учреждение высшего образования
«Бурятская государственная сельскохозяйственная академия имени В.Р. Филиппова»
Технологический факультет
Технология производства, переработки и стандартизации с.-х. продукции
Направленность (профиль) Технология производства, хранения и переработки продукции животноводства
в учебном плане
является дисциплиной обязательной для изучения
дисциплины кафедра
Семестр 2
- ;
Зав. кафедрой Дагбаева Т.Ц.
п/п
на заседании кафедры
Заведующий кафедрой
Дагбаева Т.Ц.
Задачи: ознакомление объектами, видами и задачами профессиональной деятельности бакалавров, согласно ФГОС ВО по направлению; изучение квалификационных требований к выпускнику, ознакомление основными правилами и принципами производства, хранения, переработки сельскохозяйственной продукции
УК-6: Способен управлять своим временем, выстраивать и реализовывать траекторию саморазвития на основе принципов образования в течение всей жизни;
ИД-1 УК-6.1. Применяет знание о своих ресурсах и их пределах (личностных, ситуативных, временных и т.д.), для успешного выполнения порученной работы.
ИД-2 УК-6.2. Понимает важность планирования перспективных целей собственной деятельности с учетом условий, средств, личностных возможностей, этапов карьерного роста, временной перспективы развития деятельности и требований рынка труда.
ИД-3 УК-6.3. Реализует намеченные цели деятельности с учетом условий, средств, личностных возможностей, этапов карьерного роста, временной перспективы развития деятельности и требований рынка труда.
ИД-4 УК-6.4. Критически оценивает эффективность использования времени и других ресурсов при решения поставленных задач, а также относительно полученного результата.
ИД-5 УК-6.5. Демонстрирует интерес к учебе и использует предоставляемые возможности для приобретения новых знаний и навыков
ИД-1 ОПК-1.1. Использует основные законы естественнонаучных дисциплин для решения стандартных задач в области производства, переработки и хранения сельскохозяйственной продукции
ИД-2 ОПК-1.2. Демонстрирует знание основных законов математических, естествено-научных и общепрофессиональных дисциплин, необходимых для решения типовых задач в области производства, переработки и хранения сельскохозяйственной продукции
ИД-ОПК-1.3. 3 Применяет информационно-коммуникационные технологии в решении типовых задач в области производства, переработки и хранения сельскохозяйственной продукции
Комплект контрольных вопросов для проведения устных опросов
Темы рефератов
Комплект тестовых заданий
Комплект индивидуальных заданий к решению ситуационных задач
Темы заданий для работы в малых группах
ОПК-1: Способен решать типовые задачи профессиональной деятельности на основе знаний основных законов математических, естественнонаучных и общепрофессиональных дисциплин с применением информационно-коммуникационных технологий;
ИД-1 УК-6.1. Применяет знание о своих ресурсах и их пределах (личностных, ситуативных, временных и т.д.), для успешного выполнения порученной работы.
ИД-2 УК-6.2. Понимает важность планирования перспективных целей собственной деятельности с учетом условий, средств, личностных возможностей, этапов карьерного роста, временной перспективы развития деятельности и требований рынка труда.
ИД-3 УК-6.3. Реализует намеченные цели деятельности с учетом условий, средств, личностных возможностей, этапов карьерного роста, временной перспективы развития деятельности и требований рынка труда.
ИД-4 УК-6.4. Критически оценивает эффективность использования времени и других ресурсов при решения поставленных задач, а также относительно полученного результата.
ИД-5 УК-6.5. Демонстрирует интерес к учебе и использует предоставляемые возможности для приобретения новых знаний и навыков
ИД-1 ОПК-1.1. Использует основные законы естественнонаучных дисциплин для решения стандартных задач в области производства, переработки и хранения сельскохозяйственной продукции
ИД-2 ОПК-1.2. Демонстрирует знание основных законов математических, естествено-научных и общепрофессиональных дисциплин, необходимых для решения типовых задач в области производства, переработки и хранения сельскохозяйственной продукции
ИД-ОПК-1.3. 3 Применяет информационно-коммуникационные технологии в решении типовых задач в области производства, переработки и хранения сельскохозяйственной продукции
Комплект контрольных вопросов для проведения устных опросов
Темы рефератов
Комплект тестовых заданий
Комплект индивидуальных заданий к решению ситуационных задач
Темы заданий для работы в малых группах
форма текущего контроля успеваемости)
работ
мясоперерабатывающей промышленности России
1 посадочное место, рабочее место преподавателя, доска учебная, учебная мебель, 3 стенда. Радиокласс (радиомикрофон) Сонет-РСМ РМ- 3-1 (заушный индуктор и индукционная петля) Портативный ручной видео-увеличитель (ЭРВУ) RUBY Джойстик компьютерный Joystick SimplyWorks беспроводной Клавиатура Clevy с большими кнопками и накладкой (беспроводная) Стол СИ-1, регулируемый по высоте Список ПО: Kaspersky Endpoint Security для бизнеса, Microsoft Windows Vista Business Russian Upgrade Academic OPEN No Level , Microsoft OfficeProPlus 2016 RUS OLP NL Acdmc. Microsoft Office Professional Plus 2007 Russian
Microsoft OfficeProPlus 2016 RUS OLP NL Acdmc. Договор № ПП-61/2015 г. О поставке программных продуктов от 9 декабря 2015 года
Microsoft Windows Vista Business Russian Upgrade Academic OPEN No Level Государственный контракт № 25 от 1 апреля 2008 года
- использование специализированных (адаптированных) рабочих программ дисциплин (модулей) и методов обучения и воспитания, включая наличие альтернативной версии официального сайта организации в сети «Интернет» для слабовидящих;
- использование специальных учебников, учебных пособий и других учебно-методических материалов, включая альтернативные форматы печатных материалов (крупный шрифт или аудиофайлы);
- использование специальных технических средств обучения (мультимедийное оборудование, оргтехника и иные средства) коллективного и индивидуального пользования, включая установку
мониторов с возможностью трансляции субтитров, обеспечение надлежащими звуковыми
воспроизведениями информации;
- предоставление услуг ассистента (при необходимости), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь или услуги сурдопереводчиков / тифлосурдопереводчиков;
- проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий для разъяснения отдельных вопросов изучаемой дисциплины (модуля);
- проведение процедуры оценивания результатов обучения возможно с учетом особенностей нозологий (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, в форме тестирования и т.п.) при использовании доступной формы предоставления заданий оценочных средств и ответов на задания (в печатной форме увеличенным шрифтом, в форме аудиозаписи, в форме электронного документа, задания зачитываются ассистентом, задания предоставляются с использованием сурдоперевода) с
использованием дополнительного времени для подготовки ответа;
- обеспечение беспрепятственного доступа обучающимся в учебные помещения, туалетные и другие помещения организации, а также пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов и других приспособлений);
- обеспечение сочетания онлайн и офлайн технологий, а также индивидуальных и коллективных форм работы в учебном процессе, осуществляемом с использованием дистанционных образовательных технологий;
- и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение ОПОП ВО.
В целях реализации ОПОП ВО в академии оборудована безбарьерная среда, учитывающая потребности лиц с нарушением зрения, с нарушениями слуха, с нарушениями опорно-двигательного
аппарата. Территория соответствует условиям беспрепятственного, безопасного и удобного передвижения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Вход в учебный корпус
оборудован пандусами, стекла входных дверей обозначены специальными знаками для слабовидящих, используется система Брайля.
при необходимости предоставляется волонтерская помощь обучающимся инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья.
1. Роль пищевой промышленности в удовлетворении потребительского спроса населения (УК-6, ОПК-1)
2. Производственный процесс. Основное и вспомогательное производства (УК-6, ОПК-1)
3. Технологический процесс и его составные части. Понятие о технологии производства изделия (УК-6, ОПК-1)
4. Показатели качества пищевых продуктов (УК-6, ОПК-1)
5. Факторы, влияющие на качество производимых пищевых продуктов (УК-6, ОПК-1)
6. Группы предприятий, перерабатывающих растительное сырье (УК-6, ОПК-1)
7. Технология производства питьевого молока (УК-6, ОПК-1)
8. Технология производства сливочного масла (УК-6, ОПК-1)
9. Технология производства творога (УК-6, ОПК-1)
10. Технология производства сыра (УК-6, ОПК-1)
11. Технология производства кефира (УК-6, ОПК-1)
12. Технология производства ряженки (УК-6, ОПК-1)
13. Технология производства мороженого (УК-6, ОПК-1)
14. Технология производства простокваши (УК-6, ОПК-1)
15. Технология производства сухого молока (УК-6, ОПК-1)
16. Технология производства мясных консервов (УК-6, ОПК-1)
17. Производство рубленых полуфабрикатов в тесте (УК-6, ОПК-1)
18. Производство вареных колбас и мясных хлебов. Режимы и применяемое оборудование (УК-6, ОПК-1)
19. Технология производства порционных и мелкокусковых полуфабрикатов (УК-6, ОПК-1)
20. Технология производства и оценка качества муки (УК-6, ОПК-1)
21. Технология производства и оценка качества хлебобулочных изделий (УК-6, ОПК-1)
22. Консервирование плодов, ягод и овощей методом тепловой стерилизации (УК-6, ОПК-1)
Комплект контрольных вопросов для проведения устных опросов
Тема 1. Значение молока и молочных продуктов в питании человека
1. В чем разница между усвояемостью и питательной ценностью? Что влияет на изменение питательной ценности молока?
2. Характер состояния белков в молоке и связь его с солевым составом. Отличие казеина молока от альбумина и глобулина.
3. Солевой и зольный состав молока, разница между ними. Значение минеральных солей молока для питания животного организма и в технике переработки молока.
4. Какие ферменты молока и их химические свойства имеют практическое значение в технологии молока?
5. Какие витамины молока связаны с жиром, какие растворимы в воде? Какие из них более устойчивы при взаимодействии температур и при окислительных процессах?
6. Практическое использование взаимосвязи между физико-химическими свойствами молока и его составом.
7. Хозяйственное и товарное значение молока других видов животных. Молоко каких сельскохозяйственных животных обладает наибольшей и наименьшей калорийностью и какими цифрами она выражается?
8. Как влияют уровень и тип кормления коров на состав молока? На состав и свойства жира и белков молока?
9. Как изменяются составные части молока в течение лактационного периода?
10. Какие факторы, помимо лактации, кормления и породности, влияют на состав молока?
Тема 2. Значение мясной и рыбной продукции в питании человека
1.Питательная ценность и вкусовые качества мяса.
2. Интенсификация процесса посола.
3. Измельчение и созревание мяса.
4. Мышечная ткань мяса.
5. Фаршесоставление колбас.
6. Жировая ткань мяса.
7. Формование мясопродуктов
8. Соединительная ткань мяса.
9. Методы тепловой обработки мясопродуктов.
10. Хрящевая и костная ткани мяса.
11. Изменения мяса в процессе тепловой обработки.
12. Послеубойные изменения в мясе.
13. Методы копчения.
14. Изменения мяса при хранении.
15. Сушка мясопродуктов.
16. Химический состав тканей мяса.
17. Режимы охлаждения колбасных изделий.
18. Классификация кишечного сырья и субпродуктов.
19. Условия и сроки хранения мясопродуктов.
21. Дефекты вареных колбас, причины возникновения и методы устранения. 22. Методы обработки субпродуктов и кишечного сырья
Комплект тестовых заданий
Тема 1 Значение молока и молочных продуктов в питании человека
1.Молоко это:
- механическая смесь составных частей
- сложная коллоидная система
- жидкость содержащая белок и жир
- жидкость содержащая витамины
- смесь витаминов и белков
2.Истинные составные части молока:
- антибиотики
- гербициды
- вода, жир, белок, сахар
- пестициды
- гербициды и антибиотики
3.Консистенция молока:
- однородная
- неоднородная
- коллоидная система
- гель
- эмульсия
4.Содержание воды в коровьем молоке:
- 80,5%
- 69,7%
- 87,5%
- 95,6%
- 60,5%
5.Содержание сухого вещества в коровьем молоке:
- 20,5%
- 12,5%
- 10,3%
- 6,7%
- 5,5%
6.Среднее содержание жира в коровьем молоке:
- 6,0%
- 4,4%
- 3,6%
- 2,9%
- 5,2%
7.Содержание молочного сахара в коровьем молоке:
- 6,7%
- 5,2%
- 4,7%
- 3,3%
- 2,5%
8.Содержание белка в коровьем молоке:
- 3,3%
- 4,7%
- 2,1%
- 5,4%
- 6,0%
9.В молоке находятся витамины:
- А, Д, С
- А, Д, Е, С
- А, Д, Е, С, РР
- А, Д, С, РР, группы В
- А, Д, С, РР
10.Минеральные вещества в молоке находятся в виде:
- солей органических кислот
- солей неорганических кислот
- солей органических и неорганических кислот
- солей органических в коллоидном состоянии
- солей неорганических кислот в молекулярном состоянии
11.Плотность молока это показатель:
- свежести
- натуральности
- чистоты
- технологичности
12.Кислотность молока это показатель:
- натуральности
- свежести
- консистенции
- механической загрязненности
- бактериальной загрязненности
13.Кислотность молока определяют:
- РН - метром и титрованием
- РН - метром
- титрованием
- по таблице
- по формуле
14.Плотность молока, оА:
- 26-27
- 24-27
- 27-32
- 33-34
- 35-36
15.При добавлении воды в молоко его плотность:
- увеличивается
- уменьшается
- не изменяется
- увеличивается на 10оА
- увеличивается на 15оА
16.СОМО это:
- сухой обезжиренный молочный осадок
- сухой очищенный молочный остаток;
- сухой остаток молочный обезжиренный
- сухой обезжиренный молочный остаток
- самый обезжиренный молочный осадок
17.Молочный жир образуется из:
- нейтрального жира крови
- аминокислот
- углеводов
- плазмы крови
- жира корма
18.При определении жира в жиромер последовательно наливают:
- 10 мл молока; 10,77 мл H2SO4, 1 мл изоамилового спирта;
- 10 мл H2SO4, 10,77 мл молока, 1 мл изоамилового спирта;
- 10 мл изоамилового спирта, 10,77 мл H2SO4, 1 мл молока;
- 1 мл H2SO4, 10 мл молока и 10,77 мл изоамилового спирта;
- 10,77 мл молока, 10 мл H2SO4, 1 мл изоамилового спирта.
19.Оптимальная температура водяной бани при жироопределении:
- 61,0 ± 2 °C
- 62,0 ± 2 °C
- 63,0 ± 2 °C
- 65,0 ± 2 °C
- 36,6 ± 2 °C
20.Основным белком молока является:
- альбумин
- глобулин
- казеин
- альбумин и глобулин
- лактенины
21.Показатель степени чистоты молока:
- группа
- класс
- степень
- процент
- г/см3
22.В молоке I класса может содержаться бактерий до … млн./мл
- 4
- 20 и более
- 20
- 0,5
23.Бактериальную обсемененность молока оценивают по пробе на:
- лактазу
- рестриктазу
- редуктазу
- амилазу
- липазу
24.Молоко гомогенизированное и нагретое выше 100 °C называется
- пастеризованным
- топленым
- стерилизованным
- кипяченым
- питьевым
Тема 2. Значение мясной и рыбной продукции в питании человека
1. Мышечная ткань от массы животного составляет:
- 10-20 %
- 40-50 %
- 70-80 %
2. Витамины относятся:
- к ферментам
- биологически активным соединениям
- гормонам
3.Состояние животного перед убоем не влияет на:
- качество мяса
- длительность его хранения
- рН мяса г) содержание липидов
4. Основной белок соединительной ткани мяса:
- актин
- миозин
- коллаген
5.Соли кальция откладываются:
- на фасциях
- в гиалиновом хряще
- в эластическом хряще
6.Что такое мясная продуктивность?
- совокупность качественных и количественных показателей
- масса туши животного
- химический состав мяса
Комплект индивидуальных заданий к решению ситуационных задач
Задача 1. Составить среднесуточную пробу молока в количестве 250 мл и 50 мл
Время дойки Удой, л Объем пробы
250 мл 50 мл
Утро 14
Обед 10
Вечер 10
Задача 2. Какой будет плотность молока при 200С, если показания ареометра следующие:
Температура, 0С Плотность,г/см3 Плотность,г/см3 при 200С Плотность, 0А
16 1,030
19 1,029
22 1,031
25 1,027
Задача 3. Рассчитать калорийность 1 кг молока следующих видов животных:
Вид животных Состав молока, % Калорийность, ккал
жир общий белок лактоза
Кобыла 1,5 1,9 6,7
Корова 3,8 3,4 4,7
Северный олень 20,0 10,0 2,6
Задача 4. Определить сорт молока, если кислотность его 170Т, механическая загрязненность – II гр, бактериальная обсемененность – I класс, плотность – 1028 кг/м3
Задача 5. Имеются две пробы молока со следующими показателями:
а) плотность -300А, содержание жира -3,8%
б) плотность -300А, содержание жира -2,0%
Какая из двух проб фальсифицирована, чем и на сколько?
Задача 6. Поступила партия охлажденной свинины в полутушах. Согласно товарно-транспортной накладной мясо соответствует II категории. При осмотре обнаружено следующее: 3 полутуши промаркированы треугольным клеймом, 2
Задача 7. На межрайбазу прибыла партия свинины. Температура в толще туш составляет –4С. На отдельных тушах имеются остатки льда и снега, а также срывы подкожного жира на площади 10% поверхности и кровоподтеки на площади 12% поверхности. Определите вид мяса по термическому состоянию и качество мяса. Примите решение о приемке и возможности реализации партии мяса. Укажите, как может быть использовано такое мясо.
Задача 8. В охлажденной говядине при внешнем осмотре обнаружены зачистки, срывы подкожного жира на площади 17% поверхности, слабовыраженный кисловатый запах. 11 Сделайте заключение о степени свежести и возможности реализации мяса. (Ответ обоснуйте.)
Задача 9. Сформулируйте заключение о степени свежести говядины охлажденной, если при анализе были получены следующие результаты: поверхность туши потемневшая, мышцы на разрезе слегка липкие, мясо имеет запах, свойственный данному виду мяса, бульон слегка мутноватый, сухожилия сероватого цвета, жир матового оттенка, слегка мажется.
Задача 10. Оценка качества телятины охлажденной I категории показала следующие результаты: имеется корочка подсыхания, мышцы слегка влажные, консистенция упругая, запах, свойственный данному виду мяса, жир без запаха осаливания, белый, сухожилия упругие, бульон ароматный, слегка мутноватый; в поле зрения мазка-отпечатка обнаружено 25 кокков и палочек. Сделайте заключение о степени свежести мяса.
Темы заданий для работы в малых группах
1. Биологические, химические, физические и функциональные свойства молока как объекта хранения.
2. Технология производства молочных продуктов
3. Вторичное молочное сырье и его использование
4. Сырье для мясной промышленности КРС, МРС лошади , олени
5. Сырье для мясной промышленности свиньи, птица, кролики
6. Морфологический и химический состав мяса
7. Транспортировка, приемка, содержание скота, птицы и кроликов на предприятиях мясной промышленности
8. Первичная переработка скота, птицы и кроликов
9. Технология колбасных изделий
10. Технология мясных консервов
11. Характеристика вторичных продуктов переработки мяса и рыбы, экологическая безопасность
12. Хранение мяса и рыбы
13. Определение свежести мяса
14. Обработка пищевых субпродуктов
15. Оценка качества молока сырья
16. Оценка качества молочных продуктов
1. Понятие о молоке. Состав и свойства молока.
2. Молоко различных видов сельскохозяйственных животных. Состав, свойства, пищевое, экономическое значение и использование молока коз, овец, кобыл, верблюдиц, буйволиц и других животных.
3. Факторы, влияющие на изменение состава и свойств молока коров:
4. - порода, стадия лактации, возраст, линька, состояние здоровья, упитанность,
5. индивидуальные особенности;
6. -корма и уровень кормления, условия содержания, распорядок дня, сезоны года, погодные условия, моцион;
7. - промежуток между доением, способы и скорость доения, массаж вымени, полнота выдаивания.
8. Пороки молока, возникающие при скармливании животным недоброкачественных кормов, попадании в молоко лекарственных, радиоактивных, моюще-дезинфицирующих веществ, ядохимикатов.
9. Физико-химические свойства мяса и мясопродуктов.
10. Предубойное содержание скота.
11. Организация ветеринарно-санитарного контроля.
12. Автоматизация системы переработки скота.
13. Особенности убоя и переработки птицы.
14. Особенности и различия линий убоя к.р.с и м.р.с.
15. Современные способы холодильной обработки мяса и мясопродуктов.
16. Новые виды колбасных оболочек.
17. Новые виды упаковки мясных полуфабрикатов.
18. Особенности технологии быстрозамороженных мясных полуфабрикатов
Комплект контрольных вопросов для проведения устных опросов
Темы рефератов
Комплект тестовых заданий
Комплект индивидуальных заданий к решению ситуационных задач
Темы заданий для работы в малых группах
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
– правильность ответа по содержанию задания (учитывается количество и характер ошибок при ответе);
– полнота и глубина ответа (учитывается количество усвоенных фактов, понятий и т.п.);
– сознательность ответа (учитывается понимание излагаемого материала);
– логика изложения материала (учитывается умение строить целостный, последовательный рассказ, грамотно пользоваться специальной терминологией);
– использование дополнительного материала;
– рациональность использования времени, отведенного на задание (не одобряется затянутость выполнения задания, устного ответа во времени, с учетом индивидуальных особенностей обучающихся).
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- теоретический уровень знаний;
- качество ответов на вопросы;
- подкрепление материалов фактическими данными (статистические данные или др.);
- практическая ценность материала;
- способность делать выводы;
- способность отстаивать собственную точку зрения;
- способность ориентироваться в представленном материале;
- степень участия в общей дискуссии.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
(дискуссии, полемики, диспута, дебатов)
«отлично»
используется терминология; показано умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации; высказывать свою точку зрения.
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
– правильность формулировки и использования понятий и категорий;
– правильность выполнения заданий/ решения задач;
– аккуратность оформления работы и др.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
(обязательно для дисциплин, где по УП предусмотрена контрольная работа)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Примерные критерии оценивания:
– правильность выполнения задания на практическую/лабораторную работу в соответствии с вариантом;
– степень усвоения теоретического материала по теме практической /лабораторной работы;
– способность продемонстрировать преподавателю навыки работы в инструментальной программной среде, а также применить их к решению типовых задач, отличных от варианта задания;
– качество подготовки отчета по практической / лабораторной работе;
– правильность и полнота ответов на вопросы преподавателя при защите работы
и др.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания практических занятий (лабораторных работ):
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
В качестве критериев могут быть выбраны, например:
– соответствие срока сдачи работы установленному преподавателем;
– соответствие содержания и оформления работы предъявленным требованиям;
– способность выполнять вычисления;
– умение использовать полученные ранее знания и навыки для решения конкретных задач;
– умение отвечать на вопросы, делать выводы, пользоваться профессиональной и общей лексикой;
– обоснованность решения и соответствие методике (алгоритму) расчетов;
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
расчетно-графической работы, работы на тренажере
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Материалы тестовых заданий следует сгруппировать по темам/разделам изучаемой дисциплины (модуля) в следующем виде:
Тема (темы) / Раздел дисциплины (модуля)
Тестовые задания по данной теме (темам)/Разделу с указанием правильных ответов.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- отношение правильно выполненных заданий к общему их количеству
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
для учета в рейтинге (оценка)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Задачи реконструктивного уровня
Задачи творческого уровня
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота знаний теоретического контролируемого материала;
– полнота знаний практического контролируемого материала, демонстрация умений и навыков решения типовых задач, выполнения типовых заданий/упражнений/казусов;
– умение самостоятельно решать проблему/задачу на основе изученных методов, приемов, технологий;
– умение ясно, четко, логично и грамотно излагать собственные размышления, делать умозаключения и выводы;
– полнота и правильность выполнения задания.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
– степень владения понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины;
– знание фактического материала, отсутствие фактических ошибок;
– умение логически выстроить материал ответа;
– умение аргументировать предложенные подходы и решения, сделанные выводы;
– степень самостоятельности, грамотности, оригинальности в представлении материала (стилистические обороты, манера изложения, словарный запас, отсутствие или наличие грамматических ошибок);
– выполнение требований к оформлению работы.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся).
(рефератов, докладов, сообщений)
для учета в рейтинге (оценка)
Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ четко структурирован и выстроен в заданной логике. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа укладывается в заданные рамки при сохранении смысла.
Продемонстрировано умение аргументировано излагать собственную точку зрения. Видно уверенное владение освоенным материалом, изложение сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.
Высокая степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала: стилистические обороты, манера изложения, словарный запас. Отсутствуют стилистические и орфографические ошибки в тексте.
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
Продемонстрировано владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (уместность употребления, аббревиатуры, толкование и т.д.), отсутствуют ошибки в употреблении терминов.
Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ в достаточной степени структурирован и выстроен в заданной логике без нарушений общего смысла. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа незначительно превышает заданные рамки при сохранении смысла.
Продемонстрировано умение аргументированно излагать собственную точку зрения, но аргументация не всегда убедительна. Изложение лишь отчасти сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.
Достаточная степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала. Встречаются мелкие и не искажающие смысла ошибки в стилистике, стилистические штампы. Есть 1–2 орфографические ошибки.
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
Продемонстрировано достаточное владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины, есть ошибки в употреблении и трактовке терминов, расшифровке аббревиатур.
Ошибки в использовании категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ плохо структурирован, нарушена заданная логика. Части ответа логически разорваны, нет связок между ними. Ошибки в представлении логической структуры проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа в существенной степени (на 25–30%) отклоняется от заданных рамок.
Нет собственной точки зрения либо она слабо аргументирована. Примеры, приведенные в ответе в качестве практических иллюстраций, в малой степени соответствуют изложенным теоретическим аспектам.
Текст работы примерно наполовину представляет собой стандартные обороты и фразы из учебника/лекций. Обилие ошибок в стилистике, много стилистических штампов. Есть 3–5 орфографических ошибок.
Работа выполнена не очень аккуратно, встречаются помарки и исправления.
Продемонстрировано крайне слабое владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (неуместность употребления, неверные аббревиатуры, искаженное толкование и т.д.), присутствуют многочисленные ошибки в употреблении терминов.
Продемонстрировано крайне низкое (отрывочное) знание фактического материала, много фактических ошибок – практически все факты (данные) либо искажены, либо неверны.
Ответ представляет собой сплошной текст без структурирования, нарушена заданная логика. Части ответа не взаимосвязаны логически. Нарушена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа более чем в 2 раза меньше или превышает заданный. Показаны неверные ассоциативные взаимосвязи категорий и терминов дисциплины.
Отсутствует аргументация изложенной точки зрения, нет собственной позиции. Отсутствуют примеры из практики либо они неадекватны.
Текст ответа представляет полную кальку текста учебника/лекций. Стилистические ошибки приводят к существенному искажению смысла. Большое число орфографических
Работа выполнена неаккуратно, с обилием помарок и исправлений. В работе один абзац и больше позаимствован из какого-либо источника без ссылки на него.
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- соответствие решения сформулированным в кейсе вопросам (адекватность проблеме и рынку);
- оригинальность подхода (новаторство, креативность);
- применимость решения на практике;
- глубина проработки проблемы (обоснованность решения, наличие альтернативных вариантов, прогнозирование возможных проблем, комплексность решения).
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Концепция игры
Роли:
Задания (вопросы, проблемные ситуации и др.)
Ожидаемый (е) результат(ы)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
качество усвоения информации;
выступление;
содержание вопроса;
качество ответов на вопросы;
значимость дополнений, возражений, предложений;
уровень делового сотрудничества;
соблюдение правил деловой игры;
соблюдение регламента;
активность;
правильное применение профессиональной лексики.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
для учета в рейтинге (оценка)
Индивидуальные творческие задания (проекты):
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- актуальность темы;
- соответствие содержания работы выбранной тематике;
- соответствие содержания и оформления работы установленным требованиям;
- обоснованность результатов и выводов, оригинальность идеи;
- новизна полученных данных;
- личный вклад обучающихся;
- возможности практического использования полученных данных.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
п/п