2024-2025_b 420301_о_2_plx_Политология
 
Федеральное государственное бюджетное образовательное

учреждение высшего образования

«Бурятская государственная сельскохозяйственная академия имени В.Р. Филиппова»

Экономический Факультет
 
«УТВЕРЖДЕНО»
Декан

Экономический факультет

уч. ст., уч. зв.
 
Баниева М.А.
 
 
 
 
подпись
 
«
 
 
 
»
20
г.
 
«СОГЛАСОВАНО»
Заведующий выпускающей кафедрой

Экономика и организация АПК

уч. ст., уч. зв.
Шобдоева Н.В.
 
 
 
подпись
 
«
»
20
г.
 
 
 
 
Рабочая программа 
Направление 42.03.01 Реклама и связи с общественностью

Направленность (профиль) Реклама и связи с общественностью в АПК

Дисциплины (модуля)
Б1.О.15 Политология
 
Социально-гуманитарные науки, реклама и туризм
Квалификация
бакалавр
Форма обучения
очная
Форма промежуточной аттестации
Экзамен
Объём дисциплины в З.Е.
3
Продолжительность в часах/неделях
108/ 0  
Статус дисциплины

в учебном плане

относится к обязательной части блока 1 "Дисциплины" ОПОП

является дисциплиной обязательной для изучения

Обеспечивающая преподвание

дисциплины кафедра

 
Улан-Удэ, 20__г.
 
Распределение часов дисциплины
Курс 1

Семестр 2

Количество часов
Итого
Вид занятий
УП
УП
Лекционные занятия
18
18
Практические занятия
36
36
Контактная работа
54
54
Сам. работа
27
27
Итого
108
 
Программу составил(и):
 
Канд.ист.наук, Высшее – специалитет История, учитель истории и социально-политических дисциплин, монголовед Анахина Марина Владимировна _________________
 
 
Политология
Программа дисциплины
 
b 420301_о_2.plx
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного Ученым советом вуза от  протокол №  .
 
Протокол от __ __________ 20__ г.  №  __  

Зав. кафедрой Шобдоева Н.В.

Экономика и организация АПК
Программа одобрена на заседании кафедры
Председатель методической комиссии «Экономический факультет»
Рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании методической комиссии «Экономический факультет» от «__» _______________ 20__г., протокол №___
уч. ст., уч. зв.
 
 
подпись
 
И.О. Фамилия
 
подпись
 

п/п

Учебный год
Одобрено

на заседании кафедры

Утверждаю

Заведующий кафедрой

Барлукова О.Д.

протокол
Дата
Подпись
Дата
20__/20__ г.г.
№____
«__»__20__г.
«__»__20__г.
1
20__/20__ г.г.
№____
«__»__20__г.
«__»__20__г.
2
20__/20__ г.г.
№____
«__»__20__г.
«__»__20__г.
3
20__/20__ г.г.
№____
«__»__20__г.
«__»__20__г.
4
20__/20__ г.г.
№____
«__»__20__г.
«__»__20__г.
5
 
подпись
 
И.О. Фамилия
 
Внешний эксперт

(представитель работодателя)

 
 
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1
Цели: формирование интереса к фундаментальным социально-политическим знаниям; самостоятельного, проблемного, творческого, критического мышления; стимулирование потребности к политологическим оценкам событий и фактов действительности; представление о специфике политологии; овладение базовыми принципами и приемами социально-политического познания; введение в круг социально-политических проблем, связанных с областью будущей профессиональной деятельности.

Задачи: развитие навыков критического восприятия и оценки источников информации; умение логично формулировать, излагать и аргументированно отстаивать видение собственных профессиональных и политических проблем и способов их решения; овладение приемами ведения дискуссии, полемики, диалога, создание у обучающихся целостного системного представления о «мире политического» и месте человека в нем; выработка у обучающихся ориентиров, установок и ценностей рационалистического, объективно-научного и аксиологического отношения к обществу и человеку.

 
ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ И МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Блок.Часть
Б1.О
ОПК-2: Способен учитывать тенденции развития общественных и государственных институтов для их разностороннего освещения в создаваемых медиатекстах и (или) медиапродуктах, и (или) коммуникационных продуктах
 
Дисциплины (модули) и практики, для которых освоение данной практики необходимо как предшествующее:
 
Подготовка к процедуре защиты и защита выпускной квалификационной работы 
1
8 семестр
 
Интегрированные коммуникации 
2
4 семестр
 
Преддипломная практика 
3
8 семестр
 
Производственная практика 
4
4 семестр
 
ОПИСАНИЕ ПОКАЗАТЕЛЕЙ, КРИТЕРИЕВ И ШКАЛ ОЦЕНИВАНИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ В РАМКАХ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
КОД И НАЗВАНИЕ КОМПЕТЕНЦИИ

ОПК-2: Способен учитывать тенденции развития общественных и государственных институтов для их разностороннего освещения в создаваемых медиатекстах и (или) медиапродуктах, и (или) коммуникационных продуктах;

 
Знать и понимать  систему общественных и государственных институтов, механизмы их функционирования и тенденции развития; основные тенденции развития общественных и государственных институтов.:
 
ИД-1Не знает систему общественных и государственных институтов, механизмы их функционирования и тенденции развития общества для формирования гражданской позиции

ИД-2 Не знает основные тенденции развития общественных и государственных институтов

Уровень 1 
 
ИД-1 Плохо знает систему общественных и государственных институтов, механизмы их функционирования и тенденции развития общества для формирования гражданской позиции

ИД-2 Плохо знает основные тенденции развития общественных и государственных институтов

Уровень 2 
 
ИД-1Знает систему общественных и государственных институтов, механизмы их функционирования и тенденции развития, но допускает неточности общества для формирования гражданской позиции

ИД-2 Знает основные тенденции развития общественных и государственных институтов, но допускает неточности

Уровень 3 
 
ИД-1 В полной мере знает систему общественных и государственных институтов, механизмы их функционирования и тенденции развития общества для формирования гражданской позиции

ИД-2 В полной мере знает основные тенденции развития общественных и государственных институтов

Уровень 4 
 
 
Уметь делать (действовать)  применять системный подход при рассмотрении общественных и государственных институтов; учитывать тенденции развития общественных и государственных институтов для их разностороннего освещения в создаваемых медиатекстах и (или) медиапродуктах, и (или) коммуникационных продуктах. :
 
ИД-1  Не умеет применять системный подход при рассмотрении общественных и государственных институтов

ИД-2 Не умеет учитывать тенденции развития общественных и государственных институтов для их разностороннего освещения в создаваемых медиатекстах и (или) медиапродуктах, и (или) коммуникационных продуктах

Уровень 1 
 
ИД-1 С трудом умеет применять системный подход при рассмотрении общественных и государственных институтов

ИД-2 Плохо умеет учитывать тенденции развития общественных и государственных институтов для их разностороннего освещения в создаваемых медиатекстах и (или) медиапродуктах, и (или) коммуникационных продуктах

Уровень 2 
 
ИД-1 Умеет применять системный подход при рассмотрении общественных и государственных институтов, но допускает неточности

ИД-2 Умеет учитывать тенденции развития общественных и государственных институтов для их разностороннего освещения в создаваемых медиатекстах и (или) медиапродуктах, и (или) коммуникационных продуктах, но допускает неточности

Уровень 3 
 
ИД-1 В полной мере умеет применять системный подход при рассмотрении общественных и государственных институтов

ИД-2 В полной мере умеет учитывать тенденции развития общественных и государственных институтов для их разностороннего освещения в создаваемых медиатекстах и (или) медиапродуктах, и (или) коммуникационных продуктах

Уровень 4 
 
 
Владеть навыками (иметь навыки) навыком учета системы общественных и государственных институтов при анализе механизмов их функционирования и изучения тенденций развития; навыками создания медиатекстов, медиапродуктов, коммуникационных продуктов, в которых учтены и освещены тенденции развития общественных и государственных институтов:
 
ИД-1  Не владеет  навыком учета системы общественных и государственных институтов при анализе механизмов их функционирования и изучения тенденций развития.

ИД-2 Не сформированы навыки навыками создания медиатекстов, медиапродуктов, коммуникационных продуктов, в которых учтены и освещены тенденции развития общественных и государственных институтов.

Уровень 1 
 
ИД-1 Плохо владеет  навыком учета системы общественных и государственных институтов при анализе механизмов их функционирования и изучения тенденций развития.

ИД-2 Плохо сформированы навыки навыками создания медиатекстов, медиапродуктов, коммуникационных продуктов, в которых учтены и освещены тенденции развития общественных и государственных институтов.

Уровень 2 
 
ИД-1 Владеет навыком учета системы общественных и государственных институтов при анализе механизмов их функционирования и изучения тенденций развития, но допускает неточности.

ИД-2 Навыки навыками создания медиатекстов, медиапродуктов, коммуникационных продуктов, в которых учтены и освещены тенденции развития общественных и государственных институтов, но допускает неточности

Уровень 3 
 
ИД-1 В полной мере владеет  навыком учета системы общественных и государственных институтов при анализе механизмов их функционирования и изучения тенденций развития.

ИД-2 В полной мере сформированы навыки навыками создания медиатекстов, медиапродуктов, коммуникационных продуктов, в которых учтены и освещены тенденции развития общественных и государственных институтов.

Уровень 4 
 
 
 
Уровни сформированности компетенций
Оценка «хорошо» - уровень 3
Оценка «отлично» - уровень 4
Оценка «неудовлетворительно» - уровень 1
Оценка «удовлетворительно» - уровень 2
Оценки формирования компентенций
средний
высокий
компетенция не сформирована
минимальный
Характеристика сформированности компетенции
Сформированность компетенции в целом соответствует требованиям. Имеющихся знаний, умений, навыков и мотивации в целом достаточно для решения стандартных практических (профессиональных) задач
Сформированность компетенции полностью соответствует требованиям. Имеющихся знаний, умений, навыков и мотивации в полной мере достаточно для решения сложных практических (профессиональных) задач
Компетенция в полной мере не сформирована. Имеющихся знаний, умений и навыков недостаточно для решения практических (профессиональных) задач
Сформированность компетенции соответствует минимальным требованиям. Имеющихся знаний, умений, навыков в целом достаточно для решения практических (профессиональных) задач
 
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Код занятия
Наименование разделов (этапов) и тем
Семестр
Часов
Компетенции
Интеракт.
Примечание (используемые интерактивные формы,

форма текущего контроля успеваемости)

Вид

работ

 
Раздел 1. Теория и методология политической науки
 
1.1
Методологические проблемы политологии
22
2
ОПК-2
Лек
 
1.2
История политической науки
22
2
ОПК-2
Лек
 
1.3
Современная политология
22
2
ОПК-2
2
Лекция-визуализация
Лек
 
1.4
Методологические проблемы политологии
22
2
ОПК-2
Опрос
Пр
 
1.5
История политической науки
22
2
ОПК-2
Опрос
Пр
 
1.6
Современная политология
22
4
Участие в круглом столе 
Пр
 
1.7
Методологические проблемы политологии
22
2
ОПК-2
Проверка задания

Ср
 
1.8
История политической науки
22
2
ОПК-2
Опрос. Проверка конспекта

Ср
 
1.9
Современная политология
22
2
ОПК-2
Проверка конспекта
Ср
 
Раздел 2. Политическая система
 
2.1
Политическая система
22
2
ОПК-2
2
Лекция-визуализация
Лек
 
2.2
Политическая власть
22
2
ОПК-2
Лек
 
2.3
Политические режимы современности
22
2
ОПК-2
2
Лекция-визуализация
Лек
 
2.4
Политическая система
22
2
ОПК-2
Опрос
Пр
 
2.5
Политическая власть
22
2
ОПК-2
Опрос
Пр
 
2.6
Политические режимы современности
22
2
ОПК-2
2
Дискуссия
Пр
 
2.7
Политический процесс
22
2
ОПК-2
Опрос. Проверка задания

Пр
 
2.8
Государство и гражданское общество
22
2
ОПК-2
2
Дискуссия
Пр
 
2.9
Политические партии
22
2
ОПК-2
Опрос
Пр
 
2.10
Международная политика
22
4
ОПК-2
Опрос
Пр
 
2.11
Политическая власть
22
1
ОПК-2
Опрос. Проверка конспекта
Ср
 
2.12
Политическая система
22
1
ОПК-2
Опрос. Проверка конспекта
Ср
 
2.13
Политические режимы современности
22
2
ОПК-2
Опрос. Проверка задания
Ср
 
2.14
Политический процесс
22
2
ОПК-2
Опрос. Проверка задания
Ср
 
2.15
Государство и гражданское общество
22
2
ОПК-2
Опрос. Проверка эссе
Ср
 
2.16
Политические партии
22
2
ОПК-2
Опрос. Проверка задания
Ср
 
2.17
Международная политика
22
2
ОПК-2
Опрос. Проверка задания
Ср
 
Раздел 3. Человек в политическом процессе
 
3.1
Политическое участие
22
2
ОПК-2
Лек
 
3.2
Политические элиты
22
2
ОПК-2
2
Лекция-визуализация
Лек
 
3.3
Политическая культура
22
2
ОПК-2
Лек
 
3.4
Политическое участие
22
2
ОПК-2
Опрос
Пр
 
3.5
Политические элиты
22
2
ОПК-2
2
Участие в круглом столе
Пр
 
3.6
Политическое лидерство
22
2
ОПК-2
2
Решение кейс-задачи
Пр
 
3.7
Политическое сознание
22
2
ОПК-2
Опрос
Пр
 
3.8
Политическая культура
22
2
ОПК-2
Опрос
Пр
 
3.9
Прикладная политология
22
2
ОПК-2
Опрос
Пр
 
3.10
Политическое участие
22
1
ОПК-2
Опрос.

Проверка задания

Ср
 
3.11
Политические элиты
22
1
ОПК-2
Опрос.

Проверка конспекта

Ср
 
3.12
Политическое лидерство
22
2
ОПК-2
Решение кейс-задач

Проверка задания

Ср
 
3.13
Политическое сознание
22
2
ОПК-2
Опрос.

Проверка задания

Ср
 
3.14
Политическая культура
22
1
ОПК-2
Опрос.

Проверка эссе

Ср
 
3.15
Прикладная политология
22
2
ОПК-2
Опрос.

Проверка задания

Ср
 
ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И РЕСУРСОВ СЕТИ "ИНТЕРНЕТ", НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
 
Основная литература
 
Пляйс Я.А., Брега А.В., Петросянц Д.В., Расторгуев С.В., Ерохина О.В., Кулинченко А.В., Шатилов А. Б., Пырма Р.В., Ястремский А.М., Кафтан В.В., Седых Н.Н., Сучилина А. А., Белоконев С.Ю., Володенков С.В., Помигуев И.А., Селезнев П.С., Матвеев О.В., Митрофанова А.В., Зубов В.В. Политология [Электронный ресурс]:Учебник. - Москва: ООО "Научно-издательский центр ИНФРА-М", 2024. - 414 – Режим доступа: https://znanium.ru/catalog/document?id=439323 
Л1.1
 
Оришев А.Б. Политология [Электронный ресурс]:Учебник. - Москва: Издательский Центр РИО�, 2024. - 288 – Режим доступа: https://znanium.ru/catalog/document?id=458941 
Л1.2
 
 
Дополнительная литература
 
Гаджиев К.С., Примова Э.Н. Политология [Электронный ресурс]:Учебник. - Москва: ООО "Научно-издательский центр ИНФРА-М", 2023. - 384 – Режим доступа: https://znanium.com/catalog/document?id=422304 
Л2.1
 
Корельский В.М., Кокотов А.Н., Лазутин Л.А., Перевалов В.Д. Политология [Электронный ресурс]:Учебник. - Москва: ООО "Юридическое издательство Норма", 2023. - 512 – Режим доступа: https://znanium.com/catalog/document?id=422920 
Л2.2
 
Пляйс Я.А., Брега А.В., Петросянц Д.В., Расторгуев С.В., Ерохина О.В., Кулинченко А.В., Шатилов А. Б., Пырма Р.В., Ястремский А.М., Кафтан В.В., Седых Н.Н., Сучилина А. А., Белоконев С.Ю., Володенков С.В., Помигуев И.А., Селезнев П.С., Матвеев О.В., Митрофанова А.В., Зубов В.В. Политология [Электронный ресурс]:Учебник. - Москва: ООО "Научно-издательский центр ИНФРА-М", 2023. - 414 – Режим доступа: https://znanium.com/catalog/document?id=424912 
Л2.3
 
Козырев Г.И. Политология [Электронный ресурс]:Учебное пособие. - Москва: ООО "Научно-издательский центр ИНФРА-М", 2023. - 368 – Режим доступа: https://znanium.com/catalog/document?id=427619 
Л2.4
 
Капицын В.М., Мокшин В.К., Новгородцева С.Г. Политология [Электронный ресурс]:Учебное пособие. - Москва: Издательско-торговая корпорация "Дашков и К", 2023. - 596 – Режим доступа: https://znanium.com/catalog/document?id=431804 
Л2.5
 
Яшкова Т.А. Сравнительная политология [Электронный ресурс]:Учебник. - Москва: Издательско-торговая корпорация "Дашков и К", 2023. - 606 – Режим доступа: https://znanium.com/catalog/document?id=431976 
Л2.6
 
 
Методическая литература
 
Чимитова И. З., Серебрякова Ю. А. Политология [Электронный ресурс]:методические рекомендации к занятиям семинарского типа и самостоятельной работе для обучающихся по направлению подготовки 42.03.01 Реклама и связи с общественностью. - , 2020. - 53 – Режим доступа: https://elib.bgsha.ru/sotru/00681 
Л3.1
 
 
Номер аудитории
Назначение
Оборудование и ПО
Адрес
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ)
 
419
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации (419)
38 посадочных мест, рабочее место преподавателя, оснащенные учебной мебелью, доска учебная, мультимедийный проектор, проекционный экран, ноутбук с возможностью подключения к сети Интернет и доступом в ЭИОС. 8 стендов. Список ПО на ноутбуке: Kaspersky Endpoint Security для бизнеса, Microsoft Windows Vista Business Russian Upgrade Academic OPEN No Level , Microsoft OfficeProPlus 2016 RUS OLP NL Acdmc. Microsoft Office Professional Plus 2007 Russian Academic OLP NL AE
670024, Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, ул. Пушкина, д.№8 , Учебный корпус
 
416а
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля, промежуточной и
30 посадочных мест, рабочее место преподавателя, оснащенные учебной мебелью, интерактивная панель Lumien, с возможностью подключения к сети Интернет и доступом в ЭИОС. Портреты героев Отечественной войн, политическая карта мира, карта 
670024, Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, ул. Пушкина, д.№8 , Учебный корпус
 
итоговой аттестации (Кабинет гуманитарных и социальных дисциплин) (416 а)
Республики Бурятия, стенд. Список ПО на ноутбуке: Kaspersky Endpoint Security для бизнеса, Microsoft Windows Vista Business Russian Upgrade Academic OPEN No Level , Microsoft OfficeProPlus 2016 RUS OLP NL Acdmc. Microsoft Office Professional Plus 2007 Russian Academic OLP NL AE
 
416б
Учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации (Кабинет географии туризма) (416 б)
16 посадочных мест, рабочее место преподавателя, оснащенные учебной мебелью, учебная доска, мультимедийный проектор, экран настенный, ноутбук с возможностью подключения к сети Интернет и доступом в ЭИОС, стенд, карта география туризма. Список ПО на ноутбуке: Kaspersky Endpoint Security для бизнеса, Microsoft Windows Vista Business Russian Upgrade Academic OPEN No Level , Microsoft OfficeProPlus 2016 RUS OLP NL Acdmc. Microsoft Office Professional Plus 2007 Russian Academic OLP NL AE
670024, Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, ул. Пушкина, д.№8 , Учебный корпус
 
415
Помещение для самостоятельной работы обучающихся, курсового проектирования (выполнения курсовых работ) - медиалаборатория (415)
рабочее место, оснащенное учебной мебелью, кресло офисное – 2 шт., персональный компьютер (сист. блок Athlon64Х[24000r, монитор Acer17), ноутбук (SamsungNP300E5E-S07) – 1 шт., ноутбук Asus – 2 шт. с подключением к сети Интернет и доступом в ЭИОС, штатив для светодиодных прожекторов – 4шт., светодиодный прожектор – 6шт., цифровой диктофон, штатив Rekam Ecopod E-155 – 3 шт., видеокамера Panasonic, зеркальная камера Canon. Список ПО на ноутбуке: Kaspersky Endpoint Security для бизнеса, Microsoft Windows Vista Business Russian Upgrade Academic OPEN No Level , Microsoft OfficeProPlus 2016 RUS OLP NL Acdmc. Microsoft Office Professional Plus 2007 Russian Academic OLP NL AE
670024, Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, ул. Пушкина, д.№8 , Учебный корпус
 
ПЕРЕЧЕНЬ РЕСУРСОВ ИНФОРМАЦИОННО-ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННОЙ СЕТИ ИНТЕРНЕТ И ЛОКАЛЬНЫХ СЕТЕЙ АКАДЕМИИ, НЕОБХОДИММЫХ ДЛЯ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Наименование 
Доступ
1. Удаленные электронные сетевые учебные ресурсы временного доступа, сформированные на основании прямых договоров с правообладателями (электронно-библиотечные системы - ЭБС)
1

2
3. Электронные учебные и учебно-методические ресурсы, подготовленные в академии:
Электронно-библиотечная система Издательства «Znanium»
http://znanium.ru/
Электронно-библиотечная система Издательства «Лань»
http://e.lanbook.com/
Электронно-библиотечная система Издательства «Юрайт»
http://urait.ru/
Политология : методические рекомендации к занятиям семинарского типа и самостоятельной работе для обучающихся по направлению подготовки 42.03.01 Реклама и связи с общественностью / И. З. Чимитова, Ю. А. Серебрякова ; М-во сел. хоз-ва РФ, Бурятская ГСХА им. В. Р. Филиппова. - Улан-Удэ : ФГБОУ ВО БГСХА, 2020. - 53 с. - URL: https://elib.bgsha.ru/sotru/00681. - Режим доступа: Электронная библиотека БГСХА. - Загл. с титул. экрана. - Б. ц. - Текст : электронный.
2. Электронные сетевые ресурсы открытого доступа (профессиональные базы данных, массовые открытые онлайн-курсы и пр.):

1

2
Платформа «Открытое образование» (онлайн-курсы по базовым дисциплинам, изучаемым в российских университетах)
https://openedu.ru/course/
Профессиональные базы данных
http://e.lanbook.com/
 
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ВКЛЮЧАЯ ПЕРЕЧЕНЬ ПРОГРАММНОГО ОБСПЕЧЕНИЯ И ИНФОРМАЦИОННЫХ СПРАВОЧНЫХ СИСТЕМ
1. Программные продукты, необходимые для освоения учебной дисциплины
Наименование программного продукты (ПП)
Виды учебных занятий и работ, в которых используется данный продукт
Microsoft OfficeStd 2016 RUS OLP NL Acdmc. Договор № ПП-61/2015 г. О поставке программных продуктов от 9 декабря 2015 года

Microsoft OfficeProPlus 2016 RUS OLP NL Acdmc. Договор № ПП-61/2015 г. О поставке программных продуктов от 9 декабря 2015 года

Microsoft Windows Vista Business Russian Upgrade Academic OPEN No Level Государственный контракт № 25 от 1 апреля 2008 года

Занятия семинарского типа, самостоятельная работа 
 
2. Информационные справочные системы, необходимые для реализации учебного процесса
Информационно-правовой портал «Гарант»
в локальной сети академии

http://www.garant.ru/

Справочно-поисковая система «Консультант Плюс»
http://www.consultant.ru/
 
3. Специализированные помещения и оборудование, используемые в рамках информатизации учебного процесса
 
Наименование ЭИОС и доступ
Виды учебных занятий и работ, в которых используется данная система
Доступ
1

2
3
Официальный сайт академии
http://bgsha.ru/
Занятия лекционного типа, семинарского типа, самостоятельная работа
Личный кабинет
http://lk.bgsha.ru/
Занятия лекционного типа, семинарского типа, самостоятельная работа
АС Деканат
в локальной сети академии
-
Корпоративный портал академии
http:/portal.bgsha.ru/
Занятия лекционного типа, семинарского типа, самостоятельная работа
ИС «Планы»
в локальной сети академии
-
Портфолио обучающегося
http://lk.bgsha.ru/
Самостоятельная работа
Сайт научной библиотеки
http:/elib.bgsha.ru/
Занятия лекционного типа, семинарского типа, самостоятельная работа
Электронная библиотека БГСХА
http:/elib.bgsha.ru/
Занятия лекционного типа, семинарского типа, самостоятельная работа
4. Информационно-образовательные системы (ЭИОС)
 
КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЯ)
ФИО преподавателя
Ученая степень, ученое звание
Уровень образования. Специальность и квалификация в соответствии с дипломом. Профессиальная переподготовка
1
2
3
 
Анахина Марина Владимировна
Высшее – специалитет История, учитель истории и социально-политических дисциплин, монголовед
Канд.ист.наукДоцент
 
ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ) ДЛЯ ИНВАЛИДОВ И ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИМ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Организационно-педагогическое, психолого-педагогическое сопровождение обучающихся инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья осуществляется на основании соответствующей рекомендации в заключении психолого-медико-педагогической комиссии или индивидуальной программе реабилитации инвалида. Академия, по заявлению обучающегося, создает специальные условия для получения высшего образования инвалидами и лицам с ограниченными возможностями здоровья:

- использование специализированных (адаптированных) рабочих программ дисциплин (модулей) и методов обучения и воспитания, включая наличие альтернативной версии официального сайта организации в сети «Интернет» для слабовидящих;

- использование специальных учебников, учебных пособий и других учебно-методических материалов, включая альтернативные форматы печатных материалов (крупный шрифт или аудиофайлы);

- использование специальных технических средств обучения (мультимедийное оборудование, оргтехника и иные средства) коллективного и индивидуального пользования, включая установку

мониторов с возможностью трансляции субтитров, обеспечение надлежащими звуковыми

воспроизведениями информации;

- предоставление услуг ассистента (при необходимости), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь или услуги сурдопереводчиков / тифлосурдопереводчиков;

- проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий для разъяснения отдельных вопросов изучаемой дисциплины (модуля);

- проведение процедуры оценивания результатов обучения возможно с учетом особенностей нозологий (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, в форме тестирования и т.п.) при использовании доступной формы предоставления заданий оценочных средств и ответов на задания (в печатной форме увеличенным шрифтом, в форме аудиозаписи, в форме электронного документа, задания зачитываются ассистентом, задания предоставляются с использованием сурдоперевода) с

использованием дополнительного времени для подготовки ответа;

- обеспечение беспрепятственного доступа обучающимся в учебные помещения, туалетные и другие помещения организации, а также пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов и других приспособлений);

- обеспечение сочетания онлайн и офлайн технологий, а также индивидуальных и коллективных форм работы в учебном процессе, осуществляемом с использованием дистанционных образовательных технологий;

- и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение ОПОП ВО.

В целях реализации ОПОП ВО в академии оборудована безбарьерная среда, учитывающая потребности лиц с нарушением зрения, с нарушениями слуха, с нарушениями опорно-двигательного

аппарата. Территория соответствует условиям беспрепятственного, безопасного и удобного передвижения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Вход в учебный корпус

оборудован пандусами, стекла входных дверей обозначены специальными знаками для слабовидящих, используется система Брайля. Сотрудники охраны знают порядок действий при прибытии в академию лица с ограниченными возможностями. В академии создана толерантная социокультурная среда, осуществляется необходимое сопровождение образовательного процесса,

при необходимости предоставляется волонтерская помощь обучающимся инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья.

 
ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
Перечень экзаменационных вопросов

1.     Политика как социальное явление и процесс

2. Политическая жизнь человека  и общества

3. Эволюция и революция в политической жизни общества

4. Предмет и метод политологии

5. Политология в системе общественно-гуманитарных наук

6. Функции политологии

7. История политических учений

8. Отечественная политическая мысль II половины XIX- и начало XXI века

9. Современная западная политология

10. Способы и формы проявления политической власти

11. Ресурсы и легитимность политической власти

12. Теория разделения власти

13. Власть и закон

14. Политическая власть

15. Виды политической власти

16. Политические отношения

17. Субъект и объект политики

18. Политическое пространство и политическое время

19. Политическая сфера общества

20. Политическая система общества

Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины (модуля)
 
21. Взаимосвязь политической и правовой системы общества

22. Политический режим

23. Политическая организация общества

24. Государство в политической системе общества

25. Государство и гражданство

26. Функции государства

27. Политическая регионалистика

28. Формы государства

29. Политические партии и партийные системы

30. Многопартийность в России

31. Общественно-политические организации и движения

32. Международные общественно-политические организации и движения

33. Политическая элита

34. Политическая бюрократия

35. Политическая оппозиция

36. Лоббизм в политике

37. Этносы как субъекты политики

38. Личность как субъект политики

39. Политические права человека

40. Политическая свобода человека

41. Политическое сознание

42. Политический плюрализм

43. Политическая идеология

44. Политическая психология

45. Политическая культура

46. Политическое прогнозирование

47. Политическое поведение и участие

48. Политическая социализация человека

49. Политический опыт и традиция

50. Политическая ответственность

51. Политический порядок и стабильность общества и государства

52. Политическая безопасность личности, общества и государства

53. Политический кризис и его измерения

54. Политический процесс

55. Политический конфликт

56. Международный политический процесс

57. Избирательный процесс

58. Проблема демократии в современном мире

59. Демократические преобразования в России

60. Современные глобальные политические проблемы и пути их решения

Перечень дискуссионных тем и круглого стола

Тема 3. Теория политической власти и политических систем

1. Теория  власти и властных отношений. Три ветви власти.

2. Легитимность власти и ее особенности в современной России.

3. Источники и показатели делегитимации власти.

4. Харизма и ее роль в политике.

Тема 6. Политическое сознание

1.Что такое политическое сознание и каковы его основные типы?

2. Как охарактеризовать обыденное политическое сознание и теоретическое сознание?

3. Политическое сознание и политическая идеология

4. Отношение общества к идеологии?

5.Политические настроения и политические интересы

Тема 7. Международная политика

1. Как определить понятия «международные отношения» и «внешняя политика»?

2. Основные акторы международной политики?

3. Особенности современной международной политики?

4. Специфика геополитического подхода к анализу международной политики?

5. Основные модели мироустройства?

Комплект контрольных вопросов для проведения устных опросов

1. Где и когда возник термин «Политика» и что он означает?

2. Каково значение понятия «политика» в современной общественной и индивидуальной жизни?

3. В чем заключается специфика политики?

4. Каковы структура и социальное назначение политики?

5. В чем состоит место и роль политики в жизни современного человека и общества?

6. Каковы составляющие политической жизни человека и общества?

7. Что Вы знаете о политической жизни современной России?

8. Когда произошло становление науки

 
9. Чем обусловлено становление политологии?

10. Охарактеризуйте различные подходы к выполнению предмета политологии?

11. В чем обнаруживаются сходство и различие предмета политологии с другими общественными дисциплинами?

12. Каковы критерии выделения законов и категории политологии?

13. Выделите и раскройте систему методов политологии?

14. Чем обусловлено введение курса политологии в вузах России?

15. Каково социальное назначение политологии?

16. Представьте концепцию политологии как учебной дисциплины?

17. В чем состоит специфика политической власти?

18. По каким основаниям классифицируется политическая власть?

19. Чем отличается политическая власть от экономической, военной, семейной и других видов власти?

20. Охарактеризуйте общие черты и различия политико-государственной и политико-негосударственной власти?

21. В чем сущность принципа разделения властей?

22. Что такое легальность и легитимность власти и каковы их источники?

23. Что такое право власти и власть права?

24. Как измерить коллапс власти?

25. Каковы природа политической власти, ее структура и ресурсы?

26. Раскройте способы и формы осуществления политической власти?

27. Что такое отношения власти и отношения власти?

28. Зачем человек идет во власть?

29. Становление и развитие политической науки.

30. Предмет и методы политологии.

31. Сущность и специфика политики как общественного явления.

32. Сущность политической власти, её признаки и легитимность.

33. Разделение политической власти в современном мире.

34. Специфика разделения государственной власти в современной России.

35. Конституция РФ об исполнительной власти в России.

36. Федеральное Собрание РФ и его функции.

37. Государственная Дума РФ и её функции.

38. Демократический политический режим.

39. Тоталитарный режим и его особенности.

40. Авторитарный политический режим.

41. Сущность, основные признаки и функции государства.

42. Президентская форма государственного правления.

43. Парламентская форма государственного правления.

44. Гражданское общество, его отличительные черты.

45. Сущность политической партии и её функции.

46. Партийные системы и их типы.

47. Особенности многопартийной системы в современной России.

48. Политические блоки и движения в современной России.

49. Сущность и функции политического лидерства.

50. Типология политического лидерства.

51. Политические лидеры современной России.

52. Сущность и функции политической элиты.

53. Система рекрутирования политической элиты.

54. Особенности эволюции политической элиты современной России.

55. Политические конфликты и их специфика.

56. Этнические конфликты и пути их урегулирования.

57. Сущность политического сознания и механизм его формирования.

58. Политическая идеология, её содержание.

59. Идейно-политическое поле современной России.

60. Политическая культура как органическая часть общей культуры.

61. Взаимодействие политической культуры и политического процесса.

62. Сущность политической социализации личности.

63. Особенности политической социализации современной российской молодежи.

64. Взаимосвязь внутренней и внешней политики.

65. Субъекты мировой политики и международных отношений.

66. Геополитика как наука.

67. Геополитический фактор во внешней политике РФ.

68. Сущность и специфика прикладной политологии.

69. Основы политического анализа.

70. Методы оценки политической обстановки.

71. Особенности политических кампаний, выборов и референдумов.

72. Комплексный подход в сравнительном анализе политических культур.

Комплект тестовых заданий

1) Политические партии в демократической системе – это:

1. институт гражданского общества

 
2. институт государства

3. идеологический институт

4. институт общественного мнения

5. группы влияния

2) Какая специфика политической сферы связана с управлением обществом преимущественно с помощью закона (права):

1. функция согласования интересов разнородных социальных групп и рационализации возникающих противоречий и проблем

2. обоснование приоритета решения общих вопросов перед частными

3. необходимость обоснования правомерности общеобязательных решений

4. управление процессами в интересах определенного слоя и социума в целом, используя меры принуждения

5. обеспечение целостности и стабильности общественной системы

3) На какие виды социальных норм опирается политическая власть:

1. мораль

2. народные обычаи

3. религия

4. право

5. все

4) Кого принято считать родоначальником политологии как науки:

1. Макиавелли

2. Платон

3. Аристотель

4. Маркс

5. Мэдисон

5) Кому принадлежит определение человека как политического животного:

1. Платону

2. Аристотелю

3. Макиавелли

4. Марксу

5. Руссо

6) Самовластие, неограниченная власть самого лица это:

1. аристократия

2. теократия

3. охлократия

4. автократия

5. монархия

7) Власть немногих это:

1. теократия

2. охлократия

3. олигархия

4. аристократия

5. геронтократия

8) Какое понятие можно считать всеобъемлющим критерием оценки политической жизни:

1. политический курс

2. идеология

3. государство

4. политическая система

5. политическая культура

9) Законодательная власть в обществе это вид политической власти выделяемый по:

1. функциональному основанию

2. по типу властных отношений между властвующими и подвастными

3. по размерам властных полномочий

4. по форме политического правления

5. по источнику власти

10) Политическая элита общества это:

1. лица, получившие наибольший индекс в областях их деятельности

2. наиболее активные, волевые в политическом отношении люди, ориентированные на власть

3. лица, пользующиеся наибольшим престижем, статусом, богатством

4. наиболее влиятельное меньшинство, принимающее общественноважные решения

 
5. наиболее развитая в интеллектуальном и нравственном отношении часть общества

11) Объяснение лидерства выдающимися качествами личности в сочетании со стилем, определяемым конкретной ситуацией, характерно для:

1. теории черт

2. факторно-аналитической концепции

3. ситуационной концепции

4. теории последователей и конституентов

5. психологических концепций лидерства

12) Компромисс как поиск решения, основанного на взаимных уступках, это:

1. форма урегулирования политического конфликта

2. форма сотрудничества

3. форма приспособления

4. форма разрешения политического конфликта

5. форма конкуренции

13) К какому основанию классификации можно отнести правые, левые и центристские партии:

1. по идеологии и по организационной структуре

2. по идеологическим основаниям и методам борьбы

3. по связи с парламентской фракцией и характеру членства

4. по идейным установкам и социально-классовой опоре

5. по отношению к месту в политической системе

14) Приоритет общественного над личным и принцип иерархии характерны для идеологии и практики:

1. национал-социализма

2. коммунизма

3. социал-демократизма

4. либерального консерватизма

5. исламского фундаментализма

15) Материализм и интернационализм характерны для идеологии и практики:

1. национал-социализма

2. коммунизма

3. социал-демократии

4. либерального консерватизма

5. исламского фундаментализма

16) Политические системы делятся на рабовладельческие, феодальные и буржуазные в зависимости от:

1. типа политического режима

2. развитости гражданского общества

3. типа общественно-экономической формации

4. типа правомерности политической власти

5. господствующего типа политической культуры

17) По типу правомерности политическая власть бывает:

1. рабовладельческой, социалистической, буржуазной

2. монархической, президентской, парламентской

3. традиционной, рациональной, харизматической

4. демократической, авторитарной, тоталитарной

5. принуждающей, вознаграждающей, отождествляющей

18) Теория политических систем разработана:

1. Д. Истоном

2. Г. Алмондом и С. Вербой

3. Н. Макиавелли

4. Марксом и Лениным

5. М.Олсоном и Г. Таллоком

19) Принцип сведения к минимуму представительных органов власти и акцент на самоуправлении характерен для демократии:

1. либеральной

2. мажоритарной

3. партиципационной (плебисцитарной)

4. репрезентативной

5. коллективисткой

20) Формы демократии в зависимости от того, кто непосредственно осуществляет властные функции, бывают:

 
1. плюралистические и коллективисткие

2. плебисцитарные и репрезентативные

3. элитаристкие и корпоративисткие

4. буржуазные и социалистические

5. либеральные и мажоритарные

21) Для плюралистической концепции демократии характерно ее определение как :

1. выбор лучших людей

2. выбор себе подобных

3. баланс сил между различными группами

4. выбор наиболее сильных и авторитетных

5. осуществление воли большинства

22) Наиболее слабой стороной либеральной демократии является то, что:

1. часть претендует на целое

2. ради свободы предаются в жертву социальная справедливость и равенство

3. целое становится выше части

4. доминирует однородность и равенство всех перед законом

5. думая лишь о себе, граждане отчуждаются от политики

23) Понимание политики как сферы, где на первом месте интересы групп, а также социально-исторические условия, характерно для концепций:

1. теологических

2. натуралистических

3. бихевиористких

4. социальных

5. рационально-критических

24) К недостаткам современной политологии как науки можно отнести:

1. отсутствие единой политической теории и разобщенность политологических школ

2. разрыв между теорией и практикой

3. академизм и схоластика

4. все варианты

5. отсутствие четких критериев «истинности», релятивизм

25) На уровне субъективного восприятия политической сферы обычно выделяют ориентации личности: познавательную, аффективную и оценочную. Что относится к последнему типу?

1. суждения

2. чувство гордости

3. точка зрения

4. гнев

5. позиция

26) Для отечественной политической культуры характерно:

1. преимущественная ориентация на лидера, а не на политические учреждения и организации

2. слаборазвитая индивидуальность, низкий статус личных притязаний на власть и политическое участие

3. концептуальный тип взаимодействия политических сил, терпимость к инакомыслию и «инакодействию»

4. правовой нигилизм

5. политическая рациональность и целесообразность

27) Когда избиратели голосуют в зависимости от настроения большинства, то это относится к типу голосования:

1. социологическому (отождествляющему)

2. идейно-психологическому (партийному)

3. конформному

4. стихийному

5. прагматическому

Комплект кейс-задач

Задание №1. Защита репутации губернатора.

Описание ситуации: губернатор Н-ской области И. Иванов занимает свой пост уже 3 года и собирается повторно идти на выборы. Он достаточно активен в решении социальных проблем. По этой причине его рейтинг популярности среди населения – выше среднего. Основой его социальной политики является областная жилищная программа, в соответствие с которой за счёт бюджета осуществляется строительство жилых домов для наиболее нуждающихся категорий граждан (сироты, многодетные семьи, ветераны боевых действий и др.). Хотя удовлетворить все запросы пока не удается, данная губернаторская инициатива до последнего времени оценивалась жителями области положительно. Недавно в Интернет «просочилась» информация о том, что строительная компания, стабильно выигрывающая конкурсы на строительство социального жилья, принадлежит двоюродному племяннику губернатора. Стали распространяться 

 
слухи о том, что стоимость строительных работ по смете превышает среднерыночную в два, а то и в три раза. Губернатор убежден, что всё это – дело рук его основного конкурента на предстоящих выборах. Однако, опросы общественного мнения показывают, что рейтинг И. Иванова пошатнулся. Если команда губернатора не предпримет срочных мер, то его победа на выборах будет под вопросом.

Задача: разработайте общий план действий для защиты репутации губернатора. При этом необходимо ответить на следующие вопросы:

- следует ли команде губернатора вообще реагировать на подобные информационные «вбросы», ведь пока всё циркулирует на уровне слухов и неподтвержденной информации в блогах?

- если да, то в каком формате необходимо дать опровержение?

- как сделать его наиболее убедительным?

- может ли губернатор использовать сложившуюся ситуацию себе на пользу?

- если да, то каким образом?

Задание №2. Гражданская кампания экологов-активистов

Описание ситуации: в одном из необжитых, но перспективных районов К-ского края началась реализация проекта по строительству туристического спортивно-развлекательного комплекса. Это предполагает строительство коттеджного посёлка, лыжных трасс, коммунальной инфраструктуры и других необходимых объектов. Планируется привлечь на условиях софинансирования средства федерального бюджета и частные инвестиции. Глава района убеждает местное население в том, что претворение в жизнь данного проекта позволит повысить инвестиционную привлекательность района в целом, стимулировать предпринимательскую активность, создать новые рабочие места. Вместе с тем, экологи уверяют, что в результате подобных действий произойдёт разрушение тысячелетней экосистемы – уменьшится лесной массив, исчезнут многие виды животных, будут загрязнены водоёмы. Их мнение игнорируется властями. В этой ситуации экологи при поддержке Greenpeace решают начать общественную кампанию протеста.

Задача: дайте общее описание того, как должна протекать данная общественная кампания, чтобы она достигла результата. Особое внимание следует обратить на следующие вопросы:

- каким образом экологам следует распространять свою информацию? не стоит забывать, что местные СМИ (печать и ТВ) зависимы от властей;

- кто помимо авторитетных экологических организаций может оказать поддержку данной общественной кампании?

- местные власти имеют чёткую аргументацию выгодности своего плана – сформулируйте ясные и убедительные аргументы для экологов;

- какие конкретно акции могли бы быть наиболее эффективными и наименее затратными в рамках обсуждаемой кампании?

Задание №3. Формирование имиджа кандидата

Описание ситуации: на пост главы муниципального образования решил баллотироваться директор одной из местных школ Александр С. Город, мэром которого он собирается стать, небольшой – около 30-40 тыс. жителей. В городе есть несколько предприятий (молочный комбинат, текстильная фабрика), которые являются градообразующими. Имеется ряд социальных проблем – связанных с ЖКХ и отсутствием необходимого количества детских садов. Наблюдается также миграция населения: из данного города в областной центр с целью поиска работы, из близлежащих деревень – в сам город с целью получения профобразования. Александр С. считает себя достойным кандидатом на пост мэра, но он пока не слишком известен в городе. Его основным конкурентом является человек, связанный с местным крупным бизнесом. Для того, чтобы иметь шансы на успех избирательному штабу Александра С. необходимо, прежде всего, сформировать подобающий ему имидж, сделать узнаваемой фигурой среди населения, сформулировать для него предвыборную программу.

Задача: возьмите на себя часть работы избирательного штаба Александра С. и ответьте на следующие вопросы:

- какие качества личности кандидата следует подчеркнуть, чтобы создать его положительный образ?

- попробуйте сыграть на контрастах – выявите возможные негативные черты в образе главного конкурента Александра С.;

- какие события можно было бы организовать, чтобы кандидат на пост мэра смог продемонстрировать себя общественности наилучшим образом?

- придумайте несколько лозунгов для Александра С., которые бы подходили к его имиджу.

 
Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Перечень тем докладов, конспектов, презентаций, эссе

1. Политология в системе  гуманитарного образования.

2. Сравнительная и прикладная политология.

3. Политическая наука в современной России: основные задачи, пути развития и перспективы.

4. Политические идеи в философии Конфуция

5. Политико-этические взгляды Сократа

6. Теория «идеального» государства Платона

 
7. Аристотель о политике и власти

8. Христианская концепция политики Августина Блаженного

9. Политические взгляды Цицерона

10. Николо Макиавелли – основоположник современной политической науки

11. Социально-политические взгляды утопического социализма (Т. Мор, Т. Кампанелла)

12. Учение Джона Локка о государстве

13. Т.Гоббс о естественных основаниях политики

14. Теория разделения властей Ш.Монтескье

15. Теория народного суверенитета Ж.Ж. Руссо

16. Демократические принципы Т. Джефферсона

17. Социально-политические идеи русских революционных демократов (В.Г. Белинский, А.И.Герцен, Н.П.Огарев, Н.Г.Чернышевский)             

18. Социально-политические идеи революционеров-декабристов (П.И. Пестель, Н.М.Муравьев)

19. Политическая мысль русского революционного народничества (П.Л.Лавров, П.Н.Ткачев, М.А.Бакунин)

20. Мораль и политика в учениях Конфуция и Н.Макиавелли.

21. Основное содержание античных проектов политического устройства общества.

22. Гуманистические политические идеи эпохи Возрождения (Н.Макиавелли, Т.Мор, Т.Кампанелла).

23. Политические идеи периода буржуазных революций и ранних индустриальных обществ (Б.Спиноза, Т.Гоббс, Ш.Монтескье, Ж.-Ж. Руссо, О.Конт, Гегель).

24. Националистические идеи Ф. Ницше

25. Политические идеи Г. Гегеля

26. Политические идеи И.Канта

27. Политическая социология М. Вебера

28. Теория конфликта Р. Дарендорфа

29. Социально-политические взгляды К.Маркса

30. Теория элит В.Парето, Г. Моска, Г.Михельса

31. Теория политического психоанализа  Г. Лассуэлл

32. Современные политические теории

33. Типы современных политических систем.

34. Теория  власти и властных отношений. Три ветви власти.

35. Легитимность власти и ее особенности в современной России.

36. Источники и показатели делегитимации власти.

37. Харизма и ее роль в политике.

38. Концепция рациональной бюрократии М.Вебера.

39. Президентская форма правления, ее особенности.

40. Парламент и парламентаризм.

41. Государство как основная и универсальная политическая организация.

42. Генезис государства и его сущность.

43. Организация объединенных наций. Ее структура и назначение.

44. Общественные группы как основные субъекты и объекты политики.

45. Политические партии России.

46. Политические партии и общественные движения Бурятии.

47. Основные типы партийных систем.

48. Личность в политике.

49. Основные направления политики в области прав и свобод человека.

50. Возможности личности влиять на государство.

51. Политическое лидерство.

52. Политико-психологические концепции лидерства.

53. У истоков элитизма: Парето, Моска, Михельс.

54. Социально-политические причины возникновения национального вопроса.

 
Перечень экзаменационных вопросов

Перечень тем докладов, конспектов, презентаций

Перечень дискуссионных тем

Комплект контрольных вопросов для проведения устных опросов

Комплект тестовых заданий

Комплект кейс-задач

Перечень видов оценочных средств
 
Критерии оценивания контрольной работы текущего контроля успеваемости обучающихся (рекомендуемое)

Комплект контрольных вопросов для проведения устных опросов

Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерные критерии оценивания:

– правильность ответа по содержанию задания (учитывается количество и характер ошибок при ответе);

– полнота и глубина ответа (учитывается количество усвоенных фактов, понятий и т.п.);

– сознательность ответа (учитывается понимание излагаемого материала);

– логика изложения материала (учитывается умение строить целостный, последовательный рассказ, грамотно пользоваться специальной терминологией);

 
– использование дополнительного материала;

– рациональность использования времени, отведенного на задание (не одобряется затянутость выполнения задания, устного ответа во времени, с учетом индивидуальных особенностей обучающихся).

Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерная шкала оценивания:

Баллы

для учета в рейтинге (оценка)

Степень удовлетворения критериям
86-100 баллов

«отлично»

Обучающийся полно и аргументировано отвечает по содержанию вопроса (задания); обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные; излагает материал последовательно и правильно.
71-85  баллов

«хорошо»

Обучающийся достаточно полно и аргументировано отвечает по содержанию вопроса (задания); обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные; излагает материал последовательно. Допускает 1-2 ошибки, исправленные с помощью наводящих вопросов.
56-70  баллов

«удовлетво-рительно»

Обучающийся обнаруживает знание и понимание основных положений данного задания, но излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил; не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры; излагает материал непоследовательно и допускает ошибки.
0-55  баллов

«неудовлетворительно»

Обучающийся обнаруживает незнание ответа на соответствующее задание (вопрос), допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Отмечаются такие недостатки в подготовке обучающегося, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.
 
Баллы

для учета в рейтинге (оценка)

Степень удовлетворения критериям
Перечень дискуссионных тем

Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерные критерии оценивания:

- теоретический уровень знаний;

- качество ответов на вопросы;

- подкрепление материалов фактическими данными (статистические данные или др.);

- практическая ценность материала;

- способность делать выводы;

- способность отстаивать собственную точку зрения;

- способность ориентироваться в представленном материале;

- степень участия в общей дискуссии.

Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерная шкала оценивания:

Критерии оценивания контрольной работы дискуссионных тем и вопросов для круглого стола

(дискуссии, полемики, диспута, дебатов)  

86-100 баллов

«отлично»

Обучающийся свободно владеет учебным материалом; проявляет навыки анализа, обобщения, критического осмысления, публичной речи, аргументации, ведения дискуссии и полемики, критического восприятия информации; материал изложен грамотно, в определенной логической последовательности, точно

используется терминология; показано умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации; высказывать свою точку зрения.

71-85 баллов

«хорошо»

Ответ удовлетворяет в основном требованиям на оценку «отлично», но при этом имеет один из недостатков: в усвоении учебного материала допущены небольшие пробелы, не исказившие содержание ответа; допущены один – два недочета в формировании навыков публичной речи, аргументации, ведения дискуссии и полемики, критического восприятия информации.
56-70 баллов

«удовлетво-рительно»

Неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения материала; имелись затруднения или допущены ошибки в определении понятий, использовании терминологии, исправленные после нескольких наводящих вопросов. Обучающийся не может применить теорию в новой ситуации.
 
0-55  баллов

«неудовлетворительно»

Не раскрыто основное содержание учебного материала; обнаружено незнание или непонимание большей или наиболее важной части учебного материала; допущены ошибки в определении понятий, при использовании терминологии, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов; не сформированы умения и навыки публичной речи, аргументации, ведения дискуссии и полемики, критического восприятия информации.
 
Баллы

для учета в рейтинге (оценка)

Степень удовлетворения критериям
Перечень заданий для контрольной работы

Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерные критерии оценивания:

– полнота раскрытия темы;

– правильность формулировки и использования понятий и категорий;

– правильность выполнения заданий/ решения задач;

– аккуратность оформления работы и др.

Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерная шкала оценивания:

Критерии оценивания контрольной работы для контрольной работы

(обязательно для дисциплин, где по УП предусмотрена контрольная работа)

86-100 баллов

«отлично»

Полное раскрытие темы, указание точных названий и определений, правильная формулировка понятий и категорий, приведены все необходимые формулы, соответствующая статистика и т.п., все задания выполнены верно (все задачи решены правильно), работа выполнена аккуратно, без помарок.
71-85  баллов

«хорошо»

Недостаточно полное раскрытие темы, одна-две несущественные ошибки в определении понятий и категорий, в формулах, статистических данных и т. п., кардинально не меняющие суть изложения, наличие незначительного количества грамматических и стилистических ошибок, одна-две несущественные погрешности при выполнении заданий или в решениях задач. Работа выполнена аккуратно.
56-70  баллов

«удовлетво-рительно»

Ответ отражает лишь общее направление изложения лекционного материала, наличие более двух несущественных или одной-двух существенных ошибок в определении понятий и категорий, формулах, статистических данных и т. п.; большое количество грамматических и стилистических ошибок, одна-две существенные ошибки при выполнении заданий или в решениях задач. Работа выполнена небрежно.
0-55  баллов

«неудовлетворительно»

Обучающийся демонстрирует слабое понимание программного материала. Тема не раскрыта, более двух существенных ошибок в определении понятий и категорий, в формулах, статистических данных, при выполнении заданий или в решениях задач, наличие грамматических и стилистических ошибок и др.
 
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерные критерии оценивания:

– правильность выполнения задания на практическую/лабораторную работу в соответствии с вариантом;

– степень усвоения теоретического материала по теме практической /лабораторной работы;

– способность продемонстрировать преподавателю навыки работы в инструментальной программной среде, а также применить их к решению типовых задач, отличных от варианта задания;

– качество подготовки отчета по практической / лабораторной работе;

– правильность и полнота ответов на вопросы преподавателя при защите работы

и др.

Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерная шкала оценивания практических занятий (лабораторных работ):

Критерии оценивания контрольной работы для практических (лабораторных) работ

Баллы

для учета в рейтинге (оценка)

Степень удовлетворения критериям
86-100 баллов

«отлично»

Выполнены все задания практической (лабораторной) работы, обучающийся четко и без ошибок ответил на все контрольные вопросы.
71-85  баллов

«хорошо»

Выполнены все задания практической (лабораторной) работы; обучающийся ответил на все контрольные вопросы с замечаниями.
 
56-70  баллов

«удовлетво-рительно»

Выполнены все задания практической (лабораторной) работы с замечаниями; обучающийся ответил на все контрольные вопросы с замечаниями.
0-55  баллов

«неудовлетворительно»

Обучающийся не выполнил или выполнил неправильно задания практической (лабораторной) работы; обучающийся ответил на контрольные вопросы с ошибками или не ответил на контрольные вопросы.
 
Комплект заданий

Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерные критерии оценивания:

В качестве критериев могут быть выбраны, например:

– соответствие срока сдачи работы установленному преподавателем;

– соответствие содержания и оформления работы предъявленным требованиям;

– способность выполнять вычисления;

– умение использовать полученные ранее знания и навыки для решения конкретных задач;

– умение отвечать на вопросы, делать выводы, пользоваться профессиональной и общей лексикой;

– обоснованность решения и соответствие методике (алгоритму) расчетов;

Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерная шкала оценивания:

Критерии оценивания контрольной работы для выполнения

расчетно-графической работы,  работы на тренажере

Баллы

для учета в рейтинге (оценка)

Степень удовлетворения критериям
86-100 баллов

«отлично»

Все материалы, расчеты, построения оформлены согласно требованиям и демонстрируют высокий уровень освоения теоретического материала, способность составлять и реализовать алгоритм решения по исходным данным. Вычисления выполнены четко, ответы на вопросы, выводы к работе отражают точку зрения обучающегося на решаемую проблему. Все материалы представлены в установленный срок, не требуют дополнительного времени на завершение. 
71-85  баллов

«хорошо»

Все материалы, расчеты, построения оформлены согласно требованиям и демонстрируют достаточно высокий уровень освоения теоретического материала, способность составлять и реализовать алгоритм решения по исходным данным. В работе присутствуют несущественные ошибки при вычислениях и построении чертежей, не влияющие на общий результат работы, при грамотном ответе на большинство поставленных вопросов. Все материалы представлены в установленный срок, не требуют дополнительного времени на завершение. 
56-70  баллов

«удовлетво-рительно»

Материалы, расчеты, построения оформлены с ошибками, не в полном объеме, демонстрируют наличие пробелов в освоении теоретического материала, низкий уровень способности составлять и реализовать алгоритм решения по исходным данным. В работе присутствуют ошибки, которые не оказывают существенного влияния на окончательный результат. Работа оформлена неаккуратно, представлена с задержкой и требует дополнительного времени на завершение.
0-55  баллов

«неудовлетворительно»

Демонстрирует низкий/ниже среднего уровень освоения теоретического материала, неспособность составлять и реализовать алгоритм решения по исходным данным. Многие требования, предъявляемые к заданию, не выполнены. Обучающийся не может ответить на замечания преподавателя, не владеет материалом работы, не в состоянии дать объяснения выводам и теоретическим положениям данной работы. Оформление работы не соответствует требованиям.
 
Материалы тестовых заданий

Материалы тестовых заданий следует сгруппировать по темам/разделам изучаемой дисциплины (модуля) в следующем виде:

Тема (темы) / Раздел дисциплины (модуля)

Тестовые задания по данной теме (темам)/Разделу с указанием правильных ответов.

Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерные критерии оценивания:

- отношение правильно выполненных заданий к общему их количеству

Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерная шкала оценивания:

Критерии оценивания контрольной работы тестовых заданий

 
Баллы

для учета в рейтинге (оценка)

Степень удовлетворения критериям
86-100 баллов «отлично»

Выполнено 86-100% заданий
71-85  баллов «хорошо»

Выполнено 71-85% заданий 
56-70  баллов «удовлетво-рительно»

Выполнено 56-70% заданий
0-55  баллов «неудовлетворительно»

Выполнено 0-56% заданий
 
Баллы

для учета в рейтинге (оценка)

Степень удовлетворения критериям
86-100 баллов «отлично»

Демонстрирует очень высокий/высокий уровень знаний, умений, навыков в соответствии с критериями оценивания. Все требования, предъявляемые к заданию, выполнены.
71-85  баллов «хорошо»

Демонстрирует достаточно высокий/выше среднего уровень знаний, умений, навыков в соответствии с критериями оценивания. Все требования, предъявляемые к заданию, выполнены.
56-70  баллов «удовлетво-рительно»

Демонстрирует средний уровень знаний, умений, навыков в соответствии с критериями оценивания. Большинство требований, предъявляемых к заданию, выполнены.
0-55  баллов «неудовлетворительно»

Демонстрирует низкий/ниже среднего уровень знаний, умений, навыков в соответствии с критериями оценивания. Многие требования, предъявляемые к заданию, не выполнены. Нет ответа. Не было попытки решить задачу.
Задачи репродуктивного уровня  

Задачи реконструктивного уровня

Задачи творческого уровня

Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерные критерии оценивания:

– полнота знаний теоретического контролируемого материала;

– полнота знаний практического контролируемого материала, демонстрация умений и навыков решения типовых задач, выполнения типовых заданий/упражнений/казусов;

– умение самостоятельно решать проблему/задачу на основе изученных методов, приемов, технологий;

– умение ясно, четко, логично и грамотно излагать собственные размышления, делать умозаключения и выводы;

– полнота и правильность выполнения задания.

Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерная шкала оценивания:

Критерии оценивания контрольной работы разноуровневых задач (заданий)

 
Баллы

для учета в рейтинге (оценка)

Степень удовлетворения критериям
Перечень тем эссе/докладов/рефератов/сообщений и т.п.

Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерные критерии оценивания:

– полнота раскрытия темы;

– степень владения понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины;

– знание фактического материала, отсутствие фактических ошибок;

– умение логически выстроить материал ответа;

– умение аргументировать предложенные подходы и решения, сделанные выводы;

– степень самостоятельности, грамотности, оригинальности в представлении материала (стилистические обороты, манера изложения, словарный запас, отсутствие или наличие грамматических ошибок);

– выполнение требований к оформлению работы.

Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся).

Примерная шкала оценивания письменных работ:

Критерии оценивания контрольной работы темы эссе

(рефератов, докладов, сообщений)

 
86-100 баллов «отлично»

Содержание работы в целом соответствует теме задания. Продемонстрировано знание фактического материала, отсутствуют ошибки. Продемонстрировано уверенное владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (уместность употребления, аббревиатуры, толкование и т.д.), отсутствуют ошибки в употреблении терминов.

Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.

Ответ четко структурирован и выстроен в заданной логике. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа укладывается в заданные рамки при сохранении смысла.

Продемонстрировано умение аргументировано излагать собственную точку зрения. Видно уверенное владение освоенным материалом, изложение сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.

Высокая степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала: стилистические обороты, манера изложения, словарный запас. Отсутствуют стилистические и орфографические ошибки в тексте.

Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.

71-85  баллов «хорошо»

Содержание ответа в целом соответствует теме задания. Продемонстрировано знание фактического материала, встречаются несущественные фактические ошибки.

Продемонстрировано владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (уместность употребления, аббревиатуры, толкование и т.д.), отсутствуют ошибки в употреблении терминов.

Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.

Ответ в достаточной степени структурирован и выстроен в заданной логике без нарушений общего смысла. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа незначительно превышает заданные рамки при сохранении смысла.

Продемонстрировано умение аргументированно излагать собственную точку зрения, но аргументация не всегда убедительна. Изложение лишь отчасти сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.

Достаточная степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала. Встречаются мелкие и не искажающие смысла ошибки в стилистике, стилистические штампы. Есть 1–2 орфографические ошибки.

Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.

56-70  баллов  «удовлетво-рительно»

Содержание работы в целом соответствует теме задания. Продемонстрировано удовлетворительное знание фактического материала, есть фактические ошибки (25– 30%).

Продемонстрировано достаточное владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины, есть ошибки в употреблении и трактовке терминов, расшифровке аббревиатур.

Ошибки в использовании категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.

Ответ плохо структурирован, нарушена заданная логика. Части ответа логически разорваны, нет связок между ними. Ошибки в представлении логической структуры проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа в существенной степени (на 25–30%) отклоняется от заданных рамок.

Нет собственной точки зрения либо она слабо аргументирована. Примеры, приведенные в ответе в качестве практических иллюстраций, в малой степени соответствуют изложенным теоретическим аспектам.

Текст работы примерно наполовину представляет собой стандартные обороты и фразы из учебника/лекций. Обилие ошибок в стилистике, много стилистических штампов. Есть 3–5 орфографических ошибок.

Работа выполнена не очень аккуратно, встречаются помарки и исправления.

0-55  баллов  «неудовлетворительно»

Содержание ответа не соответствует теме задания или соответствует ему в очень малой степени.

Продемонстрировано крайне слабое владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (неуместность употребления, неверные аббревиатуры, искаженное толкование и т.д.), присутствуют многочисленные ошибки в употреблении терминов.

Продемонстрировано крайне низкое (отрывочное) знание фактического материала, много фактических ошибок – практически все факты (данные) либо искажены, либо неверны.

Ответ представляет собой сплошной текст без структурирования, нарушена заданная логика. Части ответа не взаимосвязаны логически. Нарушена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа более чем в 2 раза меньше или превышает заданный. Показаны неверные ассоциативные взаимосвязи категорий и терминов дисциплины.

Отсутствует аргументация изложенной точки зрения, нет собственной позиции. Отсутствуют примеры из практики либо они неадекватны.

Текст ответа представляет полную кальку текста учебника/лекций. Стилистические ошибки приводят к существенному искажению смысла. Большое число орфографических ошибок в тексте (более 10 на страницу).

Работа выполнена неаккуратно, с обилием помарок и исправлений. В работе один абзац и больше позаимствован из какого-либо источника без ссылки на него.

 
Критерии оценивания контрольной работы участия обучающегося в активных формах обучения (доклады, 
 
выступления на семинарах, практических занятиях и пр.):

Баллы

для учета в рейтинге (оценка)

Степень удовлетворения критериям
86-100 баллов «отлично»

Полное раскрытие вопроса; указание точных названий и определений; правильная формулировка понятий и категорий; самостоятельность ответа, умение вводить и использовать собственные классификации и квалификации, анализировать и делать собственные выводы по рассматриваемой теме; использование дополнительной литературы и иных материалов и др.
71-85  баллов «хорошо»

Недостаточно полное, по мнению преподавателя, раскрытие темы; несущественные ошибки в определении понятий, категорий и т.п., кардинально не меняющих суть изложения; использование устаревшей учебной литературы и других источников
56-70  баллов «удовлетво-рительно»

Отражение лишь общего направления изложения лекционного материала и материала современных учебников; наличие достаточного количества несущественных или одной - двух существенных ошибок в определении понятий и категорий и т. п.; использование устаревшей учебной литературы и других источников; неспособность осветить проблематику учебной дисциплины и др.
0-55  баллов «неудовлетворительно»

Темы не раскрыта; большое количество существенных ошибок; отсутствие умений и навыков, обозначенных выше в качестве критериев выставления положительных оценок и др.
 
Задание (я):

Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерные критерии оценивания:

- соответствие решения сформулированным в кейсе вопросам (адекватность проблеме и рынку);

- оригинальность подхода (новаторство, креативность);

- применимость решения на практике;

- глубина проработки проблемы (обоснованность решения, наличие альтернативных вариантов, прогнозирование возможных проблем, комплексность решения).

Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерная шкала оценивания:

Критерии оценивания контрольной работы кейс-задач

Баллы

для учета в рейтинге (оценка)

Степень удовлетворения критериям
86-100 баллов «отлично»

Предложенное решение соответствует поставленной в кейс-задаче проблеме. Обучающийся применяет оригинальный подход к решению поставленной проблемы, демонстрирует высокий уровень теоретических знаний, анализ соответствующих источников. Формулировки кратки, ясны и точны. Ожидаемые результаты применения предложенного решения конкретны, измеримы и обоснованы.
71-85 баллов «хорошо»

Предложенное решение соответствует поставленной в кейс-задаче проблеме. Обучающийся применяет в основном традиционный подход с элементами новаторства, частично подкрепленный анализом соответствующих источников, демонстрирует хороший уровень теоретических знаний. Формулировки недостаточно кратки, ясны и точны. Ожидаемые результаты применения предложенного решения требуют исправления незначительных ошибок.
56-70  баллов «удовлетво-рительно»

Демонстрирует средний уровень знаний, умений, навыков в соответствии с критериями оценивания. Предложенное решение требует дополнительной конкретизации и обоснования, в целом соответствует  поставленной в задаче проблеме. При решении поставленной проблемы обучающийся применяет традиционный подход, демонстрирует твердые знания по поставленной проблеме. Предложенное решение содержит ошибки, уверенно исправленные после наводящих вопросов.
0-55  баллов «неудовлетворительно»

Наличие грубых ошибок в решении ситуации, непонимание сущности рассматриваемой проблемы, неуверенность и неточность ответов после наводящих вопросов. Предложенное решение не обосновано и не применимо на практике
 
Тема (проблема)

Концепция игры

Роли:

Критерии оценивания контрольной работы для деловой (ролевой) игры

 
Задания (вопросы, проблемные ситуации и др.)

Ожидаемый (е) результат(ы)

Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерные критерии оценивания:

­ качество усвоения информации;

­ выступление;

­ содержание вопроса;

­ качество ответов на вопросы;

­ значимость дополнений, возражений, предложений;

­ уровень делового сотрудничества;

­ соблюдение правил деловой игры;

­ соблюдение регламента;

­ активность;

­ правильное применение профессиональной лексики.

Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерная шкала оценивания:

Баллы

для учета в рейтинге (оценка)

Степень удовлетворения критериям
86-100 баллов «отлично»

Участник деловой игры продемонстрировал понимание сути поставленной проблемы; теоретические положения изложены с использованием профессиональной лексики; ответы и выступления четкие и краткие, логически последовательные; активное участие в деловой игре.
71-85 баллов «хорошо»

Участник деловой игры продемонстрировал понимание сути поставленной проблемы; теоретические положения изложены с использованием профессиональной лексики с незначительными ошибками; ответы и выступления в основном краткие, но не всегда четкие и логически последовательные; участие в деловой игре.
56-70  баллов «удовлетво-рительно»

Участник деловой игры продемонстрировал понимание сути поставленной проблемы; теоретические положения изложены со слабым использованием профессиональной лексики; ответы и выступления многословные, нечеткие и без должной логической последовательности; пассивное участие в деловой игре.
0-55  баллов «неудовлетворительно»

Участник деловой игры продемонстрировал затруднения в понимании сути поставленной проблемы; отсутствие необходимых знаний и умений для решения проблемы; затруднения в построении самостоятельных высказываний; обучающийся практически не принимает участия в игре.
 
Баллы

для учета в рейтинге (оценка)

Степень удовлетворения критериям
86-100 баллов «отлично»

Работа демонстрирует точное понимание задания. Все материалы имеют непосредственное отношение к теме; источники цитируются правильно. Результаты работы представлены четко и логично, информация точна и отредактирована. Работа отличается яркой индивидуальностью и выражает точку зрения обучающегося.
71-85  баллов «хорошо»

Помимо материалов, имеющих непосредственное отношение к теме, включаются некоторые материалы, не имеющие отношение к ней; используется ограниченное количество источников. Не вся информация взята из достоверных источников; часть информации неточна или не имеет прямого отношения к теме. Недостаточно выражена собственная позиция и оценка информации. 
56-70  баллов «удовлетво-рительно»

Часть материалов не имеет непосредственного отношения к теме, используется 2-3 источника. Делается слабая попытка проанализировать информацию. Материал логически не выстроен и подан внешне непривлекательно, не дается четкого ответа на поставленные вопросы. Нет критического взгляда на проблему.
0-55  баллов «неудовлетворительно»

Больше половины материалов не имеет непосредственного отношения к теме, используется один источник. Не делается попытка проанализировать информацию. Материал логически не выстроен и подан внешне непривлекательно, не дается ответа на поставленные вопросы.
Групповые творческие задания (проекты):

Индивидуальные творческие задания (проекты):

Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерные критерии оценивания:

- актуальность темы;

- соответствие содержания работы выбранной тематике;

- соответствие содержания и оформления работы установленным требованиям;

- обоснованность результатов и выводов, оригинальность идеи;

- новизна полученных данных;

- личный вклад обучающихся;

- возможности практического использования полученных данных.

Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерная шкала оценивания:

Критерии оценивания контрольной работы для тем групповых и/или индивидуальных творческих заданий/проектов

 
ИЗМЕНЕНИЯ И ДОПОЛНЕНИЯ
Ведомость изменений

п/п

Вид обновлений
Содержание изменений, вносимых в ОПОП
Обснование изменений
1
2
3
4
5
6