учреждение высшего образования
«Бурятская государственная сельскохозяйственная академия имени В.Р. Филиппова»
Агрономический факультет
Почвоведение и агрохимия
Направленность (профиль) Агроэкология
в учебном плане
является дисциплиной обязательной для изучения
дисциплины кафедра
Семестр 6
- 13.023. Профессиональный стандарт "АГРОХИМИК-ПОЧВОВЕД", утверждённый приказом Министерства труда и социальной защиты Российско Федерации от 2 сентября 2020 г. N 551н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 24 сентября 2020 г., регистрационный N 60003);
Зав. кафедрой Хутакова С.В.
п/п
на заседании кафедры
Заведующий кафедрой
Хутакова С.В.
(представитель работодателя)
Задачи: Задачи: теоретические основы почвенной и растительной диагностики минерального питания растений; технология проведения почвенной и растительной диагностики питания растений и определения доз удобрений на их основе; агрохимические свойства почв, определяющих потребности сельскохозяйственных культур в удобрениях; состав растений и свойств почв, взаимодействие растений и удобрений с почвой; агроэкологические аспекты применения удобрений с учётом основных принципов комплексного метода почвенно-растительной диагностики питания культур; моделирование плодородия почвы, физиологических процессов и химического состава растений для управления технологическими процессами, обеспечивающими программируемый урожай.
ПКС-1: Готов проводить почвенные, агрохимические и агроэкологические исследования;
ПКС-1: Готов проводить почвенные, агрохимические и агроэкологические исследования.
ИД-1 ПКС-1 Определяет под руководством специалиста более высокой квалификации объекты исследования и использует современные лабораторные, вегетационные и полевые методы исследований в области агрохимии, агропочвоведения и агроэкологии
ИД-2 ПКС-2 Обобщает результаты опытов и формулирует выводы
:
ИД-2 не знает и не понимает способности почв удовлетворять потребность растений в питательных веществах (нитратный азот, подвижный фосфор, обменный калий, азот текущей нитрификации – Nт, микроэлементы и т.д.) и состояния питания растений;
ИД-3 не знает и не понимает способности почв удовлетворять потребность растений в питательных веществах (нитратный азот, подвижный фосфор, обменный калий, азот текущей нитрификации – Nт, микроэлементы и т.д.), и расчёт доз удобрений в период их роста и развития (оптимальных уровней и соотношений макро- и микроэлементов в растениях по фазам развития.
ИД-2 плохо знает и понимает способности почв удовлетворять потребность растений в питательных веществах (нитратный азот, подвижный фосфор, обменный калий, азот текущей нитрификации – Nт, микроэлементы и т.д.); состояния питания растений;
ИД-3 плохо знает и понимает способности почв удовлетворять потребность растений в питательных веществах (нитратный азот, подвижный фосфор, обменный калий, азот текущей нитрификации – Nт, микроэлементы и т.д.); состояния питания растений и расчёт доз удобрений в период их роста и развития (оптимальных уровней и соотношений макро- и микроэлементов в растениях по фазам развития.
ИД-2 знает и понимает способности почв удовлетворять потребность растений в питательных веществах (нитратный азот, подвижный фосфор, обменный калий, азот текущей нитрификации – Nт, микроэлементы и т.д.); состояния питания растений;
ИД-3 знает и понимает способности почв удовлетворять потребность растений в питательных веществах (нитратный азот, подвижный фосфор, обменный калий, азот текущей нитрификации – Nт, микроэлементы и т.д.); состояния питания растений и расчёт доз удобрений в период их роста и развития (оптимальных уровней и соотношений макро- и микроэлементов в растениях по фазам развития, но допускает неточности.
ИД-2 в полной мере знает и понимает способности почв удовлетворять потребность растений в питательных веществах (нитратный азот, подвижный фосфор, обменный калий, азот текущей нитрификации – Nт, микроэлементы и т.д.); состояния питания растений ;
ИД-3 в полной мере знает и понимает способности почв удовлетворять потребность растений в питательных веществах (нитратный азот, подвижный фосфор, обменный калий, азот текущей нитрификации – Nт, микроэлементы и т.д.); состояния питания растений и расчёт доз удобрений в период их роста и развития (оптимальных уровней и соотношений макро- и микроэлементов в растениях по фазам развития.
:
ИД-2 не умеет диагностировать, прогнозировать и оперативно решать проблему обеспеченности растений элементами питания путём рационального применения удобрений, проводить почвенный и агрохимический анализ почв;
ИД-3 не умеет диагностировать, прогнозировать и оперативно решать проблему обеспеченности растений элементами питания путём рационального применения удобрений, проводить почвенный и агрохимический анализ почв и растительных образцов.
ИД-2 плохо умеет диагностировать, прогнозировать и оперативно решать проблему обеспеченности растений элементами питания путём рационального применения удобрений, проводить почвенный и агрохимический анализ почв;
ИД-3 плохо умеет диагностировать, прогнозировать и оперативно решать проблему обеспеченности растений элементами питания путём рационального применения удобрений, проводить почвенный и агрохимический анализ почв и растительных образцов.
ИД-2 умеет диагностировать, прогнозировать и оперативно решать проблему обеспеченности растений элементами питания путём рационального применения удобрений, проводить почвенный и агрохимический анализ почв;
ИД-3 умеет диагностировать, прогнозировать и оперативно решать проблему обеспеченности растений элементами питания путём рационального применения удобрений, проводить почвенный и агрохимический анализ почв и растительных образцов.
ИД-2 в полной мере умеет диагностировать, прогнозировать и оперативно решать проблему обеспеченности растений элементами питания путём рационального применения удобрений, проводить почвенный и агрохимический анализ почв;
ИД-3 в полной мере умеет диагностировать, прогнозировать и оперативно решать проблему обеспеченности растений элементами питания путём рационального применения удобрений, проводить почвенный и агрохимический анализ почв и растительных образцов.
ИД-2 не владеет навыками агрохимического анализа почв, растений и удобрений, методами диагностики почв;
ИД-3 не владеет навыками агрохимического анализа почв, растений и удобрений, методами диагностики почв и питания растений;
ИД-2 владеет некоторыми навыками агрохимического анализа почв, растений и удобрений, методами диагностики почв;
ИД-3 владеет некоторыми навыками агрохимического анализа почв, растений и удобрений, методами диагностики почв и питания растений;
ИД-2 владеет навыками агрохимического анализа почв, растений и удобрений, методами диагностики почв;
ИД-3 владеет навыками агрохимического анализа почв, растений и удобрений, методами диагностики почв и питания растений;
ИД-2 в полной мере владеет навыками агрохимического анализа почв, растений и удобрений, методами диагностики почв;
ИД-3 в полной мере владеет навыками агрохимического анализа почв, растений и удобрений, методами диагностики почв и питания растений;
форма текущего контроля успеваемости)
работ
2. Почвенная и растительная диагностика : учебное пособие для обучающихся по направлению подготовки 35.03.03. Агрохимия и агропочвоведение / М-во сел. хоз-ва РФ, ФГБОУ ВО "Бурятская ГСХА им. В.Р. Филиппова" ; сост.: И. Б. Чимитдоржиева, Бадмаева (Хахаева) З. К. ; рец.: А. А. Алтаев, М. Б. Батуева. - Улан-Удэ : ФГБОУ ВО БГСХА им. В. Р. Филиппова, 2022. - 113 с. : рис., табл. - URL: https://elib.bgsha.ru/sotru/00623. - Режим доступа: Электронная библиотека БГСХА. - 287.16 р. - Текст : электронный.
Microsoft OfficeProPlus 2016 RUS OLP NL Acdmc. Договор № ПП-61/2015 г. О поставке программных продуктов от 9 декабря 2015 года
Microsoft Windows Vista Business Russian Upgrade Academic OPEN No Level Государственный контракт № 25 от 1 апреля 2008 года
http://www.garant.ru/
- использование специализированных (адаптированных) рабочих программ дисциплин (модулей) и методов обучения и воспитания, включая наличие альтернативной версии официального сайта организации в сети «Интернет» для слабовидящих;
- использование специальных учебников, учебных пособий и других учебно-методических материалов, включая альтернативные форматы печатных материалов (крупный шрифт или аудиофайлы);
- использование специальных технических средств обучения (мультимедийное оборудование, оргтехника и иные средства) коллективного и индивидуального пользования, включая установку
мониторов с возможностью трансляции субтитров, обеспечение надлежащими звуковыми
воспроизведениями информации;
- предоставление услуг ассистента (при необходимости), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь или услуги сурдопереводчиков / тифлосурдопереводчиков;
- проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий для разъяснения отдельных вопросов изучаемой дисциплины (модуля);
- проведение процедуры оценивания результатов обучения возможно с учетом особенностей нозологий (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, в форме тестирования и т.п.) при использовании доступной формы предоставления заданий оценочных средств и ответов на задания (в печатной форме увеличенным шрифтом, в форме аудиозаписи, в форме электронного документа, задания зачитываются ассистентом, задания предоставляются с использованием сурдоперевода) с
использованием дополнительного времени для подготовки ответа;
- обеспечение беспрепятственного доступа обучающимся в учебные помещения, туалетные и другие помещения организации, а также пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов и других приспособлений);
- обеспечение сочетания онлайн и офлайн технологий, а также индивидуальных и коллективных форм работы в учебном процессе, осуществляемом с использованием дистанционных образовательных технологий;
- и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение ОПОП ВО.
В целях реализации ОПОП ВО в академии оборудована безбарьерная среда, учитывающая потребности лиц с нарушением зрения, с нарушениями слуха, с нарушениями опорно-двигательного
аппарата. Территория соответствует условиям беспрепятственного, безопасного и удобного передвижения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Вход в учебный корпус
оборудован пандусами, стекла входных дверей обозначены специальными знаками для слабовидящих, используется система Брайля. Сотрудники охраны знают порядок действий при прибытии в академию лица с ограниченными возможностями. В академии создана толерантная социокультурная среда, осуществляется необходимое сопровождение образовательного процесса,
при необходимости предоставляется волонтерская помощь обучающимся инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья.
1.Каковы особенности почвы как природного образования?
2.Перечислите и охарактеризуйте существующие методы почвенных исследований.
3.Что характеризует почву как объект химического анализа?
4.Что понимают под сорбцией и каковы основные виды сорбционных процессов в
5.почве?
6.Какие основные закономерности сорбционных процессов в почвах вы знаете?
7.Каковы происхождение и виды почвенной кислотности и щёлочности? Укажите приёмы их регулирования.
8.Какова роль сорбционных процессов в генезисе и плодородии почв? Как правильно подготовить почвенные образцы к анализу.
9.В чем сущность гравиметрических методов анализа? Их достоинства и недостатки.
10.Применение гравиметрических методов в агрохимических исследованиях.
11.Сущность титриметрических определений.
12.Дать классификацию инструментальных методов анализа. Какие методы называют инструментальными?
13.Что относят к оптическим методам анализа? Какие группы и по какому принципу выделяют в оптических методах?
14.Метод сухого сжигания в высокотемпературной печи? Ограничение и применение метода.
15.Вегетационный метод при изучении питания растений, свойств почвы и удобрений. Разновидности вегетационного метода и их значение в агрохимических исследованиях.
17.Анализ растений в целях диагностики минерального питания и установления потребности их в удобрениях.
18. Методика проведения агрохимического обследования почв.
19. Подготовка почвенных образцов к анализу.
20.Методы определения общего азота и зольных элементов в растениях.
Тестовые задания
РАСТИТЕЛЬНАЯ ДИАГНОСТИКА
1. РАСТЕНИЕ СОСТОИТ ИЗ
1) белков, жиров, углеводов
2) белков, жиров, углеводов и витаминов
3) только из химических элементов
2. ЭЛЕМЕНТЫ ПИТАНИЯ ПОСТУПАЮТ В КЛЕТКИ РАСТЕНИЙ СОГЛАСНО ТЕОРИИ
1) диффузионно-осмотической
2) липоидной и ультрафильтрационной
3) адсорбционной
4) все выше перечисленные теории минерального питания отражают различные стороны поступления элементов минерального питания
3. ДИАГНОСТИКА ПИТАНИЙ РАСТЕНИЙ – ЭТО
1) своевременное выявление недостатка питательных элементов
2) рекомендации по внесению удобрений
3) некорневая подкормка
4) правильная агротехника
4. ЦЕЛЬ КОМПЛЕКСНОЙ (ПОЧВЕННОЙ И РАСТИТЕЛЬНОЙ) ДИАГНОСТИКИ
1) обеспечение постоянного контроля за условиями выращивания
2) корректировка питания растений в процессе вегетации
3) полное использование питательных элементов почвы и удобрений
4) все вышеперечисленные факторы имеют место
5. РАСТИТЕЛЬНАЯ ДИАГНОСТИКА ВКЛЮЧАЕТ
1) визуальную и химическую
2) тканевую и листовую
3) физиологическую или функциональную
4) визуальную, химическую и физиологическую
6. ДЛЯ СВОЕВРЕМЕННГО ОБНАРУЖЕНИЯ НЕДОСТАТКА ЭЛЕМЕНТОВ МИНЕРАЛЬНОГО ПИТАНИЯ ПРИМЕНЯЮТ МЕТОДЫ
1) тканевой диагностики
2) листовой диагностики
3) инъекции или опрыскивания
4) растительной диагностики
7. ДЛЯ ЛИКВИДАЦИИ ДЕФИЦИТА ЭЛЕМЕНТА ПИТАНИЯ ПРИМЕНЯЮТ
1) 5%-ные растворы солей калия и кальция, 0,1% растворы мочевины, монофосфата натрия, сернокислого магния; 0,02 – 0,1%-ные растворы солей микроэлементов
2) 0,5%-ные растворы макро- микро элементов
3) 0,5% растворы солей K, Са, 0,1%-ные растворы CO(NH2)2, NaH2PO4, MgSO4, 0,02 – 0.1%-ные растворы микроэлементов
4) 0,5% растворы солей K, Са, 2%-ные растворы CO(NH2)2, NaH2PO4, MgSO4, 0,1– 2,0%-ные растворы микроэлементов.
8. ТКАНЕВАЯ ДИАГНОСТИКА ПРЕДУСМАТРИВАЕТ ОПРЕДЕЛЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ НЕОРГАНИЧЕСКИХ СОЕДИНЕНИЙ
1) нитратов, фосфатов, сульфатов калия или магния в тканях или в вытяжке из растений
2) только нитратов
3) нитратов и фосфатов
4) солей калия или магния
9. СУТЬ ЛИСТОВОЙ ДИАГНОСТИКИ ЗАКЛЮЧАЕТСЯ В ТОМ, ЧТО
1) проводят анализ химического состава листьев целого растения
2) проводят анализ химического состава отдельных органов растения
3) сравнивают полученные данные с имеющимися (известными) показателями химического состава растений
4) все выше перечисленные анализы имеют место
10. ДОПУСТИМЫЕ СОДЕРЖАНИЯ НИТРАТОВ В ПРОДУКТАХ РАСТЕНИЕВОДСТВА СОСТАВЛЯЮТ (МГ/КГ СЫРОЙ МАССЫ ПО НИТРАТ-ИОНУ)
1) картофель – 250, капуста – 500, свекла столовая – 1400, морковь – 250
2) картофель – 180, капуста – 300, морковь – 800, свекла столовая – 2400
3) не нормируется ПДК в овощах в Бурятии
4) не нормируется ПДК в продукции растениеводства
11. ИСОД (ИНТЕГРИРОВАННАЯ СИСТЕМА ОПЕРАТИВНОЙ ДИАГНОСТИКИ) – ЭТО
1) комплекс методов, используемых для диагностики потребностей в удобрениях
2) прогнозирование продуктивности сельскохозяйственных культур
3) разработки моделей высокоплодородных почв
12. ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ДИАГНОСТИКА ПОЗВОЛЯЕТ
1) оперативно оценить взаимодействие всех элементов питания
2) определить ферментативную активность и биохимическое состояние растений
3) рекомендовать изменения по коррекции питания растений
4) оперативно оценить потребность всех питательных элементах и дать рекомендации по изменению технологии выращивания растений
13. АЗОТ В РАСТЕНИЕ ПОСТУПАЕТ В ФОРМЕ
1) минеральной
2) органно-минеральной
3) органической
4) белковой
14. АГРОХИМИЯ КАК НАУКА ТЕОРИТИЧЕСКИ ОБОСНОВЫВАЕТ
1) оптимизацию питания растений, применение удобрений и сохранения плодородия почв
2) применение химических средств защиты растений
3) биологическую активность почв
4) технологию производства минеральных удобрений
ПОЧВЕННАЯ ДИАГНОСТИКА
1. ПОЧВА СОСТОИТ ИЗ
1) твердой фазы, жидкой фазы
2) твердой фазы, газообразной фазы, почвенного раствора
3) жидкой фазы, почвенного воздуха
4) минеральной части, почвенного раствора
2. ПОТЕНЦИАЛЬНОЕ ПЛОДОРОДИЕ ПОЧВ ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ
1) содержанием гумуса
2) валовом количеством химических элементов
3) содержанием гумуса и валовым количеством химических элементов
4) обеспеченностью подвижными формами питательных элементов
3. НАИБОЛЕЕ ПОДВИЖНОЙ И АКТИВНОЙ ЧАСТЬЮ ПОЧВЫ ЯВЛЯЕТСЯ
1) органические соединения
2) минеральная часть почвы
3) почвенный раствор
4) твердая часть почвы
4. ПОСТУПЛЕНИЕ СОЛЕЙ В ПОЧВЕННЫЙ РАСТВОР ПРОИСХОДИТ В РЕЗУЛЬТАТЕ
1) выветривания минералов, минерализации органических веществ микроорганизмами, внесения удобрений
2) выветривания первичных минералов, внесения органических и минеральных удобрений
3) физического разрушения минералов, внесения минеральных удобрений, выпадения осадков
4) гипергенеза, орошения, разложения растительных остатков.
5. ОСНОВНОЙ ЗАПАС ПИТАТЕЛЬНЫХ ВЕЩЕСТВ ДЛЯ РАСТЕНИЙ НАХОДИТСЯ В
1) газообразной фазе почвы
2) жидкой фазе почвы
3) почвенном растворе
4) твердой фазе почвы
6. МИНЕРАЛЬНАЯ ЧАСТЬ ПОЧВЫ СОСТОИТ ИЗ:
1) коллоидных частиц
2) коллоидов вторичных минералов
3) частиц различных минералов разного размера
4) частиц различных минералов размером от 10-6 до 10-4 мм
7. ОРГАНИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ ПОЧВЫ СОСТОИТ ИЗ
1) гумуса и вивианитовых веществ
2) вивианита и отмерших микроорганизмов
3) негумифицированных органических веществ растительного и животного происхождения
4) негумифицированных веществ и гумифицированных органических веществ.
8. К ПОДКИСЛЕНИЮ ПОЧВЕННОГО РАСТВОРА ПРИВОДИТ
1) выделение СО2
2) образование минеральных кислот в почве
3) внесение физиологически кислых удобрений
4) все перечисленные пункты
9. ВЫСОКОЙ БУФЕРНОСТЬЮ ПРОТИВ ПОДКИСЛЕНИЯ ОБЛАДАЮТ
1) черноземы и дерново-подзолистые почвы
2) серые лесные и карбонатные почвы
3) черноземы и карбонатные почвы
4) серые лесные и дерново-подзолистые почвы
10. БУФЕРНОСТЬ ПОЧВЫ В ЦЕЛОМ ЗАВИСИТ ОТ
1) буферных свойств ее твердой фазы
2) буферных свойств ее жидкой фазы
3) буферных свойств коллоидной фракции
11. СПОСОБНОСТЬ РАСТЕНИЙ И ПОЧВЕННЫХ МИКРООРГАНИЗМОВ ПОГЛОЩАТЬ ИЗ ПОЧВЫ ЭЛЕМЕНТЫ МИНЕРАЛЬНОГО ПИТАНИЯ НАЗЫВАЕТСЯ
1) физической поглотительной способностью
2) механической поглотительной способностью
3) обменной поглотительной способностью
4) биологической поглотительной способностью
Темы для круглого стола.
1. Визуальная диагностика. Определение потребности растений в удобрениях по внешним признакам.
2. Химическая диагностика: листовая, тканевая, функциональная.
3. Диагностика недостатка макро- и микроэлементов.
Кейс-задачи
1. Установите соответствие между внешними признаками и элементами питания
Внешние признаки нехватки элементов питания Элемент питания
1. А) Азот
2. Б) Фосфор
3. В) Калий
2.Установить соответствие определяемых соединений в растениях с реактивами:
Наименование соединений Реактивы
1.Нитратный азот А) Дипикриламинат магния
2.Фосфор Б) Дифениламин
3.Калий В) Бензидин
3. Установить соответствие методик с реактивами:
Методика по выявлению соединений Реактивы
1.Метод Чирикова по определению Р и К А) дисульфофеноловый метод
2.Метод Мачигина по определению Р и К Б) 0,5 н уксусная кислота
3.Определение нитратов В) 1 % углекислый аммоний
4.Укажите соответствие видов стационарных опытов и размеров делянок:
вид опыта размер делянки
1 микрополевой 1. 11-50 м2
2 мелкоделяночный 2. 51 м2 и более
3 лабораторно –полевой 3. 200 см2 - 3 м2
4 полевой 4 3 - 10 м2
5.Установите соответствие между свойством почвы и ее характеристикой:
1) реакция среды а) слабощелочная
2) содержание гумуса б) нейтральная
3) степень насыщенности в) среднее
основаниями г) высокое
д) насыщенное
е) ненасыщенные
1. Вегетационный метод агрохимических исследований.
2. Взаимосвязь агрохимии в изучении круговорота элементов питания в природе в свете учения Д.Н.Прянишникова.
3. Влияние минеральных удобрений на урожай и качество растениеводческой продукции.
4. Жан Батист Буссенго - основоположник научной агрохимии: развитие им учения о роли азота для растений и для плодородия почв.
5. Калий в почве и особенности его круговорота. Значение калия для роста и развития растений.
6. Калийные удобрения и радионуклиды в агроэкосистемах.
7. Микроэлементы и тяжёлые металлы в почвах и растениях.
8. Нитраты в растительной продукции, причины накопления нитратов. Пути снижения их содержания в продукции.
9. Развитие взглядов на питание растений Либиха. Ю. Либих - основоположник теории минерального питания растений.
10. Развитие взглядов на питание растений, удобрение почв в России (работы Ломоносова, Болотова, Комова, Пошмана, Павлова).
11. Растительная диагностика питания и установление потребности растений в удобрениях
12. Теоретические основы известкования и гипсования почв.
13. Теории поступления элементов питания в растение.
14. Физиологическая роль азота и азотное питание растений. Значение азота для роста и развития растений.
2. Тестовые задания.
3. Темы для круглого стола.
4. Темы рефератов.
5. Кейс-задачи
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– правильность ответа по содержанию задания (учитывается количество и характер ошибок при ответе);
– полнота и глубина ответа (учитывается количество усвоенных фактов, понятий и т.п.);
– сознательность ответа (учитывается понимание излагаемого материала);
– логика изложения материала (учитывается умение строить целостный, последовательный рассказ, грамотно пользоваться специальной терминологией);
– использование дополнительного материала;
– рациональность использования времени, отведенного на задание (не одобряется затянутость выполнения задания, устного ответа во времени, с учетом индивидуальных особенностей обучающихся).
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- теоретический уровень знаний;
- качество ответов на вопросы;
- подкрепление материалов фактическими данными (статистические данные или др.);
- практическая ценность материала;
- способность делать выводы;
- способность отстаивать собственную точку зрения;
- способность ориентироваться в представленном материале;
- степень участия в общей дискуссии.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
(дискуссии, полемики, диспута, дебатов)
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
используется терминология; показано умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации; высказывать свою точку зрения.
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
– правильность формулировки и использования понятий и категорий;
– правильность выполнения заданий/ решения задач;
– аккуратность оформления работы и др.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
(обязательно для дисциплин, где по УП предусмотрена контрольная работа)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Примерные критерии оценивания:
– правильность выполнения задания на практическую/лабораторную работу в соответствии с вариантом;
– степень усвоения теоретического материала по теме практической /лабораторной работы;
– качество подготовки отчета по практической / лабораторной работе;
– правильность и полнота ответов на вопросы преподавателя при защите работы
и др.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания практических занятий (лабораторных работ):
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
В качестве критериев могут быть выбраны, например:
– соответствие срока сдачи работы установленному преподавателем;
– соответствие содержания и оформления работы предъявленным требованиям;
– способность выполнять вычисления;
– умение использовать полученные ранее знания и навыки для решения конкретных задач;
– умение отвечать на вопросы, делать выводы, пользоваться профессиональной и общей лексикой;
– обоснованность решения и соответствие методике (алгоритму) расчетов;
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
расчетно-графической работы, работы на тренажере
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Материалы тестовых заданий следует сгруппировать по темам/разделам изучаемой дисциплины (модуля) в следующем виде:
Тема (темы) / Раздел дисциплины (модуля)
Тестовые задания по данной теме (темам)/Разделу с указанием правильных ответов.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- отношение правильно выполненных заданий к общему их количеству
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Задачи реконструктивного уровня
Задачи творческого уровня
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота знаний теоретического контролируемого материала;
– полнота знаний практического контролируемого материала, демонстрация умений и навыков решения типовых задач, выполнения типовых заданий/упражнений/казусов;
– умение самостоятельно решать проблему/задачу на основе изученных методов, приемов, технологий;
– умение ясно, четко, логично и грамотно излагать собственные размышления, делать умозаключения и выводы;
– полнота и правильность выполнения задания.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
(рефератов, докладов, сообщений)
для учета в рейтинге (оценка)
Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ четко структурирован и выстроен в заданной логике. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа укладывается в заданные рамки при сохранении смысла.
Продемонстрировано умение аргументировано излагать собственную точку зрения. Видно уверенное владение освоенным материалом, изложение сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.
Высокая степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала: стилистические обороты, манера изложения, словарный запас. Отсутствуют стилистические и орфографические ошибки в тексте.
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
Примерные критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
– степень владения понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины;
– знание фактического материала, отсутствие фактических ошибок;
– умение логически выстроить материал ответа;
– умение аргументировать предложенные подходы и решения, сделанные выводы;
– степень самостоятельности, грамотности, оригинальности в представлении материала (стилистические обороты, манера изложения, словарный запас, отсутствие или наличие грамматических ошибок);
– выполнение требований к оформлению работы.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся).
Примерная шкала оценивания письменных работ:
Продемонстрировано владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (уместность употребления, аббревиатуры, толкование и т.д.), отсутствуют ошибки в употреблении терминов.
Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ в достаточной степени структурирован и выстроен в заданной логике без нарушений общего смысла. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа незначительно превышает заданные рамки при сохранении смысла.
Продемонстрировано умение аргументированно излагать собственную точку зрения, но аргументация не всегда убедительна. Изложение лишь отчасти сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.
Достаточная степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала. Встречаются мелкие и не искажающие смысла ошибки в стилистике, стилистические штампы. Есть 1–2 орфографические ошибки.
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
Продемонстрировано достаточное владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины, есть ошибки в употреблении и трактовке терминов, расшифровке аббревиатур.
Ошибки в использовании категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ плохо структурирован, нарушена заданная логика. Части ответа логически разорваны, нет связок между ними. Ошибки в представлении логической структуры проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа в существенной степени (на 25–30%) отклоняется от заданных рамок.
Нет собственной точки зрения либо она слабо аргументирована. Примеры, приведенные в ответе в качестве практических иллюстраций, в малой степени соответствуют изложенным теоретическим аспектам.
Текст работы примерно наполовину представляет собой стандартные обороты и фразы из учебника/лекций. Обилие ошибок в стилистике, много стилистических штампов. Есть 3–5 орфографических ошибок.
Работа выполнена не очень аккуратно, встречаются помарки и исправления.
Продемонстрировано крайне слабое владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (неуместность употребления, неверные аббревиатуры, искаженное толкование и т.д.), присутствуют многочисленные ошибки в употреблении терминов.
Продемонстрировано крайне низкое (отрывочное) знание фактического материала, много фактических ошибок – практически все факты (данные) либо искажены, либо неверны.
Ответ представляет собой сплошной текст без структурирования, нарушена заданная логика. Части ответа не взаимосвязаны логически. Нарушена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа более чем в 2 раза меньше или превышает заданный. Показаны неверные ассоциативные взаимосвязи категорий и терминов дисциплины.
Отсутствует аргументация изложенной точки зрения, нет собственной позиции. Отсутствуют примеры из практики либо они неадекватны.
Текст ответа представляет полную кальку текста учебника/лекций. Стилистические ошибки приводят к существенному искажению смысла. Большое число орфографических ошибок в тексте (более 10 на страницу).
Работа выполнена неаккуратно, с обилием помарок и исправлений. В работе один абзац и больше позаимствован из какого-либо источника без ссылки на него.
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- соответствие решения сформулированным в кейсе вопросам (адекватность проблеме и рынку);
- оригинальность подхода (новаторство, креативность);
- применимость решения на практике;
- глубина проработки проблемы (обоснованность решения, наличие альтернативных вариантов, прогнозирование возможных проблем, комплексность решения).
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Концепция игры
Роли:
Задания (вопросы, проблемные ситуации и др.)
Ожидаемый (е) результат(ы)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
качество усвоения информации;
выступление;
содержание вопроса;
качество ответов на вопросы;
значимость дополнений, возражений, предложений;
уровень делового сотрудничества;
соблюдение правил деловой игры;
соблюдение регламента;
активность;
правильное применение профессиональной лексики.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
для учета в рейтинге (оценка)
Индивидуальные творческие задания (проекты):
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- актуальность темы;
- соответствие содержания работы выбранной тематике;
- соответствие содержания и оформления работы установленным требованиям;
- обоснованность результатов и выводов, оригинальность идеи;
- новизна полученных данных;
- личный вклад обучающихся;
- возможности практического использования полученных данных.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
п/п