учреждение высшего образования
«Бурятская государственная сельскохозяйственная академия имени В.Р. Филиппова»
Инженерный факультет
Механизация сельскохозяйственных процессов
Направленность (профиль) Технологии и средства механизации сельского хозяйства
в учебном плане
является дисциплиной обязательной для изучения
дисциплины кафедра
Семестр 2
Зав. кафедрой Татаров Н.Т.
п/п
на заседании кафедры
Заведующий кафедрой
Татаров Н.Т.
(представитель работодателя)
Задачи: использовать знания методов решения задач при разработке новых технологий в профессиональной деятельности; обеспечить эффективное использование и надежную работу сложных технических систем при производстве сельскохозяйственной продукции
ОПК-3: Способен использовать знания методов решения задач при разработке новых технологий в профессиональной деятельности;;
ИД-1 ОПК-3.1. Анализирует методы и способы решения задач по разработке новых технологий в Агроинженерии
ИД-2 ОПК-3.1. Использует информационные ресурсы, достижения науки и практики при разработке новых технологий в Агроинженерии
ИД-2 Не знает как использовать информационные ресурсы, достижения науки и практики при разработке новых технологий в агроинженерии
ИД-2 Плохо знает как использовать информационные ресурсы, достижения науки и практики при разработке новых технологий в агроинженерии
ИД-2 Хорошо знает как использовать информационные ресурсы, достижения науки и практики при разработке новых технологий в агроинженерии, но допускает ошибки.
ИД-2 В полной мере знает как использовать информационные ресурсы, достижения науки и практики при разработке новых технологий в агроинженерии
ИД-2 Не умеет как использовать информационные ресурсы, достижения науки и практики при разработке новых технологий в агроинженерии
ИД-2 Плохо умеет как использовать информационные ресурсы, достижения науки и практики при разработке новых технологий в агроинженерии
ИД-2 Хорошо умеет как использовать информационные ресурсы, достижения науки и практики при разработке новых технологий в агроинженерии, но допускает ошибки.
ИД-2 В полной мере умеет как использовать информационные ресурсы, достижения науки и практики при разработке новых технологий в агроинженерии
ИД-2 Не владеет навыками как использовать информационные ресурсы, достижения науки и практики при разработке новых технологий в агроинженерии
ИД-2 Плохо владеет навыками как использовать информационные ресурсы, достижения науки и практики при разработке новых технологий в агроинженерии
ИД-2 Хорошо владеет навыками как использовать информационные ресурсы, достижения науки и практики при разработке новых технологий в агроинженерии, но допускает ошибки.
ИД-2 В полной мере владеет навыками как использовать информационные ресурсы, достижения науки и практики при разработке новых технологий в агроинженерии
форма текущего контроля успеваемости)
работ
Устный опрос. Решение кейс-задач
Устный опрос.
Устный опрос.
2. Тенденции развития сельскохозяйственной техники за рубежом : учебное пособие для обучающихся по направлениям подготовки "Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов", "Агроинженерия" и "Технологии, машины и оборудование для агропромышленного комплекса" / М-во сельского хоз-ва Рос. Федерации, Бурятская ГСХА им. В. Р. Филиппова ; сост. Д. Н. Раднаев ; рец.: С. Н. Шуханов, А. А. Абидуев. - Улан-Удэ : Бурятская ГСХА им. В.Р. Филиппова, 2023. - 172 с. : ил. - (Высшее образование). - URL: https://elib.bgsha.ru/sotru/02458. - Режим доступа: Электронная библиотека БГСХА. - Библиогр.: с. 170 (2 назв.).
Microsoft OfficeProPlus 2016 RUS OLP NL Acdmc. Договор № ПП-61/2015 г. О поставке программных продуктов от 9 декабря 2015 года
Microsoft Windows Vista Business Russian Upgrade Academic OPEN No Level Государственный контракт № 25 от 1 апреля 2008 года
http://www.garant.ru/
- использование специализированных (адаптированных) рабочих программ дисциплин (модулей) и методов обучения и воспитания, включая наличие альтернативной версии официального сайта организации в сети «Интернет» для слабовидящих;
- использование специальных учебников, учебных пособий и других учебно-методических материалов, включая альтернативные форматы печатных материалов (крупный шрифт или аудиофайлы);
- использование специальных технических средств обучения (мультимедийное оборудование, оргтехника и иные средства) коллективного и индивидуального пользования, включая установку
мониторов с возможностью трансляции субтитров, обеспечение надлежащими звуковыми
воспроизведениями информации;
- предоставление услуг ассистента (при необходимости), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь или услуги сурдопереводчиков / тифлосурдопереводчиков;
- проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий для разъяснения отдельных вопросов изучаемой дисциплины (модуля);
- проведение процедуры оценивания результатов обучения возможно с учетом особенностей нозологий (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, в форме тестирования и т.п.) при использовании доступной формы предоставления заданий оценочных средств и ответов на задания (в печатной форме увеличенным шрифтом, в форме аудиозаписи, в форме электронного документа, задания зачитываются ассистентом, задания предоставляются с использованием сурдоперевода) с
использованием дополнительного времени для подготовки ответа;
- обеспечение беспрепятственного доступа обучающимся в учебные помещения, туалетные и другие помещения организации, а также пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов и других приспособлений);
- обеспечение сочетания онлайн и офлайн технологий, а также индивидуальных и коллективных форм работы в учебном процессе, осуществляемом с использованием дистанционных образовательных технологий;
- и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение ОПОП ВО.
В целях реализации ОПОП ВО в академии оборудована безбарьерная среда, учитывающая потребности лиц с нарушением зрения, с нарушениями слуха, с нарушениями опорно-двигательного
аппарата. Территория соответствует условиям беспрепятственного, безопасного и удобного передвижения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Вход в учебный корпус
оборудован пандусами, стекла входных дверей обозначены специальными знаками для слабовидящих, используется система Брайля. Сотрудники охраны знают порядок действий при прибытии в академию лица с ограниченными возможностями. В академии создана толерантная социокультурная среда, осуществляется необходимое сопровождение образовательного процесса,
при необходимости предоставляется волонтерская помощь обучающимся инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья.
1. Тенденции развития технологий и средств механизации в растениеводстве, направленных на повышение
2. Тенденции развития технологий и средств механизации в животноводстве, направленных на повышение эффективности сельскохозяйственного производства.(ОПК-3)
3. Факторы, влияющие на повышение эффективности сельскохозяйственного производства.(ОПК-3)
4. Расчет производительности агрегата по использованию мощности трактора и двигателя(ОПК-3)
5. Производительность комплексов машин(ОПК-3)
6. Суммарный учет производительности (наработки) агрегатов(ОПК-3)
7. Проблемы и пути повышения производительности агрегатов(ОПК-3)
8. Природопользование и природообустройство как отношение человека и природы (ОПК-3)
9. Оценка на техническую и экологическую безопасность технических решений и технологий; (ОПК-3)
10. Анализа экологического состояние окружающей (присутственной) среды. (ОПК-3)
11. Управление производством, предприятием и организация условий и охраны труда рабочих и служащих. (ОПК-3)
12. Инженерно-технические мероприятия гражданской обороны. Мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций. (ОПК-3)
13. Мероприятия по обеспечению пожарной безопасности (ОПК-3)
14. Определения и требования системы технического обслуживания машин(ОПК-3)
15. Периодичность и содержание технического обслуживания. (ОПК-3)
16. Обоснование периодичности плановых технических обслуживаний(ОПК-3)
17. Средства технического обслуживания машин (ОПК-3)
18. Специализированные звенья по техническому обслуживанию(ОПК-3)
19. Особенности эксплуатации машин в холодное время(ОПК-3)
20. Диагностирование машин(ОПК-3)
21. Классификация, технические средства и технология диагностирования(ОПК-3)
22. Прогнозирование технического состояния и ресурса машин. (ОПК-3)
23. Контроль работоспособности машин(ОПК-3)
24. Характеристика автопилота зерноуборочного комбайна CLAAS. Настройка движения комбайна по прямой линии. (ОПК-3)
25. Настройка лазерного сенсора на поле. Пуск автопилота зерноуборочного комбайна CLAAS в работу. (ОПК-3)
26. Тенденции развития электротехнологий и энергетического оборудования в растениеводстве. (ОПК-3)
27. Тенденции развития электротехнологий и энергетического оборудования в животноводстве. (ОПК-3)
28. Электрооборудование и электротехнологии в хранении и первичной переработке продукции растениеводства, традиционные и возобновляемые источники энергии, (ОПК-3)
29. Электрооборудование и электротехнологии в хранении и первичной переработке продукции животноводства, традиционные и возобновляемые источники энергии, (ОПК-3)
30. средства автоматики в мобильных сельскохозяйственных машинах, тепличных и животноводческих комплексах, в комплексах для хранения и переработки продукции растениеводства. (ОПК-3)
31. средства автоматики в мобильных сельскохозяйственных машинах, тепличных и животноводческих комплексах, в комплексах для хранения и переработки продукции животноводства. (ОПК-3)
32. средства автоматики в мобильных сельскохозяйственных машинах, тепличных и животноводческих комплексах, в комплексах для хранения и переработки продукции растениеводства. (ОПК-3)
33. средства автоматики в мобильных сельскохозяйственных машинах, тепличных и животноводческих комплексах, в комплексах для хранения и переработки продукции растениеводства. (ОПК-3)
Перечень вопросов к самостоятельной работе
1. Тенденции развития технологий и средств механизации в растениеводстве на современном этапе
2. Тенденции развития технологий и средств механизации в животноводствена современном этапе
3. Анализ факторов влияющих на повышение эффективности сельскохозяйственного производства.
4. Производительность агрегата по использованию мощности трактора и двигателя
5. Производительность посевных машин и комплексов
6. Проблемы и пути повышения производительности агрегатов
7. Природопользование и природообустройство как отношение человека и природы
8. Техническая и экологическая безопасность в технических решениях и технологиях;
9. Анализа экологического состояние окружающей (присутственной) среды.
10. Инженерно-технические мероприятия гражданской обороны. Мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций.
11. Мероприятия по обеспечению пожарной безопасности
12. Определения и требования системы технического обслуживания машин
13. Средства технического обслуживания машин
14. Особенности эксплуатации машин в холодное время
15. Сущность диагностирования машин
16. Классификация, технические средства и технология диагностирования
17. Характеристика автопилота зерноуборочного комбайна CLAAS. Настройка движения комбайна по прямой линии.
18. Настройка лазерного сенсора на поле. Пуск автопилота зерноуборочного комбайна CLAAS в работу.
19. Тенденции развития электротехнологий и энергетического оборудования в растениеводстве.
20. Тенденции развития электротехнологий и энергетического оборудования в животноводстве.
21. Электрооборудование и электротехнологии в хранении и первичной переработке продукции растениеводства,
22. Электрооборудование и электротехнологии в хранении и первичной переработке продукции животноводства, традиционные и возобновляемые источники энергии,
23. средства автоматики в мобильных сельскохозяйственных машинах, тепличных и животноводческих комплексах, в комплексах для хранения и переработки продукции растениеводства.
24. средства автоматики в мобильных сельскохозяйственных машинах, тепличных и животноводческих комплексах, в комплексах для хранения и переработки продукции животноводства.
25. средства автоматики в мобильных сельскохозяйственных машинах, тепличных и животноводческих комплексах, в комплексах для хранения и переработки продукции растениеводства.
26. средства автоматики в мобильных сельскохозяйственных машинах, тепличных и животноводческих комплексах, в комплексах для хранения и переработки продукции растениеводства.
1. Анализ факторов влияющих на повышение эффективности сельскохозяйственного производства.
2. Производительность посевных машин и комплексов
3. Проблемы и пути повышения производительности агрегатов
4. Природопользование и природообустройство как отношение человека и природы
5. Техническая и экологическая безопасность в технических решениях и технологиях;
6. Инженерно-технические мероприятия гражданской обороны. Мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций.
7. Мероприятия по обеспечению пожарной безопасности
8. Средства технического обслуживания машин
9. Особенности эксплуатации машин в холодное время
10. Классификация, технические средства и технология диагностирования
11. Тенденции развития электротехнологий и энергетического оборудования в растениеводстве.
12. Тенденции развития электротехнологий и энергетического оборудования в животноводстве.
13. Электрооборудование и электротехнологии в хранении и первичной переработке продукции растениеводства, традиционные и возобновляемые источники энергии,
14. Электрооборудование и электротехнологии в хранении и первичной переработке продукции животноводства, традиционные и возобновляемые источники энергии,
15. средства автоматики в мобильных сельскохозяйственных машинах, тепличных и животноводческих комплексах, в комплексах для хранения и переработки продукции растениеводства.
16. средства автоматики в мобильных сельскохозяйственных машинах, тепличных и животноводческих комплексах, в комплексах для хранения и переработки продукции животноводства.
17. средства автоматики в мобильных сельскохозяйственных машинах, тепличных и животноводческих комплексах, в комплексах для хранения и переработки продукции растениеводства.
18. средства автоматики в мобильных сельскохозяйственных машинах, тепличных и животноводческих комплексах, в комплексах для хранения и переработки продукции растениеводства.
Комплект заданий для практических работ
Тема: Тенденции развития сельскохозяйственной техники
1. Проблемы развития технологий и средств механизации в растениеводстве и животноводстве
2. Необходимость повышения производительности и надежности агрегатов, снижение материалоемкости и энергоемкости конструкций,
3. Проблемы улучшения условий труда и безопасности работы, соответствия процессов, выполняемых агрегатами, природоохранным требованиям.
Тема: Инновационное развитие сельскохозяйственной техники
1. Необходимость применение компьютерных технологий в управлении сельскохозяйственной техникой, ремонте и регулировках
2. Значимость применение компьютерных технологий в использование средств глобальной навигации для повышения показателей качества и эффективности технологий
3. Направления развития электротехнологий и энергетического оборудования в растениеводстве и животноводстве
Тема: основные тенденции развития электротехнологий
1. Применение электрооборудования и электротехнологии в растениеводстве и животноводстве
2. Применение электрооборудования и электротехнологии в растениеводстве и животноводстве Эффективность применения не традиционных возобновляемых источников энергии
Тема: Перспективы применения электронного оборудования
1. Применение средств автоматики в мобильных сельскохозяйственных машинах, тепличных и животноводческих комплексах
2. Применение средств автоматики в комплексах для хранения и переработки продукции растениеводства и животноводства
Кейс задачи
Исходные данные:
– Посевной агрегат - ДТ-75М+С-11/ЗСЗ-3,6А
– Длина рабочего участка (поля) - Lу= 1300 м
– Способ движения агрегата - челночный
– Вид поворота агрегата - грушевидный
– Кинематическая длина агрегата - lк= 7,4 м.
2. Для работы агрегата на посеве зерновых культур требуется подготовить поле, для чего необходимо рассчитать ширину поворотной полосы Lp, длину рабочего хода агрегата определить коэффициент рабочего хода агрегата , наметить линию первого прохода агрегата.
Исходные данные:
- урожайность - У3= 30 ц/га
- соотношение зерна и соломы - 1:1,2
- рабочая скорость зерноуборочного комбайна - ур = 7,5 км/ч
- пропускная способность молотилки комбайна - = 8 кг/с
- уборочная площадь - Р = 1000 га
- коэффициент сменности - Кси = 1,5
- количество календарных дней - Дк= 12 дн
- время смены - /си= 7 ч
- коэффициент, учитывающий метеорологические условия - Км = 0,8
- коэффициент использования времени смены -т = 0,6.
3. Определить рациональный тип жатки и количество зерноуборочных комбайнов Дон-1500Б для уборки зерновых культур.
Исходные данные
Испытания серийных и опытных лемехов проводились на вспашке суглинистых почв трактором Т-150К с плугом ПЛН-5-35. Производительность агрегата - 1 га/ч.
В результате испытаний установлено, что средние ресурсы серийных и опытных лемехов составляют соответственно 10 и 25 га. Качество вспашки обоими лемехами одинаково хорошее.
Цена серийного лемеха - 170 р., опытного лемеха - 340 р., годовой объем вспашки - 3000 га, трудоемкость замены одного лемеха - Т = 0,2 чел.-ч, средняя часовая тарифная ставка при замене лемеха - Сч=35р./ч.
Предприятием «Сельхозтехника» разработана технология и изготовлена опытная партия лемехов, упрочненных белым износостойким чугуном. Определить эффективность применения опытных лемехов в хозяйстве.
Исходные данные
- коэффициент охвата капитальным ремонтом тракторов МТЗ-82 -0,03;
- коэффициент охвата капитальным ремонтом КП и ЗМ для текущего ремонта тракторов - 0,10;
- трудоемкость капитального ремонта КП и ЗМ - 24 чел.-ч;
- режим работы участка - односменный;
- длительность производственного цикла ремонта принять Tц = 15,4 ч
В зоне обслуживания ремонтно-технического предприятия (РТП) эксплуатируется 5 000 тракторов МТЗ-82. Предприятие осуществляет капитальный ремонт агрегатов для этих тракторов, в том числе задних мостов (ЗМ) и коробок передач (КП).
Определить численность рабочих и площадь участка для ремонта этих агрегатов.
Комплект заданий для занятий в интерактивной форме (работа в малых группах)
Работа 1
Требуется скомплектовать машинно-тракторный агрегат для дискования стерни тяжелыми боронами на глубину 0,06 – 0,08м на базе трактора NewHolland (Т-7030).
1. Рассчитать тяговые возможности трактора NewHolland в заданных условиях работы.
2. Определить удельную мощность, необходимую для работы агрегата.
3. Определить оптимальную ширину захвата агрегата и тяговое сопротивление почвообробатывающей машины
4. Рациональную скорость движения агрегата
5. Коэффициент использования тяговой мощности
6. Рассчитать производительность агрегата за один час «чистой» работы
7. Расчетный расход топлива
8. Рассчитать удельные энергозатраты
Работа 2
Требуется скомплектовать машинно- тракторный агрегат для «гладкой» вспашки почвы на глубину 0,25м полунавесным оборотным лугом Квернеланд PN – 100 по дискованной стерне на поле с уклоном 5%
1. Рассчитать тяговые возможности оборотного плуга в заданных условиях работы.
3. Определить оптимальную ширину захвата агрегата и тяговое сопротивление почвообробатывающей машины
4. Рациональную скорость движения агрегата
5. Коэффициент использования тяговой мощности
6. Рассчитать производительность агрегата за один час «чистой» работы
7. Расчетный расход топлива
8. Рассчитать удельные энергозатраты
Работа 3
Определить рациональный режим работы агрегата, состоящего из трактора ХТЗ-150К и дискового комбинированного агрегата ДАКН-3,3Н.
1. Рассчитать тяговые возможности агрегата в заданных условиях работы.
2. Определить удельную мощность, необходимую для работы агрегата.
3. Определить оптимальную ширину захвата агрегата и тяговое сопротивление почвообробатывающей машины
4. Рациональную скорость движения агрегата
5. Коэффициент использования тяговой мощности
6. Рассчитать производительность агрегата за один час «чистой» работы
7. Расчетный расход топлива
8. Рассчитать удельные энергозатраты
Перечень вопросов к самостоятельной работе
Темы рефератов
Комплект заданий для практических работ
Кейс задачи
Комплект заданий для занятий в интерактивной форме (работа в малых группах)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– правильность ответа по содержанию задания (учитывается количество и характер ошибок при ответе);
– полнота и глубина ответа (учитывается количество усвоенных фактов, понятий и т.п.);
– сознательность ответа (учитывается понимание излагаемого материала);
– логика изложения материала (учитывается умение строить целостный, последовательный рассказ, грамотно пользоваться специальной терминологией);
– использование дополнительного материала;
– рациональность использования времени, отведенного на задание (не одобряется затянутость выполнения задания, устного ответа во времени, с учетом индивидуальных особенностей обучающихся).
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- теоретический уровень знаний;
- качество ответов на вопросы;
- подкрепление материалов фактическими данными (статистические данные или др.);
- практическая ценность материала;
- способность делать выводы;
- способность отстаивать собственную точку зрения;
- способность ориентироваться в представленном материале;
- степень участия в общей дискуссии.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
(дискуссии, полемики, диспута, дебатов)
«отлично»
используется терминология; показано умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации; высказывать свою точку зрения.
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
– правильность формулировки и использования понятий и категорий;
– правильность выполнения заданий/ решения задач;
– аккуратность оформления работы и др.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
(обязательно для дисциплин, где по УП предусмотрена контрольная работа)
«отлично»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Примерные критерии оценивания:
– правильность выполнения задания на практическую/лабораторную работу в соответствии с вариантом;
– степень усвоения теоретического материала по теме практической /лабораторной работы;
– способность продемонстрировать преподавателю навыки работы в инструментальной программной среде, а также применить их к решению типовых задач, отличных от варианта задания;
– качество подготовки отчета по практической / лабораторной работе;
– правильность и полнота ответов на вопросы преподавателя при защите работы
и др.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания практических занятий (лабораторных работ):
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
В качестве критериев могут быть выбраны, например:
– соответствие срока сдачи работы установленному преподавателем;
– соответствие содержания и оформления работы предъявленным требованиям;
– способность выполнять вычисления;
– умение использовать полученные ранее знания и навыки для решения конкретных задач;
– умение отвечать на вопросы, делать выводы, пользоваться профессиональной и общей лексикой;
– обоснованность решения и соответствие методике (алгоритму) расчетов;
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
расчетно-графической работы, работы на тренажере
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Материалы тестовых заданий следует сгруппировать по темам/разделам изучаемой дисциплины (модуля) в следующем виде:
Тема (темы) / Раздел дисциплины (модуля)
Тестовые задания по данной теме (темам)/Разделу с указанием правильных ответов.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- отношение правильно выполненных заданий к общему их количеству
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
Задачи реконструктивного уровня
Задачи творческого уровня
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота знаний теоретического контролируемого материала;
– полнота знаний практического контролируемого материала, демонстрация умений и навыков решения типовых задач, выполнения типовых заданий/упражнений/казусов;
– умение самостоятельно решать проблему/задачу на основе изученных методов, приемов, технологий;
– умение ясно, четко, логично и грамотно излагать собственные размышления, делать умозаключения и выводы;
– полнота и правильность выполнения задания.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
для учета в рейтинге (оценка)
для учета в рейтинге (оценка)
Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ четко структурирован и выстроен в заданной логике. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа укладывается в заданные рамки при сохранении смысла.
Продемонстрировано умение аргументировано излагать собственную точку зрения. Видно уверенное владение освоенным материалом, изложение сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.
Высокая степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала: стилистические обороты, манера изложения, словарный запас. Отсутствуют стилистические и орфографические ошибки в тексте.
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
– степень владения понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины;
– знание фактического материала, отсутствие фактических ошибок;
– умение логически выстроить материал ответа;
– умение аргументировать предложенные подходы и решения, сделанные выводы;
– степень самостоятельности, грамотности, оригинальности в представлении материала (стилистические обороты, манера изложения, словарный запас, отсутствие или наличие грамматических ошибок);
– выполнение требований к оформлению работы.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся).
Примерная шкала оценивания письменных работ:
(рефератов, докладов, сообщений)
Продемонстрировано владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (уместность употребления, аббревиатуры, толкование и т.д.), отсутствуют ошибки в употреблении терминов.
Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ в достаточной степени структурирован и выстроен в заданной логике без нарушений общего смысла. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа незначительно превышает заданные рамки при сохранении смысла.
Продемонстрировано умение аргументированно излагать собственную точку зрения, но аргументация не всегда убедительна. Изложение лишь отчасти сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.
Достаточная степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала. Встречаются мелкие и не искажающие смысла ошибки в стилистике, стилистические штампы. Есть 1–2 орфографические ошибки.
Продемонстрировано достаточное владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины, есть ошибки в употреблении и трактовке терминов, расшифровке аббревиатур.
Ошибки в использовании категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ плохо структурирован, нарушена заданная логика. Части ответа логически разорваны, нет связок между ними. Ошибки в представлении логической структуры проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа в существенной степени (на 25–30%) отклоняется от заданных рамок.
Нет собственной точки зрения либо она слабо аргументирована. Примеры, приведенные в ответе в качестве практических иллюстраций, в малой степени соответствуют изложенным теоретическим аспектам.
Текст работы примерно наполовину представляет собой стандартные обороты и фразы из учебника/лекций. Обилие ошибок в стилистике, много стилистических штампов. Есть 3–5 орфографических ошибок.
Работа выполнена не очень аккуратно, встречаются помарки и исправления.
Продемонстрировано крайне слабое владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (неуместность употребления, неверные аббревиатуры, искаженное толкование и т.д.), присутствуют многочисленные ошибки в употреблении терминов.
Продемонстрировано крайне низкое (отрывочное) знание фактического материала, много фактических ошибок – практически все факты (данные) либо искажены, либо неверны.
Ответ представляет собой сплошной текст без структурирования, нарушена заданная логика. Части ответа не взаимосвязаны логически. Нарушена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа более чем в 2 раза меньше или превышает заданный. Показаны неверные ассоциативные взаимосвязи категорий и терминов дисциплины.
Отсутствует аргументация изложенной точки зрения, нет собственной позиции. Отсутствуют примеры из практики либо они неадекватны.
Текст ответа представляет полную кальку текста учебника/лекций. Стилистические ошибки приводят к существенному искажению смысла. Большое число орфографических ошибок в тексте (более 10 на страницу).
Работа выполнена неаккуратно, с обилием помарок и исправлений. В работе один абзац и больше позаимствован из какого-либо источника без ссылки на него.
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- соответствие решения сформулированным в кейсе вопросам (адекватность проблеме и рынку);
- оригинальность подхода (новаторство, креативность);
- применимость решения на практике;
- глубина проработки проблемы (обоснованность решения, наличие альтернативных вариантов, прогнозирование возможных проблем, комплексность решения).
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Концепция игры
Роли:
Задания (вопросы, проблемные ситуации и др.)
Ожидаемый (е) результат(ы)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
качество усвоения информации;
выступление;
содержание вопроса;
качество ответов на вопросы;
значимость дополнений, возражений, предложений;
уровень делового сотрудничества;
соблюдение правил деловой игры;
соблюдение регламента;
активность;
правильное применение профессиональной лексики.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
для учета в рейтинге (оценка)
Индивидуальные творческие задания (проекты):
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- актуальность темы;
- соответствие содержания работы выбранной тематике;
- соответствие содержания и оформления работы установленным требованиям;
- обоснованность результатов и выводов, оригинальность идеи;
- новизна полученных данных;
- личный вклад обучающихся;
- возможности практического использования полученных данных.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
п/п