учреждение высшего образования
«Бурятская государственная сельскохозяйственная академия имени В.Р. Филиппова»
Агрономический факультет
Почвоведение и агрохимия
Направленность (профиль) Агроэкология
в учебном плане
является дисциплиной обязательной для изучения
дисциплины кафедра
Семестр 8
- 13.023. Профессиональный стандарт "АГРОХИМИК-ПОЧВОВЕД", утверждённый приказом Министерства труда и социальной защиты Российско Федерации от 2 сентября 2020 г. N 551н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 24 сентября 2020 г., регистрационный N 60003);
Зав. кафедрой Хутакова С.В.
п/п
на заседании кафедры
Заведующий кафедрой
Хутакова С.В.
(представитель работодателя)
Задачи: Организация и проведение экспериментов по сохранению воспроизводству почвенного плодородия, использованию удобрений и других средств химизации и обеспечению экологической безопасности агроландшафтов; разработка теоретических моделей, позволяющих прогнозировать влияние удобрений и химических мелиорантов на плодородие почв, урожайность и качество сельскохозяйственных культур и экологическую безопасность агроландшафтов; разработка и совершенствование мер по защите почв от эрозии и других видов деградации
ПКС-3: Способен составлять экологически обоснованную систему применения удобрений в севооборотах с учетом биологических особенностей сельскохозяйственных культур, почвенно-климатических условий и требований экологии;
ПКС-3. Способен составлять экологически обоснованную систему применения удобрений в севооборотах с учетом биологических особенностей сельскохозяйственных культур, почвенно-климатических условий и требований экологии.
ИД-1 ПКС-3
Распознает виды и формы минеральных и органических удобрений, демонстрирует знание их характеристик (состава, свойств, правил смешивания)
ИД-2 ПКС-3
Выбирает наиболее оптимальные способы и сроки применения удобрений, распределение их в севообороте при возделывании сельскохозяйственных культур.
ИД-3 ПКС-3.3
Составляет рекомендации по применению удобрений для обеспечения сельскохозяйственных культур элементами питания, необходимыми для формирования запланированного урожая и сохранения плодородия почвы.
ПКС-6. Готов участвовать в проведении анализа и оценки качества сельскохозяйственной продукции.
ИД1ПКС-6.1
Участвует при проведении методов маркетинговых исследований на рынке агрохимикатов и сельскохозяйственной продукции
ИД-2 основные месторождения и их характеристику;
ИД-3 экологически обоснованную систему применения удобрений в севооборотах с учетом биологических особенностей сельскохозяйственных культур, но допускает неточности.
ИД-2 основные месторождения и их характеристику;
ИД-3 экологически обоснованную систему применения удобрений в севооборотах с учетом биологических особенностей сельскохозяйственных культур.
ИД-2 основные месторождения и их характеристику;
ИД-3 экологически обоснованную систему применения удобрений в севооборотах с учетом биологических особенностей сельскохозяйственных культур.
ИД-2 основные месторождения и их характеристику;
ИД-3 экологически обоснованную систему применения удобрений в севооборотах с учетом биологических особенностей сельскохозяйственных культур.
ИД-2 не умеет оценивать сельскохозяйственные культуры с учетом биологических особенностей,;
ИД-3 не умеет оценивать почвенно-климатических условия и требования экологии.
ИД-2 в полной мере умеет оценивать и использовать в профессиональной деятельности результаты сельскохозяйственных культур с учетом биологических особенностей;
ИД-3 в полной мере умеет оценивать и использовать в профессиональной деятельности результаты почвенно-климатических условий и требований экологии.
ИД-2 умеет оценивать и использовать в профессиональной деятельности результаты сельскохозяйственных культур с учетом биологических особенностей;
ИД-3 умеет оценивать и использовать в профессиональной деятельности результаты почвенно-климатических условий и требований экологии, но допускает ошибки
ИД-2 плохо умеет оценивать и использовать в профессиональной деятельности результаты сельскохозяйственных культур с учетом биологических особенностей;
ИД-3 плохо умеет оценивать и использовать в профессиональной деятельности результаты почвенно-климатических условий и требований экологии.
:
ИД-2 не владеет приемами и методами охраны природной среды при разработке производства агрономических руд;
ИД-3 не владеет приемами и методами получения из них удобрений.
ИД-2 владеет некоторыми приемами и методами охраны природной среды при разработке производства агрономических руд;
ИД-3 владеет некоторыми приемами и методами получения из них удобрений.
ИД-2 владеет приемами и методами охраны природной среды при разработке производства агрономических руд, но допускает неточности;
ИД-3 владеет приемами и методами получения из них удобрений, но допускает неточности.
ИД-2 в полной мере владеет приемами и методами охраны природной среды при разработке производства агрономических руд;
ИД-3 в полной мере владеет приемами и методами получения из них удобрений.
ПКС-6: Способен проводить маркетинговые исследования на рынке агрохимикатов и сельскохозяйственной продукции;
ПКС-3. Способен составлять экологически обоснованную систему применения удобрений в севооборотах с учетом биологических особенностей сельскохозяйственных культур, почвенно-климатических условий и требований экологии.
ИД-1 ПКС-3
Распознает виды и формы минеральных и органических удобрений, демонстрирует знание их характеристик (состава, свойств, правил смешивания)
ИД-2 ПКС-3
Выбирает наиболее оптимальные способы и сроки применения удобрений, распределение их в севообороте при возделывании сельскохозяйственных культур.
ИД-3 ПКС-3.3
Составляет рекомендации по применению удобрений для обеспечения сельскохозяйственных культур элементами питания, необходимыми для формирования запланированного урожая и сохранения плодородия почвы.
ПКС-6. Готов участвовать в проведении анализа и оценки качества сельскохозяйственной продукции.
ИД1ПКС-6.1
Участвует при проведении методов маркетинговых исследований на рынке агрохимикатов и сельскохозяйственной продукции
:
форма текущего контроля успеваемости)
работ
Microsoft OfficeProPlus 2016 RUS OLP NL Acdmc. Договор № ПП-61/2015 г. О поставке программных продуктов от 9 декабря 2015 года
Microsoft Windows Vista Business Russian Upgrade Academic OPEN No Level Государственный контракт № 25 от 1 апреля 2008 года
http://www.garant.ru/
- использование специализированных (адаптированных) рабочих программ дисциплин (модулей) и методов обучения и воспитания, включая наличие альтернативной версии официального сайта организации в сети «Интернет» для слабовидящих;
- использование специальных учебников, учебных пособий и других учебно-методических материалов, включая альтернативные форматы печатных материалов (крупный шрифт или аудиофайлы);
- использование специальных технических средств обучения (мультимедийное оборудование, оргтехника и иные средства) коллективного и индивидуального пользования, включая установку
мониторов с возможностью трансляции субтитров, обеспечение надлежащими звуковыми
воспроизведениями информации;
- предоставление услуг ассистента (при необходимости), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь или услуги сурдопереводчиков / тифлосурдопереводчиков;
- проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий для разъяснения отдельных вопросов изучаемой дисциплины (модуля);
- проведение процедуры оценивания результатов обучения возможно с учетом особенностей нозологий (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, в форме тестирования и т.п.) при использовании доступной формы предоставления заданий оценочных средств и ответов на задания (в печатной форме увеличенным шрифтом, в форме аудиозаписи, в форме электронного документа, задания зачитываются ассистентом, задания предоставляются с использованием сурдоперевода) с
использованием дополнительного времени для подготовки ответа;
- обеспечение беспрепятственного доступа обучающимся в учебные помещения, туалетные и другие помещения организации, а также пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов и других приспособлений);
- обеспечение сочетания онлайн и офлайн технологий, а также индивидуальных и коллективных форм работы в учебном процессе, осуществляемом с использованием дистанционных образовательных технологий;
- и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение ОПОП ВО.
В целях реализации ОПОП ВО в академии оборудована безбарьерная среда, учитывающая потребности лиц с нарушением зрения, с нарушениями слуха, с нарушениями опорно-двигательного
аппарата. Территория соответствует условиям беспрепятственного, безопасного и удобного передвижения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Вход в учебный корпус
оборудован пандусами, стекла входных дверей обозначены специальными знаками для слабовидящих, используется система Брайля. Сотрудники охраны знают порядок действий при прибытии в академию лица с ограниченными возможностями. В академии создана толерантная социокультурная среда, осуществляется необходимое сопровождение образовательного процесса,
при необходимости предоставляется волонтерская помощь обучающимся инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья.
Модуль 1. Физико-географические условия формирования территории
Бурятии. Бонитет почв
1. Назовите факторы почвообразования. Какое влияние оказывает каждый фактор почвообразования? (на примере республики Бурятия)
2. Природно-климатические зоны Бурятии.
3. Провинциальные особенности почвенного покрова, агрономическая характеристика почв и их сельскохозяйственное использование.
4. Что такое плодородие почв?
5. Оценка почв Республики Бурятия по уровню естественного плодородия бонитету.
Модуль 2. Минерально-сырьевая база мира, России, Бурятии
Основные группы и месторождения агрономических руд
1.Какова роль агрономических руд в сельском хозяйстве?
2.Минеральные сырьевые базы и проблема обеспеченности с.-х. производства агрономическими рудами (запасы и ресурсы).
3.Перспективы и темпы роста добычи агроруд в мире, России, Бурятии.
4.Фосфорная промышленность. Фосфорнокислые агроруды: состав, свойства, морфология и условия залегания.
5.Калийная промышленность. Калийные агроруды: состав, свойства, морфология и условия залегания.
6.Характеристика основных месторождений бурых и каменных углей Республики Бурятия: состав, свойства и применение. Торфяные месторождения в Бурятии. Образование, состав, свойства торфа.
7.Карбонаты: свойства, классификация, применение. Месторождения карбонатного сырья в Бурятии
8.Цеолитовые месторождения Бурятии Сапропели: состав, свойства, классификация
Комплект тестовых заданий
Вариант 1
1.Источники сырья для фосфорных удобрений в Бурятии
1)доломиты
2)апатиты
3)фосфориты
4)апатиты – фосфориты
2.Содержание фосфора в Ошурковских апатитах в %
1)3-4
2)5-7
3)2-3
4)> 10
3.Какое удобрение получено на основе фосфатного сырья в Бурятии
1)суперфосфат
2)ПКМФ
3)метафосфат
4)преципитат
4.Эффективные методы активации фосфоритов
1)механо-химические
2)тонкий помол
3)смешивание с азотным и минеральным удобрениями
4)смешивание с сырыми калийными солями
5.При смешивании фосфоритов с окисленными бурыми углями растворимость фосфатов
1)снижается
2)не меняется
3)слабо меняется
4)усиливается
6.При добавлении фосфоритов в навоз при компостировании растворимость фосфоритов
1)усиливается
2)не меняется
3)слабо меняется
4)снижается
7.Бурые окисленные угли почвенный раствор
1)подкисляют
2)подщелачивают
3)слабо подщелачивают
4)не меняют
8.Молотые фосфориты эффективны при внесении в почвы с реакцией почвенного раствора
1)нейтральной
2)щелочной
3)слабо щелочной
4)кислой
9.Фосфор в фосфоритах находится в форме
2)растворимой в растворах нейтральных солей
3)растворимой в щелочах
4)лимоннорастворимой
10. Фосфор фосфоритов легко усваивают
1)пшеница ячмень
2)капуста рапс
3)кукуруза подсолнечник
4)люпин донник люцерна
11.Какие почвы в Бурятии наиболее пригодны для внесения молотых фосфоритов
1)черноземы
2)серые лесные оподзоленные
3)каштановые
4)темно-каштановые
12.Природные цеолиты
1)органические вещества
2)минералы вулканического происхождения
3)органо-минеральные соединения
4)кварциты
13.Природные цеолиты минералы
1)слабопористые
2)высокопористые
3)не обладающие пористостью
4)имеющие плотное сложение
14.Природные цеолиты обладают свойством
1)слабо поглощать катионы
2)обменно поглощать
3)необменно поглощать
4)не обладают поглотительной способностью
15.Природные цеолиты в смеси с минеральными удобрениями
1)снижают эффективность удобрений
2)не снижают
3)пролонгируют действие
4)не пролонгируют
16.Птичий помет эффективно смешивать с
1)доломитами
2)кварцитом
3)апатитом
4)морденитовым туфом
17.Для экологически безопасного применения осадка сточных вод (ОСВ) в качестве удобрения эффективно
1)смешивать с природными цеолитами
2)вносить самостоятельно
3)вносить совместно с навозом
4)вносить с фосфоритами
18.Экологические требования к осадкам сточных вод применяемых в качестве удобрения
1)санитарно-гигиеническая безопасность
2)отсутствие химических токсических веществ
3)содержание тяжелых металлов, не превышающее ПДК
4)соответствие всем трем пунктам
Вариант 2
1. К агрономическим рудам относят:
1)битумы
2)гематит
3)фосфориты
4)мрамор
2. Главные месторождения фосфоритов Бурятии
1)Ухагольское, Харанурское
2)Хибинское, Эгитинское
3)Ильчирское, Сыннырское
4)Халютинское, Бодонское
3. К фосфорнокислым агрорудам относят:
1)Апатит, фосфорит
2)Индийская и индийская селитры
3)Гипс, доломит
4)Флюорит, галит
4. Самые крупные месторождения фосфоритов сосредоточены в:
1)Италии, Франции, Испании
2)Перу, Чили, Боливии
4)США, Сев. Африка, Монголия, Казахстан
5. Образование фосфоритов связано с:
1)Химическим и биогенным осадконакоплением в морях
2)Гидротермальным процессом
3)Магматизмом
4)Региональным метаморфизмом
6. Крупнейшее апатитовое месторождение России:
1)Урало-Эмбинское
2)Хибинское
3)Каталонское
4)Олекминское
7. Что такое группа торфа
1)Таксонометрическая единица классификации видов торфа
2)Единица группы торфа
3)Наименьшее скопление торфяных залежей
4)Совокупность растительных формаций
8. Что такие торфяные залежи
1)Напластование одного или нескольких видов торфа от поверхности
2)Месторождения до подстилающих грунтов или сапропелей
3)Общая совокупность торфяных залежей
4)Растения торфообразователи
9. Наибольшей ценностью как удобрение обладают торфа
1)низинные
2)верховые
3)переходные
4)смешанные
10. Торф используется в сельском хозяйстве в качестве
1)Подстилки на животноводческих фермах
2)Для хранения овощей и фруктов
3)Мульчирования почвы, для производства органоминеральных и органических удобрений
4)В виде отработанной крошки, в энергетике, в строительной и химической промышленности
5)Во всех перечисленных качествах
11. Эффективные методы активации фосфоритов
1)механо-химические
2)тонкий помол
3)смешивание с азотным и минеральным удобрениями
4)смешивание с сырыми калийными солями
12. При смешивании фосфоритов с окисленными бурыми углями растворимость фосфатов
1)снижается
2)не меняется
3)слабо меняется
4)усиливается
13. При добавлении фосфоритов в навоз при компостировании растворимость фосфоритов
1)усиливается
2)не меняется
3)слабо меняется
4)снижается
14. Бурые окисленные угли почвенный раствор
1)подкисляют
2)подщелачивают
3)слабо подщелачивают
4)не меняют
15. Молотые фосфориты эффективны при внесении в почвы с реакцией почвенного раствора
1)нейтральной
2)щелочной
3)слабо щелочной
4)кислой
16. Фосфор в фосфоритах находится в форме
1)воднорастворимой
2)растворимой в растворах нейтральных солей
3)растворимой в щелочах
4)лимоннорастворимой
17. Источники сырья для фосфорных удобрений в Бурятии
5)доломиты
6)апатиты
7)фосфориты
8)апатиты – фосфориты
Вариант 3
1. Фосфор фосфоритов легко усваивают
1)пшеница ячмень
2)капуста рапс
3)кукуруза подсолнечник
1)люпин донник люцерна
2. Какие почвы в Бурятии наиболее пригодны для внесения молотых фосфоритов
1)черноземы
2)серые лесные оподзоленные
3)каштановые
4)темно-каштановые
3. К агрономическим рудам относят:
5)битумы
6)гематит
7)фосфориты
8)мрамор
4. Главные месторождения фосфоритов Бурятии
5)Ухагольское, Харанурское
6)Хибинское, Эгитинское
7)Ильчирское, Сыннырское
8)Халютинское, Бодонское
5. К фосфорнокислым агрорудам относят:
5)Апатит, фосфорит
6)Индийская и индийская селитры
7)Гипс, доломит
8)Флюорит, галит
6. Самые крупные месторождения фосфоритов сосредоточены в:
5)Италии, Франции, Испании
6)Перу, Чили, Боливии
7)Индии, Японии, Корее
8)США, Сев. Африка, Монголия, Казахстан
7. Образование фосфоритов связано с:
5)Химическим и биогенным осадконакоплением в морях
6)Гидротермальным процессом
7)Магматизмом
8)Региональным метаморфизмом
8. Крупнейшее апатитовое месторождение России:
5)Урало-Эмбинское
6)Хибинское
7)Каталонское
8)Олекминское
9. Какие месторождения входят в Хоре-Урикскую фосфоритоносную зону:
1)Харанурское, Ухагольское, Боксонское
2)Сыннырское, Ошурковское, Мухор-Талинское
3)Ахаликское, Бодонское, Загустайское
4)Ошурковское, Ухагольское, Сыннырское
10. Сапропели
1)органо-минеральный осадок соленых озер
2)речной ил
3)донные отложения пресноводных озер и прудов
4)осадок сточных вод
11. В Байкальском регионе очищенные городские сточные воды для орошения
5)рекомендуются
6)не рекомендуются
7)применять на лесных вырубках и гарях
8)использовать на сельскохозяйственных полях
12. Марки сапропеля
1)Сапропель марки А, сапропель марки Б, сапропель марки В
2)Сапропель марки А, сапропель марки В, сапропель марки С
3)Сапропель марки 1, сапропель марки 2, сапропель марки 3
4)Сапропель марки I, сапропель марки II, сапропель марки III
13. Сколько выявлено и разведано на территории Бурятии сапропелевых месторождений:
2)27
3)35
4)53
5)9
14. Органическая часть осадков сточных вод, используемых для орошения земледельческих угодий не должна включать
1)Протеины и другие азотсодержащие вещества
2)Жиры, углеводы (лигнин)
3)Микро и макроэлементы
4)Радионуклеотиды
5)Органические токсиканты
15. По запасам сапропеля все сапропелевые месторождения Бурятии относятся к
1)мелким
2)средним
3)крупным
4)очаговым
16. Рельеф местности Бурятии характеризуется
1)Сложностью, расчлененностью
2)Равнинным характером
3)Преобладанием понижений, болот
4)Долинным характером
17. Химическая поглотительная способность почв связана с:
1)Химическими реакциями
2)Избирательным поглощением биофильных элементов
3)Механическим поглощением частиц
4)Обменными реакциями между ионами ППК и почвенным раствором
18. Источники сырья для фосфорных удобрений в Бурятии
1)доломиты
2)апатиты
3)фосфориты
4)апатиты – фосфориты
Кейс-задачи
1. Установить соответствие
1. Под какие культуры в Бурятии можно применять фосфоритную муку 一.Кукуруза
二.Гречиха
2. Какие культуры высевают в Бурятии для улучшения азотного режима почв 三.Донник
四.Пшеница
2. Установить соответствие
1.Группа микроорганизмов, преобладающая в почвах Бурятии 一.азотобактер
二.бактерии
2. Симбиотические азотофиксаторы 三.актиномицеты
四.грибы
2. Установить соответствие
1. Питательный элемент являющийся дефицитным в мерзлотной лугово-черноземной почве Бурятии 一.Калий
二.Фосфор
2. Остановка верхушечного роста 三.Сера
四.Азот
五.Бор
3. Установить соответствие
1. Преобладающие породообразующие минералы 一.Полевые шпаты
二.Карбонаты
三.Вермикулиты
2. Устойчивый к выветриванию минерал 四.Галит
五.Слюда
六.Кварц
4. Установить соответствие
1. В каком районе Бурятии находятся торфяные месторождения Оленье, Анамакит 一.Верхнеангарское
二.Селенгинский
2. В каком районе Бурятии находятся торфяные месторождения Урочище, Турхекта, Талингское 三.Северо-Байкальский
四.Хоринский
五.Курумканский
5. Установить соответствие
1. Из чего состоит сухое вещество сапропеля 一.Макро- и микроэлементов
二.Органическое вещество, зола
2. угли относят 三.Углеродистые (каустобиолиты)
四.Лигнин
五.Минеральный остаток
6. Установить соответствие
1.Сколько на территории РБ выделено почвенно-климатических зон 一.3
二.5
2. Сколько групп по уровню естественного плодородия на территории РБ 三.4
7. Установить соответствие
1.Крупнейшее месторождение цеолитов Забайкалья 一.Ошурковское, Хранурское
二.Шивыртуйское, Холинское
2. Основное цеолитовое месторождение РБ 三.Холинское, Ахалинское, Ошурковское
四.Мухор-Талинское, Холинское, Гавриловское
Установите правильную последовательность: усвоение нитратов
1.
1.Образование амидов
2.Поглощение нитратов
3.Восстановление нитритов
4.Транспорт азотсодержащих веществ в надземную часть
5.Включение азота в органическое соединения
2.
1. «Соленакапливающие» растения А. Криногалофиты
2. «Солевыводящие» растения Б. Гликогалофиты
3. «Соленепроницаемые» растения В. Эвгалофиты
Г. Эфемеры
Д. Ксерофиты
. По степени устойчивости к засолению различают растения
Степень Растения
1. Устойчивые А. овес, просо, кукуруза, подсолнечник, картофель, лук, морковь, томаты
2. Среднеустойчивые Б. пшеница, сорго, гречиха, лен, репа, фасоль, огурцы
3. Слабоустойчивые В. ячмень, горчица, клевер, капуста, сахарная свекла, шпинат
Задача № 1
1. Определите содержание калия при сжигании сосновых дров.
2. Определите емкость поглощения почвы в мг-экв на 100 г почвы: если в 100 г почвы в поглощенном состоянии содержится 200 мг Са, 24 мг Mg и 9 мг NH4.
3. Назовите примерное количество органических удобрений в среднем на 1 га севооборотной площади. На разных почвах, необходимое для поддержания бездефицитного баланса гумуса.
Задача № 2
1. Сколько нужно внести совместно с соломой азотных удобрений: если отношение C:N=70-80, в ней содержится в % N 0.5; P2O5 0,25; K2O 0,8.
2. Определите содержание калия в печной золе при сжигании сосновых дров.
3. Определите содержание фосфора в печной золе при сжигании березовых дров.
Задача № 3
1. Рассчитайте количество извести в тоннах на 1 га при слабокислой реакции почвы под капусту.
2. Определите содержание калия в печной золе при сжигании осиновых дров.
3. Назовите примерное количество органических удобрений в среднем на 1 га севооборотной площади. На разных почвах, необходимое для поддержания бездефицитного баланса гумуса.
Перечень дискуссионных тем для круглого стола
1.Изучение агрономических руд на примере коллекций горных пород и минералов.
2.Агроруды – как структурообразователи почвы.
3.Изучение классификации косвенных агрономических руд (карбонатные, магнезиальные).
4.Сапропели, свойства, классификация и использование. Добыча и переработка сапропелевого удобрения.
1.Физико-географические условия формирования территории Бурятии.
2.Природно-климатические зоны. Агрохимическая характеристика основных типов почв Бурятии
3.Роль агрономических руд в сельском хозяйстве
4.Фосфорная промышленность. Фосфорнокислые агроруды: состав, свойства, морфология и условия залегания.
5.Калийная промышленность. Калийные агроруды: состав, свойства, морфология и условия залегания
6.Характеристика основных месторождений бурых и каменных углей Республики Бурятия: состав, свойства и применение.
7. Торфяные месторождения в Бурятии. Образование, состав, свойства торфа.
8. Апатиты и фосфориты
9. Цеолиты, их характеристика
10. Сынныриты, их характеристика
3. Комплект тестовых заданий.
4. Кейс-задачи.
5. Перечень дискуссионных тем для круглого стола.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– правильность ответа по содержанию задания (учитывается количество и характер ошибок при ответе);
– полнота и глубина ответа (учитывается количество усвоенных фактов, понятий и т.п.);
– сознательность ответа (учитывается понимание излагаемого материала);
– логика изложения материала (учитывается умение строить целостный, последовательный рассказ, грамотно пользоваться специальной терминологией);
– использование дополнительного материала;
– рациональность использования времени, отведенного на задание (не одобряется затянутость выполнения задания, устного ответа во времени, с учетом индивидуальных особенностей обучающихся).
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- теоретический уровень знаний;
- качество ответов на вопросы;
- подкрепление материалов фактическими данными (статистические данные или др.);
- практическая ценность материала;
- способность делать выводы;
- способность отстаивать собственную точку зрения;
- способность ориентироваться в представленном материале;
- степень участия в общей дискуссии.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
(дискуссии, полемики, диспута, дебатов)
используется терминология; показано умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации; высказывать свою точку зрения.
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
– правильность формулировки и использования понятий и категорий;
– правильность выполнения заданий/ решения задач;
– аккуратность оформления работы и др.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
(обязательно для дисциплин, где по УП предусмотрена контрольная работа)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Примерные критерии оценивания:
– правильность выполнения задания на практическую/лабораторную работу в соответствии с вариантом;
– степень усвоения теоретического материала по теме практической /лабораторной работы;
– способность продемонстрировать преподавателю навыки работы в инструментальной программной среде, а также применить их к решению типовых задач, отличных от варианта задания;
– качество подготовки отчета по практической / лабораторной работе;
– правильность и полнота ответов на вопросы преподавателя при защите работы
и др.
Примерная шкала оценивания практических занятий (лабораторных работ):
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
В качестве критериев могут быть выбраны, например:
– соответствие срока сдачи работы установленному преподавателем;
– соответствие содержания и оформления работы предъявленным требованиям;
– способность выполнять вычисления;
– умение использовать полученные ранее знания и навыки для решения конкретных задач;
– умение отвечать на вопросы, делать выводы, пользоваться профессиональной и общей лексикой;
– обоснованность решения и соответствие методике (алгоритму) расчетов;
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
расчетно-графической работы, работы на тренажере
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Материалы тестовых заданий следует сгруппировать по темам/разделам изучаемой дисциплины (модуля) в следующем
для учета в рейтинге (оценка)
Тема (темы) / Раздел дисциплины (модуля)
Тестовые задания по данной теме (темам)/Разделу с указанием правильных ответов.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- отношение правильно выполненных заданий к общему их количеству
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Задачи реконструктивного уровня
Задачи творческого уровня
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота знаний теоретического контролируемого материала;
– полнота знаний практического контролируемого материала, демонстрация умений и навыков решения типовых задач, выполнения типовых заданий/упражнений/казусов;
– умение самостоятельно решать проблему/задачу на основе изученных методов, приемов, технологий;
– умение ясно, четко, логично и грамотно излагать собственные размышления, делать умозаключения и выводы;
– полнота и правильность выполнения задания.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
– степень владения понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины;
(рефератов, докладов, сообщений)
для учета в рейтинге (оценка)
Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ четко структурирован и выстроен в заданной логике. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа укладывается в заданные рамки при сохранении смысла.
Продемонстрировано умение аргументировано излагать собственную точку зрения. Видно уверенное владение освоенным материалом, изложение сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.
Высокая степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала: стилистические обороты, манера изложения, словарный запас. Отсутствуют стилистические и орфографические ошибки в тексте.
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
– умение логически выстроить материал ответа;
– умение аргументировать предложенные подходы и решения, сделанные выводы;
– степень самостоятельности, грамотности, оригинальности в представлении материала (стилистические обороты, манера изложения, словарный запас, отсутствие или наличие грамматических ошибок);
– выполнение требований к оформлению работы.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся).
Примерная шкала оценивания письменных работ:
Продемонстрировано владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (уместность употребления, аббревиатуры, толкование и т.д.), отсутствуют ошибки в употреблении терминов.
Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ в достаточной степени структурирован и выстроен в заданной логике без нарушений общего смысла. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа незначительно превышает заданные рамки при сохранении смысла.
Продемонстрировано умение аргументированно излагать собственную точку зрения, но аргументация не всегда убедительна. Изложение лишь отчасти сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.
Достаточная степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала. Встречаются мелкие и не искажающие смысла ошибки в стилистике, стилистические штампы. Есть 1–2 орфографические ошибки.
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
Продемонстрировано достаточное владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины, есть ошибки в употреблении и трактовке терминов, расшифровке аббревиатур.
Ошибки в использовании категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ плохо структурирован, нарушена заданная логика. Части ответа логически разорваны, нет связок между ними. Ошибки в представлении логической структуры проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа в существенной степени (на 25–30%) отклоняется от заданных рамок.
Нет собственной точки зрения либо она слабо аргументирована. Примеры, приведенные в ответе в качестве практических иллюстраций, в малой степени соответствуют изложенным теоретическим аспектам.
Текст работы примерно наполовину представляет собой стандартные обороты и фразы из учебника/лекций. Обилие ошибок в стилистике, много стилистических штампов. Есть 3–5 орфографических ошибок.
Работа выполнена не очень аккуратно, встречаются помарки и исправления.
Продемонстрировано крайне слабое владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (неуместность употребления, неверные аббревиатуры, искаженное толкование и т.д.), присутствуют многочисленные ошибки в употреблении терминов.
Продемонстрировано крайне низкое (отрывочное) знание фактического материала, много
Ответ представляет собой сплошной текст без структурирования, нарушена заданная логика. Части ответа не взаимосвязаны логически. Нарушена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа более чем в 2 раза меньше или превышает заданный. Показаны неверные ассоциативные взаимосвязи категорий и терминов дисциплины.
Отсутствует аргументация изложенной точки зрения, нет собственной позиции. Отсутствуют примеры из практики либо они неадекватны.
Текст ответа представляет полную кальку текста учебника/лекций. Стилистические ошибки приводят к существенному искажению смысла. Большое число орфографических ошибок в тексте (более 10 на страницу).
Работа выполнена неаккуратно, с обилием помарок и исправлений. В работе один абзац и больше позаимствован из какого-либо источника без ссылки на него.
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- соответствие решения сформулированным в кейсе вопросам (адекватность проблеме и рынку);
- оригинальность подхода (новаторство, креативность);
- применимость решения на практике;
- глубина проработки проблемы (обоснованность решения, наличие альтернативных вариантов, прогнозирование возможных проблем, комплексность решения).
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Концепция игры
Роли:
Задания (вопросы, проблемные ситуации и др.)
Ожидаемый (е) результат(ы)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
качество усвоения информации;
выступление;
содержание вопроса;
качество ответов на вопросы;
значимость дополнений, возражений, предложений;
уровень делового сотрудничества;
соблюдение правил деловой игры;
соблюдение регламента;
активность;
правильное применение профессиональной лексики.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
для учета в рейтинге (оценка)
Индивидуальные творческие задания (проекты):
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- актуальность темы;
- соответствие содержания работы выбранной тематике;
- соответствие содержания и оформления работы установленным требованиям;
- обоснованность результатов и выводов, оригинальность идеи;
- новизна полученных данных;
- личный вклад обучающихся;
- возможности практического использования полученных данных.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
п/п