учреждение высшего образования
«Бурятская государственная сельскохозяйственная академия имени В.Р. Филиппова»
Агрономический факультет
Общее земледелие
направленность (профиль) Инновационные агротехнологии
в учебном плане
является дисциплиной обязательной для изучения
дисциплины кафедра
Семестр 7
Зав. кафедрой Соболев В.А.
п/п
на заседании кафедры
Заведующий кафедрой
Соболев В.А.
(представитель работодателя)
Задачи: ознакомление с научными исследованиями в агрономии; агрономическими опытами и их классификацией; освоение теории планирования экспериментов; основных элементов методики научных исследований; выбора и подготовки земельного участка для опытов; овладение навыками закладки и проведения опытов; проведения наблюдений и учетов в опыте; статистической обработки результатов опыта
ОПК-5: Способен к участию в проведении экспериментальных исследований в профессиональной деятельности;;
ОПК-5.1.ИД-1 Под руководством специалиста более высокой квалификации участвует в проведении экспериментальных исследований в области агрономии
ОПК-5.2.ИД-2 Использует классические и современные методы исследования в агрономии
форма текущего контроля успеваемости)
работ
Microsoft OfficeProPlus 2016 RUS OLP NL Acdmc. Договор № ПП-61/2015 г. О поставке программных продуктов от 9 декабря 2015 года
Microsoft Windows Vista Business Russian Upgrade Academic OPEN No Level Государственный контракт № 25 от 1 апреля 2008 года
http://www.garant.ru/
- использование специализированных (адаптированных) рабочих программ дисциплин (модулей) и методов обучения и воспитания, включая наличие альтернативной версии официального сайта организации в сети «Интернет» для слабовидящих;
- использование специальных учебников, учебных пособий и других учебно-методических материалов, включая альтернативные форматы печатных материалов (крупный шрифт или аудиофайлы);
- использование специальных технических средств обучения (мультимедийное оборудование, оргтехника и иные средства) коллективного и индивидуального пользования, включая установку
мониторов с возможностью трансляции субтитров, обеспечение надлежащими звуковыми
воспроизведениями информации;
- предоставление услуг ассистента (при необходимости), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь или услуги сурдопереводчиков / тифлосурдопереводчиков;
- проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий для разъяснения отдельных вопросов изучаемой дисциплины (модуля);
- проведение процедуры оценивания результатов обучения возможно с учетом особенностей нозологий (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, в форме тестирования и т.п.) при использовании доступной формы предоставления заданий оценочных средств и ответов на задания (в печатной форме увеличенным шрифтом, в форме аудиозаписи, в форме электронного документа, задания зачитываются ассистентом, задания предоставляются с использованием сурдоперевода) с
использованием дополнительного времени для подготовки ответа;
- обеспечение беспрепятственного доступа обучающимся в учебные помещения, туалетные и другие помещения организации, а также пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов и других приспособлений);
- обеспечение сочетания онлайн и офлайн технологий, а также индивидуальных и коллективных форм работы в учебном процессе, осуществляемом с использованием дистанционных образовательных технологий;
- и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение ОПОП ВО.
В целях реализации ОПОП ВО в академии оборудована безбарьерная среда, учитывающая потребности лиц с нарушением зрения, с нарушениями слуха, с нарушениями опорно-двигательного
аппарата. Территория соответствует условиям беспрепятственного, безопасного и удобного передвижения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Вход в учебный корпус
оборудован пандусами, стекла входных дверей обозначены специальными знаками для слабовидящих, используется система Брайля. Сотрудники охраны знают порядок действий при прибытии в академию лица с ограниченными возможностями. В академии создана толерантная социокультурная среда, осуществляется необходимое сопровождение образовательного процесса,
при необходимости предоставляется волонтерская помощь обучающимся инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья.
1. Сущность научного исследования и его виды. Наблюдение, испытание, эксперимент. ОПК-5
2. Статистическая и биологическая модели эксперимента. ОПК-5
3. Перечислить основные компоненты эксперимента. ОПК-5
4. Понятие экспериментальной единицы и варианта, повторности и повторения. ОПК-5
5. Классификация опытов в качестве методов агрономических исследований. ОПК-5
6. Особенности лизиметрического и вегетационного методов исследования. ОПК-5
7. Требования к полевому опыту. Экологическая и агротехническая репрезентативность опыта. ОПК-5
8. Проблемы подготовки земельного участка. Задачи дробного учета урожая. Виды варьирования почвенного плодородия. ОПК-5
9. Оптимальная форма делянки, повторения и земельного участка под опыт. ОПК-5
10. Как размещаются повторения и делянки в полевом опыте. ОПК-5
11. Преимущества и недостатки вытянутой (удлиненной) и квадратной формы делянок в полевом опыте. ОПК-5
12. Требования к полевым работам на опытном участке. ОПК-5,
13. «За и против» использования пробных площадок одной делянки в качестве повторности. ОПК-5
14. Какой порог не должна превышать ошибка опыта, чтобы доказать существенность разности между средними в пределах 5-6 ц/га? ОПК-5
15. Метод размещения 4-х вариантов опыта около лесной полосы (покажите схематично). ОПК-5
16. В каких случаях рекомендуется размещать опыты латинским квадратом (прямоугольником)? ОПК-5
17. Что такое схема опыта? Пример схемы однофакторного и двухфакторного опыта 3x3. ОПК-5
18. Возможна ли статистическая оценка данных опыта, в котором нарушена агрономическая сущность изучаемых приемов (пример)? ОПК-5
19. Схема размещения вариантов двухфакторного опыта с 3 сортами и 4 нормами посева, заложенного по методу расщепленных делянок. ОПК-5
20. Основные этапы планирования эксперимента. План размещения 6-ти вариантов в 5-ти рендемизированных повторениях. ОПК-5
22. Основные принципы планирования наблюдений и учетов в опыте. ОПК-5
23. Что включает подготовительный период при планировании научного исследования? ОПК-5
24. Определите число повторений, делянок и вариантов по схеме трехфакторного опыта 2x4x2 (модель полной рандомизации). Цифровая и буквенная матрица этого опыта. ОПК-5
25. Что понимают под техникой закладки полевого опыта? ОПК-5
26. Методы размещения вариантов для многофакторных опытов. ОПК-5
27. Методы учета урожая в полевом опыте (классификация). ОПК-5
28. Пример плана перекрестных делянок. Преимущества и недостатки. ОПК-5
29. Как следует понимать принцип единственного различия в опыте? ОПК-5
30. Принципы планирования наблюдений и учетов в опыте. ОПК-5
31. Основные документы полевого опыта. Структура научного отчета. ОПК-5
32. Основные требования к схеме однофакторного опыта. Шаг варьирования. ОПК-5
33. Влияние элементов полевого опыта на его точность. ОПК-5
34. Изучение и подготовка участка для полевого опыта. Требования к полевым работам на опытном участке. ОПК-5
35. Чем определяется оптимальная площадь делянки? ОПК-5
36. Определить максимальную ошибку будущего опыта, если ожидаются прибавки урожая порядка 3-4 ц/га. ОПК-5
37. Чем необходимо руководствоваться при определении повторности опыта? Цель рандомизации вариантов. ОПК-5
38. Влияние повторности на ошибку опыта (формула). Приблизительная форма зависимости точности опыта от его повторности. ОПК-5
39. Составляющие элементы методики научной агрономии (техники полевого опыта). ОПК-5,
40. В опыте изучаются нормы высева яровой пшеницы. Как провести посев — вдоль или поперек делянок (укажите на схеме)? ОПК-5
Вопросы для тестирования
1. Каковы размеры делянок при проведении лабораторно-полевых опытов?
а) До 10 кв.м.
б) 11-50 кв.м.
в) 51-200 кв.м.
г) Более 200 кв.м.
2 . Какие опыты называются краткосрочными?
а)1-2 года
б) 3-10 лет
в)11-50 лет
г) более 50 лет.
3. Какова рекомендуемая ширина продольных защитных полос в опытах с орошением.
а) 0,5-1 м.
б) 1-2 м.
в) 2-3 м.
г) более 3 м.
4. Как влияет на точность опыта удлинение делянок?
а) точность увеличивается.
б) уменьшается.
в) увеличивается до определенного предела
г) остается без изменений
5. Как влияет на точность опыта увеличение повторности опыта в пространстве?
а) точность увеличивается.
б) уменьшается.
в) увеличивается до определенного предела
г) Остается без изменений.
6.Что называется фенологическими наблюдениями.
а) наблюдения за ростом растений.
б) наблюдения за наступлением фаз развития.
в) наблюдения за динамикой площади листьев.
г) наблюдения за накоплением зеленой массы.
7. Какова рекомендуемая площадь делянки при проведении опытов с зерновыми культурами.
а) менее 20 кв.м.
б) 20-25 кв.м.
д) более 100 кв.м.
8. Какие делянки называются удлиненными.
а) При соотношении длины к ширине равной 1.
б) при соотношении длины к ширине от 1 до 5
в) при соотношении длины к ширине от 5 до 10
г) при соотношении длины к ширине более 10
9. Какой способ размещения вариантов характеризуется более частым размещением контролей.
а) систематический.
б) рендомизированный.
г) стандартный.
д) случайный.
10. Какое число вариантов рекомендуют при проведении конкурсного сортоиспытания.
а) 2-3
б) 4-5
в) 5-10
г) более 10
11. Как следует размещать опытные делянки по отношении к лесополосе.
а) длинной стороной параллельно лесополосе.
б) длинной стороной перпендикулярно лесополосе.
в) длинной стороной под углом 45 градусов к лесополосе.
г) независимо.
12. Какие делянки рекомендуют при проведении опытов с инсектицидами.
а) квадратные.
б) прямоугольные.
в) удлиненные.
г) круглые.
13. Какое количество растений на делянке рекомендуют в опытах с плодовыми деревьями.
а) 3-6
б) 6-10
в) 10-20
г) более 20.
14. Когда фиксируется начало наступления очередной фазы развития растений.
а) при вступлении в нее 5-10 % растений.
б) при вступлении в нее 10-15% растений
в) при вступлении в нее 15-20 % растений
г) при вступлении в нее 20-25 % растений
15. Когда фиксируется полное наступление очередной фазы развития растений.
а) при вступлении в нее 65-70 % растений.
б) при вступлении в нее 70-75% растений
в) при вступлении в нее 75-80 % растений
г) при вступлении в нее 80-90% растений
16. Какой метод агрономических исследований наиболее приближен к реальным условиям.
а) лабораторный
б) вегетационный
в) лизиметрический
г) полевой
17. Какое из требований не относится к проведению агрономических исследований
а) принцип незаменимости факторов жизни растений
б) требования типичности
в) принцип целесообразности
г) принцип единственного логического развития
18. Какой из методов исследований относится к специальным агрономическим
а) аналитический
б) экспедиционный
в) синтетический
б) метод абстрагирования
19. Рендомизированное размещение вариантов означает
а) улучшенное
б) случайное
в) зависимое
г) системное
20. Какие опыты относятся к мелокоделяночным
а) площадь делянки менее 1 кв м
б) площадь делянки от 1-10 кв. м
в) площадь делянки 10-15 кв.м
г) площадь делянки 200-400 кв.м
21. Какие опыты относятся к длительным
а) Проводимые на протяжении 1-2 лет
б) Проводимые на протяжении 3-10 лет
в) Проводимые на протяжении 11-50 лет
г) Проводимые на протяжении более 50 лет
22. Первым этапом подготовки земельной площади для опытов является :
а) изучение почвенного покрова
б)изучение книги истории полей
в) описание растительности
г) изучение особенностей рельефа
23. Дактиль-метод характеризуется
а) размещением контроля через 1 делянку
б) размещением контроля через 2 делянки
в) размещением контроля через 3 делянки
г) без размещения контроля
24. Основной задачей уравнительного посева является
а) введение опыта в севооборот
б) выравнивание плодородия и окультуривание пахотного слоя
в) применение новых приемов обработки
г) борьба с сорными растениями и вредителями
25. Рекогноцировочным посевом называется
а) исследовательский посев
б) разведывательный посев
в) опытный посев
г) производственный посев
26. Специфика производственных опытов заключается в
а) максимальной механизации производственных процессов
б) проведение на всей площади севооборота
в) проведение опыта на большой площади
г) использование для производства
27. Специфика проведения опытов с орошением заключается
а) в подборе выровненного участка
б) подготовке мелиоративною обустроенной площади
в) правильному подбору исследовательских вопросов
г) Выбор типичных для зоны почв.
28. Сортоиспытания проводимое при увеличенном наборе сортов называется
а) конкурсное
б) производственное
в) расширенное
г) технолого-экономическое
29. Корреляцией называется:
а) взаимозависимость
б) взаимосвязь
в) влияние
г) уменьшение
30. К не дисперсионным методам относятся:
б) разностный метод
в) регрессионный анализ
г) вариационный анализ
31. К биометрическими показателями относятся:
а) наблюдение за наступлением фаз развития
б) наблюдение за густотой посевов
в) наблюдение за динамикой площади листьев
г) определение агрегатного состава почвы
32. В дисперсионном анализе общую оценку достоверности разницы между средними арифметическими выражает:
а) критерий Стьюдента
б) коэффициент регрессии
в) критерий Фишера
г) коэффициент корреляции
33. Какое из определений не относится к корреляции:
а) прямая
б) множественная
в) взаимная
г) криволинейная
34. К энтомологическим учетам относятся:
а) наблюдение за развитием сорных растений
б) учет повреждения растений болезнями
в) учет повреждения растений насекомыми
г) наблюдения за полегаемостью
35. Характер и степень изменения одного из признаков на единицу измерения другого называется:
а) дисперсия
б) регрессия
в) корреляция
г) вариация
• Требования, предъявляемые к опытам.
• Изучение физических свойств почвы
• Уравнительный и рекогносцировочный посевы.
• Пути повышения точности и достоверности опытов.
• Биометрические показатели и оценка посевов.
• Схемы опытов.
• Классификация методов размещения вариантов.
• Энтомологические и фитопатологические учеты
• Регрессионный анализ
• Подготовка земельной площади для опытов
• Сроки и техника отбора образцов.
Кейс задачи.
Кейс 1
Заложен однофакторный краткосрочный полевой опыт по изучению влияния минеральных удобрений на урожайность яровой пшеницы. Размеры делянок 250 кв.м. Повторность четырехкратная.
Размещение делянок в два яруса, способом рендомизированных повторений.
Задание: Разработать программу наблюдений в опыте, включая наблюдения как за внешней средой, так и за объектом исследования в соответствии с принятыми методиками проведения полевых опытов.
Кейс 2
Планируется провести однофакторный краткосрочный полевой опыт по изучению влияния минеральных удобрений на урожайность яровой пшеницы.
Предусмотрен цикл наблюдений за ростом и развитием растений, фенологические наблюдения, энтомологические и фитопатологические учеты.
Задание: Разработать программу проведения многофакторного .полевого опыта по данной тематике
Заложен однофакторный краткосрочный полевой опыт по изучению влияния промежуточных культур на урожайность яровой пшеницы. Размеры делянок 250 кв.м. Повторность четырехкратная.
Размещение делянок в два яруса , способом рендомизированных повторений
Задание: Разработать программу проведения учетов и уборки полевого опыта различными методами,(сплошной метод, метод пробных делянок, метод снопов и т.д.), привести обоснование применения того или иного метода.
Вопросы для устного опроса и контроля самостоятельной работы.
Тестовые задания
Темы рефератов и презентаций для самостоятельной работы студентов.
Кейс-задания
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– правильность ответа по содержанию задания (учитывается количество и характер ошибок при ответе);
– полнота и глубина ответа (учитывается количество усвоенных фактов, понятий и т.п.);
– сознательность ответа (учитывается понимание излагаемого материала);
– логика изложения материала (учитывается умение строить целостный, последовательный рассказ, грамотно пользоваться специальной терминологией);
– использование дополнительного материала;
– рациональность использования времени, отведенного на задание (не одобряется затянутость выполнения задания, устного ответа во времени, с учетом индивидуальных особенностей обучающихся).
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- теоретический уровень знаний;
- качество ответов на вопросы;
- подкрепление материалов фактическими данными (статистические данные или др.);
- практическая ценность материала;
- способность делать выводы;
- способность отстаивать собственную точку зрения;
- способность ориентироваться в представленном материале;
- степень участия в общей дискуссии.
(дискуссии, полемики, диспута, дебатов)
для учета в рейтинге (оценка)
Примерная шкала оценивания:
«отлично»
используется терминология; показано умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации; высказывать свою точку зрения.
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
– правильность формулировки и использования понятий и категорий;
– правильность выполнения заданий/ решения задач;
– аккуратность оформления работы и др.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
(обязательно для дисциплин, где по УП предусмотрена контрольная работа)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Примерные критерии оценивания:
– правильность выполнения задания на практическую/лабораторную работу в соответствии с вариантом;
– степень усвоения теоретического материала по теме практической /лабораторной работы;
– способность продемонстрировать преподавателю навыки работы в инструментальной программной среде, а также применить их к решению типовых задач, отличных от варианта задания;
– качество подготовки отчета по практической / лабораторной работе;
– правильность и полнота ответов на вопросы преподавателя при защите работы
и др.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания практических занятий (лабораторных работ):
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
В качестве критериев могут быть выбраны, например:
– соответствие срока сдачи работы установленному преподавателем;
– соответствие содержания и оформления работы предъявленным требованиям;
– способность выполнять вычисления;
– умение использовать полученные ранее знания и навыки для решения конкретных задач;
– умение отвечать на вопросы, делать выводы, пользоваться профессиональной и общей лексикой;
– обоснованность решения и соответствие методике (алгоритму) расчетов;
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
расчетно-графической работы, работы на тренажере
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Материалы тестовых заданий следует сгруппировать по темам/разделам изучаемой дисциплины (модуля) в следующем виде:
Тема (темы) / Раздел дисциплины (модуля)
Тестовые задания по данной теме (темам)/Разделу с указанием правильных ответов.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- отношение правильно выполненных заданий к общему их количеству
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Задачи реконструктивного уровня
Задачи творческого уровня
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота знаний теоретического контролируемого материала;
– полнота знаний практического контролируемого материала, демонстрация умений и навыков решения типовых задач, выполнения типовых заданий/упражнений/казусов;
– умение самостоятельно решать проблему/задачу на основе изученных методов, приемов, технологий;
– умение ясно, четко, логично и грамотно излагать собственные размышления, делать умозаключения и выводы;
– полнота и правильность выполнения задания.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ четко структурирован и выстроен в заданной логике. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа укладывается в заданные рамки при сохранении смысла.
Продемонстрировано умение аргументировано излагать собственную точку зрения. Видно уверенное владение освоенным материалом, изложение сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.
Высокая степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала: стилистические обороты, манера изложения, словарный запас. Отсутствуют стилистические и орфографические ошибки в тексте.
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
– степень владения понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины;
– знание фактического материала, отсутствие фактических ошибок;
– умение логически выстроить материал ответа;
– умение аргументировать предложенные подходы и решения, сделанные выводы;
– степень самостоятельности, грамотности, оригинальности в представлении материала (стилистические обороты, манера изложения, словарный запас, отсутствие или наличие грамматических ошибок);
– выполнение требований к оформлению работы.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся).
Примерная шкала оценивания письменных работ:
(рефератов, докладов, сообщений)
Продемонстрировано владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (уместность употребления, аббревиатуры, толкование и т.д.), отсутствуют ошибки в употреблении терминов.
Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ в достаточной степени структурирован и выстроен в заданной логике без нарушений общего смысла. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа незначительно превышает заданные рамки при сохранении смысла.
Продемонстрировано умение аргументированно излагать собственную точку зрения, но аргументация не всегда убедительна. Изложение лишь отчасти сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.
Достаточная степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала. Встречаются мелкие и не искажающие смысла ошибки в стилистике, стилистические штампы. Есть 1–2 орфографические ошибки.
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
Продемонстрировано достаточное владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины, есть ошибки в употреблении и трактовке терминов, расшифровке аббревиатур.
Ошибки в использовании категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ плохо структурирован, нарушена заданная логика. Части ответа логически разорваны, нет связок между ними. Ошибки в представлении логической структуры проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа в существенной степени (на 25–30%) отклоняется от заданных рамок.
Нет собственной точки зрения либо она слабо аргументирована. Примеры, приведенные в ответе в качестве практических иллюстраций, в малой степени соответствуют изложенным теоретическим аспектам.
Работа выполнена не очень аккуратно, встречаются помарки и исправления.
Продемонстрировано крайне слабое владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (неуместность употребления, неверные аббревиатуры, искаженное толкование и т.д.), присутствуют многочисленные ошибки в употреблении терминов.
Продемонстрировано крайне низкое (отрывочное) знание фактического материала, много фактических ошибок – практически все факты (данные) либо искажены, либо неверны.
Ответ представляет собой сплошной текст без структурирования, нарушена заданная логика. Части ответа не взаимосвязаны логически. Нарушена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа более чем в 2 раза меньше или превышает заданный. Показаны неверные ассоциативные взаимосвязи категорий и терминов дисциплины.
Отсутствует аргументация изложенной точки зрения, нет собственной позиции. Отсутствуют примеры из практики либо они неадекватны.
Текст ответа представляет полную кальку текста учебника/лекций. Стилистические ошибки приводят к существенному искажению смысла. Большое число орфографических ошибок в тексте (более 10 на страницу).
Работа выполнена неаккуратно, с обилием помарок и исправлений. В работе один абзац и больше позаимствован из какого-либо источника без ссылки на него.
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- соответствие решения сформулированным в кейсе вопросам (адекватность проблеме и рынку);
- оригинальность подхода (новаторство, креативность);
- применимость решения на практике;
- глубина проработки проблемы (обоснованность решения, наличие альтернативных вариантов, прогнозирование возможных проблем, комплексность решения).
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Концепция игры
Роли:
Задания (вопросы, проблемные ситуации и др.)
Ожидаемый (е) результат(ы)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
качество усвоения информации;
выступление;
содержание вопроса;
качество ответов на вопросы;
значимость дополнений, возражений, предложений;
уровень делового сотрудничества;
соблюдение правил деловой игры;
соблюдение регламента;
активность;
правильное применение профессиональной лексики.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
для учета в рейтинге (оценка)
Индивидуальные творческие задания (проекты):
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- актуальность темы;
- соответствие содержания работы выбранной тематике;
- соответствие содержания и оформления работы установленным требованиям;
- обоснованность результатов и выводов, оригинальность идеи;
- новизна полученных данных;
- личный вклад обучающихся;
- возможности практического использования полученных данных.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
п/п