиональный стандарт "СПЕЦИАЛИСТ ПО ИНФОРМАЦИОННЫМ РЕСУРСАМ", утверждённый приказом Министерства труда и социальной защиты Российско Федерации от 19 июля 2022 г. N 420н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 22 августа 2022 г., регистрационный N 469714);

 
b 420301_о_2.plx
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного Ученым советом вуза от  протокол №  .
 
Протокол от __ __________ 20__ г.  №  __  

Зав. кафедрой Шобдоева Н.В.

Экономика и организация АПК
Программа одобрена на заседании кафедры
Председатель методической комиссии «Экономический факультет»
Рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании методической комиссии «Экономический факультет» от «__» _______________ 20__г., протокол №___
уч. ст., уч. зв.
 
 
подпись
 
И.О. Фамилия
 
подпись
 

п/п

Учебный год
Одобрено

на заседании кафедры

Утверждаю

Заведующий кафедрой

Барлукова О.Д.

протокол
Дата
Подпись
Дата
20__/20__ г.г.
№____
«__»__20__г.
«__»__20__г.
1
20__/20__ г.г.
№____
«__»__20__г.
«__»__20__г.
2
20__/20__ г.г.
№____
«__»__20__г.
«__»__20__г.
3
20__/20__ г.г.
№____
«__»__20__г.
«__»__20__г.
4
20__/20__ г.г.
№____
«__»__20__г.
«__»__20__г.
5
 
подпись
 
И.О. Фамилия
 
Внешний эксперт

(представитель работодателя)

 
 
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1
Цели: получение знаний по теоретическим основам и приобретение практических навыков и умений, необходимых для профессиональной подготовки в области антикризисных PR

Задачи: изучить основные понятия и термины, применяемые в сфере антикризисных связей с общественностью;  изучить особенности планирования PR-деятельности организации в условиях кризиса;  научиться создавать эффективную коммуникационную инфраструктуру организации, обеспечивать контроль внутренней и внешней коммуникации в условиях кризиса.

 
ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ И МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Блок.Часть
Б1.В
ПКС-4: Способен осуществлять профессиональные функции в области рекламы и связей с общественностью в АПК
 
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
 
Профессионально-творческая практика 
1
6 семестр
 
Организация массовых мероприятий в АПК 
2
6 семестр
 
Организация работы отделов рекламы и связей с общественностью в АПК 
3
6 семестр
 
Дисциплины (модули) и практики, для которых освоение данной практики необходимо как предшествующее:
 
Подготовка к процедуре защиты и защита выпускной квалификационной работы 
1
8 семестр
 
Имиджелогия 
2
8 семестр
 
Преддипломная практика 
3
8 семестр
 
ОПИСАНИЕ ПОКАЗАТЕЛЕЙ, КРИТЕРИЕВ И ШКАЛ ОЦЕНИВАНИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ В РАМКАХ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
КОД И НАЗВАНИЕ КОМПЕТЕНЦИИ

ПКС-4: Способен осуществлять профессиональные функции в области рекламы и связей с общественностью в АПК;

 
Знать и понимать  профессиональные функции в области рекламы и связей с общественностью в АПК в условиях кризиса:
 
ИД-1не знает и не понимает инструменты рекламы и связей с общественностью, особенности товаров и услуг АПК
Уровень 1 
 
ИД-1плохо знает и понимает инструменты рекламы и связей с общественностью, особенности товаров и услуг АПК
Уровень 2 
 
ИД-1знает и понимает инструменты рекламы и связей с общественностью, особенности товаров и услуг АПК, однако допускает некоторые неточности
Уровень 3 
 
ИД-1знает и понимает инструменты рекламы и связей с общественностью, особенности товаров и услуг АПК
Уровень 4 
 
 
Уметь делать (действовать)  участвовать в создании эффективной коммуникационной инфраструктуры организации, обеспечении внутренней и внешней коммуникации в условиях кризиса:
 
ИД-1 не умеет осуществлять продвижение товаров и услуг АПК средствами рекламы и связей с общественностью, осуществлять планирование мероприятий по продвижению продукции, планирование расходов на их проведение
Уровень 1 
 
ИД-1умеет осуществлять продвижение товаров и услуг АПК средствами рекламы и связей с общественностью, но не может осуществлять планирование мероприятий по продвижению продукции, планирование расходов на их проведение
Уровень 2 
 
ИД-1 умеет осуществлять продвижение товаров и услуг АПК средствами рекламы и связей с общественностью, осуществлять планирование мероприятий по продвижению продукции, планирование расходов на их проведение, но допускает ошибки
Уровень 3 
 
ИД-1в полной мере умеет осуществлять продвижение товаров и услуг АПК средствами рекламы и связей с общественностью, осуществлять планирование мероприятий по продвижению продукции, планирование расходов на их проведение
Уровень 4 
 
 
Владеть навыками (иметь навыки)  продвижения товаров и услуг АПК средствами рекламы и связей с общественностью в условиях кризиса:
 
ИД-1не владеет навыками участия в продвижении товаров и услуг АПК средствами рекламы и связей с общественностью
Уровень 1 
 
ИД-1плохо владеет навыками участия в продвижении товаров и услуг АПК средствами рекламы и связей с общественностью
Уровень 2 
 
ИД-1владеет навыками участия в продвижении товаров и услуг АПК средствами рекламы и связей с общественностью, но допускает некоторые неточности
Уровень 3 
 
ИД-1 в полной мере владеет навыками участия в продвижении товаров и услуг АПК средствами рекламы и связей с общественностью
Уровень 4 
 
 
 
Уровни сформированности компетенций
Оценка «хорошо» - уровень 3
Оценка «отлично» - уровень 4
Оценка «неудовлетворительно» - уровень 1
Оценка «удовлетворительно» - уровень 2
Оценки формирования компентенций
средний
высокий
компетенция не сформирована
минимальный
Характеристика сформированности компетенции
Сформированность компетенции в целом соответствует требованиям. Имеющихся знаний, умений, навыков и мотивации в целом достаточно для решения стандартных практических (профессиональных) задач
Сформированность компетенции полностью соответствует требованиям. Имеющихся знаний, умений, навыков и мотивации в полной мере достаточно для решения сложных практических (профессиональных) задач
Компетенция в полной мере не сформирована. Имеющихся знаний, умений и навыков недостаточно для решения практических (профессиональных) задач
Сформированность компетенции соответствует минимальным требованиям. Имеющихся знаний, умений, навыков в целом достаточно для решения практических (профессиональных) задач
 
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Код занятия
Наименование разделов (этапов) и тем
Семестр
Часов
Компетенции
Интеракт.
Примечание (используемые интерактивные формы,

форма текущего контроля успеваемости)

Вид

работ

 
Раздел 1. Теоретические основы кризиса в организации
 
1.1
Понятие кризис, кризисная ситуация
77
2
ПКС-4
Лек
 
1.2
Типология кризисов
77
2
ПКС-4
2
Лекция-визуализация
Лек
 
1.3
Законодательные основы деятельности в кризисных ситуациях
77
2
ПКС-4
Лек
 
1.4
Государство в рыночной экономике и истоки кризисов государственного управления
77
2
ПКС-4
Лек
 
1.5
Пути преодоления кризиса в системе государственного управления
77
2
ПКС-4
Лек
 
1.6
Кризисы в управлении организацией  
77
2
ПКС-4
Лек
 
1.7
Основные черты антикризисного управления
77
ПКС-4
Лек
 
1.8
Стратегия и тактика антикризисного управления
77
2
ПКС-4
2
Лекция-визуализация
Лек
 
1.9
Психологические аспекты антикризисного управления
77
2
ПКС-4
Лек
 
1.10
Корпоративность в антикризисном управлении
77
2
ПКС-4
Лек
 
1.11
Сущность кризиса
77
2
ПКС-4
Опрос
Пр
 
1.12
Типология кризисов
77
2
ПКС-4
Устный опрос
Пр
 
1.13
Законодательные основы деятельности в кризисных ситуациях
77
2
ПКС-4
Опрос
Пр
 
1.14
Государство в рыночной экономике и истоки кризисов государственного управления
77
2
ПКС-4
Устный опрос
Пр
 
1.15
Пути преодоления кризиса в системе государственного управления
77
4
ПКС-4
4
Дискуссия
Пр
 
1.16
Кризисы в управлении организацией  
77
2
ПКС-4
Опрос
Пр
 
1.17
Основные черты антикризисного управления
77
2
ПКС-4
2
Дискуссия
Пр
 
1.18
Стратегия и тактика антикризисного управления
77
2
ПКС-4
Опрос
Пр
 
1.19
Психологические аспекты антикризисного управления
77
2
ПКС-4
Опрос
Пр
 
1.20
Корпоративность в антикризисном управлении
77
2
ПКС-4
Опрос
Пр
 
1.21
Понятие кризис, кризисная ситуация
77
6
ПКС-4
Представление конспекта
Ср
 
1.22
Типология кризисов
77
4
ПКС-4
Опрос
Ср
 
1.23
Законодательные основы деятельности в кризисных ситуациях
77
6
ПКС-4
Представление конспекта
Ср
 
1.24
Государство в рыночной экономике и истоки кризисов государственного управления
77
6
ПКС-4
Опрос
Ср
 
1.25
Кризисы в управлении организацией  
77
6
ПКС-4
Представление презентации
Ср
 
1.26
Пути преодоления кризиса в системе государственного управления
77
6
ПКС-4
Участие в дискуссии
Ср
 
1.27
Основные черты антикризисного управления
77
4
ПКС-4
Опрос
Ср
 
1.28
Стратегия и тактика антикризисного управления
77
6
ПКС-4
Участие в круглом столе
Ср
 
1.29
Психологические аспекты антикризисного управления
77
6
ПКС-4
Опрос
Ср
 
1.30
Корпоративность в антикризисном управлении
77
5
ПКС-4
Опрос
Ср
 
Раздел 2. Антикризисные PR
 
2.1
Антикризисная команда: создание, структура, функции
77
2
ПКС-4
2
Лекция-визуализация
Лек
 
2.2
Исследования в условиях кризиса
77
2
ПКС-4
Лек
 
2.3
Специфика работы подразделений по ССО силовых структур и спецслужб
77
2
ПКС-4
Лек
 
2.4
Основные принципы антикризисного PR
77
2
ПКС-4
2
Лекция-визуализация
Лек
 
2.5
Специфика управления коммуникациями в период кризиса
77
2
ПКС-4
Лек
 
2.6
Восстановление после кризиса и оценка ситуации
77
2
ПКС-4
Лек
 
2.7
Профилактика кризиса
77
2
ПКС-4
Лек
 
2.8
Антикризисная команда: создание, структура, функции
77
2
ПКС-4
Опрос
Пр
 
2.9
Исследования в условиях кризиса
77
2
ПКС-4
Устный опрос
Пр
 
2.10
Специфика работы подразделений по ССО силовых структур и спецслужб
77
2
ПКС-4
2
Кейс-задачи
Пр
 
2.11
Борьба со слухами в период кризиса
77
2
ПКС-4
Устный опрос
Пр
 
2.12
Специфика управления коммуникациями в период кризиса
77
2
ПКС-4
2
Устный опрос
Пр
 
2.13
Восстановление после кризиса и оценка ситуации
77
4
ПКС-4
Опрос
Ср
 
2.14
Профилактика кризиса
77
6
ПКС-4
Устный опрос

Проверка кейс-задач

Ср
 
2.15
Антикризисная команда: создание, структура, функции
77
6
ПКС-4
Представление конспекта
Ср
 
2.16
Исследования в условиях кризиса
77
4
ПКС-4
Опрос
Ср
 
2.17
Специфика работы подразделений по ССО силовых структур и спецслужб
77
6
ПКС-4
Устный опрос

Проверка кейс-задач

Ср
 
2.18
Борьба со слухами в период кризиса
77
4
ПКС-4
Оценка эссе
Ср
 
2.19
Основные принципы антикризисногоPR
77
4
ПКС-4
Опрос
Ср
 
ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И РЕСУРСОВ СЕТИ "ИНТЕРНЕТ", НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
 
Основная литература
 
Варакута С.А. Связи с общественностью [Электронный ресурс]:Учебное пособие. - Москва: ООО "Научно-издательский центр ИНФРА-М", 2019. - 207 – Режим доступа: https://znanium.com/catalog/document?id=367327 
Л1.1
 
Сажина М.А. Управление кризисом [Электронный ресурс]:Учебное пособие. - Москва: Издательский Дом "ФОРУМ", 2021. - 256 – Режим доступа: https://znanium.com/catalog/document?id=398896 
Л1.2
 
Чумиков А.Н., Бочаров М. П. Государственный PR: связи с общественностью для государственных организаций и проектов [Электронный ресурс]:Учебник. - Москва: ООО "Научно-издательский центр ИНФРА-М", 2022. - 343 – Режим доступа: https://znanium.com/catalog/document?id=414314 
Л1.3
 
 
Дополнительная литература
 
Антонов Г. Д., Иванова О.П., Тумин В.М., Трифонов В.А. Антикризисное управление организацией [Электронный ресурс]:Учебник. - Москва: ООО "Научно-издательский центр ИНФРА-М", 2020. - 143 – Режим доступа: https://znanium.com/catalog/document?id=352048 
Л2.1
 
Антонов Г. Д., Иванова О.П., Тумин В.М., Трифонов В.А. Антикризисное управление организацией [Электронный ресурс]:Учебник. - Москва: ООО "Научно-издательский центр ИНФРА-М", 2021. - 143 – Режим доступа: https://znanium.com/catalog/document?id=398697 
Л2.2
 
Зуб А.Т., Панина Е.М. Антикризисное управление организацией [Электронный ресурс]:Учебное пособие. - Москва: Издательский Дом "ФОРУМ", 2022. - 256 – Режим доступа: https://znanium.com/catalog/document?id=399390 
Л2.3
 
Черепанов В.Д. Реклама и связи с общественностью в кризисных ситуациях [Электронный ресурс]:Сборник тестовых заданий : Учебно-методическая литература. - Москва: Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Российский университет транспорта», 2018. - 62 – Режим доступа: https://znanium.com/catalog/document?id=415951 
Л2.4
 
Черепанов В.Д. Реклама и связи с общественностью в кризисных ситуациях [Электронный ресурс]:Учебное пособие. - Москва: Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Российский университет транспорта», 2018. - 170 – Режим доступа: https://znanium.com/catalog/document?id=415952 
Л2.5
 
Антонов Г. Д., Иванова О.П., Тумин В.М., Трифонов В.А. Антикризисное управление организацией [Электронный ресурс]:Учебник. - Москва: ООО "Научно-издательский центр ИНФРА-М", 2024. - 143 – Режим доступа: https://znanium.com/catalog/document?id=436308 
Л2.6
 
 
Методическая литература
 
Гунтыпова Э. С., Будникова Н. С. Связи с общественностью в кризисных ситуациях [Электронный ресурс]:методические рекомендации для самостоятельной работы обучающихся по направлению подготовки 42.03.01 Реклама и связи с общественностью. - , 2020. - 53 – Режим доступа: https://elib.bgsha.ru/sotru/00699 
Л3.1
 
 
Номер аудитории
Назначение
Оборудование и ПО
Адрес
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ)
 
416а
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля, промежуточной и итоговой аттестации (Кабинет гуманитарных и социальных дисциплин) (416 а)
30 посадочных мест, рабочее место преподавателя, оснащенные учебной мебелью, интерактивная панель Lumien, с возможностью подключения к сети Интернет и доступом в ЭИОС. Портреты героев Отечественной войн, политическая карта мира, карта Республики Бурятия, стенд. Список ПО на ноутбуке: Kaspersky Endpoint Security для бизнеса, Microsoft Windows Vista Business Russian Upgrade Academic OPEN No Level , Microsoft OfficeProPlus 2016 RUS OLP NL Acdmc. Microsoft Office Professional Plus 2007 Russian Academic OLP NL AE
670024, Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, ул. Пушкина, д.№8 , Учебный корпус
 
416б
Учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации (Кабинет географии туризма) (416 б)
16 посадочных мест, рабочее место преподавателя, оснащенные учебной мебелью, учебная доска, мультимедийный проектор, экран настенный, ноутбук с возможностью подключения к сети Интернет и доступом в ЭИОС, стенд, карта география туризма. Список ПО на ноутбуке: Kaspersky Endpoint Security для бизнеса, Microsoft Windows Vista Business Russian Upgrade Academic OPEN No Level , Microsoft OfficeProPlus 2016 RUS OLP NL Acdmc. Microsoft Office Professional Plus 2007 Russian Academic OLP NL AE
670024, Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, ул. Пушкина, д.№8 , Учебный корпус
 
419
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации (419)
38 посадочных мест, рабочее место преподавателя, оснащенные учебной мебелью, доска учебная, мультимедийный проектор, проекционный экран, ноутбук с возможностью подключения к сети Интернет и доступом в ЭИОС. 8 стендов. Список ПО на ноутбуке: Kaspersky Endpoint Security для бизнеса, Microsoft Windows Vista Business Russian Upgrade Academic OPEN No Level , Microsoft OfficeProPlus 2016 RUS OLP NL Acdmc. Microsoft Office Professional Plus 2007 Russian Academic OLP NL AE
670024, Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, ул. Пушкина, д.№8 , Учебный корпус
 
415
Помещение для самостоятельной работы
рабочее место, оснащенное учебной мебелью, кресло офисное 
670024, Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, ул. Пушкина, д.№8 ,
 
обучающихся, курсового проектирования (выполнения курсовых работ) - медиалаборатория (415)
– 2 шт., персональный компьютер (сист. блок Athlon64Х[24000r, монитор Acer17), ноутбук (SamsungNP300E5E-S07) – 1 шт., ноутбук Asus – 2 шт. с подключением к сети Интернет и доступом в ЭИОС, штатив для светодиодных прожекторов – 4шт., светодиодный прожектор – 6шт., цифровой диктофон, штатив Rekam Ecopod E-155 – 3 шт., видеокамера Panasonic, зеркальная камера Canon. Список ПО на ноутбуке: Kaspersky Endpoint Security для бизнеса, Microsoft Windows Vista Business Russian Upgrade Academic OPEN No Level , Microsoft OfficeProPlus 2016 RUS OLP NL Acdmc. Microsoft Office Professional Plus 2007 Russian Academic OLP NL AE
Учебный корпус
 
ПЕРЕЧЕНЬ РЕСУРСОВ ИНФОРМАЦИОННО-ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННОЙ СЕТИ ИНТЕРНЕТ И ЛОКАЛЬНЫХ СЕТЕЙ АКАДЕМИИ, НЕОБХОДИММЫХ ДЛЯ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Наименование 
Доступ
1. Удаленные электронные сетевые учебные ресурсы временного доступа, сформированные на основании прямых договоров с правообладателями (электронно-библиотечные системы - ЭБС)
1

2
3. Электронные учебные и учебно-методические ресурсы, подготовленные в академии:
Электронно-библиотечная система Издательства «Znanium»
http://znanium.ru/
Электронно-библиотечная система Издательства «Лань»
http://e.lanbook.com/
Электронно-библиотечная система Издательства «Юрайт»
http://urait.ru/
Связи с общественностью в кризисных ситуациях : методические рекомендации для самостоятельной работы обучающихся по направлению подготовки 42.03.01 Реклама и связи с общественностью / Э. С. Гунтыпова, Н. С. Будникова ; М-во сел. хоз-ва РФ, Бурятская ГСХА им. В. Р. Филиппова. - Улан-Удэ : ФГБОУ ВО БГСХА, 2020. - 53 с. - URL: https://elib.bgsha.ru/sotru/00699. - Режим доступа: Электронная библиотека БГСХА. - Загл. с титул. экрана. - Б. ц. - Текст : электронный.
2. Электронные сетевые ресурсы открытого доступа (профессиональные базы данных, массовые открытые онлайн-курсы и пр.):

1

2
Платформа «Открытое образование» (онлайн-курсы по базовым дисциплинам, изучаемым в российских университетах)
https://openedu.ru/course/
Профессиональные базы данных
http://e.lanbook.com/
 
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ВКЛЮЧАЯ ПЕРЕЧЕНЬ ПРОГРАММНОГО ОБСПЕЧЕНИЯ И ИНФОРМАЦИОННЫХ СПРАВОЧНЫХ СИСТЕМ
1. Программные продукты, необходимые для освоения учебной дисциплины
Наименование программного продукты (ПП)
Виды учебных занятий и работ, в которых используется данный продукт
Microsoft OfficeStd 2016 RUS OLP NL Acdmc. Договор № ПП-61/2015 г. О поставке программных продуктов от 9 декабря 2015 года

Microsoft OfficeProPlus 2016 RUS OLP NL Acdmc. Договор № ПП-61/2015 г. О поставке программных продуктов от 9 декабря 2015 года

Microsoft Windows Vista Business Russian Upgrade Academic OPEN No Level Государственный контракт № 25 от 1 апреля 2008 года

Занятия семинарского типа, самостоятельная работа 
 
2. Информационные справочные системы, необходимые для реализации учебного процесса
Информационно-правовой портал «Гарант»
в локальной сети академии

http://www.garant.ru/

Справочно-поисковая система «Консультант Плюс»
http://www.consultant.ru/
 
3. Специализированные помещения и оборудование, используемые в рамках информатизации учебного процесса
 
Наименование ЭИОС и доступ
Виды учебных занятий и работ, в которых используется данная система
Доступ
1

2
3
Официальный сайт академии
http://bgsha.ru/
Занятия лекционного типа, семинарского типа, самостоятельная работа
Личный кабинет
http://lk.bgsha.ru/
Занятия лекционного типа, семинарского типа, самостоятельная работа
АС Деканат
в локальной сети академии
-
Корпоративный портал академии
http:/portal.bgsha.ru/
Занятия лекционного типа, семинарского типа, самостоятельная работа
ИС «Планы»
в локальной сети академии
-
Портфолио обучающегося
http://lk.bgsha.ru/
Самостоятельная работа
Сайт научной библиотеки
http:/elib.bgsha.ru/
Занятия лекционного типа, семинарского типа, самостоятельная работа
Электронная библиотека БГСХА
http:/elib.bgsha.ru/
Занятия лекционного типа, семинарского типа, самостоятельная работа
4. Информационно-образовательные системы (ЭИОС)
 
КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЯ)
ФИО преподавателя
Ученая степень, ученое звание
Уровень образования. Специальность и квалификация в соответствии с дипломом. Профессиальная переподготовка
1
2
3
 
Анахина Марина Владимировна
Высшее – специалитет История, учитель истории и социально-политических дисциплин, монголовед
канд.ист.наукдоцент 
 
ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ) ДЛЯ ИНВАЛИДОВ И ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИМ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Организационно-педагогическое, психолого-педагогическое сопровождение обучающихся инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья осуществляется на основании соответствующей рекомендации в заключении психолого-медико-педагогической комиссии или индивидуальной программе реабилитации инвалида. Академия, по заявлению обучающегося, создает специальные условия для получения высшего образования инвалидами и лицам с ограниченными возможностями здоровья:

- использование специализированных (адаптированных) рабочих программ дисциплин (модулей) и методов обучения и воспитания, включая наличие альтернативной версии официального сайта организации в сети «Интернет» для слабовидящих;

- использование специальных учебников, учебных пособий и других учебно-методических материалов, включая альтернативные форматы печатных материалов (крупный шрифт или аудиофайлы);

- использование специальных технических средств обучения (мультимедийное оборудование, оргтехника и иные средства) коллективного и индивидуального пользования, включая установку

мониторов с возможностью трансляции субтитров, обеспечение надлежащими звуковыми

воспроизведениями информации;

- предоставление услуг ассистента (при необходимости), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь или услуги сурдопереводчиков / тифлосурдопереводчиков;

- проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий для разъяснения отдельных вопросов изучаемой дисциплины (модуля);

- проведение процедуры оценивания результатов обучения возможно с учетом особенностей нозологий (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, в форме тестирования и т.п.) при использовании доступной формы предоставления заданий оценочных средств и ответов на задания (в печатной форме увеличенным шрифтом, в форме аудиозаписи, в форме электронного документа, задания зачитываются ассистентом, задания предоставляются с использованием сурдоперевода) с

использованием дополнительного времени для подготовки ответа;

- обеспечение беспрепятственного доступа обучающимся в учебные помещения, туалетные и другие помещения организации, а также пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов и других приспособлений);

- обеспечение сочетания онлайн и офлайн технологий, а также индивидуальных и коллективных форм работы в учебном процессе, осуществляемом с использованием дистанционных образовательных технологий;

- и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение ОПОП ВО.

В целях реализации ОПОП ВО в академии оборудована безбарьерная среда, учитывающая потребности лиц с нарушением зрения, с нарушениями слуха, с нарушениями опорно-двигательного

аппарата. Территория соответствует условиям беспрепятственного, безопасного и удобного передвижения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Вход в учебный корпус

оборудован пандусами, стекла входных дверей обозначены специальными знаками для слабовидящих, используется система Брайля. Сотрудники охраны знают порядок действий при прибытии в академию лица с ограниченными возможностями. В академии создана толерантная социокультурная среда, осуществляется необходимое сопровождение образовательного процесса,

при необходимости предоставляется волонтерская помощь обучающимся инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья.

 
ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
Перечень вопросов к экзамену по дисциплине (модулю)

1. Кризис организаций: сущность, виды и основные причины возникновения. (ПКС-4)

Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины (модуля)
 
2. Распознавание кризисного состояния организации как задача принятия решения в условиях с риском. Основные этапы распознавания. (ПКС-4)

3. Теория и практика отечественного антикризисного PR. (ПКС-4)

4. Теория и практика зарубежного антикризисного PR. (ПКС-4)

5. Антикризисный PR: понятие, виды и принципы. (ПКС-4)

6. Этапы антикризисного PR и их содержание. (ПКС-4)

7.Типовой план антикризисного PR. (ПКС-4)

8. Организационные аспекты антикризисного PR: ответственные лица, структуры и планирование. (ПКС-4)

9. Особенности работы с различными заинтересованными сторонами в антикризисном PR. (ПКС-4)

10. Антикризисный PR в процедурах банкротства: содержательные и финансовые аспекты. (ПКС-4)

11. Репутация как основной экономический ресурс в период кризиса. (ПКС-4)

12. Работа с имиджем организации и первого лица в период кризиса. (ПКС-4)

13. Использование пресс-релизов в антикризисных коммуникациях. (ПКС-4)

14. Использование факт-листов, вопросов-ответов в антикризисных коммуникациях. (ПКС-4)

15. Использование пресс-конференции в антикризисных коммуникациях. (ПКС-4)

16. Антикризисные пресс-туры и брифинги при взаимодействии с журналистами. (ПКС-4)

17. Соотношение понятия «кризис» и «конфликт» (ПКС-4)

18. Типология кризисов (ПКС-4)

19. Планирование в антикризисномPR (ПКС-4)

20. Антикризисная команда (ПКС-4)

21. Черный PR (ПКС-4)

22. Слухи как элементы кризиса, меры борьбы с ними (ПКС-4)

Комплект контрольных вопросов для проведения устных опросов

Тема 1. Сущность кризиса.

Определение кризиса. Соотношение понятия «кризис» с понятиями катастрофы, чрезвычайной, экстремальной ситуации и т.п. Признаки кризиса. Причины возникновения кризиса. Возможные последствия. Проблема неизбежности кризисов. АнтикризисныйPR – одно из основных направлений PR.

Тема 2. Типология кризисов.

Параметры кризисной ситуации, ее признаки. Типология кризисов. Принципы их классификации применительно к сфере PR. Человеческий фактор кризисных ситуаций. Методология организации связей с общественностью в кризисных ситуациях.

Тема 3. Законодательные основы деятельности в кризисных ситуациях.

Законодательная база деятельности в кризисных ситуациях: Конституция РФ, ФЗ «О радиационной безопасности населения», «Об охране окружающей среды», «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» и др.

Тема 4. Государство в рыночной экономике и истоки кризисов государственного управления.

Экономическая роль государства. Атрибуты и функции государства.  Особенности кризисной ситуации в социально-политической сфере. Основные субъекты социально-политического кризиса. Социально-политический кризис и конфликт. Типология и стадии конфликта.  Особенности становления и развития системы государственного управления в России.

Тема 5. Пути преодоления кризиса в системе государственного управления.  Действенность государственного управления. Механизм опережающего государственного управления. Совершенствование управленческих отношений.  

Тема 6. Кризисы в управлении организацией.

Общие и специфические, внешние и внутренние факторы развития организации. Возникновение кризисов в организации. Тенденции цикличного развития организации. Вероятность кризисов в цикличных тенденциях развития организации.

Тема 7. Основные черты антикризисного управления.

Понятия «управление проблемами», «управление в условиях кризиса».  Управляемые и неуправляемые процессы антикризисного развития. Необходимость и проблематика антикризисного управления. Признаки и особенности антикризисного управления. Эффективность антикризисного управления.

Тема 8. Стратегия и тактика антикризисного управления.

Роль стратегии в антикризисном управлении. Разработка антикризисной стратегии организации. Тактика управления. Организация внедрения антикризисной стратегии.

Тема 9. Психологические аспекты антикризисного управления.

Психология взаимодействия личности и организации в кризисной ситуации. Особенности поведения личности в кризисной ситуации и их влияние на эффективность антикризисного управления. Особенности психологического восприятия информации в кризисных ситуациях.

Тема 10. Корпоративность в антикризисном управлении.

Признаки корпоративного управления. Корпоративная культура как атрибут антикризисного управления. Факторы, обусловливающие формирование и развитие корпоративной культуры.

Тема 11. Антикризисная команда: создание, структура, функции.

План действий в кризисной ситуации. Принципы формирования антикризисной команды (штаба). Структура антикризисной команды, ее функции. Распределение полномочий членов антикризисной команды. Основные задачи антикризисной команды.

Тема 12. Исследования в условиях кризиса.

Необходимость проведения исследований в условиях кризиса. Основные методы проведения исследований в условиях кризиса. Проблема оптимального использования результатов исследований. Мониторинг общественного мнения в условиях кризиса.

 
Тема 13. Специфика работы подразделений по ССО силовых структур и спецслужб.

Основные принципы работы с целевыми аудиториями подразделений силовых структур и спецслужб. Требования к работникам данных подразделений. Специфика управлениями коммуникациями в кризисной ситуации персоналом подразделений силовых структур и спецслужб.

Тема 14. Борьба со слухами в период кризиса.

Общение в период кризиса. Слухи как элемент устной коммуникации в условиях дефицита информации.  Причины появления и распространения слухов. Профилактика распространения слухов. Стратегия борьбы со слухами в ситуации кризиса.

Тема 15. Основные принципы антикризисногоPR.

Понятие антикризисногоPR. Требования к специалисту по антикризисному PR. Основные направления деятельности служб ССО в кризисной ситуации. Основные принципы антикризисногоPR. Антикризисные стратегии.

Тема 16. Специфика управления коммуникациями в период кризиса.

Программа по управлению кризисами. Подготовка к кризисам и информационная деятельность в кризисной ситуации. Типичные ошибки деятельности в  кризисной ситуации. Основные этапы управления в условиях кризиса. Основные факторы успеха в преодолении кризиса.

Внешние и внутренние аудитории организации в условиях кризиса. Ключевые аудитории в условиях кризиса. СМИ как важнейшая целевая аудитория организации.

Тема 17. Восстановление после кризиса и оценка ситуации.

Проблема сохранения и восстановление репутации организации после кризиса. Возможные последствия кризиса и пути их преодоления.

Роль объективной оценки ситуации для предупреждения новых кризисов.

Тема 18. Профилактика кризиса.

Значение предвидения в преодолении и предупреждении кризисов. Корректировка антикризисной программы. Основные направления работы по профилактике кризисных ситуаций.

Комплект тестовых заданий

1. Кто выделил такие типы кризисов, как «известное неизвестное» и «не известное неизвестное»?

А. Г. Почепцов

Б. С. Блэк

В. П. Грин

2. Какие из перечисленных действий являются ошибочными в период кризиса?

А. Конфронтация

Б. Обеспечение СМИ точными сведениями

В. Нерешительность

3. Когда было введено понятие «управление проблемами»?

А. 1920-е гг.

Б. 1950-е гг.

В. 1970-е гг.

4. Где было введено понятие «управление проблемами»?

А Франция

Б. США

В.  Германия

5. Антикризисные программы составляются для

того, чтобы:

А. избежать всеобщей паники и растерянности

Б. формировать резервы денежных средств на период

кризиса

В. получить наибольшую прибыль во время кризиса

Г. во время кризиса выпускать только востребованную продукцию

6. От каких действий следует воздержаться в ситуации кризиса»?

А. приукрашивание ситуации

Б. контакты со СМИ руководства организации

В. реагирование на провокационные вопросы

7. Каковы причины распространения слухов в ситуации кризиса?

А.  повышенный уровень тревожности в обществе

Б.  задержка в информировании

В. наличие свободного времени

8. Понимание происходящего - это

А. когнитивная составляющая кризиса

Б. адаптивная составляющая кризиса

9. Можно ли считать отказ от комментариев оптимальной формой контактов со СМИ в условиях кризиса?

А. да

Б. нет

10. Является ли отказ руководства организации от выступлений в СМИ в условиях кризиса оптимальной линией поведения?

А. да

Б. нет

11. Какова оптимальная численность команды по управлению кризисными ситуациями?

А. 8-10

 
Б. 5-7

В. 20

Г. 1-2

12. Является ли информация о чрезвычайных ситуациях секретной?

А. да

Б. нет

13. Параметром для определения кризисной ситуации является:

А. снижение спроса на продукцию

Б. некомпетентность руководящих лиц

В. появление товаров-аналогов

Г. степень угрозы жизни, безопасности и существованию компании

14.Какое преимущество создает грамотное использование кризисных ситуаций?

А. Выпуск только востребованной продукции

Б. Получение доверия общественности

В. Выход на новые рынки сбыта

Г. Снижение расходов на оплату труда

15. Исследование общественного мнения во время кризиса проводится, чтобы:

А. оптимизировать сбытовую политику

Б. выявить значение кризиса для общественности

В. определить покупательские предпочтения

Г. оптимизировать производственную программу

16. Кризисы менеджмента проявляются в:

А. нарушении слаженной работы подразделений и служб предприятия

Б. критике со стороны целевых аудиторий

В. отсутствии руководящих лиц на рабочих местах

Г. диверсиях конкурентов

17. Какие составляющие не включают в себя антикризисные программы?

А. Планирование производственных программ в случае наступления кризиса

Б. Планирование действий в случае наступления кризиса

В. Выявление областей риска

Г. Разработка комплекса мероприятий по увеличению объемов сбыта

18. Какие из перечисленных действий во время кризиса являются ошибочными?

А. Оперативное реагирование на любое изменение ситуации

Б. Подготовка информационных материалов на доступном языке для целевых аудиторий

В. Встречные обвинения

19. Какие решения не следует принимать в рамках реагирования на кризис?

А. Оперативное осведомление общественности о происходящем

Б. Грамотное информирование людей о кризисе

В. Написание текстов, речей, разработка информационных материалов

Г. Исследование потребностей и выпуск востребованной продукции

20. Какие из перечисленных действий во время кризиса являются ошибочными?

А. Конфронтация

Б. Привлечение специалистов со стороны

В. Исследование общественного мнения

21. Параметром для определения кризисной ситуации является (-ются):

А. снижение прибыли

Б. увеличение затрат на производство

В. стрессы у ответственных лиц

Г. снижение спроса на продукцию

22. Сущность стратегии взаимодействия со средствами массовой информации во время кризиса заключается в том, что:

А. кризисную ситуацию должны комментировать руководящие лица компании раньше недоброжелателей

Б. средства массовой информации не должны знать о существовании кризисной ситуации

В. кризисную ситуацию должны комментировать все сотрудники компании

Г. информационные статьи должны отличаться многословием и расплывчатостью

23. Сущность позитивного кризиса заключается в том, что:

А. деятельность компании становится объектом всеобщего обсуждения и освещения в средствах массовой информации

Б. снижаются затраты на производство

В. наблюдается положительная динамика спроса на продукцию

Г. резко возрастают объемы продаж

24. Сущность антикризисного PR заключается в подготовке компании к:

А. расширению рынков сбыта

Б. расширению штата сотрудников

В. планированию кризисов

Г. возможным кризисам

25. Нехваткой какого ресурса чаще всего характеризуется репутационный кризис?

А. Времени

Б. Технологий

В. Кадров

 
Г. Продукции

26. Что не входит в круг задач специалиста по PR во время кризиса?

А. борьба с экономическими последствиями кризиса

Б. борьба с репутационными последствиями кризиса

В. предупреждение кризисных ситуаций

Г. анализ общественного мнения в ходе развития кризисных ситуаций

27. Каковы основные принципы антикризисного PR?

А. Упреждение, срочность, честность

Б. Закрытость, обеспечение информационного вакуума

В. Увеличение продаж и снижение цен на продукцию

28. Какая манера общения с журналистами наиболее эффективно во время кризиса?

А. Проактивная

Б. Пассивная

В. Наступательная

Г. Жесткая

29. Основная задача команды по управлению репутационной кризисной ситуацией:

А. Убеждение заинтересованных лиц, что ситуация находится под контролем

Б. Разработка плана формирования имиджа компании

В. Избегание контактов со СМИ

Г. Формирование штаба антикризисной компании

30. Основная задача специалиста по связям с общественностью на предкризисной стадии:

А. Прогнозирование возможных угроз

Б. определение слабых сторон фирмы

В. составление плана возможных мероприятий по преодолению кризиса

Г. составление базы СМИ

 
Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Перечень тем рефератов

1. Понятие кризиса.

2. Причины возникновения кризиса.

3. Признаки кризиса.

4. Кризис и конфликт.

5. Типология кризисов.

6. Значимость человеческого фактора в возникновении и разрешении кризисных ситуаций.

7. Кризисы в экономике.

8. Специфика политических кризисов.

9. Кризисы в межнациональных отношениях.

10. Социально-политический кризис и конфликт.

11. Критерии для выявления кризисных ситуаций в организации.

12. Экологические риски.

13. Коммуникации в ситуации кризиса.

14. Техногенные катастрофы и их освещение в СМИ.

15. Антикризисные стратегии.

16. Возможные последствия кризиса в организации.

17. Подготовка персонала к работе в условиях кризиса.

18. Работа с целевыми аудиториями в условиях кризиса.

19. Система информирования в ситуации кризиса.

20. Общение в период кризиса.

21. Слухи и причины их появления в условиях кризиса.

22. Специфика антикризисногоPR в России.

23. Признаки и особенности антикризисного управления.

24. Психологические аспекты антикризисного управления.

25. Региональные аспекты антикризисногоPR.

26. Поведение в кризисной ситуации.

27. Восстановление репутации организации после кризиса.

28. Прогнозирование кризисов.

Перечень тем для эссе

Напишите эссе на одну из предложенных тем:

1. Связи с общественностью как средство регулирования кризисных ситуаций.

2. Отличие ССО в кризисных ситуациях от кризис-менеджмента.

3. Понятия чрезвычайной, экстремальной и кризисной ситуации.

4. Кризис и конфликт – общее и особенное.

Перечень кейс-задач

Кейс 1. Тема. Основные принципы антикризисного PR

 
Ситуация:

В косметической компании "Дива" потребители массово начали возвращать помаду обратно в магазины и жаловаться на не совпадение обещаемого результата. У компании возникли финансовые потери.

Задание:

Как выйти компании из кризисной ситуации, не потеряв репутацию и не затрачивая большие суммы на выход из неё?

Кейс 2. Тема. Специфика управления коммуникациями в период кризиса

Директор одной крупной строительной компании столкнулся с целым комплексом неожиданных проблем после смерти в результате несчастного случая одного из рабочих на стройке, проводимой их фирмой. Обычно такие несчастные случаи не служат причиной для начала «черной» PR кампании, но в данном случае кто-то заказал «черный» PR против руководства. К директору строительной компании был «заслан» опытный тележурналист. Этот журналист мог заложить в уста интервьюируемого любой текст. Как он это делал? Он задавал вопрос, содержащий необходимый ответ. Пытаясь ответить, директор начал повторять отдельные слова и фразы вопросов. А журналист, как бы плохо понимая, переспрашивал отдельные моменты. В результате в эфире вышло интервью, где вопросы журналиста были замены, зато остались ответы интервьюируемого. Из данного интервью можно было сделать выводы, что руководителям этой строительной компании глубоко наплевать на здоровье и жизнь рабочих, а наличие дешевой рабочей силы и иногородних позволяет им не печалиться по поводу смерти какого-то одного рабочего и не заботиться о мерах безопасности. В результате к руководству компании сформировалось негативное отношение клиентов, покупающих квартиры, властей и сотрудников самой строительной компании. На них набросились со всевозможными проверками, а значительная часть персонала уволилась и заявила в суд, требуя возместить различные неустойки. Это все серьезно подорвало жизнедеятельность компании.

Вопросы:

1. В чем заключалась ошибка директора строительной компании?

2. Что необходимо было сразу предпринять после выхода негативной публикации?

Задание: составьте собственный план выхода из данной кризисной ситуации.

Кейс 3. Тема. Восстановление после кризиса и оценка ситуации

Ситуация: Многие специалисты считают, что кризис не только неизбежное зло. Его можно использовать для своей выгоды.

Задание:

1. Кто и как может использовать коровье бешенство в ряде областей страны для укрепления собственной репутации и финансового положения?

2. Приведите свои примеры использования кризиса.

1. Составьте классификацию кризисов исходя из следующих признаков: регулярность появления, степень предсказуемости, по степени открытости протекания, по глубине процессов.

Тема. Стратегия и тактика антикризисного управления

3. Ситуация:

Вы - руководитель крупного металлургического комбината. Ваш комбинат только вышел из экономического кризиса. Большую часть прибыли приходиться инвестировать в производство. Покупатели/ клиенты задолжали за несколько месяцев. Нет  средств, чтобы выдать зарплату вовремя,  сотрудники объявляют забастовку.  «Зеленые» постоянно осаждают с протестами из-за выбросов вредных веществ в атмосферу. СМИ активизировали к Вам внимание. Журналисты обрывают телефоны с просьбами об интервью. В выпусках новостей ситуация вокруг предприятия идет на первых полосах.

Задание: Как разрешить данную кризисную ситуацию? Какие мероприятия необходимо провести в первую очередь?

Тема. Специфика работы подразделений по ССО силовых структур и спецслужб

4. Изучите примеры социальных кризисов 1990-х годов в России.

Проанализируйте: 1. Что привело к ним? 2. Были ли альтернативные сценарии развития событий? 3. Какие из социальных кризисов имели политические последствия и переросли в политические? 4. Есть ли примеры грамотного поведения экономических субъектов в рассматриваемых кризисных ситуациях?

 
Перечень вопросов к экзамену, комплект контрольных вопросов для проведения устных опросов, перечень дискуссионных тем, перечень тем для подготовки рефератов, конспектов, эссе, перечень кейс-задач, комплект тестовых заданий

Перечень видов оценочных средств
 
Критерии оценивания контрольной работы текущего контроля успеваемости обучающихся (рекомендуемое)

Комплект контрольных вопросов для проведения устных опросов

Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерные критерии оценивания:

– правильность ответа по содержанию задания (учитывается количество и характер ошибок при ответе);

– полнота и глубина ответа (учитывается количество усвоенных фактов, понятий и т.п.);

– сознательность ответа (учитывается понимание излагаемого материала);

– логика изложения материала (учитывается умение строить целостный, последовательный рассказ, грамотно пользоваться специальной терминологией);

– использование дополнительного материала;

– рациональность использования времени, отведенного на задание (не одобряется затянутость выполнения задания, устного ответа во времени, с учетом индивидуальных особенностей обучающихся).

 
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерная шкала оценивания:

Баллы

для учета в рейтинге (оценка)

Степень удовлетворения критериям
86-100 баллов

«отлично»

Обучающийся полно и аргументировано отвечает по содержанию вопроса (задания); обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные; излагает материал последовательно и правильно.
71-85  баллов

«хорошо»

Обучающийся достаточно полно и аргументировано отвечает по содержанию вопроса (задания); обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные; излагает материал последовательно. Допускает 1-2 ошибки, исправленные с помощью наводящих вопросов.
56-70  баллов

«удовлетво-рительно»

Обучающийся обнаруживает знание и понимание основных положений данного задания, но излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил; не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры; излагает материал непоследовательно и допускает ошибки.
0-55  баллов

«неудовлетворительно»

Обучающийся обнаруживает незнание ответа на соответствующее задание (вопрос), допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Отмечаются такие недостатки в подготовке обучающегося, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.
 
Баллы

для учета в рейтинге (оценка)

Степень удовлетворения критериям
Перечень дискуссионных тем

Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерные критерии оценивания:

- теоретический уровень знаний;

- качество ответов на вопросы;

- подкрепление материалов фактическими данными (статистические данные или др.);

- практическая ценность материала;

- способность делать выводы;

- способность отстаивать собственную точку зрения;

- способность ориентироваться в представленном материале;

- степень участия в общей дискуссии.

Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерная шкала оценивания:

Критерии оценивания контрольной работы дискуссионных тем и вопросов для круглого стола

(дискуссии, полемики, диспута, дебатов)  

86-100 баллов

«отлично»

Обучающийся свободно владеет учебным материалом; проявляет навыки анализа, обобщения, критического осмысления, публичной речи, аргументации, ведения дискуссии и полемики, критического восприятия информации; материал изложен грамотно, в определенной логической последовательности, точно

используется терминология; показано умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации; высказывать свою точку зрения.

71-85 баллов

«хорошо»

Ответ удовлетворяет в основном требованиям на оценку «отлично», но при этом имеет один из недостатков: в усвоении учебного материала допущены небольшие пробелы, не исказившие содержание ответа; допущены один – два недочета в формировании навыков публичной речи, аргументации, ведения дискуссии и полемики, критического восприятия информации.
56-70 баллов

«удовлетво-рительно»

Неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения материала; имелись затруднения или допущены ошибки в определении понятий, использовании терминологии, исправленные после нескольких наводящих вопросов. Обучающийся не может применить теорию в новой ситуации.
0-55  баллов

«неудовлетворительно»

Не раскрыто основное содержание учебного материала; обнаружено незнание или непонимание большей или наиболее важной части учебного материала; допущены ошибки в определении понятий, при использовании терминологии, которые не исправлены после
 
нескольких наводящих вопросов; не сформированы умения и навыки публичной речи, аргументации, ведения дискуссии и полемики, критического восприятия информации.
 
Баллы

для учета в рейтинге (оценка)

Степень удовлетворения критериям
Перечень заданий для контрольной работы

Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерные критерии оценивания:

– полнота раскрытия темы;

– правильность формулировки и использования понятий и категорий;

– правильность выполнения заданий/ решения задач;

– аккуратность оформления работы и др.

Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерная шкала оценивания:

Критерии оценивания контрольной работы для контрольной работы

(обязательно для дисциплин, где по УП предусмотрена контрольная работа)

86-100 баллов

«отлично»

Полное раскрытие темы, указание точных названий и определений, правильная формулировка понятий и категорий, приведены все необходимые формулы, соответствующая статистика и т.п., все задания выполнены верно (все задачи решены правильно), работа выполнена аккуратно, без помарок.
71-85  баллов

«хорошо»

Недостаточно полное раскрытие темы, одна-две несущественные ошибки в определении понятий и категорий, в формулах, статистических данных и т. п., кардинально не меняющие суть изложения, наличие незначительного количества грамматических и стилистических ошибок, одна-две несущественные погрешности при выполнении заданий или в решениях задач. Работа выполнена аккуратно.
56-70  баллов

«удовлетво-рительно»

Ответ отражает лишь общее направление изложения лекционного материала, наличие более двух несущественных или одной-двух существенных ошибок в определении понятий и категорий, формулах, статистических данных и т. п.; большое количество грамматических и стилистических ошибок, одна-две существенные ошибки при выполнении заданий или в решениях задач. Работа выполнена небрежно.
0-55  баллов

«неудовлетворительно»

Обучающийся демонстрирует слабое понимание программного материала. Тема не раскрыта, более двух существенных ошибок в определении понятий и категорий, в формулах, статистических данных, при выполнении заданий или в решениях задач, наличие грамматических и стилистических ошибок и др.
 
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерные критерии оценивания:

– правильность выполнения задания на практическую/лабораторную работу в соответствии с вариантом;

– степень усвоения теоретического материала по теме практической /лабораторной работы;

– способность продемонстрировать преподавателю навыки работы в инструментальной программной среде, а также применить их к решению типовых задач, отличных от варианта задания;

– качество подготовки отчета по практической / лабораторной работе;

– правильность и полнота ответов на вопросы преподавателя при защите работы

и др.

Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерная шкала оценивания практических занятий (лабораторных работ):

Критерии оценивания контрольной работы для практических (лабораторных) работ

Баллы

для учета в рейтинге (оценка)

Степень удовлетворения критериям
86-100 баллов

«отлично»

Выполнены все задания практической (лабораторной) работы, обучающийся четко и без ошибок ответил на все контрольные вопросы.
71-85  баллов

«хорошо»

Выполнены все задания практической (лабораторной) работы; обучающийся ответил на все контрольные вопросы с замечаниями.
56-70  баллов

«удовлетво-рительно»

Выполнены все задания практической (лабораторной) работы с замечаниями; обучающийся ответил на все контрольные вопросы с замечаниями.
0-55  баллов

«неудовлетворительно»

Обучающийся не выполнил или выполнил неправильно задания практической (лабораторной) работы; обучающийся ответил на контрольные вопросы с ошибками или не
 
ответил на контрольные вопросы.
 
Комплект заданий

Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерные критерии оценивания:

В качестве критериев могут быть выбраны, например:

– соответствие срока сдачи работы установленному преподавателем;

– соответствие содержания и оформления работы предъявленным требованиям;

– способность выполнять вычисления;

– умение использовать полученные ранее знания и навыки для решения конкретных задач;

– умение отвечать на вопросы, делать выводы, пользоваться профессиональной и общей лексикой;

– обоснованность решения и соответствие методике (алгоритму) расчетов;

Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерная шкала оценивания:

Критерии оценивания контрольной работы для выполнения

расчетно-графической работы,  работы на тренажере

Баллы

для учета в рейтинге (оценка)

Степень удовлетворения критериям
86-100 баллов

«отлично»

Все материалы, расчеты, построения оформлены согласно требованиям и демонстрируют высокий уровень освоения теоретического материала, способность составлять и реализовать алгоритм решения по исходным данным. Вычисления выполнены четко, ответы на вопросы, выводы к работе отражают точку зрения обучающегося на решаемую проблему. Все материалы представлены в установленный срок, не требуют дополнительного времени на завершение. 
71-85  баллов

«хорошо»

Все материалы, расчеты, построения оформлены согласно требованиям и демонстрируют достаточно высокий уровень освоения теоретического материала, способность составлять и реализовать алгоритм решения по исходным данным. В работе присутствуют несущественные ошибки при вычислениях и построении чертежей, не влияющие на общий результат работы, при грамотном ответе на большинство поставленных вопросов. Все материалы представлены в установленный срок, не требуют дополнительного времени на завершение. 
56-70  баллов

«удовлетво-рительно»

Материалы, расчеты, построения оформлены с ошибками, не в полном объеме, демонстрируют наличие пробелов в освоении теоретического материала, низкий уровень способности составлять и реализовать алгоритм решения по исходным данным. В работе присутствуют ошибки, которые не оказывают существенного влияния на окончательный результат. Работа оформлена неаккуратно, представлена с задержкой и требует дополнительного времени на завершение.
0-55  баллов

«неудовлетворительно»

Демонстрирует низкий/ниже среднего уровень освоения теоретического материала, неспособность составлять и реализовать алгоритм решения по исходным данным. Многие требования, предъявляемые к заданию, не выполнены. Обучающийся не может ответить на замечания преподавателя, не владеет материалом работы, не в состоянии дать объяснения выводам и теоретическим положениям данной работы. Оформление работы не соответствует требованиям.
 
Баллы

для учета в рейтинге (оценка)

Степень удовлетворения критериям
Материалы тестовых заданий

Материалы тестовых заданий следует сгруппировать по темам/разделам изучаемой дисциплины (модуля) в следующем виде:

Тема (темы) / Раздел дисциплины (модуля)

Тестовые задания по данной теме (темам)/Разделу с указанием правильных ответов.

Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерные критерии оценивания:

- отношение правильно выполненных заданий к общему их количеству

Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерная шкала оценивания:

Критерии оценивания контрольной работы тестовых заданий

 
86-100 баллов «отлично»

Выполнено 86-100% заданий
71-85  баллов «хорошо»

Выполнено 71-85% заданий 
56-70  баллов «удовлетво-рительно»

Выполнено 56-70% заданий
0-55  баллов «неудовлетворительно»

Выполнено 0-56% заданий
 
Баллы

для учета в рейтинге (оценка)

Степень удовлетворения критериям
86-100 баллов «отлично»

Демонстрирует очень высокий/высокий уровень знаний, умений, навыков в соответствии с критериями оценивания. Все требования, предъявляемые к заданию, выполнены.
71-85  баллов «хорошо»

Демонстрирует достаточно высокий/выше среднего уровень знаний, умений, навыков в соответствии с критериями оценивания. Все требования, предъявляемые к заданию, выполнены.
56-70  баллов «удовлетво-рительно»

Демонстрирует средний уровень знаний, умений, навыков в соответствии с критериями оценивания. Большинство требований, предъявляемых к заданию, выполнены.
0-55  баллов «неудовлетворительно»

Демонстрирует низкий/ниже среднего уровень знаний, умений, навыков в соответствии с критериями оценивания. Многие требования, предъявляемые к заданию, не выполнены. Нет ответа. Не было попытки решить задачу.
Задачи репродуктивного уровня  

Задачи реконструктивного уровня

Задачи творческого уровня

Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерные критерии оценивания:

– полнота знаний теоретического контролируемого материала;

– полнота знаний практического контролируемого материала, демонстрация умений и навыков решения типовых задач, выполнения типовых заданий/упражнений/казусов;

– умение самостоятельно решать проблему/задачу на основе изученных методов, приемов, технологий;

– умение ясно, четко, логично и грамотно излагать собственные размышления, делать умозаключения и выводы;

– полнота и правильность выполнения задания.

Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерная шкала оценивания:

Критерии оценивания контрольной работы разноуровневых задач (заданий)

 
Баллы

для учета в рейтинге (оценка)

Степень удовлетворения критериям
86-100 баллов «отлично»

Содержание работы в целом соответствует теме задания. Продемонстрировано знание фактического материала, отсутствуют ошибки. Продемонстрировано уверенное владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (уместность употребления, аббревиатуры, толкование и т.д.), отсутствуют ошибки в употреблении терминов.

Перечень тем эссе/докладов/рефератов/сообщений и т.п.

Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерные критерии оценивания:

– полнота раскрытия темы;

– степень владения понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины;

– знание фактического материала, отсутствие фактических ошибок;

– умение логически выстроить материал ответа;

– умение аргументировать предложенные подходы и решения, сделанные выводы;

– степень самостоятельности, грамотности, оригинальности в представлении материала (стилистические обороты, манера изложения, словарный запас, отсутствие или наличие грамматических ошибок);

– выполнение требований к оформлению работы.

Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся).

Примерная шкала оценивания письменных работ:

Критерии оценивания контрольной работы темы эссе

(рефератов, докладов, сообщений)

 
Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.

Ответ четко структурирован и выстроен в заданной логике. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа укладывается в заданные рамки при сохранении смысла.

Продемонстрировано умение аргументировано излагать собственную точку зрения. Видно уверенное владение освоенным материалом, изложение сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.

Высокая степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала: стилистические обороты, манера изложения, словарный запас. Отсутствуют стилистические и орфографические ошибки в тексте.

Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.

71-85  баллов «хорошо»

Содержание ответа в целом соответствует теме задания. Продемонстрировано знание фактического материала, встречаются несущественные фактические ошибки.

Продемонстрировано владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (уместность употребления, аббревиатуры, толкование и т.д.), отсутствуют ошибки в употреблении терминов.

Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.

Ответ в достаточной степени структурирован и выстроен в заданной логике без нарушений общего смысла. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа незначительно превышает заданные рамки при сохранении смысла.

Продемонстрировано умение аргументированно излагать собственную точку зрения, но аргументация не всегда убедительна. Изложение лишь отчасти сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.

Достаточная степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала. Встречаются мелкие и не искажающие смысла ошибки в стилистике, стилистические штампы. Есть 1–2 орфографические ошибки.

Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.

56-70  баллов  «удовлетво-рительно»

Содержание работы в целом соответствует теме задания. Продемонстрировано удовлетворительное знание фактического материала, есть фактические ошибки (25– 30%).

Продемонстрировано достаточное владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины, есть ошибки в употреблении и трактовке терминов, расшифровке аббревиатур.

Ошибки в использовании категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.

Ответ плохо структурирован, нарушена заданная логика. Части ответа логически разорваны, нет связок между ними. Ошибки в представлении логической структуры проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа в существенной степени (на 25–30%) отклоняется от заданных рамок.

Нет собственной точки зрения либо она слабо аргументирована. Примеры, приведенные в ответе в качестве практических иллюстраций, в малой степени соответствуют изложенным теоретическим аспектам.

Текст работы примерно наполовину представляет собой стандартные обороты и фразы из учебника/лекций. Обилие ошибок в стилистике, много стилистических штампов. Есть 3–5 орфографических ошибок.

Работа выполнена не очень аккуратно, встречаются помарки и исправления.

0-55  баллов  «неудовлетворительно»

Содержание ответа не соответствует теме задания или соответствует ему в очень малой степени.

Продемонстрировано крайне слабое владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (неуместность употребления, неверные аббревиатуры, искаженное толкование и т.д.), присутствуют многочисленные ошибки в употреблении терминов.

Продемонстрировано крайне низкое (отрывочное) знание фактического материала, много фактических ошибок – практически все факты (данные) либо искажены, либо неверны.

Ответ представляет собой сплошной текст без структурирования, нарушена заданная логика. Части ответа не взаимосвязаны логически. Нарушена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа более чем в 2 раза меньше или превышает заданный. Показаны неверные ассоциативные взаимосвязи категорий и терминов дисциплины.

Отсутствует аргументация изложенной точки зрения, нет собственной позиции. Отсутствуют примеры из практики либо они неадекватны.

Текст ответа представляет полную кальку текста учебника/лекций. Стилистические ошибки приводят к существенному искажению смысла. Большое число орфографических ошибок в тексте (более 10 на страницу).

Работа выполнена неаккуратно, с обилием помарок и исправлений. В работе один абзац и больше позаимствован из какого-либо источника без ссылки на него.

 
Критерии оценивания контрольной работы участия обучающегося в активных формах обучения (доклады, выступления на семинарах, практических занятиях и пр.):

Баллы

для учета в рейтинге (оценка)

Степень удовлетворения критериям
 
86-100 баллов «отлично»

Полное раскрытие вопроса; указание точных названий и определений; правильная формулировка понятий и категорий; самостоятельность ответа, умение вводить и использовать собственные классификации и квалификации, анализировать и делать собственные выводы по рассматриваемой теме; использование дополнительной литературы и иных материалов и др.
71-85  баллов «хорошо»

Недостаточно полное, по мнению преподавателя, раскрытие темы; несущественные ошибки в определении понятий, категорий и т.п., кардинально не меняющих суть изложения; использование устаревшей учебной литературы и других источников
56-70  баллов «удовлетво-рительно»

Отражение лишь общего направления изложения лекционного материала и материала современных учебников; наличие достаточного количества несущественных или одной - двух существенных ошибок в определении понятий и категорий и т. п.; использование устаревшей учебной литературы и других источников; неспособность осветить проблематику учебной дисциплины и др.
0-55  баллов «неудовлетворительно»

Темы не раскрыта; большое количество существенных ошибок; отсутствие умений и навыков, обозначенных выше в качестве критериев выставления положительных оценок и др.
 
Задание (я):

Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерные критерии оценивания:

- соответствие решения сформулированным в кейсе вопросам (адекватность проблеме и рынку);

- оригинальность подхода (новаторство, креативность);

- применимость решения на практике;

- глубина проработки проблемы (обоснованность решения, наличие альтернативных вариантов, прогнозирование возможных проблем, комплексность решения).

Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерная шкала оценивания:

Критерии оценивания контрольной работы кейс-задач

Баллы

для учета в рейтинге (оценка)

Степень удовлетворения критериям
86-100 баллов «отлично»

Предложенное решение соответствует поставленной в кейс-задаче проблеме. Обучающийся применяет оригинальный подход к решению поставленной проблемы, демонстрирует высокий уровень теоретических знаний, анализ соответствующих источников. Формулировки кратки, ясны и точны. Ожидаемые результаты применения предложенного решения конкретны, измеримы и обоснованы.
71-85 баллов «хорошо»

Предложенное решение соответствует поставленной в кейс-задаче проблеме. Обучающийся применяет в основном традиционный подход с элементами новаторства, частично подкрепленный анализом соответствующих источников, демонстрирует хороший уровень теоретических знаний. Формулировки недостаточно кратки, ясны и точны. Ожидаемые результаты применения предложенного решения требуют исправления незначительных ошибок.
56-70  баллов «удовлетво-рительно»

Демонстрирует средний уровень знаний, умений, навыков в соответствии с критериями оценивания. Предложенное решение требует дополнительной конкретизации и обоснования, в целом соответствует  поставленной в задаче проблеме. При решении поставленной проблемы обучающийся применяет традиционный подход, демонстрирует твердые знания по поставленной проблеме. Предложенное решение содержит ошибки, уверенно исправленные после наводящих вопросов.
0-55  баллов «неудовлетворительно»

Наличие грубых ошибок в решении ситуации, непонимание сущности рассматриваемой проблемы, неуверенность и неточность ответов после наводящих вопросов. Предложенное решение не обосновано и не применимо на практике
 
Тема (проблема)

Концепция игры

Роли:

Задания (вопросы, проблемные ситуации и др.)

Ожидаемый (е) результат(ы)

Критерии оценивания контрольной работы для деловой (ролевой) игры

 
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерные критерии оценивания:

­ качество усвоения информации;

­ выступление;

­ содержание вопроса;

­ качество ответов на вопросы;

­ значимость дополнений, возражений, предложений;

­ уровень делового сотрудничества;

­ соблюдение правил деловой игры;

­ соблюдение регламента;

­ активность;

­ правильное применение профессиональной лексики.

Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерная шкала оценивания:

Баллы

для учета в рейтинге (оценка)

Степень удовлетворения критериям
86-100 баллов «отлично»

Участник деловой игры продемонстрировал понимание сути поставленной проблемы; теоретические положения изложены с использованием профессиональной лексики; ответы и выступления четкие и краткие, логически последовательные; активное участие в деловой игре.
71-85 баллов «хорошо»

Участник деловой игры продемонстрировал понимание сути поставленной проблемы; теоретические положения изложены с использованием профессиональной лексики с незначительными ошибками; ответы и выступления в основном краткие, но не всегда четкие и логически последовательные; участие в деловой игре.
56-70  баллов «удовлетво-рительно»

Участник деловой игры продемонстрировал понимание сути поставленной проблемы; теоретические положения изложены со слабым использованием профессиональной лексики; ответы и выступления многословные, нечеткие и без должной логической последовательности; пассивное участие в деловой игре.
0-55  баллов «неудовлетворительно»

Участник деловой игры продемонстрировал затруднения в понимании сути поставленной проблемы; отсутствие необходимых знаний и умений для решения проблемы; затруднения в построении самостоятельных высказываний; обучающийся практически не принимает участия в игре.
 
Баллы

для учета в рейтинге (оценка)

Степень удовлетворения критериям
86-100 баллов «отлично»

Работа демонстрирует точное понимание задания. Все материалы имеют непосредственное отношение к теме; источники цитируются правильно. Результаты работы представлены четко и логично, информация точна и отредактирована. Работа отличается яркой индивидуальностью и выражает точку зрения обучающегося.
71-85  баллов «хорошо»

Помимо материалов, имеющих непосредственное отношение к теме, включаются некоторые материалы, не имеющие отношение к ней; используется ограниченное количество источников. Не вся информация взята из достоверных источников; часть информации неточна или не имеет прямого отношения к теме. Недостаточно выражена собственная позиция и оценка информации. 
56-70  баллов «удовлетво-рительно»

Часть материалов не имеет непосредственного отношения к теме, используется 2-3 источника. Делается слабая попытка проанализировать информацию. Материал логически не выстроен и подан внешне непривлекательно, не дается четкого ответа на поставленные вопросы. Нет критического взгляда на проблему.
0-55  баллов «неудовлетворительно»

Больше половины материалов не имеет непосредственного отношения к теме, используется один источник. Не делается попытка проанализировать информацию. Материал логически не выстроен и подан внешне непривлекательно, не дается ответа на поставленные вопросы.
Групповые творческие задания (проекты):

Индивидуальные творческие задания (проекты):

Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерные критерии оценивания:

- актуальность темы;

- соответствие содержания работы выбранной тематике;

- соответствие содержания и оформления работы установленным требованиям;

- обоснованность результатов и выводов, оригинальность идеи;

- новизна полученных данных;

- личный вклад обучающихся;

- возможности практического использования полученных данных.

Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерная шкала оценивания:

Критерии оценивания контрольной работы для тем групповых и/или индивидуальных творческих заданий/проектов

 
ИЗМЕНЕНИЯ И ДОПОЛНЕНИЯ
Ведомость изменений

п/п

Вид обновлений
Содержание изменений, вносимых в ОПОП
Обснование изменений
1
2
3
4
5
6