2024-2025_m350406_o_1_plx_Тенденции развития инженерного обеспечения в сельском хозяйстве
 
Федеральное государственное бюджетное образовательное

учреждение высшего образования

«Бурятская государственная сельскохозяйственная академия имени В.Р. Филиппова»

Инженерный Факультет
 
«УТВЕРЖДЕНО»
Декан

Инженерный факультет

уч. ст., уч. зв.
 
Кокиева Г.Е.
 
 
 
 
подпись
 
«
 
 
 
»
20
г.
 
«СОГЛАСОВАНО»
Заведующий выпускающей кафедрой

Механизация сельскохозяйственных процессов

уч. ст., уч. зв.
Татаров Н.Т.
 
 
 
подпись
 
«
»
20
г.
 
 
 
 
Рабочая программа 
Направление 35.04.06 Агроинженерия

Направленность (профиль) Технологии и средства механизации сельского хозяйства

Дисциплины (модуля)
Б1.О.02 Тенденции развития инженерного обеспечения в сельском хозяйстве
 
Механизация сельскохозяйственных процессов
Квалификация
магистр
Форма обучения
очная
Форма промежуточной аттестации
Экзамен
Объём дисциплины в З.Е.
6
Продолжительность в часах/неделях
216/ 0  
Статус дисциплины

в учебном плане

относится к обязательной части блока 1 "Дисциплины" ОПОП

является дисциплиной обязательной для изучения

Обеспечивающая преподвание

дисциплины кафедра

 
Улан-Удэ, 20__г.
 
Распределение часов дисциплины
Курс 1

Семестр 2

Количество часов
Итого
Вид занятий
УП
УП
Лекционные занятия
22
22
Практические занятия
22
22
Контактная работа
44
44
Сам. работа
127
127
Итого
216
 
Программу составил(и):
 
доктор технических наук, Высшее. Механизация с/х производства, инженер-механик. Преподаватель высшей школы Раднаев Даба Нимаевич _________________
 
 
Тенденции развития инженерного обеспечения в сельском хозяйстве
Программа дисциплины
 
m350406_o_1.plx
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного Ученым советом вуза от  протокол №  .
 
Протокол от __ __________ 20__ г.  №  __  

Зав. кафедрой Татаров Н.Т.

Механизация сельскохозяйственных процессов
Программа одобрена на заседании кафедры
Председатель методической комиссии «Инженерный факультет»
Рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании методической комиссии «Инженерный факультет» от «__» _______________ 20__г., протокол №___
уч. ст., уч. зв.
 
 
подпись
 
И.О. Фамилия
 
подпись
 

п/п

Учебный год
Одобрено

на заседании кафедры

Утверждаю

Заведующий кафедрой

Татаров Н.Т.

протокол
Дата
Подпись
Дата
20__/20__ г.г.
№____
«__»__20__г.
«__»__20__г.
1
20__/20__ г.г.
№____
«__»__20__г.
«__»__20__г.
2
20__/20__ г.г.
№____
«__»__20__г.
«__»__20__г.
3
20__/20__ г.г.
№____
«__»__20__г.
«__»__20__г.
4
20__/20__ г.г.
№____
«__»__20__г.
«__»__20__г.
5
 
подпись
 
И.О. Фамилия
 
Внешний эксперт

(представитель работодателя)

 
 
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1
Цели: является использование знаний методов решения задач при разработке новых технологий, а также обеспечивать эффективное использование и надежную работу сложных технических систем при производстве сельскохозяйственной продукции

Задачи: использовать знания методов решения задач при разработке новых технологий в профессиональной деятельности; обеспечить эффективное использование и надежную работу сложных технических систем при производстве сельскохозяйственной продукции

 
ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ И МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Блок.Часть
Б1.О
ОПК-3: Способен использовать знания методов решения задач при разработке новых технологий в профессиональной деятельности;
 
Дисциплины (модули) и практики, для которых освоение данной практики необходимо как предшествующее:
 
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы 
1
4 семестр
 
Преддипломная практика 
2
4 семестр
 
ОПИСАНИЕ ПОКАЗАТЕЛЕЙ, КРИТЕРИЕВ И ШКАЛ ОЦЕНИВАНИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ В РАМКАХ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
КОД И НАЗВАНИЕ КОМПЕТЕНЦИИ

ОПК-3: Способен использовать знания методов решения задач при разработке новых технологий в профессиональной деятельности;;

ИД-1 ОПК-3.1. Анализирует методы и способы решения задач по разработке новых технологий в Агроинженерии

ИД-2 ОПК-3.1. Использует информационные ресурсы, достижения науки и практики при разработке новых технологий в Агроинженерии

 
Знать и понимать  как обеспечивать эффективные методы решения задач при разработке новых технологий в профессиональной деятельности ,использовать информационные ресурсы, тенденции развития инженерного образования в сельском хозяйстве  при разработке новых технологий в агроинженерии, анализировать основные технико-экономические показатели технических средств возделывания сельскохозяйственных культур, разрабатывать предложения по повышению эффективности технических средств возделывания сельскохозяйственных культур:
 
ИД-1 Не знает как анализировать методы и способы решения задач по разработке  новых технологий в агроинженерии

ИД-2 Не знает как использовать информационные ресурсы, достижения науки и практики при разработке новых технологий в агроинженерии

Уровень 1 
 
ИД-1 Плохо  знает как анализировать методы и способы решения задач по разработке  новых технологий в агроинженерии

ИД-2 Плохо знает как использовать информационные ресурсы, достижения науки и практики при разработке новых технологий в агроинженерии

Уровень 2 
 
ИД-1 Хорошо знает как анализировать методы и способы решения задач по разработке  новых технологий в агроинженерии, но допускает ошибки.

ИД-2 Хорошо знает как использовать информационные ресурсы, достижения науки и практики при разработке новых технологий в агроинженерии, но допускает ошибки.

Уровень 3 
 
ИД-1 В полной мере знает как анализировать методы и способы решения задач по разработке  новых технологий в агроинженерии

ИД-2 В полной мере знает как использовать информационные ресурсы, достижения науки и практики при разработке новых технологий в агроинженерии

Уровень 4 
 
 
Уметь делать (действовать)  обеспечивать эффективные методы и способы решения задач по разработке новых технологий в, профессиональной деятельности, использовать информационные ресурсы, тенденции развития инженерного образования в сельском хозяйстве при разработке новых технологий в агроинженерии, анализировать основные технико-экономические показатели технических средств возделывания сельскохозяйственных культур, разрабатывать предложения по повышению эффективности технических средств возделывания сельскохозяйственных культур:
 
ИД-1 Не умеет как анализировать методы и способы решения задач по разработке новых технологий в агроинженерии

ИД-2 Не умеет как использовать информационные ресурсы, достижения науки и практики при разработке новых технологий в агроинженерии

Уровень 1 
 
ИД-1 Плохо умеет как анализироватьметоды и способы решения задач по разработке новых технологий в агроинженерии

ИД-2 Плохо умеет как использовать информационные ресурсы, достижения науки и практики при разработке новых технологий в агроинженерии

Уровень 2 
 
ИД-1 Хорошо умеет как анализировать методы и способы решения задач по разработке новых технологий в агроинженерии, но допускает ошибки.

ИД-2 Хорошо умеет как использовать информационные ресурсы, достижения науки и практики при разработке новых технологий в агроинженерии, но допускает ошибки.

Уровень 3 
 
ИД-1 В полной мере умеет как анализировать методы и способы решения задач по разработке  новых технологий в агроинженерии

ИД-2 В полной мере умеет как использовать информационные ресурсы, достижения науки и практики при разработке новых технологий в агроинженерии

Уровень 4 
 
 
Владеть навыками (иметь навыки) навыками как обеспечивать эффективные методы решения задач при разработке новых технологий в профессиональной деятельности, использовать информационные ресурсы, тенденции развития инженерного образования в сельском хозяйстве  при разработке новых технологий в агроинженерии, анализировать основные технико-экономические показатели технических средств возделывания сельскохозяйственных культур, разрабатывать предложения по повышению эффективности технических средств возделывания сельскохозяйственных культур:
 
ИД-1 Не владеет навыками как анализировать методы и способы решения задач по разработке  новых технологий в агроинженерии

ИД-2 Не владеет навыками как использовать информационные ресурсы, достижения науки и практики при разработке новых технологий в агроинженерии

Уровень 1 
 
ИД-1  Плохо владеет навыками как анализировать методы и способы решения задач по разработке  новых технологий в агроинженерии

ИД-2 Плохо владеет навыками как использовать информационные ресурсы, достижения науки и практики при разработке новых технологий в агроинженерии

Уровень 2 
 
ИД-1  Хорошо владеет навыками как анализировать методы и способы решения задач по разработке  новых технологий в агроинженерии, но допускает ошибки.

ИД-2 Хорошо владеет навыками как использовать информационные ресурсы, достижения науки и практики при разработке новых технологий в агроинженерии, но допускает ошибки.

Уровень 3 
 
ИД-1  В полной мере владеет навыками как анализировать методы и способы решения задач по разработке  новых технологий в агроинженерии

ИД-2 В полной мере владеет навыками как использовать информационные ресурсы, достижения науки и практики при разработке новых технологий в агроинженерии

Уровень 4 
 
 
 
Уровни сформированности компетенций
Оценка «хорошо» - уровень 3
Оценка «отлично» - уровень 4
Оценка «неудовлетворительно» - уровень 1
Оценка «удовлетворительно» - уровень 2
Оценки формирования компентенций
средний
высокий
компетенция не сформирована
минимальный
Характеристика сформированности компетенции
Сформированность компетенции в целом соответствует требованиям. Имеющихся знаний, умений, навыков и мотивации в целом достаточно для решения стандартных практических (профессиональных) задач
Сформированность компетенции полностью соответствует требованиям. Имеющихся знаний, умений, навыков и мотивации в полной мере достаточно для решения сложных практических (профессиональных) задач
Компетенция в полной мере не сформирована. Имеющихся знаний, умений и навыков недостаточно для решения практических (профессиональных) задач
Сформированность компетенции соответствует минимальным требованиям. Имеющихся знаний, умений, навыков в целом достаточно для решения практических (профессиональных) задач
 
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Код занятия
Наименование разделов (этапов) и тем
Семестр
Часов
Компетенции
Интеракт.
Примечание (используемые интерактивные формы,

форма текущего контроля успеваемости)

Вид

работ

 
Раздел 1. Направления развития технологий и средства механизации
 
1.1
Тенденции развития технологий и средств механизации в растениеводстве и животноводстве
22
2
ОПК-3
2
Лекция-визуализация
Лек
 
1.2
Направления повышения производительности и надежности агрегатов, снижение материалоемкости и энергоемкости конструкций
22
2
ОПК-3
Лек
 
1.3
Необходимость улучшения условий труда и безопасности работы, соответствия процессов, выполняемых агрегатами, природоохранным требованиям.
22
2
ОПК-3
Лек
 
1.4
Проблемы развития технологий и средств механизации в растениеводстве и животноводстве
22
2
ОПК-3
Устный опрос.
Пр
 
1.5
Необходимость повышения производительности и надежности агрегатов, снижение материалоемкости и энергоемкости конструкций
22
2
ОПК-3
2
Работа в малых группах

Устный опрос. Решение кейс-задач

Пр
 
1.6
Проблемы улучшения условий труда и безопасности работы, соответствия процессов, выполняемых агрегатами, природоохранным требованиям
22
2
ОПК-3
Устный опрос. Комплект заданий для практических работ 
Пр
 
1.7
Проблемы развития технологий и средств механизации в растениеводстве и животноводстве
22
11
ОПК-3
Представление рефератов. 
Ср
 
1.8
Необходимость повышения производительности и надежности агрегатов, снижение материалоемкости и энергоемкости конструкций
22
11
ОПК-3
Решение кейс-задач
Ср
 
1.9
Проблемы улучшения условий труда и безопасности работы, соответствия процессов, выполняемых агрегатами, природоохранным требованиям.
22
11
ОПК-3
Устный опрос. 
Ср
 
Раздел 2. Инновационное использование сельскохозяйственной техники
 
2.1
Применение компьютерных технологий в управлении сельскохозяйственной техникой, ремонте и регулировках
22
2
ОПК-3
Лек
 
2.2
Применение компьютерных технологий в использование средств для глобальной навигации для повышения показателей качества и эффективности технологий.
22
2
ОПК-3
Лек
 
2.3
Необходимость применение компьютерных технологий в управлении сельскохозяйственной техникой, ремонте и регулировках
22
2
ОПК-3
2
Работа в малых группах

Устный опрос. 

Пр
 
2.4
Значимость применение компьютерных технологий в использование средств глобальной навигации для повышения показателей качества и эффективности технологий
22
2
ОПК-3
Представление рефератов. 
Пр
 
2.5
Необходимость применение компьютерных технологий в управлении сельскохозяйственной техникой, ремонте и регулировках
22
11
ОПК-3
Устный опрос. 
Ср
 
2.6
Значимость применение компьютерных технологий в использование средств глобальной навигации для повышения показателей качества и эффективности технологий
22
11
ОПК-3
Устный опрос. Представление рефератов. 
Ср
 
Раздел 3. Направления развития электротехнического и электрического оборудования в сельском хозяйстве
 
3.1
Тенденции развития электротехнологий и энергетического оборудования в растениеводстве и животноводстве.
22
2
ОПК-3
2
Лекция-визуализация
Лек
 
3.2
Электрооборудование и электротехнологии в растениеводстве и животноводстве
22
2
ОПК-3
Лек
 
3.3
Электрооборудование и электротехнологии хранения и первичной переработке продукции растениеводства и животноводства
22
2
ОПК-3
Лек
 
3.4
Традиционные и возобновляемые источники энергии,
22
2
ОПК-3
2
Лекция-визуализация
Лек
 
3.5
Средства автоматики в мобильных сельскохозяйственных машинах, тепличных и животноводческих комплексах
22
2
ОПК-3
Лек
 
3.6
Средства автоматики в комплексах для хранения и переработки продукции растениеводства и животноводства.
22
2
ОПК-3
Лек
 
3.7
Направления развития электротехнологий и энергетического оборудования в растениеводстве и животноводстве
22
2
ОПК-3
Комплект заданий для практических работ
Пр
 
3.8
Применение электрооборудования и электротехнологии в растениеводстве и животноводстве
22
2
ОПК-3
Комплект тестовых заданий
Пр
 
3.9
Применение электрооборудования и электротехнологии хранения и первичной переработке продукции растениеводства и животноводства
22
2
ОПК-3
Решение кейс-задач
Пр
 
3.10
Эффективность применения не традиционных возобновляемых источников энергии
22
2
ОПК-3
2
Работа в группах.

Устный опрос. 

Пр
 
3.11
Применение средств автоматики в мобильных сельскохозяйственных машинах, тепличных и животноводческих комплексах
22
2
ОПК-3
Устный опрос. Представление рефератов. 
Пр
 
3.12
Применение средств автоматики в комплексах для хранения и переработки продукции растениеводства и животноводства.
22
2
ОПК-3
Решение кейс-задач
Пр
 
3.13
Направления развития электротехнологий и энергетического оборудования в растениеводстве и животноводстве
22
11
ОПК-3
Решение кейс-задач
Ср
 
3.14
Применение электрооборудования и электротехнологии в растениеводстве и животноводстве
22
11
ОПК-3
Устный опрос. 
Ср
 
3.15
Применение электрооборудования и электротехнологии хранения и первичной переработке продукции растениеводства и животноводства
22
11
ОПК-3
Представление рефератов
Ср
 
3.16
Эффективность применения не традиционных возобновляемых источников энергии
22
11
ОПК-3
Устный опрос. 
Ср
 
3.17
Применение средств автоматики в мобильных сельскохозяйственных машинах, тепличных и животноводческих комплексах
22
11
ОПК-3
Представление рефератов. 
Ср
 
3.18
Применение средств автоматики в комплексах для хранения и переработки продукции растениеводства и животноводства.
22
17
ОПК-3
Решение кейс-задач
Ср
 
ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И РЕСУРСОВ СЕТИ "ИНТЕРНЕТ", НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
 
Основная литература
 
Бобрович Л. В., Гордеев А. С., Горшенин В. И., Жидков С. А., Завражнов А. И., Заовражный А. И. Современные проблемы науки и производства в агроинженерии:Доп. МСХ РФ в кач-ве учебника для высших аграрных учебных заведений по напр. 110300- "Агроинженерия". - СПб.: Лань, 2013. - 495
Л1.1
 
Федоренко В. Ф., Горшенин В. И., Монаенков К. А., Миронов В. В., Гордеев А. С., Михеев Н. В., Завражнов А. А., Ли Р. И., Бобрович Л. В., Жидков С. А., Макова Н. Е. Современные проблемы науки и производства в агроинженерии [Электронный ресурс]:. - Санкт-Петербург: Лань, 2022. - 496 – Режим доступа: https://e.lanbook.com/book/211181 
Л1.2
 
Маслов Г. Г., Карабаницкий А. П. Техническая эксплуатация средств механизации АПК [Электронный ресурс]:. - Санкт-Петербург: Лань, 2022. - 192 – Режим доступа: https://e.lanbook.com/book/254699 
Л1.3
 
Маслов Г. Г., Карабаницкий А. П. Техническая эксплуатация средств механизации АПК [Электронный ресурс]:учебное пособие для спо. - Санкт-Петербург: Лань, 2023. - 192 – Режим доступа: https://e.lanbook.com/book/342779 
Л1.4
 
 
Дополнительная литература
 
Завражнов А. И., Ведищев С. М., Бралиев М. К., Китун А. В., Передня В. И., Романюк Н. Н., Бабушкин В. А., Федоренко В. Ф. Техническое обеспечение животноводства [Электронный ресурс]:. - Санкт-Петербург: Лань, 2021. - 516 – Режим доступа: https://e.lanbook.com/book/169445 
Л2.1
 
Гуляев В. П. Сельскохозяйственные машины. Краткий курс [Электронный ресурс]:. - Санкт-Петербург: Лань, 2022. - 240 – Режим доступа: https://e.lanbook.com/book/184099 
Л2.2
 
Гуляев В. П., Иванов М. С. Деятельностный подход к подготовке агроинженеров [Электронный ресурс]:монография. - Санкт-Петербург: Лань, 2022. - 152 – Режим доступа: https://e.lanbook.com/book/206183 
Л2.3
 
 
Методическая литература
 
Раднаев Д. Н. Тенденции развития сельскохозяйственной техники за рубежом [Электронный ресурс]:учебно-методическое указание. - Улан-Удэ: Изд-во БГСХА им. В. Р. Филипппова, 2020. - 56 – Режим доступа: http://bgsha.ru/art.php?i=4294 
Л3.1
 
Раднаев Д. Н., Шуханов С. Н., Абидуев А. А. Тенденции развития сельскохозяйственной техники за рубежом [Электронный ресурс]:учебное пособие для обучающихся по направлениям подготовки "Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов", "Агроинженерия" и "Технологии, машины и оборудование для агропромышленного комплекса". - Улан-Удэ: Бурятская ГСХА им. В.Р. Филиппова, 2023. - 172 – Режим доступа: https://elib.bgsha.ru/sotru/02458 
Л3.2
 
 
Номер аудитории
Назначение
Оборудование и ПО
Адрес
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ)
 
162
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного и семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации
32 посадочных мест, рабочее место преподавателя, Учебный стенд «Установка нормы высева семян пневматической сеялки», Учебный стенд «Установка нормы высева семян», Учебный тренажер «Машина для посадки картофеля», Интерактивная панель Lumien
670024, Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, ул. Пушкина, д.№8 , Учебный корпус
 
(Специализированная аудитория «Посевные и посадочные машины»)
 
ПЕРЕЧЕНЬ РЕСУРСОВ ИНФОРМАЦИОННО-ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННОЙ СЕТИ ИНТЕРНЕТ И ЛОКАЛЬНЫХ СЕТЕЙ АКАДЕМИИ, НЕОБХОДИММЫХ ДЛЯ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Наименование 
Доступ
1. Удаленные электронные сетевые учебные ресурсы временного доступа, сформированные на основании прямых договоров с правообладателями (электронно-библиотечные системы - ЭБС)
1

2
3. Электронные учебные и учебно-методические ресурсы, подготовленные в академии:
Электронно-библиотечная система Издательства «Znanium»
http://znanium.ru/
Электронно-библиотечная система Издательства «Лань»
http://e.lanbook.com/
Электронно-библиотечная система Издательства «Юрайт»
http://urait.ru/
1. Тенденции развития сельскохозяйственной техники за рубежом : учебно-методическое пособие / составитель Д. Н. Раднаев. — Улан-Удэ : Бурятская ГСХА им. В.Р. Филиппова, 2020. — 56 с. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/226100 (дата обращения: 24.02.2025). — Режим доступа: для авториз. пользователей.

2. Тенденции развития сельскохозяйственной техники за рубежом : учебное пособие для обучающихся по направлениям подготовки "Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов", "Агроинженерия" и "Технологии, машины и оборудование для агропромышленного комплекса" / М-во сельского хоз-ва Рос. Федерации, Бурятская ГСХА им. В. Р. Филиппова ; сост. Д. Н. Раднаев ; рец.: С. Н. Шуханов, А. А. Абидуев. - Улан-Удэ : Бурятская ГСХА им. В.Р. Филиппова, 2023. - 172 с. : ил. - (Высшее образование). - URL: https://elib.bgsha.ru/sotru/02458. - Режим доступа: Электронная библиотека БГСХА. - Библиогр.: с. 170 (2 назв.). 

2. Электронные сетевые ресурсы открытого доступа (профессиональные базы данных, массовые открытые онлайн-курсы и пр.):

1

2
Платформа «Открытое образование» (онлайн-курсы по базовым дисциплинам, изучаемым в российских университетах)
https://openedu.ru/course/
Профессиональные базы данных
http://e.lanbook.com/
 
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ВКЛЮЧАЯ ПЕРЕЧЕНЬ ПРОГРАММНОГО ОБСПЕЧЕНИЯ И ИНФОРМАЦИОННЫХ СПРАВОЧНЫХ СИСТЕМ
1. Программные продукты, необходимые для освоения учебной дисциплины
Наименование программного продукты (ПП)
Виды учебных занятий и работ, в которых используется данный продукт
Microsoft OfficeStd 2016 RUS OLP NL Acdmc. Договор № ПП-61/2015 г. О поставке программных продуктов от 9 декабря 2015 года

Microsoft OfficeProPlus 2016 RUS OLP NL Acdmc. Договор № ПП-61/2015 г. О поставке программных продуктов от 9 декабря 2015 года

Microsoft Windows Vista Business Russian Upgrade Academic OPEN No Level Государственный контракт № 25 от 1 апреля 2008 года

Занятия семинарского типа, самостоятельная работа 
 
2. Информационные справочные системы, необходимые для реализации учебного процесса
Информационно-правовой портал «Гарант»
в локальной сети академии

http://www.garant.ru/

Справочно-поисковая система «Консультант Плюс»
http://www.consultant.ru/
 
3. Специализированные помещения и оборудование, используемые в рамках информатизации учебного процесса
 
Наименование ЭИОС и доступ
Виды учебных занятий и работ, в которых используется данная система
Доступ
1

2
3
Официальный сайт академии
http://bgsha.ru/
Занятия лекционного типа, семинарского типа, самостоятельная работа
Личный кабинет
http://lk.bgsha.ru/
Занятия лекционного типа, семинарского типа, самостоятельная работа
АС Деканат
в локальной сети академии
-
Корпоративный портал академии
http:/portal.bgsha.ru/
Занятия лекционного типа, семинарского типа, самостоятельная работа
ИС «Планы»
в локальной сети академии
-
Портфолио обучающегося
http://lk.bgsha.ru/
Самостоятельная работа
Сайт научной библиотеки
http:/elib.bgsha.ru/
Занятия лекционного типа, семинарского типа, самостоятельная работа
Электронная библиотека БГСХА
http:/elib.bgsha.ru/
Занятия лекционного типа, семинарского типа, самостоятельная работа
4. Информационно-образовательные системы (ЭИОС)
 
КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЯ)
ФИО преподавателя
Ученая степень, ученое звание
Уровень образования. Специальность и квалификация в соответствии с дипломом. Профессиальная переподготовка
1
2
3
 
Раднаев Даба Нимаевич
Высшее. Механизация с/х производства, инженер-механик. Преподаватель высшей школы
доктор технических наукпрофессор
 
ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ) ДЛЯ ИНВАЛИДОВ И ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИМ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Организационно-педагогическое, психолого-педагогическое сопровождение обучающихся инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья осуществляется на основании соответствующей рекомендации в заключении психолого-медико-педагогической комиссии или индивидуальной программе реабилитации инвалида. Академия, по заявлению обучающегося, создает специальные условия для получения высшего образования инвалидами и лицам с ограниченными возможностями здоровья:

- использование специализированных (адаптированных) рабочих программ дисциплин (модулей) и методов обучения и воспитания, включая наличие альтернативной версии официального сайта организации в сети «Интернет» для слабовидящих;

- использование специальных учебников, учебных пособий и других учебно-методических материалов, включая альтернативные форматы печатных материалов (крупный шрифт или аудиофайлы);

- использование специальных технических средств обучения (мультимедийное оборудование, оргтехника и иные средства) коллективного и индивидуального пользования, включая установку

мониторов с возможностью трансляции субтитров, обеспечение надлежащими звуковыми

воспроизведениями информации;

- предоставление услуг ассистента (при необходимости), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь или услуги сурдопереводчиков / тифлосурдопереводчиков;

- проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий для разъяснения отдельных вопросов изучаемой дисциплины (модуля);

- проведение процедуры оценивания результатов обучения возможно с учетом особенностей нозологий (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, в форме тестирования и т.п.) при использовании доступной формы предоставления заданий оценочных средств и ответов на задания (в печатной форме увеличенным шрифтом, в форме аудиозаписи, в форме электронного документа, задания зачитываются ассистентом, задания предоставляются с использованием сурдоперевода) с

использованием дополнительного времени для подготовки ответа;

- обеспечение беспрепятственного доступа обучающимся в учебные помещения, туалетные и другие помещения организации, а также пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов и других приспособлений);

- обеспечение сочетания онлайн и офлайн технологий, а также индивидуальных и коллективных форм работы в учебном процессе, осуществляемом с использованием дистанционных образовательных технологий;

- и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение ОПОП ВО.

В целях реализации ОПОП ВО в академии оборудована безбарьерная среда, учитывающая потребности лиц с нарушением зрения, с нарушениями слуха, с нарушениями опорно-двигательного

аппарата. Территория соответствует условиям беспрепятственного, безопасного и удобного передвижения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Вход в учебный корпус

оборудован пандусами, стекла входных дверей обозначены специальными знаками для слабовидящих, используется система Брайля. Сотрудники охраны знают порядок действий при прибытии в академию лица с ограниченными возможностями. В академии создана толерантная социокультурная среда, осуществляется необходимое сопровождение образовательного процесса,

при необходимости предоставляется волонтерская помощь обучающимся инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья.

 
ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
Перечень экзаменационных вопросов

1. Тенденции развития технологий и средств механизации в растениеводстве, направленных на повышение 

Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины (модуля)
 
эффективности сельскохозяйственного производства. (ОПК-3)

2. Тенденции развития технологий и средств механизации в животноводстве, направленных на повышение эффективности сельскохозяйственного производства.(ОПК-3)

3. Факторы, влияющие на повышение эффективности сельскохозяйственного производства.(ОПК-3)

4. Расчет производительности агрегата по использованию мощности трактора и двигателя(ОПК-3)

5. Производительность комплексов машин(ОПК-3)

6. Суммарный учет производительности (наработки) агрегатов(ОПК-3)

7. Проблемы и пути повышения производительности агрегатов(ОПК-3)

8. Природопользование и природообустройство как отношение человека и природы (ОПК-3)

9. Оценка на техническую и экологическую безопасность технических решений и технологий; (ОПК-3)

10. Анализа экологического состояние окружающей (присутственной) среды. (ОПК-3)

11. Управление производством, предприятием и организация условий и охраны труда рабочих и служащих. (ОПК-3)

12. Инженерно-технические мероприятия гражданской обороны. Мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций. (ОПК-3)

13. Мероприятия по обеспечению пожарной безопасности (ОПК-3)

14. Определения и требования системы технического обслуживания машин(ОПК-3)

15. Периодичность и содержание технического обслуживания. (ОПК-3)

16. Обоснование периодичности плановых технических обслуживаний(ОПК-3)

17. Средства технического обслуживания машин (ОПК-3)

18. Специализированные звенья по техническому обслуживанию(ОПК-3)

19. Особенности эксплуатации машин в холодное время(ОПК-3)

20. Диагностирование машин(ОПК-3)

21. Классификация, технические средства и технология диагностирования(ОПК-3)

22. Прогнозирование технического состояния и ресурса машин. (ОПК-3)

23. Контроль работоспособности машин(ОПК-3)

24. Характеристика автопилота зерноуборочного комбайна CLAAS. Настройка движения комбайна по прямой линии. (ОПК-3)

25. Настройка лазерного сенсора на поле. Пуск автопилота зерноуборочного комбайна CLAAS в работу. (ОПК-3)

26. Тенденции развития электротехнологий и энергетического оборудования в растениеводстве. (ОПК-3)

27. Тенденции развития электротехнологий и энергетического оборудования в животноводстве. (ОПК-3)

28. Электрооборудование и электротехнологии в хранении и первичной переработке продукции растениеводства, традиционные и возобновляемые источники энергии, (ОПК-3)

29. Электрооборудование и электротехнологии в хранении и первичной переработке продукции животноводства, традиционные и возобновляемые источники энергии, (ОПК-3)

30. средства автоматики в мобильных сельскохозяйственных машинах, тепличных и животноводческих комплексах, в комплексах для хранения и переработки продукции растениеводства. (ОПК-3)

31. средства автоматики в мобильных сельскохозяйственных машинах, тепличных и животноводческих комплексах, в комплексах для хранения и переработки продукции животноводства. (ОПК-3)

32. средства автоматики в мобильных сельскохозяйственных машинах, тепличных и животноводческих комплексах, в комплексах для хранения и переработки продукции растениеводства. (ОПК-3)

33. средства автоматики в мобильных сельскохозяйственных машинах, тепличных и животноводческих комплексах, в комплексах для хранения и переработки продукции растениеводства. (ОПК-3)

Перечень вопросов к самостоятельной работе

1. Тенденции развития технологий и средств механизации в растениеводстве на современном этапе

2. Тенденции развития технологий и средств механизации в животноводствена современном этапе

3. Анализ факторов влияющих на повышение эффективности сельскохозяйственного производства.

4. Производительность агрегата по использованию мощности трактора и двигателя

5. Производительность посевных машин и комплексов

6. Проблемы и пути повышения производительности агрегатов

7. Природопользование и природообустройство как отношение человека и природы

8. Техническая и экологическая безопасность в технических решениях и технологиях;

9. Анализа экологического состояние окружающей (присутственной) среды.

10. Инженерно-технические мероприятия гражданской обороны. Мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций.

11. Мероприятия по обеспечению пожарной безопасности

12. Определения и требования системы технического обслуживания машин

13. Средства технического обслуживания машин

14. Особенности эксплуатации машин в холодное время

15. Сущность диагностирования машин

16. Классификация, технические средства и технология диагностирования

17. Характеристика автопилота зерноуборочного комбайна CLAAS. Настройка движения комбайна по прямой линии.

18. Настройка лазерного сенсора на поле. Пуск автопилота зерноуборочного комбайна CLAAS в работу.

19. Тенденции развития электротехнологий и энергетического оборудования в растениеводстве.

20. Тенденции развития электротехнологий и энергетического оборудования в животноводстве.

21. Электрооборудование и электротехнологии в хранении и первичной переработке продукции растениеводства, 

 
традиционные и возобновляемые источники энергии,

22. Электрооборудование и электротехнологии в хранении и первичной переработке продукции животноводства, традиционные и возобновляемые источники энергии,

23. средства автоматики в мобильных сельскохозяйственных машинах, тепличных и животноводческих комплексах, в комплексах для хранения и переработки продукции растениеводства.

24. средства автоматики в мобильных сельскохозяйственных машинах, тепличных и животноводческих комплексах, в комплексах для хранения и переработки продукции животноводства.

25. средства автоматики в мобильных сельскохозяйственных машинах, тепличных и животноводческих комплексах, в комплексах для хранения и переработки продукции растениеводства.

26. средства автоматики в мобильных сельскохозяйственных машинах, тепличных и животноводческих комплексах, в комплексах для хранения и переработки продукции растениеводства.

 
Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Темы рефератов

1. Анализ факторов влияющих на повышение эффективности сельскохозяйственного производства.

2. Производительность посевных машин и комплексов

3. Проблемы и пути повышения производительности агрегатов

4. Природопользование и природообустройство как отношение человека и природы

5. Техническая и экологическая безопасность в технических решениях и технологиях;

6. Инженерно-технические мероприятия гражданской обороны. Мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций.

7. Мероприятия по обеспечению пожарной безопасности

8. Средства технического обслуживания машин

9. Особенности эксплуатации машин в холодное время

10. Классификация, технические средства и технология диагностирования

11. Тенденции развития электротехнологий и энергетического оборудования в растениеводстве.

12. Тенденции развития электротехнологий и энергетического оборудования в животноводстве.

13. Электрооборудование и электротехнологии в хранении и первичной переработке продукции растениеводства, традиционные и возобновляемые источники энергии,

14. Электрооборудование и электротехнологии в хранении и первичной переработке продукции животноводства, традиционные и возобновляемые источники энергии,

15. средства автоматики в мобильных сельскохозяйственных машинах, тепличных и животноводческих комплексах, в комплексах для хранения и переработки продукции растениеводства.

16. средства автоматики в мобильных сельскохозяйственных машинах, тепличных и животноводческих комплексах, в комплексах для хранения и переработки продукции животноводства.

17. средства автоматики в мобильных сельскохозяйственных машинах, тепличных и животноводческих комплексах, в комплексах для хранения и переработки продукции растениеводства.

18. средства автоматики в мобильных сельскохозяйственных машинах, тепличных и животноводческих комплексах, в комплексах для хранения и переработки продукции растениеводства.

Комплект заданий для практических работ

Тема: Тенденции  развития сельскохозяйственной техники

1. Проблемы развития технологий и средств механизации в растениеводстве и животноводстве

2. Необходимость повышения производительности и надежности агрегатов, снижение материалоемкости и энергоемкости конструкций,

3. Проблемы улучшения условий труда и безопасности работы, соответствия процессов, выполняемых агрегатами, природоохранным требованиям.

Тема: Инновационное развитие сельскохозяйственной техники

1. Необходимость применение компьютерных технологий в управлении сельскохозяйственной техникой, ремонте и регулировках

2. Значимость применение компьютерных технологий в использование средств глобальной навигации для повышения показателей качества и эффективности технологий

3. Направления развития электротехнологий и энергетического оборудования в растениеводстве и животноводстве

Тема: основные тенденции  развития электротехнологий

1. Применение электрооборудования и электротехнологии в растениеводстве и животноводстве

2. Применение электрооборудования и электротехнологии в растениеводстве и животноводстве Эффективность применения не традиционных возобновляемых источников энергии

Тема: Перспективы применения электронного оборудования

1. Применение средств автоматики в мобильных сельскохозяйственных машинах, тепличных и животноводческих комплексах

2. Применение средств автоматики в комплексах для хранения и переработки продукции растениеводства и животноводства

Кейс задачи

 
1. Разбрасывателем РУМ-8 вносятся минеральные удобрения на поле длиной 1500 м при норме 5 ц/га. Определить, на сколько проходов хватит удобрений в кузове (грузоподъемность 11 000 кг) при ширине разбрасывания 12 м.

Исходные данные:

– Посевной агрегат - ДТ-75М+С-11/ЗСЗ-3,6А

– Длина рабочего участка (поля) - Lу= 1300 м

– Способ движения агрегата - челночный

– Вид поворота агрегата - грушевидный

– Кинематическая длина агрегата - lк= 7,4 м.

2. Для работы агрегата на посеве зерновых культур требуется подготовить поле, для чего необходимо рассчитать ширину поворотной полосы Lp, длину рабочего хода агрегата определить коэффициент рабочего хода агрегата , наметить линию первого прохода агрегата.

Исходные данные:

- урожайность - У3= 30 ц/га

- соотношение зерна и соломы - 1:1,2

- рабочая скорость зерноуборочного комбайна - ур = 7,5 км/ч

- пропускная способность молотилки комбайна - = 8 кг/с

- уборочная площадь - Р = 1000 га

- коэффициент сменности - Кси = 1,5

- количество календарных дней - Дк= 12 дн

- время смены - /си= 7 ч

- коэффициент, учитывающий метеорологические условия - Км = 0,8

- коэффициент использования времени смены -т = 0,6.

3. Определить рациональный тип жатки и количество зерноуборочных комбайнов Дон-1500Б для уборки зерновых культур.

Исходные данные

Испытания серийных и опытных лемехов проводились на вспашке суглинистых почв трактором Т-150К с плугом ПЛН-5-35. Производительность агрегата - 1 га/ч.

В результате испытаний установлено, что средние ресурсы серийных и опытных лемехов составляют соответственно 10 и 25 га. Качество вспашки обоими лемехами одинаково хорошее.

Цена серийного лемеха - 170 р., опытного лемеха - 340 р., годовой объем вспашки - 3000 га, трудоемкость замены одного лемеха - Т = 0,2 чел.-ч, средняя часовая тарифная ставка при замене лемеха - Сч=35р./ч.

Предприятием «Сельхозтехника» разработана технология и изготовлена опытная партия лемехов, упрочненных белым износостойким чугуном. Определить эффективность применения опытных лемехов в хозяйстве.

Исходные данные

- коэффициент охвата капитальным ремонтом тракторов МТЗ-82 -0,03;

- коэффициент охвата капитальным ремонтом КП и ЗМ для текущего ремонта тракторов - 0,10;

- трудоемкость капитального ремонта КП и ЗМ - 24 чел.-ч;

- режим работы участка - односменный;

- длительность производственного цикла ремонта принять Tц = 15,4 ч

В зоне обслуживания ремонтно-технического предприятия (РТП) эксплуатируется 5 000 тракторов МТЗ-82. Предприятие осуществляет капитальный ремонт агрегатов для этих тракторов, в том числе задних мостов (ЗМ) и коробок передач (КП).

Определить численность рабочих и площадь участка для ремонта этих агрегатов.

Комплект заданий для занятий в интерактивной форме (работа в малых группах)

Работа 1

Требуется скомплектовать машинно-тракторный агрегат для дискования стерни тяжелыми боронами на глубину 0,06 – 0,08м на базе трактора NewHolland (Т-7030).

1. Рассчитать  тяговые возможности трактора NewHolland в заданных условиях работы.

2. Определить удельную мощность, необходимую для работы агрегата.

3. Определить оптимальную ширину захвата агрегата и тяговое сопротивление почвообробатывающей машины

4. Рациональную скорость движения агрегата

5. Коэффициент использования тяговой мощности

6. Рассчитать производительность агрегата за один час «чистой» работы

7. Расчетный расход топлива

8. Рассчитать удельные энергозатраты

Работа 2

Требуется скомплектовать машинно- тракторный агрегат для «гладкой» вспашки почвы на глубину 0,25м полунавесным оборотным лугом Квернеланд PN – 100 по дискованной стерне на поле с уклоном 5%

1. Рассчитать  тяговые возможности оборотного плуга в заданных условиях работы.

 
2. Определить удельную мощность, необходимую для работы агрегата.

3. Определить оптимальную ширину захвата агрегата и тяговое сопротивление почвообробатывающей машины

4. Рациональную скорость движения агрегата

5. Коэффициент использования тяговой мощности

6. Рассчитать производительность агрегата за один час «чистой» работы

7. Расчетный расход топлива

8. Рассчитать удельные энергозатраты

Работа 3

Определить рациональный режим работы агрегата, состоящего из трактора ХТЗ-150К и дискового комбинированного агрегата ДАКН-3,3Н.

1. Рассчитать  тяговые возможности  агрегата  в заданных условиях работы.

2. Определить удельную мощность, необходимую для работы агрегата.

3. Определить оптимальную ширину захвата агрегата и тяговое сопротивление почвообробатывающей машины

4. Рациональную скорость движения агрегата

5. Коэффициент использования тяговой мощности

6. Рассчитать производительность агрегата за один час «чистой» работы

7. Расчетный расход топлива

8. Рассчитать удельные энергозатраты

 
Перечень экзаменационных вопросов

Перечень вопросов к самостоятельной работе

Темы рефератов

Комплект заданий для практических работ

Кейс задачи

Комплект заданий для занятий в интерактивной форме (работа в малых группах)

Перечень видов оценочных средств
 
Критерии оценивания контрольной работы текущего контроля успеваемости обучающихся (рекомендуемое)

Комплект контрольных вопросов для проведения устных опросов

Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерные критерии оценивания:

– правильность ответа по содержанию задания (учитывается количество и характер ошибок при ответе);

– полнота и глубина ответа (учитывается количество усвоенных фактов, понятий и т.п.);

– сознательность ответа (учитывается понимание излагаемого материала);

– логика изложения материала (учитывается умение строить целостный, последовательный рассказ, грамотно пользоваться специальной терминологией);

– использование дополнительного материала;

– рациональность использования времени, отведенного на задание (не одобряется затянутость выполнения задания, устного ответа во времени, с учетом индивидуальных особенностей обучающихся).

Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерная шкала оценивания:

Баллы

для учета в рейтинге (оценка)

Степень удовлетворения критериям
86-100 баллов

«отлично»

Обучающийся полно и аргументировано отвечает по содержанию вопроса (задания); обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные; излагает материал последовательно и правильно.
71-85  баллов

«хорошо»

Обучающийся достаточно полно и аргументировано отвечает по содержанию вопроса (задания); обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные; излагает материал последовательно. Допускает 1-2 ошибки, исправленные с помощью наводящих вопросов.
56-70  баллов

«удовлетво-рительно»

Обучающийся обнаруживает знание и понимание основных положений данного задания, но излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил; не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры; излагает материал непоследовательно и допускает ошибки.
0-55  баллов

«неудовлетворительно»

Обучающийся обнаруживает незнание ответа на соответствующее задание (вопрос), допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Отмечаются такие недостатки в подготовке обучающегося, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.
 
Баллы

для учета в рейтинге (оценка)

Степень удовлетворения критериям
Перечень дискуссионных тем

Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерные критерии оценивания:

- теоретический уровень знаний;

- качество ответов на вопросы;

- подкрепление материалов фактическими данными (статистические данные или др.);

- практическая ценность материала;

- способность делать выводы;

- способность отстаивать собственную точку зрения;

- способность ориентироваться в представленном материале;

- степень участия в общей дискуссии.

Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерная шкала оценивания:

Критерии оценивания контрольной работы дискуссионных тем и вопросов для круглого стола

(дискуссии, полемики, диспута, дебатов)  

86-100 баллов

«отлично»

Обучающийся свободно владеет учебным материалом; проявляет навыки анализа, обобщения, критического осмысления, публичной речи, аргументации, ведения дискуссии и полемики, критического восприятия информации; материал изложен грамотно, в определенной логической последовательности, точно

используется терминология; показано умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации; высказывать свою точку зрения.

71-85 баллов

«хорошо»

Ответ удовлетворяет в основном требованиям на оценку «отлично», но при этом имеет один из недостатков: в усвоении учебного материала допущены небольшие пробелы, не исказившие содержание ответа; допущены один – два недочета в формировании навыков публичной речи, аргументации, ведения дискуссии и полемики, критического восприятия информации.
56-70 баллов

«удовлетво-рительно»

Неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения материала; имелись затруднения или допущены ошибки в определении понятий, использовании терминологии, исправленные после нескольких наводящих вопросов. Обучающийся не может применить теорию в новой ситуации.
0-55  баллов

«неудовлетворительно»

Не раскрыто основное содержание учебного материала; обнаружено незнание или непонимание большей или наиболее важной части учебного материала; допущены ошибки в определении понятий, при использовании терминологии, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов; не сформированы умения и навыки публичной речи, аргументации, ведения дискуссии и полемики, критического восприятия информации.
 
Баллы

для учета в рейтинге (оценка)

Степень удовлетворения критериям
Перечень заданий для контрольной работы

Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерные критерии оценивания:

– полнота раскрытия темы;

– правильность формулировки и использования понятий и категорий;

– правильность выполнения заданий/ решения задач;

– аккуратность оформления работы и др.

Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерная шкала оценивания:

Критерии оценивания контрольной работы для контрольной работы

(обязательно для дисциплин, где по УП предусмотрена контрольная работа)

86-100 баллов

«отлично»

Полное раскрытие темы, указание точных названий и определений, правильная формулировка понятий и категорий, приведены все необходимые формулы, соответствующая статистика и т.п., все задания выполнены верно (все задачи решены правильно), работа выполнена аккуратно, без помарок.
71-85  баллов

Недостаточно полное раскрытие темы, одна-две несущественные ошибки в определении
 
«хорошо»

понятий и категорий, в формулах, статистических данных и т. п., кардинально не меняющие суть изложения, наличие незначительного количества грамматических и стилистических ошибок, одна-две несущественные погрешности при выполнении заданий или в решениях задач. Работа выполнена аккуратно.
56-70  баллов

«удовлетво-рительно»

Ответ отражает лишь общее направление изложения лекционного материала, наличие более двух несущественных или одной-двух существенных ошибок в определении понятий и категорий, формулах, статистических данных и т. п.; большое количество грамматических и стилистических ошибок, одна-две существенные ошибки при выполнении заданий или в решениях задач. Работа выполнена небрежно.
0-55  баллов

«неудовлетворительно»

Обучающийся демонстрирует слабое понимание программного материала. Тема не раскрыта, более двух существенных ошибок в определении понятий и категорий, в формулах, статистических данных, при выполнении заданий или в решениях задач, наличие грамматических и стилистических ошибок и др.
 
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерные критерии оценивания:

– правильность выполнения задания на практическую/лабораторную работу в соответствии с вариантом;

– степень усвоения теоретического материала по теме практической /лабораторной работы;

– способность продемонстрировать преподавателю навыки работы в инструментальной программной среде, а также применить их к решению типовых задач, отличных от варианта задания;

– качество подготовки отчета по практической / лабораторной работе;

– правильность и полнота ответов на вопросы преподавателя при защите работы

и др.

Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерная шкала оценивания практических занятий (лабораторных работ):

Критерии оценивания контрольной работы для практических (лабораторных) работ

Баллы

для учета в рейтинге (оценка)

Степень удовлетворения критериям
86-100 баллов

«отлично»

Выполнены все задания практической (лабораторной) работы, обучающийся четко и без ошибок ответил на все контрольные вопросы.
71-85  баллов

«хорошо»

Выполнены все задания практической (лабораторной) работы; обучающийся ответил на все контрольные вопросы с замечаниями.
56-70  баллов

«удовлетво-рительно»

Выполнены все задания практической (лабораторной) работы с замечаниями; обучающийся ответил на все контрольные вопросы с замечаниями.
0-55  баллов

«неудовлетворительно»

Обучающийся не выполнил или выполнил неправильно задания практической (лабораторной) работы; обучающийся ответил на контрольные вопросы с ошибками или не ответил на контрольные вопросы.
 
Комплект заданий

Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерные критерии оценивания:

В качестве критериев могут быть выбраны, например:

– соответствие срока сдачи работы установленному преподавателем;

– соответствие содержания и оформления работы предъявленным требованиям;

– способность выполнять вычисления;

– умение использовать полученные ранее знания и навыки для решения конкретных задач;

– умение отвечать на вопросы, делать выводы, пользоваться профессиональной и общей лексикой;

– обоснованность решения и соответствие методике (алгоритму) расчетов;

Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерная шкала оценивания:

Критерии оценивания контрольной работы для выполнения

расчетно-графической работы,  работы на тренажере

Баллы

для учета в рейтинге (оценка)

Степень удовлетворения критериям
86-100 баллов

«отлично»

Все материалы, расчеты, построения оформлены согласно требованиям и демонстрируют высокий уровень освоения теоретического материала, способность составлять и
 
реализовать алгоритм решения по исходным данным. Вычисления выполнены четко, ответы на вопросы, выводы к работе отражают точку зрения обучающегося на решаемую проблему. Все материалы представлены в установленный срок, не требуют дополнительного времени на завершение. 
71-85  баллов

«хорошо»

Все материалы, расчеты, построения оформлены согласно требованиям и демонстрируют достаточно высокий уровень освоения теоретического материала, способность составлять и реализовать алгоритм решения по исходным данным. В работе присутствуют несущественные ошибки при вычислениях и построении чертежей, не влияющие на общий результат работы, при грамотном ответе на большинство поставленных вопросов. Все материалы представлены в установленный срок, не требуют дополнительного времени на завершение. 
56-70  баллов

«удовлетво-рительно»

Материалы, расчеты, построения оформлены с ошибками, не в полном объеме, демонстрируют наличие пробелов в освоении теоретического материала, низкий уровень способности составлять и реализовать алгоритм решения по исходным данным. В работе присутствуют ошибки, которые не оказывают существенного влияния на окончательный результат. Работа оформлена неаккуратно, представлена с задержкой и требует дополнительного времени на завершение.
0-55  баллов

«неудовлетворительно»

Демонстрирует низкий/ниже среднего уровень освоения теоретического материала, неспособность составлять и реализовать алгоритм решения по исходным данным. Многие требования, предъявляемые к заданию, не выполнены. Обучающийся не может ответить на замечания преподавателя, не владеет материалом работы, не в состоянии дать объяснения выводам и теоретическим положениям данной работы. Оформление работы не соответствует требованиям.
 
Баллы

для учета в рейтинге (оценка)

Степень удовлетворения критериям
86-100 баллов «отлично»

Выполнено 86-100% заданий
71-85  баллов «хорошо»

Выполнено 71-85% заданий 
56-70  баллов «удовлетво-рительно»

Выполнено 56-70% заданий
0-55  баллов «неудовлетворительно»

Выполнено 0-56% заданий
Материалы тестовых заданий

Материалы тестовых заданий следует сгруппировать по темам/разделам изучаемой дисциплины (модуля) в следующем виде:

Тема (темы) / Раздел дисциплины (модуля)

Тестовые задания по данной теме (темам)/Разделу с указанием правильных ответов.

Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерные критерии оценивания:

- отношение правильно выполненных заданий к общему их количеству

Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерная шкала оценивания:

Критерии оценивания контрольной работы тестовых заданий

 
Задачи репродуктивного уровня  

Задачи реконструктивного уровня

Задачи творческого уровня

Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерные критерии оценивания:

– полнота знаний теоретического контролируемого материала;

– полнота знаний практического контролируемого материала, демонстрация умений и навыков решения типовых задач, выполнения типовых заданий/упражнений/казусов;

– умение самостоятельно решать проблему/задачу на основе изученных методов, приемов, технологий;

– умение ясно, четко, логично и грамотно излагать собственные размышления, делать умозаключения и выводы;

– полнота и правильность выполнения задания.

Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Критерии оценивания контрольной работы разноуровневых задач (заданий)

 
Баллы

для учета в рейтинге (оценка)

Степень удовлетворения критериям
86-100 баллов «отлично»

Демонстрирует очень высокий/высокий уровень знаний, умений, навыков в соответствии с критериями оценивания. Все требования, предъявляемые к заданию, выполнены.
71-85  баллов «хорошо»

Демонстрирует достаточно высокий/выше среднего уровень знаний, умений, навыков в соответствии с критериями оценивания. Все требования, предъявляемые к заданию, выполнены.
56-70  баллов «удовлетво-рительно»

Демонстрирует средний уровень знаний, умений, навыков в соответствии с критериями оценивания. Большинство требований, предъявляемых к заданию, выполнены.
0-55  баллов «неудовлетворительно»

Демонстрирует низкий/ниже среднего уровень знаний, умений, навыков в соответствии с критериями оценивания. Многие требования, предъявляемые к заданию, не выполнены. Нет ответа. Не было попытки решить задачу.
Примерная шкала оценивания:

 
Баллы

для учета в рейтинге (оценка)

Степень удовлетворения критериям
86-100 баллов «отлично»

Содержание работы в целом соответствует теме задания. Продемонстрировано знание фактического материала, отсутствуют ошибки. Продемонстрировано уверенное владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (уместность употребления, аббревиатуры, толкование и т.д.), отсутствуют ошибки в употреблении терминов.

Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.

Ответ четко структурирован и выстроен в заданной логике. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа укладывается в заданные рамки при сохранении смысла.

Продемонстрировано умение аргументировано излагать собственную точку зрения. Видно уверенное владение освоенным материалом, изложение сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.

Высокая степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала: стилистические обороты, манера изложения, словарный запас. Отсутствуют стилистические и орфографические ошибки в тексте.

Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.

Перечень тем эссе/докладов/рефератов/сообщений и т.п.

Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерные критерии оценивания:

– полнота раскрытия темы;

– степень владения понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины;

– знание фактического материала, отсутствие фактических ошибок;

– умение логически выстроить материал ответа;

– умение аргументировать предложенные подходы и решения, сделанные выводы;

– степень самостоятельности, грамотности, оригинальности в представлении материала (стилистические обороты, манера изложения, словарный запас, отсутствие или наличие грамматических ошибок);

– выполнение требований к оформлению работы.

Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся).

Примерная шкала оценивания письменных работ:

Критерии оценивания контрольной работы темы эссе

(рефератов, докладов, сообщений)

71-85  баллов «хорошо»

Содержание ответа в целом соответствует теме задания. Продемонстрировано знание фактического материала, встречаются несущественные фактические ошибки.

Продемонстрировано владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (уместность употребления, аббревиатуры, толкование и т.д.), отсутствуют ошибки в употреблении терминов.

Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.

Ответ в достаточной степени структурирован и выстроен в заданной логике без нарушений общего смысла. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа незначительно превышает заданные рамки при сохранении смысла.

Продемонстрировано умение аргументированно излагать собственную точку зрения, но аргументация не всегда убедительна. Изложение лишь отчасти сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.

Достаточная степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала. Встречаются мелкие и не искажающие смысла ошибки в стилистике, стилистические штампы. Есть 1–2 орфографические ошибки.

 
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.

56-70  баллов  «удовлетво-рительно»

Содержание работы в целом соответствует теме задания. Продемонстрировано удовлетворительное знание фактического материала, есть фактические ошибки (25– 30%).

Продемонстрировано достаточное владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины, есть ошибки в употреблении и трактовке терминов, расшифровке аббревиатур.

Ошибки в использовании категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.

Ответ плохо структурирован, нарушена заданная логика. Части ответа логически разорваны, нет связок между ними. Ошибки в представлении логической структуры проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа в существенной степени (на 25–30%) отклоняется от заданных рамок.

Нет собственной точки зрения либо она слабо аргументирована. Примеры, приведенные в ответе в качестве практических иллюстраций, в малой степени соответствуют изложенным теоретическим аспектам.

Текст работы примерно наполовину представляет собой стандартные обороты и фразы из учебника/лекций. Обилие ошибок в стилистике, много стилистических штампов. Есть 3–5 орфографических ошибок.

Работа выполнена не очень аккуратно, встречаются помарки и исправления.

0-55  баллов  «неудовлетворительно»

Содержание ответа не соответствует теме задания или соответствует ему в очень малой степени.

Продемонстрировано крайне слабое владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (неуместность употребления, неверные аббревиатуры, искаженное толкование и т.д.), присутствуют многочисленные ошибки в употреблении терминов.

Продемонстрировано крайне низкое (отрывочное) знание фактического материала, много фактических ошибок – практически все факты (данные) либо искажены, либо неверны.

Ответ представляет собой сплошной текст без структурирования, нарушена заданная логика. Части ответа не взаимосвязаны логически. Нарушена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа более чем в 2 раза меньше или превышает заданный. Показаны неверные ассоциативные взаимосвязи категорий и терминов дисциплины.

Отсутствует аргументация изложенной точки зрения, нет собственной позиции. Отсутствуют примеры из практики либо они неадекватны.

Текст ответа представляет полную кальку текста учебника/лекций. Стилистические ошибки приводят к существенному искажению смысла. Большое число орфографических ошибок в тексте (более 10 на страницу).

Работа выполнена неаккуратно, с обилием помарок и исправлений. В работе один абзац и больше позаимствован из какого-либо источника без ссылки на него.

 
Критерии оценивания контрольной работы участия обучающегося в активных формах обучения (доклады, выступления на семинарах, практических занятиях и пр.):

Баллы

для учета в рейтинге (оценка)

Степень удовлетворения критериям
86-100 баллов «отлично»

Полное раскрытие вопроса; указание точных названий и определений; правильная формулировка понятий и категорий; самостоятельность ответа, умение вводить и использовать собственные классификации и квалификации, анализировать и делать собственные выводы по рассматриваемой теме; использование дополнительной литературы и иных материалов и др.
71-85  баллов «хорошо»

Недостаточно полное, по мнению преподавателя, раскрытие темы; несущественные ошибки в определении понятий, категорий и т.п., кардинально не меняющих суть изложения; использование устаревшей учебной литературы и других источников
56-70  баллов «удовлетво-рительно»

Отражение лишь общего направления изложения лекционного материала и материала современных учебников; наличие достаточного количества несущественных или одной - двух существенных ошибок в определении понятий и категорий и т. п.; использование устаревшей учебной литературы и других источников; неспособность осветить проблематику учебной дисциплины и др.
0-55  баллов «неудовлетворительно»

Темы не раскрыта; большое количество существенных ошибок; отсутствие умений и навыков, обозначенных выше в качестве критериев выставления положительных оценок и др.
 
Задание (я):

Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерные критерии оценивания:

- соответствие решения сформулированным в кейсе вопросам (адекватность проблеме и рынку);

- оригинальность подхода (новаторство, креативность);

- применимость решения на практике;

- глубина проработки проблемы (обоснованность решения, наличие альтернативных вариантов, прогнозирование возможных проблем, комплексность решения).

Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы

Критерии оценивания контрольной работы кейс-задач

 
оценки успеваемости обучающихся)

Примерная шкала оценивания:

Баллы

для учета в рейтинге (оценка)

Степень удовлетворения критериям
86-100 баллов «отлично»

Предложенное решение соответствует поставленной в кейс-задаче проблеме. Обучающийся применяет оригинальный подход к решению поставленной проблемы, демонстрирует высокий уровень теоретических знаний, анализ соответствующих источников. Формулировки кратки, ясны и точны. Ожидаемые результаты применения предложенного решения конкретны, измеримы и обоснованы.
71-85 баллов «хорошо»

Предложенное решение соответствует поставленной в кейс-задаче проблеме. Обучающийся применяет в основном традиционный подход с элементами новаторства, частично подкрепленный анализом соответствующих источников, демонстрирует хороший уровень теоретических знаний. Формулировки недостаточно кратки, ясны и точны. Ожидаемые результаты применения предложенного решения требуют исправления незначительных ошибок.
56-70  баллов «удовлетво-рительно»

Демонстрирует средний уровень знаний, умений, навыков в соответствии с критериями оценивания. Предложенное решение требует дополнительной конкретизации и обоснования, в целом соответствует  поставленной в задаче проблеме. При решении поставленной проблемы обучающийся применяет традиционный подход, демонстрирует твердые знания по поставленной проблеме. Предложенное решение содержит ошибки, уверенно исправленные после наводящих вопросов.
0-55  баллов «неудовлетворительно»

Наличие грубых ошибок в решении ситуации, непонимание сущности рассматриваемой проблемы, неуверенность и неточность ответов после наводящих вопросов. Предложенное решение не обосновано и не применимо на практике
 
Тема (проблема)

Концепция игры

Роли:

Задания (вопросы, проблемные ситуации и др.)

Ожидаемый (е) результат(ы)

Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерные критерии оценивания:

­ качество усвоения информации;

­ выступление;

­ содержание вопроса;

­ качество ответов на вопросы;

­ значимость дополнений, возражений, предложений;

­ уровень делового сотрудничества;

­ соблюдение правил деловой игры;

­ соблюдение регламента;

­ активность;

­ правильное применение профессиональной лексики.

Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерная шкала оценивания:

Критерии оценивания контрольной работы для деловой (ролевой) игры

Баллы

для учета в рейтинге (оценка)

Степень удовлетворения критериям
86-100 баллов «отлично»

Участник деловой игры продемонстрировал понимание сути поставленной проблемы; теоретические положения изложены с использованием профессиональной лексики; ответы и выступления четкие и краткие, логически последовательные; активное участие в деловой игре.
71-85 баллов «хорошо»

Участник деловой игры продемонстрировал понимание сути поставленной проблемы;
 
теоретические положения изложены с использованием профессиональной лексики с незначительными ошибками; ответы и выступления в основном краткие, но не всегда четкие и логически последовательные; участие в деловой игре.
56-70  баллов «удовлетво-рительно»

Участник деловой игры продемонстрировал понимание сути поставленной проблемы; теоретические положения изложены со слабым использованием профессиональной лексики; ответы и выступления многословные, нечеткие и без должной логической последовательности; пассивное участие в деловой игре.
0-55  баллов «неудовлетворительно»

Участник деловой игры продемонстрировал затруднения в понимании сути поставленной проблемы; отсутствие необходимых знаний и умений для решения проблемы; затруднения в построении самостоятельных высказываний; обучающийся практически не принимает участия в игре.
 
Баллы

для учета в рейтинге (оценка)

Степень удовлетворения критериям
86-100 баллов «отлично»

Работа демонстрирует точное понимание задания. Все материалы имеют непосредственное отношение к теме; источники цитируются правильно. Результаты работы представлены четко и логично, информация точна и отредактирована. Работа отличается яркой индивидуальностью и выражает точку зрения обучающегося.
71-85  баллов «хорошо»

Помимо материалов, имеющих непосредственное отношение к теме, включаются некоторые материалы, не имеющие отношение к ней; используется ограниченное количество источников. Не вся информация взята из достоверных источников; часть информации неточна или не имеет прямого отношения к теме. Недостаточно выражена собственная позиция и оценка информации. 
56-70  баллов «удовлетво-рительно»

Часть материалов не имеет непосредственного отношения к теме, используется 2-3 источника. Делается слабая попытка проанализировать информацию. Материал логически не выстроен и подан внешне непривлекательно, не дается четкого ответа на поставленные вопросы. Нет критического взгляда на проблему.
0-55  баллов «неудовлетворительно»

Больше половины материалов не имеет непосредственного отношения к теме, используется один источник. Не делается попытка проанализировать информацию. Материал логически не выстроен и подан внешне непривлекательно, не дается ответа на поставленные вопросы.
Групповые творческие задания (проекты):

Индивидуальные творческие задания (проекты):

Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерные критерии оценивания:

- актуальность темы;

- соответствие содержания работы выбранной тематике;

- соответствие содержания и оформления работы установленным требованиям;

- обоснованность результатов и выводов, оригинальность идеи;

- новизна полученных данных;

- личный вклад обучающихся;

- возможности практического использования полученных данных.

Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерная шкала оценивания:

Критерии оценивания контрольной работы для тем групповых и/или индивидуальных творческих заданий/проектов

 
ИЗМЕНЕНИЯ И ДОПОЛНЕНИЯ
Ведомость изменений

п/п

Вид обновлений
Содержание изменений, вносимых в ОПОП
Обснование изменений
1
2
3
4
5
6