2024-2025_o36_02_03_Зоотехния_1_9кл_plx_География_Производство продукции животноводства
 
Федеральное государственное бюджетное образовательное

учреждение высшего образования

«Бурятская государственная сельскохозяйственная академия имени В.Р. Филиппова»

Агротехнический колледж
 
«УТВЕРЖДЕНО»
Директор колледжа

Очирова В.Н.

 
 
 
 
 
«
 
 
»
2025
г.
 
Рабочая программа 
36.02.03 ЗООТЕХНИЯ
Дисциплины (модуля)
ОУП.11 География
 
АТК
Квалификация
Зоотехник
Форма обучения
очная
Форма промежуточной аттестации
Зачет
Объём дисциплины в З.Е.
0
Продолжительность в часах/неделях
94/ 0  
Статус дисциплины

в учебном плане

относится к обязательной части блока 1 "Дисциплины" ОПОП

является дисциплиной обязательной для изучения

Обеспечивающая преподвание

дисциплины кафедра

 
Улан-Удэ, 2024
 
Распределение часов дисциплины
Курс 1

Семестр 2

Количество часов
Итого
Вид занятий
УП
УП
Лекционные занятия
46
46
Практические занятия
46
46
Контактная работа
92
92
Сам. работа
2
2
Итого
94
 
Программу составил(и):
 
к.г.н., высшее. географ, преподаватель Нимаева Марина Николаевна _________________
 
 
ОУП.11 География
Программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС СПО:
- Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 36.02.03 ЗООТЕХНИЯ (приказ Минобрнауки России от 19.07.2023 г. № 546);

- ;

 
o36.02.03_Зоотехния_1_9кл.plx
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного методическим советом вуза от  протокол №  .
 
Протокол от __ __________ 2025г.  №  __  

Директор колледжа Очирова В.Н.

АТК
Программа одобрена на заседании агротехнического колледжа
Председатель методической комиссии агротехнического колледжа
Рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании методической комиссии агротехнического колледжа от «__» _______________ 2025г., протокол №___
уч. ст., уч. зв.
 
 
подпись
 
И.О. Фамилия
 
 
подпись
 
И.О. Фамилия
 
подпись
 
Внешний эксперт (представитель работодателя)

п/п

Учебный год
Одобрено

на заседании АТК

Утверждаю

Директор АТК

Очирова В.Н.

протокол
Дата
Подпись
Дата
20__/20__ г.г.
№____
«__»__20__г.
«__»__20__г.
1
20__/20__ г.г.
№____
«__»__20__г.
«__»__20__г.
2
20__/20__ г.г.
№____
«__»__20__г.
«__»__20__г.
3
20__/20__ г.г.
№____
«__»__20__г.
«__»__20__г.
4
20__/20__ г.г.
№____
«__»__20__г.
«__»__20__г.
5
 
 
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1
Цели: Целью освоения учебной дисциплины является освоение обучающимися знаний о российском обществе и особенностях его развития в современных условиях, различных аспектах взаимодействия людей друг с другом и с основными социальными институтами, содействие формированию способности к рефлексии, оценке своих возможностей в повседневной и профессиональной деятельности.

Задачи: - воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, основанной на идеях патриотизма, гордости за достижения страны в различных областях жизни; приверженности демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;

- освоение системы знаний об обществе и человеке, формирование целостной картины общества;

- овладение умениями получать, анализировать, интерпретировать и систематизировать социальную информацию из различных источников, преобразовывать ее и использовать для самостоятельного решения учебно-познавательных, исследовательских и жизненных задач;

- совершенствование опыта применения полученных знаний и умений при анализе и оценке жизненных ситуаций, социальных фактов, поведения людей и собственных поступков в различных областях общественной жизни с учётом профессиональной направленности организации среднего профессионального образования;

- становление духовно-нравственных позиций и приоритетов личности в период ранней юности, выработка интереса к освоению социальных и гуманитарных дисциплин, развитие мотивации к предстоящему самоопределению.

 
ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ И МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Блок.Часть
СОО
ОК 07.: Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, применять знания об изменении климата, принципы бережливого производства, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях;
 
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
 
Физика 
1
5 семестр
 
Основы безопасности и защиты Родины 
2
5 семестр
 
Дисциплины (модули) и практики, для которых освоение данной практики необходимо как предшествующее:
 
Безопасность жизнедеятельности 
1
5 семестр
 
Основы бережливого производства 
2
3 семестр
 
Основы микробиологии и зоогигиены 
3
4 семестр
 
Подготовка к дипломному проекту (работе) 
4
6 семестр
 
Преддипломная практика 
5
6 семестр
 
Защита дипломного проекту (работе) 
6
6 семестр
 
Подготовка к проведению демонстрационного экзамена 
7
6 семестр
 
Проведение демонстрационного экзамена 
8
6 семестр
 
ОПИСАНИЕ ПОКАЗАТЕЛЕЙ, КРИТЕРИЕВ И ШКАЛ ОЦЕНИВАНИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ В РАМКАХ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
КОД И НАЗВАНИЕ КОМПЕТЕНЦИИ

ОК 07.: Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, применять знания об изменении климата, принципы бережливого производства, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях;;

 
Знать и понимать  Знать:

- сформированность экологической культуры, понимание влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды, осознание глобального характера экологических проблем;

- планирование и осуществление действий в окружающей среде на основе знания целей устойчивого развития человечества;

активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде;

умение прогнозировать неблагоприятные экологические последствия предпринимаемых действий, предотвращать их;

- расширение опыта деятельности экологической направленности;

- овладение навыками учебно-исследовательской, проектной и социальной деятельности;

:

 
Уровень 1 
 
Уровень 2 
 
Уровень 3 
 
 
Уметь делать (действовать)  Сформировать систему комплексных социально ориентированных географических знаний о закономерностях развития природы, размещения населения и хозяйства: различать географические процессы и явления и распознавать их проявления в повседневной жизни; использовать знания об основных географических закономерностях для определения и сравнения свойств изученных географических объектов, явлений и процессов; проводить классификацию географических объектов, процессов и:
 
Уровень 1 
 
Уровень 2 
 
Уровень 3 
 
 
:
 
Уровень 1 
 
Уровень 2 
 
Уровень 3 
 
 
 
Уровни сформированности компетенций
Оценка «хорошо» - уровень 3
Оценка «отлично» - уровень 4
Оценка «неудовлетворительно» - уровень 1
Оценка «удовлетворительно» - уровень 2
Оценки формирования компентенций
средний
высокий
компетенция не сформирована
минимальный
Характеристика сформированности компетенции
Сформированность компетенции в целом соответствует требованиям. Имеющихся знаний, умений, навыков и мотивации в целом достаточно для решения стандартных практических (профессиональных) задач
Сформированность компетенции полностью соответствует требованиям. Имеющихся знаний, умений, навыков и мотивации в полной мере достаточно для решения сложных практических (профессиональных) задач
Компетенция в полной мере не сформирована. Имеющихся знаний, умений и навыков недостаточно для решения практических (профессиональных) задач
Сформированность компетенции соответствует минимальным требованиям. Имеющихся знаний, умений, навыков в целом достаточно для решения практических (профессиональных) задач
 
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Код занятия
Наименование разделов (этапов) и тем
Семестр
Часов
Компетенции
Примечание (используемые форма текущего контроля успеваемости)
Вид

работ

 
Номер аудитории
Назначение
Оборудование и ПО
Адрес
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ)
 
416а
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля, промежуточной и итоговой аттестации (Кабинет гуманитарных и социальных дисциплин) (416 а)
30 посадочных мест, рабочее место преподавателя, оснащенные учебной мебелью, интерактивная панель Lumien, с возможностью подключения к сети Интернет и доступом в ЭИОС. Портреты героев Отечественной войн, политическая карта мира, карта Республики Бурятия, стенд. Список ПО на ноутбуке: Kaspersky Endpoint Security для бизнеса, Microsoft Windows Vista Business Russian Upgrade Academic OPEN No Level , Microsoft OfficeProPlus 2016 RUS OLP NL Acdmc. Microsoft Office Professional Plus 2007 Russian Academic OLP NL AE
670024, Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, ул. Пушкина, д.№8 , Учебный корпус
 
416б
Учебная аудитория для проведения занятий
16 посадочных мест, рабочее место преподавателя, оснащенные 
670024, Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, ул. Пушкина, д.№8 ,
 
семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации (Кабинет географии туризма) (416 б)
учебной мебелью, учебная доска, мультимедийный проектор, экран настенный, ноутбук с возможностью подключения к сети Интернет и доступом в ЭИОС, стенд, карта география туризма. Список ПО на ноутбуке: Kaspersky Endpoint Security для бизнеса, Microsoft Windows Vista Business Russian Upgrade Academic OPEN No Level , Microsoft OfficeProPlus 2016 RUS OLP NL Acdmc. Microsoft Office Professional Plus 2007 Russian Academic OLP NL AE
Учебный корпус
 
445
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа (Кабинет социально-экономических дисциплин) (445)
42 посадочных места, рабочее место преподавателя, оснащенные учебной мебелью, учебная доска, экран, мультимедийный проектор, ноутбук с возможностью подключения к сети Интернет и доступом в ЭИОС, стенды. Список ПО на ноутбуке: Kaspersky Endpoint Security для бизнеса, Microsoft Windows Vista Business Russian Upgrade Academic OPEN No Level , Microsoft OfficeProPlus 2016 RUS OLP NL Acdmc. Microsoft Office Professional Plus 2007 Russian Academic OLP NL AE
670024, Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, ул. Пушкина, д.№8 , Учебный корпус
 
ПЕРЕЧЕНЬ РЕСУРСОВ ИНФОРМАЦИОННО-ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННОЙ СЕТИ ИНТЕРНЕТ И ЛОКАЛЬНЫХ СЕТЕЙ АКАДЕМИИ, НЕОБХОДИММЫХ ДЛЯ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Наименование 
Доступ
1. Удаленные электронные сетевые учебные ресурсы временного доступа, сформированные на основании прямых договоров с правообладателями (электронно-библиотечные системы - ЭБС)
1

2
3. Электронные учебные и учебно-методические ресурсы, подготовленные в академии:
Электронно-библиотечная система Издательства «Znanium»
http://znanium.ru/
Электронно-библиотечная система Издательства «Лань»
http://e.lanbook.com/
Электронно-библиотечная система Издательства «Юрайт»
http://urait.ru/
Основные источники:

1. Гладкий Ю. Н., Николина В. В. География. 10 класс. Учебник. Базовый уровень.- Москва,2024.- 96 с.

Дополнительные источники:

1. Анучин Д. Н. Избранные географические работы / Д. Н. Анучин. — М.: Издательство Юрайт, 2019. — 356 с.

2. Балоян Б. М. Геоурбанистика: учебник для академического бакалавриата / Б. М. Балоян, М. Л. Гитарский. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2019. — 155 с.

3. Барсов Н. П. Очерки русской исторической географии. География начальной летописи / Н. П. Барсов. — М.: Издательство Юрайт, 2019. — 218 с.

4. География мира в 3 т. Том 1. Политическая география и геополитика: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / Н. В. Каледин [и др.]; под ред. Н. В. Каледина, Н. М. Михеевой. — М.: Издательство Юрайт, 2019. — 295 с.

5. География мира в 3 т. Том 2. Социально-экономическая география мира: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / Н. В. Каледин [и др.]; под ред. Н. В. Каледина, Н. М. Михеевой. — М.: Издательство Юрайт, 2019. — 255 с.

6. География мира в 3 т. Том 3. Регионы и страны мира: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / Н. В. Каледин [и др.] ; под ред. Н. В. Каледина, Н. М. Михеевой. — М.: Издательство Юрайт, 2019. — 428 с.

7. Герасимова М. И. География почв: учебник и практикум для академического бакалавриата / М. И. Герасимова. — 3-е изд., испр. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2018. — 315 с.

8. Гладкий Ю. Н. Регионоведение: учебник для академического бакалавриата / Ю. Н. Гладкий, А. И. Чистобаев. — М. : Издательство Юрайт, 2017. — 360 с.

9. Гладкий, Ю. Н. Регионоведение: учебник для СПО / Ю. Н. Гладкий, А. И. Чистобаев. — М.: Издательство Юрайт, 2019. — 360 с.

10. Гордеева З. И. История географических открытий: учеб. пособие для вузов / З. И. Гордеева. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2019. — 145 с.

11. Григорьев А. А. География всемирного наследия: учеб. пособие для академического бакалавриата / А. А. Григорьев. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2019. — 298 с

2. Электронные сетевые ресурсы открытого доступа (профессиональные базы данных, массовые открытые онлайн-курсы и пр.):

1

2
Платформа «Открытое образование» (онлайн-курсы по базовым дисциплинам, изучаемым в российских университетах)
https://openedu.ru/course/
Профессиональные базы данных
https://elib.bgsha.ru/pbd
 
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ВКЛЮЧАЯ ПЕРЕЧЕНЬ ПРОГРАММНОГО ОБСПЕЧЕНИЯ И ИНФОРМАЦИОННЫХ СПРАВОЧНЫХ СИСТЕМ
1. Программные продукты, необходимые для освоения учебной дисциплины
Наименование программного продукты (ПП)
Виды учебных занятий и работ, в которых используется данный продукт
Microsoft OfficeStd 2016 RUS OLP NL Acdmc. Договор № ПП-61/2015 г. О поставке программных продуктов от 9 декабря 2015 года

Microsoft OfficeProPlus 2016 RUS OLP NL Acdmc. Договор № ПП-61/2015 г. О поставке программных продуктов от 9 декабря 2015 года

Microsoft Windows Vista Business Russian Upgrade Academic OPEN No Level Государственный контракт № 25 от 1 апреля 2008 года

Занятия семинарского типа, самостоятельная работа 
 
2. Информационные справочные системы, необходимые для реализации учебного процесса
Информационно-правовой портал «Гарант»
в локальной сети академии

http://www.garant.ru/

 
3. Специализированные помещения и оборудование, используемые в рамках информатизации учебного процесса
 
Наименование ЭИОС и доступ
Виды учебных занятий и работ, в которых используется данная система
Доступ
1

2
3
Официальный сайт академии
http://bgsha.ru/
Занятия лекционного типа, семинарского типа, самостоятельная работа
Личный кабинет
http://lk.bgsha.ru/
Занятия лекционного типа, семинарского типа, самостоятельная работа
АС Деканат
в локальной сети академии
-
Корпоративный портал академии
http:/portal.bgsha.ru/
Занятия лекционного типа, семинарского типа, самостоятельная работа
ИС «Планы»
в локальной сети академии
-
Портфолио обучающегося
http://lk.bgsha.ru/
Самостоятельная работа
Сайт научной библиотеки
http:/elib.bgsha.ru/
Занятия лекционного типа, семинарского типа, самостоятельная работа
Электронная библиотека БГСХА
http:/elib.bgsha.ru/
Занятия лекционного типа, семинарского типа, самостоятельная работа
4. Информационно-образовательные системы (ЭИОС)
 
КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЯ)
ФИО преподавателя
Ученая степень, ученое звание
Уровень образования. Специальность и квалификация в соответствии с дипломом. Профессиальная переподготовка
1
2
3
 
Нимаева Марина Николаевна
высшее. географ, преподаватель
к.г.н., доцент
 
ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ) ДЛЯ ИНВАЛИДОВ И ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИМ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Организационно-педагогическое, психолого-педагогическое сопровождение обучающихся инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья осуществляется на основании соответствующей рекомендации в заключении психолого-медико-педагогической комиссии или индивидуальной программе реабилитации инвалида. Академия, по заявлению обучающегося, создает специальные условия для получения высшего образования инвалидами и лицам с ограниченными возможностями здоровья:

- использование специализированных (адаптированных) рабочих программ дисциплин (модулей) и методов обучения и воспитания, включая наличие альтернативной версии официального сайта организации в сети «Интернет» для слабовидящих;

- использование специальных учебников, учебных пособий и других учебно-методических материалов, включая альтернативные форматы печатных материалов (крупный шрифт или аудиофайлы);

- использование специальных технических средств обучения (мультимедийное оборудование, оргтехника и иные средства) коллективного и индивидуального пользования, включая установку

мониторов с возможностью трансляции субтитров, обеспечение надлежащими звуковыми

воспроизведениями информации;

- предоставление услуг ассистента (при необходимости), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь или услуги сурдопереводчиков / тифлосурдопереводчиков;

- проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий для разъяснения отдельных вопросов изучаемой дисциплины (модуля);

- проведение процедуры оценивания результатов обучения возможно с учетом особенностей нозологий (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, в форме тестирования и т.п.) при использовании доступной формы предоставления заданий оценочных средств и ответов на задания (в печатной форме увеличенным шрифтом, в форме аудиозаписи, в форме электронного документа, задания зачитываются ассистентом, задания предоставляются с использованием сурдоперевода) с

использованием дополнительного времени для подготовки ответа;

- обеспечение беспрепятственного доступа обучающимся в учебные помещения, туалетные и другие помещения организации, а также пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов и других приспособлений);

- обеспечение сочетания онлайн и офлайн технологий, а также индивидуальных и коллективных форм работы в учебном процессе, осуществляемом с использованием дистанционных образовательных технологий;

- и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение ОПОП СПО.

В целях реализации ОПОП СПО в академии оборудована безбарьерная среда, учитывающая потребности лиц с нарушением зрения, с нарушениями слуха, с нарушениями опорно-двигательного

аппарата. Территория соответствует условиям беспрепятственного, безопасного и удобного передвижения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Вход в учебный корпус

оборудован пандусами, стекла входных дверей обозначены специальными знаками для слабовидящих, используется система Брайля. Сотрудники охраны знают порядок действий при прибытии в академию лица с ограниченными возможностями. В академии создана толерантная социокультурная среда, осуществляется необходимое сопровождение образовательного процесса,

при необходимости предоставляется волонтерская помощь обучающимся инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья.

 
ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
1. Новые методы в географии. Метод наблюдения

Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины (модуля)
 
2. Географические информационные системы. Географический прогноз

3. Географическая среда

4. Связи человека и природы  

5. Природные условия, Природные ресурсы

6. Предмет и методы изучения экономической и социальной географии мира.

7. Этапы формирования политической карты мира (древний, средневековый, эпоха Великих географических открытий; новый, современный).

8. Типология стран мира (по форме правления, политико-административному устройству, географическому положению, площади, численности населенияи т.п.).

9. Классификация стран по уровню экономического развития.

10. Международные политические отношения. Геополитика.

11. Интеграция и международные группировки на карте мира.

12. История взаимоотношений природы и общества. Географическая среда.

13. Классификация природных ресурсов по происхождению и исчерпаемости.

14. Ресурсообеспеченность.

15. Природопользование (рациональное и нерациональное). Загрязнение окружающей среды и экологические проблемы.

16. Динамика численности населения. Воспроизводство населения и его показатели (рождаемость,  смертность, естественный прирост).

17. Демографическая ситуация и демографическая политика в странах с разным типом воспроизводства населения.

18. Трудовые ресурсы. Рынок труда, проблемы безработицы, «утечка умов».

19. Миграции, их виды и причины.

20. Урбанизация, ее основны ечерты. Субурбанизация. Последствия урбанизации.

21. Понятие об НТР, ее характерные черты и составные части.

22. Понятие о мировом хозяйстве и его структуре. Этапы формирования. Стадии развития мировой экономики (аграрная, индустриальная, постиндустриальная).

23. Международное географическое разделение труда.

24. Факторы размещения производства.

25. Топливно-энергетический комплекс мира (угольная, нефтяная, газовая отрасли).

26. Машиностроение мира.

27. Химическая промышленность мира.

28. Место России в мировом промышленном производстве.

29. География мирового сельского хозяйства.

30. География растениеводства. Размещение основных сельскохозяйственных культур.

31. Отраслевой состав животноводства и его размещение.

32. Крупнейшие страны-производители сельскохозяйственной продукции. Различия в сельском хозяйстве между развитыми и развивающимися странами.

33. География транспорта мира. Классификация.

34. Внешние экономические связи. Торговля,кредитно-финансовые отношения, культурный и научный обмен, международные услуги.

 
Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
 
Комплект вопросов для самоконтроля

Раздел 1. . География как наука

Вопросы:

1. Традиционные и новые методы исследований в географических науках, ихиспользованиевразных сферах человеческой деятельности.

2. Современные направления географических исследований.

3. Источники географической информации, геоинформационные системы.

4. Географические прогнозы как результат географических исследований.

Раздел 2. Природопользование и геоэкология

Вопросы:

1. Что такое геосистема; факторы, её формирующие и изменяющие.

2. Адаптация человека к различным природным условиям территорий, её изменение во времени.

3. Географическая и окружающая среда.

4. Опасные природные явления, климатические изменения

5. Загрязнение окружающей среды. Кто такие климатические беженцы?

6. Особенности размещения природных ресурсов мира.

7. Природно-ресурсный потенциал стран   

8. Истощение природных ресурсов.

9. Земельные ресурсы. Обеспеченность человечества пресной водой.

10. География лесных ресурсов, лесной фонд мира.

Перечень видов оценочных средств
 
11. Обезлесение, его причины и распространение.

12. Роль природных ресурсов Мирового океана (энергетических, биологических, минеральных) в жизни человечества и перспективы их использования.

13. Агроклиматические ресурсы.

14. Рекреационные ресурсы

Раздел 3. Мировое хозяйство

Вопросы:

1. Что такое международное географическое разделение труда?

2. Перечислите отрасли международной специализации.

3. Условия формирования международной специализации стран и роль географических факторов в её формировании?

4. Какие страны относятся к аграрным, индустриальным и постиндустриальным?

5. Географические особенности размещения основных видов сырьевых и топливных ресурсов? Страны-лидеры по запасам и добыче нефти, природного газа и угля.

6. Топливно-энергетический комплекс мира: основные этапы развития, «энергопереход»?

Комплект тестов

1. Укажите верное утверждение или нет.

1) География – фундаментальная наука.

2) Основоположником отечественной экономической географии является Н. Н. Баранский.

3) Социально-экономическая география подразделяется на экономическую и социальную.

4) Одна из важных задач социально-экономической географии – формирование географической культуры человека.

2. Разместите методы географических исследований по группам

1) Традиционные методы

2) Новые методы

1. Метод наблюдения

2. ГИС

3. Географический прогноз

4. Картографический

3. Автором термина "экономическая география" является ...

1) Н.Н.Баранский

2) М.В.Ломоносов

3) В.П.Максаковский

4) Аристотель

4. Установите соответствие между утверждениями и методами географических исследований.

1) .Картографический метод

2) Статистический метод

3) ГИС

4) Исторический метод

1) Современная компьютерная технология для картирования и анализа объектов реального мира, а также событий, происходящих на нашей планете

2) Обработка и анализ данных разнообразных наблюдений

3) Этот метод позволяет изучать закономерности пространственного размещения и развития природно-территориальных комплексов с помощью разнообразных общегеографических, тематических и комплексных карт

4) Метод изучения географических объектов с момента их образования до настоящего времени

5. Выделите из предложенных вариантов верные утверждения:

1) Метод космического мониторинга Земли – исследования с помощью спутников климатических и атмосферных процессов на нашей планете – относится к частногеографическим.

2) Важнейшей концепцией, определяющей дальнейшую стратегию развития, является концепция устойчивого развития.

3) М. В. Ломоносов ввёл термин «экономическая география».

4) Концепция устойчивого развития сформировалась в результате объединения трех направлений: экономического, экологического, социального.

6. Наука изучающая Землю

1) Астрономия

2) География

3) Математика

7. География, которая изучает территориальную организацию общества, её законы и закономерности.

1. экономическая

2. социальная

3. экологическая

8. Сколько существует видов географических прогнозов?

 
1) 3

2) 4

3) 5

9. Какой процент в мире занимают антропогенные ландшафты:

1) 60%

2) 90%

3) 40 %

10. Расставьте этапы развития  взаимодействия с природой от самого древнего к современному

1) охота и собирательство

2) земледелие и одомашнивание диких животных

3) ремесло

4) промышленное производство

5) НТР

11. Продолжите предложение: " Географическая среда - ...

1) это часть земной природы, с которой общество непосредственно взаимодействует в своей жизни и производственной деятельности на данном историческом этапе

2) это вся среда обитания и производственной деятельности человека

      13. Соотнесите характер связи человека и природы

1.Приспособление человека к природной среде

2.Видоизменение природы человеком

1. охота

2. рыболовство

3. ремесло

4. НТР

5. промышленное производство

6. земледелие

7. добыча полезных ископаемых

8. строительство населенных пунктов

9. строительство дорог

10. собирательство

14. Соотнесите понятия и определения

1.Природные условия -

2.Природные ресурсы –

1) это те элементы природы, которые необходимы для жизни и деятельности человеческого общества, но которые непосредственно не участвуют в производственной и непроизводственной деятельности людей

2) это те элементы природы, которые человек прямо или опосредованно использует или может использовать для обеспечения своего существования и всех форм деятельности на данном этапе развития производственных сил общества

15. Что из перечисленного не является компонентом географической среды?

Политические границы

1) Почва

2) Вода

3) Воздух

16. Какой элемент географической среды описывает климат?

1) Атмосфера

2) Ледосфера

3) Литосфера

4) Биосфера

17. Какое из следующих понятий связано с изучением взаимодействия между человеком и природой?

1) Экология

2) Геоморфология

3) Картография

4) География населения

18. Какое из перечисленных явлений относится к антропогенным изменениям в географической среде?

1. Извержение вулканов

2. Лесозаготовка

3. Изменение климата

4. Изменение уровня моря

 
19. Что такое устойчивое развитие в контексте географической среды?

1) Развитие только в материальной сфере

2) Неограниченное использование ресурсов

3) Развитие, которое удовлетворяет потребности настоящего без ущерба для будущих поколений

4) Развитие, которое не учитывает природу

20. Какой из следующих факторов является важным при оценке состояния природных ресурсов?

1) Способы передвижения

2) Уровень образования населения

3) Количество туристов

4) Устойчивость экосистем

21. Что такое экосистема?

1) Взаимосвязанная среда обитания живых организмов и их физической среды

2) Тип карты, показывающий растительность

3) Система экономических связей

4) Система организации людей в городе

22. Что относится к антропогенным ландшафтам?

1) горнопромышленные

2) лесохозяйственные

3) транспортные

4) городские

5) сельскохозяйственные

6) лесные

7) парковые

8) рекреационные

9) речные

10) горные

11) промышленные

23. Изучая нарушенность природных ландшафтов при помощи космических снимков, американские учёные пришли к выводам о том, что примерно треть поверхности суши не носит на себе следов деятельности человека. Разумеется, показатели сильно разнятся в зависимости от региона. Соотнесите долю ненарушенных природных ландшафтов в Северной Америке, в Азии, в Европе.

1.Европа

2.Азия

3.Северная Америка

1) 38%

2) 14%

3) 3%

24. К исчерпаемым возобновимым ресурсам относятся:

1) лесные и рыбные

2) рыбные и минеральные

3) минеральные и лесные

25. Процесс полного сведения лесов наиболее характерен для:

1. Азии

2. Южной Америки

3. Европы

4. Австралии

26. Большая часть мировых запасов нефти сосредоточена в:

1) Северном полушарии

2) Южном полушарии

27. Величина площади пашни в расчете на душу населения в целом в мире:

1) увеличивается

2) не изменяется

3) уменьшается

28. Какой особый вид климатических ресурсов образуют тепло, влага и свет?

1) рекреационные ресурсы

2) агроклиматические ресурсы

3) генетический фонд планеты

29. Эффективная защита почв от эрозии это –

1) сведение лесов

2) засыпание оврагов и балок

3) лесопосадки

 
30. К исчерпаемым невозобновымым ресурсам относятся:

1) космические

2) ресурсы Мирового океана

3) минеральные

31. Главный путь решения водной проблемы человечества:

1) уменьшение водоемкости производственных процессов

2) транспортировка айсбергов

3) опреснение морской воды

32. В настоящее время из ресурсов Мирового океана наиболее интенсивно используются:

1) водные

2) биологические

3) минеральные

33. Главной причиной уменьшения с/х угодий в мире является:

1) эрозия почв

2) заболачивание и засоление

3) опустынивание

34. Большая часть мировых запасов газа сосредоточена в:

1) Северном полушарии

2) Южном полушарии

35. Основной причиной возникновения водной проблемы человечества является:

1) загрязнение вод

2) рост потребления при неизменном объеме водных ресурсов

3) неравномерное распределение водных ресурсов по территории планеты

36. Если принимать во внимание объемы разведанных запасов энергетических ресурсов и масштабы их использования, то на большее количество лет человечеству хватит:

1) угля,

2) нефти,

3) природного газа.

37. Направление поиска полезных ископаемых "вглубь" характерно для:

1) европейской части России и США,

2) США и Австралии,

3) Австралии и Украины.

38. Большая часть мировых запасов нефти сосредоточена в:

1) Северном полушарии,

2) Южном полушарии.

39. Расположите виды земель по мере уменьшения их доли в мировом земельном фонде:

1) леса и кустарники,

2) обрабатываемые земли (пашни, сады, плантации),

3) луга и пастбища.

40. Величина площади пашни в расчете на душу населения в целом мире:

1) увеличивается,

2) не изменяется,

3) уменьшается.

41. Известкование почвы проводится при:

1) низком плодородии,

2) повышенной кислотности,

3) избытке почвенной влаги,

4) недостатке почвенной влаги.

42.   мировых орошаемых земель расположены в:

1) зарубежной Европе,

2) Австралии,

3) Северной Америке,

4) зарубежной Азии.

43. Наименьшей площадью лесов, не считая Антарктиды, располагает материк:

1) Австралия, 3) Северная Америка,

2) Африка, 4) Южная Америка.

44. Большая часть мировых ресурсов пресной воды сосредоточена в:

1) артезианских бассейнах,

2) покровных ледниках,

 
3) реках.

45. Главной причиной обострения водной проблемы на Земле является:

1) неравномерное распределение водных ресурсов по территории планет,

2) рост потребления воды при неизменном объеме водных ресурсов,

3) загрязнение вод.

46. Наиболее интенсивно марикультура развивается в:

1) Китае, 3) России,

2) США, 4) Японии.

47. Главный путь реения водной проблемы человечества - это:

1) уменьшение водоемкости производственных процессов,

2) транспортировка айсбергов из Антарктики,

3) опреснение морской воды.

48. Наибольшими рекреационными ресурсами обладают побережья морей:

1) Японского и Черного,

2) Черного и Аравийского,

3) Аравийского и Средиземного,

4) Средиземного и Карибского.

3) засоление.

49. Проблема, которая чаще других встречается при орошении земель, - это:

1) заболачивание, 3) ветровая эрозия,

2) водная эрозия, 4) засоление.

50. Наиболее высокая доля обрабатываемых земель в структуре земельного фонда характерна для:

1) зарубежной Европы,

2) зарубежной Азии,

3) Северной Америки,

4) Южной Америки.

51. Леса умеренных широт в наибольшей степени пострадали от вырубки в:

1) Европе, 3) Северной Америке,

2) Азии, 4) Южной Америке.

52. Доля пресной воды в мировых водных ресурсах составляет:

1) 50%, 2) 10%, 3) 2,5%.

53. Основной причиной возникновения водной проблемы человечества является:

1) загрязнение вод,

2) рост потребления воды при неизменном объеме водных ресурсов,

3) неравномерное распределение водных ресурсов по поверхности планеты.

54. Наибольшее число способов хозяйственного использования характерно для:

1) подземных вод, 3) рек,

2) озер, 4) болот.

55. Главный путь решения проблемы загрязнения окружающей среды - это:

1) строительство очистных сооружений,

2) сохранение объемов использования природных ресурсов при более глубокой их переработке,

3) вынос "грязных" производств за пределы страны.

56. Что изучает Мировая экономика как наука

1) изучает общие закономерности ведения экономической деятельности в мире в целом

2) изучает общие закономерности ведения географической деятельности в мире в целом

3) изучает общие закономерности ведения политической деятельности в мире в целом

57. На каких уровнях мировая экономика проводит исследование

1) мировая экономика в целом; регионы или группы стран; отдельные страны;  крупные регионы внутри отдельных стран.

2) регионы или группы стран; отдельные страны;  крупные регионы внутри отдельных стран.

3) мировая экономика в целом; регионы или группы стран.

58. Если же вести отсчет с момента начала формирования мировой экономики как целостного организма, то отправным пунктом без всякого сомнения станет эпоха

1) (XV— XVI вв.).

 
2) (XIV— VI вв.).

3) (V— XI вв.).

59. Что обеспечило накопление первоначального капитала для будущей индустриализации в ряде европейских стран.

1) эпоха Великих географических открытий

2) деятельность рабовладельческого строя

3) различные технические новшества

60. В истории развития мировой экономики выделяют следующие этапы:

1) присваивающее, аграрное, индустриальное и постиндустриальное хозяйство.

2) присваивающее, индустриальное и постиндустриальное хозяйство.

3) присваивающее, аграрное хозяйство.

61. Присваивающее хозяйство это

1) охота, рыболовство, сбор диких плодов, кореньев и меда.

2) обеспечение себя продуктами питания

3) развитие товарного производства, направленного на выпуск продукции.

62. Назовите что было определяющей чертой постиндустриального хозяйства

1) развития сферы услуг.

2) развития рыболовного хозяйства.

3) развития сферы промышленности.

63. Индустриальное хозяйство — этап, становление которого произошло во время

1) Английской промышленной революции

2) Русской промышленной революции

3) Американской промышленной революции

64. На сколько групп деляться все страны мира по экономике

1) на две

2) на пять

3) на три

65. Кто выступает главными проводниками интернационализации производства и глобализации мировой экономики

1) Транснациональные корпорации

2) Международные корпорации

3) Отдельные корпорации

66. Что является   важнейшими показателями, характеризующими место той или иной страны в мировой экономике,

1) являются валовой внутренний продукт (ВВП),

2) являются внутренний продукт (ВП),

3) являются продуктовая корзина.

67. В каком из регионов в структуре экспорта доля обрабатывающей промышленности наибольшая?

1)СНГ

2)Латинская Америка

3)Африка

4)Европа

68. Выберите страны, входящие в Европейский Союз.

1)Бельгия

2)Норвегия

3)Греция

4)Австрия

5)Эстония

6)Македония

7)Черногория

8)Швейцария

69. Для какой из стран лесная промышленность- отрасль международной специализации?

1) Эфиопия

2) ЮАР

3) Афганистан      

4) Бразилия

70. В каком из регионов в структуре экспорта доля сельскохозяйственной продукции наименьшая?

 
1)Ближний и Средний Восток

2)Зарубежная Азия

3)Африка

4)Европа

71. Выберите верный ответ: во второй половине 20- начале 21 века во внешней торговле развивающихся стран стала увеличиваться доля готовых изделий и полуфабрикатов, а география внешней торговли переориентировалась со связей с бывшими метрополиями на развивающиеся рынки..

1)да

2)нет

72. О каком виде интеграционных межгосударственных объединений идет речь в приведенном тексте: к экономическим мерам добавляются меры политические- создаются надгосударственные органы управления, изменяется функция государственных границ.

1)зона свободной торговли

2)таможенный союз

3)общий рынок

4)экономический союз

5)полная интеграция

73. Какой вид минерального типлива является самым дешевым и экологически чистым?

1) Уголь

2) Торф

3) Природный газ

4) Нефть

74. Какие три из перечисленных стран являются крупными производителями и экспортёрами каменного угля?

1) Норвегия

2) ЮАР

3) Алжир

4) Австралия

5) США

75. В каких трёх из перечисленных стран основная часть электроэнергии производится на ТЭС?

1) Кувейт

2) Россия

3) Бразилия

4) Норвегия

5) Франция

6) Саудовская Аравия

76. В каких трёх из перечисленных стран в структуре производства электроэнергии преобладают ГЭС?

1) Китай

2) Бразилия

3) Япония

4) Канада

5) Россия

6) Норвегия

77. Какие три из перечисленных стран входят в число крупнейших производителей и экспортёров чугуна и стали?

1) Китай

2) Дания

3) Таиланд

4) Россия

5) Япония

78. Машиностроение как отрасль возникла более 200 лет назад в ...

1) России

2) Японии

3) Германии

4) Англии

79. Назовите 4 главных региона мировой жимической промышленности: США и ...(выберите три правильных ответа)

1) Северная Африка

2) Япония

3) зарубежная Европа

4) Канада

5) СНГ

6) Китай

80. Какая отрасль промышленности занимает 1 место в мире по числу занятых в ней и по стоимости продукции?

1) Легкая

2) Машиностроение

 
3) Электроэнергетика

 
Критерии оценивания контрольной работы текущего контроля успеваемости обучающихся (рекомендуемое)

Комплект контрольных вопросов для проведения устных опросов

Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерные критерии оценивания:

– правильность ответа по содержанию задания (учитывается количество и характер ошибок при ответе);

– полнота и глубина ответа (учитывается количество усвоенных фактов, понятий и т.п.);

– сознательность ответа (учитывается понимание излагаемого материала);

– логика изложения материала (учитывается умение строить целостный, последовательный рассказ, грамотно пользоваться специальной терминологией);

– использование дополнительного материала;

– рациональность использования времени, отведенного на задание (не одобряется затянутость выполнения задания, устного ответа во времени, с учетом индивидуальных особенностей обучающихся).

Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерная шкала оценивания:

Баллы

для учета в рейтинге (оценка)

Степень удовлетворения критериям
86-100 баллов

«отлично»

Обучающийся полно и аргументировано отвечает по содержанию вопроса (задания); обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные; излагает материал последовательно и правильно.
71-85  баллов

«хорошо»

Обучающийся достаточно полно и аргументировано отвечает по содержанию вопроса (задания); обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные; излагает материал последовательно. Допускает 1-2 ошибки, исправленные с помощью наводящих вопросов.
56-70  баллов

«удовлетво-рительно»

Обучающийся обнаруживает знание и понимание основных положений данного задания, но излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил; не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры; излагает материал непоследовательно и допускает ошибки.
0-55  баллов

«неудовлетворительно»

Обучающийся обнаруживает незнание ответа на соответствующее задание (вопрос), допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Отмечаются такие недостатки в подготовке обучающегося, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.
 
Баллы

для учета в рейтинге (оценка)

Степень удовлетворения критериям
Перечень дискуссионных тем

Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерные критерии оценивания:

- теоретический уровень знаний;

- качество ответов на вопросы;

- подкрепление материалов фактическими данными (статистические данные или др.);

- практическая ценность материала;

- способность делать выводы;

- способность отстаивать собственную точку зрения;

- способность ориентироваться в представленном материале;

- степень участия в общей дискуссии.

Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерная шкала оценивания:

Критерии оценивания контрольной работы дискуссионных тем и вопросов для круглого стола

(дискуссии, полемики, диспута, дебатов)  

86-100 баллов

«отлично»

Обучающийся свободно владеет учебным материалом; проявляет навыки анализа, обобщения, критического осмысления, публичной речи, аргументации, ведения дискуссии и полемики, критического восприятия информации; материал изложен грамотно, в определенной логической последовательности, точно

 
используется терминология; показано умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации; высказывать свою точку зрения.

71-85 баллов

«хорошо»

Ответ удовлетворяет в основном требованиям на оценку «отлично», но при этом имеет один из недостатков: в усвоении учебного материала допущены небольшие пробелы, не исказившие содержание ответа; допущены один – два недочета в формировании навыков публичной речи, аргументации, ведения дискуссии и полемики, критического восприятия информации.
56-70 баллов

«удовлетво-рительно»

Неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения материала; имелись затруднения или допущены ошибки в определении понятий, использовании терминологии, исправленные после нескольких наводящих вопросов. Обучающийся не может применить теорию в новой ситуации.
0-55  баллов

«неудовлетворительно»

Не раскрыто основное содержание учебного материала; обнаружено незнание или непонимание большей или наиболее важной части учебного материала; допущены ошибки в определении понятий, при использовании терминологии, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов; не сформированы умения и навыки публичной речи, аргументации, ведения дискуссии и полемики, критического восприятия информации.
 
Баллы

для учета в рейтинге (оценка)

Степень удовлетворения критериям
Перечень заданий для контрольной работы

Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерные критерии оценивания:

– полнота раскрытия темы;

– правильность формулировки и использования понятий и категорий;

– правильность выполнения заданий/ решения задач;

– аккуратность оформления работы и др.

Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерная шкала оценивания:

Критерии оценивания контрольной работы для контрольной работы

(обязательно для дисциплин, где по УП предусмотрена контрольная работа)

86-100 баллов

«отлично»

Полное раскрытие темы, указание точных названий и определений, правильная формулировка понятий и категорий, приведены все необходимые формулы, соответствующая статистика и т.п., все задания выполнены верно (все задачи решены правильно), работа выполнена аккуратно, без помарок.
71-85  баллов

«хорошо»

Недостаточно полное раскрытие темы, одна-две несущественные ошибки в определении понятий и категорий, в формулах, статистических данных и т. п., кардинально не меняющие суть изложения, наличие незначительного количества грамматических и стилистических ошибок, одна-две несущественные погрешности при выполнении заданий или в решениях задач. Работа выполнена аккуратно.
56-70  баллов

«удовлетво-рительно»

Ответ отражает лишь общее направление изложения лекционного материала, наличие более двух несущественных или одной-двух существенных ошибок в определении понятий и категорий, формулах, статистических данных и т. п.; большое количество грамматических и стилистических ошибок, одна-две существенные ошибки при выполнении заданий или в решениях задач. Работа выполнена небрежно.
0-55  баллов

«неудовлетворительно»

Обучающийся демонстрирует слабое понимание программного материала. Тема не раскрыта, более двух существенных ошибок в определении понятий и категорий, в формулах, статистических данных, при выполнении заданий или в решениях задач, наличие грамматических и стилистических ошибок и др.
 
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерные критерии оценивания:

– правильность выполнения задания на практическую/лабораторную работу в соответствии с вариантом;

– степень усвоения теоретического материала по теме практической /лабораторной работы;

– способность продемонстрировать преподавателю навыки работы в инструментальной программной среде, а также применить их к решению типовых задач, отличных от варианта задания;

– качество подготовки отчета по практической / лабораторной работе;

– правильность и полнота ответов на вопросы преподавателя при защите работы

и др.

Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Критерии оценивания контрольной работы для практических (лабораторных) работ

 
Примерная шкала оценивания практических занятий (лабораторных работ):

Баллы

для учета в рейтинге (оценка)

Степень удовлетворения критериям
86-100 баллов

«отлично»

Выполнены все задания практической (лабораторной) работы, обучающийся четко и без ошибок ответил на все контрольные вопросы.
71-85  баллов

«хорошо»

Выполнены все задания практической (лабораторной) работы; обучающийся ответил на все контрольные вопросы с замечаниями.
56-70  баллов

«удовлетво-рительно»

Выполнены все задания практической (лабораторной) работы с замечаниями; обучающийся ответил на все контрольные вопросы с замечаниями.
0-55  баллов

«неудовлетворительно»

Обучающийся не выполнил или выполнил неправильно задания практической (лабораторной) работы; обучающийся ответил на контрольные вопросы с ошибками или не ответил на контрольные вопросы.
 
Комплект заданий

Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерные критерии оценивания:

В качестве критериев могут быть выбраны, например:

– соответствие срока сдачи работы установленному преподавателем;

– соответствие содержания и оформления работы предъявленным требованиям;

– способность выполнять вычисления;

– умение использовать полученные ранее знания и навыки для решения конкретных задач;

– умение отвечать на вопросы, делать выводы, пользоваться профессиональной и общей лексикой;

– обоснованность решения и соответствие методике (алгоритму) расчетов;

Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерная шкала оценивания:

Критерии оценивания контрольной работы для выполнения

расчетно-графической работы,  работы на тренажере

Баллы

для учета в рейтинге (оценка)

Степень удовлетворения критериям
86-100 баллов

«отлично»

Все материалы, расчеты, построения оформлены согласно требованиям и демонстрируют высокий уровень освоения теоретического материала, способность составлять и реализовать алгоритм решения по исходным данным. Вычисления выполнены четко, ответы на вопросы, выводы к работе отражают точку зрения обучающегося на решаемую проблему. Все материалы представлены в установленный срок, не требуют дополнительного времени на завершение. 
71-85  баллов

«хорошо»

Все материалы, расчеты, построения оформлены согласно требованиям и демонстрируют достаточно высокий уровень освоения теоретического материала, способность составлять и реализовать алгоритм решения по исходным данным. В работе присутствуют несущественные ошибки при вычислениях и построении чертежей, не влияющие на общий результат работы, при грамотном ответе на большинство поставленных вопросов. Все материалы представлены в установленный срок, не требуют дополнительного времени на завершение. 
56-70  баллов

«удовлетво-рительно»

Материалы, расчеты, построения оформлены с ошибками, не в полном объеме, демонстрируют наличие пробелов в освоении теоретического материала, низкий уровень способности составлять и реализовать алгоритм решения по исходным данным. В работе присутствуют ошибки, которые не оказывают существенного влияния на окончательный результат. Работа оформлена неаккуратно, представлена с задержкой и требует дополнительного времени на завершение.
0-55  баллов

«неудовлетворительно»

Демонстрирует низкий/ниже среднего уровень освоения теоретического материала, неспособность составлять и реализовать алгоритм решения по исходным данным. Многие требования, предъявляемые к заданию, не выполнены. Обучающийся не может ответить на замечания преподавателя, не владеет материалом работы, не в состоянии дать объяснения выводам и теоретическим положениям данной работы. Оформление работы не соответствует требованиям.
 
Материалы тестовых заданий

Материалы тестовых заданий следует сгруппировать по темам/разделам изучаемой дисциплины (модуля) в следующем виде:

Тема (темы) / Раздел дисциплины (модуля)

Тестовые задания по данной теме (темам)/Разделу с указанием правильных ответов.

Критерии оценивания контрольной работы тестовых заданий

 
Баллы

для учета в рейтинге (оценка)

Степень удовлетворения критериям
86-100 баллов «отлично»

Выполнено 86-100% заданий
71-85  баллов «хорошо»

Выполнено 71-85% заданий 
56-70  баллов «удовлетво-рительно»

Выполнено 56-70% заданий
0-55  баллов «неудовлетворительно»

Выполнено 0-56% заданий
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерные критерии оценивания:

- отношение правильно выполненных заданий к общему их количеству

Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерная шкала оценивания:

 
Баллы

для учета в рейтинге (оценка)

Степень удовлетворения критериям
86-100 баллов «отлично»

Демонстрирует очень высокий/высокий уровень знаний, умений, навыков в соответствии с критериями оценивания. Все требования, предъявляемые к заданию, выполнены.
71-85  баллов «хорошо»

Демонстрирует достаточно высокий/выше среднего уровень знаний, умений, навыков в соответствии с критериями оценивания. Все требования, предъявляемые к заданию, выполнены.
56-70  баллов «удовлетво-рительно»

Демонстрирует средний уровень знаний, умений, навыков в соответствии с критериями оценивания. Большинство требований, предъявляемых к заданию, выполнены.
0-55  баллов «неудовлетворительно»

Демонстрирует низкий/ниже среднего уровень знаний, умений, навыков в соответствии с критериями оценивания. Многие требования, предъявляемые к заданию, не выполнены. Нет ответа. Не было попытки решить задачу.
Задачи репродуктивного уровня  

Задачи реконструктивного уровня

Задачи творческого уровня

Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерные критерии оценивания:

– полнота знаний теоретического контролируемого материала;

– полнота знаний практического контролируемого материала, демонстрация умений и навыков решения типовых задач, выполнения типовых заданий/упражнений/казусов;

– умение самостоятельно решать проблему/задачу на основе изученных методов, приемов, технологий;

– умение ясно, четко, логично и грамотно излагать собственные размышления, делать умозаключения и выводы;

– полнота и правильность выполнения задания.

Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерная шкала оценивания:

Критерии оценивания контрольной работы разноуровневых задач (заданий)

 
Перечень тем эссе/докладов/рефератов/сообщений и т.п.

Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерные критерии оценивания:

– полнота раскрытия темы;

– степень владения понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины;

– знание фактического материала, отсутствие фактических ошибок;

– умение логически выстроить материал ответа;

– умение аргументировать предложенные подходы и решения, сделанные выводы;

Критерии оценивания контрольной работы темы эссе

(рефератов, докладов, сообщений)

 
Баллы

для учета в рейтинге (оценка)

Степень удовлетворения критериям
86-100 баллов «отлично»

Содержание работы в целом соответствует теме задания. Продемонстрировано знание фактического материала, отсутствуют ошибки. Продемонстрировано уверенное владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (уместность употребления, аббревиатуры, толкование и т.д.), отсутствуют ошибки в употреблении терминов.

Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.

Ответ четко структурирован и выстроен в заданной логике. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа укладывается в заданные рамки при сохранении смысла.

Продемонстрировано умение аргументировано излагать собственную точку зрения. Видно уверенное владение освоенным материалом, изложение сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.

Высокая степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала: стилистические обороты, манера изложения, словарный запас. Отсутствуют стилистические и орфографические ошибки в тексте.

Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.

– степень самостоятельности, грамотности, оригинальности в представлении материала (стилистические обороты, манера изложения, словарный запас, отсутствие или наличие грамматических ошибок);

– выполнение требований к оформлению работы.

Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся).

Примерная шкала оценивания письменных работ:

71-85  баллов «хорошо»

Содержание ответа в целом соответствует теме задания. Продемонстрировано знание фактического материала, встречаются несущественные фактические ошибки.

Продемонстрировано владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (уместность употребления, аббревиатуры, толкование и т.д.), отсутствуют ошибки в употреблении терминов.

Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.

Ответ в достаточной степени структурирован и выстроен в заданной логике без нарушений общего смысла. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа незначительно превышает заданные рамки при сохранении смысла.

Продемонстрировано умение аргументированно излагать собственную точку зрения, но аргументация не всегда убедительна. Изложение лишь отчасти сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.

Достаточная степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала. Встречаются мелкие и не искажающие смысла ошибки в стилистике, стилистические штампы. Есть 1–2 орфографические ошибки.

Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.

56-70  баллов  «удовлетво-рительно»

Содержание работы в целом соответствует теме задания. Продемонстрировано удовлетворительное знание фактического материала, есть фактические ошибки (25– 30%).

Продемонстрировано достаточное владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины, есть ошибки в употреблении и трактовке терминов, расшифровке аббревиатур.

Ошибки в использовании категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.

Ответ плохо структурирован, нарушена заданная логика. Части ответа логически разорваны, нет связок между ними. Ошибки в представлении логической структуры проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа в существенной степени (на 25–30%) отклоняется от заданных рамок.

Нет собственной точки зрения либо она слабо аргументирована. Примеры, приведенные в ответе в качестве практических иллюстраций, в малой степени соответствуют изложенным теоретическим аспектам.

Текст работы примерно наполовину представляет собой стандартные обороты и фразы из учебника/лекций. Обилие ошибок в стилистике, много стилистических штампов. Есть 3–5 орфографических ошибок.

Работа выполнена не очень аккуратно, встречаются помарки и исправления.

0-55  баллов  «неудовлетворительно»

Содержание ответа не соответствует теме задания или соответствует ему в очень малой степени.

Продемонстрировано крайне слабое владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (неуместность употребления, неверные аббревиатуры, искаженное толкование и т.д.), присутствуют многочисленные ошибки в употреблении терминов.

Продемонстрировано крайне низкое (отрывочное) знание фактического материала, много фактических ошибок – практически все факты (данные) либо искажены, либо неверны.

Ответ представляет собой сплошной текст без структурирования, нарушена заданная логика. Части ответа не взаимосвязаны логически. Нарушена логическая структура

 
проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа более чем в 2 раза меньше или превышает заданный. Показаны неверные ассоциативные взаимосвязи категорий и терминов дисциплины.

Отсутствует аргументация изложенной точки зрения, нет собственной позиции. Отсутствуют примеры из практики либо они неадекватны.

Текст ответа представляет полную кальку текста учебника/лекций. Стилистические ошибки приводят к существенному искажению смысла. Большое число орфографических ошибок в тексте (более 10 на страницу).

Работа выполнена неаккуратно, с обилием помарок и исправлений. В работе один абзац и больше позаимствован из какого-либо источника без ссылки на него.

 
Критерии оценивания контрольной работы участия обучающегося в активных формах обучения (доклады, выступления на семинарах, практических занятиях и пр.):

Баллы

для учета в рейтинге (оценка)

Степень удовлетворения критериям
86-100 баллов «отлично»

Полное раскрытие вопроса; указание точных названий и определений; правильная формулировка понятий и категорий; самостоятельность ответа, умение вводить и использовать собственные классификации и квалификации, анализировать и делать собственные выводы по рассматриваемой теме; использование дополнительной литературы и иных материалов и др.
71-85  баллов «хорошо»

Недостаточно полное, по мнению преподавателя, раскрытие темы; несущественные ошибки в определении понятий, категорий и т.п., кардинально не меняющих суть изложения; использование устаревшей учебной литературы и других источников
56-70  баллов «удовлетво-рительно»

Отражение лишь общего направления изложения лекционного материала и материала современных учебников; наличие достаточного количества несущественных или одной - двух существенных ошибок в определении понятий и категорий и т. п.; использование устаревшей учебной литературы и других источников; неспособность осветить проблематику учебной дисциплины и др.
0-55  баллов «неудовлетворительно»

Темы не раскрыта; большое количество существенных ошибок; отсутствие умений и навыков, обозначенных выше в качестве критериев выставления положительных оценок и др.
 
Задание (я):

Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерные критерии оценивания:

- соответствие решения сформулированным в кейсе вопросам (адекватность проблеме и рынку);

- оригинальность подхода (новаторство, креативность);

- применимость решения на практике;

- глубина проработки проблемы (обоснованность решения, наличие альтернативных вариантов, прогнозирование возможных проблем, комплексность решения).

Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерная шкала оценивания:

Критерии оценивания контрольной работы кейс-задач

Баллы

для учета в рейтинге (оценка)

Степень удовлетворения критериям
86-100 баллов «отлично»

Предложенное решение соответствует поставленной в кейс-задаче проблеме. Обучающийся применяет оригинальный подход к решению поставленной проблемы, демонстрирует высокий уровень теоретических знаний, анализ соответствующих источников. Формулировки кратки, ясны и точны. Ожидаемые результаты применения предложенного решения конкретны, измеримы и обоснованы.
71-85 баллов «хорошо»

Предложенное решение соответствует поставленной в кейс-задаче проблеме. Обучающийся применяет в основном традиционный подход с элементами новаторства, частично подкрепленный анализом соответствующих источников, демонстрирует хороший уровень теоретических знаний. Формулировки недостаточно кратки, ясны и точны. Ожидаемые результаты применения предложенного решения требуют исправления незначительных ошибок.
56-70  баллов «удовлетво-рительно»

Демонстрирует средний уровень знаний, умений, навыков в соответствии с критериями оценивания. Предложенное решение требует дополнительной конкретизации и обоснования, в целом соответствует  поставленной в задаче проблеме. При решении поставленной проблемы обучающийся применяет традиционный подход, демонстрирует твердые знания по поставленной проблеме. Предложенное решение содержит ошибки, уверенно исправленные после наводящих вопросов.
0-55  баллов «неудовлетворительно»

Наличие грубых ошибок в решении ситуации, непонимание сущности рассматриваемой
 
проблемы, неуверенность и неточность ответов после наводящих вопросов. Предложенное решение не обосновано и не применимо на практике
 
Тема (проблема)

Концепция игры

Роли:

Задания (вопросы, проблемные ситуации и др.)

Ожидаемый (е) результат(ы)

Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерные критерии оценивания:

­ качество усвоения информации;

­ выступление;

­ содержание вопроса;

­ качество ответов на вопросы;

­ значимость дополнений, возражений, предложений;

­ уровень делового сотрудничества;

­ соблюдение правил деловой игры;

­ соблюдение регламента;

­ активность;

­ правильное применение профессиональной лексики.

Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерная шкала оценивания:

Критерии оценивания контрольной работы для деловой (ролевой) игры

Баллы

для учета в рейтинге (оценка)

Степень удовлетворения критериям
86-100 баллов «отлично»

Участник деловой игры продемонстрировал понимание сути поставленной проблемы; теоретические положения изложены с использованием профессиональной лексики; ответы и выступления четкие и краткие, логически последовательные; активное участие в деловой игре.
71-85 баллов «хорошо»

Участник деловой игры продемонстрировал понимание сути поставленной проблемы; теоретические положения изложены с использованием профессиональной лексики с незначительными ошибками; ответы и выступления в основном краткие, но не всегда четкие и логически последовательные; участие в деловой игре.
56-70  баллов «удовлетво-рительно»

Участник деловой игры продемонстрировал понимание сути поставленной проблемы; теоретические положения изложены со слабым использованием профессиональной лексики; ответы и выступления многословные, нечеткие и без должной логической последовательности; пассивное участие в деловой игре.
0-55  баллов «неудовлетворительно»

Участник деловой игры продемонстрировал затруднения в понимании сути поставленной проблемы; отсутствие необходимых знаний и умений для решения проблемы; затруднения в построении самостоятельных высказываний; обучающийся практически не принимает участия в игре.
 
Баллы

для учета в рейтинге (оценка)

Степень удовлетворения критериям
86-100 баллов «отлично»

Работа демонстрирует точное понимание задания. Все материалы имеют непосредственное отношение к теме; источники цитируются правильно. Результаты работы представлены четко и логично, информация точна и отредактирована. Работа отличается яркой индивидуальностью и выражает точку зрения обучающегося.
71-85  баллов «хорошо»

Помимо материалов, имеющих непосредственное отношение к теме, включаются некоторые материалы, не имеющие отношение к ней; используется ограниченное количество источников. Не вся информация взята из достоверных источников; часть информации неточна или не имеет прямого отношения к теме. Недостаточно выражена собственная позиция и оценка информации. 
56-70  баллов «удовлетво-рительно»

Часть материалов не имеет непосредственного отношения к теме, используется 2-3 источника. Делается слабая попытка проанализировать информацию. Материал логически не выстроен и подан внешне непривлекательно, не дается четкого ответа на поставленные вопросы. Нет критического взгляда на проблему.
0-55  баллов «неудовлетворительно»

Больше половины материалов не имеет непосредственного отношения к теме, используется один источник. Не делается попытка проанализировать информацию. Материал логически не выстроен и подан внешне непривлекательно, не дается ответа на поставленные вопросы.
Групповые творческие задания (проекты):

Индивидуальные творческие задания (проекты):

Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерные критерии оценивания:

- актуальность темы;

- соответствие содержания работы выбранной тематике;

- соответствие содержания и оформления работы установленным требованиям;

- обоснованность результатов и выводов, оригинальность идеи;

- новизна полученных данных;

- личный вклад обучающихся;

- возможности практического использования полученных данных.

Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерная шкала оценивания:

Критерии оценивания контрольной работы для тем групповых и/или индивидуальных творческих заданий/проектов

 
ИЗМЕНЕНИЯ И ДОПОЛНЕНИЯ
Ведомость изменений

п/п

Вид обновлений
Содержание изменений, вносимых в ОПОП
Обснование изменений
1
2
3
4
5
6