учреждение высшего образования
«Бурятская государственная сельскохозяйственная академия имени В.Р. Филиппова»
Инженерный факультет
Механизация сельскохозяйственных процессов
Направленность (профиль) Технологии и средства механизации сельского хозяйства
в учебном плане
является дисциплиной обязательной для изучения
дисциплины кафедра
Семестр 1
- 13.001. Профессиональный стандарт "СПЕЦИАЛИСТ В ОБЛАСТИ МЕХАНИЗАЦИИ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА", утверждённый приказом Министерства труда и социальной защиты Российско Федерации от 2 сентября 2020 г. N 555н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 24 октября 2020 г., регистрационный N 60002);
Зав. кафедрой Татаров Н.Т.
п/п
на заседании кафедры
Заведующий кафедрой
Татаров Н.Т.
(представитель работодателя)
Задачи: разработать технические задания на проектирование и изготовление нестандартных средств механизации сельскохозяйственного производств
ПКС-3: Способен разработать технические задания на проектирование и изготовление нестандартных средств механизации сельскохозяйственного производства;
ИД-1 ПКС-3.1.Разработает технические задания на проектирование и изготовление нестандартных средств механизации сельскохозяйственного производства
форма текущего контроля успеваемости)
работ
назначения
назначения
Представление реферата
Представление реферата
http://portal.bgsha.ru/disk/showFile/106207/?&ncc=1&ts=1513155294&filename=%D0%E0%E4%ED%E0%E5%E2.pdf
Microsoft OfficeProPlus 2016 RUS OLP NL Acdmc. Договор № ПП-61/2015 г. О поставке программных продуктов от 9 декабря 2015 года
Microsoft Windows Vista Business Russian Upgrade Academic OPEN No Level Государственный контракт № 25 от 1 апреля 2008 года
http://www.garant.ru/
- использование специализированных (адаптированных) рабочих программ дисциплин (модулей) и методов обучения и воспитания, включая наличие альтернативной версии официального сайта организации в сети «Интернет» для слабовидящих;
- использование специальных учебников, учебных пособий и других учебно-методических материалов, включая альтернативные форматы печатных материалов (крупный шрифт или аудиофайлы);
- использование специальных технических средств обучения (мультимедийное оборудование, оргтехника и иные средства) коллективного и индивидуального пользования, включая установку
мониторов с возможностью трансляции субтитров, обеспечение надлежащими звуковыми
воспроизведениями информации;
- предоставление услуг ассистента (при необходимости), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь или услуги сурдопереводчиков / тифлосурдопереводчиков;
- проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий для разъяснения отдельных вопросов изучаемой дисциплины (модуля);
- проведение процедуры оценивания результатов обучения возможно с учетом особенностей нозологий (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, в форме тестирования и т.п.) при использовании доступной формы предоставления заданий оценочных средств и ответов на задания (в печатной форме увеличенным шрифтом, в форме аудиозаписи, в форме электронного документа, задания зачитываются ассистентом, задания предоставляются с использованием сурдоперевода) с
использованием дополнительного времени для подготовки ответа;
- обеспечение беспрепятственного доступа обучающимся в учебные помещения, туалетные и другие помещения организации, а также пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов и других приспособлений);
- обеспечение сочетания онлайн и офлайн технологий, а также индивидуальных и коллективных форм работы в учебном процессе, осуществляемом с использованием дистанционных образовательных технологий;
- и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение ОПОП ВО.
В целях реализации ОПОП ВО в академии оборудована безбарьерная среда, учитывающая потребности лиц с нарушением зрения, с нарушениями слуха, с нарушениями опорно-двигательного
аппарата. Территория соответствует условиям беспрепятственного, безопасного и удобного передвижения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Вход в учебный корпус
оборудован пандусами, стекла входных дверей обозначены специальными знаками для слабовидящих, используется система Брайля. Сотрудники охраны знают порядок действий при прибытии в академию лица с ограниченными возможностями. В академии создана толерантная социокультурная среда, осуществляется необходимое сопровождение образовательного процесса,
при необходимости предоставляется волонтерская помощь обучающимся инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья.
2. Перечислите главные эксплуатационные свойства агрегатов. (ПКС-3)
3. Назовите и проанализируйте составляющие тягового баланса трактора. (ПКС-3)
4. Из каких этапов состоит процесс комплектования агрегатов? (ПКС-3)
5. В какой последовательности комплектуют агрегаты? (ПКС-3)
6. Что такое кинематика агрегатов? (ПКС-3)
7. Что характеризует коэффициент рабочих ходов? (ПКС-3)
8. Перечислите способы передвижения агрегатов и опишите их. (ПКС-3)
9. Что понимают под производительностью агрегатов? (ПКС-3)
10. Какие виды производительности вы знаете и в чем их различие? (ПКС-3)
11. Перечислите основные способы повышения производительности агрегатов. (ПКС-3)
12. Назовите составляющие прямых и приведенных эксплуатационных затрат при работе агрегатов. (ПКС-3)
13. Как определяют удельные затраты на 1 га наработки (руб.га)? (ПКС-3)
14. Как определяют расход топлива и смазочных материалов на единицу выполненной работы? (ПКС-3)
15. Перечислите основные способы экономии топливо-смазочных материалов. (ПКС-3)
16. Как составляют технологическую карту на возделывание с.-х. культуры? (ПКС-3)
17. Какие варианты технологических карт вы знаете? (ПКС-3)
18. Что представляет собой операционная технология механизированных работ? (ПКС-3)
19. Как составляют операционные технологические карты? (ПКС-3)
20. Каково значение технического обслуживания в повышении эффективности использования МТП? (ПКС-3)
21. Назовите основные элементы системы технического обслуживания. (ПКС-3)
22. Как проводят обкатку машины? (ПКС-3)
23. В чем заключается сущность обкатки? (ПКС-3)
24. Перечислите виды и периодичность технического обслуживания тракторов и с.-х. машин. (ПКС-3)
25. Какие механизированные средства применяют при техническом обслуживании? (ПКС-3)
26. Перечислите операции и последовательность их проведения ТО -1, ТО -2, ТО-3. (ПКС-3)
27. Что понимают под технической диагностикой? (ПКС-3)
28. Каковы задачи технической диагностики? (ПКС-3)
29. Какие приборы, оборудование, установки комплексы используют при диагностировании? (ПКС-3)
30. Какие существуют методы и формы организации технического обслуживания? (ПКС-3)
31. В чем различие методов и форм организации технического обслуживания? (ПКС-3)
32. Как определяют состав МТП и планируют его использование в хозяйствах? (ПКС-3)
33. Как устанавливают объем механизированных в хозяйстве и требуемое число агрегатов для выполнения заданного объема работ? (ПКС-3)
Вопросы для текущего контроля
1. Проблемы современного сельскохозяйственного производства.
2. Основные направления развития современной сельхозтехники.
3. История развития механизации сельского хозяйства.
4. Типы посадочных, посевных машин и их характеристики.
5. Зарубежные аналоги отечественных сельскохозяйственных машин.
6. Тенденции развития удобрений и машин для их внесения.
7. Современные сорта зерновых культур, их основные параметры.
8. Тенденция развития комплексных агрегатов.
9. Комплекс мероприятий по борьбе с засухой и ветровой эрозией.
10. Целесообразность применения ядохимикатов.
11. Применение ресурсосберегающих технологий в растениеводстве.
12. Перспективная ресурсосберегающая адаптивная технология возделывания культуры (по выбору).
13. Основные направления развития механизации растениеводства в условиях Забайкалья.
14. Основные направления обеспечения устойчивости развития растениеводства в засушливых зонах России
1. Особенности проектирования сельскохозяйственных объектов, устройств и систем.
2. Роль машины в историческом развитии человека?
3. Вклад академика В.П. Горячкина в конструировании сельскохозяйственных машин.
4. Требования к системам машин в животноводстве и растениеводстве.
5. Основные принципы системного проектирования.
6. Основные этапы проектирования технических устройств и систем?
7. Сущность инженерное прогнозирование
8. Методы прогнозирования.
9. Сущность декомпозиции задачи прогнозирования.
10. Метода экспертных оценок.
11. Техническое решение - как изобретение.
12. Формы патентной защиты изобретений.
Комплект тестовых заданий
Задание на выбор одного правильного ответа
1. Машинно-тракторный парк (МТП) представляет собой:
a) совокупность мобильных стационарных машин и оборудования цехов, ферм, мастерских
b) совокупность мобильных машин предприятия вместе с энергетическими средствами и вспомогательными устройствами
c) совокупность парка тракторов и тракторных средств
d) совокупность парка сельскохозяйственных машин и оборудования
2. Систему машин для комплексной механизации возделывания с.-х. культур устанавливают:
a) исходя из принятой технологии возделывания
b) по величине затрат
c) по производительности машин
d) в зависимости от почвенно-климатических условий
3. При проектировании сельскохозяйственных процессов разрабатывается
технологические карты на выполнение работ:
a) наряд-задание
b) агротехнические требования
c) агротехнологические свойства рабочих машин
4. Укажите способы движения сеялки при рядовом посеве зерновых культур:
a) только челночный
b) только развал
c) только беспетлевой способ с перекрытием
5. Основные элементы операционной технологии наиболее полно перечислены в пункте:
a) сроки проведения работ, нормы выработки, объем работ, технико¬экономические показатели.
b) продолжительность проведения работ, состав агрегата, коэффициент сменности
c) агротехнические требования к выполнению данной операции, рациональ¬ное комплектование и подготовка агрегатов к работе, подготовка поля, ра¬бота агрегата в загоне, контроль качества работы, указания по охране труда
d) количество агрегатов, расход топлива, производительность агрегатов, норма выработки, допустимые потери продукции
6. При почвозащитной системе земледелия проводятся следующие виды работ:
a) вспашка отвальная, боронование
b) лущение, культивация
c) чизелевание, дискование, щелевание, обработка культиваторами - плоскорезами
d) обработка почвообрабатывающими фрезами
7. В сельском хозяйстве принята система технического обслуживания
a) заявочная
b) стандартная
c) форменное
d) планово-предупредительная
8. В объем работы пункта технического обслуживания тракторов включают трудоемкости (где (ЕТО, ТО-1, ТО-2, ТО-3, СО - соответственно ежесменное, периодические, сезонное, технические обслуживания):
a) ЕТО, ТО-1, ТО-3, СО и диагностирования
b) ТО-1, ТО-2, ТО-3, СО и диагностирования
c) ТО-2, ТО-3, СО и диагностирования
d) ТО-3, СО и диагностирования
9. Структура инженерно-технической службы зависит от:
a) размеров хозяйства
b) структуры машинно-тракторного парка
c) масштабов производства
d) направления производственной деятельности, специализации и концентрации производства, специфики местных условий
Комплект заданий для практических работ
Тема: Общие сведения о проектировании
1. Проектирование как метод познания и преобразования действительности
2. Особенности проектирования объектов сельскохозяйственного назначения
3. Основные определения и терминология в области проектирования
Тема: Эксплуатационно-технологические свойства машин и комплекса машин
1. Агротехнические и технологические свойства машин и комплекса машин
2. Энергетические свойства (сопротивления) машин и агрегатов
3. Тяговое сопротивление комплекса машин
4. Пути улучшения эксплуатационно-технологических свойств машин и агрегатов
Тема: Эксплуатационные свойства мобильных энергетических средств
1. Агротехнические требования к мобильным энергетическим средствам
2. Эксплуатационные свойства и режимы работы двигателей тракторов и
3. Мощностные и тяговые показатели трактора
Тема: Проектирование агрегатов и управление эксплуатационными режимами их работы
1. Расчет состава агрегата
2. Скоростные режимы работы комплекса машин
3. Контроль и управление эксплуатационными режимами работы
Тема: Маневровые свойства (кинематика) комплекса машин агрегатов
1. Основные понятия и определения
2. Технология поворотов комплекса машин
3. Виды и способы движения
Тема: Производительность машин и комплексов
1. Основные понятия, определения и расчеты
2. Расчет производительности агрегата по использованию мощности трактора и двигателя
3. Расчет производительности агрегата по использованию мощности трактора и двигателя
Тема : Эксплуатационные затраты при работе машин и комплексов
1. Топливно-энергетические затраты
2. Эксплуатационные затраты денежных средств
3. Затраты и эффективность труда
Тема: Оптимизация эксплуатационных параметров и режимов работы комплекса машин.
1. Параметры и критерии оптимизации
2. Оптимизация загрузки тракторного двигателя
3. Оптимальные скорости движения комплекса машин
4. Оптимальные параметры комплекса
5. Поддержание оптимальных режимов работы комплекса машин
Кейс задачи
Задания:
1. Разбрасывателем РУМ-8 вносятся минеральные удобрения на поле длиной 1500 м при норме 5 ц/га. Определить, на сколько проходов хватит удобрений в кузове (грузоподъемность 11 000 кг) при ширине разбрасывания 12 м.
2. Исходные данные:
– Посевной агрегат - ДТ-75М+С-11/ЗСЗ-3,6А
– Длина рабочего участка (поля) - Lу= 1300 м
– Способ движения агрегата - челночный
– Вид поворота агрегата - грушевидный
– Кинематическая длина агрегата - lк = 7,4 м.
Для работы агрегата на посеве зерновых культур требуется подготовить поле, для чего необходимо рассчитать ширину поворотной полосы Lp, длину рабочего хода агрегата определить коэффициент рабочего хода агрегата , наметить линию первого прохода агрегата.
3. Исходные данные
- урожайность - У3= 30 ц/га
- соотношение зерна и соломы - 1:1,2
- рабочая скорость зерноуборочного комбайна - ур = 7,5 км/ч
- пропускная способность молотилки комбайна - = 8 кг/с
- уборочная площадь - Р = 1000 га
- коэффициент сменности - Кси = 1,5
- количество календарных дней - Дк= 12 дн
- время смены - /си= 7 ч
- коэффициент, учитывающий метеорологические условия - Км = 0,8
- коэффициент использования времени смены -т = 0,6.
Определить рациональный тип жатки и количество зерноуборочных комбайнов Дон-1500Б для уборки зерновых культур.
4. Исходные данные
Испытания серийных и опытных лемехов проводились на вспашке суглинистых почв трактором Т-150К с плугом ПЛН-5-35. Производительность агрегата - 1 га/ч.
В результате испытаний установлено, что средние ресурсы серийных и опытных лемехов составляют соответственно 10 и 25 га. Качество вспашки обоими лемехами одинаково хорошее.
Цена серийного лемеха - 170 р., опытного лемеха - 340 р., годовой объем вспашки - 3000 га, трудоемкость замены одного лемеха - Т = 0,2 чел.-ч, средняя часовая тарифная ставка при замене лемеха - Сч=35р./ч.
Предприятием «Сельхозтехника» разработана технология и изготовлена опытная партия лемехов, упрочненных белым износостойким чугуном. Определить эффективность применения опытных лемехов в хозяйстве.
5. Исходные данные
- коэффициент охвата капитальным ремонтом тракторов МТЗ-82 -0,03;
- трудоемкость капитального ремонта КП и ЗМ - 24 чел.-ч;
- режим работы участка - односменный;
- длительность производственного цикла ремонта принять Tц = 15,4 ч
В зоне обслуживания ремонтно-технического предприятия (РТП) эксплуатируется 5 000 тракторов МТЗ-82. Предприятие осуществляет капитальный ремонт агрегатов для этих тракторов, в том числе задних мостов (ЗМ) и коробок передач (КП).
Определить численность рабочих и площадь участка для ремонта этих агрегатов.
Работа в малых группах
Работа 1
Требуется скомплектовать машинно-тракторный агрегат для дискования стерни тяжелыми боронами на глубину 0,06 – 0,08м на базе трактора New Holland (Т-7030).
1. Рассчитать тяговые возможности трактора New Holland в заданных условиях работы.
2. Определить удельную мощность, необходимую для работы агрегата.
3. Определить оптимальную ширину захвата агрегата и тяговое сопротивление почвообробатывающей машины
4. Рациональную скорость движения агрегата
5. Коэффициент использования тяговой мощности
6. Рассчитать производительность агрегата за один час «чистой» работы
7. Расчетный расход топлива
8. Рассчитать удельные энергозатраты
Работа 2
Требуется скомплектовать машинно- тракторный агрегат для «гладкой» вспашки почвы на глубину 0,25м полунавесным оборотным лугом Квернеланд PN – 100 по дискованной стерне на поле с уклоном 5%
1. Рассчитать тяговые возможности оборотного плуга в заданных условиях работы.
2. Определить удельную мощность, необходимую для работы агрегата.
3. Определить оптимальную ширину захвата агрегата и тяговое сопротивление почвообробатывающей машины
4. Рациональную скорость движения агрегата
5. Коэффициент использования тяговой мощности
6. Рассчитать производительность агрегата за один час «чистой» работы
7. Расчетный расход топлива
8. Рассчитать удельные энергозатраты
Работа 3
Определить рациональный режим работы агрегата, состоящего из трактора ХТЗ-150К и дискового комбинированного агрегата ДАКН-3,3Н.
1. Рассчитать тяговые возможности агрегата в заданных условиях работы.
2. Определить удельную мощность, необходимую для работы агрегата.
3. Определить оптимальную ширину захвата агрегата и тяговое сопротивление почвообробатывающей машины
4. Рациональную скорость движения агрегата
5. Коэффициент использования тяговой мощности
6. Рассчитать производительность агрегата за один час «чистой» работы
7. Расчетный расход топлива
8. Рассчитать удельные энергозатраты
Вопросы для текущего контроля
Темы рефератов
Комплект тестовых заданий
Комплект заданий для практических работ
Кейс задачи
Работа в малых группах
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– правильность ответа по содержанию задания (учитывается количество и характер ошибок при ответе);
– полнота и глубина ответа (учитывается количество усвоенных фактов, понятий и т.п.);
– сознательность ответа (учитывается понимание излагаемого материала);
– логика изложения материала (учитывается умение строить целостный, последовательный рассказ, грамотно
– использование дополнительного материала;
– рациональность использования времени, отведенного на задание (не одобряется затянутость выполнения задания, устного ответа во времени, с учетом индивидуальных особенностей обучающихся).
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- теоретический уровень знаний;
- качество ответов на вопросы;
- подкрепление материалов фактическими данными (статистические данные или др.);
- практическая ценность материала;
- способность делать выводы;
- способность отстаивать собственную точку зрения;
- способность ориентироваться в представленном материале;
- степень участия в общей дискуссии.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
(дискуссии, полемики, диспута, дебатов)
«отлично»
используется терминология; показано умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации; высказывать свою точку зрения.
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
– правильность формулировки и использования понятий и категорий;
– правильность выполнения заданий/ решения задач;
– аккуратность оформления работы и др.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
(обязательно для дисциплин, где по УП предусмотрена контрольная работа)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Примерные критерии оценивания:
– правильность выполнения задания на практическую/лабораторную работу в соответствии с вариантом;
– степень усвоения теоретического материала по теме практической /лабораторной работы;
– способность продемонстрировать преподавателю навыки работы в инструментальной программной среде, а также применить их к решению типовых задач, отличных от варианта задания;
– качество подготовки отчета по практической / лабораторной работе;
– правильность и полнота ответов на вопросы преподавателя при защите работы
и др.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания практических занятий (лабораторных работ):
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
В качестве критериев могут быть выбраны, например:
– соответствие срока сдачи работы установленному преподавателем;
– соответствие содержания и оформления работы предъявленным требованиям;
– способность выполнять вычисления;
– умение использовать полученные ранее знания и навыки для решения конкретных задач;
– умение отвечать на вопросы, делать выводы, пользоваться профессиональной и общей лексикой;
– обоснованность решения и соответствие методике (алгоритму) расчетов;
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
расчетно-графической работы, работы на тренажере
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Материалы тестовых заданий следует сгруппировать по темам/разделам изучаемой дисциплины (модуля) в следующем виде:
Тема (темы) / Раздел дисциплины (модуля)
Тестовые задания по данной теме (темам)/Разделу с указанием правильных ответов.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- отношение правильно выполненных заданий к общему их количеству
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
для учета в рейтинге (оценка)
Задачи реконструктивного уровня
Задачи творческого уровня
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота знаний теоретического контролируемого материала;
– полнота знаний практического контролируемого материала, демонстрация умений и навыков решения типовых задач, выполнения типовых заданий/упражнений/казусов;
– умение самостоятельно решать проблему/задачу на основе изученных методов, приемов, технологий;
– умение ясно, четко, логично и грамотно излагать собственные размышления, делать умозаключения и выводы;
– полнота и правильность выполнения задания.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
– степень владения понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины;
– знание фактического материала, отсутствие фактических ошибок;
– умение логически выстроить материал ответа;
– умение аргументировать предложенные подходы и решения, сделанные выводы;
– степень самостоятельности, грамотности, оригинальности в представлении материала (стилистические обороты, манера изложения, словарный запас, отсутствие или наличие грамматических ошибок);
– выполнение требований к оформлению работы.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся).
Примерная шкала оценивания письменных работ:
(рефератов, докладов, сообщений)
Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ четко структурирован и выстроен в заданной логике. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа укладывается в заданные рамки при сохранении смысла.
Продемонстрировано умение аргументировано излагать собственную точку зрения. Видно уверенное владение освоенным материалом, изложение сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.
Высокая степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала: стилистические обороты, манера изложения, словарный запас. Отсутствуют стилистические и орфографические ошибки в тексте.
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
Продемонстрировано владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (уместность употребления, аббревиатуры, толкование и т.д.), отсутствуют ошибки в употреблении терминов.
Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ в достаточной степени структурирован и выстроен в заданной логике без нарушений общего смысла. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа незначительно превышает заданные рамки при сохранении смысла.
Продемонстрировано умение аргументированно излагать собственную точку зрения, но аргументация не всегда убедительна. Изложение лишь отчасти сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.
Достаточная степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала. Встречаются мелкие и не искажающие смысла ошибки в стилистике, стилистические штампы. Есть 1–2 орфографические ошибки.
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
Продемонстрировано достаточное владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины, есть ошибки в употреблении и трактовке терминов, расшифровке аббревиатур.
Ошибки в использовании категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ плохо структурирован, нарушена заданная логика. Части ответа логически разорваны, нет связок между ними. Ошибки в представлении логической структуры проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа в существенной степени (на 25–30%) отклоняется от заданных рамок.
Нет собственной точки зрения либо она слабо аргументирована. Примеры, приведенные в ответе в качестве практических иллюстраций, в малой степени соответствуют изложенным теоретическим аспектам.
Текст работы примерно наполовину представляет собой стандартные обороты и фразы из учебника/лекций. Обилие ошибок в стилистике, много стилистических штампов. Есть 3–5 орфографических ошибок.
Работа выполнена не очень аккуратно, встречаются помарки и исправления.
Продемонстрировано крайне слабое владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (неуместность употребления, неверные аббревиатуры, искаженное толкование и т.д.), присутствуют многочисленные ошибки в употреблении терминов.
Продемонстрировано крайне низкое (отрывочное) знание фактического материала, много фактических ошибок – практически все факты (данные) либо искажены, либо неверны.
Ответ представляет собой сплошной текст без структурирования, нарушена заданная логика. Части ответа не взаимосвязаны логически. Нарушена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа более чем в 2 раза меньше или превышает заданный. Показаны неверные ассоциативные взаимосвязи категорий и терминов дисциплины.
Отсутствует аргументация изложенной точки зрения, нет собственной позиции. Отсутствуют примеры из практики либо они неадекватны.
Текст ответа представляет полную кальку текста учебника/лекций. Стилистические ошибки приводят к существенному искажению смысла. Большое число орфографических ошибок в тексте (более 10 на страницу).
Работа выполнена неаккуратно, с обилием помарок и исправлений. В работе один абзац и больше позаимствован из какого-либо источника без ссылки на него.
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- соответствие решения сформулированным в кейсе вопросам (адекватность проблеме и рынку);
- оригинальность подхода (новаторство, креативность);
- применимость решения на практике;
- глубина проработки проблемы (обоснованность решения, наличие альтернативных вариантов, прогнозирование возможных проблем, комплексность решения).
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Концепция игры
Роли:
Ожидаемый (е) результат(ы)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
качество усвоения информации;
выступление;
содержание вопроса;
качество ответов на вопросы;
значимость дополнений, возражений, предложений;
уровень делового сотрудничества;
соблюдение правил деловой игры;
соблюдение регламента;
активность;
правильное применение профессиональной лексики.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
для учета в рейтинге (оценка)
Индивидуальные творческие задания (проекты):
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- актуальность темы;
- соответствие содержания работы выбранной тематике;
- соответствие содержания и оформления работы установленным требованиям;
- обоснованность результатов и выводов, оригинальность идеи;
- новизна полученных данных;
- личный вклад обучающихся;
- возможности практического использования полученных данных.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
п/п