учреждение высшего образования
«Бурятская государственная сельскохозяйственная академия имени В.Р. Филиппова»
Технологический факультет
Разведение и кормление сельскохозяйственных животных
Направленность (профиль) Непродуктивное животноводство (Кинология)
в учебном плане
является дисциплиной обязательной для изучения
дисциплины кафедра
Семестр 7, 8
Зав. кафедрой Насатуев Б.Д.
п/п
на заседании кафедры
Заведующий кафедрой
Башкуева М.Р.
(представитель работодателя)
Задачи: научить будущих бакалавров производить мясную и молочную продукцию от лошадей, правильно организовать использование рабочих качеств, проводить оценку мясной, молочной, рабочей продуктивности лошадей; оценивать лошадь по ряду биологических, зоотехнических и хозяйственно полезных признаков; освоить требования, необходимые для производства продукции, отвечающей государственным стандартам.
ОПК-2: Способен осуществлять профессиональную деятельность с учетом влияния на организм животных природных, социально-хозяйственных, генетических и экономических факторов;
структуру и методику разработки технологических программ и планов племенной работы общепрофессиональных задач:
факторов
факторов
экономических факторов
ведения племенной работы в коневодстве с целью получения высококачественной и экономически
целесообразной продукции; планировать и контролировать воспроизводство (оборот) стада
животных; использовать в профессиональной деятельности нормативные правовые акты в
коневодстве:
осуществлении профессиональной деятельности
правовыми актами в коневодстве; навыками определения назначения лошади по экстерьеру, по
промерам – особенности развития, пользоваться инструкцией по бонитировке; навыками проведения
расчетов по изменению численности и структуры табуна с учетом достижения планируемых
показателей продуктивности и воспроизводства лошадей:
экономических факторов при осуществлении профессиональной деятельности
и экономических факторов при осуществлении профессиональной деятельности
ОПК-4: Способен обосновывать и реализовывать в профессиональной деятельности современные технологии с использованием приборно-инструментальной базы и использовать основные естественные, биологические и профессиональные понятия, а также методы при решении общепрофессиональных задач;
структуру и методику разработки технологических программ и планов племенной работы общепрофессиональных задач:
ведения племенной работы в коневодстве с целью получения высококачественной и экономически
целесообразной продукции; планировать и контролировать воспроизводство (оборот) стада
животных; использовать в профессиональной деятельности нормативные правовые акты в
коневодстве:
обосновывать использование приборно- инструментальной базы при решении общепрофессиональны х задач
правовыми актами в коневодстве; навыками определения назначения лошади по экстерьеру, по
промерам – особенности развития, пользоваться инструкцией по бонитировке; навыками проведения
расчетов по изменению численности и структуры табуна с учетом достижения планируемых
показателей продуктивности и воспроизводства лошадей:
форма текущего контроля успеваемости)
работ
Хозяйственные типы лошадей. Отметины,
приметы и аллюры лошадей. Определение
мастей.
Хозяйственные типы лошадей. Отметины, приметы и аллюры лошадей. Определение мастей.
головы, дыхания, туловища, передних и
задних конечностей, копыт. Причины их
возникновения и профилактика. Определение
возраста лошадей по зубам
работа в команде
Дурные привычки лошадей
езды на ипподроме
их зоотехническая характеристика
(рабочепользовательные)
Дискуссия
коневодстве
коневодстве
молодняка.
продуктивного направления
направления
Особенности выращивания молодняка табунного содержания. Время и способы отъёма и особенности содержания молодняка по сезонам года.
Учет и таврение молодняка.
воспроизводящего состава и молодняка
воспроизводящего состава и молодняка
работа в команде
кумысоделия.
предоставление конспекта
пород лошадей. Интенсификация табунного коневодства
качества их спермы.
испытание лошадей.
максимальная сила тяги).
Работа в команде
Коневодство : методические рекомендации для обучающихся по направлению подготовки
36.03.02. "Зоотехния" / М-во сел. хоз-ва РФ, Бурятская ГСХА им. В. Р. Филиппова ; сост.: Е. Н. Назарова, И. А. Калашников. - Улан-Удэ : ФГБОУ ВО БГСХА, 2019. - 75 с.
Microsoft OfficeProPlus 2016 RUS OLP NL Acdmc. Договор № ПП-61/2015 г. О поставке программных продуктов от 9 декабря 2015 года
Microsoft Windows Vista Business Russian Upgrade Academic OPEN No Level Государственный контракт № 25 от 1 апреля 2008 года
http://www.garant.ru/
- использование специализированных (адаптированных) рабочих программ дисциплин (модулей) и методов обучения и воспитания, включая наличие альтернативной версии официального сайта организации в сети «Интернет» для слабовидящих;
- использование специальных учебников, учебных пособий и других учебно-методических материалов, включая альтернативные форматы печатных материалов (крупный шрифт или аудиофайлы);
- использование специальных технических средств обучения (мультимедийное оборудование, оргтехника и иные средства) коллективного и индивидуального пользования, включая установку
мониторов с возможностью трансляции субтитров, обеспечение надлежащими звуковыми
воспроизведениями информации;
- предоставление услуг ассистента (при необходимости), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь или услуги сурдопереводчиков / тифлосурдопереводчиков;
- проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий для разъяснения отдельных вопросов изучаемой дисциплины (модуля);
- проведение процедуры оценивания результатов обучения возможно с учетом особенностей нозологий (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, в форме тестирования и т.п.) при использовании доступной формы предоставления заданий оценочных средств и ответов на задания (в печатной форме увеличенным шрифтом, в форме аудиозаписи, в форме электронного документа, задания зачитываются ассистентом, задания предоставляются с использованием сурдоперевода) с
использованием дополнительного времени для подготовки ответа;
- обеспечение беспрепятственного доступа обучающимся в учебные помещения, туалетные и другие помещения организации, а также пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов и других приспособлений);
- обеспечение сочетания онлайн и офлайн технологий, а также индивидуальных и коллективных форм работы в учебном процессе, осуществляемом с использованием дистанционных образовательных технологий;
- и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение ОПОП ВО.
В целях реализации ОПОП ВО в академии оборудована безбарьерная среда, учитывающая потребности лиц с нарушением зрения, с нарушениями слуха, с нарушениями опорно-двигательного
аппарата. Территория соответствует условиям беспрепятственного, безопасного и удобного передвижения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Вход в учебный корпус
оборудован пандусами, стекла входных дверей обозначены специальными знаками для слабовидящих, используется система Брайля. Сотрудники охраны знают порядок действий при прибытии в академию лица с ограниченными возможностями. В академии создана
при необходимости предоставляется волонтерская помощь обучающимся инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья.
1. Значение, состояние и перспективы развития коневодства в России, Бурятии (ОПК-2, ОПК-4)
2. Происхождение и одомашнивание лошадей(ОПК-2, ОПК-4)
3. Породы и их зоотехническая характеристика:
чистокровная верховая, арабская, ахалтекинская; буденовская; рысистые: орловская, русская; тяжеловозные: русская, владимирская, советская; бурятская, якутская; зарубежные породы,
принимавшие участие в выведении отечественных тяжеловозных пород (ОПК-2, ОПК-4)
4. Зоотехническая классификация конских пород (ОПК-2, ОПК-4)
5. Типы конституции лошадей разного направления использования (ОПК-2, ОПК-4)
6. Основные масти, отметины, приметы. Аллюры лошадей (ОПК-2, ОПК-4)
7. Пороки и недостатки туловища (ОПК-2, ОПК-4)
8. Пороки и недостатки конечностей (ОПК-2, ОПК-4)
9. Способы таврения и мечения (ОПК-2, ОПК-4)
10. Оценка роста и развития молодняка лошадей (ОПК-2, ОПК-4)
11. Кастрация жеребчиков, значение, возраст и время (ОПК-2, ОПК-4)
12. Правила взятия промеров, основные промеры и индексы (ОПК-2, ОПК-4)
13. Пути сохранения и использования генофонда аборигенных лошадей (ОПК-2, ОПК-4)
14. Биологические особенности табунных лошадей (ОПК-2, ОПК-4)
15. Пути повышения мясной продуктивности (ОПК-2, ОПК-4)
16. Конина - как продукт питания (ОПК-2, ОПК-4)
17. Сорта конины и изделия из неё (ОПК-2, ОПК-4)
18. Категории упитанности лошадей (ОПК-2, ОПК-4)
19. Нагул и откорм лошадей (ОПК-2, ОПК-4)
20. Химический состав молока кобыл и кумыса(ОПК-2, ОПК-4)
21. Кумыс и технология его производства(ОПК-2, ОПК-4)
22. Пути повышения молочной продуктивности лошадей(ОПК-2, ОПК-4)
23. Методы учета молочной продуктивности(ОПК-2, ОПК-4)
24. Требования к качеству молока и кумыса(ОПК-2, ОПК-4)
25. Организация кумысной фермы, помещения и оборудование(ОПК-2, ОПК-4)
26. Особенности строения вымени и молокоотдачи у кобыл(ОПК-2, ОПК-4)
27. Выращивание молодняка в табунном коневодстве(ОПК-2, ОПК-4)
28. Выращивание молодняка в спортивном коневодстве(ОПК-2, ОПК-4)
29. Выращивание молодняка в рабочепользовательном коневодстве(ОПК-2, ОПК-4)
30. Методы определения тягового усилия (силы тяги) (ОПК-2, ОПК-4)
31. Факторы, влияющие на потребность рабочих лошадей в хозяйстве (ОПК-2, ОПК-4)
32. Формы зоотехнического учета(ОПК-2, ОПК-4)
33. Племенная работа в табунном коневодстве(ОПК-2, ОПК-4)
34. Племенная работа в коннозаводстве(ОПК-2, ОПК-4)
35. Бонитировка местных пород лошадей(ОПК-2, ОПК-4)
36. Бонитировка заводских пород лошадей(ОПК-2, ОПК-4)
37. Чистопородное разведение. Родственное спаривание, его значение при разведении по линиям(ОПК-2, ОПК-4)
38. Оценка жеребцов - производителей по качеству потомства (ОПК-2, ОПК-4)
39. Оценка лошадей по происхождению (ОПК-2, ОПК-4)
40. Формирование косяков и их содержание по сезонам года (ОПК-2, ОПК-4)
41. Подготовка жеребцов - производителей к случке, способы случки и нагрузка на жеребца (ОПК-2, ОПК-4)
42. Воспроизводство и биологические особенности размножения лошадей (ОПК-2, ОПК-4)
43. Особенности организации воспроизводства в табунном коневодстве(ОПК-2, ОПК-4)
44. Особенности организации воспроизводства в спортивном коневодстве(ОПК-2, ОПК-4)
45. Методы разведения и их использование в совершенствовании пород лошадей(ОПК-2, ОПК-4)
46. Использование промышленного скрещивания в совершенствовании лошадей(ОПК-2, ОПК-4)
47. Использование поглотительного скрещивания в совершенствовании лошадей(ОПК-2, ОПК-4)
48. Использование вводного скрещивания в совершенствовании лошадей(ОПК-2, ОПК-4)
49. Значение воспроизводительного скрещивания(ОПК-2, ОПК-4)
50. Роль ипподромов в совершенствовании лошадей(ОПК-2, ОПК-4)
51. ГЗК, ее роль и задачи в массовом коневодстве(ОПК-2, ОПК-4)
52. Тренинг лошадей, его виды и значение(ОПК-2, ОПК-4)
53. Тренинг и испытания лошадей тяжеловозных пород. (ОПК-2, ОПК-4)
54. Тренинг и ипподромные испытания лошадей рысистых пород(ОПК-2, ОПК-4)
55. Тренинг и ипподромные испытания лошадей верховых пород(ОПК-2, ОПК-4)
56. Классические виды конного спорта(ОПК-2, ОПК-4)
57. Экономическая эффективность табунного коневодства в Бурятии. (ОПК-2, ОПК-4)
Перечень вопросов к зачету
1. Основные сведения о происхождении лошадей. (ОПК-2, ОПК-4)
2. Состояние и перспективы развития коневодства в РБ. (ОПК-2, ОПК-4)
3. Использование лошадей в народном хозяйстве. (ОПК-2, ОПК-4)
4. Биологические особенности лошадей и их значение. (ОПК-2, ОПК-4)
5. Закономерность развития и роста молодняка лошадей. (ОПК-2, ОПК-4)
6. Половые и возрастные особенности лошадей. (ОПК-2, ОПК-4)
7. Понятие о конституции, экстерьере и интерьере. (ОПК-2, ОПК-4)
8. Типы конституции лошадей. (ОПК-2, ОПК-4)
9. Влияние условий внешней среды на формиров(ОПК-2, ОПК-4)ание типа конституции и
экстерьера лошади. (ОПК-2, ОПК-4)
10. Стати передних конечностей лошади, их строение и значение. (ОПК-2, ОПК-4)
11. Стати туловища лошади, их строение и значение. (ОПК-2, ОПК-4)
12. Индексы телосложения лошади. (ОПК-2, ОПК-4)
13. Определение возраста и живой массы лошади. (ОПК-2, ОПК-4)
14. Постановка конечностей лошадей. (ОПК-2, ОПК-4)
15. Стати задних конечностей лошади, их строение и значение. (ОПК-2, ОПК-4)
16. Методы изучения экстерьера лошадей. (ОПК-2, ОПК-4)
17. Экстерьер лошади различного хозяйственного направления использования. (ОПК-2, ОПК-4)
18. Недостатки и пороки экстерьера туловища лошади. (ОПК-2, ОПК-4)
19. Недостатки и пороки экстерьера конечностей лошади. (ОПК-2, ОПК-4)
20. Плановые породы лошадей в РБ. (ОПК-2, ОПК-4)
21. Породы лошадей мясного направления продуктивности(ОПК-2, ОПК-4).
22. Тракененская порода лошадей. (ОПК-2, ОПК-4)
23. Советская тяжелоупряжная порода. (ОПК-2, ОПК-4)
24. Русская тяжеловозная порода. (ОПК-2, ОПК-4)
25. Владимирская тяжеловозная порода. (ОПК-2, ОПК-4)
26. Ганноверская порода лошадей. (ОПК-2, ОПК-4)
27. Русская рысистая порода лошадей. (ОПК-2, ОПК-4)
28. Орловская рысистая порода. (ОПК-2, ОПК-4)
29. Ахалтекинская порода лошадей. (ОПК-2, ОПК-4)
30. Арабская порода. (ОПК-2, ОПК-4)
31. Породы лошадей спортивного направления и предъявленные к ним требования. (ОПК-2, ОПК-4)
32. Белорусская упряжная порода. (ОПК-2, ОПК-4)
33. Породы лошадей имеющие мировое значение. (ОПК-2, ОПК-4)
34. Оценка жеребцов-производителей по качеству потомства. (ОПК-2, ОПК-4)
35. Государственные мероприятия по коневодству. (ОПК-2, ОПК-4)
36. Методы разведения лошадей. (ОПК-2, ОПК-4)
37. Биологические особенности кобыл. (ОПК-2, ОПК-4)
38. Методы скрещивания лошадей. (ОПК-2, ОПК-4)
39. Методы выявления охоты у кобыл. (ОПК-2, ОПК-4)
40. Охрана труда и технология безопасности при выполнении конных работ. (ОПК-2, ОПК-4)
41. Кормление и содержание дойных кобыл. (ОПК-2, ОПК-4)
42. Содержание и кормление жеребцов-производителей. (ОПК-2, ОПК-4)
43. Конская упряжь. Хранение упряжи. (ОПК-2, ОПК-4)
44. Особенности строения вымени и молокоотдачи у кобыл. (ОПК-2, ОПК-4)
45. Технология и организация мясного коневодства. (ОПК-2, ОПК-4)
46. Современные виды конного спорта. (ОПК-2, ОПК-4)
47. Содержание и кормление жеребых кобыл. (ОПК-2, ОПК-4)
48. Выращивание жеребят. (ОПК-2, ОПК-4)
49. Способы доения кобыл. (ОПК-2, ОПК-4)
50. Масти, их биологическое и опознавательное значение. (ОПК-2, ОПК-4)
51. Химический состав, энергетическая и питательная ценность конины. (ОПК-2, ОПК-4)
52. Одноконная дуговая упряжь. (ОПК-2, ОПК-4)
53. Бонитировка лошадей до 7,5 летнего возраста. (ОПК-2, ОПК-4)
54. Отметины, их биологическое и опознавательное значение. (ОПК-2, ОПК-4)
55. Продолжительность племенного использования жеребцов и кобыл. Племенной учет в коневодстве. (ОПК-2, ОПК-4)
56. Жеребость кобыл. (ОПК-2, ОПК-4)
57. Выжеребка кобыл.
58. Профилактика абортов у кобыл. (ОПК-2, ОПК-4)
59. Виды седел и их устройство. (ОПК-2, ОПК-4)
60. Конный спорт. (ОПК-2, ОПК-4)
61. Использование верховых лошадей. (ОПК-2, ОПК-4)
62. Пути повышения молочной продуктивности кобыл. (ОПК-2, ОПК-4)
63. Факторы, влияющие на работоспособность лошади. (ОПК-2, ОПК-4)
64. Пути снижения себестоимости выращивания лошадей. (ОПК-2, ОПК-4)
66. Ипподромные испытания лошадей. (ОПК-2, ОПК-4)
67. Отбор и подбор в коневодстве. (ОПК-2, ОПК-4)
68. Интенсификация производства конины. (ОПК-2, ОПК-4)
69. Системы содержания лошадей. (ОПК-2, ОПК-4)
70. Техника оглобельно-дуговой запряжки. (ОПК-2, ОПК-4)
71. Показатели рабочих качеств лошадей. (ОПК-2, ОПК-4)
72. Технология производства кумыса. (ОПК-2, ОПК-4)
73. Аллюры лошадей. (ОПК-2, ОПК-4)
74. Виды запряжек. (ОПК-2, ОПК-4)
75. Способы случки лошадей и нормы нагрузки кобыл на жеребца-производителя. (ОПК-2, ОПК-4)
76. Бонитировка лошадей с 3,5 лет и старше. (ОПК-2, ОПК-4)
77. Мясная продуктивность лошадей. (ОПК-2, ОПК-4)
78. Конные повозки. (ОПК-2, ОПК-4)
79. Зооветеринарный контроль за спортивной лошадью. (ОПК-2, ОПК-4)
80. Нагул и откорм лошадей. (ОПК-2, ОПК-4)
81. Правила седловки и посадки на лошадь. (ОПК-2, ОПК-4)
82. Правила обращения с лошадью. (ОПК-2, ОПК-4)
83. Определение молочности и планирование удоев у кобыл. (ОПК-2, ОПК-4)
84. Сила тяги, скорость движения лошади, величина выполненной работы. (ОПК-2, ОПК-4)
85. Определение возраста лошадей. (ОПК-2, ОПК-4)
86. Химический состав молока кобыл и его свойства. (ОПК-2, ОПК-4)
87. Мощность и выносливость лошади. (ОПК-2, ОПК-4)
88. Требования, предъявляемые к лошадям для различных видов конного спорта. (ОПК-2, ОПК-4)
89. Групповой и индивидуальный тренинг молодняка лошадей. (ОПК-2, ОПК-4)
90. Способы мечения лошадей. (ОПК-2, ОПК-4)
Комплект контрольных вопросов для проведения устных опросов
1. Экстерьер, рост и развитие молодняка разных пород
1. С какими промерами больше всего связан вес лошади?
2. Каково значение промеров лошади?
3. Что такое стать лошади, понятие?
4. Как изменяются с возрастом лошади промеры, связанные с осевым скелетом?
5. Какими индексами и как можно охарактеризовать тип телосложения лошади?
6. Каково значение индексов телосложения лошади?
8. Опишите типы конституции (крепкая грубая, грубая рыхлая, сырая нежная, сухая нежная).
9. Охарактеризуйте типы конституции, присущие: местным аборигенным породам лошадей,
тяжеловозным породам лошадей, чистокровным породам лошадей, верхово-упряжным и рысистым породам лошадей.
10. Что такое масть?
11. Какие масти и отмастины меняют свой цвет на протяжении жизни лошади?
12. Что отметены лошади?
13. Что такое приметы лошади?
14. В чем различие отметин: белизна и тельное пятно?
15. Какие индивидуальные особенности лошади можно использовать в качестве примет, а какие нельзя?
16. Значение масти лошади в коневодстве
17. В чем сущность отмастины пегость?
18. Принципы классификации мастей лошади
19. Значение отметин и примет в коневодстве.
20. Каков порядок описания отметин на голове и конечностях лошади.
21. В чем заключается зональность окраски у диких лошадей и какие масти с зональностью окраски встречаются у домашних животных?
22. Какие биологические особенности лошадей связываются с мастью?
23. На какой масти тавро остается на всю жизнь лошади, не требуя возобновления?
24. Какая наблюдается связь отметин с мастью?
25. Какие виды естественных аллюров вы знаете?
2. Породы лошадей
51. Особенности пород племенного коневодства
52. Особенности пород лошадей, используемых в спортивном коневодстве
53. Особенности пород лошадей, используемых в продуктивном коневодстве
54. Особенности пород, используемых в рабочепользовательном коневодстве
3. Методы оценки роста и развития молодняка. Контрольная шкала роста.
1. Запишите формулы расчета абсолютного, относительного, среднесуточного приростов.
2. Понятие о росте и развитии лошадей.
3. Основные закономерности роста и развития животных.
Факторы, влияющие на рост и развитие.
4. Оценка мясной продуктивности лошадей и молочной продуктивности лошадей. Изучение технологии производства кумыса.
1. Перечислите требования к кобыльему молоку, используемому для производства кумыса.
2. Какие микроорганизмы входят в состав закваски, применяемой для приготовления кумыса?
3. Опишите физиологическое действие кумыса на организм человека.
4. Какие существуют способы производства конины?
5. Какие категории упитанности различают у лошадей?
6. Каким образом маркируют конину и жеребятину?
7. Ценность конского мяса как продукта питания
8. Опишите факторы, влияющие на молочную продуктивность
9. Опишите факторы, влияющие на мясную продуктивность.
10. Химико-биологический состав конского мяса
11. Назовите и охарактеризуйте фазы молокоотдачи у кобыл.
5. Кормления лошадей разных половозрастных групп при конюшенно-пастбищном методе содержания лошадей.
1. Какие корма, рационы и технику кормления лошадей используют в зависимости от их возраста, пола и физиологического состояния: (жеребцы-производители, жеребые кобылы, подсосные кобылы, жеребята в подсосный период, осиротевшие жеребята, рабочие лошади, лошади находящиеся на откорме)?
2. Какие травосмеси используют при закладке культурных пастбищ для лошадей. Пастбищное кормление лошадей?
6. Оценка рабочих качеств лошадей. Расчет нагрузки и выработки лошади. Факторы, определяющие рабочие качества лошади
1. В каком возрасте жеребец считается полновозрастным?
2. Укажите сроки проведения случной кампании при конюшенном и табунном способах содержания лошадей.
3. Охарактеризуйте виды половой охоты у кобыл.
4. Перечислите документы, ведущиеся на пункте осеменения и случки.
5. Охарактеризуйте способы осеменения кобыл.
6. Как определяется качество спермы?
7. Сроки пробы и случки кобыл.
8. Перечислите основные мероприятия по уходу за жеребыми кобылами.
9. Составьте план подготовки и проведения выжеребки и случки лошадей в хозяйстве.
10. Перечислите способы случки.
11. Какова нагрузка на одного жеребца при разных способах случки.
7. Виды конного спорта и их характеристика. Заездка, тренировка и испытание лошадей.
1. Как определяют нормальную силу тяги лошади?
2. Какая работа лошади считается легкой, средней и тяжелой?
3. Как вычислить мощность лошади?
4. Какими физиологическими показателями можно охарактеризовать работоспособность и выносливость лошади?
5. Как определяют тяговое сопротивление?
6. Что понимают под тренингом лошадей и с какой целью он применяется?
7. В чем заключается физиологическая сущность тренинга?
8. Какие периоды выделяют в тренинге лошадей верховых и рысистых пород?
9. Как организуется заводской тренинг верховых лошадей и рысаков?
10. Перечислите цели, задачи и основные принципы проведения бонитировки лошадей.
11. Назовите показатели, по которым оценивают племенных лошадей, учитываемые при бонитировке.
12. Как часто проводят бонитировку лошадей?
13. Для каких животных устанавливают класс элита?
14 Какие пороки не позволяют отнести пробонитированных племенных лошадей заводских пород при условии выявленной у них высокой работоспособности к животным выше 2-го класса, а какие - к животным не выше I-го класса?
15. Сколько нужно иметь приплода для оценки по качеству потомства жеребцов-производителей и кобыл?
8. Бонитировка пород лошадей. Выполнение индивидуальных заданий по определению класса,
категории, оценки за промеры и живую массу.
1. Перечислите цели, задачи и основные принципы проведения бонитировки лошадей.
2. Назовите показатели, по которым оценивают племенных лошадей, учитываемые при бонитировке.
3. Как часто проводят бонитировку лошадей?
4. Для каких животных устанавливают класс элита?
5. Какие пороки не позволяют отнести пробонитированных племенных лошадей заводских пород при условии выявленной у них высокой работоспособности к животным выше 2-го класса, а какие - к животным не выше I-го класса?
6. Сколько нужно иметь приплода для оценки по качеству потомства жеребцов-производителей и кобыл? Ситуационные задачи
1. При осмотре зубов лошади оказалось, что трущаяся часть их обратно - овальной формы. Какой возраст лошади?
2. Сколько лет лошади, если на резцах (зацепах) нижней челюсти
осталось только дно от полости чашечки?
3. У лошадей копыта бывают светлых и темных тонов. Какому из них
Вы отдали бы предпочтение при отборе лошади?
12
рысью она часто дышит с хрипом и задыхается?
5. На какой стороне заканчивают запрягать лошадь и где сидят в повозке, справа или слева?
6. При сжатии пальцами в области холки лошадь прогибается. Какой порок у лошади и можно ли ее седлать?
7. Вы подоили кобылу. Можно ли сбить масло из кобыльего молока?
8. Вы хотите напоить лошадь водой. Это Вы будете делать перед ее кормлением или после?
9. При седловке лошадь часто надувает живот. Что необходимо сделать для снятия этого факта и правильного затягивания подпруг?
10. Как проверить правильность затягивания подпруг при седловке лошади?
11. При использовании лошади для выполнения различных работ, какая должна быть продолжительность обеденного перерыва и что
необходимо сделать для отдыха лошади?
12. Вы едете верхом на лошади, навстречу Вам движется трактор. Ваши действия?
13. При движении верхом на лошади возникла критическая ситуация.
Вы падаете с лошади, Ваши действия?
14. Вас послали, как зоотехника отобрать и купить лошадь верховой
породы. На что Вы будете обращать внимание при отборе лошади?
15. При оценке экстерьера лошади Вы обратили внимание, что между передними копытами лошади мысленно можно поместить такое же копыто. Хорошо это или плохо и о чем это говорит?
1. Холодное и горячее таврение
2. Дурные привычки лошадей
3. Воспроизводство и выращивание молодняка в продуктивном коневодстве.
4. Половая зрелость и случной возраст лошадей аборигенных пород.
5. Биологические особенности табунных кобыл, закономерности их половых циклов.
6. Случная компания в табунном коневодстве, её подготовка и проведение.
7. Особенности выращивания молодняка табунного содержания. Сезонные особенности роста и развития молодняка при табунном выращивании. Время и способы отъёма и особенности содержания молодняка по сезонам года.
8. Значение, возраст, время и способы кастрации жеребчиков. Обтяжка и заездка молодняка.
9. Зоотехнический учёт и племенная работа в табунном коневодстве. Цели и задачи племенной работы в продуктивном коневодстве.
10. Тренинг и испытания лошадей. Особенности выращивания молодняка спортивного назначения, контроль за ростом и развитием. Направленное выращивание молодняка спортивного направления.
11. Тренинг, испытания и оценка молодняка верхового направления. Тренинг, испытания и оценка молодняка рысистого направления.
12. Биологические особенности воспроизводства лошадей. Особенности размножения лошадей. Половая зрелость. Случной возраст, продолжительность племенного использования жеребцов и кобыл. Закономерности половых циклов, способы стимуляции и методы выявления охоты и овуляции у кобыл. Подготовка и проведение случной компании.
13. История развития коневодства в Бурятии. Современное состояние коневодства и численность лошадей в Бурятии.
14. Использование лошадей в Бурятии
15. Проведение бонитировки в хозяйствах республики. Организации, способствующие развитию спортивного коневодства в Забайкалье.
16. Современные сородичи лошадей и их характеристика
17. Факторы, влияющие на формирование и преобразование лошадей.
18. Народно-хозяйственное значение, состояние и перспективы развития коневодства в России и Бурятии
19. Влияние наследственности и внешних факторов на формирование экстерьера и конституции лошадей
20. Табунное коневодство - основа продуктивного коневодства
21. Рост и развитие молодняка лошадей местных и заводских пород
22. Оценка жеребцов-производителей по качеству потомства
23. Заводской тренинг молодняка рысистых и верховых пород
24. Виды конного спорта
25. Тренинг и ипподромные испытания лошадей
26. Организация и проведение случной компании в коневодстве
27. Выращивание молодняка при конюшенном и табунном содержании
28. Разведение по линиям и семействам, их значение в коннозаводстве
29. Экстерьерная оценка лошадей и ее значение при определении их хозяйственной племенной ценности
30. Пороки экстерьера лошадей, причины возникновения и меры профилактики
31. Экстерьер, интерьер и конституция лошадей
32. Местная бурятская лошадь и ее зоотехническая характеристика
33. Национальные виды конного спорта
34. Русская тяжеловозная порода лошадей
36. Русская рысистая порода лошадей
37. Владимирская тяжеловозная порода лошадей
38. Чистокровная верховая порода лошадей
39. Кумыс и технология его производства
40. Донская порода лошадей
41. Ахалтекинская порода лошадей
42. Якутская порода лошадей
43. Буденновская порода лошадей
44. Использование лошадей на с/х работах
45. Арабская порода лошадей
46. Зоотехническая классификация пород лошадей
Перечень дискуссионных тем и вопросов для круглого стола
Тема: Конина как продукт питания
1. Конина. Описание, её химический состав, питательность и диетические особенности.
2. Полезные и опасные свойства конины
3. ГОСТы на мясо конины и мясную продукцию получаемую из конины.
4. Состояние, перспективы. Резервы в разных зонах.
5. Убойная масса и выход в зависимости от системы откорма и нагула, передовой опыт производства мяса на промышленной основе, в небольших фермах.
Тема: Классификация конских пород
1. Классификация пород. Местные (аборигенные) породы лошадей.
2. Верховые породы лошадей
3. Рысистые породы лошадей
4. Тяжелоупряжные и упряжные породы лошадей.
Тема: Молочная продуктивность лошадей
1. Молочность кобыл и свойства кобыльего молока
2. Качественные показатели кобыльего молока
3. Технология производства кумыса
4. Продукция, приготавливаемая из кобыльего молока
5. Методы производства кумыса.
6. Требования к качеству молока и кумыса.
7. Технология доения кобыл.
8. Молочная продуктивность кобыл разных пород.
9. Особенности строения молочных желез и
молокоотдачи у кобыл.
10. Кумыс, его химический и значение как диетического и лечебного продукта. Технология кумысоделия на промышленной основе
Оценка «отлично» (86-100 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему систематические и глубокие знания учебно-программного материала, умения свободно выполнять задания, предусмотренные программой в типовой ситуации (с ограничением времени) и в нетиповой ситуации, знакомство с основной и дополнительной литературой, усвоение взаимосвязи основных понятий дисциплины в их значении приобретаемой специальности и проявившему творческие способности и самостоятельность в приобретении знаний. Студент исчерпывающим образом ответил на вопросы экзаменационного билета. Задача решена правильно, студент способен обосновать выбранный способ и пояснить ход решения задачи.
Оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему полное знание учебно-программного материала, успешное выполнение заданий, предусмотренных программой в типовой ситуации (с ограничением времени), усвоение материалов основной литературы, рекомендованной в программе, способность к самостоятельному пополнению и обновлению знаний в ходе дальнейшей работы над литературой и в профессиональной деятельности. При ответе на вопросы экзаменационного билета студентом допущены несущественные ошибки. Задача решена правильно или ее решение содержало несущественную ошибку, исправленную при наводящем вопросе экзаменатора.
Оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему знание основного учебно-программного материала в объеме, достаточном для дальнейшей учебы и предстоящей работы по специальности, знакомство с основной литературой, рекомендованной программой, умение выполнять задания, предусмотренные программой. При ответе на экзаменационные вопросы и при выполнении экзаменационных заданий обучающийся допускает погрешности, но обладает необходимыми знаниями для устранения ошибок под руководством преподавателя. Решение задачи содержит ошибку, исправленную при наводящем вопросе экзаменатора.
Оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий, слабые побуждения к самостоятельной работе над рекомендованной основной литературой. Оценка «неудовлетворительно» ставится обучающимся, которые не могут продолжить обучение или приступить к профессиональной деятельности по окончании академии без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине.
зачет (86-100 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему систематические и глубокие знания учебно-программного материала, умения свободно выполнять задания, предусмотренные программой в типовой ситуации (с ограничением времени) и в нетиповой ситуации, знакомство с основной и дополнительной литературой, усвоение взаимосвязи основных понятий дисциплины в их значении приобретаемой специальности и проявившему творческие способности и самостоятельность в приобретении знаний.
зачет (71-85 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему полное знание учебно¬программного материала, успешное выполнение заданий, предусмотренных программой в типовой ситуации (с ограничением времени), усвоение материалов основной литературы, рекомендованной в программе, способность к самостоятельному пополнению и обновлению знаний в ходе дальнейшей работы над литературой и в профессиональной деятельности.
зачет (56-70 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему знание основного учебно-программного материала в объеме, достаточном для дальнейшей учебы и предстоящей работы по специальности, знакомство с основной литературой, рекомендованной программой, умение выполнять задания, предусмотренные программой.
незачет (менее 56 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий, слабые побуждения к самостоятельной работе над рекомендованной основной литературой. Оценка «неудовлетворительно» ставится обучающимся, которые не могут продолжить обучение или приступить к профессиональной деятельности по окончании академии без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине.
Критерии оценивания рефератов:
- полнота раскрытия темы;
- степень владения понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины;
- знание фактического материала, отсутствие фактических ошибок;
- умение логически выстроить материал ответа;
- умение аргументировать предложенные подходы и решения, сделанные выводы;
- степень самостоятельности, грамотности, оригинальности в представлении материала (стилистические обороты, манера изложения, словарный запас, отсутствие или наличие грамматических ошибок);
- выполнение требований к оформлению работы.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– правильность ответа по содержанию задания (учитывается количество и характер ошибок при ответе);
– полнота и глубина ответа (учитывается количество усвоенных фактов, понятий и т.п.);
– сознательность ответа (учитывается понимание излагаемого материала);
– логика изложения материала (учитывается умение строить целостный, последовательный рассказ, грамотно пользоваться специальной терминологией);
– использование дополнительного материала;
– рациональность использования времени, отведенного на задание (не одобряется затянутость выполнения задания, устного ответа во времени, с учетом индивидуальных особенностей обучающихся).
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- теоретический уровень знаний;
- качество ответов на вопросы;
- подкрепление материалов фактическими данными (статистические данные или др.);
- практическая ценность материала;
- способность делать выводы;
- способность отстаивать собственную точку зрения;
- способность ориентироваться в представленном материале;
- степень участия в общей дискуссии.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
(дискуссии, полемики, диспута, дебатов)
«отлично»
используется терминология; показано умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации; высказывать свою точку зрения.
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
– правильность формулировки и использования понятий и категорий;
– правильность выполнения заданий/ решения задач;
– аккуратность оформления работы и др.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
(обязательно для дисциплин, где по УП предусмотрена контрольная работа)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Примерные критерии оценивания:
– правильность выполнения задания на практическую/лабораторную работу в соответствии с вариантом;
– степень усвоения теоретического материала по теме практической /лабораторной работы;
– способность продемонстрировать преподавателю навыки работы в инструментальной программной среде, а также применить их к решению типовых задач, отличных от варианта задания;
– качество подготовки отчета по практической / лабораторной работе;
– правильность и полнота ответов на вопросы преподавателя при защите работы
и др.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания практических занятий (лабораторных работ):
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
В качестве критериев могут быть выбраны, например:
– соответствие срока сдачи работы установленному преподавателем;
– соответствие содержания и оформления работы предъявленным требованиям;
– способность выполнять вычисления;
– умение использовать полученные ранее знания и навыки для решения конкретных задач;
– умение отвечать на вопросы, делать выводы, пользоваться профессиональной и общей лексикой;
– обоснованность решения и соответствие методике (алгоритму) расчетов;
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
расчетно-графической работы, работы на тренажере
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Материалы тестовых заданий следует сгруппировать по темам/разделам изучаемой дисциплины (модуля) в следующем виде:
Тема (темы) / Раздел дисциплины (модуля)
Тестовые задания по данной теме (темам)/Разделу с указанием правильных ответов.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- отношение правильно выполненных заданий к общему их количеству
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
Задачи реконструктивного уровня
Задачи творческого уровня
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота знаний теоретического контролируемого материала;
– полнота знаний практического контролируемого материала, демонстрация умений и навыков решения типовых задач, выполнения типовых заданий/упражнений/казусов;
– умение самостоятельно решать проблему/задачу на основе изученных методов, приемов, технологий;
– умение ясно, четко, логично и грамотно излагать собственные размышления, делать умозаключения и выводы;
– полнота и правильность выполнения задания.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы
для учета в рейтинге (оценка)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ четко структурирован и выстроен в заданной логике. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа укладывается в заданные рамки при сохранении смысла.
Продемонстрировано умение аргументировано излагать собственную точку зрения. Видно уверенное владение освоенным материалом, изложение сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.
Высокая степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала: стилистические обороты, манера изложения, словарный запас. Отсутствуют стилистические и орфографические ошибки в тексте.
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
– степень владения понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины;
– знание фактического материала, отсутствие фактических ошибок;
– умение логически выстроить материал ответа;
– умение аргументировать предложенные подходы и решения, сделанные выводы;
– степень самостоятельности, грамотности, оригинальности в представлении материала (стилистические обороты, манера изложения, словарный запас, отсутствие или наличие грамматических ошибок);
– выполнение требований к оформлению работы.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся).
Примерная шкала оценивания письменных работ:
(рефератов, докладов, сообщений)
Продемонстрировано владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (уместность употребления, аббревиатуры, толкование и т.д.), отсутствуют ошибки в употреблении терминов.
Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ в достаточной степени структурирован и выстроен в заданной логике без нарушений общего смысла. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа незначительно превышает заданные рамки при сохранении смысла.
Продемонстрировано умение аргументированно излагать собственную точку зрения, но аргументация не всегда убедительна. Изложение лишь отчасти сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.
Достаточная степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала.
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
Продемонстрировано достаточное владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины, есть ошибки в употреблении и трактовке терминов, расшифровке аббревиатур.
Ошибки в использовании категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ плохо структурирован, нарушена заданная логика. Части ответа логически разорваны, нет связок между ними. Ошибки в представлении логической структуры проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа в существенной степени (на 25–30%) отклоняется от заданных рамок.
Нет собственной точки зрения либо она слабо аргументирована. Примеры, приведенные в ответе в качестве практических иллюстраций, в малой степени соответствуют изложенным теоретическим аспектам.
Текст работы примерно наполовину представляет собой стандартные обороты и фразы из учебника/лекций. Обилие ошибок в стилистике, много стилистических штампов. Есть 3–5 орфографических ошибок.
Работа выполнена не очень аккуратно, встречаются помарки и исправления.
Продемонстрировано крайне слабое владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (неуместность употребления, неверные аббревиатуры, искаженное толкование и т.д.), присутствуют многочисленные ошибки в употреблении терминов.
Продемонстрировано крайне низкое (отрывочное) знание фактического материала, много фактических ошибок – практически все факты (данные) либо искажены, либо неверны.
Ответ представляет собой сплошной текст без структурирования, нарушена заданная логика. Части ответа не взаимосвязаны логически. Нарушена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа более чем в 2 раза меньше или превышает заданный. Показаны неверные ассоциативные взаимосвязи категорий и терминов дисциплины.
Отсутствует аргументация изложенной точки зрения, нет собственной позиции. Отсутствуют примеры из практики либо они неадекватны.
Текст ответа представляет полную кальку текста учебника/лекций. Стилистические ошибки приводят к существенному искажению смысла. Большое число орфографических ошибок в тексте (более 10 на страницу).
Работа выполнена неаккуратно, с обилием помарок и исправлений. В работе один абзац и больше позаимствован из какого-либо источника без ссылки на него.
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- соответствие решения сформулированным в кейсе вопросам (адекватность проблеме и рынку);
- оригинальность подхода (новаторство, креативность);
- применимость решения на практике;
- глубина проработки проблемы (обоснованность решения, наличие альтернативных вариантов, прогнозирование
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Концепция игры
Роли:
Задания (вопросы, проблемные ситуации и др.)
Ожидаемый (е) результат(ы)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
качество усвоения информации;
выступление;
содержание вопроса;
качество ответов на вопросы;
значимость дополнений, возражений, предложений;
уровень делового сотрудничества;
соблюдение правил деловой игры;
соблюдение регламента;
активность;
правильное применение профессиональной лексики.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
для учета в рейтинге (оценка)
Индивидуальные творческие задания (проекты):
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- актуальность темы;
- соответствие содержания работы выбранной тематике;
- соответствие содержания и оформления работы установленным требованиям;
- обоснованность результатов и выводов, оригинальность идеи;
- новизна полученных данных;
- личный вклад обучающихся;
- возможности практического использования полученных данных.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
п/п