учреждение высшего образования
«Бурятская государственная сельскохозяйственная академия имени В.Р. Филиппова»
Инженерный факультет
Механизация сельскохозяйственных процессов
Направленность (профиль) Технологии и средства механизации сельского хозяйства
в учебном плане
является дисциплиной обязательной для изучения
дисциплины кафедра
Семестр 1
- 13.001. Профессиональный стандарт "СПЕЦИАЛИСТ В ОБЛАСТИ МЕХАНИЗАЦИИ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА", утверждённый приказом Министерства труда и социальной защиты Российско Федерации от 2 сентября 2020 г. N 555н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 24 октября 2020 г., регистрационный N 60002);
Зав. кафедрой Татаров Н.Т.
п/п
на заседании кафедры
Заведующий кафедрой
Татаров Н.Т.
(представитель работодателя)
Задачи: способность проводить научные исследования, анализировать результаты и готовить отчетные документы; -способность разрабатывать физические и математические модели, проводить теоретические и экспериментальные исследования процессов, явлений и объектов, относящихся к механизации сельскохозяйственного производства
ПКС-3: Способен разработать технические задания на проектирование и изготовление нестандартных средств механизации сельскохозяйственного производства;
ИД-1 ПКС-3.1 Разработает технические задания на проектирование и изготовление нестандартных средств механизации сельскохозяйственного производства
ИД-1 пкс-8.1 Разрабатывает физические и математические модели, проводить теоретические и экспериментальные исследования процессов, явлений и объектов, относящихся к механизации сельскохозяйственного производства
ПКС-8: Способен разрабатывать физические и математические модели, проводить теоретические и экспериментальные исследования процессов, явлений и объектов, относящихся к механизации сельскохозяйственного производства;
ИД-1 ПКС-3.1 Разработает технические задания на проектирование и изготовление нестандартных средств механизации сельскохозяйственного производства
ИД-1 пкс-8.1 Разрабатывает физические и математические модели, проводить теоретические и экспериментальные исследования процессов, явлений и объектов, относящихся к механизации сельскохозяйственного производства
ПЦК-1: Способен применять программы ведения баз данных в профессиональной деятельности;
ИД-1 ПКС-3.1 Разработает технические задания на проектирование и изготовление нестандартных средств механизации сельскохозяйственного производства
ИД-1 пкс-8.1 Разрабатывает физические и математические модели, проводить теоретические и экспериментальные исследования процессов, явлений и объектов, относящихся к механизации сельскохозяйственного производства
форма текущего контроля успеваемости)
работ
Решение кейс-задач
2. Раднаев, Даба Нимаевич. Тракторы с шарнирно сочлененной рамой NEW HOLLAND серии 9000 : рекомендовано УМО вузов РФ по агроинженерному образованию в качестве учебного пособия для студентов, осваивающих образовательные программы бакалавриата и магистратуры по направлению подготовки "Агроинженерия" / Д. Н. Раднаев, С. В. Петунов; ФГБОУ ВО "Бурятская ГСХА им. В. Р. Филиппова", Инженерный фак. - Улан-Удэ : Изд-во БГСХА им. В.Р. Филиппова, 2015. - 138 с.
http://bgsha.ru/art.php?i=2336
Microsoft OfficeProPlus 2016 RUS OLP NL Acdmc. Договор № ПП-61/2015 г. О поставке программных продуктов от 9 декабря 2015 года
Microsoft Windows Vista Business Russian Upgrade Academic OPEN No Level Государственный контракт № 25 от 1 апреля 2008 года
http://www.garant.ru/
- использование специализированных (адаптированных) рабочих программ дисциплин (модулей) и методов обучения и воспитания, включая наличие альтернативной версии официального сайта организации в сети «Интернет» для слабовидящих;
- использование специальных учебников, учебных пособий и других учебно-методических материалов, включая альтернативные форматы печатных материалов (крупный шрифт или аудиофайлы);
- использование специальных технических средств обучения (мультимедийное оборудование, оргтехника и иные средства) коллективного и индивидуального пользования, включая установку
мониторов с возможностью трансляции субтитров, обеспечение надлежащими звуковыми
воспроизведениями информации;
- предоставление услуг ассистента (при необходимости), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь или услуги сурдопереводчиков / тифлосурдопереводчиков;
- проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий для разъяснения отдельных вопросов изучаемой дисциплины (модуля);
- проведение процедуры оценивания результатов обучения возможно с учетом особенностей нозологий (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, в форме тестирования и т.п.) при использовании доступной формы предоставления заданий оценочных средств и ответов на задания (в печатной форме увеличенным шрифтом, в форме аудиозаписи, в форме электронного документа, задания зачитываются ассистентом, задания предоставляются с использованием сурдоперевода) с
использованием дополнительного времени для подготовки ответа;
- обеспечение беспрепятственного доступа обучающимся в учебные помещения, туалетные и другие помещения организации, а также пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов и других приспособлений);
- обеспечение сочетания онлайн и офлайн технологий, а также индивидуальных и коллективных форм работы в учебном процессе, осуществляемом с использованием дистанционных образовательных технологий;
- и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение ОПОП ВО.
В целях реализации ОПОП ВО в академии оборудована безбарьерная среда, учитывающая потребности лиц с нарушением зрения, с нарушениями слуха, с нарушениями опорно-двигательного
аппарата. Территория соответствует условиям беспрепятственного, безопасного и удобного передвижения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Вход в учебный корпус
оборудован пандусами, стекла входных дверей обозначены специальными знаками для слабовидящих, используется система Брайля. Сотрудники охраны знают порядок действий при прибытии в академию лица с ограниченными возможностями. В академии создана толерантная социокультурная среда, осуществляется необходимое сопровождение образовательного процесса,
при необходимости предоставляется волонтерская помощь обучающимся инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья.
1. Сформулируйте общие требования к задачам, решаемым методами линейного программирования.(ПКС-3,
2. В чем состоит практическое значение линейного программирования? Каковы его преимущества перед традиционными способами проектирования и экономического обоснования проектных решений? (ПКС-3, ПКС-8)
3. Назовите основные виды алгоритмов линейного программирования и охарактеризуйте кратко их суть. (ПКС-3, ПКС-8)
4. Назовите основные составные части модели линейного программирования. (ПКС-3, ПКС-8)
5. Как записывается целевая функция общей задачи линейного программирования? (ПКС-3, ПКС-8)
6. Какие виды агроинженерных задач сводятся к общей задаче линейного программирования? Приведите соответствующие примеры. (ПКС-3, ПКС-8)
7. Назовите основные этапы постановки задачи линейного программирования. (ПКС-3, ПКС-8)
8. Как обычно записывают ресурсные ограничения в задачах линейного программирования? Приведите примеры. (ПКС-3, ПКС-8)
9. Какой вид обычно имеют ограничения, учитывающие плановые задания по производству продукции? Приведите примеры. (ПКС-3, ПКС-8)
10. Какими методами решаются общие задачи линейного программирования? .(ПКС-3, ПКС-8)
11. Как геометрически изображается целевая функция задачи линейного программирования, в которой число основных переменных равно двум? (ПКС-3, ПКС-8)
12. Что такое линия уровня целевой функции? Приведите пример уравнения для линии уровня. (ПКС-3, ПКС-8)
13. Какому расположению линии уровня целевой функции соответствует оптимальное решение задачи линейного программирования? (ПКС-3, ПКС-8)
14. Что такое допустимое базисное решение задачи линейного программирования? Каким точкам области допустимых значений соответствуют базисные решения? (ПКС-3, ПКС-8)
15. Каким должно быть число базисных переменных в базисном решении? (ПКС-3, ПКС-8)
16. Перечислите правила построения первой симплекс-таблицы. (ПКС-3, ПКС-8)
17. Чему равен нулевой элемент индексной строки симплекс-таблицы? (ПКС-3, ПКС-8)
18. В чем смысл итерационной процедуры симплекс-метода? (ПКС-3, ПКС-8)
19. Назовите последовательность шагов одной итерации симплекс-метода. (ПКС-3, ПКС-8)
20. Как на основании анализа индексной строки симплекс-таблицы можно определить, оптимально полученное решение или нет? (ПКС-3, ПКС-8)
21. Как определяется ключевой (разрешающий) столбец симплекс-таблицы на данной итерации?
22. Как определяют вводимую в базис переменную? (ПКС-3, ПКС-8)
23. Как определяют ключевую (разрешающую) строку симплекс-таблицы на данной итерации? (ПКС-3, ПКС-8)
24. Как определяют выводимую из базиса переменную? Приведите формулу (ПКС-3, ПКС-8)
25. Какие исходные данные нужны для постановки транспортной задачи?.( ПКС-3, ПКС-8)
26. Какие транспортные задачи называются сбалансированными? Запишите условие сбалансированности в общем виде. .( ПКС-3, ПКС-8)
27. Назовите типы ограничений, задаваемых при постановке транспортной задачи, и запишите их в общем виде. .( ПКС-3, ПКС-8)
28. Что представляет собой целевая функция транспортной задачи? Запишите в общем виде выражение для этой функции. .( ПКС-3, ПКС-8)
29. Какие виды требований могут предъявляться к целевой функции? (ПКС-3, ПКС-8)
30. Назовите отличительные особенности распределительных (транспортных) задач.( ПКС-3, ПКС-8)
31. Приведите примеры агроинженерных задач, решаемых с помощью транспортной модели. Перечислите основные виды таких задач. (ПКС-3, ПКС-8)
32. Каков общий вид транспортной таблицы? (ПКС-3, ПКС-8)
33. Что такое решение транспортной задачи? Какие решения называют допустимыми, оптимальными, базисными? (ПКС-3, ПКС-8)
Перечень контрольных вопросов по самостоятельной работе
1. Какие транспортные задачи называются сбалансированными? Запишите условие сбалансированности в общем виде.
2. Назовите типы ограничений, задаваемых при постановке транспортной задачи, и запишите их в общем виде.
3. Что представляет собой целевая функция транспортной задачи? Запишите в общем виде выражение для этой функции.
4. Какие виды требований могут предъявляться к целевой функции?
5. Назовите отличительные особенности распределительных (транспортных) задач.
6. Приведите примеры агроинженерных задач, решаемых с помощью транспортной модели. Перечислите основные виды таких задач.
7. Каков общий вид транспортной таблицы?
8. Что такое решение транспортной задачи? Какие решения называют допустимыми, оптимальными, базисными?
9. Что называют опорным планом (опорным решением) транспортной задачи?
10. Каковы основные этапы общей схемы решения транспортной задачи?
1. Применение линейного программирования для решения вопросов управленческой деятельности предприятия.
2. Решение задач графическим методом Классификация систем управления предприятием. Их характеристики.
3. Решение транспортной задачи, метод потенциалов
4. Решение транспортной задачи с помощью функции Minimize пакета MathCAD и с помощью надстройки. Поиск решений программы MS Excel.
5. Основы имитационного моделирования. Основы теории массового обслуживания. Марковские процессы.
6. Место и области применения методов экономико-математического моделирования.
7. Моделирование конструкций рабочих органов сельскохозяйственных машин методом конечных элементов.
8. Моделирование процессов выбора технологий и технических средств растениеводства
9. Нахождение оптимальных параметров рабочих органов сельскохозяйственных машин
10. Структурный синтез модели, идентификация параметров математической модели
11. Решение задач линейного программирования графическим методом
12. Основы теории игр и принятия решений. Экстраполяционные модели прогнозирования экономических процессов.
13. Нахождение базисных и небазисных переменных, оптимального базисного решения
Кейс-задачи
Задания:
1. На трех складах (I, II, III) имеются соответственно 90, 70, 50 тонн муки, которую надо перевезти в магазины (1, 2, 3, 4) соответственно в количестве 80, 60, 40, 30 тонн. Необходимо составить оптимальный план перевозки муки, если стоимость перевозки 1 тонны в магазины 1, 2, 3, 4 со склада I равна соответственно 2, 1, 3, 2 тыс. рублям, со склада II — 2, 3, 3, 1 тыс. рублям, со склада III — 3, 3, 2, 1 тыс. рублям.
2. В пунктах А и В расположены ремонтные заводы, а в пунктах С и Д — карьеры, снабжающие их углем для котельной. Потребность заводов в угле не больше производительности карьеров. Известно, сколько угля надо каждому из заводов и сколько его добывают в каждом из карьеров. Известна также стоимость перевозки 1 тонны угля из каждого карьера к заводам. Из пункта С в пункт А (2 тыс. рублей), в пункт В (6 тыс. рублей), а из пункта Д в пункт А (5 тыс. рублей), в пункт В (3 тыс. рублей). Как спланировать снабжение заводов углем, чтобы затраты были наименьшими?
3. Пусть в два пункта А и В прибыло 30 вагонов с некоторым продуктом, по 15 вагонов на каждый пункт. Все вагоны требуется доставить в пункты потребления С и й, причем в пункт С необходимо доставить 10 вагонов, а в пункт О— 20. Известно, что транспортировка одного вагона из пункта А в пункты С и Э стоит соответственно 1 и 3 денежные единицы, а из пункта В соответственно 2 и 5 единиц. Составить план транспортировки, минимальный по стоимости.
4. Имеется два склада готовой продукции и три потребителя этой продукции. Склад I располагает 10 000 единиц продукции, а склад II —5000 единиц продукции. Потребителям нужно соответственно: 1—4000 единиц, 2—8000 единиц, 3—3000 единиц. Стоимость доставки единицы продукции с каждого склада каждому потребителю определена следующей таблицей:
1 2 3
I 3 3 2
II 6 5 1
5. Ежедневно в город поставляется одним видом транспорта 12 тонн картофеля из трех хозяйств: из хозяйства I по цене 4 тыс. рублей за 1 тонну, из II — по цене 3 тыс. рублей, из III — по цене 1 тыс. рублей за 1 тонну. Чтобы поставка картофеля в город была произведена своевременно, необходимо на погрузку требуемых 12 тонн затратить не более 40 минут. Известно, что в хозяйстве I уровень механизации позволяет погрузку 1 тонны производить за 1 минуту, во II — за 4 минуты, в III — за 3 минуты. Производственные мощности этих хозяйств, следующее: хозяйство I должно ежедневно выделять для поставки в город не более 10 тонн, II — не более 8 тонн, III — не более 6 тонн. Как распределить заказы на поставку 12 тонн между хозяйствами, чтобы общая стоимость привозимого в город картофеля была минимальной? Требуется записать условия задачи в виде таблицы и построить математическую модель.
6. Известно, что откорм животных экономически выгоден при условии, когда каждое животное получает в дневном рационе не менее 6 единиц питательного вещества А, не менее 12 единиц вещества В, не менее 4 единиц вещества С. Для откорма животных используется два вида кормов. Следующая таблица показывает, сколько единиц каждого питательного вещества содержит 1 кг каждого вида корма:
I II
А 2 1
В 2 4
С 0 4
Цена корма I равна 5 руб. за 1 кг, а цена корма II — 6 руб. за 1 кг. Какое количество каждого вида корма необходимо расходовать, чтобы затраты на него были минимальные?
7. В швейном цехе имеется 84 м ткани. На пошив одного халата требуется 4 м ткани, а на одну куртку —3 м. Сколько следует изготовить халатов и курток для получения наибольшей прибыли от реализации продукции, если халат стоит 6 руб., а куртка — 3 руб.? Известно, что халатов можно изготовить не более 15, а курток — не более 20.
Комплект заданий для практических работ
Тема: Методы оптимизации
1. Оптимизацию технологических процессов
2. Применение линейного программирования для решения вопросов экономико-управленческой деятельности.
Тема: Методы решения транспортной задачи.
1. Решение транспортной задачи, метод потенциалов
2. Решение транспортной задачи с помощью функции Minimize пакета MathCAD и с помощью надстройки. Поиск решений программы MS Excel.
Тема: Основы моделирования
1. .Основы имитационного моделирования. Основы теории массового обслуживания. Марковские процессы.
2. Место и области применения методов экономико-математического моделирования
Комплект заданий для лабораторных работ
Тема: Математическое моделирование
1. Моделирование конструкций рабочих органов сельскохозяйственных машин методом конечных элементов.
2. Нахождение оптимальных параметров рабочих органов сельскохозяйственных машин
3. Моделирование процессов выбора технологий и технических средств растениеводства
4. Определение оптимальных параметров рабочих органов сельскохозяйственных машин
Тема: Методы моделирования
1. Основы имитационного моделирования. Основы теории массового обслуживания. Марковские процессы.
2. Основы теории игр и принятия решений. Экстраполяционные модели прогнозирования экономических процессов.
3. Структурный синтез модели, идентификация параметров математической модели
4. Место и области применения методов экономико-математического моделирования
Комплект заданий для занятий в интерактивной форме (работа в малых группах)
Работа 1
1. Разбрасывающие диски разбрасывателя минеральных удобрений 1-РМГ-4 приводятся в действие от:
-пневматического привода
-вала отбора мощности трактора
+гидромотора
-ходового колеса
2. Машина МЖТ-10 вносит удобрения:
-после посева
+перед посевом
-одновременно с посевом
-для подкормки растений в вегетационный период
3. Цепочно-планчатый питающий транспортер машины для внесения твердых органических удобрений РОУ-6 приводится в действие от:
-ходовых колес
-гидромотора
+вала отбора мощности трактора
- кранового механизма
4. Газоструйный эжектор для заправки баков подкормщика-опрыскивателя ПОМ-630 устанавливают на:
-ВОМ трактора
-горловине бака
+выхлопной трубе трактора
-раме машины
5. Овощная сеялка СУПО-6 имеет высевающий аппарат
-внутриребёрчатый
-ячеисто-дисковый
+пневматический
-катушечный
6. Глубину хода сошников у рассадопосадочной машины СКН–6А регулируют:
+перестановкой по высоте стоек
-опорно-приводными колесами по высоте
-регулировочными винтами
-винтовыми стяжками
7. Картофелесажалка СН – 4Б:
-безрядная
-трехрядная
-шестирядная
8. Семена обеззараживаются в протравливателе ПС-10А следующим способом:
-мокрым
-термическим
+мелкодисперсным
-сухим
9. Жидкий пестицид для образования аэрозоли в аэрозольном генераторе АГ-УД-2 подается в:
-бензиновую горелку
-нагнетатель воздуха
-камеру сгорания
+в горловину сопла
10. Глубину хода сошников у сеялки СЗ – 3,6 регулируют
-ограничительными ребордами
+вращением винта регулятора на снице
-передвижением упора на штоке гидроцилиндра
-винтовыми механизмами колес
Работа 2
1. Глубину хода сошников у рассадопосадочной машины СКН–6А регулируют:
+перестановкой по высоте стоек
-опорно-приводными колесами по высоте
-регулировочными винтами
-винтовыми стяжками
2. Овощная сеялка СУПО-6 имеет высевающий аппарат
-внутриребёрчатый
-ячеисто-дисковый
+пневматический
-катушечный
3. Картофелесажалка СН – 4Б:
-безрядная
-трехрядная
+четырехрядная
-шестирядная
4. Семена обеззараживаются в протравливателе ПС-10А следующим способом:
-мокрым
-термическим
+мелкодисперсным
-сухим
5. Разбрасывающие диски разбрасывателя минеральных удобрений 1-РМГ-4 приводятся в действие от:
-пневматического привода
-вала отбора мощности трактора
+гидромотора
-ходового колеса
6. Газоструйный эжектор для заправки баков подкормщика-опрыскивателя ПОМ-630 устанавливают на:
-ВОМ трактора
-горловине бака
+выхлопной трубе трактора
-раме машины
7. Глубину хода сошников у сеялки СЗ – 3,6 регулируют
-ограничительными ребордами
+вращением винта регулятора на снице
-передвижением упора на штоке гидроцилиндра
-винтовыми механизмами колес
8. Цепочно-планчатый питающий транспортер машины для внесения твердых органических удобрений РОУ-6 приводится в действие от:
-ходовых колес
-гидромотора
- кранового механизма
9. Машина МЖТ-10 вносит удобрения:
-после посева
+перед посевом
-одновременно с посевом
-для подкормки растений в вегетационный период
10. Жидкий пестицид для образования аэрозоли в аэрозольном генераторе АГ-УД-2 подается в:
-бензиновую горелку
-нагнетатель воздуха
-камеру сгорания
+в горловину сопла
Темы рефератов
Перечень контрольных вопросов по самостоятельной работе
Кейс-задачи
Комплект заданий для практических работ
Комплект заданий для лабораторных работ
Комплект заданий для занятий в интерактивной форме (работа в малых группах)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– правильность ответа по содержанию задания (учитывается количество и характер ошибок при ответе);
– полнота и глубина ответа (учитывается количество усвоенных фактов, понятий и т.п.);
– сознательность ответа (учитывается понимание излагаемого материала);
– логика изложения материала (учитывается умение строить целостный, последовательный рассказ, грамотно пользоваться специальной терминологией);
– использование дополнительного материала;
– рациональность использования времени, отведенного на задание (не одобряется затянутость выполнения задания, устного ответа во времени, с учетом индивидуальных особенностей обучающихся).
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы
(дискуссии, полемики, диспута, дебатов)
для учета в рейтинге (оценка)
Примерные критерии оценивания:
- теоретический уровень знаний;
- качество ответов на вопросы;
- подкрепление материалов фактическими данными (статистические данные или др.);
- практическая ценность материала;
- способность делать выводы;
- способность отстаивать собственную точку зрения;
- способность ориентироваться в представленном материале;
- степень участия в общей дискуссии.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
«отлично»
используется терминология; показано умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации; высказывать свою точку зрения.
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
– правильность формулировки и использования понятий и категорий;
– правильность выполнения заданий/ решения задач;
– аккуратность оформления работы и др.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
(обязательно для дисциплин, где по УП предусмотрена контрольная работа)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Примерные критерии оценивания:
– правильность выполнения задания на практическую/лабораторную работу в соответствии с вариантом;
– степень усвоения теоретического материала по теме практической /лабораторной работы;
– способность продемонстрировать преподавателю навыки работы в инструментальной программной среде, а также применить их к решению типовых задач, отличных от варианта задания;
– качество подготовки отчета по практической / лабораторной работе;
– правильность и полнота ответов на вопросы преподавателя при защите работы
и др.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания практических занятий (лабораторных работ):
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
В качестве критериев могут быть выбраны, например:
– соответствие срока сдачи работы установленному преподавателем;
– соответствие содержания и оформления работы предъявленным требованиям;
– способность выполнять вычисления;
– умение использовать полученные ранее знания и навыки для решения конкретных задач;
– умение отвечать на вопросы, делать выводы, пользоваться профессиональной и общей лексикой;
– обоснованность решения и соответствие методике (алгоритму) расчетов;
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
расчетно-графической работы, работы на тренажере
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Материалы тестовых заданий следует сгруппировать по темам/разделам изучаемой дисциплины (модуля) в следующем виде:
Тема (темы) / Раздел дисциплины (модуля)
Тестовые задания по данной теме (темам)/Разделу с указанием правильных ответов.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- отношение правильно выполненных заданий к общему их количеству
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Задачи реконструктивного уровня
Задачи творческого уровня
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота знаний теоретического контролируемого материала;
– полнота знаний практического контролируемого материала, демонстрация умений и навыков решения типовых задач, выполнения типовых заданий/упражнений/казусов;
– умение самостоятельно решать проблему/задачу на основе изученных методов, приемов, технологий;
– умение ясно, четко, логично и грамотно излагать собственные размышления, делать умозаключения и выводы;
– полнота и правильность выполнения задания.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ четко структурирован и выстроен в заданной логике. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа укладывается в заданные рамки при сохранении смысла.
Продемонстрировано умение аргументировано излагать собственную точку зрения. Видно уверенное владение освоенным материалом, изложение сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.
Высокая степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала: стилистические обороты, манера изложения, словарный запас. Отсутствуют стилистические и орфографические ошибки в тексте.
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
– степень владения понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины;
– знание фактического материала, отсутствие фактических ошибок;
– умение логически выстроить материал ответа;
– умение аргументировать предложенные подходы и решения, сделанные выводы;
– степень самостоятельности, грамотности, оригинальности в представлении материала (стилистические обороты, манера изложения, словарный запас, отсутствие или наличие грамматических ошибок);
– выполнение требований к оформлению работы.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся).
Примерная шкала оценивания письменных работ:
(рефератов, докладов, сообщений)
Продемонстрировано владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (уместность употребления, аббревиатуры, толкование и т.д.), отсутствуют ошибки в употреблении терминов.
Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ в достаточной степени структурирован и выстроен в заданной логике без нарушений общего смысла. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа незначительно превышает заданные рамки при сохранении смысла.
Продемонстрировано умение аргументированно излагать собственную точку зрения, но аргументация не всегда убедительна. Изложение лишь отчасти сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.
Достаточная степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала. Встречаются мелкие и не искажающие смысла ошибки в стилистике, стилистические штампы. Есть 1–2 орфографические ошибки.
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
Продемонстрировано достаточное владение понятийно-терминологическим аппаратом
Ошибки в использовании категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ плохо структурирован, нарушена заданная логика. Части ответа логически разорваны, нет связок между ними. Ошибки в представлении логической структуры проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа в существенной степени (на 25–30%) отклоняется от заданных рамок.
Нет собственной точки зрения либо она слабо аргументирована. Примеры, приведенные в ответе в качестве практических иллюстраций, в малой степени соответствуют изложенным теоретическим аспектам.
Текст работы примерно наполовину представляет собой стандартные обороты и фразы из учебника/лекций. Обилие ошибок в стилистике, много стилистических штампов. Есть 3–5 орфографических ошибок.
Работа выполнена не очень аккуратно, встречаются помарки и исправления.
Продемонстрировано крайне слабое владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (неуместность употребления, неверные аббревиатуры, искаженное толкование и т.д.), присутствуют многочисленные ошибки в употреблении терминов.
Продемонстрировано крайне низкое (отрывочное) знание фактического материала, много фактических ошибок – практически все факты (данные) либо искажены, либо неверны.
Ответ представляет собой сплошной текст без структурирования, нарушена заданная логика. Части ответа не взаимосвязаны логически. Нарушена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа более чем в 2 раза меньше или превышает заданный. Показаны неверные ассоциативные взаимосвязи категорий и терминов дисциплины.
Отсутствует аргументация изложенной точки зрения, нет собственной позиции. Отсутствуют примеры из практики либо они неадекватны.
Текст ответа представляет полную кальку текста учебника/лекций. Стилистические ошибки приводят к существенному искажению смысла. Большое число орфографических ошибок в тексте (более 10 на страницу).
Работа выполнена неаккуратно, с обилием помарок и исправлений. В работе один абзац и больше позаимствован из какого-либо источника без ссылки на него.
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- соответствие решения сформулированным в кейсе вопросам (адекватность проблеме и рынку);
- оригинальность подхода (новаторство, креативность);
- применимость решения на практике;
- глубина проработки проблемы (обоснованность решения, наличие альтернативных вариантов, прогнозирование возможных проблем, комплексность решения).
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Концепция игры
Роли:
Задания (вопросы, проблемные ситуации и др.)
Ожидаемый (е) результат(ы)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
качество усвоения информации;
выступление;
содержание вопроса;
качество ответов на вопросы;
значимость дополнений, возражений, предложений;
уровень делового сотрудничества;
соблюдение правил деловой игры;
соблюдение регламента;
активность;
правильное применение профессиональной лексики.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
для учета в рейтинге (оценка)
Индивидуальные творческие задания (проекты):
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- актуальность темы;
- соответствие содержания работы выбранной тематике;
- соответствие содержания и оформления работы установленным требованиям;
- обоснованность результатов и выводов, оригинальность идеи;
- новизна полученных данных;
- личный вклад обучающихся;
- возможности практического использования полученных данных.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
п/п