2024-2025_b350304_o_1_IA ИТМО_plx_Основы сетевых технологий_Инновационные агротехнологии
 
Федеральное государственное бюджетное образовательное

учреждение высшего образования

«Бурятская государственная сельскохозяйственная академия имени В.Р. Филиппова»

Агрономический Факультет
 
«УТВЕРЖДЕНО»
Декан

Агрономический факультет

уч. ст., уч. зв.
 
Манханов А.Д.
 
 
 
 
подпись
 
«
 
 
 
»
20
г.
 
«СОГЛАСОВАНО»
Заведующий выпускающей кафедрой

Общее земледелие

уч. ст., уч. зв.
Соболев В.А.
 
 
 
подпись
 
«
»
20
г.
 
 
 
 
Рабочая программа 
Направление 35.03.04 Агрономия

направленность (профиль) Инновационные агротехнологии

Дисциплины (модуля)
Б1.В.ДВ.03.01 Основы сетевых технологий
 
Информатика и информационные технологии в экономике
Квалификация
бакалавр
Форма обучения
очная
Форма промежуточной аттестации
Зачет
Объём дисциплины в З.Е.
3
Продолжительность в часах/неделях
108/ 0  
Статус дисциплины

в учебном плане

относится к обязательной части блока 1 "Дисциплины" ОПОП

является дисциплиной обязательной для изучения

Обеспечивающая преподвание

дисциплины кафедра

 
Улан-Удэ, 20__г.
 
Распределение часов дисциплины
Курс 3

Семестр 5

Количество часов
Итого
Вид занятий
УП
УП
Лекционные занятия
16
16
Практические занятия
16
16
Контактная работа
32
32
Сам. работа
76
76
Итого
108
 
Программу составил(и):
 
к.ф. - м.н., Высшее образование – специалитет, Математика и физика, преподаватель математики и физики средней школы, профессиональная переподготовка «Информатика, вычислительная техника и компьютерные технологии» Садуев Нима Батодоржиевич _________________
 
 
Основы сетевых технологий
Программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС ВО:
- Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 35.03.04 Агрономия (приказ Минобрнауки России от 26.07.2017 г. № 699);

- 13.017. Профессиональный стандарт "АГРОНОМ", утверждённый приказом Министерства труда и социальной защиты Российско Федерации от 20 сентября 2021 г. N 644н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 20 октября 2021 г., регистрационный N 65482);

 
b350304_o_1_IA ИТМО.plx
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного Ученым советом вуза от 26.06.2024 протокол № 12 .
 
Протокол от __ __________ 20__ г.  №  __  

Зав. кафедрой Соболев В.А.

Общее земледелие
Программа одобрена на заседании кафедры
Председатель методической комиссии «Агрономический факультет»
Рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании методической комиссии «Агрономический факультет» от «__» _______________ 20__г., протокол №___
уч. ст., уч. зв.
 
 
подпись
 
И.О. Фамилия
 
подпись
 

п/п

Учебный год
Одобрено

на заседании кафедры

Утверждаю

Заведующий кафедрой

Садуев Н.Б.

протокол
Дата
Подпись
Дата
20__/20__ г.г.
№____
«__»__20__г.
«__»__20__г.
1
20__/20__ г.г.
№____
«__»__20__г.
«__»__20__г.
2
20__/20__ г.г.
№____
«__»__20__г.
«__»__20__г.
3
20__/20__ г.г.
№____
«__»__20__г.
«__»__20__г.
4
20__/20__ г.г.
№____
«__»__20__г.
«__»__20__г.
5
 
подпись
 
И.О. Фамилия
 
Внешний эксперт

(представитель работодателя)

 
 
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1
Цели: Формирование у студентов теоретических знаний и практических навыков в области сетевых технологий, необходимых для эффективного применения современных цифровых решений в аграрной сфере, включая управление данными, анализ информации и внедрение инновационных подходов.

Задачи: 1. Ознакомить студентов с основными понятиями и принципами функционирования компьютерных сетей.

2. Научить использовать сетевые технологии для сбора, обработки и анализа данных в агрономической деятельности.

3. Разработать навыки практической работы с программным обеспечением для управления сетевыми ресурсами.

4. Сформировать представление о роли цифровизации в развитии современного сельского хозяйства.

5. Обеспечить формирование компетенций, связанных с применением информационных технологий в профессиональной деятельности.

 
ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ И МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Блок.Часть
Б1.В
УК-1: Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач
 
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
 
Философия 
1
4 семестр
 
Грибоводство 
2
1 семестр
 
Сити-фермерство 
3
1 семестр
 
Цифровая культура 
4
4 семестр
 
Введение в цифровую культуру 
5
1 семестр
 
Хранение и обработка данных 
6
2 семестр
 
Общественный проект "Обучение служением" 
7
1 семестр
 
Машинное обучение 
8
4 семестр
 
Дисциплины (модули) и практики, для которых освоение данной практики необходимо как предшествующее:
 
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы 
1
8 семестр
 
Производственная практика 
2
6 семестр
 
Преддипломная практика 
3
8 семестр
 
Основы лекарственного растениеводства 
4
8 семестр
 
ОПИСАНИЕ ПОКАЗАТЕЛЕЙ, КРИТЕРИЕВ И ШКАЛ ОЦЕНИВАНИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ В РАМКАХ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
КОД И НАЗВАНИЕ КОМПЕТЕНЦИИ

УК-1: Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач;

 
Знать и понимать  Основные принципы построения и функционирования компьютерных сетей.

Типы сетей, их классификация и назначение.

Протоколы передачи данных и их роль в работе сетей.

Методы защиты информации в сетях.

Возможности использования сетевых технологий в агрономии.:

 
Основные источники информации (книги, статьи, интернет)

Понятие информационного поиска

Уровень 1 
 
Методы сбора и структуризации информации

Критерии оценки релевантности данных

Уровень 2 
 
Алгоритмы системного анализа

Методики синтеза информации из различных источников

Уровень 3 
 
Теорию системного мышления

Методы комплексного анализа сложных задач.

Уровень 4 
 
 
Уметь делать (действовать)  Выбирать оптимальные решения для создания и настройки локальных сетей.

Производить базовый анализ состояния сети с использованием специализированного ПО.

Применять методы шифрования и защиты данных в сетевых средах.

Использовать облачные сервисы для хранения и обработки данных.:

 
Выполнять простой поиск информации в сети

Использовать базовые инструменты поиска

Уровень 1 
 
Анализировать информацию на предмет достоверности

Выделять ключевые аспекты проблемы

Уровень 2 
 
Строить логические связи между различными данными

Применять системный подход к решению задач

Уровень 3 
 
Разрабатывать стратегии решения многоаспектных задач

Синтезировать данные для принятия решений

Уровень 4 
 
 
Владеть навыками (иметь навыки) Настройка базовых параметров сетевого оборудования.

Создание проектов сетей с учетом требований безопасности.

Работа с программными средствами для мониторинга и управления сетями.

Анализ и интерпретация результатов работы сетевых приложений.:

 
Навыками работы с поисковыми системами

Элементарными методами анализа полученных данных

Уровень 1 
 
Инструментами фильтрации и классификации данных

Программами для организации рабочих документов

Уровень 2 
 
Продвинутыми средствами анализа данных (например, Excel, Tableau)

Современными методиками презентации результатов

Уровень 3 
 
Профессиональными инструментами анализа данных и визуализации

Навыками создания детальных отчетов и проектов

Уровень 4 
 
 
 
Уровни сформированности компетенций
Оценка «хорошо» - уровень 3
Оценка «отлично» - уровень 4
Оценка «неудовлетворительно» - уровень 1
Оценка «удовлетворительно» - уровень 2
Оценки формирования компентенций
средний
высокий
компетенция не сформирована
минимальный
Характеристика сформированности компетенции
Сформированность компетенции в целом соответствует требованиям. Имеющихся знаний, умений, навыков и мотивации в целом достаточно для решения стандартных практических (профессиональных) задач
Сформированность компетенции полностью соответствует требованиям. Имеющихся знаний, умений, навыков и мотивации в полной мере достаточно для решения сложных практических (профессиональных) задач
Компетенция в полной мере не сформирована. Имеющихся знаний, умений и навыков недостаточно для решения практических (профессиональных) задач
Сформированность компетенции соответствует минимальным требованиям. Имеющихся знаний, умений, навыков в целом достаточно для решения практических (профессиональных) задач
 
КОД И НАЗВАНИЕ КОМПЕТЕНЦИИ

ПКС-2: Способен осуществить сбор информации, необходимой для разработки системы земледелия и технологий возделывания сельскохозяйственных культур;

 
Знать и понимать  Основные принципы построения и функционирования компьютерных сетей.

Типы сетей, их классификация и назначение.

Протоколы передачи данных и их роль в работе сетей.

Методы защиты информации в сетях.

Возможности использования сетевых технологий в агрономии.:

 
Основные параметры для описания состояния почвы и климата

Источники данных для агрономии

Уровень 1 
 
Методы мониторинга окружающей среды

Способы сбора данных через датчики и IoT

Уровень 2 
 
Современные технологии мониторинга в сельском хозяйстве

Методы обработки больших объемов данных

Уровень 3 
 
Теорию оптимизации процессов сбора и анализа данных

Методы прогнозирования на основе данных

Уровень 4 
 
 
Уметь делать (действовать)  Выбирать оптимальные решения для создания и настройки локальных сетей.

Производить базовый анализ состояния сети с использованием специализированного ПО.

Применять методы шифрования и защиты данных в сетевых средах.

Использовать облачные сервисы для хранения и обработки данных.:

 
Выбирать нужные показатели для конкретной задачи

Находить базовую информацию в доступных источниках

Уровень 1 
 
Организовывать процесс сбора данных

Обрабатывать данные с использованием стандартных методов

Уровень 2 
 
Создавать алгоритмы сбора и анализа данных

Применять специализированные программы для обработки информации

Уровень 3 
 
Разрабатывать комплексные системы для сбора и анализа данных

Применять искусственный интеллект для прогнозирования

Уровень 4 
 
 
Владеть навыками (иметь навыки) Настройка базовых параметров сетевого оборудования.

Создание проектов сетей с учетом требований безопасности.

Работа с программными средствами для мониторинга и управления сетями.

Анализ и интерпретация результатов работы сетевых приложений.:

 
Простыми методами записи и хранения данных

Таблицами и графическими представлениями

Уровень 1 
 
Программами для автоматизации сбора данных

Базовыми инструментами анализа

Уровень 2 
 
Продвинутыми программными средствами для анализа данных

Системами управления базами данных

Уровень 3 
 
Профессиональными платформами для работы с большими данными

Навыками создания автоматизированных систем мониторинга

Уровень 4 
 
 
 
Уровни сформированности компетенций
Оценка «хорошо» - уровень 3
Оценка «отлично» - уровень 4
Оценка «неудовлетворительно» - уровень 1
Оценка «удовлетворительно» - уровень 2
Оценки формирования компентенций
средний
высокий
компетенция не сформирована
минимальный
Характеристика сформированности компетенции
Сформированность компетенции в целом соответствует требованиям. Имеющихся знаний, умений, навыков и мотивации в целом достаточно для решения стандартных практических (профессиональных) задач
Сформированность компетенции полностью соответствует требованиям. Имеющихся знаний, умений, навыков и мотивации в полной мере достаточно для решения сложных практических (профессиональных) задач
Компетенция в полной мере не сформирована. Имеющихся знаний, умений и навыков недостаточно для решения практических (профессиональных) задач
Сформированность компетенции соответствует минимальным требованиям. Имеющихся знаний, умений, навыков в целом достаточно для решения практических (профессиональных) задач
 
КОД И НАЗВАНИЕ КОМПЕТЕНЦИИ

ПЦК-1: Способен применять цифровые технологии для управления процессами и данными в отрасли;

 
Знать и понимать  Основные принципы построения и функционирования компьютерных сетей.

Типы сетей, их классификация и назначение.

Протоколы передачи данных и их роль в работе сетей.

Методы защиты информации в сетях.

Возможности использования сетевых технологий в агрономии.:

 
Основные понятия цифровых технологий

Примеры их применения в сельском хозяйстве

Уровень 1 
 
Методы цифрового управления процессами

Инструменты для автоматизации задач

Уровень 2 
 
Архитектуру современных цифровых систем

Методы интеграции различных технологий

Уровень 3 
 
Теорию цифровой трансформации в сельском хозяйстве

Методы внедрения инноваций

Уровень 4 
 
 
Уметь делать (действовать)  Выбирать оптимальные решения для создания и настройки локальных сетей.

Производить базовый анализ состояния сети с использованием специализированного ПО.

Применять методы шифрования и защиты данных в сетевых средах.

Использовать облачные сервисы для хранения и обработки данных.:

 
Использовать базовые цифровые инструменты

Выполнять простые операции с данными

Уровень 1 
 
Создавать простые системы управления данными

Использовать облачные сервисы для хранения информации

Уровень 2 
 
Разрабатывать сложные системы управления процессами

Применять инструменты для анализа больших данных

Уровень 3 
 
Создавать интегрированные системы для управления всеми аспектами производства

Применять технологии машинного обучения

Уровень 4 
 
 
Владеть навыками (иметь навыки) Настройка базовых параметров сетевого оборудования.

Создание проектов сетей с учетом требований безопасности.

Работа с программными средствами для мониторинга и управления сетями.

Анализ и интерпретация результатов работы сетевых приложений.:

 
Программами офисного пакета

Элементарными средствами обмена данными

Уровень 1 
 
Программами для управления проектами

Средствами визуализации данных

Уровень 2 
 
Продвинутыми платформами для управления данными

Специализированными программами для анализа

Уровень 3 
 
Профессиональными системами управления данными

Навыками разработки цифровых решений для конкретных задач

Уровень 4 
 
 
 
Уровни сформированности компетенций
Оценка «хорошо» - уровень 3
Оценка «отлично» - уровень 4
Оценка «неудовлетворительно» - уровень 1
Оценка «удовлетворительно» - уровень 2
Оценки формирования компентенций
средний
высокий
компетенция не сформирована
минимальный
Характеристика сформированности компетенции
Сформированность компетенции в целом соответствует требованиям. Имеющихся знаний, умений, навыков и мотивации в целом достаточно для решения стандартных практических (профессиональных) задач
Сформированность компетенции полностью соответствует требованиям. Имеющихся знаний, умений, навыков и мотивации в полной мере достаточно для решения сложных практических (профессиональных) задач
Компетенция в полной мере не сформирована. Имеющихся знаний, умений и навыков недостаточно для решения практических (профессиональных) задач
Сформированность компетенции соответствует минимальным требованиям. Имеющихся знаний, умений, навыков в целом достаточно для решения практических (профессиональных) задач
 
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Код занятия
Наименование разделов (этапов) и тем
Семестр
Часов
Компетенции
Интеракт.
Примечание (используемые интерактивные формы,

форма текущего контроля успеваемости)

Вид

работ

 
Раздел 1. Введение в сетевые технологии
 
1.1
Основные понятия и терминология сетевых технологий
55
2
УК-1
Лек
 
1.2
Архитектура сетей и модели взаимодействия
55
2
УК-1,ПЦК-1
Лек
 
1.3
Изучение структуры и компонентов компьютерной сети
55
2
УК-1,ПКС-2,ПЦК-1
Пр
 
1.4
Основные команды для диагностики сети
55
2
ПКС-2,ПЦК-1
Пр
 
1.5
Введение в сетевые технологии
55
20
УК-1,ПКС-2,ПЦК-1
Ср
 
Раздел 2. Протоколы и стандарты сетевых технологий
 
2.1
Протоколы передачи данных
55
2
ПКС-2,ПЦК-1
2
Лек
 
2.2
IP-адресация и подсети
55
2
ПЦК-1
Лек
 
2.3
Конфигурирование сетевых параметров
55
2
УК-1,ПЦК-1
Пр
 
2.4
Анализ трафика с помощью Wireshark
55
2
УК-1,ПКС-2,ПЦК-1
2
Пр
 
2.5
Протоколы и стандарты сетевых технологий
55
16
ПКС-2,ПЦК-1
Ср
 
Раздел 3. Безопасность сетей
 
3.1
Методы защиты информации в сетях
55
2
УК-1,ПЦК-1
2
Лек
 
3.2
Угрозы сетевой безопасности
55
2
УК-1,ПКС-2,ПЦК-1
Лек
 
3.3
Создание безопасного подключения 
55
2
ПКС-2,ПЦК-1
Пр
 
3.4
Мониторинг безопасности сети 
55
2
УК-1,ПКС-2,ПЦК-1
2
Пр
 
3.5
Безопасность сетей
55
20
УК-1,ПКС-2,ПЦК-1
Ср
 
Раздел 4. Применение сетевых технологий в агрономии
 
4.1
Цифровые технологии в сельском хозяйстве
55
2
ПКС-2,ПЦК-1
Лек
 
4.2
Облачные сервисы для агробизнеса
55
2
ПКС-2,ПЦК-1
Лек
 
4.3
Настройка удаленного доступа к серверу
55
2
ПЦК-1
Пр
 
4.4
Работа с облачными платформами
55
2
ПКС-2,ПЦК-1
Пр
 
4.5
Интеграционные проекты
55
20
УК-1,ПКС-2,ПЦК-1
Ср
 
ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И РЕСУРСОВ СЕТИ "ИНТЕРНЕТ", НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
 
Основная литература
 
Воробьев С. П. Сетевые технологии в АСУ [Электронный ресурс]:учебное пособие. - Новочеркасск: ЮРГПУ, 2015. - 107 – Режим доступа: https://e.lanbook.com/book/180929 
Л1.1
 
Васин Н. Н. Сетевые технологии [Электронный ресурс]:учебник для вузов. - Самара: ПГУТИ, 2019. - 265 – Режим доступа: https://e.lanbook.com/book/223364 
Л1.2
 
 
Дополнительная литература
 
Степина В.В. Архитектура ЭВМ и вычислительные системы [Электронный ресурс]:Учебник. - Москва: ООО "КУРС", 2023. - 384 – Режим доступа: https://znanium.com/catalog/document?id=420774 
Л2.1
 
Олзоева С. И., Садуев Н.Б. Вычислительные системы, сети и телекоммуникации:методические указания к выполнению курсового проекта для студ. спец. 010502 "Информационные технологии в экономике АПК". - Улан-Удэ: Изд-во БГСХА, 2010. - 28
Л2.2
 
Зорина Н. В. Вычислительные системы реального времени. Часть 1 [Электронный ресурс]:. - Москва: РТУ МИРЭА, 2022. - 101 – Режим доступа: https://e.lanbook.com/book/256664 
Л2.3
 
 
Методическая литература
 
Драч В. Е. Методические указания по дисциплине «Вычислительные системы, сети и телекоммуникации». Лабораторный практикум «Моделирование компьютерных сетей» [Электронный ресурс]:. - Сочи: СГУ, 2022. - 64 – Режим доступа: https://e.lanbook.com/book/351704 
Л3.1
 
 
Номер аудитории
Назначение
Оборудование и ПО
Адрес
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ)
 
352
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа (352)
68 посадочных мест, рабочее место преподавателя, оснащенные учебной мебелью, магнитная доска, интерактивная доска, беспроводной доступ к интернету, стенды. Список ПО: Антивирус Kaspersky; система Антиплагиат; Microsoft Office ProPlus 2016; Microsoft OfficeStd 2016; Microsoft Windows Vista Business Russian Upgrade Academic; Microsoft Office Professional Plus 2007; LibreOffice; Adobe Reader DC; VLC Media Player.
670024, Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, ул. Пушкина, д.№8 , Учебный корпус
 
530
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации (Кабинет информатики) (530)
Мобильный компьютерный класс ICLab 30 + 1,  с подключением к сети Интернет и доступом в ЭИОС, рабочее место преподавателя (персональный компьютер 450W / H610 / Core i3-12100 / DDR5 8GB / SSD 512CB, монитор  Valday 27’’, документ-камера IQBoard IQView E6510б, ИБП IpponBack Basic 650 ),  оснащенные учебной мебелью, интерактивная панель (86 350cd/m2, 5000:1, 4K UHD, 16:9, 
670024, Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, ул. Пушкина, д. №8 , Библиотечно-информационный корпус
 
60 Hz с встроенным OPS i5 4 ядра, 8 потоков, тактовая частота 4.2 ГГц, 8 Гб ОЗУ, 256 Гб SSD, HDMI 2.0 out, RS232, Wi-Fi AX210, Windows 10 c  досками с рельсовой системой регулирования, веб-камера, микрофон), комплект учебно-лабораторного оборудования. Список ПО на компьютерах: Astra Linux Special Edition, Усиленный («Воронеж») РУСБ.10015-01 (ФСТЭК). LibreOffice. Векторный редактор  nkscape. Графический редактор Gimp. Векторный редактор Inkscape. Графический редактор Gimp. Язык программирования Python. Язык программирования PascalABC.NET. Язык статистической обработки данных R. GPSS World Student. Программа для  моделирования StarUML
 
452
Помещение для самостоятельной работы обучающихся, курсового проектирования (выполнения курсовых работ) (452)
9  рабочих мест обучающихся с персональным компьютером с подключением к сети Интернет и доступом в ЭИОС  + 6  посадочных мест, рабочее место преподавателя, оснащенные учебной мебелью, ПК  в  с/б (Amd64 X2 5000, монитор, клавиатура, мышь) - 9 шт., стенды, доска магнитная офисная. Список ПО на компьютерах: Kaspersky Endpoint Security для бизнеса, Microsoft OfficeStd 2016 RUS OLP NL Acdmc.Договор№ ПП-61/2015 г. О поставке программных продуктов от 9 декабря 2015 года Microsoft OfficeProPlus 2016 RUS OLP NL Acdmc.Договор № ПП-61/2015 г. О поставке программных продуктов от 9 декабря 2015 года Microsoft Windows Vista Business Russian Upgrade Academic OPEN No Level Государственный контракт№ 25 от 1 апреля 2008 годаВекторный редактор Inkscape. Графический редактор Gimp. Язык программирования Python. Язык программирования PascalABC.NET. Язык статистической обработки данных R. GPSS World Student.  Программа для моделирования бизнес-процессов Ramus Educational. Программа моделирования корпоративной архитектуры ОРГ-МАСТЕР Программа для моделирования StarUML Программный комплекс «Компьютерная деловая игра «БИЗНЕС-КУРС: Максимум. Версия 1
670024, Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, ул. Пушкина, д. №8 , Библиотечно-информационный корпус
 
ПЕРЕЧЕНЬ РЕСУРСОВ ИНФОРМАЦИОННО-ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННОЙ СЕТИ ИНТЕРНЕТ И ЛОКАЛЬНЫХ СЕТЕЙ АКАДЕМИИ, НЕОБХОДИММЫХ ДЛЯ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Наименование 
Доступ
1. Удаленные электронные сетевые учебные ресурсы временного доступа, сформированные на основании прямых договоров с правообладателями (электронно-библиотечные системы - ЭБС)
1

2
3. Электронные учебные и учебно-методические ресурсы, подготовленные в академии:
Электронно-библиотечная система Издательства «Znanium»
http://znanium.ru/
Электронно-библиотечная система Издательства «Лань»
http://e.lanbook.com/
Электронно-библиотечная система Издательства «Юрайт»
http://urait.ru/
1. Вычислительные системы, сети и телекоммуникации : методические рекомендации для обучающихся по направлению подготовки 09.03.03 «Прикладная информатика» / М-во сел. хоз-ва РФ, Бурятская ГСХА им. В.Р. Филиппова ; сост.: Н. Б. Садуев, С. И. Олзоева. - Улан-Удэ : ФГБОУ ВО БГСХА, 2021. - 29 с. - URL: https://elib.bgsha.ru/sotru/00446
2. Электронные сетевые ресурсы открытого доступа (профессиональные базы данных, массовые открытые онлайн-курсы и пр.):

1

2
Платформа «Открытое образование» (онлайн-курсы по базовым дисциплинам, изучаемым в российских университетах)
https://openedu.ru/course/
Профессиональные базы данных
http://e.lanbook.com/
 
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ВКЛЮЧАЯ ПЕРЕЧЕНЬ ПРОГРАММНОГО ОБСПЕЧЕНИЯ И ИНФОРМАЦИОННЫХ СПРАВОЧНЫХ СИСТЕМ
1. Программные продукты, необходимые для освоения учебной дисциплины
Наименование программного продукты (ПП)
Виды учебных занятий и работ, в которых используется данный продукт
Microsoft OfficeStd 2016 RUS OLP NL Acdmc. Договор № ПП-61/2015 г. О поставке программных продуктов от 9 декабря 2015 года

Microsoft OfficeProPlus 2016 RUS OLP NL Acdmc. Договор № ПП-61/2015 г. О поставке программных продуктов от 9 декабря 2015 года

Microsoft Windows Vista Business Russian Upgrade Academic OPEN No Level Государственный контракт № 25 от 1 апреля 2008 года

Занятия семинарского типа, самостоятельная работа 
 
2. Информационные справочные системы, необходимые для реализации учебного процесса
Информационно-правовой портал «Гарант»
в локальной сети академии

http://www.garant.ru/

Справочно-поисковая система «Консультант Плюс»
http://www.consultant.ru/
 
3. Специализированные помещения и оборудование, используемые в рамках информатизации учебного процесса
 
Наименование ЭИОС и доступ
Виды учебных занятий и работ, в которых используется данная система
Доступ
1

2
3
Официальный сайт академии
http://bgsha.ru/
Занятия лекционного типа, семинарского типа, самостоятельная работа
Личный кабинет
http://lk.bgsha.ru/
Занятия лекционного типа, семинарского типа, самостоятельная работа
АС Деканат
в локальной сети академии
-
Корпоративный портал академии
http:/portal.bgsha.ru/
Занятия лекционного типа, семинарского типа, самостоятельная работа
ИС «Планы»
в локальной сети академии
-
Портфолио обучающегося
http://lk.bgsha.ru/
Самостоятельная работа
Сайт научной библиотеки
http:/elib.bgsha.ru/
Занятия лекционного типа, семинарского типа, самостоятельная работа
Электронная библиотека БГСХА
http:/elib.bgsha.ru/
Занятия лекционного типа, семинарского типа, самостоятельная работа
4. Информационно-образовательные системы (ЭИОС)
 
КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЯ)
ФИО преподавателя
Ученая степень, ученое звание
Уровень образования. Специальность и квалификация в соответствии с дипломом. Профессиальная переподготовка
1
2
3
 
Садуев Нима Батодоржиевич
Высшее образование – специалитет, Математика и физика, преподаватель математики и физики средней школы, профессиональная переподготовка «Информатика, вычислительная техника и компьютерные технологии»
к.ф. - м.н.доцент
 
ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ) ДЛЯ ИНВАЛИДОВ И ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИМ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Организационно-педагогическое, психолого-педагогическое сопровождение обучающихся инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья осуществляется на основании соответствующей рекомендации в заключении психолого-медико-педагогической комиссии или индивидуальной программе реабилитации инвалида. Академия, по заявлению обучающегося, создает специальные условия для получения высшего образования инвалидами и лицам с ограниченными возможностями здоровья:

- использование специализированных (адаптированных) рабочих программ дисциплин (модулей) и методов обучения и воспитания, включая наличие альтернативной версии официального сайта организации в сети «Интернет» для слабовидящих;

- использование специальных учебников, учебных пособий и других учебно-методических материалов, включая альтернативные форматы печатных материалов (крупный шрифт или аудиофайлы);

- использование специальных технических средств обучения (мультимедийное оборудование, оргтехника и иные средства) коллективного и индивидуального пользования, включая установку

мониторов с возможностью трансляции субтитров, обеспечение надлежащими звуковыми

воспроизведениями информации;

- предоставление услуг ассистента (при необходимости), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь или услуги сурдопереводчиков / тифлосурдопереводчиков;

- проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий для разъяснения отдельных вопросов изучаемой дисциплины (модуля);

- проведение процедуры оценивания результатов обучения возможно с учетом особенностей нозологий (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, в форме тестирования и т.п.) при использовании доступной формы предоставления заданий оценочных средств и ответов на задания (в печатной форме увеличенным шрифтом, в форме аудиозаписи, в форме электронного документа, задания зачитываются ассистентом, задания предоставляются с использованием сурдоперевода) с

использованием дополнительного времени для подготовки ответа;

- обеспечение беспрепятственного доступа обучающимся в учебные помещения, туалетные и другие помещения организации, а также пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов и других приспособлений);

- обеспечение сочетания онлайн и офлайн технологий, а также индивидуальных и коллективных форм работы в учебном процессе, осуществляемом с использованием дистанционных образовательных технологий;

- и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение ОПОП ВО.

В целях реализации ОПОП ВО в академии оборудована безбарьерная среда, учитывающая потребности лиц с нарушением зрения, с нарушениями слуха, с нарушениями опорно-двигательного

аппарата. Территория соответствует условиям беспрепятственного, безопасного и удобного передвижения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Вход в учебный корпус

оборудован пандусами, стекла входных дверей обозначены специальными знаками для слабовидящих, используется система Брайля. Сотрудники охраны знают порядок действий при прибытии в академию лица с ограниченными возможностями. В академии создана толерантная социокультурная среда, осуществляется необходимое сопровождение образовательного процесса,

при необходимости предоставляется волонтерская помощь обучающимся инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья.

 
ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
       Введение в сетевые технологии

Контрольные вопросы

1. Определите основные понятия компьютерной сети (узел, протокол, топология).  

2. Какие типы сетей существуют? Приведите примеры их применения.  

3. Что такое модель OSI? Назовите уровни модели и их функции.  

Практические задания

1. Постройте логическую схему простой локальной сети с указанием необходимого оборудования.  

2. Используя командную строку, выполните следующие действия:  

   - Определите IP-адрес вашего устройства (`ipconfig` или `ifconfig`).  

   - Проверьте доступность сервера Google (`ping google.com`).  

   - Определите маршрут до удаленного хоста (`tracert` или `traceroute`).  

      

       Протоколы и стандарты сетевых технологий

Контрольные вопросы

1. Что такое протокол HTTP? Для чего он используется?  

2. Чем отличается IPv4 от IPv6? Какие преимущества имеет IPv6?  

3. Объясните принцип работы маски подсети.  

Практические задания

1. Расчет IP-адресации:  

   - Дано: адрес сети `192.168.1.0`, маска подсети `255.255.255.0`. Определите диапазон адресов для хостов.  

   - Дано: адрес сети `172.16.0.0`, маска подсети `/16`. Сколько подсетей можно создать?  

2. Настройте параметры сети для двух устройств так, чтобы они могли взаимодействовать в одной подсети.  

       Безопасность сетей

Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины (модуля)
 
Контрольные вопросы

1. Какие методы защиты информации используются в сетях? Приведите примеры.  

2. Что такое файрвол? Какие виды файрволов существуют?  

3. Какие угрозы безопасности могут возникнуть при использовании сетей?  

Практические задания

1. Создайте защищенное SSH-соединение между двумя устройствами.  

2. Настройте базовый файрвол для блокировки входящего трафика на порту `22`.  

3. Проанализируйте сетевой трафик с помощью Wireshark: найдите и опишите пакеты HTTP-запросов.  

      Применение сетевых технологий в агрономии

Контрольные вопросы

1. Какие современные технологии IoT применяются в сельском хозяйстве?  

2. Что такое облачные сервисы? Как они помогают в управлении данными в агробизнесе?  

3. Приведите пример использования цифровых технологий для мониторинга состояния почвы.  

Практические задания

1. Создайте проект мониторинга климатических условий на основе IoT-устройств. Опишите архитектуру системы.  

2. Загрузите данные о температуре и влажности в облачный сервис (например, Google Sheets) и постройте графики изменения показателей.  

3. Разработайте алгоритм автоматического управления поливом на основе данных с датчиков влажности почвы.  

       Промежуточная аттестация (Зачет)**

Промежуточная аттестация проводится в форме тестирования, выполнения практических работ и защиты проекта. Она оценивает комплексное усвоение материала по всем разделам курса.

Часть 1: Тестирование

Тестовые вопросы

1. Как называется процесс преобразования данных в защищенный формат перед передачей по сети?  

   a) Шифрование  

   b) Маршрутизация  

   c) Компрессия  

   d) Аутентификация  

2. Что такое маска подсети `/24`?  

   a) 255.255.255.0  

   b) 255.255.0.0  

   c) 255.0.0.0  

   d) 255.255.255.255  

3. Какой протокол используется для просмотра веб-страниц?  

   a) FTP  

   b) SMTP  

   c) HTTP  

   d) DNS  

4. Какая технология позволяет дистанционно управлять оборудованием через сеть?  

   a) IoT  

   b) Wi-Fi  

   c) Bluetooth  

   d) NFC  

5. Что такое DDoS-атака?  

   a) Атака, направленная на кражу данных  

   b) Атака, направленная на перегрузку ресурсов сервера  

   c) Атака, направленная на изменение файлов  

   d) Атака, направленная на шифрование данных  

Часть 2: Практическая работа

Задание

1. Создайте схему локальной сети для фермерского хозяйства, включающую следующие компоненты:  

   - Сервер для хранения данных о состоянии почвы и климата.  

   - Датчики температуры, влажности и освещенности.  

   - Рабочие станции для анализа данных.  

   - Устройство для удаленного управления поливом.  

2. Настройте параметры сети:  

   - Назначьте IP-адреса всем устройствам.  

   - Настройте маршрутизацию между подсетями.  

3. Защитите сеть:  

 
   - Настройте файрвол для ограничения доступа к серверу.  

   - Создайте защищенное SSH-соединение для удаленного управления.  

Часть 3: Защита проекта

Темы проектов

1. Разработка системы мониторинга состояния почвы на основе IoT-технологий.  

2. Создание облачного хранилища для сбора и анализа данных о климатических условиях.  

3. Разработка алгоритма автоматического управления техникой через сеть.  

Требования к проекту

- Описание задачи и целей проекта.  

- Архитектура системы (схема).  

- Описание используемых технологий и инструментов.  

- Результаты работы (демонстрация или отчет).  

 
Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
       Введение в сетевые технологии

История развития компьютерных сетей и их роль в современном мире

Как менялись принципы организации сетей?

Примеры ключевых событий в развитии сетевых технологий.

Типы компьютерных сетей и их практическое применение в сельском хозяйстве

Сравнение локальных, метрополитенских и глобальных сетей.

Какие типы сетей наиболее актуальны для агробизнеса?

Модель OSI: анализ функциональности уровней и их взаимосвязи

Рассмотреть примеры работы каждого уровня модели при передаче данных.

TCP/IP как основной протокол интернета: особенности и преимущества

Почему TCP/IP стал стандартом для большинства сетей?

       Протоколы и стандарты сетевых технологий

Протокол HTTP/HTTPS: сравнительный анализ и области применения

В чем разница между HTTP и HTTPS?

Почему безопасность данных так важна в современных сетях?

IP-адресация: сравнение IPv4 и IPv6

Преимущества и недостатки каждой версии протокола.

Будущее IPv6 в контексте растущего числа устройств IoT.

Подсети и маски подсетей: теоретические основы и практические примеры

Как рассчитать количество хостов в подсети?

Примеры использования подсетей в аграрных системах мониторинга.

Области применения FTP в управлении данными в сельском хозяйстве

Как можно использовать FTP для обмена файлами между фермерскими хозяйствами?

       Безопасность сетей

Основные методы шифрования данных в сетях и их роль в защите информации

Алгоритмы шифрования: симметричные и асимметричные.

Примеры использования шифрования в агробизнесе.

Файрволы: виды, принципы работы и настройка базовой защиты

Что такое межсетевой экран и как он помогает защитить данные?

Практические примеры использования файрволов в аграрных системах.

Угрозы сетевой безопасности: DDoS-атаки, вирусы, трояны

Анализ возможных угроз для сетей фермерских хозяйств.

Методы защиты от распространенных атак.

Системы обнаружения вторжений (IDS): принцип работы и применение

Как такие системы могут быть полезны в защите данных о состоянии почвы и климата?

        Применение сетевых технологий в агрономии

IoT в сельском хозяйстве: возможности и перспективы

Как Интернет вещей изменяет подход к управлению сельскохозяйственными процессами?

Примеры успешного внедрения IoT в агробизнесе.

Облачные сервисы для управления данными в аграрной сфере

Google Cloud, AWS или Microsoft Azure: сравнительный анализ возможностей.

Как облачные технологии помогают оптимизировать работу фермерского хозяйства?

       Дополнительные темы

Сравнение проводных и беспроводных сетей: преимущества и недостатки

Как выбрать оптимальное решение для конкретного сельскохозяйственного объекта?

Энергоэффективные решения для сетей в сельском хозяйстве

Как снизить энергопотребление сетевого оборудования без потери производительности?

Перспективы развития сетевых технологий в аграрной отрасли

Этика использования сетевых технологий в сельском хозяйстве

Как обеспечить конфиденциальность в сети данных фермеров?

Ограничения и права пользователей при работе с сетями.

 
Перечень видов оценочных средств
 
1. Перечень вопросов к зачёту

2. Комплект заданий для практических работ

3. Перечень контрольных вопросов для проведения устных опросов

4. Перечень вопросов для самостоятельного изучения

5. Тестовые задания

6. Кейс-задания

 
Критерии оценивания контрольной работы текущего контроля успеваемости обучающихся (рекомендуемое)

Комплект контрольных вопросов для проведения устных опросов

Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерные критерии оценивания:

– правильность ответа по содержанию задания (учитывается количество и характер ошибок при ответе);

– полнота и глубина ответа (учитывается количество усвоенных фактов, понятий и т.п.);

– сознательность ответа (учитывается понимание излагаемого материала);

– логика изложения материала (учитывается умение строить целостный, последовательный рассказ, грамотно пользоваться специальной терминологией);

– использование дополнительного материала;

– рациональность использования времени, отведенного на задание (не одобряется затянутость выполнения задания, устного ответа во времени, с учетом индивидуальных особенностей обучающихся).

Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерная шкала оценивания:

Баллы

для учета в рейтинге (оценка)

Степень удовлетворения критериям
86-100 баллов

«отлично»

Обучающийся полно и аргументировано отвечает по содержанию вопроса (задания); обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные; излагает материал последовательно и правильно.
71-85  баллов

«хорошо»

Обучающийся достаточно полно и аргументировано отвечает по содержанию вопроса (задания); обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные; излагает материал последовательно. Допускает 1-2 ошибки, исправленные с помощью наводящих вопросов.
56-70  баллов

«удовлетво-рительно»

Обучающийся обнаруживает знание и понимание основных положений данного задания, но излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил; не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры; излагает материал непоследовательно и допускает ошибки.
0-55  баллов

«неудовлетворительно»

Обучающийся обнаруживает незнание ответа на соответствующее задание (вопрос), допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Отмечаются такие недостатки в подготовке обучающегося, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.
 
Баллы

для учета в рейтинге (оценка)

Степень удовлетворения критериям
Перечень дискуссионных тем

Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерные критерии оценивания:

- теоретический уровень знаний;

- качество ответов на вопросы;

- подкрепление материалов фактическими данными (статистические данные или др.);

- практическая ценность материала;

- способность делать выводы;

- способность отстаивать собственную точку зрения;

- способность ориентироваться в представленном материале;

- степень участия в общей дискуссии.

Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерная шкала оценивания:

Критерии оценивания контрольной работы дискуссионных тем и вопросов для круглого стола

(дискуссии, полемики, диспута, дебатов)  

 
86-100 баллов

«отлично»

Обучающийся свободно владеет учебным материалом; проявляет навыки анализа, обобщения, критического осмысления, публичной речи, аргументации, ведения дискуссии и полемики, критического восприятия информации; материал изложен грамотно, в определенной логической последовательности, точно

используется терминология; показано умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации; высказывать свою точку зрения.

71-85 баллов

«хорошо»

Ответ удовлетворяет в основном требованиям на оценку «отлично», но при этом имеет один из недостатков: в усвоении учебного материала допущены небольшие пробелы, не исказившие содержание ответа; допущены один – два недочета в формировании навыков публичной речи, аргументации, ведения дискуссии и полемики, критического восприятия информации.
56-70 баллов

«удовлетво-рительно»

Неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения материала; имелись затруднения или допущены ошибки в определении понятий, использовании терминологии, исправленные после нескольких наводящих вопросов. Обучающийся не может применить теорию в новой ситуации.
0-55  баллов

«неудовлетворительно»

Не раскрыто основное содержание учебного материала; обнаружено незнание или непонимание большей или наиболее важной части учебного материала; допущены ошибки в определении понятий, при использовании терминологии, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов; не сформированы умения и навыки публичной речи, аргументации, ведения дискуссии и полемики, критического восприятия информации.
 
Баллы

для учета в рейтинге (оценка)

Степень удовлетворения критериям
Перечень заданий для контрольной работы

Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерные критерии оценивания:

– полнота раскрытия темы;

– правильность формулировки и использования понятий и категорий;

– правильность выполнения заданий/ решения задач;

– аккуратность оформления работы и др.

Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерная шкала оценивания:

Критерии оценивания контрольной работы для контрольной работы

(обязательно для дисциплин, где по УП предусмотрена контрольная работа)

86-100 баллов

«отлично»

Полное раскрытие темы, указание точных названий и определений, правильная формулировка понятий и категорий, приведены все необходимые формулы, соответствующая статистика и т.п., все задания выполнены верно (все задачи решены правильно), работа выполнена аккуратно, без помарок.
71-85  баллов

«хорошо»

Недостаточно полное раскрытие темы, одна-две несущественные ошибки в определении понятий и категорий, в формулах, статистических данных и т. п., кардинально не меняющие суть изложения, наличие незначительного количества грамматических и стилистических ошибок, одна-две несущественные погрешности при выполнении заданий или в решениях задач. Работа выполнена аккуратно.
56-70  баллов

«удовлетво-рительно»

Ответ отражает лишь общее направление изложения лекционного материала, наличие более двух несущественных или одной-двух существенных ошибок в определении понятий и категорий, формулах, статистических данных и т. п.; большое количество грамматических и стилистических ошибок, одна-две существенные ошибки при выполнении заданий или в решениях задач. Работа выполнена небрежно.
0-55  баллов

«неудовлетворительно»

Обучающийся демонстрирует слабое понимание программного материала. Тема не раскрыта, более двух существенных ошибок в определении понятий и категорий, в формулах, статистических данных, при выполнении заданий или в решениях задач, наличие грамматических и стилистических ошибок и др.
 
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерные критерии оценивания:

– правильность выполнения задания на практическую/лабораторную работу в соответствии с вариантом;

– степень усвоения теоретического материала по теме практической /лабораторной работы;

– способность продемонстрировать преподавателю навыки работы в инструментальной программной среде, а также применить их к решению типовых задач, отличных от варианта задания;

– качество подготовки отчета по практической / лабораторной работе;

Критерии оценивания контрольной работы для практических (лабораторных) работ

 
– правильность и полнота ответов на вопросы преподавателя при защите работы

и др.

Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерная шкала оценивания практических занятий (лабораторных работ):

Баллы

для учета в рейтинге (оценка)

Степень удовлетворения критериям
86-100 баллов

«отлично»

Выполнены все задания практической (лабораторной) работы, обучающийся четко и без ошибок ответил на все контрольные вопросы.
71-85  баллов

«хорошо»

Выполнены все задания практической (лабораторной) работы; обучающийся ответил на все контрольные вопросы с замечаниями.
56-70  баллов

«удовлетво-рительно»

Выполнены все задания практической (лабораторной) работы с замечаниями; обучающийся ответил на все контрольные вопросы с замечаниями.
0-55  баллов

«неудовлетворительно»

Обучающийся не выполнил или выполнил неправильно задания практической (лабораторной) работы; обучающийся ответил на контрольные вопросы с ошибками или не ответил на контрольные вопросы.
 
Комплект заданий

Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерные критерии оценивания:

В качестве критериев могут быть выбраны, например:

– соответствие срока сдачи работы установленному преподавателем;

– соответствие содержания и оформления работы предъявленным требованиям;

– способность выполнять вычисления;

– умение использовать полученные ранее знания и навыки для решения конкретных задач;

– умение отвечать на вопросы, делать выводы, пользоваться профессиональной и общей лексикой;

– обоснованность решения и соответствие методике (алгоритму) расчетов;

Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерная шкала оценивания:

Критерии оценивания контрольной работы для выполнения

расчетно-графической работы,  работы на тренажере

Баллы

для учета в рейтинге (оценка)

Степень удовлетворения критериям
86-100 баллов

«отлично»

Все материалы, расчеты, построения оформлены согласно требованиям и демонстрируют высокий уровень освоения теоретического материала, способность составлять и реализовать алгоритм решения по исходным данным. Вычисления выполнены четко, ответы на вопросы, выводы к работе отражают точку зрения обучающегося на решаемую проблему. Все материалы представлены в установленный срок, не требуют дополнительного времени на завершение. 
71-85  баллов

«хорошо»

Все материалы, расчеты, построения оформлены согласно требованиям и демонстрируют достаточно высокий уровень освоения теоретического материала, способность составлять и реализовать алгоритм решения по исходным данным. В работе присутствуют несущественные ошибки при вычислениях и построении чертежей, не влияющие на общий результат работы, при грамотном ответе на большинство поставленных вопросов. Все материалы представлены в установленный срок, не требуют дополнительного времени на завершение. 
56-70  баллов

«удовлетво-рительно»

Материалы, расчеты, построения оформлены с ошибками, не в полном объеме, демонстрируют наличие пробелов в освоении теоретического материала, низкий уровень способности составлять и реализовать алгоритм решения по исходным данным. В работе присутствуют ошибки, которые не оказывают существенного влияния на окончательный результат. Работа оформлена неаккуратно, представлена с задержкой и требует дополнительного времени на завершение.
0-55  баллов

«неудовлетворительно»

Демонстрирует низкий/ниже среднего уровень освоения теоретического материала, неспособность составлять и реализовать алгоритм решения по исходным данным. Многие требования, предъявляемые к заданию, не выполнены. Обучающийся не может ответить на замечания преподавателя, не владеет материалом работы, не в состоянии дать объяснения выводам и теоретическим положениям данной работы. Оформление работы не соответствует требованиям.
 
Критерии оценивания контрольной работы тестовых заданий

 
Баллы

для учета в рейтинге (оценка)

Степень удовлетворения критериям
86-100 баллов «отлично»

Выполнено 86-100% заданий
71-85  баллов «хорошо»

Выполнено 71-85% заданий 
56-70  баллов «удовлетво-рительно»

Выполнено 56-70% заданий
0-55  баллов «неудовлетворительно»

Выполнено 0-56% заданий
Материалы тестовых заданий

Материалы тестовых заданий следует сгруппировать по темам/разделам изучаемой дисциплины (модуля) в следующем виде:

Тема (темы) / Раздел дисциплины (модуля)

Тестовые задания по данной теме (темам)/Разделу с указанием правильных ответов.

Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерные критерии оценивания:

- отношение правильно выполненных заданий к общему их количеству

Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерная шкала оценивания:

 
Баллы

для учета в рейтинге (оценка)

Степень удовлетворения критериям
86-100 баллов «отлично»

Демонстрирует очень высокий/высокий уровень знаний, умений, навыков в соответствии с критериями оценивания. Все требования, предъявляемые к заданию, выполнены.
71-85  баллов «хорошо»

Демонстрирует достаточно высокий/выше среднего уровень знаний, умений, навыков в соответствии с критериями оценивания. Все требования, предъявляемые к заданию, выполнены.
56-70  баллов «удовлетво-рительно»

Демонстрирует средний уровень знаний, умений, навыков в соответствии с критериями оценивания. Большинство требований, предъявляемых к заданию, выполнены.
0-55  баллов «неудовлетворительно»

Демонстрирует низкий/ниже среднего уровень знаний, умений, навыков в соответствии с критериями оценивания. Многие требования, предъявляемые к заданию, не выполнены. Нет ответа. Не было попытки решить задачу.
Задачи репродуктивного уровня  

Задачи реконструктивного уровня

Задачи творческого уровня

Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерные критерии оценивания:

– полнота знаний теоретического контролируемого материала;

– полнота знаний практического контролируемого материала, демонстрация умений и навыков решения типовых задач, выполнения типовых заданий/упражнений/казусов;

– умение самостоятельно решать проблему/задачу на основе изученных методов, приемов, технологий;

– умение ясно, четко, логично и грамотно излагать собственные размышления, делать умозаключения и выводы;

– полнота и правильность выполнения задания.

Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерная шкала оценивания:

Критерии оценивания контрольной работы разноуровневых задач (заданий)

 
Перечень тем эссе/докладов/рефератов/сообщений и т.п.

Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерные критерии оценивания:

Критерии оценивания контрольной работы темы эссе

(рефератов, докладов, сообщений)

 
Баллы

для учета в рейтинге (оценка)

Степень удовлетворения критериям
86-100 баллов «отлично»

Содержание работы в целом соответствует теме задания. Продемонстрировано знание фактического материала, отсутствуют ошибки. Продемонстрировано уверенное владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (уместность употребления, аббревиатуры, толкование и т.д.), отсутствуют ошибки в употреблении терминов.

Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.

Ответ четко структурирован и выстроен в заданной логике. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа укладывается в заданные рамки при сохранении смысла.

Продемонстрировано умение аргументировано излагать собственную точку зрения. Видно уверенное владение освоенным материалом, изложение сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.

Высокая степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала: стилистические обороты, манера изложения, словарный запас. Отсутствуют стилистические и орфографические ошибки в тексте.

Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.

– полнота раскрытия темы;

– степень владения понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины;

– знание фактического материала, отсутствие фактических ошибок;

– умение логически выстроить материал ответа;

– умение аргументировать предложенные подходы и решения, сделанные выводы;

– степень самостоятельности, грамотности, оригинальности в представлении материала (стилистические обороты, манера изложения, словарный запас, отсутствие или наличие грамматических ошибок);

– выполнение требований к оформлению работы.

Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся).

Примерная шкала оценивания письменных работ:

71-85  баллов «хорошо»

Содержание ответа в целом соответствует теме задания. Продемонстрировано знание фактического материала, встречаются несущественные фактические ошибки.

Продемонстрировано владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (уместность употребления, аббревиатуры, толкование и т.д.), отсутствуют ошибки в употреблении терминов.

Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.

Ответ в достаточной степени структурирован и выстроен в заданной логике без нарушений общего смысла. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа незначительно превышает заданные рамки при сохранении смысла.

Продемонстрировано умение аргументированно излагать собственную точку зрения, но аргументация не всегда убедительна. Изложение лишь отчасти сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.

Достаточная степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала. Встречаются мелкие и не искажающие смысла ошибки в стилистике, стилистические штампы. Есть 1–2 орфографические ошибки.

Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.

56-70  баллов  «удовлетво-рительно»

Содержание работы в целом соответствует теме задания. Продемонстрировано удовлетворительное знание фактического материала, есть фактические ошибки (25– 30%).

Продемонстрировано достаточное владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины, есть ошибки в употреблении и трактовке терминов, расшифровке аббревиатур.

Ошибки в использовании категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.

Ответ плохо структурирован, нарушена заданная логика. Части ответа логически разорваны, нет связок между ними. Ошибки в представлении логической структуры проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа в существенной степени (на 25–30%) отклоняется от заданных рамок.

Нет собственной точки зрения либо она слабо аргументирована. Примеры, приведенные в ответе в качестве практических иллюстраций, в малой степени соответствуют изложенным теоретическим аспектам.

Текст работы примерно наполовину представляет собой стандартные обороты и фразы из учебника/лекций. Обилие ошибок в стилистике, много стилистических штампов. Есть 3–5 орфографических ошибок.

Работа выполнена не очень аккуратно, встречаются помарки и исправления.

0-55  баллов  «неудовлетворительно»

Содержание ответа не соответствует теме задания или соответствует ему в очень малой степени.

Продемонстрировано крайне слабое владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (неуместность употребления, неверные аббревиатуры, искаженное

 
толкование и т.д.), присутствуют многочисленные ошибки в употреблении терминов.

Продемонстрировано крайне низкое (отрывочное) знание фактического материала, много фактических ошибок – практически все факты (данные) либо искажены, либо неверны.

Ответ представляет собой сплошной текст без структурирования, нарушена заданная логика. Части ответа не взаимосвязаны логически. Нарушена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа более чем в 2 раза меньше или превышает заданный. Показаны неверные ассоциативные взаимосвязи категорий и терминов дисциплины.

Отсутствует аргументация изложенной точки зрения, нет собственной позиции. Отсутствуют примеры из практики либо они неадекватны.

Текст ответа представляет полную кальку текста учебника/лекций. Стилистические ошибки приводят к существенному искажению смысла. Большое число орфографических ошибок в тексте (более 10 на страницу).

Работа выполнена неаккуратно, с обилием помарок и исправлений. В работе один абзац и больше позаимствован из какого-либо источника без ссылки на него.

 
Критерии оценивания контрольной работы участия обучающегося в активных формах обучения (доклады, выступления на семинарах, практических занятиях и пр.):

Баллы

для учета в рейтинге (оценка)

Степень удовлетворения критериям
86-100 баллов «отлично»

Полное раскрытие вопроса; указание точных названий и определений; правильная формулировка понятий и категорий; самостоятельность ответа, умение вводить и использовать собственные классификации и квалификации, анализировать и делать собственные выводы по рассматриваемой теме; использование дополнительной литературы и иных материалов и др.
71-85  баллов «хорошо»

Недостаточно полное, по мнению преподавателя, раскрытие темы; несущественные ошибки в определении понятий, категорий и т.п., кардинально не меняющих суть изложения; использование устаревшей учебной литературы и других источников
56-70  баллов «удовлетво-рительно»

Отражение лишь общего направления изложения лекционного материала и материала современных учебников; наличие достаточного количества несущественных или одной - двух существенных ошибок в определении понятий и категорий и т. п.; использование устаревшей учебной литературы и других источников; неспособность осветить проблематику учебной дисциплины и др.
0-55  баллов «неудовлетворительно»

Темы не раскрыта; большое количество существенных ошибок; отсутствие умений и навыков, обозначенных выше в качестве критериев выставления положительных оценок и др.
 
Задание (я):

Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерные критерии оценивания:

- соответствие решения сформулированным в кейсе вопросам (адекватность проблеме и рынку);

- оригинальность подхода (новаторство, креативность);

- применимость решения на практике;

- глубина проработки проблемы (обоснованность решения, наличие альтернативных вариантов, прогнозирование возможных проблем, комплексность решения).

Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерная шкала оценивания:

Критерии оценивания контрольной работы кейс-задач

Баллы

для учета в рейтинге (оценка)

Степень удовлетворения критериям
86-100 баллов «отлично»

Предложенное решение соответствует поставленной в кейс-задаче проблеме. Обучающийся применяет оригинальный подход к решению поставленной проблемы, демонстрирует высокий уровень теоретических знаний, анализ соответствующих источников. Формулировки кратки, ясны и точны. Ожидаемые результаты применения предложенного решения конкретны, измеримы и обоснованы.
71-85 баллов «хорошо»

Предложенное решение соответствует поставленной в кейс-задаче проблеме. Обучающийся применяет в основном традиционный подход с элементами новаторства, частично подкрепленный анализом соответствующих источников, демонстрирует хороший уровень теоретических знаний. Формулировки недостаточно кратки, ясны и точны. Ожидаемые результаты применения предложенного решения требуют исправления незначительных ошибок.
56-70  баллов «удовлетво-рительно»

Демонстрирует средний уровень знаний, умений, навыков в соответствии с критериями оценивания. Предложенное решение требует дополнительной конкретизации и
 
обоснования, в целом соответствует  поставленной в задаче проблеме. При решении поставленной проблемы обучающийся применяет традиционный подход, демонстрирует твердые знания по поставленной проблеме. Предложенное решение содержит ошибки, уверенно исправленные после наводящих вопросов.
0-55  баллов «неудовлетворительно»

Наличие грубых ошибок в решении ситуации, непонимание сущности рассматриваемой проблемы, неуверенность и неточность ответов после наводящих вопросов. Предложенное решение не обосновано и не применимо на практике
 
Тема (проблема)

Концепция игры

Роли:

Задания (вопросы, проблемные ситуации и др.)

Ожидаемый (е) результат(ы)

Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерные критерии оценивания:

­ качество усвоения информации;

­ выступление;

­ содержание вопроса;

­ качество ответов на вопросы;

­ значимость дополнений, возражений, предложений;

­ уровень делового сотрудничества;

­ соблюдение правил деловой игры;

­ соблюдение регламента;

­ активность;

­ правильное применение профессиональной лексики.

Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерная шкала оценивания:

Критерии оценивания контрольной работы для деловой (ролевой) игры

Баллы

для учета в рейтинге (оценка)

Степень удовлетворения критериям
86-100 баллов «отлично»

Участник деловой игры продемонстрировал понимание сути поставленной проблемы; теоретические положения изложены с использованием профессиональной лексики; ответы и выступления четкие и краткие, логически последовательные; активное участие в деловой игре.
71-85 баллов «хорошо»

Участник деловой игры продемонстрировал понимание сути поставленной проблемы; теоретические положения изложены с использованием профессиональной лексики с незначительными ошибками; ответы и выступления в основном краткие, но не всегда четкие и логически последовательные; участие в деловой игре.
56-70  баллов «удовлетво-рительно»

Участник деловой игры продемонстрировал понимание сути поставленной проблемы; теоретические положения изложены со слабым использованием профессиональной лексики; ответы и выступления многословные, нечеткие и без должной логической последовательности; пассивное участие в деловой игре.
0-55  баллов «неудовлетворительно»

Участник деловой игры продемонстрировал затруднения в понимании сути поставленной проблемы; отсутствие необходимых знаний и умений для решения проблемы; затруднения в построении самостоятельных высказываний; обучающийся практически не принимает участия в игре.
 
Баллы

для учета в рейтинге (оценка)

Степень удовлетворения критериям
86-100 баллов «отлично»

Работа демонстрирует точное понимание задания. Все материалы имеют непосредственное отношение к теме; источники цитируются правильно. Результаты работы представлены четко и логично, информация точна и отредактирована. Работа отличается яркой индивидуальностью и выражает точку зрения обучающегося.
71-85  баллов «хорошо»

Помимо материалов, имеющих непосредственное отношение к теме, включаются некоторые материалы, не имеющие отношение к ней; используется ограниченное количество источников. Не вся информация взята из достоверных источников; часть информации неточна или не имеет прямого отношения к теме. Недостаточно выражена собственная позиция и оценка информации. 
56-70  баллов «удовлетво-рительно»

Часть материалов не имеет непосредственного отношения к теме, используется 2-3 источника. Делается слабая попытка проанализировать информацию. Материал логически не выстроен и подан внешне непривлекательно, не дается четкого ответа на поставленные вопросы. Нет критического взгляда на проблему.
0-55  баллов «неудовлетворительно»

Больше половины материалов не имеет непосредственного отношения к теме, используется один источник. Не делается попытка проанализировать информацию. Материал логически не выстроен и подан внешне непривлекательно, не дается ответа на поставленные вопросы.
Групповые творческие задания (проекты):

Индивидуальные творческие задания (проекты):

Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерные критерии оценивания:

- актуальность темы;

- соответствие содержания работы выбранной тематике;

- соответствие содержания и оформления работы установленным требованиям;

- обоснованность результатов и выводов, оригинальность идеи;

- новизна полученных данных;

- личный вклад обучающихся;

- возможности практического использования полученных данных.

Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерная шкала оценивания:

Критерии оценивания контрольной работы для тем групповых и/или индивидуальных творческих заданий/проектов

 
ИЗМЕНЕНИЯ И ДОПОЛНЕНИЯ
Ведомость изменений

п/п

Вид обновлений
Содержание изменений, вносимых в ОПОП
Обснование изменений
1
2
3
4
5
6