2024-2025_m350406_o_1_plx_Основы проектирования сельскохозяйственной техники
 
Федеральное государственное бюджетное образовательное

учреждение высшего образования

«Бурятская государственная сельскохозяйственная академия имени В.Р. Филиппова»

Инженерный Факультет
 
«УТВЕРЖДЕНО»
Декан

Инженерный факультет

уч. ст., уч. зв.
 
Кокиева Г.Е.
 
 
 
 
подпись
 
«
 
 
 
»
20
г.
 
«СОГЛАСОВАНО»
Заведующий выпускающей кафедрой

Механизация сельскохозяйственных процессов

уч. ст., уч. зв.
Татаров Н.Т.
 
 
 
подпись
 
«
»
20
г.
 
 
 
 
Рабочая программа 
Направление 35.04.06 Агроинженерия

Направленность (профиль) Технологии и средства механизации сельского хозяйства

Дисциплины (модуля)
ФТД.01 Основы проектирования сельскохозяйственной техники
 
Механизация сельскохозяйственных процессов
Квалификация
магистр
Форма обучения
очная
Форма промежуточной аттестации
Зачет
Объём дисциплины в З.Е.
3
Продолжительность в часах/неделях
108/ 0  
Статус дисциплины

в учебном плане

относится к обязательной части блока 1 "Дисциплины" ОПОП

является дисциплиной обязательной для изучения

Обеспечивающая преподвание

дисциплины кафедра

 
Улан-Удэ, 20__г.
 
Распределение часов дисциплины
Курс 1

Семестр 1

Количество часов
Итого
Вид занятий
УП
УП
Лекционные занятия
32
32
Практические занятия
32
32
Контактная работа
64
64
Сам. работа
44
44
Итого
108
 
Программу составил(и):
 
доктор технических наук, Высшее. Механизация  с/х производства, инженер-механик. Преподаватель высшей школы Раднаев Даба Нимаевич _________________
 
 
Основы проектирования сельскохозяйственной техники
Программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС ВО:
- Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 35.04.06 Агроинженерия (приказ Минобрнауки России от 26.07.2017 г. № 709);

- 13.001. Профессиональный стандарт "СПЕЦИАЛИСТ В ОБЛАСТИ МЕХАНИЗАЦИИ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА", утверждённый приказом Министерства труда и социальной защиты Российско Федерации от 2 сентября 2020 г. N 555н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 24 октября 2020 г., регистрационный N 60002);

 
m350406_o_1.plx
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного Ученым советом вуза от  протокол №  .
 
Протокол от __ __________ 20__ г.  №  __  

Зав. кафедрой Татаров Н.Т.

Механизация сельскохозяйственных процессов
Программа одобрена на заседании кафедры
Председатель методической комиссии «Инженерный факультет»
Рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании методической комиссии «Инженерный факультет» от «__» _______________ 20__г., протокол №___
уч. ст., уч. зв.
 
 
подпись
 
И.О. Фамилия
 
подпись
 

п/п

Учебный год
Одобрено

на заседании кафедры

Утверждаю

Заведующий кафедрой

Татаров Н.Т.

протокол
Дата
Подпись
Дата
20__/20__ г.г.
№____
«__»__20__г.
«__»__20__г.
1
20__/20__ г.г.
№____
«__»__20__г.
«__»__20__г.
2
20__/20__ г.г.
№____
«__»__20__г.
«__»__20__г.
3
20__/20__ г.г.
№____
«__»__20__г.
«__»__20__г.
4
20__/20__ г.г.
№____
«__»__20__г.
«__»__20__г.
5
 
подпись
 
И.О. Фамилия
 
Внешний эксперт

(представитель работодателя)

 
 
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1
Цели: способность разработать технические задания на проектирование и изготовление нестандартных средств механизации сельскохозяйственного производства

Задачи: разработать технические задания на проектирование и изготовление нестандартных средств механизации сельскохозяйственного производств

 
ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ И МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Блок.Часть
ФТД
ПКС-3: Способен разработать технические задания на проектирование и изготовление нестандартных средств механизации сельскохозяйственного производства
 
Дисциплины (модули) и практики, для которых освоение данной практики необходимо как предшествующее:
 
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы 
1
4 семестр
 
Производственная практика 
2
2 семестр
 
Технологическая практика 
3
2 семестр
 
Производственная практика 
4
2 семестр
 
Эксплуатационная практика 
5
4 семестр
 
Научно-исследовательская работа 
6
2 семестр
 
Педагогическая практика 
7
4 семестр
 
Преддипломная практика 
8
4 семестр
 
ОПИСАНИЕ ПОКАЗАТЕЛЕЙ, КРИТЕРИЕВ И ШКАЛ ОЦЕНИВАНИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ В РАМКАХ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
КОД И НАЗВАНИЕ КОМПЕТЕНЦИИ

ПКС-3: Способен разработать технические задания на проектирование и изготовление нестандартных средств механизации сельскохозяйственного производства;

ИД-1 ПКС-3.1.Разработает технические задания на проектирование и изготовление нестандартных средств механизации сельскохозяйственного производства

 
Знать и понимать  как разработать технические задания на проектирование и изготовление нестандартных средств механизации сельскохозяйственного производства:
 
ИД-1 Не знает как разработать технические задания на проектирование и изготовление
Уровень 1 
 
ИД-1 Плохо знает как разработать технические задания на проектирование и изготовление
Уровень 2 
 
ИД-1 Знает как разработать технические задания на проектирование и изготовление, но допускает ошибки
Уровень 3 
 
ИД-1 Знает как разработать технические задания на проектирование и изготовление
Уровень 4 
 
 
Уметь делать (действовать)  разработать технические задания на проектирование и изготовление нестандартных средств механизации сельскохозяйственного производства:
 
ИД-1 Не умеет разработать технические задания на проектирование и изготовление
Уровень 1 
 
ИД-1 Плохо  умеет разработать технические задания на проектирование и изготовление

Уровень 2 
 
ИД-1 умеет разработать технические задания на проектирование и изготовление, но допускает ошибки
Уровень 3 
 
ИД-1 В полной мере умеет разработать технические задания на проектирование и изготовление
Уровень 4 
 
 
Владеть навыками (иметь навыки) навыками как разработать технические задания на проектирование и изготовление нестандартных средств механизации сельскохозяйственного производства:
 
ИД-1 Не владеет навыками как разработать технические задания на проектирование и изготовление
Уровень 1 
 
ИД-1 Плохо владеет навыками как разработать технические задания на проектирование и изготовление
Уровень 2 
 
ИД-1 Владеет навыками как разработать технические задания на проектирование и изготовление, но допускает ошибки
Уровень 3 
 
ИД-1 Владеет навыками как разработать технические задания на проектирование и изготовление
Уровень 4 
 
 
 
Уровни сформированности компетенций
Оценка «хорошо» - уровень 3
Оценка «отлично» - уровень 4
Оценка «неудовлетворительно» - уровень 1
Оценка «удовлетворительно» - уровень 2
Оценки формирования компентенций
средний
высокий
компетенция не сформирована
минимальный
Характеристика сформированности компетенции
Сформированность компетенции в целом соответствует требованиям. Имеющихся знаний, умений, навыков и мотивации в целом достаточно для решения стандартных практических (профессиональных) задач
Сформированность компетенции полностью соответствует требованиям. Имеющихся знаний, умений, навыков и мотивации в полной мере достаточно для решения сложных практических (профессиональных) задач
Компетенция в полной мере не сформирована. Имеющихся знаний, умений и навыков недостаточно для решения практических (профессиональных) задач
Сформированность компетенции соответствует минимальным требованиям. Имеющихся знаний, умений, навыков в целом достаточно для решения практических (профессиональных) задач
 
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Код занятия
Наименование разделов (этапов) и тем
Семестр
Часов
Компетенции
Интеракт.
Примечание (используемые интерактивные формы,

форма текущего контроля успеваемости)

Вид

работ

 
Раздел 1. Общие сведения о проектировании
 
1.1
Особенности проектирования объектов сельскохозяйственного

назначения

11
2
ПКС-3
Лек
 
1.2
проектирования объектов сельскохозяйственного

назначения

11
2
ПКС-3
устный опрос
Пр
 
1.3
Общие сведения о проектировании
11
2
Устный опрос
Ср
 
Раздел 2. Эксплуатационно-технологические свойства машин и комплекса машин
 
2.1
Агротехнические и технологические свойства машин и комплекса машин
11
2
ПКС-3
2
Лекция-визуализация
Лек
 
2.2
Тяговое сопротивление комплекса машин
11
2
ПКС-3
Лек
 
2.3
Агротехнические и технологические свойства машин и комплекса машин
11
2
ПКС-3
2
Работа в малых группах.  Задание для практической работы
Пр
 
2.4
Тяговое сопротивление комплекса машин
11
2
ПКС-3
комплект тестовых заданий
Пр
 
2.5
Эксплуатационно-технологические свойства машин и комплекса машин
11
6
ПКС-3
Решение кейс-задачи
Ср
 
Раздел 3. Эксплуатационные свойства мобильных энергетических средств
 
3.1
Пути улучшения эксплуатационно-технологических свойств машин и агрегатов
11
2
ПКС-3
2
Лекция-визуализация
Лек
 
3.2
Пути улучшения эксплуатационно-технологических свойств машин и агрегатов
11
2
ПКС-3
устный опрос
Пр
 
3.3
Эксплуатационные свойства мобильных энергетических средств
11
6
ПКС-3
комплект тестовых заданий
Ср
 
Раздел 4. Проектирование агрегатов и управление эксплуатационными режимами их работы
 
4.1
Агротехнические требования к мобильным энергетическим средствам
11
2
ПКС-3
Лек
 
4.2
Агротехнические требования к мобильным энергетическим средствам
11
2
ПКС-3
Решение кейс-задачи
Пр
 
4.3
Проектирование агрегатов и управление эксплуатационными режимами их работы
11
6
ПКС-3
Устный опрос.

Представление реферата

Ср
 
Раздел 5. Маневровые свойства (кинематика) комплекса машин агрегатов
 
5.1
Эксплуатационные свойства и режимы работы двигателей тракторов и самоходных машин
11
2
ПКС-3
Лек
 
5.2
Мощностные и тяговые показатели трактора
11
2
ПКС-3
Лек
 
5.3
Проектирование состава агрегата
11
2
ПКС-3
Лек
 
5.4
Эксплуатационные свойства и режимы работы двигателей тракторов и самоходных машин
11
2
ПКС-3
2
Работа в малых группах. Комплект тестовых заданий
Пр
 
5.5
Мощностные и тяговые характеристики трактора
11
2
ПКС-3
устный опрос
Пр
 
5.6
Проектирование состава машинно-тракторного агрегата
11
2
ПКС-3
Решение кейс-задачи
Пр
 
5.7
Маневровые свойства (кинематика) комплекса машин агрегатов
11
6
ПКС-3
Решение кейс-задачи
Ср
 
Раздел 6. Производительность машин и комплексов
 
6.1
Скоростные режимы работы комплекса машин
11
2
ПКС-3
2
Лекция-визуализация
Лек
 
6.2
Контроль и управление эксплуатационными режимами работы
11
2
ПКС-3
Лек
 
6.3
Виды и способы движения. Технология поворотов  комплекса машин
11
2
ПКС-3
Лек
 
6.4
Производительность машин и комплексов
11
2
ПКС-3
Лек
 
6.5
Скоростные режимы работы комплекса машин
11
2
ПКС-3
задание для практической работы
Пр
 
6.6
Контроль и управление эксплуатационными режимами работы
11
2
ПКС-3
комплект тестовых заданий
Пр
 
6.7
Виды и способы движения. Технология поворотов  комплекса машин
11
2
ПКС-3
2
Работа в малых группах. Устный опрос
Пр
 
6.8
Производительность машин и комплексов
11
2
ПКС-3
2
Работа в малых группах. Решение кейс-задачи
Пр
 
6.9
Производительность машин и комплексов
11
6
ПКС-3
комплект тестовых заданий
Ср
 
Раздел 7. Эксплуатационные затраты при работе машин и комплексов
 
7.1
Эксплуатационные затраты при работе машин и комплексов
11
2
ПКС-3
2
Лекция-визуализация
Лек
 
7.2
Эксплуатационные затраты при работе машин и комплексов
11
2
ПКС-3
устный опрос
Пр
 
7.3
Эксплуатационные затраты при работе машин и комплексов
11
6
ПКС-3
Устный опрос.

Представление реферата

Ср
 
Раздел 8. Оптимизация эксплуатационных параметров и режимов работы комплекса машин
 
8.1
Оптимизация загрузки тракторного двигателя
11
2
ПКС-3
Лек
 
8.2
Оптимальные скорости движения комплекса машин
11
2
ПКС-3
Лек
 
8.3
Поддержание оптимальных режимов работы комплекса машин
11
2
ПКС-3
Лек
 
8.4
Оптимизация загрузки тракторного двигателя
11
2
ПКС-3
Решение кейс-задачи
Пр
 
8.5
Оптимальные скорости движения комплекса машин
11
2
ПКС-3
2
Работа в малых группах. Задание для практической работы
Пр
 
8.6
оптимальные режимы работы комплекса машин
11
2
ПКС-3
задание для практической работы
Пр
 
8.7
Оптимизация эксплуатационных параметров и режимов работы комплекса машин.
11
6
ПКС-3
Решение кейс-задачи
Ср
 
ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И РЕСУРСОВ СЕТИ "ИНТЕРНЕТ", НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
 
Основная литература
 
Гордеев А. С. Моделирование в агроинженерии [Электронный ресурс]:. - Санкт-Петербург: Лань, 2022. - 384 – Режим доступа: https://e.lanbook.com/book/211529 
Л1.1
 
Кравченко И. Н., Коломейченко А. В., Чепурин А. В., Корнеев В. М. Проектирование предприятий технического сервиса [Электронный ресурс]:. - Санкт-Петербург: Лань, 2022. - 352 – Режим доступа: https://e.lanbook.com/book/213281 
Л1.2
 
 
Дополнительная литература
 
Патрин А.В. Эксплуатация машинно-тракторного парка [Электронный ресурс]:Учебное пособие. - Новосибирск: Золотой колос, 2014. - 118 – Режим доступа: https://znanium.com/catalog/document?id=174691 
Л2.1
 
Ряднов А.И., Шарипов Р.В., Тронев С.В. Эксплуатация машинно-тракторного парка [Электронный ресурс]:Учебное пособие. - Волгоград: ФГБОУ ВПО Волгоградский государственный аграрный университет, 2019. - 140 – Режим доступа: https://znanium.com/catalog/document?id=344285 
Л2.2
 
Крупин А. Е., Матвеев В. Ю., Тарукин Е. М. Прогнозирование и пути повышения ресурса сельскохозяйственной техники [Электронный ресурс]:. - Нижний Новгород: НГИЭУ, 2018. - 56 – Режим доступа: https://e.lanbook.com/book/164070 
Л2.3
 
Слободюк А. П. Методы и технические средства испытаний сельскохозяйственной техники: практикум [Электронный ресурс]:. - Белгород: БелГАУ им.В.Я.Горина, 2019. - 108 – Режим доступа: https://e.lanbook.com/book/166510 
Л2.4
 
 
Методическая литература
 
Раднаев Д. Н. Методологические аспекты проектирования технологий для возделывания зерновых культур в специфических условиях [Электронный ресурс]:Монография. - Улан-Удэ: Изд-во БГСХА, 2014. - 164 – Режим доступа: http://portal.bgsha.ru/disk/showFile/106207/?&ncc=1&ts=1513155294&filename=%D0%E0%E4%ED%E0%E5%E2.pdf 
Л3.1
 
 
Номер аудитории
Назначение
Оборудование и ПО
Адрес
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ)
 
162
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного и семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации (Специализированная аудитория «Посевные и посадочные машины»)
32 посадочных мест, рабочее место преподавателя, Учебный стенд «Установка нормы высева семян пневматической сеялки», Учебный стенд «Установка нормы высева семян», Учебный тренажер «Машина для посадки картофеля», Интерактивная панель Lumien
670024, Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, ул. Пушкина, д.№8 , Учебный корпус
 
ПЕРЕЧЕНЬ РЕСУРСОВ ИНФОРМАЦИОННО-ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННОЙ СЕТИ ИНТЕРНЕТ И ЛОКАЛЬНЫХ СЕТЕЙ АКАДЕМИИ, НЕОБХОДИММЫХ ДЛЯ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Наименование 
Доступ
1. Удаленные электронные сетевые учебные ресурсы временного доступа, сформированные на основании прямых договоров с правообладателями (электронно-библиотечные системы - ЭБС)
1

2
3. Электронные учебные и учебно-методические ресурсы, подготовленные в академии:
Электронно-библиотечная система Издательства «Znanium»
http://znanium.ru/
Электронно-библиотечная система Издательства «Лань»
http://e.lanbook.com/
Электронно-библиотечная система Издательства «Юрайт»
http://urait.ru/
1. Раднаев, Даба Нимаевич.  Методологические аспекты проектирования технологий для возделывания зерновых культур в специфических условиях : монография / Д. Н. Раднаев ; М-во сел. хоз-ва РФ, Департамент науч.-технол. политики и образования при МСХ РФ, Бурят. гос. с.-х. акад. им. В.Р. Филиппова. - Улан-Удэ : Изд-во БГСХА, 2014. - 164 с.

http://portal.bgsha.ru/disk/showFile/106207/?&ncc=1&ts=1513155294&filename=%D0%E0%E4%ED%E0%E5%E2.pdf

2. Электронные сетевые ресурсы открытого доступа (профессиональные базы данных, массовые открытые онлайн-курсы и пр.):

1

2
Платформа «Открытое образование» (онлайн-курсы по базовым дисциплинам, изучаемым в российских университетах)
https://openedu.ru/course/
Профессиональные базы данных
http://e.lanbook.com/
 
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ВКЛЮЧАЯ ПЕРЕЧЕНЬ ПРОГРАММНОГО ОБСПЕЧЕНИЯ И ИНФОРМАЦИОННЫХ СПРАВОЧНЫХ СИСТЕМ
1. Программные продукты, необходимые для освоения учебной дисциплины
Наименование программного продукты (ПП)
Виды учебных занятий и работ, в которых используется данный продукт
Microsoft OfficeStd 2016 RUS OLP NL Acdmc. Договор № ПП-61/2015 г. О поставке программных продуктов от 9 декабря 2015 года

Microsoft OfficeProPlus 2016 RUS OLP NL Acdmc. Договор № ПП-61/2015 г. О поставке программных продуктов от 9 декабря 2015 года

Microsoft Windows Vista Business Russian Upgrade Academic OPEN No Level Государственный контракт № 25 от 1 апреля 2008 года

Занятия семинарского типа, самостоятельная работа 
 
2. Информационные справочные системы, необходимые для реализации учебного процесса
Информационно-правовой портал «Гарант»
в локальной сети академии

http://www.garant.ru/

Справочно-поисковая система «Консультант Плюс»
http://www.consultant.ru/
 
3. Специализированные помещения и оборудование, используемые в рамках информатизации учебного процесса
 
Наименование ЭИОС и доступ
Виды учебных занятий и работ, в которых используется данная система
Доступ
1

2
3
Официальный сайт академии
http://bgsha.ru/
Занятия лекционного типа, семинарского типа, самостоятельная работа
Личный кабинет
http://lk.bgsha.ru/
Занятия лекционного типа, семинарского типа, самостоятельная работа
АС Деканат
в локальной сети академии
-
Корпоративный портал академии
http:/portal.bgsha.ru/
Занятия лекционного типа, семинарского типа, самостоятельная работа
ИС «Планы»
в локальной сети академии
-
Портфолио обучающегося
http://lk.bgsha.ru/
Самостоятельная работа
Сайт научной библиотеки
http:/elib.bgsha.ru/
Занятия лекционного типа, семинарского типа, самостоятельная работа
Электронная библиотека БГСХА
http:/elib.bgsha.ru/
Занятия лекционного типа, семинарского типа, самостоятельная работа
4. Информационно-образовательные системы (ЭИОС)
 
КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЯ)
ФИО преподавателя
Ученая степень, ученое звание
Уровень образования. Специальность и квалификация в соответствии с дипломом. Профессиальная переподготовка
1
2
3
 
Раднаев Даба Нимаевич
Высшее. Механизация  с/х производства, инженер-механик. Преподаватель высшей школы
доктор технических наукпрофессор
 
ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ) ДЛЯ ИНВАЛИДОВ И ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИМ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Организационно-педагогическое, психолого-педагогическое сопровождение обучающихся инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья осуществляется на основании соответствующей рекомендации в заключении психолого-медико-педагогической комиссии или индивидуальной программе реабилитации инвалида. Академия, по заявлению обучающегося, создает специальные условия для получения высшего образования инвалидами и лицам с ограниченными возможностями здоровья:

- использование специализированных (адаптированных) рабочих программ дисциплин (модулей) и методов обучения и воспитания, включая наличие альтернативной версии официального сайта организации в сети «Интернет» для слабовидящих;

- использование специальных учебников, учебных пособий и других учебно-методических материалов, включая альтернативные форматы печатных материалов (крупный шрифт или аудиофайлы);

- использование специальных технических средств обучения (мультимедийное оборудование, оргтехника и иные средства) коллективного и индивидуального пользования, включая установку

мониторов с возможностью трансляции субтитров, обеспечение надлежащими звуковыми

воспроизведениями информации;

- предоставление услуг ассистента (при необходимости), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь или услуги сурдопереводчиков / тифлосурдопереводчиков;

- проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий для разъяснения отдельных вопросов изучаемой дисциплины (модуля);

- проведение процедуры оценивания результатов обучения возможно с учетом особенностей нозологий (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, в форме тестирования и т.п.) при использовании доступной формы предоставления заданий оценочных средств и ответов на задания (в печатной форме увеличенным шрифтом, в форме аудиозаписи, в форме электронного документа, задания зачитываются ассистентом, задания предоставляются с использованием сурдоперевода) с

использованием дополнительного времени для подготовки ответа;

- обеспечение беспрепятственного доступа обучающимся в учебные помещения, туалетные и другие помещения организации, а также пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов и других приспособлений);

- обеспечение сочетания онлайн и офлайн технологий, а также индивидуальных и коллективных форм работы в учебном процессе, осуществляемом с использованием дистанционных образовательных технологий;

- и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение ОПОП ВО.

В целях реализации ОПОП ВО в академии оборудована безбарьерная среда, учитывающая потребности лиц с нарушением зрения, с нарушениями слуха, с нарушениями опорно-двигательного

аппарата. Территория соответствует условиям беспрепятственного, безопасного и удобного передвижения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Вход в учебный корпус

оборудован пандусами, стекла входных дверей обозначены специальными знаками для слабовидящих, используется система Брайля. Сотрудники охраны знают порядок действий при прибытии в академию лица с ограниченными возможностями. В академии создана толерантная социокультурная среда, осуществляется необходимое сопровождение образовательного процесса,

при необходимости предоставляется волонтерская помощь обучающимся инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья.

 
ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
Перечень вопросов к зачету

Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины (модуля)
 
1. По каким признакам классифицируют МТА? (ПКС-3)

2. Перечислите главные эксплуатационные свойства агрегатов. (ПКС-3)

3. Назовите и проанализируйте составляющие тягового баланса трактора. (ПКС-3)

4. Из каких этапов состоит процесс комплектования агрегатов? (ПКС-3)

5. В какой последовательности комплектуют агрегаты? (ПКС-3)

6. Что такое кинематика агрегатов? (ПКС-3)

7. Что характеризует коэффициент рабочих ходов? (ПКС-3)

8. Перечислите способы передвижения агрегатов и опишите их. (ПКС-3)

9. Что понимают под производительностью агрегатов? (ПКС-3)

10. Какие виды производительности вы знаете и в чем их различие? (ПКС-3)

11. Перечислите основные способы повышения производительности агрегатов. (ПКС-3)

12. Назовите составляющие прямых и приведенных эксплуатационных затрат при работе агрегатов. (ПКС-3)

13. Как определяют удельные затраты на 1 га наработки (руб.га)? (ПКС-3)

14. Как определяют расход топлива и смазочных материалов на единицу выполненной работы? (ПКС-3)

15. Перечислите основные способы экономии топливо-смазочных материалов. (ПКС-3)

16. Как составляют технологическую карту на возделывание с.-х. культуры? (ПКС-3)

17. Какие варианты технологических карт вы знаете? (ПКС-3)

18. Что представляет собой операционная технология механизированных работ? (ПКС-3)

19. Как составляют операционные технологические карты? (ПКС-3)

20. Каково значение технического обслуживания в повышении эффективности использования МТП? (ПКС-3)

21. Назовите основные элементы системы технического обслуживания. (ПКС-3)

22. Как проводят обкатку машины? (ПКС-3)

23. В чем заключается сущность обкатки? (ПКС-3)

24. Перечислите виды и периодичность технического обслуживания тракторов и с.-х. машин. (ПКС-3)

25. Какие механизированные средства применяют при техническом обслуживании? (ПКС-3)

26. Перечислите операции и последовательность их проведения ТО -1, ТО -2, ТО-3. (ПКС-3)

27. Что понимают под технической диагностикой? (ПКС-3)

28. Каковы задачи технической диагностики? (ПКС-3)

29. Какие приборы, оборудование, установки комплексы используют при диагностировании? (ПКС-3)

30. Какие существуют методы и формы организации технического обслуживания? (ПКС-3)

31. В чем различие методов и форм организации технического обслуживания? (ПКС-3)

32. Как определяют состав МТП и планируют его использование в хозяйствах? (ПКС-3)

33. Как устанавливают объем механизированных в хозяйстве и требуемое число агрегатов для выполнения заданного объема работ? (ПКС-3)

Вопросы для текущего контроля

1. Проблемы современного сельскохозяйственного производства.

2. Основные направления развития современной сельхозтехники.

3. История развития механизации сельского хозяйства.

4. Типы посадочных, посевных машин и их характеристики.

5. Зарубежные аналоги отечественных сельскохозяйственных машин.

6. Тенденции развития удобрений и машин для их внесения.

7. Современные сорта зерновых культур, их основные параметры.

8. Тенденция развития комплексных агрегатов.

9. Комплекс мероприятий по борьбе с засухой и ветровой эрозией.

10. Целесообразность применения ядохимикатов.

11. Применение ресурсосберегающих технологий в растениеводстве.

12. Перспективная ресурсосберегающая  адаптивная технология возделывания культуры (по выбору).

13. Основные направления развития механизации растениеводства в условиях Забайкалья.

14. Основные направления обеспечения устойчивости развития растениеводства в засушливых зонах России

 
Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Темы рефератов

1. Особенности проектирования сельскохозяйственных объектов, устройств и систем.

2. Роль машины в историческом развитии человека?

3. Вклад академика В.П. Горячкина в конструировании сельскохозяйственных машин.

4. Требования к системам машин в животноводстве и растениеводстве.

5. Основные принципы системного проектирования.

6. Основные этапы проектирования технических устройств и систем?

7. Сущность инженерное прогнозирование

8. Методы прогнозирования.

9. Сущность декомпозиции задачи прогнозирования.

10. Метода экспертных оценок.

11. Техническое решение - как изобретение.

12. Формы патентной защиты изобретений.

Комплект тестовых заданий

 

Задание на выбор одного правильного ответа

1. Машинно-тракторный парк (МТП) представляет собой:

a) совокупность мобильных стационарных машин и оборудования цехов, ферм, мастерских

b) совокупность мобильных машин предприятия вместе с энергетическими средствами и вспомогательными устройствами

c) совокупность парка тракторов и тракторных средств

d) совокупность парка сельскохозяйственных машин и оборудования

2. Систему машин для комплексной механизации возделывания с.-х. культур устанавливают:

a) исходя из принятой технологии возделывания

b) по величине затрат

c) по производительности машин

d) в зависимости от почвенно-климатических условий

3. При проектировании сельскохозяйственных процессов разрабатывается

технологические карты на выполнение работ:

a) наряд-задание

b) агротехнические требования

c) агротехнологические свойства рабочих машин

4. Укажите способы движения сеялки при рядовом посеве зерновых культур:

a) только челночный

b) только развал

c) только беспетлевой способ с перекрытием

5. Основные элементы операционной технологии наиболее полно перечислены в пункте:

a) сроки проведения работ, нормы выработки, объем работ, технико¬экономические показатели.

b) продолжительность проведения работ, состав агрегата, коэффициент сменности

c) агротехнические требования к выполнению данной операции, рациональ¬ное комплектование и подготовка агрегатов к работе, подготовка поля, ра¬бота агрегата в загоне, контроль качества работы, указания по охране труда

d) количество агрегатов, расход топлива, производительность агрегатов, норма выработки, допустимые потери продукции

6. При почвозащитной системе земледелия проводятся следующие виды работ:

a) вспашка отвальная, боронование

b) лущение, культивация

c) чизелевание, дискование, щелевание, обработка культиваторами - плоскорезами

d) обработка почвообрабатывающими фрезами

7. В сельском хозяйстве принята система технического обслуживания

a) заявочная

b) стандартная

c) форменное

d) планово-предупредительная

8. В объем работы пункта технического обслуживания тракторов включают трудоемкости (где (ЕТО, ТО-1, ТО-2, ТО-3, СО - соответственно ежесменное, периодические, сезонное, технические обслуживания):

a) ЕТО, ТО-1, ТО-3, СО и диагностирования

b) ТО-1, ТО-2, ТО-3, СО и диагностирования

c) ТО-2, ТО-3, СО и диагностирования

d) ТО-3, СО и диагностирования

9. Структура инженерно-технической службы зависит от:

a) размеров хозяйства

b) структуры машинно-тракторного парка

c) масштабов производства

d) направления производственной деятельности, специализации и концентрации производства, специфики местных условий

Комплект заданий для практических работ

Тема: Общие сведения о проектировании

1. Проектирование как метод познания и преобразования действительности

2. Особенности проектирования объектов сельскохозяйственного назначения

3. Основные определения и терминология в области проектирования

Тема: Эксплуатационно-технологические свойства машин и комплекса машин

1. Агротехнические и технологические свойства машин и комплекса машин

2. Энергетические свойства (сопротивления) машин и агрегатов

3. Тяговое сопротивление комплекса машин

4. Пути улучшения эксплуатационно-технологических свойств машин и агрегатов

Тема: Эксплуатационные свойства мобильных энергетических средств

1. Агротехнические требования к мобильным энергетическим средствам

2. Эксплуатационные свойства и режимы работы двигателей тракторов и

3. Мощностные и тяговые показатели трактора

 

Тема: Проектирование агрегатов и управление эксплуатационными режимами их работы

1. Расчет состава агрегата

2. Скоростные режимы работы комплекса машин

3. Контроль и управление эксплуатационными режимами работы

Тема: Маневровые свойства (кинематика) комплекса машин агрегатов

1. Основные понятия и определения

2. Технология поворотов  комплекса машин

3. Виды и способы движения

Тема: Производительность машин и комплексов

1. Основные понятия, определения и расчеты

2. Расчет производительности агрегата по использованию мощности трактора и двигателя

3. Расчет производительности агрегата по использованию мощности трактора и двигателя

Тема : Эксплуатационные затраты при работе машин и комплексов

1. Топливно-энергетические затраты

2. Эксплуатационные затраты денежных средств

3. Затраты и эффективность труда

Тема: Оптимизация эксплуатационных параметров и режимов работы комплекса машин.

1. Параметры и критерии оптимизации

2. Оптимизация загрузки тракторного двигателя

3. Оптимальные скорости движения комплекса машин

4. Оптимальные параметры комплекса

5. Поддержание оптимальных режимов работы комплекса машин

Кейс задачи

Задания:

1. Разбрасывателем РУМ-8 вносятся минеральные удобрения на поле длиной 1500 м при норме 5 ц/га. Определить, на сколько проходов хватит удобрений в кузове (грузоподъемность 11 000 кг) при ширине разбрасывания 12 м.

2. Исходные данные:

– Посевной агрегат - ДТ-75М+С-11/ЗСЗ-3,6А

– Длина рабочего участка (поля) - Lу= 1300 м

– Способ движения агрегата - челночный

– Вид поворота агрегата - грушевидный

– Кинематическая длина агрегата - lк = 7,4 м.

Для работы агрегата на посеве зерновых культур требуется подготовить поле, для чего необходимо рассчитать ширину поворотной полосы Lp, длину рабочего хода агрегата определить коэффициент рабочего хода агрегата , наметить линию первого прохода агрегата.

3. Исходные данные

- урожайность - У3= 30 ц/га

- соотношение зерна и соломы - 1:1,2

- рабочая скорость зерноуборочного комбайна - ур = 7,5 км/ч

- пропускная способность молотилки комбайна - = 8 кг/с

- уборочная площадь - Р = 1000 га

- коэффициент сменности - Кси = 1,5

- количество календарных дней - Дк= 12 дн

- время смены - /си= 7 ч

- коэффициент, учитывающий метеорологические условия - Км = 0,8

- коэффициент использования времени смены -т = 0,6.

Определить рациональный тип жатки и количество зерноуборочных комбайнов Дон-1500Б для уборки зерновых культур.

4. Исходные данные

Испытания серийных и опытных лемехов проводились на вспашке суглинистых почв трактором Т-150К с плугом ПЛН-5-35. Производительность агрегата - 1 га/ч.

В результате испытаний установлено, что средние ресурсы серийных и опытных лемехов составляют соответственно 10 и 25 га. Качество вспашки обоими лемехами одинаково хорошее.

Цена серийного лемеха - 170 р., опытного лемеха - 340 р., годовой объем вспашки - 3000 га, трудоемкость замены одного лемеха - Т = 0,2 чел.-ч, средняя часовая тарифная ставка при замене лемеха - Сч=35р./ч.

Предприятием «Сельхозтехника» разработана технология и изготовлена опытная партия лемехов, упрочненных белым износостойким чугуном. Определить эффективность применения опытных лемехов в хозяйстве.

5. Исходные данные

- коэффициент охвата капитальным ремонтом тракторов МТЗ-82 -0,03;

 
- коэффициент охвата капитальным ремонтом КП и ЗМ для текущего ремонта тракторов - 0,10;

- трудоемкость капитального ремонта КП и ЗМ - 24 чел.-ч;

- режим работы участка - односменный;

- длительность производственного цикла ремонта принять Tц = 15,4 ч

В зоне обслуживания ремонтно-технического предприятия (РТП) эксплуатируется 5 000 тракторов МТЗ-82. Предприятие осуществляет капитальный ремонт агрегатов для этих тракторов, в том числе задних мостов (ЗМ) и коробок передач (КП).

Определить численность рабочих и площадь участка для ремонта этих агрегатов.

Работа в малых группах

Работа 1

Требуется скомплектовать машинно-тракторный агрегат для дискования стерни тяжелыми боронами на глубину 0,06 – 0,08м на базе трактора New Holland (Т-7030).

1. Рассчитать  тяговые возможности трактора New Holland в заданных условиях работы.

2. Определить удельную мощность, необходимую для работы агрегата.

3. Определить оптимальную ширину захвата агрегата и тяговое сопротивление почвообробатывающей машины

4. Рациональную скорость движения агрегата

5. Коэффициент использования тяговой мощности

6. Рассчитать производительность агрегата за один час «чистой» работы

7. Расчетный расход топлива

8. Рассчитать удельные энергозатраты

Работа 2

Требуется скомплектовать машинно- тракторный агрегат для «гладкой» вспашки почвы на глубину 0,25м полунавесным оборотным лугом Квернеланд PN – 100 по дискованной стерне на поле с уклоном 5%

1. Рассчитать  тяговые возможности оборотного плуга в заданных условиях работы.

2. Определить удельную мощность, необходимую для работы агрегата.

3. Определить оптимальную ширину захвата агрегата и тяговое сопротивление почвообробатывающей машины

4. Рациональную скорость движения агрегата

5. Коэффициент использования тяговой мощности

6. Рассчитать производительность агрегата за один час «чистой» работы

7. Расчетный расход топлива

8. Рассчитать удельные энергозатраты

Работа 3

Определить рациональный режим работы агрегата, состоящего из трактора ХТЗ-150К и дискового комбинированного агрегата ДАКН-3,3Н.

1. Рассчитать  тяговые возможности  агрегата  в заданных условиях работы.

2. Определить удельную мощность, необходимую для работы агрегата.

3. Определить оптимальную ширину захвата агрегата и тяговое сопротивление почвообробатывающей машины

4. Рациональную скорость движения агрегата

5. Коэффициент использования тяговой мощности

6. Рассчитать производительность агрегата за один час «чистой» работы

7. Расчетный расход топлива

8. Рассчитать удельные энергозатраты

 
Перечень вопросов к зачету

Вопросы для текущего контроля

Темы рефератов

Комплект тестовых заданий

Комплект заданий для практических работ

Кейс задачи

Работа в малых группах

Перечень видов оценочных средств
 
Критерии оценивания контрольной работы текущего контроля успеваемости обучающихся (рекомендуемое)

Комплект контрольных вопросов для проведения устных опросов

Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерные критерии оценивания:

– правильность ответа по содержанию задания (учитывается количество и характер ошибок при ответе);

– полнота и глубина ответа (учитывается количество усвоенных фактов, понятий и т.п.);

– сознательность ответа (учитывается понимание излагаемого материала);

– логика изложения материала (учитывается умение строить целостный, последовательный рассказ, грамотно

 
пользоваться специальной терминологией);

– использование дополнительного материала;

– рациональность использования времени, отведенного на задание (не одобряется затянутость выполнения задания, устного ответа во времени, с учетом индивидуальных особенностей обучающихся).

Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерная шкала оценивания:

Баллы

для учета в рейтинге (оценка)

Степень удовлетворения критериям
86-100 баллов

«отлично»

Обучающийся полно и аргументировано отвечает по содержанию вопроса (задания); обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные; излагает материал последовательно и правильно.
71-85  баллов

«хорошо»

Обучающийся достаточно полно и аргументировано отвечает по содержанию вопроса (задания); обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные; излагает материал последовательно. Допускает 1-2 ошибки, исправленные с помощью наводящих вопросов.
56-70  баллов

«удовлетво-рительно»

Обучающийся обнаруживает знание и понимание основных положений данного задания, но излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил; не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры; излагает материал непоследовательно и допускает ошибки.
0-55  баллов

«неудовлетворительно»

Обучающийся обнаруживает незнание ответа на соответствующее задание (вопрос), допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Отмечаются такие недостатки в подготовке обучающегося, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.
 
Баллы

для учета в рейтинге (оценка)

Степень удовлетворения критериям
Перечень дискуссионных тем

Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерные критерии оценивания:

- теоретический уровень знаний;

- качество ответов на вопросы;

- подкрепление материалов фактическими данными (статистические данные или др.);

- практическая ценность материала;

- способность делать выводы;

- способность отстаивать собственную точку зрения;

- способность ориентироваться в представленном материале;

- степень участия в общей дискуссии.

Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерная шкала оценивания:

Критерии оценивания контрольной работы дискуссионных тем и вопросов для круглого стола

(дискуссии, полемики, диспута, дебатов)  

86-100 баллов

«отлично»

Обучающийся свободно владеет учебным материалом; проявляет навыки анализа, обобщения, критического осмысления, публичной речи, аргументации, ведения дискуссии и полемики, критического восприятия информации; материал изложен грамотно, в определенной логической последовательности, точно

используется терминология; показано умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации; высказывать свою точку зрения.

71-85 баллов

«хорошо»

Ответ удовлетворяет в основном требованиям на оценку «отлично», но при этом имеет один из недостатков: в усвоении учебного материала допущены небольшие пробелы, не исказившие содержание ответа; допущены один – два недочета в формировании навыков публичной речи, аргументации, ведения дискуссии и полемики, критического восприятия информации.
56-70 баллов

«удовлетво-рительно»

Неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения материала; имелись затруднения или допущены ошибки в определении понятий, использовании терминологии, исправленные после нескольких наводящих вопросов.
 
Обучающийся не может применить теорию в новой ситуации.
0-55  баллов

«неудовлетворительно»

Не раскрыто основное содержание учебного материала; обнаружено незнание или непонимание большей или наиболее важной части учебного материала; допущены ошибки в определении понятий, при использовании терминологии, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов; не сформированы умения и навыки публичной речи, аргументации, ведения дискуссии и полемики, критического восприятия информации.
 
Баллы

для учета в рейтинге (оценка)

Степень удовлетворения критериям
Перечень заданий для контрольной работы

Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерные критерии оценивания:

– полнота раскрытия темы;

– правильность формулировки и использования понятий и категорий;

– правильность выполнения заданий/ решения задач;

– аккуратность оформления работы и др.

Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерная шкала оценивания:

Критерии оценивания контрольной работы для контрольной работы

(обязательно для дисциплин, где по УП предусмотрена контрольная работа)

86-100 баллов

«отлично»

Полное раскрытие темы, указание точных названий и определений, правильная формулировка понятий и категорий, приведены все необходимые формулы, соответствующая статистика и т.п., все задания выполнены верно (все задачи решены правильно), работа выполнена аккуратно, без помарок.
71-85  баллов

«хорошо»

Недостаточно полное раскрытие темы, одна-две несущественные ошибки в определении понятий и категорий, в формулах, статистических данных и т. п., кардинально не меняющие суть изложения, наличие незначительного количества грамматических и стилистических ошибок, одна-две несущественные погрешности при выполнении заданий или в решениях задач. Работа выполнена аккуратно.
56-70  баллов

«удовлетво-рительно»

Ответ отражает лишь общее направление изложения лекционного материала, наличие более двух несущественных или одной-двух существенных ошибок в определении понятий и категорий, формулах, статистических данных и т. п.; большое количество грамматических и стилистических ошибок, одна-две существенные ошибки при выполнении заданий или в решениях задач. Работа выполнена небрежно.
0-55  баллов

«неудовлетворительно»

Обучающийся демонстрирует слабое понимание программного материала. Тема не раскрыта, более двух существенных ошибок в определении понятий и категорий, в формулах, статистических данных, при выполнении заданий или в решениях задач, наличие грамматических и стилистических ошибок и др.
 
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерные критерии оценивания:

– правильность выполнения задания на практическую/лабораторную работу в соответствии с вариантом;

– степень усвоения теоретического материала по теме практической /лабораторной работы;

– способность продемонстрировать преподавателю навыки работы в инструментальной программной среде, а также применить их к решению типовых задач, отличных от варианта задания;

– качество подготовки отчета по практической / лабораторной работе;

– правильность и полнота ответов на вопросы преподавателя при защите работы

и др.

Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерная шкала оценивания практических занятий (лабораторных работ):

Критерии оценивания контрольной работы для практических (лабораторных) работ

Баллы

для учета в рейтинге (оценка)

Степень удовлетворения критериям
86-100 баллов

«отлично»

Выполнены все задания практической (лабораторной) работы, обучающийся четко и без ошибок ответил на все контрольные вопросы.
71-85  баллов

«хорошо»

Выполнены все задания практической (лабораторной) работы; обучающийся ответил на все контрольные вопросы с замечаниями.
 
56-70  баллов

«удовлетво-рительно»

Выполнены все задания практической (лабораторной) работы с замечаниями; обучающийся ответил на все контрольные вопросы с замечаниями.
0-55  баллов

«неудовлетворительно»

Обучающийся не выполнил или выполнил неправильно задания практической (лабораторной) работы; обучающийся ответил на контрольные вопросы с ошибками или не ответил на контрольные вопросы.
 
Комплект заданий

Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерные критерии оценивания:

В качестве критериев могут быть выбраны, например:

– соответствие срока сдачи работы установленному преподавателем;

– соответствие содержания и оформления работы предъявленным требованиям;

– способность выполнять вычисления;

– умение использовать полученные ранее знания и навыки для решения конкретных задач;

– умение отвечать на вопросы, делать выводы, пользоваться профессиональной и общей лексикой;

– обоснованность решения и соответствие методике (алгоритму) расчетов;

Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерная шкала оценивания:

Критерии оценивания контрольной работы для выполнения

расчетно-графической работы,  работы на тренажере

Баллы

для учета в рейтинге (оценка)

Степень удовлетворения критериям
86-100 баллов

«отлично»

Все материалы, расчеты, построения оформлены согласно требованиям и демонстрируют высокий уровень освоения теоретического материала, способность составлять и реализовать алгоритм решения по исходным данным. Вычисления выполнены четко, ответы на вопросы, выводы к работе отражают точку зрения обучающегося на решаемую проблему. Все материалы представлены в установленный срок, не требуют дополнительного времени на завершение. 
71-85  баллов

«хорошо»

Все материалы, расчеты, построения оформлены согласно требованиям и демонстрируют достаточно высокий уровень освоения теоретического материала, способность составлять и реализовать алгоритм решения по исходным данным. В работе присутствуют несущественные ошибки при вычислениях и построении чертежей, не влияющие на общий результат работы, при грамотном ответе на большинство поставленных вопросов. Все материалы представлены в установленный срок, не требуют дополнительного времени на завершение. 
56-70  баллов

«удовлетво-рительно»

Материалы, расчеты, построения оформлены с ошибками, не в полном объеме, демонстрируют наличие пробелов в освоении теоретического материала, низкий уровень способности составлять и реализовать алгоритм решения по исходным данным. В работе присутствуют ошибки, которые не оказывают существенного влияния на окончательный результат. Работа оформлена неаккуратно, представлена с задержкой и требует дополнительного времени на завершение.
0-55  баллов

«неудовлетворительно»

Демонстрирует низкий/ниже среднего уровень освоения теоретического материала, неспособность составлять и реализовать алгоритм решения по исходным данным. Многие требования, предъявляемые к заданию, не выполнены. Обучающийся не может ответить на замечания преподавателя, не владеет материалом работы, не в состоянии дать объяснения выводам и теоретическим положениям данной работы. Оформление работы не соответствует требованиям.
 
Материалы тестовых заданий

Материалы тестовых заданий следует сгруппировать по темам/разделам изучаемой дисциплины (модуля) в следующем виде:

Тема (темы) / Раздел дисциплины (модуля)

Тестовые задания по данной теме (темам)/Разделу с указанием правильных ответов.

Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерные критерии оценивания:

- отношение правильно выполненных заданий к общему их количеству

Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерная шкала оценивания:

Критерии оценивания контрольной работы тестовых заданий

 
Баллы

для учета в рейтинге (оценка)

Степень удовлетворения критериям
86-100 баллов «отлично»

Выполнено 86-100% заданий
71-85  баллов «хорошо»

Выполнено 71-85% заданий 
56-70  баллов «удовлетво-рительно»

Выполнено 56-70% заданий
0-55  баллов «неудовлетворительно»

Выполнено 0-56% заданий
 
Баллы

для учета в рейтинге (оценка)

Степень удовлетворения критериям
86-100 баллов «отлично»

Демонстрирует очень высокий/высокий уровень знаний, умений, навыков в соответствии с критериями оценивания. Все требования, предъявляемые к заданию, выполнены.
71-85  баллов «хорошо»

Демонстрирует достаточно высокий/выше среднего уровень знаний, умений, навыков в соответствии с критериями оценивания. Все требования, предъявляемые к заданию, выполнены.
56-70  баллов «удовлетво-рительно»

Демонстрирует средний уровень знаний, умений, навыков в соответствии с критериями оценивания. Большинство требований, предъявляемых к заданию, выполнены.
0-55  баллов «неудовлетворительно»

Демонстрирует низкий/ниже среднего уровень знаний, умений, навыков в соответствии с критериями оценивания. Многие требования, предъявляемые к заданию, не выполнены. Нет ответа. Не было попытки решить задачу.
Задачи репродуктивного уровня  

Задачи реконструктивного уровня

Задачи творческого уровня

Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерные критерии оценивания:

– полнота знаний теоретического контролируемого материала;

– полнота знаний практического контролируемого материала, демонстрация умений и навыков решения типовых задач, выполнения типовых заданий/упражнений/казусов;

– умение самостоятельно решать проблему/задачу на основе изученных методов, приемов, технологий;

– умение ясно, четко, логично и грамотно излагать собственные размышления, делать умозаключения и выводы;

– полнота и правильность выполнения задания.

Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерная шкала оценивания:

Критерии оценивания контрольной работы разноуровневых задач (заданий)

 
Баллы

для учета в рейтинге (оценка)

Степень удовлетворения критериям
Перечень тем эссе/докладов/рефератов/сообщений и т.п.

Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерные критерии оценивания:

– полнота раскрытия темы;

– степень владения понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины;

– знание фактического материала, отсутствие фактических ошибок;

– умение логически выстроить материал ответа;

– умение аргументировать предложенные подходы и решения, сделанные выводы;

– степень самостоятельности, грамотности, оригинальности в представлении материала (стилистические обороты, манера изложения, словарный запас, отсутствие или наличие грамматических ошибок);

– выполнение требований к оформлению работы.

Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся).

Примерная шкала оценивания письменных работ:

Критерии оценивания контрольной работы темы эссе

(рефератов, докладов, сообщений)

 
86-100 баллов «отлично»

Содержание работы в целом соответствует теме задания. Продемонстрировано знание фактического материала, отсутствуют ошибки. Продемонстрировано уверенное владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (уместность употребления, аббревиатуры, толкование и т.д.), отсутствуют ошибки в употреблении терминов.

Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.

Ответ четко структурирован и выстроен в заданной логике. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа укладывается в заданные рамки при сохранении смысла.

Продемонстрировано умение аргументировано излагать собственную точку зрения. Видно уверенное владение освоенным материалом, изложение сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.

Высокая степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала: стилистические обороты, манера изложения, словарный запас. Отсутствуют стилистические и орфографические ошибки в тексте.

Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.

71-85  баллов «хорошо»

Содержание ответа в целом соответствует теме задания. Продемонстрировано знание фактического материала, встречаются несущественные фактические ошибки.

Продемонстрировано владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (уместность употребления, аббревиатуры, толкование и т.д.), отсутствуют ошибки в употреблении терминов.

Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.

Ответ в достаточной степени структурирован и выстроен в заданной логике без нарушений общего смысла. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа незначительно превышает заданные рамки при сохранении смысла.

Продемонстрировано умение аргументированно излагать собственную точку зрения, но аргументация не всегда убедительна. Изложение лишь отчасти сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.

Достаточная степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала. Встречаются мелкие и не искажающие смысла ошибки в стилистике, стилистические штампы. Есть 1–2 орфографические ошибки.

Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.

56-70  баллов  «удовлетво-рительно»

Содержание работы в целом соответствует теме задания. Продемонстрировано удовлетворительное знание фактического материала, есть фактические ошибки (25– 30%).

Продемонстрировано достаточное владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины, есть ошибки в употреблении и трактовке терминов, расшифровке аббревиатур.

Ошибки в использовании категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.

Ответ плохо структурирован, нарушена заданная логика. Части ответа логически разорваны, нет связок между ними. Ошибки в представлении логической структуры проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа в существенной степени (на 25–30%) отклоняется от заданных рамок.

Нет собственной точки зрения либо она слабо аргументирована. Примеры, приведенные в ответе в качестве практических иллюстраций, в малой степени соответствуют изложенным теоретическим аспектам.

Текст работы примерно наполовину представляет собой стандартные обороты и фразы из учебника/лекций. Обилие ошибок в стилистике, много стилистических штампов. Есть 3–5 орфографических ошибок.

Работа выполнена не очень аккуратно, встречаются помарки и исправления.

0-55  баллов  «неудовлетворительно»

Содержание ответа не соответствует теме задания или соответствует ему в очень малой степени.

Продемонстрировано крайне слабое владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (неуместность употребления, неверные аббревиатуры, искаженное толкование и т.д.), присутствуют многочисленные ошибки в употреблении терминов.

Продемонстрировано крайне низкое (отрывочное) знание фактического материала, много фактических ошибок – практически все факты (данные) либо искажены, либо неверны.

Ответ представляет собой сплошной текст без структурирования, нарушена заданная логика. Части ответа не взаимосвязаны логически. Нарушена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа более чем в 2 раза меньше или превышает заданный. Показаны неверные ассоциативные взаимосвязи категорий и терминов дисциплины.

Отсутствует аргументация изложенной точки зрения, нет собственной позиции. Отсутствуют примеры из практики либо они неадекватны.

Текст ответа представляет полную кальку текста учебника/лекций. Стилистические ошибки приводят к существенному искажению смысла. Большое число орфографических ошибок в тексте (более 10 на страницу).

Работа выполнена неаккуратно, с обилием помарок и исправлений. В работе один абзац и больше позаимствован из какого-либо источника без ссылки на него.

 
Критерии оценивания контрольной работы участия обучающегося в активных формах обучения (доклады, 
 
выступления на семинарах, практических занятиях и пр.):

Баллы

для учета в рейтинге (оценка)

Степень удовлетворения критериям
86-100 баллов «отлично»

Полное раскрытие вопроса; указание точных названий и определений; правильная формулировка понятий и категорий; самостоятельность ответа, умение вводить и использовать собственные классификации и квалификации, анализировать и делать собственные выводы по рассматриваемой теме; использование дополнительной литературы и иных материалов и др.
71-85  баллов «хорошо»

Недостаточно полное, по мнению преподавателя, раскрытие темы; несущественные ошибки в определении понятий, категорий и т.п., кардинально не меняющих суть изложения; использование устаревшей учебной литературы и других источников
56-70  баллов «удовлетво-рительно»

Отражение лишь общего направления изложения лекционного материала и материала современных учебников; наличие достаточного количества несущественных или одной - двух существенных ошибок в определении понятий и категорий и т. п.; использование устаревшей учебной литературы и других источников; неспособность осветить проблематику учебной дисциплины и др.
0-55  баллов «неудовлетворительно»

Темы не раскрыта; большое количество существенных ошибок; отсутствие умений и навыков, обозначенных выше в качестве критериев выставления положительных оценок и др.
 
Задание (я):

Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерные критерии оценивания:

- соответствие решения сформулированным в кейсе вопросам (адекватность проблеме и рынку);

- оригинальность подхода (новаторство, креативность);

- применимость решения на практике;

- глубина проработки проблемы (обоснованность решения, наличие альтернативных вариантов, прогнозирование возможных проблем, комплексность решения).

Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерная шкала оценивания:

Критерии оценивания контрольной работы кейс-задач

Баллы

для учета в рейтинге (оценка)

Степень удовлетворения критериям
86-100 баллов «отлично»

Предложенное решение соответствует поставленной в кейс-задаче проблеме. Обучающийся применяет оригинальный подход к решению поставленной проблемы, демонстрирует высокий уровень теоретических знаний, анализ соответствующих источников. Формулировки кратки, ясны и точны. Ожидаемые результаты применения предложенного решения конкретны, измеримы и обоснованы.
71-85 баллов «хорошо»

Предложенное решение соответствует поставленной в кейс-задаче проблеме. Обучающийся применяет в основном традиционный подход с элементами новаторства, частично подкрепленный анализом соответствующих источников, демонстрирует хороший уровень теоретических знаний. Формулировки недостаточно кратки, ясны и точны. Ожидаемые результаты применения предложенного решения требуют исправления незначительных ошибок.
56-70  баллов «удовлетво-рительно»

Демонстрирует средний уровень знаний, умений, навыков в соответствии с критериями оценивания. Предложенное решение требует дополнительной конкретизации и обоснования, в целом соответствует  поставленной в задаче проблеме. При решении поставленной проблемы обучающийся применяет традиционный подход, демонстрирует твердые знания по поставленной проблеме. Предложенное решение содержит ошибки, уверенно исправленные после наводящих вопросов.
0-55  баллов «неудовлетворительно»

Наличие грубых ошибок в решении ситуации, непонимание сущности рассматриваемой проблемы, неуверенность и неточность ответов после наводящих вопросов. Предложенное решение не обосновано и не применимо на практике
 
Тема (проблема)

Концепция игры

Роли:

Критерии оценивания контрольной работы для деловой (ролевой) игры

 
Задания (вопросы, проблемные ситуации и др.)

Ожидаемый (е) результат(ы)

Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерные критерии оценивания:

­ качество усвоения информации;

­ выступление;

­ содержание вопроса;

­ качество ответов на вопросы;

­ значимость дополнений, возражений, предложений;

­ уровень делового сотрудничества;

­ соблюдение правил деловой игры;

­ соблюдение регламента;

­ активность;

­ правильное применение профессиональной лексики.

Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерная шкала оценивания:

Баллы

для учета в рейтинге (оценка)

Степень удовлетворения критериям
86-100 баллов «отлично»

Участник деловой игры продемонстрировал понимание сути поставленной проблемы; теоретические положения изложены с использованием профессиональной лексики; ответы и выступления четкие и краткие, логически последовательные; активное участие в деловой игре.
71-85 баллов «хорошо»

Участник деловой игры продемонстрировал понимание сути поставленной проблемы; теоретические положения изложены с использованием профессиональной лексики с незначительными ошибками; ответы и выступления в основном краткие, но не всегда четкие и логически последовательные; участие в деловой игре.
56-70  баллов «удовлетво-рительно»

Участник деловой игры продемонстрировал понимание сути поставленной проблемы; теоретические положения изложены со слабым использованием профессиональной лексики; ответы и выступления многословные, нечеткие и без должной логической последовательности; пассивное участие в деловой игре.
0-55  баллов «неудовлетворительно»

Участник деловой игры продемонстрировал затруднения в понимании сути поставленной проблемы; отсутствие необходимых знаний и умений для решения проблемы; затруднения в построении самостоятельных высказываний; обучающийся практически не принимает участия в игре.
 
Баллы

для учета в рейтинге (оценка)

Степень удовлетворения критериям
86-100 баллов «отлично»

Работа демонстрирует точное понимание задания. Все материалы имеют непосредственное отношение к теме; источники цитируются правильно. Результаты работы представлены четко и логично, информация точна и отредактирована. Работа отличается яркой индивидуальностью и выражает точку зрения обучающегося.
71-85  баллов «хорошо»

Помимо материалов, имеющих непосредственное отношение к теме, включаются некоторые материалы, не имеющие отношение к ней; используется ограниченное количество источников. Не вся информация взята из достоверных источников; часть информации неточна или не имеет прямого отношения к теме. Недостаточно выражена собственная позиция и оценка информации. 
56-70  баллов «удовлетво-рительно»

Часть материалов не имеет непосредственного отношения к теме, используется 2-3 источника. Делается слабая попытка проанализировать информацию. Материал логически не выстроен и подан внешне непривлекательно, не дается четкого ответа на поставленные вопросы. Нет критического взгляда на проблему.
0-55  баллов «неудовлетворительно»

Больше половины материалов не имеет непосредственного отношения к теме, используется один источник. Не делается попытка проанализировать информацию. Материал логически не выстроен и подан внешне непривлекательно, не дается ответа на поставленные вопросы.
Групповые творческие задания (проекты):

Индивидуальные творческие задания (проекты):

Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерные критерии оценивания:

- актуальность темы;

- соответствие содержания работы выбранной тематике;

- соответствие содержания и оформления работы установленным требованиям;

- обоснованность результатов и выводов, оригинальность идеи;

- новизна полученных данных;

- личный вклад обучающихся;

- возможности практического использования полученных данных.

Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерная шкала оценивания:

Критерии оценивания контрольной работы для тем групповых и/или индивидуальных творческих заданий/проектов

 
ИЗМЕНЕНИЯ И ДОПОЛНЕНИЯ
Ведомость изменений

п/п

Вид обновлений
Содержание изменений, вносимых в ОПОП
Обснование изменений
1
2
3
4
5
6