учреждение высшего образования
«Бурятская государственная сельскохозяйственная академия имени В.Р. Филиппова»
Экономический факультет
Информатика и информационные технологии в экономике
Направленность (профиль) Прикладная информатика в экономике АПК
в учебном плане
является дисциплиной обязательной для изучения
Семестр 3, 4
Зав. кафедрой Садуев Н.Б.
п/п
на заседании кафедры
Заведующий кафедрой
Садуев Н.Б.
(представитель работодателя)
обучить практической работе (проектирование, ведение и использование баз данных) в среде выбранных
целевых СУБД.
Задачи: освоение обучающимися основных понятий теории баз данных,
изучение методов моделирования и проектирования баз данных; работа в среде современной СУБД;
умение квалифицированно использовать возможности баз данных, организации обработки информации в среде клиент/сервер.
обучить практической работе (проектирование, ведение и использование баз данных) в среде выбранных
целевых СУБД.
Задачи: освоение обучающимися основных понятий теории баз данных,
изучение методов моделирования и проектирования баз данных; работа в среде современной СУБД;
умение квалифицированно использовать возможности баз данных, организации обработки информации в среде клиент/сервер.
обучить практической работе (проектирование, ведение и использование баз данных) в среде выбранных
целевых СУБД.
Задачи: освоение обучающимися основных понятий теории баз данных,
изучение методов моделирования и проектирования баз данных; работа в среде современной СУБД;
умение квалифицированно использовать возможности баз данных, организации обработки информации в среде клиент/сервер.
форма текущего контроля успеваемости)
работ
Для выбора формируемой базы данных студент обговаривает с преподавателем тему, после этого определяет примерный бизнес-процесс для которой необходима БД. На основе понимания бизнес-процесса студент подготавливает представления пользователей и формирует концептуальную модель. На основе концептуальной модели строится логическая и физическая модели БД. После выполняется нормализация БД и корректировка БД в соответствии с правилами нормализации. Ввод данных и подготовка интерфейса пользователя позволит студентам понять основные требования к работе с БД.
Проектирование и разработка концептуальной, логической и физической моделей базы данных формирует понимание основных концепций построения базы данных. Работа над формированием базы данных и подготовка интерфейса позволит студентам подготовить полноценный законченный продукт.
Microsoft OfficeProPlus 2016 RUS OLP NL Acdmc. Договор № ПП-61/2015 г. О поставке программных продуктов от 9 декабря 2015 года
Microsoft Windows Vista Business Russian Upgrade Academic OPEN No Level Государственный контракт № 25 от 1 апреля 2008 года
http://www.garant.ru/
- использование специализированных (адаптированных) рабочих программ дисциплин (модулей) и методов обучения и воспитания, включая наличие альтернативной версии официального сайта организации в сети «Интернет» для слабовидящих;
- использование специальных учебников, учебных пособий и других учебно-методических материалов, включая альтернативные форматы печатных материалов (крупный шрифт или аудиофайлы);
- использование специальных технических средств обучения (мультимедийное оборудование, оргтехника и иные средства) коллективного и индивидуального пользования, включая установку
мониторов с возможностью трансляции субтитров, обеспечение надлежащими звуковыми
воспроизведениями информации;
- предоставление услуг ассистента (при необходимости), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь или услуги сурдопереводчиков / тифлосурдопереводчиков;
- проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий для разъяснения отдельных вопросов изучаемой дисциплины (модуля);
- проведение процедуры оценивания результатов обучения возможно с учетом особенностей нозологий (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, в форме тестирования и т.п.) при использовании доступной формы предоставления заданий оценочных средств и ответов на задания (в печатной форме увеличенным шрифтом, в форме аудиозаписи, в форме электронного документа, задания зачитываются ассистентом, задания предоставляются с использованием сурдоперевода) с
использованием дополнительного времени для подготовки ответа;
- обеспечение беспрепятственного доступа обучающимся в учебные помещения, туалетные и другие помещения организации, а также пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов и других приспособлений);
- обеспечение сочетания онлайн и офлайн технологий, а также индивидуальных и коллективных форм работы в учебном процессе, осуществляемом с использованием дистанционных образовательных технологий;
- и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение ОПОП ВО.
В целях реализации ОПОП ВО в академии оборудована безбарьерная среда, учитывающая потребности лиц с нарушением зрения, с нарушениями слуха, с нарушениями опорно-двигательного
аппарата. Территория соответствует условиям беспрепятственного, безопасного и удобного передвижения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Вход в учебный корпус
оборудован пандусами, стекла входных дверей обозначены специальными знаками для слабовидящих, используется система Брайля. Сотрудники охраны знают порядок действий при прибытии в академию лица с ограниченными возможностями. В академии создана толерантная социокультурная среда, осуществляется необходимое сопровождение образовательного процесса,
при необходимости предоставляется волонтерская помощь обучающимся инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья.
2. Оценочные материалы является составной частью нормативно-методического обеспечения системы оценки качества освоения обучающимися указанной дисциплины (модуля).
3. При помощи оценочных материалов осуществляется контроль и управление процессом формирования обучающимися компетенций, из числа предусмотренных ФГОС ВО в качестве результатов освоения дисциплины (модуля).
4. Оценочные материалы по дисциплине (модулю) включают в себя:
- оценочные средства, применяемые при промежуточной аттестации по итогам изучения дисциплины (модуля).
- оценочные средства, применяемые в рамках индивидуализации выполнения, контроля фиксированных видов ВАРО;
- оценочные средства, применяемые для текущего контроля;
5. Разработчиками оценочных материалов по дисциплине (модулю) являются преподаватели кафедры, обеспечивающей изучение обучающимися дисциплины (модуля), в Академии. Содержательной основой для разработки оценочных материалов является Рабочая программа дисциплины (модуля).
Перечень вопросов к зачету
Базы данных
2) охватывает все разделы дисциплины
1. История развития баз данныхОПК-4
2. Этапы развития информационных систем (ОПК-2)
3. Файловые системы и системы баз данных (ОПК-2)
4. Компоненты СУБД (ОПК-2)
5. Модели данных. Иерархическая, сетевая, реляционная модели: основные идеи и конструкции
(ОПК-2)
6. Семантическая модели данных (ОПК-2)
7. Методология проектирования БД (ОПК-2)
8. Методология концептуального, логического и физического проектирования БД.
9. Жизненный цикл баз данных и приложений баз данных (ОПК-2)
10. Планирование, проектирование и администрирование БД (ОПК-2)
11. Этапы жизненного цикла приложения БД (ОПК-2)
12. Архитектура СУБД (ОПК-2)
13. СУБД - средства управления данными в базах данных (ОПК-2)
14. Классификация СУБД. Виды обеспечения СУБД (ОПК-2)
15. Общие принципы построения СУБД (ОПК-2).
16. Назначение, функции и архитектура СУБД (ОПК-2).
8
17. Трехуровневая архитектура ANSI-SPARC. Преимущества трехуровневой архитектуры.
Представления (ОПК-2).
18. Эксплуатация БД и средства поддержания целостности (ОПК-2).
19. Метаданные (ОПК-2).
20. Ограничения целостности (ОПК-2).
21. Технология обработки транзакции (ОПК-2).
22. Управление доступом (ОПК-2).
23. Физическая организация БД. Способы хранения информации в базах данных. Структуры
данных и базы данных(ОПК-2).
24. Способы повышения эффективности обработки данных. Инвертированные файлы(ОПК-2).
25. Математические основы построения реляционных БД. Определение и терминология (ОПК-2)
26. Математические отношения. Ключи. Целостность(ОПК-2).
27. Реляционная алгебра(ОПК-2).
28. Разработка модели данных на основе нормализации. Цель нормализации(ОПК-2).
30. Нормальные формы 1НФ, 2НФ, 3НФ, НФБК(ОПК-2).
31. Семантическое моделирование. Основные понятия семантического моделирования(ОПК-2).
32. ER – диаграммы(ОПК-2).
33. Синтаксис SQL-операторов. Подъязыки DML и DDL(ОПК-2).
34. Оператор выборки данных SELECT. Синтаксис оператора SELECT. Выборка данных,
подзапросы, сортировка, группировка(ОПК-2).
35. Многотабличные запросы(ОПК-2).
36. Операторы обновления данных: INSERT, DELETE, UPDATE(ОПК-2).
37. Подъязык определения данных DDL(ОПК-2).
38. Операторы определения данных: создание баз данных, таблиц и доменов(ОПК-2).
39. Операторы удаления(ОПК-2).
40. Дополнительные средства языка SQL. Представления(ОПК-2).
41. Средства поддержки целостности данных(ОПК-2).
42. Управление доступом(ОПК-2).
43. Распределенные БД. Современные системы управления базами данных. Концепции
распределенных БД(ОПК-2).
44. Объектно-ориентированные СУБД. Объектно-ориентированные и объектно-реляционные
СУБД(ОПК-2).
45. Постреляционная СУБД Cache(ОПК-2).
46. Web-технологии и СУБД. Создание Web-приложений в СУБД Cache(ОПК-2).
47. CSP – страницы. Основные CSP – теги(ОПК-2).
48. Хранилища данных. Основные понятия и возможности. Примеры хранилищ данных(ОПК-2).
49. OLAP-технология. Основные понятия (ОПК-2)
50. OLAP – кубы данных (ОПК-2)
Перечень вопросов к зачету
1. Определение базы данных. Основные свойства базы данных. Системы управления базами
данных (СУБД). Сравнительные характеристики (ОПК-2).
2. Основные этапы проектирования. Формализация процесса проектирования баз данных. ERдиаграммы (ОПК-2).
3. Понятие сущности. Атрибуты сущности. Ключевой атрибут (ОПК-2).
4. Понятие отношения. Мощность отношения. Методика определения мощности отношения
(ОПК-2).
5. Переход от ER-диаграммы к реляционной модели данных. Особенности перехода (ОПК-2).
6. Объекты в MS Access. Задание свойств объектов (ОПК-2).
7. Доступ к объектам и свойствам в MS Access (ОПК-2).
8. Типы данных в MS Access (ОПК-2).
9. Схема данных. Связи между таблицами в MS Access (ОПК-2).
10. СУБД MS Access. Создание форм и главной кнопочной формы в MS Access (ОПК-2).
11. СУБД. Создание отчетов в MS Access (ОПК-2).
12. СУБД. Создание запросов с помощью конструктора в MS Access(ОПК-2).
13. Проверка их корректности запросов в MS Access(ОПК-2).
14. Язык доступа к базам данных SQL. Структура оператора SELECT (ОПК-2).
15. SQL. Задание условий отбора в оператора SELECT(ОПК-2).
16. Основные этапы разработки логической структуры БД (ОПК-2).
17. Нормальные формы (ОПК-2).
18. Создание таблиц с помощью Мастера (ОПК-2).
9
19. Создание таблиц с помощью Конструктора (ОПК-2).
20. Связывание таблиц в схеме данных(ОПК-2).
21. Ввод данных (ОПК-2).
22. Специфика ключевых полей (ОПК-2).
23. Какие существуют ограничения на типы полей при связывании таблиц?(ОПК-2).
24. Контроль за ручным вводом данных (ОПК-2).
25. Импорт данных в таблицы из электронной таблицы(ОПК-2).
26. Что такое каскадное удаление?(ОПК-2).
27. Изменение типа данных. Последствия(ОПК-2).
28. Маска ввода и формат поля(ОПК-2).
29. Типы фильтров(ОПК-2).
30. Создание запроса с помощью конструктора(ОПК-2).
31. Типы запросов и их специфика(ОПК-2).
32. Возможности группировки в перекрестном запросе(ОПК-2).
33. Построитель выражений (ОПК-2).
34. Автоматическое создание формы на основе запроса или таблицы (ОПК-2).
35. Работа с формой в режиме конструктора (ОПК-2).
36. Перемещение и изменение размера элемента управления (ОПК-2).
37. Оформление формы и ее элементов(ОПК-2).
38. Автоматическое создание отчета (ОПК-2).
39. Создание отчета с помощью Мастера (ОПК-2).
41. Изменение отчета в режиме Конструктора (ОПК-2).
42. Оформление страниц отчета (ОПК-2).
1. Что называется Системой Управления Базой Данных?
2. Что называется базой данных?
3. Перечислите основные признаки классификации БнД.
4. В чем разница между системами со структурированными и неструктурированными базами
данных?
5. Перечислите этапы проектирования баз данных.
6. Что называется схемой, подсхемой и внешней схемой базы данных?
7. Какую роль играет подсхема? Какие преимущества дает ее использование?
8. Что называется словарем данных, репозитарием?
9. Что называется инфологической моделью?
10.Является ли инфологическое моделирование этапом, присущим только проектированию баз
данных?
11.Какая информация является исходной для построения концептуальной модели?
12.Кто должен создавать концептуальную модель и почему?
13.Какие требования предъявляются к концептуальной модели?
14.Что называется даталогической моделью?
15.Какая информация является исходной для даталогической модели?
16.Какие вопросы решаются на стации даталогического проектирования?
17.Что называется физической моделью?
18.Какая информация является исходной для физической модели?
19.Какие вопросы решаются на стадии физического проектирования?
20.Перечислите основные категории пользователей банков данных.
21.Кого называют конечными пользователями?
22.Кого называют администраторами банков данных?
23.Перечислите основные функции администратора банка данных.
24.Что называется предметной областью?
25.Что называется концептуальной моделью? Для каких целей она служит?
26.Перечислите основные компоненты концептуальной модели?
27.Какие требования предъявляются к концептуальной модели?
28.Что называется классом объектов?
29.Как называется графическое средство, используемое для отображения концептуальной модели?
30.Какие разновидности объектов выделяются в базовой ERD- модели?
31.Какие графические обозначения используются для изображения каждого из видов объектов?
32.Приведите примеры из любых предметных областей для каждой из разновидностей объектов.
33.Какие разновидности свойств объектов выделяются в базовой ERD -модели?
34.Какие графические обозначения используются для изображения каждого из видов свойств?
35.Приведите примеры из любых предметных областей для каждого из разновидностей свойств.
36.Что называется даталогическим проектированием?
37.Какая информация является исходной для даталогического проектирования?
38.Все ли показатели, отображенные в инфологической модели , должны включаться в базу данных?
39.Дайте классификацию языковых средств СУБД.
40.Охарактеризуйте основные классы СУБД.
41.СУБД каких классов в настоящее время являются более распространенными?
42.В какой последовательности выполняются работы по созданию базы данных в среде СУБД?
43.Что такое структура таблицы?
44.Как назначаются свойства полям таблицы?
45.Что такое схема данных?
46.Как реализовать в среде СУБД Access Правила поддержания целостности данных?
47.Перечислите классы запросов.
48.Кем и в каких целях применяется язык SQL в реляционных СУБД?
49.В чем преимущества и недостатки представления и отображения данных в табличном виде и в
виде экранных форм?
50.В чем сходства и различия фильтрации данных и запросов на выборку данных?
51.Что такое экспорт данных?
52.Что «распределено» в распределенных информационных системах и каковы основные принципы
создания и функционирования распределенных информационных систем?
53.Поясните суть техники «представлений» в базах данных и задачи, которые решаются на основе
техники «представлений».
54.Какой из основных принципов распределенных информационных систем принесен в «жертву» в
системах «Клиент-сервер»? Поясните преимущества и недостатки такого подхода.
12
55.На какие компоненты подразделяется программное обеспечение систем «Клиент - сервер»? Какие
56.Поясните принципы и схемы RDA, DBS, и AS - моделей систем «Клиент-сервер» и дайте их
сравнительную характеристику. Какие системы называются системами с «тонкими» («толстыми»)
клиентами, с 2- или 3- уровневой (2- или 3-звенной) архитектурой?
57.Охарактеризуйте роль и место монитора транзакций в СУБД систем «Клиент-сервер».
58.Какие издержки совместной обработки общих данных предотвращает монитор транзакций в
системах «Клиент-сервер»?
59.Дайте определение сериальному плану выполнения транзакций и охарактеризуйте основные
подходы к механизмам построения таких планов.
60.Поясните суть двухфазного протокола синхронизационных захватов объектов и механизм
возможного образования тупиковых ситуаций.
61.Как распознаются и разрушаются тупиковые ситуации в технике двухфазного протокола
синхронизационных захватов?
62.В чем заключается гранулирование объектов захватов и почему такой подход обеспечивает более
эффективные стратегии построения сериальных планов выполнения транзакций?
63.Каковы достоинства и недостатки техники временных меток при синхронизационных захватах
объектов?
64.В чем заключается суть и механизм объектного связывания данных при построении
распределенных информационных систем из разрозненных локальных баз данных?
65.Существует ли системный каталог распределенной базы данных, построенной на основе
технологии объектногосвязываия, и каким образом выражается логическая схема такой базы данных?
В чем достоинства и недостатки такого подхода?
66.Какие функции, кроме традиционных, выполняют локальные («настольные») СУБД при
использовании технологий объектного связывания?
67.Охарактеризуйте главную идею и основные подходы к построению распределенных
информационных систем в технологиях реплицирования данных?
68.Поясните принцип отложенных обновлений и процессов синхронизации реплик.
69.Чем главная реплика отличается от остальных? Как наличие главной реплик соотносится с
принципами распределенных систем?
70.Что обеспечивается возможностью создания частичных реплик?
71.Какие стандарты представления слабоструктурированных данных Вы знаете?
72.Для каких целей предназначены XML - серверы?
73.Перечислите основные концепции объектно-ориентированных баз данных.
74.Какую роль играют хранилища информации?
75.Можно ли утверждать, что хранилища данных построены по принципу реляционной модели
организации данных?
Оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему полное знание учебно-программного материала, успешное выполнение заданий, предусмотренных программой в типовой ситуации (с ограничением времени), усвоение материалов основной литературы, рекомендованной в программе, способность к самостоятельному пополнению и обновлению знаний в ходе дальнейшей работы над литературой и в профессиональной деятельности. При ответе на вопросы экзаменационного билета студентом допущены несущественные ошибки. Задача решена правильно или ее решение содержало несущественную ошибку, исправленную при наводящем вопросе экзаменатора.
Оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему знание основного учебно-программного материала в объеме, достаточном для дальнейшей учебы и предстоящей работы по специальности, знакомство с основной литературой, рекомендованной программой, умение выполнять задания, предусмотренные программой. При ответе на экзаменационные вопросы и при выполнении экзаменационных заданий обучающийся допускает погрешности, но обладает необходимыми знаниями для устранения ошибок под руководством преподавателя. Решение задачи содержит ошибку, исправленную при наводящем вопросе экзаменатора.
Оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий, слабые побуждения к самостоятельной работе над рекомендованной основной литературой. Оценка «неудовлетворительно» ставится обучающимся, которые не могут продолжить обучение или приступить к профессиональной деятельности по окончании академии без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине.
зачет /оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему полное знание учебно-программного материала, успешное выполнение заданий, предусмотренных программой в типовой ситуации (с ограничением времени), усвоение материалов основной литературы, рекомендованной в программе, способность к самостоятельному пополнению и обновлению знаний в ходе дальнейшей работы над литературой и в профессиональной деятельности.
зачет /оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему знание основного учебно-программного материала в объеме, достаточном для дальнейшей учебы и предстоящей работы по специальности, знакомство с основной литературой, рекомендованной программой, умение выполнять задания, предусмотренные программой.
незачет /оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий, слабые побуждения к самостоятельной работе над рекомендованной основной литературой. Оценка «неудовлетворительно» ставится обучающимся, которые не могут продолжить обучение или приступить к профессиональной деятельности по окончании академии без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине.
оценка «хорошо» (71-85 баллов) - основанием для снижения оценки может служить нечеткое представление сущности и результатов исследований на защите, или затруднения при ответах на вопросы, или недостаточный уровень качества оформления текстовой части и иллюстративных материалов, или отсутствие последних;
оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) - дополнительное снижение оценки может быть вызвано выполнением работы не в полном объеме, или неспособностью студента правильно интерпретировать полученные результаты, или неверными ответами на вопросы по существу проделанной работы;
оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) - выставление этой оценки осуществляется при несамостоятельном выполнении работы, или при неспособности студента пояснить ее основные положения, или в случае фальсификации результатов, или установленного плагиата.
зачет /оценка «отлично» (86-100 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, грамотно, характеризуется логичным, последовательным изложением материала с соответствующими выводами и /или обоснованными расчетами, предложениями; не содержит ошибок;
- проведено научное исследование в соответствие с полученным заданием;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует продвинутый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
зачет /оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, грамотно, характеризуется логичным, последовательным изложением материала, допущены небольшие неточности при формировании выводов/расчетов, предложений; содержит незначительные ошибки/опечатки в текстовой части отчета;
- проведено научное исследование в соответствие с полученным заданием;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует базовый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
зачет /оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, материал изложен последовательно, допущены неточности при формировании выводов/расчетов, предложений; содержит ошибки/опечатки в текстовой части отчета;
- присутствуют элементы научного исследования, творческий подход к решению поставленных задач проявляется незначительно;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует пороговый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
незачет /оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен не в соответствии с заданием, материалы не подтверждены соответствующими выводами и/или обоснованными расчетами, предложениями; текстовая часть отчета содержит многочисленные ошибки;
- творческий подход к решению поставленных задач не проявляется; отсутствуют элементы научного исследования;
- отчет выполнен с использованием современных пакетов компьютерных программ, информационных технологий и информационных ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета показывает не сформированность компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет имеет отрицательную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– правильность ответа по содержанию задания (учитывается количество и характер ошибок при ответе);
– полнота и глубина ответа (учитывается количество усвоенных фактов, понятий и т.п.);
– сознательность ответа (учитывается понимание излагаемого материала);
– логика изложения материала (учитывается умение строить целостный, последовательный рассказ, грамотно пользоваться специальной терминологией);
– использование дополнительного материала;
– рациональность использования времени, отведенного на задание (не одобряется затянутость выполнения задания, устного ответа во времени, с учетом индивидуальных особенностей обучающихся).
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- теоретический уровень знаний;
- качество ответов на вопросы;
- подкрепление материалов фактическими данными (статистические данные или др.);
- практическая ценность материала;
- способность делать выводы;
- способность отстаивать собственную точку зрения;
- способность ориентироваться в представленном материале;
- степень участия в общей дискуссии.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
(дискуссии, полемики, диспута, дебатов)
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
используется терминология; показано умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации; высказывать свою точку зрения.
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
– правильность формулировки и использования понятий и категорий;
– правильность выполнения заданий/ решения задач;
– аккуратность оформления работы и др.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
(обязательно для дисциплин, где по УП предусмотрена контрольная работа)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Примерные критерии оценивания:
– степень усвоения теоретического материала по теме практической /лабораторной работы;
– способность продемонстрировать преподавателю навыки работы в инструментальной программной среде, а также применить их к решению типовых задач, отличных от варианта задания;
– качество подготовки отчета по практической / лабораторной работе;
– правильность и полнота ответов на вопросы преподавателя при защите работы
и др.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания практических занятий (лабораторных работ):
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
В качестве критериев могут быть выбраны, например:
– соответствие срока сдачи работы установленному преподавателем;
– соответствие содержания и оформления работы предъявленным требованиям;
– способность выполнять вычисления;
– умение использовать полученные ранее знания и навыки для решения конкретных задач;
– умение отвечать на вопросы, делать выводы, пользоваться профессиональной и общей лексикой;
– обоснованность решения и соответствие методике (алгоритму) расчетов;
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
расчетно-графической работы, работы на тренажере
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Материалы тестовых заданий следует сгруппировать по темам/разделам изучаемой дисциплины (модуля) в следующем виде:
Тема (темы) / Раздел дисциплины (модуля)
Тестовые задания по данной теме (темам)/Разделу с указанием правильных ответов.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- отношение правильно выполненных заданий к общему их количеству
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Задачи реконструктивного уровня
Задачи творческого уровня
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота знаний теоретического контролируемого материала;
– полнота знаний практического контролируемого материала, демонстрация умений и навыков решения типовых задач, выполнения типовых заданий/упражнений/казусов;
– умение самостоятельно решать проблему/задачу на основе изученных методов, приемов, технологий;
– умение ясно, четко, логично и грамотно излагать собственные размышления, делать умозаключения и выводы;
– полнота и правильность выполнения задания.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ четко структурирован и выстроен в заданной логике. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа укладывается в заданные рамки при сохранении смысла.
Продемонстрировано умение аргументировано излагать собственную точку зрения. Видно уверенное владение освоенным материалом, изложение сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.
Высокая степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала: стилистические обороты, манера изложения, словарный запас. Отсутствуют стилистические и орфографические ошибки в тексте.
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
– степень владения понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины;
– знание фактического материала, отсутствие фактических ошибок;
– умение логически выстроить материал ответа;
– умение аргументировать предложенные подходы и решения, сделанные выводы;
– степень самостоятельности, грамотности, оригинальности в представлении материала (стилистические обороты, манера изложения, словарный запас, отсутствие или наличие грамматических ошибок);
– выполнение требований к оформлению работы.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся).
Примерная шкала оценивания письменных работ:
Продемонстрировано владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (уместность употребления, аббревиатуры, толкование и т.д.), отсутствуют ошибки в употреблении терминов.
Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ в достаточной степени структурирован и выстроен в заданной логике без нарушений общего смысла. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа незначительно превышает заданные рамки при сохранении смысла.
Продемонстрировано умение аргументированно излагать собственную точку зрения, но аргументация не всегда убедительна. Изложение лишь отчасти сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.
Достаточная степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала. Встречаются мелкие и не искажающие смысла ошибки в стилистике, стилистические штампы. Есть 1–2 орфографические ошибки.
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
Продемонстрировано достаточное владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины, есть ошибки в употреблении и трактовке терминов, расшифровке аббревиатур.
Ошибки в использовании категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ плохо структурирован, нарушена заданная логика. Части ответа логически разорваны, нет связок между ними. Ошибки в представлении логической структуры проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа в существенной степени (на 25–30%) отклоняется от заданных рамок.
Нет собственной точки зрения либо она слабо аргументирована. Примеры, приведенные в ответе в качестве практических иллюстраций, в малой степени соответствуют изложенным теоретическим аспектам.
Работа выполнена не очень аккуратно, встречаются помарки и исправления.
Продемонстрировано крайне слабое владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (неуместность употребления, неверные аббревиатуры, искаженное толкование и т.д.), присутствуют многочисленные ошибки в употреблении терминов.
Продемонстрировано крайне низкое (отрывочное) знание фактического материала, много фактических ошибок – практически все факты (данные) либо искажены, либо неверны.
Ответ представляет собой сплошной текст без структурирования, нарушена заданная логика. Части ответа не взаимосвязаны логически. Нарушена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа более чем в 2 раза меньше или превышает заданный. Показаны неверные ассоциативные взаимосвязи категорий и терминов дисциплины.
Отсутствует аргументация изложенной точки зрения, нет собственной позиции. Отсутствуют примеры из практики либо они неадекватны.
Текст ответа представляет полную кальку текста учебника/лекций. Стилистические ошибки приводят к существенному искажению смысла. Большое число орфографических ошибок в тексте (более 10 на страницу).
Работа выполнена неаккуратно, с обилием помарок и исправлений. В работе один абзац и больше позаимствован из какого-либо источника без ссылки на него.
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- соответствие решения сформулированным в кейсе вопросам (адекватность проблеме и рынку);
- оригинальность подхода (новаторство, креативность);
- применимость решения на практике;
- глубина проработки проблемы (обоснованность решения, наличие альтернативных вариантов, прогнозирование возможных проблем, комплексность решения).
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Концепция игры
Роли:
Задания (вопросы, проблемные ситуации и др.)
Ожидаемый (е) результат(ы)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
качество усвоения информации;
выступление;
содержание вопроса;
качество ответов на вопросы;
значимость дополнений, возражений, предложений;
уровень делового сотрудничества;
соблюдение правил деловой игры;
соблюдение регламента;
активность;
правильное применение профессиональной лексики.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
для учета в рейтинге (оценка)
Индивидуальные творческие задания (проекты):
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- актуальность темы;
- соответствие содержания работы выбранной тематике;
- соответствие содержания и оформления работы установленным требованиям;
- обоснованность результатов и выводов, оригинальность идеи;
- новизна полученных данных;
- личный вклад обучающихся;
- возможности практического использования полученных данных.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
п/п