учреждение высшего образования
«Бурятская государственная сельскохозяйственная академия имени В.Р. Филиппова»
Агрономический факультет
Общее земледелие
направленность (профиль) Агробизнес
в учебном плане
является дисциплиной обязательной для изучения
дисциплины кафедра
Семестр 6
- ;
Зав. кафедрой Соболев В.А.
п/п
на заседании кафедры
Заведующий кафедрой
Барлукова О.Д.
политического и культурного развития казачества, основных этапах истории и культуры казачества с древнейших времен до наших дней, роли казачества в истории Российского государства.
Задачи: - знание движущих сил и закономерностей исторического процесса;
- формирование представления о роли и месте казачества как уникального явления в истории России;
- воспитание нравственности, морали, толерантности, гражданственности и патриотизма;
- понимание многообразия культур и цивилизаций в их взаимодействии, многовариантности исторического процесса;
- развитие творческого мышления, самостоятельности суждений, умения логически мыслить, вести научные дискуссии.
политического и культурного развития казачества, основных этапах истории и культуры казачества с древнейших времен до наших дней, роли казачества в истории Российского государства.
Задачи: - знание движущих сил и закономерностей исторического процесса;
- формирование представления о роли и месте казачества как уникального явления в истории России;
- воспитание нравственности, морали, толерантности, гражданственности и патриотизма;
- понимание многообразия культур и цивилизаций в их взаимодействии, многовариантности исторического процесса;
- развитие творческого мышления, самостоятельности суждений, умения логически мыслить, вести научные дискуссии.
УК-5: Способен воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах;
- основные закономерности исторического и культурного развития казачества;
- основные этапы и ключевые события истории казачества;
- выдающихся деятелей казачества;
- методы толерантного отношения и конструктивного взаимодействия с людьми с учетом их социальных, этнических и конфессиональных особенностей.
:
Не знает и не понимает роль казачества в истории Российского государства; основные закономерности исторического и культурного развития казачества; основные этапы и ключевые события истории казачества; выдающихся деятелей казачества.
Не знает и не понимает методы толерантного отношения и конструктивного взаимодействия с людьми с учетом их социальных, этнических и конфессиональных особенностей.
Знает частично роль казачества в истории Российского государства; основные закономерности исторического и культурного развития казачества; основные этапы и ключевые события истории казачества; выдающихся деятелей казачества.
Знает частично методы толерантного отношения и конструктивного взаимодействия с людьми с учетом их социальных, этнических и конфессиональных особенностей.
Знает в целом роль казачества в истории Российского государства; основные закономерности исторического и культурного развития казачества; основные этапы и ключевые события истории казачества; выдающихся деятелей казачества;
Знает в целом методы толерантного отношения и конструктивного взаимодействия с людьми с учетом их социальных, этнических и конфессиональных особенностей.
Знает в совершенстве роль казачества в истории Российского государства; основные закономерности исторического и культурного развития казачества; основные этапы и ключевые события истории казачества; выдающихся деятелей казачества
Знает в совершенстве методы толерантного отношения и конструктивного взаимодействия с людьми с учетом их социальных, этнических и конфессиональных особенностей.
- демонстрировать уважительное отношение к историческому наследию и социокультурным традициям казачества;
- анализировать основные этапы и закономерности исторического развития казачества (включая основные события, основных исторических деятелей) в контексте истории России;
- находить взаимосвязи между событиями истории России и истории и культуры казачества;
- толерантно воспринимать социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия;
- недискиминационно и конструктивно взаимодействовать с людьми с учетом их социокультурных особенностей.
:
Не умеет демонстрировать уважительное отношение к историческому наследию и социокультурным традициям казачества; анализировать основные этапы и закономерности исторического развития казачества (включая основные события, основных исторических деятелей) в контексте истории России; находить взаимосвязи между событиями истории России и истории и культуры казачества.
Не умеет толерантно воспринимать социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия; недискиминационно и конструктивно взаимодействовать с людьми с учетом их социокультурных особенностей.
Умеет не в полной мере демонстрировать уважительное отношение к историческому наследию и социокультурным традициям казачества; анализировать основные этапы и закономерности исторического развития казачества (включая основные события, основных исторических деятелей) в контексте истории России; находить взаимосвязи между событиями истории России и истории и культуры казачества.
Умеет не в полной мере толерантно воспринимать социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия; недискиминационно и конструктивно взаимодействовать с людьми с учетом их социокультурных особенностей.
Умеет в целом демонстрировать уважительное отношение к историческому наследию и социокультурным традициям казачества; анализировать основные этапы и закономерности исторического развития казачества (включая основные события, основных исторических деятелей) в контексте истории России; находить взаимосвязи между событиями истории России и истории и культуры казачества.
Умеет в целом толерантно воспринимать социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия; недискиминационно и конструктивно взаимодействовать с людьми с учетом их социокультурных особенностей
Умеет в совершенстве демонстрировать уважительное отношение к историческому наследию и социокультурным традициям казачества; анализировать основные этапы и закономерности исторического развития казачества (включая основные события, основных исторических деятелей) в контексте истории России; находить взаимосвязи между событиями истории России и истории и культуры казачества.
Умеет в совершенстве толерантно воспринимать социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия; недискиминационно и конструктивно взаимодействовать с людьми с учетом их социокультурных особенностей
- навыки поиска и использования информации о культурных особенностях и традициях казаков;
- навыки уважительного отношения к историческому наследию и социокультурным традициям казачества;
- навыки анализа основных этапов и закономерностей исторического и культурного развития казачества в контексте истории России;
- навыки толерантного отношения и конструктивного взаимодействия с представителями других социальных, этнических, конфессиональных групп.:
Не владеет навыками уважительного отношения к историческому наследию и социокультурным традициям казачества; навыками анализа основных этапов и закономерностей исторического и культурного развития казачества в контексте истории России.
Не владеет навыками толерантного отношения и конструктивного взаимодействия с представителями других социальных, этнических, конфессиональных групп.
Владеет частично навыками уважительного отношения к историческому наследию и социокультурным традициям казачества; навыками анализа основных этапов и закономерностей исторического и культурного развития казачества в контексте истории России.
Владеет частично навыками толерантного отношения и конструктивного взаимодействия с представителями других социальных, этнических, конфессиональных групп.
Владеет в целом навыками уважительного отношения к историческому наследию и социокультурным традициям казачества; навыками анализа основных этапов и закономерностей исторического и культурного развития казачества в контексте истории России.
Владеет в целом навыками толерантного отношения и конструктивного взаимодействия с представителями других социальных, этнических, конфессиональных групп.
Владеет в совершенстве навыками навыками уважительного отношения к историческому наследию и социокультурным традициям казачества; навыками анализа основных этапов и закономерностей исторического и культурного развития казачества в контексте истории России.
Владеет в совершенстве навыками толерантного отношения и конструктивного взаимодействия с представителями других социальных, этнических, конфессиональных групп.
Конспект
Реферат
Проект
Дискуссия
Тестирование
форма текущего контроля успеваемости)
работ
политической модели жизни казаков. Роль казачества в развитии России XV-XVII вв
войнах XIХ – начала ХХ в.
войнах XIХ – начала ХХ в
войнах XIХ – начала ХХ в.
Microsoft OfficeProPlus 2016 RUS OLP NL Acdmc. Договор № ПП-61/2015 г. О поставке программных продуктов от 9 декабря 2015 года
Microsoft Windows Vista Business Russian Upgrade Academic OPEN No Level Государственный контракт № 25 от 1 апреля 2008 года
http://www.garant.ru/
- использование специализированных (адаптированных) рабочих программ дисциплин (модулей) и методов обучения и воспитания, включая наличие альтернативной версии официального сайта организации в сети «Интернет» для слабовидящих;
- использование специальных учебников, учебных пособий и других учебно-методических материалов, включая альтернативные форматы печатных материалов (крупный шрифт или аудиофайлы);
- использование специальных технических средств обучения (мультимедийное оборудование, оргтехника и иные средства) коллективного и индивидуального пользования, включая установку
мониторов с возможностью трансляции субтитров, обеспечение надлежащими звуковыми
воспроизведениями информации;
- предоставление услуг ассистента (при необходимости), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь или услуги сурдопереводчиков / тифлосурдопереводчиков;
- проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий для разъяснения отдельных вопросов изучаемой дисциплины (модуля);
- проведение процедуры оценивания результатов обучения возможно с учетом особенностей нозологий (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, в форме тестирования и т.п.) при использовании доступной формы предоставления заданий оценочных средств и ответов на задания (в печатной форме увеличенным шрифтом, в форме аудиозаписи, в форме электронного документа, задания зачитываются ассистентом, задания предоставляются с использованием сурдоперевода) с
- обеспечение беспрепятственного доступа обучающимся в учебные помещения, туалетные и другие помещения организации, а также пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов и других приспособлений);
- обеспечение сочетания онлайн и офлайн технологий, а также индивидуальных и коллективных форм работы в учебном процессе, осуществляемом с использованием дистанционных образовательных технологий;
- и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение ОПОП ВО.
В целях реализации ОПОП ВО в академии оборудована безбарьерная среда, учитывающая потребности лиц с нарушением зрения, с нарушениями слуха, с нарушениями опорно-двигательного
аппарата. Территория соответствует условиям беспрепятственного, безопасного и удобного передвижения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Вход в учебный корпус
оборудован пандусами, стекла входных дверей обозначены специальными знаками для слабовидящих, используется система Брайля. Сотрудники охраны знают порядок действий при прибытии в академию лица с ограниченными возможностями. В академии создана толерантная социокультурная среда, осуществляется необходимое сопровождение образовательного процесса,
при необходимости предоставляется волонтерская помощь обучающимся инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья.
Модуль I
1. Происхождение понятия казак.
2. Отечественная историография истории и культуры казачества
3. Периодизация истории казачества.
4. Современные научные теории происхождения казачества.
5. Предпосылки, источники и способы формирования вольного казачества в конце XV–начале XVI в.
6. Основные занятия, бытовая культура, одежда казаков.
7. Донское, волжское, терское и яицкое казачество в XVI в.
8. Особенности появления казачества в Сибири и на Урале. Поход Ермака в Сибирь.
9. Служилое казачество Московского государства в XVI в. Особенности взаимоотношений Российского государства и вольного казачества в XVI в.
10. Казачьи войны в России и Речи Посполитой в первой половине XVII в. «Азовское сидение» и его последствия для жизни казачества.
11. Особенности службы казаков. Полковая, сторожевая, станичная и городовая служба казаков.
12. Ограничение казачьих вольностей в конце XVII века. Система управления казачьей областью в XVIII веке.
13. Участие казачества в Крестьянской войне Степана Разина.
14. Азовские походы и их роль в исторической судьбе казачества.
15. Превращение казачество в служилое сословие при Петре I. Участие казачества в Северной войне и Персидском походе Петра I.
16. Участие казачества в войнах Российской империи второй половины XVIII в.
17. Восстание Емельяна Пугачёва и его влияние на положение казачества. Новое устройство жизни казачьих войск.
18. Отношение государства к казачеству в первой четверти XIX в. Изменения в экономической и социальной структуре казачества в первой четверти XIX в. Казачье предпринимательство и его представители.
19. Участие казачества в Отечественной Войне 1812 г. и Зарубежных походах русской армии.
Модуль II
1. Положение о войске Донском 1835 г. и его влияние на жизнь казачества.
2. Казачество в Крымской войне 1853-1856 гг.
3. Бурятское и эвенкийское казачество
4. Забайкальское казачье войско
5. Организации жизни казачества на военных линиях. Казачество на Кавказской войне.
6. Казачество в русско-японской войне 1904-1905 гг.
7. Казачество на фронте и в тылу в Первую мировую войну.
8. Жилище казаков
9. История казачьего костюма
10. Пища казаков
11. 10 казачьих заповедей
12. Семейные традиции казаков.
13. Казачий фольклор.
14. Казачество в период Гражданской войны
15. Политика «расказачивания»
16. Казаки в Великой Отечественной войне.
17. Казачество на современном этапе
Перечень вопросов к зачету
1. Происхождение понятия казак.
2. Отечественная историография истории и культуры казачества.
3. Периодизация истории казачества.
4. Современные научные теории происхождения казачества.
6. Развитие сельского хозяйства ремесла, промыслов, торговли у казаков.
7. Жилище казаков
8. Традиционная казачья одежда (женская, мужская)
9. Особенности появления казачества в Сибири и на Урале. Поход Ермака в Сибирь.
10. Казачество в период смутного времени
11. Особенности службы казаков. Полковая, сторожевая, станичная и городовая служба казаков.
12. Участие казачества в Крестьянской войне Степана Разина.
13. Азовские походы и их роль в исторической судьбе казачества.
14. Превращение казачество в служилое сословие при Петре I. Участие казачества в Северной войне и Персидском походе Петра I.
15. Участие казачества в войнах Российской империи второй половины XVIII в.
16. Восстание Емельяна Пугачёва и его влияние на положение казачества.
17. Участие казачества в Отечественной Войне 1812 г. и Зарубежных походах русской армии.
18. Положение о казачьих войсках 1835 г. и его влияние на жизнь казачества.
19. Казачество в Крымской войне 1853-1856 гг.
20. Организации жизни казачества на военных линиях. Казачество на Кавказской войне.
21. Казачество в русско-японской войне 1904-1905 гг.
22. Казачество на фронте и в тылу в Первую мировую войну.
23. Казачье самоуправление в XIX – начале XX вв.
24. Традиционное казачье жилище
25. Пища казаков
26. Семейно-брачные традиции казаков. Роль женщины в жизни казачьего общества.
27. Традиции воспитания детей в казачьей семье
28. Казачество в отечественной литературе
29. Казачество в отечественном кинематографе
30. Религия в жизни казаков.10 казачьих заповедей
31. Казачество в период Гражданской войны
32. Политика «расказачивания»
33. Казаки в Великой Отечественной войне.
34. Бурятское и эвенкийское казачество
35. Забайкальский городовой казачий полк 1822-1851 гг.
36. Забайкальское казачье войско
37. Поход Забайкальских казаков в Китай
38. Забайкальское казачество в войнах начала ХХ века
39. Забайкальское казачество в годы революций и Гражданской Войны
40. Возрождение казачества. Забайкальское казачье войско на современном этапе
1. Казачество в русской литературе и искусстве.
2. Возникновение и развитие Кубанского казачества.
3. Азовское осадное сидение казаков (1637-1642 гг.)
4. Казачество на Волге. Формирование Астраханского казачества.
5. Казаки калмыки в составе войска Донского
6. Роль казачества в освоении (юга России, Сибири, Дальнего Востока, Северной Америки)
7. Походы Ермака и начало освоения Сибири.
8. Жизненный путь и экспедиции Е. Хабарова, С. Дежнева, В. Атласова, В. Пояркова.
9. Становление и развитие (Сибирского, Енисейское, Забайкальского, Терского, Амурского, Уссурийского казачества) (на выбор)
10. Степан Тимофеевич Разин — донской атаман, предводитель Крестьянского восстания 1667 — 1671 гг.
11. Запорожская Сеч
12. Государственная политика в отношении казачества в период правления Петра I
13. Первый казачий генерал – Ефремов Данила Ефремович
14. Головатый Антон Андреевич – один из основателей Черноморского казачьего войска
15. Краснощеков Федор Иванович – последний казачий атаман
16. Военное искусство казаков.
17. Военные реформы Милютина в казачьих войсках
18. Особенности казачьего землевладения и землепользования.
19. Казачья община. Традиции казачьего самоуправления.
20. Казачество и освободительное движение на Украине в первой половине и середине XVII века.
21. Казачество в народных движениях XVII – XVIII столетий.
22. Казаки в Северной войне, Семилетней войне, русско-турецких войнах второй половины XVIII века. (на выбор)
23. Казаки в Итальянском и Швейцарском походах А.В. Суворова.
24. Казаки в Отечественной войне 1812 г.
25. Казаки-герои Отечественной войны 1812 г.
26. Атаман Платов М.И., Краснов И.К. Каледин А.М. (на выбор)
27. Роль российского казачества в присоединении Средней Азии
29. Казаки в Крымской войне.
30. Политика Николая I по отношению к казачеству. Образование Линейного казачьего войска.
31. Участие казачества в русско-турецкой войне 1877- 1878 гг. на Балканах и на Кавказе
32. Казаки-мусульмане Уральского войска на государственной службе
33. Казаки в русско-японской войне.
34. Казачка. Роль женщины в жизни казаков
35. Забайкальское казачество в русско-японской войне Российское казачество в Первой мировой войне.
36. «Всевеликое Войско Донское» в 1918 г. – республика или диктатура офицерских верхов.
37. Алексей Максимович Каледин - генерал от кавалерии, войсковой атаман Донского казачьего войска.
38. Исторические реалии гражданской войны в романе М.А. Шолохова «Тихий Дон»
39. Казачьи писатели, художники, архитекторы, историки, фольклористы (на выбор).
40. Казачество в эмиграции
41. Забайкальское казачество в эмиграции
42. Декрет о земле и отношение к нему казаков
43. Земельный вопрос в жизни казачества в начале XX в.
44. Казаки – Герои (на примере казаков-героев разных эпох)
45. Казачество в художественной культуре
46. История казачьей формы
47. Материальная культура казачеств России: поселения и жилища, традиционная система питания.
48. Духовная культура казачества.
49. Казаки в гражданской войне (1918 – 1920 гг.).
50. Политика «расказачивания» в первые годы советской власти.
51. Казачьи диаспоры в Европе, Азии, Америке в 1920-е–1930-е гг.: особенности адаптации, общественные станицы.
52. Раскулачивание и коллективизация в судьбах казачества.
53. Казачьи части и формирования Красной Армии на фронтах Великой Отечественной войны.
54. Казаки - Герои Великой Отечественной войны.
55. Движение за возрождения казачества в 1990-е годы.
56. Развитие российского казачества в начале XXI века достижения и перспективы.
57. Казачий костюм и его значение
58. Традиционное воспитание казаков
59. Казачьи праздники
60. Значение круга в жизни казачества
61. Инородческое казачество
62. Забайкальские казаки и белое движение
63. Бурятское и эвенкийское казачество на службе отечества
64. Забайкальское казачество - поход в Китай
65. Красное казачество
66. Атаман Семенов. Гражданская война в Забайкалье
67. Белое казачество
68. Казачество в эмиграции
69. Забайкальские казаки – участники первой мировой войны
70. Российское казачество в романе-эпопее М.А. Шолохова «Тихий дон»
71. М.Ю. Лермонтов – основоположник поэзии о кавказском казачестве
72. Мои предки – казаки
73. Казачьи станицы Забайкалья
74. Ценности семейного воспитания казаков
75. Православная вера в жизни казака
76. Духовные покровители казаков
77. Святые из казачьих родов
78. Генерал Дмитрий Карбышев: летопись подвига
79. Современные проблемы казачества
80. Песенная и хоровая культура казачества
81. Казачество в отечественном кинематографе
Конспект
Реферат
Проект
Дискуссия
Тестирование
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота и глубина ответа (учитывается количество усвоенных фактов, понятий и т.п.);
– сознательность ответа (учитывается понимание излагаемого материала);
– логика изложения материала (учитывается умение строить целостный, последовательный рассказ, грамотно пользоваться специальной терминологией);
– использование дополнительного материала;
– рациональность использования времени, отведенного на задание (не одобряется затянутость выполнения задания, устного ответа во времени, с учетом индивидуальных особенностей обучающихся).
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- теоретический уровень знаний;
- качество ответов на вопросы;
- подкрепление материалов фактическими данными (статистические данные или др.);
- практическая ценность материала;
- способность делать выводы;
- способность отстаивать собственную точку зрения;
- способность ориентироваться в представленном материале;
- степень участия в общей дискуссии.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
(дискуссии, полемики, диспута, дебатов)
«отлично»
используется терминология; показано умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации; высказывать свою точку зрения.
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
– правильность формулировки и использования понятий и категорий;
– правильность выполнения заданий/ решения задач;
– аккуратность оформления работы и др.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
(обязательно для дисциплин, где по УП предусмотрена контрольная работа)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Примерные критерии оценивания:
– правильность выполнения задания на практическую/лабораторную работу в соответствии с вариантом;
– степень усвоения теоретического материала по теме практической /лабораторной работы;
– способность продемонстрировать преподавателю навыки работы в инструментальной программной среде, а также применить их к решению типовых задач, отличных от варианта задания;
– качество подготовки отчета по практической / лабораторной работе;
– правильность и полнота ответов на вопросы преподавателя при защите работы
и др.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания практических занятий (лабораторных работ):
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
В качестве критериев могут быть выбраны, например:
– соответствие срока сдачи работы установленному преподавателем;
– соответствие содержания и оформления работы предъявленным требованиям;
– способность выполнять вычисления;
– умение использовать полученные ранее знания и навыки для решения конкретных задач;
– умение отвечать на вопросы, делать выводы, пользоваться профессиональной и общей лексикой;
– обоснованность решения и соответствие методике (алгоритму) расчетов;
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
расчетно-графической работы, работы на тренажере
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Материалы тестовых заданий следует сгруппировать по темам/разделам изучаемой дисциплины (модуля) в следующем виде:
Тема (темы) / Раздел дисциплины (модуля)
Тестовые задания по данной теме (темам)/Разделу с указанием правильных ответов.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- отношение правильно выполненных заданий к общему их количеству
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
для учета в рейтинге (оценка)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Задачи реконструктивного уровня
Задачи творческого уровня
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота знаний теоретического контролируемого материала;
– полнота знаний практического контролируемого материала, демонстрация умений и навыков решения типовых задач, выполнения типовых заданий/упражнений/казусов;
– умение самостоятельно решать проблему/задачу на основе изученных методов, приемов, технологий;
– умение ясно, четко, логично и грамотно излагать собственные размышления, делать умозаключения и выводы;
– полнота и правильность выполнения задания.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
– степень владения понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины;
– знание фактического материала, отсутствие фактических ошибок;
– умение логически выстроить материал ответа;
– умение аргументировать предложенные подходы и решения, сделанные выводы;
– степень самостоятельности, грамотности, оригинальности в представлении материала (стилистические обороты, манера изложения, словарный запас, отсутствие или наличие грамматических ошибок);
– выполнение требований к оформлению работы.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся).
(рефератов, докладов, сообщений)
для учета в рейтинге (оценка)
Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ четко структурирован и выстроен в заданной логике. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа укладывается в заданные рамки при сохранении смысла.
Продемонстрировано умение аргументировано излагать собственную точку зрения. Видно уверенное владение освоенным материалом, изложение сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.
Высокая степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала: стилистические обороты, манера изложения, словарный запас. Отсутствуют стилистические и орфографические ошибки в тексте.
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
Продемонстрировано владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (уместность употребления, аббревиатуры, толкование и т.д.), отсутствуют ошибки в употреблении терминов.
Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ в достаточной степени структурирован и выстроен в заданной логике без нарушений общего смысла. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа незначительно превышает заданные рамки при сохранении смысла.
Продемонстрировано умение аргументированно излагать собственную точку зрения, но аргументация не всегда убедительна. Изложение лишь отчасти сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.
Достаточная степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала. Встречаются мелкие и не искажающие смысла ошибки в стилистике, стилистические штампы. Есть 1–2 орфографические ошибки.
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
Продемонстрировано достаточное владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины, есть ошибки в употреблении и трактовке терминов, расшифровке аббревиатур.
Ошибки в использовании категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ плохо структурирован, нарушена заданная логика. Части ответа логически разорваны, нет связок между ними. Ошибки в представлении логической структуры проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа в существенной степени (на 25–30%) отклоняется от заданных рамок.
Нет собственной точки зрения либо она слабо аргументирована. Примеры, приведенные в ответе в качестве практических иллюстраций, в малой степени соответствуют изложенным теоретическим аспектам.
Текст работы примерно наполовину представляет собой стандартные обороты и фразы из учебника/лекций. Обилие ошибок в стилистике, много стилистических штампов. Есть 3–5 орфографических ошибок.
Работа выполнена не очень аккуратно, встречаются помарки и исправления.
Продемонстрировано крайне слабое владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (неуместность употребления, неверные аббревиатуры, искаженное толкование и т.д.), присутствуют многочисленные ошибки в употреблении терминов.
Продемонстрировано крайне низкое (отрывочное) знание фактического материала, много фактических ошибок – практически все факты (данные) либо искажены, либо неверны.
Ответ представляет собой сплошной текст без структурирования, нарушена заданная логика. Части ответа не взаимосвязаны логически. Нарушена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа более чем в 2 раза меньше или превышает заданный. Показаны неверные ассоциативные взаимосвязи категорий и терминов дисциплины.
Отсутствует аргументация изложенной точки зрения, нет собственной позиции. Отсутствуют примеры из практики либо они неадекватны.
Текст ответа представляет полную кальку текста учебника/лекций. Стилистические ошибки приводят к существенному искажению смысла. Большое число орфографических
Работа выполнена неаккуратно, с обилием помарок и исправлений. В работе один абзац и больше позаимствован из какого-либо источника без ссылки на него.
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- соответствие решения сформулированным в кейсе вопросам (адекватность проблеме и рынку);
- оригинальность подхода (новаторство, креативность);
- применимость решения на практике;
- глубина проработки проблемы (обоснованность решения, наличие альтернативных вариантов, прогнозирование возможных проблем, комплексность решения).
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Концепция игры
Роли:
Задания (вопросы, проблемные ситуации и др.)
Ожидаемый (е) результат(ы)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
качество усвоения информации;
выступление;
содержание вопроса;
качество ответов на вопросы;
значимость дополнений, возражений, предложений;
уровень делового сотрудничества;
соблюдение правил деловой игры;
соблюдение регламента;
активность;
правильное применение профессиональной лексики.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
для учета в рейтинге (оценка)
Индивидуальные творческие задания (проекты):
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- актуальность темы;
- соответствие содержания работы выбранной тематике;
- соответствие содержания и оформления работы установленным требованиям;
- обоснованность результатов и выводов, оригинальность идеи;
- новизна полученных данных;
- личный вклад обучающихся;
- возможности практического использования полученных данных.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
п/п