2024-2025_m350406_o_1_plx_Оптимизация технологических процессов
 
Федеральное государственное бюджетное образовательное

учреждение высшего образования

«Бурятская государственная сельскохозяйственная академия имени В.Р. Филиппова»

Инженерный Факультет
 
«УТВЕРЖДЕНО»
Декан

Инженерный факультет

уч. ст., уч. зв.
 
Кокиева Г.Е.
 
 
 
 
подпись
 
«
 
 
 
»
20
г.
 
«СОГЛАСОВАНО»
Заведующий выпускающей кафедрой

Механизация сельскохозяйственных процессов

уч. ст., уч. зв.
Татаров Н.Т.
 
 
 
подпись
 
«
»
20
г.
 
 
 
 
Рабочая программа 
Направление 35.04.06 Агроинженерия

Направленность (профиль) Технологии и средства механизации сельского хозяйства

Дисциплины (модуля)
Б1.В.ДВ.02.01 Оптимизация технологических процессов
 
Механизация сельскохозяйственных процессов
Квалификация
магистр
Форма обучения
очная
Форма промежуточной аттестации
Экзамен
Объём дисциплины в З.Е.
4
Продолжительность в часах/неделях
144/ 0  
Статус дисциплины

в учебном плане

относится к обязательной части блока 1 "Дисциплины" ОПОП

является дисциплиной обязательной для изучения

Обеспечивающая преподвание

дисциплины кафедра

 
Улан-Удэ, 20__г.
 
Распределение часов дисциплины
Курс 1

Семестр 1

Количество часов
Итого
Вид занятий
УП
УП
Лекционные занятия
16
16
Лабораторные занятия
16
16
Практические занятия
16
16
Контактная работа
48
48
Сам. работа
69
69
Итого
144
 
Программу составил(и):
 
доктор технических наук, Высшее. Механизация с/х производства, инженер-механик. Преподаватель высшей школы Раднаев Даба Нимаевич _________________
 
 
Оптимизация технологических процессов
Программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС ВО:
- Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 35.04.06 Агроинженерия (приказ Минобрнауки России от 26.07.2017 г. № 709);

- 13.001. Профессиональный стандарт "СПЕЦИАЛИСТ В ОБЛАСТИ МЕХАНИЗАЦИИ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА", утверждённый приказом Министерства труда и социальной защиты Российско Федерации от 2 сентября 2020 г. N 555н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 24 октября 2020 г., регистрационный N 60002);

 
m350406_o_1.plx
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного Ученым советом вуза от  протокол №  .
 
Протокол от __ __________ 20__ г.  №  __  

Зав. кафедрой Татаров Н.Т.

Механизация сельскохозяйственных процессов
Программа одобрена на заседании кафедры
Председатель методической комиссии «Инженерный факультет»
Рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании методической комиссии «Инженерный факультет» от «__» _______________ 20__г., протокол №___
уч. ст., уч. зв.
 
 
подпись
 
И.О. Фамилия
 
подпись
 

п/п

Учебный год
Одобрено

на заседании кафедры

Утверждаю

Заведующий кафедрой

Татаров Н.Т.

протокол
Дата
Подпись
Дата
20__/20__ г.г.
№____
«__»__20__г.
«__»__20__г.
1
20__/20__ г.г.
№____
«__»__20__г.
«__»__20__г.
2
20__/20__ г.г.
№____
«__»__20__г.
«__»__20__г.
3
20__/20__ г.г.
№____
«__»__20__г.
«__»__20__г.
4
20__/20__ г.г.
№____
«__»__20__г.
«__»__20__г.
5
 
подпись
 
И.О. Фамилия
 
Внешний эксперт

(представитель работодателя)

 
 
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1
Цели: является способность проводить научные исследования, анализировать результаты и готовить отчетные документы, а также разрабатывать физические и математические модели, проводить теоретические и экспериментальные исследования процессов, явлений и объектов, относящихся к механизации сельскохозяйственного производства

Задачи: способность проводить научные исследования, анализировать результаты и готовить отчетные документы; -способность разрабатывать физические и математические модели, проводить теоретические и экспериментальные исследования процессов, явлений и объектов, относящихся к механизации сельскохозяйственного производства

 
ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ И МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Блок.Часть
Б1.В
ПКС-3: Способен разработать технические задания на проектирование и изготовление нестандартных средств механизации сельскохозяйственного производства
 
Дисциплины (модули) и практики, для которых освоение данной практики необходимо как предшествующее:
 
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы 
1
4 семестр
 
Производственная практика 
2
2 семестр
 
Технологическая практика 
3
2 семестр
 
Производственная практика 
4
2 семестр
 
Эксплуатационная практика 
5
4 семестр
 
Научно-исследовательская работа 
6
2 семестр
 
Педагогическая практика 
7
4 семестр
 
Преддипломная практика 
8
4 семестр
 
ОПИСАНИЕ ПОКАЗАТЕЛЕЙ, КРИТЕРИЕВ И ШКАЛ ОЦЕНИВАНИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ В РАМКАХ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
КОД И НАЗВАНИЕ КОМПЕТЕНЦИИ

ПКС-3: Способен разработать технические задания на проектирование и изготовление нестандартных средств механизации сельскохозяйственного производства;

ИД-1 ПКС-3.1 Разработает технические задания на проектирование и изготовление нестандартных средств механизации сельскохозяйственного производства

ИД-1 пкс-8.1 Разрабатывает физические и математические модели, проводить теоретические и экспериментальные исследования процессов, явлений и объектов, относящихся к механизации сельскохозяйственного производства

 
Знать и понимать  как разрабатывать методы и способы решения задач по оптимизации технологических процессов в агроинженерии, использовать информационные ресурсы, достижения науки и практики при разработке новых технологий в агроинженерии, проводить научные исследования, анализировать результаты и готовить отчетные документы:
 
Не знает как разработать технические задания на проектирование и изготовление
Уровень 1 
 
Плохо знает как разработать технические задания на проектирование и изготовление
Уровень 2 
 
знает как разработать технические задания на проектирование и изготовление, но допускает ошибки
Уровень 3 
 
Знает как разработать технические задания на проектирование и изготовление
Уровень 4 
 
 
Уметь делать (действовать)  разрабатывать методы и способы решения задач по оптимизации технологических процессов в агроинженерии использовать информационные ресурсы, достижения науки и практики при разработке новых технологий в агроинженерии, проводить научные исследования, анализировать результаты и готовить отчетные документы:
 
Не умеет разработать технические задания на проектирование и изготовление
Уровень 1 
 
Плохо  умеет разработать технические задания на проектирование и изготовление
Уровень 2 
 
умеет разработать технические задания на проектирование и изготовление, но допускает ошибки
Уровень 3 
 
В полной мере умеет разработать технические задания на проектирование и изготовление
Уровень 4 
 
 
Владеть навыками (иметь навыки) навыками как разрабатывать методы и способы решения задач по оптимизации технологических процессов в агроинженерии, использовать информационные ресурсы, достижения науки и практики при разработке новых технологий в агроинженерии, проводить научные исследования, анализировать результаты и готовить отчетные документы:
 
Не владеет навыками как разработать технические задания на проектирование и изготовление
Уровень 1 
 
Плохо владеет навыками как разработать технические задания на проектирование и изготовление
Уровень 2 
 
владеет навыками как разработать технические задания на проектирование и изготовление, но допускает ошибки
Уровень 3 
 
Владеет навыками как разработать технические задания на проектирование и изготовление
Уровень 4 
 
 
 
Уровни сформированности компетенций
Оценка «хорошо» - уровень 3
Оценка «отлично» - уровень 4
Оценка «неудовлетворительно» - уровень 1
Оценка «удовлетворительно» - уровень 2
Оценки формирования компентенций
средний
высокий
компетенция не сформирована
минимальный
Характеристика сформированности компетенции
Сформированность компетенции в целом соответствует требованиям. Имеющихся знаний, умений, навыков и мотивации в целом достаточно для решения стандартных практических (профессиональных) задач
Сформированность компетенции полностью соответствует требованиям. Имеющихся знаний, умений, навыков и мотивации в полной мере достаточно для решения сложных практических (профессиональных) задач
Компетенция в полной мере не сформирована. Имеющихся знаний, умений и навыков недостаточно для решения практических (профессиональных) задач
Сформированность компетенции соответствует минимальным требованиям. Имеющихся знаний, умений, навыков в целом достаточно для решения практических (профессиональных) задач
 
КОД И НАЗВАНИЕ КОМПЕТЕНЦИИ

ПКС-8: Способен разрабатывать физические и математические модели, проводить теоретические и экспериментальные исследования процессов, явлений и объектов, относящихся к механизации сельскохозяйственного производства;

ИД-1 ПКС-3.1 Разработает технические задания на проектирование и изготовление нестандартных средств механизации сельскохозяйственного производства

ИД-1 пкс-8.1 Разрабатывает физические и математические модели, проводить теоретические и экспериментальные исследования процессов, явлений и объектов, относящихся к механизации сельскохозяйственного производства

 
Знать и понимать  как разрабатывать методы и способы решения задач по оптимизации технологических процессов в агроинженерии, использовать информационные ресурсы, достижения науки и практики при разработке новых технологий в агроинженерии, проводить научные исследования, анализировать результаты и готовить отчетные документы:
 
Не знает как разрабатывать физические и математические модели, проводить теоретические и экспериментальные исследования процессов, явлений и объектов, относящихся к механизации сельскохозяйственного производства
Уровень 1 
 
Плохо знает как разрабатывать физические и математические модели, проводить теоретические и экспериментальные исследования процессов, явлений и объектов, относящихся к механизации сельскохозяйственного производства
Уровень 2 
 
знает как разрабатывать физические и математические модели, проводить теоретические и экспериментальные исследования процессов, явлений и объектов, относящихся к механизации сельскохозяйственного производства, но допускает ошибки
Уровень 3 
 
В полной мере знает как разрабатывать физические и математические модели, проводить теоретические и экспериментальные исследования процессов, явлений и объектов, относящихся к механизации сельскохозяйственного производства
Уровень 4 
 
 
Уметь делать (действовать)  разрабатывать методы и способы решения задач по оптимизации технологических процессов в агроинженерии использовать информационные ресурсы, достижения науки и практики при разработке новых технологий в агроинженерии, проводить научные исследования, анализировать результаты и готовить отчетные документы:
 
Не умеет разрабатывать физические и математические модели, проводить теоретические и экспериментальные исследования процессов, явлений и объектов, относящихся к механизации сельскохозяйственного производства
Уровень 1 
 
Плохо умеет разрабатывать физические и математические модели, проводить теоретические и экспериментальные исследования процессов, явлений и объектов, относящихся к механизации сельскохозяйственного производства
Уровень 2 
 
умеет разрабатывать физические и математические модели, проводить теоретические и экспериментальные исследования процессов, явлений и объектов, относящихся к механизации сельскохозяйственного производства, но допускает ошибки
Уровень 3 
 
В полной мере умеет разрабатывать физические и математические модели, проводить теоретические и экспериментальные исследования процессов, явлений и объектов, относящихся к механизации сельскохозяйственного производства
Уровень 4 
 
 
Владеть навыками (иметь навыки) навыками как разрабатывать методы и способы решения задач по оптимизации технологических процессов в агроинженерии, использовать информационные ресурсы, достижения науки и практики при разработке новых технологий в агроинженерии, проводить научные исследования, анализировать результаты и готовить отчетные документы:
 
Не владеет навыками разрабатывать физические и математические модели, проводить теоретические и экспериментальные исследования процессов, явлений и объектов, относящихся к механизации сельскохозяйственного производства
Уровень 1 
 
Плохо владеет навыками разрабатывать физические и математические модели, проводить теоретические и экспериментальные исследования процессов, явлений и объектов, относящихся к механизации сельскохозяйственного производства
Уровень 2 
 
владеет навыками разрабатывать физические и математические модели, проводить теоретические и экспериментальные исследования процессов, явлений и объектов, относящихся к механизации сельскохозяйственного производства, но допускает ошибки
Уровень 3 
 
В полной мере  владеет навыками разрабатывать физические и математические модели, проводить теоретические и экспериментальные исследования процессов, явлений и объектов, относящихся к механизации сельскохозяйственного производства
Уровень 4 
 
 
 
Уровни сформированности компетенций
Оценка «хорошо» - уровень 3
Оценка «отлично» - уровень 4
Оценка «неудовлетворительно» - уровень 1
Оценка «удовлетворительно» - уровень 2
Оценки формирования компентенций
средний
высокий
компетенция не сформирована
минимальный
Характеристика сформированности компетенции
Сформированность компетенции в целом соответствует требованиям. Имеющихся знаний, умений, навыков и мотивации в целом достаточно для решения стандартных практических (профессиональных) задач
Сформированность компетенции полностью соответствует требованиям. Имеющихся знаний, умений, навыков и мотивации в полной мере достаточно для решения сложных практических (профессиональных) задач
Компетенция в полной мере не сформирована. Имеющихся знаний, умений и навыков недостаточно для решения практических (профессиональных) задач
Сформированность компетенции соответствует минимальным требованиям. Имеющихся знаний, умений, навыков в целом достаточно для решения практических (профессиональных) задач
 
КОД И НАЗВАНИЕ КОМПЕТЕНЦИИ

ПЦК-1: Способен применять программы ведения баз данных в профессиональной деятельности;

ИД-1 ПКС-3.1 Разработает технические задания на проектирование и изготовление нестандартных средств механизации сельскохозяйственного производства

ИД-1 пкс-8.1 Разрабатывает физические и математические модели, проводить теоретические и экспериментальные исследования процессов, явлений и объектов, относящихся к механизации сельскохозяйственного производства

 
Знать и понимать  как разрабатывать методы и способы решения задач по оптимизации технологических процессов в агроинженерии, использовать информационные ресурсы, достижения науки и практики при разработке новых технологий в агроинженерии, проводить научные исследования, анализировать результаты и готовить отчетные документы:
 
Не знает как применять программы ведения баз данных в профессиональной деятельности
Уровень 1 
 
Плохо знает как применять программы ведения баз данных в профессиональной деятельности
Уровень 2 
 
знает как применять программы ведения баз данных в профессиональной деятельности, но допускает ошибки
Уровень 3 
 
Знает как применять программы ведения баз данных в профессиональной деятельности
Уровень 4 
 
 
Уметь делать (действовать)  разрабатывать методы и способы решения задач по оптимизации технологических процессов в агроинженерии использовать информационные ресурсы, достижения науки и практики при разработке новых технологий в агроинженерии, проводить научные исследования, анализировать результаты и готовить отчетные документы:
 
Не умеет применять программы ведения баз данных в профессиональной деятельности
Уровень 1 
 
Плохо умеет применять программы ведения баз данных в профессиональной деятельности
Уровень 2 
 
Умеет применять программы ведения баз данных в профессиональной деятельности, но допускает ошибки
Уровень 3 
 
ИД-1 Умеет применять программы ведения баз данных в профессиональной деятельности
Уровень 4 
 
 
Владеть навыками (иметь навыки) навыками как разрабатывать методы и способы решения задач по оптимизации технологических процессов в агроинженерии, использовать информационные ресурсы, достижения науки и практики при разработке новых технологий в агроинженерии, проводить научные исследования, анализировать результаты и готовить отчетные документы:
 
ИД-1 Не владеет навыками как применять программы ведения баз данных в профессиональной деятельности
Уровень 1 
 
ИД-1 Плохо владеет навыками  как применять программы ведения баз данных в профессиональной деятельности
Уровень 2 
 
ИД-1 владеет навыками  как применять программы ведения баз данных в профессиональной деятельности, но допускает ошибки
Уровень 3 
 
ИД-1 Владеет навыками  как применять программы ведения баз данных в профессиональной деятельности
Уровень 4 
 
 
 
Уровни сформированности компетенций
Оценка «хорошо» - уровень 3
Оценка «отлично» - уровень 4
Оценка «неудовлетворительно» - уровень 1
Оценка «удовлетворительно» - уровень 2
Оценки формирования компентенций
средний
высокий
компетенция не сформирована
минимальный
Характеристика сформированности компетенции
Сформированность компетенции в целом соответствует требованиям. Имеющихся знаний, умений, навыков и мотивации в целом достаточно для решения стандартных практических (профессиональных) задач
Сформированность компетенции полностью соответствует требованиям. Имеющихся знаний, умений, навыков и мотивации в полной мере достаточно для решения сложных практических (профессиональных) задач
Компетенция в полной мере не сформирована. Имеющихся знаний, умений и навыков недостаточно для решения практических (профессиональных) задач
Сформированность компетенции соответствует минимальным требованиям. Имеющихся знаний, умений, навыков в целом достаточно для решения практических (профессиональных) задач
 
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Код занятия
Наименование разделов (этапов) и тем
Семестр
Часов
Компетенции
Интеракт.
Примечание (используемые интерактивные формы,

форма текущего контроля успеваемости)

Вид

работ

 
Раздел 1. Общая модель линейного программирования
 
1.1
Понятие и составные части общей модели линейного программирования
11
2
ПКС-8,ПКС-3,ПЦК-1
Лек
 
1.2
Симплекс метод. Геометрическая интерпретация
11
2
ПКС-8,ПКС-3,ПЦК-1
2
Лекция-визуализация
Лек
 
1.3
Основные элементы симплекс -метода
11
2
ПКС-8,ПКС-3,ПЦК-1
Лек
 
1.4
Понятие о проблеме двойственности для  теории оптимизации 
11
2
ПКС-8,ПКС-3,ПЦК-1
Лек
 
1.5
Практические задачи, приводящие к  линейной целевой функции.
11
2
ПКС-8,ПКС-3,ПЦК-1
2
Работа в малых группах. Решение кейс-задач
Пр
 
1.6
Неканоническая запись задачи линейного программирования
11
2
ПКС-8,ПКС-3,ПЦК-1
Устный опрос
Пр
 
1.7
Приведение задачи линейного программирования к каноническому представлению
11
2
ПКС-8,ПКС-3,ПЦК-1
Комплект заданий по практическим работам
Пр
 
1.8
Решение задач линейного программирования симплексным методом
11
2
ПКС-8,ПКС-3,ПЦК-1
2
Работа в малых группах. Решение кейс-задач
Пр
 
1.9
Понятие и составные части общей модели линейного программирования
11
7
ПКС-8,ПКС-3,ПЦК-1
Устный опрос
Ср
 
1.10
Симплекс метод. Геометрическая интерпретация
11
7
ПКС-8,ПКС-3,ПЦК-1
Представление рефератов
Ср
 
1.11
Основные элементы симплекс -метода
11
10
ПКС-8,ПКС-3,ПЦК-1
Устный опрос
Ср
 
1.12
Понятие о проблеме двойственности для  теории оптимизации 
11
7
ПКС-8,ПКС-3,ПЦК-1
Решение кейс-задач
Ср
 
Раздел 2. Распределительная (транспортная) модель
 
2.1
Методы определения опорного плана в распределительных задачах
11
2
ПКС-8,ПКС-3,ПЦК-1
2
Лекция-визуализация
Лек
 
2.2
Метод потенциалов
11
2
ПКС-8,ПКС-3,ПЦК-1
Лек
 
2.3
Особые случаи постановки и решения распределительных задач
11
2
ПКС-8,ПКС-3,ПЦК-1
2
Лекция-визуализация
Лек
 
2.4
Роль ограничений при выборе направления производства
11
2
ПКС-8,ПКС-3,ПЦК-1
Лек
 
2.5
Решение распределительных задач методом определения опорного плана
11
2
ПКС-8,ПКС-3,ПЦК-1
Устный опрос. Решение кейс-задач
Пр
 
2.6
Решение распределительных задач методом потенциалов
11
2
ПКС-8,ПКС-3,ПЦК-1
2
Работа в малых группах. Устный опрос. Решение кейс-задач
Пр
 
2.7
Примеры особых случаев постановки и решения распределительных задач
11
2
ПКС-8,ПКС-3,ПЦК-1
Устный опрос. Комплект заданий по практическим работам
Пр
 
2.8
Примеры решения агроинженерных задач при выборе направления производства
11
2
ПКС-8,ПКС-3,ПЦК-1
Устный опрос. Комплект заданий по практическим работам
Пр
 
2.9
Математическая модель транспортной задачи
11
2
ПКС-8,ПКС-3,ПЦК-1
Устный опрос. Решение кейс-задач
Лаб
 
2.10
Математическая модель составления производственного плана
11
2
ПКС-8,ПКС-3,ПЦК-1
2
Работа в малых группах. Устный опрос. Представление рефератов

Решение кейс-задач

Лаб
 
2.11
Математическая модель задачи составления смеси
11
2
ПКС-8,ПКС-3,ПЦК-1
Устный опрос. Комплект заданий по практическим работам
Лаб
 
2.12
Решение задачи о наилучшей консервной банке
11
2
ПКС-8,ПКС-3,ПЦК-1
Решение кейс-задач
Лаб
 
2.13
Решение задачи об использовании ресурсов
11
2
ПКС-8,ПКС-3,ПЦК-1
Устный опрос. 
Лаб
 
2.14
Оптимизация трансформации с/х угодий с использованием симплексного метода
11
2
ПКС-8,ПКС-3,ПЦК-1
Устный опрос. 
Лаб
 
2.15
Основные способы моделирования при организации севооборотов
11
2
ПКС-8,ПКС-3,ПЦК-1
2
Работа в малых группах. Устный опрос. Представление рефератов
Лаб
 
2.16
Оптимизация трансформации  размещения с/х угодий и севооборотов распределительным методом линейного программирования
11
2
ПКС-8,ПКС-3,ПЦК-1
Устный опрос. 
Лаб
 
2.17
Методы определения опорного плана в распределительных задачах
11
8
ПКС-8,ПКС-3,ПЦК-1
Устный опрос
Ср
 
2.18
Метод потенциалов
11
10
ПКС-8,ПКС-3,ПЦК-1
Решение кейс-задач
Ср
 
2.19
Особые случаи постановки и решения распределительных задач
11
10
ПКС-8,ПКС-3,ПЦК-1
Устный опрос
Ср
 
2.20
Роль ограничений при выборе направления производства (на примере линейного программирования)
11
10
ПКС-8,ПКС-3,ПЦК-1
Устный опрос
Ср
 
ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И РЕСУРСОВ СЕТИ "ИНТЕРНЕТ", НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
 
Основная литература
 
Бережная Е.В., Бережной В.И. Математические методы моделирования экономических систем:Учебное пособие. - М.: Финансы и статистика, 2001. - 368
Л1.1
 
Нуралин Б. Н., Кухта В. С. Методы математического моделирования и параметрической оптимизации технологических процессов в инженерных расчетах [Электронный ресурс]:учебное пособие. - Уральск: ЗКАТУ им. Жангир хана, 2017. - 285 – Режим доступа: https://e.lanbook.com/book/147887 
Л1.2
 
Свирщёв В. И. Оптимизация технологических процессов механической обработки [Электронный ресурс]:учебное пособие. - Пермь: ПНИПУ, 2006. - 116 – Режим доступа: https://e.lanbook.com/book/160652 
Л1.3
 
 
Дополнительная литература
 
Шапкин А.С., Шапкин В.А. Математические методы и модели исследования операций [Электронный ресурс]:Учебник. - Москва: Издательско-торговая корпорация "Дашков и К", 2019. - 398 – Режим доступа: https://znanium.com/catalog/document?id=358152 
Л2.1
 
Бережная Е. В., Бережной В. И. Математические методы моделирования экономических систем:Учеб. пособие для вузов. - М.: Финансы и статистика, 2002. - 368
Л2.2
 
Сангадиев С.Ш. Решение задач линейного программирования с помощью поиска решений:методическое указание к выполнению лабораторной работы. - Улан-Удэ: Изд-во ФГОУ ВПО БГСХА, 2006. - 21
Л2.3
 
 
Методическая литература
 
Раднаев Д. Н., Петунов С. В., Ямпилов С. С., Лабаров Д. Б. Тракторы с шарнирно сочлененной рамой NEW HOLLAND серии 9000 [Электронный ресурс]:Рекомендовано УМО вузов РФ по агроинженерному образованию в качестве учебного пособия для студентов, осваивающих образовательные программы бакалавриата и магистратуры по направлению подготовки "Агроинженерия". - Улан-Удэ: Издательство БГСХА имени В. Р. Филиппова, 2015. - 138 – Режим доступа: http://bgsha.ru/art.php?i=2336 
Л3.1
 
Раднаев Д. Н. Методика решения задач по оптимизации [Электронный ресурс]:. - Улан-Удэ: Бурятская ГСХА им. В.Р. Филиппова, 2020. - 44 – Режим доступа: https://e.lanbook.com/book/226112 
Л3.2
 
 
Номер аудитории
Назначение
Оборудование и ПО
Адрес
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ)
 
162
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного и семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации (Специализированная аудитория «Посевные и посадочные машины»)
32 посадочных мест, рабочее место преподавателя, Учебный стенд «Установка нормы высева семян пневматической сеялки», Учебный стенд «Установка нормы высева семян», Учебный тренажер «Машина для посадки картофеля», Интерактивная панель Lumien
670024, Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, ул. Пушкина, д.№8 , Учебный корпус
 
ПЕРЕЧЕНЬ РЕСУРСОВ ИНФОРМАЦИОННО-ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННОЙ СЕТИ ИНТЕРНЕТ И ЛОКАЛЬНЫХ СЕТЕЙ АКАДЕМИИ, НЕОБХОДИММЫХ ДЛЯ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Наименование 
Доступ
1. Удаленные электронные сетевые учебные ресурсы временного доступа, сформированные на основании прямых договоров с правообладателями (электронно-библиотечные системы - ЭБС)
1

2
3. Электронные учебные и учебно-методические ресурсы, подготовленные в академии:
Электронно-библиотечная система Издательства «Znanium»
http://znanium.ru/
Электронно-библиотечная система Издательства «Лань»
http://e.lanbook.com/
Электронно-библиотечная система Издательства «Юрайт»
http://urait.ru/
1. Методика решения задач по оптимизации : учебно-методическое пособие / составитель Д. Н. Раднаев. — Улан-Удэ : Бурятская ГСХА им. В.Р. Филиппова, 2020. — 44 с. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/226112 (дата обращения: 25.02.2025). — Режим доступа: для авториз. пользователей.

2. Раднаев, Даба Нимаевич. Тракторы с шарнирно сочлененной рамой NEW HOLLAND серии 9000 : рекомендовано УМО вузов РФ по агроинженерному образованию в качестве учебного пособия для студентов, осваивающих образовательные программы бакалавриата и магистратуры по направлению подготовки "Агроинженерия" / Д. Н. Раднаев, С. В. Петунов; ФГБОУ ВО "Бурятская ГСХА им. В. Р. Филиппова", Инженерный фак. - Улан-Удэ : Изд-во БГСХА им. В.Р. Филиппова, 2015. - 138 с.

http://bgsha.ru/art.php?i=2336

2. Электронные сетевые ресурсы открытого доступа (профессиональные базы данных, массовые открытые онлайн-курсы и пр.):

1

2
Платформа «Открытое образование» (онлайн-курсы по базовым дисциплинам, изучаемым в российских университетах)
https://openedu.ru/course/
Профессиональные базы данных
http://e.lanbook.com/
 
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ВКЛЮЧАЯ ПЕРЕЧЕНЬ ПРОГРАММНОГО ОБСПЕЧЕНИЯ И ИНФОРМАЦИОННЫХ СПРАВОЧНЫХ СИСТЕМ
1. Программные продукты, необходимые для освоения учебной дисциплины
Наименование программного продукты (ПП)
Виды учебных занятий и работ, в которых используется данный продукт
Microsoft OfficeStd 2016 RUS OLP NL Acdmc. Договор № ПП-61/2015 г. О поставке программных продуктов от 9 декабря 2015 года

Microsoft OfficeProPlus 2016 RUS OLP NL Acdmc. Договор № ПП-61/2015 г. О поставке программных продуктов от 9 декабря 2015 года

Microsoft Windows Vista Business Russian Upgrade Academic OPEN No Level Государственный контракт № 25 от 1 апреля 2008 года

Занятия семинарского типа, самостоятельная работа 
 
2. Информационные справочные системы, необходимые для реализации учебного процесса
Информационно-правовой портал «Гарант»
в локальной сети академии

http://www.garant.ru/

Справочно-поисковая система «Консультант Плюс»
http://www.consultant.ru/
 
3. Специализированные помещения и оборудование, используемые в рамках информатизации учебного процесса
 
Наименование ЭИОС и доступ
Виды учебных занятий и работ, в которых используется данная система
Доступ
1

2
3
Официальный сайт академии
http://bgsha.ru/
Занятия лекционного типа, семинарского типа, самостоятельная работа
Личный кабинет
http://lk.bgsha.ru/
Занятия лекционного типа, семинарского типа, самостоятельная работа
АС Деканат
в локальной сети академии
-
Корпоративный портал академии
http:/portal.bgsha.ru/
Занятия лекционного типа, семинарского типа, самостоятельная работа
ИС «Планы»
в локальной сети академии
-
Портфолио обучающегося
http://lk.bgsha.ru/
Самостоятельная работа
Сайт научной библиотеки
http:/elib.bgsha.ru/
Занятия лекционного типа, семинарского типа, самостоятельная работа
Электронная библиотека БГСХА
http:/elib.bgsha.ru/
Занятия лекционного типа, семинарского типа, самостоятельная работа
4. Информационно-образовательные системы (ЭИОС)
 
КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЯ)
ФИО преподавателя
Ученая степень, ученое звание
Уровень образования. Специальность и квалификация в соответствии с дипломом. Профессиальная переподготовка
1
2
3
 
Раднаев Даба Нимаевич
Высшее. Механизация с/х производства, инженер-механик. Преподаватель высшей школы
доктор технических наукпрофессор
 
ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ) ДЛЯ ИНВАЛИДОВ И ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИМ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Организационно-педагогическое, психолого-педагогическое сопровождение обучающихся инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья осуществляется на основании соответствующей рекомендации в заключении психолого-медико-педагогической комиссии или индивидуальной программе реабилитации инвалида. Академия, по заявлению обучающегося, создает специальные условия для получения высшего образования инвалидами и лицам с ограниченными возможностями здоровья:

- использование специализированных (адаптированных) рабочих программ дисциплин (модулей) и методов обучения и воспитания, включая наличие альтернативной версии официального сайта организации в сети «Интернет» для слабовидящих;

- использование специальных учебников, учебных пособий и других учебно-методических материалов, включая альтернативные форматы печатных материалов (крупный шрифт или аудиофайлы);

- использование специальных технических средств обучения (мультимедийное оборудование, оргтехника и иные средства) коллективного и индивидуального пользования, включая установку

мониторов с возможностью трансляции субтитров, обеспечение надлежащими звуковыми

воспроизведениями информации;

- предоставление услуг ассистента (при необходимости), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь или услуги сурдопереводчиков / тифлосурдопереводчиков;

- проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий для разъяснения отдельных вопросов изучаемой дисциплины (модуля);

- проведение процедуры оценивания результатов обучения возможно с учетом особенностей нозологий (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, в форме тестирования и т.п.) при использовании доступной формы предоставления заданий оценочных средств и ответов на задания (в печатной форме увеличенным шрифтом, в форме аудиозаписи, в форме электронного документа, задания зачитываются ассистентом, задания предоставляются с использованием сурдоперевода) с

использованием дополнительного времени для подготовки ответа;

- обеспечение беспрепятственного доступа обучающимся в учебные помещения, туалетные и другие помещения организации, а также пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов и других приспособлений);

- обеспечение сочетания онлайн и офлайн технологий, а также индивидуальных и коллективных форм работы в учебном процессе, осуществляемом с использованием дистанционных образовательных технологий;

- и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение ОПОП ВО.

В целях реализации ОПОП ВО в академии оборудована безбарьерная среда, учитывающая потребности лиц с нарушением зрения, с нарушениями слуха, с нарушениями опорно-двигательного

аппарата. Территория соответствует условиям беспрепятственного, безопасного и удобного передвижения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Вход в учебный корпус

оборудован пандусами, стекла входных дверей обозначены специальными знаками для слабовидящих, используется система Брайля. Сотрудники охраны знают порядок действий при прибытии в академию лица с ограниченными возможностями. В академии создана толерантная социокультурная среда, осуществляется необходимое сопровождение образовательного процесса,

при необходимости предоставляется волонтерская помощь обучающимся инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья.

 
ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
Перечень вопросов к экзамену

1. Сформулируйте общие требования к задачам, решаемым методами линейного программирования.(ПКС-3, 

Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины (модуля)
 
ПКС-8)

2. В чем состоит практическое значение линейного программирования? Каковы его преимущества перед традиционными способами проектирования и экономического обоснования проектных решений? (ПКС-3, ПКС-8)

3. Назовите основные виды алгоритмов линейного программирования и охарактеризуйте кратко их суть. (ПКС-3, ПКС-8)

4. Назовите основные составные части модели линейного программирования. (ПКС-3, ПКС-8)

5. Как записывается целевая функция общей задачи линейного программирования? (ПКС-3, ПКС-8)

6. Какие виды агроинженерных задач сводятся к общей задаче линейного программирования? Приведите соответствующие примеры. (ПКС-3, ПКС-8)

7. Назовите основные этапы постановки задачи линейного программирования. (ПКС-3, ПКС-8)

8. Как обычно записывают ресурсные ограничения в задачах линейного программирования? Приведите примеры. (ПКС-3, ПКС-8)

9. Какой вид обычно имеют ограничения, учитывающие плановые задания по производству продукции? Приведите примеры. (ПКС-3, ПКС-8)

10. Какими методами решаются общие задачи линейного программирования? .(ПКС-3, ПКС-8)

11. Как геометрически изображается целевая функция задачи линейного программирования, в которой число основных переменных равно двум?  (ПКС-3, ПКС-8)

12. Что такое линия уровня целевой функции? Приведите пример уравнения для линии уровня.  (ПКС-3, ПКС-8)

13. Какому расположению линии уровня целевой функции соответствует оптимальное решение задачи линейного программирования? (ПКС-3, ПКС-8)

14. Что такое допустимое базисное решение задачи линейного программирования? Каким точкам области допустимых значений соответствуют базисные решения?  (ПКС-3, ПКС-8)

15. Каким должно быть число базисных переменных в базисном решении? (ПКС-3, ПКС-8)

16. Перечислите правила построения первой симплекс-таблицы. (ПКС-3, ПКС-8)

17. Чему равен нулевой элемент индексной строки симплекс-таблицы? (ПКС-3, ПКС-8)

18. В чем смысл итерационной процедуры симплекс-метода? (ПКС-3, ПКС-8)

19. Назовите последовательность шагов одной итерации симплекс-метода. (ПКС-3, ПКС-8)

20. Как на основании анализа индексной строки симплекс-таблицы можно определить, оптимально полученное решение или нет? (ПКС-3, ПКС-8)

21. Как определяется ключевой (разрешающий) столбец симплекс-таблицы на данной итерации?

22. Как определяют вводимую в базис переменную? (ПКС-3, ПКС-8)

23. Как определяют ключевую (разрешающую) строку симплекс-таблицы на данной итерации? (ПКС-3, ПКС-8)

24. Как определяют выводимую из базиса переменную? Приведите формулу (ПКС-3, ПКС-8)

25. Какие исходные данные нужны для постановки транспортной задачи?.( ПКС-3, ПКС-8)

26. Какие транспортные задачи называются сбалансированными? Запишите условие сбалансированности в общем виде. .( ПКС-3, ПКС-8)

27. Назовите типы ограничений, задаваемых при постановке транспортной задачи, и запишите их в общем виде. .( ПКС-3, ПКС-8)

28. Что представляет собой целевая функция транспортной задачи? Запишите в общем виде выражение для этой функции. .( ПКС-3, ПКС-8)

29. Какие виды требований могут предъявляться к целевой функции? (ПКС-3, ПКС-8)

30. Назовите отличительные особенности распределительных (транспортных) задач.( ПКС-3, ПКС-8)

31. Приведите примеры агроинженерных задач, решаемых с помощью транспортной модели. Перечислите основные виды таких задач. (ПКС-3, ПКС-8)

32. Каков общий вид транспортной таблицы? (ПКС-3, ПКС-8)

33. Что такое решение транспортной задачи? Какие решения называют допустимыми, оптимальными, базисными? (ПКС-3, ПКС-8)

Перечень контрольных вопросов по самостоятельной работе

1. Какие транспортные задачи называются сбалансированными? Запишите условие сбалансированности в общем виде.

2. Назовите типы ограничений, задаваемых при постановке транспортной задачи, и запишите их в общем виде.

3. Что представляет собой целевая функция транспортной задачи? Запишите в общем виде выражение для этой функции.

4. Какие виды требований могут предъявляться к целевой функции?

5. Назовите отличительные особенности распределительных (транспортных) задач.

6. Приведите примеры агроинженерных задач, решаемых с помощью транспортной модели. Перечислите основные виды таких задач.

7. Каков общий вид транспортной таблицы?

8. Что такое решение транспортной задачи? Какие решения называют допустимыми, оптимальными, базисными?

9. Что называют опорным планом (опорным решением) транспортной задачи?

10. Каковы основные этапы общей схемы решения транспортной задачи?

 
Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Темы рефератов

1. Применение линейного программирования для решения вопросов управленческой деятельности предприятия. 

 
Методы и сущность оптимизации технологических процессов.

2. Решение задач графическим методом Классификация систем управления предприятием. Их характеристики.

3. Решение транспортной задачи, метод потенциалов

4. Решение транспортной задачи с помощью функции Minimize пакета MathCAD и с помощью надстройки. Поиск решений программы MS Excel.

5. Основы имитационного моделирования. Основы теории массового обслуживания. Марковские процессы.

6. Место и области применения методов экономико-математического моделирования.

7. Моделирование конструкций рабочих органов сельскохозяйственных машин методом конечных элементов.

8. Моделирование процессов выбора технологий и технических средств растениеводства

9. Нахождение оптимальных параметров рабочих органов сельскохозяйственных машин

10. Структурный синтез модели, идентификация параметров математической модели

11. Решение задач линейного программирования графическим методом

12. Основы теории игр и принятия решений. Экстраполяционные модели прогнозирования экономических процессов.

13. Нахождение базисных и небазисных переменных, оптимального базисного решения

Кейс-задачи

Задания:

1. На трех складах (I, II, III) имеются соответственно 90, 70, 50 тонн муки, которую надо перевезти в магазины (1, 2, 3, 4) соответственно в количестве 80, 60, 40, 30 тонн. Необходимо составить оптимальный план перевозки муки, если стоимость перевозки 1 тонны в магазины 1, 2, 3, 4 со склада I равна соответственно 2, 1, 3, 2 тыс. рублям, со склада II — 2, 3, 3, 1 тыс. рублям, со склада III — 3, 3, 2, 1 тыс. рублям.

2. В пунктах А и В расположены ремонтные заводы, а в пунктах С и Д — карьеры, снабжающие их углем для котельной. Потребность заводов в угле не больше производительности карьеров. Известно, сколько угля надо каждому из заводов и сколько его добывают в каждом из карьеров. Известна также стоимость перевозки 1 тонны угля из каждого карьера к заводам. Из пункта С в пункт А (2 тыс. рублей), в пункт В (6 тыс. рублей), а из пункта Д в пункт А (5 тыс. рублей), в пункт В (3 тыс. рублей). Как спланировать снабжение заводов углем, чтобы затраты были наименьшими?

3. Пусть в два пункта А и В прибыло 30 вагонов с некоторым продуктом, по 15 вагонов на каждый пункт. Все вагоны требуется доставить в пункты потребления С и й, причем в пункт С необходимо доставить 10 вагонов, а в пункт О— 20. Известно, что транспортировка одного вагона из пункта А в пункты С и Э стоит соответственно 1 и 3 денежные единицы, а из пункта В соответственно 2 и 5 единиц. Составить план транспортировки, минимальный по стоимости.

4. Имеется два склада готовой продукции и три потребителя этой продукции. Склад I располагает 10 000 единиц продукции, а склад II —5000 единиц продукции. Потребителям нужно соответственно: 1—4000 единиц, 2—8000 единиц, 3—3000 единиц. Стоимость доставки единицы продукции с каждого склада каждому потребителю определена следующей таблицей:

1 2 3

I 3 3 2

II 6 5 1

5. Ежедневно в город поставляется одним видом транспорта 12 тонн картофеля из трех хозяйств: из хозяйства I по цене 4 тыс. рублей за 1 тонну, из II — по цене 3 тыс. рублей, из III — по цене 1 тыс. рублей за 1 тонну. Чтобы поставка картофеля в город была произведена своевременно, необходимо на погрузку требуемых 12 тонн затратить не более 40 минут. Известно, что в хозяйстве I уровень механизации позволяет погрузку 1 тонны производить за 1 минуту, во II — за 4 минуты, в III — за 3 минуты. Производственные мощности этих хозяйств, следующее: хозяйство I должно ежедневно выделять для поставки в город не более 10 тонн, II — не более 8 тонн, III — не более 6 тонн. Как распределить заказы на поставку 12 тонн между хозяйствами, чтобы общая стоимость привозимого в город картофеля была минимальной? Требуется записать условия задачи в виде таблицы и построить математическую модель.

6. Известно, что откорм животных экономически выгоден при условии, когда каждое животное получает в дневном рационе не менее 6 единиц питательного вещества А, не менее 12 единиц вещества В, не менее 4 единиц вещества С. Для откорма животных используется два вида кормов. Следующая таблица показывает, сколько единиц каждого питательного вещества содержит 1 кг каждого вида корма:

I II

А 2 1

В 2 4

С 0 4

Цена корма I равна 5 руб. за 1 кг, а цена корма II — 6 руб. за 1 кг. Какое количество каждого вида корма необходимо расходовать, чтобы затраты на него были минимальные?

7. В швейном цехе имеется 84 м ткани. На пошив одного халата требуется 4 м ткани, а на одну куртку —3 м. Сколько следует изготовить халатов и курток для получения наибольшей прибыли от реализации продукции, если халат стоит 6 руб., а куртка — 3 руб.? Известно, что халатов можно изготовить не более 15, а курток — не более 20.

Комплект заданий для практических работ

Тема: Методы оптимизации

1. Оптимизацию технологических процессов

2. Применение линейного программирования для решения вопросов экономико-управленческой деятельности.

 
3. Решение задач графическим методом алгебраическим симплекс методом

Тема: Методы решения транспортной задачи.

1. Решение транспортной задачи, метод потенциалов

2. Решение транспортной задачи с помощью функции Minimize пакета MathCAD и с помощью надстройки. Поиск решений программы MS Excel.

Тема: Основы моделирования

1. .Основы имитационного моделирования. Основы теории массового обслуживания. Марковские процессы.

2. Место и области применения методов экономико-математического моделирования

Комплект заданий для лабораторных работ

Тема: Математическое моделирование

1. Моделирование конструкций рабочих органов сельскохозяйственных машин методом конечных элементов.

2. Нахождение оптимальных параметров рабочих органов сельскохозяйственных машин

3. Моделирование процессов выбора технологий и технических средств растениеводства

4. Определение оптимальных параметров рабочих органов сельскохозяйственных машин

Тема: Методы моделирования

1. Основы имитационного моделирования. Основы теории массового обслуживания. Марковские процессы.

2. Основы теории игр и принятия решений. Экстраполяционные модели прогнозирования экономических процессов.

3. Структурный синтез модели, идентификация параметров математической модели

4. Место и области применения методов экономико-математического моделирования

Комплект заданий для занятий в интерактивной форме (работа в малых группах)

Работа 1

1. Разбрасывающие диски разбрасывателя минеральных удобрений 1-РМГ-4 приводятся в действие от:

-пневматического привода

-вала отбора мощности трактора

+гидромотора

-ходового колеса

2. Машина МЖТ-10 вносит удобрения:

-после посева

+перед посевом

-одновременно с посевом

-для подкормки растений в вегетационный период

3. Цепочно-планчатый питающий транспортер машины для внесения твердых органических удобрений РОУ-6 приводится в действие от:

-ходовых колес

-гидромотора

+вала отбора мощности трактора

- кранового механизма

4. Газоструйный эжектор для заправки баков подкормщика-опрыскивателя ПОМ-630 устанавливают на:

-ВОМ трактора

-горловине бака

+выхлопной трубе трактора

-раме машины

5. Овощная сеялка СУПО-6 имеет высевающий аппарат

-внутриребёрчатый

-ячеисто-дисковый

+пневматический

-катушечный

6.  Глубину хода сошников у рассадопосадочной машины СКН–6А регулируют:

+перестановкой по высоте стоек

-опорно-приводными колесами по высоте

-регулировочными винтами

-винтовыми стяжками

7. Картофелесажалка СН – 4Б:

-безрядная

-трехрядная                                 

 
+четырехрядная                          

-шестирядная

8. Семена обеззараживаются в  протравливателе ПС-10А следующим способом:

-мокрым

-термическим

+мелкодисперсным

-сухим

9. Жидкий пестицид для образования аэрозоли в аэрозольном генераторе АГ-УД-2 подается в:

-бензиновую горелку

-нагнетатель воздуха

-камеру сгорания

+в горловину сопла

10. Глубину хода сошников у сеялки СЗ – 3,6 регулируют

-ограничительными ребордами

+вращением винта регулятора на снице

-передвижением упора на штоке гидроцилиндра

-винтовыми механизмами колес

Работа 2

1. Глубину хода сошников у рассадопосадочной машины СКН–6А регулируют:

+перестановкой по высоте стоек

-опорно-приводными колесами по высоте

-регулировочными винтами

-винтовыми стяжками

2. Овощная сеялка СУПО-6 имеет высевающий аппарат

-внутриребёрчатый

-ячеисто-дисковый

+пневматический

-катушечный

3. Картофелесажалка СН – 4Б:

-безрядная

-трехрядная                                 

+четырехрядная                          

-шестирядная

4. Семена обеззараживаются в  протравливателе ПС-10А следующим способом:

-мокрым

-термическим

+мелкодисперсным

-сухим

5. Разбрасывающие диски разбрасывателя минеральных удобрений 1-РМГ-4 приводятся в действие от:

-пневматического привода

-вала отбора мощности трактора

+гидромотора

-ходового колеса

6. Газоструйный эжектор для заправки баков подкормщика-опрыскивателя ПОМ-630 устанавливают на:

-ВОМ трактора

-горловине бака

+выхлопной трубе трактора

-раме машины

7. Глубину хода сошников у сеялки СЗ – 3,6 регулируют

-ограничительными ребордами

+вращением винта регулятора на снице

-передвижением упора на штоке гидроцилиндра

-винтовыми механизмами колес

8. Цепочно-планчатый питающий транспортер машины для внесения твердых органических удобрений РОУ-6 приводится в действие от:

-ходовых колес

-гидромотора

 
+вала отбора мощности трактора

- кранового механизма

9. Машина МЖТ-10 вносит удобрения:

-после посева

+перед посевом

-одновременно с посевом

-для подкормки растений в вегетационный период

10. Жидкий пестицид для образования аэрозоли в аэрозольном генераторе АГ-УД-2 подается в:

-бензиновую горелку

-нагнетатель воздуха

-камеру сгорания

+в горловину сопла

 
Перечень вопросов к экзамену

Темы рефератов

Перечень контрольных вопросов по самостоятельной работе

Кейс-задачи

Комплект заданий для практических работ

Комплект заданий для лабораторных работ

Комплект заданий для занятий в интерактивной форме (работа в малых группах)

Перечень видов оценочных средств
 
Критерии оценивания контрольной работы текущего контроля успеваемости обучающихся (рекомендуемое)

Комплект контрольных вопросов для проведения устных опросов

Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерные критерии оценивания:

– правильность ответа по содержанию задания (учитывается количество и характер ошибок при ответе);

– полнота и глубина ответа (учитывается количество усвоенных фактов, понятий и т.п.);

– сознательность ответа (учитывается понимание излагаемого материала);

– логика изложения материала (учитывается умение строить целостный, последовательный рассказ, грамотно пользоваться специальной терминологией);

– использование дополнительного материала;

– рациональность использования времени, отведенного на задание (не одобряется затянутость выполнения задания, устного ответа во времени, с учетом индивидуальных особенностей обучающихся).

Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерная шкала оценивания:

Баллы

для учета в рейтинге (оценка)

Степень удовлетворения критериям
86-100 баллов

«отлично»

Обучающийся полно и аргументировано отвечает по содержанию вопроса (задания); обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные; излагает материал последовательно и правильно.
71-85  баллов

«хорошо»

Обучающийся достаточно полно и аргументировано отвечает по содержанию вопроса (задания); обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные; излагает материал последовательно. Допускает 1-2 ошибки, исправленные с помощью наводящих вопросов.
56-70  баллов

«удовлетво-рительно»

Обучающийся обнаруживает знание и понимание основных положений данного задания, но излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил; не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры; излагает материал непоследовательно и допускает ошибки.
0-55  баллов

«неудовлетворительно»

Обучающийся обнаруживает незнание ответа на соответствующее задание (вопрос), допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Отмечаются такие недостатки в подготовке обучающегося, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.
 
Перечень дискуссионных тем

Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы

Критерии оценивания контрольной работы дискуссионных тем и вопросов для круглого стола

(дискуссии, полемики, диспута, дебатов)  

 
Баллы

для учета в рейтинге (оценка)

Степень удовлетворения критериям
оценки успеваемости обучающихся)

Примерные критерии оценивания:

- теоретический уровень знаний;

- качество ответов на вопросы;

- подкрепление материалов фактическими данными (статистические данные или др.);

- практическая ценность материала;

- способность делать выводы;

- способность отстаивать собственную точку зрения;

- способность ориентироваться в представленном материале;

- степень участия в общей дискуссии.

Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерная шкала оценивания:

86-100 баллов

«отлично»

Обучающийся свободно владеет учебным материалом; проявляет навыки анализа, обобщения, критического осмысления, публичной речи, аргументации, ведения дискуссии и полемики, критического восприятия информации; материал изложен грамотно, в определенной логической последовательности, точно

используется терминология; показано умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации; высказывать свою точку зрения.

71-85 баллов

«хорошо»

Ответ удовлетворяет в основном требованиям на оценку «отлично», но при этом имеет один из недостатков: в усвоении учебного материала допущены небольшие пробелы, не исказившие содержание ответа; допущены один – два недочета в формировании навыков публичной речи, аргументации, ведения дискуссии и полемики, критического восприятия информации.
56-70 баллов

«удовлетво-рительно»

Неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения материала; имелись затруднения или допущены ошибки в определении понятий, использовании терминологии, исправленные после нескольких наводящих вопросов. Обучающийся не может применить теорию в новой ситуации.
0-55  баллов

«неудовлетворительно»

Не раскрыто основное содержание учебного материала; обнаружено незнание или непонимание большей или наиболее важной части учебного материала; допущены ошибки в определении понятий, при использовании терминологии, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов; не сформированы умения и навыки публичной речи, аргументации, ведения дискуссии и полемики, критического восприятия информации.
 
Баллы

для учета в рейтинге (оценка)

Степень удовлетворения критериям
Перечень заданий для контрольной работы

Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерные критерии оценивания:

– полнота раскрытия темы;

– правильность формулировки и использования понятий и категорий;

– правильность выполнения заданий/ решения задач;

– аккуратность оформления работы и др.

Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерная шкала оценивания:

Критерии оценивания контрольной работы для контрольной работы

(обязательно для дисциплин, где по УП предусмотрена контрольная работа)

86-100 баллов

«отлично»

Полное раскрытие темы, указание точных названий и определений, правильная формулировка понятий и категорий, приведены все необходимые формулы, соответствующая статистика и т.п., все задания выполнены верно (все задачи решены правильно), работа выполнена аккуратно, без помарок.
71-85  баллов

«хорошо»

Недостаточно полное раскрытие темы, одна-две несущественные ошибки в определении понятий и категорий, в формулах, статистических данных и т. п., кардинально не меняющие суть изложения, наличие незначительного количества грамматических и стилистических ошибок, одна-две несущественные погрешности при выполнении заданий или в решениях задач. Работа выполнена аккуратно.
 
56-70  баллов

«удовлетво-рительно»

Ответ отражает лишь общее направление изложения лекционного материала, наличие более двух несущественных или одной-двух существенных ошибок в определении понятий и категорий, формулах, статистических данных и т. п.; большое количество грамматических и стилистических ошибок, одна-две существенные ошибки при выполнении заданий или в решениях задач. Работа выполнена небрежно.
0-55  баллов

«неудовлетворительно»

Обучающийся демонстрирует слабое понимание программного материала. Тема не раскрыта, более двух существенных ошибок в определении понятий и категорий, в формулах, статистических данных, при выполнении заданий или в решениях задач, наличие грамматических и стилистических ошибок и др.
 
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерные критерии оценивания:

– правильность выполнения задания на практическую/лабораторную работу в соответствии с вариантом;

– степень усвоения теоретического материала по теме практической /лабораторной работы;

– способность продемонстрировать преподавателю навыки работы в инструментальной программной среде, а также применить их к решению типовых задач, отличных от варианта задания;

– качество подготовки отчета по практической / лабораторной работе;

– правильность и полнота ответов на вопросы преподавателя при защите работы

и др.

Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерная шкала оценивания практических занятий (лабораторных работ):

Критерии оценивания контрольной работы для практических (лабораторных) работ

Баллы

для учета в рейтинге (оценка)

Степень удовлетворения критериям
86-100 баллов

«отлично»

Выполнены все задания практической (лабораторной) работы, обучающийся четко и без ошибок ответил на все контрольные вопросы.
71-85  баллов

«хорошо»

Выполнены все задания практической (лабораторной) работы; обучающийся ответил на все контрольные вопросы с замечаниями.
56-70  баллов

«удовлетво-рительно»

Выполнены все задания практической (лабораторной) работы с замечаниями; обучающийся ответил на все контрольные вопросы с замечаниями.
0-55  баллов

«неудовлетворительно»

Обучающийся не выполнил или выполнил неправильно задания практической (лабораторной) работы; обучающийся ответил на контрольные вопросы с ошибками или не ответил на контрольные вопросы.
 
Комплект заданий

Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерные критерии оценивания:

В качестве критериев могут быть выбраны, например:

– соответствие срока сдачи работы установленному преподавателем;

– соответствие содержания и оформления работы предъявленным требованиям;

– способность выполнять вычисления;

– умение использовать полученные ранее знания и навыки для решения конкретных задач;

– умение отвечать на вопросы, делать выводы, пользоваться профессиональной и общей лексикой;

– обоснованность решения и соответствие методике (алгоритму) расчетов;

Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерная шкала оценивания:

Критерии оценивания контрольной работы для выполнения

расчетно-графической работы,  работы на тренажере

Баллы

для учета в рейтинге (оценка)

Степень удовлетворения критериям
86-100 баллов

«отлично»

Все материалы, расчеты, построения оформлены согласно требованиям и демонстрируют высокий уровень освоения теоретического материала, способность составлять и реализовать алгоритм решения по исходным данным. Вычисления выполнены четко, ответы на вопросы, выводы к работе отражают точку зрения обучающегося на решаемую проблему. Все материалы представлены в установленный срок, не требуют дополнительного времени на завершение. 
 
71-85  баллов

«хорошо»

Все материалы, расчеты, построения оформлены согласно требованиям и демонстрируют достаточно высокий уровень освоения теоретического материала, способность составлять и реализовать алгоритм решения по исходным данным. В работе присутствуют несущественные ошибки при вычислениях и построении чертежей, не влияющие на общий результат работы, при грамотном ответе на большинство поставленных вопросов. Все материалы представлены в установленный срок, не требуют дополнительного времени на завершение. 
56-70  баллов

«удовлетво-рительно»

Материалы, расчеты, построения оформлены с ошибками, не в полном объеме, демонстрируют наличие пробелов в освоении теоретического материала, низкий уровень способности составлять и реализовать алгоритм решения по исходным данным. В работе присутствуют ошибки, которые не оказывают существенного влияния на окончательный результат. Работа оформлена неаккуратно, представлена с задержкой и требует дополнительного времени на завершение.
0-55  баллов

«неудовлетворительно»

Демонстрирует низкий/ниже среднего уровень освоения теоретического материала, неспособность составлять и реализовать алгоритм решения по исходным данным. Многие требования, предъявляемые к заданию, не выполнены. Обучающийся не может ответить на замечания преподавателя, не владеет материалом работы, не в состоянии дать объяснения выводам и теоретическим положениям данной работы. Оформление работы не соответствует требованиям.
 
Баллы

для учета в рейтинге (оценка)

Степень удовлетворения критериям
86-100 баллов «отлично»

Выполнено 86-100% заданий
71-85  баллов «хорошо»

Выполнено 71-85% заданий 
56-70  баллов «удовлетво-рительно»

Выполнено 56-70% заданий
0-55  баллов «неудовлетворительно»

Выполнено 0-56% заданий
Материалы тестовых заданий

Материалы тестовых заданий следует сгруппировать по темам/разделам изучаемой дисциплины (модуля) в следующем виде:

Тема (темы) / Раздел дисциплины (модуля)

Тестовые задания по данной теме (темам)/Разделу с указанием правильных ответов.

Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерные критерии оценивания:

- отношение правильно выполненных заданий к общему их количеству

Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерная шкала оценивания:

Критерии оценивания контрольной работы тестовых заданий

 
Баллы

для учета в рейтинге (оценка)

Степень удовлетворения критериям
Задачи репродуктивного уровня  

Задачи реконструктивного уровня

Задачи творческого уровня

Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерные критерии оценивания:

– полнота знаний теоретического контролируемого материала;

– полнота знаний практического контролируемого материала, демонстрация умений и навыков решения типовых задач, выполнения типовых заданий/упражнений/казусов;

– умение самостоятельно решать проблему/задачу на основе изученных методов, приемов, технологий;

– умение ясно, четко, логично и грамотно излагать собственные размышления, делать умозаключения и выводы;

– полнота и правильность выполнения задания.

Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерная шкала оценивания:

Критерии оценивания контрольной работы разноуровневых задач (заданий)

 
86-100 баллов «отлично»

Демонстрирует очень высокий/высокий уровень знаний, умений, навыков в соответствии с критериями оценивания. Все требования, предъявляемые к заданию, выполнены.
71-85  баллов «хорошо»

Демонстрирует достаточно высокий/выше среднего уровень знаний, умений, навыков в соответствии с критериями оценивания. Все требования, предъявляемые к заданию, выполнены.
56-70  баллов «удовлетво-рительно»

Демонстрирует средний уровень знаний, умений, навыков в соответствии с критериями оценивания. Большинство требований, предъявляемых к заданию, выполнены.
0-55  баллов «неудовлетворительно»

Демонстрирует низкий/ниже среднего уровень знаний, умений, навыков в соответствии с критериями оценивания. Многие требования, предъявляемые к заданию, не выполнены. Нет ответа. Не было попытки решить задачу.
 
Баллы

для учета в рейтинге (оценка)

Степень удовлетворения критериям
86-100 баллов «отлично»

Содержание работы в целом соответствует теме задания. Продемонстрировано знание фактического материала, отсутствуют ошибки. Продемонстрировано уверенное владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (уместность употребления, аббревиатуры, толкование и т.д.), отсутствуют ошибки в употреблении терминов.

Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.

Ответ четко структурирован и выстроен в заданной логике. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа укладывается в заданные рамки при сохранении смысла.

Продемонстрировано умение аргументировано излагать собственную точку зрения. Видно уверенное владение освоенным материалом, изложение сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.

Высокая степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала: стилистические обороты, манера изложения, словарный запас. Отсутствуют стилистические и орфографические ошибки в тексте.

Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.

Перечень тем эссе/докладов/рефератов/сообщений и т.п.

Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерные критерии оценивания:

– полнота раскрытия темы;

– степень владения понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины;

– знание фактического материала, отсутствие фактических ошибок;

– умение логически выстроить материал ответа;

– умение аргументировать предложенные подходы и решения, сделанные выводы;

– степень самостоятельности, грамотности, оригинальности в представлении материала (стилистические обороты, манера изложения, словарный запас, отсутствие или наличие грамматических ошибок);

– выполнение требований к оформлению работы.

Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся).

Примерная шкала оценивания письменных работ:

Критерии оценивания контрольной работы темы эссе

(рефератов, докладов, сообщений)

71-85  баллов «хорошо»

Содержание ответа в целом соответствует теме задания. Продемонстрировано знание фактического материала, встречаются несущественные фактические ошибки.

Продемонстрировано владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (уместность употребления, аббревиатуры, толкование и т.д.), отсутствуют ошибки в употреблении терминов.

Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.

Ответ в достаточной степени структурирован и выстроен в заданной логике без нарушений общего смысла. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа незначительно превышает заданные рамки при сохранении смысла.

Продемонстрировано умение аргументированно излагать собственную точку зрения, но аргументация не всегда убедительна. Изложение лишь отчасти сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.

Достаточная степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала. Встречаются мелкие и не искажающие смысла ошибки в стилистике, стилистические штампы. Есть 1–2 орфографические ошибки.

Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.

56-70  баллов  «удовлетво-рительно»

Содержание работы в целом соответствует теме задания. Продемонстрировано удовлетворительное знание фактического материала, есть фактические ошибки (25– 30%).

Продемонстрировано достаточное владение понятийно-терминологическим аппаратом

 
дисциплины, есть ошибки в употреблении и трактовке терминов, расшифровке аббревиатур.

Ошибки в использовании категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.

Ответ плохо структурирован, нарушена заданная логика. Части ответа логически разорваны, нет связок между ними. Ошибки в представлении логической структуры проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа в существенной степени (на 25–30%) отклоняется от заданных рамок.

Нет собственной точки зрения либо она слабо аргументирована. Примеры, приведенные в ответе в качестве практических иллюстраций, в малой степени соответствуют изложенным теоретическим аспектам.

Текст работы примерно наполовину представляет собой стандартные обороты и фразы из учебника/лекций. Обилие ошибок в стилистике, много стилистических штампов. Есть 3–5 орфографических ошибок.

Работа выполнена не очень аккуратно, встречаются помарки и исправления.

0-55  баллов  «неудовлетворительно»

Содержание ответа не соответствует теме задания или соответствует ему в очень малой степени.

Продемонстрировано крайне слабое владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (неуместность употребления, неверные аббревиатуры, искаженное толкование и т.д.), присутствуют многочисленные ошибки в употреблении терминов.

Продемонстрировано крайне низкое (отрывочное) знание фактического материала, много фактических ошибок – практически все факты (данные) либо искажены, либо неверны.

Ответ представляет собой сплошной текст без структурирования, нарушена заданная логика. Части ответа не взаимосвязаны логически. Нарушена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа более чем в 2 раза меньше или превышает заданный. Показаны неверные ассоциативные взаимосвязи категорий и терминов дисциплины.

Отсутствует аргументация изложенной точки зрения, нет собственной позиции. Отсутствуют примеры из практики либо они неадекватны.

Текст ответа представляет полную кальку текста учебника/лекций. Стилистические ошибки приводят к существенному искажению смысла. Большое число орфографических ошибок в тексте (более 10 на страницу).

Работа выполнена неаккуратно, с обилием помарок и исправлений. В работе один абзац и больше позаимствован из какого-либо источника без ссылки на него.

 
Критерии оценивания контрольной работы участия обучающегося в активных формах обучения (доклады, выступления на семинарах, практических занятиях и пр.):

Баллы

для учета в рейтинге (оценка)

Степень удовлетворения критериям
86-100 баллов «отлично»

Полное раскрытие вопроса; указание точных названий и определений; правильная формулировка понятий и категорий; самостоятельность ответа, умение вводить и использовать собственные классификации и квалификации, анализировать и делать собственные выводы по рассматриваемой теме; использование дополнительной литературы и иных материалов и др.
71-85  баллов «хорошо»

Недостаточно полное, по мнению преподавателя, раскрытие темы; несущественные ошибки в определении понятий, категорий и т.п., кардинально не меняющих суть изложения; использование устаревшей учебной литературы и других источников
56-70  баллов «удовлетво-рительно»

Отражение лишь общего направления изложения лекционного материала и материала современных учебников; наличие достаточного количества несущественных или одной - двух существенных ошибок в определении понятий и категорий и т. п.; использование устаревшей учебной литературы и других источников; неспособность осветить проблематику учебной дисциплины и др.
0-55  баллов «неудовлетворительно»

Темы не раскрыта; большое количество существенных ошибок; отсутствие умений и навыков, обозначенных выше в качестве критериев выставления положительных оценок и др.
 
Задание (я):

Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерные критерии оценивания:

- соответствие решения сформулированным в кейсе вопросам (адекватность проблеме и рынку);

- оригинальность подхода (новаторство, креативность);

- применимость решения на практике;

- глубина проработки проблемы (обоснованность решения, наличие альтернативных вариантов, прогнозирование возможных проблем, комплексность решения).

Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерная шкала оценивания:

Критерии оценивания контрольной работы кейс-задач

 

Баллы

для учета в рейтинге (оценка)

Степень удовлетворения критериям
86-100 баллов «отлично»

Предложенное решение соответствует поставленной в кейс-задаче проблеме. Обучающийся применяет оригинальный подход к решению поставленной проблемы, демонстрирует высокий уровень теоретических знаний, анализ соответствующих источников. Формулировки кратки, ясны и точны. Ожидаемые результаты применения предложенного решения конкретны, измеримы и обоснованы.
71-85 баллов «хорошо»

Предложенное решение соответствует поставленной в кейс-задаче проблеме. Обучающийся применяет в основном традиционный подход с элементами новаторства, частично подкрепленный анализом соответствующих источников, демонстрирует хороший уровень теоретических знаний. Формулировки недостаточно кратки, ясны и точны. Ожидаемые результаты применения предложенного решения требуют исправления незначительных ошибок.
56-70  баллов «удовлетво-рительно»

Демонстрирует средний уровень знаний, умений, навыков в соответствии с критериями оценивания. Предложенное решение требует дополнительной конкретизации и обоснования, в целом соответствует  поставленной в задаче проблеме. При решении поставленной проблемы обучающийся применяет традиционный подход, демонстрирует твердые знания по поставленной проблеме. Предложенное решение содержит ошибки, уверенно исправленные после наводящих вопросов.
0-55  баллов «неудовлетворительно»

Наличие грубых ошибок в решении ситуации, непонимание сущности рассматриваемой проблемы, неуверенность и неточность ответов после наводящих вопросов. Предложенное решение не обосновано и не применимо на практике
 
Тема (проблема)

Концепция игры

Роли:

Задания (вопросы, проблемные ситуации и др.)

Ожидаемый (е) результат(ы)

Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерные критерии оценивания:

­ качество усвоения информации;

­ выступление;

­ содержание вопроса;

­ качество ответов на вопросы;

­ значимость дополнений, возражений, предложений;

­ уровень делового сотрудничества;

­ соблюдение правил деловой игры;

­ соблюдение регламента;

­ активность;

­ правильное применение профессиональной лексики.

Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерная шкала оценивания:

Критерии оценивания контрольной работы для деловой (ролевой) игры

Баллы

для учета в рейтинге (оценка)

Степень удовлетворения критериям
86-100 баллов «отлично»

Участник деловой игры продемонстрировал понимание сути поставленной проблемы; теоретические положения изложены с использованием профессиональной лексики; ответы и выступления четкие и краткие, логически последовательные; активное участие в деловой игре.
71-85 баллов «хорошо»

Участник деловой игры продемонстрировал понимание сути поставленной проблемы; теоретические положения изложены с использованием профессиональной лексики с незначительными ошибками; ответы и выступления в основном краткие, но не всегда четкие и логически последовательные; участие в деловой игре.
56-70  баллов «удовлетво-рительно»

Участник деловой игры продемонстрировал понимание сути поставленной проблемы;
 
теоретические положения изложены со слабым использованием профессиональной лексики; ответы и выступления многословные, нечеткие и без должной логической последовательности; пассивное участие в деловой игре.
0-55  баллов «неудовлетворительно»

Участник деловой игры продемонстрировал затруднения в понимании сути поставленной проблемы; отсутствие необходимых знаний и умений для решения проблемы; затруднения в построении самостоятельных высказываний; обучающийся практически не принимает участия в игре.
 
Баллы

для учета в рейтинге (оценка)

Степень удовлетворения критериям
86-100 баллов «отлично»

Работа демонстрирует точное понимание задания. Все материалы имеют непосредственное отношение к теме; источники цитируются правильно. Результаты работы представлены четко и логично, информация точна и отредактирована. Работа отличается яркой индивидуальностью и выражает точку зрения обучающегося.
71-85  баллов «хорошо»

Помимо материалов, имеющих непосредственное отношение к теме, включаются некоторые материалы, не имеющие отношение к ней; используется ограниченное количество источников. Не вся информация взята из достоверных источников; часть информации неточна или не имеет прямого отношения к теме. Недостаточно выражена собственная позиция и оценка информации. 
56-70  баллов «удовлетво-рительно»

Часть материалов не имеет непосредственного отношения к теме, используется 2-3 источника. Делается слабая попытка проанализировать информацию. Материал логически не выстроен и подан внешне непривлекательно, не дается четкого ответа на поставленные вопросы. Нет критического взгляда на проблему.
0-55  баллов «неудовлетворительно»

Больше половины материалов не имеет непосредственного отношения к теме, используется один источник. Не делается попытка проанализировать информацию. Материал логически не выстроен и подан внешне непривлекательно, не дается ответа на поставленные вопросы.
Групповые творческие задания (проекты):

Индивидуальные творческие задания (проекты):

Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерные критерии оценивания:

- актуальность темы;

- соответствие содержания работы выбранной тематике;

- соответствие содержания и оформления работы установленным требованиям;

- обоснованность результатов и выводов, оригинальность идеи;

- новизна полученных данных;

- личный вклад обучающихся;

- возможности практического использования полученных данных.

Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерная шкала оценивания:

Критерии оценивания контрольной работы для тем групповых и/или индивидуальных творческих заданий/проектов

 
ИЗМЕНЕНИЯ И ДОПОЛНЕНИЯ
Ведомость изменений

п/п

Вид обновлений
Содержание изменений, вносимых в ОПОП
Обснование изменений
1
2
3
4
5
6