учреждение высшего образования
«Бурятская государственная сельскохозяйственная академия имени В.Р. Филиппова»
Институт землеустройства, кадастров и мелиорации факультет
Кадастры и право
Направленность (профиль) Управление земельными ресурсами и объектами недвижимости
в учебном плане
является дисциплиной обязательной для изучения
дисциплины кафедра
Семестр 3
- 10.001. Профессиональный стандарт "СПЕЦИАЛИСТ В СФЕРЕ КАДАСТРОВОГО УЧЕТА И ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ ПРАВ", утверждённый приказом Министерства труда и социальной защиты Российско Федерации от 12 октября 2021 г. N 718н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 16 ноября 2021 г., регистрационный N 65841);
- 10.009. Профессиональный стандарт "ЗЕМЛЕУСТРОИТЕЛЬ", утверждённый приказом Министерства труда и социальной защиты Российско Федерации от 29 июня 2021 г. N 434н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 23 июля 2021 г., регистрационный N 64367);
Зав. кафедрой Гунтыпова Е.Э.
п/п
на заседании кафедры
Заведующий кафедрой
Гунтыпова Е.Э.
(представитель работодателя)
практике по государственной регистрации прав.
Задачи: формирование теоретических знаний по правовым аспектам государственной регистрации недвижимости; формирование практических навыков по использованию данных Единого государственного реестра недвижимости, осуществлению государственной регистрации недвижимости.
практике по государственной регистрации прав.
Задачи: формирование теоретических знаний по правовым аспектам государственной регистрации недвижимости; формирование практических навыков по использованию данных Единого государственного реестра недвижимости, осуществлению государственной регистрации недвижимости.
ПКС-4: Способен осуществлять управление технологическими процессами в землеустройстве и кадастрах;
форма текущего контроля успеваемости)
работ
жащего. Основные права и обязанности гражданского служаще-
го
тора. Ответственность органа регистрации прав и государствен-
ного регистратора
гражданского служащего. Основные права и
обязанности гражданского служащего
ственного регистратора. Ответственность органа
регистрации прав и государственного регистра-
тора
служащего. Основные права и обязанности гражданского
служащего
стратора. Ответственность органа регистрации прав и госу-
дарственного регистратора
стью
ственной регистрации прав
учета и государственной регистрации прав
и государственной регистрации прав
кадастрового учета и государственной регистра-
ции прав
ственной регистрации прав
учета и государственной регистрации прав
Лицензионное ПО: Kaspersky Endpoint Security, Microsoft Windows Vista Business Russian Upgrade Academic OPEN No Level , Microsoft OfficeProPlus 2016 RUS OLP NL Acdmc.; справочно - правовая система «Консультант плюс».
Лицензионное ПО: Kaspersky Endpoint Security, Microsoft Windows Vista Business Russian Upgrade Academic OPEN No Level , Microsoft OfficeProPlus 2016 RUS OLP NL Acdmc; справочно - правовая система «Консультант плюс».
Лицензионное ПО: Kaspersky Endpoint Security, Microsoft Windows Vista Business Russian Upgrade Academic OPEN No Level , Microsoft OfficeProPlus 2016 RUS OLP NL Acdmc.
http://bgsha.ru/art.php?i=3821
Куклина Е.Э. Кадастр недвижимости и мониторинг земель. Государственный кадастровый учет. Ведение Единого государственного реестра недвижимости. Учебно-методическое пособие. – Улан-Удэ: Издательство ФГБОУ ВО БГСХА, 2017. – 86 с.
http://bgsha.ru/art.php?i=2879
Microsoft OfficeProPlus 2016 RUS OLP NL Acdmc. Договор № ПП-61/2015 г. О поставке программных продуктов от 9 декабря 2015 года
Microsoft Windows Vista Business Russian Upgrade Academic OPEN No Level Государственный контракт № 25 от 1 апреля 2008 года
http://www.garant.ru/
- использование специализированных (адаптированных) рабочих программ дисциплин (модулей) и методов обучения и воспитания, включая наличие альтернативной версии официального сайта организации в сети «Интернет» для слабовидящих;
- использование специальных учебников, учебных пособий и других учебно-методических материалов, включая альтернативные форматы печатных материалов (крупный шрифт или аудиофайлы);
- использование специальных технических средств обучения (мультимедийное оборудование, оргтехника и иные средства) коллективного и индивидуального пользования, включая установку
мониторов с возможностью трансляции субтитров, обеспечение надлежащими звуковыми
воспроизведениями информации;
- предоставление услуг ассистента (при необходимости), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь или услуги сурдопереводчиков / тифлосурдопереводчиков;
- проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий для разъяснения отдельных вопросов изучаемой дисциплины (модуля);
- проведение процедуры оценивания результатов обучения возможно с учетом особенностей нозологий (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, в форме тестирования и т.п.) при использовании доступной формы предоставления заданий оценочных средств и ответов на задания (в печатной форме увеличенным шрифтом, в форме аудиозаписи, в форме электронного документа, задания зачитываются ассистентом, задания предоставляются с использованием сурдоперевода) с
использованием дополнительного времени для подготовки ответа;
- обеспечение беспрепятственного доступа обучающимся в учебные помещения, туалетные и другие помещения организации, а также пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов и других приспособлений);
- обеспечение сочетания онлайн и офлайн технологий, а также индивидуальных и коллективных форм работы в учебном процессе, осуществляемом с использованием дистанционных образовательных технологий;
- и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение ОПОП ВО.
В целях реализации ОПОП ВО в академии оборудована безбарьерная среда, учитывающая потребности лиц с нарушением зрения, с нарушениями слуха, с нарушениями опорно-двигательного
аппарата. Территория соответствует условиям беспрепятственного, безопасного и удобного передвижения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Вход в учебный корпус
оборудован пандусами, стекла входных дверей обозначены специальными знаками для слабовидящих, используется система Брайля. Сотрудники охраны знают порядок действий при прибытии в академию лица с ограниченными возможностями. В академии создана толерантная социокультурная среда, осуществляется необходимое сопровождение образовательного процесса,
при необходимости предоставляется волонтерская помощь обучающимся инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья.
1. Истоки появления категории «недвижимость» в российском праве (ПКС-4).
2. Основные подходы к понятию «недвижимость» в законодательстве зарубежных стран (ПКС-4).
4. Принцип единства судьбы земельного участка и прочно связанных с ним объектов (ПКС-4).
5. Б. Основные подходы к законодательному закреплению правового режима машино-места в законодательстве зарубежных стран (ПКС-4).
6. Охарактеризуйте регистрационные системы, существующие в законодательстве зарубежных
стран (ПКС-4).
7. Перспективы введения нотариальной формы сделок с недвижимостью (ПКС-4).
8. Особенности государственной регистрации ипотеки (ПКС-4).
9. Особенности государственной регистрации права общей совместной собственности супругов
(ПКС-4).
10. Особенности государственной регистрации права по договору участия в долевом строительстве
(ПКС-4).
11. Особенности государственной регистрации права на машино-место (ПКС-4).
12. Порядок регистрации права собственности на воздушные, морские и речные суда (ПКС-4).
13. Каким образом рассчитываются убытки, которые обязан возместить регистрирующий орган в
случае ненадлежащей государственной регистрации? (ПКС-4)
14. Сравните системы страхования титула и ответственности регистратора (ПКС-4).
15. Правовые особенности сделок с недвижимостью (ПКС-4).
16. Правовые риски, связанные с заключением предварительного договора купли-продажи недвижимости (ПКС-4).
17. Споры, связанные с договорами купли-продажи недвижимого имущества, в судебной практике
(ПКС-4).
18. Практические проблемы, связанные с квалификацией предприятия в целом в качестве недвижимого имущества (ПКС-4).
19. Какими нормативными актами регулируются вопросы инвентаризации предприятия? (ПКС-4)
20. Какие нормы из общих положений о купле-продаже не могут быть применены к купле-продаже
недвижимости? (ПКС-4)
21. Арендатор как слабая сторона договора аренды недвижимости (ПКС-4).
22. Судебная практика по делам о досрочном расторжении договоров аренды недвижимости (ПКС4).
23. Требования к застройщику по договору участия в долевом строительстве (ПКС-4).
24. Особенности ипотеки с участием потребителей (ПКС-4).
25. Зарубежный опыт использования внесудебного порядка обращения взыскания на заложенное
имущество (ПКС-4).
26. Отграничение виндикационного и негаторного требований (ПКС-4).
27. Применение астрента (судебной неустойки) по вещно-правовым искам (ПКС-4).
28. Обязательственно-правовые иски, направленные на защиту прав на недвижимое имущество
(ПКС-4).
29. Защита прав на недвижимость в административном порядке (ПКС-4).
30. Самозащита прав на недвижимость (ПКС-4).
31. Защита права собственности и других вещных прав в Концепции развития гражданского законодательства о вещных правах (ПКС-4).
32. Правила о самовольных постройках в Концепции развития гражданского законодательства о
вещных правах (ПКС-4).
33. Опишите достоинства и недостатки системы вещных прав по Концепции развития гражданского
законодательства о вещных правах (ПКС-4).
34. Опишите достоинства и недостатки концепции единого объекта недвижимости (ПКС-4).
35. Опишите достоинства и недостатки концепции поэтажной собственности (ПКС-4).
Перечень вопросов для проведения устных и письменных опросов
1.1. Общие положения. Сущность регистрационной системы
1. Понятие, цели, задачи и принципы государственной регистрации.
2. Место и роль регистрационной деятельности в российской системе права.
3. Основные термины, применяемые при осуществлении регистрационной деятельности (недвижимое имущество, сервитут, ограничения (обременения), , Единый государственный реестр недвижимости т.д.).
4. Момент возникновения прав.
5. Признание ранее возникших прав.
6. Нормативно-правовая база, регулирующая отношения в сфере государственной регистрации.
7. Обязательность и сроки государственной регистрации.
8. История «укрепления прав» в России, мировые регистрационные системы и их основные модели.
1.2. Обзор существующих в мире регистрационных систем. Принципы российской регистрационной
системы
1. Когда в России появились первые правила об укреплении недвижимости?
2. Перечислите принципы регистрационные системы
3. Каковые цели регистрационной системы?
4. Что такое легалитет регистрации?
5. В чем отличия регистрации прав и сделок?
6. В чем суть принципа внесения?
7. Перечислите исключения из принципа внесения?
9. Каково взаимодействие принципов публичной достоверности и безповоротности?
10. Укажите требования к документам, подаваемым для государственной регистрации.
2.1. Понятие государственного управления. Система и структура органов исполнительной власти в
Российской Федерации
1. Сущность государственного управления
2. Понятие и правовое положение органов исполнительной власти
3. Понятие и основы административно-правового статуса органов исполнительной власти
4. Открытость федеральных органов исполнительной власти
5. Административные регламенты - как способ унификации и обеспечения законности действий
органов исполнительной власти
6. Система органов государственной власти в Российской Федерации
7. Система, структура и полномочия органов исполнительной власти
8. Понятие государственной безопасности и организационно-правовая система управления ею
2.2. Место Министерства экономического развития Российской Федерации в системе органов исполнительной власти. Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии
1. Органы, осуществляющие государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и
сделок с ним (Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии РФ
- Росреестр).
2. Концепция развития законодательства в данной сфере правоотношений.
3. Место в системе органов исполнительной власти РФ, система, структура и компетенция органов в области государственной регистрации.
4. Федеральный орган Росреестра, его полномочия и система территориальных органов.
3.2. Порядок назначения на должность государственного регистратора. Ответственность органа регистрации прав и государственного регистратора
1. Правовое положение (статус) государственного регистратора
2. Квалификационные требования, порядок назначения на должность государственного регистратора
3. Ответственность за правонарушения, совершенные при государственной регистрации прав.
4.1. Недвижимость как объект гражданских прав
1. Перечислите объекты гражданских прав
2. Что такое вещь
3. Какие объекты относятся к недвижимости по ГК РФ?
4. Каким образом вычленить сооружения, относящиеся к недвижимости?
5. Какие две категории выделяют среди объектов недвижимости?
6. Какие изменения претерпела статья 130 ГК РФ?
4.2. Классификация и отдельные виды недвижимых вещей
1. Что такое единый недвижимый комплекс?
2. Дайте понятие машино-места
3. Что такое здание?
4. Дайте понятие сооружения.
5. Как происходит раздел здания на помещения?
4.3. Понятие и классификация сделок с недвижимостью
1. Понятие, виды и формы сделок.
2. Сделки с недвижимостью, подлежащие государственной регистрации.
3. Недействительность сделок.
4. Правовые последствия признания недействительности сделок.
5. Крупные сделки.
6. Сделки, в совершении которых имеется заинтересованность.
7. Понятие договора. Классификация договоров.
8. Порядок и условия заключения, изменения и расторжения договоров.
9. Форма договора.
10. Особенности государственной регистрации следующих видов договоров: купли-продажи недвижимости, дарения, мены, ренты и договора пожизненного содержания с иждивением,
аренды, договора участия в долевом строительстве.
11. Государственная регистрация прав на предприятие как имущественный комплекс и сделок с
ним.
12. Государственная регистрация ипотеки.
13. Особенности приватизации коммунальных квартир и жилых помещений в них, государственная регистрация договора передачи жилого помещения в собственность гражданина в порядке приватизации.
14. Особенности регистрации сделок с недвижимостью с участием несовершеннолетних.
4.4. Купля-продажа недвижимости
1. Форма договора продажи недвижимости
2. Определение предмета в договоре продажи недвижимости
3. Цена в договоре продажи недвижимости
4. Передача недвижимости
5. Последствия передачи недвижимости ненадлежащего качества
6. Особенности продажи жилых помещений
4.5. Иные сделки с недвижимостью
2. Право собственности.
3. Способы приобретения и основания прекращения права собственности.
4. Понятие и виды ограниченных вещных прав.
5. Общая совместная и общая долевая собственность.
6. Особенности государственной регистрации права общей собственности.
7. Право общей совместной собственности супругов.
8. Законный и договорной режим имущества супругов.
9. Способы защиты права собственности.
5.1. Основания государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав
1. Дать определение государственной регистрации прав на недвижимое имущество
2. Дать определение государственному кадастровому учету недвижимого имущества
3. Что подлежит государственной регистрации
4. Что составляет правовую основу государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав
5. Компетенции органа регистрации прав
6. Участники отношений, возникающих при осуществлении учета и (или) регистрации
7. Основания для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной
регистрации прав
5.2. Представление заявления об осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов
1. Способы осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав
2. Лица, по заявлению которых осуществляется учет и регистрация
3. Сроки осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав
4. Способы представления заявления и прилагаемых документов
5. Электронный сервис "Личный кабинет кадастрового инженера"
5.3. Основания и сроки приостановления, а также отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав
1. Основания и сроки приостановления, а также отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав
2. Срок приостановления осуществления ГКУ и (или) госрегистрации прав
3. Приостановление осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав в заявительном порядке
4. Прекращение осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав
5.4. Порядок осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации
прав
1. Порядок осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации
прав
2. Чем удостоверяются государственный кадастровый учет, государственная регистрация возникновения или перехода прав на недвижимое имущество?
3. Чем удостоверяется проведенная государственная регистрация договоров и иных сделок?
Комплект заданий
Задание №1
Составьте схему, отражающую все известные российскому праву объекты недвижимости
Задание №2
Составьте схему, в которой следует отразить права, подлежащие государственной регистрации.
Составьте таблицу, в которой отразите сходства и различия российской, французской и
немецкой регистрационных систем.
Задание №3
Подготовить договор купли-продажи (мены, дарения, ренты, аренды, ипотеки и пр.) с участием
физического лица (юридического лица) земельного участка (жилого помещения, нежилого помещения, здания).
Задание №4
Составьте схему, в которой отразите все поименованные в законе сделки с недвижимостью.
Составьте проект договора аренды помещения в магазине, который бы защищал интересы
арендатора
Задание №5
Составьте таблицу, в которой отразите сходства и различия виндикационного и негаторного
иска.
Задание №6
Составьте таблицу, в которой отразите ключевые различия положений действующей редакции ГК РФ о праве собственности и других вещных правах и положений проекта ГК РФ о вещных правах
Задание №7
Составить необходимый для государственной регистрации пакет документов;
Задание №8
Задание №9
Заказать в электронном виде Выписку из Единого государственного реестра недвижимости на
любой объект недвижимости.
Задание №10
Цель занятия – получить практические навыки образования, объединения и раздела земельных участков.
Обучающимся необходимо разделиться на три группы. Каждая группа должна избрать себе
спикера, который будет презентовать результаты работы.
Помимо кейс-задания обучающимся предоставляется Земельный кодекс, Федеральный закон
№218 «О государственной регистрации недвижимости», которыми они смогут пользоваться в процессе выполнения задания.
У гражданина О. в собственности имеется земельный участок в размере 5 соток по адресу: г.,
ул. 30.
На данном участке он решил построить жилой дом. После завершения стройки О. обратился в
МФЦ с заявлением о постановке на кадастровый учет своего объекта недвижимости. Спустя месяц О.
узнал, что в кадастровом учете ему было отказано.
Вопрос: На каком основании может быть приостановлен государственный кадастровый учет
объектов недвижимости? Каким образом О. об этом может узнать?
Задание №11
Двум братьям С. и Р. родители в наследство оставили жилой двухэтажный дом общей площадью 6 соток. Оформить право на наследство не успели. С. с семьей жил на 1 этаже, а Р. на втором
этаже. Спустя годы Р. решил построить отдельно себе дом на задней части двора, а свой этаж оставить брату. Когда дом был достроен, братьям пришлось думать о разделе земельного участка на две
части.
Вопрос: Каким образом, и по какой последовательности братья должны оформлять документы? Могут ли они поделить свой земельный участок на две части?
Деловая игра
Тема. Порядок осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации
прав
Концепция игры
Рассматривается ситуация при обращении физического лица в орган регистрации прав для
осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав. Действия
органа регистрации прав по отношению к заявителю и обязанности заявителя.
Моделируется ситуация, когда обращается заявитель и последующие действия, как органа
регистрации прав, так и заявителя, а также порядок внесения сведений в ЕГРН.
Роли:
- представитель органа регистрации прав;
- заявитель.
Ожидаемый результат: процедура внесения сведений в ЕГРН.
Мозговой штурм
Тема «Понятие и классификация сделок с недвижимостью»
Технология заключается в подборе преподавателем проблемы/задачи, не имеющей однозначного решения, касаемые совершения различных сделок с недвижимостью.
Обучающимся предлагается в установленный срок высказать как можно большее количество
вариантов решения с их последующим анализом, обсуждением и выбором наиболее оптимального в
условиях поставленной задачи.
В реализации мозгового штурма и достижении поставленных целей преподавателю важно создать и поддерживать комфортную рабочую атмосферу, атмосферу доброжелательности и уважения,
исключать любые проявления критики и оценки, поддерживать активность обучающихся, интенсивную работу (без длительных пауз, заминок) во время генерирования идей и последующего их анализа
и обсуждения.
Свободный обмен идеями между участниками предполагает выполнение основных правил
мозгового штурма:
отсутствие критики: безоценочное отношение к предложенным идеям способствует раскрепощению обучающихся, что позволяет им предложить максимальное количество идей за ограниченный промежуток времени;
поощрение нестандартных идей: последующий анализ и развитие таких идей часто позволяет найти оригинальное решение без привлечения дополнительных ресурсов;
равноправие участников: каждый участник должен знать, что его идея будет услышана и
рассмотрена;
фиксация всех высказанных идей: все идеи, высказанные вслух, следует записывать на
доску, флип-чарт, диктофон и т.д. дословно за автором высказывания;
время для инкубации: участникам штурма необходимо предоставить время на обдумывание, анализ, систематизацию и
Этапы:
1. подготовительный и мотивационно-ориентировочный,
2. основной,
3. рефлексивнооценочный.
Подготовительный и мотивационно-ориентировочный этап: подготовка преподавателя к мозговому штурму; определение проблемы/задачи для решения в ходе мозгового штурма, определение
цели мозгового штурма; определение критериев и конечного результата; определение технологии
проведения мозгового штурма
Основной этап: реализация мозгового штурма.
Рефлексивно-оценочный этап - оценка результатов мозгового штурма.
Анализ судебной практики
Тема «Основания и сроки приостановления, а также отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав
Технология заключается в подборе преподавателем примеров судебной практики по регистрации прав на недвижимое имущество.
Обучающимся предлагается в установленный срок высказать как можно большее количество
вариантов решения с их последующим анализом, обсуждением и выбором наиболее оптимального в
условиях поставленной задачи.
В реализации анализа судебной практики и достижении поставленных целей преподавателю
важно создать и поддерживать комфортную рабочую атмосферу, атмосферу доброжелательности и
уважения, исключать любые проявления критики и оценки, поддерживать активность обучающихся,
интенсивную работу (без длительных пауз, заминок) во время генерирования идей и последующего
их анализа и обсуждения.
Свободный обмен идеями между участниками предполагает выполнение основных правил:
отсутствие критики: безоценочное отношение к предложенным идеям способствует раскрепощению обучающихся, что позволяет им предложить максимальное количество идей за ограниченный промежуток времени;
поощрение нестандартных идей: последующий анализ и развитие таких идей часто позволяет найти оригинальное решение без привлечения дополнительных ресурсов;
равноправие участников: каждый участник должен знать, что его идея будет услышана и
рассмотрена;
фиксация всех высказанных идей: все идеи, высказанные вслух, следует записывать на
доску, флип-чарт, диктофон и т.д. дословно за автором высказывания;
время для инкубации: участникам необходимо предоставить время на обдумывание, анализ, систематизацию и критику всех высказанных идей.
1. Обзор существующих в мире регистрационных систем.
2. Принципы российской регистрационной системы
3. Принцип публичной достоверности (материальной гласности) или бесповоротности;
4. Принцип исправления регистрационной записи;
5. Принцип изъятия из-под действия давности;
6. Принцип возражения (протестации);
7. Принцип отметки (предварительной регистрации);
8. Принцип старшинства прав.
9. Российская регистрационная система
10. Французская регистрационная система
11. Немецкая регистрационная система
12. Понятие государственного управления.
13. Система и структура органов исполнительной власти в Российской Федерации
14. Место Министерства экономического развития Российской Федерации в системе органов исполнительной власти.
Темы рефератов (докладов, презентаций),
Разбор конкретных ситуаций
Перечень вопросов для устного опроса,
Перечень рекомендуемых источников информации для конспектирования,
Комплект кейс задач
комплект тестовых заданий
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота и глубина ответа (учитывается количество усвоенных фактов, понятий и т.п.);
– сознательность ответа (учитывается понимание излагаемого материала);
– логика изложения материала (учитывается умение строить целостный, последовательный рассказ, грамотно пользоваться специальной терминологией);
– использование дополнительного материала;
– рациональность использования времени, отведенного на задание (не одобряется затянутость выполнения задания, устного ответа во времени, с учетом индивидуальных особенностей обучающихся).
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- теоретический уровень знаний;
- качество ответов на вопросы;
- подкрепление материалов фактическими данными (статистические данные или др.);
- практическая ценность материала;
- способность делать выводы;
- способность отстаивать собственную точку зрения;
- способность ориентироваться в представленном материале;
- степень участия в общей дискуссии.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
(дискуссии, полемики, диспута, дебатов)
«отлично»
используется терминология; показано умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации; высказывать свою точку зрения.
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
– правильность формулировки и использования понятий и категорий;
– правильность выполнения заданий/ решения задач;
– аккуратность оформления работы и др.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
(обязательно для дисциплин, где по УП предусмотрена контрольная работа)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Примерные критерии оценивания:
– правильность выполнения задания на практическую/лабораторную работу в соответствии с вариантом;
– степень усвоения теоретического материала по теме практической /лабораторной работы;
– способность продемонстрировать преподавателю навыки работы в инструментальной программной среде, а также применить их к решению типовых задач, отличных от варианта задания;
– качество подготовки отчета по практической / лабораторной работе;
– правильность и полнота ответов на вопросы преподавателя при защите работы
и др.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания практических занятий (лабораторных работ):
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
В качестве критериев могут быть выбраны, например:
– соответствие срока сдачи работы установленному преподавателем;
– соответствие содержания и оформления работы предъявленным требованиям;
– способность выполнять вычисления;
– умение использовать полученные ранее знания и навыки для решения конкретных задач;
– умение отвечать на вопросы, делать выводы, пользоваться профессиональной и общей лексикой;
– обоснованность решения и соответствие методике (алгоритму) расчетов;
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
расчетно-графической работы, работы на тренажере
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Материалы тестовых заданий следует сгруппировать по темам/разделам изучаемой дисциплины (модуля) в следующем виде:
Тема (темы) / Раздел дисциплины (модуля)
Тестовые задания по данной теме (темам)/Разделу с указанием правильных ответов.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- отношение правильно выполненных заданий к общему их количеству
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
для учета в рейтинге (оценка)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Задачи реконструктивного уровня
Задачи творческого уровня
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота знаний теоретического контролируемого материала;
– полнота знаний практического контролируемого материала, демонстрация умений и навыков решения типовых задач, выполнения типовых заданий/упражнений/казусов;
– умение самостоятельно решать проблему/задачу на основе изученных методов, приемов, технологий;
– умение ясно, четко, логично и грамотно излагать собственные размышления, делать умозаключения и выводы;
– полнота и правильность выполнения задания.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
– степень владения понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины;
– знание фактического материала, отсутствие фактических ошибок;
– умение логически выстроить материал ответа;
– умение аргументировать предложенные подходы и решения, сделанные выводы;
– степень самостоятельности, грамотности, оригинальности в представлении материала (стилистические обороты, манера изложения, словарный запас, отсутствие или наличие грамматических ошибок);
– выполнение требований к оформлению работы.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся).
(рефератов, докладов, сообщений)
для учета в рейтинге (оценка)
Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ четко структурирован и выстроен в заданной логике. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа укладывается в заданные рамки при сохранении смысла.
Продемонстрировано умение аргументировано излагать собственную точку зрения. Видно уверенное владение освоенным материалом, изложение сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.
Высокая степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала: стилистические обороты, манера изложения, словарный запас. Отсутствуют стилистические и орфографические ошибки в тексте.
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
Продемонстрировано владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (уместность употребления, аббревиатуры, толкование и т.д.), отсутствуют ошибки в употреблении терминов.
Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ в достаточной степени структурирован и выстроен в заданной логике без нарушений общего смысла. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа незначительно превышает заданные рамки при сохранении смысла.
Продемонстрировано умение аргументированно излагать собственную точку зрения, но аргументация не всегда убедительна. Изложение лишь отчасти сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.
Достаточная степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала. Встречаются мелкие и не искажающие смысла ошибки в стилистике, стилистические штампы. Есть 1–2 орфографические ошибки.
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
Продемонстрировано достаточное владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины, есть ошибки в употреблении и трактовке терминов, расшифровке аббревиатур.
Ошибки в использовании категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ плохо структурирован, нарушена заданная логика. Части ответа логически разорваны, нет связок между ними. Ошибки в представлении логической структуры проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа в существенной степени (на 25–30%) отклоняется от заданных рамок.
Нет собственной точки зрения либо она слабо аргументирована. Примеры, приведенные в ответе в качестве практических иллюстраций, в малой степени соответствуют изложенным теоретическим аспектам.
Текст работы примерно наполовину представляет собой стандартные обороты и фразы из учебника/лекций. Обилие ошибок в стилистике, много стилистических штампов. Есть 3–5 орфографических ошибок.
Работа выполнена не очень аккуратно, встречаются помарки и исправления.
Продемонстрировано крайне слабое владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (неуместность употребления, неверные аббревиатуры, искаженное толкование и т.д.), присутствуют многочисленные ошибки в употреблении терминов.
Продемонстрировано крайне низкое (отрывочное) знание фактического материала, много фактических ошибок – практически все факты (данные) либо искажены, либо неверны.
Ответ представляет собой сплошной текст без структурирования, нарушена заданная логика. Части ответа не взаимосвязаны логически. Нарушена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа более чем в 2 раза меньше или превышает заданный. Показаны неверные ассоциативные взаимосвязи категорий и терминов дисциплины.
Отсутствует аргументация изложенной точки зрения, нет собственной позиции. Отсутствуют примеры из практики либо они неадекватны.
Текст ответа представляет полную кальку текста учебника/лекций. Стилистические ошибки приводят к существенному искажению смысла. Большое число орфографических
Работа выполнена неаккуратно, с обилием помарок и исправлений. В работе один абзац и больше позаимствован из какого-либо источника без ссылки на него.
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- соответствие решения сформулированным в кейсе вопросам (адекватность проблеме и рынку);
- оригинальность подхода (новаторство, креативность);
- применимость решения на практике;
- глубина проработки проблемы (обоснованность решения, наличие альтернативных вариантов, прогнозирование возможных проблем, комплексность решения).
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Концепция игры
Роли:
Задания (вопросы, проблемные ситуации и др.)
Ожидаемый (е) результат(ы)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
качество усвоения информации;
выступление;
содержание вопроса;
качество ответов на вопросы;
значимость дополнений, возражений, предложений;
уровень делового сотрудничества;
соблюдение правил деловой игры;
соблюдение регламента;
активность;
правильное применение профессиональной лексики.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
для учета в рейтинге (оценка)
Индивидуальные творческие задания (проекты):
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- актуальность темы;
- соответствие содержания работы выбранной тематике;
- соответствие содержания и оформления работы установленным требованиям;
- обоснованность результатов и выводов, оригинальность идеи;
- новизна полученных данных;
- личный вклад обучающихся;
- возможности практического использования полученных данных.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
п/п