2024-2025_b35_03_03_о_1_plx_Агроруды в сельском хозяйстве
 
Федеральное государственное бюджетное образовательное

учреждение высшего образования

«Бурятская государственная сельскохозяйственная академия имени В.Р. Филиппова»

Агрономический Факультет
 
«УТВЕРЖДЕНО»
Декан

Агрономический факультет

уч. ст., уч. зв.
 
Манханов А.Д.
 
 
 
 
подпись
 
«
 
 
 
»
20
г.
 
«СОГЛАСОВАНО»
Заведующий выпускающей кафедрой

Почвоведение и агрохимия

уч. ст., уч. зв.
Хутакова С.В.
 
 
 
подпись
 
«
»
20
г.
 
 
 
 
Рабочая программа 
Направление 35.03.03 Агрохимия и агропочвоведение

Направленность (профиль) Агроэкология

Дисциплины (модуля)
Б1.В.04.03 Агроруды в сельском хозяйстве
 
Почвоведение и агрохимия
Квалификация
бакалавр
Форма обучения
очная
Форма промежуточной аттестации
Экзамен
Объём дисциплины в З.Е.
4
Продолжительность в часах/неделях
144/ 0  
Статус дисциплины

в учебном плане

относится к обязательной части блока 1 "Дисциплины" ОПОП

является дисциплиной обязательной для изучения

Обеспечивающая преподвание

дисциплины кафедра

 
Улан-Удэ, 20__г.
 
Распределение часов дисциплины
Курс 4

Семестр 8

Количество часов
Итого
Вид занятий
УП
УП
Лекционные занятия
34
34
Практические занятия
34
34
Контактная работа
68
68
Сам. работа
49
49
Итого
144
 
Программу составил(и):
 
, Высшее. Агрономия, Ученый агроном Профессиональная переподготовка: Преподаватель высшей школы; Менеджмент в АПК: устойчивое сельское хозяйство и развитие сельских территорий; Агрохимия и агропочвоведение Чимитдоржиева Ирина Бураловна _________________
 
 
Агроруды в сельском хозяйстве
Программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС ВО:
- Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 35.03.03 Агрохимия и агропочвоведение (приказ Минобрнауки России от 26.07.2017 г. № 702);

- 13.023. Профессиональный стандарт "АГРОХИМИК-ПОЧВОВЕД", утверждённый приказом Министерства труда и социальной защиты Российско Федерации от 2 сентября 2020 г. N 551н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 24 сентября 2020 г., регистрационный N 60003);

 
b35.03.03_о_1.plx
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного Ученым советом вуза от  протокол №  .
 
Протокол от __ __________ 20__ г.  №  __  

Зав. кафедрой Хутакова С.В.

Почвоведение и агрохимия
Программа одобрена на заседании кафедры
Председатель методической комиссии «Агрономический факультет»
Рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании методической комиссии «Агрономический факультет» от «__» _______________ 20__г., протокол №___
уч. ст., уч. зв.
 
 
подпись
 
И.О. Фамилия
 
подпись
 

п/п

Учебный год
Одобрено

на заседании кафедры

Утверждаю

Заведующий кафедрой

Хутакова С.В.

протокол
Дата
Подпись
Дата
20__/20__ г.г.
№____
«__»__20__г.
«__»__20__г.
1
20__/20__ г.г.
№____
«__»__20__г.
«__»__20__г.
2
20__/20__ г.г.
№____
«__»__20__г.
«__»__20__г.
3
20__/20__ г.г.
№____
«__»__20__г.
«__»__20__г.
4
20__/20__ г.г.
№____
«__»__20__г.
«__»__20__г.
5
 
подпись
 
И.О. Фамилия
 
Внешний эксперт

(представитель работодателя)

 
 
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1
Цели: Целью дисциплины является формирование у обучающихся целостных представлений об использовании агрономических руд и нетрадиционного минерального сырья в сельском хозяйстве для улучшения плодородия почвы и повышения урожайности сельскохозяйственных культур

Задачи: Организация и проведение экспериментов по сохранению воспроизводству почвенного плодородия, использованию удобрений и других средств химизации и обеспечению экологической безопасности агроландшафтов; разработка теоретических моделей, позволяющих прогнозировать влияние удобрений и химических мелиорантов на плодородие почв, урожайность и качество сельскохозяйственных культур и экологическую безопасность агроландшафтов;  разработка и совершенствование мер по защите почв от эрозии и других видов деградации

 
ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ И МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Блок.Часть
Б1.В
ПКС-3: Способен составлять экологически обоснованную систему применения удобрений в севооборотах с учетом биологических особенностей сельскохозяйственных культур, почвенно-климатических условий и требований экологии
 
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
 
Учебная практика 
1
4 семестр
 
Производственная практика 
2
6 семестр
 
Научно-исследовательская работа 
3
6 семестр
 
Почвенная и растительная диагностика 
4
6 семестр
 
Экологические аспекты применения микроэлементов и методы их диагностики 
5
6 семестр
 
Технологическая практика 
6
6 семестр
 
Дисциплины (модули) и практики, для которых освоение данной практики необходимо как предшествующее:
 
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы 
1
8 семестр
 
Преддипломная практика 
2
8 семестр
 
ОПИСАНИЕ ПОКАЗАТЕЛЕЙ, КРИТЕРИЕВ И ШКАЛ ОЦЕНИВАНИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ В РАМКАХ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
КОД И НАЗВАНИЕ КОМПЕТЕНЦИИ

ПКС-3: Способен составлять экологически обоснованную систему применения удобрений в севооборотах с учетом биологических особенностей сельскохозяйственных культур, почвенно-климатических условий и требований экологии;

ПКС-3. Способен составлять экологически обоснованную систему применения удобрений в севооборотах с учетом биологических особенностей сельскохозяйственных культур, почвенно-климатических условий и требований экологии.

ИД-1 ПКС-3

Распознает виды и формы минеральных и органических удобрений, демонстрирует знание их характеристик (состава, свойств, правил смешивания)

ИД-2 ПКС-3

Выбирает наиболее оптимальные способы и сроки применения удобрений, распределение их в севообороте при возделывании сельскохозяйственных культур.

ИД-3 ПКС-3.3

Составляет рекомендации по применению удобрений для обеспечения сельскохозяйственных культур элементами питания, необходимыми для формирования запланированного урожая и сохранения плодородия почвы.

ПКС-6. Готов участвовать в проведении анализа и оценки качества сельскохозяйственной продукции.

ИД1ПКС-6.1

Участвует при проведении методов маркетинговых исследований на рынке агрохимикатов и сельскохозяйственной продукции 

 
Знать и понимать  - представление об оценке потенциальных природных и техногенных сырьевых ресурсов для вовлечения их в производство эффективных удобрений; региональные закономерности формирования и распространения агрономических руд для получения удобрений; основные месторождения и их характеристику; химический состав, морфологические, физико-химические свойства, уровень радионуклидов, тяжелых металлов агрономических руд;:
 
ИД-1 знает и  понимает оценку потенциальных природных и техногенных сырьевых ресурсов для вовлечения их в производство эффективных удобрений;

ИД-2 основные месторождения и их характеристику;

ИД-3 экологически обоснованную систему применения удобрений в севооборотах с учетом биологических особенностей сельскохозяйственных культур, но допускает неточности.

Уровень 1 
 
ИД-1 плохо  знает и   понимает оценку потенциальных природных и техногенных сырьевых ресурсов для вовлечения их в производство эффективных удобрений;

ИД-2 основные месторождения и их характеристику;

ИД-3 экологически обоснованную систему применения удобрений в севооборотах с учетом биологических особенностей сельскохозяйственных культур.

Уровень 2 
 
ИД-1 не знает и не  понимает оценку потенциальных природных и техногенных сырьевых ресурсов для вовлечения их в производство эффективных удобрений;

ИД-2 основные месторождения и их характеристику;

ИД-3 экологически обоснованную систему применения удобрений в севооборотах с учетом биологических особенностей сельскохозяйственных культур.

Уровень 3 
 
ИД-1 в полной мере знает и  понимает оценку потенциальных природных и техногенных сырьевых ресурсов для вовлечения их в производство эффективных удобрений;

ИД-2 основные месторождения и их характеристику;

ИД-3 экологически обоснованную систему применения удобрений в севооборотах с учетом биологических особенностей сельскохозяйственных культур.

Уровень 4 
 
 
Уметь делать (действовать)  -  оценивать и использовать в профессиональной деятельности результаты химических анализов минерального и органического сырья;:
 
ИД-1 не умеет оценивать и использовать в профессиональной деятельности результаты химических анализов минерального и органического сырья;

ИД-2 не умеет оценивать сельскохозяйственные культуры с учетом биологических особенностей,;

ИД-3 не умеет оценивать почвенно-климатических условия и требования экологии.

Уровень 1 
 
ИД-1 в полной мере  умеет оценивать и использовать в профессиональной деятельности результаты химических анализов минерального и органического сырья,

ИД-2 в полной мере умеет оценивать и использовать в профессиональной деятельности результаты сельскохозяйственных культур с учетом биологических особенностей;

ИД-3 в полной мере умеет оценивать и использовать в профессиональной деятельности результаты почвенно-климатических условий и требований экологии.

Уровень 2 
 
ИД-1 умеет оценивать и использовать в профессиональной деятельности результаты химических анализов минерального и органического сырья,

ИД-2 умеет оценивать и использовать в профессиональной деятельности результаты сельскохозяйственных культур с учетом биологических особенностей;

ИД-3 умеет оценивать и использовать в профессиональной деятельности результаты  почвенно-климатических условий и требований экологии, но допускает ошибки

Уровень 3 
 
ИД-1 плохо  умеет оценивать и использовать в профессиональной деятельности результаты химических анализов минерального и органического сырья;

ИД-2 плохо  умеет оценивать и использовать в профессиональной деятельности результаты сельскохозяйственных культур с учетом биологических особенностей;

ИД-3 плохо  умеет оценивать и использовать в профессиональной деятельности результаты  почвенно-климатических условий и требований экологии.

Уровень 4 
 
 
Владеть навыками (иметь навыки) владеть приемами и методами для обеспечения экологической  безопасности и охраны природной среды при разработке производства агрономических руд и получения из них удобрений.

:

 
ИД-1 не владеет приемами и методами для обеспечения экологической  безопасности;

ИД-2 не владеет приемами и методами охраны природной среды при разработке производства агрономических руд;

ИД-3 не владеет приемами и методами получения из них удобрений.

Уровень 1 
 
ИД-1 владеет некоторыми  приемами и методами для обеспечения экологической  безопасности;

ИД-2 владеет некоторыми приемами и методами охраны природной среды при разработке производства агрономических руд;

ИД-3 владеет некоторыми приемами и методами получения из них удобрений.

Уровень 2 
 
ИД1- владеет приемами и методами для обеспечения экологической  безопасности, но допускает неточности;

ИД-2 владеет приемами и методами охраны природной среды при разработке производства агрономических руд, но допускает неточности;

ИД-3 владеет приемами и методами получения из них удобрений, но допускает неточности.

Уровень 3 
 
ИД-1 в полной мере владеет приемами и методами для обеспечения экологической  безопасности;

ИД-2 в полной мере владеет приемами и методами охраны природной среды при разработке производства агрономических руд;

ИД-3 в полной мере владеет приемами и методами получения из них удобрений.

Уровень 4 
 
 
 
Уровни сформированности компетенций
Оценка «хорошо» - уровень 3
Оценка «отлично» - уровень 4
Оценка «неудовлетворительно» - уровень 1
Оценка «удовлетворительно» - уровень 2
Оценки формирования компентенций
средний
высокий
компетенция не сформирована
минимальный
Характеристика сформированности компетенции
Сформированность компетенции в целом соответствует требованиям. Имеющихся знаний, умений, навыков и мотивации в целом достаточно для решения стандартных практических (профессиональных) задач
Сформированность компетенции полностью соответствует требованиям. Имеющихся знаний, умений, навыков и мотивации в полной мере достаточно для решения сложных практических (профессиональных) задач
Компетенция в полной мере не сформирована. Имеющихся знаний, умений и навыков недостаточно для решения практических (профессиональных) задач
Сформированность компетенции соответствует минимальным требованиям. Имеющихся знаний, умений, навыков в целом достаточно для решения практических (профессиональных) задач
 
КОД И НАЗВАНИЕ КОМПЕТЕНЦИИ

ПКС-6: Способен проводить маркетинговые исследования на рынке агрохимикатов и сельскохозяйственной продукции;

ПКС-3. Способен составлять экологически обоснованную систему применения удобрений в севооборотах с учетом биологических особенностей сельскохозяйственных культур, почвенно-климатических условий и требований экологии.

ИД-1 ПКС-3

Распознает виды и формы минеральных и органических удобрений, демонстрирует знание их характеристик (состава, свойств, правил смешивания)

ИД-2 ПКС-3

Выбирает наиболее оптимальные способы и сроки применения удобрений, распределение их в севообороте при возделывании сельскохозяйственных культур.

ИД-3 ПКС-3.3

Составляет рекомендации по применению удобрений для обеспечения сельскохозяйственных культур элементами питания, необходимыми для формирования запланированного урожая и сохранения плодородия почвы.

ПКС-6. Готов участвовать в проведении анализа и оценки качества сельскохозяйственной продукции.

ИД1ПКС-6.1

Участвует при проведении методов маркетинговых исследований на рынке агрохимикатов и сельскохозяйственной продукции 

 
Знать и понимать  - представление об оценке потенциальных природных и техногенных сырьевых ресурсов для вовлечения их в производство эффективных удобрений; региональные закономерности формирования и распространения агрономических руд для получения удобрений; основные месторождения и их характеристику; химический состав, морфологические, физико-химические свойства, уровень радионуклидов, тяжелых металлов агрономических руд;:
 
ИД-1 не знает основные понятия и термины, применяемые в области устойчивого сельского хозяйства и маркетинговые исследования на рынке агрохимикатов.
Уровень 1 
 
ИД-1 знает на минимальном уровне понятия и термины, применяемые в области устойчивого сельского хозяйства и маркетинговые исследования на рынке агрохимикатов.
Уровень 2 
 
ИД-1 знает основные понятия и термины, применяемые в области устойчивого сельского хозяйства и маркетинговые исследования на рынке агрохимикатов, но допускает некоторые ошибки.
Уровень 3 
 
ИД-1 Знает в полной мере понятия и термины, применяемые в области устойчивого сельского хозяйства и маркетинговые исследования на рынке агрохимикатов.
Уровень 4 
 
 
Уметь делать (действовать)  -  оценивать и использовать в профессиональной деятельности результаты химических анализов минерального и органического сырья;:
 
ИД-1 Не умеет применять полученные знания в профессиональной деятельности; обосновывать экологически безопасные технологии возделывания культур; проводить маркетинговые исследования на рынке агрохимикатов.
Уровень 1 
 
ИД-1 Умеет применять полученные знания в профессиональной деятельности; обосновывать экологически безопасные технологии возделывания культур; но не умеет проводить маркетинговые исследования на рынке агрохимикатов.
Уровень 2 
 
ИД-1 умеет хорошо применять полученные знания в профессиональной деятельности; обосновывать экологически безопасные технологии возделывания культур; проводить маркетинговые исследования на рынке агрохимикатов, но допускает ошибки.
Уровень 3 
 
ИД-1 Умеет в полной мере применять полученные знания в профессиональной деятельности; обосновывать экологически безопасные технологии возделывания культур; проводить маркетинговые исследования на рынке агрохимикатов.
Уровень 4 
 
 
Владеть навыками (иметь навыки) владеть приемами и методами для обеспечения экологической  безопасности и охраны природной среды при разработке производства агрономических руд и получения из них удобрений.

:

 
ИД-1 не владеет навыками оценки состояния компонентов агроэкосистем; навыками экологически безопасных технологий возделывания культур; навыками применяемых экологических технологий при анализе и оценке качества сельскохозяйственной продукции; маркетингового исследования на рынке агрохимикатов и сельскохозяйственной продукции.
Уровень 1 
 
ИД-1 владеет не в полной мере оценки состояния компонентов агроэкосистем; навыками экологически безопасных технологий возделывания культур; навыками применяемых экологических технологий при анализе и оценке качества сельскохозяйственной продукции; маркетингового исследования на рынке агрохимикатов и сельскохозяйственной продукции.
Уровень 2 
 
ИД-1 владеет навыками оценки состояния компонентов агроэкосистем; навыками экологически безопасных технологий возделывания культур; навыками применяемых экологических технологий при анализе и оценке качества сельскохозяйственной продукции; маркетингового исследования на рынке агрохимикатов и сельскохозяйственной продукции, но допускает некоторые ошибки.
Уровень 3 
 
ИД-1 свободно владеет навыками оценки состояния компонентов агроэкосистем; навыками экологически безопасных технологий возделывания культур; навыками применяемых экологических технологий при анализе и оценке качества сельскохозяйственной продукции; маркетингового исследования на рынке агрохимикатов и сельскохозяйственной продукции.
Уровень 4 
 
 
 
Уровни сформированности компетенций
Оценка «хорошо» - уровень 3
Оценка «отлично» - уровень 4
Оценка «неудовлетворительно» - уровень 1
Оценка «удовлетворительно» - уровень 2
Оценки формирования компентенций
средний
высокий
компетенция не сформирована
минимальный
Характеристика сформированности компетенции
Сформированность компетенции в целом соответствует требованиям. Имеющихся знаний, умений, навыков и мотивации в целом достаточно для решения стандартных практических (профессиональных) задач
Сформированность компетенции полностью соответствует требованиям. Имеющихся знаний, умений, навыков и мотивации в полной мере достаточно для решения сложных практических (профессиональных) задач
Компетенция в полной мере не сформирована. Имеющихся знаний, умений и навыков недостаточно для решения практических (профессиональных) задач
Сформированность компетенции соответствует минимальным требованиям. Имеющихся знаний, умений, навыков в целом достаточно для решения практических (профессиональных) задач
 
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Код занятия
Наименование разделов (этапов) и тем
Семестр
Часов
Компетенции
Интеракт.
Примечание (используемые интерактивные формы,

форма текущего контроля успеваемости)

Вид

работ

 
Раздел 1. Природно-климатические зоны РБ.
 
1.1
Введение, цель и задачи дисциплины. 
88
4
ПКС-3,ПКС-6
лекция-визуализация
Лек
 
1.2
Входной контроль
88
4
Пр
 
1.3
Природно-климатические зоны РБ. 
88
6
Ср
 
1.4
Почвы агроландшафтов Бурятии и оценка потенциального спроса на местное сырье.
88
4
4
Лек
 
1.5
Изучение агрономических руд на примере коллекций горных пород и минералов.
88
4
Пр
 
1.6
начение агроруд в сельском  хозяйстве. 
88
6
Ср
 
Раздел 2. Агрохимическая характеристика основных типов почв: генезис, свойства и сельскохозяйственное использование
 
2.1
Почвы агроландшафтов Бурятии и оценка потенциального спроса на местное сырье.
88
4
ПКС-3,ПКС-6
4
Лек
 
2.2
Изучение агрономических руд на примере коллекций горных пород и минералов.
88
4
Пр
 
2.3
Агрохимическая характеристика основных типов почв: генезис, свойства и сельскохозяйственное использование
88
4
Ср
 
Раздел 3. Значение агроруд в сельском хозяйстве
 
3.1
Значение агроруд в сельском хозяйстве.
88
4
ПКС-3,ПКС-6
2
Лек
 
3.2
Изучение классификации косвенных агрономических руд (карбонатные, магнезиальные).
88
4
Пр
 
3.3
Характеристика сырьевой базы агроруд и проблема обеспеченности ими с.-х. производства. Перспективы и темпы роста добычи их в мире и РБ
88
5
Ср
 
Раздел 4. Минеральные сырьевые базы и проблема обеспечения сельскохозяйственного производства агрорудами
 
4.1
Минеральные сырьевые базы и проблема обеспечения сельскохозяйственного производства агрорудами.
88
4
ПКС-3,ПКС-6
Лек
 
4.2
Минеральные сырьевые базы и проблема обеспечения сельскохозяйственного производства агрорудами.
88
4
Пр
 
4.3
Перспективы и темпы роста добычи их в мире и РБ
88
8
Ср
 
Раздел 5. Добыча агроруд в России, РБ.
 
5.1
Добыча агроруд в России, РБ.
88
4
ПКС-3,ПКС-6
2
Лек
 
5.2
Фосфорные месторождения (апатиты, фосфориты). Калийные месторождения.
88
4
Пр
 
5.3
Характеристика сырьевой базы фосфорных месторождений и рудопроявлений, пригодных для ля промышленной разработки.Характеристика сырьевой базы   и высококалийных пород Сыннырского месторождения Бурятии и Забайкальского края
88
6
Ср
 
Раздел 6. Характеристика агроруд.
 
6.1
Характеристика агроруд.Значение торфа в сельском хозяйстве. Торфяные месторождения в РБ. Сапропели, цеолиты.
88
10
ПКС-3,ПКС-6
Лек
 
6.2
Вермикулиты, перлиты и другие виды минерального сырья.Сапропели, свойства, классификация и использование. Добыча и переработка сапропелевого удобрения.
88
10
Пр
 
6.3
Торфяные месторождения в Бурятии. Образование, состав, свойства.Агрохимическая оценка природных цеолитов как удобрений и мелиорантов
88
14
Ср
 
ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И РЕСУРСОВ СЕТИ "ИНТЕРНЕТ", НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
 
Основная литература
 
Борголов И. Б. Сельскохозяйственная геология:Учебное пособие для вузов. - Иркутск, 2000. - 320
Л1.1
 
Борголов И. Б. Экологическая геология:Учебное пособие для вузов. - Иркутск, 2003. - 312
Л1.2
 
Убугунов Л.Л., Ральдин Б.Б., Убугунова В.И., Гомбоев Б.О., Литвинцева А.И. Земельные ресурсы Байкальской природной территории (в пределах Республики Бурятия):структура, экологическое состояние, сельскохозяйственное использование. - Улан-Удэ, 2002. - 67
Л1.3
 
Убугунов Л.Л., Ральдин Б.Б., Убугунова В.И. Почвенный покров Бурятии как базовый компонент природных ресурсов Байкальского региона:. - Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 2002. - 54
Л1.4
 
Меркушева М.Г., Убугунов Л.Л., Чимитдоржиева Г.Д., Абашеева Н.Е. Органическое вещество почв Забайкалья:. - Улан-Удэ: БНЦ СО РАН, 2008. - 296
Л1.5
 
 
Дополнительная литература
 
Ульянова О. А. Нетрадиционные удобрения и технологии их применения [Электронный ресурс]:учебное пособие. - Красноярск: КрасГАУ, 2016. - 139 – Режим доступа: https://e.lanbook.com/book/187288 
Л2.1
 
 
Номер аудитории
Назначение
Оборудование и ПО
Адрес
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ)
 
440а
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного, семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации (кабинет геологии и геоморфологии) (440а)
21 посадочных мест, рабочее место преподавателя, оснащённые учебной мебелью, доска аудиторная,   мультимедийный проектор, проекционный экран, возможность подключения ноутбука и мультимедийного оборудования,  ноутбук переносной, коллекция минералов,  доступ в интернет, 4 стенда. Список ПО: Kaspersky Endpoint Security для бизнеса, Microsoft Windows Vista Business Russian Upgrade Academic OPEN No Level, Microsoft OfficeProPlus 2016 RUS OLP NL Acdmc. Microsoft Office Professional Plus 2007 Russian Academic OLP NL AE, Система Антиплагиат
670024, Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, ул. Пушкина, д.№8 , Учебный корпус
 
440б
Агрохимическая лаборатория
8 посадочных мест, оснащённые 
670024, Республика Бурятия, г.
 
для проведения аналитических работ бакалавров, магистрантов и аспирантов (440 б)
лабораторной мебелью и лабораторным оборудованием, возможность подключения ноутбука, доступ в интернет. Список ПО: Kaspersky Endpoint Security для бизнеса, Microsoft Windows Vista Business Russian Upgrade Academic OPEN No Level, Microsoft OfficeProPlus 2016 RUS OLP NL Acdmc. Microsoft Office Professional Plus 2007 Russian Academic OLP NL AE, Система Антиплагиат
Улан-Удэ, ул. Пушкина, д.№8 , Учебный корпус
 
ПЕРЕЧЕНЬ РЕСУРСОВ ИНФОРМАЦИОННО-ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННОЙ СЕТИ ИНТЕРНЕТ И ЛОКАЛЬНЫХ СЕТЕЙ АКАДЕМИИ, НЕОБХОДИММЫХ ДЛЯ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Наименование 
Доступ
1. Удаленные электронные сетевые учебные ресурсы временного доступа, сформированные на основании прямых договоров с правообладателями (электронно-библиотечные системы - ЭБС)
1

2
3. Электронные учебные и учебно-методические ресурсы, подготовленные в академии:
Электронно-библиотечная система Издательства «Znanium»
http://znanium.ru/
Электронно-библиотечная система Издательства «Лань»
http://e.lanbook.com/
Электронно-библиотечная система Издательства «Юрайт»
http://urait.ru/
1. Агроруды в сельском хозяйстве : учебное пособие для обучающихся по направлению подготовки 35.03.03 "Агрохимия и агропочвовведение" / М-во сел. хоз-ва РФ, Бурятская ГСХА им. В.Р. Филиппова ; сост.: И. Б. Чимитдоржиева [и др.]. - Улан-Удэ : ФГБОУ ВО БГСХА, 2020. - 104 с. - URL: http://bgsha.ru/art.php?i=4082. - Режим доступа: Электронная библиотека БГСХА. - Загл. с титул. экрана. - Текст : электронный.
2. Электронные сетевые ресурсы открытого доступа (профессиональные базы данных, массовые открытые онлайн-курсы и пр.):

1

2
Платформа «Открытое образование» (онлайн-курсы по базовым дисциплинам, изучаемым в российских университетах)
https://openedu.ru/course/
Профессиональные базы данных
http://e.lanbook.com/
 
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ВКЛЮЧАЯ ПЕРЕЧЕНЬ ПРОГРАММНОГО ОБСПЕЧЕНИЯ И ИНФОРМАЦИОННЫХ СПРАВОЧНЫХ СИСТЕМ
1. Программные продукты, необходимые для освоения учебной дисциплины
Наименование программного продукты (ПП)
Виды учебных занятий и работ, в которых используется данный продукт
Microsoft OfficeStd 2016 RUS OLP NL Acdmc. Договор № ПП-61/2015 г. О поставке программных продуктов от 9 декабря 2015 года

Microsoft OfficeProPlus 2016 RUS OLP NL Acdmc. Договор № ПП-61/2015 г. О поставке программных продуктов от 9 декабря 2015 года

Microsoft Windows Vista Business Russian Upgrade Academic OPEN No Level Государственный контракт № 25 от 1 апреля 2008 года

Занятия семинарского типа, самостоятельная работа 
 
2. Информационные справочные системы, необходимые для реализации учебного процесса
Информационно-правовой портал «Гарант»
в локальной сети академии

http://www.garant.ru/

Справочно-поисковая система «Консультант Плюс»
http://www.consultant.ru/
 
3. Специализированные помещения и оборудование, используемые в рамках информатизации учебного процесса
 
Наименование ЭИОС и доступ
Виды учебных занятий и работ, в которых используется данная система
Доступ
1

2
3
Официальный сайт академии
http://bgsha.ru/
Занятия лекционного типа, семинарского типа, самостоятельная работа
Личный кабинет
http://lk.bgsha.ru/
Занятия лекционного типа, семинарского типа, самостоятельная работа
АС Деканат
в локальной сети академии
-
Корпоративный портал академии
http:/portal.bgsha.ru/
Занятия лекционного типа, семинарского типа, самостоятельная работа
ИС «Планы»
в локальной сети академии
-
Портфолио обучающегося
http://lk.bgsha.ru/
Самостоятельная работа
Сайт научной библиотеки
http:/elib.bgsha.ru/
Занятия лекционного типа, семинарского типа, самостоятельная работа
Электронная библиотека БГСХА
http:/elib.bgsha.ru/
Занятия лекционного типа, семинарского типа, самостоятельная работа
4. Информационно-образовательные системы (ЭИОС)
 
КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЯ)
ФИО преподавателя
Ученая степень, ученое звание
Уровень образования. Специальность и квалификация в соответствии с дипломом. Профессиальная переподготовка
1
2
3
 
Чимитдоржиева Ирина Бураловна
Высшее. Агрономия, Ученый агроном Профессиональная переподготовка: Преподаватель высшей школы; Менеджмент в АПК: устойчивое сельское хозяйство и развитие сельских территорий; Агрохимия и агропочвоведение
доцент
 
ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ) ДЛЯ ИНВАЛИДОВ И ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИМ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Организационно-педагогическое, психолого-педагогическое сопровождение обучающихся инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья осуществляется на основании соответствующей рекомендации в заключении психолого-медико-педагогической комиссии или индивидуальной программе реабилитации инвалида. Академия, по заявлению обучающегося, создает специальные условия для получения высшего образования инвалидами и лицам с ограниченными возможностями здоровья:

- использование специализированных (адаптированных) рабочих программ дисциплин (модулей) и методов обучения и воспитания, включая наличие альтернативной версии официального сайта организации в сети «Интернет» для слабовидящих;

- использование специальных учебников, учебных пособий и других учебно-методических материалов, включая альтернативные форматы печатных материалов (крупный шрифт или аудиофайлы);

- использование специальных технических средств обучения (мультимедийное оборудование, оргтехника и иные средства) коллективного и индивидуального пользования, включая установку

мониторов с возможностью трансляции субтитров, обеспечение надлежащими звуковыми

воспроизведениями информации;

- предоставление услуг ассистента (при необходимости), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь или услуги сурдопереводчиков / тифлосурдопереводчиков;

- проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий для разъяснения отдельных вопросов изучаемой дисциплины (модуля);

- проведение процедуры оценивания результатов обучения возможно с учетом особенностей нозологий (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, в форме тестирования и т.п.) при использовании доступной формы предоставления заданий оценочных средств и ответов на задания (в печатной форме увеличенным шрифтом, в форме аудиозаписи, в форме электронного документа, задания зачитываются ассистентом, задания предоставляются с использованием сурдоперевода) с

использованием дополнительного времени для подготовки ответа;

- обеспечение беспрепятственного доступа обучающимся в учебные помещения, туалетные и другие помещения организации, а также пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов и других приспособлений);

- обеспечение сочетания онлайн и офлайн технологий, а также индивидуальных и коллективных форм работы в учебном процессе, осуществляемом с использованием дистанционных образовательных технологий;

- и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение ОПОП ВО.

В целях реализации ОПОП ВО в академии оборудована безбарьерная среда, учитывающая потребности лиц с нарушением зрения, с нарушениями слуха, с нарушениями опорно-двигательного

аппарата. Территория соответствует условиям беспрепятственного, безопасного и удобного передвижения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Вход в учебный корпус

оборудован пандусами, стекла входных дверей обозначены специальными знаками для слабовидящих, используется система Брайля. Сотрудники охраны знают порядок действий при прибытии в академию лица с ограниченными возможностями. В академии создана толерантная социокультурная среда, осуществляется необходимое сопровождение образовательного процесса,

при необходимости предоставляется волонтерская помощь обучающимся инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья.

 
ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
Комплект вопросов для устного опроса

Модуль 1. Физико-географические условия формирования территории

Бурятии. Бонитет почв

1. Назовите факторы почвообразования. Какое влияние оказывает каждый фактор почвообразования? (на примере республики Бурятия)

2. Природно-климатические зоны Бурятии.

3. Провинциальные особенности почвенного покрова, агрономическая характеристика почв и их сельскохозяйственное использование.

4. Что такое плодородие почв?

5. Оценка почв Республики Бурятия по уровню естественного плодородия бонитету.

Модуль 2. Минерально-сырьевая база мира, России, Бурятии

Основные группы и месторождения агрономических руд

1.Какова роль агрономических руд в сельском хозяйстве?

2.Минеральные сырьевые базы и проблема обеспеченности с.-х. производства агрономическими рудами (запасы и ресурсы).

3.Перспективы и темпы роста добычи агроруд в мире, России, Бурятии.

4.Фосфорная промышленность. Фосфорнокислые агроруды: состав, свойства, морфология и условия залегания.

5.Калийная промышленность. Калийные агроруды: состав, свойства, морфология и условия залегания.

6.Характеристика основных месторождений бурых и каменных углей Республики Бурятия: состав, свойства и применение. Торфяные месторождения в Бурятии. Образование, состав, свойства торфа.

7.Карбонаты: свойства, классификация, применение. Месторождения карбонатного сырья в Бурятии

8.Цеолитовые месторождения Бурятии Сапропели: состав, свойства, классификация

Комплект тестовых заданий

Вариант 1

1.Источники сырья для фосфорных удобрений в Бурятии

1)доломиты

2)апатиты

3)фосфориты

4)апатиты – фосфориты

2.Содержание фосфора в Ошурковских апатитах в %

1)3-4

2)5-7

3)2-3

4)> 10

3.Какое удобрение получено на основе фосфатного сырья в Бурятии

1)суперфосфат

2)ПКМФ

3)метафосфат

4)преципитат

4.Эффективные методы активации фосфоритов

1)механо-химические

2)тонкий помол

3)смешивание с азотным и минеральным удобрениями

4)смешивание с сырыми калийными солями

5.При смешивании фосфоритов с окисленными бурыми углями растворимость фосфатов

1)снижается

2)не меняется

3)слабо меняется

4)усиливается

6.При добавлении фосфоритов в навоз при компостировании растворимость фосфоритов

1)усиливается

2)не меняется

3)слабо меняется

4)снижается

7.Бурые окисленные угли почвенный раствор

1)подкисляют

2)подщелачивают

3)слабо подщелачивают

4)не меняют

8.Молотые фосфориты эффективны при внесении в почвы с реакцией почвенного раствора

1)нейтральной

2)щелочной

3)слабо щелочной

4)кислой

9.Фосфор в фосфоритах находится в форме

Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины (модуля)
 
1)воднорастворимой

2)растворимой в растворах нейтральных солей

3)растворимой в щелочах

4)лимоннорастворимой

10. Фосфор фосфоритов легко усваивают

1)пшеница ячмень

2)капуста рапс

3)кукуруза подсолнечник

4)люпин донник люцерна

11.Какие почвы в Бурятии наиболее пригодны для внесения молотых фосфоритов

1)черноземы

2)серые лесные оподзоленные

3)каштановые

4)темно-каштановые

12.Природные цеолиты

1)органические вещества

2)минералы вулканического происхождения

3)органо-минеральные соединения

4)кварциты

13.Природные цеолиты минералы

1)слабопористые

2)высокопористые

3)не обладающие пористостью

4)имеющие плотное сложение

14.Природные цеолиты обладают свойством

1)слабо поглощать катионы

2)обменно поглощать

3)необменно поглощать

4)не обладают поглотительной способностью

15.Природные цеолиты в смеси с минеральными удобрениями

1)снижают эффективность удобрений

2)не снижают

3)пролонгируют действие

4)не пролонгируют

16.Птичий помет эффективно смешивать с

1)доломитами

2)кварцитом

3)апатитом

4)морденитовым туфом

17.Для экологически безопасного применения осадка сточных вод (ОСВ) в качестве удобрения эффективно

1)смешивать с природными цеолитами

2)вносить самостоятельно

3)вносить совместно с навозом

4)вносить с фосфоритами

18.Экологические требования к осадкам сточных вод применяемых в качестве удобрения

1)санитарно-гигиеническая безопасность

2)отсутствие химических токсических веществ

3)содержание тяжелых металлов, не превышающее ПДК

4)соответствие всем трем пунктам

Вариант 2

1. К агрономическим рудам относят:

1)битумы

2)гематит

3)фосфориты

4)мрамор

2. Главные месторождения фосфоритов Бурятии

1)Ухагольское, Харанурское

2)Хибинское, Эгитинское

3)Ильчирское, Сыннырское

4)Халютинское, Бодонское

3. К фосфорнокислым агрорудам относят:

1)Апатит, фосфорит

2)Индийская и индийская селитры

3)Гипс, доломит

4)Флюорит, галит

4. Самые крупные месторождения фосфоритов сосредоточены в:

1)Италии, Франции,  Испании

2)Перу, Чили, Боливии

 
3)Индии, Японии, Корее

4)США, Сев. Африка, Монголия, Казахстан

5. Образование фосфоритов связано с:

1)Химическим и биогенным осадконакоплением в морях

2)Гидротермальным процессом

3)Магматизмом

4)Региональным метаморфизмом

6. Крупнейшее апатитовое месторождение России:

1)Урало-Эмбинское

2)Хибинское

3)Каталонское

4)Олекминское

7. Что такое группа торфа

1)Таксонометрическая единица классификации видов торфа

2)Единица группы торфа

3)Наименьшее скопление торфяных залежей

4)Совокупность растительных формаций

8. Что такие торфяные залежи

1)Напластование одного или нескольких видов торфа от поверхности

2)Месторождения до подстилающих грунтов или сапропелей

3)Общая совокупность торфяных залежей

4)Растения торфообразователи

9. Наибольшей ценностью как удобрение обладают торфа

1)низинные

2)верховые

3)переходные

4)смешанные

10. Торф используется в сельском хозяйстве в качестве

1)Подстилки на животноводческих фермах

2)Для хранения овощей и фруктов

3)Мульчирования почвы, для производства органоминеральных и органических удобрений

4)В виде отработанной крошки, в энергетике, в строительной и химической промышленности

5)Во всех перечисленных качествах

11. Эффективные методы активации фосфоритов

1)механо-химические

2)тонкий помол

3)смешивание с азотным и минеральным удобрениями

4)смешивание с сырыми калийными солями

12. При смешивании фосфоритов с окисленными бурыми углями растворимость фосфатов

1)снижается

2)не меняется

3)слабо меняется

4)усиливается

13. При добавлении фосфоритов в навоз при компостировании растворимость фосфоритов

1)усиливается

2)не меняется

3)слабо меняется

4)снижается

14. Бурые окисленные угли почвенный раствор

1)подкисляют

2)подщелачивают

3)слабо подщелачивают

4)не меняют

15. Молотые фосфориты эффективны при внесении в почвы с реакцией почвенного раствора

1)нейтральной

2)щелочной

3)слабо щелочной

4)кислой

16. Фосфор в фосфоритах находится в форме

1)воднорастворимой

2)растворимой в растворах нейтральных солей

3)растворимой в щелочах

4)лимоннорастворимой

17. Источники сырья для фосфорных удобрений в Бурятии

5)доломиты

6)апатиты

7)фосфориты

8)апатиты – фосфориты

 

Вариант 3

1. Фосфор фосфоритов легко усваивают

1)пшеница ячмень

2)капуста рапс

3)кукуруза подсолнечник

1)люпин донник люцерна

2. Какие почвы в Бурятии наиболее пригодны для внесения молотых фосфоритов

1)черноземы

2)серые лесные оподзоленные

3)каштановые

4)темно-каштановые

3. К агрономическим рудам относят:

5)битумы

6)гематит

7)фосфориты

8)мрамор

4. Главные месторождения фосфоритов Бурятии

5)Ухагольское, Харанурское

6)Хибинское, Эгитинское

7)Ильчирское, Сыннырское

8)Халютинское, Бодонское

5. К фосфорнокислым агрорудам относят:

5)Апатит, фосфорит

6)Индийская и индийская селитры

7)Гипс, доломит

8)Флюорит, галит

6. Самые крупные месторождения фосфоритов сосредоточены в:

5)Италии, Франции,  Испании

6)Перу, Чили, Боливии

7)Индии, Японии, Корее

8)США, Сев. Африка, Монголия, Казахстан

7. Образование фосфоритов связано с:

5)Химическим и биогенным осадконакоплением в морях

6)Гидротермальным процессом

7)Магматизмом

8)Региональным метаморфизмом

8. Крупнейшее апатитовое месторождение России:

5)Урало-Эмбинское

6)Хибинское

7)Каталонское

8)Олекминское

9. Какие месторождения входят в Хоре-Урикскую фосфоритоносную зону:

1)Харанурское, Ухагольское, Боксонское

2)Сыннырское, Ошурковское, Мухор-Талинское

3)Ахаликское, Бодонское, Загустайское

4)Ошурковское, Ухагольское, Сыннырское

10. Сапропели

1)органо-минеральный осадок соленых озер

2)речной ил

3)донные отложения пресноводных озер и прудов

4)осадок сточных вод

11. В Байкальском регионе очищенные городские сточные воды для орошения

5)рекомендуются

6)не рекомендуются

7)применять на лесных вырубках и гарях

8)использовать на сельскохозяйственных полях

12. Марки сапропеля

1)Сапропель марки А, сапропель марки Б, сапропель марки В

2)Сапропель марки А, сапропель марки В, сапропель марки С

3)Сапропель марки 1, сапропель марки 2, сапропель марки 3

4)Сапропель марки I, сапропель марки II, сапропель марки III

13. Сколько выявлено и разведано на территории Бурятии сапропелевых месторождений:

2)27

3)35

4)53

5)9

14. Органическая часть осадков сточных вод, используемых для орошения земледельческих угодий не должна включать 

 
в себя

1)Протеины и другие азотсодержащие вещества

2)Жиры, углеводы (лигнин)

3)Микро и макроэлементы

4)Радионуклеотиды

5)Органические токсиканты

15. По запасам сапропеля все сапропелевые месторождения Бурятии относятся к

1)мелким

2)средним

3)крупным

4)очаговым

16. Рельеф местности Бурятии характеризуется

1)Сложностью, расчлененностью

2)Равнинным характером

3)Преобладанием понижений, болот

4)Долинным характером

17. Химическая поглотительная способность почв связана с:

1)Химическими реакциями

2)Избирательным поглощением биофильных элементов

3)Механическим поглощением частиц

4)Обменными реакциями между ионами ППК и почвенным раствором

18. Источники сырья для фосфорных удобрений в Бурятии

1)доломиты

2)апатиты

3)фосфориты

4)апатиты – фосфориты

Кейс-задачи

1. Установить соответствие

1. Под какие культуры в Бурятии можно применять фосфоритную муку 一.Кукуруза

二.Гречиха

2. Какие культуры высевают в Бурятии для улучшения азотного режима почв 三.Донник

四.Пшеница

2. Установить соответствие

1.Группа микроорганизмов, преобладающая в почвах Бурятии 一.азотобактер

二.бактерии

2. Симбиотические азотофиксаторы 三.актиномицеты

四.грибы

2. Установить соответствие

1. Питательный элемент являющийся дефицитным в мерзлотной лугово-черноземной почве Бурятии 一.Калий

二.Фосфор

2. Остановка верхушечного роста 三.Сера

四.Азот

五.Бор

3. Установить соответствие

1. Преобладающие породообразующие минералы 一.Полевые шпаты

二.Карбонаты

三.Вермикулиты

2. Устойчивый к выветриванию минерал 四.Галит

五.Слюда

六.Кварц

4. Установить соответствие

1. В каком районе Бурятии находятся торфяные месторождения Оленье, Анамакит 一.Верхнеангарское

二.Селенгинский

2. В каком районе Бурятии находятся торфяные месторождения Урочище, Турхекта, Талингское 三.Северо-Байкальский

四.Хоринский

五.Курумканский

5. Установить соответствие

1. Из чего состоит сухое вещество сапропеля 一.Макро- и микроэлементов

二.Органическое вещество, зола

2. угли относят 三.Углеродистые (каустобиолиты)

四.Лигнин

五.Минеральный остаток

6. Установить соответствие

1.Сколько на территории РБ выделено почвенно-климатических зон 一.3

二.5

2. Сколько групп по уровню естественного плодородия на территории РБ 三.4

 
四.6

7.  Установить соответствие

1.Крупнейшее месторождение цеолитов Забайкалья 一.Ошурковское, Хранурское

二.Шивыртуйское, Холинское

2. Основное цеолитовое месторождение РБ 三.Холинское, Ахалинское, Ошурковское

四.Мухор-Талинское, Холинское, Гавриловское

Установите правильную последовательность: усвоение нитратов

1.

1.Образование амидов

2.Поглощение нитратов

3.Восстановление нитритов

4.Транспорт азотсодержащих веществ в надземную часть

5.Включение азота в органическое соединения

2.

1. «Соленакапливающие» растения А. Криногалофиты

2. «Солевыводящие» растения Б. Гликогалофиты

3. «Соленепроницаемые» растения В. Эвгалофиты

Г. Эфемеры

Д. Ксерофиты

. По степени устойчивости к засолению различают растения

Степень Растения

1. Устойчивые А. овес, просо, кукуруза, подсолнечник, картофель, лук, морковь, томаты

2. Среднеустойчивые Б. пшеница, сорго, гречиха, лен, репа, фасоль, огурцы

3. Слабоустойчивые В. ячмень, горчица, клевер, капуста, сахарная свекла, шпинат

Задача № 1

1. Определите содержание калия при сжигании сосновых дров.

2. Определите емкость поглощения почвы в мг-экв на 100 г почвы: если в 100 г почвы в поглощенном состоянии содержится 200 мг Са, 24 мг Mg и 9 мг NH4.

3. Назовите примерное количество органических удобрений в среднем на 1 га севооборотной площади. На разных почвах, необходимое для поддержания бездефицитного баланса гумуса.

Задача № 2

1. Сколько нужно внести совместно с соломой азотных удобрений: если отношение C:N=70-80, в ней содержится в % N 0.5; P2O5 0,25; K2O 0,8.

2. Определите содержание калия в печной золе при сжигании сосновых дров.

3. Определите содержание фосфора в печной золе при сжигании березовых дров.

Задача № 3

1. Рассчитайте количество извести в тоннах на 1 га при слабокислой реакции почвы под капусту.

2. Определите содержание калия в печной золе при сжигании осиновых дров.

3. Назовите примерное количество органических удобрений в среднем на 1 га севооборотной площади. На разных почвах, необходимое для поддержания бездефицитного баланса гумуса.

Перечень дискуссионных тем для круглого стола

1.Изучение агрономических руд на примере коллекций горных пород и минералов.

2.Агроруды – как структурообразователи почвы.

3.Изучение классификации косвенных агрономических руд (карбонатные, магнезиальные).

4.Сапропели, свойства, классификация и использование. Добыча и переработка сапропелевого удобрения.

 
Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Перечень темы рефератов

1.Физико-географические условия формирования территории Бурятии.

2.Природно-климатические зоны. Агрохимическая характеристика основных типов почв Бурятии  

3.Роль агрономических руд в сельском хозяйстве

4.Фосфорная промышленность. Фосфорнокислые агроруды: состав, свойства, морфология и условия залегания.

5.Калийная промышленность. Калийные агроруды: состав, свойства, морфология и условия залегания

6.Характеристика основных месторождений бурых и каменных углей Республики Бурятия: состав, свойства и применение.

7. Торфяные месторождения в Бурятии. Образование, состав, свойства торфа.

8. Апатиты и фосфориты

9. Цеолиты, их характеристика

10. Сынныриты, их характеристика

 
1. Темы рефератов.

Перечень видов оценочных средств
 
2. Комплект контрольных вопросов для устного опроса.

3. Комплект тестовых заданий.

4. Кейс-задачи.

5. Перечень дискуссионных тем для круглого стола.

 
Критерии оценивания контрольной работы текущего контроля успеваемости обучающихся (рекомендуемое)

Комплект контрольных вопросов для проведения устных опросов

Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерные критерии оценивания:

– правильность ответа по содержанию задания (учитывается количество и характер ошибок при ответе);

– полнота и глубина ответа (учитывается количество усвоенных фактов, понятий и т.п.);

– сознательность ответа (учитывается понимание излагаемого материала);

– логика изложения материала (учитывается умение строить целостный, последовательный рассказ, грамотно пользоваться специальной терминологией);

– использование дополнительного материала;

– рациональность использования времени, отведенного на задание (не одобряется затянутость выполнения задания, устного ответа во времени, с учетом индивидуальных особенностей обучающихся).

Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерная шкала оценивания:

Баллы

для учета в рейтинге (оценка)

Степень удовлетворения критериям
86-100 баллов

«отлично»

Обучающийся полно и аргументировано отвечает по содержанию вопроса (задания); обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные; излагает материал последовательно и правильно.
71-85  баллов

«хорошо»

Обучающийся достаточно полно и аргументировано отвечает по содержанию вопроса (задания); обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные; излагает материал последовательно. Допускает 1-2 ошибки, исправленные с помощью наводящих вопросов.
56-70  баллов

«удовлетво-рительно»

Обучающийся обнаруживает знание и понимание основных положений данного задания, но излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил; не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры; излагает материал непоследовательно и допускает ошибки.
0-55  баллов

«неудовлетворительно»

Обучающийся обнаруживает незнание ответа на соответствующее задание (вопрос), допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Отмечаются такие недостатки в подготовке обучающегося, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.
 
Баллы

для учета в рейтинге (оценка)

Степень удовлетворения критериям
Перечень дискуссионных тем

Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерные критерии оценивания:

- теоретический уровень знаний;

- качество ответов на вопросы;

- подкрепление материалов фактическими данными (статистические данные или др.);

- практическая ценность материала;

- способность делать выводы;

- способность отстаивать собственную точку зрения;

- способность ориентироваться в представленном материале;

- степень участия в общей дискуссии.

Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерная шкала оценивания:

Критерии оценивания контрольной работы дискуссионных тем и вопросов для круглого стола

(дискуссии, полемики, диспута, дебатов)  

86-100 баллов

Обучающийся свободно владеет учебным материалом; проявляет навыки анализа,
 
«отлично»

обобщения, критического осмысления, публичной речи, аргументации, ведения дискуссии и полемики, критического восприятия информации; материал изложен грамотно, в определенной логической последовательности, точно

используется терминология; показано умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации; высказывать свою точку зрения.

71-85 баллов

«хорошо»

Ответ удовлетворяет в основном требованиям на оценку «отлично», но при этом имеет один из недостатков: в усвоении учебного материала допущены небольшие пробелы, не исказившие содержание ответа; допущены один – два недочета в формировании навыков публичной речи, аргументации, ведения дискуссии и полемики, критического восприятия информации.
56-70 баллов

«удовлетво-рительно»

Неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения материала; имелись затруднения или допущены ошибки в определении понятий, использовании терминологии, исправленные после нескольких наводящих вопросов. Обучающийся не может применить теорию в новой ситуации.
0-55  баллов

«неудовлетворительно»

Не раскрыто основное содержание учебного материала; обнаружено незнание или непонимание большей или наиболее важной части учебного материала; допущены ошибки в определении понятий, при использовании терминологии, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов; не сформированы умения и навыки публичной речи, аргументации, ведения дискуссии и полемики, критического восприятия информации.
 
Баллы

для учета в рейтинге (оценка)

Степень удовлетворения критериям
Перечень заданий для контрольной работы

Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерные критерии оценивания:

– полнота раскрытия темы;

– правильность формулировки и использования понятий и категорий;

– правильность выполнения заданий/ решения задач;

– аккуратность оформления работы и др.

Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерная шкала оценивания:

Критерии оценивания контрольной работы для контрольной работы

(обязательно для дисциплин, где по УП предусмотрена контрольная работа)

86-100 баллов

«отлично»

Полное раскрытие темы, указание точных названий и определений, правильная формулировка понятий и категорий, приведены все необходимые формулы, соответствующая статистика и т.п., все задания выполнены верно (все задачи решены правильно), работа выполнена аккуратно, без помарок.
71-85  баллов

«хорошо»

Недостаточно полное раскрытие темы, одна-две несущественные ошибки в определении понятий и категорий, в формулах, статистических данных и т. п., кардинально не меняющие суть изложения, наличие незначительного количества грамматических и стилистических ошибок, одна-две несущественные погрешности при выполнении заданий или в решениях задач. Работа выполнена аккуратно.
56-70  баллов

«удовлетво-рительно»

Ответ отражает лишь общее направление изложения лекционного материала, наличие более двух несущественных или одной-двух существенных ошибок в определении понятий и категорий, формулах, статистических данных и т. п.; большое количество грамматических и стилистических ошибок, одна-две существенные ошибки при выполнении заданий или в решениях задач. Работа выполнена небрежно.
0-55  баллов

«неудовлетворительно»

Обучающийся демонстрирует слабое понимание программного материала. Тема не раскрыта, более двух существенных ошибок в определении понятий и категорий, в формулах, статистических данных, при выполнении заданий или в решениях задач, наличие грамматических и стилистических ошибок и др.
 
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерные критерии оценивания:

– правильность выполнения задания на практическую/лабораторную работу в соответствии с вариантом;

– степень усвоения теоретического материала по теме практической /лабораторной работы;

– способность продемонстрировать преподавателю навыки работы в инструментальной программной среде, а также применить их к решению типовых задач, отличных от варианта задания;

– качество подготовки отчета по практической / лабораторной работе;

– правильность и полнота ответов на вопросы преподавателя при защите работы

и др.

Критерии оценивания контрольной работы для практических (лабораторных) работ

 
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерная шкала оценивания практических занятий (лабораторных работ):

Баллы

для учета в рейтинге (оценка)

Степень удовлетворения критериям
86-100 баллов

«отлично»

Выполнены все задания практической (лабораторной) работы, обучающийся четко и без ошибок ответил на все контрольные вопросы.
71-85  баллов

«хорошо»

Выполнены все задания практической (лабораторной) работы; обучающийся ответил на все контрольные вопросы с замечаниями.
56-70  баллов

«удовлетво-рительно»

Выполнены все задания практической (лабораторной) работы с замечаниями; обучающийся ответил на все контрольные вопросы с замечаниями.
0-55  баллов

«неудовлетворительно»

Обучающийся не выполнил или выполнил неправильно задания практической (лабораторной) работы; обучающийся ответил на контрольные вопросы с ошибками или не ответил на контрольные вопросы.
 
Комплект заданий

Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерные критерии оценивания:

В качестве критериев могут быть выбраны, например:

– соответствие срока сдачи работы установленному преподавателем;

– соответствие содержания и оформления работы предъявленным требованиям;

– способность выполнять вычисления;

– умение использовать полученные ранее знания и навыки для решения конкретных задач;

– умение отвечать на вопросы, делать выводы, пользоваться профессиональной и общей лексикой;

– обоснованность решения и соответствие методике (алгоритму) расчетов;

Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерная шкала оценивания:

Критерии оценивания контрольной работы для выполнения

расчетно-графической работы,  работы на тренажере

Баллы

для учета в рейтинге (оценка)

Степень удовлетворения критериям
86-100 баллов

«отлично»

Все материалы, расчеты, построения оформлены согласно требованиям и демонстрируют высокий уровень освоения теоретического материала, способность составлять и реализовать алгоритм решения по исходным данным. Вычисления выполнены четко, ответы на вопросы, выводы к работе отражают точку зрения обучающегося на решаемую проблему. Все материалы представлены в установленный срок, не требуют дополнительного времени на завершение. 
71-85  баллов

«хорошо»

Все материалы, расчеты, построения оформлены согласно требованиям и демонстрируют достаточно высокий уровень освоения теоретического материала, способность составлять и реализовать алгоритм решения по исходным данным. В работе присутствуют несущественные ошибки при вычислениях и построении чертежей, не влияющие на общий результат работы, при грамотном ответе на большинство поставленных вопросов. Все материалы представлены в установленный срок, не требуют дополнительного времени на завершение. 
56-70  баллов

«удовлетво-рительно»

Материалы, расчеты, построения оформлены с ошибками, не в полном объеме, демонстрируют наличие пробелов в освоении теоретического материала, низкий уровень способности составлять и реализовать алгоритм решения по исходным данным. В работе присутствуют ошибки, которые не оказывают существенного влияния на окончательный результат. Работа оформлена неаккуратно, представлена с задержкой и требует дополнительного времени на завершение.
0-55  баллов

«неудовлетворительно»

Демонстрирует низкий/ниже среднего уровень освоения теоретического материала, неспособность составлять и реализовать алгоритм решения по исходным данным. Многие требования, предъявляемые к заданию, не выполнены. Обучающийся не может ответить на замечания преподавателя, не владеет материалом работы, не в состоянии дать объяснения выводам и теоретическим положениям данной работы. Оформление работы не соответствует требованиям.
 
Материалы тестовых заданий

Материалы тестовых заданий следует сгруппировать по темам/разделам изучаемой дисциплины (модуля) в следующем

Критерии оценивания контрольной работы тестовых заданий

 
Баллы

для учета в рейтинге (оценка)

Степень удовлетворения критериям
86-100 баллов «отлично»

Выполнено 86-100% заданий
71-85  баллов «хорошо»

Выполнено 71-85% заданий 
56-70  баллов «удовлетво-рительно»

Выполнено 56-70% заданий
0-55  баллов «неудовлетворительно»

Выполнено 0-56% заданий
виде:

Тема (темы) / Раздел дисциплины (модуля)

Тестовые задания по данной теме (темам)/Разделу с указанием правильных ответов.

Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерные критерии оценивания:

- отношение правильно выполненных заданий к общему их количеству

Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерная шкала оценивания:

 
Баллы

для учета в рейтинге (оценка)

Степень удовлетворения критериям
86-100 баллов «отлично»

Демонстрирует очень высокий/высокий уровень знаний, умений, навыков в соответствии с критериями оценивания. Все требования, предъявляемые к заданию, выполнены.
71-85  баллов «хорошо»

Демонстрирует достаточно высокий/выше среднего уровень знаний, умений, навыков в соответствии с критериями оценивания. Все требования, предъявляемые к заданию, выполнены.
56-70  баллов «удовлетво-рительно»

Демонстрирует средний уровень знаний, умений, навыков в соответствии с критериями оценивания. Большинство требований, предъявляемых к заданию, выполнены.
0-55  баллов «неудовлетворительно»

Демонстрирует низкий/ниже среднего уровень знаний, умений, навыков в соответствии с критериями оценивания. Многие требования, предъявляемые к заданию, не выполнены. Нет ответа. Не было попытки решить задачу.
Задачи репродуктивного уровня  

Задачи реконструктивного уровня

Задачи творческого уровня

Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерные критерии оценивания:

– полнота знаний теоретического контролируемого материала;

– полнота знаний практического контролируемого материала, демонстрация умений и навыков решения типовых задач, выполнения типовых заданий/упражнений/казусов;

– умение самостоятельно решать проблему/задачу на основе изученных методов, приемов, технологий;

– умение ясно, четко, логично и грамотно излагать собственные размышления, делать умозаключения и выводы;

– полнота и правильность выполнения задания.

Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерная шкала оценивания:

Критерии оценивания контрольной работы разноуровневых задач (заданий)

 
Перечень тем эссе/докладов/рефератов/сообщений и т.п.

Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерные критерии оценивания:

– полнота раскрытия темы;

– степень владения понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины;

Критерии оценивания контрольной работы темы эссе

(рефератов, докладов, сообщений)

 
Баллы

для учета в рейтинге (оценка)

Степень удовлетворения критериям
86-100 баллов «отлично»

Содержание работы в целом соответствует теме задания. Продемонстрировано знание фактического материала, отсутствуют ошибки. Продемонстрировано уверенное владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (уместность употребления, аббревиатуры, толкование и т.д.), отсутствуют ошибки в употреблении терминов.

Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.

Ответ четко структурирован и выстроен в заданной логике. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа укладывается в заданные рамки при сохранении смысла.

Продемонстрировано умение аргументировано излагать собственную точку зрения. Видно уверенное владение освоенным материалом, изложение сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.

Высокая степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала: стилистические обороты, манера изложения, словарный запас. Отсутствуют стилистические и орфографические ошибки в тексте.

Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.

– знание фактического материала, отсутствие фактических ошибок;

– умение логически выстроить материал ответа;

– умение аргументировать предложенные подходы и решения, сделанные выводы;

– степень самостоятельности, грамотности, оригинальности в представлении материала (стилистические обороты, манера изложения, словарный запас, отсутствие или наличие грамматических ошибок);

– выполнение требований к оформлению работы.

Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся).

Примерная шкала оценивания письменных работ:

71-85  баллов «хорошо»

Содержание ответа в целом соответствует теме задания. Продемонстрировано знание фактического материала, встречаются несущественные фактические ошибки.

Продемонстрировано владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (уместность употребления, аббревиатуры, толкование и т.д.), отсутствуют ошибки в употреблении терминов.

Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.

Ответ в достаточной степени структурирован и выстроен в заданной логике без нарушений общего смысла. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа незначительно превышает заданные рамки при сохранении смысла.

Продемонстрировано умение аргументированно излагать собственную точку зрения, но аргументация не всегда убедительна. Изложение лишь отчасти сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.

Достаточная степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала. Встречаются мелкие и не искажающие смысла ошибки в стилистике, стилистические штампы. Есть 1–2 орфографические ошибки.

Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.

56-70  баллов  «удовлетво-рительно»

Содержание работы в целом соответствует теме задания. Продемонстрировано удовлетворительное знание фактического материала, есть фактические ошибки (25– 30%).

Продемонстрировано достаточное владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины, есть ошибки в употреблении и трактовке терминов, расшифровке аббревиатур.

Ошибки в использовании категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.

Ответ плохо структурирован, нарушена заданная логика. Части ответа логически разорваны, нет связок между ними. Ошибки в представлении логической структуры проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа в существенной степени (на 25–30%) отклоняется от заданных рамок.

Нет собственной точки зрения либо она слабо аргументирована. Примеры, приведенные в ответе в качестве практических иллюстраций, в малой степени соответствуют изложенным теоретическим аспектам.

Текст работы примерно наполовину представляет собой стандартные обороты и фразы из учебника/лекций. Обилие ошибок в стилистике, много стилистических штампов. Есть 3–5 орфографических ошибок.

Работа выполнена не очень аккуратно, встречаются помарки и исправления.

0-55  баллов  «неудовлетворительно»

Содержание ответа не соответствует теме задания или соответствует ему в очень малой степени.

Продемонстрировано крайне слабое владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (неуместность употребления, неверные аббревиатуры, искаженное толкование и т.д.), присутствуют многочисленные ошибки в употреблении терминов.

Продемонстрировано крайне низкое (отрывочное) знание фактического материала, много

 
фактических ошибок – практически все факты (данные) либо искажены, либо неверны.

Ответ представляет собой сплошной текст без структурирования, нарушена заданная логика. Части ответа не взаимосвязаны логически. Нарушена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа более чем в 2 раза меньше или превышает заданный. Показаны неверные ассоциативные взаимосвязи категорий и терминов дисциплины.

Отсутствует аргументация изложенной точки зрения, нет собственной позиции. Отсутствуют примеры из практики либо они неадекватны.

Текст ответа представляет полную кальку текста учебника/лекций. Стилистические ошибки приводят к существенному искажению смысла. Большое число орфографических ошибок в тексте (более 10 на страницу).

Работа выполнена неаккуратно, с обилием помарок и исправлений. В работе один абзац и больше позаимствован из какого-либо источника без ссылки на него.

 
Критерии оценивания контрольной работы участия обучающегося в активных формах обучения (доклады, выступления на семинарах, практических занятиях и пр.):

Баллы

для учета в рейтинге (оценка)

Степень удовлетворения критериям
86-100 баллов «отлично»

Полное раскрытие вопроса; указание точных названий и определений; правильная формулировка понятий и категорий; самостоятельность ответа, умение вводить и использовать собственные классификации и квалификации, анализировать и делать собственные выводы по рассматриваемой теме; использование дополнительной литературы и иных материалов и др.
71-85  баллов «хорошо»

Недостаточно полное, по мнению преподавателя, раскрытие темы; несущественные ошибки в определении понятий, категорий и т.п., кардинально не меняющих суть изложения; использование устаревшей учебной литературы и других источников
56-70  баллов «удовлетво-рительно»

Отражение лишь общего направления изложения лекционного материала и материала современных учебников; наличие достаточного количества несущественных или одной - двух существенных ошибок в определении понятий и категорий и т. п.; использование устаревшей учебной литературы и других источников; неспособность осветить проблематику учебной дисциплины и др.
0-55  баллов «неудовлетворительно»

Темы не раскрыта; большое количество существенных ошибок; отсутствие умений и навыков, обозначенных выше в качестве критериев выставления положительных оценок и др.
 
Задание (я):

Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерные критерии оценивания:

- соответствие решения сформулированным в кейсе вопросам (адекватность проблеме и рынку);

- оригинальность подхода (новаторство, креативность);

- применимость решения на практике;

- глубина проработки проблемы (обоснованность решения, наличие альтернативных вариантов, прогнозирование возможных проблем, комплексность решения).

Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерная шкала оценивания:

Критерии оценивания контрольной работы кейс-задач

Баллы

для учета в рейтинге (оценка)

Степень удовлетворения критериям
86-100 баллов «отлично»

Предложенное решение соответствует поставленной в кейс-задаче проблеме. Обучающийся применяет оригинальный подход к решению поставленной проблемы, демонстрирует высокий уровень теоретических знаний, анализ соответствующих источников. Формулировки кратки, ясны и точны. Ожидаемые результаты применения предложенного решения конкретны, измеримы и обоснованы.
71-85 баллов «хорошо»

Предложенное решение соответствует поставленной в кейс-задаче проблеме. Обучающийся применяет в основном традиционный подход с элементами новаторства, частично подкрепленный анализом соответствующих источников, демонстрирует хороший уровень теоретических знаний. Формулировки недостаточно кратки, ясны и точны. Ожидаемые результаты применения предложенного решения требуют исправления незначительных ошибок.
56-70  баллов «удовлетво-рительно»

Демонстрирует средний уровень знаний, умений, навыков в соответствии с критериями оценивания. Предложенное решение требует дополнительной конкретизации и обоснования, в целом соответствует  поставленной в задаче проблеме. При решении поставленной проблемы обучающийся применяет традиционный подход, демонстрирует
 
твердые знания по поставленной проблеме. Предложенное решение содержит ошибки, уверенно исправленные после наводящих вопросов.
0-55  баллов «неудовлетворительно»

Наличие грубых ошибок в решении ситуации, непонимание сущности рассматриваемой проблемы, неуверенность и неточность ответов после наводящих вопросов. Предложенное решение не обосновано и не применимо на практике
 
Тема (проблема)

Концепция игры

Роли:

Задания (вопросы, проблемные ситуации и др.)

Ожидаемый (е) результат(ы)

Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерные критерии оценивания:

­ качество усвоения информации;

­ выступление;

­ содержание вопроса;

­ качество ответов на вопросы;

­ значимость дополнений, возражений, предложений;

­ уровень делового сотрудничества;

­ соблюдение правил деловой игры;

­ соблюдение регламента;

­ активность;

­ правильное применение профессиональной лексики.

Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерная шкала оценивания:

Критерии оценивания контрольной работы для деловой (ролевой) игры

Баллы

для учета в рейтинге (оценка)

Степень удовлетворения критериям
86-100 баллов «отлично»

Участник деловой игры продемонстрировал понимание сути поставленной проблемы; теоретические положения изложены с использованием профессиональной лексики; ответы и выступления четкие и краткие, логически последовательные; активное участие в деловой игре.
71-85 баллов «хорошо»

Участник деловой игры продемонстрировал понимание сути поставленной проблемы; теоретические положения изложены с использованием профессиональной лексики с незначительными ошибками; ответы и выступления в основном краткие, но не всегда четкие и логически последовательные; участие в деловой игре.
56-70  баллов «удовлетво-рительно»

Участник деловой игры продемонстрировал понимание сути поставленной проблемы; теоретические положения изложены со слабым использованием профессиональной лексики; ответы и выступления многословные, нечеткие и без должной логической последовательности; пассивное участие в деловой игре.
0-55  баллов «неудовлетворительно»

Участник деловой игры продемонстрировал затруднения в понимании сути поставленной проблемы; отсутствие необходимых знаний и умений для решения проблемы; затруднения в построении самостоятельных высказываний; обучающийся практически не принимает участия в игре.
 
Баллы

для учета в рейтинге (оценка)

Степень удовлетворения критериям
86-100 баллов «отлично»

Работа демонстрирует точное понимание задания. Все материалы имеют непосредственное отношение к теме; источники цитируются правильно. Результаты работы представлены четко и логично, информация точна и отредактирована. Работа отличается яркой индивидуальностью и выражает точку зрения обучающегося.
71-85  баллов «хорошо»

Помимо материалов, имеющих непосредственное отношение к теме, включаются некоторые материалы, не имеющие отношение к ней; используется ограниченное количество источников. Не вся информация взята из достоверных источников; часть информации неточна или не имеет прямого отношения к теме. Недостаточно выражена собственная позиция и оценка информации. 
56-70  баллов «удовлетво-рительно»

Часть материалов не имеет непосредственного отношения к теме, используется 2-3 источника. Делается слабая попытка проанализировать информацию. Материал логически не выстроен и подан внешне непривлекательно, не дается четкого ответа на поставленные вопросы. Нет критического взгляда на проблему.
0-55  баллов «неудовлетворительно»

Больше половины материалов не имеет непосредственного отношения к теме, используется один источник. Не делается попытка проанализировать информацию. Материал логически не выстроен и подан внешне непривлекательно, не дается ответа на поставленные вопросы.
Групповые творческие задания (проекты):

Индивидуальные творческие задания (проекты):

Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерные критерии оценивания:

- актуальность темы;

- соответствие содержания работы выбранной тематике;

- соответствие содержания и оформления работы установленным требованиям;

- обоснованность результатов и выводов, оригинальность идеи;

- новизна полученных данных;

- личный вклад обучающихся;

- возможности практического использования полученных данных.

Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерная шкала оценивания:

Критерии оценивания контрольной работы для тем групповых и/или индивидуальных творческих заданий/проектов

 
ИЗМЕНЕНИЯ И ДОПОЛНЕНИЯ
Ведомость изменений

п/п

Вид обновлений
Содержание изменений, вносимых в ОПОП
Обснование изменений
1
2
3
4
5
6