учреждение высшего образования
«Бурятская государственная сельскохозяйственная академия имени В.Р. Филиппова»
Экономический факультет
Бухгалтерский учет и аудит
Направленность (профиль) Учет и финансы
в учебном плане
является дисциплиной обязательной для изучения
дисциплины кафедра
Семестр 3
Зав. кафедрой Базарова М.У.
п/п
на заседании кафедры
Заведующий кафедрой
Барлукова О.Д.
(представитель работодателя)
Задачи: овладение понятийным аппаратом дисциплины; базовых дефектологических знаний; приобретение опыта учета индивидуально-психологических и личностных особенностей лиц с ОВЗ и инвалидностью
УК-9: Способен использовать базовые дефектологические знания в социальной и профессиональной сферах;
ИД-1. Применяет базовые дефектологические знания в социальной и профессиональной сферах
ИД-2. Планирует и осуществляет профессиональную деятельность с лицами с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами
ИД-3. Взаимодействует в социальной и профессиональной сферах с лицами с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами
ИД-2. Знает основы профессиональной деятельности с лицами с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами
ИД-3. Знает методы взаимодействия с лицами, имеющими ограниченные возможности здоровья
ИД-2. Умеет анализировать профессиональной деятельности с лицами с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами
ИД-3. Умеет анализировать взаимодействие с лицами, имеющими ограниченные возможности здоровья
ИД-2. Владеет навыками профессиональной деятельности с лицами с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами
ИД-3. Владеет навыками взаимодействия в социальной и профессиональной сферах с лицами, с ОВЗ
форма текущего контроля успеваемости)
работ
дискуссия
Проверка эссе
подготовка к дискуссии
кейсы
Результаты дискуссии
URL: https://elib.bgsha.ru/sotru/00315. - Режим доступа: Электронная библиотека БГСХА. - Загл. с титул. экрана. - Б. ц. - Текст : электронный.
Microsoft OfficeProPlus 2016 RUS OLP NL Acdmc. Договор № ПП-61/2015 г. О поставке программных продуктов от 9 декабря 2015 года
Microsoft Windows Vista Business Russian Upgrade Academic OPEN No Level Государственный контракт № 25 от 1 апреля 2008 года
http://www.garant.ru/
- использование специализированных (адаптированных) рабочих программ дисциплин (модулей) и методов обучения и воспитания, включая наличие альтернативной версии официального сайта организации в сети «Интернет» для слабовидящих;
- использование специальных учебников, учебных пособий и других учебно-методических материалов, включая альтернативные форматы печатных материалов (крупный шрифт или аудиофайлы);
- использование специальных технических средств обучения (мультимедийное оборудование, оргтехника и иные средства) коллективного и индивидуального пользования, включая установку
мониторов с возможностью трансляции субтитров, обеспечение надлежащими звуковыми
воспроизведениями информации;
- предоставление услуг ассистента (при необходимости), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь или услуги сурдопереводчиков / тифлосурдопереводчиков;
- проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий для разъяснения отдельных вопросов изучаемой дисциплины (модуля);
- проведение процедуры оценивания результатов обучения возможно с учетом особенностей нозологий (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, в форме тестирования и т.п.) при использовании доступной формы предоставления заданий оценочных средств и ответов на задания (в печатной форме увеличенным шрифтом, в форме аудиозаписи, в форме электронного документа, задания зачитываются ассистентом, задания предоставляются с использованием сурдоперевода) с
использованием дополнительного времени для подготовки ответа;
- обеспечение беспрепятственного доступа обучающимся в учебные помещения, туалетные и другие помещения организации, а также пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов и других приспособлений);
- обеспечение сочетания онлайн и офлайн технологий, а также индивидуальных и коллективных форм работы в учебном процессе, осуществляемом с использованием дистанционных образовательных технологий;
- и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение ОПОП ВО.
В целях реализации ОПОП ВО в академии оборудована безбарьерная среда, учитывающая потребности лиц с нарушением зрения, с нарушениями слуха, с нарушениями опорно-двигательного
аппарата. Территория соответствует условиям беспрепятственного, безопасного и удобного передвижения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Вход в учебный корпус
оборудован пандусами, стекла входных дверей обозначены специальными знаками для слабовидящих, используется система Брайля. Сотрудники охраны знают порядок действий при прибытии в академию лица с ограниченными возможностями. В академии создана толерантная социокультурная среда, осуществляется необходимое сопровождение образовательного процесса,
при необходимости предоставляется волонтерская помощь обучающимся инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья.
1. Цель и задачи инклюзивного образования лиц с ОВЗ. (УК-9)
2. Многообразие подходов к интерпретации понятия «Инклюзивное образование». (УК-9)
3. Международные правовые документы, составляющие нормативно-правовые основы инклюзивного образования. (УК-9)
4. Документы, регулирующие инклюзивное образование на территории РФ. (УК-9)
5. Основные этапы развития инклюзивного образования. (УК-9)
6. Основные понятия и категории инклюзивного обучения. (УК-9)
7. Принципы инклюзивного образования. (УК-9)
8. Особенности нозологий у лиц с нарушениями слуха. (УК-9)
9. Особенности нозологий у лиц с нарушениями зрения. (УК-9)
10. Особенности нозологий у лиц с нарушениями опорно-двигательной системы. (УК-9)
11. Особые образовательные потребности и создание специальных условий для лиц с нарушениями слуха. (УК-9)
12. Особые образовательные потребности и создание специальных условий для лиц с нарушениями зрения. (УК-9)
13. Особые образовательные потребности и создание специальных условий для лиц с нарушениями опорно-двигательной системы. (УК-9)
14. Психологическое сопровождение процесса образовательной интеграции. (УК-9)
15. Социальная политика в отношении лиц с ОВЗ и инвалидностью. (УК-9)
16. Система социальной работы с лицами с нарушением здоровья. (УК-9)
17. Социально-психологическая адаптации лиц с ОВЗ профессиональной сфере. (УК-9)
18. Состояние инклюзивной среды в России (УК-9)
19. Состояние инклюзивной среды в Бурятии. (УК-9)
20. Содействие занятости и трудоустройству инвалидов. (УК-9)
Комплект контрольных вопросов для проведения устных опросов
Тема 1. История развития инклюзивного образования
1. Основные этапы развития инклюзивного образования.
2. Основные понятия и категории инклюзивного обучения.
3. Принципы инклюзивного образования.
Тема 2. Клинико-психологические особенности лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и инвалидностью
1. Особенности нозологий у лиц с нарушениями слуха.
2. Особенности нозологий у лиц с нарушениями зрения.
3. Особенности нозологий у лиц с нарушениями опорно-двигательной системы.
Тема 3. Создание специальных условий получения образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
1. Особые образовательные потребности и создание специальных условий.
2. Психологическое сопровождение процесса образовательной интеграции.
Тема 4. Социально-психологическая адаптации лиц с ОВЗ в социальной и профессиональной сферах
1. Социальная политика в отношении лиц с ОВЗ и инвалидностью.
2. Система социальной работы с лицами с нарушением здоровья.
3. Социально-психологическая адаптации лиц с ОВЗ профессиональной сфере.
4. Состояние инклюзивной среды в Бурятии.
5. Содействие занятости и трудоустройству инвалидов.
Вопросы дискуссии
1. Состояние инклюзивной среды в России и Бурятии.
2. Содействие занятости и трудоустройству инвалидов.
3. Доступная среда в БГСХА.
Задание для тренинга
Тема: Создание специальных условий получения образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
Игра на знакомство «Разрекламируй друга!»
Группа разбивается на пары. Важно проследить, чтобы вместе оказались люди, как можно менее знакомые друг с другом.
Вводная: Представьте, что каждый из вас - член закрытого элитарного клуба. Естественно, что вы знакомы со всеми его участниками, доверяете им, вам хорошо вместе. Раз в году двери клуба открываются для всех. В этот день вы можете попытаться ввести в круг членов клуба своих друзей. Для этого вам предстоит подготовиться и дать своему товарищу такую рекомендацию, чтобы ни один из членов клуба не смог проголосовать против приема новичка. Задание 1. (время на выполнение - 7 минут). Каждый из участников пары подумает и расскажет своему партнеру об одном своем положительном качестве. Качество это может быть любым, но значимым. Рассказавший о себе выслушивает историю своего партнера о том качестве, которое выделяет его среди других людей и позволяет претендовать на прием в клуб.
Задание 2. После того, как вы поделились друг с другом информацией о своем положительном качестве, вам придется подумать, каким образом представить перед членами клуба вашего друга.
Отрекомендовать его вы можете любым эффективным способом. Например:
• интервью, представляющее героя, в теле- или радиостудии;
• инсценировка, представляющая личные качества кандидата;
• комментарий спортивного обозревателя (если ваш герой делает успехи в спорте и именно здесь проявляются его человеческие достоинства, упорство, надежность, сила воли), репортаж с выставки, концерта, конкурса (при условии, что достижения вашего героя проявляются именно в этой сфере деятельности);
• стихотворение, песня.
Позаботьтесь о том, чтобы избранная форма максимально отражала содержание вашего представления. Не забудьте назвать имя товарища! Продолжительность выступления - 5 минут. Продолжительность подготовки - 20 минут.
За 1 минуту до конца ведущий объявляет минутную готовность.
Ведущий: Внимание, объявляется минутная готовность! Просьба всем собраться в зале клуба на церемонию представления новых участников! Сейчас нам предстоит познакомиться с новыми кандидатами. Если рекомендация, представленная вам, уважаемые члены клуба, покажется достаточной и убедительной, прошу своими аплодисментами высказать решение о приеме в члены клуба. А теперь я приглашаю на сцену первую пару участников! Завершение: после того, как все пары представили друг друга, выясняем, что дала каждому работа над заданием. Отмечаем оригинальные идеи и удачные выступления, дружественность атмосферы и важность поддержки
«Я и мой мир вокруг меня»
Цель проведения игры: осознание участниками занятия сфер своего окружения, прояснение своих взаимоотношений с окружающим миром.
Участникам игры дается следующая инструкция: «Возьмите лист бумаги. Рисуйте, оставляя середину листа пустой. Нарисуйте все, что вас окружает в жизни, с кем и с чем вам приходится общаться, взаимодействовать — ваш социальный мир. Нарисовали? Теперь в центре нарисуйте себя».
Далее каждого участника просят показать рисунок и рассказать о нем что-либо. Желательны ответы на следующие вопросы:
Нравится ли тебе твой рисунок, нравится ли тебе твой портрет?
Что из нарисованного для тебя наиболее важно, а что — наименее?
Есть ли разделяющая граница между тобой и окружающим миром?
К чему из окружения ты обращен на рисунке?
Как ты взаимодействуешь с тем, что нарисовано вокруг тебя?
Что это для тебя значит?
Далее проводится групповое обсуждение. В процессе дискуссии учащиеся должны понять, что, несмотря на то что одинаково тяжелые жизненные переживания действительно часто сближают людей, взаимопонимание между людьми все же основывается, как правило, не на этом, а на общности интересов, близком личностном развитии, профессиональной общности.
Кейсы
Ситуация 1
Недавно в университет поступил студент с инвалидностью по зрению (тотально слепой). Студент раньше имел хорошее зрение, но в связи с полученной травмой у него оно пропало, но, не смотря на травму, он решил получить высшее образование.
Прошло несколько месяцев с начала его обучения. Студент систематически посещал занятия, слушал лекции, иногда участвовал в обсуждении ситуаций и проблем. Когда преподаватели ему задавали вопросы на проверку знаний по тому или иному предмету, он не мог ответить.
Преподаватель решил поговорить со студентом, предложив ему фиксировать лекции на диктофон. Студент агрессивно отреагировал на это замечание, заявив, что университет не предоставляет ему должным образом условия для доступного обучения.
Ключевые вопросы и задания:
1. Какие современные технологии дают возможность фиксации изучаемого материала для полноценного обучения тотально слепых?
Предложите минимум три способа конструктивного выхода из сложившейся ситуации.
2. Что должен предоставлять университет для студентов с тотальным нарушением зрения согласно нормативно-правовой базе, что может еще предоставить университет?
Составьте список необходимого оборудования для осуществления образовательного процесса для студентов с тотальным нарушением зрения.
Ситуация 2
На втором курсе в вузе учится девушка (инвалид с детства), которая плохо слышит (диагноз: смешанная тугоухость) и тихо, медленно говорит. В группе сверстников ее принимают частично, некоторые одногруппники игнорируют. На занятиях преподаватели ставят ее в «особые» условия, задают более «простые задания», практически не спрашивают устно.
Ключевые вопросы и задания:
1. Объясните, какие ошибки допущены преподавателями при взаимодействии со студентом и как их исправить?
Перечислите большинство вероятных ошибок и предложите варианты по их решению.
2. Подберите оптимальные методы и приемы (в контексте данной ситуации), применяемые в работе со студентами с ОВЗ?
Составьте банк методов и приемов работы со студентами с ОВЗ (диагноз: смешанная тугоухость)
Ситуация 3
В 2017 году в один из университетов поступил на обучение молодой человек – Игорь К. с комплексными нарушениями здоровья (основной диагноз ДЦП). Преподаватель-куратор, который осуществлял взаимодействие с данным студентом, конечно, находился в ситуации затруднения, но постепенно смог решить все необходимые вопросы, которые возникали в процессе обучения у Игоря.
В свою очередь мама молодого человека была недовольна отношением преподавателя-куратора к её сыну, теми способами и методами работы, которые он использует в своей деятельности, обвинила его в нетактичном обращении со студентом, написав соответствующую жалобу ректору.
1. Какие особенности студента с ДЦП и его семьи необходимо учитывать при взаимодействии с ними?
2. Какими нормативно-правовыми документами для решения возникшей ситуации может и должен руководствоваться а) руководитель образовательной организации, б) преподаватель-куратор?
Ситуация 4
Студент, имеющий заболевание - эпилепсия, обучается в вузе. В любой момент ему может понадобиться медицинская помощь. В связи с этим его мать, имеющая медицинское образование, хочет перевести его на дистанционное обучение, но студент желает продолжить обучение в стенах института. У него прекрасная успеваемость и хорошие взаимоотношения с коллективом.
Ключевые вопросы и задания:
1. Согласно нормативно-правовым документам является ли наличие медпункта или дежурного медицинского сотрудника в институте обязательным условием при обучении инвалидов и лиц с ограниченными возможностями?
2. Может ли преподаватель при необходимости оказывать медицинскую помощь студенту?
Ситуация 5
В октябре 2017 года на факультет лингвистики в группу Z перешла девушка Алина П. с диагнозом ДЦП (детский церебральный паралич) с дистанционного обучения на очное. Вполне благополучная студентка: почти отличница, хорошо воспитана, занимается изобразительным искусством и языками, единственный ребенок в семье. Родители – успешные предприниматели, не испытывающие финансовых затруднений. По словам Алины, в семье доверительные отношения и теплая атмосфера.
При поступлении в университет Алина считала, что не сможет адаптироваться в образовательной среде очного обучения, боясь быть отвергнутой, жалкой и беззащитной, девушка выбрала дистанционную форму обучения. Однако, закончив 1 курс, студентка поняла, что испытывает дефицит общения со сверстниками и недостаток практики языка и на 2 курсе решила перейти на очную форму обучения. В связи с высокими показателями в обучении проблем с переводом не возникло.
Куратор группы был обеспокоен тем, что появление студента с ОВЗ вызовет ряд трудностей, связанных с внешними дефектами, особенностями умственной и физической деятельности.
Как и предполагал куратор с появлением студентки сразу возникли проблемы. Второкурсники были не готовы к новому члену группы, так как в коллективе сформировались свои подгруппы, доверительные отношения и темп работы. Помимо этой проблемы возник ряд других моментов: неготовность преподавателей к реализации индивидуального плана работы со студенткой.
Стоит отметить, что отличных результатов в учебе студентка добилась благодаря своему трудолюбию и желанию достичь успеха в будущей карьере. В учебной деятельности студентам с ДЦП требуется гораздо больше времени и усилий, так как у них происходит быстрая утомляемость и заторможенность переключения с одного вида деятельности на другой. Но при этом человеческие ресурсы, особенности мышления, связанные с заболеванием, затрудняют выполнение работы в полном объеме.
Проучившись три недели, Алина чувствовала дискомфорт, обособленность от группы и скептическое отношение к себе.
Ситуация обострилась, когда Алина, задержавшись в очереди в столовой, опоздала к преподавателю, который после звонка на пару не запускал студентов. Встретив возле аудитории двух одногруппниц, они все равно попытались зайти на лекцию вместе. Преподаватель, увидев, что среди опоздавших студент с ДЦП, сделал исключение. В аудитории начался шепот: «Раньше никого не пускали, а здесь исключение сделали!» «Теперь с Алиной опаздывать можно…»
Студентка почувствовала себя неловко, тем самым замкнулась в себе.
1. Обозначьте основные проблемные педагогические ситуации, заявленные в тексте?
2. Какую работу в группе необходимо было провести в группе до перевода, после перевода?
Ситуация 6
Ключевые вопросы и задания:
1. Какие средства стоит применить преподавателю для того, чтобы студент усвоил материал лекции?
2. Как должна выглядеть презентация, подготовленная для лекции в группе со слабослышащим студентом?
Составьте рекомендации преподавателям при составлении учебной презентации для слабослышащих студентов.
1. Концепция толерантности и ее реализация в инвалидной среде.
2. Социальная практика агротерапии.
3. Волонтерство в инклюзивной среде
Комплект заданий для самостоятельной работы обучающихся
Тема 1. История развития инклюзивного образования
1. Философские и этические основы инклюзивного образования.
2. Зарубежный опыт реализации инклюзивного образования.
3. Нормативно-правовые основы инклюзивного образования в России.
Тема 2. Клинико-психологические особенности лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и инвалидностью
1. Особенности нозологий у лиц с задержкой психического развития.
2. Особенности нозологий у лиц с нарушениями интеллекта.
3. Особенности нозологий у лиц с нарушениями речи.
Тема 3. Создание специальных условий получения образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
1. Участие семьи в процессе инклюзивного образования.
2. Разработка индивидуального образовательного маршрута.
3. Принципы инклюзивной педагогики.
Тема 4. Социально-психологическая адаптации лиц с ОВЗ в социальной и профессиональной сферах
1. Дополнительное образование для лиц с ОВЗ.
2. Реабилитация и абилитация инвалидов.
3. Типы адаптации инвалидов к обществу.
Комплект тестовых заданий
Выберите один из возможных вариантов ответа:
1. Совместное обучение и воспитание лиц, имеющих ОВЗ, с их нормально развивающимися сверстниками подразумевает:
а) инклюзия
б) интеракция
в) индивидуализация
2. Инклюзивное образование, согласно ФЗ «Об образовании В РФ» (от 29.12.2012 г. №273-ФЗ), это:
а) создание оптимальных условий для социализации для лиц с ОВЗ и инвалидностью
б) создание оптимальных условий для нравственного развития нормально развивающихся детей
в) обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей
3. Различают два вида интеграции:
а) внутреннюю и внешнюю
б) пассивную и творческую
в) образовательную и социальную
4. Кто разрабатывает рекомендации по созданию специальных образовательных условий для ребенка с ОВЗ, на основе которых строится обучение?
а) психолого-медико-педагогическая комиссия
б) дефектолог
в) медико-социальная экспертиза
5. Впервые теоретическое обоснование интегрированного обучения было в трудах отечественного учёного:
а) А.Н. Леонтьева
в) Л.С. Выготского
6. Государство гарантирует бесплатно для лиц с инвалидностью:
а) питание
б) услуги сурдопереводчика
в) учебники
7. Первой страной в сфере внедрения в педагогическую практику Инте (инклюзивного) образования стала:
а) Великобритания
б) Россия
в) Франция
8. В рамках инклюзивного образования образовательные услуги могут предоставляться обучающимся со следующими ограничениями здоровья:
а) нарушения слуха (глухие)
б) нарушения слуха (слабослышащие и позднооглохшие)
в) нарушения зрения (слепые)
г) нарушения зрения (слабовидящие)
д) тяжелые нарушения речи
е) нарушения опорно-двигательного аппарата
ж) задержка психического развития
з) умственно отсталые
и) расстройства аутистического спектра
к) сложный дефект (два и более нарушений)
л) ограничения, связанные с соматическими заболеваниями
м) все ответы верны
9. В 70-е г.г. XX в. в странах западной и восточной Европы отмечаются прецеденты закрытия коррекционных учреждений, из-за:
A) отсутствия детей с ОВЗ
Б) перевода детей с ОВЗ в детские сады и школы общего типа
B) обучения детей с ОВЗ на дому
10. Назовите фундаментальный философский принцип инклюзии:
а) свобода в передвижении
б) право жить среди равных
в) свобода выбора
11. В России первый экспериментальный опыт совместного обучения детей и нарушенным развитием появляется в:
а) 60-ые г.г. XX в.
б) 90-ые г.г. XX
в) 70-ые г.г. XX в.
12. К специальным образовательным условиям для всех категорий лиц с ОВЗ и инвалидностью относится:
а) создание в образовательных учреждениях безбарьерной среды
б) материально-техническое (включая архитектурное) обеспечение, кадровое, информационное, программно-методическое обеспечение образовательного и воспитательного процесса, психолого-педагогическое сопровождение лиц с ОВЗ и инвалидностью
в) индивидуальный образовательный маршрут лиц с ОВЗ и инвалидностью
г) пандусы, специальные лифты, специально-оборудованные учебные места, специализированное учебное, реабилитационное, медицинское оборудование
13. В условиях «включённого образования» ребёнок с ОВЗ поставлен перед необходимостью овладеть гос. образовательным стандартом наравне с нормально развивающимися поэтому:
а) инклюзия не может носить массовый характер
б) инклюзия должна носить массовый характер
14. Тьютор – это:
а) педагог, на первых этапах обучения, выступает в роли проводника обучающегося в образовательное пространство
б) координатор деятельности ПМПк
в) помощник руководителя образовательного учреждения
15. Индивидуальный образовательный маршрут строится с учетом:
а) индивидуальных особенностей лица с ОВЗ, инвалидностью
б) уровня подготовки педагогов
в) занятости родителей
16. Отношения педагога и ученика с ОВЗ и инвалидностью должны строиться:
а) на основе сотрудничества и эмпатии
б) на принципе оберегания
в) с учетом возрастных особенностей
17. Завершающим уровнем инклюзивной вертикали становится этап:
a) профориентации выпускников школ с ограниченными возможностями здоровья в сфере возникновение профессиональных интересов и выборов
б) сопровождения комплексными психолого-педагогической диагностикой и коррекционной помощи для адаптации в среде здоровых сверстников
в) ранней интеграции детей с нарушениями в развитии в детские дошкольные учреждения
18. К ключевым компетенциям выпускника с ОВЗ и инвалидностью не относятся:
б) умения проводить операции с числами
в) навыки работы в команде
г) уступчивость
19. Кто из специалистов психолого-педагогического сопровождения участвует в разработке адаптированной основной образовательной программы в соответствии с рекомендациями ПМПК:
а) только педагогический состав
б) педагоги и профильные специалисты (члены ПМПк)
в) все специалисты сопровождения обучающегося с ОВЗ
20. Для кого предназначен шрифт Брайля?
а) слепых
б) глухонемых
в) инвалидами с признаками ДЦП
г) для всех людей с отклонениями и без отклонений
21. Наиболее распространенной клинической формой умственной отсталости является:
а) болезнь Альцгеймера;
б) синдром Дауна;
в) психопатия;
г) болезнь Майера.
Комплект контрольных вопросов для проведения устных опросов.
Темы эссе.
Комплект заданий для самостоятельной работы обучающихся.
Вопросы дискуссии.
Задания для тренинга.
Задания для кейсов.
Комплект тестовых заданий.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– правильность ответа по содержанию задания (учитывается количество и характер ошибок при ответе);
– полнота и глубина ответа (учитывается количество усвоенных фактов, понятий и т.п.);
– сознательность ответа (учитывается понимание излагаемого материала);
– логика изложения материала (учитывается умение строить целостный, последовательный рассказ, грамотно пользоваться специальной терминологией);
– использование дополнительного материала;
– рациональность использования времени, отведенного на задание (не одобряется затянутость выполнения задания, устного ответа во времени, с учетом индивидуальных особенностей обучающихся).
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- теоретический уровень знаний;
- качество ответов на вопросы;
- подкрепление материалов фактическими данными (статистические данные или др.);
- практическая ценность материала;
- способность делать выводы;
- способность отстаивать собственную точку зрения;
- способность ориентироваться в представленном материале;
- степень участия в общей дискуссии.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
(дискуссии, полемики, диспута, дебатов)
«отлично»
используется терминология; показано умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации; высказывать свою точку зрения.
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
– правильность формулировки и использования понятий и категорий;
– правильность выполнения заданий/ решения задач;
– аккуратность оформления работы и др.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
(обязательно для дисциплин, где по УП предусмотрена контрольная работа)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Примерные критерии оценивания:
– правильность выполнения задания на практическую/лабораторную работу в соответствии с вариантом;
– степень усвоения теоретического материала по теме практической /лабораторной работы;
– способность продемонстрировать преподавателю навыки работы в инструментальной программной среде, а также применить их к решению типовых задач, отличных от варианта задания;
– качество подготовки отчета по практической / лабораторной работе;
– правильность и полнота ответов на вопросы преподавателя при защите работы
и др.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания практических занятий (лабораторных работ):
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
В качестве критериев могут быть выбраны, например:
– соответствие срока сдачи работы установленному преподавателем;
– соответствие содержания и оформления работы предъявленным требованиям;
– способность выполнять вычисления;
– умение использовать полученные ранее знания и навыки для решения конкретных задач;
– умение отвечать на вопросы, делать выводы, пользоваться профессиональной и общей лексикой;
– обоснованность решения и соответствие методике (алгоритму) расчетов;
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
расчетно-графической работы, работы на тренажере
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Материалы тестовых заданий следует сгруппировать по темам/разделам изучаемой дисциплины (модуля) в следующем виде:
Тема (темы) / Раздел дисциплины (модуля)
Тестовые задания по данной теме (темам)/Разделу с указанием правильных ответов.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- отношение правильно выполненных заданий к общему их количеству
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
Задачи реконструктивного уровня
Задачи творческого уровня
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота знаний теоретического контролируемого материала;
– полнота знаний практического контролируемого материала, демонстрация умений и навыков решения типовых задач, выполнения типовых заданий/упражнений/казусов;
– умение самостоятельно решать проблему/задачу на основе изученных методов, приемов, технологий;
– умение ясно, четко, логично и грамотно излагать собственные размышления, делать умозаключения и выводы;
для учета в рейтинге (оценка)
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ четко структурирован и выстроен в заданной логике. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа укладывается в заданные рамки при сохранении смысла.
Продемонстрировано умение аргументировано излагать собственную точку зрения. Видно уверенное владение освоенным материалом, изложение сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.
Высокая степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала: стилистические обороты, манера изложения, словарный запас. Отсутствуют стилистические и орфографические ошибки в тексте.
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
– степень владения понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины;
– знание фактического материала, отсутствие фактических ошибок;
– умение логически выстроить материал ответа;
– умение аргументировать предложенные подходы и решения, сделанные выводы;
– степень самостоятельности, грамотности, оригинальности в представлении материала (стилистические обороты, манера изложения, словарный запас, отсутствие или наличие грамматических ошибок);
– выполнение требований к оформлению работы.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся).
Примерная шкала оценивания письменных работ:
(рефератов, докладов, сообщений)
Продемонстрировано владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (уместность употребления, аббревиатуры, толкование и т.д.), отсутствуют ошибки в употреблении терминов.
Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ в достаточной степени структурирован и выстроен в заданной логике без нарушений общего смысла. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа незначительно превышает заданные рамки при сохранении смысла.
Продемонстрировано умение аргументированно излагать собственную точку зрения, но
Достаточная степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала. Встречаются мелкие и не искажающие смысла ошибки в стилистике, стилистические штампы. Есть 1–2 орфографические ошибки.
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
Продемонстрировано достаточное владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины, есть ошибки в употреблении и трактовке терминов, расшифровке аббревиатур.
Ошибки в использовании категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ плохо структурирован, нарушена заданная логика. Части ответа логически разорваны, нет связок между ними. Ошибки в представлении логической структуры проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа в существенной степени (на 25–30%) отклоняется от заданных рамок.
Нет собственной точки зрения либо она слабо аргументирована. Примеры, приведенные в ответе в качестве практических иллюстраций, в малой степени соответствуют изложенным теоретическим аспектам.
Текст работы примерно наполовину представляет собой стандартные обороты и фразы из учебника/лекций. Обилие ошибок в стилистике, много стилистических штампов. Есть 3–5 орфографических ошибок.
Работа выполнена не очень аккуратно, встречаются помарки и исправления.
Продемонстрировано крайне слабое владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (неуместность употребления, неверные аббревиатуры, искаженное толкование и т.д.), присутствуют многочисленные ошибки в употреблении терминов.
Продемонстрировано крайне низкое (отрывочное) знание фактического материала, много фактических ошибок – практически все факты (данные) либо искажены, либо неверны.
Ответ представляет собой сплошной текст без структурирования, нарушена заданная логика. Части ответа не взаимосвязаны логически. Нарушена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа более чем в 2 раза меньше или превышает заданный. Показаны неверные ассоциативные взаимосвязи категорий и терминов дисциплины.
Отсутствует аргументация изложенной точки зрения, нет собственной позиции. Отсутствуют примеры из практики либо они неадекватны.
Текст ответа представляет полную кальку текста учебника/лекций. Стилистические ошибки приводят к существенному искажению смысла. Большое число орфографических ошибок в тексте (более 10 на страницу).
Работа выполнена неаккуратно, с обилием помарок и исправлений. В работе один абзац и больше позаимствован из какого-либо источника без ссылки на него.
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- соответствие решения сформулированным в кейсе вопросам (адекватность проблеме и рынку);
- оригинальность подхода (новаторство, креативность);
- глубина проработки проблемы (обоснованность решения, наличие альтернативных вариантов, прогнозирование возможных проблем, комплексность решения).
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Концепция игры
Роли:
Задания (вопросы, проблемные ситуации и др.)
Ожидаемый (е) результат(ы)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
качество усвоения информации;
выступление;
содержание вопроса;
качество ответов на вопросы;
значимость дополнений, возражений, предложений;
уровень делового сотрудничества;
соблюдение правил деловой игры;
соблюдение регламента;
активность;
правильное применение профессиональной лексики.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
для учета в рейтинге (оценка)
Индивидуальные творческие задания (проекты):
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- актуальность темы;
- соответствие содержания работы выбранной тематике;
- соответствие содержания и оформления работы установленным требованиям;
- обоснованность результатов и выводов, оригинальность идеи;
- новизна полученных данных;
- личный вклад обучающихся;
- возможности практического использования полученных данных.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
п/п