учреждение высшего образования
«Бурятская государственная сельскохозяйственная академия имени В.Р. Филиппова»
Инженерный факультет
Электрификация и автоматизация селького хозяйства
Направленность (профиль) Цифровые энергосистемы и комплексы
в учебном плане
является дисциплиной обязательной для изучения
Семестр 4, 5
Зав. кафедрой Балданов М.Б.
п/п
на заседании кафедры
Заведующий кафедрой
Балданов М.Б.
(представитель работодателя)
Задачи: овладение основными понятиями технической термодинамики, терминологией, законами, основными процессами, протекающими в тепловых машинах; освоение методов расчета процессов, методов расчета и экспериментального определения свойств рабочих тел и теплоносителей
ОПК-1: Способен понимать принципы работы современных информационных технологий и использовать их для решения задач профессиональной деятельности;
ИД- 2 Не знает и не понимает методику поиска, хранения и обработки анализа представленной информации
ИД - 2 Знает и понимает на недостаточном уровне методику поиска, хранения и обработки анализа представленной информации
ИД - 2 Знает и понимает методику поиска, хранения и обработки анализа представленной информации, но допускает ошибки
ИД - 2 -Знает и понимает методику поиска, хранения и обработки анализа представленной информации
ИД - 2 - Не знает и не понимает методику поиска, хранения и обработки анализа представленной информации
ИД - 2 - Умеет применять средства информационных технологий, поиска, хранения, обработки и анализа представленной информации, при этом допускает грубые ошибки
ИД-2- Умеет применять средства информационных технологий, поиска, хранения, обработки и анализа представленной информации, но допускает некоторые неточности
ИД-2- Умеет применять средства информационных технологий, поиска, хранения, обработки и анализа представленной информации
ИД-2- не владеет навыками поиска, хранения, обработки и анализа представленной информации
ИД-2- плохо владеет навыками поиска, хранения, обработки и анализа представленной информации
ИД-2 - Владеет навыками поиска, хранения, обработки и анализа представленной информации, но допускает некоторые неточности
ИД-2 - владеет навыками поиска, хранения, обработки и анализа представленной информации
ОПК-2: Способен разрабатывать алгоритмы и компьютерные программы, пригодные для практического применения;
ИД-2 - Не знает физические явления и законы механики, термодинамики, электричества и магнетизма, оптики
ИД-2 - Знает физические явления и законы механики, термодинамики, электричества и магнетизма, оптики на недостаточном уровне
ИД-2-Знает основы автоматического управления, но допускает ошибки
ИД-2 - Знает физические явления и законы механики, термодинамики, электричества и магнетизма, оптики
ИД-2- Не умеет демонстрировать понимание математический аппарат исследования функций, линейной алгебры
ИД-2- Умеет демонстрировать понимание математический аппарат исследования функций, линейной алгебры, при этом допускает грубые ошибки
ИД-2 - Умеет, но допускает н демонстрировать понимание математический аппарат исследования функций, линейной алгебры которые неточности
ИД-2 - Умеет демонстрировать понимание математический аппарат исследования функций, линейной алгебры
ИД-2- не владеет навыками демонстрировать понимание математический аппарат исследования функций, линейной алгебры
ИД-2- плохо владеет навыками демонстрировать понимание математический аппарат исследования функций, линейной алгебры
ИД-2 - Владеет навыками демонстрировать понимание математический аппарат исследования функций, линейной алгебры, но допускает некоторые неточности
ИД-2 - Владеет навыками демонстрировать понимание математический аппарат исследования функций, линейной алгебры
форма текущего контроля успеваемости)
работ
Однокомпонентной системы на примере состояния насыщения “пар - жидкость” воды
Стоянов, Н. И. Теоретические основы теплотехники (техническая термодинамика и тепломассообмен) : учебное пособие / Н. И. Стоянов, С. С. Смирнов, А. В. Смирнова. — Ставрополь : СКФУ, 2014. — 225 с
Microsoft OfficeProPlus 2016 RUS OLP NL Acdmc. Договор № ПП-61/2015 г. О поставке программных продуктов от 9 декабря 2015 года
Microsoft Windows Vista Business Russian Upgrade Academic OPEN No Level Государственный контракт № 25 от 1 апреля 2008 года
http://www.garant.ru/
- использование специализированных (адаптированных) рабочих программ дисциплин (модулей) и методов обучения и воспитания, включая наличие альтернативной версии официального сайта организации в сети «Интернет» для слабовидящих;
- использование специальных учебников, учебных пособий и других учебно-методических материалов, включая альтернативные форматы печатных материалов (крупный шрифт или аудиофайлы);
- использование специальных технических средств обучения (мультимедийное оборудование, оргтехника и иные средства) коллективного и индивидуального пользования, включая установку
мониторов с возможностью трансляции субтитров, обеспечение надлежащими звуковыми
воспроизведениями информации;
- предоставление услуг ассистента (при необходимости), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь или услуги сурдопереводчиков / тифлосурдопереводчиков;
- проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий для разъяснения отдельных вопросов изучаемой дисциплины (модуля);
- проведение процедуры оценивания результатов обучения возможно с учетом особенностей нозологий (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, в форме тестирования и т.п.) при использовании доступной формы предоставления заданий оценочных средств и ответов на задания (в печатной форме увеличенным шрифтом, в форме аудиозаписи, в форме электронного документа, задания зачитываются ассистентом, задания предоставляются с использованием сурдоперевода) с
использованием дополнительного времени для подготовки ответа;
- обеспечение беспрепятственного доступа обучающимся в учебные помещения, туалетные и другие помещения организации, а также пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов и других приспособлений);
- обеспечение сочетания онлайн и офлайн технологий, а также индивидуальных и коллективных форм работы в учебном процессе, осуществляемом с использованием дистанционных образовательных технологий;
- и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение ОПОП ВО.
В целях реализации ОПОП ВО в академии оборудована безбарьерная среда, учитывающая потребности лиц с нарушением зрения, с нарушениями слуха, с нарушениями опорно-двигательного
аппарата. Территория соответствует условиям беспрепятственного, безопасного и удобного передвижения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Вход в учебный корпус
оборудован пандусами, стекла входных дверей обозначены специальными знаками для слабовидящих, используется система Брайля. Сотрудники охраны знают порядок действий при прибытии в академию лица с ограниченными возможностями. В академии создана толерантная социокультурная среда, осуществляется необходимое сопровождение образовательного процесса,
при необходимости предоставляется волонтерская помощь обучающимся инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья.
2. Оценочные материалы является составной частью нормативно-методического обеспечения системы оценки качества освоения обучающимися указанной дисциплины (модуля).
3. При помощи оценочных материалов осуществляется контроль и управление процессом формирования обучающимися
4. Оценочные материалы по дисциплине (модулю) включают в себя:
- оценочные средства, применяемые при промежуточной аттестации по итогам изучения дисциплины (модуля).
- оценочные средства, применяемые в рамках индивидуализации выполнения, контроля фиксированных видов ВАРО;
- оценочные средства, применяемые для текущего контроля;
5. Разработчиками оценочных материалов по дисциплине (модулю) являются преподаватели кафедры, обеспечивающей изучение обучающимися дисциплины (модуля), в Академии. Содержательной основой для разработки оценочных материалов является Рабочая программа дисциплины (модуля).
для учета в рейтинге (оценка) Степень удовлетворения критериям
86-100 баллов
«отлично» Обучающийся самостоятельно и правильно решил учебно-профессиональную задачу, уверенно, логично, последовательно и аргументировано излагал свое решение, используя профессиональные понятия.
71-85 баллов
«хорошо» Обучающийся самостоятельно и в основном правильно решил учебно-профессиональную задачу, уверенно, логично, последовательно и аргументировано излагал свое решение, используя профессиональные понятия.
56-70 баллов
«удовлетворительно» Обучающийся в основном решил учебно-профессиональную задачу, допустил несущественные ошибки, слабо аргументировал свое решение, используя в основном профессиональные понятия.
0-55 баллов
«неудовлетворительно» Обучающийся не решил учебно-профессиональную задачу.
Техническая термодинамика
2) охватывает все разделы дисциплины
2. Виды энергии и их особенности (ОПК-1, ОПК-2).
3. Теплота, ее графическое и аналитическое определение (ОПК-1, ОПК-2).
4. Работа, ее графическое и аналитическое определение (ОПК-1, ОПК-2).
5. Первый закон термодинамики. Равновесные и неравновесные процессы (ОПК-1, ОПК-2).
6. Теплоемкость газов. Постоянная теплоемкость. Нелинейная зависимость теплоемкости от температуры (ОПК-1, ОПК-2).
7. Объединенное уравнение первого и второго законов термодинамики (ОПК-1, ОПК-2).
9. Идеальные газы. Уравнения состояния идеальных газов (ОПК-1, ОПК-2).
10. Смеси идеальных газов. Закон Дальтона (ОПК-1, ОПК-2).
11. Изохорный термодинамический процесс идеальных газов (ОПК-1, ОПК-2).
12. Изобарный термодинамический процесс идеальных газов (ОПК-1, ОПК-2).
13. Изотермический термодинамический процесс идеальных газов (ОПК-1, ОПК-2).
14. Адиабатный термодинамический процесс идеальных газов (ОПК-1, ОПК-2).
15. Политропный термодинамический процесс идеальных газов (ОПК-1, ОПК-2).
16. Термодинамические функции. Удельный термодинамический потенциал. Закон Нернста–Планка (ОПК-1, ОПК-2).
17. Дифференциальные уравнения термодинамики. Уравнения Максвелла (ОПК-1, ОПК-2).
18. Дифференциальные уравнения 1 закона термодинамики. Частные производные калорических величин (ОПК-1, ОПК-2).
19. Дифференциальные уравнения теплоемкостей реальных газов (ОПК-1, ОПК-2).
20. Эксергия, ее виды. Эксергетические потенциалы. Потери эксергии (ОПК-1, ОПК-2).
21. Эксергетический баланс и эксергетические показатели (ОПК-1, ОПК-2).
22. Графическое изображение эксергии и ее потерь в Ts – диаграмме. Эксергетические диаграммы (ОПК-1, ОПК-2).
23. Термодинамические свойства реальных газов. Уравнения состояния реальных газов (ОПК-1, ОПК-2
24. Ван-дер-Ваальский газ. Термодинамическое подобие (ОПК-1, ОПК-2).
25. Термодинамические свойства паров и жидкостей. Фазовые переходы. Уравнение Клапейрона-Клаузиуса (ОПК-1, ОПК-2).
26. Таблицы термодинамических свойств воды и водяного пара. Диаграммы воды и водяного пара – Ts, hs (ОПК-1, ОПК-2).
27. Изобарный термодинамический процесс реальных газов и паров. Расчет и графическое представление в Ts и hs – диаграммах (ОПК-1, ОПК-2).
28. Изохорный термодинамический процесс реальных газов и паров. Расчет и графическое представление в Ts и hs – диаграммах (ОПК-1, ОПК-2).
29. Изотермный термодинамический процесс реальных газов и паров. Расчет и графическое представление в Ts и hs – диаграммах (ОПК-1, ОПК-2).
30. Адиабатный термодинамический процесс расширения реальных газов и паров. Расчет и графическое представление в Ts и hs – диаграммах (ОПК-1, ОПК-2).
31. Адиабатный термодинамический процесс сжатия реальных газов и паров. Расчет и графическое представление в Ts и hs – диаграммах (ОПК-1, ОПК-2).
32. Техническая термодинамика; основные понятия и определения. Рабочие вещества. Идеальный газ, реальные газы (ОПК-1, ОПК-2)
33. Уравнение состояния идеального газа. Газовая постоянная идеального газа. Р-V и Т-S диаграммы (ОПК-1, ОПК-2).
34. Теплота, работа, внутренняя энергия. Равновесные и неравновесные, обратимые и необратимые процессы (ОПК-1, ОПК-2).
35. Законы темодинамики для открытых систем (ОПК-1, ОПК-2).
36. Первый закон термодинамики. Смеси рабочих веществ и параметры смесей. Теплоемкость. Теплоемкости смеси идеальных газов (ОПК-1, ОПК-2).
37. Водяной пар. Степень сухости пара. Диаграммы Р-V и i-S и таблицы водяного пара. Энтальпия влажного пара и ее использование в расчетах. Процессы водяного пара (ОПК-1, ОПК-2).
38. Газовая постоянная смеси идеальных газов. Таблицы термодинамических свойств веществ. Энтальпия (ОПК-1, ОПК-2).
39. Частные и общие случаи политропных процессов и их изображение в Р-V и Т-S диаграммах (ОПК-1, ОПК-2).
40. Зависимости между параметрами и уравнения для теплоты, работы, внутренней энергии и энтропии в процессах. Графический анализ процессов (ОПК-1, ОПК-2).
41. Второй закон термодинамики. Обратимые и необратимые циклы. Прямые и обратные циклы (ОПК-1, ОПК-2).
42. Термический КПД цикла и холодильный коэффициент. Цикл Карно (ОПК-1, ОПК-2).
43. Энтропия. Физический смысл энтропии. Максимальная работа (ОПК-1, ОПК-2).
44. Анализ высокотемпературных тепловыделяющих и теплоиспользующих установок (ОПК-1, ОПК-2).
45. Схемы и принципы работы ДВС. Термодинамический циклы ДВС (ОПК-1, ОПК-2).
46. изобарного и смешанного сгорания в Р-V и T-S диаграммах. КПД и основные характеристики циклов. Эксергетический анализ циклов (ОПК-1, ОПК-2).
47. Схемы и принципы работы газовых турбин. Циклы ГТУ. Регенеративнй цикл ГТУ (ОПК-1, ОПК-2).
48. Эффективный КПД ГТУ (ОПК-1, ОПК-2).
49. Процессы сжатия воздуха в одноступенчатом и многоступенчатом компрессорах. Условия работы многоступенчатого компрессора и определение числа ступеней. Определение работы и мощности на привод компрессора (ОПК-1, ОПК-2).
50. Реальные газы. Уравнение Ван-дер-Ваальса. Влажный воздух: свойства; i-d диаграмма; термодинамические процессы (ОПК-1, ОПК-2).
51. Основы термодинамики потока (неравновесных процессов). Истечение жидкостей, паров и газов через сопла, насадки и отверстия (ОПК-1, ОПК-2).
52. Адиабатное течение идеального газа в суживающихся и расширяющихся каналах. Конфузоры и диффузоры. Истечение реальных газов и паров из сопел. Процессы в эжекторах (ОПК-1, ОПК-2).
54. Необратимое расширение пара в турбине. Ступени турбины. Внутренний относительный КПД в турбине ПСУ. Парогазовые циклы (ОПК-1, ОПК-2).
55. Циклы холодильных машин. Циклы тепловых насосов. Условия эффективного использования
56. Способы теплообмена. Теплообмен при фазовых превращениях (ОПК-1, ОПК-2).
57. Значение теплообмена для технологических процессов переработки нефти, газа, и конденсата. Теплопроводность. Закон Фурье (ОПК-1, ОПК-2).
58. Коэффициент теплопроводности. Температурный градиент (ОПК-1, ОПК-2).
59. Теплопроводность при стационарном режиме однослойной, многослойной плоской и цилиндрической стенки и тел произвольной формы (ОПК-1, ОПК-2)
60. Конвекционный теплообмен. Коэффициент теплоотдачи. Применение методов подобия и размерностей к анализу и расчету процессов конвективного теплообмена (ОПК-1, ОПК-2).
61. Конвективный теплообмен. Теплоотдача при свободном движении жидкости. Теплоотдача при свободном движении жидкости в трубах. Расчетные уравнения (ОПК-1, ОПК-2).
62. Теплообмен излучением. Закон Стефана-Больцмана. Теплообмен излечением между параллельно и произвольно расположенными телами (ОПК-1, ОПК-2).
63. Излучение газов. Теплообмен излучением в котельных топках (ОПК-1, ОПК-2).
64. Теплопередача. Сложный теплообмен. Коэффициент теплопередачи (ОПК-1, ОПК-2).
65. Тепловой расчет теплообменных аппаратов (ОПК-1, ОПК-2).
66. Топливо. Классификация и состав топлива. Теплота сгорания. Понятие об условном топливе. Разновидности топлива (ОПК-1, ОПК-2).
67. Промышленные котельные установки. Назначение и классификация (ОПК-1, ОПК-2).
68. Элементы котельной установки. Конструктивные особенности (ОПК-1, ОПК-2).
2. Основные параметры состояния рабочего тела, единицы измерения.
3. Внутренняя энергия и энтальпия как функция состояния.
4. Работа изменения объема рабочего тела.
5. Первый закон термодинамики.
6. Уравнения состояния идеальных газов.
7. Основные законы идеальных газов.
8. Смеси идеальных газов. Закон Дальтона.
9. Теплоемкость идеальных газов. Уравнение Майера.
10. Изохорный процесс идеальных газов.
11. Изотермический процесс идеальных газов.
12. Изобарный процесс идеальных газов.
13. Адиабатный процесс идеальных газов.
14. Политропные процессы идеальных газов.
15. Термодинамическая обратимость. Оценка эффективности циклов.
16. Основные формулировки второго закона термодинамики.
17. Цикл Карно.
18. Энтропия. Физический смысл энтропии. Уравнение Гуи-Стодола.
19. Аналитическое выражение второго закона термодинамики.
20. Водяной пар: основные понятия и определения.
21. Парообразование в PV-диаграмме.
22. IS-диаграмма водяного пара.
23. Влажный воздух. Относительная влажность воздуха. Температура точки росы. Id-диаграмма влажного воздуха.
24. Уравнение первого закона термодинамики для потока. Техническая работа потока.
25. Истечение газов через сопла.
26. Дросселирование газов и паров.
27. Термодинамический анализ работы компрессора. Многоступенчатое сжатие в компрессорах.
28. Термодинамический цикл ДВС (цикл Отто).
29. Термодинамический цикл ДВС (цикл Дизеля).
30. Термодинамический цикл газотурбинной установки (p = const).
31. Термодинамический цикл Ренкина.
32. Цикл воздушной холодильной установки.
33. Цикл паровой холодильной установки.
34. Цикл теплового насоса.
Оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему полное знание учебно-программного материала, успешное выполнение заданий, предусмотренных программой в типовой ситуации (с ограничением времени), усвоение материалов основной литературы, рекомендованной в программе, способность к самостоятельному пополнению и обновлению знаний в ходе дальнейшей работы над литературой и в профессиональной деятельности. При ответе на вопросы экзаменационного билета студентом допущены несущественные ошибки. Задача решена правильно или ее решение содержало несущественную ошибку, исправленную при наводящем вопросе экзаменатора.
Оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему знание основного учебно-программного материала в объеме, достаточном для дальнейшей учебы и предстоящей работы по специальности, знакомство с основной литературой, рекомендованной программой, умение выполнять задания, предусмотренные программой. При ответе на экзаменационные вопросы и при выполнении экзаменационных заданий обучающийся допускает погрешности, но обладает необходимыми знаниями для устранения ошибок под руководством преподавателя. Решение задачи содержит ошибку, исправленную при наводящем вопросе экзаменатора.
Оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий, слабые побуждения к самостоятельной работе над рекомендованной основной литературой. Оценка «неудовлетворительно» ставится обучающимся, которые не могут продолжить обучение или приступить к профессиональной деятельности по окончании академии без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине.
зачет /оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему полное знание учебно-программного материала, успешное выполнение заданий, предусмотренных программой в типовой ситуации (с ограничением времени), усвоение материалов основной литературы, рекомендованной в программе, способность к самостоятельному пополнению и обновлению знаний в ходе дальнейшей работы над литературой и в профессиональной деятельности.
зачет /оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему знание основного учебно-программного материала в объеме, достаточном для дальнейшей учебы и предстоящей работы по специальности, знакомство с основной литературой, рекомендованной программой, умение выполнять задания, предусмотренные программой.
незачет /оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий, слабые побуждения к самостоятельной работе над рекомендованной основной литературой. Оценка «неудовлетворительно» ставится обучающимся, которые не могут продолжить обучение или приступить к профессиональной деятельности по окончании академии без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине.
оценка «хорошо» (71-85 баллов) - основанием для снижения оценки может служить нечеткое представление сущности и результатов исследований на защите, или затруднения при ответах на вопросы, или недостаточный уровень качества оформления текстовой части и иллюстративных материалов, или отсутствие последних;
оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) - дополнительное снижение оценки может быть вызвано выполнением работы не в полном объеме, или неспособностью студента правильно интерпретировать полученные результаты, или неверными ответами на вопросы по существу проделанной работы;
оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) - выставление этой оценки осуществляется при несамостоятельном выполнении работы, или при неспособности студента пояснить ее основные положения, или в случае фальсификации результатов, или установленного плагиата.
зачет /оценка «отлично» (86-100 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, грамотно, характеризуется логичным, последовательным изложением материала с соответствующими выводами и /или обоснованными расчетами, предложениями; не содержит ошибок;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует продвинутый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
зачет /оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, грамотно, характеризуется логичным, последовательным изложением материала, допущены небольшие неточности при формировании выводов/расчетов, предложений; содержит незначительные ошибки/опечатки в текстовой части отчета;
- проведено научное исследование в соответствие с полученным заданием;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует базовый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
зачет /оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, материал изложен последовательно, допущены неточности при формировании выводов/расчетов, предложений; содержит ошибки/опечатки в текстовой части отчета;
- присутствуют элементы научного исследования, творческий подход к решению поставленных задач проявляется незначительно;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует пороговый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
незачет /оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен не в соответствии с заданием, материалы не подтверждены соответствующими выводами и/или обоснованными расчетами, предложениями; текстовая часть отчета содержит многочисленные ошибки;
- творческий подход к решению поставленных задач не проявляется; отсутствуют элементы научного исследования;
- отчет выполнен с использованием современных пакетов компьютерных программ, информационных технологий и информационных ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета показывает не сформированность компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет имеет отрицательную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– правильность ответа по содержанию задания (учитывается количество и характер ошибок при ответе);
– полнота и глубина ответа (учитывается количество усвоенных фактов, понятий и т.п.);
– сознательность ответа (учитывается понимание излагаемого материала);
– логика изложения материала (учитывается умение строить целостный, последовательный рассказ, грамотно пользоваться специальной терминологией);
– использование дополнительного материала;
– рациональность использования времени, отведенного на задание (не одобряется затянутость выполнения задания, устного ответа во времени, с учетом индивидуальных особенностей обучающихся).
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- теоретический уровень знаний;
- качество ответов на вопросы;
- подкрепление материалов фактическими данными (статистические данные или др.);
- практическая ценность материала;
- способность делать выводы;
- способность отстаивать собственную точку зрения;
- способность ориентироваться в представленном материале;
- степень участия в общей дискуссии.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
(дискуссии, полемики, диспута, дебатов)
«отлично»
используется терминология; показано умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации; высказывать свою точку зрения.
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
– правильность формулировки и использования понятий и категорий;
– правильность выполнения заданий/ решения задач;
– аккуратность оформления работы и др.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
(обязательно для дисциплин, где по УП предусмотрена контрольная работа)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Примерные критерии оценивания:
– правильность выполнения задания на практическую/лабораторную работу в соответствии с вариантом;
– степень усвоения теоретического материала по теме практической /лабораторной работы;
– способность продемонстрировать преподавателю навыки работы в инструментальной программной среде, а также применить их к решению типовых задач, отличных от варианта задания;
– качество подготовки отчета по практической / лабораторной работе;
– правильность и полнота ответов на вопросы преподавателя при защите работы
и др.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания практических занятий (лабораторных работ):
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
В качестве критериев могут быть выбраны, например:
– соответствие срока сдачи работы установленному преподавателем;
– соответствие содержания и оформления работы предъявленным требованиям;
– способность выполнять вычисления;
– умение использовать полученные ранее знания и навыки для решения конкретных задач;
– умение отвечать на вопросы, делать выводы, пользоваться профессиональной и общей лексикой;
– обоснованность решения и соответствие методике (алгоритму) расчетов;
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
расчетно-графической работы, работы на тренажере
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Материалы тестовых заданий следует сгруппировать по темам/разделам изучаемой дисциплины (модуля) в следующем виде:
Тема (темы) / Раздел дисциплины (модуля)
Тестовые задания по данной теме (темам)/Разделу с указанием правильных ответов.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- отношение правильно выполненных заданий к общему их количеству
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
Задачи реконструктивного уровня
Задачи творческого уровня
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота знаний теоретического контролируемого материала;
– полнота знаний практического контролируемого материала, демонстрация умений и навыков решения типовых задач,
для учета в рейтинге (оценка)
– умение самостоятельно решать проблему/задачу на основе изученных методов, приемов, технологий;
– умение ясно, четко, логично и грамотно излагать собственные размышления, делать умозаключения и выводы;
– полнота и правильность выполнения задания.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ четко структурирован и выстроен в заданной логике. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа укладывается в заданные рамки при сохранении смысла.
Продемонстрировано умение аргументировано излагать собственную точку зрения. Видно уверенное владение освоенным материалом, изложение сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.
Высокая степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала: стилистические обороты, манера изложения, словарный запас. Отсутствуют стилистические и орфографические ошибки в тексте.
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
– степень владения понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины;
– знание фактического материала, отсутствие фактических ошибок;
– умение логически выстроить материал ответа;
– умение аргументировать предложенные подходы и решения, сделанные выводы;
– степень самостоятельности, грамотности, оригинальности в представлении материала (стилистические обороты, манера изложения, словарный запас, отсутствие или наличие грамматических ошибок);
– выполнение требований к оформлению работы.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся).
Примерная шкала оценивания письменных работ:
(рефератов, докладов, сообщений)
Продемонстрировано владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (уместность употребления, аббревиатуры, толкование и т.д.), отсутствуют ошибки в употреблении терминов.
Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ в достаточной степени структурирован и выстроен в заданной логике без нарушений общего смысла. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура
Продемонстрировано умение аргументированно излагать собственную точку зрения, но аргументация не всегда убедительна. Изложение лишь отчасти сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.
Достаточная степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала. Встречаются мелкие и не искажающие смысла ошибки в стилистике, стилистические штампы. Есть 1–2 орфографические ошибки.
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
Продемонстрировано достаточное владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины, есть ошибки в употреблении и трактовке терминов, расшифровке аббревиатур.
Ошибки в использовании категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ плохо структурирован, нарушена заданная логика. Части ответа логически разорваны, нет связок между ними. Ошибки в представлении логической структуры проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа в существенной степени (на 25–30%) отклоняется от заданных рамок.
Нет собственной точки зрения либо она слабо аргументирована. Примеры, приведенные в ответе в качестве практических иллюстраций, в малой степени соответствуют изложенным теоретическим аспектам.
Текст работы примерно наполовину представляет собой стандартные обороты и фразы из учебника/лекций. Обилие ошибок в стилистике, много стилистических штампов. Есть 3–5 орфографических ошибок.
Работа выполнена не очень аккуратно, встречаются помарки и исправления.
Продемонстрировано крайне слабое владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (неуместность употребления, неверные аббревиатуры, искаженное толкование и т.д.), присутствуют многочисленные ошибки в употреблении терминов.
Продемонстрировано крайне низкое (отрывочное) знание фактического материала, много фактических ошибок – практически все факты (данные) либо искажены, либо неверны.
Ответ представляет собой сплошной текст без структурирования, нарушена заданная логика. Части ответа не взаимосвязаны логически. Нарушена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа более чем в 2 раза меньше или превышает заданный. Показаны неверные ассоциативные взаимосвязи категорий и терминов дисциплины.
Отсутствует аргументация изложенной точки зрения, нет собственной позиции. Отсутствуют примеры из практики либо они неадекватны.
Текст ответа представляет полную кальку текста учебника/лекций. Стилистические ошибки приводят к существенному искажению смысла. Большое число орфографических ошибок в тексте (более 10 на страницу).
Работа выполнена неаккуратно, с обилием помарок и исправлений. В работе один абзац и больше позаимствован из какого-либо источника без ссылки на него.
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
- соответствие решения сформулированным в кейсе вопросам (адекватность проблеме и рынку);
- оригинальность подхода (новаторство, креативность);
- применимость решения на практике;
- глубина проработки проблемы (обоснованность решения, наличие альтернативных вариантов, прогнозирование возможных проблем, комплексность решения).
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Концепция игры
Роли:
Задания (вопросы, проблемные ситуации и др.)
Ожидаемый (е) результат(ы)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
качество усвоения информации;
выступление;
содержание вопроса;
качество ответов на вопросы;
значимость дополнений, возражений, предложений;
уровень делового сотрудничества;
соблюдение правил деловой игры;
соблюдение регламента;
активность;
правильное применение профессиональной лексики.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
для учета в рейтинге (оценка)
Индивидуальные творческие задания (проекты):
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- актуальность темы;
- соответствие содержания работы выбранной тематике;
- соответствие содержания и оформления работы установленным требованиям;
- обоснованность результатов и выводов, оригинальность идеи;
- новизна полученных данных;
- личный вклад обучающихся;
- возможности практического использования полученных данных.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
п/п