учреждение высшего образования
«Бурятская государственная сельскохозяйственная академия имени В.Р. Филиппова»
Агрономический факультет
Общее земледелие
направленность (профиль) Инновационные агротехнологии
в учебном плане
является дисциплиной обязательной для изучения
дисциплины кафедра
Семестр 1
- 13.017. Профессиональный стандарт "АГРОНОМ", утверждённый приказом Министерства труда и социальной защиты Российско Федерации от 20 сентября 2021 г. N 644н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 20 октября 2021 г., регистрационный N 65482);
Зав. кафедрой Соболев В.А.
п/п
на заседании кафедры
Заведующий кафедрой
Соболев В.А.
(представитель работодателя)
Задачи: усвоение обучающимся способность понимать сущность современных проблем агрономии, научно-технологическую политику в области производства безопасной растениеводческой продукции, расширение знаний в области городского фермерства; изучение экологических норм и правил при создании установки для выращивания агрокультур; изучение основных принципов работы гидропоники; изучение технологии растениеводства
УК-2: Способен определять круг задач в рамках поставленной цели и выбирать оптимальные способы их решения, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений;
УК-2. ИД-1 Формулирует в рамках поставленной цели проекта совокупность взаимосвязанных задач, обеспечивающих ее достижение. Определяет ожидаемые результаты решения выделенных задач
ПКС-2 ИД-1 Владеет методами поиска и анализа информации о системах земледелия и технологиях возделывания сельскохозяйственных культур критически анализирует информацию и выделяет наиболее перспективные системы земледелия и технологии возделывания сельскохозяйственных культур для конкретных условий хозяйствования
ИД-2 Критически анализирует информацию и выделяет наиболее перспективные системы земледелия и технологии возделывания сельскохозяйственных культур для конкретных условий хозяйствования
ПКС-2: Способен осуществить сбор информации, необходимой для разработки системы земледелия и технологий возделывания сельскохозяйственных культур;
УК-2. ИД-1 Формулирует в рамках поставленной цели проекта совокупность взаимосвязанных задач, обеспечивающих ее достижение. Определяет ожидаемые результаты решения выделенных задач
ПКС-2 ИД-1 Владеет методами поиска и анализа информации о системах земледелия и технологиях возделывания сельскохозяйственных культур критически анализирует информацию и выделяет наиболее перспективные системы земледелия и технологии возделывания сельскохозяйственных культур для конкретных условий хозяйствования
ИД-2 Критически анализирует информацию и выделяет наиболее перспективные системы земледелия и технологии возделывания сельскохозяйственных культур для конкретных условий хозяйствования
форма текущего контроля успеваемости)
работ
обсуждение
обсуждение
обсуждение
обсуждение
обсуждение
обсуждение
обсуждение
обсуждение
Microsoft OfficeProPlus 2016 RUS OLP NL Acdmc. Договор № ПП-61/2015 г. О поставке программных продуктов от 9 декабря 2015 года
Microsoft Windows Vista Business Russian Upgrade Academic OPEN No Level Государственный контракт № 25 от 1 апреля 2008 года
http://www.garant.ru/
- использование специализированных (адаптированных) рабочих программ дисциплин (модулей) и методов обучения и воспитания, включая наличие альтернативной версии официального сайта организации в сети «Интернет» для слабовидящих;
- использование специальных учебников, учебных пособий и других учебно-методических материалов, включая альтернативные форматы печатных материалов (крупный шрифт или аудиофайлы);
- использование специальных технических средств обучения (мультимедийное оборудование, оргтехника и иные средства) коллективного и индивидуального пользования, включая установку
мониторов с возможностью трансляции субтитров, обеспечение надлежащими звуковыми
воспроизведениями информации;
- предоставление услуг ассистента (при необходимости), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь или услуги сурдопереводчиков / тифлосурдопереводчиков;
- проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий для разъяснения отдельных вопросов изучаемой дисциплины (модуля);
- проведение процедуры оценивания результатов обучения возможно с учетом особенностей нозологий (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, в форме тестирования и т.п.) при использовании доступной формы предоставления заданий оценочных средств и ответов на задания (в печатной форме увеличенным шрифтом, в форме аудиозаписи, в форме электронного документа, задания зачитываются ассистентом, задания предоставляются с использованием сурдоперевода) с
использованием дополнительного времени для подготовки ответа;
- обеспечение беспрепятственного доступа обучающимся в учебные помещения, туалетные и другие помещения организации, а также пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов и других приспособлений);
- обеспечение сочетания онлайн и офлайн технологий, а также индивидуальных и коллективных форм работы в учебном процессе, осуществляемом с использованием дистанционных образовательных технологий;
- и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение ОПОП ВО.
В целях реализации ОПОП ВО в академии оборудована безбарьерная среда, учитывающая потребности лиц с нарушением зрения, с нарушениями слуха, с нарушениями опорно-двигательного
аппарата. Территория соответствует условиям беспрепятственного, безопасного и удобного передвижения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Вход в учебный корпус
оборудован пандусами, стекла входных дверей обозначены специальными знаками для слабовидящих, используется система Брайля. Сотрудники охраны знают порядок действий при прибытии в академию лица с ограниченными возможностями. В академии создана толерантная социокультурная среда, осуществляется необходимое сопровождение образовательного процесса,
при необходимости предоставляется волонтерская помощь обучающимся инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья.
1. Способ выращивания растений на искусственных средах без почвы. Питание растения получают
из питательного раствора, окружающего корни.
А) Аэропоника
Б) Гидропоника
В) Аквапоника
Г) Микропоника
2. Какой(-ие) тип(-ы) гидропонных систем является пассивным?
А) Система периодического затопления
Б) Техника питательного слоя /NFT
В) Фитильная система
Г) Система капельного полива
3. Для чего в гидропонных системах периодического затопления нужно полностью сливать
питательный раствор?
А) Для экономии электроэнергии
Б) Для обогощения корней растения кислородом
В) Для экономии питательного раствора
Г) Для обогощения питательного раствора кислородом
4. Каких видов гидропонных систем не существует?
А) Система NFT
В) Система PPM
Г) Фитильная система
5. В основе работы какой гидропонной системы лежит принцип подачи раствора к корням растений
с помощью наклонного желоба (раствор подается к корням по наклонному желобу 7°-10°)
А) Система периодического затопления
Б) Техника питательного слоя /NFT
В) Фитильная система
Г) Система капельного полива
6. Перед началом выполнения работы нужно
А) Обсудить предстоящую задачу
Б) Проверить электрообурдование на наличие оголенных проводов
В) Расположить инструменты и расходные материалы на рабочей поверхности
Г) Одеть средства индивидуальной защиты
7. Средства индивидуальной защиты при работе с электролобзиком
А) Рабочая одежда
Б) Рабочие перчатки
В) Очки
Г) Резиновые сапоги
8. По окончании работ участник в первую очередь должен
А) Покинуть рабочую зону
Б) Прибраться на рабочем месте
В)Снять защитную одежду
Г) Отключить приборы от электросети
9. По окончании работ участник в первую очередь должен
А) Покинуть рабочую зону
Б) Прибраться на рабочем месте
В)Снять защитную одежду
Г) Отключить приборы от электросети
10. Средства индивидуальной защиты при работе с химическими реагентами
А) Лабораторный халат
Б) Защитные очки
В) ПВХ перчатки
Г) Сланцы
11. Какие виды фито ламп существуют
А) Светодиодные фитосветильники
Б) Натриевые фитолампы
В) Индукционные фитолампы
Г) фитолампа накаливания
12. Универсальное сочетание длин волн для роста растений
А) Теплый белый + синий (1:1)
Б)Синий + красный (2:1)
В) Теплый белый + красный (3:1)
Г) Синий + красный (1:4)
13. Основным компонентом какого датчика является термопара или терморезистор?
А) Датчика температуры и влажности
Б) Датчика углекислого газа
В) Датчика освещенности
Г) Ни один из предложенных вариантов
14. Чем отличается 4-х канальное реле от 8-ми канального
А) Скорость управления 8-ми канального в 2 раза больше чем 4-х
Б) Для осуществления технического процесса, для 8-канального требуется в 2 раза больше
тока
В) Количество подключаемых элементов в 2 раза больше у 8-ми канального реле
Г) В 8-ми канальное реле можно подключать оборудование 220 в
15. Какие датчики целесообразно запитывать с помощью реле?
А) Датчик температуры и влажности
Б) Датчик освещенности
В) Датчик реального времени
Г) Ни один из предложенных вариантов
16. Фотосинтез это –
А) процесс, при котором из углекислого газа и воды на свету образуются органические
вещества.
Б)один из самых значимых биологических процессов, основа питания растений
В) ростовые и формативные изменения растений, возникающие в результате воздействия
на них света разного спектрального состава, интенсивности и длительности
Г) Процесс образования углекислородных соединений в растениях
17. Исходя из чего подбираются оптимальные параметры питательной среды?
Б) Фазы текущего развития растения
В) Состояния растения
Г) Где до этого росло растение
18. Как часто нужно менять питательный раствор?
А) раз в две недели
Б) Раз в месяц
В) Раз в неделю
Г) Раз в два месяца
19. Что измеряет Tds метр в растворе?
А) общее количество частиц, растворенных в воде солей на один миллион частиц воды
Б) общее количество частиц, растворенных в воде щелочи на один миллион частиц воды
В) общее количество частиц, растворенных в воде кислоты на один миллион частиц воды
Г) общее количество частиц, растворенных в воде солей на общее количество частиц воды
20. Что измеряет pH метр?
А) концентрацию ионов водорода в растворах
Б) Электропроводность раствора
В) концентрацию ионов кислорода в растворах
Г) Электростабильность раствора
21. Чем производят дезинфекцию корневой системы при пересадке растения в гидропонную
систему?
А) Уксусной кислотой
Б) слабым раствором йода
В) Слабым раствором перманганата калия
Г) Слабым раствором гидроксида калия
22. Молекула какого вещества распадается для создания углеводородного соединения при
фотосинтезе растений?
А) Молекула H2O
Б) Молекула CO
В) Молекула H2O2
Г) Молекула N2O3
23. Как влияет на рост растений неправильно подобранный поливной режим?
А) Может произойти загнивание корней
Б) Корни растений могут высохнуть
В) На рост растений влияет только досветка
Г) Увеличивается вероятность вымывания субстрата
24. Как часто нужно проводить дезинфекцию системы для выращивания агрокультур?
А) Каждые две недели
Б) Раз в месяц
В) Перед посадкой новой партии растений
Г) Каждый день
25. Какую функцию в гидропонной системе выполняет субстрат ?
А) Ускоряет появление завязей
Б) Увеличивает объем выращенной продукции
В) Служит для того, чтобы поддерживать корни растений
В) Спасает от вредителей
Перечень экзаменационных вопросов
1. Световые зоны, определяющие уровень урожайности при выращивании
овощных культур в защищенном грунте? (по С.Ф. Ващенко).
2. Внутреннее оборудование теплицы стеллажного типа.
3. Новое в конструкциях теплиц (приспособления, регулировка, шторные
покрытия).
4. Регулирование шатрового, подпочвенного и надпочвенного обогрева. Роль
каждого.
5. Требования к участку для размещения тепличного комбината.
6. Оборудование для досвечивания рассады, режим досвечивания.
7. Субстраты для гидропонного возделывания овощных культур.
8. Сравнительные данные по эксплуатации гидропонных в сравнении с грунтовыми
теплицами.
9. Способы регулирования теплового баланса в теплицах.
10. Способы регулирования светового режима в теплицах.
11. Система полива почвы в культивационных сооружениях, капельное орошение.
12. Особенности конструкций гидропонных теплиц современного типа.
13. Размещение контейнеров с субстратом в гидропонной теплице.
14. Влажностный режим воздуха в гидропонной и грунтовых теплицах, различия.
15. Обеспечение углекислотой в грунтовых и гидропонных теплицах, различия по
значимости этого приема.
17. Какие сорта и гибриды огурца рекомендуется использовать на гидропонике?
18. Какие сорта и гибриды томата рекомендуется выращивать на гидропонике?
19. Понятие о гидропонном способе возделывания, история развития.
20. Система питания.
21. Сорта и гибриды огурца для гидропонного возделывания овощных культур.
22.Особенности технологии возделывания кочанного салата в условиях
малообъемной гидропоники.
23. Коррекция растворов в период вегетации.
24. Особенности формирования огурца.
25. Технология выращивания томата гидропонным способом.
26. Меры борьбы с вредителями и болезнями при малообъемной культуре.
27. Создание условий для плодоношения.
28. Особенности технологических процессов.
29. Экономическая эффективность малообъемных культур.
30. Расширение ассортимента культур в рационе питания населения при
высокотехнологичных процессах выращивания.
31. Подкормки углекислым газом.
32. Светокультура огурца.
33. Многоярусная гидропоника по методу Шарупича.
34. Культурооборот в малообъемной гидропонике.
35. Типы сооружений защищенного грунта для малообъемной культуры.
36. Контроль за питанием растений в период вегетации.
37. Светопрозрачные материалы и их применение.
38. Микроклимат в различных культивационных сооружениях и способы его
регулирования.
39. Растворный узел для организации подкормок.
40. Способы поддержания микроклимата в сооружениях для выращивания грибов
(свет, тепло, влага, газообмен).
41. Можно ли выращивать грибы в теплицах?
42. Технология выращивания рассады томата в зимних теплицах.
43. Технология выращивания огурца на малообъемной гидропонике.
44. Технология выращивания томата на малообъемной гидропонике.
45. Технология выращивания перца на малообъемной гидропонике.
46. Технология выращивания баклажана на малообъемной гидропонике.
47. Особенности культуры огурца на гидропонике.
48. Особенности создания питательной среды и комфортного микроклимата для
выращивания агрокультур
49. Организация освещения и системы слива-полива питательного раствора
50. Датчики, исполнительных устройств и контролеров для автоматизации
гидропонной установки
Темы для рефератов
1. Технология выращивания беспочвенным методом томатных культур.
2. Технология выращивания беспочвенным методом огурцов.
3. Технология выращивания беспочвенным методом ягодных культур.
4. Технология выращивания беспочвенным методом салато-зеленных.
5. Технология выращивания беспочвенным методом цитрусовых культур
6. Гидропоника: виды, субстраты, условия
7. Сити-фермерство и гидропоника. История возникновения гидропоники как направления практической биологии
Практическия задания
Задание: Подготовка питательной среды
Техника выполнения
В гидропонике важнейшую роль играет среда, в которую помещены растения. В отличие от водного раствора, в почве химические элементы пребывают в органическом состоянии и служат пищей для бактерий, червей и др. В результате вещество распадается
на ионы, которые становятся доступны растениям спустя длительное время. При гидропонном методе выращивания питательные элементы находятся в растворе и усваиваются сразу. Какие вещества необходимы растениям:
• основные: азот, фосфор, калий;
• второстепенные: кальций, магний, сера;
• микроэлементы: цинк, железо, марганец, бор, медь, молибден и др.
• необходимо установить стабильный уровень pH при оптимальном значении 5.5 –
6.5;
• целесообразно внести комплекс удобрений для гидропоники, тщательно
размешивая раствор после добавления каждого препарата;
• произвести контрольный замер реакции раствора с помощью рН-метра и при необходимости выровнять его.
Задание: Контроль уровня кислотности раствора рН.
Поддержание стабильного значения рН – залог активного роста и развития растений. Для измерения электрод рН – метра опускают в жидкость и ждут установленное время (как правило, 30 секунд). Результаты записывают для дальнейшего анализа
эффективности применяемых удобрений, созданных условий и выбора сортов. При необходимости изменения реакции в раствор добавляют воду. Если разбавление не помогло, вносят небольшое количество специальных регуляторов рН.( pH Up повышает
рН раствора и pH Down понижает рН раствора). Растение поглощает воду, поэтому со временем раствор становится кислым. После разбавления водой снижается концентрация питательных веществ, что требует добавления соответствующих фазе развития доз удобрений для гидропоники. По истечении 3-4 часов, когда удобрение полностью растворится, производят контрольный замер рН. Значение выше 6.5 негативно сказывается на способности растений усваивать те или иные элементы. Питательный раствор готовим на 5 л. воды. Потом пересчитываем количество
удобрений на весь объем воды в гидропонной системе.
1. Наливаем подготовленную воду в емкость в объеме 4 л
2. Измеряем значение рН воды. Значения фиксируем.
3. Добавляем в воду 1 мл рН Down. Перемешиваем.
4. Измеряем рН
5. Процедуру повторяем несколько раз, пока не удастся посчитать сколько
нужно добавить рН Down, чтобы уменьшить значение рН раствора до 6,5.
6. Вносим удобрения согласно инструкции
7. Доливаем оставшийся 1 л воды
8. Произвести повторное измерение рН.
Примечание: после внесения удобрений и регуляторов рН необходимо тщательно перемешивать раствор
Задание: Разработать технологию выращивания зеленных культур методом проточной гидропоники в установках вертикального типа
1. Подобрать культуры. Дать обоснование
2. Выбор сорта
3. Разработать технологию возделывания
Тестовые задания
Практические задания
Темы рефератов и презентаций
Перечень экзаменационных вопросов
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– правильность ответа по содержанию задания (учитывается количество и характер ошибок при ответе);
– полнота и глубина ответа (учитывается количество усвоенных фактов, понятий и т.п.);
– сознательность ответа (учитывается понимание излагаемого материала);
– логика изложения материала (учитывается умение строить целостный, последовательный рассказ, грамотно пользоваться специальной терминологией);
– использование дополнительного материала;
– рациональность использования времени, отведенного на задание (не одобряется затянутость выполнения задания, устного ответа во времени, с учетом индивидуальных особенностей обучающихся).
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- теоретический уровень знаний;
- качество ответов на вопросы;
- подкрепление материалов фактическими данными (статистические данные или др.);
- практическая ценность материала;
- способность делать выводы;
- способность отстаивать собственную точку зрения;
- способность ориентироваться в представленном материале;
- степень участия в общей дискуссии.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
(дискуссии, полемики, диспута, дебатов)
«отлично»
используется терминология; показано умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации; высказывать свою точку зрения.
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
– правильность формулировки и использования понятий и категорий;
(обязательно для дисциплин, где по УП предусмотрена контрольная работа)
для учета в рейтинге (оценка)
– аккуратность оформления работы и др.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Примерные критерии оценивания:
– правильность выполнения задания на практическую/лабораторную работу в соответствии с вариантом;
– степень усвоения теоретического материала по теме практической /лабораторной работы;
– способность продемонстрировать преподавателю навыки работы в инструментальной программной среде, а также применить их к решению типовых задач, отличных от варианта задания;
– качество подготовки отчета по практической / лабораторной работе;
– правильность и полнота ответов на вопросы преподавателя при защите работы
и др.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания практических занятий (лабораторных работ):
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
В качестве критериев могут быть выбраны, например:
– соответствие срока сдачи работы установленному преподавателем;
– соответствие содержания и оформления работы предъявленным требованиям;
расчетно-графической работы, работы на тренажере
– умение использовать полученные ранее знания и навыки для решения конкретных задач;
– умение отвечать на вопросы, делать выводы, пользоваться профессиональной и общей лексикой;
– обоснованность решения и соответствие методике (алгоритму) расчетов;
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Материалы тестовых заданий следует сгруппировать по темам/разделам изучаемой дисциплины (модуля) в следующем виде:
Тема (темы) / Раздел дисциплины (модуля)
Тестовые задания по данной теме (темам)/Разделу с указанием правильных ответов.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- отношение правильно выполненных заданий к общему их количеству
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
Задачи реконструктивного уровня
для учета в рейтинге (оценка)
Задачи творческого уровня
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота знаний теоретического контролируемого материала;
– полнота знаний практического контролируемого материала, демонстрация умений и навыков решения типовых задач, выполнения типовых заданий/упражнений/казусов;
– умение самостоятельно решать проблему/задачу на основе изученных методов, приемов, технологий;
– умение ясно, четко, логично и грамотно излагать собственные размышления, делать умозаключения и выводы;
– полнота и правильность выполнения задания.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ четко структурирован и выстроен в заданной логике. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа укладывается в заданные рамки при сохранении смысла.
Продемонстрировано умение аргументировано излагать собственную точку зрения. Видно уверенное владение освоенным материалом, изложение сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.
Высокая степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала: стилистические обороты, манера изложения, словарный запас. Отсутствуют
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
– степень владения понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины;
– знание фактического материала, отсутствие фактических ошибок;
– умение логически выстроить материал ответа;
– умение аргументировать предложенные подходы и решения, сделанные выводы;
– степень самостоятельности, грамотности, оригинальности в представлении материала (стилистические обороты, манера изложения, словарный запас, отсутствие или наличие грамматических ошибок);
– выполнение требований к оформлению работы.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся).
Примерная шкала оценивания письменных работ:
(рефератов, докладов, сообщений)
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
Продемонстрировано владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (уместность употребления, аббревиатуры, толкование и т.д.), отсутствуют ошибки в употреблении терминов.
Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ в достаточной степени структурирован и выстроен в заданной логике без нарушений общего смысла. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа незначительно превышает заданные рамки при сохранении смысла.
Продемонстрировано умение аргументированно излагать собственную точку зрения, но аргументация не всегда убедительна. Изложение лишь отчасти сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.
Достаточная степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала. Встречаются мелкие и не искажающие смысла ошибки в стилистике, стилистические штампы. Есть 1–2 орфографические ошибки.
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
Продемонстрировано достаточное владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины, есть ошибки в употреблении и трактовке терминов, расшифровке аббревиатур.
Ошибки в использовании категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ плохо структурирован, нарушена заданная логика. Части ответа логически разорваны, нет связок между ними. Ошибки в представлении логической структуры проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа в существенной степени (на 25–30%) отклоняется от заданных рамок.
Нет собственной точки зрения либо она слабо аргументирована. Примеры, приведенные в ответе в качестве практических иллюстраций, в малой степени соответствуют изложенным теоретическим аспектам.
Текст работы примерно наполовину представляет собой стандартные обороты и фразы из учебника/лекций. Обилие ошибок в стилистике, много стилистических штампов. Есть 3–5 орфографических ошибок.
Работа выполнена не очень аккуратно, встречаются помарки и исправления.
Продемонстрировано крайне слабое владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (неуместность употребления, неверные аббревиатуры, искаженное толкование и т.д.), присутствуют многочисленные ошибки в употреблении терминов.
Продемонстрировано крайне низкое (отрывочное) знание фактического материала, много фактических ошибок – практически все факты (данные) либо искажены, либо неверны.
Ответ представляет собой сплошной текст без структурирования, нарушена заданная логика. Части ответа не взаимосвязаны логически. Нарушена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа более чем в 2 раза меньше или превышает заданный. Показаны неверные ассоциативные взаимосвязи категорий и терминов дисциплины.
Отсутствует аргументация изложенной точки зрения, нет собственной позиции. Отсутствуют примеры из практики либо они неадекватны.
Текст ответа представляет полную кальку текста учебника/лекций. Стилистические ошибки приводят к существенному искажению смысла. Большое число орфографических ошибок в тексте (более 10 на страницу).
Работа выполнена неаккуратно, с обилием помарок и исправлений. В работе один абзац и больше позаимствован из какого-либо источника без ссылки на него.
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- соответствие решения сформулированным в кейсе вопросам (адекватность проблеме и рынку);
- оригинальность подхода (новаторство, креативность);
- применимость решения на практике;
- глубина проработки проблемы (обоснованность решения, наличие альтернативных вариантов, прогнозирование возможных проблем, комплексность решения).
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Концепция игры
Роли:
Задания (вопросы, проблемные ситуации и др.)
Ожидаемый (е) результат(ы)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
качество усвоения информации;
выступление;
содержание вопроса;
качество ответов на вопросы;
значимость дополнений, возражений, предложений;
уровень делового сотрудничества;
соблюдение правил деловой игры;
соблюдение регламента;
правильное применение профессиональной лексики.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
для учета в рейтинге (оценка)
Индивидуальные творческие задания (проекты):
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- актуальность темы;
- соответствие содержания работы выбранной тематике;
- соответствие содержания и оформления работы установленным требованиям;
- обоснованность результатов и выводов, оригинальность идеи;
- новизна полученных данных;
- личный вклад обучающихся;
- возможности практического использования полученных данных.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
п/п