учреждение высшего образования
«Бурятская государственная сельскохозяйственная академия имени В.Р. Филиппова»
Экономический факультет
Экономика и организация АПК
Направленность (профиль) Реклама и связи с общественностью в АПК
в учебном плане
является дисциплиной обязательной для изучения
дисциплины кафедра
Семестр 4
Зав. кафедрой Шобдоева Н.В.
п/п
на заседании кафедры
Заведующий кафедрой
Барлукова О.Д.
(представитель работодателя)
Задачи: формирование системы знаний и практических навыков по теории и практике медиакоммуникаций; формирование способности осуществлять авторскую деятельность с учетом специфики разных типов СМИ и других медиа и имеющегося мирового и отечественного опыта.
ОПК-3: Способен использовать многообразие достижений отечественной и мировой культуры в процессе создания медиатекстов и (или) медиапродуктов, и (или) коммуникационных продуктов;
форма текущего контроля успеваемости)
работ
Проверка задания.
Проверка доклада.
Представление презентации.
Лицензионное ПО: Kaspersky Endpoint Security, Microsoft Windows Vista Business Russian Upgrade Academic OPEN No Level , Microsoft OfficeProPlus 2016 RUS OLP NL Acdmc; справочно - правовая система «Консультант плюс», кормовые рационы, 1С предприятие 1.0
http://bgsha.ru/art.php?i=3079
Microsoft OfficeProPlus 2016 RUS OLP NL Acdmc. Договор № ПП-61/2015 г. О поставке программных продуктов от 9 декабря 2015 года
Microsoft Windows Vista Business Russian Upgrade Academic OPEN No Level Государственный контракт № 25 от 1 апреля 2008 года
http://www.garant.ru/
- использование специализированных (адаптированных) рабочих программ дисциплин (модулей) и методов обучения и воспитания, включая наличие альтернативной версии официального сайта организации в сети «Интернет» для слабовидящих;
- использование специальных учебников, учебных пособий и других учебно-методических материалов, включая альтернативные форматы печатных материалов (крупный шрифт или аудиофайлы);
- использование специальных технических средств обучения (мультимедийное оборудование, оргтехника и иные средства) коллективного и индивидуального пользования, включая установку
мониторов с возможностью трансляции субтитров, обеспечение надлежащими звуковыми
воспроизведениями информации;
- предоставление услуг ассистента (при необходимости), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь или услуги сурдопереводчиков / тифлосурдопереводчиков;
- проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий для разъяснения отдельных вопросов изучаемой дисциплины (модуля);
- проведение процедуры оценивания результатов обучения возможно с учетом особенностей нозологий (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, в форме тестирования и т.п.) при использовании доступной формы предоставления заданий оценочных средств и ответов на задания (в печатной форме увеличенным шрифтом, в форме аудиозаписи, в форме электронного документа, задания зачитываются ассистентом, задания предоставляются с использованием сурдоперевода) с
использованием дополнительного времени для подготовки ответа;
- обеспечение сочетания онлайн и офлайн технологий, а также индивидуальных и коллективных форм работы в учебном процессе, осуществляемом с использованием дистанционных образовательных технологий;
- и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение ОПОП ВО.
В целях реализации ОПОП ВО в академии оборудована безбарьерная среда, учитывающая потребности лиц с нарушением зрения, с нарушениями слуха, с нарушениями опорно-двигательного
аппарата. Территория соответствует условиям беспрепятственного, безопасного и удобного передвижения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Вход в учебный корпус
оборудован пандусами, стекла входных дверей обозначены специальными знаками для слабовидящих, используется система Брайля. Сотрудники охраны знают порядок действий при прибытии в академию лица с ограниченными возможностями. В академии создана толерантная социокультурная среда, осуществляется необходимое сопровождение образовательного процесса,
при необходимости предоставляется волонтерская помощь обучающимся инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья.
1. Государственная информационная политика РФ: основные понятия, направления и базовые принципы (ОПК-3)
2. Информационные жанры (ОПК-3)
3. Аналитические жанры (ОПК-3)
4. Художественно-публицистические жанры (ОПК-3)
5. Профессионально-этические нормы журналистского поведения (ОПК-3)
6. Проблема свободы слова и журналистской этики (ОПК-3)
7. Цензура и СМИ (ОПК-3)
8. Глобализация и СМИ (ОПК-3)
9. Информационное общество: понятие, основные характеристики (ОПК-3)
10. История развития интернета в России (ОПК-3)
11. Массовая информация – центральная категория журналистики. Характеристики массовой информации (ОПК-3)
12. Понятие «массовая аудитория». Параметры изучения аудитории СМИ (ОПК-3)
13. Конкуренция СМИ на рынке содержания, на рынке рекламы и на рынке свободного времени (ОПК-3)
14. Рынок СМИ: общая характеристика (ОПК-3)
15. Общественное мнение: природа, структура, механизмы формирования и функционирования (ОПК-3)
16. Электронные СМИ в современной России – радиовещание (ОПК-3)
17. Электронные СМИ в современной России – телевидение (ОПК-3)
18. Технологии создания новостей (ОПК-3)
19. Функции, типология и система СМИ (ОПК-3)
20. Свойства он-лайн журналистики (ОПК-3)
21. Интернет как феномен культуры (ОПК-3)
22. Блог как феномен интернет-культуры (ОПК-3)
23. Новостные сайты: характеристика и особенности (ОПК-3)
24. Российские СМИ в Интернете (ОПК-3)
25. Рыночные характеристики печатных СМИ (ОПК-3)
26. Источники информации в журналистике. Правила работы с ними (ОПК-3)
27. Рыночные характеристики аудиовизуальных СМИ (ОПК-3)
28. Основные модели телевизионной индустрии (ОПК-3)
29. Стратегия маркетинга в редакции (ОПК-3)
30. Методы стимулирования продаж на рынке СМИ (ОПК-3)
31. Роль СМИ в формировании общественного мнения (ОПК-3)
32. Методы изучения массовой аудитории (ОПК-3)
33. Понятие «черного» PR и компромата в СМИ (ОПК-3)
34. Теории информационного общества (ОПК-3)
35. Массовая информация и ее роль в современном мире (ОПК-3)
36. Рынок современной прессы (ОПК-3)
37. Журналистское творчество как профессиональная деятельность (ОПК-3)
38. Журналистское произведение как текст – жанровые разновидности (ОПК-3)
39. Теория свободы прессы и ее социальной ответственности (ОПК-3)
40. Технические средства массовой коммуникации (ОПК-3)
1. Свобода массовой информации как гарантия информационной безопасности (исследование российских и международных правовых и нормативных актов).
2. Специфика радиовещания как канала массовой информации (на примере радиостанций г. Улан-Удэ).
3. Проблемы интеллектуальной собственности в деятельности СМИ (на конкретных примерах из практики республиканских СМИ).
4. Общественное телевидение: проблемы и перспективы. Ситуация с общественным ТВ в Республике Бурятия.
6. Современные подходы к проведению интервью (создание оригинальной классификации, исследование журналистских произведений конкретных СМИ).
7. Глобальные проблемы в средствах массовой информации (на примере республиканских СМИ).
8. Роль СМИ в стереотипизации массового сознания аудитории (на примере конкретных материалов СМИ Улан-Удэ).
9. Манипулирование сознанием в массовой коммуникации. СМИ как средство манипулирования (на примере исследования содержания республиканских СМИ).
10. Проблема целостного отражения реальной действительности в информационно-аналитических программах государственных и коммерческих телеканалов (сравнительный анализ информационно-аналитических телепрограмм – коммерческого и государственного телеканала).
11. Феномен популярности телевизионного ведущего: методики исследования (на примере исследования аудитории программы теленовостей).
12. Нравственное сознание и нормы профессиональной этики журналиста (экспертный опрос сотрудников республиканских СМИ).
13. Изучение аудиторий СМИ: методы и проблемы (на примере медиаисследований в Улан-Удэ).
14. «Массовая» и «качественная» пресса: перспективы развития (на примере республиканских печатных изданий).
15. Психологические особенности журналиста как личности и профессионала (экспертный опрос сотрудников республиканских СМИ).
16. Слагаемые мировоззренческой концепции постмодернизма и ее проявление в текстах СМИ (на примере исследования текстов республиканских СМИ).
17. Асоциальные тенденции в журналистике: причины и последствия (на примере республиканских СМИ).
18. Телевизионные новости: специфика, стили, технологии (на примере новостных программ республиканских /федеральных телеканалов).
19. Телевизионный репортаж: особенности и технологии создания (на примере репортажей новостных/информационно-аналитических программ региональных / центральных телеканалов).
20. Отличительные особенности журналистского текста и PR-текста: по материалам республиканской прессы.
21. Возможности различных СМИ: сравнительный анализ особенностей взаимоотношений различных СМИ с аудиторией (на примере республиканских СМИ).
22. Доверие массовой аудитории – основа эффективности СМИ. Рейтинг как показатель эффективности (проанализировать причины высокого/низкого рейтинга конкретных СМИ города – на основе реальных данных медаизмерений).
23. Проблема «факта и комментария» в журналистском тексте (на примере конкретных материалов СМИ города).
24. Медиа-политическая система российских СМИ: обзор аналитических подходов.
25. Государственная политика в области СМИ: опыт ведущих демократических стран (обзор нормативных актов, российская специфика).
26. Этические принципы журналистской деятельности: нормы профессионального поведения в журналистике (обзор нормативных актов, экспертный опрос сотрудников СМИ).
27. Психологические последствия коммерциализации и монополизации СМИ (аналитический обзор теорий П. Бурдье, Э. Фромма, Г. Маркузе).
28. Средства массовой информации как создатели особой виртуально-символической реальности (ведущие российские телеканалы и управление массовым сознанием).
29. Журналистская картина мира и внутренний мир аудитории: противоречия и взаимодействие (аналитический обзор материалов российских СМИ).
30. Миссия журналистики в демократическом обществе (аналитический обзор современных концепций).
31. Основные формы и методы психологического воздействия на массовую аудиторию (аналитический обзор).
32. Психологические войны и СМИ. Причины, формы и основные методы.
Перечень дискуссионных тем и вопросов для круглого стола
(дискуссии, диспута)
Принципы, функции, типология СМИ
1. Источники информации.
2. Информационные агентства. Агентства в сфере общественных связей.
3. СМИ как предприятие. Рынок современной прессы.
4. Массовая информация и ее роль в современном мире.
Информационная безопасность
1. Понятие информационной безопасности.
2. Проблема цензуры печати.
3. СМИ как участник духовного производства.
4. Проблема экономической свободы СМИ в России.
5. Законодательство в сфере журналистики.
Свобода массовой информации
1. Профессионально-этические правила и нормы.
2. Теория свободы прессы и ее социальной ответственности.
3. Агитация и пропаганда как формы деятельности СМИ.
4. Глобализация информационных процессов. Понятие информационного общества.
5. Свобода и ответственность в деятельности журналиста.
Тема Понятие информации.
Массовая информация и ее роль в современном мире.
Информация как социальный и экономический ресурс.
Массовая информация на ранних этапах развития массовой коммуникации.
Коммуникативная природа журналистики.
Основные причины возникновения журналистики.
Тема Развитие массовой информации в древности
Развитие обмена информацией в древности.
Возникновение письма. Виды письма.
Пражурналистские явления и раннежурналистские явления в обществе.
Тема Этапы развития массовой информации в мире и России
Развитие журналистики в России и мире.
Влияние исторических событий XX века на развитие журналистики.
Журналистика как социальный институт.
Социально-политические реформы общества и журналистика.
Тема Роль технических изобретений в развитии массовой информации
Знание об объективном законе, подходы к пониманию и оценке явлений жизни. Принципы журналистики.
Изобретение книгопечатания.
Тема Функции СМИ
Разнообразие функций СМИ.
Информационная, аналитическая, развлекательная функции.
Функция формирования повестки дня (adenda setting).
Классификация предметов и явления по общности признаков.
Параметры типологии. СМИ.
Тема Аудитория СМИ: региональные особенности
Аудитория – субъект массового информационного процесса.
Формы результатов деятельности СМИ в отношении аудитории.
Аудитория, как составная часть функционирующей системы журналистики.
Характеристики аудитории СМИ.
Тема Актуальные проблемы и тенденции развития средств массовой информации в XXI веке
Информационное общество: понятие и признаки.
Глобализация и СМИ.
«Демассификация» и «дерегулирование» в СМИ.
СМИ и проблемы мирового сообщества
СМИ как фактор интеграции современного общества.
СМИ как институт современной демократии.
Тема Информационные жанры журналистики
Понятие жанра: элементы содержания и формы, взаимоотношения.
Три основные группы жанров – информационные, аналитические, художественно-публицистические.
Историчность развития жанров. Тенденции развития жанров.
Отличие группы информационных жанров.
Тема Создание новости. Как подавать новость
Понятие «новость».
Двойная природа новости.
Оценка информационной ценности в социальном аспекте.
Новость в СМИ. Структура новости. Принцип пирамиды.
Скорость как конкурентное свойство новостей.
Манипулирование новостями.
Тема Правила написания текста в информационном жанре
Оценка информационной ценности в журналистском аспекте: релевантность и плотность информации.
Современные формы подачи новости.
Заметка, репортаж, интервью, отчет.
Тема Аналитические жанры журналистики: теоретические аспекты
Основные жанрообразующие факторы.
Основные методы аналитической журналистики.
Сравните аналитические жанры с информационными.
4.5. Объект аналитической публицистики.
Тема Правила написания статьи и эссе
Определение статьи как аналитического жанра.
Какова функция статьи?
Назовите основные функции проявления жанра статьи.
Дайте характеристику общеисследователськой статье.
Сравните статью и эссе.
Тема Документально-художественные жанры. Очерк
Документально-художественные жанры в российской прессе
Очерк в современных СМИ
особенности портретного очерка.
Тема Сатирические жанры
Понятие сатира
Исторические предпосылки возникновения сатирических жанров
Фельетон
Памфлет
Тема Правовые аспекты работы журналиста
Закон РФ «О средствах массовой информации»: структура, содержание, перспективы.
Понятие свободы массовой информации и ее правовое содержание.
Основные принципы свободы массовой информации.
Гарантии и механизмы обеспечения свободы массовой информации.
Тема Проблемы информационной безопасности
Понятие «информационного общества». Характерные черты информационного общества
Исторические этапы развития и формирования информационного общества
Формирование информационного общества в России
Роль информатизации в развитии общества
Тема Особенности массовой информации
Основные подходы к анализу информации.
Мотивы отбора информации
Условия эффективного информирования массовой аудитории
Тема Виды прессы
Женская пресса
Детская пресса
Спортивная пресса
Деловая пресса
Тема Региональные печатные СМИ. Районные газеты
Газеты Бурятии
Журналы Бурятии
Районные газеты
Тема Массовая пресса
Характеристика массовой прессы
Отличительные особенности массовой прессы
Преимущества и недостатки массовой прессы
Примеры массовой прессы
Тема Особенности радиопрограммы
Дайте характеристику структуре трансляций
Назовите техническое оснащение радиостудии
Специфика радиокоммуникации.
Определите роль основных функций радиовещания
Тема Региональное радио
Психологические особенности слухового восприятия
Роль музыки в радиовещании
Как взаимодействуют слово и музыка?
Особенность речевых жанров
Тема История и современные тенденции развития телевидения
Развитие телевидения в России
Охарактеризуйте основные признаки телевидения
Особенности персонификации и ее уровни
Особенности прямого эфира
Тема Тележурналистика: особенности жанров
Информационные тележанры
Аналитические тележанры
Документально-художественные тележанры
Тема Форматы телевидения.
Понятие формат
Основные форматы телевидения
Развлекательный формат
Тема Телевизионные ток-шоу
История появления телевизионных ток-шоу
Особенности жанра ток-шоу
Примеры ток шоу на телевидении
Тема Телевизионный стиль.
Понятие телевизионного стиля
Характерные черты телевизионного стиля
Примеры телевизионного стиля
Тема Региональное телевидение
История регионального телевидения
Современное состояние регионального телевидения
Тема История и современные тенденции развития интернет
История развития интернет
Как работает интернет
Интернет как феномен культуры
Тема Интернет как СМИ и как среда
Особенности интернет как СМИ
Особенности интернет как среды для СМИ
Примеры интернет как среды
Тема Российские печатные СМИ: специфика онлайн-версий
Этапы развития онлайн-газет
Редакция онлайн-газеты: специфика
Газета.ру
Тема Особенности написания текста для интернет
Особенности восприятия информации через экран монитора
Правила написания текста для интернет
Примеры текстов для интернет
Тема Создание сайта
История появления сайтов
Виды сайтов
Как создавать сайты
Тема Социальные сети как инструмент в работе журналиста
Особенности социальных сетей
Преимущества социальных сетей
Использование социальных сетей в работе журналиста
Кейс-задачи
Кейс 1
Событие 1
Двадцать миллионов человек участвуют в забастовках трудящихся, проходящих в стране в эти дни под лозунгами: «Зарплату вовремя!», «Нет безработице!»
Событие 2
Правительство обсуждает на очередном заседании вопрос о повышении платы за проезд в городском транспорте.
Событие 3
Коллектив завода освоил выпуск новых детских велосипедов.
Событие 4
Известный путешественник и альпинист Ф. Конюхов покорил новую горную вершину в Южной Америке.
1. Какое из данных событий имеет общественное значение?
2. Каковы составные части каждого события, с какими вопросами они соотносятся?
Что произошло?
Когда произошло?
Где произошло?
Как произошло?
3. Узнав, какие усилия, какое время затрачены на совершение действия, какие шаги, меры были предприняты, что способствовало выполнению задания, какой результат достигнут, какова его польза (вред) для общества, для определенных социальных групп, для участников действий и т.п., что журналист может установить?
Взаимосвязи
Закономерности события
Значение события
Условия возникновения
Кейс 2
В одном из домов молдавского города Шолданешты все было готово к похоронам. Но усопшей так и не дождались. Живущие на Украине внуки покойной Грегори и Штефан – согласно последней воле бабушки – должны были упокоить старушку на ее родине в Молдавии. Завернув усопшую в ковер, мужчины прикрепили скорбный груз к багажнику машины и в таком виде повезли родственницу в соседнюю республику. По дороге в молдавском населенном пункте Спивково безутешные внуки зашли перекусить в столовую, а когда вышли на улицу, то обнаружили, что покойницу у них похитили.
Из публикации «Украли труп» (Аргументы и факты)
1. Укажите тип информации, характерный для данной публикации
Фактологическая
Вероятностная
Превентивная
2. Как называется предположение, относящееся к будущему?
Прогноз
Гипотеза
Версия
Оценка
3. Совокупность параметров элементов, составляющих контент и определяющих особенности его подачи:
Формат
Жанр
Типология
Система
Кейс 3
Строительство творческого Центра имени Всеволода Мейерхольда завершится уже в этом году. Центр Мейерхольда будет включать в себя театр с уникальной мобильной сценой, выставочный зал, два репетиционных помещения, видеобиблиотеку, трехзвездочный гостиный комплекс, современный паркинг, магазины, рестораны. По своей многофункциональности Центр станет уникальным для Москвы, а его архитектура прекрасно впишется в исторический облик города.
Из публикации «Будет новый Центр»
(Вечерняя Москва)
1. Укажите тип информации, характерный для данной публикации
Фактологическая
Вероятностная
Превентивная
Оценочная
2. Как называется предположение, относящееся к прошлому?
Прогноз
Гипотеза
Версия
Оценка
3. Можно ли отнести данный текст к нормативной информации? (указать – да или нет)
Кейс 4
Новые информационные и коммуникационные технологии оказывают серьезное воздействие на распространение и доставку информации и на доступ к ней. Эти обстоятельства открывают новые горизонты для получения и распространения информации, существенно изменяют коммуникационный пейзаж. Появляется множественность не только каналов, но и способов работы с новостями, оформляется несколько возможностей для получения информации. Одна, традиционная - через газеты, радио, телевидение, другая - через интернет и банки данных. В последнем случае у вас появляется возможность получать информацию не массовую, а индивидуализированную. И в этих условиях возникает проблема будущего СМИ - сохранятся ли они в информационном обществе и как они могут преобразоваться.
1. О каком явлении идет речь в данном отрывке?
Глобализация
Глокализация
Демассификация
Информатизация
2. Какие факторы влияют на изменения коммуникационного пейзажа?
3. Что объединяет перечисленные печатные издания? К какому виду их можно отнести?
«Wall Street Journal»
«Financial Times»
«USA Today»
«International Herald Tribune»
Кейс 5
Журналист заботится о престиже профессии, уважает честь и достоинство коллег, не допускает действий, наносящих ущерб авторитету журналистики. В творческом соревновании журналист не позволяет себе в какой бы то ни было форме злоупотреблять доверием своих коллег, мешать им выполнять профессиональные обязанности, наносить им какой-либо иной ущерб. Он содействует коллегам в развитии их творческих способностей, повышении знаний и мастерства, приходит на помощь коллегам, попавшим в беду. Профессиональная солидарность не может служить оправданием посягательств на правду и справедливость.
1. Из какого текста данный отрывок?
Кодекс профессиональной этики журналиста
Кодекс профессиональной этики российского журналиста
Всеобщая декларация прав человека
ФЗ «О средствах массовой информации»
2. Приведите примеры творческого соревнования из теории и практики современной журналистики
3. Назовите составляющие журналистики как особого вида творческой деятельности
Наблюдательность
Самоирония
Честолюбие
Профессиональный интерес
Кейс 6
Отныне на всем протяжении МКАД автомобилисты могут гонять со скоростью 100 км/ч. Напомним, что до недавних пор на большом участке кольца разрешалось двигаться со скоростью, не превышающей 60 км. Понятно, что водители частенько игнорировали запрет. Теперь МКАД присвоен новый статус – «Магистральная улица общегородского значения первого класса». Ездить по ней разрешено только транспортным средствам, которые по своим техническим характеристикам могут развивать скорость не менее 40 км/час. Это автомобили, автобусы и мотоциклы. Грузовики должны занимать не более двух правых рядов (всего их пять), а тракторам и тем более гужевым повозкам въезд на автостраду запрещен. Вдоль дороги сделают заездные «карманы», куда должны вставать сломавшиеся по пути машины.
Из публикации «Лошадей на МКАД не пустят»
(Аргументы и факты)
1. Укажите тип информации, характерный для данной публикации
Фактологическая
Нормативная
Превентивная
Оценочная
2. По каким понятиям, содержащимся в тексте, можно определить тип информации?
модальные глаголы
деепричастные обороты
прилагательные
числительные
3. Только в таком случае возможна упорядоченная жизнь в обществе, только так могут быть устранены случайные, непреднамеренные «столкновения» гражданина в процессе удовлетворения своих потребностей с государством или другими гражданами.
О чем идет речь? ______________________________________(напишите)
Комплект тестовых заданий
Тема: Радио как канал массовой информации
1. Когда было изобретено радио?
А. 1861
Б. 1895
В. 1896
Г. 1901
2. Кто из перечисленных ученых получил патент на изобретенное радио?
А. Герц
Б. Маркони
В. Попов
Г. Максвелл
3. В каком году по радио в России прозвучал голос человека?
А. 1901
Б. 1915
В. 1917
Г. 1919
4. С чего началось экспериментальное массовое вещание в России?
А. Радиоконцерта
Б. Радиоотчета
В. Радиогазеты
Г. Радиокомпозиции
5. Какие функции выполняло радио в первые годы советской власти?
А. Культурно-просветительские
Б. Агитационно-пропагандистские
В. Информирования
Г. Все перечисленные
6. Область техники, имеющей дело с применением электромагнитных волн:
А. Радио
Б. Радиоэлектроника
В. Электричество
Г. Радиостудия
7. Причины быстрого распространения радиокоммуникации:
А. Скорость в передаче информации
Б. Качество звучания
Г. Государственная поддержка
8. Что из нижеперечисленного относится к слуховому восприятию?
А. Поза
Б. Жест
В. Тон
Г. Мимика
9. Верны ли следующие утверждения:
А. Прослушивание радио требует активного внимания
Б. Радиовещание называют вторичным видом деятельности
А. Верно только А
Б. Верно только Б
В. Верны оба утверждения
Г. Оба утверждения не верны
10. Верны ли следующие утверждения:
А. Радиовещание полифункционально
Б. В практике вещания проявляются дисфункциональные явления
А. Верно только А
Б. Верно только Б
В. Верны оба утверждения
Г. Оба утверждения не верны
11. Какое из СМИ не существует вне агитационно-пропагандистских тенденций?
А. Пресса
Б. Радио
В. Телевидение
Г. Интернет
12. К какой группе функций относится рекламная функция?
А. Информационным
Б. Социальным
В. Культурно-просветительским
Г. Агитационно-пропагандистским
13. Каково значение и необходимость знания функций радиовещания?
А. Для построения сетки вещания
Б. Для выбора формата станций
В. Для работы на радио
Г. Для анализа содержания вещательных программ
14. Верны ли следующие утверждения:
А. Радио распространяет информацию быстрее и эмоциональнее других СМИ
Б. К числу дисфункциональных явлений в программах радио относится реклама в эфире
А. Верно только А
Б. Верно только Б
В. Верны оба утверждения
Г. Оба утверждения не верны
15. Общественное мнение формируется тогда, когда:
А. Сформировано гражданское общество
Б. Общество хорошо информировано
В. У всех есть доступ в Интернет
Г. Все выше перечисленное
16. Факт регулярного и одновременного прослушивания радиопрограммы – это пример функции:
А. Организаторской
Б. Информационной
В. Интегративной
Г. Просветительской
17. Дисфункциональное проявление интегративной функции
А. Манипулирование общественным мнением
Б. Идеологизированность информации
В. Появление цензуры
Г. Недостаток информации
18. Верны ли следующие утверждения:
А. Функция общения приобретает большое значение в период интеграции общества.
Б. Радио не может воспитывать общество
А. Верно только А
Б. Верно только Б
В. Верны оба утверждения
Г. Оба утверждения не верны
19. В каких радиопередачах реализуется воспитательная функция?
А. В передачах для детей
Б. В радиоконцертах
Г. Во всех перечисленных
20. Верны ли следующие утверждения:
А. Пропаганда – призывает
Б. Агитация - убеждает
А. Верно только А
Б. Верно только Б
В. Верны оба утверждения
Г. Оба утверждения не верны
Комплект заданий для самостоятельной работы обучающихся
Тема 1. История развития массовой информации
Конспект: Окинавская хартия глобального информационного общества // Развитие информационного общества в России. Том 2. Концепции и программы: Сб. док. и мат. под ред. Н.В. Борисова и Ю.Е. Хохлова. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2001. С. 63 – 71.
Составить таблицу барьеров восприятия, связанных с вашей учебой в высшем учебном заведении:
«Таблица моих барьеров восприятия»
Что мне мешает воспринимать информацию Как я это преодолеваю
Заполнить таблицу «Свойства информации»:
Свойства Характеристика
Объективность
Достоверность
Полнота
Точность
Актуальность
Полезность
Ценность
Своевременность
Понятность
Доступность
Тема 2. Система СМИ
Сделайте типологический анализ газеты «Номер Один»
Выберите по желанию одно печатное издание, телекомпанию и радиостанцию вашего региона. Ответьте на вопросы:
На какую аудиторию они рассчитаны?
Какова их реальная аудитория?
Возможно ли расширение аудитории, при каких условиях?
Какие, на ваш взгляд, шаги предпринимаются журналистами для привлечения аудитории к своему средству массовой информации?
Проведите типологический анализ органов СМИ, представляющих различные каналы - печать, телевидение и радио
Тема 3. Современные тенденции СМИ
Темы докладов:
Теория информационного общества Ю. Хаяши.
Теория информационного общества Й. Масуда.
Теория информационного общества О. Тоффлер.
Теория информационного общества Д.Белл.
Теория информационного общества М. Кастельс.
Теория информационного общества П. Дракер.
Тема 4. Информационные жанры журналистики
Проанализируйте издание бульварного характера. Совместима ли "желтая пресса" с этическими нормами?
Написать текст в жанре «хроникальная информация»
Возьмите несколько публикаций, докажите их жанровую принадлежность согласно дифференцирующим признакам.
Написать текст в жанре «заметка».
Проанализируйте проблемные материалы из политической, социальной, криминальной сфер. Удалось ли их авторам удержаться в рамках этических норм? Аргументируйте свой ответ.
Написать текст на одну тему в разных видах информационного жанра.
Тема 5. Аналитические жанры журналистики
Заполните таблицу «Жанрообразующие факторы»:
Показатель Характеристика Примеры
Предмет анализа
Цель
Форма изложения
Составьте план написания статьи.
Составьте план написания аналитического комментария.
Напишите текст в жанре аналитической корреспонденции.
Тема 6. Документально-художественные жанры журналистики
Приведите примеры телевизионных программ в сатирическом жанре.
Заполните таблицу «Сатирические жанры журналистики»:
Жанр Характеристика
Пародия
Карикатура
Фельетон
Сделайте анализ текстов в СМИ, написанных в сатирическом жанре.
Напишите текст в жанре портретного очерка.
Тема 7. Информационная безопасность и СМИ
Решите задачи:
Гражданин Франции, постоянно проживающий на территории РФ, обратился в Федеральную службу РФ по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия с заявлением о регистрации СМИ. Вправе ли он быть учредителем СМИ по действующему законодательству?
Федеральная служба по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия объявило конкурс на частоту, лицензия с истекающим сроком действия на которую принадлежала телекомпании, которой дважды в течение года выносили предупреждение в связи с нарушением лицензионных требований и условий. Конкурс состоялся, несмотря на то, что телекомпания обжаловала основания вынесения предупреждений, и обе жалобы телекомпании судами были удовлетворены. Представитель федеральной службы в связи с этим заметил, что обжалование оснований вынесения не отменяет самих предупреждений. Насколько правомерна позиция федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия?
Между коллективом редакции и учредителем средства массовой информации возник конфликт по поводу того, кому принадлежит название — коллективу редакции или учредителю данного средства массовой информации. Как разрешить данную ситуацию?
Тема 8. Печатные СМИ
Заполнить таблицу «История печатных СМИ»
Дата Событие и характеристика
Сделать анализ одной районной газеты.
Сделать сравнительный анализ общероссийского издания и регионального издания.
Дать характеристику аудитории газеты «Спорт-Экспресс».
Приведите конкретные примеры на современном газетном рынке России изданий разных типов: «всем обо всем», «всем не обо всем», «не всем обо всем», «не всем не обо всем».
Сделайте контент-анализ газеты «Вестник Академии» за один год.
Тема 9. Радио как СМИ
Заполнить таблицу «История радио как СМИ»
Дата Событие и характеристика
Сделать анализ одной радиостанции.
Запишите с эфира несколько новостных выпусков разных радиостанций и проанализируйте их с точки зрения тематики, структуры. Чем обусловлены их различия?
Дать характеристику аудитории радиостанции «Европа+».
Привести по три примера из практики современного радио основных функций радиовещания.
Подготовить материал в аналитическом жанре для радиостанции (любой).
Послушайте различные передачи на радио. Определите их жанровую принадлежность.
Тема 10. Телевидение как СМИ
Заполнить таблицу «Хронология развития отечественного телевидения»
Дата Событие и характеристика
Сделать сравнительный анализ кабельного и спутникового телевидения.
Сделать анализ одной телепередачи (на выбор)
Написать эссе на тему «Телевидение и кино: общее и особенное»
Написать телесценарий об Академии.
Сделать качественный анализ телепередач одного телеканала за 1 месяц.
Тема 11. Интернет как СМИ и как среда для СМИ
Дать характеристику новостным сайтам: лента.ру, газета.ру, известия.ру.
Написать эссе на тему: Блог и блогеры: феномен интернет-культуры
Сделать анализ методики определения количества пользователей сайта или страницы сайта в сети интернет в сутки.
Сделайте анализ социальных сетей в России на основе данных системы Крибрум.
Сделать сравнительный анализ новостных сайтов лента.ру, газета.ру, известия.ру.
Перечень примерных тем курсовых работ
1. Онлайн-версии российской прессы (на материале конкретных изданий).
2. Типологические признаки интернет-изданий.
3. «Виртуальная реальность» как мультимедийная технология.
4. Магистрали электронной информации как фактор развития информационного общества.
5. Новейшие информационные технологии как фактор развития общества.
6. Интернет и демократизация информационных потоков в современном обществе.
7. Государство и oнлайн-технологии: стратегии взаимодействия.
8. Интернет и традиционные СМИ: особенности взаимодействия.
9. Роль Интернет в современном телевидении.
10. Роль Интернет в современном радиовещании.
11. Специфика отражения политической реальности в современных масс-медиа (на примере конкретных изданий).
12. Средства массовой коммуникации как инструмент воздействия на общественное мнение.
13. «Телевизионный стиль»: роль рекламных клипов, сериалов и хит-парадов в формировании образа жизни и поведения телезрителя.
14. Коммуникативные технологии в электронно-сетевых изданиях.
15. Использование коммуникативных возможностей телевидения в PR-деятельности.
16. Создание информационного повода как PR-технология.
17. Работа организации со СМИ.
18. Инструменты продвижения веб-сайта организации.
19. СМИ и их роль в имидже организации.
20. Информационные технологии в разрешении кризисных ситуации.
21. Виды журналистской деятельности и формирование информационной политики.
22. Жанры PR-текстов на страницах российской прессы.
23. Журналистика и связи с общественностью: сферы взаимодействия.
24. Изучение информационных предпочтений массовой аудитории г. Улан-Удэ.
25. Использование возможностей Интернет для проведения PR-кампаний.
26. Исследование читательской аудитории газеты как часть имиджевой стратегии.
27. Массово-коммуникационные средства журналистики.
28. Многотиражная печать как компонент связей с общественностью.
29. Особенности функционирования телевидения в информационном процессе.
30. Системные особенности современного радиовещания и его истолкование в связях с общественностью.
31. Системные характеристики региональных СМИ.
32. Телекоммуникационные и компьютерные технологии в связях с общественностью.
33. Технологии информационных войн в период проведения предвыборных кампаний.
34. Формирование и функционирование современных СМИ.
35. Этические аспекты профессиональной деятельности журналиста (российский опыт).
36. СМИ и их роль в имидже организации (на примере конкретной организации).
37. Пресс-служба организации и СМИ: технологии взаимодействия и перспективы развития.
38. Технологии производства информационных материалов и взаимодействие со СМИ (на примере конкретной PR-кампании).
39. СМИ как канал выхода на аудиторию в PR-деятельности (на примере конкретной организации).
40. Связи с общественностью и СМИ: характер и механизм взаимодействия (на примере конкретной организации).
Критерии оценивания
Шкала оценивания
Перечень примерных тем курсовых работ
Примерный обобщенный план-график выполнения курсовой работы по дисциплине
Процедура защиты (сдачи) курсовой работы
Критерии и шкала оценки индивидуальных результатов выполнения курсовой работы
Комплект заданий для самостоятельной работы обучающихся
Критерии оценивания
Шкала оценивания
Перечень тем эссе, докладов, сообщений, презентаций
Критерии оценивания
Шкала оценивания
Комплект контрольных вопросов для проведения устных опросов
Критерии оценивания
Шкала оценивания
Критерии оценивания
Шкала оценивания
Комплект кейс-задач
Критерии оценивания
Шкала оценивания
Комплект тестовых заданий
Критерии оценивания
Шкала оценивания
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– правильность ответа по содержанию задания (учитывается количество и характер ошибок при ответе);
– полнота и глубина ответа (учитывается количество усвоенных фактов, понятий и т.п.);
– сознательность ответа (учитывается понимание излагаемого материала);
– логика изложения материала (учитывается умение строить целостный, последовательный рассказ, грамотно пользоваться специальной терминологией);
– использование дополнительного материала;
– рациональность использования времени, отведенного на задание (не одобряется затянутость выполнения задания, устного ответа во времени, с учетом индивидуальных особенностей обучающихся).
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- теоретический уровень знаний;
- качество ответов на вопросы;
- подкрепление материалов фактическими данными (статистические данные или др.);
- практическая ценность материала;
- способность делать выводы;
- способность отстаивать собственную точку зрения;
- способность ориентироваться в представленном материале;
- степень участия в общей дискуссии.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
(дискуссии, полемики, диспута, дебатов)
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
используется терминология; показано умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации; высказывать свою точку зрения.
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
– правильность формулировки и использования понятий и категорий;
– правильность выполнения заданий/ решения задач;
– аккуратность оформления работы и др.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
(обязательно для дисциплин, где по УП предусмотрена контрольная работа)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Примерные критерии оценивания:
– правильность выполнения задания на практическую/лабораторную работу в соответствии с вариантом;
– степень усвоения теоретического материала по теме практической /лабораторной работы;
– качество подготовки отчета по практической / лабораторной работе;
– правильность и полнота ответов на вопросы преподавателя при защите работы
и др.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания практических занятий (лабораторных работ):
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
В качестве критериев могут быть выбраны, например:
– соответствие срока сдачи работы установленному преподавателем;
– соответствие содержания и оформления работы предъявленным требованиям;
– способность выполнять вычисления;
– умение использовать полученные ранее знания и навыки для решения конкретных задач;
– умение отвечать на вопросы, делать выводы, пользоваться профессиональной и общей лексикой;
– обоснованность решения и соответствие методике (алгоритму) расчетов;
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
расчетно-графической работы, работы на тренажере
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Материалы тестовых заданий следует сгруппировать по темам/разделам изучаемой дисциплины (модуля) в следующем виде:
Тема (темы) / Раздел дисциплины (модуля)
Тестовые задания по данной теме (темам)/Разделу с указанием правильных ответов.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- отношение правильно выполненных заданий к общему их количеству
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Задачи реконструктивного уровня
Задачи творческого уровня
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота знаний теоретического контролируемого материала;
– полнота знаний практического контролируемого материала, демонстрация умений и навыков решения типовых задач, выполнения типовых заданий/упражнений/казусов;
– умение самостоятельно решать проблему/задачу на основе изученных методов, приемов, технологий;
– умение ясно, четко, логично и грамотно излагать собственные размышления, делать умозаключения и выводы;
– полнота и правильность выполнения задания.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
(рефератов, докладов, сообщений)
для учета в рейтинге (оценка)
Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ четко структурирован и выстроен в заданной логике. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа укладывается в заданные рамки при сохранении смысла.
Продемонстрировано умение аргументировано излагать собственную точку зрения. Видно уверенное владение освоенным материалом, изложение сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.
Высокая степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала: стилистические обороты, манера изложения, словарный запас. Отсутствуют стилистические и орфографические ошибки в тексте.
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
Примерные критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
– степень владения понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины;
– знание фактического материала, отсутствие фактических ошибок;
– умение логически выстроить материал ответа;
– умение аргументировать предложенные подходы и решения, сделанные выводы;
– степень самостоятельности, грамотности, оригинальности в представлении материала (стилистические обороты, манера изложения, словарный запас, отсутствие или наличие грамматических ошибок);
– выполнение требований к оформлению работы.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся).
Примерная шкала оценивания письменных работ:
Продемонстрировано владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (уместность употребления, аббревиатуры, толкование и т.д.), отсутствуют ошибки в употреблении терминов.
Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ в достаточной степени структурирован и выстроен в заданной логике без нарушений общего смысла. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа незначительно превышает заданные рамки при сохранении смысла.
Продемонстрировано умение аргументированно излагать собственную точку зрения, но аргументация не всегда убедительна. Изложение лишь отчасти сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.
Достаточная степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала. Встречаются мелкие и не искажающие смысла ошибки в стилистике, стилистические штампы. Есть 1–2 орфографические ошибки.
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
Продемонстрировано достаточное владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины, есть ошибки в употреблении и трактовке терминов, расшифровке аббревиатур.
Ошибки в использовании категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ плохо структурирован, нарушена заданная логика. Части ответа логически разорваны, нет связок между ними. Ошибки в представлении логической структуры проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа в существенной степени (на 25–30%) отклоняется от заданных рамок.
Нет собственной точки зрения либо она слабо аргументирована. Примеры, приведенные в ответе в качестве практических иллюстраций, в малой степени соответствуют изложенным теоретическим аспектам.
Текст работы примерно наполовину представляет собой стандартные обороты и фразы из учебника/лекций. Обилие ошибок в стилистике, много стилистических штампов. Есть 3–5 орфографических ошибок.
Работа выполнена не очень аккуратно, встречаются помарки и исправления.
Продемонстрировано крайне слабое владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (неуместность употребления, неверные аббревиатуры, искаженное толкование и т.д.), присутствуют многочисленные ошибки в употреблении терминов.
Продемонстрировано крайне низкое (отрывочное) знание фактического материала, много фактических ошибок – практически все факты (данные) либо искажены, либо неверны.
Ответ представляет собой сплошной текст без структурирования, нарушена заданная логика. Части ответа не взаимосвязаны логически. Нарушена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа более чем в 2 раза меньше или превышает заданный. Показаны неверные ассоциативные взаимосвязи категорий и терминов дисциплины.
Отсутствует аргументация изложенной точки зрения, нет собственной позиции. Отсутствуют примеры из практики либо они неадекватны.
Текст ответа представляет полную кальку текста учебника/лекций. Стилистические ошибки приводят к существенному искажению смысла. Большое число орфографических ошибок в тексте (более 10 на страницу).
Работа выполнена неаккуратно, с обилием помарок и исправлений. В работе один абзац и больше позаимствован из какого-либо источника без ссылки на него.
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- соответствие решения сформулированным в кейсе вопросам (адекватность проблеме и рынку);
- оригинальность подхода (новаторство, креативность);
- применимость решения на практике;
- глубина проработки проблемы (обоснованность решения, наличие альтернативных вариантов, прогнозирование возможных проблем, комплексность решения).
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Концепция игры
Роли:
Задания (вопросы, проблемные ситуации и др.)
Ожидаемый (е) результат(ы)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
качество усвоения информации;
выступление;
содержание вопроса;
качество ответов на вопросы;
значимость дополнений, возражений, предложений;
уровень делового сотрудничества;
соблюдение правил деловой игры;
соблюдение регламента;
активность;
правильное применение профессиональной лексики.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
для учета в рейтинге (оценка)
Индивидуальные творческие задания (проекты):
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- актуальность темы;
- соответствие содержания работы выбранной тематике;
- соответствие содержания и оформления работы установленным требованиям;
- обоснованность результатов и выводов, оригинальность идеи;
- новизна полученных данных;
- личный вклад обучающихся;
- возможности практического использования полученных данных.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
п/п