учреждение высшего образования
«Бурятская государственная сельскохозяйственная академия имени В.Р. Филиппова»
Инженерный факультет
Механизация сельскохозяйственных процессов
Направленность (профиль) Технологии и средства механизации сельского хозяйства
в учебном плане
является дисциплиной обязательной для изучения
дисциплины кафедра
Семестр 1
Зав. кафедрой Татаров Н.Т.
п/п
на заседании кафедры
Заведующий кафедрой
Татаров Н.Т.
(представитель работодателя)
Задачи: - освоение методов обработки результатов экспериментальных исследований;
- развитие навыков моделирования технологических процессов в растениеводстве и животноводстве
ОПК-1: Способен анализировать современные проблемы науки и производства, решать задачи развития области профессиональной деятельности и (или) организации;;
ИД-1 ОПК1.1 Знает основные методы анализа достижений науки и производства в агроинженерии
ИД-2 ОПК-1.2 Использует в профессиональной деятельности отечественные и зарубежные базы данных и системы учета научных результатов
ИД-3 ОПК-1.3 Выделяет научные результаты, имеющие практическое значение в агроинженерии
ИД-4 ОПК-1.4 Применяет доступные технологии, в том числе информационно-коммуникационные, для решения задач профессиональной деятельности в агроинженерии
ИД-2 Не знает как использовать в профессиональной деятельности отечественные и зарубежные базы данных и системы учета научных результатов
ИД-3 Не знает как выделять научные результаты, имеющие практическое значение в агроинженерии
ИД-4 Не знает как применять доступные технологии, в том числе информационно-коммуникационные, для решения задач профессиональной деятельности
ИД-2 Знает частично как использовать в профессиональной деятельности отечественные и зарубежные базы данных и системы учета научных результатов
ИД-3 Знает частично как выделять научные результаты, имеющие практическое значение в агроинженерии
ИД-4 Знает частично как применять доступные технологии, в том числе информационно-коммуникационные, для решения задач профессиональной деятельности
ИД-2 Знает как использовать в профессиональной деятельности отечественные и зарубежные базы данных и системы учета научных результатов, но допускает ошибки
ИД-3 Знает как выделять научные результаты, имеющие практическое значение в агроинженерии, но допускает ошибки
ИД-4 Знает как применять доступные технологии, в том числе информационно-коммуникационные, для решения задач профессиональной деятельности, но допускает ошибки
ИД-2 Знает в полном объеме как использовать в профессиональной деятельности отечественные и зарубежные базы данных и системы учета научных результатов
ИД-3 Знает в полном объеме как выделять научные результаты, имеющие практическое значение в агроинженерии
ИД-4 Знает в полном объеме как применять доступные технологии, в том числе информационно-коммуникационные, для решения задач профессиональной деятельности
ИД-2 Не умеет использовать в профессиональной деятельности отечественные и зарубежные базы данных и системы учета научных результатов
ИД-3 Не умеет как выделять научные результаты, имеющие практическое значение в агроинженерии
ИД-4 Не умеет применять доступные технологии, в том числе информационно-коммуникационные, для решения задач профессиональной деятельности
ИД-2 Умеет частично использовать в профессиональной деятельности отечественные и зарубежные базы данных и системы учета научных результатов
ИД-3 Умеет частично выделять научные результаты, имеющие практическое значение в агроинженерии
ИД-4 Умеет частично применять доступные технологии, в том числе информационно-коммуникационные, для решения задач профессиональной деятельности
ИД-2 Умеет использовать в профессиональной деятельности отечественные и зарубежные базы данных и системы учета научных результатов, но допускает ошибки
ИД-3 Умеет выделять научные результаты, имеющие практическое значение в агроинженерии, но допускает ошибки
ИД-4 Умеет применять доступные технологии, в том числе информационно-коммуникационные, для решения задач профессиональной деятельности, но допускает ошибки
ИД-2 Умеет в полном объеме использовать в профессиональной деятельности отечественные и зарубежные базы данных и системы учета научных результатов
ИД-3 Умеет в полном объеме выделять научные результаты, имеющие практическое значение в агроинженерии
ИД-4 Умеет в полном объеме применять доступные технологии, в том числе информационно-коммуникационные, для решения задач профессиональной деятельности
ИД-2 Не владеет навыками как использовать в профессиональной деятельности отечественные и зарубежные базы данных и системы учета научных результатов
ИД-3 Не владеет навыками как выделять научные результаты, имеющие практическое значение в агроинженерии
ИД-4 Не владеет навыками использования доступных технологии, в том числе информационно-коммуникационные, для решения задач профессиональной деятельности
ИД-2 Владеет частично навыками как использовать в профессиональной деятельности отечественные и зарубежные базы данных и системы учета научных результатов
ИД-3 Владеет частично навыками как выделять научные результаты, имеющие практическое значение в агроинженерии
ИД-4 Владеет частично навыками использования доступных технологии, в том числе информационно-коммуникационные, для решения задач профессиональной деятельности
ИД-2 Владеет как использовать в профессиональной деятельности отечественные и зарубежные базы данных и системы учета научных результатов, но допускает ошибки
ИД-3 Владеет навыками как выделять научные результаты, имеющие практическое значение в агроинженерии, но допускает ошибки
ИД-4 Владеет навыками использования доступных технологии, в том числе информационно-коммуникационные, для решения задач профессиональной деятельности, но допускает ошибки
ИД-2 Владеет в полном объеме навыками как использовать в профессиональной деятельности отечественные и зарубежные базы данных и системы учета научных результатов
ИД-3 Владеет в полном объеме как выделять научные результаты, имеющие практическое значение в агроинженерии
ИД-4 Владеет в полном объеме использования доступных технологии, в том числе информационно-коммуникационные, для решения задач профессиональной деятельности
форма текущего контроля успеваемости)
работ
Microsoft OfficeProPlus 2016 RUS OLP NL Acdmc. Договор № ПП-61/2015 г. О поставке программных продуктов от 9 декабря 2015 года
Microsoft Windows Vista Business Russian Upgrade Academic OPEN No Level Государственный контракт № 25 от 1 апреля 2008 года
http://www.garant.ru/
- использование специализированных (адаптированных) рабочих программ дисциплин (модулей) и методов обучения и воспитания, включая наличие альтернативной версии официального сайта организации в сети «Интернет» для слабовидящих;
- использование специальных учебников, учебных пособий и других учебно-методических материалов, включая альтернативные форматы печатных материалов (крупный шрифт или аудиофайлы);
- использование специальных технических средств обучения (мультимедийное оборудование, оргтехника и иные средства) коллективного и индивидуального пользования, включая установку
мониторов с возможностью трансляции субтитров, обеспечение надлежащими звуковыми
воспроизведениями информации;
- предоставление услуг ассистента (при необходимости), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь или услуги сурдопереводчиков / тифлосурдопереводчиков;
- проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий для разъяснения отдельных вопросов изучаемой дисциплины (модуля);
- проведение процедуры оценивания результатов обучения возможно с учетом особенностей нозологий (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, в форме тестирования и т.п.) при использовании доступной формы предоставления заданий оценочных средств и ответов на задания (в печатной форме увеличенным шрифтом, в форме аудиозаписи, в форме электронного документа, задания зачитываются ассистентом, задания предоставляются с использованием сурдоперевода) с
использованием дополнительного времени для подготовки ответа;
- обеспечение беспрепятственного доступа обучающимся в учебные помещения, туалетные и другие помещения организации, а также пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов и других приспособлений);
- обеспечение сочетания онлайн и офлайн технологий, а также индивидуальных и коллективных форм работы в учебном процессе, осуществляемом с использованием дистанционных образовательных технологий;
- и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение ОПОП ВО.
В целях реализации ОПОП ВО в академии оборудована безбарьерная среда, учитывающая потребности лиц с нарушением зрения, с нарушениями слуха, с нарушениями опорно-двигательного
аппарата. Территория соответствует условиям беспрепятственного, безопасного и удобного передвижения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Вход в учебный корпус
оборудован пандусами, стекла входных дверей обозначены специальными знаками для слабовидящих, используется система Брайля. Сотрудники охраны знают порядок действий при прибытии в академию лица с ограниченными возможностями. В академии создана толерантная социокультурная среда, осуществляется необходимое сопровождение образовательного процесса,
при необходимости предоставляется волонтерская помощь обучающимся инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья.
1. Методика экспериментальных исследования в агроинженерии (ОПК-1)
2. Этапы экспериментальных исследований.(ОПК-1)
3. Постановка задач и планирование эксперимента(ОПК-1)
4. Методическое обеспечение эксперимента (ОПК-1)
5. Методика обработки экспериментальных исследований (ОПК-1)
6. Понятие системы и ее элементов (ОПК-1)
7. Принцип системного подхода и анализа (ОПК-1)
8. Модель и моделирование и их классификация(ОПК-1)
9. Типовые звенья технических систем(ОПК-1)
10. *Черный ящик* в НИР(ОПК-1)
11. Взаимодействие с-х техник с внешней средой и их варианты(ОПК-1)
12. Формирование математических модели технологических процессов и средств механизации(ОПК-1)
13. Концептуальная модель объекта исследования(ОПК-1)
14. Передаточная функция объекта(ОПК-1)
15. Методика построения математических модели в агроинженерии(ОПК-1)
16. Методы построения математической модели (ОПК-1)
17. Математический модель молотильного барабана зерноуборочного комбайна (ОПК-1)
18. Методика планирования многофакторного эксперимента(ОПК-1)
19. Основы и имитационного моделирования аналитическое моделирования в процессах с-х производств(ОПК-1)
21. Среда динамического и имитационного моделирования(ОПК-1)
1. Методы теоретических и экспериментальных исследования
2. Методика экспериментальных исследования
3. Методы обработки экспериментальных данных
4. Измерение тягового сопротивления с-х машин
5. Измерение крутящего момента на валах с-х машин
6. Измерение мощности на валах с-х машин
7. Приборы для измерения сил и крутящего момента
8. Тензометрирование с-х машин
9. Тарировка датчиков
10. Статические и динамические погрешности измерительных приборов
11. Математическая модель лапового сошника
12. Уравнение движения зернотуковой сеялки продольно-вертикальной плоскости
13. Математическая модель полунавесного плугапродольно-вертикальной плоскости
14. Математическая модель процессов прессование кормов
15. С-х предприятия как система для моделирования
16. Математическая модель с- х агрегата как объекта автоматического регулирование
17. Существо методы математического моделирования с-х техники
18. Методологические характеристики научного исследования в агронженерии
19. Моделирование рабочего процесса молотильного аппарата зерноуборочного комбайна
20. Моделирование рабочего процесса с-х вентилятора
21. Концептуальная модель сложных с- х объектов в агроинженерии
22. Принципы построения математических моделей в агроинженерии
23. Основные этапы научно-исследовательской работы в агронженерии
24. Стратегия машинного-технологической модернизации в агроинженерии
25. Методика составления математической модели с-х машин
26. Особенности научных исследований по решению проблем механизации и автоматизации с-х производства
27. Механика технологические основы режущих аппаратов уборочных машин
28. Методика технологического расчета и исследования кормоуборочных машин
Вопросы для индивидуальной письменной контрольной работы
1. Классификация моделей.
2. Принципы системного подхода при анализе системы.
3. Аналитическое описание типовых звеньев СХТ.
4. Получение и обработка экспериментальных данных.
5. Аппроксимация экспериментальных данных регрессионными зависимостями.
6. Проверка значимости управления регрессии и отдельных коэффициентов.
7. Этапы построения математической модели узлов, рабочих органов СХМ, СХТ, СХА.
8. Методика построения концептуальной модели СХМ.
9. Планирование модельного эксперимента.
10. Этапы имитационного моделирования СХТ.
11. Статистическая модель массового обслуживания.
12. Алгоритм моделирования методом Монте-Карло.
13. Оценка адекватности модели.
14. Основные подпрограммы среды программирования МatLab.
15. Пояснение сути системного – динамического моделирования в Анулогис.
16. Аналитическое моделирование процессов сельскохозяйственного производства.
17. Аналитическое моделирование полета зерна с транспортера.
18. Математическое моделирование движения СХМ (плуга, культиватора, сеялки, комбайна и др.).
19. Моделирование СХТ c использованием линейного программирования (ЛП).
20. Определение целевой функции в задаче ЛП.
Комплект вопросов для проведения устных опросов (текущий контроль)
Тема: Технологические основы моделирования с.-х. техники и их систем управления.
1. Признаки классификации моделей.
2. Виды логических моделей.
3. Модель как функция отражения свойств оригинала.
4. Геометрическое моделирование.
5. Аффинное подобие.
6. Физическое моделирование.
7. Математическое моделирование.
8. Масштабы поступательного движения.
10. Масштабы динамического подобия.
11. Основные характеристики динамических систем.
12. Методы построения математических моделей с.-х. агрегатов и их систем управления.
13. Построение математических моделей сельскохозяйственных агрегатов, методы идентификации.
14. Во временной области уравнение Винера-Хопфа и в частотной области после преобразования Фурье.
15. Обработка реализации случайных входных и выходных процессов на ЭВМ с получением корреляционных функций спектральных плотностей.
16. Методика определения частотной, амплитудно-частотной и импульсной характеристик.
17. Аппроксимация этих характеристик аналитическими выражениями и получение передаточной функции и дифференциального уравнения.
Тема: Математические модели: с.-х. агрегатов и их рабочих процессов, надежности систем обслуживания с.-х. техники, процессов эксплуатации машин и оборудования.
1. Эмпирические модели с.-х. агрегатов на базе теории планирования эксперимента.
2. Планирование экспериментов с использованием планов первого и второго порядков.
3. Метод априорного ранжирования факторов.
4. Определение значимых факторов.
5. Метод «случайного баланса».
6. Метод Бокса Уилсона
7. Разработка математической модели процесса работы с.-х. техники.
8. Анализ математической модели.
9. Оценка степени идентичности математических моделей.
10. Симплекс-метод.
11. Алгоритмы решения.
12. Анализ и корректировка решений симплексных задач.
13. Использование двойственных оценок.
14. Пределы устойчивости оптимальных решений.
15. Транспортные задачи и алгоритмы решения.
16. Альтернативные решения транспортных задач.
17. Интерпретация потенциалов в транспортных задачах.
18. Задачи с целевыми назначениями.
Тема: Основы имитационного моделирования в Агроинженерии.
1. Имитационная модель.
2. Имитационное моделирование.
3. Этапы имитационного моделирования.
4. Понятие моделирующего алгоритма процесса.
5. Модели случайных и детерминированных входов.
6. Динамические модели случайных входов.
7. Статистическая модель.
8. Элементы имитационной модели.
9. Средства описания поведения объектов.
10. Имитационное моделирование стохастических объектов.
11. Многоподходное имитационное моделирование стохастических объектов.
Темы дискуссий
1. Программа и методика эксперимента
2. Аппроксимация экспериментальных данных
3. Понятие о среднем значении и дисперсии экспериментальных данных
4. Понятие о функции плотности функции распределения
5. Гистограмма, вариационные кривые размеров семян сельскохозяйственных культур
6. Обработки измерений диаметров вала (коренного или шатунного шеек коленчатого вала)
7. Обработка измерений диаметра цилиндра
8. Определение величины дисперсии распределения из экспериментальных данных
9. Оценка случайной погрешности прямых измерений
10. Погрешности косвенных измерений
11. Нахождение параметров линейной зависимости y(x)=a+kx
12. Нормальное распределение
13. Функция плотности нормального распределения
14. Определить максимальное значение ординаты нормального распределения при известном среднеквадратическом отклонении экспериментальных данных
15. Сущность метода наименьших квадратов
16. Измерительные приборы и инструменты для измерения длины, углов, температуры и тягового сопротивления СХМ
17. Понятие модели и моделирования
18. Принципы построения математических моделей
19. Математическая модель рабочего процесса мотовила уборочных машин
21. Математическая модель рабочего процесса дискового сошника сеялки
22. Математическая модель движения полунавесного плуга
23. Математическая модель движения навесных сельскохозяйственных агрегатов
Кейс-задания
Блок 1
Кейс №1. Аналитическое моделирование полета зерна с транспортера.
Постановка задачи. Сформулировать требования к модели и исходные данные для моделирования. Модель должна позволять вычислять положение зерна в любой момент времени.
Кейс №2. Оптимизация доз внесения удобрений на поле.
Постановка задачи. Агроному необходимо определить количество органических и сложных минеральных удобрений для разбрасывания на 100 га лугопастбищных угодий таким образом, чтобы полная стоимость вносимых удобрений была минимальной. Стоимость и химический состав удобрений задаются.
Кейс №3. Определение потребности техники для выполнения посевных работ.
Постановка задачи. Инженеру необходимо обосновать количество и состав посевных агрегатов для посева яровой пшеницы на площади 10000га в заданные агротехнические сроки. Стоимостные данные и технические характеристики машин задаются.
Кейс №4. Исследование составляющих баланса времени смены почвообрабатывающего агрегата.
Постановка задачи. Оценить влияние составляющих баланса времени смены почвообрабатывающего агрегата на производительность и топливную экономичность. Результаты хронометражных наблюдений агрегата приводятся.
Блок 2
Используя законы механики составить уравнения движения (математические модели):
1. Дискового сошника зернотуковой сеялки СЗ-3,6А.
2. Зернотуковой сеялки СЗ-3,6А в продольно-вертикальной плоскости.
3. Широкозахватного полунавесного плуга в продольно-вертикальной плоскости
4. Широкозахватного полунавесного плуга в горизонтальной плоскости.
5. Навесного пахотного агрегата (МТЗ-82 + ПЛН-3-35)
Блок 3
Используя законы механики составить уравнения движения (математические модели):
1. Планки мотовила валковой жатки.
2. Ножа режущего аппарата косилки.
3. Условие защемления стебля режущей парой.
4. Основное уравнение барабана молотильного аппарата зерноуборочного комбайна КЗС Енисей-950.
5. Траектории конца пальцев барабанного подборщика.
6. Фазы отрыва соломы от клавиши соломотряса.
7. Сепарации зерна из вороха на жалюзийных решетах ветрорешетной очистки комбайна.
8. Основное уравнение вентилятора очистки зерноуборочного комбайна.
Блок 4
Задача 1.
Применяя метод Монте Карло определить наличие очереди на техническое обслуживание и простой системы обслуживания, если на пункт технического обслуживания поступают автомобили в случайной последовательности. Автомобили обслуживаются поочередно, в порядке поступления. Интервалы между моментами поступления автомобилей на обслуживание в 40% случаев равны 20 мин, а в 60% случаев – 40 мин.Длительность обслуживания является случайной величиной, причем 20 мин требуется для обслуживания 80% автомобилей и 60 мин для обслуживания остальных 20% автомобилей.
Задача 2.
Применив метод линейного программирования определить оптимальную структуру МТП.
Хозяйство имеет возможность скомплектовать машинно-тракторный парк из тракторов типа К-700 и ДТ-75 с соответствующим набором сельхозмашин. Известно, что данные тракторы в условиях хозяйства имеют следующую среднюю производительность на основных операциях.
Тип трактора Пахота Сев Предпосевная культивация
га/смена
К-700 9 30 18
ДТ-75 5 20 15
На основе составления технологических карт установлены следующие объемы и сроки выполнения работ:
пахота – 12000 га – 30 дней,
сев – 9000 га – 6 дней,
предпосевная культивация – 9900 га – 9-10 дней.
Напряженность работ на пахоте – 400 га/день, на севе – 1500га/день, на предпосевной культивации – 990 – 1100га/день. Причем имеется в виду, что данные виды работ осуществляются неодновременно.
Из технологических карт известно также, что средние затраты на сменную работу трактора К-700 составляет 24 т.руб., а
Задача 3.
Применив метод линейного программирования транспортной задачи определить оптимальный план перевозок.
С двух полей СПК нужно перевезти картофель в три картофелехранилища, расположенные в городе. Известно, что на 1 поле имеется 1800 т картофеля (600 автомашин грузоподъемностью 3 т), на 2 поле имеется 2400 т картофеля (800 автомашин грузоподъемностью 3 т). В картофелехранилища №1 и №2 нужно отправить по 400 автомашин картофеля, а в картофелехранилище №3 – 600 автомашин картофеля. Среднее время (в часах) на доставку одной автомашины в картофелехранилища с обоих полей представлено в табл.1.
Таблица1.
Поля Картофелехранилища
№1 №2 №3
1 поле 2 2 3
2 поле 3 4 2
Условие задачи удобно представить в виде следующей таблицы:
Таблица 2.
Поля Картофелехранилища Наличие картофеля, количество автомашин
№1 №2 №3
1 поле - 100 500 600
2 поле 400 300 100 800
Нужно доставить картофеля, количество автомашин 400 400 600 1400
Задача 4.
Используя метод линейного программирования определить минимум полевой стоимости вносимых органических и минеральных удобрений.
Необходимо внести на поля не менее 80 кг/га азота, 20 кг/га фосфора и 36 кг/га калия. Производительно труда при разбрасывании органического удобрения может составлять 8 т/ч, а сложного удобрения – 0,4 т/ч при ресурсах времени для выполнения этой работы 25 ч.
Таблица 3. Стоимость и химический состав удобрений (данные имеют относительный характер)
Удобрение Стоимость, руб./т Азот, кг/т. Фосфор, кг/т. Калий, кг/т.
Органическое удобрение 1250 6 1,5 4
Сложное удобрение 65000 250 100 100
Чтобы сформулировать задачу по схеме линейного программирования, следует вначале выделить три основных элемента модели, а именно:
• управляемые переменные;
• целевую функцию;
• ограничения на значения управляемых переменных.
Затем убедиться, что их можно представить в форме, обусловленной спецификой метода линейного программирования.
Задача 5.
В районе имеются два склада зерна (два хозяйства по производству зерна) и два элеватора. Ежедневно с первого склада вывозят 50 т зерна, а со второго – 70 т на элеваторы, причем на первый – 40 т, а на второй – 80 т. Обозначим через стоимость перевозки 1 т зерна с i-го склада на j-й элеватор (i, j = 1,2). Пусть
с11=1,2; с12=1,6; с21=0,8; с22=1,0.
Как нужно спланировать перевозки, чтобы их стоимость была минимальной?
Темы рефератов
Вопросы для индивидуальной письменной контрольной работы
Комплект вопросов для проведения устных опросов (текущий контроль)
Темы дискуссий
Кейс-задания
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– правильность ответа по содержанию задания (учитывается количество и характер ошибок при ответе);
– полнота и глубина ответа (учитывается количество усвоенных фактов, понятий и т.п.);
– сознательность ответа (учитывается понимание излагаемого материала);
– логика изложения материала (учитывается умение строить целостный, последовательный рассказ, грамотно пользоваться специальной терминологией);
– использование дополнительного материала;
– рациональность использования времени, отведенного на задание (не одобряется затянутость выполнения задания, устного ответа во времени, с учетом индивидуальных особенностей обучающихся).
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- теоретический уровень знаний;
- качество ответов на вопросы;
- подкрепление материалов фактическими данными (статистические данные или др.);
- практическая ценность материала;
- способность делать выводы;
- способность отстаивать собственную точку зрения;
- способность ориентироваться в представленном материале;
- степень участия в общей дискуссии.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
(дискуссии, полемики, диспута, дебатов)
«отлично»
используется терминология; показано умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации; высказывать свою точку зрения.
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
– правильность формулировки и использования понятий и категорий;
– правильность выполнения заданий/ решения задач;
– аккуратность оформления работы и др.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
(обязательно для дисциплин, где по УП предусмотрена контрольная работа)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Примерные критерии оценивания:
– правильность выполнения задания на практическую/лабораторную работу в соответствии с вариантом;
– степень усвоения теоретического материала по теме практической /лабораторной работы;
– способность продемонстрировать преподавателю навыки работы в инструментальной программной среде, а также применить их к решению типовых задач, отличных от варианта задания;
– качество подготовки отчета по практической / лабораторной работе;
– правильность и полнота ответов на вопросы преподавателя при защите работы
и др.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания практических занятий (лабораторных работ):
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
В качестве критериев могут быть выбраны, например:
– соответствие срока сдачи работы установленному преподавателем;
– соответствие содержания и оформления работы предъявленным требованиям;
– способность выполнять вычисления;
– умение использовать полученные ранее знания и навыки для решения конкретных задач;
– умение отвечать на вопросы, делать выводы, пользоваться профессиональной и общей лексикой;
– обоснованность решения и соответствие методике (алгоритму) расчетов;
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
расчетно-графической работы, работы на тренажере
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Материалы тестовых заданий следует сгруппировать по темам/разделам изучаемой дисциплины (модуля) в следующем виде:
Тема (темы) / Раздел дисциплины (модуля)
Тестовые задания по данной теме (темам)/Разделу с указанием правильных ответов.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- отношение правильно выполненных заданий к общему их количеству
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Задачи реконструктивного уровня
Задачи творческого уровня
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота знаний теоретического контролируемого материала;
– полнота знаний практического контролируемого материала, демонстрация умений и навыков решения типовых задач, выполнения типовых заданий/упражнений/казусов;
– умение самостоятельно решать проблему/задачу на основе изученных методов, приемов, технологий;
– умение ясно, четко, логично и грамотно излагать собственные размышления, делать умозаключения и выводы;
– полнота и правильность выполнения задания.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
– степень владения понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины;
– знание фактического материала, отсутствие фактических ошибок;
– умение логически выстроить материал ответа;
– умение аргументировать предложенные подходы и решения, сделанные выводы;
– степень самостоятельности, грамотности, оригинальности в представлении материала (стилистические обороты, манера изложения, словарный запас, отсутствие или наличие грамматических ошибок);
– выполнение требований к оформлению работы.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся).
Примерная шкала оценивания письменных работ:
(рефератов, докладов, сообщений)
Ответ четко структурирован и выстроен в заданной логике. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа укладывается в заданные рамки при сохранении смысла.
Продемонстрировано умение аргументировано излагать собственную точку зрения. Видно уверенное владение освоенным материалом, изложение сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.
Высокая степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала: стилистические обороты, манера изложения, словарный запас. Отсутствуют стилистические и орфографические ошибки в тексте.
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
Продемонстрировано владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (уместность употребления, аббревиатуры, толкование и т.д.), отсутствуют ошибки в употреблении терминов.
Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ в достаточной степени структурирован и выстроен в заданной логике без нарушений общего смысла. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа незначительно превышает заданные рамки при сохранении смысла.
Продемонстрировано умение аргументированно излагать собственную точку зрения, но аргументация не всегда убедительна. Изложение лишь отчасти сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.
Достаточная степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала. Встречаются мелкие и не искажающие смысла ошибки в стилистике, стилистические штампы. Есть 1–2 орфографические ошибки.
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
Продемонстрировано достаточное владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины, есть ошибки в употреблении и трактовке терминов, расшифровке аббревиатур.
Ошибки в использовании категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ плохо структурирован, нарушена заданная логика. Части ответа логически разорваны, нет связок между ними. Ошибки в представлении логической структуры проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа в существенной степени (на 25–30%) отклоняется от заданных рамок.
Нет собственной точки зрения либо она слабо аргументирована. Примеры, приведенные в ответе в качестве практических иллюстраций, в малой степени соответствуют изложенным теоретическим аспектам.
Текст работы примерно наполовину представляет собой стандартные обороты и фразы из учебника/лекций. Обилие ошибок в стилистике, много стилистических штампов. Есть 3–5 орфографических ошибок.
Работа выполнена не очень аккуратно, встречаются помарки и исправления.
Продемонстрировано крайне слабое владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (неуместность употребления, неверные аббревиатуры, искаженное толкование и т.д.), присутствуют многочисленные ошибки в употреблении терминов.
Продемонстрировано крайне низкое (отрывочное) знание фактического материала, много фактических ошибок – практически все факты (данные) либо искажены, либо неверны.
Ответ представляет собой сплошной текст без структурирования, нарушена заданная логика. Части ответа не взаимосвязаны логически. Нарушена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа более чем в 2 раза меньше или превышает заданный. Показаны неверные ассоциативные взаимосвязи категорий и терминов дисциплины.
Отсутствует аргументация изложенной точки зрения, нет собственной позиции. Отсутствуют примеры из практики либо они неадекватны.
Текст ответа представляет полную кальку текста учебника/лекций. Стилистические ошибки приводят к существенному искажению смысла. Большое число орфографических ошибок в тексте (более 10 на страницу).
Работа выполнена неаккуратно, с обилием помарок и исправлений. В работе один абзац и больше позаимствован из какого-либо источника без ссылки на него.
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- соответствие решения сформулированным в кейсе вопросам (адекватность проблеме и рынку);
- оригинальность подхода (новаторство, креативность);
- применимость решения на практике;
- глубина проработки проблемы (обоснованность решения, наличие альтернативных вариантов, прогнозирование возможных проблем, комплексность решения).
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Концепция игры
Роли:
Задания (вопросы, проблемные ситуации и др.)
Ожидаемый (е) результат(ы)
Примерные критерии оценивания:
качество усвоения информации;
выступление;
содержание вопроса;
качество ответов на вопросы;
значимость дополнений, возражений, предложений;
уровень делового сотрудничества;
соблюдение правил деловой игры;
соблюдение регламента;
активность;
правильное применение профессиональной лексики.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
для учета в рейтинге (оценка)
Индивидуальные творческие задания (проекты):
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- актуальность темы;
- соответствие содержания работы выбранной тематике;
- соответствие содержания и оформления работы установленным требованиям;
- обоснованность результатов и выводов, оригинальность идеи;
- новизна полученных данных;
- личный вклад обучающихся;
- возможности практического использования полученных данных.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
п/п