2024-2025_m350406_o_1_plx_Методика экспериментальных исследований и моделирование в агроинженерии
 
Федеральное государственное бюджетное образовательное

учреждение высшего образования

«Бурятская государственная сельскохозяйственная академия имени В.Р. Филиппова»

Инженерный Факультет
 
«УТВЕРЖДЕНО»
Декан

Инженерный факультет

уч. ст., уч. зв.
 
Кокиева Г.Е.
 
 
 
 
подпись
 
«
 
 
 
»
20
г.
 
«СОГЛАСОВАНО»
Заведующий выпускающей кафедрой

Механизация сельскохозяйственных процессов

уч. ст., уч. зв.
Татаров Н.Т.
 
 
 
подпись
 
«
»
20
г.
 
 
 
 
Рабочая программа 
Направление 35.04.06 Агроинженерия

Направленность (профиль) Технологии и средства механизации сельского хозяйства

Дисциплины (модуля)
Б1.О.01 Методика экспериментальных исследований и моделирование в агроинженерии
 
Механизация сельскохозяйственных процессов
Квалификация
магистр
Форма обучения
очная
Форма промежуточной аттестации
Экзамен
Объём дисциплины в З.Е.
6
Продолжительность в часах/неделях
216/ 0  
Статус дисциплины

в учебном плане

относится к обязательной части блока 1 "Дисциплины" ОПОП

является дисциплиной обязательной для изучения

Обеспечивающая преподвание

дисциплины кафедра

 
Улан-Удэ, 20__г.
 
Распределение часов дисциплины
Курс 1

Семестр 1

Количество часов
Итого
Вид занятий
УП
УП
Лекционные занятия
32
32
Практические занятия
32
32
Контактная работа
64
64
Сам. работа
134
134
Итого
216
 
Программу составил(и):
 
доктор технических наук, Высшее. Механизация с/х производства, инженер-механик. Преподаватель высшей школы Раднаев Даба Нимаевич _________________
 
 
Методика экспериментальных исследований и моделирование в агроинженерии
Программа дисциплины
 
m350406_o_1.plx
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного Ученым советом вуза от  протокол №  .
 
Протокол от __ __________ 20__ г.  №  __  

Зав. кафедрой Татаров Н.Т.

Механизация сельскохозяйственных процессов
Программа одобрена на заседании кафедры
Председатель методической комиссии «Инженерный факультет»
Рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании методической комиссии «Инженерный факультет» от «__» _______________ 20__г., протокол №___
уч. ст., уч. зв.
 
 
подпись
 
И.О. Фамилия
 
подпись
 

п/п

Учебный год
Одобрено

на заседании кафедры

Утверждаю

Заведующий кафедрой

Татаров Н.Т.

протокол
Дата
Подпись
Дата
20__/20__ г.г.
№____
«__»__20__г.
«__»__20__г.
1
20__/20__ г.г.
№____
«__»__20__г.
«__»__20__г.
2
20__/20__ г.г.
№____
«__»__20__г.
«__»__20__г.
3
20__/20__ г.г.
№____
«__»__20__г.
«__»__20__г.
4
20__/20__ г.г.
№____
«__»__20__г.
«__»__20__г.
5
 
подпись
 
И.О. Фамилия
 
Внешний эксперт

(представитель работодателя)

 
 
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1
Цели: формирование у обучающихся методики экспериментальных исследований и моделирования процессов и объектов сельскохозяйственного производства

Задачи: - освоение методов обработки результатов экспериментальных исследований;

- развитие навыков моделирования технологических процессов в растениеводстве и животноводстве

 
ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ И МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Блок.Часть
Б1.О
ОПК-1: Способен анализировать современные проблемы науки и производства, решать задачи развития области профессиональной деятельности и (или) организации;
 
Дисциплины (модули) и практики, для которых освоение данной практики необходимо как предшествующее:
 
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы 
1
4 семестр
 
Преддипломная практика 
2
4 семестр
 
ОПИСАНИЕ ПОКАЗАТЕЛЕЙ, КРИТЕРИЕВ И ШКАЛ ОЦЕНИВАНИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ В РАМКАХ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
КОД И НАЗВАНИЕ КОМПЕТЕНЦИИ

ОПК-1: Способен анализировать современные проблемы науки и производства, решать задачи развития области профессиональной деятельности и (или) организации;;

ИД-1 ОПК1.1 Знает основные методы анализа достижений науки и производства в агроинженерии

ИД-2 ОПК-1.2 Использует в профессиональной деятельности отечественные и зарубежные базы данных и системы учета научных результатов

ИД-3 ОПК-1.3 Выделяет научные результаты, имеющие практическое значение в агроинженерии

ИД-4 ОПК-1.4  Применяет доступные технологии, в том числе информационно-коммуникационные, для решения задач профессиональной деятельности в агроинженерии

 
Знать и понимать  методы анализа достижений науки и производства в агроинженерии; методику проведения исследования, методы моделирования, обработки экспериментальных данных и эффективного использования сложных технических систем:
 
ИД-1 Не знает основные методы анализа достижений науки и производства в агроинженерии

ИД-2 Не знает как использовать в профессиональной деятельности отечественные и зарубежные базы данных и системы учета научных результатов

ИД-3 Не знает как выделять научные результаты, имеющие практическое значение в агроинженерии

ИД-4 Не знает как применять доступные технологии, в том числе информационно-коммуникационные, для решения задач профессиональной деятельности

Уровень 1 
 
ИД-1  Знает основные методы анализа достижений науки и производства в агроинженерии

ИД-2 Знает частично как использовать в профессиональной деятельности отечественные и зарубежные базы данных и системы учета научных результатов

ИД-3 Знает частично как выделять научные результаты, имеющие практическое значение в агроинженерии

ИД-4  Знает частично как применять доступные технологии, в том числе информационно-коммуникационные, для решения задач профессиональной деятельности

Уровень 2 
 
ИД-1 Знает основные методы анализа достижений науки и производства в агроинженерии, но допускает ошибки

ИД-2 Знает  как использовать в профессиональной деятельности отечественные и зарубежные базы данных и системы учета научных результатов, но допускает ошибки

ИД-3 Знает как выделять научные результаты, имеющие практическое значение в агроинженерии, но допускает ошибки

ИД-4 Знает как применять доступные технологии, в том числе информационно-коммуникационные, для решения задач профессиональной деятельности, но допускает ошибки

Уровень 3 
 
ИД-1 Знает в полном объеме основные методы анализа достижений науки и производства в агроинженерии

ИД-2 Знает в полном объеме как использовать в профессиональной деятельности отечественные и зарубежные базы данных и системы учета научных результатов

ИД-3 Знает в полном объеме  как выделять научные результаты, имеющие практическое значение в агроинженерии

ИД-4 Знает в полном объеме как применять доступные технологии, в том числе информационно-коммуникационные, для решения задач профессиональной деятельности

Уровень 4 
 
 
Уметь делать (действовать)  анализировать современные проблемы науки и производства в агроинженерии; обеспечить эффективное использование и надежную работу сложных технических систем:
 
ИД-1 не умеет использовать основные методы анализа достижений науки и производства в агроинженерии

ИД-2 Не умеет  использовать  в профессиональной деятельности отечественные и зарубежные базы данных и системы учета научных результатов

ИД-3 Не умеет  как выделять научные результаты, имеющие практическое значение в агроинженерии

ИД-4 Не умеет применять доступные технологии, в том числе информационно-коммуникационные, для решения задач профессиональной деятельности

Уровень 1 
 
ИД-1 Умеет частично использовать  основные методы анализа достижений науки и производства в агроинженерии

ИД-2 Умеет частично   использовать  в профессиональной деятельности отечественные и зарубежные базы данных и системы учета научных результатов

ИД-3 Умеет частично выделять научные результаты, имеющие практическое значение в агроинженерии

ИД-4 Умеет частично применять доступные технологии, в том числе информационно-коммуникационные, для решения задач профессиональной деятельности

Уровень 2 
 
ИД-1 Умеет использовать  основные методы анализа достижений науки и производства в агроинженерии, но допускает ошибки

ИД-2 Умеет использовать  в профессиональной деятельности отечественные и зарубежные базы данных и системы учета научных результатов, но допускает ошибки

ИД-3 Умеет  выделять научные результаты, имеющие практическое значение в агроинженерии, но допускает ошибки

ИД-4 Умеет применять доступные технологии, в том числе информационно-коммуникационные, для решения задач профессиональной деятельности, но допускает ошибки

Уровень 3 
 
ИД-1 Умеет в полном объеме использовать  основные методы анализа достижений науки и производства в агроинженерии

ИД-2 Умеет в полном объеме  использовать  в профессиональной деятельности отечественные и зарубежные базы данных и системы учета научных результатов

ИД-3 Умеет в полном объеме  выделять научные результаты, имеющие практическое значение в агроинженерии

ИД-4 Умеет в полном объеме применять доступные технологии, в том числе информационно-коммуникационные, для решения задач профессиональной деятельности

Уровень 4 
 
 
Владеть навыками (иметь навыки) навыками оптимального решения проблемы науки и сельскохозяйственного производства, использования и надежной работы технических систем; опытом использования информационных технологий для проектирования систем энергообеспечения и эксплуатации оборудования и предприятий АПК; основами выполнения расчетов параметров ресурсо- и энергопотребления:
 
ИД-1 не владеет навыками   основными методами анализа достижений науки и производства в агроинженерии

ИД-2 Не владеет навыками как использовать  в профессиональной деятельности отечественные и зарубежные базы данных и системы учета научных результатов

ИД-3 Не владеет навыками как   выделять научные результаты, имеющие практическое значение в агроинженерии

ИД-4  Не владеет навыками использования  доступных технологии, в том числе информационно-коммуникационные, для решения задач профессиональной деятельности

Уровень 1 
 
ИД-1  Владеет частично    основными методами анализа достижений науки и производства в агроинженерии

ИД-2 Владеет частично навыками  как использовать  в профессиональной деятельности отечественные и зарубежные базы данных и системы учета научных результатов

ИД-3 Владеет частично навыками как выделять научные результаты, имеющие практическое значение в агроинженерии

ИД-4 Владеет частично навыками использования  доступных технологии, в том числе информационно-коммуникационные, для решения задач профессиональной деятельности

Уровень 2 
 
ИД-1 Владеет  основными методами анализа достижений науки и производства в агроинженерии, но допускает ошибки

ИД-2 Владеет как использовать  в профессиональной деятельности отечественные и зарубежные базы данных и системы учета научных результатов, но допускает ошибки

ИД-3 Владеет  навыками как выделять научные результаты, имеющие практическое значение в агроинженерии, но допускает ошибки

ИД-4 Владеет  навыками использования  доступных технологии, в том числе информационно-коммуникационные, для решения задач профессиональной деятельности, но допускает ошибки

Уровень 3 
 
ИД-1 Владеет навыками  в полном объеме использования  основных методов анализа достижений науки и производства в агроинженерии

ИД-2 Владеет в полном объеме навыками  как использовать  в профессиональной деятельности отечественные и зарубежные базы данных и системы учета научных результатов

ИД-3 Владеет в полном объеме как   выделять научные результаты, имеющие практическое значение в агроинженерии

ИД-4 Владеет в полном объеме использования  доступных технологии, в том числе информационно-коммуникационные, для решения задач профессиональной деятельности

Уровень 4 
 
 
 
Уровни сформированности компетенций
Оценка «хорошо» - уровень 3
Оценка «отлично» - уровень 4
Оценка «неудовлетворительно» - уровень 1
Оценка «удовлетворительно» - уровень 2
Оценки формирования компентенций
средний
высокий
компетенция не сформирована
минимальный
Характеристика сформированности компетенции
Сформированность компетенции в целом соответствует требованиям. Имеющихся знаний, умений, навыков и мотивации в целом достаточно для решения стандартных практических (профессиональных) задач
Сформированность компетенции полностью соответствует требованиям. Имеющихся знаний, умений, навыков и мотивации в полной мере достаточно для решения сложных практических (профессиональных) задач
Компетенция в полной мере не сформирована. Имеющихся знаний, умений и навыков недостаточно для решения практических (профессиональных) задач
Сформированность компетенции соответствует минимальным требованиям. Имеющихся знаний, умений, навыков в целом достаточно для решения практических (профессиональных) задач
 
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Код занятия
Наименование разделов (этапов) и тем
Семестр
Часов
Компетенции
Интеракт.
Примечание (используемые интерактивные формы,

форма текущего контроля успеваемости)

Вид

работ

 
Раздел 1. Основы научных исследований в агроинженерии
 
1.1
Понятия о науке. Методы научного исследования
11
2
ОПК-1
Лек
 
1.2
Особенности научных исследований по решению проблем механизации с-х производства.
11
2
ОПК-1
Лек
 
1.3
Современные проблемы науки и производства в агроинженерии.
11
2
ОПК-1
2
Лекция- визуализация
Лек
 
1.4
Теоретические экспериментальные исследования в агроинженерии.
11
2
ОПК-1
Лек
 
1.5
Методика  экспериментальных исследований
11
2
ОПК-1
2
Лекция- визуализация
Лек
 
1.6
Проведение эксперимента и обработки экспериментальных данных
11
2
ОПК-1
Лек
 
1.7
О внедрении научных исследований и разработок в сельское хозяйство.
11
2
ОПК-1
Лек
 
1.8
Эффективность научных исследований
11
2
ОПК-1
Лек
 
1.9
Методика статической обработки экспериментальных данных
11
2
ОПК-1
устный опрос
Пр
 
1.10
Способы обработки эмпирических данных.
11
2
ОПК-1
2
Дискуссия.  обсуждение результатов
Пр
 
1.11
Планирование эксперимента при поиске оптимальных решений.
11
2
ОПК-1
проверка кейс-заданий
Пр
 
1.12
Машинно-технологическое модернизация с.-х. производства.
11
2
ОПК-1
2
Дискуссия. обсуждение результатов
Пр
 
1.13
Направление инновационного развития техники и технологий.
11
2
ОПК-1
проверка кейс-заданий
Пр
 
1.14
Приоритет агроинженерных исследований.
11
2
ОПК-1
2
Дискуссия.  обсуждение результатов
Пр
 
1.15
Информационно-техническое обеспечение технологий точного земледелия.
11
2
ОПК-1
устный опрос
Пр
 
1.16
Моделирование производственных процессов в сельском хозяйстве.
11
2
ОПК-1
2
Дискуссия. обсуждение результатов 
Пр
 
1.17
Этапы выполнения прикладной НИР. Создание модели комбинированной почвообрабатывающей машины
11
8
ОПК-1
проверка рефератов
Ср
 
1.18
Этапы выполнения опытно конструкторской работы. Разработка рабочего органа комбинированных почвообрабатывающее- посевной машины
11
10
ОПК-1
проверка кейс-заданий 
Ср
 
1.19
Спутниковые позиционирования  и их модернизация
11
10
ОПК-1
Обсуждение результатов
Ср
 
1.20
Проведение патентных исследований с целью обеспечения патентной чистоты предполагаемой разработки
11
10
ОПК-1
Устный опрос
Ср
 
1.21
Создание модели современных многофункциональных с.-х. агрегатов
11
8
ОПК-1
Устный опрос
Ср
 
1.22
Создание автоматизированного агрегата при случайных внешних воздействиях
11
8
ОПК-1
проверка рефератов
Ср
 
1.23
Разработка технологии и оборудования для производства биодизельного топлива
11
6
ОПК-1
проверка кейс-заданий
Ср
 
1.24
Технологии и оборудования для производства биогаза. Решение кейс-задач.
11
6
ОПК-1
Обсуждение результатов
Ср
 
Раздел 2. Моделирование в агроинженерии
 
2.1
Модели и моделирование. Понятие модели и их классификация.
11
2
ОПК-1
Лек
 
2.2
Динамические системы с.-х. предприятий и техники.
11
2
ОПК-1
Лек
 
2.3
Принципы построение математических моделей в агроинженерии.
11
2
ОПК-1
2
Лекция- визуализация
Лек
 
2.4
Представление и обработка данных в системах и моделях.
11
2
ОПК-1
Лек
 
2.5
Основы моделирования с.-х. агрегатов.
11
2
ОПК-1
2
Лекция- визуализация
Лек
 
2.6
Среда динамического и имитационного моделирования.
11
2
ОПК-1
Лек
 
2.7
Аналитическое моделирование процессов с.-х. производства.
11
2
ОПК-1
Лек
 
2.8
Имитационное моделирование с.-х. производства.
11
2
ОПК-1
Лек
 
2.9
Моделирование сельскохозяйственных материалов как объекта обработки.
11
2
ОПК-1
контрольная работа
Пр
 
2.10
Концептуальная модель взаимодействия между НИУ, вузами и сельским хозяйством.
11
2
ОПК-1
устный опрос
Пр
 
2.11
Исследования математической модели газотурбинного двигателя.
11
2
ОПК-1
2
Дискуссия.  обсуждение результатов.
Пр
 
2.12
Построение математической модели с.-х. машин(плуга, сеялки и др.).
11
2
ОПК-1
устный опрос
Пр
 
2.13
Моделирование полета зерна с транспортёра.
11
2
ОПК-1
2
Дискуссия. обсуждение результатов устный опрос
Пр
 
2.14
Математическая модель процесса прессования кормов.
11
2
ОПК-1
устный опрос
Пр
 
2.15
Моделирование рабочего процесса молотильного аппарата комбайна.
11
2
ОПК-1
контрольная работа
Пр
 
2.16
Математическая модель с.-х. вентилятора
11
2
ОПК-1
устный опрос
Пр
 
2.17
Основные принципы моделирования и критерия подобия физических систем
11
8
ОПК-1
Устный опрос
Ср
 
2.18
Основные положения общей теории размерностей.
11
4
ОПК-1
Устный опрос
Ср
 
2.19
Алгоритмы проектирования и исследования систем с использованием подобного физического моделирования.
11
8
ОПК-1
проверка рефератов
Ср
 
2.20
Моделирование процесса изменения состояния почвы при их обработки с.-х. орудиями.
11
6
ОПК-1
проверка кейс-заданий
Ср
 
2.21
Моделирование тягового сопротивления сельхозмашин. Решение кейс-задач
11
10
ОПК-1
Обсуждение результатов
Ср
 
2.22
Моделирование рабочих процессов комбинированного почвообрабатывающего агрегата.
11
8
ОПК-1
Устный опрос
Ср
 
2.23
Моделирование рабочих процессов и технического состояния ДВС тракторов и автомобилей.
11
8
ОПК-1
Устный опрос
Ср
 
2.24
Методы оптимизации управления рабочими процессами с.-х. техники.
11
16
ОПК-1
Устный опрос
Ср
 
ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И РЕСУРСОВ СЕТИ "ИНТЕРНЕТ", НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
 
Основная литература
 
Гордеев А. С. Моделирование в агроинженерии:рек. УМО вузов РФ по агроинженерному образованию в качестве учеб. для студ. вузов,  по направлению "Агроинженерия". - Cанкт-Петербург: Лань, 2014. - 384
Л1.1
 
Федоренко В. Ф., Горшенин В. И., Монаенков К. А., Миронов В. В., Гордеев А. С., Михеев Н. В., Завражнов А. А., Ли Р. И., Бобрович Л. В., Жидков С. А., Макова Н. Е. Современные проблемы науки и производства в агроинженерии [Электронный ресурс]:. - Санкт-Петербург: Лань, 2022. - 496 – Режим доступа: https://e.lanbook.com/book/211181 
Л1.2
 
 
Дополнительная литература
 
Чикуров Н.Г. Моделирование систем и процессов [Электронный ресурс]:Учебное пособие. - Москва: Издательский Центр РИО�, 2022. - 398 – Режим доступа: https://znanium.com/catalog/document?id=398566 
Л2.1
 
Шкляр М.Ф. Основы научных исследований [Электронный ресурс]:Учебное пособие для бакалавров : Учебное пособие. - Москва: Издательско-торговая корпорация "Дашков и К", 2022. - 208 – Режим доступа: https://znanium.com/catalog/document?id=431702 
Л2.2
 
 
Методическая литература
 
Раднаев Д. Н. Методика экспериментальных исследований и моделирование в агроинженерии [Электронный ресурс]:курс лекций для обучающихся по направлению подготовки 35.04.06 Агроинженерия. - , 2021. - 58 – Режим доступа: https://elib.bgsha.ru/sotru/02029 
Л3.1
 
 
Номер аудитории
Назначение
Оборудование и ПО
Адрес
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ)
 
162
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного и семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации (Специализированная аудитория «Посевные и посадочные машины»)
32 посадочных мест, рабочее место преподавателя, Учебный стенд «Установка нормы высева семян пневматической сеялки», Учебный стенд «Установка нормы высева семян», Учебный тренажер «Машина для посадки картофеля», Интерактивная панель Lumien
670024, Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, ул. Пушкина, д.№8 , Учебный корпус
 
ПЕРЕЧЕНЬ РЕСУРСОВ ИНФОРМАЦИОННО-ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННОЙ СЕТИ ИНТЕРНЕТ И ЛОКАЛЬНЫХ СЕТЕЙ АКАДЕМИИ, НЕОБХОДИММЫХ ДЛЯ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Наименование 
Доступ
1. Удаленные электронные сетевые учебные ресурсы временного доступа, сформированные на основании прямых договоров с правообладателями (электронно-библиотечные системы - ЭБС)
1

2
3. Электронные учебные и учебно-методические ресурсы, подготовленные в академии:
Электронно-библиотечная система Издательства «Znanium»
http://znanium.ru/
Электронно-библиотечная система Издательства «Лань»
http://e.lanbook.com/
Электронно-библиотечная система Издательства «Юрайт»
http://urait.ru/
1. Методика экспериментальных исследований и моделирование в агроинженерии: курс лекций для обучающихся по направлению подготовки 35.04.06 Агроинженерия / Министерство сельского хозяйства РФ, Бурятская ГСХА имени В. Р. Филиппова ; сост. Д. Н. Раднаев. - Улан-Удэ : ФГБОУ ВО БГСХА, 2021. - 58 с. - URL: https://elib.bgsha.ru/sotru/02029. - Режим доступа: Электронная библиотека БГСХА. - Загл. с титул. экрана. - Б. ц. - Текст : электронный.
2. Электронные сетевые ресурсы открытого доступа (профессиональные базы данных, массовые открытые онлайн-курсы и пр.):

1

2
Платформа «Открытое образование» (онлайн-курсы по базовым дисциплинам, изучаемым в российских университетах)
https://openedu.ru/course/
Профессиональные базы данных
http://e.lanbook.com/
 
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ВКЛЮЧАЯ ПЕРЕЧЕНЬ ПРОГРАММНОГО ОБСПЕЧЕНИЯ И ИНФОРМАЦИОННЫХ СПРАВОЧНЫХ СИСТЕМ
1. Программные продукты, необходимые для освоения учебной дисциплины
Наименование программного продукты (ПП)
Виды учебных занятий и работ, в которых используется данный продукт
Microsoft OfficeStd 2016 RUS OLP NL Acdmc. Договор № ПП-61/2015 г. О поставке программных продуктов от 9 декабря 2015 года

Microsoft OfficeProPlus 2016 RUS OLP NL Acdmc. Договор № ПП-61/2015 г. О поставке программных продуктов от 9 декабря 2015 года

Microsoft Windows Vista Business Russian Upgrade Academic OPEN No Level Государственный контракт № 25 от 1 апреля 2008 года

Занятия семинарского типа, самостоятельная работа 
 
2. Информационные справочные системы, необходимые для реализации учебного процесса
Информационно-правовой портал «Гарант»
в локальной сети академии

http://www.garant.ru/

Справочно-поисковая система «Консультант Плюс»
http://www.consultant.ru/
 
3. Специализированные помещения и оборудование, используемые в рамках информатизации учебного процесса
 
Наименование ЭИОС и доступ
Виды учебных занятий и работ, в которых используется данная система
Доступ
1

2
3
Официальный сайт академии
http://bgsha.ru/
Занятия лекционного типа, семинарского типа, самостоятельная работа
Личный кабинет
http://lk.bgsha.ru/
Занятия лекционного типа, семинарского типа, самостоятельная работа
АС Деканат
в локальной сети академии
-
Корпоративный портал академии
http:/portal.bgsha.ru/
Занятия лекционного типа, семинарского типа, самостоятельная работа
ИС «Планы»
в локальной сети академии
-
Портфолио обучающегося
http://lk.bgsha.ru/
Самостоятельная работа
Сайт научной библиотеки
http:/elib.bgsha.ru/
Занятия лекционного типа, семинарского типа, самостоятельная работа
Электронная библиотека БГСХА
http:/elib.bgsha.ru/
Занятия лекционного типа, семинарского типа, самостоятельная работа
4. Информационно-образовательные системы (ЭИОС)
 
КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЯ)
ФИО преподавателя
Ученая степень, ученое звание
Уровень образования. Специальность и квалификация в соответствии с дипломом. Профессиальная переподготовка
1
2
3
 
Раднаев Даба Нимаевич
Высшее. Механизация с/х производства, инженер-механик. Преподаватель высшей школы
доктор технических наукпрофессор
 
ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ) ДЛЯ ИНВАЛИДОВ И ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИМ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Организационно-педагогическое, психолого-педагогическое сопровождение обучающихся инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья осуществляется на основании соответствующей рекомендации в заключении психолого-медико-педагогической комиссии или индивидуальной программе реабилитации инвалида. Академия, по заявлению обучающегося, создает специальные условия для получения высшего образования инвалидами и лицам с ограниченными возможностями здоровья:

- использование специализированных (адаптированных) рабочих программ дисциплин (модулей) и методов обучения и воспитания, включая наличие альтернативной версии официального сайта организации в сети «Интернет» для слабовидящих;

- использование специальных учебников, учебных пособий и других учебно-методических материалов, включая альтернативные форматы печатных материалов (крупный шрифт или аудиофайлы);

- использование специальных технических средств обучения (мультимедийное оборудование, оргтехника и иные средства) коллективного и индивидуального пользования, включая установку

мониторов с возможностью трансляции субтитров, обеспечение надлежащими звуковыми

воспроизведениями информации;

- предоставление услуг ассистента (при необходимости), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь или услуги сурдопереводчиков / тифлосурдопереводчиков;

- проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий для разъяснения отдельных вопросов изучаемой дисциплины (модуля);

- проведение процедуры оценивания результатов обучения возможно с учетом особенностей нозологий (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, в форме тестирования и т.п.) при использовании доступной формы предоставления заданий оценочных средств и ответов на задания (в печатной форме увеличенным шрифтом, в форме аудиозаписи, в форме электронного документа, задания зачитываются ассистентом, задания предоставляются с использованием сурдоперевода) с

использованием дополнительного времени для подготовки ответа;

- обеспечение беспрепятственного доступа обучающимся в учебные помещения, туалетные и другие помещения организации, а также пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов и других приспособлений);

- обеспечение сочетания онлайн и офлайн технологий, а также индивидуальных и коллективных форм работы в учебном процессе, осуществляемом с использованием дистанционных образовательных технологий;

- и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение ОПОП ВО.

В целях реализации ОПОП ВО в академии оборудована безбарьерная среда, учитывающая потребности лиц с нарушением зрения, с нарушениями слуха, с нарушениями опорно-двигательного

аппарата. Территория соответствует условиям беспрепятственного, безопасного и удобного передвижения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Вход в учебный корпус

оборудован пандусами, стекла входных дверей обозначены специальными знаками для слабовидящих, используется система Брайля. Сотрудники охраны знают порядок действий при прибытии в академию лица с ограниченными возможностями. В академии создана толерантная социокультурная среда, осуществляется необходимое сопровождение образовательного процесса,

при необходимости предоставляется волонтерская помощь обучающимся инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья.

 
ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
Перечень экзаменационных вопросов

1. Методика экспериментальных исследования в агроинженерии (ОПК-1)

2. Этапы экспериментальных исследований.(ОПК-1)

3. Постановка задач и планирование эксперимента(ОПК-1)

4. Методическое обеспечение эксперимента (ОПК-1)

5. Методика обработки экспериментальных исследований (ОПК-1)

6. Понятие системы и ее элементов (ОПК-1)

7. Принцип системного подхода и анализа (ОПК-1)

8. Модель и моделирование и их классификация(ОПК-1)

9. Типовые звенья технических систем(ОПК-1)

10. *Черный ящик* в НИР(ОПК-1)

11. Взаимодействие с-х техник с внешней средой и их варианты(ОПК-1)

12. Формирование математических модели технологических процессов и средств механизации(ОПК-1)

13. Концептуальная модель объекта исследования(ОПК-1)

14. Передаточная функция объекта(ОПК-1)

15. Методика построения математических модели в агроинженерии(ОПК-1)

16. Методы построения математической модели (ОПК-1)

17. Математический модель молотильного барабана зерноуборочного комбайна (ОПК-1)

18. Методика планирования многофакторного эксперимента(ОПК-1)

19. Основы и имитационного моделирования аналитическое моделирования в процессах с-х производств(ОПК-1)

Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины (модуля)
 
20. Аналитическое моделирование процессов с-х производства(ОПК-1)

21. Среда динамического и имитационного моделирования(ОПК-1)

 
Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Темы рефератов

1. Методы теоретических и экспериментальных исследования

2. Методика экспериментальных исследования

3. Методы обработки экспериментальных данных

4. Измерение тягового сопротивления с-х машин

5. Измерение крутящего момента на валах с-х машин

6. Измерение мощности на валах с-х машин

7. Приборы для измерения сил и крутящего момента

8. Тензометрирование с-х машин

9. Тарировка датчиков

10. Статические и динамические погрешности измерительных приборов

11. Математическая модель лапового сошника

12. Уравнение движения зернотуковой сеялки продольно-вертикальной плоскости

13. Математическая модель полунавесного плугапродольно-вертикальной плоскости

14. Математическая модель процессов прессование кормов

15. С-х предприятия как система для  моделирования

16. Математическая модель с- х агрегата как объекта автоматического регулирование

17. Существо методы математического моделирования с-х техники

18. Методологические характеристики научного исследования в агронженерии

19. Моделирование рабочего процесса молотильного аппарата зерноуборочного комбайна

20. Моделирование рабочего процесса с-х вентилятора

21. Концептуальная модель сложных с- х объектов в агроинженерии

22. Принципы построения математических моделей в агроинженерии

23. Основные этапы научно-исследовательской работы в агронженерии

24. Стратегия машинного-технологической модернизации в агроинженерии

25. Методика составления математической модели с-х машин

26. Особенности научных исследований по решению проблем механизации и автоматизации с-х производства

27. Механика технологические основы режущих аппаратов уборочных машин

28. Методика технологического расчета и исследования кормоуборочных машин

Вопросы для индивидуальной письменной контрольной работы

1. Классификация моделей.

2. Принципы системного подхода при анализе системы.

3. Аналитическое описание типовых звеньев СХТ.

4. Получение и обработка экспериментальных данных.

5. Аппроксимация экспериментальных данных регрессионными зависимостями.

6. Проверка значимости управления регрессии и отдельных коэффициентов.

7. Этапы построения математической модели узлов, рабочих органов СХМ, СХТ, СХА.

8. Методика построения концептуальной модели СХМ.

9. Планирование модельного эксперимента.

10. Этапы имитационного моделирования СХТ.

11. Статистическая модель массового обслуживания.

12. Алгоритм моделирования методом Монте-Карло.

13. Оценка адекватности модели.

14. Основные подпрограммы среды программирования МatLab.

15. Пояснение сути системного – динамического моделирования в Анулогис.

16. Аналитическое моделирование процессов сельскохозяйственного производства.

17. Аналитическое моделирование полета зерна с транспортера.

18. Математическое моделирование движения СХМ (плуга, культиватора, сеялки, комбайна и др.).

19. Моделирование СХТ c использованием линейного программирования (ЛП).

20. Определение целевой функции в задаче ЛП.

Комплект вопросов для проведения устных опросов (текущий контроль)

Тема: Технологические основы моделирования с.-х. техники и их систем управления.

1. Признаки классификации моделей.

2. Виды логических моделей.

3. Модель как функция отражения свойств оригинала.

4. Геометрическое моделирование.

5. Аффинное подобие.

6. Физическое моделирование.

7. Математическое моделирование.

8. Масштабы поступательного движения.

 
9. Общая теория разномерности.

10. Масштабы динамического подобия.

11. Основные характеристики динамических систем.

12. Методы построения математических моделей с.-х. агрегатов и их систем управления.

13. Построение математических моделей сельскохозяйственных агрегатов, методы идентификации.

14. Во временной области уравнение Винера-Хопфа и в частотной области после преобразования Фурье.

15. Обработка реализации случайных входных и выходных процессов на ЭВМ с получением корреляционных функций спектральных плотностей.

16. Методика определения частотной, амплитудно-частотной и импульсной характеристик.

17. Аппроксимация этих характеристик аналитическими выражениями и получение передаточной функции и дифференциального уравнения.

Тема: Математические модели: с.-х. агрегатов и их рабочих процессов, надежности систем обслуживания с.-х. техники, процессов эксплуатации машин и оборудования.

1. Эмпирические модели с.-х. агрегатов на базе теории планирования эксперимента.

2. Планирование экспериментов с использованием планов первого и второго порядков.

3. Метод априорного ранжирования факторов.

4. Определение значимых факторов.

5. Метод «случайного баланса».

6. Метод Бокса Уилсона

7. Разработка математической модели процесса работы с.-х. техники.

8. Анализ математической модели.

9. Оценка степени идентичности математических моделей.

10. Симплекс-метод.

11. Алгоритмы решения.

12. Анализ и корректировка решений симплексных задач.

13. Использование двойственных оценок.

14. Пределы устойчивости оптимальных решений.

15. Транспортные задачи и алгоритмы решения.

16. Альтернативные решения транспортных задач.

17. Интерпретация потенциалов в транспортных задачах.

18. Задачи с целевыми назначениями.

Тема: Основы имитационного моделирования в Агроинженерии.

1. Имитационная модель.

2. Имитационное моделирование.

3. Этапы имитационного моделирования.

4. Понятие моделирующего алгоритма процесса.

5. Модели случайных и детерминированных входов.

6. Динамические модели случайных входов.

7. Статистическая модель.

8. Элементы имитационной модели.

9. Средства описания поведения объектов.

10. Имитационное моделирование стохастических объектов.

11. Многоподходное имитационное моделирование стохастических объектов.

Темы дискуссий

1. Программа и методика эксперимента

2. Аппроксимация экспериментальных данных

3. Понятие о среднем значении и дисперсии экспериментальных данных

4. Понятие о функции плотности функции распределения

5. Гистограмма, вариационные кривые размеров семян сельскохозяйственных культур

6. Обработки измерений диаметров вала (коренного или шатунного шеек коленчатого вала)

7. Обработка измерений диаметра цилиндра

8. Определение величины дисперсии распределения из экспериментальных данных

9. Оценка случайной погрешности прямых измерений

10. Погрешности косвенных измерений

11. Нахождение параметров линейной зависимости y(x)=a+kx

12. Нормальное распределение

13. Функция плотности нормального распределения

14. Определить максимальное значение ординаты нормального распределения при известном среднеквадратическом отклонении экспериментальных данных

15. Сущность метода наименьших квадратов

16. Измерительные приборы и инструменты для измерения длины, углов, температуры и тягового сопротивления СХМ

17. Понятие модели и моделирования

18. Принципы построения математических моделей

19. Математическая модель рабочего процесса мотовила уборочных машин

 
20. Математическая модель движения сельскохозяйственных агрегатов

21. Математическая модель рабочего процесса дискового сошника сеялки

22. Математическая модель движения полунавесного плуга

23. Математическая модель движения навесных сельскохозяйственных агрегатов

Кейс-задания

Блок 1

Кейс №1. Аналитическое моделирование полета зерна с транспортера.

Постановка задачи. Сформулировать требования к модели и исходные данные для моделирования. Модель должна позволять вычислять положение зерна в любой момент времени.

Кейс №2. Оптимизация доз внесения удобрений на поле.

Постановка задачи. Агроному необходимо определить количество органических и сложных минеральных удобрений для разбрасывания на 100 га лугопастбищных угодий таким образом, чтобы полная стоимость вносимых удобрений была минимальной. Стоимость и химический состав удобрений задаются.

Кейс №3. Определение потребности техники для выполнения посевных работ.

Постановка задачи. Инженеру необходимо обосновать количество и состав посевных агрегатов для посева яровой пшеницы на площади 10000га в заданные агротехнические сроки. Стоимостные данные и технические характеристики машин задаются.

Кейс №4. Исследование составляющих баланса времени смены почвообрабатывающего агрегата.

Постановка задачи. Оценить влияние составляющих баланса времени смены почвообрабатывающего агрегата на производительность и топливную экономичность. Результаты хронометражных наблюдений агрегата приводятся.

Блок 2

Используя законы механики составить уравнения движения (математические модели):

1. Дискового сошника зернотуковой сеялки СЗ-3,6А.

2. Зернотуковой сеялки СЗ-3,6А в продольно-вертикальной плоскости.

3. Широкозахватного полунавесного плуга в продольно-вертикальной плоскости

4. Широкозахватного полунавесного плуга в горизонтальной плоскости.

5. Навесного пахотного агрегата (МТЗ-82 + ПЛН-3-35)

Блок 3

Используя законы механики составить уравнения движения (математические модели):

1. Планки мотовила валковой жатки.

2. Ножа режущего аппарата косилки.

3. Условие защемления стебля режущей парой.

4. Основное уравнение барабана молотильного аппарата зерноуборочного комбайна КЗС Енисей-950.

5. Траектории конца пальцев барабанного подборщика.

6. Фазы отрыва соломы от клавиши соломотряса.

7. Сепарации зерна из вороха на жалюзийных решетах ветрорешетной очистки комбайна.

8. Основное уравнение вентилятора очистки зерноуборочного комбайна.

Блок 4

Задача 1.

Применяя метод Монте Карло определить наличие очереди на техническое обслуживание и простой системы обслуживания, если на пункт технического обслуживания поступают автомобили в случайной последовательности. Автомобили обслуживаются поочередно, в порядке поступления. Интервалы между моментами поступления автомобилей на обслуживание в 40% случаев равны 20 мин, а в 60% случаев – 40 мин.Длительность обслуживания является случайной величиной, причем 20 мин требуется для обслуживания 80% автомобилей и 60 мин для обслуживания остальных 20% автомобилей.

Задача 2.

Применив метод линейного программирования определить оптимальную структуру МТП.

Хозяйство имеет возможность скомплектовать машинно-тракторный парк из тракторов типа К-700 и ДТ-75 с соответствующим набором сельхозмашин. Известно, что данные тракторы в условиях хозяйства имеют следующую среднюю производительность на основных операциях.

Тип трактора Пахота Сев Предпосевная культивация

га/смена

К-700 9 30 18

ДТ-75 5 20 15

На основе составления технологических карт установлены следующие объемы и сроки выполнения работ:

пахота – 12000 га – 30 дней,

сев – 9000 га – 6 дней,

предпосевная культивация – 9900 га – 9-10 дней.

Напряженность работ на пахоте – 400 га/день, на севе – 1500га/день, на предпосевной культивации – 990 – 1100га/день. Причем имеется в виду, что данные виды работ осуществляются неодновременно.

Из технологических карт известно также, что средние затраты на сменную работу трактора К-700 составляет 24 т.руб., а 

 
трактора ДТ-75 – 15 т.руб. Хозяйство имеет кадры механизаторов, которые обеспечивают односменную работу агрегатов.

Задача 3.

Применив метод линейного программирования транспортной задачи определить оптимальный план перевозок.

С двух полей СПК нужно перевезти картофель в три картофелехранилища, расположенные в городе. Известно, что на 1 поле имеется 1800 т картофеля (600 автомашин грузоподъемностью 3 т), на 2 поле имеется 2400 т картофеля (800 автомашин грузоподъемностью 3 т). В картофелехранилища №1 и №2 нужно отправить по 400 автомашин картофеля, а в картофелехранилище №3 – 600 автомашин картофеля. Среднее время (в часах) на доставку одной автомашины в картофелехранилища с обоих полей представлено в табл.1.

Таблица1.

Поля Картофелехранилища

№1 №2 №3

1 поле 2 2 3

2 поле 3 4 2

Условие задачи удобно представить в виде следующей таблицы:

Таблица 2.

Поля Картофелехранилища Наличие картофеля, количество автомашин

№1 №2 №3

1 поле - 100 500 600

2 поле 400 300 100 800

Нужно доставить картофеля, количество автомашин 400 400 600 1400

Задача 4.

Используя метод линейного программирования определить минимум полевой стоимости вносимых органических и минеральных удобрений.

Необходимо внести на поля не менее 80 кг/га азота, 20 кг/га фосфора и  36 кг/га калия. Производительно труда при разбрасывании органического удобрения может составлять 8 т/ч, а сложного удобрения – 0,4 т/ч при ресурсах времени для выполнения этой работы 25 ч.

Таблица 3. Стоимость и химический состав удобрений (данные имеют относительный характер)

Удобрение Стоимость, руб./т Азот, кг/т. Фосфор, кг/т. Калий, кг/т.

Органическое удобрение 1250 6 1,5 4

Сложное удобрение 65000 250 100 100

Чтобы сформулировать задачу по схеме линейного программирования, следует вначале выделить три основных элемента модели, а именно:

• управляемые переменные;

• целевую функцию;

• ограничения на значения управляемых переменных.

Затем убедиться, что их можно представить в форме, обусловленной спецификой метода линейного программирования.

Задача 5.

В районе имеются два склада зерна (два хозяйства по производству зерна) и два элеватора. Ежедневно с первого склада вывозят 50 т зерна, а со второго – 70 т на элеваторы, причем на первый – 40 т, а на второй – 80 т.  Обозначим через стоимость перевозки 1 т зерна с i-го склада на j-й элеватор (i, j = 1,2). Пусть

с11=1,2; с12=1,6; с21=0,8; с22=1,0.

Как нужно спланировать перевозки, чтобы их стоимость была минимальной?

 
Перечень экзаменационных вопросов

Темы рефератов

Вопросы для индивидуальной письменной контрольной работы

Комплект вопросов для проведения устных опросов (текущий контроль)

Темы дискуссий

Кейс-задания

Перечень видов оценочных средств
 
Критерии оценивания контрольной работы текущего контроля успеваемости обучающихся (рекомендуемое)

Комплект контрольных вопросов для проведения устных опросов

Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерные критерии оценивания:

– правильность ответа по содержанию задания (учитывается количество и характер ошибок при ответе);

– полнота и глубина ответа (учитывается количество усвоенных фактов, понятий и т.п.);

– сознательность ответа (учитывается понимание излагаемого материала);

– логика изложения материала (учитывается умение строить целостный, последовательный рассказ, грамотно пользоваться специальной терминологией);

– использование дополнительного материала;

– рациональность использования времени, отведенного на задание (не одобряется затянутость выполнения задания, устного ответа во времени, с учетом индивидуальных особенностей обучающихся).

 
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерная шкала оценивания:

Баллы

для учета в рейтинге (оценка)

Степень удовлетворения критериям
86-100 баллов

«отлично»

Обучающийся полно и аргументировано отвечает по содержанию вопроса (задания); обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные; излагает материал последовательно и правильно.
71-85  баллов

«хорошо»

Обучающийся достаточно полно и аргументировано отвечает по содержанию вопроса (задания); обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные; излагает материал последовательно. Допускает 1-2 ошибки, исправленные с помощью наводящих вопросов.
56-70  баллов

«удовлетво-рительно»

Обучающийся обнаруживает знание и понимание основных положений данного задания, но излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил; не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры; излагает материал непоследовательно и допускает ошибки.
0-55  баллов

«неудовлетворительно»

Обучающийся обнаруживает незнание ответа на соответствующее задание (вопрос), допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Отмечаются такие недостатки в подготовке обучающегося, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.
 
Баллы

для учета в рейтинге (оценка)

Степень удовлетворения критериям
Перечень дискуссионных тем

Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерные критерии оценивания:

- теоретический уровень знаний;

- качество ответов на вопросы;

- подкрепление материалов фактическими данными (статистические данные или др.);

- практическая ценность материала;

- способность делать выводы;

- способность отстаивать собственную точку зрения;

- способность ориентироваться в представленном материале;

- степень участия в общей дискуссии.

Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерная шкала оценивания:

Критерии оценивания контрольной работы дискуссионных тем и вопросов для круглого стола

(дискуссии, полемики, диспута, дебатов)  

86-100 баллов

«отлично»

Обучающийся свободно владеет учебным материалом; проявляет навыки анализа, обобщения, критического осмысления, публичной речи, аргументации, ведения дискуссии и полемики, критического восприятия информации; материал изложен грамотно, в определенной логической последовательности, точно

используется терминология; показано умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации; высказывать свою точку зрения.

71-85 баллов

«хорошо»

Ответ удовлетворяет в основном требованиям на оценку «отлично», но при этом имеет один из недостатков: в усвоении учебного материала допущены небольшие пробелы, не исказившие содержание ответа; допущены один – два недочета в формировании навыков публичной речи, аргументации, ведения дискуссии и полемики, критического восприятия информации.
56-70 баллов

«удовлетво-рительно»

Неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения материала; имелись затруднения или допущены ошибки в определении понятий, использовании терминологии, исправленные после нескольких наводящих вопросов. Обучающийся не может применить теорию в новой ситуации.
0-55  баллов

«неудовлетворительно»

Не раскрыто основное содержание учебного материала; обнаружено незнание или непонимание большей или наиболее важной части учебного материала; допущены ошибки в определении понятий, при использовании терминологии, которые не исправлены после
 
нескольких наводящих вопросов; не сформированы умения и навыки публичной речи, аргументации, ведения дискуссии и полемики, критического восприятия информации.
 
Баллы

для учета в рейтинге (оценка)

Степень удовлетворения критериям
Перечень заданий для контрольной работы

Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерные критерии оценивания:

– полнота раскрытия темы;

– правильность формулировки и использования понятий и категорий;

– правильность выполнения заданий/ решения задач;

– аккуратность оформления работы и др.

Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерная шкала оценивания:

Критерии оценивания контрольной работы для контрольной работы

(обязательно для дисциплин, где по УП предусмотрена контрольная работа)

86-100 баллов

«отлично»

Полное раскрытие темы, указание точных названий и определений, правильная формулировка понятий и категорий, приведены все необходимые формулы, соответствующая статистика и т.п., все задания выполнены верно (все задачи решены правильно), работа выполнена аккуратно, без помарок.
71-85  баллов

«хорошо»

Недостаточно полное раскрытие темы, одна-две несущественные ошибки в определении понятий и категорий, в формулах, статистических данных и т. п., кардинально не меняющие суть изложения, наличие незначительного количества грамматических и стилистических ошибок, одна-две несущественные погрешности при выполнении заданий или в решениях задач. Работа выполнена аккуратно.
56-70  баллов

«удовлетво-рительно»

Ответ отражает лишь общее направление изложения лекционного материала, наличие более двух несущественных или одной-двух существенных ошибок в определении понятий и категорий, формулах, статистических данных и т. п.; большое количество грамматических и стилистических ошибок, одна-две существенные ошибки при выполнении заданий или в решениях задач. Работа выполнена небрежно.
0-55  баллов

«неудовлетворительно»

Обучающийся демонстрирует слабое понимание программного материала. Тема не раскрыта, более двух существенных ошибок в определении понятий и категорий, в формулах, статистических данных, при выполнении заданий или в решениях задач, наличие грамматических и стилистических ошибок и др.
 
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерные критерии оценивания:

– правильность выполнения задания на практическую/лабораторную работу в соответствии с вариантом;

– степень усвоения теоретического материала по теме практической /лабораторной работы;

– способность продемонстрировать преподавателю навыки работы в инструментальной программной среде, а также применить их к решению типовых задач, отличных от варианта задания;

– качество подготовки отчета по практической / лабораторной работе;

– правильность и полнота ответов на вопросы преподавателя при защите работы

и др.

Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерная шкала оценивания практических занятий (лабораторных работ):

Критерии оценивания контрольной работы для практических (лабораторных) работ

Баллы

для учета в рейтинге (оценка)

Степень удовлетворения критериям
86-100 баллов

«отлично»

Выполнены все задания практической (лабораторной) работы, обучающийся четко и без ошибок ответил на все контрольные вопросы.
71-85  баллов

«хорошо»

Выполнены все задания практической (лабораторной) работы; обучающийся ответил на все контрольные вопросы с замечаниями.
56-70  баллов

«удовлетво-рительно»

Выполнены все задания практической (лабораторной) работы с замечаниями; обучающийся ответил на все контрольные вопросы с замечаниями.
0-55  баллов

«неудовлетворительно»

Обучающийся не выполнил или выполнил неправильно задания практической (лабораторной) работы; обучающийся ответил на контрольные вопросы с ошибками или не
 
ответил на контрольные вопросы.
 
Комплект заданий

Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерные критерии оценивания:

В качестве критериев могут быть выбраны, например:

– соответствие срока сдачи работы установленному преподавателем;

– соответствие содержания и оформления работы предъявленным требованиям;

– способность выполнять вычисления;

– умение использовать полученные ранее знания и навыки для решения конкретных задач;

– умение отвечать на вопросы, делать выводы, пользоваться профессиональной и общей лексикой;

– обоснованность решения и соответствие методике (алгоритму) расчетов;

Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерная шкала оценивания:

Критерии оценивания контрольной работы для выполнения

расчетно-графической работы,  работы на тренажере

Баллы

для учета в рейтинге (оценка)

Степень удовлетворения критериям
86-100 баллов

«отлично»

Все материалы, расчеты, построения оформлены согласно требованиям и демонстрируют высокий уровень освоения теоретического материала, способность составлять и реализовать алгоритм решения по исходным данным. Вычисления выполнены четко, ответы на вопросы, выводы к работе отражают точку зрения обучающегося на решаемую проблему. Все материалы представлены в установленный срок, не требуют дополнительного времени на завершение. 
71-85  баллов

«хорошо»

Все материалы, расчеты, построения оформлены согласно требованиям и демонстрируют достаточно высокий уровень освоения теоретического материала, способность составлять и реализовать алгоритм решения по исходным данным. В работе присутствуют несущественные ошибки при вычислениях и построении чертежей, не влияющие на общий результат работы, при грамотном ответе на большинство поставленных вопросов. Все материалы представлены в установленный срок, не требуют дополнительного времени на завершение. 
56-70  баллов

«удовлетво-рительно»

Материалы, расчеты, построения оформлены с ошибками, не в полном объеме, демонстрируют наличие пробелов в освоении теоретического материала, низкий уровень способности составлять и реализовать алгоритм решения по исходным данным. В работе присутствуют ошибки, которые не оказывают существенного влияния на окончательный результат. Работа оформлена неаккуратно, представлена с задержкой и требует дополнительного времени на завершение.
0-55  баллов

«неудовлетворительно»

Демонстрирует низкий/ниже среднего уровень освоения теоретического материала, неспособность составлять и реализовать алгоритм решения по исходным данным. Многие требования, предъявляемые к заданию, не выполнены. Обучающийся не может ответить на замечания преподавателя, не владеет материалом работы, не в состоянии дать объяснения выводам и теоретическим положениям данной работы. Оформление работы не соответствует требованиям.
 
Баллы

для учета в рейтинге (оценка)

Степень удовлетворения критериям
Материалы тестовых заданий

Материалы тестовых заданий следует сгруппировать по темам/разделам изучаемой дисциплины (модуля) в следующем виде:

Тема (темы) / Раздел дисциплины (модуля)

Тестовые задания по данной теме (темам)/Разделу с указанием правильных ответов.

Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерные критерии оценивания:

- отношение правильно выполненных заданий к общему их количеству

Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерная шкала оценивания:

Критерии оценивания контрольной работы тестовых заданий

 
86-100 баллов «отлично»

Выполнено 86-100% заданий
71-85  баллов «хорошо»

Выполнено 71-85% заданий 
56-70  баллов «удовлетво-рительно»

Выполнено 56-70% заданий
0-55  баллов «неудовлетворительно»

Выполнено 0-56% заданий
 
Баллы

для учета в рейтинге (оценка)

Степень удовлетворения критериям
86-100 баллов «отлично»

Демонстрирует очень высокий/высокий уровень знаний, умений, навыков в соответствии с критериями оценивания. Все требования, предъявляемые к заданию, выполнены.
71-85  баллов «хорошо»

Демонстрирует достаточно высокий/выше среднего уровень знаний, умений, навыков в соответствии с критериями оценивания. Все требования, предъявляемые к заданию, выполнены.
56-70  баллов «удовлетво-рительно»

Демонстрирует средний уровень знаний, умений, навыков в соответствии с критериями оценивания. Большинство требований, предъявляемых к заданию, выполнены.
0-55  баллов «неудовлетворительно»

Демонстрирует низкий/ниже среднего уровень знаний, умений, навыков в соответствии с критериями оценивания. Многие требования, предъявляемые к заданию, не выполнены. Нет ответа. Не было попытки решить задачу.
Задачи репродуктивного уровня  

Задачи реконструктивного уровня

Задачи творческого уровня

Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерные критерии оценивания:

– полнота знаний теоретического контролируемого материала;

– полнота знаний практического контролируемого материала, демонстрация умений и навыков решения типовых задач, выполнения типовых заданий/упражнений/казусов;

– умение самостоятельно решать проблему/задачу на основе изученных методов, приемов, технологий;

– умение ясно, четко, логично и грамотно излагать собственные размышления, делать умозаключения и выводы;

– полнота и правильность выполнения задания.

Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерная шкала оценивания:

Критерии оценивания контрольной работы разноуровневых задач (заданий)

 
Баллы

для учета в рейтинге (оценка)

Степень удовлетворения критериям
86-100 баллов «отлично»

Содержание работы в целом соответствует теме задания. Продемонстрировано знание фактического материала, отсутствуют ошибки. Продемонстрировано уверенное владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (уместность употребления, аббревиатуры, толкование и т.д.), отсутствуют ошибки в употреблении терминов.

Перечень тем эссе/докладов/рефератов/сообщений и т.п.

Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерные критерии оценивания:

– полнота раскрытия темы;

– степень владения понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины;

– знание фактического материала, отсутствие фактических ошибок;

– умение логически выстроить материал ответа;

– умение аргументировать предложенные подходы и решения, сделанные выводы;

– степень самостоятельности, грамотности, оригинальности в представлении материала (стилистические обороты, манера изложения, словарный запас, отсутствие или наличие грамматических ошибок);

– выполнение требований к оформлению работы.

Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся).

Примерная шкала оценивания письменных работ:

Критерии оценивания контрольной работы темы эссе

(рефератов, докладов, сообщений)

 
Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.

Ответ четко структурирован и выстроен в заданной логике. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа укладывается в заданные рамки при сохранении смысла.

Продемонстрировано умение аргументировано излагать собственную точку зрения. Видно уверенное владение освоенным материалом, изложение сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.

Высокая степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала: стилистические обороты, манера изложения, словарный запас. Отсутствуют стилистические и орфографические ошибки в тексте.

Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.

71-85  баллов «хорошо»

Содержание ответа в целом соответствует теме задания. Продемонстрировано знание фактического материала, встречаются несущественные фактические ошибки.

Продемонстрировано владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (уместность употребления, аббревиатуры, толкование и т.д.), отсутствуют ошибки в употреблении терминов.

Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.

Ответ в достаточной степени структурирован и выстроен в заданной логике без нарушений общего смысла. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа незначительно превышает заданные рамки при сохранении смысла.

Продемонстрировано умение аргументированно излагать собственную точку зрения, но аргументация не всегда убедительна. Изложение лишь отчасти сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.

Достаточная степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала. Встречаются мелкие и не искажающие смысла ошибки в стилистике, стилистические штампы. Есть 1–2 орфографические ошибки.

Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.

56-70  баллов  «удовлетво-рительно»

Содержание работы в целом соответствует теме задания. Продемонстрировано удовлетворительное знание фактического материала, есть фактические ошибки (25– 30%).

Продемонстрировано достаточное владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины, есть ошибки в употреблении и трактовке терминов, расшифровке аббревиатур.

Ошибки в использовании категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.

Ответ плохо структурирован, нарушена заданная логика. Части ответа логически разорваны, нет связок между ними. Ошибки в представлении логической структуры проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа в существенной степени (на 25–30%) отклоняется от заданных рамок.

Нет собственной точки зрения либо она слабо аргументирована. Примеры, приведенные в ответе в качестве практических иллюстраций, в малой степени соответствуют изложенным теоретическим аспектам.

Текст работы примерно наполовину представляет собой стандартные обороты и фразы из учебника/лекций. Обилие ошибок в стилистике, много стилистических штампов. Есть 3–5 орфографических ошибок.

Работа выполнена не очень аккуратно, встречаются помарки и исправления.

0-55  баллов  «неудовлетворительно»

Содержание ответа не соответствует теме задания или соответствует ему в очень малой степени.

Продемонстрировано крайне слабое владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (неуместность употребления, неверные аббревиатуры, искаженное толкование и т.д.), присутствуют многочисленные ошибки в употреблении терминов.

Продемонстрировано крайне низкое (отрывочное) знание фактического материала, много фактических ошибок – практически все факты (данные) либо искажены, либо неверны.

Ответ представляет собой сплошной текст без структурирования, нарушена заданная логика. Части ответа не взаимосвязаны логически. Нарушена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа более чем в 2 раза меньше или превышает заданный. Показаны неверные ассоциативные взаимосвязи категорий и терминов дисциплины.

Отсутствует аргументация изложенной точки зрения, нет собственной позиции. Отсутствуют примеры из практики либо они неадекватны.

Текст ответа представляет полную кальку текста учебника/лекций. Стилистические ошибки приводят к существенному искажению смысла. Большое число орфографических ошибок в тексте (более 10 на страницу).

Работа выполнена неаккуратно, с обилием помарок и исправлений. В работе один абзац и больше позаимствован из какого-либо источника без ссылки на него.

 
Критерии оценивания контрольной работы участия обучающегося в активных формах обучения (доклады, выступления на семинарах, практических занятиях и пр.):

Баллы

для учета в рейтинге (оценка)

Степень удовлетворения критериям
 
86-100 баллов «отлично»

Полное раскрытие вопроса; указание точных названий и определений; правильная формулировка понятий и категорий; самостоятельность ответа, умение вводить и использовать собственные классификации и квалификации, анализировать и делать собственные выводы по рассматриваемой теме; использование дополнительной литературы и иных материалов и др.
71-85  баллов «хорошо»

Недостаточно полное, по мнению преподавателя, раскрытие темы; несущественные ошибки в определении понятий, категорий и т.п., кардинально не меняющих суть изложения; использование устаревшей учебной литературы и других источников
56-70  баллов «удовлетво-рительно»

Отражение лишь общего направления изложения лекционного материала и материала современных учебников; наличие достаточного количества несущественных или одной - двух существенных ошибок в определении понятий и категорий и т. п.; использование устаревшей учебной литературы и других источников; неспособность осветить проблематику учебной дисциплины и др.
0-55  баллов «неудовлетворительно»

Темы не раскрыта; большое количество существенных ошибок; отсутствие умений и навыков, обозначенных выше в качестве критериев выставления положительных оценок и др.
 
Задание (я):

Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерные критерии оценивания:

- соответствие решения сформулированным в кейсе вопросам (адекватность проблеме и рынку);

- оригинальность подхода (новаторство, креативность);

- применимость решения на практике;

- глубина проработки проблемы (обоснованность решения, наличие альтернативных вариантов, прогнозирование возможных проблем, комплексность решения).

Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерная шкала оценивания:

Критерии оценивания контрольной работы кейс-задач

Баллы

для учета в рейтинге (оценка)

Степень удовлетворения критериям
86-100 баллов «отлично»

Предложенное решение соответствует поставленной в кейс-задаче проблеме. Обучающийся применяет оригинальный подход к решению поставленной проблемы, демонстрирует высокий уровень теоретических знаний, анализ соответствующих источников. Формулировки кратки, ясны и точны. Ожидаемые результаты применения предложенного решения конкретны, измеримы и обоснованы.
71-85 баллов «хорошо»

Предложенное решение соответствует поставленной в кейс-задаче проблеме. Обучающийся применяет в основном традиционный подход с элементами новаторства, частично подкрепленный анализом соответствующих источников, демонстрирует хороший уровень теоретических знаний. Формулировки недостаточно кратки, ясны и точны. Ожидаемые результаты применения предложенного решения требуют исправления незначительных ошибок.
56-70  баллов «удовлетво-рительно»

Демонстрирует средний уровень знаний, умений, навыков в соответствии с критериями оценивания. Предложенное решение требует дополнительной конкретизации и обоснования, в целом соответствует  поставленной в задаче проблеме. При решении поставленной проблемы обучающийся применяет традиционный подход, демонстрирует твердые знания по поставленной проблеме. Предложенное решение содержит ошибки, уверенно исправленные после наводящих вопросов.
0-55  баллов «неудовлетворительно»

Наличие грубых ошибок в решении ситуации, непонимание сущности рассматриваемой проблемы, неуверенность и неточность ответов после наводящих вопросов. Предложенное решение не обосновано и не применимо на практике
 
Тема (проблема)

Концепция игры

Роли:

Задания (вопросы, проблемные ситуации и др.)

Ожидаемый (е) результат(ы)

Критерии оценивания контрольной работы для деловой (ролевой) игры

 
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерные критерии оценивания:

­ качество усвоения информации;

­ выступление;

­ содержание вопроса;

­ качество ответов на вопросы;

­ значимость дополнений, возражений, предложений;

­ уровень делового сотрудничества;

­ соблюдение правил деловой игры;

­ соблюдение регламента;

­ активность;

­ правильное применение профессиональной лексики.

Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерная шкала оценивания:

Баллы

для учета в рейтинге (оценка)

Степень удовлетворения критериям
86-100 баллов «отлично»

Участник деловой игры продемонстрировал понимание сути поставленной проблемы; теоретические положения изложены с использованием профессиональной лексики; ответы и выступления четкие и краткие, логически последовательные; активное участие в деловой игре.
71-85 баллов «хорошо»

Участник деловой игры продемонстрировал понимание сути поставленной проблемы; теоретические положения изложены с использованием профессиональной лексики с незначительными ошибками; ответы и выступления в основном краткие, но не всегда четкие и логически последовательные; участие в деловой игре.
56-70  баллов «удовлетво-рительно»

Участник деловой игры продемонстрировал понимание сути поставленной проблемы; теоретические положения изложены со слабым использованием профессиональной лексики; ответы и выступления многословные, нечеткие и без должной логической последовательности; пассивное участие в деловой игре.
0-55  баллов «неудовлетворительно»

Участник деловой игры продемонстрировал затруднения в понимании сути поставленной проблемы; отсутствие необходимых знаний и умений для решения проблемы; затруднения в построении самостоятельных высказываний; обучающийся практически не принимает участия в игре.
 
Баллы

для учета в рейтинге (оценка)

Степень удовлетворения критериям
86-100 баллов «отлично»

Работа демонстрирует точное понимание задания. Все материалы имеют непосредственное отношение к теме; источники цитируются правильно. Результаты работы представлены четко и логично, информация точна и отредактирована. Работа отличается яркой индивидуальностью и выражает точку зрения обучающегося.
71-85  баллов «хорошо»

Помимо материалов, имеющих непосредственное отношение к теме, включаются некоторые материалы, не имеющие отношение к ней; используется ограниченное количество источников. Не вся информация взята из достоверных источников; часть информации неточна или не имеет прямого отношения к теме. Недостаточно выражена собственная позиция и оценка информации. 
56-70  баллов «удовлетво-рительно»

Часть материалов не имеет непосредственного отношения к теме, используется 2-3 источника. Делается слабая попытка проанализировать информацию. Материал логически не выстроен и подан внешне непривлекательно, не дается четкого ответа на поставленные вопросы. Нет критического взгляда на проблему.
0-55  баллов «неудовлетворительно»

Больше половины материалов не имеет непосредственного отношения к теме, используется один источник. Не делается попытка проанализировать информацию. Материал логически не выстроен и подан внешне непривлекательно, не дается ответа на поставленные вопросы.
Групповые творческие задания (проекты):

Индивидуальные творческие задания (проекты):

Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерные критерии оценивания:

- актуальность темы;

- соответствие содержания работы выбранной тематике;

- соответствие содержания и оформления работы установленным требованиям;

- обоснованность результатов и выводов, оригинальность идеи;

- новизна полученных данных;

- личный вклад обучающихся;

- возможности практического использования полученных данных.

Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерная шкала оценивания:

Критерии оценивания контрольной работы для тем групповых и/или индивидуальных творческих заданий/проектов

 
ИЗМЕНЕНИЯ И ДОПОЛНЕНИЯ
Ведомость изменений

п/п

Вид обновлений
Содержание изменений, вносимых в ОПОП
Обснование изменений
1
2
3
4
5
6