учреждение высшего образования
«Бурятская государственная сельскохозяйственная академия имени В.Р. Филиппова»
Агрономический факультет
Почвоведение и агрохимия
Направленность (профиль) Почвенно-экологический мониторинг
в учебном плане
является дисциплиной обязательной для изучения
дисциплины кафедра
Семестр 1, 2, 3
- 13.023. Профессиональный стандарт "АГРОХИМИК-ПОЧВОВЕД", утверждённый приказом Министерства труда и социальной защиты Российско Федерации от 2 сентября 2020 г. N 551н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 24 сентября 2020 г., регистрационный N 60003);
Зав. кафедрой Хутакова С.В.
п/п
на заседании кафедры
Заведующий кафедрой
Хутакова С.В.
(представитель работодателя)
Задачи: приобретение общих знаний о структуре и функциональных возможностях ГИС; ознакомление с основными этапами создания ГИС: источники и виды данных, формирование структуры ГИС; проведение пространственного анализа; приобретение опыта использования свободной географической информационной системы с открытым кодом QGIS для создания ГИС-проектов, о направлении развития инновационной деятельности в почвоведении, агрохимии, экологии, о научных и практических основах ресурсо- и энергосберегающих экологически безопасных технологиях воспроизводства плодородия, повышения устойчивости и продуктивности агроландшафтов, о развитии современных систем экологического мониторинга состояния агроландшафтов (дистанционные, инструментальные методы).
ОПК-1: Способен решать задачи развития области профессиональной деятельности и (или) организации на основе анализа достижений науки и производства;;
ОПК-3: Способен использовать современные методы решения задач при разработке новых технологий в профессиональной деятельности;;
форма текущего контроля успеваемости)
работ
Microsoft OfficeProPlus 2016 RUS OLP NL Acdmc. Договор № ПП-61/2015 г. О поставке программных продуктов от 9 декабря 2015 года
Microsoft Windows Vista Business Russian Upgrade Academic OPEN No Level Государственный контракт № 25 от 1 апреля 2008 года
http://www.garant.ru/
- использование специализированных (адаптированных) рабочих программ дисциплин (модулей) и методов обучения и воспитания, включая наличие альтернативной версии официального сайта организации в сети «Интернет» для слабовидящих;
- использование специальных учебников, учебных пособий и других учебно-методических материалов, включая альтернативные форматы печатных материалов (крупный шрифт или аудиофайлы);
- использование специальных технических средств обучения (мультимедийное оборудование, оргтехника и иные средства) коллективного и индивидуального пользования, включая установку
мониторов с возможностью трансляции субтитров, обеспечение надлежащими звуковыми
воспроизведениями информации;
- предоставление услуг ассистента (при необходимости), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь или услуги сурдопереводчиков / тифлосурдопереводчиков;
- проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий для разъяснения отдельных вопросов изучаемой дисциплины (модуля);
- проведение процедуры оценивания результатов обучения возможно с учетом особенностей нозологий (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, в форме тестирования и т.п.) при использовании доступной формы предоставления заданий оценочных средств и ответов на задания (в печатной форме увеличенным шрифтом, в форме аудиозаписи, в форме электронного документа, задания зачитываются ассистентом, задания предоставляются с использованием сурдоперевода) с
использованием дополнительного времени для подготовки ответа;
- обеспечение беспрепятственного доступа обучающимся в учебные помещения, туалетные и другие помещения организации, а также пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов и других приспособлений);
- обеспечение сочетания онлайн и офлайн технологий, а также индивидуальных и коллективных форм работы в учебном процессе, осуществляемом с использованием дистанционных образовательных технологий;
- и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение ОПОП ВО.
В целях реализации ОПОП ВО в академии оборудована безбарьерная среда, учитывающая потребности лиц с нарушением зрения, с нарушениями слуха, с нарушениями опорно-двигательного
аппарата. Территория соответствует условиям беспрепятственного, безопасного и удобного передвижения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Вход в учебный корпус
оборудован пандусами, стекла входных дверей обозначены специальными знаками для слабовидящих, используется система Брайля. Сотрудники охраны знают порядок действий при прибытии в академию лица с ограниченными возможностями. В академии создана толерантная социокультурная среда, осуществляется необходимое сопровождение образовательного процесса,
при необходимости предоставляется волонтерская помощь обучающимся инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья.
1. Дайте определение ГИС. (ОПК-1, ОПК-3)
2. Перечислите функциональные возможности ГИС. (ОПК-1, ОПК-3)
3. Перечислите области применения ГИС. (ОПК-1, ОПК-3)
4. Перечислите источники данных для наполнения ГИС. (ОПК-1, ОПК-3)
5. Что представляет собой пространственный объект, основные типы графических объектов.
6. Назовите типы данных, используемых для описания пространственных данных средствами ГИС.
(ОПК-1, ОПК-3)
7. Сущность растровых моделей представления данных? (ОПК-1, ОПК-3)
8. Чем отличаются топологические и нетопологические векторные модели. (ОПК-1, ОПК-3)
10. Перечислить основные компоненты ГИС и дать их краткую характеристику. (ОПК-1, ОПК-3)
11. Техническое обеспечение ГИС (перечислить компоненты и их назначение). (ОПК-1, ОПК-3)
12. Характеристика технических средств для ввода и вывода данных. (ОПК-1, ОПК-3)
13. Программное обеспечение ГИС (перечислить основные модули). (ОПК-1, ОПК-3)
14. Перечислить известные Вам модели организации баз данных в ГИС. (ОПК-1, ОПК-3)
15. Перечислить наиболее распространенные векторные ГИС. (ОПК-1, ОПК-3)
16. Особенности растровых ГИС, основные функциональные возможности. (ОПК-1, ОПК-3)
17. Что понимается под «цифровой моделью рельефа»? (ОПК-1, ОПК-3)
18. Источники данных для построения ЦМР. (ОПК-1, ОПК-3)
19. Структура данных для построения ЦМР. (ОПК-1, ОПК-3)
20. Дать характеристику методов интерполяции. (ОПК-1, ОПК-3)
21. Методы визуализации средствами ГИС. (ОПК-1, ОПК-3)
22. Перечислить основные этапы проектирования ГИС. (ОПК-1, ОПК-3)
23. Опишите особенности организации данных в ГИС. (ОПК-1, ОПК-3)
24. Какие типы координатных данных существуют? (ОПК-1, ОПК-3)
25. Какие данные называются атрибутивными? (ОПК-1, ОПК-3)
26. Перечислите существующие картографические проекции. (ОПК-1, ОПК-3)
27. В чем заключается топологическое описание данных? (ОПК-1, ОПК-3)
28. Какие структуры называются оаерлейными? (ОПК-1, ОПК-3)
29. Опишите трехмерные модели. (ОПК-1, ОПК-3)
30. Перечислите основные виды моделирования в ГИС. (ОПК-1, ОПК-3)
31. Дайте характеристику цифровой модели местности. (ОПК-1, ОПК-3)
32. Дайте характеристику цифровой модели рельефа. (ОПК-1, ОПК-3)
33. История развития учения о плодородии почв и его воспроизводстве в трудах ученых древнего мира и средних веков (ОПК-1, ОПК-3)
34. Учение о плодородии почв и значении биологического фактора в почвообразовании и плодородии А.П. Костычева (ОПК-1, ОПК-3)
35. В.Р. Вильямс о значении биологического фактора в почвообразовании, и роль многолетних трав в стабилизации гумусного состояния и плодородия почв. Современная оценка его взглядов по этим вопросам (ОПК-1, ОПК-3)
36. Теория поглотительной способности почв К.К. Гедройца как фундаментальная основа изучения взаимодействия почвы в системе почва – удобрение – растение (ОПК-1, ОПК-3)
37. Биогеохимический круговорот химических элементов в биосфере и земледелии как основополагающий принцип при воспроизводстве плодородия и устойчивого развития агроэкосистем. Значение трудов В.Н. Вернадского (ОПК-1, ОПК-3)
38. Д.Н. Прянишников – основоположник агрохимической науки и методологии применения ее достижений в химизации земледелия (ОПК-1, ОПК-3)
39. Экологические проблемы химизации, рациональные способы применения удобрений, предупреждающие загрязнение почв остаточными химикатами и снижающих качество сельскохозяйственной продукции (ОПК-1, ОПК-3)
40. Особые требования к вопросам химизации сельскохозяйственного производства в Байкальском регионе (ОПК-1, ОПК-3)
41. Источники, причины загрязнения почв и растений органическими токсикантами; способы предупреждения загрязнения (ОПК-1, ОПК-3)
42. Значение работ К.А. Тимирязева в развитии фундаментальных основ земледелия (ОПК-1, ОПК-3)
43. Динамика агрофизических и агрохимических свойств, экологической устойчивости почв агроландшафтов при применении удобрений и химических средств защиты растений в условиях богары и при орошении (ОПК-1, ОПК-3)
44. Динамика агрофизических и агрохимических свойств, экологической устойчивости почв агроландшафтов при применении удобрений и химических средств защиты растений в условиях богары и при орошении (ОПК-1, ОПК-3)
45. Местные органические удобрения и способы их эффективного использования для повышения продуктивности и устойчивости агроэкосистем в Забайкалье (ОПК-1, ОПК-3)
46. Воспроизводство плодородия при разных системах удобрения в зависимости от свойств почв, биологических особенностей возделываемых культур в севооборотах (ОПК-1, ОПК-3)
47. Особенности действия и последействия органических и минеральных удобрений в агроэкосистемах. Биологические основы повышения их эффективности (ОПК-1, ОПК-3)
48. Вклад ученых Забайкалья, в том числе Бурятии, в разработке инновационных методологий повышения продуктивности агро-, фитоценозов в криоаридных условиях и применении оросительной мелиорации (ОПК-1, ОПК-3)
49. Особенности системы удобрения на деффлированных почвах Бурятии; воспроизводство плодородия почв и повышение их биопродуктивности (назовите ученых и их труды, посвященные решению этих вопросов) (ОПК-1, ОПК-3)
50. Проблемы дефицита минеральных удобрений в России, в том числе Бурятии, альтернативные виды удобрительных средств, снижающие остроту проблемы, при воспроизводстве плодородия и повышения продуктивности агро-, фитоценозов (ОПК-1, ОПК-3)
51. Микроудобрения. Обеспеченность сельского хозяйства, удобрениями, содержащими микроэлементы. Агротехнологии эффективного применения микроудобрений и удобрительных средств с микроэлементами. Альтернативные виды микроудобрений, инновационные технологии их получения и применения (ОПК-1, ОПК-3)
52. Значение трудов Буссенко, Тейера, Либиха в развитии теории питания растений и методологии применения удобрений (ОПК-1, ОПК-3)
53. Агроэкологические и экономические аспекты в разработке эффективных систем удобрения в разных севооборотах
54. Роль органического вещества и органических удобрений при интенсивном сельскохозяйственном производстве с широким применением методов химизации (ОПК-1, ОПК-3)
55. Задачи экологической агрохимии; проблемы, возникающие при их решении. Что такое экологизация химических средств защиты растений и применения минеральных удобрений (ОПК-1, ОПК-3)
56. Экологические функции агрохимии в современном земледелии. Химизация и агроэкология (ОПК1, ОПК-3)
57. Роль минеральных удобрений в биологическом земледелии (ОПК-1, ОПК-3)
58. Развитие почвенно-экологических исследований в Бурятии и определение функциональной роли агрохимии в агроэкосистемах (ОПК-1, ОПК-3)
59. Оптимальные параметры плодородия почв в зависимости от природно-климатических условий и в связи с требованиями к уровню питательного фона возделываемых культур (ОПК-1, ОПК-3)
60. Развитие биологического направления в земледелии в рамках инновационных технологий в АПК (ОПК-1, ОПК-3) Перечень вопросов к экзамену
1. Понятие об инновационном процессе. (ОПК-1, ОПК-3)
2. Классификация и роль инноваций. (ОПК-1, ОПК-3)
3. Функции инноваций. (ОПК-1, ОПК-3)
4. Поиск идеи. (ОПК-1, ОПК-3)
5. Выбор приоритетных направлений исследования. (ОПК-1, ОПК-3)
6. Экспертиза проекта. (ОПК-1, ОПК-3)
7. Оформление инновационного проекта. (ОПК-1, ОПК-3)
8. Приоритетные направления в почвоведении, агрохимии и экологии. (ОПК-1, ОПК-3)
9. Фосфогипс, свойства и использование. (ОПК-1, ОПК-3)
10. Нетрадиционные удобрения для мелиорации кислых и солонцеватых почв. (ОПК-1, ОПК-3)
11. Качественное и экологическое состояние земель. (ОПК-1, ОПК-3)
12. Требования предъявляемые к сапропелям для применения в системе удобрений. (ОПК-1, ОПК-3)
13. Микробиологические препараты на основе ассоциативных микроорганизмов и клубеньковых бактерий. (ОПК-1, ОПК-3)
14. Функции почвенного гумуса. (ОПК-1, ОПК-3)
15. Экологическая устойчивость почвенного гумуса. (ОПК-1, ОПК-3)
16. Изменение гумуса под влиянием антропогенного воздействия. (ОПК-1, ОПК-3)
17. Научные основы сберегающего земледелия. (ОПК-1, ОПК-3)
18. Основные элементы ресурсосберегающих технологий. (ОПК-1, ОПК-3)
19. Параметры плодородия почв в условиях ресурсосберегающих технологий. (ОПК-1, ОПК-3)
20. Модели плодородия почв для сельскохозяйственных культур. (ОПК-1, ОПК-3)
21. Требования сельскохозяйственных культур к почвенным условиям. (ОПК-1, ОПК-3)
22. Уровни почвенного плодородия. (ОПК-1, ОПК-3)
23. Новые удобрения на основе отходов промышленности и сельского хозяйства. (ОПК-1, ОПК-3)
24. Применение удобрений, приготовленных на основе древесной коры, опилок, гидролизного лигнина. (ОПК-1, ОПК-3)
25. Применение вермикомпостов. (ОПК-1, ОПК-3)
26. Особенности отбора и подготовки проб для анализа. Инструменты и технические средства для отбора и пробоподготовки образцов. (ОПК-1, ОПК-3)
27. Способы получения гуматов. (ОПК-1, ОПК-3)
28. Какими недостатками характеризуются промышленные отходы. (ОПК-1, ОПК-3)
29. Инновационные технологии в применении органических удобрений: бесподстилочного навоза, соломы, биогумуса, навозно-фосфорного компоста, древесных опилок. (ОПК-1, ОПК-3)
30. Технологии ленточного и диагностического внесения. (ОПК-1, ОПК-3)
31. Какова роль соломы в гумусном балансе почв Республики Бурятия в настоящее время? (ОПК-1, ОПК-3)
32. Дайте краткую характеристику основным видам систем удобрений с использованием соломы (нормы, сроки, способы внесения). (ОПК-1, ОПК-3)
33. Дайте краткую характеристику видам использования соломы в качестве мульчирующего удобрения. (ОПК-1, ОПК-3)
34. Каковы особенности взаимодействия соломы с почвой и ее эффективность при разовом и систематическом внесении? (ОПК-1, ОПК-3)
35. Каковы особенности соломы как органического удобрения? (ОПК-1, ОПК-3)
36. Как зависит эффективность соломы от ее вида (культуры) и от удобряемой культуры? (ОПК-1, ОПК-3)
37. Каковы основные зональные особенности проявления эффективности соломы? (ОПК-1, ОПК-3)
38. Дайте характеристику приготовлению и удобрительным свойствам навознофосфоритного компоста. (ОПК-1, ОПК-3)
39.Дайте характеристику и оценку зональным особенностям эффективности применения навознофосфоритного компоста. (ОПК-1, ОПК-3)
40. Какова цель, задачи и технология приготовления биогумуса? (ОПК-1, ОПК-3)
41. Дайте сравнительную оценку технологиям применения, влияния на гумусный баланс почв, фосфорный режим и экономическую эффективность биогумуса и подстилающего навоза. (ОПК-1, ОПК-3)
42. Охарактеризуйте состав, удобрительную ценность и наиболее рациональные способы использования древесных опилок на удобрение. (ОПК-1, ОПК-3)
43. Каковы коэффициенты использования растениями питательных веществ из азотных, фосфорных и калийных удобрений и с чем это связано? (ОПК-1, ОПК-3)
44. В чем преимущество комплексных минеральных удобрений перед простыми? (ОПК-1, ОПК-3)
45. Каковы пути расширения ареала применения и формирования состава комплексных удобрений? (ОПК-1, ОПК-3)
Контрольные задачи
2. Составьте баланс гумуса в 5–и польном зернопропашном севообороте с 4 полями зерновых и зернобобовых, 1–пропашном, урожайностью соломы 3 т/га с использованием соломы на удобрение и без, если коэффициент минерализации гумуса под пропашной культурой 1,2 т/га, зерновыми – 0,6 т/га; коэффициент гумификации соломы 0,20 т/га. Почва – дерновоподзолистые почвы, рНKCl = 6,1. Содержание гумуса в почве 1,9 %, подвижных Р2О5 и К2О соответственно 98 и 145 мг/кг.
3. Составьте комплекс противоэрозионных мероприятий для ведения сельскохозяйственного производства на склоновых землях. Почвы среднеэродированные.
4. Составьте экологически безопасную, экономически эффективную систему удобрения в зернопаропропашном севообороте: пар чистый – озимая пшеница – яровая пшеница – однолетние травы – озимая пшеница – подсолнечник – с использованием новых микроэлементсодержащих удобрений. Планируемая урожайность озимой пшеницы 3,0 т/га, овса 3,5 т/га, подсолнечника 6,0 т/га семян, однолетних трав (зеленая масса) – 35 т/га. Почва – дерново-среднеподзолистая с содержанием гумуса 5,3 %, подвижных Р2О5 и К2О соответственно 78 и 101 мг/кг почвы, рНKCl = 5,1.
5. Составьте систему удобрения яровой пшеницы с использованием новых азотфиксирующих биологических препаратов. Планируемая урожайность 3,7 т/га, почва чернозем выщелоченный с содержанием гумуса 4,5 %, подвижных Р2О5 и К2О (по Чирикову) 100 и 110 мг/кг соответственно, рНKCl = 6,0.
6. Составьте систему удобрения под сахарную свеклу с использованием биологических препаратов Ризоагрин и Байкал ЭМ-1. Планируемая урожайность 45 т/га. Почва – чернозем типичный с содержанием подвижных Р2О5 и К2О 85 и 75 мг/кг соответственно, рНKCl = 7,0.
7. Разработайте систему воспроизводства плодородия почвы с использованием инновационных технологий в агропочвоведении и агрохимии.
2. Инновационные технологии повышения противоэрозионной устойчивости на эрозионно-опасных почвах.
3. Совершенствование системы удобрения сельскохозяйственных культур в Республике Бурятия.
4. Обеспечение оптимальной интенсивности химической мелиорации и ее сочетаний с агротехникой на кислых и солонцовых почвах.
5. Окультуривание сенокосов и пастбищ в Республике Бурятия.
6. Нетрадиционные минерально-сырьевые ресурсы в качестве удобрения сельскохозяйственных культур.
7. Биопрепараты в системе удобрения сельскохозяйственных культур.
8. Современная парадигма использования почв в сельскохозяйственном производстве.
Критерии оценки:
- оценка «зачтено» выставляется если: даны ответы на все вопросы, раскрыто полностью содержание ответа.
- оценка «не зачтено» выставляется если: не даны ответы на вопросы, не набран итоговый рейтинг в течение семестра.
Критерии оценки к экзамену:
Оценка «отлично» (86-100 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему систематические и глубокие знания учебно-программного материала, умения свободно выполнять задания, предусмотренные программой в типовой ситуации (с ограничением времени) и в нетиповой ситуации, знакомство с основной и дополнительной литературой, усвоение взаимосвязи основных понятий дисциплины в их значении приобретаемой специальности и проявившему творческие способности и самостоятельность в приобретении знаний. Студент исчерпывающим образом ответил на вопросы экзаменационного билета. Задача решена правильно, студент способен обосновать выбранный способ и пояснить ход решения задачи.
Оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему полное знание учебно-программного материала, успешное выполнение заданий, предусмотренных программой в типовой ситуации (с ограничением времени), усвоение материалов основной литературы, рекомендованной в программе, способность к самостоятельному пополнению и обновлению знаний в ходе дальнейшей работы над литературой и в профессиональной деятельности. При ответе на вопросы экзаменационного билета студентом допущены несущественные ошибки. Задача решена правильно или ее решение содержало несущественную ошибку, исправленную при наводящем вопросе экзаменатора.
Оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему знание основного учебно-программного материала в объеме, достаточном для дальнейшей учебы и предстоящей работы по специальности, знакомство с основной литературой, рекомендованной программой, умение выполнять задания, предусмотренные программой. При ответе на экзаменационные вопросы и при выполнении экзаменационных заданий обучающийся допускает погрешности, но обладает необходимыми знаниями для устранения ошибок под руководством преподавателя. Решение задачи содержит ошибку, исправленную при наводящем вопросе экзаменатора.
Оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий, слабые побуждения к самостоятельной работе над рекомендованной основной литературой. Оценка «неудовлетворительно» ставится обучающимся, которые не могут продолжить обучение или приступить к профессиональной деятельности по окончании академии без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине.
Примерные критерии оценивания:
– правильность ответа по содержанию задания (учитывается количество и характер ошибок при ответе);
– полнота и глубина ответа (учитывается количество усвоенных фактов, понятий и т.п.);
– сознательность ответа (учитывается понимание излагаемого материала);
– логика изложения материала (учитывается умение строить целостный, последовательный рассказ, грамотно пользоваться специальной терминологией);
– использование дополнительного материала;
– рациональность использования времени, отведенного на задание (не одобряется затянутость выполнения задания, устного ответа во времени, с учетом индивидуальных особенностей обучающихся).
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- теоретический уровень знаний;
- качество ответов на вопросы;
- подкрепление материалов фактическими данными (статистические данные или др.);
- практическая ценность материала;
- способность делать выводы;
- способность отстаивать собственную точку зрения;
- способность ориентироваться в представленном материале;
- степень участия в общей дискуссии.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
(дискуссии, полемики, диспута, дебатов)
«отлично»
используется терминология; показано умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации; высказывать свою точку зрения.
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
– правильность формулировки и использования понятий и категорий;
– правильность выполнения заданий/ решения задач;
– аккуратность оформления работы и др.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
(обязательно для дисциплин, где по УП предусмотрена контрольная работа)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Примерные критерии оценивания:
– правильность выполнения задания на практическую/лабораторную работу в соответствии с вариантом;
– степень усвоения теоретического материала по теме практической /лабораторной работы;
– способность продемонстрировать преподавателю навыки работы в инструментальной программной среде, а также применить их к решению типовых задач, отличных от варианта задания;
– качество подготовки отчета по практической / лабораторной работе;
– правильность и полнота ответов на вопросы преподавателя при защите работы
и др.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания практических занятий (лабораторных работ):
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
В качестве критериев могут быть выбраны, например:
– соответствие срока сдачи работы установленному преподавателем;
– соответствие содержания и оформления работы предъявленным требованиям;
– способность выполнять вычисления;
– умение использовать полученные ранее знания и навыки для решения конкретных задач;
– умение отвечать на вопросы, делать выводы, пользоваться профессиональной и общей лексикой;
– обоснованность решения и соответствие методике (алгоритму) расчетов;
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
расчетно-графической работы, работы на тренажере
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Материалы тестовых заданий следует сгруппировать по темам/разделам изучаемой дисциплины (модуля) в следующем виде:
Тема (темы) / Раздел дисциплины (модуля)
Тестовые задания по данной теме (темам)/Разделу с указанием правильных ответов.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Задачи реконструктивного уровня
Задачи творческого уровня
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота знаний теоретического контролируемого материала;
– полнота знаний практического контролируемого материала, демонстрация умений и навыков решения типовых задач, выполнения типовых заданий/упражнений/казусов;
– умение самостоятельно решать проблему/задачу на основе изученных методов, приемов, технологий;
– умение ясно, четко, логично и грамотно излагать собственные размышления, делать умозаключения и выводы;
– полнота и правильность выполнения задания.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
– степень владения понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины;
– знание фактического материала, отсутствие фактических ошибок;
– умение логически выстроить материал ответа;
– умение аргументировать предложенные подходы и решения, сделанные выводы;
– степень самостоятельности, грамотности, оригинальности в представлении материала (стилистические обороты, манера изложения, словарный запас, отсутствие или наличие грамматических ошибок);
– выполнение требований к оформлению работы.
(рефератов, докладов, сообщений)
для учета в рейтинге (оценка)
Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ четко структурирован и выстроен в заданной логике. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа укладывается в заданные рамки при сохранении смысла.
Продемонстрировано умение аргументировано излагать собственную точку зрения. Видно уверенное владение освоенным материалом, изложение сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.
Высокая степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала: стилистические обороты, манера изложения, словарный запас. Отсутствуют стилистические и орфографические ошибки в тексте.
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
Примерная шкала оценивания письменных работ:
Продемонстрировано владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (уместность употребления, аббревиатуры, толкование и т.д.), отсутствуют ошибки в употреблении терминов.
Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ в достаточной степени структурирован и выстроен в заданной логике без нарушений общего смысла. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа незначительно превышает заданные рамки при сохранении смысла.
Продемонстрировано умение аргументированно излагать собственную точку зрения, но аргументация не всегда убедительна. Изложение лишь отчасти сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.
Достаточная степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала. Встречаются мелкие и не искажающие смысла ошибки в стилистике, стилистические штампы. Есть 1–2 орфографические ошибки.
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
Продемонстрировано достаточное владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины, есть ошибки в употреблении и трактовке терминов, расшифровке аббревиатур.
Ошибки в использовании категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ плохо структурирован, нарушена заданная логика. Части ответа логически разорваны, нет связок между ними. Ошибки в представлении логической структуры проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа в существенной степени (на 25–30%) отклоняется от заданных рамок.
Нет собственной точки зрения либо она слабо аргументирована. Примеры, приведенные в ответе в качестве практических иллюстраций, в малой степени соответствуют изложенным теоретическим аспектам.
Текст работы примерно наполовину представляет собой стандартные обороты и фразы из учебника/лекций. Обилие ошибок в стилистике, много стилистических штампов. Есть 3–5 орфографических ошибок.
Работа выполнена не очень аккуратно, встречаются помарки и исправления.
Продемонстрировано крайне слабое владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (неуместность употребления, неверные аббревиатуры, искаженное толкование и т.д.), присутствуют многочисленные ошибки в употреблении терминов.
Продемонстрировано крайне низкое (отрывочное) знание фактического материала, много фактических ошибок – практически все факты (данные) либо искажены, либо неверны.
Ответ представляет собой сплошной текст без структурирования, нарушена заданная логика. Части ответа не взаимосвязаны логически. Нарушена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа более чем в 2 раза меньше или превышает заданный. Показаны неверные ассоциативные взаимосвязи категорий и терминов дисциплины.
Отсутствует аргументация изложенной точки зрения, нет собственной позиции.
Текст ответа представляет полную кальку текста учебника/лекций. Стилистические ошибки приводят к существенному искажению смысла. Большое число орфографических ошибок в тексте (более 10 на страницу).
Работа выполнена неаккуратно, с обилием помарок и исправлений. В работе один абзац и больше позаимствован из какого-либо источника без ссылки на него.
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- соответствие решения сформулированным в кейсе вопросам (адекватность проблеме и рынку);
- оригинальность подхода (новаторство, креативность);
- применимость решения на практике;
- глубина проработки проблемы (обоснованность решения, наличие альтернативных вариантов, прогнозирование возможных проблем, комплексность решения).
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Концепция игры
Роли:
Задания (вопросы, проблемные ситуации и др.)
Ожидаемый (е) результат(ы)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
качество усвоения информации;
выступление;
содержание вопроса;
качество ответов на вопросы;
значимость дополнений, возражений, предложений;
уровень делового сотрудничества;
соблюдение правил деловой игры;
соблюдение регламента;
активность;
правильное применение профессиональной лексики.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
для учета в рейтинге (оценка)
Индивидуальные творческие задания (проекты):
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- актуальность темы;
- соответствие содержания работы выбранной тематике;
- соответствие содержания и оформления работы установленным требованиям;
- обоснованность результатов и выводов, оригинальность идеи;
- новизна полученных данных;
- личный вклад обучающихся;
- возможности практического использования полученных данных.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
п/п