2024-2025_b350304_o_4_AB_plx_История и культура казачества
 
Федеральное государственное бюджетное образовательное

учреждение высшего образования

«Бурятская государственная сельскохозяйственная академия имени В.Р. Филиппова»

Агрономический факультет
 
«УТВЕРЖДЕНО»
Декан

Агрономический факультет

уч. ст., уч. зв.
 
Манханов А.Д.
 
 
 
 
подпись
 
«
 
 
 
»
20
г.
 
«СОГЛАСОВАНО»
Заведующий выпускающей кафедрой

Общее земледелие

уч. ст., уч. зв.
Соболев В.А.
 
 
 
подпись
 
«
»
20
г.
 
 
 
 
Рабочая программа 
Направление 35.03.04 Агрономия

направленность (профиль) Агробизнес

Дисциплины (модуля)
ФТД.В.01 История и культура казачества
 
Социально-гуманитарные науки, реклама и туризм
Квалификация
бакалавр
Форма обучения
очная
Форма промежуточной аттестации
Зачет
Объём дисциплины в З.Е.
2
Продолжительность в часах/неделях
72/ 0  
Статус дисциплины

в учебном плане

относится к обязательной части блока 1 "Дисциплины" ОПОП

является дисциплиной обязательной для изучения

Обеспечивающая преподвание

дисциплины кафедра

 
Улан-Удэ, 2024
 
Распределение часов дисциплины
Курс 3

Семестр 6

Количество часов
Итого
Вид занятий
УП
УП
Лекционные занятия
14
14
Практические занятия
28
28
Контактная работа
42
42
Сам. работа
30
30
Итого
72
 
Программу составил(и):
 
, Высшее 42.03.01 Реклама и связи с общественностью, ПК Методика преподавания курса "Основы российской государственности" Лобачева Светлана Александровна _________________
 
 
История и культура казачества
Программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС ВО:
- Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 35.03.04 Агрономия (приказ Минобрнауки России от 26.07.2017 г. № 699);

- ;

 
b350304_o_4_AB.plx
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного ученным советом вуза от  протокол №  .
 
Протокол от __ __________ 2024 г.  №  __  

Зав. кафедрой Соболев В.А.

Общее земледелие
Программа одобрена на заседании кафедры
Председатель методической комиссии «Агрономический факультет»
Рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании методической комиссии «Агрономический факультет» от «__» _______________ 20__г., протокол №___
уч. ст., уч. зв.
 
 
подпись
 
И.О. Фамилия
 
 
подпись
 
И.О. Фамилия
 
подпись
 
Внешний эксперт (представитель работодателя)

п/п

Учебный год
Одобрено

на заседании кафедры

Утверждаю

Заведующий кафедрой

Барлукова О.Д.

протокол
Дата
Подпись
Дата
20__/20__ г.г.
№____
«__»__20__г.
«__»__20__г.
1
20__/20__ г.г.
№____
«__»__20__г.
«__»__20__г.
2
20__/20__ г.г.
№____
«__»__20__г.
«__»__20__г.
3
20__/20__ г.г.
№____
«__»__20__г.
«__»__20__г.
4
20__/20__ г.г.
№____
«__»__20__г.
«__»__20__г.
5
, , 
 
 
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1
Цели: формирование у обучающихся комплексного представления об  основных закономерностях и особенностях экономического, социального,

политического и культурного развития казачества, основных этапах истории и культуры казачества с древнейших времен до наших дней, роли казачества в истории Российского государства.

Задачи: - знание движущих сил и закономерностей исторического процесса;

- формирование представления о роли и месте казачества как уникального явления в истории России;

- воспитание нравственности, морали, толерантности, гражданственности и патриотизма;

- понимание многообразия культур и цивилизаций в их взаимодействии, многовариантности исторического процесса;

- развитие творческого мышления, самостоятельности суждений, умения логически мыслить, вести научные дискуссии.

2
Цели: формирование у обучающихся комплексного представления об  основных закономерностях и особенностях экономического, социального,

политического и культурного развития казачества, основных этапах истории и культуры казачества с древнейших времен до наших дней, роли казачества в истории Российского государства.

Задачи: - знание движущих сил и закономерностей исторического процесса;

- формирование представления о роли и месте казачества как уникального явления в истории России;

- воспитание нравственности, морали, толерантности, гражданственности и патриотизма;

- понимание многообразия культур и цивилизаций в их взаимодействии, многовариантности исторического процесса;

- развитие творческого мышления, самостоятельности суждений, умения логически мыслить, вести научные дискуссии.

 
ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ И МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Блок.Часть
ФТД.В
УК-5: Способен воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах
 
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
 
История (история России, всеобщая история) 
1
1 семестр
 
Философия 
2
3 семестр
 
Психология 
3
5 семестр
 
Дисциплины (модули) и практики, для которых освоение данной практики необходимо как предшествующее:
 
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы 
1
8 семестр
 
Основы инклюзивного образования 
2
8 семестр
 
Преддипломная практика 
3
8 семестр
 
ОПИСАНИЕ ПОКАЗАТЕЛЕЙ, КРИТЕРИЕВ И ШКАЛ ОЦЕНИВАНИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ В РАМКАХ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
КОД И НАЗВАНИЕ КОМПЕТЕНЦИИ

УК-5: Способен воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах;

 
Знать и понимать  - важнейшие достижения культуры казачества;

- основные закономерности исторического и культурного развития казачества;

- основные этапы и ключевые события истории казачества;

- выдающихся деятелей казачества;

- методы толерантного отношения и конструктивного взаимодействия с людьми с учетом их социальных, этнических и конфессиональных особенностей.

:

 
Не знает и не понимает важнейшие достижения культуры казачества.

Не знает и не понимает роль казачества в истории Российского государства; основные закономерности исторического и культурного развития казачества; основные этапы и ключевые события истории казачества; выдающихся деятелей казачества.

Не знает и не понимает методы толерантного отношения и конструктивного взаимодействия с людьми с учетом их социальных, этнических и конфессиональных особенностей. 

Уровень 1 
 
Знает частично важнейшие достижения культуры казачества.

Знает частично роль казачества в истории Российского государства; основные закономерности исторического и культурного развития казачества; основные этапы и ключевые события истории казачества;  выдающихся деятелей казачества.

Знает частично методы толерантного отношения и конструктивного взаимодействия с людьми с учетом их социальных, этнических и конфессиональных особенностей.

Уровень 2 
 
Знает в целом важнейшие достижения культуры казачества.

Знает в целом роль казачества в истории Российского государства; основные закономерности исторического и культурного развития казачества; основные этапы и ключевые события истории казачества; выдающихся деятелей казачества;

Знает в целом методы толерантного отношения и конструктивного взаимодействия с людьми с учетом их социальных, этнических и конфессиональных особенностей. 

Уровень 3 
 
Знает в совершенстве важнейшие достижения культуры казачества.

Знает в совершенстве роль казачества в истории Российского государства; основные закономерности исторического и культурного развития казачества; основные этапы и ключевые события истории казачества; выдающихся деятелей казачества

Знает в совершенстве методы толерантного отношения и конструктивного взаимодействия с людьми с учетом их социальных, этнических и конфессиональных особенностей. 

Уровень 4 
 
 
Уметь делать (действовать)  - находить и использовать информацию о культурных особенностях и традициях казачества;

- демонстрировать уважительное отношение к историческому наследию и социокультурным традициям казачества;

- анализировать основные этапы и закономерности исторического развития казачества (включая основные события, основных исторических деятелей) в контексте истории России;

- находить взаимосвязи между событиями истории России и истории и культуры казачества;

- толерантно воспринимать социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия;

- недискиминационно и конструктивно взаимодействовать с людьми с учетом их социокультурных особенностей.

:

 
Не умеет находить и использовать информацию о культурных особенностях и традициях казачества.

Не умеет демонстрировать уважительное отношение к историческому наследию и социокультурным традициям казачества; анализировать основные этапы и закономерности исторического развития казачества (включая основные события, основных исторических деятелей) в контексте истории России; находить взаимосвязи между событиями истории России и истории и культуры казачества.

Не умеет толерантно воспринимать социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия; недискиминационно и конструктивно взаимодействовать с людьми с учетом их социокультурных особенностей.

Уровень 1 
 
Умеет не в полной мере находить и использовать информацию о культурных особенностях и традициях казачества.

Умеет не в полной мере демонстрировать уважительное отношение к историческому наследию и социокультурным традициям казачества; анализировать основные этапы и закономерности исторического развития казачества (включая основные события, основных исторических деятелей) в контексте истории России; находить взаимосвязи между событиями истории России и истории и культуры казачества.

Умеет не в полной мере толерантно воспринимать социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия; недискиминационно и конструктивно взаимодействовать с людьми с учетом их социокультурных особенностей. 

Уровень 2 
 
Умеет в целом находить и использовать информацию о культурных особенностях и традициях казачества.

Умеет в целом демонстрировать уважительное отношение к историческому наследию и социокультурным традициям казачества; анализировать основные этапы и закономерности исторического развития казачества (включая основные события, основных исторических деятелей) в контексте истории России; находить взаимосвязи между событиями истории России и истории и культуры казачества.

Умеет в целом толерантно воспринимать социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия; недискиминационно и конструктивно взаимодействовать с людьми с учетом их социокультурных особенностей

Уровень 3 
 
Умеет в совершенстве находить и использовать информацию о культурных особенностях и традициях казачества.

Умеет в совершенстве демонстрировать уважительное отношение к историческому наследию и социокультурным традициям казачества; анализировать основные этапы и закономерности исторического развития казачества (включая основные события, основных исторических деятелей) в контексте истории России; находить взаимосвязи между событиями истории России и истории и культуры казачества.

Умеет в совершенстве толерантно воспринимать социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия; недискиминационно и конструктивно взаимодействовать с людьми с учетом их социокультурных особенностей

Уровень 4 
 
 
Владеть навыками (иметь навыки) - навыки дискуссии по вопросам дисциплины;

- навыки поиска и использования информации о культурных особенностях и традициях казаков;

- навыки уважительного отношения к историческому наследию и социокультурным традициям казачества;

- навыки анализа основных этапов и закономерностей исторического и культурного развития казачества  в контексте истории России;

- навыки толерантного отношения и конструктивного взаимодействия с представителями других социальных, этнических, конфессиональных групп.:

 
Не владеет навыками дискуссии по вопросам дисциплины; навыками поиска и использования информации о культурных особенностях и традициях казаков.

Не владеет навыками уважительного отношения к историческому наследию и социокультурным традициям казачества; навыками анализа основных этапов и закономерностей исторического и культурного развития казачества в контексте истории России.

Не владеет навыками толерантного отношения и конструктивного взаимодействия с представителями других социальных, этнических, конфессиональных групп. 

Уровень 1 
 
Владеет частично навыками дискуссии по вопросам дисциплины; навыками поиска и использования информации о культурных особенностях и традициях казаков.

Владеет частично навыками уважительного отношения к историческому наследию и социокультурным традициям казачества; навыками анализа основных этапов и закономерностей исторического и культурного развития казачества в контексте истории России.

Владеет частично навыками толерантного отношения и конструктивного взаимодействия с представителями других социальных, этнических, конфессиональных групп. 

Уровень 2 
 
Владеет в целом навыками дискуссии по вопросам дисциплины; навыками поиска и использования информации о культурных особенностях и традициях казаков.

Владеет в целом навыками уважительного отношения к историческому наследию и социокультурным традициям казачества; навыками анализа основных этапов и закономерностей исторического и культурного развития казачества в контексте истории России.

Владеет в целом навыками толерантного отношения и конструктивного взаимодействия с представителями других социальных, этнических, конфессиональных групп. 

Уровень 3 
 
Владеет в совершенстве навыками дискуссии по вопросам дисциплины; навыками поиска и использования информации о культурных особенностях и традициях казаков.

Владеет в совершенстве навыками навыками уважительного отношения к историческому наследию и социокультурным традициям казачества; навыками анализа основных этапов и закономерностей исторического и культурного развития казачества в контексте истории России.

Владеет в совершенстве навыками толерантного отношения и конструктивного взаимодействия с представителями других социальных, этнических, конфессиональных групп. 

Уровень 4 
 
 
 
Уровни сформированности компетенций
Оценка «хорошо» - уровень 3
Оценка «отлично» - уровень 4
Оценка «неудовлетворительно» - уровень 1
Оценка «удовлетворительно» - уровень 2
Оценки формирования компентенций
средний
высокий
компетенция не сформирована
минимальный
Характеристика сформированности компетенции
Сформированность компетенции в целом соответствует требованиям. Имеющихся знаний, умений, навыков и мотивации в целом достаточно для решения стандартных практических (профессиональных) задач
Сформированность компетенции полностью соответствует требованиям. Имеющихся знаний, умений, навыков и мотивации в полной мере достаточно для решения сложных практических (профессиональных) задач
Компетенция в полной мере не сформирована. Имеющихся знаний, умений и навыков недостаточно для решения практических (профессиональных) задач
Сформированность компетенции соответствует минимальным требованиям. Имеющихся знаний, умений, навыков в целом достаточно для решения практических (профессиональных) задач
 
Формы средства контроля формирования компентенций
Устный опрос

Конспект

Реферат

Проект

Дискуссия

Тестирование

 
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Код занятия
Наименование разделов (этапов) и тем
Семестр
Часов
Компетенции
Интеракт.
Примечание (используемые интерактивные формы,

форма текущего контроля успеваемости)

Вид

работ

 
Раздел 1. Казачество в XIV – XVIII вв.
 
1.1
Происхождения и этапы формирования казачеств России 
66
2
УК-5
Лек
 
1.2
Казачество XV-XVIII вв
66
2
УК-5
Лек
 
1.3
Основные проблемы происхождения и этапы формирования казачеств России
66
2
УК-5
2
Устный опрос, участие в дискуссии
Пр
 
1.4
Формирование социально-экономической и

политической модели жизни казаков. Роль казачества в развитии России XV-XVII вв

66
2
УК-5
Устный опрос
Пр
 
1.5
Казаки на службе России в XVIII в.
66
2
УК-5
Устный опрос
Пр
 
1.6
Хозяйственная деятельность казаков
66
2
УК-5
Устный опрос
Пр
 
1.7
Происхождение и этапы формирования казачеств России
66
4
УК-5
Подготовка к занятиям, самостоятельное изучение разделов и тем
Ср
 
1.8
Казачество XV-XVIII вв.
66
4
УК-5
Подготовка к занятиям 
Ср
 
1.9
Социально-экономическое положение казачества
66
4
УК-5
Подготовка к занятиям, самостоятельное изучение разделов и тем
Ср
 
Раздел 2. Казачество в XIX-XXI в.
 
2.1
Военная служба казаков. Казачество в

войнах XIХ – начала ХХ в.

66
2
УК-5
Лек
 
2.2
Казачество России в ХХ веке. 
66
2
УК-5
2
Лекция-визуализация
Лек
 
2.3
Духовная и материальная культура казачества
66
2
УК-5
Лек
 
2.4
История формирования забайкальского казачества
66
2
УК-5
Лек
 
2.5
Забайкальские казаки на службе Отечества
66
2
УК-5
Лек
 
2.6
История создания отдельных казачьих войск
66
4
УК-5
Устный опрос
Пр
 
2.7
Военная служба казаков. Казачество в

войнах XIХ – начала ХХ в

66
2
УК-5
Пр
 
2.8
Казачество в революциях 1917 г. и Гражданской войне.
66
2
УК-5
2
Устный опрос, участие в дискуссии
Пр
 
2.9
Казачество в 1920-30 гг. Участие казаков в Великой Отечественной войне
66
2
УК-5
Устный опрос
Пр
 
2.10
Казачьи заповеди, обычаи, традиции, фольклор казаков. Казачий костюм
66
4
УК-5
Групповой проект. Защита проекта
Пр
 
2.11
Казачье самоуправление
66
2
УК-5
2
Устный опрос, участие в дискуссии
Пр
 
2.12
История формирования забайкальского казачество
66
2
УК-5
Устный опрос
Пр
 
2.13
Забайкальские казаки на службе Отечества
66
2
УК-5
Устный опрос
Пр
 
2.14
Военная служба казаков. Казачество в

войнах XIХ – начала ХХ в.

66
4
УК-5
Подготовка к занятиям самостоятельное изучение разделов и тем
Ср
 
2.15
Казачество России в ХХ веке.
66
4
УК-5
Подготовка к занятиям, самостоятельное изучение разделов и тем

Ср
 
2.16
Духовная и материальная культура казачества
66
4
УК-5
Подготовка к занятиям, подготовка группового проекта самостоятельное изучение разделов и тем

Ср
 
2.17
История формирования забайкальского казачества
66
4
УК-5
Подготовка к занятиям 
Ср
 
2.18
Забайкальские казаки на службе Отечества
66
2
УК-5
Самостоятельное изучение разделов и тем
Ср
 
ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И РЕСУРСОВ СЕТИ "ИНТЕРНЕТ", НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
 
Основная литература
 
Шафажинская Н. Е. Духовно-нравственные основы и потенциал российского казачества: вера, культура, патриотическое служение [Электронный ресурс]:Монография. - Москва: ООО "Научно-издательский центр ИНФРА-М", 2021. - 204 – Режим доступа: https://znanium.com/catalog/document?id=398516 
Л1.1
 
Зайцева Л. А., Тумурхонова Н. В., Будаева Т. В., Карначев А. Е., Пономаренко С. В., Яковлев А. Л. История и культура казачества [Электронный ресурс]:учебное пособие для обучающихся всех направлениях. - Улан-Удэ: Бурятская ГСХА, 2022. - 313 – Режим доступа: https://elib.bgsha.ru/sotru/02164 
Л1.2
 
 
Дополнительная литература
 
Агафонов А. История донского казачества [Электронный ресурс]:Учебник. - Ростов-на-Дону: Издательство Южного федерального университета (ЮФУ), 2012. - 464 – Режим доступа: https://znanium.com/catalog/document?id=202246 
Л2.1
 
Терновая Л. О. Исторические основы геополитического потенциала российского казачества [Электронный ресурс]:Монография. - Москва: ООО "Научно-издательский центр ИНФРА-М", 2019. - 195 – Режим доступа: https://znanium.com/catalog/document?id=329613 
Л2.2
 
Сафонов Д. А. История казачества юго-востока России [Электронный ресурс]:. - Оренбург: ОГПУ, 2014. - 180 – Режим доступа: https://e.lanbook.com/book/74439 
Л2.3
 
Солодкин Я. Г. Казачество Северо-Западной Сибири на рубеже XVI–XVII столетий: очерки ранней истории [Электронный ресурс]:. - Нижневартовск: НВГУ, 2018. - 142 – Режим доступа: https://e.lanbook.com/book/136243 
Л2.4
 
Годовова Е. В. Военная повседневность российского казачества в пореформенный период [Электронный ресурс]:учебное пособие. - Оренбург: ОГПУ, 2021. - 79 – Режим доступа: https://e.lanbook.com/book/174755 
Л2.5
 
 
Методическая литература
 
Тумурхонова Н. В., Гыргенова Б. С. История и культура казачества [Электронный ресурс]:учебно-методическое пособие для обучающихся по направлениям подготовки «Агрономия», «Агроинженерия», «Эксплуатация транспортно технологических машин и комплексов», «Реклама и связи с общественностью», «Туризм», специальности «Ветеринария». - , 2023. - 100 – Режим доступа: https://elib.bgsha.ru/sotru/02824 
Л3.1
 
 
Номер аудитории
Назначение
Оборудование и ПО
Адрес
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ)
 
416а
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля, промежуточной и итоговой аттестации (Кабинет гуманитарных и социальных дисциплин) (416 а)
30 посадочных мест, рабочее место преподавателя, оснащенные учебной мебелью, интерактивная панель Lumien, с возможностью подключения к сети Интернет и доступом в ЭИОС. Портреты героев Отечественной войн, политическая карта мира, карта Республики Бурятия, стенд. Список ПО на ноутбуке: Kaspersky Endpoint Security для бизнеса, Microsoft Windows Vista Business Russian Upgrade Academic OPEN No Level , Microsoft OfficeProPlus 2016 RUS OLP NL Acdmc. 
670024, Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, ул. Пушкина, д.№8 , Учебный корпус
 
Microsoft Office Professional Plus 2007 Russian Academic OLP NL AE
 
416б
Учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации (Кабинет географии туризма) (416 б)
16 посадочных мест, рабочее место преподавателя, оснащенные учебной мебелью, учебная доска, мультимедийный проектор, экран настенный, ноутбук с возможностью подключения к сети Интернет и доступом в ЭИОС, стенд, карта география туризма. Список ПО на ноутбуке: Kaspersky Endpoint Security для бизнеса, Microsoft Windows Vista Business Russian Upgrade Academic OPEN No Level , Microsoft OfficeProPlus 2016 RUS OLP NL Acdmc. Microsoft Office Professional Plus 2007 Russian Academic OLP NL AE
670024, Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, ул. Пушкина, д.№8 , Учебный корпус
 
419
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации (419)
38 посадочных мест, рабочее место преподавателя, оснащенные учебной мебелью, доска учебная, мультимедийный проектор, проекционный экран, ноутбук с возможностью подключения к сети Интернет и доступом в ЭИОС. 8 стендов. Список ПО на ноутбуке: Kaspersky Endpoint Security для бизнеса, Microsoft Windows Vista Business Russian Upgrade Academic OPEN No Level , Microsoft OfficeProPlus 2016 RUS OLP NL Acdmc. Microsoft Office Professional Plus 2007 Russian Academic OLP NL AE
670024, Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, ул. Пушкина, д.№8 , Учебный корпус
 
ПЕРЕЧЕНЬ РЕСУРСОВ ИНФОРМАЦИОННО-ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННОЙ СЕТИ ИНТЕРНЕТ И ЛОКАЛЬНЫХ СЕТЕЙ АКАДЕМИИ, НЕОБХОДИММЫХ ДЛЯ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Наименование 
Доступ
1. Удаленные электронные сетевые учебные ресурсы временного доступа, сформированные на основании прямых договоров с правообладателями (электронно-библиотечные системы - ЭБС)
1

2
3. Электронные учебные и учебно-методические ресурсы, подготовленные в академии:
Электронно-библиотечная система Издательства «Znanium»
http://znanium.ru/
Электронно-библиотечная система Издательства «Лань»
http://e.lanbook.com/
Электронно-библиотечная система Издательства «Юрайт»
http://urait.ru/
История и культура казачества : учебно-методическое пособие для обучающихся по направлениям подготовки «Агрономия», «Агроинженерия», «Эксплуатация транспортно технологических машин и комплексов», «Реклама и связи с общественностью», «Туризм», специальности «Ветеринария» / сост.: Н. В. Тумурхонова, Б. С. Гыргенова. - Улан-Удэ : ФГБОУ ВО БГСХА, 2023. - 100 с. - URL: https://elib.bgsha.ru/sotru/02824. - Режим доступа: Электронная библиотека БГСХА. - Загл. с титул. экрана. - Б. ц. - Текст : электронный.
2. Электронные сетевые ресурсы открытого доступа (профессиональные базы данных, массовые открытые онлайн-курсы и пр.):

1

2
Платформа «Открытое образование» (онлайн-курсы по базовым дисциплинам, изучаемым в российских университетах)
https://openedu.ru/course/
Профессиональные базы данных
http://e.lanbook.com/
 
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ВКЛЮЧАЯ ПЕРЕЧЕНЬ ПРОГРАММНОГО ОБСПЕЧЕНИЯ И ИНФОРМАЦИОННЫХ СПРАВОЧНЫХ СИСТЕМ
1. Программные продукты, необходимые для освоения учебной дисциплины
Наименование программного продукты (ПП)
Виды учебных занятий и работ, в которых используется данный продукт
Microsoft OfficeStd 2016 RUS OLP NL Acdmc. Договор № ПП-61/2015 г. О поставке программных продуктов от 9 декабря 2015 года

Microsoft OfficeProPlus 2016 RUS OLP NL Acdmc. Договор № ПП-61/2015 г. О поставке программных продуктов от 9 декабря 2015 года

Microsoft Windows Vista Business Russian Upgrade Academic OPEN No Level Государственный контракт № 25 от 1 апреля 2008 года

Занятия семинарского типа, самостоятельная работа 
 
2. Информационные справочные системы, необходимые для реализации учебного процесса
Информационно-правовой портал «Гарант»
в локальной сети академии

http://www.garant.ru/

Справочно-поисковая система «Консультант Плюс»
http://www.consultant.ru/
 
3. Специализированные помещения и оборудование, используемые в рамках информатизации учебного процесса
 
Наименование ЭИОС и доступ
Виды учебных занятий и работ, в которых используется данная система
Доступ
1

2
3
Официальный сайт академии
http://bgsha.ru/
Занятия лекционного типа, семинарского типа, самостоятельная работа
Личный кабинет
http://lk.bgsha.ru/
Занятия лекционного типа, семинарского типа, самостоятельная работа
АС Деканат
в локальной сети академии
-
Корпоративный портал академии
http:/portal.bgsha.ru/
Занятия лекционного типа, семинарского типа, самостоятельная работа
ИС «Планы»
в локальной сети академии
-
Портфолио обучающегося
http://lk.bgsha.ru/
Самостоятельная работа
Сайт научной библиотеки
http:/elib.bgsha.ru/
Занятия лекционного типа, семинарского типа, самостоятельная работа
Электронная библиотека БГСХА
http:/elib.bgsha.ru/
Занятия лекционного типа, семинарского типа, самостоятельная работа
4. Информационно-образовательные системы (ЭИОС)
 
КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЯ)
ФИО преподавателя
Ученая степень, ученое звание
Уровень образования. Специальность и квалификация в соответствии с дипломом. Профессиальная переподготовка
1
2
3
 
Лобачева Светлана Александровна
Высшее 42.03.01 Реклама и связи с общественностью, ПК Методика преподавания курса "Основы российской государственности"
 
ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ) ДЛЯ ИНВАЛИДОВ И ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИМ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Организационно-педагогическое, психолого-педагогическое сопровождение обучающихся инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья осуществляется на основании соответствующей рекомендации в заключении психолого-медико-педагогической комиссии или индивидуальной программе реабилитации инвалида. Академия, по заявлению обучающегося, создает специальные условия для получения высшего образования инвалидами и лицам с ограниченными возможностями здоровья:

- использование специализированных (адаптированных) рабочих программ дисциплин (модулей) и методов обучения и воспитания, включая наличие альтернативной версии официального сайта организации в сети «Интернет» для слабовидящих;

- использование специальных учебников, учебных пособий и других учебно-методических материалов, включая альтернативные форматы печатных материалов (крупный шрифт или аудиофайлы);

- использование специальных технических средств обучения (мультимедийное оборудование, оргтехника и иные средства) коллективного и индивидуального пользования, включая установку

мониторов с возможностью трансляции субтитров, обеспечение надлежащими звуковыми

воспроизведениями информации;

- предоставление услуг ассистента (при необходимости), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь или услуги сурдопереводчиков / тифлосурдопереводчиков;

- проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий для разъяснения отдельных вопросов изучаемой дисциплины (модуля);

- проведение процедуры оценивания результатов обучения возможно с учетом особенностей нозологий (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, в форме тестирования и т.п.) при использовании доступной формы предоставления заданий оценочных средств и ответов на задания (в печатной форме увеличенным шрифтом, в форме аудиозаписи, в форме электронного документа, задания зачитываются ассистентом, задания предоставляются с использованием сурдоперевода) с

 
использованием дополнительного времени для подготовки ответа;

- обеспечение беспрепятственного доступа обучающимся в учебные помещения, туалетные и другие помещения организации, а также пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов и других приспособлений);

- обеспечение сочетания онлайн и офлайн технологий, а также индивидуальных и коллективных форм работы в учебном процессе, осуществляемом с использованием дистанционных образовательных технологий;

- и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение ОПОП ВО.

В целях реализации ОПОП ВО в академии оборудована безбарьерная среда, учитывающая потребности лиц с нарушением зрения, с нарушениями слуха, с нарушениями опорно-двигательного

аппарата. Территория соответствует условиям беспрепятственного, безопасного и удобного передвижения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Вход в учебный корпус

оборудован пандусами, стекла входных дверей обозначены специальными знаками для слабовидящих, используется система Брайля. Сотрудники охраны знают порядок действий при прибытии в академию лица с ограниченными возможностями. В академии создана толерантная социокультурная среда, осуществляется необходимое сопровождение образовательного процесса,

при необходимости предоставляется волонтерская помощь обучающимся инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья.

 
ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
Вопросы модулей

Модуль I

1. Происхождение понятия казак.

2. Отечественная историография истории и культуры казачества

3. Периодизация истории казачества.

4. Современные научные теории происхождения казачества.

5. Предпосылки, источники и способы формирования вольного казачества в конце XV–начале XVI в.

6. Основные занятия, бытовая культура, одежда казаков.

7. Донское, волжское, терское и яицкое казачество в XVI в.

8. Особенности появления казачества в Сибири и на Урале. Поход Ермака в Сибирь.

9. Служилое казачество Московского государства в XVI в. Особенности взаимоотношений Российского государства и вольного казачества в XVI в.

10. Казачьи войны в России и Речи Посполитой в первой половине XVII в. «Азовское сидение» и его последствия для жизни казачества.

11. Особенности службы казаков. Полковая, сторожевая, станичная и городовая служба казаков.

12. Ограничение казачьих вольностей в конце XVII века. Система управления казачьей областью в XVIII веке.

13. Участие казачества в Крестьянской войне Степана Разина.

14. Азовские походы и их роль в исторической судьбе казачества.

15. Превращение казачество в служилое сословие при Петре I. Участие казачества в Северной войне и Персидском походе Петра I.

16. Участие казачества в войнах Российской империи второй половины XVIII в.

17. Восстание Емельяна Пугачёва и его влияние на положение казачества. Новое устройство жизни казачьих войск.

18. Отношение государства к казачеству в первой четверти XIX в. Изменения в экономической и социальной структуре казачества в первой четверти XIX в. Казачье предпринимательство и его представители.

19. Участие казачества в Отечественной Войне 1812 г. и Зарубежных походах русской армии.

Модуль II

1. Положение о войске Донском 1835 г. и его влияние на жизнь казачества.

2. Казачество в Крымской войне 1853-1856 гг.

3. Бурятское и эвенкийское казачество

4. Забайкальское казачье войско

5. Организации жизни казачества на военных линиях. Казачество на Кавказской войне.

6. Казачество в русско-японской войне 1904-1905 гг.

7. Казачество на фронте и в тылу в Первую мировую войну.

8. Жилище казаков

9. История казачьего костюма

10. Пища казаков

11. 10 казачьих заповедей

12. Семейные традиции казаков.

13. Казачий фольклор.

14. Казачество в период Гражданской войны

15. Политика «расказачивания»

16. Казаки в Великой Отечественной войне.

17. Казачество на современном этапе

Перечень вопросов к зачету

1. Происхождение понятия казак.

2. Отечественная историография истории и культуры казачества.

3. Периодизация истории казачества.

4. Современные научные теории происхождения казачества.

Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины (модуля)
 
5. Предпосылки, источники и способы формирования казачества в конце XV–начале XVII в.

6. Развитие сельского хозяйства ремесла, промыслов, торговли у казаков.

7. Жилище казаков

8. Традиционная казачья одежда (женская, мужская)

9. Особенности появления казачества в Сибири и на Урале. Поход Ермака в Сибирь.

10. Казачество в период смутного времени

11. Особенности службы казаков. Полковая, сторожевая, станичная и городовая служба казаков.

12. Участие казачества в Крестьянской войне Степана Разина.

13. Азовские походы и их роль в исторической судьбе казачества.

14. Превращение казачество в служилое сословие при Петре I. Участие казачества в Северной войне и Персидском походе Петра I.

15. Участие казачества в войнах Российской империи второй половины XVIII в.

16. Восстание Емельяна Пугачёва и его влияние на положение казачества.

17. Участие казачества в Отечественной Войне 1812 г. и Зарубежных походах русской армии.

18. Положение о казачьих войсках 1835 г. и его влияние на жизнь казачества.

19. Казачество в Крымской войне 1853-1856 гг.

20. Организации жизни казачества на военных линиях. Казачество на Кавказской войне.

21. Казачество в русско-японской войне 1904-1905 гг.

22. Казачество на фронте и в тылу в Первую мировую войну.

23. Казачье самоуправление в XIX – начале XX вв.

24. Традиционное казачье жилище

25. Пища казаков

26. Семейно-брачные традиции казаков. Роль женщины в жизни казачьего общества.

27. Традиции воспитания детей в казачьей семье

28. Казачество в отечественной литературе

29. Казачество в отечественном кинематографе

30. Религия в жизни казаков.10 казачьих заповедей

31. Казачество в период Гражданской войны

32. Политика «расказачивания»

33. Казаки в Великой Отечественной войне.

34. Бурятское и эвенкийское казачество

35. Забайкальский городовой казачий полк 1822-1851 гг.

36. Забайкальское казачье войско

37. Поход Забайкальских казаков в Китай

38. Забайкальское казачество в войнах начала ХХ века

39. Забайкальское казачество в годы революций и Гражданской Войны

40. Возрождение казачества. Забайкальское казачье войско на современном этапе

 
Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Темы рефератов

1. Казачество в русской литературе и искусстве.

2. Возникновение и развитие Кубанского казачества.

3. Азовское осадное сидение казаков (1637-1642 гг.)

4. Казачество на Волге. Формирование Астраханского казачества.

5. Казаки калмыки в составе войска Донского

6. Роль казачества в освоении (юга России, Сибири, Дальнего Востока, Северной Америки)

7. Походы Ермака и начало освоения Сибири.

8. Жизненный путь и экспедиции Е. Хабарова, С. Дежнева, В. Атласова, В. Пояркова.

9. Становление и развитие (Сибирского, Енисейское, Забайкальского, Терского, Амурского, Уссурийского казачества) (на выбор)

10. Степан Тимофеевич Разин — донской атаман, предводитель Крестьянского восстания 1667 — 1671 гг.

11. Запорожская Сеч

12. Государственная политика в отношении казачества в период правления Петра I

13. Первый казачий генерал – Ефремов Данила Ефремович

14. Головатый Антон Андреевич – один из основателей Черноморского казачьего войска

15. Краснощеков Федор Иванович – последний казачий атаман

16. Военное искусство казаков.

17. Военные реформы Милютина в казачьих войсках

18. Особенности казачьего землевладения и землепользования.

19. Казачья община. Традиции казачьего самоуправления.

20. Казачество и освободительное движение на Украине в первой половине и середине XVII века.

21. Казачество в народных движениях XVII – XVIII столетий.

22. Казаки в Северной войне, Семилетней войне, русско-турецких войнах второй половины XVIII века. (на выбор)

23. Казаки в Итальянском и Швейцарском походах А.В. Суворова.

24. Казаки в Отечественной войне 1812 г.

25. Казаки-герои Отечественной войны 1812 г.

26. Атаман Платов М.И., Краснов И.К. Каледин А.М. (на выбор)

27. Роль российского казачества в присоединении Средней Азии

 
28. Кавказская война и участие в ней казачества.

29. Казаки в Крымской войне.

30. Политика Николая I по отношению к казачеству. Образование Линейного казачьего войска.

31. Участие казачества в русско-турецкой войне 1877- 1878 гг. на Балканах и на Кавказе

32. Казаки-мусульмане Уральского войска на государственной службе

33. Казаки в русско-японской войне.

34. Казачка. Роль женщины в жизни казаков

35. Забайкальское казачество в русско-японской войне Российское казачество в Первой мировой войне.

36. «Всевеликое Войско Донское» в 1918 г. – республика или диктатура офицерских верхов.

37. Алексей Максимович Каледин - генерал от кавалерии, войсковой атаман Донского казачьего войска.

38. Исторические реалии гражданской войны в романе М.А. Шолохова «Тихий Дон»

39. Казачьи писатели, художники, архитекторы, историки, фольклористы (на выбор).

40. Казачество в эмиграции

41. Забайкальское казачество в эмиграции

42. Декрет о земле и отношение к нему казаков

43. Земельный вопрос в жизни казачества в начале XX в.

44. Казаки – Герои (на примере казаков-героев разных эпох)

45. Казачество в художественной культуре

46. История казачьей формы

47. Материальная культура казачеств России: поселения и жилища, традиционная система питания.

48. Духовная культура казачества.

49. Казаки в гражданской войне (1918 – 1920 гг.).

50. Политика «расказачивания» в первые годы советской власти.

51. Казачьи диаспоры в Европе, Азии, Америке в 1920-е–1930-е гг.: особенности адаптации, общественные станицы.

52. Раскулачивание и коллективизация в судьбах казачества.

53. Казачьи части и формирования Красной Армии на фронтах Великой Отечественной войны.

54. Казаки - Герои Великой Отечественной войны.

55. Движение за возрождения казачества в 1990-е годы.

56. Развитие российского казачества в начале XXI века достижения и перспективы.

57. Казачий костюм и его значение

58. Традиционное воспитание казаков

59. Казачьи праздники

60. Значение круга в жизни казачества

61. Инородческое казачество

62. Забайкальские казаки и белое движение

63. Бурятское и эвенкийское казачество на службе отечества

64. Забайкальское казачество - поход в Китай

65. Красное казачество

66. Атаман Семенов. Гражданская война в Забайкалье

67. Белое казачество

68. Казачество в эмиграции

69. Забайкальские казаки – участники первой мировой войны

70. Российское казачество в романе-эпопее М.А. Шолохова «Тихий дон»

71. М.Ю. Лермонтов – основоположник поэзии о кавказском казачестве

72. Мои предки – казаки

73. Казачьи станицы Забайкалья

74. Ценности семейного воспитания казаков

75. Православная вера в жизни казака

76. Духовные покровители казаков

77. Святые из казачьих родов

78. Генерал Дмитрий Карбышев: летопись подвига

79. Современные проблемы казачества

80. Песенная и хоровая культура казачества

81. Казачество в отечественном кинематографе

 
Устный опрос

Конспект

Реферат

Проект

Дискуссия

Тестирование

Перечень видов оценочных средств
 
Критерии оценивания контрольной работы текущего контроля успеваемости обучающихся (рекомендуемое)

Комплект контрольных вопросов для проведения устных опросов

Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерные критерии оценивания:

 
– правильность ответа по содержанию задания (учитывается количество и характер ошибок при ответе);

– полнота и глубина ответа (учитывается количество усвоенных фактов, понятий и т.п.);

– сознательность ответа (учитывается понимание излагаемого материала);

– логика изложения материала (учитывается умение строить целостный, последовательный рассказ, грамотно пользоваться специальной терминологией);

– использование дополнительного материала;

– рациональность использования времени, отведенного на задание (не одобряется затянутость выполнения задания, устного ответа во времени, с учетом индивидуальных особенностей обучающихся).

Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерная шкала оценивания:

Баллы

для учета в рейтинге (оценка)

Степень удовлетворения критериям
86-100 баллов

«отлично»

Обучающийся полно и аргументировано отвечает по содержанию вопроса (задания); обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные; излагает материал последовательно и правильно.
71-85  баллов

«хорошо»

Обучающийся достаточно полно и аргументировано отвечает по содержанию вопроса (задания); обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные; излагает материал последовательно. Допускает 1-2 ошибки, исправленные с помощью наводящих вопросов.
56-70  баллов

«удовлетво-рительно»

Обучающийся обнаруживает знание и понимание основных положений данного задания, но излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил; не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры; излагает материал непоследовательно и допускает ошибки.
0-55  баллов

«неудовлетворительно»

Обучающийся обнаруживает незнание ответа на соответствующее задание (вопрос), допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Отмечаются такие недостатки в подготовке обучающегося, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.
 
Баллы

для учета в рейтинге (оценка)

Степень удовлетворения критериям
Перечень дискуссионных тем

Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерные критерии оценивания:

- теоретический уровень знаний;

- качество ответов на вопросы;

- подкрепление материалов фактическими данными (статистические данные или др.);

- практическая ценность материала;

- способность делать выводы;

- способность отстаивать собственную точку зрения;

- способность ориентироваться в представленном материале;

- степень участия в общей дискуссии.

Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерная шкала оценивания:

Критерии оценивания контрольной работы дискуссионных тем и вопросов для круглого стола

(дискуссии, полемики, диспута, дебатов)  

86-100 баллов

«отлично»

Обучающийся свободно владеет учебным материалом; проявляет навыки анализа, обобщения, критического осмысления, публичной речи, аргументации, ведения дискуссии и полемики, критического восприятия информации; материал изложен грамотно, в определенной логической последовательности, точно

используется терминология; показано умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации; высказывать свою точку зрения.

71-85 баллов

«хорошо»

Ответ удовлетворяет в основном требованиям на оценку «отлично», но при этом имеет один из недостатков: в усвоении учебного материала допущены небольшие пробелы, не исказившие содержание ответа; допущены один – два недочета в формировании навыков публичной речи, аргументации, ведения дискуссии и полемики, критического восприятия информации.
 
56-70 баллов

«удовлетво-рительно»

Неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения материала; имелись затруднения или допущены ошибки в определении понятий, использовании терминологии, исправленные после нескольких наводящих вопросов. Обучающийся не может применить теорию в новой ситуации.
0-55  баллов

«неудовлетворительно»

Не раскрыто основное содержание учебного материала; обнаружено незнание или непонимание большей или наиболее важной части учебного материала; допущены ошибки в определении понятий, при использовании терминологии, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов; не сформированы умения и навыки публичной речи, аргументации, ведения дискуссии и полемики, критического восприятия информации.
 
Баллы

для учета в рейтинге (оценка)

Степень удовлетворения критериям
Перечень заданий для контрольной работы

Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерные критерии оценивания:

– полнота раскрытия темы;

– правильность формулировки и использования понятий и категорий;

– правильность выполнения заданий/ решения задач;

– аккуратность оформления работы и др.

Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерная шкала оценивания:

Критерии оценивания контрольной работы для контрольной работы

(обязательно для дисциплин, где по УП предусмотрена контрольная работа)

86-100 баллов

«отлично»

Полное раскрытие темы, указание точных названий и определений, правильная формулировка понятий и категорий, приведены все необходимые формулы, соответствующая статистика и т.п., все задания выполнены верно (все задачи решены правильно), работа выполнена аккуратно, без помарок.
71-85  баллов

«хорошо»

Недостаточно полное раскрытие темы, одна-две несущественные ошибки в определении понятий и категорий, в формулах, статистических данных и т. п., кардинально не меняющие суть изложения, наличие незначительного количества грамматических и стилистических ошибок, одна-две несущественные погрешности при выполнении заданий или в решениях задач. Работа выполнена аккуратно.
56-70  баллов

«удовлетво-рительно»

Ответ отражает лишь общее направление изложения лекционного материала, наличие более двух несущественных или одной-двух существенных ошибок в определении понятий и категорий, формулах, статистических данных и т. п.; большое количество грамматических и стилистических ошибок, одна-две существенные ошибки при выполнении заданий или в решениях задач. Работа выполнена небрежно.
0-55  баллов

«неудовлетворительно»

Обучающийся демонстрирует слабое понимание программного материала. Тема не раскрыта, более двух существенных ошибок в определении понятий и категорий, в формулах, статистических данных, при выполнении заданий или в решениях задач, наличие грамматических и стилистических ошибок и др.
 
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерные критерии оценивания:

– правильность выполнения задания на практическую/лабораторную работу в соответствии с вариантом;

– степень усвоения теоретического материала по теме практической /лабораторной работы;

– способность продемонстрировать преподавателю навыки работы в инструментальной программной среде, а также применить их к решению типовых задач, отличных от варианта задания;

– качество подготовки отчета по практической / лабораторной работе;

– правильность и полнота ответов на вопросы преподавателя при защите работы

и др.

Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерная шкала оценивания практических занятий (лабораторных работ):

Критерии оценивания контрольной работы для практических (лабораторных) работ

Баллы

для учета в рейтинге (оценка)

Степень удовлетворения критериям
 
86-100 баллов

«отлично»

Выполнены все задания практической (лабораторной) работы, обучающийся четко и без ошибок ответил на все контрольные вопросы.
71-85  баллов

«хорошо»

Выполнены все задания практической (лабораторной) работы; обучающийся ответил на все контрольные вопросы с замечаниями.
56-70  баллов

«удовлетво-рительно»

Выполнены все задания практической (лабораторной) работы с замечаниями; обучающийся ответил на все контрольные вопросы с замечаниями.
0-55  баллов

«неудовлетворительно»

Обучающийся не выполнил или выполнил неправильно задания практической (лабораторной) работы; обучающийся ответил на контрольные вопросы с ошибками или не ответил на контрольные вопросы.
 
Комплект заданий

Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерные критерии оценивания:

В качестве критериев могут быть выбраны, например:

– соответствие срока сдачи работы установленному преподавателем;

– соответствие содержания и оформления работы предъявленным требованиям;

– способность выполнять вычисления;

– умение использовать полученные ранее знания и навыки для решения конкретных задач;

– умение отвечать на вопросы, делать выводы, пользоваться профессиональной и общей лексикой;

– обоснованность решения и соответствие методике (алгоритму) расчетов;

Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерная шкала оценивания:

Критерии оценивания контрольной работы для выполнения

расчетно-графической работы,  работы на тренажере

Баллы

для учета в рейтинге (оценка)

Степень удовлетворения критериям
86-100 баллов

«отлично»

Все материалы, расчеты, построения оформлены согласно требованиям и демонстрируют высокий уровень освоения теоретического материала, способность составлять и реализовать алгоритм решения по исходным данным. Вычисления выполнены четко, ответы на вопросы, выводы к работе отражают точку зрения обучающегося на решаемую проблему. Все материалы представлены в установленный срок, не требуют дополнительного времени на завершение. 
71-85  баллов

«хорошо»

Все материалы, расчеты, построения оформлены согласно требованиям и демонстрируют достаточно высокий уровень освоения теоретического материала, способность составлять и реализовать алгоритм решения по исходным данным. В работе присутствуют несущественные ошибки при вычислениях и построении чертежей, не влияющие на общий результат работы, при грамотном ответе на большинство поставленных вопросов. Все материалы представлены в установленный срок, не требуют дополнительного времени на завершение. 
56-70  баллов

«удовлетво-рительно»

Материалы, расчеты, построения оформлены с ошибками, не в полном объеме, демонстрируют наличие пробелов в освоении теоретического материала, низкий уровень способности составлять и реализовать алгоритм решения по исходным данным. В работе присутствуют ошибки, которые не оказывают существенного влияния на окончательный результат. Работа оформлена неаккуратно, представлена с задержкой и требует дополнительного времени на завершение.
0-55  баллов

«неудовлетворительно»

Демонстрирует низкий/ниже среднего уровень освоения теоретического материала, неспособность составлять и реализовать алгоритм решения по исходным данным. Многие требования, предъявляемые к заданию, не выполнены. Обучающийся не может ответить на замечания преподавателя, не владеет материалом работы, не в состоянии дать объяснения выводам и теоретическим положениям данной работы. Оформление работы не соответствует требованиям.
 
Материалы тестовых заданий

Материалы тестовых заданий следует сгруппировать по темам/разделам изучаемой дисциплины (модуля) в следующем виде:

Тема (темы) / Раздел дисциплины (модуля)

Тестовые задания по данной теме (темам)/Разделу с указанием правильных ответов.

Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерные критерии оценивания:

- отношение правильно выполненных заданий к общему их количеству

Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Критерии оценивания контрольной работы тестовых заданий

 
Баллы

для учета в рейтинге (оценка)

Степень удовлетворения критериям
86-100 баллов «отлично»

Выполнено 86-100% заданий
71-85  баллов «хорошо»

Выполнено 71-85% заданий 
56-70  баллов «удовлетво-рительно»

Выполнено 56-70% заданий
0-55  баллов «неудовлетворительно»

Выполнено 0-56% заданий

Примерная шкала оценивания:

 
Баллы

для учета в рейтинге (оценка)

Степень удовлетворения критериям
86-100 баллов «отлично»

Демонстрирует очень высокий/высокий уровень знаний, умений, навыков в соответствии с критериями оценивания. Все требования, предъявляемые к заданию, выполнены.
71-85  баллов «хорошо»

Демонстрирует достаточно высокий/выше среднего уровень знаний, умений, навыков в соответствии с критериями оценивания. Все требования, предъявляемые к заданию, выполнены.
56-70  баллов «удовлетво-рительно»

Демонстрирует средний уровень знаний, умений, навыков в соответствии с критериями оценивания. Большинство требований, предъявляемых к заданию, выполнены.
0-55  баллов «неудовлетворительно»

Демонстрирует низкий/ниже среднего уровень знаний, умений, навыков в соответствии с критериями оценивания. Многие требования, предъявляемые к заданию, не выполнены. Нет ответа. Не было попытки решить задачу.
Задачи репродуктивного уровня  

Задачи реконструктивного уровня

Задачи творческого уровня

Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерные критерии оценивания:

– полнота знаний теоретического контролируемого материала;

– полнота знаний практического контролируемого материала, демонстрация умений и навыков решения типовых задач, выполнения типовых заданий/упражнений/казусов;

– умение самостоятельно решать проблему/задачу на основе изученных методов, приемов, технологий;

– умение ясно, четко, логично и грамотно излагать собственные размышления, делать умозаключения и выводы;

– полнота и правильность выполнения задания.

Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерная шкала оценивания:

Критерии оценивания контрольной работы разноуровневых задач (заданий)

 
Перечень тем эссе/докладов/рефератов/сообщений и т.п.

Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерные критерии оценивания:

– полнота раскрытия темы;

– степень владения понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины;

– знание фактического материала, отсутствие фактических ошибок;

– умение логически выстроить материал ответа;

– умение аргументировать предложенные подходы и решения, сделанные выводы;

– степень самостоятельности, грамотности, оригинальности в представлении материала (стилистические обороты, манера изложения, словарный запас, отсутствие или наличие грамматических ошибок);

– выполнение требований к оформлению работы.

Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся).

Критерии оценивания контрольной работы темы эссе

(рефератов, докладов, сообщений)

 
Баллы

для учета в рейтинге (оценка)

Степень удовлетворения критериям
86-100 баллов «отлично»

Содержание работы в целом соответствует теме задания. Продемонстрировано знание фактического материала, отсутствуют ошибки. Продемонстрировано уверенное владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (уместность употребления, аббревиатуры, толкование и т.д.), отсутствуют ошибки в употреблении терминов.

Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.

Ответ четко структурирован и выстроен в заданной логике. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа укладывается в заданные рамки при сохранении смысла.

Продемонстрировано умение аргументировано излагать собственную точку зрения. Видно уверенное владение освоенным материалом, изложение сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.

Высокая степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала: стилистические обороты, манера изложения, словарный запас. Отсутствуют стилистические и орфографические ошибки в тексте.

Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.

Примерная шкала оценивания письменных работ:

71-85  баллов «хорошо»

Содержание ответа в целом соответствует теме задания. Продемонстрировано знание фактического материала, встречаются несущественные фактические ошибки.

Продемонстрировано владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (уместность употребления, аббревиатуры, толкование и т.д.), отсутствуют ошибки в употреблении терминов.

Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.

Ответ в достаточной степени структурирован и выстроен в заданной логике без нарушений общего смысла. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа незначительно превышает заданные рамки при сохранении смысла.

Продемонстрировано умение аргументированно излагать собственную точку зрения, но аргументация не всегда убедительна. Изложение лишь отчасти сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.

Достаточная степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала. Встречаются мелкие и не искажающие смысла ошибки в стилистике, стилистические штампы. Есть 1–2 орфографические ошибки.

Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.

56-70  баллов  «удовлетво-рительно»

Содержание работы в целом соответствует теме задания. Продемонстрировано удовлетворительное знание фактического материала, есть фактические ошибки (25– 30%).

Продемонстрировано достаточное владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины, есть ошибки в употреблении и трактовке терминов, расшифровке аббревиатур.

Ошибки в использовании категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.

Ответ плохо структурирован, нарушена заданная логика. Части ответа логически разорваны, нет связок между ними. Ошибки в представлении логической структуры проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа в существенной степени (на 25–30%) отклоняется от заданных рамок.

Нет собственной точки зрения либо она слабо аргументирована. Примеры, приведенные в ответе в качестве практических иллюстраций, в малой степени соответствуют изложенным теоретическим аспектам.

Текст работы примерно наполовину представляет собой стандартные обороты и фразы из учебника/лекций. Обилие ошибок в стилистике, много стилистических штампов. Есть 3–5 орфографических ошибок.

Работа выполнена не очень аккуратно, встречаются помарки и исправления.

0-55  баллов  «неудовлетворительно»

Содержание ответа не соответствует теме задания или соответствует ему в очень малой степени.

Продемонстрировано крайне слабое владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (неуместность употребления, неверные аббревиатуры, искаженное толкование и т.д.), присутствуют многочисленные ошибки в употреблении терминов.

Продемонстрировано крайне низкое (отрывочное) знание фактического материала, много фактических ошибок – практически все факты (данные) либо искажены, либо неверны.

Ответ представляет собой сплошной текст без структурирования, нарушена заданная логика. Части ответа не взаимосвязаны логически. Нарушена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа более чем в 2 раза меньше или превышает заданный. Показаны неверные ассоциативные взаимосвязи категорий и терминов дисциплины.

Отсутствует аргументация изложенной точки зрения, нет собственной позиции. Отсутствуют примеры из практики либо они неадекватны.

Текст ответа представляет полную кальку текста учебника/лекций. Стилистические ошибки приводят к существенному искажению смысла. Большое число орфографических

 
ошибок в тексте (более 10 на страницу).

Работа выполнена неаккуратно, с обилием помарок и исправлений. В работе один абзац и больше позаимствован из какого-либо источника без ссылки на него.

 
Критерии оценивания контрольной работы участия обучающегося в активных формах обучения (доклады, выступления на семинарах, практических занятиях и пр.):

Баллы

для учета в рейтинге (оценка)

Степень удовлетворения критериям
86-100 баллов «отлично»

Полное раскрытие вопроса; указание точных названий и определений; правильная формулировка понятий и категорий; самостоятельность ответа, умение вводить и использовать собственные классификации и квалификации, анализировать и делать собственные выводы по рассматриваемой теме; использование дополнительной литературы и иных материалов и др.
71-85  баллов «хорошо»

Недостаточно полное, по мнению преподавателя, раскрытие темы; несущественные ошибки в определении понятий, категорий и т.п., кардинально не меняющих суть изложения; использование устаревшей учебной литературы и других источников
56-70  баллов «удовлетво-рительно»

Отражение лишь общего направления изложения лекционного материала и материала современных учебников; наличие достаточного количества несущественных или одной - двух существенных ошибок в определении понятий и категорий и т. п.; использование устаревшей учебной литературы и других источников; неспособность осветить проблематику учебной дисциплины и др.
0-55  баллов «неудовлетворительно»

Темы не раскрыта; большое количество существенных ошибок; отсутствие умений и навыков, обозначенных выше в качестве критериев выставления положительных оценок и др.
 
Задание (я):

Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерные критерии оценивания:

- соответствие решения сформулированным в кейсе вопросам (адекватность проблеме и рынку);

- оригинальность подхода (новаторство, креативность);

- применимость решения на практике;

- глубина проработки проблемы (обоснованность решения, наличие альтернативных вариантов, прогнозирование возможных проблем, комплексность решения).

Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерная шкала оценивания:

Критерии оценивания контрольной работы кейс-задач

Баллы

для учета в рейтинге (оценка)

Степень удовлетворения критериям
86-100 баллов «отлично»

Предложенное решение соответствует поставленной в кейс-задаче проблеме. Обучающийся применяет оригинальный подход к решению поставленной проблемы, демонстрирует высокий уровень теоретических знаний, анализ соответствующих источников. Формулировки кратки, ясны и точны. Ожидаемые результаты применения предложенного решения конкретны, измеримы и обоснованы.
71-85 баллов «хорошо»

Предложенное решение соответствует поставленной в кейс-задаче проблеме. Обучающийся применяет в основном традиционный подход с элементами новаторства, частично подкрепленный анализом соответствующих источников, демонстрирует хороший уровень теоретических знаний. Формулировки недостаточно кратки, ясны и точны. Ожидаемые результаты применения предложенного решения требуют исправления незначительных ошибок.
56-70  баллов «удовлетво-рительно»

Демонстрирует средний уровень знаний, умений, навыков в соответствии с критериями оценивания. Предложенное решение требует дополнительной конкретизации и обоснования, в целом соответствует  поставленной в задаче проблеме. При решении поставленной проблемы обучающийся применяет традиционный подход, демонстрирует твердые знания по поставленной проблеме. Предложенное решение содержит ошибки, уверенно исправленные после наводящих вопросов.
0-55  баллов «неудовлетворительно»

Наличие грубых ошибок в решении ситуации, непонимание сущности рассматриваемой проблемы, неуверенность и неточность ответов после наводящих вопросов. Предложенное решение не обосновано и не применимо на практике
 
Тема (проблема)

Концепция игры

Критерии оценивания контрольной работы для деловой (ролевой) игры

 

Роли:

Задания (вопросы, проблемные ситуации и др.)

Ожидаемый (е) результат(ы)

Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерные критерии оценивания:

­ качество усвоения информации;

­ выступление;

­ содержание вопроса;

­ качество ответов на вопросы;

­ значимость дополнений, возражений, предложений;

­ уровень делового сотрудничества;

­ соблюдение правил деловой игры;

­ соблюдение регламента;

­ активность;

­ правильное применение профессиональной лексики.

Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерная шкала оценивания:

Баллы

для учета в рейтинге (оценка)

Степень удовлетворения критериям
86-100 баллов «отлично»

Участник деловой игры продемонстрировал понимание сути поставленной проблемы; теоретические положения изложены с использованием профессиональной лексики; ответы и выступления четкие и краткие, логически последовательные; активное участие в деловой игре.
71-85 баллов «хорошо»

Участник деловой игры продемонстрировал понимание сути поставленной проблемы; теоретические положения изложены с использованием профессиональной лексики с незначительными ошибками; ответы и выступления в основном краткие, но не всегда четкие и логически последовательные; участие в деловой игре.
56-70  баллов «удовлетво-рительно»

Участник деловой игры продемонстрировал понимание сути поставленной проблемы; теоретические положения изложены со слабым использованием профессиональной лексики; ответы и выступления многословные, нечеткие и без должной логической последовательности; пассивное участие в деловой игре.
0-55  баллов «неудовлетворительно»

Участник деловой игры продемонстрировал затруднения в понимании сути поставленной проблемы; отсутствие необходимых знаний и умений для решения проблемы; затруднения в построении самостоятельных высказываний; обучающийся практически не принимает участия в игре.
 
Баллы

для учета в рейтинге (оценка)

Степень удовлетворения критериям
86-100 баллов «отлично»

Работа демонстрирует точное понимание задания. Все материалы имеют непосредственное отношение к теме; источники цитируются правильно. Результаты работы представлены четко и логично, информация точна и отредактирована. Работа отличается яркой индивидуальностью и выражает точку зрения обучающегося.
71-85  баллов «хорошо»

Помимо материалов, имеющих непосредственное отношение к теме, включаются некоторые материалы, не имеющие отношение к ней; используется ограниченное количество источников. Не вся информация взята из достоверных источников; часть информации неточна или не имеет прямого отношения к теме. Недостаточно выражена собственная позиция и оценка информации. 
56-70  баллов «удовлетво-рительно»

Часть материалов не имеет непосредственного отношения к теме, используется 2-3 источника. Делается слабая попытка проанализировать информацию. Материал логически не выстроен и подан внешне непривлекательно, не дается четкого ответа на поставленные вопросы. Нет критического взгляда на проблему.
0-55  баллов «неудовлетворительно»

Больше половины материалов не имеет непосредственного отношения к теме, используется один источник. Не делается попытка проанализировать информацию. Материал логически не выстроен и подан внешне непривлекательно, не дается ответа на поставленные вопросы.
Групповые творческие задания (проекты):

Индивидуальные творческие задания (проекты):

Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерные критерии оценивания:

- актуальность темы;

- соответствие содержания работы выбранной тематике;

- соответствие содержания и оформления работы установленным требованиям;

- обоснованность результатов и выводов, оригинальность идеи;

- новизна полученных данных;

- личный вклад обучающихся;

- возможности практического использования полученных данных.

Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерная шкала оценивания:

Критерии оценивания контрольной работы для тем групповых и/или индивидуальных творческих заданий/проектов

 
ИЗМЕНЕНИЯ И ДОПОЛНЕНИЯ
Ведомость изменений

п/п

Вид обновлений
Содержание изменений, вносимых в ОПОП
Обснование изменений
1
2
3
4
5
6