учреждение высшего образования
«Бурятская государственная сельскохозяйственная академия имени В.Р. Филиппова»
Агрономический факультет
Общее земледелие
направленность (профиль) Инновационные агротехнологии
в учебном плане
является дисциплиной обязательной для изучения
Семестр 5
Зав. кафедрой Соболев В.А.
п/п
на заседании кафедры
Заведующий кафедрой
Садуев Н.Б.
(представитель работодателя)
Задачи: 1. Ознакомить студентов с основными понятиями и принципами функционирования компьютерных сетей.
2. Научить использовать сетевые технологии для сбора, обработки и анализа данных в агрономической деятельности.
3. Разработать навыки практической работы с программным обеспечением для управления сетевыми ресурсами.
4. Сформировать представление о роли цифровизации в развитии современного сельского хозяйства.
5. Обеспечить формирование компетенций, связанных с применением информационных технологий в профессиональной деятельности.
УК-1: Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач;
ИД УК-1 - Студент способен осуществлять поиск, анализ и синтез информации для решения задач, связанных с сетевыми технологиями.
ИД ПКС-2 - Студент может собирать информацию для разработки систем земледелия, используя данные, полученные через сетевые каналы.
ИД ПЦК-1 - Студент умеет применять цифровые технологии для управления процессами и данными в аграрной сфере.
Типы сетей, их классификация и назначение.
Протоколы передачи данных и их роль в работе сетей.
Методы защиты информации в сетях.
Возможности использования сетевых технологий в агрономии.:
Понятие информационного поиска
Критерии оценки релевантности данных
Методики синтеза информации из различных источников
Методы комплексного анализа сложных задач.
Производить базовый анализ состояния сети с использованием специализированного ПО.
Применять методы шифрования и защиты данных в сетевых средах.
Использовать облачные сервисы для хранения и обработки данных.:
Использовать базовые инструменты поиска
Выделять ключевые аспекты проблемы
Применять системный подход к решению задач
Синтезировать данные для принятия решений
Создание проектов сетей с учетом требований безопасности.
Работа с программными средствами для мониторинга и управления сетями.
Анализ и интерпретация результатов работы сетевых приложений.:
Элементарными методами анализа полученных данных
Программами для организации рабочих документов
Современными методиками презентации результатов
Навыками создания детальных отчетов и проектов
ПКС-2: Способен осуществить сбор информации, необходимой для разработки системы земледелия и технологий возделывания сельскохозяйственных культур;
ИД УК-1 - Студент способен осуществлять поиск, анализ и синтез информации для решения задач, связанных с сетевыми технологиями.
ИД ПКС-2 - Студент может собирать информацию для разработки систем земледелия, используя данные, полученные через сетевые каналы.
ИД ПЦК-1 - Студент умеет применять цифровые технологии для управления процессами и данными в аграрной сфере.
Типы сетей, их классификация и назначение.
Протоколы передачи данных и их роль в работе сетей.
Методы защиты информации в сетях.
Возможности использования сетевых технологий в агрономии.:
Источники данных для агрономии
Способы сбора данных через датчики и IoT
Методы обработки больших объемов данных
Методы прогнозирования на основе данных
Производить базовый анализ состояния сети с использованием специализированного ПО.
Применять методы шифрования и защиты данных в сетевых средах.
Использовать облачные сервисы для хранения и обработки данных.:
Находить базовую информацию в доступных источниках
Обрабатывать данные с использованием стандартных методов
Применять специализированные программы для обработки информации
Применять искусственный интеллект для прогнозирования
Создание проектов сетей с учетом требований безопасности.
Работа с программными средствами для мониторинга и управления сетями.
Анализ и интерпретация результатов работы сетевых приложений.:
Таблицами и графическими представлениями
Базовыми инструментами анализа
Системами управления базами данных
Навыками создания автоматизированных систем мониторинга
ПЦК-1: Способен применять цифровые технологии для управления процессами и данными в отрасли;
ИД УК-1 - Студент способен осуществлять поиск, анализ и синтез информации для решения задач, связанных с сетевыми технологиями.
ИД ПКС-2 - Студент может собирать информацию для разработки систем земледелия, используя данные, полученные через сетевые каналы.
ИД ПЦК-1 - Студент умеет применять цифровые технологии для управления процессами и данными в аграрной сфере.
Типы сетей, их классификация и назначение.
Протоколы передачи данных и их роль в работе сетей.
Методы защиты информации в сетях.
Возможности использования сетевых технологий в агрономии.:
Примеры их применения в сельском хозяйстве
Инструменты для автоматизации задач
Методы интеграции различных технологий
Методы внедрения инноваций
Производить базовый анализ состояния сети с использованием специализированного ПО.
Применять методы шифрования и защиты данных в сетевых средах.
Использовать облачные сервисы для хранения и обработки данных.:
Выполнять простые операции с данными
Использовать облачные сервисы для хранения информации
Применять инструменты для анализа больших данных
Применять технологии машинного обучения
Создание проектов сетей с учетом требований безопасности.
Работа с программными средствами для мониторинга и управления сетями.
Анализ и интерпретация результатов работы сетевых приложений.:
Элементарными средствами обмена данными
Средствами визуализации данных
Специализированными программами для анализа
Навыками разработки цифровых решений для конкретных задач
форма текущего контроля успеваемости)
работ
Microsoft OfficeProPlus 2016 RUS OLP NL Acdmc. Договор № ПП-61/2015 г. О поставке программных продуктов от 9 декабря 2015 года
Microsoft Windows Vista Business Russian Upgrade Academic OPEN No Level Государственный контракт № 25 от 1 апреля 2008 года
http://www.garant.ru/
- использование специализированных (адаптированных) рабочих программ дисциплин (модулей) и методов обучения и воспитания, включая наличие альтернативной версии официального сайта организации в сети «Интернет» для слабовидящих;
- использование специальных учебников, учебных пособий и других учебно-методических материалов, включая альтернативные форматы печатных материалов (крупный шрифт или аудиофайлы);
- использование специальных технических средств обучения (мультимедийное оборудование, оргтехника и иные средства) коллективного и индивидуального пользования, включая установку
мониторов с возможностью трансляции субтитров, обеспечение надлежащими звуковыми
воспроизведениями информации;
- предоставление услуг ассистента (при необходимости), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь или услуги сурдопереводчиков / тифлосурдопереводчиков;
- проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий для разъяснения отдельных вопросов изучаемой дисциплины (модуля);
- проведение процедуры оценивания результатов обучения возможно с учетом особенностей нозологий (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, в форме тестирования и т.п.) при использовании доступной формы предоставления заданий оценочных средств и ответов на задания (в печатной форме увеличенным шрифтом, в форме аудиозаписи, в форме электронного документа, задания зачитываются ассистентом, задания предоставляются с использованием сурдоперевода) с
использованием дополнительного времени для подготовки ответа;
- обеспечение беспрепятственного доступа обучающимся в учебные помещения, туалетные и другие помещения организации, а также пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов и других приспособлений);
- обеспечение сочетания онлайн и офлайн технологий, а также индивидуальных и коллективных форм работы в учебном процессе, осуществляемом с использованием дистанционных образовательных технологий;
- и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение ОПОП ВО.
В целях реализации ОПОП ВО в академии оборудована безбарьерная среда, учитывающая потребности лиц с нарушением зрения, с нарушениями слуха, с нарушениями опорно-двигательного
аппарата. Территория соответствует условиям беспрепятственного, безопасного и удобного передвижения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Вход в учебный корпус
оборудован пандусами, стекла входных дверей обозначены специальными знаками для слабовидящих, используется система Брайля. Сотрудники охраны знают порядок действий при прибытии в академию лица с ограниченными возможностями. В академии создана толерантная социокультурная среда, осуществляется необходимое сопровождение образовательного процесса,
при необходимости предоставляется волонтерская помощь обучающимся инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья.
2. Оценочные материалы является составной частью нормативно-методического обеспечения системы оценки качества освоения обучающимися указанной дисциплины (модуля).
3. При помощи оценочных материалов осуществляется контроль и управление процессом формирования обучающимися компетенций, из числа предусмотренных ФГОС ВО в качестве результатов освоения дисциплины (модуля).
4. Оценочные материалы по дисциплине (модулю) включают в себя:
- оценочные средства, применяемые при промежуточной аттестации по итогам изучения дисциплины (модуля).
- оценочные средства, применяемые в рамках индивидуализации выполнения, контроля фиксированных видов ВАРО;
- оценочные средства, применяемые для текущего контроля;
5. Разработчиками оценочных материалов по дисциплине (модулю) являются преподаватели кафедры, обеспечивающей изучение обучающимися дисциплины (модуля), в Академии. Содержательной основой для разработки оценочных материалов является Рабочая
2. Комплект заданий для практических работ
3. Перечень контрольных вопросов для проведения устных опросов
4. Перечень вопросов для самостоятельного изучения
5. Тестовые задания
6. Кейс-задания
Основы сетевых технологий
2) охватывает все разделы дисциплины
Блок 1: (Знать)
1. Какая модель описывает сетевые взаимодействия в виде семи уровней?
А) TCP/IP
Б) OSI ✅
В) UDP
Г) HTTP
2. Какой протокол используется для передачи веб-страниц?
А) FTP
Б) SMTP
В) HTTP ✅
Г) POP3
3. Что обозначает аббревиатура LAN?
А) Локальная сеть ✅
Б) Магистральная сеть
В) Глобальная сеть
Г) Провайдерская сеть
4. Какой уровень модели OSI отвечает за маршрутизацию?
А) Прикладной
Б) Транспортный
В) Сетевой ✅
Г) Физический
5. Что такое IP-адрес?
А) Имя пользователя
В) Пароль к серверу
Г) Название сайта
6. Какой протокол обеспечивает надежную передачу данных?
А) UDP
Б) TCP ✅
В) ICMP
Г) ARP
7. Какой командой можно проверить соединение с удаленным хостом?
А) ipconfig
Б) ping ✅
В) netstat
Г) nslookup
8. Что такое маска подсети?
А) Адрес шлюза
Б) Инструмент разделения сети на подсети ✅
В) Номер порта
Г) Канал связи
9. Как называется беспроводная сеть для подключения IoT-устройств на ферме?
А) Wi-Fi
Б) LoRaWAN ✅
В) Ethernet
Г) DSL
10. Какой тип аутентификации использует пароль и логин?
А) Двухфакторная
Б) Однофакторная ✅
В) Биометрическая
Г) Сертификатная
________________________________________
Блок 2: (Знать, уметь)
11. Какие из перечисленных являются основными функциями фаервола?
А) Шифрование трафика
Б) Контроль доступа ✅
В) Защита от DDoS ✅
Г) Передача данных
12. Какие протоколы работают на прикладном уровне модели OSI?
А) TCP
Б) HTTP ✅
В) FTP ✅
Г) IP
13. Какие данные могут собираться с помощью IoT-датчиков в сельском хозяйстве?
А) Температура воздуха ✅
Б) Цвет автомобиля
В) Влажность почвы ✅
Г) Скорость интернета
14. Выберите верные утверждения о IPv6:
А) Использует 32-битные адреса
Б) Поддерживает больше адресов, чем IPv4 ✅
В) Совместим с IPv4 ✅
Г) Упрощает маршрутизацию ✅
15. Какие из этих программ используются для анализа сетевого трафика?
А) Wireshark ✅
Б) Excel
В) Tcpdump ✅
Г) Notepad
16. Что произойдет, если два устройства в одной сети получат один и тот же IP-адрес?
А) Устройства объединятся
Б) Возникнет конфликт IP-адресов ✅
В) Соединение станет быстрее
Г) Ничего не произойдет
17. Какой порт используется для HTTP?
А) 80 ✅
Б) 443
В) 25
Г) 21
18. Какие из перечисленных относятся к облачным платформам?
А) Google Cloud ✅
Б) Microsoft Word
Г) Яндекс.Облако ✅
19. Для чего применяется команда tracert?
А) Проверка скорости интернета
Б) Определение маршрута до хоста ✅
В) Открытие браузера
Г) Получение IP-адреса
20. Какие меры помогают защитить IoT-устройства в сельском хозяйстве?
А) Обновление прошивки ✅
Б) Отключение всех портов ✅
В) Использование слабых паролей
Г) Настройка фаервола ✅
Блок 3: (Знать, уметь, владеть)
Пример кейса:
Ситуация:
Фермер хочет внедрить систему автоматического полива, которая собирает данные с датчиков влажности почвы и управляет насосами через интернет. Все данные должны храниться в облаке, а система должна быть защищена от несанкционированного доступа.
Вопросы к кейсу:
21. Какую сетевую архитектуру вы предложите для этой системы?
А) Одноранговая
Б) Клиент-сервер ✅
В) Гибридная
Г) Распределенная
22. Какой протокол лучше всего использовать для передачи данных с датчиков?
А) TCP ✅
Б) UDP
В) ICMP
Г) DNS
23. Какой способ защиты данных будет наиболее эффективным?
А) Пароль "1234"
Б) Шифрование SSL/TLS ✅
В) Открытый доступ
Г) Отсутствие фаервола
24. Какую облачную платформу вы порекомендуете для хранения данных?
А) Microsoft Paint
Б) Google Cloud ✅
В) Telegram
Г) WhatsApp
25. Какие данные необходимо собирать с датчиков для управления поливом?
А) Цвет земли
Б) Температура воды ✅
В) Влажность почвы ✅
Г) Уровень громкости
26. Какие команды можно использовать для диагностики работы сети?
А) ping ✅
Б) tracert ✅
В) ipconfig ✅
Г) calc
27. Как организовать безопасное удалённое подключение к серверу?
А) Через Telnet
Б) Через SSH ✅
В) Без пароля
Г) По открытому каналу
28. Какие из перечисленных являются угрозами безопасности IoT-устройств?
А) Необходимость обновления прошивки
Б) Слабые пароли ✅
В) Взлом через сеть ✅
Г) Высокое энергопотребление
29. Какие из следующих решений можно реализовать с помощью облачных сервисов?
А) Хранение данных ✅
Б) Анализ данных ✅
В) Удаленный доступ ✅
Г) Управление электричеством без сети
30. Какой подход лучше использовать при планировании сети для фермы?
А) Случайное подключение устройств
Б) Системный подход ✅
В) Только Wi-Fi
Раздел 1. Введение в сетевые технологии
1. Определение компьютерной сети и её основные компоненты.
2. Классификация сетей: LAN, MAN, WAN — характеристика и применение.
3. Архитектура сетей: клиент-сервер и одноранговые сети.
4. Модель OSI: уровни, функции, назначение.
5. Стек протоколов TCP/IP: уровни и их назначение.
6. Сравнение моделей OSI и TCP/IP.
Раздел 2. Протоколы и стандарты сетевых технологий
7. Основные сетевые протоколы: HTTP, HTTPS, FTP, SMTP, DNS — назначение и особенности.
8. IP-адресация: IPv4 и IPv6, отличия и актуальность перехода.
9. Подсети и маска подсети: принципы деления сети на сегменты.
10. Команды диагностики сетей: ping, tracert, ipconfig, nslookup.
11. Работа маршрутизаторов и коммутаторов в сетях.
12. Понятие порта и его роль в передаче данных.
Раздел 3. Безопасность сетей
13. Основные угрозы в области сетевой безопасности.
14. Методы защиты информации: шифрование, аутентификация, контроль доступа.
15. Работа фаерволов и систем обнаружения вторжений (IDS/IPS).
16. SSL/TLS: назначение, принцип работы, практическое применение.
17. Обзор DDoS-атак и способы противодействия им.
18. Кибербезопасность в сельском хозяйстве: риски и защита IoT-устройств.
Раздел 4. Применение сетевых технологий в агрономии
19. Цифровые технологии в сельском хозяйстве: понятие и виды.
20. Интернет вещей (IoT) в агрономии: применение и перспективы.
21. Дистанционное зондирование и использование спутниковых данных в сельском хозяйстве.
22. Облачные технологии в управлении данными в аграрном секторе.
23. Удалённый мониторинг состояния почвы, климата и культур через сеть.
24. Автоматизация сельскохозяйственных процессов с использованием сетевых технологий.
Раздел 5. Практические навыки и применение
25. Настройка IP-адресации в локальной сети.
26. Использование Wireshark для анализа сетевого трафика.
27. Создание безопасного соединения через SSH/SFTP.
28. Работа с облачными платформами (Google Cloud, AWS, Яндекс.Облако): загрузка и анализ данных.
29. Проектирование локальной сети для фермерского хозяйства.
30. Анализ эффективности внедрения цифровых решений в агрономии (кейс).
Комплект заданий для практических занятий
Практическая работа № 1: Изучение структуры компьютерной сети
Цель: Познакомиться с базовыми элементами сетей и научиться строить логическую топологию сети.
Задание:
• Определите типы сетевого оборудования (маршрутизаторы, коммутаторы, точки доступа).
• Постройте схему локальной сети фермы с использованием графического редактора (например, Draw.io или Microsoft Visio).
• Дайте краткую характеристику каждому элементу схемы. Формируемая компетенция: УК-1, ПЦК-1
Практическая работа № 2: Диагностика сетевых подключений
Цель: Научиться использовать стандартные утилиты диагностики сетей.
Задание:
• Выполните команды ping, tracert, ipconfig/ifconfig в командной строке.
• Проанализируйте результаты работы команд.
• Выявите возможные проблемы соединения между устройствами. Формируемая компетенция: УК-1, ПЦК-1
Практическая работа № 3: Расчет IP-адресации и подсетей
Цель: Освоить основы IP-адресации и деления на подсети.
Задание:
• Рассчитайте IP-адреса для заданного количества хостов в подсетях.
• Составьте таблицу: IP-адрес, маска подсети, диапазон адресов, широковещательный адрес.
• Примените расчеты для моделирования сети небольшого хозяйства. Формируемая компетенция: ПЦК-1, ПКС-2
Практическая работа № 4: Анализ сетевого трафика с помощью Wireshark
Цель: Научиться использовать анализатор трафика Wireshark для изучения сетевых пакетов.
Задание:
• Запустите захват трафика в Wireshark.
• Отфильтруйте данные по протоколам HTTP, DNS, TCP.
• Опишите, какие данные передаются и какова их структура. Формируемая компетенция: УК-1, ПЦК-1
Практическая работа № 5: Настройка безопасного подключения (SSH/SFTP)
Задание:
• Настройте SSH-подключение к виртуальному серверу (например, через VirtualBox или облачный сервис).
• Передайте файлы через SFTP.
• Оцените уровень безопасности при работе с удаленными ресурсами. Формируемая компетенция: ПЦК-1
Практическая работа № 6: Работа с облачными платформами
Цель: Получить практические навыки использования облачных сервисов для управления данными.
Задание:
• Создайте учетную запись на Google Cloud / Яндекс.Облако / AWS.
• Загрузите данные о погоде, состоянии почвы или урожайности.
• Организуйте каталог данных и создайте отчет по данным. Формируемая компетенция: ПКС-2, ПЦК-1
Практическая работа № 7: Мониторинг безопасности сети
Цель: Ознакомиться с основными инструментами мониторинга безопасности.
Задание:
• Установите и настройте простейший фаервол (например, UFW на Linux).
• Включите систему логирования событий.
• Проанализируйте логи на предмет подозрительной активности. Формируемая компетенция: ПЦК-1
Практическая работа № 8: Разработка проекта локальной сети для аграрного предприятия
Цель: Применить полученные знания для создания реального проекта.
Задание:
• Спроектируйте локальную сеть для малого фермерского хозяйства.
• Определите необходимое оборудование, IP-адресацию, зоны ответственности.
• Представьте презентацию или отчет с обоснованием выбора решений. Формируемая компетенция: УК-1, ПКС-2, ПЦК-1
✅ Форма представления результатов:
• Отчеты по каждой работе (текстовой документ с описанием действий, скриншотами, выводами);
• Презентации по итогам проектных работ;
• Демонстрация выполненных задач преподавателю (в случае онлайн-формата).
Перечень контрольных вопросов для устных опросов
Раздел 1. Введение в сетевые технологии
1. Что такое компьютерная сеть? Какие основные компоненты входят в её состав?
2. Чем отличаются LAN, MAN и WAN? Приведите примеры их применения в аграрной сфере.
3. Охарактеризуйте модель OSI. Какие уровни она включает и какие функции выполняет каждый уровень?
4. В чем суть модели TCP/IP? Какие уровни в нее входят?
5. В чём разница между клиент-серверной и одноранговой архитектурой сети?
Раздел 2. Протоколы и стандарты сетевых технологий
6. Каково назначение протоколов HTTP, HTTPS, FTP, SMTP? Где они применяются в практике сельского хозяйства?
7. Что такое IP-адрес? Чем отличается IPv4 от IPv6?
8. Что такое маска подсети и как она используется при делении сети на сегменты?
9. Как работают маршрутизаторы и коммутаторы? Какова их роль в локальной сети?
10. Какие команды используются для диагностики сетевых соединений? Приведите примеры.
Раздел 3. Безопасность сетей
11. Какие существуют виды угроз в области сетевой безопасности?
12. Что такое шифрование данных? Какие алгоритмы наиболее распространены?
13. Объясните принцип работы SSL/TLS. Зачем они нужны?
14. Что такое фаервол и как он защищает сеть?
15. Как защитить IoT-устройства, используемые в сельском хозяйстве?
Раздел 4. Применение сетевых технологий в агрономии
16. Какие цифровые технологии используются в современном сельском хозяйстве?
17. Что такое IoT в агрономии? Приведите примеры его использования.
18. Как работают спутниковые системы наблюдения и дистанционного зондирования?
19. Как облачные технологии помогают в управлении данными в сельском хозяйстве?
20. Какие данные можно собирать с помощью датчиков и передавать через сеть?
Раздел 5. Практические навыки и применение
21. Как настроить IP-адресацию в локальной сети?
22. Как использовать Wireshark для анализа сетевого трафика?
23. Как создать безопасное SSH-подключение к удаленному серверу?
24. Как загрузить и обработать данные о состоянии почвы или погоды в облачной платформе?
25. Какие меры безопасности необходимо предусмотреть при проектировании сети для фермерского хозяйства?
Форма проведения:
• Индивидуальный устный опрос (по 2–3 вопроса на студента);
• Возможна предварительная подготовка ответа;
• Дополнительно могут быть заданы уточняющие вопросы по теме.
Перечень вопросов для самостоятельного изучения
Раздел 1. Введение в сетевые технологии
2. Топологии сетей: сравнительный анализ преимуществ и недостатков.
3. Роль сетевых администраторов в поддержании работоспособности сети.
4. Применение локальных сетей на малых и крупных аграрных предприятиях.
5. Особенности беспроводных сетей (Wi-Fi, LoRaWAN, ZigBee) в сельском хозяйстве.
Раздел 2. Протоколы и стандарты сетевых технологий
6. Сравнение протоколов TCP и UDP: отличия, сценарии применения.
7. Как работает система доменных имен (DNS)? Зачем она нужна?
8. Что такое MAC-адрес и как он взаимодействует с IP-адресом?
9. Основы маршрутизации: статическая и динамическая.
10. Принципы работы NAT и его виды (Static, Dynamic, PAT).
Раздел 3. Безопасность сетей
11. Современные методы шифрования данных: симметричное и асимметричное.
12. Что такое сертификат SSL/TLS? Как происходит установление безопасного соединения?
13. Понятие киберугроз в АПК: реальные угрозы и последствия.
14. Методы защиты IoT-устройств в сельском хозяйстве.
15. Обзор популярных инструментов обеспечения безопасности: брандмауэры, антивирусы, IDS/IPS.
Раздел 4. Применение сетевых технологий в агрономии
16. Цифровизация сельского хозяйства: понятие, цели, задачи.
17. Системы точного земледелия: роль сетевых технологий в их работе.
18. Использование дронов и спутников в мониторинге состояния посевов через сеть.
19. Умные системы орошения: как данные передаются и обрабатываются через интернет.
20. Удалённый мониторинг состояния почвы: оборудование, передача данных, анализ.
Раздел 5. Практические навыки и применение
21. Какие облачные платформы используются в сельском хозяйстве и почему?
22. Как использовать API для автоматизации сбора данных с датчиков?
23. Примеры цифровых решений для управления фермой: от сбора данных до принятия решений.
24. Какие программные средства применяются для анализа агрономических данных?
25. Перспективы использования блокчейн-технологий в управлении цепочками поставок сельхозпродукции.
✅ Форма представления результатов:
• Подготовка письменного конспекта или эссе по выбранной теме;
• Создание презентации (например, PowerPoint / Google Slides);
• Выступление с докладом на семинаре или практическом занятии;
• Ответы на вопросы преподавателя по теме.
Кейс-задания
Кейс 1: Построение сети для малого фермерского хозяйства
Описание ситуации:
Фермер планирует автоматизировать управление своим хозяйством. Он хочет использовать датчики для контроля влажности почвы, температуры и уровня освещенности, а также управлять поливом через интернет.
Задание:
• Определите тип локальной сети (LAN/WAN) и топологию.
• Выберите необходимое оборудование: маршрутизаторы, коммутаторы, точки доступа.
• Разработайте IP-адресацию для всех устройств.
• Предложите способ подключения к интернету и безопасного хранения данных.
Формируемая компетенция: УК-1, ПЦК-1
Кейс 2: Защита IoT-устройств на предприятии
Описание ситуации:
На крупном сельскохозяйственном предприятии установлено множество IoT-датчиков для мониторинга состояния почвы и климата. Однако специалисты обеспокоены возможностью их взлома или несанкционированного доступа.
Задание:
• Перечислите возможные угрозы безопасности IoT-устройств.
• Разработайте комплекс мер по защите устройств и передаваемых данных.
• Предложите использование фаерволов, шифрования и систем обнаружения вторжений.
• Обоснуйте выбор решений с точки зрения надежности и простоты внедрения.
Формируемая компетенция: ПЦК-1
Кейс 3: Использование облачных сервисов для анализа данных о погоде
Описание ситуации:
Агроному необходимо собирать данные о погоде с нескольких метеостанций и анализировать их для прогнозирования условий выращивания культур. Требуется создать систему хранения и обработки этих данных.
Задание:
• Выберите облачную платформу (Google Cloud, Яндекс.Облако, AWS).
• Создайте структуру хранения данных.
• Настройте автоматическую загрузку и обработку данных.
• Подготовьте отчет с графиками и выводами о влиянии погодных условий на урожайность.
Формируемая компетенция: ПКС-2, ПЦК-1
Кейс 4: Анализ сетевого трафика при удалённом мониторинге угодий
Описание ситуации:
Задание:
• Проанализируйте трафик с помощью Wireshark.
• Найдите источники высокой нагрузки.
• Оптимизируйте передачу данных (например, изменение протоколов, сжатие видеопотока).
• Дайте рекомендации по модернизации инфраструктуры.
Формируемая компетенция: УК-1, ПЦК-1
Кейс 5: Диагностика и восстановление работы локальной сети
Описание ситуации:
В одном из сельскохозяйственных кооперативов произошел сбой в работе локальной сети: часть пользователей не может получить доступ к серверам и интернету.
Задание:
• Выполните диагностику сети с использованием ping, tracert, ipconfig.
• Выявите возможные причины сбоя: конфликты IP-адресов, проблемы с маршрутизацией, аппаратные ошибки.
• Предложите план восстановления работы сети.
• Объясните, как предотвратить подобные сбои в будущем.
Формируемая компетенция: ПЦК-1
Кейс 6: Внедрение цифровой системы управления водными ресурсами
Описание ситуации:
Фермер хочет внедрить автоматизированную систему управления поливом, которая будет собирать данные с датчиков влажности, температуры и освещенности, а затем регулировать подачу воды через интернет.
Задание:
• Опишите, какие сетевые технологии будут использоваться.
• Какие протоколы передачи данных наиболее подходят для этой задачи?
• Как организовать безопасное и надежное соединение между датчиками и центральным сервером?
• Какие данные необходимо собирать и как их использовать для оптимизации полива?
Формируемая компетенция: ПКС-2, ПЦК-1
✅ Форма представления результатов:
• Краткий письменный анализ ситуации + решение;
• Презентация с пояснением выбранной стратегии;
• Устная защита кейса перед преподавателем или группой.
1. Как сетевые технологии влияют на развитие современного сельского хозяйства?
2. Почему важно использовать безопасные протоколы передачи данных в аграрном секторе?
3. Какие риски связаны с внедрением IoT в сельское хозяйство?
4. Можно ли представить современную ферму без использования локальной сети?
5. В чем заключается роль системного подхода при проектировании цифровых решений в АПК?
Темы рефератов
6. Компьютерные сети: виды, принципы работы, применение в агрономии
Формируемые компетенции: УК-1, ПЦК-1
7. Протоколы передачи данных: классификация, особенности применения в сельском хозяйстве
Формируемые компетенции: УК-1, ПЦК-1
8. IP-адресация: IPv4 и IPv6 — сравнительный анализ и перспективы перехода
Формируемые компетенции: УК-1, ПЦК-1
9. Облачные технологии в управлении данными в аграрном секторе
Формируемые компетенции: ПКС-2, ПЦК-1
10. Интернет вещей (IoT) в сельском хозяйстве: возможности и ограничения
Формируемые компетенции: ПКС-2, ПЦК-1
11. Системы точного земледелия: роль сетевых технологий в повышении эффективности
Формируемые компетенции: ПКС-2, ПЦК-1
12. Беспроводные сети в сельском хозяйстве: Wi-Fi, LoRaWAN, ZigBee — сравнение и выбор оптимального решения
Формируемые компетенции: ПЦК-1
13. Сетевая безопасность в АПК: угрозы, методы защиты, практические рекомендации
Формируемые компетенции: ПЦК-1
14. Шифрование данных как основа защиты информации в цифровом сельском хозяйстве
Формируемые компетенции: ПЦК-1
15. Роль маршрутизаторов и коммутаторов в построении локальной сети на ферме
Формируемые компетенции: ПЦК-1
Темы аналитических работ
16. Анализ состояния цифровизации сельского хозяйства в России и за рубежом
Формируемые компетенции: УК-1, ПКС-2, ПЦК-1
17. Оценка эффективности внедрения сетевых технологий на примере конкретного агропредприятия
Формируемые компетенции: ПКС-2, ПЦК-1
Формируемые компетенции: УК-1, ПЦК-1
19. Анализ уязвимостей в IoT-устройствах, используемых в сельском хозяйстве
Формируемые компетенции: ПЦК-1
20. Тренды развития сетевых технологий в сфере сельского хозяйства до 2030 года
Формируемые компетенции: УК-1, ПЦК-1
Темы проектных работ
21. Проектирование локальной сети для малого фермерского хозяйства
Формируемые компетенции: УК-1, ПЦК-1
22. Создание модели удалённого мониторинга состояния почвы через интернет
Формируемые компетенции: ПКС-2, ПЦК-1
23. Разработка системы сбора и анализа агрономических данных в облаке
Формируемые компетенции: ПКС-2, ПЦК-1
24. Проект системы автоматического полива с использованием сетевых технологий
Формируемые компетенции: ПЦК-1
25. Оптимизация существующей сети на примере агропредприятия
Формируемые компетенции: УК-1, ПЦК-1
✅ Форма представления результатов:
• Эссе : объем 1–2 страницы, свободная форма изложения точки зрения.
• Реферат : структурированное изложение материала (введение, основная часть, заключение, список источников).
• Аналитическая работа : углубленный анализ проблемы с использованием графиков, таблиц, диаграмм.
• Проектная работа : техническое описание, схемы, расчеты, выводы.
Оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему полное знание учебно-программного материала, успешное выполнение заданий, предусмотренных программой в типовой ситуации (с ограничением времени), усвоение материалов основной литературы, рекомендованной в программе, способность к самостоятельному пополнению и обновлению знаний в ходе дальнейшей работы над литературой и в профессиональной деятельности. При ответе на вопросы экзаменационного билета студентом допущены несущественные ошибки. Задача решена правильно или ее решение содержало несущественную ошибку, исправленную при наводящем вопросе экзаменатора.
Оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему знание основного учебно-программного материала в объеме, достаточном для дальнейшей учебы и предстоящей работы по специальности, знакомство с основной литературой, рекомендованной программой, умение выполнять задания, предусмотренные программой. При ответе на экзаменационные вопросы и при выполнении экзаменационных заданий обучающийся допускает погрешности, но обладает необходимыми знаниями для устранения ошибок под руководством преподавателя. Решение задачи содержит ошибку, исправленную при наводящем вопросе экзаменатора.
Оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий, слабые побуждения к самостоятельной работе над рекомендованной основной литературой. Оценка «неудовлетворительно» ставится обучающимся, которые не могут продолжить обучение или приступить к профессиональной деятельности по окончании академии без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине.
зачет /оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему полное знание учебно-программного материала, успешное выполнение заданий, предусмотренных программой в типовой ситуации (с ограничением времени), усвоение материалов основной литературы, рекомендованной в программе, способность к самостоятельному пополнению и обновлению знаний в ходе дальнейшей работы над литературой и в профессиональной деятельности.
зачет /оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему знание основного учебно-программного материала в объеме, достаточном для дальнейшей учебы и предстоящей работы по специальности, знакомство с основной литературой, рекомендованной программой, умение выполнять задания, предусмотренные
незачет /оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий, слабые побуждения к самостоятельной работе над рекомендованной основной литературой. Оценка «неудовлетворительно» ставится обучающимся, которые не могут продолжить обучение или приступить к профессиональной деятельности по окончании академии без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине.
оценка «хорошо» (71-85 баллов) - основанием для снижения оценки может служить нечеткое представление сущности и результатов исследований на защите, или затруднения при ответах на вопросы, или недостаточный уровень качества оформления текстовой части и иллюстративных материалов, или отсутствие последних;
оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) - дополнительное снижение оценки может быть вызвано выполнением работы не в полном объеме, или неспособностью студента правильно интерпретировать полученные результаты, или неверными ответами на вопросы по существу проделанной работы;
оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) - выставление этой оценки осуществляется при несамостоятельном выполнении работы, или при неспособности студента пояснить ее основные положения, или в случае фальсификации результатов, или установленного плагиата.
зачет /оценка «отлично» (86-100 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, грамотно, характеризуется логичным, последовательным изложением материала с соответствующими выводами и /или обоснованными расчетами, предложениями; не содержит ошибок;
- проведено научное исследование в соответствие с полученным заданием;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует продвинутый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
зачет /оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, грамотно, характеризуется логичным, последовательным изложением материала, допущены небольшие неточности при формировании выводов/расчетов, предложений; содержит незначительные ошибки/опечатки в текстовой части отчета;
- проведено научное исследование в соответствие с полученным заданием;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует базовый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
зачет /оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, материал изложен последовательно, допущены неточности при формировании выводов/расчетов, предложений; содержит ошибки/опечатки в текстовой части отчета;
- присутствуют элементы научного исследования, творческий подход к решению поставленных задач проявляется незначительно;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует пороговый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
незачет /оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен не в соответствии с заданием, материалы не подтверждены соответствующими выводами и/или обоснованными расчетами, предложениями; текстовая часть отчета содержит многочисленные ошибки;
- творческий подход к решению поставленных задач не проявляется; отсутствуют элементы научного исследования;
- отчет выполнен с использованием современных пакетов компьютерных программ, информационных технологий и информационных ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета показывает не сформированность компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет имеет отрицательную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– правильность ответа по содержанию задания (учитывается количество и характер ошибок при ответе);
– полнота и глубина ответа (учитывается количество усвоенных фактов, понятий и т.п.);
– сознательность ответа (учитывается понимание излагаемого материала);
– логика изложения материала (учитывается умение строить целостный, последовательный рассказ, грамотно пользоваться специальной терминологией);
– использование дополнительного материала;
– рациональность использования времени, отведенного на задание (не одобряется затянутость выполнения задания, устного ответа во времени, с учетом индивидуальных особенностей обучающихся).
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- теоретический уровень знаний;
- качество ответов на вопросы;
- подкрепление материалов фактическими данными (статистические данные или др.);
- практическая ценность материала;
- способность делать выводы;
- способность отстаивать собственную точку зрения;
- способность ориентироваться в представленном материале;
- степень участия в общей дискуссии.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
(дискуссии, полемики, диспута, дебатов)
«отлично»
используется терминология; показано умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации; высказывать свою точку зрения.
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
– правильность формулировки и использования понятий и категорий;
– правильность выполнения заданий/ решения задач;
– аккуратность оформления работы и др.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
(обязательно для дисциплин, где по УП предусмотрена контрольная работа)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Примерные критерии оценивания:
– правильность выполнения задания на практическую/лабораторную работу в соответствии с вариантом;
– степень усвоения теоретического материала по теме практической /лабораторной работы;
– способность продемонстрировать преподавателю навыки работы в инструментальной программной среде, а также применить их к решению типовых задач, отличных от варианта задания;
– качество подготовки отчета по практической / лабораторной работе;
– правильность и полнота ответов на вопросы преподавателя при защите работы
и др.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания практических занятий (лабораторных работ):
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
В качестве критериев могут быть выбраны, например:
– соответствие срока сдачи работы установленному преподавателем;
– соответствие содержания и оформления работы предъявленным требованиям;
– способность выполнять вычисления;
– умение использовать полученные ранее знания и навыки для решения конкретных задач;
– умение отвечать на вопросы, делать выводы, пользоваться профессиональной и общей лексикой;
– обоснованность решения и соответствие методике (алгоритму) расчетов;
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
расчетно-графической работы, работы на тренажере
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Материалы тестовых заданий следует сгруппировать по темам/разделам изучаемой дисциплины (модуля) в следующем виде:
Тема (темы) / Раздел дисциплины (модуля)
Тестовые задания по данной теме (темам)/Разделу с указанием правильных ответов.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
для учета в рейтинге (оценка)
- отношение правильно выполненных заданий к общему их количеству
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Задачи реконструктивного уровня
Задачи творческого уровня
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота знаний теоретического контролируемого материала;
– полнота знаний практического контролируемого материала, демонстрация умений и навыков решения типовых задач, выполнения типовых заданий/упражнений/казусов;
– умение самостоятельно решать проблему/задачу на основе изученных методов, приемов, технологий;
– умение ясно, четко, логично и грамотно излагать собственные размышления, делать умозаключения и выводы;
– полнота и правильность выполнения задания.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
– степень владения понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины;
– знание фактического материала, отсутствие фактических ошибок;
– умение логически выстроить материал ответа;
– умение аргументировать предложенные подходы и решения, сделанные выводы;
– степень самостоятельности, грамотности, оригинальности в представлении материала (стилистические обороты, манера изложения, словарный запас, отсутствие или наличие грамматических ошибок);
(рефератов, докладов, сообщений)
для учета в рейтинге (оценка)
Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ четко структурирован и выстроен в заданной логике. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа укладывается в заданные рамки при сохранении смысла.
Продемонстрировано умение аргументировано излагать собственную точку зрения. Видно уверенное владение освоенным материалом, изложение сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.
Высокая степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала: стилистические обороты, манера изложения, словарный запас. Отсутствуют стилистические и орфографические ошибки в тексте.
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся).
Примерная шкала оценивания письменных работ:
Продемонстрировано владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (уместность употребления, аббревиатуры, толкование и т.д.), отсутствуют ошибки в употреблении терминов.
Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ в достаточной степени структурирован и выстроен в заданной логике без нарушений общего смысла. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа незначительно превышает заданные рамки при сохранении смысла.
Продемонстрировано умение аргументированно излагать собственную точку зрения, но аргументация не всегда убедительна. Изложение лишь отчасти сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.
Достаточная степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала. Встречаются мелкие и не искажающие смысла ошибки в стилистике, стилистические штампы. Есть 1–2 орфографические ошибки.
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
Продемонстрировано достаточное владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины, есть ошибки в употреблении и трактовке терминов, расшифровке аббревиатур.
Ошибки в использовании категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ плохо структурирован, нарушена заданная логика. Части ответа логически разорваны, нет связок между ними. Ошибки в представлении логической структуры проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа в существенной степени (на 25–30%) отклоняется от заданных рамок.
Нет собственной точки зрения либо она слабо аргументирована. Примеры, приведенные в ответе в качестве практических иллюстраций, в малой степени соответствуют изложенным теоретическим аспектам.
Текст работы примерно наполовину представляет собой стандартные обороты и фразы из учебника/лекций. Обилие ошибок в стилистике, много стилистических штампов. Есть 3–5 орфографических ошибок.
Работа выполнена не очень аккуратно, встречаются помарки и исправления.
Продемонстрировано крайне слабое владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (неуместность употребления, неверные аббревиатуры, искаженное толкование и т.д.), присутствуют многочисленные ошибки в употреблении терминов.
Продемонстрировано крайне низкое (отрывочное) знание фактического материала, много фактических ошибок – практически все факты (данные) либо искажены, либо неверны.
Ответ представляет собой сплошной текст без структурирования, нарушена заданная логика. Части ответа не взаимосвязаны логически. Нарушена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа более чем в 2 раза меньше или превышает заданный. Показаны неверные ассоциативные взаимосвязи категорий и терминов дисциплины.
Текст ответа представляет полную кальку текста учебника/лекций. Стилистические ошибки приводят к существенному искажению смысла. Большое число орфографических ошибок в тексте (более 10 на страницу).
Работа выполнена неаккуратно, с обилием помарок и исправлений. В работе один абзац и больше позаимствован из какого-либо источника без ссылки на него.
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- соответствие решения сформулированным в кейсе вопросам (адекватность проблеме и рынку);
- оригинальность подхода (новаторство, креативность);
- применимость решения на практике;
- глубина проработки проблемы (обоснованность решения, наличие альтернативных вариантов, прогнозирование возможных проблем, комплексность решения).
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Концепция игры
Роли:
Задания (вопросы, проблемные ситуации и др.)
Ожидаемый (е) результат(ы)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
качество усвоения информации;
выступление;
содержание вопроса;
качество ответов на вопросы;
значимость дополнений, возражений, предложений;
уровень делового сотрудничества;
соблюдение правил деловой игры;
соблюдение регламента;
активность;
правильное применение профессиональной лексики.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
для учета в рейтинге (оценка)
Индивидуальные творческие задания (проекты):
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- актуальность темы;
- соответствие содержания работы выбранной тематике;
- соответствие содержания и оформления работы установленным требованиям;
- обоснованность результатов и выводов, оригинальность идеи;
- новизна полученных данных;
- личный вклад обучающихся;
- возможности практического использования полученных данных.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
п/п