учреждение высшего образования
«Бурятская государственная сельскохозяйственная академия имени В.Р. Филиппова»
Агрономический факультет
Почвоведение и агрохимия
Направленность (профиль) Агроэкология
в учебном плане
является дисциплиной обязательной для изучения
дисциплины кафедра
Семестр 8
- 13.023. Профессиональный стандарт "АГРОХИМИК-ПОЧВОВЕД", утверждённый приказом Министерства труда и социальной защиты Российско Федерации от 2 сентября 2020 г. N 551н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 24 сентября 2020 г., регистрационный N 60003);
Зав. кафедрой Хутакова С.В.
п/п
на заседании кафедры
Заведующий кафедрой
Хутакова С.В.
(представитель работодателя)
Задачи: Задачи: взаимоотношение между почвой и наземной частью биоты, роль почвы в жизни населяющих ее организмов, роль почвы как экологического фактора, ее экологические функции, роль в жизни и преобразовании почв ее флоры и фауны, реакция почвы на изменение экологических, реакция на внешние воздействия, динамичность свойств почв, цикличность в изменении свойств почвы и проявлении процессов почвообразования, механизмы устойчивости с свойств и признаков почв, основные представления об организации биосферы, «доменах жизни», микроорганизмах и их сообществах как компонентах биосферы, особенностях метаболизма микроорганизмов, их роли в возникновении и преобразованиях органического вещества в природе, о процессах обмена энергией между органической и неорганической природой
ПКС-1: Готов проводить почвенные, агрохимические и агроэкологические исследования;
:
ИД-2 не знает и не понимает роль почвенных микроорганизмов в превращении веществ и энергии в биосфере;
ИД-3 не знает и не понимает взаимоотношения различных групп почвообитающих организмов друг с другом.
ИД-2 в целом знает и понимает роль почвенных микроорганизмов в превращении веществ и энергии в биосфере;
ИД-3 в целом знает и понимает взаимоотношения различных групп почвообитающих организмов друг с другом.
ИД-2 достаточно знает и понимает роль почвенных микроорганизмов в превращении веществ и энергии в биосфере;
ИД-3 достаточно знает и понимает взаимоотношения различных групп почвообитающих организмов друг с другом.
ИД-2 роль почвенных микроорганизмов в превращении веществ и энергии в биосфере;
ИД-3 взаимоотношения различных групп почвообитающих организмов друг с другом.
:
ИД-2 не умеет пользоваться лабораторным оборудованием для анализа активности почвенной биоты и других работ связанных с почвенно-биологическим мониторингом;
ИД-3 не умеет пользоваться лабораторным оборудованием для анализа активности почвенной биоты и других работ связанных с почвенно-биологическим мониторингом и диагностикой.
ИД-2 в целом умеет пользоваться лабораторным оборудованием для анализа активности почвенной биоты и других работ связанных с почвенно-биологическим мониторингом;
ИД-3 в целом умеет пользоваться лабораторным оборудованием для анализа активности почвенной биоты и других работ связанных с почвенно-биологическим мониторингом и диагностикой.
ИД-2 достаточно умеет пользоваться лабораторным оборудованием для анализа активности почвенной биоты и других работ, связанных с почвенно-биологическим мониторингом;
ИД-3 достаточно умеет пользоваться лабораторным оборудованием для анализа активности почвенной биоты и других работ, связанных с почвенно-биологическим мониторингом и диагностикой.
ИД-2 в полной мере умеет пользоваться лабораторным оборудованием для анализа активности почвенной биоты и других работ, связанных с почвенно-биологическим мониторингом;
ИД-3 в полной мере умеет пользоваться лабораторным оборудованием для анализа активности почвенной биоты и других работ, связанных с почвенно-биологическим мониторингом и диагностикой.
ИД-2 не владеет методами фитоиндикации и зоологической индикации почв, методами исследований почвенной биоты;
ИД- не владеет методами фитоиндикации и зоологической индикации почв, методами исследований почвенной биоты. Не имеет представление об основных принципах биологической индикации и диагностики почв.
ИД-2 в целом владеет методами фитоиндикации и зоологической индикации почв, методами исследований почвенной биоты;
ИД-3 в целом владеет методами фитоиндикации и зоологической индикации почв, методами исследований почвенной биоты. Иметь представление об основных принципах биологической индикации и диагностики почв.
ИД- 2 достаточно владеет методами фитоиндикации и зоологической индикации почв, методами исследований почвенной биоты;
ИД-3 достаточно владеет методами фитоиндикации и зоологической индикации почв, методами исследований почвенной биоты. Иметь представление об основных принципах биологической индикации и диагностики почв.
ИД-2 в полной мере владеет методами фитоиндикации и зоологической индикации почв; методами исследований почвенной биоты; Иметь представление об основных принципах биологической индикации и диагностики почв.
ИД-3 в полной мере владеет методами фитоиндикации и зоологической индикации почв; методами исследований почвенной биоты; Иметь представление об основных принципах биологической индикации и диагностики почв.
форма текущего контроля успеваемости)
работ
Microsoft OfficeProPlus 2016 RUS OLP NL Acdmc. Договор № ПП-61/2015 г. О поставке программных продуктов от 9 декабря 2015 года
Microsoft Windows Vista Business Russian Upgrade Academic OPEN No Level Государственный контракт № 25 от 1 апреля 2008 года
http://www.garant.ru/
- использование специализированных (адаптированных) рабочих программ дисциплин (модулей) и методов обучения и воспитания, включая наличие альтернативной версии официального сайта организации в сети «Интернет» для слабовидящих;
- использование специальных учебников, учебных пособий и других учебно-методических материалов, включая альтернативные форматы печатных материалов (крупный шрифт или аудиофайлы);
- использование специальных технических средств обучения (мультимедийное оборудование, оргтехника и иные средства) коллективного и индивидуального пользования, включая установку
мониторов с возможностью трансляции субтитров, обеспечение надлежащими звуковыми
воспроизведениями информации;
- предоставление услуг ассистента (при необходимости), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь или услуги сурдопереводчиков / тифлосурдопереводчиков;
- проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий для разъяснения отдельных вопросов изучаемой дисциплины (модуля);
- проведение процедуры оценивания результатов обучения возможно с учетом особенностей нозологий (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, в форме тестирования и т.п.) при использовании доступной формы предоставления заданий оценочных средств и ответов на задания (в печатной форме увеличенным шрифтом, в форме аудиозаписи, в форме электронного документа, задания зачитываются ассистентом, задания предоставляются с использованием сурдоперевода) с
использованием дополнительного времени для подготовки ответа;
- обеспечение беспрепятственного доступа обучающимся в учебные помещения, туалетные и другие помещения организации, а также пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов и других приспособлений);
- обеспечение сочетания онлайн и офлайн технологий, а также индивидуальных и коллективных форм работы в учебном процессе, осуществляемом с использованием дистанционных образовательных технологий;
- и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение ОПОП ВО.
В целях реализации ОПОП ВО в академии оборудована безбарьерная среда, учитывающая потребности лиц с нарушением зрения, с нарушениями слуха, с нарушениями опорно-двигательного
аппарата. Территория соответствует условиям беспрепятственного, безопасного и удобного передвижения инвалидов и лиц с
оборудован пандусами, стекла входных дверей обозначены специальными знаками для слабовидящих, используется система Брайля. Сотрудники охраны знают порядок действий при прибытии в академию лица с ограниченными возможностями. В академии создана толерантная социокультурная среда, осуществляется необходимое сопровождение образовательного процесса,
при необходимости предоставляется волонтерская помощь обучающимся инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья.
Раздел: 1. Почвенная биота
1. Перечислите и охарактеризуйте почвенные водоросли.
2. Дайте характеристику почвенным животным.
3. Общая характеристика грибов.
4. Характеристика лишайников.
5. Что относят к прокариотам?
6. Что относят к эукариотам?
7. Перечислите таксономические группу простейших.
8. Охарактеризуйте высший отдел беспозвоночных.
9. Какие животные относятся к мегафауне почв?
10. Что такое дрожжи их значение.
Раздел. 2. Почвенная микрофлора и их участие в круговороте веществ в природе.
1.Анаэробные почвенные бактерии. Значение.
2.Количественный и качественный состав микроорганизмов в зависимости от типа почв.
3.Микрофлора ризосферы. Их особенности и функции.
4.Влияние почвенных микроорганизмов на растения.
5. Роль автотрофных бактерий и их распространение в почвах.
7. Смена микробных ценозов в почве.
8. Автохтонная микрофлора почвы.
9. Эпифитная микрофлора.
10. Микрофлора навоза. Состав и значение.
11. Аэробные спорообразующие бактерии почвы.
12. Групповой состав прикорневой микрофлоры.
13.Почвенные олиготрофные микроорганизмы.
14. Почва – среда обитания микроорганизмов.
15. Влияние обработки почв на почвенную микрофлору.
16. Влияние почвенных микроорганизмов на растения.
17. Роль микроорганизмов в формировании структур почв.
18. Зимогенная микрофлора почвы.
Раздел: Экология микроорганизмов.
1. Экологические стратегии микроорганизмов
2. Факторы динамичности микроорганизмов в почве.
3. Смена микробных ценозов в почве.
4. Роль автотрофных бактерий и их распространение в почвах.
5. Динамика смены популяций в зависимости от характера продуктов распада корневой системы.
6. Роль микроорганизмов в формировании структуры почвы.
Комплект тестовых заданий
1. Назовите представителей кокковых форм бактерий:
А) бацилла.
Б) cарцина.
В) микобактерии.
Г) дрожжи.
2 Грибы аспергиллы размножаются путем:
А) деления.
Б) спорами.
В) почкованием.
Г) септами.
3 Дрожжевые клетки преимущественно размножаются:
А) делением.
Б) спорами.
В) почкованием.
Г) септами.
4. К низшим грибам относится:
А) пенициллиум.
Б) мукор.
Г) микроб
5. Бактерии размножаются путем:
А) образования спор.
Б) почкования.
В) деления.
Г) трансформации.
6. Споры плесневых грибов выполняют функции:
А) почкования.
Б) размножения.
В) деления.
Г) репликации.
7. К возбудителям спиртового брожения относятся:
А) бактерии.
Б) дрожжи.
В) простейшие.
Г) актиномицеты.
8. Дрожжи используют в качестве источника углерода:
А) крахмал.
Б) целлюлозу.
В) сахарозу.
Г) альдегиды.
9. Молочнокислые бактерии сбраживают:
А) клетчатку.
Б) лактозу.
В) крахмал.
Г) пектин.
10. Тип молочнокислого брожения, при котором образуется только молочная кислота, называется:
А) гомоферментативный.
Б) гетероферментативный.
В) бифидоброжением.
Г) окислением.
11. Корневая система растений усваивает:
А) газообразную форму азота.
Б) органическую форму азота.
В) минеральную форму азота.
Г) смешанную форму азота.
12. Для питания бобовых растений в симбиозе с клубеньковыми бактериями необходим процесс:
А) азотфиксации.
Б) иммобилизации.
В) денитрификации.
Г)аммонификации.
13. Разложение белков с участием микроорганизмов до минеральных соединений называется:
А) азотфиксация.
Б) аммонификация.
В) альголизация.
Г) иммобилизация.
14. Аммонификация белков сопровождается с выделением:
А) аммиака.
Б) нитратов.
В) нитритов.
Г) сероводорода.
15. В процессе аммонификации белков участвуют следующие микроорганизмы:
А) возбудители брожения.
Б) гнилостные бактерии.
В) простейшие.
Г) вирусы.
16. Наиболее богато представленная группа почвенного микронаселения:
А) актиномицеты.
Б) грибы.
В) бактерии.
Г) водоросли.
17. Аутотрофные бактерии почвы выполняют функции:
А) накопление органических веществ.
Б) накопление неорганических соединений.
В) накопление газов.
Г) защиты.
18. Микрофлора разлагающая органические соединения в почве называется:
Б) зимогенная.
В) автохтонная.
Г) гетеротрофная.
19. Микрофлора разлагающая органические соединения гумуса называется:
А) олиготрофная.
Б) зимогенная.
В) автохтонная.
Г) автотрофная.
20. Микрофлора, завершающая минерализацию органических соединений:
А) олиготрофная.
Б) зимогенная.
В) автохтонная.
Г) автотрофная.
21. Тесные взаимовыгодные отношения между растениями и микроорганизмами называется:
А) комменсализм.
Б) симбиоз.
В) паразитизм.
Г) метабиоз.
22. Взаимоотношения эпифитных микроорганизмов с растениями называется:
А) комменсализм.
Б) симбиоз.
В) паразитизм.
Г) метабиоз.
23. Прикорневая микрофлора растений называется:
А) ризосферной.
Б) эпифитной.
В) олиготрфной.
Г) автохтонной.
24. Бактериальный и землеудобрительный препарат нитрагин содержит в своем составе:
А) азотобактер.
Б) клубеньковые бактерии.
В) азоспириллы.
Г) бациллы.
25. В состав бактериального землеудобрительного препарата – азотобактерина входит:
А) азотобактер.
Б) ризобиум.
В) азоспирилла.
Г) бацилла.
26. К прокариотам относятся:
А) грибы.
Б) простейшие.
В) бактерии.
Г) вирусы.
27. Бактерии, актиномицеты, спирохеты, риккетсии и синезеленые водороли относятся к:
А)эукариотам.
Б) кариотам.
В) прокариотам.
Г) вирусам.
28. К высшим грибам относятся:
А) мукор.
Б) пеницилл.
В) дрожжи.
Г) бациллы.
29. грибы относятся:
А) прокариотам.
Б) кариотам.
В) эукариотам.
Г) бациллам.
30. Дрожжи по типу питания относятся к:
А) гетеротрофам.
Б) миксотрофам.
В) аутотрофам.
Г) литотрофам.
31. К плотной питательной среде относится:
А) Мясопептонный агар.
Б) Мясопептонный бульон.
Г) капустный бульон.
32. В процессе аммонификации (минерализации) белков участвуют:
А) бациллы.
Б) азотобактер.
В) лактобацилла.
Г) вирусы.
33. Гнилостные микроорганизмы почвы выполняют функции.
А) минерализация органических соединений.
Б) азотфиксации.
В) брожения.
Г) окисления.
34. Основоположник почвенной микробиологии:
А) С.Н.Виноградский.
Б) И.О.Ивановский.
В) Л.Пастер.
Г) А.Левенгук.
35. Взаимоотношения клубеньковых бактерий с корневой системой бобовых растений:
А) комменсализм.
Б) метабиоз.
В) симбиоз.
Г) паразитизм.
36. Бактериальный землеудобрительный препарат фосфоробактерин состоит из:
А) бацилл.
Б) ризобиум.
В) бактерий.
Г) вирус.
37. В разрушении алюмосиликатов участвуют:
А) железобактерии.
Б) цианобактерии.
В)силикатные бактерии.
Г) бацилла.
38. Дрожжи участвуют в процессе:
А) дыхания.
Б) брожения.
В) неполного окисления.
Г) окисления.
39. Микроорганизмы, участвующие в превращении сероводорода в серную кислоту:
А) серобактерии.
Б) гнилостные бактерии.
В) железобактерии.
Г) силикатные бактерии.
40. Окисление аммиака в нитриты и нитраты называется:
А) денитрификацией.
Б) нитрификацией.
В) иммобилизацией.
Г) аммонификацией.
41 .Отрицательное значение микробного процесса нитрификации в почве:
А) вымывание продуктов нитрификации из почвы.
Б) закрепление азотсодержащих соединений в почве.
В) адсорбция нитритов и нитратов почвенными коллоидами.
Г) улетучивание газообразных соединений азота в атмосферу.
42. Положительное значение микробного процесса нитрификации в почве:
А) вымывание продуктов нитрификации.
Б) закрепление азотсодержащих соединений в почве.
В) иммобилизация азота.
Г) улетучивание газообразных соединений азота в атмосферу.
43. Исследования по изучению биодинамики почв в географическом аспекте проводил в 20-х годах 20-го столетия:
А) С.Н.Виноградский.
Б) В.Л.Омелянский.
В) С.П.Костычев.
Г) И.Д.Ивановский.
44. Активизация деятельности почвенных микроорганизмов отмечается:
А) летом.
Б)осенью.
В) весной.
Г) зимой.
45. Максимальное увеличение количества микроорганизмов ризосферы отмечается в период:
Б) ранней стадии роста.
В) созревания.
Г) плодоношения.
46. Орошение полей способствует:
А) уменьшению роста микроорганизмов.
Б) усилению роста микроорганизмов.
В) задержке роста микроорганизмов.
Г) торможению роста микроорганизмов.
47. Внесение землеудобрительных бактериальных препаратов в почву способствует:
А) повышению урожайности.
Б) накоплению органических веществ в почве.
В) понижают обменные процесса в почве.
Г) гибели микроорганизмов.
48. Препарат клубеньковых бактерий – нитрагин используется для заражения семян:
А) злаковых растений.
Б) крестоцветных растений.
В) бобовых растений.
Г) картофеля.
49. Микроорганизмы почвы способствуют:
А) повышению урожайности.
Б) понижению урожайности.
В) не влияют на урожайность.
Г) инактивации бактерий.
50. В процессе азотфиксации участвует бактериальный фермент:
А) пероксидаза.
Б) каталаза.
В) нитрогеназа.
Г) амилаза.
51. С чем связана активизация деятельности почвенных микроорганизмов весной:
А) количеством микроорганизмов в почве.
Б) наличием питательных веществ, влаги и т.д.
В) качественным составом микроорганизмов.
Г) воздухом почвы.
52. Внесение культур синезеленых водорослей в почву называется:
А) сульфофиксацией.
Б) аголизацией.
В) инактивацией.
Г) аммонификацией.
53. К прокариотам относятся:
А) грибы.
Б) простейшие.
В) бактерии.
Г) вирусы.
54. Подвижность микроорганизмов определяют методом:
А) фиксации.
Б) раздавленной капли.
В) негативного окрашивания.
Г) Михина.
Перечень дискуссионных тем для круглого стола
1. Почва как среда обитания. Индикация почв.
2. Участие почвенных микроорганизмов в круговороте веществ.
3. Взаимоотношения высших растений и почвенных организмов.
Кейс-задачи
1. Установить соответствие между представителями микроорганизмов и круговоротом веществ
Круговорот веществ Названия микроорганизмов
1. Круговорот азота А. зеленые растения, гетеротрофные, хемосинтезирующие микроорганизмы
2. Круговорот серы Б. аммонифицирующие, нитрифицирующие, денитрифицирующие
3. Круговорот углерода Хемоавтотрофные прокариоты, гетеротрофные бактерии, тионовые бактерии
2. Установить соответствие между классом и их представителем
Таксономические группы Названия организмов
1. Простейшие А) коловратки, нематоды, энхитрейды
2. Черви Б) улитки, слизни
3. Моллюски В) жгутиконосцы, саркодовые, инфузории
4. Членистоногие Г) ракообразные, паукообразные, многоножки, насекомые
Группы Живые организмы
1. нанофауна А) дождевые черви, многоножки, личинки, насекомые
2. микрофауна Б) землерои, грызуны, кроты, ежи, зайцы
3. мезофауна В) нематоды, тихоходки, коловратки
4. макрофауна Г) одноклеточные животные
5. мегафауна Д) членистоногие, мелкие виды насекомых
4. Установить соответствие между названием грибов и их классом
Класс Представители
1. Зигомицеты А) протосумчатые, плектомицеты, дискомицеты
2. Аскомицеты Б) гименомицеты, гастеромицеты, гетеробазидиомицеты
3. Базидиомицеты В) мукоровые, эндогоновые, энтомофторовые
4. Несовершенные грибы Г) гифомицетовые (пеницил, аспергил)
1. Участие микроорганизмов в почвообразовательном процессе.
2. Круговорот азота.
3. Круговорот фосфора
4. Круговорот серы.
5. Мезафауна почв.
6. Лишайники, их характеристика.
7. Роль дождевых червей в почвообразовании.
8. Микроорганизмы – как индикаторы почвенной среды.
9. Микро- и нанофауна почв.
10. Грибная микрофлора.
2. Комплект контрольных вопросов
3. Комплект тестовых заданий
4. Перечень дискуссионных тем для круглого стола
5. Кейс-задачи
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– правильность ответа по содержанию задания (учитывается количество и характер ошибок при ответе);
– полнота и глубина ответа (учитывается количество усвоенных фактов, понятий и т.п.);
– сознательность ответа (учитывается понимание излагаемого материала);
– логика изложения материала (учитывается умение строить целостный, последовательный рассказ, грамотно пользоваться специальной терминологией);
– использование дополнительного материала;
– рациональность использования времени, отведенного на задание (не одобряется затянутость выполнения задания, устного ответа во времени, с учетом индивидуальных особенностей обучающихся).
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- теоретический уровень знаний;
- качество ответов на вопросы;
- подкрепление материалов фактическими данными (статистические данные или др.);
- практическая ценность материала;
- способность делать выводы;
- способность отстаивать собственную точку зрения;
- способность ориентироваться в представленном материале;
- степень участия в общей дискуссии.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
(дискуссии, полемики, диспута, дебатов)
«отлично»
используется терминология; показано умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации; высказывать свою точку зрения.
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
– правильность формулировки и использования понятий и категорий;
– правильность выполнения заданий/ решения задач;
– аккуратность оформления работы и др.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
(обязательно для дисциплин, где по УП предусмотрена контрольная работа)
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Примерные критерии оценивания:
– правильность выполнения задания на практическую/лабораторную работу в соответствии с вариантом;
– степень усвоения теоретического материала по теме практической /лабораторной работы;
– способность продемонстрировать преподавателю навыки работы в инструментальной программной среде, а также применить их к решению типовых задач, отличных от варианта задания;
– качество подготовки отчета по практической / лабораторной работе;
– правильность и полнота ответов на вопросы преподавателя при защите работы
и др.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания практических занятий (лабораторных работ):
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
В качестве критериев могут быть выбраны, например:
– соответствие срока сдачи работы установленному преподавателем;
– соответствие содержания и оформления работы предъявленным требованиям;
– способность выполнять вычисления;
– умение использовать полученные ранее знания и навыки для решения конкретных задач;
– умение отвечать на вопросы, делать выводы, пользоваться профессиональной и общей лексикой;
– обоснованность решения и соответствие методике (алгоритму) расчетов;
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
расчетно-графической работы, работы на тренажере
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Материалы тестовых заданий следует сгруппировать по темам/разделам изучаемой дисциплины (модуля) в следующем виде:
Тема (темы) / Раздел дисциплины (модуля)
Тестовые задания по данной теме (темам)/Разделу с указанием правильных ответов.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- отношение правильно выполненных заданий к общему их количеству
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
Задачи реконструктивного уровня
Задачи творческого уровня
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота знаний теоретического контролируемого материала;
– полнота знаний практического контролируемого материала, демонстрация умений и навыков решения типовых задач, выполнения типовых заданий/упражнений/казусов;
– умение самостоятельно решать проблему/задачу на основе изученных методов, приемов, технологий;
– умение ясно, четко, логично и грамотно излагать собственные размышления, делать умозаключения и выводы;
– полнота и правильность выполнения задания.
для учета в рейтинге (оценка)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ четко структурирован и выстроен в заданной логике. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа укладывается в заданные рамки при сохранении смысла.
Продемонстрировано умение аргументировано излагать собственную точку зрения. Видно уверенное владение освоенным материалом, изложение сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.
Высокая степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала: стилистические обороты, манера изложения, словарный запас. Отсутствуют стилистические и орфографические ошибки в тексте.
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
– степень владения понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины;
– знание фактического материала, отсутствие фактических ошибок;
– умение логически выстроить материал ответа;
– умение аргументировать предложенные подходы и решения, сделанные выводы;
– степень самостоятельности, грамотности, оригинальности в представлении материала (стилистические обороты, манера изложения, словарный запас, отсутствие или наличие грамматических ошибок);
– выполнение требований к оформлению работы.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся).
Примерная шкала оценивания письменных работ:
(рефератов, докладов, сообщений)
Продемонстрировано владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (уместность употребления, аббревиатуры, толкование и т.д.), отсутствуют ошибки в употреблении терминов.
Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ в достаточной степени структурирован и выстроен в заданной логике без нарушений общего смысла. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа незначительно превышает заданные рамки при сохранении смысла.
Продемонстрировано умение аргументированно излагать собственную точку зрения, но аргументация не всегда убедительна. Изложение лишь отчасти сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
Продемонстрировано достаточное владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины, есть ошибки в употреблении и трактовке терминов, расшифровке аббревиатур.
Ошибки в использовании категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ плохо структурирован, нарушена заданная логика. Части ответа логически разорваны, нет связок между ними. Ошибки в представлении логической структуры проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа в существенной степени (на 25–30%) отклоняется от заданных рамок.
Нет собственной точки зрения либо она слабо аргументирована. Примеры, приведенные в ответе в качестве практических иллюстраций, в малой степени соответствуют изложенным теоретическим аспектам.
Текст работы примерно наполовину представляет собой стандартные обороты и фразы из учебника/лекций. Обилие ошибок в стилистике, много стилистических штампов. Есть 3–5 орфографических ошибок.
Работа выполнена не очень аккуратно, встречаются помарки и исправления.
Продемонстрировано крайне слабое владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (неуместность употребления, неверные аббревиатуры, искаженное толкование и т.д.), присутствуют многочисленные ошибки в употреблении терминов.
Продемонстрировано крайне низкое (отрывочное) знание фактического материала, много фактических ошибок – практически все факты (данные) либо искажены, либо неверны.
Ответ представляет собой сплошной текст без структурирования, нарушена заданная логика. Части ответа не взаимосвязаны логически. Нарушена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа более чем в 2 раза меньше или превышает заданный. Показаны неверные ассоциативные взаимосвязи категорий и терминов дисциплины.
Отсутствует аргументация изложенной точки зрения, нет собственной позиции. Отсутствуют примеры из практики либо они неадекватны.
Текст ответа представляет полную кальку текста учебника/лекций. Стилистические ошибки приводят к существенному искажению смысла. Большое число орфографических ошибок в тексте (более 10 на страницу).
Работа выполнена неаккуратно, с обилием помарок и исправлений. В работе один абзац и больше позаимствован из какого-либо источника без ссылки на него.
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- соответствие решения сформулированным в кейсе вопросам (адекватность проблеме и рынку);
- оригинальность подхода (новаторство, креативность);
- применимость решения на практике;
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Концепция игры
Роли:
Задания (вопросы, проблемные ситуации и др.)
Ожидаемый (е) результат(ы)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
качество усвоения информации;
выступление;
содержание вопроса;
качество ответов на вопросы;
значимость дополнений, возражений, предложений;
уровень делового сотрудничества;
соблюдение правил деловой игры;
соблюдение регламента;
активность;
правильное применение профессиональной лексики.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
для учета в рейтинге (оценка)
Индивидуальные творческие задания (проекты):
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- актуальность темы;
- соответствие содержания работы выбранной тематике;
- соответствие содержания и оформления работы установленным требованиям;
- обоснованность результатов и выводов, оригинальность идеи;
- новизна полученных данных;
- личный вклад обучающихся;
- возможности практического использования полученных данных.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
п/п