2024-2025_b35_03_03_о_4_plx_Биология почв
 
Федеральное государственное бюджетное образовательное

учреждение высшего образования

«Бурятская государственная сельскохозяйственная академия имени В.Р. Филиппова»

Агрономический Факультет
 
«УТВЕРЖДЕНО»
Декан

Агрономический факультет

уч. ст., уч. зв.
 
Манханов А.Д.
 
 
 
 
подпись
 
«
 
 
 
»
20
г.
 
«СОГЛАСОВАНО»
Заведующий выпускающей кафедрой

Почвоведение и агрохимия

уч. ст., уч. зв.
Хутакова С.В.
 
 
 
подпись
 
«
»
20
г.
 
 
 
 
Рабочая программа 
Направление 35.03.03 Агрохимия и агропочвоведение

Направленность (профиль) Агроэкология

Дисциплины (модуля)
Б1.В.ДВ.01.01 Биология почв
 
Почвоведение и агрохимия
Квалификация
бакалавр
Форма обучения
очная
Форма промежуточной аттестации
Зачет с оценкой
Объём дисциплины в З.Е.
4
Продолжительность в часах/неделях
144/ 0  
Статус дисциплины

в учебном плане

относится к обязательной части блока 1 "Дисциплины" ОПОП

является дисциплиной обязательной для изучения

Обеспечивающая преподвание

дисциплины кафедра

 
Улан-Удэ, 20__г.
 
Распределение часов дисциплины
Курс 4

Семестр 8

Количество часов
Итого
Вид занятий
УП
УП
Лекционные занятия
34
34
Практические занятия
34
34
Контактная работа
68
68
Сам. работа
76
76
Итого
144
 
Программу составил(и):
 
 
Биология почв
Программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС ВО:
- Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 35.03.03 Агрохимия и агропочвоведение (приказ Минобрнауки России от 26.07.2017 г. № 702);

- 13.023. Профессиональный стандарт "АГРОХИМИК-ПОЧВОВЕД", утверждённый приказом Министерства труда и социальной защиты Российско Федерации от 2 сентября 2020 г. N 551н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 24 сентября 2020 г., регистрационный N 60003);

 
b35.03.03_о_4.plx
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного Ученым советом вуза от  протокол №  .
 
Протокол от __ __________ 20__ г.  №  __  

Зав. кафедрой Хутакова С.В.

Почвоведение и агрохимия
Программа одобрена на заседании кафедры
Председатель методической комиссии «Агрономический факультет»
Рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании методической комиссии «Агрономический факультет» от «__» _______________ 20__г., протокол №___
уч. ст., уч. зв.
 
 
подпись
 
И.О. Фамилия
 
подпись
 

п/п

Учебный год
Одобрено

на заседании кафедры

Утверждаю

Заведующий кафедрой

Хутакова С.В.

протокол
Дата
Подпись
Дата
20__/20__ г.г.
№____
«__»__20__г.
«__»__20__г.
1
20__/20__ г.г.
№____
«__»__20__г.
«__»__20__г.
2
20__/20__ г.г.
№____
«__»__20__г.
«__»__20__г.
3
20__/20__ г.г.
№____
«__»__20__г.
«__»__20__г.
4
20__/20__ г.г.
№____
«__»__20__г.
«__»__20__г.
5
 
подпись
 
И.О. Фамилия
 
Внешний эксперт

(представитель работодателя)

 
 
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1
Цели: Цель дисциплины (модуля): показать функционирование почвы как сложной самостоятельной подсистемы в системе биогеоценоза и систем более высокого уровня, сформировать знания  о населяющих почву организмов, законов их существования и процессов взаимодействия между живым веществом почвы и всеми другими ее составными частями – твердой, жидкой и газообразной, расширить представления студентов о возможностях индикации почв и оценки их экологического состояния с помощью биологических методов, ознакомить с экологией микроорганизмов: распределением по средам обитания, классификацией по типам питания, закономерностями функционирования микробных популяций

Задачи: Задачи: взаимоотношение  между почвой и наземной частью биоты, роль почвы в жизни населяющих ее организмов, роль почвы как экологического фактора, ее экологические функции, роль в жизни и преобразовании почв ее флоры и фауны, реакция почвы на изменение экологических, реакция на внешние воздействия, динамичность свойств почв, цикличность в изменении свойств почвы и проявлении процессов почвообразования, механизмы устойчивости с свойств и признаков почв, основные представления об организации биосферы, «доменах жизни», микроорганизмах и их сообществах как компонентах биосферы, особенностях метаболизма микроорганизмов, их роли в возникновении и преобразованиях органического вещества в природе, о процессах обмена энергией между органической и неорганической природой

 
ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ И МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Блок.Часть
Б1.В
ПКС-1: Готов проводить почвенные, агрохимические и агроэкологические исследования
 
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
 
Учебная практика 
1
4 семестр
 
Производственная практика 
2
6 семестр
 
Агроэкологические особенности химии почв 
3
7 семестр
 
Почвенная и растительная диагностика 
4
6 семестр
 
Экологические аспекты применения микроэлементов и методы их диагностики 
5
6 семестр
 
Технологическая практика 
6
4 семестр
 
Технологическая практика 
7
6 семестр
 
Дисциплины (модули) и практики, для которых освоение данной практики необходимо как предшествующее:
 
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы 
1
8 семестр
 
Преддипломная практика 
2
8 семестр
 
ОПИСАНИЕ ПОКАЗАТЕЛЕЙ, КРИТЕРИЕВ И ШКАЛ ОЦЕНИВАНИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ В РАМКАХ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
КОД И НАЗВАНИЕ КОМПЕТЕНЦИИ

ПКС-1: Готов проводить почвенные, агрохимические и агроэкологические исследования;

 
Знать и понимать  Знать: - основные виды почвенной биоты, общую характеристику, основные группы почвенных организмов, особенности их систематики и морфологии, а также экологии; особенности микробного метаболизма и роль почвенных микроорганизмов в превращении веществ и энергии в биосфере; особенности распределения организмов по почвенному профилю, закономерности их сукцессии и взаимоотношения различных групп почвообитающих организмов друг с другом

:

 
ИД-1 не знает и не понимает основные виды почвенной биоты, группы почвенных организмов,  общую характеристику,особенности систематики и морфологии и экологии;

ИД-2 не знает и не понимает роль почвенных микроорганизмов в превращении веществ и энергии в биосфере;

ИД-3 не знает и не понимает взаимоотношения различных групп почвообитающих организмов друг с другом.

Уровень 1 
 
ИД-1 в целом знает и понимает основные виды почвенной биоты, группы почвенных организмов,  общую характеристику,особенности систематики и морфологии и экологии;

ИД-2 в целом знает и понимает роль почвенных микроорганизмов в превращении веществ и энергии в биосфере;

ИД-3 в целом знает и понимает  взаимоотношения различных групп почвообитающих организмов друг с другом.

Уровень 2 
 
ИД-1 достаточно знает и понимает основные виды почвенной биоты, группы почвенных организмов,  общую характеристику,особенности систематики и морфологии и экологии;

ИД-2 достаточно знает и понимает роль почвенных микроорганизмов в превращении веществ и энергии в биосфере;

ИД-3 достаточно знает и понимает взаимоотношения различных групп почвообитающих организмов друг с другом.

Уровень 3 
 
ИД-1 в полной мере знает и понимает основные виды почвенной биоты, группы почвенных организмов,  общую характеристику,особенности систематики и морфологии и экологии;

ИД-2 роль почвенных микроорганизмов в превращении веществ и энергии в биосфере;

ИД-3 взаимоотношения различных групп почвообитающих организмов друг с другом.

Уровень 4 
 
 
Уметь делать (действовать)  Уметь: -  пользоваться лабораторным оборудованием для анализа активности почвенной биоты и других работ, связанных с почвенно-биологическим мониторингом и диагностикой

:

 
ИД-1 не умеет пользоваться лабораторным оборудованием для анализа активности почвенной биоты и других работ;

ИД-2 не умеет пользоваться лабораторным оборудованием для анализа активности почвенной биоты и других работ связанных с почвенно-биологическим мониторингом;

ИД-3 не умеет пользоваться лабораторным оборудованием для анализа активности почвенной биоты и других работ связанных с почвенно-биологическим мониторингом и диагностикой.

Уровень 1 
 
ИД-1 в целом умеет пользоваться лабораторным оборудованием для анализа активности почвенной биоты и других работ;

ИД-2  в целом умеет пользоваться лабораторным оборудованием для анализа активности почвенной биоты и других работ связанных с почвенно-биологическим мониторингом;

ИД-3  в целом умеет пользоваться лабораторным оборудованием для анализа активности почвенной биоты и других работ связанных с почвенно-биологическим мониторингом и диагностикой.

Уровень 2 
 
ИД-1 достаточно умеет пользоваться лабораторным оборудованием для анализа активности почвенной биоты и других работ;

ИД-2 достаточно умеет пользоваться лабораторным оборудованием для анализа активности почвенной биоты и других работ, связанных с почвенно-биологическим мониторингом;

ИД-3 достаточно умеет пользоваться лабораторным оборудованием для анализа активности почвенной биоты и других работ, связанных с почвенно-биологическим мониторингом и диагностикой.

Уровень 3 
 
ИД-1 в полной мере умеет пользоваться лабораторным оборудованием для анализа активности почвенной биоты и других работ;

ИД-2 в полной мере умеет пользоваться лабораторным оборудованием для анализа активности почвенной биоты и других работ, связанных с почвенно-биологическим мониторингом;

ИД-3 в полной мере умеет пользоваться лабораторным оборудованием для анализа активности почвенной биоты и других работ, связанных с почвенно-биологическим мониторингом и диагностикой.

Уровень 4 
 
 
Владеть навыками (иметь навыки) Владеть: методами фитоиндикации и зоологической индикации почв, методами исследований почвенной биоты.:
 
ИД-1 не владеет методами фитоиндикации и зоологической индикации почв;

ИД-2 не владеет методами фитоиндикации и зоологической индикации почв, методами исследований почвенной биоты;

ИД- не владеет методами фитоиндикации и зоологической индикации почв, методами исследований почвенной биоты. Не имеет представление об основных принципах биологической индикации и диагностики почв.

Уровень 1 
 
ИД-1 в целом владеет методами фитоиндикации и зоологической индикации почв;

ИД-2  в целом владеет методами фитоиндикации и зоологической индикации почв, методами исследований почвенной биоты;

ИД-3 в целом владеет методами фитоиндикации и зоологической индикации почв, методами исследований почвенной биоты. Иметь представление об основных принципах биологической индикации и диагностики почв.

Уровень 2 
 
И1- 1 достаточно владеет методами фитоиндикации и зоологической индикации почв;

ИД- 2 достаточно владеет методами фитоиндикации и зоологической индикации почв, методами исследований почвенной биоты;

ИД-3 достаточно владеет методами фитоиндикации и зоологической индикации почв, методами исследований почвенной биоты. Иметь представление об основных принципах биологической индикации и диагностики почв.

Уровень 3 
 
ИД-1 в полной мере владеет методами фитоиндикации и зоологической индикации почв; методами исследований почвенной биоты; Иметь представление об основных принципах биологической индикации и диагностики почв.

ИД-2 в полной мере владеет методами фитоиндикации и зоологической индикации почв; методами исследований почвенной биоты; Иметь представление об основных принципах биологической индикации и диагностики почв.

ИД-3 в полной мере владеет методами фитоиндикации и зоологической индикации почв; методами исследований почвенной биоты; Иметь представление об основных принципах биологической индикации и диагностики почв.

Уровень 4 
 
 
 
Уровни сформированности компетенций
Оценка «хорошо» - уровень 3
Оценка «отлично» - уровень 4
Оценка «неудовлетворительно» - уровень 1
Оценка «удовлетворительно» - уровень 2
Оценки формирования компентенций
средний
высокий
компетенция не сформирована
минимальный
Характеристика сформированности компетенции
Сформированность компетенции в целом соответствует требованиям. Имеющихся знаний, умений, навыков и мотивации в целом достаточно для решения стандартных практических (профессиональных) задач
Сформированность компетенции полностью соответствует требованиям. Имеющихся знаний, умений, навыков и мотивации в полной мере достаточно для решения сложных практических (профессиональных) задач
Компетенция в полной мере не сформирована. Имеющихся знаний, умений и навыков недостаточно для решения практических (профессиональных) задач
Сформированность компетенции соответствует минимальным требованиям. Имеющихся знаний, умений, навыков в целом достаточно для решения практических (профессиональных) задач
 
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Код занятия
Наименование разделов (этапов) и тем
Семестр
Часов
Компетенции
Интеракт.
Примечание (используемые интерактивные формы,

форма текущего контроля успеваемости)

Вид

работ

 
Раздел 1. 1. Общая часть. Почвенная биота
 
1.1
Введение. Почва – как среда обитания. 
88
4
ПКС-1
2
Лек
 
1.2
Свойства почвы и их влияние на растения. Роль свойств почв и их режимов в жизни почвообитающих животных (позвоночных, беспозвоночных, насекомых, паукообразных).
88
4
2
Лек
 
1.3
Водоросли, простейшие, грибы, актиномицеты, бактерии, дрожжи и их распространение в разных по свойствам почвам
88
4
2
Лек
 
1.4
Общее знакомство с основными группами почвенной биоты.
88
4
Пр
 
1.5
Характеристика основных групп почвенной биоты
88
4
Пр
 
1.6
Взаимоотношение микроорганизмов между собой и другими существами
88
4
Пр
 
1.7
Роль свойств почв и их режимов в жизни почвообитающих животных (позвоночных, беспозвоночных, насекомых, паукообразных).
88
10
Ср
 
1.8
Взаимоотношение микроорганизмов между собой и другими существами
88
6
Ср
 
1.9
Почвенная микробиология-возникновение и развитие
88
2
Ср
 
Раздел 2. 2. Почвенная микрофлора и их участие в превращении веществ и энергии. Почвообразовательные процессы.
 
2.1
Почвенная микрофлора и их участие в превращении веществ и энергии. Микроорганизмы, их распространение и жизнедеятельность как функция свойств и режимов почв
88
4
Лек
 
2.2
Азотфиксация, нитрификация и аммонификация. Сульфатредуцирующая деятельность микроорганизмов
88
4
2
Лек
 
2.3
Биота и образование почвенного гумуса. Микробиологическая активность почвы в различные фазы развития растений и в различные сезоны года. Сезонная активность почвенной фауны
88
4
2
Лек
 
2.4
Биотические сообщества в зональных типах почв.
88
4
Пр
 
2.5
Индикация почв. Методы исследований биоценозов. Метод обрастания стекол (по Росси-Холодному), метод капиллярных педоскопов, метод изучения микробных сукцессий в почве.
88
4
Пр
 
2.6
Биологическая активность почв. Разложение целлюлозы (аэробное и анаэробное разложение). Методы исследований микроорганизмов в ризосфере. Метод изучения образования клубеньков на корнях бобовых и небобовых растений
88
4
Пр
 
2.7
Участие почвенных микроорганизмов в круговороте веществ. Обнаружение микроорганизмов принимающих участие в превращении веществ в природе.
88
6
Пр
 
2.8
Микроорганизмы, их распространение и жизнедеятельность как функция свойств и режимов почв
88
8
Ср
 
2.9
Биотические сообщества в зональных типах почв.
88
6
Ср
 
2.10
Азотфиксация, нитрификация и аммонификация. Сульфатредуцирующая деятельность микроорганизмов
88
6
Ср
 
2.11
Роль микробов при компостировании соломы, торфа,  навоза, опилок в сельском хозяйстве
88
14
Ср
 
Раздел 3. 3. Экология почв
 
3.1
Закономерности распространения отдельных групп живых организмов в почвах разных типов, в почвах с разными свойствами и режимами и возможности биоиндикации почв. Экологические функции почв.
88
4
2
Лек
 
3.2
Экология почвенных микроорганизмов
88
6
Лек
 
3.3
Методы исследования экологических функций почвенных микроорганизмов.
88
4
Пр
 
3.4
Экологические функции почв.
88
8
Ср
 
3.5
Роль микробов при использовании навоза в сельском хозяйстве
88
10
Ср
 
3.6
Микробиологические препараты в сельском хозяйстве, и их применение
88
6
Ср
 
ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И РЕСУРСОВ СЕТИ "ИНТЕРНЕТ", НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
 
Основная литература
 
Звягинцев Д.Г., Бабьева И.П., Зенова Г.М. Биология почв:рек. МО РФ в кач. учебника для студентов вузов, обуч. по напр. 510700 "Почвоведение" и спец-ти 013000 "Почвоведение". - М.: Изд-во МГУ, 2005. - 447
Л1.1
 
Горлова О. П. Биология почв: лабораторный практикум [Электронный ресурс]:. - Красноярск: КрасГАУ, 2014. - 24 – Режим доступа: https://e.lanbook.com/book/187035 
Л1.2
 
Чимитдоржиева И. Б., Рузавин Ю. Н., Сыренжапова А. С. Биология почв [Электронный ресурс]:. - Улан-Удэ: Бурятская ГСХА им. В.Р. Филиппова, 2018. - 95 – Режим доступа: https://e.lanbook.com/book/225938 
Л1.3
 
Ботбаева Ж. Т. Биология почв [Электронный ресурс]:. - Астана: КазАТУ, 2017. - 125 – Режим доступа: https://e.lanbook.com/book/233864 
Л1.4
 
 
Номер аудитории
Назначение
Оборудование и ПО
Адрес
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ)
 
444
Учебная аудитория для занятий лекционного типа (444)
90 посадочных мест, рабочее место преподавателя, оснащённые учебной мебелью, интерактивная панель с возможность подключения ноутбука и мультимедийного оборудования,  переносной ноутбук,  доступ в интернет, 2 стенда. Список ПО: Kaspersky Endpoint Security для бизнеса, Microsoft Windows Vista Business Russian Upgrade 
670024, Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, ул. Пушкина, д.№8 , Учебный корпус
 
Academic OPEN No Level , Microsoft OfficeProPlus 2016 RUS OLP NL Acdmc. Microsoft Office Professional Plus 2007 Russian Academic OLP NL AE, Система Антиплагиат
 
440а
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного, семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации (кабинет геологии и геоморфологии) (440а)
21 посадочных мест, рабочее место преподавателя, оснащённые учебной мебелью, доска аудиторная,   мультимедийный проектор, проекционный экран, возможность подключения ноутбука и мультимедийного оборудования,  ноутбук переносной, коллекция минералов,  доступ в интернет, 4 стенда. Список ПО: Kaspersky Endpoint Security для бизнеса, Microsoft Windows Vista Business Russian Upgrade Academic OPEN No Level, Microsoft OfficeProPlus 2016 RUS OLP NL Acdmc. Microsoft Office Professional Plus 2007 Russian Academic OLP NL AE, Система Антиплагиат
670024, Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, ул. Пушкина, д.№8 , Учебный корпус
 
440б
Агрохимическая лаборатория для проведения аналитических работ бакалавров, магистрантов и аспирантов (440 б)
8 посадочных мест, оснащённые лабораторной мебелью и лабораторным оборудованием, возможность подключения ноутбука, доступ в интернет. Список ПО: Kaspersky Endpoint Security для бизнеса, Microsoft Windows Vista Business Russian Upgrade Academic OPEN No Level, Microsoft OfficeProPlus 2016 RUS OLP NL Acdmc. Microsoft Office Professional Plus 2007 Russian Academic OLP NL AE, Система Антиплагиат
670024, Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, ул. Пушкина, д.№8 , Учебный корпус
 
ПЕРЕЧЕНЬ РЕСУРСОВ ИНФОРМАЦИОННО-ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННОЙ СЕТИ ИНТЕРНЕТ И ЛОКАЛЬНЫХ СЕТЕЙ АКАДЕМИИ, НЕОБХОДИММЫХ ДЛЯ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Наименование 
Доступ
1. Удаленные электронные сетевые учебные ресурсы временного доступа, сформированные на основании прямых договоров с правообладателями (электронно-библиотечные системы - ЭБС)
1

2
3. Электронные учебные и учебно-методические ресурсы, подготовленные в академии:
Электронно-библиотечная система Издательства «Znanium»
http://znanium.ru/
Электронно-библиотечная система Издательства «Лань»
http://e.lanbook.com/
Электронно-библиотечная система Издательства «Юрайт»
http://urait.ru/
Биология почв : допущено Методическим советом Бурятской ГСХА в качестве учебно-методического пособия для обучающихся очного и заочного обучения по направлению подготовки 35.03.03 " Агрохимия и агропочвоведение" / И. Б. Чимитдоржиева, Ю. Н. Рузавин, А. С. Сыренжапова ; М-во сел. хоз-ва Рос. Федерации, ФГБОУ ВО "БГСХА им. В.Р. Филиппова". - Улан-Удэ : Изд-во БГСХА им. В. Р. Филиппова, 2018. - 95 с
2. Электронные сетевые ресурсы открытого доступа (профессиональные базы данных, массовые открытые онлайн-курсы и пр.):

1

2
Платформа «Открытое образование» (онлайн-курсы по базовым дисциплинам, изучаемым в российских университетах)
https://openedu.ru/course/
Профессиональные базы данных
http://e.lanbook.com/
 
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ВКЛЮЧАЯ ПЕРЕЧЕНЬ ПРОГРАММНОГО ОБСПЕЧЕНИЯ И ИНФОРМАЦИОННЫХ СПРАВОЧНЫХ СИСТЕМ
1. Программные продукты, необходимые для освоения учебной дисциплины
Наименование программного продукты (ПП)
Виды учебных занятий и работ, в которых используется данный продукт
Microsoft OfficeStd 2016 RUS OLP NL Acdmc. Договор № ПП-61/2015 г. О поставке программных продуктов от 9 декабря 2015 года

Microsoft OfficeProPlus 2016 RUS OLP NL Acdmc. Договор № ПП-61/2015 г. О поставке программных продуктов от 9 декабря 2015 года

Microsoft Windows Vista Business Russian Upgrade Academic OPEN No Level Государственный контракт № 25 от 1 апреля 2008 года

Занятия семинарского типа, самостоятельная работа 
 
2. Информационные справочные системы, необходимые для реализации учебного процесса
Информационно-правовой портал «Гарант»
в локальной сети академии

http://www.garant.ru/

Справочно-поисковая система «Консультант Плюс»
http://www.consultant.ru/
 
3. Специализированные помещения и оборудование, используемые в рамках информатизации учебного процесса
 
Наименование ЭИОС и доступ
Виды учебных занятий и работ, в которых используется данная система
Доступ
1

2
3
Официальный сайт академии
http://bgsha.ru/
Занятия лекционного типа, семинарского типа, самостоятельная работа
Личный кабинет
http://lk.bgsha.ru/
Занятия лекционного типа, семинарского типа, самостоятельная работа
АС Деканат
в локальной сети академии
-
Корпоративный портал академии
http:/portal.bgsha.ru/
Занятия лекционного типа, семинарского типа, самостоятельная работа
ИС «Планы»
в локальной сети академии
-
Портфолио обучающегося
http://lk.bgsha.ru/
Самостоятельная работа
Сайт научной библиотеки
http:/elib.bgsha.ru/
Занятия лекционного типа, семинарского типа, самостоятельная работа
Электронная библиотека БГСХА
http:/elib.bgsha.ru/
Занятия лекционного типа, семинарского типа, самостоятельная работа
4. Информационно-образовательные системы (ЭИОС)
 
ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ) ДЛЯ ИНВАЛИДОВ И ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИМ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Организационно-педагогическое, психолого-педагогическое сопровождение обучающихся инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья осуществляется на основании соответствующей рекомендации в заключении психолого-медико-педагогической комиссии или индивидуальной программе реабилитации инвалида. Академия, по заявлению обучающегося, создает специальные условия для получения высшего образования инвалидами и лицам с ограниченными возможностями здоровья:

- использование специализированных (адаптированных) рабочих программ дисциплин (модулей) и методов обучения и воспитания, включая наличие альтернативной версии официального сайта организации в сети «Интернет» для слабовидящих;

- использование специальных учебников, учебных пособий и других учебно-методических материалов, включая альтернативные форматы печатных материалов (крупный шрифт или аудиофайлы);

- использование специальных технических средств обучения (мультимедийное оборудование, оргтехника и иные средства) коллективного и индивидуального пользования, включая установку

мониторов с возможностью трансляции субтитров, обеспечение надлежащими звуковыми

воспроизведениями информации;

- предоставление услуг ассистента (при необходимости), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь или услуги сурдопереводчиков / тифлосурдопереводчиков;

- проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий для разъяснения отдельных вопросов изучаемой дисциплины (модуля);

- проведение процедуры оценивания результатов обучения возможно с учетом особенностей нозологий (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, в форме тестирования и т.п.) при использовании доступной формы предоставления заданий оценочных средств и ответов на задания (в печатной форме увеличенным шрифтом, в форме аудиозаписи, в форме электронного документа, задания зачитываются ассистентом, задания предоставляются с использованием сурдоперевода) с

использованием дополнительного времени для подготовки ответа;

- обеспечение беспрепятственного доступа обучающимся в учебные помещения, туалетные и другие помещения организации, а также пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов и других приспособлений);

- обеспечение сочетания онлайн и офлайн технологий, а также индивидуальных и коллективных форм работы в учебном процессе, осуществляемом с использованием дистанционных образовательных технологий;

- и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение ОПОП ВО.

В целях реализации ОПОП ВО в академии оборудована безбарьерная среда, учитывающая потребности лиц с нарушением зрения, с нарушениями слуха, с нарушениями опорно-двигательного

аппарата. Территория соответствует условиям беспрепятственного, безопасного и удобного передвижения инвалидов и лиц с

 
ограниченными возможностями здоровья. Вход в учебный корпус

оборудован пандусами, стекла входных дверей обозначены специальными знаками для слабовидящих, используется система Брайля. Сотрудники охраны знают порядок действий при прибытии в академию лица с ограниченными возможностями. В академии создана толерантная социокультурная среда, осуществляется необходимое сопровождение образовательного процесса,

при необходимости предоставляется волонтерская помощь обучающимся инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья.

 
ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
Комплект контрольных вопросов для устного опроса

Раздел:  1.  Почвенная биота

1. Перечислите и охарактеризуйте почвенные водоросли.

2. Дайте характеристику почвенным животным.

3. Общая характеристика грибов.

4. Характеристика лишайников.

5. Что относят к прокариотам?

6. Что относят к эукариотам?

7. Перечислите таксономические группу простейших.

8. Охарактеризуйте высший отдел беспозвоночных.

9. Какие животные относятся к мегафауне почв?

10. Что такое дрожжи их значение.

Раздел. 2. Почвенная микрофлора и их участие в круговороте веществ в природе.

1.Анаэробные почвенные бактерии. Значение.

2.Количественный и качественный состав микроорганизмов в зависимости от типа почв.

3.Микрофлора ризосферы. Их особенности и функции.

4.Влияние почвенных микроорганизмов на растения.

5. Роль автотрофных бактерий и их распространение в почвах.

7. Смена микробных ценозов в почве.

8. Автохтонная микрофлора почвы.

9.  Эпифитная микрофлора.

10. Микрофлора навоза. Состав и значение.

11. Аэробные спорообразующие бактерии почвы.

12. Групповой состав прикорневой микрофлоры.

13.Почвенные олиготрофные микроорганизмы.

14. Почва – среда обитания микроорганизмов.

15. Влияние обработки почв на почвенную микрофлору.

16. Влияние почвенных микроорганизмов на растения.

17. Роль микроорганизмов в формировании структур почв.

18. Зимогенная микрофлора почвы.

Раздел: Экология микроорганизмов.

1. Экологические стратегии микроорганизмов

2.  Факторы динамичности микроорганизмов в почве.

3. Смена микробных ценозов в почве.

4. Роль автотрофных бактерий и их распространение в почвах.

5. Динамика смены популяций в зависимости от характера продуктов распада корневой системы.

6. Роль микроорганизмов в формировании структуры почвы.

Комплект тестовых заданий

1.  Назовите представителей кокковых форм бактерий:

А) бацилла.

Б) cарцина.

В) микобактерии.

Г) дрожжи.

2 Грибы аспергиллы размножаются путем:

А) деления.

Б) спорами.

В) почкованием.

Г) септами.

3 Дрожжевые  клетки преимущественно размножаются:

А)  делением.

Б) спорами.

В) почкованием.

Г) септами.

4. К низшим грибам относится:

А) пенициллиум.

Б) мукор.

Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины (модуля)
 
В) аспергилл.

Г) микроб

5.  Бактерии размножаются путем:

А) образования спор.

Б) почкования.

В) деления.

Г) трансформации.

6. Споры плесневых грибов выполняют функции:

А) почкования.

Б) размножения.

В) деления.

Г) репликации.

7.  К возбудителям спиртового брожения относятся:

А) бактерии.

Б) дрожжи.

В) простейшие.

Г) актиномицеты.

8.  Дрожжи используют в качестве источника углерода:

А) крахмал.

Б) целлюлозу.

В) сахарозу.

Г) альдегиды.

9. Молочнокислые бактерии сбраживают:

А) клетчатку.

Б) лактозу.

В) крахмал.

Г) пектин.

10. Тип молочнокислого брожения, при котором образуется только молочная кислота, называется:

А) гомоферментативный.

Б) гетероферментативный.

В) бифидоброжением.

Г) окислением.

11.  Корневая система  растений усваивает:

А) газообразную форму азота.

Б) органическую форму азота.

В) минеральную форму азота.

Г) смешанную форму азота.

12.  Для питания бобовых растений в симбиозе с клубеньковыми бактериями необходим процесс:

А) азотфиксации.

Б) иммобилизации.

В) денитрификации.

Г)аммонификации.

13.  Разложение белков с участием микроорганизмов до минеральных соединений называется:

А) азотфиксация.

Б) аммонификация.

В) альголизация.

Г) иммобилизация.

14.  Аммонификация белков сопровождается с выделением:

А) аммиака.

Б) нитратов.

В) нитритов.

Г) сероводорода.

15. В процессе аммонификации белков участвуют следующие микроорганизмы:

А) возбудители брожения.

Б) гнилостные бактерии.

В) простейшие.

Г) вирусы.

16. Наиболее богато представленная группа почвенного микронаселения:

А) актиномицеты.

Б) грибы.

В) бактерии.

Г) водоросли.

17. Аутотрофные бактерии почвы выполняют функции:

А) накопление органических веществ.

Б) накопление неорганических соединений.

В) накопление газов.

Г) защиты.

18.  Микрофлора разлагающая органические соединения в почве называется:

 
А) олиготрофная.

Б) зимогенная.

В) автохтонная.

Г) гетеротрофная.

19. Микрофлора разлагающая органические соединения гумуса называется:

А) олиготрофная.

Б) зимогенная.

В) автохтонная.

Г) автотрофная.

20. Микрофлора, завершающая минерализацию органических соединений:

А) олиготрофная.

Б) зимогенная.

В) автохтонная.

Г) автотрофная.

21. Тесные взаимовыгодные отношения между растениями и микроорганизмами называется:

А) комменсализм.

Б) симбиоз.

В) паразитизм.

Г) метабиоз.

22. Взаимоотношения эпифитных микроорганизмов с растениями называется:

А) комменсализм.

Б) симбиоз.

В) паразитизм.

Г) метабиоз.

23. Прикорневая микрофлора растений называется:

А) ризосферной.

Б) эпифитной.

В) олиготрфной.

Г) автохтонной.

24.  Бактериальный и землеудобрительный препарат нитрагин содержит в своем составе:

А) азотобактер.

Б) клубеньковые бактерии.

В) азоспириллы.

Г) бациллы.

25. В состав бактериального землеудобрительного препарата – азотобактерина входит:

А) азотобактер.

Б) ризобиум.

В) азоспирилла.

Г) бацилла.

26. К прокариотам относятся:

А) грибы.

Б) простейшие.

В) бактерии.

Г) вирусы.

27. Бактерии, актиномицеты, спирохеты, риккетсии и синезеленые водороли относятся к:

А)эукариотам.

Б) кариотам.

В) прокариотам.

Г) вирусам.

28.  К высшим грибам относятся:

А) мукор.

Б) пеницилл.

В) дрожжи.

Г) бациллы.

29. грибы относятся:

А) прокариотам.

Б) кариотам.

В) эукариотам.

Г) бациллам.

30. Дрожжи по типу питания относятся к:

А) гетеротрофам.

Б) миксотрофам.

В) аутотрофам.

Г) литотрофам.

31.  К плотной питательной среде относится:

А) Мясопептонный агар.

Б) Мясопептонный бульон.

 
В) Мясопептонный печеночный бульон.

Г) капустный бульон.

32. В процессе аммонификации (минерализации) белков участвуют:

А) бациллы.

Б) азотобактер.

В) лактобацилла.

Г) вирусы.

33. Гнилостные микроорганизмы почвы выполняют функции.

А) минерализация органических соединений.

Б) азотфиксации.

В) брожения.

Г) окисления.

34. Основоположник почвенной микробиологии:

А) С.Н.Виноградский.

Б) И.О.Ивановский.

В) Л.Пастер.

Г) А.Левенгук.

35. Взаимоотношения клубеньковых  бактерий с корневой системой бобовых растений:

А) комменсализм.

Б) метабиоз.

В) симбиоз.

Г) паразитизм.

36. Бактериальный  землеудобрительный препарат фосфоробактерин состоит из:

А) бацилл.

Б) ризобиум.

В) бактерий.

Г) вирус.

37. В разрушении алюмосиликатов участвуют:

А) железобактерии.

Б) цианобактерии.

В)силикатные бактерии.

Г) бацилла.

38. Дрожжи участвуют в процессе:

А) дыхания.

Б) брожения.

В) неполного окисления.

Г) окисления.

39. Микроорганизмы, участвующие в превращении сероводорода  в серную кислоту:

А) серобактерии.

Б) гнилостные бактерии.

В) железобактерии.

Г) силикатные бактерии.

40. Окисление аммиака в нитриты и нитраты называется:

А) денитрификацией.

Б) нитрификацией.

В) иммобилизацией.

Г) аммонификацией.

41 .Отрицательное значение микробного процесса нитрификации в почве:

А) вымывание продуктов нитрификации из почвы.

Б) закрепление азотсодержащих соединений в почве.

В) адсорбция нитритов и нитратов почвенными коллоидами.

Г) улетучивание газообразных соединений азота в атмосферу.

42.  Положительное значение микробного процесса нитрификации в почве:

А) вымывание продуктов нитрификации.

Б) закрепление азотсодержащих соединений в почве.

В) иммобилизация азота.

Г) улетучивание газообразных соединений азота  в атмосферу.

43. Исследования по изучению биодинамики почв в географическом аспекте проводил в 20-х годах 20-го столетия:

А) С.Н.Виноградский.

Б) В.Л.Омелянский.

В) С.П.Костычев.

Г) И.Д.Ивановский.

44. Активизация деятельности почвенных микроорганизмов отмечается:

А) летом.

Б)осенью.

В) весной.

Г) зимой.

45. Максимальное увеличение количества микроорганизмов ризосферы отмечается в период:

 
А) цветения.

Б) ранней стадии роста.

В) созревания.

Г)  плодоношения.

46. Орошение полей способствует:

А) уменьшению роста микроорганизмов.

Б) усилению роста микроорганизмов.

В) задержке роста микроорганизмов.

Г) торможению роста микроорганизмов.

47. Внесение землеудобрительных  бактериальных препаратов в почву способствует:

А) повышению урожайности.

Б) накоплению органических веществ в почве.

В) понижают обменные процесса в почве.

Г) гибели  микроорганизмов.

48. Препарат  клубеньковых бактерий – нитрагин используется для заражения семян:

А) злаковых растений.

Б) крестоцветных растений.

В) бобовых растений.

Г) картофеля.

49. Микроорганизмы почвы способствуют:

А) повышению урожайности.

Б) понижению урожайности.

В) не влияют на урожайность.

Г) инактивации бактерий.

50. В процессе азотфиксации участвует бактериальный фермент:

А) пероксидаза.

Б) каталаза.

В) нитрогеназа.

Г) амилаза.

51. С чем связана активизация деятельности почвенных микроорганизмов весной:

А) количеством микроорганизмов в почве.

Б) наличием питательных веществ, влаги и т.д.

В) качественным  составом микроорганизмов.

Г) воздухом почвы.

52. Внесение культур синезеленых водорослей в почву называется:

А) сульфофиксацией.

Б) аголизацией.

В) инактивацией.

Г) аммонификацией.

53. К прокариотам относятся:

А) грибы.

Б) простейшие.

В) бактерии.

Г) вирусы.

54.  Подвижность микроорганизмов определяют методом:

А) фиксации.

Б) раздавленной капли.

В) негативного окрашивания.

Г) Михина.

Перечень дискуссионных тем для круглого стола

1. Почва как среда обитания. Индикация почв.

2. Участие почвенных микроорганизмов в круговороте веществ.

3. Взаимоотношения высших растений и почвенных организмов.

Кейс-задачи

1. Установить соответствие между представителями микроорганизмов и круговоротом веществ

Круговорот веществ Названия микроорганизмов

1. Круговорот азота А. зеленые растения, гетеротрофные, хемосинтезирующие микроорганизмы

2. Круговорот серы Б. аммонифицирующие, нитрифицирующие, денитрифицирующие

3. Круговорот углерода Хемоавтотрофные прокариоты, гетеротрофные бактерии, тионовые бактерии

2. Установить соответствие между классом и их представителем

Таксономические группы Названия организмов

1. Простейшие А) коловратки, нематоды, энхитрейды

2. Черви Б) улитки, слизни

3. Моллюски В) жгутиконосцы, саркодовые, инфузории

4. Членистоногие Г) ракообразные, паукообразные, многоножки, насекомые

 
3. Установить соответствие между живыми организмами и их группой

Группы Живые организмы

1. нанофауна А) дождевые черви, многоножки, личинки, насекомые

2. микрофауна Б) землерои, грызуны, кроты, ежи, зайцы

3. мезофауна В) нематоды, тихоходки, коловратки

4. макрофауна Г) одноклеточные животные

5. мегафауна Д) членистоногие, мелкие виды насекомых

4. Установить соответствие между названием грибов и их классом

Класс Представители

1. Зигомицеты А) протосумчатые, плектомицеты, дискомицеты

2. Аскомицеты Б) гименомицеты, гастеромицеты, гетеробазидиомицеты

3. Базидиомицеты В) мукоровые, эндогоновые, энтомофторовые

4. Несовершенные грибы Г) гифомицетовые (пеницил, аспергил)

 
Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Перечень тем рефератов

1. Участие микроорганизмов в почвообразовательном процессе.

2. Круговорот азота.

3. Круговорот фосфора

4. Круговорот серы.

5. Мезафауна почв.

6. Лишайники, их характеристика.

7. Роль дождевых червей в почвообразовании.

8. Микроорганизмы – как индикаторы почвенной среды.

9. Микро- и нанофауна почв.

10. Грибная микрофлора.

 
1. Перечень тем рефератов

2. Комплект контрольных вопросов

3. Комплект тестовых заданий

4. Перечень дискуссионных тем для круглого стола

5. Кейс-задачи

Перечень видов оценочных средств
 
Критерии оценивания контрольной работы текущего контроля успеваемости обучающихся (рекомендуемое)

Комплект контрольных вопросов для проведения устных опросов

Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерные критерии оценивания:

– правильность ответа по содержанию задания (учитывается количество и характер ошибок при ответе);

– полнота и глубина ответа (учитывается количество усвоенных фактов, понятий и т.п.);

– сознательность ответа (учитывается понимание излагаемого материала);

– логика изложения материала (учитывается умение строить целостный, последовательный рассказ, грамотно пользоваться специальной терминологией);

– использование дополнительного материала;

– рациональность использования времени, отведенного на задание (не одобряется затянутость выполнения задания, устного ответа во времени, с учетом индивидуальных особенностей обучающихся).

Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерная шкала оценивания:

Баллы

для учета в рейтинге (оценка)

Степень удовлетворения критериям
86-100 баллов

«отлично»

Обучающийся полно и аргументировано отвечает по содержанию вопроса (задания); обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные; излагает материал последовательно и правильно.
71-85  баллов

«хорошо»

Обучающийся достаточно полно и аргументировано отвечает по содержанию вопроса (задания); обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные; излагает материал последовательно. Допускает 1-2 ошибки, исправленные с помощью наводящих вопросов.
56-70  баллов

«удовлетво-рительно»

Обучающийся обнаруживает знание и понимание основных положений данного задания, но излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил; не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры; излагает материал непоследовательно и допускает ошибки.
0-55  баллов

Обучающийся обнаруживает незнание ответа на соответствующее задание (вопрос),
 
«неудовлетворительно»

допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Отмечаются такие недостатки в подготовке обучающегося, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.
 
Баллы

для учета в рейтинге (оценка)

Степень удовлетворения критериям
Перечень дискуссионных тем

Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерные критерии оценивания:

- теоретический уровень знаний;

- качество ответов на вопросы;

- подкрепление материалов фактическими данными (статистические данные или др.);

- практическая ценность материала;

- способность делать выводы;

- способность отстаивать собственную точку зрения;

- способность ориентироваться в представленном материале;

- степень участия в общей дискуссии.

Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерная шкала оценивания:

Критерии оценивания контрольной работы дискуссионных тем и вопросов для круглого стола

(дискуссии, полемики, диспута, дебатов)  

86-100 баллов

«отлично»

Обучающийся свободно владеет учебным материалом; проявляет навыки анализа, обобщения, критического осмысления, публичной речи, аргументации, ведения дискуссии и полемики, критического восприятия информации; материал изложен грамотно, в определенной логической последовательности, точно

используется терминология; показано умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации; высказывать свою точку зрения.

71-85 баллов

«хорошо»

Ответ удовлетворяет в основном требованиям на оценку «отлично», но при этом имеет один из недостатков: в усвоении учебного материала допущены небольшие пробелы, не исказившие содержание ответа; допущены один – два недочета в формировании навыков публичной речи, аргументации, ведения дискуссии и полемики, критического восприятия информации.
56-70 баллов

«удовлетво-рительно»

Неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения материала; имелись затруднения или допущены ошибки в определении понятий, использовании терминологии, исправленные после нескольких наводящих вопросов. Обучающийся не может применить теорию в новой ситуации.
0-55  баллов

«неудовлетворительно»

Не раскрыто основное содержание учебного материала; обнаружено незнание или непонимание большей или наиболее важной части учебного материала; допущены ошибки в определении понятий, при использовании терминологии, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов; не сформированы умения и навыки публичной речи, аргументации, ведения дискуссии и полемики, критического восприятия информации.
 
Баллы

для учета в рейтинге (оценка)

Степень удовлетворения критериям
Перечень заданий для контрольной работы

Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерные критерии оценивания:

– полнота раскрытия темы;

– правильность формулировки и использования понятий и категорий;

– правильность выполнения заданий/ решения задач;

– аккуратность оформления работы и др.

Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерная шкала оценивания:

Критерии оценивания контрольной работы для контрольной работы

(обязательно для дисциплин, где по УП предусмотрена контрольная работа)

86-100 баллов

Полное раскрытие темы, указание точных названий и определений, правильная
 
«отлично»

формулировка понятий и категорий, приведены все необходимые формулы, соответствующая статистика и т.п., все задания выполнены верно (все задачи решены правильно), работа выполнена аккуратно, без помарок.
71-85  баллов

«хорошо»

Недостаточно полное раскрытие темы, одна-две несущественные ошибки в определении понятий и категорий, в формулах, статистических данных и т. п., кардинально не меняющие суть изложения, наличие незначительного количества грамматических и стилистических ошибок, одна-две несущественные погрешности при выполнении заданий или в решениях задач. Работа выполнена аккуратно.
56-70  баллов

«удовлетво-рительно»

Ответ отражает лишь общее направление изложения лекционного материала, наличие более двух несущественных или одной-двух существенных ошибок в определении понятий и категорий, формулах, статистических данных и т. п.; большое количество грамматических и стилистических ошибок, одна-две существенные ошибки при выполнении заданий или в решениях задач. Работа выполнена небрежно.
0-55  баллов

«неудовлетворительно»

Обучающийся демонстрирует слабое понимание программного материала. Тема не раскрыта, более двух существенных ошибок в определении понятий и категорий, в формулах, статистических данных, при выполнении заданий или в решениях задач, наличие грамматических и стилистических ошибок и др.
 
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерные критерии оценивания:

– правильность выполнения задания на практическую/лабораторную работу в соответствии с вариантом;

– степень усвоения теоретического материала по теме практической /лабораторной работы;

– способность продемонстрировать преподавателю навыки работы в инструментальной программной среде, а также применить их к решению типовых задач, отличных от варианта задания;

– качество подготовки отчета по практической / лабораторной работе;

– правильность и полнота ответов на вопросы преподавателя при защите работы

и др.

Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерная шкала оценивания практических занятий (лабораторных работ):

Критерии оценивания контрольной работы для практических (лабораторных) работ

Баллы

для учета в рейтинге (оценка)

Степень удовлетворения критериям
86-100 баллов

«отлично»

Выполнены все задания практической (лабораторной) работы, обучающийся четко и без ошибок ответил на все контрольные вопросы.
71-85  баллов

«хорошо»

Выполнены все задания практической (лабораторной) работы; обучающийся ответил на все контрольные вопросы с замечаниями.
56-70  баллов

«удовлетво-рительно»

Выполнены все задания практической (лабораторной) работы с замечаниями; обучающийся ответил на все контрольные вопросы с замечаниями.
0-55  баллов

«неудовлетворительно»

Обучающийся не выполнил или выполнил неправильно задания практической (лабораторной) работы; обучающийся ответил на контрольные вопросы с ошибками или не ответил на контрольные вопросы.
 
Комплект заданий

Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерные критерии оценивания:

В качестве критериев могут быть выбраны, например:

– соответствие срока сдачи работы установленному преподавателем;

– соответствие содержания и оформления работы предъявленным требованиям;

– способность выполнять вычисления;

– умение использовать полученные ранее знания и навыки для решения конкретных задач;

– умение отвечать на вопросы, делать выводы, пользоваться профессиональной и общей лексикой;

– обоснованность решения и соответствие методике (алгоритму) расчетов;

Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерная шкала оценивания:

Критерии оценивания контрольной работы для выполнения

расчетно-графической работы,  работы на тренажере

Баллы

для учета в рейтинге (оценка)

Степень удовлетворения критериям
 
86-100 баллов

«отлично»

Все материалы, расчеты, построения оформлены согласно требованиям и демонстрируют высокий уровень освоения теоретического материала, способность составлять и реализовать алгоритм решения по исходным данным. Вычисления выполнены четко, ответы на вопросы, выводы к работе отражают точку зрения обучающегося на решаемую проблему. Все материалы представлены в установленный срок, не требуют дополнительного времени на завершение. 
71-85  баллов

«хорошо»

Все материалы, расчеты, построения оформлены согласно требованиям и демонстрируют достаточно высокий уровень освоения теоретического материала, способность составлять и реализовать алгоритм решения по исходным данным. В работе присутствуют несущественные ошибки при вычислениях и построении чертежей, не влияющие на общий результат работы, при грамотном ответе на большинство поставленных вопросов. Все материалы представлены в установленный срок, не требуют дополнительного времени на завершение. 
56-70  баллов

«удовлетво-рительно»

Материалы, расчеты, построения оформлены с ошибками, не в полном объеме, демонстрируют наличие пробелов в освоении теоретического материала, низкий уровень способности составлять и реализовать алгоритм решения по исходным данным. В работе присутствуют ошибки, которые не оказывают существенного влияния на окончательный результат. Работа оформлена неаккуратно, представлена с задержкой и требует дополнительного времени на завершение.
0-55  баллов

«неудовлетворительно»

Демонстрирует низкий/ниже среднего уровень освоения теоретического материала, неспособность составлять и реализовать алгоритм решения по исходным данным. Многие требования, предъявляемые к заданию, не выполнены. Обучающийся не может ответить на замечания преподавателя, не владеет материалом работы, не в состоянии дать объяснения выводам и теоретическим положениям данной работы. Оформление работы не соответствует требованиям.
 
Баллы

для учета в рейтинге (оценка)

Степень удовлетворения критериям
86-100 баллов «отлично»

Выполнено 86-100% заданий
71-85  баллов «хорошо»

Выполнено 71-85% заданий 
56-70  баллов «удовлетво-рительно»

Выполнено 56-70% заданий
0-55  баллов «неудовлетворительно»

Выполнено 0-56% заданий
Материалы тестовых заданий

Материалы тестовых заданий следует сгруппировать по темам/разделам изучаемой дисциплины (модуля) в следующем виде:

Тема (темы) / Раздел дисциплины (модуля)

Тестовые задания по данной теме (темам)/Разделу с указанием правильных ответов.

Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерные критерии оценивания:

- отношение правильно выполненных заданий к общему их количеству

Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерная шкала оценивания:

Критерии оценивания контрольной работы тестовых заданий

 
Задачи репродуктивного уровня  

Задачи реконструктивного уровня

Задачи творческого уровня

Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерные критерии оценивания:

– полнота знаний теоретического контролируемого материала;

– полнота знаний практического контролируемого материала, демонстрация умений и навыков решения типовых задач, выполнения типовых заданий/упражнений/казусов;

– умение самостоятельно решать проблему/задачу на основе изученных методов, приемов, технологий;

– умение ясно, четко, логично и грамотно излагать собственные размышления, делать умозаключения и выводы;

– полнота и правильность выполнения задания.

Критерии оценивания контрольной работы разноуровневых задач (заданий)

 
Баллы

для учета в рейтинге (оценка)

Степень удовлетворения критериям
86-100 баллов «отлично»

Демонстрирует очень высокий/высокий уровень знаний, умений, навыков в соответствии с критериями оценивания. Все требования, предъявляемые к заданию, выполнены.
71-85  баллов «хорошо»

Демонстрирует достаточно высокий/выше среднего уровень знаний, умений, навыков в соответствии с критериями оценивания. Все требования, предъявляемые к заданию, выполнены.
56-70  баллов «удовлетво-рительно»

Демонстрирует средний уровень знаний, умений, навыков в соответствии с критериями оценивания. Большинство требований, предъявляемых к заданию, выполнены.
0-55  баллов «неудовлетворительно»

Демонстрирует низкий/ниже среднего уровень знаний, умений, навыков в соответствии с критериями оценивания. Многие требования, предъявляемые к заданию, не выполнены. Нет ответа. Не было попытки решить задачу.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерная шкала оценивания:

 
Баллы

для учета в рейтинге (оценка)

Степень удовлетворения критериям
86-100 баллов «отлично»

Содержание работы в целом соответствует теме задания. Продемонстрировано знание фактического материала, отсутствуют ошибки. Продемонстрировано уверенное владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (уместность употребления, аббревиатуры, толкование и т.д.), отсутствуют ошибки в употреблении терминов.

Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.

Ответ четко структурирован и выстроен в заданной логике. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа укладывается в заданные рамки при сохранении смысла.

Продемонстрировано умение аргументировано излагать собственную точку зрения. Видно уверенное владение освоенным материалом, изложение сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.

Высокая степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала: стилистические обороты, манера изложения, словарный запас. Отсутствуют стилистические и орфографические ошибки в тексте.

Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.

Перечень тем эссе/докладов/рефератов/сообщений и т.п.

Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерные критерии оценивания:

– полнота раскрытия темы;

– степень владения понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины;

– знание фактического материала, отсутствие фактических ошибок;

– умение логически выстроить материал ответа;

– умение аргументировать предложенные подходы и решения, сделанные выводы;

– степень самостоятельности, грамотности, оригинальности в представлении материала (стилистические обороты, манера изложения, словарный запас, отсутствие или наличие грамматических ошибок);

– выполнение требований к оформлению работы.

Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся).

Примерная шкала оценивания письменных работ:

Критерии оценивания контрольной работы темы эссе

(рефератов, докладов, сообщений)

71-85  баллов «хорошо»

Содержание ответа в целом соответствует теме задания. Продемонстрировано знание фактического материала, встречаются несущественные фактические ошибки.

Продемонстрировано владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (уместность употребления, аббревиатуры, толкование и т.д.), отсутствуют ошибки в употреблении терминов.

Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.

Ответ в достаточной степени структурирован и выстроен в заданной логике без нарушений общего смысла. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа незначительно превышает заданные рамки при сохранении смысла.

Продемонстрировано умение аргументированно излагать собственную точку зрения, но аргументация не всегда убедительна. Изложение лишь отчасти сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.

 
Достаточная степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала. Встречаются мелкие и не искажающие смысла ошибки в стилистике, стилистические штампы. Есть 1–2 орфографические ошибки.

Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.

56-70  баллов  «удовлетво-рительно»

Содержание работы в целом соответствует теме задания. Продемонстрировано удовлетворительное знание фактического материала, есть фактические ошибки (25– 30%).

Продемонстрировано достаточное владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины, есть ошибки в употреблении и трактовке терминов, расшифровке аббревиатур.

Ошибки в использовании категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.

Ответ плохо структурирован, нарушена заданная логика. Части ответа логически разорваны, нет связок между ними. Ошибки в представлении логической структуры проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа в существенной степени (на 25–30%) отклоняется от заданных рамок.

Нет собственной точки зрения либо она слабо аргументирована. Примеры, приведенные в ответе в качестве практических иллюстраций, в малой степени соответствуют изложенным теоретическим аспектам.

Текст работы примерно наполовину представляет собой стандартные обороты и фразы из учебника/лекций. Обилие ошибок в стилистике, много стилистических штампов. Есть 3–5 орфографических ошибок.

Работа выполнена не очень аккуратно, встречаются помарки и исправления.

0-55  баллов  «неудовлетворительно»

Содержание ответа не соответствует теме задания или соответствует ему в очень малой степени.

Продемонстрировано крайне слабое владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (неуместность употребления, неверные аббревиатуры, искаженное толкование и т.д.), присутствуют многочисленные ошибки в употреблении терминов.

Продемонстрировано крайне низкое (отрывочное) знание фактического материала, много фактических ошибок – практически все факты (данные) либо искажены, либо неверны.

Ответ представляет собой сплошной текст без структурирования, нарушена заданная логика. Части ответа не взаимосвязаны логически. Нарушена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа более чем в 2 раза меньше или превышает заданный. Показаны неверные ассоциативные взаимосвязи категорий и терминов дисциплины.

Отсутствует аргументация изложенной точки зрения, нет собственной позиции. Отсутствуют примеры из практики либо они неадекватны.

Текст ответа представляет полную кальку текста учебника/лекций. Стилистические ошибки приводят к существенному искажению смысла. Большое число орфографических ошибок в тексте (более 10 на страницу).

Работа выполнена неаккуратно, с обилием помарок и исправлений. В работе один абзац и больше позаимствован из какого-либо источника без ссылки на него.

 
Критерии оценивания контрольной работы участия обучающегося в активных формах обучения (доклады, выступления на семинарах, практических занятиях и пр.):

Баллы

для учета в рейтинге (оценка)

Степень удовлетворения критериям
86-100 баллов «отлично»

Полное раскрытие вопроса; указание точных названий и определений; правильная формулировка понятий и категорий; самостоятельность ответа, умение вводить и использовать собственные классификации и квалификации, анализировать и делать собственные выводы по рассматриваемой теме; использование дополнительной литературы и иных материалов и др.
71-85  баллов «хорошо»

Недостаточно полное, по мнению преподавателя, раскрытие темы; несущественные ошибки в определении понятий, категорий и т.п., кардинально не меняющих суть изложения; использование устаревшей учебной литературы и других источников
56-70  баллов «удовлетво-рительно»

Отражение лишь общего направления изложения лекционного материала и материала современных учебников; наличие достаточного количества несущественных или одной - двух существенных ошибок в определении понятий и категорий и т. п.; использование устаревшей учебной литературы и других источников; неспособность осветить проблематику учебной дисциплины и др.
0-55  баллов «неудовлетворительно»

Темы не раскрыта; большое количество существенных ошибок; отсутствие умений и навыков, обозначенных выше в качестве критериев выставления положительных оценок и др.
 
Задание (я):

Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерные критерии оценивания:

- соответствие решения сформулированным в кейсе вопросам (адекватность проблеме и рынку);

- оригинальность подхода (новаторство, креативность);

- применимость решения на практике;

Критерии оценивания контрольной работы кейс-задач

 
- глубина проработки проблемы (обоснованность решения, наличие альтернативных вариантов, прогнозирование возможных проблем, комплексность решения).

Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерная шкала оценивания:

Баллы

для учета в рейтинге (оценка)

Степень удовлетворения критериям
86-100 баллов «отлично»

Предложенное решение соответствует поставленной в кейс-задаче проблеме. Обучающийся применяет оригинальный подход к решению поставленной проблемы, демонстрирует высокий уровень теоретических знаний, анализ соответствующих источников. Формулировки кратки, ясны и точны. Ожидаемые результаты применения предложенного решения конкретны, измеримы и обоснованы.
71-85 баллов «хорошо»

Предложенное решение соответствует поставленной в кейс-задаче проблеме. Обучающийся применяет в основном традиционный подход с элементами новаторства, частично подкрепленный анализом соответствующих источников, демонстрирует хороший уровень теоретических знаний. Формулировки недостаточно кратки, ясны и точны. Ожидаемые результаты применения предложенного решения требуют исправления незначительных ошибок.
56-70  баллов «удовлетво-рительно»

Демонстрирует средний уровень знаний, умений, навыков в соответствии с критериями оценивания. Предложенное решение требует дополнительной конкретизации и обоснования, в целом соответствует  поставленной в задаче проблеме. При решении поставленной проблемы обучающийся применяет традиционный подход, демонстрирует твердые знания по поставленной проблеме. Предложенное решение содержит ошибки, уверенно исправленные после наводящих вопросов.
0-55  баллов «неудовлетворительно»

Наличие грубых ошибок в решении ситуации, непонимание сущности рассматриваемой проблемы, неуверенность и неточность ответов после наводящих вопросов. Предложенное решение не обосновано и не применимо на практике
 
Тема (проблема)

Концепция игры

Роли:

Задания (вопросы, проблемные ситуации и др.)

Ожидаемый (е) результат(ы)

Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерные критерии оценивания:

­ качество усвоения информации;

­ выступление;

­ содержание вопроса;

­ качество ответов на вопросы;

­ значимость дополнений, возражений, предложений;

­ уровень делового сотрудничества;

­ соблюдение правил деловой игры;

­ соблюдение регламента;

­ активность;

­ правильное применение профессиональной лексики.

Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерная шкала оценивания:

Критерии оценивания контрольной работы для деловой (ролевой) игры

Баллы

для учета в рейтинге (оценка)

Степень удовлетворения критериям
86-100 баллов «отлично»

Участник деловой игры продемонстрировал понимание сути поставленной проблемы; теоретические положения изложены с использованием профессиональной лексики; ответы
 
и выступления четкие и краткие, логически последовательные; активное участие в деловой игре.
71-85 баллов «хорошо»

Участник деловой игры продемонстрировал понимание сути поставленной проблемы; теоретические положения изложены с использованием профессиональной лексики с незначительными ошибками; ответы и выступления в основном краткие, но не всегда четкие и логически последовательные; участие в деловой игре.
56-70  баллов «удовлетво-рительно»

Участник деловой игры продемонстрировал понимание сути поставленной проблемы; теоретические положения изложены со слабым использованием профессиональной лексики; ответы и выступления многословные, нечеткие и без должной логической последовательности; пассивное участие в деловой игре.
0-55  баллов «неудовлетворительно»

Участник деловой игры продемонстрировал затруднения в понимании сути поставленной проблемы; отсутствие необходимых знаний и умений для решения проблемы; затруднения в построении самостоятельных высказываний; обучающийся практически не принимает участия в игре.
 
Баллы

для учета в рейтинге (оценка)

Степень удовлетворения критериям
86-100 баллов «отлично»

Работа демонстрирует точное понимание задания. Все материалы имеют непосредственное отношение к теме; источники цитируются правильно. Результаты работы представлены четко и логично, информация точна и отредактирована. Работа отличается яркой индивидуальностью и выражает точку зрения обучающегося.
71-85  баллов «хорошо»

Помимо материалов, имеющих непосредственное отношение к теме, включаются некоторые материалы, не имеющие отношение к ней; используется ограниченное количество источников. Не вся информация взята из достоверных источников; часть информации неточна или не имеет прямого отношения к теме. Недостаточно выражена собственная позиция и оценка информации. 
56-70  баллов «удовлетво-рительно»

Часть материалов не имеет непосредственного отношения к теме, используется 2-3 источника. Делается слабая попытка проанализировать информацию. Материал логически не выстроен и подан внешне непривлекательно, не дается четкого ответа на поставленные вопросы. Нет критического взгляда на проблему.
0-55  баллов «неудовлетворительно»

Больше половины материалов не имеет непосредственного отношения к теме, используется один источник. Не делается попытка проанализировать информацию. Материал логически не выстроен и подан внешне непривлекательно, не дается ответа на поставленные вопросы.
Групповые творческие задания (проекты):

Индивидуальные творческие задания (проекты):

Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерные критерии оценивания:

- актуальность темы;

- соответствие содержания работы выбранной тематике;

- соответствие содержания и оформления работы установленным требованиям;

- обоснованность результатов и выводов, оригинальность идеи;

- новизна полученных данных;

- личный вклад обучающихся;

- возможности практического использования полученных данных.

Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерная шкала оценивания:

Критерии оценивания контрольной работы для тем групповых и/или индивидуальных творческих заданий/проектов

 
ИЗМЕНЕНИЯ И ДОПОЛНЕНИЯ
Ведомость изменений

п/п

Вид обновлений
Содержание изменений, вносимых в ОПОП
Обснование изменений
1
2
3
4
5
6