учреждение высшего образования
«Бурятская государственная сельскохозяйственная академия имени В.Р. Филиппова»
Экономический факультет
Социально-гуманитарные науки, реклама и туризм
Направленность (профиль) Реклама и связи с общественностью в АПК
в учебном плане
является дисциплиной обязательной для изучения
Семестр 1
Зав. кафедрой Барлукова О.Д.
п/п
на заседании кафедры
Заведующий кафедрой
Барлукова О.Д.
(представитель работодателя)
Задачи: формирование системы знаний и практических навыков по основам культурологии;
развитие знаний, умений, навыков методов работы в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия
УК-5: Способен воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах;
ИД-2 Не знает этапы развития в контексте мировой истории и ряда культурных традиций мира включая мировые религии, основные категории культурологии
ИД-2 Знает частично этапы развития в контексте мировой истории и ряда культурных традиций мира включая мировые религии, основные категории культурологии.
ИД-2 Знает этапы развития в контексте мировой истории и ряда культурных традиций мира включая мировые религии, основные категории культурологии, но допускает ошибки.
ИД-2 Знает в совершенстве этапы развития в контексте мировой истории и ряда культурных традиций мира включая мировые религии, основные категории культурологии.
ИД-2 Не умеет демонстрировать уважительное отношение социокультурным традициям различных социальных групп, с терпимостью относиться к этническим, конфессиональным и культурным различиям
ИД-2 Умеет частично демонстрировать уважительное отношение социокультурным традициям различных социальных групп, с терпимостью относиться к этническим, конфессиональным и культурным различиям
ИД-2 Умеет демонстрировать уважительное отношение социокультурным традициям различных социальных групп, с терпимостью относиться к этническим, конфессиональным и культурным различиям, но совершает ошибки
ИД-2 Умеет в совершенстве демонстрировать уважительное отношение социокультурным традициям различных социальных групп, с терпимостью относиться к этническим, конфессиональным и культурным различиям
ИД-2Не владеет способностью осуществлять авторскую деятельность, навыками межкультурного взаимодействия
ИД-2 Владеет частично способностью осуществлять авторскую деятельность и навыками межкультурного взаимодействия
ИД-2 Владеет способностью осуществлять авторскую деятельность, навыками межкультурного взаимодействия, но допускает ошибки
ИД-2 Владеет в совершенстве способностью осуществлять авторскую деятельность, навыками межкультурного взаимодействия
форма текущего контроля успеваемости)
работ
Культурология : методические рекомендации к самостоятельной работе обучающихся по направлению подготовки подготовки 42.03.01 «Реклама и связи с общественностью» / М-во сел. хоз-ва РФ, Бурятская ГСХА им. В. Р. Филиппова ; сост.: М. В. Анахина, Т. В. Иванова. - Улан-Удэ : ФГБОУ ВО БГСХА, 2020. - 56 с. - URL: http://bgsha.ru/art.php?i=3047. - Загл. с титул. экрана. - Б. ц. - Текст : электронный.
Microsoft OfficeProPlus 2016 RUS OLP NL Acdmc. Договор № ПП-61/2015 г. О поставке программных продуктов от 9 декабря 2015 года
Microsoft Windows Vista Business Russian Upgrade Academic OPEN No Level Государственный контракт № 25 от 1 апреля 2008 года
http://www.garant.ru/
- использование специализированных (адаптированных) рабочих программ дисциплин (модулей) и методов обучения и воспитания, включая наличие альтернативной версии официального сайта организации в сети «Интернет» для слабовидящих;
- использование специальных учебников, учебных пособий и других учебно-методических материалов, включая альтернативные форматы печатных материалов (крупный шрифт или аудиофайлы);
- использование специальных технических средств обучения (мультимедийное оборудование, оргтехника и иные средства) коллективного и индивидуального пользования, включая установку
мониторов с возможностью трансляции субтитров, обеспечение надлежащими звуковыми
воспроизведениями информации;
- предоставление услуг ассистента (при необходимости), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь или услуги сурдопереводчиков / тифлосурдопереводчиков;
- проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий для разъяснения отдельных вопросов изучаемой дисциплины (модуля);
- проведение процедуры оценивания результатов обучения возможно с учетом особенностей нозологий (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, в форме тестирования и т.п.) при использовании доступной формы предоставления заданий оценочных средств и ответов на задания (в печатной форме увеличенным шрифтом, в форме аудиозаписи, в форме электронного документа, задания зачитываются ассистентом, задания предоставляются с использованием сурдоперевода) с
использованием дополнительного времени для подготовки ответа;
- обеспечение беспрепятственного доступа обучающимся в учебные помещения, туалетные и другие помещения организации, а также пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов и других приспособлений);
- обеспечение сочетания онлайн и офлайн технологий, а также индивидуальных и коллективных форм работы в учебном процессе, осуществляемом с использованием дистанционных образовательных технологий;
- и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение ОПОП ВО.
В целях реализации ОПОП ВО в академии оборудована безбарьерная среда, учитывающая потребности лиц с нарушением зрения, с нарушениями слуха, с нарушениями опорно-двигательного
аппарата. Территория соответствует условиям беспрепятственного, безопасного и удобного передвижения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Вход в учебный корпус
оборудован пандусами, стекла входных дверей обозначены специальными знаками для слабовидящих, используется система Брайля. Сотрудники охраны знают порядок действий при прибытии в академию лица с ограниченными возможностями. В академии создана толерантная социокультурная среда, осуществляется необходимое сопровождение образовательного процесса,
при необходимости предоставляется волонтерская помощь обучающимся инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья.
2. Оценочные материалы является составной частью нормативно-методического обеспечения системы оценки качества освоения обучающимися указанной дисциплины (модуля).
3. При помощи оценочных материалов осуществляется контроль и управление процессом формирования обучающимися компетенций, из числа предусмотренных ФГОС ВО в качестве результатов освоения дисциплины (модуля).
4. Оценочные материалы по дисциплине (модулю) включают в себя:
- оценочные средства, применяемые при промежуточной аттестации по итогам изучения дисциплины (модуля).
- оценочные средства, применяемые в рамках индивидуализации выполнения, контроля фиксированных видов ВАРО;
- оценочные средства, применяемые для текущего контроля;
5. Разработчиками оценочных материалов по дисциплине (модулю) являются преподаватели кафедры, обеспечивающей изучение
Комплект контрольных вопросов для проведения устных опросов.
Перечень дискуссионных вопросов.
Комплект тестовых заданий.
Кейс-задачи.
Темы эссе.
Культурология
2) охватывает все разделы дисциплины
1. Культурология как гуманитарная наука. Предмет, структура и состав современного культурологического знания (УК-5)
2. Культура как предмет изучения (УК-5)
3. Функции культуры (УК-5)
4. Понятие «цивилизация» в культурологии (УК-5)
5. Типология цивилизации (УК-5)
6. Специализированный и обыденный уровни культуры (УК-5)
7. Институты культуры (мифология, религия, наука, искусство) (УК-5)
8. Материальная и духовная культура (УК-5)
9. Субкультура и контркультура (УК-5)
10. Человек как субъект культуры. Инкультурация и социализация (УК-5)
11. Культурные ценности и нормы (УК-5)
12. Культурная самоидентичность (УК-5)
13. Межкультурная коммуникация (УК-5)
14. Язык как специфический знаковый способ фиксации, хранения, переработки и трансляции культурной информации (УК-5)
15. Сущность и виды знаков, их типология (УК-5)
16. Понятие динамики культуры (УК-5)
18. Источники и факторы социокультурных изменений (УК-5)
19. Циклическая модель социокультурных динамических процессов (УК-5)
20. Волновые модели социокультурной динамики (УК-5)
21. Культура как синергетическая система (УК-5 ПКС -2)
22. Культурная модернизация, ее основные факторы (УК-5)
23. Типологизация как научный метод исследования культуры. Историческая
типология культур (УК-5, ПКС 2)
24. Элитарная и массовая культура, их роль в современной культуре (УК-5)
25. Культура античного мира: истоки, временные рамки, предпосылки возникновения античной цивилизации и культуры (УК-5)
26. Европейское средневековье: культурный упадок или расцвет (УК-5)
27. Эпоха Возрождения, ее культурно-исторические предпосылки и особенности (УК-5)
28. Культура Нового времени, особенности ее становления (УК-5)
29. Социально-экономические, политические и духовные предпосылки формирования русской культуры (УК-5)
30. Православие и русская православная церковь в истории отечественной культуры (УК-5).
31. XIX века как особой социокультурной реальности (УК-5).
32. «Серебряный век» русской поэзии и искусства (УК-5).
33. Постмодернизм как феномен культуры (УК-5).
34. Тенденции культурной универсализации в мировом современном процессе и идея диалога культур (УК-5).
Комплект заданий для самостоятельной работы обучающихся
Тема 1. Культурология в системе научного знания. Культура как предмет изучения
1. Науки о культуре. Культура как предмет междисциплинарного анализа.
2. Культурология как интегральное выражение гуманитарного знания
3. История становления и развития понятия «культура»
4. Разнообразие дефиниций культуры как отражение сложности и многозначности самого феномена
5. Классификация А. Кребера и К. Клакхона
6. Современные научные представления о культуре
Тема 2. Культура и цивилизация
1. Многозначность понятия «цивилизация»
2. Понятия «культуры» и «цивилизации» в истории философского анализа культуры.
3. Кочевая цивилизация: миф или реальность.
4. Восток – Запад: противостояние или диалог культур?
Тема 3. Морфология культуры
1. Массовая и элитарная культура.
2. Ядро и периферия культуры
3. Институты культуры. Мифология. Религия. Наука. Искусство
4. Мировая и национальная культура.
5. Субкультура и контркультура. Молодежная субкультура
Тема 4. Межкультурная коммуникация
1. Проблема культурной идентификации
2. Культурные ценности и нормы
3. Культурная самоидентичность. Типы и формы идентичности
4. Уровни взаимодействия культур
5. Механизмы взаимодействия культур: прибавление, усложнение, обеднения, эрозия
6. Современные тенденции межкультурного взаимодействия
Тема 5. Язык и символы культуры
1. Культура как мир знаков и значений, «символическая Вселенная» (Э. Кассирер)
2. Сущность и виды знаков
3. Типология знаковых систем культуры
4. Культурные коды в специализированных сферах культуры
5. Социальные функции языка
Тема 6. Динамика культуры
1. «Осевое время» в истории культуры: К. Ясперс
2. Концепция длинных экономических волн Н. Д. Кондратьева
3. Макроисторические процессы социокультурных циклов смены основных типов культур в динамической модели П. Сорокина
4. Социокультурная динамика А. Моля
5. Культура как синергетическая система
6. Сравнительные теории модернизации (М. Вебер, С. Хантингтон и др.)
7. Вопросы динамики и типологии культуры в концепции О. Шпенглера.
Тема 7. Типология культуры. Культурно-исторические эпохи
1. Типология культуры как учение о ее распределении во времени и пространстве, а также в социально-функциональном поле человеческой деятельности
2. Типологизация как научный метод исследования культуры
3. Критерии и основания для типологической классификации культуры
4. Идеальные культурные типы по М. Веберу
5. Религиозный критерий: христианский, мусульманский, конфуцианско-даосистский, индо-буддистский типы
6. Историческая типология культур
7. Религиозно-философские системы Древней Индии.
8. Ритуал, этика и церемонии в Древнем Китае.
9. Культура античного мира
10. Истоки, временные рамки, предпосылки возникновения античной цивилизации и культуры
11. Возникновение христианства
12. Европейское средневековье: культурный упадок или расцвет
13. Периодизация средневековья
14. Христианство - стержень средневековой культуры
15. Культурно-исторические предпосылки Возрождения
16. Ренессансный гуманизм
17. «Северное Возрождение»
18. Реформация, ее культурно-историческое значение
19. Культура Нового времени. Особенности становления европейской культуры Нового времени
20. Западноевропейская культура «века Просвещения».
21. Западноевропейская культура ХIХ. Прогресс науки и техники.
Тема 8. Место и роль России в мировой культуре
1. Россия: проблема цивилизационной идентичности («западники», «славянофилы», «евразийцы»).
2. Русская культура как особый тип цивилизации.
3. Славянское язычество и его следы в современной русской культуре.
4. Культурное и историческое значение крещения Руси.
5. «Золотой век» русской культуры.
6. «Серебряный век». Кризис «классической модели» культуры.
Тема 9. Основные тенденции развития современной культуры. Постмодернизм как феномен культуры
1. Особенности постмодернизма в культуре и искусстве.
2. Культура и глобальные проблКомплект контрольных вопросов для проведения устных опросов
Тема 1. Культурология в системе научного знания. Культура как предмет изучения
1. Особенности культурологического знания. Различные точки зрения на проблему предмета культурологии.
2. Культурология в системе научных знаний о культуре
3. Проблема метода в культурологических исследованиях
4. Понятие и многообразие подходов к определению культуры.
5. Сущность культуры.
6. Функции культуры.
Тема 2. Культура и цивилизация
1. Возникновение и содержание терминов «культура» и «цивилизация», причины многозначности данного понятия. Возможные типы соотношений.
2. Становление цивилизационной теории:
а) представление о цивилизации как стадии в развитии человеческого общества (Л. Морган)
б) О. Шпенглер о цивилизации как нисходящей стадии развития культуры.
в) теория локальных цивилизаций А. Тойнби.
3. Проблема типологизации цивилизаций.
Тема 3. Морфология культуры
1. Материальная и духовная культура.
2. Обыденная и специализированная культура.
3. Субкультура и контркультура.
4. Массовая и элитарная культура.
5. Отрасли культуры.
Тема 4. Человек в природном и культурном пространстве. Межкультурная коммуникация.
1. Человек как субъект культуры. Культура как смысловой мир человека.
2. Инкультурация и социализация.
3. Ценности и нормы.
4. Культурная самоидентичность.
Тема 5. Язык и символы культуры
1. Понятие языка культуры. Классификация языков: вербальные, невербальные, естественные, искусственные, вто¬ричные моделирующие системы.
2. Сущность и виды знаков. Семиотический анализ культуры.
3. Культура как текст. Герменевтика - теория и практика истолкования текстов.
4. Культурные коды.
Тема 6. Становление и развитие культуры: культурогенез, динамика культуры
1. Проблема культурогенеза.
2. Источники и факторы социокультурной динамики.
3. Модели социокультурной динамики: эволюционная и прогрессивная, цик¬лическая, волновая, синергетическая.
Тема 7. Типология культур. Историческая типология культур. Культурно-исторические эпохи.
1. Культура и культуры. Проблема типологии.
2. Сравнительная характеристика культур Запада и Востока
3. Первобытная культура
5. Культура средних веков и эпохи Возрождения
6. Культура Нового времени
Тема8. Место и роль России в мировой культуре
1. Формирование русского культурного архетипа: влияние географической и социальной среды.
2. Крещение Руси и роль православия в русской культуре.
3. Культурный взлет в России в XIX веке.
4. Культурологические концепции в России: «западничество», «славянофильство», «евразийство».
5. Культура советского периода и современная ситуация в российской культуре
Тема 9. Основные тенденции развития современной культуры.
1. Основные черты современной мировой культуры.
2. Модернизм
3. Постмодернизм
Перечень дискуссионных вопросов
Тема. Человек в природном и культурном пространстве
1. Природное в человеке.
2. Культурное в человеке.
3. Кто такой культурный человек?
Тема. Место и роль России в мировой культуре
1. Россия на пересечении «двух миров»: сотрудничество, взаимообогащение, проблема выбора.
2. Роль России в мировой культуре.
3. Перспективы будущего развития России.
Комплект тестовых заданий
Выберите один из возможных вариантов ответа:
1. Культурологическое знание …
а) дает понимание закономерностей культурных процессов и их перспектив (+);
б) направлено на изучение процессов генезиса различных этнических групп;
в) рассматривает процессы распределения рас по регионам и континентам;
г) дает представление о процессах взаимодействия больших социальных групп.
2. Как отрасль знания, выделившаяся из философии, культурология состоит из двух уровней: …
а) эмпирического и теоретического (+);
б) практического и функционального;
в) фактического и нормативного;
г) производственного и ценностного.
3. Как особый, свойственный человеческому обществу внегенетический «механизм» наследования культура рассматривается в рамках __________ подхода.
а) семиотического;
б) деятельностного (+);
в) аксиологического;
г) системного.
4.Термин и понятие "культура" как "возделывание, воспитание, образование, почитание" впервые встречается в языке:
а) древнееврейском;
б) арабском;
в) латинском(+);
г) древнегреческом.
5. Установите соответствие между аксиологической функцией культуры и ее характеристикой:
а) аксиологическая функция - формирование у человека вполне определенных ценностных потребностей и ориентации (+);
б) аксиологическая функция - концентрация социального опыта многих поколений людей;
в) аксиологическая функция - понимание человека как результата развития культуры;
г) аксиологическая функция - приспособление человека к окружающей среде, природным и историческим условиям его обитания;
д) ничего их перечисленного
6. Как соотносятся между собой культура и цивилизация?
а) цивилизация и культура – это одно и то же;
б) цивилизация – это определенный этап развития культуры(+);
в) культура и цивилизация – это абсолютно разные явления;
г) ничего их перечисленного.
7. Подберите понятие, характеризующее особенности производства духовных ценностей в современном обществе, рассчитанных на массовое потребление, то есть подчиненных ему как своей цели? В отличие от понятия, обозначающую культуру, ориентированную на избранную, интеллектуальную публику, данное понятие используется для обозначения культуры, распространяющей духовные и материальные ценности, ориентированные на массового потребителя с «усредненным» уровнем развития.
а) элитарная культура;
б) народная культура;
в) традиционная культура;
г) массовая культура(+).
8. Процесс инкультурации предполагает освоение …
б) норм политической лояльности;
в) социальных ролей (+);
г) ремесленных навыков.
9.Нравственные и эстетические представления, выработанные человеческой культурой и являющиеся критерием уровня ее развития, называются:
а) нормами;
б) оценками;
в) ценностями (+);
г) сужениями.
10. Как называется процесс сближения и взаимопроникновения культур?
а) эсхатология;
б) конвергенция(+);
в) преемственность;
г) типология.
11. Невербальные языки культуры преимущественно различаются …
а) стилем;
б) символикой;
в) семиотикой (+);
г) самобытностью.
12.Как называется теория и практика истолкования текстов?
а) фенология;
б) антропология;
в) герменевтика(+);
г) морфология культуры.
13. Культурогенез – это процесс …
а) постоянного самообновления культуры (+);
б) распространения культуры;
в) культурного взаимодействия;
г) появления новых феноменов культуры.
14.Какие процессы не относятся к культурогенезу?
а) заимствование внешних образцов одной культуры у другой;
б) генезис культурных форм и норм;
в) формирование новых культурных систем человеческих сообществ;
г) формирование межэтнических культурных общностей(+).
15. П. Сорокин выдвигает теорию «волнообразной динамики культур», чем ее суть?
а) согласно этой теории, все изменения, которые имеют место в культуре, происходят не постепенно, а «накатываются», как волны;
б) согласно этой теории, изменения в одном типе культуры, как волны, распространяются на все другие типы культур;
в) согласно этой теории, культуры движутся от идеационального типа к гармоническому, а иногда смешанному и дальше к чувственному типу. Через некоторое время происходит обратное движение через смешанный к идеациональному типу (+);
Г) ничего из перечисленного.
1. Особенности современной культуры.
2. Роль интернета в современной культуре.
3. Экологическая проблема современности.
4. Проблеме терроризма.
5. Современное искусство.
Кейс-задачи
По теме «Типология культуры»
Проанализируйте приведенные ниже тексты разных авторов. Запишите основные идеи и свое мнение.
1. Ницше Ф. Рождение трагедии из духа музыки // Ф. Ницше. Сочинения. Калининград, 2002. Поступательное движение искусства связано с двойственностью аполлонического и дионисического начал, подобным же образом, как рождение стоит в зависимости от двойственности полов, при непрестанной борьбе и лишь периодически наступающем примирении. Названия эти мы заимствуем у греков, разъясняющих тому, кто в силах уразуметь, глубокомысленные эзотерические учения свои в области воззрений на искусство не с помощью понятий, но в резко отчетливых образах мира Богов. С их двумя божествами искусств, Аполлоном и Дионисом, связано наше знание о той огромной противоположности в происхождении и целях, которую мы встречаем в греческом мире между искусством пластических образов - аполлоническим - и непластическим искусством музыки - искусством Диониса; эти два столь различных стремления действуют рядом одно с другим, чаще всего в открытом разговоре между собой и взаимно побуждая друг друга ко все новым и более мощным порождениям, дабы в них увековечить борьбу названных противоположностей, только повидимому соединенных общим словом «искусство». Чтобы уяснить себе оба эти стремления, представим их сначала как разъединенные художественные миры сновидения и опьянения, между каковыми физиологическими явлениями подмечается противоположность, соответствующая противоположности
2. Фрейд 3. Сознание и бессознательное // Введение в психоанализ. Лекции. М., 1989. Согласно первому коробящему утверждению психоанализа, психические процессы сами по себе бессознательны, сознательны лишь отдельные акты и стороны душевной жизни. Влечения, которые можно назвать сексуальными в узком и широком смыслах слова, играют невероятно большую, до сих пор непризнанную роль в возникновении нервных и психических заболеваний. Более того, эти же сексуальные влечения участвуют в создании высших культурных, художественных и социальных ценностей человеческого духа, и их вклад нельзя недооценивать. Мы считаем, что культура была создана под влиянием жизненной необходимости за счет удовлетворения влечений, и она по большей части постоянно воссоздается благодаря тому, что отдельная личность, вступая в человеческое общество, снова жертвует удовлетворением своих влечений в пользу общества. Среди этих влечений значительную роль играют сексуальные; при этом они сублимируются, т. е. отклоняются от своих сексуалышх целей и направляются на цели, социально более высокие, уже не сексуальные. Эта конструкция, однако, весьма неустойчива, сексуальные влечения подавляются с трудом, и каждому, кому предстоит включиться в создание культурных ценностей, грозит опасность, что его сексуальные влечения не допустят такого их применения. Общество не знает более страшной угрозы для своей культуры, чем высвобождение сексуальных влечений и их возврат к изначальным целям. Итак, общество не любит напоминаний об этом слабом месте в его основании, оно не заинтересовано в признании силы сексуальных влечений и в выяснении значения сексуальной жизни для каждого, больше того, из воспитательных соображений оно старается отвлечь внимание от всей этой области. Не будем больше употреблять слово «бессознательный» в систематическом смысле, дав прежнему обозначению лучшее, не допускающее неправильного толкования название. Вслед за Ницше и по примеру Г. Гродцека (1923) мы будем называть его в дальнейшем Оно. Это безличное местоимение кажется особенно подходящим для выражения основного характера этой области души, ее чуждости Я. Сверх-Я, Я и Оно - вот три царства, сферы, области, на которые мы разложим психический аппарат личности. Мы приближаемся к пониманию Оно при помощи сравнения, называя его хаосом, котлом, полным бурлящих возбуждений. Мы представляем себе, что у своего предела оно открыто соматическому, вбирая оттуда в себя инстинктивные потребности, которые находят в нем свое психическое выражение, но мы не можем сказать, в каком субстрате. Благодаря влечениям Оно наполняется энергией, но не имеет организации, не обнаруживает общей воли, а только стремление удовлетворить инстинктивные потребности при сохранении принципа удовольствия. Для процессов в Оно не существует логических законов мышления, прежде всего тезиса о противоречии. Противоположные импульсы существуют друг подле друга, не отменяя друг друга и не удаляясь друг от друга, в лучшем случае для разрядки энергии под давлением экономического принуждения объединяясь в компромиссные образования. В Оно нет ничего, что можно было бы отождествить с отрицанием, и мы с удивлением видим также исключение из известного философского положения, что пространство и время являются необходимыми формами наших психических актов. В Оно нет ничего, что соответствовало бы представлению о времени, никакого признания течения во времени. Импульсивные желания, которые никогда не переступают через Оно, а также впечатления, которые благодаря вытеснению опустились в Оно, виртуально бессмертны, спустя десятилетия они ведут себя так, словно возникли заново. Признать в них прошлое, суметь обесценить их и лишить заряда энергии можно только в том случае, если путем аналитической работы они станут осознаваемыми, и на этом в немалой степени основывается терапевтическое действие аналитического лечения. Само собой разумеется, Оно не знакомы никакие оценки, никакое добро и зло, никакая мораль. Экономический или, если хотите, количественный момент, тесно связанный с принципом удовольствия, управляет всеми процессами. Все эти инстинкты, требующие выхода, полагаем мы, находятся в Оно. Кажется даже, что энергия этих инстинктивных
3. Карл Густав Юнг. Коллективное бессознательное // Архетип и символ. М , 1991. Гипотеза о существовании коллективного бессознательного принадлежит к числу тех научных идей, которые поначалу остаются чуждыми публике, но затем быстро превращаются в хорошо ей известные и даже популярные. На первых порах понятие «бессознательного» использовалось для обозначения только таких состояний, которые характеризуются наличием вытесненных или забытых содержаний. Хотя у Фрейда бессознательное выступает - по крайней мере, метафорически - в качестве действующего субъекта, по сути, оно остается ничем иным, как местом скопления именно вытесненных содержаний; и только поэтому за ним признается практическое значение. Ясно, что с этой точки зрения бессознательное имеет исключительно «личностную природу», хотя, с другой стороны, уже Фрейд понимал архаико-мифологический характер бессознательного способа мышления. Конечно, поверхностный слой бессознательного является в известной степени личностным. Мы называем его личностным бессознательным. Однако этот слой покоится на другом, более глубоком, ведущем свое происхождение и приобретаемом уже не из личного опыта. Этот врожденный более глубокий слой и является так называемым «коллективным бессознательным». Я выбрал термин «коллективное», поскольку речь идет о бессознательном, имеющем не индивидуальную, а всеобщую природу, Это означает, что оно включает в себя, в противоположность личностной душе, содержания и образы поведения, которые являются повсюду и у всех индивидов
4. Сорокин П. А. Ценность как основа культуры // Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992. Всякая великая культура есть не просто конгломерат разнообразных явлений, сосуществующих, но никак друг с другом не связанных, а есть единство, или индивидуальность, все составные части которого пронизаны одним основополагающим принципом и выражают одну, и главную, ценность. Доминирующие черты изящных искусств и науки такой единой культуры, ее философии и религии, этики и права, ее основных форм социа1ьной, экономической и политической организации, большей части ее нравов и обычаев, ее образа жизни и мышления (менталитета) - все они пасвоему выражают ее основополагающий принцип, ее главную ценность. Именно ценность служит основой и фундаментом всякой культуры. По этой причине важнейшие составные части такой интегрированной культуры также чаще всего взаимозависимы: в случае изменения одной из них остальные неизбежно подвергаются схожей трансформации. Архитектура и скульптура средних веков были «Библией в камне». Литература также была насквозь пронизана религией и христианской верой. Живопись выражала те же библейские 1емы в линии и цвете. Музыка почти исключительно носила религиозный характер. Философия была практически идентична религии и теологии и концентрировалась вокруг той же основной ценности или принципа, каким являлся Бог. Наука была всего лишь прислужницей христианской религии. Этика и право представляли собой только дальнейшую разработку абсолютных заповедей христианства. Политическая организация в ее духовной и светской сферах была преимущественно теократической и базировалась на Boie и религии. Семья, как священный религиозный союз, выражала все ту же фундаментальную ценность. Даже организация экономики контролировалась религией, налагавшей запреты на многие формы экономических отношений, которые могли бы оказаться уместными и прибыльными, поощряя в то же время другие формы экономической деятельности, нецелесообразные с чисто утилитарной точки зрения. Господствующие нравы и обычаи, образ жизни, мышления подчеркивали свое единство с Богом как единственную и высшую цель, а также свое отрицательное или безразличное отношение к чувственному миру, его богатству, радостям и ценностям. Чувственный мир рассматривался только как временное «прибе96 жище человека», в котором христианин всего лишь странник, стремящийся достичь вечной обители Бога и ищущий путь, как сделать себя достойным того, чтобы войти туда. Короче говоря, интегрированная часть средневековой культуры была не конгломератом различных культурных реалий, явлений и ценностей, а единым целым, все части которого выражали один и тот же высший принцип объективной действительности и значимости: бесконечность, сверхчувственность, сверхразумность Бога, Бога вездесущего, всемогущего, всеведущего, абсолютно справедливого, прекрасного, создателя мира и человека. Такая унифицированная система культуры, основанная на принципе сверхчувственности и сверхразумности Бога, как единственной реальности и ценности, может быть названа идеациональной. Такая .же в основном сходная посылка, признающая сверхчувственность и сверхразумность Бога, хотя воспринимающая отдельные религиозные аспекты по-иному, лежала в основе интегрированной культуры Брахманской Индии, буддистской и даосистской культур, греческой культуры с VIII по конец VI века до нашей эры. Все они были преимущественно идеациональными. Закат средневековой культуры заключался именно в разрушении этой идеациональной системы культуры. Он начался в конце XII века, когда появился зародыш нового - совершенно отличного - основного принципа, заключавшегося в том, что объективная реальность и ее смысл чувственны. Только то, что мы видим, слышим, осязаем, ощущаем и воспринимаем через наши органы чувств, - реально и имеет смысл. Вне этой чувственной реальности или нет ничего, или есть что-либо такое, чего мы не можем прочувствовать, а это - эквивалент нереального, несуществующего. Как таковым им можно пренебречь. Таков был новый принцип, совершенно отличный от основного принципа идеациональной культуры. Этот медленно приобретающий вес новый принцип столкнулся с приходящим в упадок принципом идеациональной культуры, и их слияние в органичное целое создало совершенно новую культуру в XIII - XIV столетиях. Его основной посылкой было то, что объективная реальность частично сверхчувственна и частично чувственна, она охватывает сверхчувственный и сверхрациональный аспекты, плюс рациональный и, наконец, сенсорный аспекты, образуя собой единство этого бесконечного многообразия. Культурная система, воплощающая эту посылку, может быть названа идеалистической. Культура XIII-XIV столетий в Западной Европе, также как и греческая культура V - IV веков до нашей эры, были преимущественно идеалистическими, основанными на этой синтезирующей идее. Однако процесс на этом не закончился. Идеациональная
5. Й. Хейзинга. Homo ludens. М., 1992 Под игровым элементом культуры здесь не подразумевается, что игры занимают важное место среди различных форм жизнедеятельности культуры. Не имеем мы в виду и того, что культура происходит из игры в результате процесса эволюции - в том смысле, что то, что первоначально было игрой, впоследствии переходит в нечто, игрой уже не являющееся, и что теперь может быть названо культурой. Ниже будет развернуто следующее положение: культура возникает в форме игры, культура первоначально разыгрывается. И те виды деятельности, что прямо направлены на удовлетворение жизненных потребностей, как, например, охота, в архаическом обществе предпочитают находить себе игровую форму. Человеческое общежитие поднимается до супрабиологических форм, придающих ему высшую ценность, посредством игр. В этих играх общество выражает свое понимание жизни и мира. Стало быть, не следует понимать дело таким образом, что игра мало-помалу перерастает или вдруг преобразуется в культуру, но скорее так, что культуре в ее начальных фазах свойственно нечто игровое, что представляется в формах и атмосфере игры. В этом двуединстве культуры и игры игра является первичным, объективно воспринимаемым, конкретно определенным фактом, в то время как культура есть всего лишь характеристика, которую наше историческое суждение привязывает к данному случаю. Это воззрение перекликается с мыслями Фробениуса, который говорит в своей книге «История культуры Африки» о становлении культуры «как выросшей из естественного бытия игры». В поступательном движении культуры гипотетическое исходное соотношение игры и не-игры не остается неизменным. Игровой элемент в целом отступает по мере развития культуры на задний план. По большей части и в значительной мере он растворился, ассимилировался в сакральной сфере, кристаллизовался в учености и в поэзии, в правосознании, в формах политической жизни. При этом игровое качество в явлениях культуры уходило обычно из виду. Однако во все времена и всюду, в том числе и в формах высокоразвитой культуры, игровой инстинкт может вновь проявиться в полную силу, вовлекая как отдельную личность, так и массы в опьяняющий вихрь исполинской игры. Представляется очевидным, что взаимосвязь культуры и игры следует искать в высоких формах социальной игры, то есть там, где она бытует как упорядоченная деятельность группы, либо сообщества, либо двух противостоящих друг другу групп. С точки зрения культуры сольная игра для самого себя плодотворна лишь в малой степени. Ранее мы уже показали, что все основополагающие факторы игры, в том числе игры коллективной, уже существовали в жизни животных. Это поединок, демонстрация, вызов, похвальба, кичливость, притворство, ограничительные правила. Вдвойне удивительно при этом, что именно птицы, филогенетически столь далеко отстоящие от человеческого рода, имеют так много общего с человеком: тетерева исполняют танцы, вороны состязаются в полете, шалашники и другие птицы украшают свои гнезда, певчие птицы сочиняют мелодии. Состязание и представление, таким образом, не происходят из культуры как развлечение, а предшествуют культуре. 99 Коллективная игра носит по преимуществу антитетический (противоположный) характер. Она чаще всего разыгрывается «между» двумя сторонами. Однако это необязательно. Танец, шествие, представление могут быть начисто лишены антитетического характера. Антитетическое само по себе вовсе еще не должно означать состязательное, атональное (от греч. «agon» - спор) или агонистическое. Антифонное пение, два полухория, менуэт, партии или голоса музыкального представления, столь интересные для этнологов игры, когда противоборствующие партии стараются отнять друг у друга некий трофей, суть образчики антитетической игры, которая вовсе не обязана быть полностью атональной, хотя соревновательный элемент в ней зачастую присутствует. Нередки случаи, когда вид деятельности, означающий уже сам по себе замкнутую игру, например, исполнение драматической или музыкальной пьесы, п свою очередь, снова может стать предметом состязания, если его подготовка и исполнение оцениваются в рамках какого-нибудь конкурса, как это было с греческой драмой. Среди общих признаков игры мы уже отметили выше напряжение и непредсказуемость. Всегда стоит вопрос-, повезет ли, удастся ли выиграть? Даже в одиночной игре на ловкость, отгадывание или удачу (пасьянс, головоломка, кроссворд) соблюдается это условие. В антитетической игре атонального типа этот элемент напряжения, удачи, неуверенности, достигает крайней степени. Стремление выиграть приобретает такую страстность, которая грозит полностью свести на нет легкий и беспечный характер игры. Однако здесь выявляется еще одно важное различие. В чистой игре на удачу напряжение играющих передается зрителям лишь в малой степени. Азартные игры сами по себе суть примечательные культурные объекты, однако, с точки зрения культуросозидания их надо признать непродуктивными. В них нет прока для духа или для жизни. Иначе обстоит дело, когда игра требует сноровки, знания, ловкости, смелости или силы. По мере того как игра становится труднее, напряжение зрителей возрастает. Уже шахматы захватывают окружающих, хотя это занятие остается бесплодным в отношении культуры и, кроме того, не содержит в себе видимых признаков красоты. Когда игра порождает красоту, то ценность этой игры для культуры тотчас же становится очевидной. Однако, безусловно, необходимой для становления культуры подобная эстетическая ценность не является. С равным успехом в ранг культуры игру могут возвести физические, интеллектуальные, моральные или духовные ценности. Чем более игра способна повышать интенсивность жизни индивидуума 100 или группы, тем полнее растворяется она в культуре. Священный ритуал i праздничное состязание - вот две постоянно и повсюду возобновляющиеся формы, внутри которых культура вы растает как игра и в игре.
Оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему полное знание учебно-программного материала, успешное выполнение заданий, предусмотренных программой в типовой ситуации (с ограничением времени), усвоение материалов основной литературы, рекомендованной в программе, способность к самостоятельному пополнению и обновлению знаний в ходе дальнейшей работы над литературой и в профессиональной деятельности. При ответе на вопросы экзаменационного билета студентом допущены несущественные ошибки. Задача решена правильно или ее решение содержало несущественную ошибку, исправленную при наводящем вопросе экзаменатора.
Оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему знание основного учебно-программного материала в объеме, достаточном для дальнейшей учебы и предстоящей работы по специальности, знакомство с основной литературой, рекомендованной программой, умение выполнять задания, предусмотренные программой. При ответе на экзаменационные вопросы и при выполнении экзаменационных заданий обучающийся допускает погрешности, но обладает необходимыми знаниями для устранения ошибок под руководством преподавателя. Решение задачи содержит ошибку, исправленную при наводящем вопросе экзаменатора.
Оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий, слабые побуждения к самостоятельной работе над рекомендованной основной литературой. Оценка «неудовлетворительно» ставится обучающимся, которые не могут продолжить обучение или приступить к профессиональной деятельности по окончании академии без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине.
зачет /оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему полное знание учебно-программного материала, успешное выполнение заданий, предусмотренных программой в типовой ситуации (с ограничением времени), усвоение материалов основной литературы, рекомендованной в программе, способность к самостоятельному пополнению и обновлению знаний в ходе дальнейшей работы над литературой и в профессиональной деятельности.
зачет /оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему знание основного учебно-программного материала в объеме, достаточном для дальнейшей учебы и предстоящей работы по специальности, знакомство с основной литературой, рекомендованной программой, умение выполнять задания, предусмотренные программой.
незачет /оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий, слабые побуждения к самостоятельной работе над рекомендованной основной литературой. Оценка «неудовлетворительно» ставится обучающимся, которые не могут продолжить обучение или приступить к профессиональной деятельности по окончании академии без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине.
оценка «хорошо» (71-85 баллов) - основанием для снижения оценки может служить нечеткое представление сущности и результатов исследований на защите, или затруднения при ответах на вопросы, или недостаточный уровень качества оформления текстовой части и иллюстративных материалов, или отсутствие последних;
оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) - дополнительное снижение оценки может быть вызвано выполнением работы не в полном объеме, или неспособностью студента правильно интерпретировать полученные результаты, или неверными ответами на вопросы по существу проделанной работы;
оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) - выставление этой оценки осуществляется при несамостоятельном выполнении работы, или при неспособности студента пояснить ее основные положения, или в случае фальсификации результатов, или установленного плагиата.
зачет /оценка «отлично» (86-100 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, грамотно, характеризуется логичным, последовательным изложением материала с соответствующими выводами и /или обоснованными расчетами, предложениями; не содержит ошибок;
- проведено научное исследование в соответствие с полученным заданием;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует продвинутый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
зачет /оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, грамотно, характеризуется логичным, последовательным изложением материала, допущены небольшие неточности при формировании выводов/расчетов, предложений; содержит незначительные ошибки/опечатки в текстовой части отчета;
- проведено научное исследование в соответствие с полученным заданием;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует базовый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
зачет /оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, материал изложен последовательно, допущены неточности при формировании выводов/расчетов, предложений; содержит ошибки/опечатки в текстовой части отчета;
- присутствуют элементы научного исследования, творческий подход к решению поставленных задач проявляется незначительно;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует пороговый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
незачет /оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен не в соответствии с заданием, материалы не подтверждены соответствующими выводами и/или обоснованными расчетами, предложениями; текстовая часть отчета содержит многочисленные ошибки;
- творческий подход к решению поставленных задач не проявляется; отсутствуют элементы научного исследования;
- отчет выполнен с использованием современных пакетов компьютерных программ, информационных технологий и информационных ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета показывает не сформированность компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет имеет отрицательную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– правильность ответа по содержанию задания (учитывается количество и характер ошибок при ответе);
– полнота и глубина ответа (учитывается количество усвоенных фактов, понятий и т.п.);
– сознательность ответа (учитывается понимание излагаемого материала);
– логика изложения материала (учитывается умение строить целостный, последовательный рассказ, грамотно пользоваться специальной терминологией);
– использование дополнительного материала;
– рациональность использования времени, отведенного на задание (не одобряется затянутость выполнения задания, устного ответа во времени, с учетом индивидуальных особенностей обучающихся).
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- теоретический уровень знаний;
- качество ответов на вопросы;
- подкрепление материалов фактическими данными (статистические данные или др.);
- практическая ценность материала;
- способность делать выводы;
- способность отстаивать собственную точку зрения;
- способность ориентироваться в представленном материале;
- степень участия в общей дискуссии.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
(дискуссии, полемики, диспута, дебатов)
«отлично»
используется терминология; показано умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации; высказывать свою точку зрения.
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
– правильность формулировки и использования понятий и категорий;
(обязательно для дисциплин, где по УП предусмотрена контрольная работа)
для учета в рейтинге (оценка)
– аккуратность оформления работы и др.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Примерные критерии оценивания:
– правильность выполнения задания на практическую/лабораторную работу в соответствии с вариантом;
– степень усвоения теоретического материала по теме практической /лабораторной работы;
– способность продемонстрировать преподавателю навыки работы в инструментальной программной среде, а также применить их к решению типовых задач, отличных от варианта задания;
– качество подготовки отчета по практической / лабораторной работе;
– правильность и полнота ответов на вопросы преподавателя при защите работы
и др.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания практических занятий (лабораторных работ):
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
В качестве критериев могут быть выбраны, например:
– соответствие срока сдачи работы установленному преподавателем;
– соответствие содержания и оформления работы предъявленным требованиям;
расчетно-графической работы, работы на тренажере
– умение использовать полученные ранее знания и навыки для решения конкретных задач;
– умение отвечать на вопросы, делать выводы, пользоваться профессиональной и общей лексикой;
– обоснованность решения и соответствие методике (алгоритму) расчетов;
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Материалы тестовых заданий следует сгруппировать по темам/разделам изучаемой дисциплины (модуля) в следующем виде:
Тема (темы) / Раздел дисциплины (модуля)
Тестовые задания по данной теме (темам)/Разделу с указанием правильных ответов.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- отношение правильно выполненных заданий к общему их количеству
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
Задачи реконструктивного уровня
для учета в рейтинге (оценка)
Задачи творческого уровня
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота знаний теоретического контролируемого материала;
– полнота знаний практического контролируемого материала, демонстрация умений и навыков решения типовых задач, выполнения типовых заданий/упражнений/казусов;
– умение самостоятельно решать проблему/задачу на основе изученных методов, приемов, технологий;
– умение ясно, четко, логично и грамотно излагать собственные размышления, делать умозаключения и выводы;
– полнота и правильность выполнения задания.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ четко структурирован и выстроен в заданной логике. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа укладывается в заданные рамки при сохранении смысла.
Продемонстрировано умение аргументировано излагать собственную точку зрения. Видно уверенное владение освоенным материалом, изложение сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.
Высокая степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала: стилистические обороты, манера изложения, словарный запас. Отсутствуют
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
– степень владения понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины;
– знание фактического материала, отсутствие фактических ошибок;
– умение логически выстроить материал ответа;
– умение аргументировать предложенные подходы и решения, сделанные выводы;
– степень самостоятельности, грамотности, оригинальности в представлении материала (стилистические обороты, манера изложения, словарный запас, отсутствие или наличие грамматических ошибок);
– выполнение требований к оформлению работы.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся).
Примерная шкала оценивания письменных работ:
(рефератов, докладов, сообщений)
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
Продемонстрировано владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (уместность употребления, аббревиатуры, толкование и т.д.), отсутствуют ошибки в употреблении терминов.
Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ в достаточной степени структурирован и выстроен в заданной логике без нарушений общего смысла. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа незначительно превышает заданные рамки при сохранении смысла.
Продемонстрировано умение аргументированно излагать собственную точку зрения, но аргументация не всегда убедительна. Изложение лишь отчасти сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.
Достаточная степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала. Встречаются мелкие и не искажающие смысла ошибки в стилистике, стилистические штампы. Есть 1–2 орфографические ошибки.
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
Продемонстрировано достаточное владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины, есть ошибки в употреблении и трактовке терминов, расшифровке аббревиатур.
Ошибки в использовании категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ плохо структурирован, нарушена заданная логика. Части ответа логически разорваны, нет связок между ними. Ошибки в представлении логической структуры проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа в существенной степени (на 25–30%) отклоняется от заданных рамок.
Нет собственной точки зрения либо она слабо аргументирована. Примеры, приведенные в ответе в качестве практических иллюстраций, в малой степени соответствуют изложенным теоретическим аспектам.
Текст работы примерно наполовину представляет собой стандартные обороты и фразы из учебника/лекций. Обилие ошибок в стилистике, много стилистических штампов. Есть 3–5 орфографических ошибок.
Работа выполнена не очень аккуратно, встречаются помарки и исправления.
Продемонстрировано крайне слабое владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (неуместность употребления, неверные аббревиатуры, искаженное толкование и т.д.), присутствуют многочисленные ошибки в употреблении терминов.
Продемонстрировано крайне низкое (отрывочное) знание фактического материала, много фактических ошибок – практически все факты (данные) либо искажены, либо неверны.
Ответ представляет собой сплошной текст без структурирования, нарушена заданная логика. Части ответа не взаимосвязаны логически. Нарушена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа более чем в 2 раза меньше или превышает заданный. Показаны неверные ассоциативные взаимосвязи категорий и терминов дисциплины.
Отсутствует аргументация изложенной точки зрения, нет собственной позиции. Отсутствуют примеры из практики либо они неадекватны.
Текст ответа представляет полную кальку текста учебника/лекций. Стилистические ошибки приводят к существенному искажению смысла. Большое число орфографических ошибок в тексте (более 10 на страницу).
Работа выполнена неаккуратно, с обилием помарок и исправлений. В работе один абзац и больше позаимствован из какого-либо источника без ссылки на него.
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- соответствие решения сформулированным в кейсе вопросам (адекватность проблеме и рынку);
- оригинальность подхода (новаторство, креативность);
- применимость решения на практике;
- глубина проработки проблемы (обоснованность решения, наличие альтернативных вариантов, прогнозирование возможных проблем, комплексность решения).
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Концепция игры
Роли:
Задания (вопросы, проблемные ситуации и др.)
Ожидаемый (е) результат(ы)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
качество усвоения информации;
выступление;
содержание вопроса;
качество ответов на вопросы;
значимость дополнений, возражений, предложений;
уровень делового сотрудничества;
соблюдение правил деловой игры;
соблюдение регламента;
правильное применение профессиональной лексики.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
для учета в рейтинге (оценка)
Индивидуальные творческие задания (проекты):
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- актуальность темы;
- соответствие содержания работы выбранной тематике;
- соответствие содержания и оформления работы установленным требованиям;
- обоснованность результатов и выводов, оригинальность идеи;
- новизна полученных данных;
- личный вклад обучающихся;
- возможности практического использования полученных данных.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
п/п