учреждение высшего образования
«Бурятская государственная сельскохозяйственная академия имени В.Р. Филиппова»
Экономический факультет
Менеджмент
Направленность (профиль) Стратегическое управление в агробизнесе
в учебном плане
является дисциплиной обязательной для изучения
Семестр 2
Зав. кафедрой Суворова А.В.
п/п
на заседании кафедры
Заведующий кафедрой
Суворова А.В.
(представитель работодателя)
Задачи: расширение и углубление системы знаний в области стратегического анализа, подготовка студентов к организационно-управленческой, аналитической и
иной деятельности, требующейся в ходе реализации проектов, как в качестве исполнителей, так и
руководителей проектов.
УК-1: Способен осуществлять критический анализ проблемных ситуаций на основе системного подхода, вырабатывать стратегию действий;
ОПК-2: Способен применять современные техники и методики сбора данных, продвинутые методы их обработки и анализа, в том числе использовать интеллектуальные информационно-аналитические системы, при решении управленческих и исследовательских задач;;
форма текущего контроля успеваемости)
работ
Современный стратегический анализ [Электронный ресурс]: методические указания для проведения практических занятий и выполнения самостоятельной работы / М-во сел.хоз-ва РФ, Бурятская ГСХА им. В. Р. Филиппова; сост. И. В. Ишигенов. - Улан-Удэ: ФГБОУ ВО БГСХА, 2018. - 46 с.
Microsoft OfficeProPlus 2016 RUS OLP NL Acdmc. Договор № ПП-61/2015 г. О поставке программных продуктов от 9 декабря 2015 года
Microsoft Windows Vista Business Russian Upgrade Academic OPEN No Level Государственный контракт № 25 от 1 апреля 2008 года
http://www.garant.ru/
- использование специализированных (адаптированных) рабочих программ дисциплин (модулей) и методов обучения и воспитания, включая наличие альтернативной версии официального сайта организации в сети «Интернет» для слабовидящих;
- использование специальных учебников, учебных пособий и других учебно-методических материалов, включая альтернативные форматы печатных материалов (крупный шрифт или аудиофайлы);
- использование специальных технических средств обучения (мультимедийное оборудование, оргтехника и иные средства) коллективного и индивидуального пользования, включая установку
мониторов с возможностью трансляции субтитров, обеспечение надлежащими звуковыми
воспроизведениями информации;
- предоставление услуг ассистента (при необходимости), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь или услуги сурдопереводчиков / тифлосурдопереводчиков;
- проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий для разъяснения отдельных вопросов изучаемой дисциплины (модуля);
- проведение процедуры оценивания результатов обучения возможно с учетом особенностей нозологий (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, в форме тестирования и т.п.) при использовании доступной формы предоставления заданий оценочных средств и ответов на задания (в печатной форме увеличенным шрифтом, в форме аудиозаписи, в форме электронного документа, задания зачитываются ассистентом, задания предоставляются с использованием сурдоперевода) с
использованием дополнительного времени для подготовки ответа;
- обеспечение беспрепятственного доступа обучающимся в учебные помещения, туалетные и другие помещения организации, а также пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов и других приспособлений);
- обеспечение сочетания онлайн и офлайн технологий, а также индивидуальных и коллективных форм работы в учебном процессе, осуществляемом с использованием дистанционных образовательных технологий;
- и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение ОПОП ВО.
В целях реализации ОПОП ВО в академии оборудована безбарьерная среда, учитывающая потребности лиц с нарушением зрения, с нарушениями слуха, с нарушениями опорно-двигательного
аппарата. Территория соответствует условиям беспрепятственного, безопасного и удобного передвижения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Вход в учебный корпус
оборудован пандусами, стекла входных дверей обозначены специальными знаками для слабовидящих, используется система Брайля. Сотрудники охраны знают порядок действий при прибытии в академию лица с ограниченными возможностями. В академии создана толерантная социокультурная среда, осуществляется необходимое сопровождение образовательного процесса,
при необходимости предоставляется волонтерская помощь обучающимся инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья.
2. Оценочные материалы является составной частью нормативно-методического обеспечения системы оценки качества освоения обучающимися указанной дисциплины (модуля).
3. При помощи оценочных материалов осуществляется контроль и управление процессом формирования обучающимися компетенций, из числа предусмотренных ФГОС ВО в качестве результатов освоения дисциплины (модуля).
4. Оценочные материалы по дисциплине (модулю) включают в себя:
- оценочные средства, применяемые при промежуточной аттестации по итогам изучения дисциплины (модуля).
- оценочные средства, применяемые в рамках индивидуализации выполнения, контроля фиксированных видов ВАРО;
- оценочные средства, применяемые для текущего контроля;
5. Разработчиками оценочных материалов по дисциплине (модулю) являются преподаватели кафедры, обеспечивающей изучение обучающимися дисциплины (модуля), в Академии. Содержательной основой для разработки оценочных материалов является Рабочая программа дисциплины (модуля).
Комплект контрольных вопросов для проведения устных опросов
Комплект заданий для практических работ
Кейс задачи
Комплект заданий для самостоятельной
Современный стратегический анализ
2) охватывает все разделы дисциплины
1. Анализ бизнес-процессов организации?УК-1, ОПК-2
2. Анализ маркетинговой среды и маркетинговых возможностей?УК-1, ОПК-2
3. Анализ отрасли и конкурентовУК-1, ОПК-2
4. Анализ поведения потребителейУК-1, ОПК-2
5. Анализ «полей» бизнеса?УК-1, ОПК-2
6. Анализ потребительских рынков?УК-1, ОПК-2
7. Анализ профиля объекта бизнеса?УК-1, ОПК-2
8. Анализ стратегических позиций бизнеса и стратегических показателей организации?УК-1, ОПК-2
9. Какие виды анализа применяет реальный владелец фирмы при определении стратегии фирмы?УК-1, ОПК-2
10. Анализ структуры рынка?УК-1, ОПК-2
11. Анализ цепочки создания ценностей?УК-1, ОПК-2
12. Бенчмаркинг как инструмент стратегического анализа?УК-1, ОПК-2
13. Выбор критерия принятия решений в условиях неопределнности?УК-1, ОПК-2
14. Основные методы учета и оценки неопределенности?УК-1, ОПК-2
15. Корпоративные стратегии фирмы?УК-1, ОПК-2
16. Основные составляющие и типы внешней среды.УК-1, ОПК-2
17. Диаграмма Ишикавы («рыбья кость»)УК-1, ОПК-2
18. Основные направления анализа факторов макросреды.УК-1, ОПК-2
19. Классификация условий деятельности организаций H.Ansoff.УК-1, ОПК-2
20. Преимущества и недостатки метода PEST-анализа.УК-1, ОПК-2
21. Основные показатели анализа отрасли.УК-1, ОПК-2
22. Критерии принятия решений в условиях риска?УК-1, ОПК-2
23. Матрица H.Ansoff.УК-1, ОПК-2
24. По каким направлениям проводится анализ потребителей?УК-1, ОПК-2
25. В чем сущность и содержание управленческого анализа?УК-1, ОПК-2
26. Перечислите элементы методической базы управленческого анализа.УК-1, ОПК-2
27. Матрица M. Porter?УК-1, ОПК-2
28. Какие существуют модели проведения SWOT-анализа в практике управления компанией?УК-1, ОПК-2
29. Как выбрать критерии оценки конкурентоспособности компании?УК-1, ОПК-2
30. Как оценить конкурентоспособность компании по уровню цен и издержек?УК-1, ОПК-2
32. Cущность базисных стратегийбизнеса.УК-1, ОПК-2
33. Положительные стороны диверсификации?УК-1, ОПК-2
34. Опасности и трудности диверсификации?УК-1, ОПК-2
35. Место и роль СА в информационной системе организации?УК-1, ОПК-2
36. Место и роль СА в планировании и стратегическом менеджменте?УК-1, ОПК-2
37. Методы анализа внешней среды: особенности применения, источники информации?УК-1, ОПК-2
38. Как оценить конкурентоспособность компании по уровню цен и издержек?УК-1, ОПК-2
39. Каких стратегий следует придерживаться компании в зависимости оттого, в какой квадрат матрицы БКГ попала конкретная СЗХ?УК-1, ОПК-2
40. В чем сходство и различия аналитических матриц разных консультационных фирм?УК-1, ОПК-2
41. Модель 7SMcKinsey? УК-1, ОПК-2
42. Модель ADL/LC?УК-1, ОПК-2
43. Модель BCGУК-1, ОПК-2
44. Модель C. Hofer/D. SchendelУК-1, ОПК-2
45. МодельGE/McKinseyУК-1, ОПК-2
46. Модель Shell/DPMУК-1, ОПК-2
47. Альфа-критерий ГурвицаУК-1, ОПК-2
48. Критерий ВальдаУК-1, ОПК-2
49. Критерий ЛапласаУК-1, ОПК-2
50. Критерий СэвиджаУК-1, ОПК-2
51. ДетерминантыQUANS ResearchУК-1, ОПК-2
52. CVP-анализУК-1, ОПК-2
53. GAP-анализУК-1, ОПК-2
54. LOTS-анализУК-1, ОПК-2
55. PEST-анализУК-1, ОПК-2
56. SWOT–анализУК-1, ОПК-2
Комплект контрольных вопросов для проведения устных опросов
Тема 1.
Современный стратегический анализ как специализированный раздел экономической науки, занимающаяся проблемой принятия решения о наилучшем размещении ограниченных ресурсов в целях конкурентной борьбы. Ее место в системе экономических наук, связь с другими дисциплинами: финан¬сы, теория управления, разработка управленческого решения, маркетинг, управленческий учет. Задачи, основные разделы, объект изучения и содержание дисциплины
Тема 2.
Альтернативные модели поведения фирмы. Понятие фирмы, модель экономиче¬ских целей фирмы в долгосрочном и краткосрочном периоде. Оптимальное принятие ре¬шений. Транзакционные издержки. Гипотеза максимизации прибыли. Неэкономические цели фирмы. Социальная ответственность компаний. Типы риска: деловой и финансовый риск. Гипотеза максимизации благосостояния акционеров. Рыночная добавленная стои¬мость и экономическая добавленная стоимость. Прибыльность и выход фирмы на миро¬вой рынок, международная конкуренция.
Альтернативные модели поведения фирмы: максимизации прибыли, максимизации продаж, максимизации роста, управленческого поведения, японская модель, направленная на максимизацию добавленной стоимости.
Тема 3.
Экономическая концепция эластичности. Ценовая эластичность спроса и методы ее измерения: дуговой эластичности и точечной эластичности. Различия, полезность дуговой эластичности в реальном бизнесе. Степени эластичности спроса. Факторы эластичности. Влияние эластичности на цену и размеры производства. Эластичность спроса на факторы производства. Эластичность в краткосрочных и долгосрочных периодах. Эластичность спроса и доход. Маржинальный (предельный) доход, его связь с кривой спроса. Пере¬крестная эластичность, товары - заменители и дополняющие (комплементарные) товары. Эластичность спроса по доходу. Другие показатели эластичности.
Тема 4.
Значение издержек в управленческих аар ииях. Производственная функция, раз¬личие между производственной функцией в краткосрочном и долгосрочном периоде. Краткосрочный анализ валового, среднего и маржинального продукта. Три стадии произ¬водства в краткосрочном периоде. Закон убывающей отдачи и его связь с тремя стадиями производства. Производственная функция в долгосрочном периоде. Возрастающий, по¬стоянный и уменьшающийся эффект масштаба. Связь среднего и ааржинального про¬дукта.
Формы производственной функции, статистические методы их оценки. Значение производственных функций в принятии управленческих решений. Издержки, их понятие, значение в управленческих решениях. Первоначальная и восстановительная стоимость. Виды издержек: альтернативные и прямые, невозвратные и дополнительные. Издержки и производство, общие переменные и маржинальные издержки. Функция издержек в крат¬косрочном периоде, средние фиксированные издержки.
Функция издержек в долгосрочном периоде, связь между производством и издерж¬ками. Кривая производительности, ее значение в снижении издержек. Эффект охвата, его связь с эффектом масштаба.
Тема 5.
Конкуренция и типы рынка в экономическом анализе, значение конкуренции. Со¬вершенная конкуренция, монополия, монополистическая конкуренция, олигополия. При¬нятие решений относительно цен и объема производства в условиях совершенной конку¬ренции, оптимальный уровень объема производства и оптимальный уровень цен.
Экономическая и нормальная прибыль. Убытки и остановка производства. Конку¬рентный рынок в долгосрочной перспективе.
Тема 6. Принятие решения о ценах и объеме производства: монополистическая конкуренция и олигополия.
Особенности ценообразования. Монополистическая конкуренция и олигополия, основные отличия. Ценообразование на олигополистическом рынке: соперничество и вза¬имозависимость. «Ломаная кривая спроса» и жесткость цен на олигополистических рын¬ках. Неценовые факторы дифференцирования цен на товары и услуги в условиях монопо¬листической конкуренции и олигополии.
Стратегия, ее определение, основная задача, стоящая перед фирмами в условиях несовершенной конкуренции. Взаимосвязь стратегии и управленческой экономики.
Влияние ценовой дискриминации на благосостояние общества. Анализ картельных цен. Ценообразование, основанное на издержках. Метод ценообразования «издержки - плюс». Метод ценообразования по приросту. Анализ затрат. Мультипродуктное (ассорти¬ментное) ценообразование. Трансфертные цены. Другие практики ценообразования.
Тема 7.
Типы решений относительно экономического анализа эффективности намечаемых капиталовложений. Методы оценки программы капиталовложений: метод чистой дискон¬тированной стоимости и метод внутреннего коэффициента окупаемости. Чистая приве¬денная стоимость, ее калькуляция. Коэффициент окупаемости капиталовложений.
Стоимость капитала, определение понятия, исчисление стоимости капитала компа¬нии.
Риск и неопределенность. Источники делового риска. Расчет различных параметров рис¬ка. Измерение степени риска, распределение вероятностей.
Экономический анализ эффективности намечаемых капиталовложений в условиях риска, адаптированная к риску ставка дисконта. Эквиваленты определенности.
Тема 8.
Фьючерсный рынок. Валютные опционы. Валютный СВОП.
Прямые заграничные капиталовложения. Многонациональный экономический ана¬лиз эффективности намечаемых капиталовложений. Трансфертное ценообразование в многонациональных компаниях.
Тема 9. Проблемы правительственного вмешательства в рыночную экономику.
Функции правительства в рыночной экономике. Внешние эффекты рынка, связан¬ные с выгодой и издержками, функция правительства в управлении ими. Монетарная и фискальная деятельность государства. Правительственное дерегулирование. Особенности процессов слияния (поглощения) на рынках, подверженных сильному дерегулированию со стороны правительства.
Комплект заданий для практических работ
Тема 1.
1. Следующая функция описывает условия спроса для компании, которая производит кепки с названием университетских и профессиональных команд в разных видах спорта:
Q- 2000 - ЮОР,
где Q— это продажи кепок, а Р — цена.
а) Сколько кепок можно продать по цене S12 за кепку?
б) Какой должна быть цена, чтобы компания смогла продать 1 тыс. кепок?
в) При какой цене объем продаж кепок будет равняться нулю ?
2. Экономическое содержание фирмы и оптимальное принятие решений Консалтинговая компания в области маркетинга ABCобнаружила, что определенный бренд портативных проигрывателей в некотором регионе имеет следующую функцию спроса:
Q= 10,00 - 200Р + О.ОЗРор + 0,60/+ 0,20Д
где Q— это количество шт. в месяц; Р — цена, $; Pop— население; / — имеющиеся доходы одной семьи; А — расходы на рекламу, $.
Определите функцию спроса для компании на рынке, на котором Р =- 300, Pop= 1 000 000, / = 30 000 и А = 15 000.
3. Спрос и предложение. Эластичность спроса Рассмотрим следующие кривые спроса и предложения для определенных товаров:
Qg=• 25 ОООР;
% - 50 000 - 10 ОООР
Каковы равновесная цена и равновесное количество в отрасли?
Туристическая компания наняла консалтинговую компанию в области менеджмента для анализа спроса на основной товар фирмы — тур в отдельную страну — на 26 региональ¬ных рынках. Консультант использует данные для расчета следующего выражения:
Q= 1500- АР + 5А + 10/+ЗРХ
где Q— количество товара, на который есть спрос; Р— цена товара, $; А — расходы на рекламу, $ тыс.; / — доход, $ тыс.; РХ — цена других туристических услуг, предлагаемых конкурирующей туристической компанией.
Рассчитайте величину спроса на этот товар, используя следующие данные:
Р=$400;
А = $20 000;
I=$15 000;
РХ = $500.
4. Теория и оценка производства
Предположим, что спрос фирмы описывается следующим выражением:
2= I0OO-3000P+ 10Д
где Q —величина спроса; Р— цена товара, $; А —расходы на рекламу, $.
Предположим, что Р=$3,А = $2000.
5. Решения по поводу ценовой политики и объемов производства: совершенная конкурен¬ция и монополия
За последние годы магазины Joy'sFrozenYogurtпродемонстрировали быстрые темпы ро¬ста в северо-восточных штатах. Анализ различных магазинов Joy'sпоказал, что функция спроса выглядит следующим образом:
Q= 200 - 300Р + 120/ + 65 Т˜ 250Ас + 400Af
где Q —количество чашек, проданных за неделю; Р —средняя цена за одну чашку; / — доход на душу населения на данном рынке (тыс.); Т — средняя температура на улице; Ас — ежемесячные расходы конкурентов на рекламу (тыс.); А} — ежемесячные расходы на рекламу компании Joy's(тыс.).
Один из магазинов обладает следующими параметрами: Р= 1,50, /= 10,
7-=60,/lf=15,A=t0.
а) Определите, сколько чашек напитка продает этот магазин в месяц. Также определите функцию спроса этого магазина.
б) К чему приведет увеличение на $5 тыс. расходов конкурентов на рекламу? Проиллю-стрируйте этот эффект на кривой спроса магазина.
в) Какими должны быть расходы на рекламу компании Joy's,чтобы нейтрализовать это влияние?
6. Принятие решения о ценах и объеме производства: монополистическая конкуренция и олигополия
Следующая функция описывает условия спроса для компании, которая производит кепки с названием университетских и профессиональных команд в разных видах спорта:
Q- 2000 - ЮОР,
где Q— это продажи кепок, а Р — цена.
а) Сколько кепок можно продать по цене S12 за кепку?
б) Какой должна быть цена, чтобы компания смогла продать 1 тыс. кепок?
в) При какой цене объем продаж кепок будет равняться нулю?
Консалтинговая компания в области маркетинга ABCобнаружила, что определенный бренд портативных проигрывателей в некотором регионе имеет следующую функцию спроса:
Q= 10,00 - 200Р + О.ОЗРор + 0,60/+ 0,20Д
где Q— это количество шт. в месяц; Р — цена, $; Pop— население; / — имеющиеся доходы одной семьи; А — расходы на рекламу, $.
Определите функцию спроса для компании на рынке, на котором Р =- 300, Pop= 1 000 000, / = 30 000 и А = 15 000.
7. Экономический анализ эффективности намечаемых капиталовложений и степень риска Рассмотрим следующие кривые спроса и предложения для определенных товаров:
Qg=• 25 ОООР;
% - 50 000 - 10 ОООР.
Каковы равновесная цена и равновесное количество в отрасли?
За последние годы магазины Joy'sFrozenYogurtпродемонстрировали быстрые темпы ро¬ста в северо-восточных штатах. Анализ различных магазинов Joy'sпоказал, что функция спроса выглядит следующим образом:
Q= 200 - 300Р + 120/ + 65 Т˜ 250Ас + 400Af
где Q —количество чашек, проданных за неделю; Р —средняя цена за одну чашку; / — доход на душу населения на данном рынке (тыс.); Т — средняя температура на улице; Ас — ежемесячные расходы конкурентов на рекламу (тыс.); А} — ежемесячные расходы на рекламу компании Joy's(тыс.).
Один из магазинов обладает следующими параметрами: Р= 1,50, /= 10,
7-=60,/lf=15,A=t0.
а) Определите, сколько чашек напитка продает этот магазин в месяц. Также определите функцию спроса этого магазина.
б) К чему приведет увеличение на $5 тыс. расходов конкурентов на рекламу? Проиллю-стрируйте этот эффект на кривой спроса магазина.
в) Какими должны быть расходы на рекламу компании Joy's,чтобы нейтрализовать это влияние?
8. Глобализация и управление многонациональной корпорацией. Глобализация, аргумен¬ты «за» и «против». Многонациональные корпорации, их риски в условиях глобализации Следующая функция описывает условия спроса для компании, которая
производит кепки с названием университетских и профессиональных команд в разных видах спорта:
Q - 2000 - ЮОР,
где Q— это продажи кепок, а Р — цена.
а) Сколько кепок можно продать по цене S12 за кепку?
б) Какой должна быть цена, чтобы компания смогла продать 1 тыс. кепок?
в) При какой цене объем продаж кепок будет равняться нулю?
9. Проблемы правительственного вмешательства в рыночную экономику Консалтинговая компания в области маркетинга ABCобнаружила, что определенный бренд портативных проигрывателей в некотором регионе имеет следующую функцию спроса:
Q= 10,00 - 200Р + О.ОЗРор + 0,60/+ 0,20Д
где Q— это количество шт. в месяц; Р — цена, $; Pop— население; / — имеющиеся доходы одной семьи; А — расходы на рекламу, $.
Определите функцию спроса для компании на рынке, на котором Р =- 300, Pop= 1 000 000, / = 30 000 и А = 15 000.
1. Предмет и задачи дисциплины «Современный стратегический анализ».
2. Проблематика основных вопросов, рассматриваемых в рамках дисциплины
3. . Краткая история развития вопросов стратегического управления.
4. Взаимосвязь методологии стратегического управления с другими науками. Особен-ность методологии
5. Характеристика современной концепции стратегического управления.
6. Проблематика исследования предприятия как элемента макросреды.
7. Характеристика элементов среды, влияющих на принятие стратегических решений в организации.
8. Процесс современного стратегического анализа и его задачи: формирование стратеги-ческого видения будущего компании; постановка целей;
a. разработка стратегии; реализация стратегии; оценка результатов и корректиров-ка стратегического видения с учетом изменившихся условий.
9. Стратегическое видение и его составляющие.
10. Формирование стратегического видения и миссии компании.
11. Основные подходы к установлению миссии.
12. Стратегические цели и их декомпозиция.
13. Стратегические целевые приоритеты.
14. Критерии приоритетности.
15. Разработка стратегии.
16. Подход к разработке общей стратегии компании.
17. Иерархия управления и уровни стратегии: корпоративная стратегия; бизнес-стратегия; функциональная стратегия; оперативная стратегия.
18. Составляющие стратегии компании.
19. Видимые и скрытые элементы стратегии.
20. Реализация стратегии как набор конкретных действий по воплощению стратегии: раз-витие компетенций и возможностей организации, оценка деятельности, отслеживание среды, внесение корректировок.
21. Базовая схема (технология) анализа внутренней и внешней среды образовательного учреждения.
22. Модифицированный SWOT–анализ стейкхолдер–организации.
a. Анализ характеристик корпоративного профиля организации, определение сильных и слабых сторон.
23. Оценки конкурентного потенциала организации по отношению к каждой группе заин-тересованных сторон.
24. Интегральная оценка конкурентного потенциала организации.
25. STEEP–анализ. Определение возможностей и угроз организации.
26. Оценки благоприятности внешней среды организации по отношению к каждой группе заинтересованных сторон.
a. Интегральная оценка благоприятности внешней среды.
27. Сопоставительные SWOT–матрицы.
28. Итоговая (сводная) сопоставительная SWOT–матрица и ее анализ.
29. Динамические оценки конкурентного потенциала организации по отношению к каждой группе заинтересованных сторон.
30.Стратегическая матрица организации и оценка среды ее функционирования
Комплект тестовых заданий
1. Понятие «рыночная экономика»
a) экономическая система, в которой роль основного регулятора экономических от¬ношений играет рынок
b) система государственной собственности на средства производства
c) система, основанная на высоком уровне централизации функций руководства эко¬номикой, применении директивных методов управления, сосредоточении основ¬ных видов ресурсов производства в государственной собственности
d) форма экономической организации, при которой материальные ресурсы находятся в государственной собственности и распределяются правительством
2. Интенсивный способ производства
a) форма развития экономики за счет количественного увеличения факторов произ¬водства при неизменном техническом потенциале
b) форма развития экономики за счет лучшего, более рационального использования топлива, электроэнергии, сырья и материалов
c) увеличения объема производства, основывающийся на количественных факторах экономического роста за счет привлечения дополнительной рабочей силы, увели¬чения объемов добычи сырья и материалов итд
d) увеличение производства за счет простого количественного расширения самих факторов производства
3. Безработица - это
a) участие населения в трудовой деятельности, включая учебу, службу в армии, веде¬ние домашнего хозяйства, уход за детьми и престарелыми
b) производство определенной продукции, переработка природных материалов, со¬здание машин и механизмов и многое другое
c) распределение конкретных производственных функций между участниками трудо¬вого процесса
d) социально-экономическая ситуация, при которой часть активного, трудоспособно¬го населения не может найти работу, которую эти люди способны выполнить
4. Экономический анализ, определение
a) комплекс физических методов локального анализа химического состава и структу¬ры образца или изделия
b) метод количественного анализа, основанный на использовании электролиза для определения веществ
c) выведение экономических закономерностей на основе исследования соответству¬ющих фактов экономической действительности, разложение экономики на отдель¬ные части, именуемые экономическими
d) метод научного исследования явлений и процессов, в основе которого лежит изу¬чение составных частей, элементов изучаемой системы
5. В чем заключается гипотеза максимизации прибыли.
a) максимизация общей выручки от продаж в условиях ограничения на прибыль
b) максимизация получаемой прибыли (разности между выручкой и затратами фир¬мы)
c) получение минимальных затрат
d) максимизация затрат при производстве продукции
6. Назовите основные неценовые факторы, которые влияют на спрос
a) возможности альтернативного использования ресурсов; технология;
b) налоги; субсидии; количество производителей; ожидания производителей;
c) доходы потребителей. Вкусы, мода. Количество потребителей.
d) природно-климатические условия
7. Виды эластичности спроса:
a) по цене
b) по доходу
c) перекрёстная эластичность по цене 2-х товаров
d) все ответы правильные
8. В зависимости от размера предприятия делятся на:
a) государственные
b) муниципальные
c) монополии
d) малые, средние, крупные
9. Выберите наиболее точное определение инвестиций
a) вложение финансовых средств в различные виды экономической деятельности с целью сохранения и увеличения капитала
b) приобретение ценных бумаг
c) вложение денег на депозитные счета в банках
d) вложение денег в предприятие
10. Какие инвестиции называют портфельными?
a) осуществленные за счет заемных средств
b) вложение капитала на расширение портфеля заказов
c) вложение финансовых средств в портфель ценных бумаг и других активов на фон¬довом рынке
d) вложение средств на депозитные счета банков
11. Экстенсивный способ производства
a) предусматривает прирост объемов производства за счет лучшего, более рациональ¬ного использования топлива, электроэнергии, сырья и материалов.
b) форма развития экономики за счет количественного увеличения факторов произ¬водства при неизменном техническом потенциале
c) качественное преобразование производительных сил, превращение науки в произ¬водительную силу и соответствующее этому коренное изменение материально - технической базы общественного производства
d) процесс научно-технической революции сопровождается углублением разделения труда
12. Виды издержек производства
a) Экономические, бухгалтерские, альтернативные, постоянные, переменные, общие
b) Плановые, фактические
c) Цеховые, коммерческие, производственные
d) Фактические, цеховые, бухгалтерские
13. Предложение товаров и услуг
a) количество блага будет доставлено на рынок производителями при той или иной цене при прочих равных
b) готовность покупателей предлагать к продаже определенные количества блага в зависимости от его цены
c) платежеспособная потребность покупателей в данном товаре при данной цене
d) линия на графике, характеризующая количество проданного товара
14. Дайте определение фирмы.
a) самостоятельный хозяйствующий субъект с правами юридического лица, который производит и реализует продукцию, выполняет работы, оказывает услуги
b) организация с правами юридического лица, участвующее в формировании оптово¬го рынка товаров, сырья, продукции, ценных бумаг, валюты и др. путем организа¬ции и регулирования биржевой торговли, осуществляемой в форме гласных пуб¬личных торгов, проводимых по устанавливаемым биржей правилам
c) хозяйствующий субъект, основные средства которого находятся в государственной собственности, а руководители назначаются или нанимаются по контракту госу¬дарственными органами. Государственные предприятия получают основную часть своих доходов за счет продажи товаров и услуг, а не из государственного бюджета
d) хозяйствующий субъект, занимающийся перевозкой товаров
15. Дайте определение предложения.
a) количество блага будет доставлено на рынок производителями при той или иной цене при прочих равных
b) готовность покупателей предлагать к продаже определенные количества блага в зависимости от его цены
c) платежеспособная потребность покупателей в данном товаре при данной цене
d) линия на графике, характеризующая количество проданного товара
16. Дайте определение эластичности спроса по цене.
b) эластичность спроса по цене показывает, на сколько процентов изменится величи¬на спроса при изменении цены на 1 %
c) эластичность спроса по цене показывает, на сколько процентов изменится величи¬на предложения при изменении цены на 1 %
d) характеризует результаты деятельности организации за отчетный период и показы¬вает, каким образом она получила прибыли и убытки
17. Олигополия - это:
a) ситуация, когда на рынке присутствует только один поставщик данного вида това¬ров и услуг
b) тип рыночной структуры несовершенной конкуренции, в которой доминирует крайне малое количество фирм.
c) тип рыночной структуры, при котором множество фирм производят дифференци¬рованные товары
d) единственный или доминирующий на рынке определенного товара покупатель
17. Конкуренция - это
a) экономический процесс взаимодействия, взаимосвязи и борьбы между выступаю-
щими на рынке предприятиями в целях обеспечения лучших возможностей сбыта своей продукции, удовлетворения разнообразных потребностей покупателей
b) фирма, действующая в условиях отсутствия значимых конкурентов.
c) тип отраслевого рынка, на котором несколько фирм продают стандартизованный или дифференцированный товар
d) ситуация на рынке, при которой одному покупателю противостоит большое число продавцов
18. Виды инфляции:
a) умеренная
b) галопирующая
c) гиперинфляция
d) все ответы верны
19. Спрос на товары и услуги
a) количество блага будет доставлено на рынок производителями при той или иной цене при прочих равных
b) готовность производителей предлагать к продаже определенные количества блага в зависимости от его цены
c) платежеспособная потребность покупателей в данном товаре при данной цене
d) линия на графике, характеризующая количество проданного товара
20. Бизнес-план - понятие
a) это комплексный документ, содержащий характеристику взаимоотношений пред¬приятия с окружающей средой
b) краткое, точное, доступное и понятное описание предполагаемого бизнеса, важ¬нейший инструмент при рассмотрении большого количества различных ситуаций, позволяющий выбрать наиболее перспективные решения и определить средства для их достижения
c) документ содержащий необходимые для государственной регистрации права на недвижимое имущество и сделок с ним сведения об объекте недвижимости.
d) характеризует результаты деятельности организации за отчетный период и показы¬вает, каким образом она получила прибыли и убытки
21 . Дайте определение спроса
a) количество блага будет доставлено на рынок производителями при той или иной цене при прочих равных
b) готовность производителей предлагать к продаже определенные количества блага в зависимости от его цены
c) платежеспособная потребность покупателей в данном товаре при данной цене
d) линия на графике, характеризующая количество проданного товара
22. Назовите основные неценовые факторы, которые влияют на предложение.
a) возможности альтернативного использования ресурсов; технология; налоги; субси¬дии; количество производителей; ожидания производителей;
b) доходы потребителей. Вкусы, мода. Количество потребителей.
c) местоположение производителя
d) природно-климатические условия
23. Монополистическая конкуренция - это:
a) ситуация, когда на рынке присутствует только один поставщик данного вида това¬ров и услуг
b) тип рыночной структуры несовершенной конкуренции, в которой доминирует крайне малое количество фирм.
c) тип рыночной структуры, при котором множество фирм производят дифференци¬рованные товары
d) единственный или доминирующий на рынке определенного товара покупатель
24. Укажите наиболее полное определение предпринимательства:
a) определенные действия для получения прибыли
b) вложение денег на депозитные счета в банке
c) активная деятельность людей с целью получения дохода на вложенный труд и ка¬питал
d) создание собственного предприятия
25. Какие инвестиции называются реальными?
a) осуществляемые за счет собственных средств
b) вложение финансовых средств в средства производства
c) капиталовложения в объекты недвижимости
d) вложение денежных средств
e)
26. Какие затраты всегда изменяются в расчете на единицу продукции при изменении
a) постоянные
b) переменные
c) текущие
d) единовременные
27. Понятие «рыночная экономика»
a) экономическая система, в которой роль основного регулятора экономических от¬ношений играет рынок
b) система государственной собственности на средства производства
c) система, основанная на высоком уровне централизации функций руководства эко¬номикой, применении директивных методов управления, сосредоточении основ¬ных видов ресурсов производства в государственной собственности
d) форма экономической организации, при которой материальные ресурсы находятся в государственной собственности и распределяются правительством
28. Интенсивный способ производства
a) форма развития экономики за счет количественного увеличения факторов произ¬водства при неизменном техническом потенциале
b) форма развития экономики за счет лучшего, более рационального использования топлива, электроэнергии, сырья и материалов
a) увеличения объема производства, основывающийся на количественных факторах экономического роста за счет привлечения дополнительной рабочей силы, увели¬чения объемов добычи сырья и материалов итд
b) увеличение производства за счет простого количественного расширения самих факторов производства
29. Безработица - это
a) участие населения в трудовой деятельности, включая учебу, службу в армии, веде¬ние домашнего хозяйства, уход за детьми и престарелыми
b) производство определенной продукции, переработка природных материалов, со¬здание машин и механизмов и многое другое
c) распределение конкретных производственных функций между участниками трудо¬вого процесса
d) социально-экономическая ситуация, при которой часть активного, трудоспособно¬го населения не может найти работу, которую эти люди способны выполнить
30. Экономический анализ, определение
a) комплекс физических методов локального анализа химического состава и структу¬ры образца или изделия
b) метод количественного анализа, основанный на использовании электролиза для определения веществ
c) выведение экономических закономерностей на основе исследования соответству¬ющих фактов экономической действительности, разложение экономики на отдель¬ные части, именуемые экономическими категориями, и их анализ.
d) метод научного исследования явлений и процессов, в основе которого лежит изу¬чение составных частей, элементов изучаемой системы
31. В чем заключается гипотеза максимизации прибыли.
a) максимизация общей выручки от продаж в условиях ограничения на прибыль
b) максимизация получаемой прибыли (разности между выручкой и затратами фир¬мы)
c) получение минимальных затрат
d) максимизация затрат при производстве продукции
32. Назовите основные неценовые факторы, которые влияют на спрос
a) возможности альтернативного использования ресурсов; технология;
b) налоги; субсидии; количество производителей; ожидания производителей;
c) доходы потребителей. Вкусы, мода. Количество потребителей.
d) природно-климатические условия
33. Виды эластичности спроса:
a) по цене
b) по доходу
c) перекрёстная эластичность по цене 2-х товаров
d) все ответы правильные
Оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему полное знание учебно-программного материала, успешное выполнение заданий, предусмотренных программой в типовой ситуации (с ограничением времени), усвоение материалов основной литературы, рекомендованной в программе, способность к самостоятельному пополнению и обновлению знаний в ходе дальнейшей работы над литературой и в профессиональной деятельности.
Оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему знание основного учебно-программного материала в объеме, достаточном для дальнейшей учебы и предстоящей работы по специальности, знакомство с основной литературой, рекомендованной программой, умение выполнять задания, предусмотренные программой. При ответе на экзаменационные вопросы и при выполнении экзаменационных заданий обучающийся допускает погрешности, но обладает необходимыми знаниями для устранения ошибок под руководством преподавателя. Решение задачи содержит ошибку, исправленную при наводящем вопросе экзаменатора.
Оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий, слабые побуждения к самостоятельной работе над рекомендованной основной литературой. Оценка «неудовлетворительно» ставится обучающимся, которые не могут продолжить обучение или приступить к профессиональной деятельности по окончании академии без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине.
зачет /оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему полное знание учебно-программного материала, успешное выполнение заданий, предусмотренных программой в типовой ситуации (с ограничением времени), усвоение материалов основной литературы, рекомендованной в программе, способность к самостоятельному пополнению и обновлению знаний в ходе дальнейшей работы над литературой и в профессиональной деятельности.
зачет /оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему знание основного учебно-программного материала в объеме, достаточном для дальнейшей учебы и предстоящей работы по специальности, знакомство с основной литературой, рекомендованной программой, умение выполнять задания, предусмотренные программой.
незачет /оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий, слабые побуждения к самостоятельной работе над рекомендованной основной литературой. Оценка «неудовлетворительно» ставится обучающимся, которые не могут продолжить обучение или приступить к профессиональной деятельности по окончании академии без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине.
оценка «хорошо» (71-85 баллов) - основанием для снижения оценки может служить нечеткое представление сущности и результатов исследований на защите, или затруднения при ответах на вопросы, или недостаточный уровень качества оформления текстовой части и иллюстративных материалов, или отсутствие последних;
оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) - дополнительное снижение оценки может быть вызвано выполнением работы не в полном объеме, или неспособностью студента правильно интерпретировать полученные результаты, или неверными ответами на вопросы по существу проделанной работы;
оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) - выставление этой оценки осуществляется при несамостоятельном выполнении работы, или при неспособности студента пояснить ее основные положения, или в случае фальсификации результатов, или установленного плагиата.
зачет /оценка «отлично» (86-100 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, грамотно, характеризуется логичным, последовательным изложением материала с соответствующими выводами и /или обоснованными расчетами, предложениями; не содержит ошибок;
- проведено научное исследование в соответствие с полученным заданием;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует продвинутый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
зачет /оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, грамотно, характеризуется логичным, последовательным изложением материала, допущены небольшие неточности при формировании выводов/расчетов, предложений; содержит
- проведено научное исследование в соответствие с полученным заданием;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует базовый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
зачет /оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, материал изложен последовательно, допущены неточности при формировании выводов/расчетов, предложений; содержит ошибки/опечатки в текстовой части отчета;
- присутствуют элементы научного исследования, творческий подход к решению поставленных задач проявляется незначительно;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует пороговый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
незачет /оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен не в соответствии с заданием, материалы не подтверждены соответствующими выводами и/или обоснованными расчетами, предложениями; текстовая часть отчета содержит многочисленные ошибки;
- творческий подход к решению поставленных задач не проявляется; отсутствуют элементы научного исследования;
- отчет выполнен с использованием современных пакетов компьютерных программ, информационных технологий и информационных ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета показывает не сформированность компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет имеет отрицательную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– правильность ответа по содержанию задания (учитывается количество и характер ошибок при ответе);
– полнота и глубина ответа (учитывается количество усвоенных фактов, понятий и т.п.);
– сознательность ответа (учитывается понимание излагаемого материала);
– логика изложения материала (учитывается умение строить целостный, последовательный рассказ, грамотно пользоваться специальной терминологией);
– использование дополнительного материала;
– рациональность использования времени, отведенного на задание (не одобряется затянутость выполнения задания, устного ответа во времени, с учетом индивидуальных особенностей обучающихся).
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
(дискуссии, полемики, диспута, дебатов)
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- теоретический уровень знаний;
- качество ответов на вопросы;
- подкрепление материалов фактическими данными (статистические данные или др.);
- практическая ценность материала;
- способность делать выводы;
- способность отстаивать собственную точку зрения;
- способность ориентироваться в представленном материале;
- степень участия в общей дискуссии.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
«отлично»
используется терминология; показано умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации; высказывать свою точку зрения.
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
– правильность формулировки и использования понятий и категорий;
– правильность выполнения заданий/ решения задач;
– аккуратность оформления работы и др.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
(обязательно для дисциплин, где по УП предусмотрена контрольная работа)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Примерные критерии оценивания:
– правильность выполнения задания на практическую/лабораторную работу в соответствии с вариантом;
– степень усвоения теоретического материала по теме практической /лабораторной работы;
– способность продемонстрировать преподавателю навыки работы в инструментальной программной среде, а также применить их к решению типовых задач, отличных от варианта задания;
– качество подготовки отчета по практической / лабораторной работе;
– правильность и полнота ответов на вопросы преподавателя при защите работы
и др.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания практических занятий (лабораторных работ):
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
В качестве критериев могут быть выбраны, например:
– соответствие срока сдачи работы установленному преподавателем;
– соответствие содержания и оформления работы предъявленным требованиям;
– способность выполнять вычисления;
– умение использовать полученные ранее знания и навыки для решения конкретных задач;
– умение отвечать на вопросы, делать выводы, пользоваться профессиональной и общей лексикой;
– обоснованность решения и соответствие методике (алгоритму) расчетов;
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
расчетно-графической работы, работы на тренажере
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Материалы тестовых заданий следует сгруппировать по темам/разделам изучаемой дисциплины (модуля) в следующем виде:
Тема (темы) / Раздел дисциплины (модуля)
Тестовые задания по данной теме (темам)/Разделу с указанием правильных ответов.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- отношение правильно выполненных заданий к общему их количеству
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
Задачи реконструктивного уровня
Задачи творческого уровня
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота знаний теоретического контролируемого материала;
– полнота знаний практического контролируемого материала, демонстрация умений и навыков решения типовых задач, выполнения типовых заданий/упражнений/казусов;
– умение самостоятельно решать проблему/задачу на основе изученных методов, приемов, технологий;
– умение ясно, четко, логично и грамотно излагать собственные размышления, делать умозаключения и выводы;
– полнота и правильность выполнения задания.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
для учета в рейтинге (оценка)
Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ четко структурирован и выстроен в заданной логике. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа укладывается в заданные рамки при сохранении смысла.
Продемонстрировано умение аргументировано излагать собственную точку зрения. Видно уверенное владение освоенным материалом, изложение сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.
Высокая степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала: стилистические обороты, манера изложения, словарный запас. Отсутствуют стилистические и орфографические ошибки в тексте.
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
– степень владения понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины;
– знание фактического материала, отсутствие фактических ошибок;
– умение логически выстроить материал ответа;
– умение аргументировать предложенные подходы и решения, сделанные выводы;
– степень самостоятельности, грамотности, оригинальности в представлении материала (стилистические обороты, манера изложения, словарный запас, отсутствие или наличие грамматических ошибок);
– выполнение требований к оформлению работы.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся).
Примерная шкала оценивания письменных работ:
(рефератов, докладов, сообщений)
Продемонстрировано владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (уместность употребления, аббревиатуры, толкование и т.д.), отсутствуют ошибки в употреблении терминов.
Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ в достаточной степени структурирован и выстроен в заданной логике без нарушений общего смысла. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа незначительно превышает заданные рамки при сохранении смысла.
Продемонстрировано умение аргументированно излагать собственную точку зрения, но аргументация не всегда убедительна. Изложение лишь отчасти сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.
Достаточная степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала. Встречаются мелкие и не искажающие смысла ошибки в стилистике, стилистические штампы. Есть 1–2 орфографические ошибки.
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
Продемонстрировано достаточное владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины, есть ошибки в употреблении и трактовке терминов, расшифровке аббревиатур.
Ошибки в использовании категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ плохо структурирован, нарушена заданная логика. Части ответа логически разорваны, нет связок между ними. Ошибки в представлении логической структуры проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа в существенной степени (на 25–30%) отклоняется от заданных рамок.
Нет собственной точки зрения либо она слабо аргументирована. Примеры, приведенные в ответе в качестве практических иллюстраций, в малой степени соответствуют изложенным теоретическим аспектам.
Текст работы примерно наполовину представляет собой стандартные обороты и фразы из учебника/лекций. Обилие ошибок в стилистике, много стилистических штампов. Есть 3–5 орфографических ошибок.
Работа выполнена не очень аккуратно, встречаются помарки и исправления.
Продемонстрировано крайне слабое владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (неуместность употребления, неверные аббревиатуры, искаженное толкование и т.д.), присутствуют многочисленные ошибки в употреблении терминов.
Продемонстрировано крайне низкое (отрывочное) знание фактического материала, много фактических ошибок – практически все факты (данные) либо искажены, либо неверны.
Ответ представляет собой сплошной текст без структурирования, нарушена заданная логика. Части ответа не взаимосвязаны логически. Нарушена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа более чем в 2 раза меньше или превышает заданный. Показаны неверные ассоциативные взаимосвязи категорий и терминов дисциплины.
Отсутствует аргументация изложенной точки зрения, нет собственной позиции. Отсутствуют примеры из практики либо они неадекватны.
Текст ответа представляет полную кальку текста учебника/лекций. Стилистические ошибки приводят к существенному искажению смысла. Большое число орфографических ошибок в тексте (более 10 на страницу).
Работа выполнена неаккуратно, с обилием помарок и исправлений. В работе один абзац и больше позаимствован из какого-либо источника без ссылки на него.
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- соответствие решения сформулированным в кейсе вопросам (адекватность проблеме и рынку);
- оригинальность подхода (новаторство, креативность);
- применимость решения на практике;
- глубина проработки проблемы (обоснованность решения, наличие альтернативных вариантов, прогнозирование возможных проблем, комплексность решения).
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
для учета в рейтинге (оценка)
Концепция игры
Роли:
Задания (вопросы, проблемные ситуации и др.)
Ожидаемый (е) результат(ы)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
качество усвоения информации;
выступление;
содержание вопроса;
качество ответов на вопросы;
значимость дополнений, возражений, предложений;
уровень делового сотрудничества;
соблюдение правил деловой игры;
соблюдение регламента;
активность;
правильное применение профессиональной лексики.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
для учета в рейтинге (оценка)
Индивидуальные творческие задания (проекты):
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- актуальность темы;
- соответствие содержания работы выбранной тематике;
- соответствие содержания и оформления работы установленным требованиям;
- обоснованность результатов и выводов, оригинальность идеи;
- новизна полученных данных;
- личный вклад обучающихся;
- возможности практического использования полученных данных.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
п/п