учреждение высшего образования
«Бурятская государственная сельскохозяйственная академия имени В.Р. Филиппова»
Агрономический факультет
Общее земледелие
направленность (профиль) Инновационные агротехнологии
в учебном плане
является дисциплиной обязательной для изучения
Семестр 1
Зав. кафедрой Соболев В.А.
п/п
на заседании кафедры
Заведующий кафедрой
Садуев Н.Б.
(представитель работодателя)
Задачи: 1. Изучение основ цифровой грамотности, включая работу с информацией, коммуникацию и безопасность в цифровой среде.
2. Освоение базовых цифровых инструментов, применяемых в агрономии.
3. Развитие критического мышления и способности адаптироваться к изменениям в цифровой среде.
ОПК-1: Способен решать типовые задачи профессиональной деятельности на основе знаний основных законов математических и естественных наук с применением информационно-коммуникационных технологий;;
ИД ОПК-1 способность применять знания из области математики, информатики и агрономии для решения типовых задач с использованием ИКТ, выполнения задания по анализу данных, моделированию и использованию программного обеспечения.
ИД ПЦК-1 применяет цифровые технологии для управления данными, анализа показателей, автоматизации процессов и визуализации результатов, владеет навыки работы с цифровыми платформами и системами.
Принципы работы с информационными системами и цифровыми платформами.
Методы сбора, обработки и анализа данных с использованием ИКТ.
Прикладное применение цифровых технологий в агрономии.:
Выбирать подходящие технологии для решения конкретных задач в аграрной отрасли.
Эффективно использовать программы для управления данными и процессами.:
Использование специализированного программного обеспечения для агрономических расчетов.
Создание и управление базами данных.
Ведение цифрового документооборота.:
ПЦК-1: Способен применять цифровые технологии для управления процессами и данными в отрасли;
ИД ОПК-1 способность применять знания из области математики, информатики и агрономии для решения типовых задач с использованием ИКТ, выполнения задания по анализу данных, моделированию и использованию программного обеспечения.
ИД ПЦК-1 применяет цифровые технологии для управления данными, анализа показателей, автоматизации процессов и визуализации результатов, владеет навыки работы с цифровыми платформами и системами.
Принципы работы с информационными системами и цифровыми платформами.
Методы сбора, обработки и анализа данных с использованием ИКТ.
Прикладное применение цифровых технологий в агрономии.:
Выбирать подходящие технологии для решения конкретных задач в аграрной отрасли.
Эффективно использовать программы для управления данными и процессами.:
Использование специализированного программного обеспечения для агрономических расчетов.
Создание и управление базами данных.
Ведение цифрового документооборота.:
форма текущего контроля успеваемости)
работ
2. Цифровые технологии (в отрасли) и управление данными : методические рекомендации для самостоятельной работы обучающихся всех направлений / М-во сел. хоз-ва РФ, Бурятская ГСХА им. В. Р. Филиппова ; сост.: Н. Б. Садуев, О. П. Санжина. - Улан-Удэ : ФГБОУ ВО БГСХА, 2022. - 59 с. - URL: https://elib.bgsha.ru/sotru/00031. - Режим доступа: Электронная библиотека БГСХА. - Загл. с титул. экрана. - Б. ц. - Текст : электронный.
Microsoft OfficeProPlus 2016 RUS OLP NL Acdmc. Договор № ПП-61/2015 г. О поставке программных продуктов от 9 декабря 2015 года
Microsoft Windows Vista Business Russian Upgrade Academic OPEN No Level Государственный контракт № 25 от 1 апреля 2008 года
http://www.garant.ru/
- использование специализированных (адаптированных) рабочих программ дисциплин (модулей) и методов обучения и воспитания, включая наличие альтернативной версии официального сайта организации в сети «Интернет» для слабовидящих;
- использование специальных учебников, учебных пособий и других учебно-методических материалов, включая альтернативные форматы печатных материалов (крупный шрифт или аудиофайлы);
- использование специальных технических средств обучения (мультимедийное оборудование, оргтехника и иные средства) коллективного и индивидуального пользования, включая установку
мониторов с возможностью трансляции субтитров, обеспечение надлежащими звуковыми
воспроизведениями информации;
- предоставление услуг ассистента (при необходимости), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь или услуги сурдопереводчиков / тифлосурдопереводчиков;
- проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий для разъяснения отдельных вопросов изучаемой дисциплины (модуля);
- проведение процедуры оценивания результатов обучения возможно с учетом особенностей нозологий (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, в форме тестирования и т.п.) при использовании доступной формы предоставления заданий оценочных средств и ответов на задания (в печатной форме увеличенным шрифтом, в форме аудиозаписи, в форме электронного документа, задания зачитываются ассистентом, задания предоставляются с использованием сурдоперевода) с
использованием дополнительного времени для подготовки ответа;
- обеспечение беспрепятственного доступа обучающимся в учебные помещения, туалетные и другие помещения организации, а
- обеспечение сочетания онлайн и офлайн технологий, а также индивидуальных и коллективных форм работы в учебном процессе, осуществляемом с использованием дистанционных образовательных технологий;
- и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение ОПОП ВО.
В целях реализации ОПОП ВО в академии оборудована безбарьерная среда, учитывающая потребности лиц с нарушением зрения, с нарушениями слуха, с нарушениями опорно-двигательного
аппарата. Территория соответствует условиям беспрепятственного, безопасного и удобного передвижения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Вход в учебный корпус
оборудован пандусами, стекла входных дверей обозначены специальными знаками для слабовидящих, используется система Брайля. Сотрудники охраны знают порядок действий при прибытии в академию лица с ограниченными возможностями. В академии создана толерантная социокультурная среда, осуществляется необходимое сопровождение образовательного процесса,
при необходимости предоставляется волонтерская помощь обучающимся инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья.
2. Оценочные материалы является составной частью нормативно-методического обеспечения системы оценки качества освоения обучающимися указанной дисциплины (модуля).
3. При помощи оценочных материалов осуществляется контроль и управление процессом формирования обучающимися компетенций, из числа предусмотренных ФГОС ВО в качестве результатов освоения дисциплины (модуля).
4. Оценочные материалы по дисциплине (модулю) включают в себя:
- оценочные средства, применяемые при промежуточной аттестации по итогам изучения дисциплины (модуля).
- оценочные средства, применяемые в рамках индивидуализации выполнения, контроля фиксированных видов ВАРО;
- оценочные средства, применяемые для текущего контроля;
5. Разработчиками оценочных материалов по дисциплине (модулю) являются преподаватели кафедры, обеспечивающей изучение обучающимися дисциплины (модуля), в Академии. Содержательной основой для разработки оценочных материалов является Рабочая программа дисциплины (модуля).
2. Комплект заданий для лабораторных работ
3. Кейс-задания
4. Комплект заданий для самостоятельной работы обучающихся
5. Комплект тестовых заданий
Введение в цифровую культуру
2) охватывает все разделы дисциплины
Блок 1: (Знать)
(20 вопросов, 1 правильный ответ)
1. Что такое цифровая культура?
А) Совокупность навыков владения компьютером
Б) Способность использовать интернет для общения
В) Совокупность знаний, навыков и ценностей, связанных с использованием цифровых технологий
Г) Умение работать с текстовым редактором
✅ Ответ: В
2. Какой из перечисленных инструментов относится к облачным сервисам хранения данных?
А) Microsoft Word
Б) Google Диск
В) Paint
Г) Excel
✅ Ответ: Б
3. Что означает аббревиатура ИКТ?
А) Информационно-квалификационные технологии
Б) Интеллектуально-коммуникационные технологии
В) Информационно-коммуникационные технологии
Г) Интерактивно-контрольные технологии
✅ Ответ: В
4. Какой формат файла используется для таблиц?
А) .docx
Б) .xlsx
В) .pptx
Г) .pdf
✅ Ответ: Б
5. Что такое ГИС?
А) Глобальная информационная система
Б) Геоинформационная система
В) Графическая информационная сеть
Г) Генератор информации и структур
✅ Ответ: Б
6. Какие данные можно собирать с помощью дронов в агрономии?
А) Только температуру воздуха
Б) Погодные условия
В) Изображения состояния посевов
Г) Уровень зарплат фермеров
✅ Ответ: В
7. Какой из перечисленных инструментов позволяет создавать презентации?
А) Excel
Б) Word
В) PowerPoint
Г) Notepad
✅ Ответ: В
8. Что такое блокчейн?
А) Программа для создания таблиц
Б) Технология хранения данных в зашифрованном виде
В) База данных, доступная только одному пользователю
Г) Облачная система хранения документов
✅ Ответ: Б
9. Какой из этих факторов НЕ является частью цифровой культуры?
А) Использование интернета
Б) Владение смартфоном
В) Умение читать на нескольких языках
Г) Работа с электронной почтой
✅ Ответ: В
10. Что такое IoT?
А) Интернет вещей
Б) Информационная операционная техника
В) Инновационная отраслевая технология
Г) Индивидуальный опросник транспорта
11. Что означает термин "цифровой след"?
А) Посещаемость сайта
Б) Все действия пользователя в интернете, которые могут быть отслежены
В) Количество файлов в облаке
Г) Имя пользователя в соцсетях
✅ Ответ: Б
12. Какой из сервисов позволяет совместно редактировать документы?
А) Microsoft Word
Б) Google Docs
В) Paint
Г) Adobe Photoshop
✅ Ответ: Б
13. Что такое кибербезопасность?
А) Защита от вирусов на компьютере
Б) Безопасное использование интернета
В) Комплекс мер по защите информации от несанкционированного доступа
Г) Защита от спама в электронной почте
✅ Ответ: В
14. Какой из указанных форматов используется для презентаций?
А) .docx
Б) .xlsx
В) .pptx
Г) .txt
✅ Ответ: В
15. Что такое цифровизация?
А) Перевод информации в цифровой вид
Б) Создание новых профессий
В) Упрощение работы офисных программ
Г) Увеличение числа пользователей интернета
✅ Ответ: А
16. Какой из указанных факторов влияет на урожайность культур?
А) Цвет одежды агронома
Б) Цифровое освещение
В) Почвенные и климатические условия
Г) Размер монитора
✅ Ответ: В
17. Что такое автоматизация?
А) Полное исключение человека из процесса
Б) Упрощение задач с помощью технологий
В) Увеличение количества сотрудников
Г) Перевод информации в цифровой формат
✅ Ответ: Б
18. Какой из перечисленных инструментов используется для анализа данных?
А) QGIS
Б) Excel
В) PowerPoint
Г) Paint
✅ Ответ: Б
19. Что такое цифровая приватность?
А) Скрытие информации от всех
Б) Право на контроль своей личной информации
В) Отказ от использования интернета
Г) Использование паролей
✅ Ответ: Б
20. Какой из сервисов предоставляет картографическую информацию?
А) YouTube
Б) Google Maps
В) Instagram
Г) Telegram
✅ Ответ: Б
Блок 2: (Знать, Уметь)
(20 вопросов, 1 правильный ответ)
21. Как правильно оформить таблицу в Excel для анализа урожайности?
А) Без заголовков, случайный порядок
Б) С заголовками, выравниванием и цветовой градацией
В) С одним столбцом
Г) Без границ между ячейками
22. Каким способом можно защитить документ в Google Диске от изменения другими?
А) Удалить документ
Б) Установить режим "только для чтения"
В) Сменить название
Г) Сохранить как PDF
✅ Ответ: Б
23. Какой функцией в Excel рассчитывается сумма значений?
А) =SUM()
Б) =AVERAGE()
В) =MAX()
Г) =COUNT()
✅ Ответ: А
24. Как в QGIS добавить слой с данными о почве?
А) Через меню "Слой" → "Добавить слой"
Б) Нажать правой кнопкой мыши → "Удалить"
В) Нажать Ctrl + A
Г) Через меню "Файл" → "Сохранить"
✅ Ответ: А
25. Как сделать диаграмму в Excel?
А) Выделить данные → Вкладка "Вставка" → Выбрать тип диаграммы
Б) Нажать F5
В) Использовать функцию =DIAGRAM()
Г) Сохранить как PDF
✅ Ответ: А
26. Какие данные необходимы для построения прогноза урожайности?
А) Только текущая погода
Б) Исторические данные по урожайности, климат, почва
В) Личное мнение агронома
Г) Данные о стоимости удобрений
✅ Ответ: Б
27. Как поделиться презентацией в Google Slides?
А) Нажать "Печать"
Б) Использовать кнопку "Поделиться"
В) Сохранить как PDF
Г) Нажать Ctrl + S
✅ Ответ: Б
28. Как проверить, есть ли ошибки в формуле Excel?
А) По изменению цвета текста
Б) С помощью вкладки "Формулы" → "Проверить формулы"
В) Через пункт меню "Файл"
Г) Нажать Esc
✅ Ответ: Б
29. Как сохранить результат работы в QGIS?
А) Файл → Экспорт → Сохранить как PDF или изображение
Б) Нажать Ctrl + C
В) Нажать Esc
Г) Сохранить как Excel-файл
✅ Ответ: А
30. Как создать анкету в Google Формах?
А) Перейти на forms.google.com → Новая форма
Б) Нажать "Печать"
В) Открыть Excel
Г) Использовать PowerPoint
✅ Ответ: А
31. Как сделать переход между слайдами в PowerPoint?
А) Вкладка "Анимация" → Выбрать переход
Б) Нажать Delete
В) Сохранить как PDF
Г) Нажать Ctrl + V
✅ Ответ: А
32. Как найти данные для ГИС-анализа?
А) На сайте Росреестра или OpenStreetMap
Б) В любом учебнике
В) В социальных сетях
Г) На официальном сайте университета
✅ Ответ: А
33. Как создать график зависимости урожайности от площади поля?
Б) Написать формулу =GRAPH()
В) Нажать Ctrl + Z
Г) Сохранить как Word-документ
✅ Ответ: А
34. Как защитить данные при работе в облаке?
А) Не использовать интернет
Б) Установить двухфакторную аутентификацию
В) Менять имя пользователя
Г) Хранить все данные в одном файле
✅ Ответ: Б
35. Как проверить, какие данные были собраны через Google Формы?
А) Открыть соответствующую таблицу в Sheets
Б) Нажать Ctrl + P
В) Сохранить как PDF
Г) Отправить ссылку преподавателю
✅ Ответ: А
36. Как создать сводную таблицу в Excel?
А) Вкладка "Вставка" → "Сводная таблица"
Б) Нажать Ctrl + T
В) Нажать Ctrl + C
Г) Нажать F1
✅ Ответ: А
37. Как обозначить разные участки на карте в QGIS?
А) Назначить цвета в настройках слоя
Б) Нарисовать вручную
В) Сохранить как PDF
Г) Нажать Ctrl + X
✅ Ответ: А
38. Как оформить выводы в презентации?
А) Один слайд с основными пунктами
Б) Несколько слайдов без структуры
В) Скрыть информацию
Г) Оставить пустым
✅ Ответ: А
39. Как сохранить документ в Google Docs?
А) Автоматически, при редактировании
Б) Нажать Ctrl + S
В) Нажать Ctrl + P
Г) Нажать Ctrl + C
✅ Ответ: А
40. Как использовать фильтры в Excel?
А) Данные → Включить фильтр
Б) Нажать Ctrl + F
В) Нажать Ctrl + G
Г) Нажать Ctrl + H
✅ Ответ: А
Блок 3: (Знать, Уметь, Владеть)
(10 ситуационных вопросов, по 1 правильному варианту)
41. Ситуация:
Для анализа урожайности необходимо объединить данные с нескольких источников.
Ваше действие:
А) Игнорировать некоторые данные
Б) Использовать Excel для объединения и анализа
В) Распечатать данные и сравнить визуально
Г) Сообщить, что это невозможно
✅ Ответ: Б
42. Ситуация:
Данные в таблице Excel содержат ошибки.
Ваше действие:
А) Оставить как есть
Б) Проверить с помощью встроенного инструмента проверки формул
В) Удалить таблицу
Г) Сообщить об этом преподавателю без действий
✅ Ответ: Б
43. Ситуация:
Нужно показать распределение культур на поле.
Ваше действие:
Б) Построить карту в QGIS
В) Создать таблицу
Г) Отправить фото телефона
✅ Ответ: Б
44. Ситуация:
Необходимо провести голосование среди студентов по выбору темы проекта.
Ваше действие:
А) Организовать голосование в бумажном виде
Б) Создать Google-форму
В) Использовать WhatsApp
Г) Сообщить преподавателю устно
✅ Ответ: Б
45. Ситуация:
Фермер хочет понять, какой участок поля требует больше внимания.
Ваше действие:
А) Предложить ему визуальный осмотр
Б) Проанализировать данные с дронов в ГИС
В) Посоветовать обратиться к соседу
Г) Игнорировать проблему
✅ Ответ: Б
46. Ситуация:
Преподаватель попросил представить анализ урожайности за год.
Ваше действие:
А) Подготовить презентацию с таблицами и графиками
Б) Отправить таблицу Excel
В) Написать текстовое сообщение
Г) Сказать устно
✅ Ответ: А
47. Ситуация:
Вы заметили, что данные в таблице не соответствуют реальным значениям.
Ваше действие:
А) Проигнорировать
Б) Проверить источник данных и исправить ошибки
В) Удалить строку
Г) Сообщить, что это не ваша работа
✅ Ответ: Б
48. Ситуация:
Нужно показать, как менялась урожайность по месяцам.
Ваше действие:
А) Создать линейный график в Excel
Б) Написать текст
В) Сделать таблицу без графиков
Г) Использовать Word
✅ Ответ: А
49. Ситуация:
Проект должен быть представлен несколькими людьми удаленно.
Ваше действие:
А) Отказаться от проекта
Б) Использовать Google Docs и Google Slides для совместной работы
В) Выполнить всё самостоятельно
Г) Сообщить, что это невозможно
✅ Ответ: Б
50. Ситуация:
Данные о состоянии посевов утеряны.
Ваше действие:
А) Сказать, что их не было
Б) Проверить облачное хранилище
В) Удалить аккаунт
Г) Игнорировать ситуацию
✅ Ответ: Б
1. Что такое цифровая культура?
2. Какие основные компоненты входят в понятие цифровой грамотности?
3. В чем отличие цифровой культуры от компьютерной грамотности?
5. Каковы основные этапы развития цифровых технологий?
6. Что означает аббревиатура ИКТ и каково её значение в профессиональной деятельности?
7. Перечислите основные виды ИКТ, используемых в агрономии.
8. Какие офисные приложения чаще всего используются в профессиональной деятельности и почему?
9. В чём заключаются преимущества облачных технологий для работы с данными?
10. Что такое кибербезопасность и почему она важна при работе с профессиональными данными?
11. Какие современные технологии применяются в сельском хозяйстве?
12. Что такое IoT и как он используется в агрономии?
13. Расскажите о применении дронов в мониторинге состояния посевов.
14. Что такое ГИС и как она используется в управлении землепользованием?
15. Какие данные собираются с помощью спутниковых систем и как они обрабатываются?
16. Как автоматизация влияет на эффективность управления аграрными процессами?
17. Что такое блокчейн и как он может быть применим в цепочках поставок сельхозпродукции?
18. Какие инструменты визуализации данных вы знаете и зачем они нужны?
19. В чём заключается концепция «умного сельского хозяйства»?
20. Как цифровые платформы помогают в управлении данными в агробизнесе?
21. Какие этические проблемы возникают при использовании цифровых технологий?
22. Что такое цифровая приватность и как ее обеспечить?
23. Как защитить свои данные от несанкционированного доступа?
24. Что такое цифровая следовая активность и почему важно о ней помнить?
25. Какие последствия могут быть у киберугроз в сельскохозяйственном секторе?
26. Как цифровые технологии помогают в планировании севооборотов?
27. Какие программные средства используются для анализа почвенных проб?
28. Как цифровые системы помогают в прогнозировании погодных условий и климатических изменений?
29. Какие инструменты используются для учета и анализа показателей урожайности?
30. Какие перспективы развития цифровых технологий в агрономии вы можете назвать?
31. Какие инструменты позволяют организовать удаленную работу над проектом?
32. Какие облачные сервисы подходят для хранения и совместного редактирования документов?
33. Как организовать контроль выполнения задач в команде?
34. Как согласовывать решения между удаленными участниками проекта?
35. Какие меры безопасности нужно соблюдать при передаче данных в проектной деятельности?
36. Как создать таблицу в Excel и рассчитать показатель валового сбора?
37. Как построить график зависимости урожайности от площади участка?
38. Как использовать Google Формы для сбора данных?
39. Как создать презентацию в PowerPoint или Google Slides?
40. Как сохранить результаты работы в QGIS и оформить карту?
41. Как самостоятельно освоить новые цифровые навыки?
42. Какие онлайн-платформы можно использовать для самообучения?
43. Как отслеживать уровень своей цифровой грамотности?
44. Как развивать навыки работы с ИКТ вне учебного процесса?
45. Какие ресурсы наиболее полезны для изучения цифровых технологий?
46. Как вы оцениваете свой уровень цифровой грамотности до и после курса?
47. Какие навыки вы приобрели в ходе изучения дисциплины?
48. Какие трудности вы испытывали при работе с цифровыми инструментами?
49. Как вы планируете применять полученные знания в будущей профессиональной деятельности?
50. Какие рекомендации вы бы дали преподавателю для улучшения курса?
Комплект контрольных вопросов для проведения устных опросов
1. Что такое цифровая культура?
2. Какие ключевые черты характеризуют цифровое поколение?
3. Чем отличается цифровая грамотность от компьютерной грамотности?
4. Какие социальные эффекты связаны с развитием цифровой культуры?
5. Какие риски возникают при использовании цифровых технологий в профессиональной сфере?
6. Перечислите основные виды ИКТ, используемых в профессиональной деятельности.
7. В чем заключаются преимущества использования облачных технологий?
8. Какие офисные приложения наиболее популярны и какова их функциональная роль?
9. Что такое кибербезопасность и почему она важна при работе с данными?
10. Какие меры защиты информации вы знаете?
11. Какие современные технологии используются в сельском хозяйстве?
12. Что такое IoT и как он применяется в агрономии?
13. Расскажите о применении дронов в мониторинге состояния посевов.
14. Что такое ГИС и как она используется в управлении землепользованием?
15. Какие данные собираются с помощью спутниковых систем и как они обрабатываются?
16. Как автоматизация влияет на эффективность управления аграрными процессами?
17. Что такое блокчейн и как он может быть применим в цепочках поставок сельхозпродукции?
18. Какие инструменты визуализации данных вы знаете и зачем они нужны?
19. В чем заключается концепция «умного сельского хозяйства»?
21. Какие этические проблемы возникают при использовании цифровых технологий?
22. Что такое цифровая приватность и как ее обеспечить?
23. Как защитить свои данные от несанкционированного доступа?
24. Что такое цифровая следовая активность и почему важно о ней помнить?
25. Какие последствия могут быть у киберугроз в сельскохозяйственном секторе?
26. Как цифровые технологии помогают в планировании севооборотов?
27. Какие программные средства используются для анализа почвенных проб?
28. Как цифровые системы помогают в прогнозировании погодных условий и климатических изменений?
29. Какие инструменты используются для учета и анализа показателей урожайности?
30. Какие перспективы развития цифровых технологий в агрономии вы можете назвать?
Комплект заданий для лабораторных работ по дисциплине «Введение в цифровую культуру»
Лабораторная работа №1: Работа с текстовым редактором и таблицами (MS Word / Google Docs)
Цель работы:
Научиться оформлять профессиональные документы, использовать таблицы для анализа данных.
Используемые ресурсы:
• Microsoft Word или Google Документы
• Примеры данных по урожайности культур (предоставляет преподаватель)
Шаги выполнения:
1. Открыть текстовый редактор (Word / Google Docs).
2. Создать новый документ под названием "Анализ_урожайности".
3. Вставить заголовок, подзаголовки: "Введение", "Данные за 2022–2024 гг.", "Анализ", "Выводы".
4. Под заголовком "Данные" создать таблицу из 5 строк и 4 столбцов:
• Столбцы: культура, 2022, 2023, 2024
• Заполнить данными о средней урожайности (например: пшеница – 50 ц/га, ячмень – 45 ц/га и т.д.)
5. Оформить таблицу: выравнивание, границы, шрифт.
6. В разделе "Анализ" написать выводы по изменению урожайности.
7. Сохранить документ и отправить на проверку.
Лабораторная работа №2: Анализ данных в электронной таблице (Excel / Google Таблицы)
Цель работы:
Освоить базовые функции Excel/Google Таблиц для обработки агрономических данных.
Используемые ресурсы:
• Microsoft Excel или Google Таблицы
• Данные о площадях посевов и урожайности (преподаватель)
Шаги выполнения:
1. Открыть Excel / Google Таблицы.
2. Создать новую таблицу под названием "Урожайность_2024".
3. Создать таблицу с колонками: культура, площадь (га), урожайность (ц/га), валовой сбор (ц)
4. Заполнить данные по 5 культурам (можно использовать примерные значения).
5. Используя формулы, рассчитать валовой сбор: =Площадь * Урожайность.
6. Построить круговую диаграмму по доле культур в общем валовом сборе.
7. Сохранить файл и предоставить преподавателю.
Лабораторная работа №3: Работа с облачными сервисами хранения и совместного редактирования (Google Drive / Яндекс.Диск)
Цель работы:
Научиться использовать облачные сервисы для хранения и совместной работы над проектами.
Используемые ресурсы:
• Google Drive / Яндекс.Диск
• Документы из предыдущих лабораторных работ
Шаги выполнения:
1. Зарегистрироваться или войти в аккаунт (Google / Яндекс).
2. Загрузить ранее созданные документы (Word и Excel) в облачное хранилище.
3. Создать папку "Цифровая культура – [Фамилия]".
4. Поделиться этой папкой с преподавателем (указать email или получить ссылку).
5. Проверить возможность одновременного редактирования файла несколькими пользователями.
6. Зафиксировать изменения и сделать скриншот.
7. Предоставить отчет о проделанной работе.
Лабораторная работа №4: Работа с ГИС (QGIS / ArcGIS Online)
Цель работы:
Ознакомиться с основами работы с геоинформационными системами и их применением в агрономии.
Используемые ресурсы:
• QGIS (https://qgis.org/ )
• База данных с координатами участков и показателями урожайности (преподаватель)
Шаги выполнения:
1. Установить и запустить программу QGIS.
2. Загрузить слой с картой региона (OpenStreetMap или аналог).
3. Импортировать CSV-файл с данными: координаты X, Y, урожайность.
5. Сохранить результат как PDF и добавить описание к карте.
6. Подписать оси, легенду, название.
7. Отправить готовый файл преподавателю.
Лабораторная работа №5: Визуализация данных и презентация (PowerPoint / Google Slides)
Цель работы:
Научиться визуализировать информацию и представлять результаты исследования в виде презентации.
Используемые ресурсы:
• PowerPoint / Google Slides
• Данные из лабораторной работы №2
Шаги выполнения:
1. Открыть PowerPoint / Google Slides.
2. Создать новую презентацию под названием "Анализ урожайности 2024".
3. Слайд 1: Титульный — тема, ФИО, группа.
4. Слайд 2: Краткое описание целей анализа.
5. Слайд 3: Таблица с данными по урожайности.
6. Слайд 4: График или диаграмма из Excel (скопировать).
7. Слайд 5: Выводы по анализу.
8. Добавить переходы между слайдами, оформление.
9. Сохранить и представить презентацию на занятии.
Лабораторная работа №6: Разработка простого проекта автоматизации процесса (на примере Google Forms + Sheets)
Цель работы:
Освоить принципы автоматизации сбора данных и их обработки.
Используемые ресурсы:
• Google Формы
• Google Таблицы
Шаги выполнения:
1. Перейти на сайт Google Формы.
2. Создать анкету "Оценка состояния посевов":
• Вопросы: культура, состояние (хорошее/среднее/плохое), замечания.
3. Настроить связь формы с Google Таблицей.
4. Протестировать форму, заполнив несколько записей.
5. Проверить, как данные попадают в таблицу.
6. Сделать сводную таблицу по частоте состояния посевов.
7. Сделать выводы и предоставить ссылку на форму и таблицу.
Кейс-задания
Кейс 1. Внедрение цифровой системы мониторинга состояния посевов
Ситуация:
Фермерское хозяйство столкнулось с проблемой своевременного выявления заболеваний культур на полях. Ранее использовался только визуальный осмотр, что приводило к задержкам и снижению урожайности. Руководство рассматривает возможность внедрения цифровой системы мониторинга состояния посевов.
Задачи:
1. Определите, какие цифровые технологии могут быть использованы для решения данной проблемы (например, дроны, спутниковые данные, IoT).
2. Составьте сравнительную таблицу преимуществ и недостатков каждой технологии.
3. Предложите конкретное решение для внедрения в хозяйство, обосновав выбор.
4. Разработайте этапы внедрения выбранной технологии.
5. Укажите, какие компетенции потребуются персоналу для работы с новой системой.
Кейс 2. Анализ урожайности с помощью ГИС
Ситуация:
Агроном получил данные о показателях урожайности разных участков поля за последние три года. Он хочет понять, есть ли связь между почвенными характеристиками и уровнем урожая. Для этого необходимо провести геопространственный анализ.
Задачи:
1. Какие данные необходимы для проведения полноценного анализа?
2. Какую программу (ГИС) можно использовать для отображения данных? Обоснуйте свой выбор.
3. Покажите, каким образом можно объединить информацию о почве, климате и урожайности на одной карте.
4. Создайте модель или схему, которая поможет прогнозировать урожайность на следующий год.
5. Какие рекомендации вы дадите агроному на основе проведённого анализа?
Кейс 3. Совместная работа над проектом в условиях удаленной деятельности
Ситуация:
Студенты-агрономы получили задание подготовить совместный проект по оптимизации севооборотов на учебно-опытном поле университета. Однако часть команды находится в другом городе, и все коммуникации должны проходить онлайн.
Задачи:
1. Какие инструменты цифровой культуры позволят эффективно организовать работу команды?
2. Составьте план совместной работы с указанием этапов, сроков и ответственных лиц.
4. Продумайте механизм согласования решений и контроля выполнения задач.
5. Как обеспечить безопасность передаваемых данных?
Кейс 4. Автоматизация учета внесения удобрений
Ситуация:
Хозяйство планирует автоматизировать процесс учета внесения удобрений для повышения точности и снижения затрат. На данный момент вся информация фиксируется вручную, что ведет к ошибкам и лишним расходам.
Задачи:
1. Какие цифровые инструменты могут быть использованы для автоматизации учета?
2. Какие данные необходимо собирать при внесении удобрений?
3. Разработайте структуру электронной таблицы или формы для сбора данных.
4. Какие выгоды получит хозяйство после внедрения автоматизации?
5. Какие риски могут возникнуть при внедрении новых технологий?
Кейс 5. Цифровая этика и безопасность в сельском хозяйстве
Ситуация:
При использовании дронов для мониторинга посевов произошла утечка данных — изображения с участка оказались в общем доступе. Это может повлечь за собой юридические последствия и утечку конфиденциальной информации.
Задачи:
1. Какие меры безопасности были нарушены?
2. Как предотвратить подобные ситуации в будущем?
3. Что такое цифровая приватность и почему она важна в сельском хозяйстве?
4. Какие законы регулируют использование данных в сельскохозяйственной сфере?
5. Сформулируйте правила безопасного использования цифровых технологий в агрономической практике.
Кейс 6. Использование блокчейна для управления цепочками поставок
Ситуация:
Молодое фермерское хозяйство хочет повысить доверие потребителей к своей продукции, используя технологии блокчейн для прозрачности цепочек поставок. Но они не знают, с чего начать.
Задачи:
1. Что такое блокчейн и как он может быть применим в сельском хозяйстве?
2. Какие преимущества дает использование блокчейна для цепочек поставок?
3. Какие данные можно записывать в блокчейн для повышения прозрачности?
4. Подготовьте презентацию, объясняющую принцип работы блокчейна для фермера.
5. Какие технические и организационные шаги необходимо предпринять для внедрения
Комплект заданий для самостоятельной работы
1. Тема: Цифровая грамотность и культура
Задание:
Подготовьте реферат на тему:
«Роль цифровой культуры в современном обществе и профессиональной деятельности агронома»
Объем: 5–7 страниц (шрифт Times New Roman, 14 pt, интервал 1.5)
Срок выполнения: 1 неделя
Требования:
• Включить определение понятия "цифровая культура"
• Привести примеры влияния цифровых технологий на сельское хозяйство
• Указать преимущества и риски цифровизации в агрономии
• Использовать не менее 3 источников (научные статьи, учебники, интернет-ресурсы)
2. Тема: Информационно-коммуникационные технологии
Задание:
Создайте таблицу сравнения программного обеспечения для обработки данных в агрономии.
Форма выполнения: Таблица в Excel или Google Таблицах
Содержание:
Название ПО Функционал Преимущества Недостатки Область применения
Дополнительно:
Напишите краткое заключение (150–200 слов), в котором вы рекомендуете одно из ПО для использования в учебной или практической деятельности, обосновав свой выбор.
3. Тема: Цифровые технологии в агрономии
Задание:
Проведите анализ применения дронов в сельском хозяйстве.
Форма выполнения: Презентация (PowerPoint / Google Slides)
Содержание:
• Определение и виды дронов
• Сферы применения в агрономии
• Преимущества и ограничения
• Примеры использования в России и за рубежом
• Личное мнение о перспективах развития
Требования:
• 8–10 слайдов
• Использование графиков, фото, схем
4. Тема: ГИС-технологии
Задание:
Выполните визуализацию землепользования на основе открытых данных.
Форма выполнения: Карта в QGIS или ArcGIS Online
Этапы работы:
1. Найти данные о границах полей и их использовании (например, на сайте Росреестра).
2. Загрузить данные в QGIS.
3. Создать тематическую карту с разными цветами для каждой культуры.
4. Подписать элементы карты: легенда, масштаб, заголовок.
5. Сохранить результат в формате PDF и приложить краткое описание (200 слов).
5. Тема: Управление данными и процессами
Задание:
Разработайте сценарий автоматизации одного из этапов агрономической деятельности.
Форма выполнения: Текстовое описание + блок-схема
Примеры этапов:
• Полив
• Внесение удобрений
• Сбор урожая
• Мониторинг состояния почвы
Содержание:
• Краткое описание текущего процесса
• Предлагаемое решение с использованием цифровых технологий
• Этапы внедрения
• Блок-схема процесса (можно вручную или с помощью инструментов, например, Draw.io)
6. Тема: Кибербезопасность и этика
Задание:
Подготовьте мини-исследование на тему:
«Этические и правовые аспекты использования цифровых технологий в сельском хозяйстве»
Объем: 3–5 страниц текста
Срок выполнения: 1 неделя
Содержание:
• Понятие цифровой этики
• Виды угроз в сфере цифровизации сельского хозяйства
• Защита персональных и производственных данных
• Регулирующие законы и нормы
• Примеры ситуаций и рекомендации по предотвращению рисков
7. Тема: Проектная деятельность
Задание:
Разработайте проект внедрения цифровой технологии на учебно-опытном поле или в воображаемом фермерском хозяйстве.
Форма выполнения: Портфолио (документ Word + презентация)
Содержание:
• Описание текущей ситуации
• Цель проекта
• Выбор технологии и обоснование
• Этапы реализации
• Ожидаемые результаты
• Возможные проблемы и пути их решения
Требования:
• Документ Word – 5–7 страниц
• Презентация – 8–10 слайдов
• Иллюстрации, таблицы, графики приветствуются
8. Тема: Самообучение и развитие
Задание:
Пройдите онлайн-курс по цифровым технологиям (по выбору студента) и подготовьте отчет.
Примеры платформ:
• Coursera
• Stepik
• GeekBrains
• Яндекс.Практикум
Отчет должен содержать:
• Название курса и автора
• Краткое описание программы
• Полученные знания и навыки
• Какие компетенции были развиты
• Рекомендации по применению в профессии
Форма отчета: текстовой документ (Word / PDF), скриншот сертификата (при наличии)
2. Эволюция цифровых технологий: от первых компьютеров до современных инноваций.
3. Информационная безопасность в цифровую эпоху: угрозы и методы защиты.
4. Облачные технологии в образовании и бизнесе: преимущества и недостатки.
5. Цифровой документооборот: принципы организации и практическое применение. 6
6. Влияние цифровизации на изменение профессий в XXI веке.
7. Этика использования цифровых технологий: проблемы и решения.
8. Социальные сети как инструмент профессионального взаимодействия.
9. Применение геоинформационных систем (ГИС) в управлении агропроизводством.
10. Цифровое моделирование в агрономии: возможности и ограничения.
11. Автоматизация сельскохозяйственной техники: роль автопилотов и навигационных систем.
12. Дроны в сельском хозяйстве: анализ эффективности применения.
13. Умные системы полива: принцип работы и влияние на экологию.
14. Цифровые технологии для мониторинга состояния почвы и растений.
15. Беспилотные технологии в агробизнесе: перспективы развития.
16. Использование искусственного интеллекта для прогнозирования урожайности.
17. Цифровизация в животноводстве: современные тенденции и практики.
18. Системы управления данными в сельском хозяйстве: примеры внедрения.
Оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему полное знание учебно-программного материала, успешное выполнение заданий, предусмотренных программой в типовой ситуации (с ограничением времени), усвоение материалов основной литературы, рекомендованной в программе, способность к самостоятельному пополнению и обновлению знаний в ходе дальнейшей работы над литературой и в профессиональной деятельности. При ответе на вопросы экзаменационного билета студентом допущены несущественные ошибки. Задача решена правильно или ее решение содержало несущественную ошибку, исправленную при наводящем вопросе экзаменатора.
Оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему знание основного учебно-программного материала в объеме, достаточном для дальнейшей учебы и предстоящей работы по специальности, знакомство с основной литературой, рекомендованной программой, умение выполнять задания, предусмотренные программой. При ответе на экзаменационные вопросы и при выполнении экзаменационных заданий обучающийся допускает погрешности, но обладает необходимыми знаниями для устранения ошибок под руководством преподавателя. Решение задачи содержит ошибку, исправленную при наводящем вопросе экзаменатора.
Оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий, слабые побуждения к самостоятельной работе над рекомендованной основной литературой. Оценка «неудовлетворительно» ставится обучающимся, которые не могут продолжить обучение или приступить к профессиональной деятельности по окончании академии без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине.
зачет /оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему полное знание учебно-программного материала, успешное выполнение заданий, предусмотренных программой в типовой ситуации (с ограничением времени), усвоение материалов основной литературы, рекомендованной в программе, способность к самостоятельному пополнению и обновлению знаний в ходе дальнейшей работы над литературой и в профессиональной деятельности.
зачет /оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему знание основного учебно-программного материала в объеме, достаточном для дальнейшей учебы и предстоящей работы по специальности, знакомство с основной литературой, рекомендованной программой, умение выполнять задания, предусмотренные программой.
незачет /оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий, слабые побуждения к самостоятельной работе над рекомендованной основной литературой.
оценка «хорошо» (71-85 баллов) - основанием для снижения оценки может служить нечеткое представление сущности и результатов исследований на защите, или затруднения при ответах на вопросы, или недостаточный уровень качества оформления текстовой части и иллюстративных материалов, или отсутствие последних;
оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) - дополнительное снижение оценки может быть вызвано выполнением работы не в полном объеме, или неспособностью студента правильно интерпретировать полученные результаты, или неверными ответами на вопросы по существу проделанной работы;
оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) - выставление этой оценки осуществляется при несамостоятельном выполнении работы, или при неспособности студента пояснить ее основные положения, или в случае фальсификации результатов, или установленного плагиата.
зачет /оценка «отлично» (86-100 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, грамотно, характеризуется логичным, последовательным изложением материала с соответствующими выводами и /или обоснованными расчетами, предложениями; не содержит ошибок;
- проведено научное исследование в соответствие с полученным заданием;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует продвинутый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
зачет /оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, грамотно, характеризуется логичным, последовательным изложением материала, допущены небольшие неточности при формировании выводов/расчетов, предложений; содержит незначительные ошибки/опечатки в текстовой части отчета;
- проведено научное исследование в соответствие с полученным заданием;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует базовый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
зачет /оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, материал изложен последовательно, допущены неточности при формировании выводов/расчетов, предложений; содержит ошибки/опечатки в текстовой части отчета;
- присутствуют элементы научного исследования, творческий подход к решению поставленных задач проявляется незначительно;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует пороговый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
незачет /оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен не в соответствии с заданием, материалы не подтверждены соответствующими выводами и/или обоснованными расчетами, предложениями; текстовая часть отчета содержит многочисленные ошибки;
- творческий подход к решению поставленных задач не проявляется; отсутствуют элементы научного исследования;
- отчет выполнен с использованием современных пакетов компьютерных программ, информационных технологий и информационных ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета показывает не сформированность компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет имеет отрицательную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота и глубина ответа (учитывается количество усвоенных фактов, понятий и т.п.);
– сознательность ответа (учитывается понимание излагаемого материала);
– логика изложения материала (учитывается умение строить целостный, последовательный рассказ, грамотно пользоваться специальной терминологией);
– использование дополнительного материала;
– рациональность использования времени, отведенного на задание (не одобряется затянутость выполнения задания, устного ответа во времени, с учетом индивидуальных особенностей обучающихся).
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- теоретический уровень знаний;
- качество ответов на вопросы;
- подкрепление материалов фактическими данными (статистические данные или др.);
- практическая ценность материала;
- способность делать выводы;
- способность отстаивать собственную точку зрения;
- способность ориентироваться в представленном материале;
- степень участия в общей дискуссии.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
(дискуссии, полемики, диспута, дебатов)
«отлично»
используется терминология; показано умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации; высказывать свою точку зрения.
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
– правильность формулировки и использования понятий и категорий;
– правильность выполнения заданий/ решения задач;
– аккуратность оформления работы и др.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
(обязательно для дисциплин, где по УП предусмотрена контрольная работа)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Примерные критерии оценивания:
– правильность выполнения задания на практическую/лабораторную работу в соответствии с вариантом;
– степень усвоения теоретического материала по теме практической /лабораторной работы;
– способность продемонстрировать преподавателю навыки работы в инструментальной программной среде, а также применить их к решению типовых задач, отличных от варианта задания;
– качество подготовки отчета по практической / лабораторной работе;
– правильность и полнота ответов на вопросы преподавателя при защите работы
и др.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания практических занятий (лабораторных работ):
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
В качестве критериев могут быть выбраны, например:
– соответствие срока сдачи работы установленному преподавателем;
– соответствие содержания и оформления работы предъявленным требованиям;
– способность выполнять вычисления;
– умение использовать полученные ранее знания и навыки для решения конкретных задач;
– умение отвечать на вопросы, делать выводы, пользоваться профессиональной и общей лексикой;
– обоснованность решения и соответствие методике (алгоритму) расчетов;
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
расчетно-графической работы, работы на тренажере
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Материалы тестовых заданий следует сгруппировать по темам/разделам изучаемой дисциплины (модуля) в следующем виде:
Тема (темы) / Раздел дисциплины (модуля)
Тестовые задания по данной теме (темам)/Разделу с указанием правильных ответов.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- отношение правильно выполненных заданий к общему их количеству
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
для учета в рейтинге (оценка)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Задачи реконструктивного уровня
Задачи творческого уровня
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота знаний теоретического контролируемого материала;
– полнота знаний практического контролируемого материала, демонстрация умений и навыков решения типовых задач, выполнения типовых заданий/упражнений/казусов;
– умение самостоятельно решать проблему/задачу на основе изученных методов, приемов, технологий;
– умение ясно, четко, логично и грамотно излагать собственные размышления, делать умозаключения и выводы;
– полнота и правильность выполнения задания.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
– степень владения понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины;
– знание фактического материала, отсутствие фактических ошибок;
– умение логически выстроить материал ответа;
– умение аргументировать предложенные подходы и решения, сделанные выводы;
– степень самостоятельности, грамотности, оригинальности в представлении материала (стилистические обороты, манера изложения, словарный запас, отсутствие или наличие грамматических ошибок);
– выполнение требований к оформлению работы.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся).
(рефератов, докладов, сообщений)
для учета в рейтинге (оценка)
Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ четко структурирован и выстроен в заданной логике. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа укладывается в заданные рамки при сохранении смысла.
Продемонстрировано умение аргументировано излагать собственную точку зрения. Видно уверенное владение освоенным материалом, изложение сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.
Высокая степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала: стилистические обороты, манера изложения, словарный запас. Отсутствуют стилистические и орфографические ошибки в тексте.
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
Продемонстрировано владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (уместность употребления, аббревиатуры, толкование и т.д.), отсутствуют ошибки в употреблении терминов.
Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ в достаточной степени структурирован и выстроен в заданной логике без нарушений общего смысла. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа незначительно превышает заданные рамки при сохранении смысла.
Продемонстрировано умение аргументированно излагать собственную точку зрения, но аргументация не всегда убедительна. Изложение лишь отчасти сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.
Достаточная степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала. Встречаются мелкие и не искажающие смысла ошибки в стилистике, стилистические штампы. Есть 1–2 орфографические ошибки.
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
Продемонстрировано достаточное владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины, есть ошибки в употреблении и трактовке терминов, расшифровке аббревиатур.
Ошибки в использовании категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ плохо структурирован, нарушена заданная логика. Части ответа логически разорваны, нет связок между ними. Ошибки в представлении логической структуры проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа в существенной степени (на 25–30%) отклоняется от заданных рамок.
Нет собственной точки зрения либо она слабо аргументирована. Примеры, приведенные в ответе в качестве практических иллюстраций, в малой степени соответствуют изложенным теоретическим аспектам.
Текст работы примерно наполовину представляет собой стандартные обороты и фразы из учебника/лекций. Обилие ошибок в стилистике, много стилистических штампов. Есть 3–5 орфографических ошибок.
Работа выполнена не очень аккуратно, встречаются помарки и исправления.
Продемонстрировано крайне слабое владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (неуместность употребления, неверные аббревиатуры, искаженное толкование и т.д.), присутствуют многочисленные ошибки в употреблении терминов.
Продемонстрировано крайне низкое (отрывочное) знание фактического материала, много фактических ошибок – практически все факты (данные) либо искажены, либо неверны.
Ответ представляет собой сплошной текст без структурирования, нарушена заданная логика. Части ответа не взаимосвязаны логически. Нарушена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа более чем в 2 раза меньше или превышает заданный. Показаны неверные ассоциативные взаимосвязи категорий и терминов дисциплины.
Отсутствует аргументация изложенной точки зрения, нет собственной позиции. Отсутствуют примеры из практики либо они неадекватны.
Текст ответа представляет полную кальку текста учебника/лекций. Стилистические ошибки приводят к существенному искажению смысла. Большое число орфографических
Работа выполнена неаккуратно, с обилием помарок и исправлений. В работе один абзац и больше позаимствован из какого-либо источника без ссылки на него.
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- соответствие решения сформулированным в кейсе вопросам (адекватность проблеме и рынку);
- оригинальность подхода (новаторство, креативность);
- применимость решения на практике;
- глубина проработки проблемы (обоснованность решения, наличие альтернативных вариантов, прогнозирование возможных проблем, комплексность решения).
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Концепция игры
Роли:
Задания (вопросы, проблемные ситуации и др.)
Ожидаемый (е) результат(ы)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
качество усвоения информации;
выступление;
содержание вопроса;
качество ответов на вопросы;
значимость дополнений, возражений, предложений;
уровень делового сотрудничества;
соблюдение правил деловой игры;
соблюдение регламента;
активность;
правильное применение профессиональной лексики.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
для учета в рейтинге (оценка)
Индивидуальные творческие задания (проекты):
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- актуальность темы;
- соответствие содержания работы выбранной тематике;
- соответствие содержания и оформления работы установленным требованиям;
- обоснованность результатов и выводов, оригинальность идеи;
- новизна полученных данных;
- личный вклад обучающихся;
- возможности практического использования полученных данных.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
п/п