учреждение высшего образования
«Бурятская государственная сельскохозяйственная академия имени В.Р. Филиппова»
Очирова В.Н.
в учебном плане
является дисциплиной обязательной для изучения
дисциплины кафедра
Семестр 2
- ;
Директор колледжа Очирова В.Н.
п/п
на заседании АТК
Директор АТК
Очирова В.Н.
Задачи: - воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, основанной на идеях патриотизма, гордости за достижения страны в различных областях жизни; приверженности демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
- освоение системы знаний об обществе и человеке, формирование целостной картины общества;
- овладение умениями получать, анализировать, интерпретировать и систематизировать социальную информацию из различных источников, преобразовывать ее и использовать для самостоятельного решения учебно-познавательных, исследовательских и жизненных задач;
- совершенствование опыта применения полученных знаний и умений при анализе и оценке жизненных ситуаций, социальных фактов, поведения людей и собственных поступков в различных областях общественной жизни с учётом профессиональной направленности организации среднего профессионального образования;
- становление духовно-нравственных позиций и приоритетов личности в период ранней юности, выработка интереса к освоению социальных и гуманитарных дисциплин, развитие мотивации к предстоящему самоопределению.
ОК 07.: Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, применять знания об изменении климата, принципы бережливого производства, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях;;
- сформированность экологической культуры, понимание влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды, осознание глобального характера экологических проблем;
- планирование и осуществление действий в окружающей среде на основе знания целей устойчивого развития человечества;
активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде;
умение прогнозировать неблагоприятные экологические последствия предпринимаемых действий, предотвращать их;
- расширение опыта деятельности экологической направленности;
- овладение навыками учебно-исследовательской, проектной и социальной деятельности;
:
работ
1. Гладкий Ю. Н., Николина В. В. География. 10 класс. Учебник. Базовый уровень.- Москва,2024.- 96 с.
Дополнительные источники:
1. Анучин Д. Н. Избранные географические работы / Д. Н. Анучин. — М.: Издательство Юрайт, 2019. — 356 с.
2. Балоян Б. М. Геоурбанистика: учебник для академического бакалавриата / Б. М. Балоян, М. Л. Гитарский. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2019. — 155 с.
3. Барсов Н. П. Очерки русской исторической географии. География начальной летописи / Н. П. Барсов. — М.: Издательство Юрайт, 2019. — 218 с.
4. География мира в 3 т. Том 1. Политическая география и геополитика: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / Н. В. Каледин [и др.]; под ред. Н. В. Каледина, Н. М. Михеевой. — М.: Издательство Юрайт, 2019. — 295 с.
5. География мира в 3 т. Том 2. Социально-экономическая география мира: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / Н. В. Каледин [и др.]; под ред. Н. В. Каледина, Н. М. Михеевой. — М.: Издательство Юрайт, 2019. — 255 с.
6. География мира в 3 т. Том 3. Регионы и страны мира: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / Н. В. Каледин [и др.] ; под ред. Н. В. Каледина, Н. М. Михеевой. — М.: Издательство Юрайт, 2019. — 428 с.
7. Герасимова М. И. География почв: учебник и практикум для академического бакалавриата / М. И. Герасимова. — 3-е изд., испр. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2018. — 315 с.
8. Гладкий Ю. Н. Регионоведение: учебник для академического бакалавриата / Ю. Н. Гладкий, А. И. Чистобаев. — М. : Издательство Юрайт, 2017. — 360 с.
9. Гладкий, Ю. Н. Регионоведение: учебник для СПО / Ю. Н. Гладкий, А. И. Чистобаев. — М.: Издательство Юрайт, 2019. — 360 с.
10. Гордеева З. И. История географических открытий: учеб. пособие для вузов / З. И. Гордеева. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2019. — 145 с.
11. Григорьев А. А. География всемирного наследия: учеб. пособие для академического бакалавриата / А. А. Григорьев. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2019. — 298 с
Microsoft OfficeProPlus 2016 RUS OLP NL Acdmc. Договор № ПП-61/2015 г. О поставке программных продуктов от 9 декабря 2015 года
Microsoft Windows Vista Business Russian Upgrade Academic OPEN No Level Государственный контракт № 25 от 1 апреля 2008 года
http://www.garant.ru/
- использование специализированных (адаптированных) рабочих программ дисциплин (модулей) и методов обучения и воспитания, включая наличие альтернативной версии официального сайта организации в сети «Интернет» для слабовидящих;
- использование специальных учебников, учебных пособий и других учебно-методических материалов, включая альтернативные форматы печатных материалов (крупный шрифт или аудиофайлы);
- использование специальных технических средств обучения (мультимедийное оборудование, оргтехника и иные средства) коллективного и индивидуального пользования, включая установку
мониторов с возможностью трансляции субтитров, обеспечение надлежащими звуковыми
воспроизведениями информации;
- предоставление услуг ассистента (при необходимости), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь или услуги сурдопереводчиков / тифлосурдопереводчиков;
- проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий для разъяснения отдельных вопросов изучаемой дисциплины (модуля);
- проведение процедуры оценивания результатов обучения возможно с учетом особенностей нозологий (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, в форме тестирования и т.п.) при использовании доступной формы предоставления заданий оценочных средств и ответов на задания (в печатной форме увеличенным шрифтом, в форме аудиозаписи, в форме электронного документа, задания зачитываются ассистентом, задания предоставляются с использованием сурдоперевода) с
использованием дополнительного времени для подготовки ответа;
- обеспечение беспрепятственного доступа обучающимся в учебные помещения, туалетные и другие помещения организации, а также пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов и других приспособлений);
- обеспечение сочетания онлайн и офлайн технологий, а также индивидуальных и коллективных форм работы в учебном процессе, осуществляемом с использованием дистанционных образовательных технологий;
- и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение ОПОП СПО.
В целях реализации ОПОП СПО в академии оборудована безбарьерная среда, учитывающая потребности лиц с нарушением зрения, с нарушениями слуха, с нарушениями опорно-двигательного
аппарата. Территория соответствует условиям беспрепятственного, безопасного и удобного передвижения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Вход в учебный корпус
оборудован пандусами, стекла входных дверей обозначены специальными знаками для слабовидящих, используется система Брайля. Сотрудники охраны знают порядок действий при прибытии в академию лица с ограниченными возможностями. В академии создана толерантная социокультурная среда, осуществляется необходимое сопровождение образовательного процесса,
при необходимости предоставляется волонтерская помощь обучающимся инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья.
3. Географическая среда
4. Связи человека и природы
5. Природные условия, Природные ресурсы
6. Предмет и методы изучения экономической и социальной географии мира.
7. Этапы формирования политической карты мира (древний, средневековый, эпоха Великих географических открытий; новый, современный).
8. Типология стран мира (по форме правления, политико-административному устройству, географическому положению, площади, численности населенияи т.п.).
9. Классификация стран по уровню экономического развития.
10. Международные политические отношения. Геополитика.
11. Интеграция и международные группировки на карте мира.
12. История взаимоотношений природы и общества. Географическая среда.
13. Классификация природных ресурсов по происхождению и исчерпаемости.
14. Ресурсообеспеченность.
15. Природопользование (рациональное и нерациональное). Загрязнение окружающей среды и экологические проблемы.
16. Динамика численности населения. Воспроизводство населения и его показатели (рождаемость, смертность, естественный прирост).
17. Демографическая ситуация и демографическая политика в странах с разным типом воспроизводства населения.
18. Трудовые ресурсы. Рынок труда, проблемы безработицы, «утечка умов».
19. Миграции, их виды и причины.
20. Урбанизация, ее основны ечерты. Субурбанизация. Последствия урбанизации.
21. Понятие об НТР, ее характерные черты и составные части.
22. Понятие о мировом хозяйстве и его структуре. Этапы формирования. Стадии развития мировой экономики (аграрная, индустриальная, постиндустриальная).
23. Международное географическое разделение труда.
24. Факторы размещения производства.
25. Топливно-энергетический комплекс мира (угольная, нефтяная, газовая отрасли).
26. Машиностроение мира.
27. Химическая промышленность мира.
28. Место России в мировом промышленном производстве.
29. География мирового сельского хозяйства.
30. География растениеводства. Размещение основных сельскохозяйственных культур.
31. Отраслевой состав животноводства и его размещение.
32. Крупнейшие страны-производители сельскохозяйственной продукции. Различия в сельском хозяйстве между развитыми и развивающимися странами.
33. География транспорта мира. Классификация.
34. Внешние экономические связи. Торговля,кредитно-финансовые отношения, культурный и научный обмен, международные услуги.
Раздел 1. . География как наука
Вопросы:
1. Традиционные и новые методы исследований в географических науках, ихиспользованиевразных сферах человеческой деятельности.
2. Современные направления географических исследований.
3. Источники географической информации, геоинформационные системы.
4. Географические прогнозы как результат географических исследований.
Раздел 2. Природопользование и геоэкология
Вопросы:
1. Что такое геосистема; факторы, её формирующие и изменяющие.
2. Адаптация человека к различным природным условиям территорий, её изменение во времени.
3. Географическая и окружающая среда.
4. Опасные природные явления, климатические изменения
5. Загрязнение окружающей среды. Кто такие климатические беженцы?
6. Особенности размещения природных ресурсов мира.
7. Природно-ресурсный потенциал стран
8. Истощение природных ресурсов.
9. Земельные ресурсы. Обеспеченность человечества пресной водой.
10. География лесных ресурсов, лесной фонд мира.
12. Роль природных ресурсов Мирового океана (энергетических, биологических, минеральных) в жизни человечества и перспективы их использования.
13. Агроклиматические ресурсы.
14. Рекреационные ресурсы
Раздел 3. Мировое хозяйство
Вопросы:
1. Что такое международное географическое разделение труда?
2. Перечислите отрасли международной специализации.
3. Условия формирования международной специализации стран и роль географических факторов в её формировании?
4. Какие страны относятся к аграрным, индустриальным и постиндустриальным?
5. Географические особенности размещения основных видов сырьевых и топливных ресурсов? Страны-лидеры по запасам и добыче нефти, природного газа и угля.
6. Топливно-энергетический комплекс мира: основные этапы развития, «энергопереход»?
Комплект тестов
1. Укажите верное утверждение или нет.
1) География – фундаментальная наука.
2) Основоположником отечественной экономической географии является Н. Н. Баранский.
3) Социально-экономическая география подразделяется на экономическую и социальную.
4) Одна из важных задач социально-экономической географии – формирование географической культуры человека.
2. Разместите методы географических исследований по группам
1) Традиционные методы
2) Новые методы
1. Метод наблюдения
2. ГИС
3. Географический прогноз
4. Картографический
3. Автором термина "экономическая география" является ...
1) Н.Н.Баранский
2) М.В.Ломоносов
3) В.П.Максаковский
4) Аристотель
4. Установите соответствие между утверждениями и методами географических исследований.
1) .Картографический метод
2) Статистический метод
3) ГИС
4) Исторический метод
1) Современная компьютерная технология для картирования и анализа объектов реального мира, а также событий, происходящих на нашей планете
2) Обработка и анализ данных разнообразных наблюдений
3) Этот метод позволяет изучать закономерности пространственного размещения и развития природно-территориальных комплексов с помощью разнообразных общегеографических, тематических и комплексных карт
4) Метод изучения географических объектов с момента их образования до настоящего времени
5. Выделите из предложенных вариантов верные утверждения:
1) Метод космического мониторинга Земли – исследования с помощью спутников климатических и атмосферных процессов на нашей планете – относится к частногеографическим.
2) Важнейшей концепцией, определяющей дальнейшую стратегию развития, является концепция устойчивого развития.
3) М. В. Ломоносов ввёл термин «экономическая география».
4) Концепция устойчивого развития сформировалась в результате объединения трех направлений: экономического, экологического, социального.
6. Наука изучающая Землю
1) Астрономия
2) География
3) Математика
7. География, которая изучает территориальную организацию общества, её законы и закономерности.
1. экономическая
2. социальная
3. экологическая
8. Сколько существует видов географических прогнозов?
2) 4
3) 5
9. Какой процент в мире занимают антропогенные ландшафты:
1) 60%
2) 90%
3) 40 %
10. Расставьте этапы развития взаимодействия с природой от самого древнего к современному
1) охота и собирательство
2) земледелие и одомашнивание диких животных
3) ремесло
4) промышленное производство
5) НТР
11. Продолжите предложение: " Географическая среда - ...
1) это часть земной природы, с которой общество непосредственно взаимодействует в своей жизни и производственной деятельности на данном историческом этапе
2) это вся среда обитания и производственной деятельности человека
13. Соотнесите характер связи человека и природы
1.Приспособление человека к природной среде
2.Видоизменение природы человеком
1. охота
2. рыболовство
3. ремесло
4. НТР
5. промышленное производство
6. земледелие
7. добыча полезных ископаемых
8. строительство населенных пунктов
9. строительство дорог
10. собирательство
14. Соотнесите понятия и определения
1.Природные условия -
2.Природные ресурсы –
1) это те элементы природы, которые необходимы для жизни и деятельности человеческого общества, но которые непосредственно не участвуют в производственной и непроизводственной деятельности людей
2) это те элементы природы, которые человек прямо или опосредованно использует или может использовать для обеспечения своего существования и всех форм деятельности на данном этапе развития производственных сил общества
15. Что из перечисленного не является компонентом географической среды?
Политические границы
1) Почва
2) Вода
3) Воздух
16. Какой элемент географической среды описывает климат?
1) Атмосфера
2) Ледосфера
3) Литосфера
4) Биосфера
17. Какое из следующих понятий связано с изучением взаимодействия между человеком и природой?
1) Экология
2) Геоморфология
3) Картография
4) География населения
18. Какое из перечисленных явлений относится к антропогенным изменениям в географической среде?
1. Извержение вулканов
2. Лесозаготовка
3. Изменение климата
4. Изменение уровня моря
1) Развитие только в материальной сфере
2) Неограниченное использование ресурсов
3) Развитие, которое удовлетворяет потребности настоящего без ущерба для будущих поколений
4) Развитие, которое не учитывает природу
20. Какой из следующих факторов является важным при оценке состояния природных ресурсов?
1) Способы передвижения
2) Уровень образования населения
3) Количество туристов
4) Устойчивость экосистем
21. Что такое экосистема?
1) Взаимосвязанная среда обитания живых организмов и их физической среды
2) Тип карты, показывающий растительность
3) Система экономических связей
4) Система организации людей в городе
22. Что относится к антропогенным ландшафтам?
1) горнопромышленные
2) лесохозяйственные
3) транспортные
4) городские
5) сельскохозяйственные
6) лесные
7) парковые
8) рекреационные
9) речные
10) горные
11) промышленные
23. Изучая нарушенность природных ландшафтов при помощи космических снимков, американские учёные пришли к выводам о том, что примерно треть поверхности суши не носит на себе следов деятельности человека. Разумеется, показатели сильно разнятся в зависимости от региона. Соотнесите долю ненарушенных природных ландшафтов в Северной Америке, в Азии, в Европе.
1.Европа
2.Азия
3.Северная Америка
1) 38%
2) 14%
3) 3%
24. К исчерпаемым возобновимым ресурсам относятся:
1) лесные и рыбные
2) рыбные и минеральные
3) минеральные и лесные
25. Процесс полного сведения лесов наиболее характерен для:
1. Азии
2. Южной Америки
3. Европы
4. Австралии
26. Большая часть мировых запасов нефти сосредоточена в:
1) Северном полушарии
2) Южном полушарии
27. Величина площади пашни в расчете на душу населения в целом в мире:
1) увеличивается
2) не изменяется
3) уменьшается
28. Какой особый вид климатических ресурсов образуют тепло, влага и свет?
1) рекреационные ресурсы
2) агроклиматические ресурсы
3) генетический фонд планеты
29. Эффективная защита почв от эрозии это –
1) сведение лесов
2) засыпание оврагов и балок
3) лесопосадки
1) космические
2) ресурсы Мирового океана
3) минеральные
31. Главный путь решения водной проблемы человечества:
1) уменьшение водоемкости производственных процессов
2) транспортировка айсбергов
3) опреснение морской воды
32. В настоящее время из ресурсов Мирового океана наиболее интенсивно используются:
1) водные
2) биологические
3) минеральные
33. Главной причиной уменьшения с/х угодий в мире является:
1) эрозия почв
2) заболачивание и засоление
3) опустынивание
34. Большая часть мировых запасов газа сосредоточена в:
1) Северном полушарии
2) Южном полушарии
35. Основной причиной возникновения водной проблемы человечества является:
1) загрязнение вод
2) рост потребления при неизменном объеме водных ресурсов
3) неравномерное распределение водных ресурсов по территории планеты
36. Если принимать во внимание объемы разведанных запасов энергетических ресурсов и масштабы их использования, то на большее количество лет человечеству хватит:
1) угля,
2) нефти,
3) природного газа.
37. Направление поиска полезных ископаемых "вглубь" характерно для:
1) европейской части России и США,
2) США и Австралии,
3) Австралии и Украины.
38. Большая часть мировых запасов нефти сосредоточена в:
1) Северном полушарии,
2) Южном полушарии.
39. Расположите виды земель по мере уменьшения их доли в мировом земельном фонде:
1) леса и кустарники,
2) обрабатываемые земли (пашни, сады, плантации),
3) луга и пастбища.
40. Величина площади пашни в расчете на душу населения в целом мире:
1) увеличивается,
2) не изменяется,
3) уменьшается.
41. Известкование почвы проводится при:
1) низком плодородии,
2) повышенной кислотности,
3) избытке почвенной влаги,
4) недостатке почвенной влаги.
42. мировых орошаемых земель расположены в:
1) зарубежной Европе,
2) Австралии,
3) Северной Америке,
4) зарубежной Азии.
43. Наименьшей площадью лесов, не считая Антарктиды, располагает материк:
1) Австралия, 3) Северная Америка,
2) Африка, 4) Южная Америка.
44. Большая часть мировых ресурсов пресной воды сосредоточена в:
1) артезианских бассейнах,
2) покровных ледниках,
45. Главной причиной обострения водной проблемы на Земле является:
1) неравномерное распределение водных ресурсов по территории планет,
2) рост потребления воды при неизменном объеме водных ресурсов,
3) загрязнение вод.
46. Наиболее интенсивно марикультура развивается в:
1) Китае, 3) России,
2) США, 4) Японии.
47. Главный путь реения водной проблемы человечества - это:
1) уменьшение водоемкости производственных процессов,
2) транспортировка айсбергов из Антарктики,
3) опреснение морской воды.
48. Наибольшими рекреационными ресурсами обладают побережья морей:
1) Японского и Черного,
2) Черного и Аравийского,
3) Аравийского и Средиземного,
4) Средиземного и Карибского.
3) засоление.
49. Проблема, которая чаще других встречается при орошении земель, - это:
1) заболачивание, 3) ветровая эрозия,
2) водная эрозия, 4) засоление.
50. Наиболее высокая доля обрабатываемых земель в структуре земельного фонда характерна для:
1) зарубежной Европы,
2) зарубежной Азии,
3) Северной Америки,
4) Южной Америки.
51. Леса умеренных широт в наибольшей степени пострадали от вырубки в:
1) Европе, 3) Северной Америке,
2) Азии, 4) Южной Америке.
52. Доля пресной воды в мировых водных ресурсах составляет:
1) 50%, 2) 10%, 3) 2,5%.
53. Основной причиной возникновения водной проблемы человечества является:
1) загрязнение вод,
2) рост потребления воды при неизменном объеме водных ресурсов,
3) неравномерное распределение водных ресурсов по поверхности планеты.
54. Наибольшее число способов хозяйственного использования характерно для:
1) подземных вод, 3) рек,
2) озер, 4) болот.
55. Главный путь решения проблемы загрязнения окружающей среды - это:
1) строительство очистных сооружений,
2) сохранение объемов использования природных ресурсов при более глубокой их переработке,
3) вынос "грязных" производств за пределы страны.
56. Что изучает Мировая экономика как наука
1) изучает общие закономерности ведения экономической деятельности в мире в целом
2) изучает общие закономерности ведения географической деятельности в мире в целом
3) изучает общие закономерности ведения политической деятельности в мире в целом
57. На каких уровнях мировая экономика проводит исследование
1) мировая экономика в целом; регионы или группы стран; отдельные страны; крупные регионы внутри отдельных стран.
2) регионы или группы стран; отдельные страны; крупные регионы внутри отдельных стран.
3) мировая экономика в целом; регионы или группы стран.
58. Если же вести отсчет с момента начала формирования мировой экономики как целостного организма, то отправным пунктом без всякого сомнения станет эпоха
1) (XV— XVI вв.).
3) (V— XI вв.).
59. Что обеспечило накопление первоначального капитала для будущей индустриализации в ряде европейских стран.
1) эпоха Великих географических открытий
2) деятельность рабовладельческого строя
3) различные технические новшества
60. В истории развития мировой экономики выделяют следующие этапы:
1) присваивающее, аграрное, индустриальное и постиндустриальное хозяйство.
2) присваивающее, индустриальное и постиндустриальное хозяйство.
3) присваивающее, аграрное хозяйство.
61. Присваивающее хозяйство это
1) охота, рыболовство, сбор диких плодов, кореньев и меда.
2) обеспечение себя продуктами питания
3) развитие товарного производства, направленного на выпуск продукции.
62. Назовите что было определяющей чертой постиндустриального хозяйства
1) развития сферы услуг.
2) развития рыболовного хозяйства.
3) развития сферы промышленности.
63. Индустриальное хозяйство — этап, становление которого произошло во время
1) Английской промышленной революции
2) Русской промышленной революции
3) Американской промышленной революции
64. На сколько групп деляться все страны мира по экономике
1) на две
2) на пять
3) на три
65. Кто выступает главными проводниками интернационализации производства и глобализации мировой экономики
1) Транснациональные корпорации
2) Международные корпорации
3) Отдельные корпорации
66. Что является важнейшими показателями, характеризующими место той или иной страны в мировой экономике,
1) являются валовой внутренний продукт (ВВП),
2) являются внутренний продукт (ВП),
3) являются продуктовая корзина.
67. В каком из регионов в структуре экспорта доля обрабатывающей промышленности наибольшая?
1)СНГ
2)Латинская Америка
3)Африка
4)Европа
68. Выберите страны, входящие в Европейский Союз.
1)Бельгия
2)Норвегия
3)Греция
4)Австрия
5)Эстония
6)Македония
7)Черногория
8)Швейцария
69. Для какой из стран лесная промышленность- отрасль международной специализации?
1) Эфиопия
2) ЮАР
3) Афганистан
4) Бразилия
70. В каком из регионов в структуре экспорта доля сельскохозяйственной продукции наименьшая?
2)Зарубежная Азия
3)Африка
4)Европа
71. Выберите верный ответ: во второй половине 20- начале 21 века во внешней торговле развивающихся стран стала увеличиваться доля готовых изделий и полуфабрикатов, а география внешней торговли переориентировалась со связей с бывшими метрополиями на развивающиеся рынки..
1)да
2)нет
72. О каком виде интеграционных межгосударственных объединений идет речь в приведенном тексте: к экономическим мерам добавляются меры политические- создаются надгосударственные органы управления, изменяется функция государственных границ.
1)зона свободной торговли
2)таможенный союз
3)общий рынок
4)экономический союз
5)полная интеграция
73. Какой вид минерального типлива является самым дешевым и экологически чистым?
1) Уголь
2) Торф
3) Природный газ
4) Нефть
74. Какие три из перечисленных стран являются крупными производителями и экспортёрами каменного угля?
1) Норвегия
2) ЮАР
3) Алжир
4) Австралия
5) США
75. В каких трёх из перечисленных стран основная часть электроэнергии производится на ТЭС?
1) Кувейт
2) Россия
3) Бразилия
4) Норвегия
5) Франция
6) Саудовская Аравия
76. В каких трёх из перечисленных стран в структуре производства электроэнергии преобладают ГЭС?
1) Китай
2) Бразилия
3) Япония
4) Канада
5) Россия
6) Норвегия
77. Какие три из перечисленных стран входят в число крупнейших производителей и экспортёров чугуна и стали?
1) Китай
2) Дания
3) Таиланд
4) Россия
5) Япония
78. Машиностроение как отрасль возникла более 200 лет назад в ...
1) России
2) Японии
3) Германии
4) Англии
79. Назовите 4 главных региона мировой жимической промышленности: США и ...(выберите три правильных ответа)
1) Северная Африка
2) Япония
3) зарубежная Европа
4) Канада
5) СНГ
6) Китай
80. Какая отрасль промышленности занимает 1 место в мире по числу занятых в ней и по стоимости продукции?
1) Легкая
2) Машиностроение
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– правильность ответа по содержанию задания (учитывается количество и характер ошибок при ответе);
– полнота и глубина ответа (учитывается количество усвоенных фактов, понятий и т.п.);
– сознательность ответа (учитывается понимание излагаемого материала);
– логика изложения материала (учитывается умение строить целостный, последовательный рассказ, грамотно пользоваться специальной терминологией);
– использование дополнительного материала;
– рациональность использования времени, отведенного на задание (не одобряется затянутость выполнения задания, устного ответа во времени, с учетом индивидуальных особенностей обучающихся).
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- теоретический уровень знаний;
- качество ответов на вопросы;
- подкрепление материалов фактическими данными (статистические данные или др.);
- практическая ценность материала;
- способность делать выводы;
- способность отстаивать собственную точку зрения;
- способность ориентироваться в представленном материале;
- степень участия в общей дискуссии.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
(дискуссии, полемики, диспута, дебатов)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
– правильность формулировки и использования понятий и категорий;
– правильность выполнения заданий/ решения задач;
– аккуратность оформления работы и др.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
(обязательно для дисциплин, где по УП предусмотрена контрольная работа)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Примерные критерии оценивания:
– правильность выполнения задания на практическую/лабораторную работу в соответствии с вариантом;
– степень усвоения теоретического материала по теме практической /лабораторной работы;
– способность продемонстрировать преподавателю навыки работы в инструментальной программной среде, а также применить их к решению типовых задач, отличных от варианта задания;
– качество подготовки отчета по практической / лабораторной работе;
– правильность и полнота ответов на вопросы преподавателя при защите работы
и др.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
В качестве критериев могут быть выбраны, например:
– соответствие срока сдачи работы установленному преподавателем;
– соответствие содержания и оформления работы предъявленным требованиям;
– способность выполнять вычисления;
– умение использовать полученные ранее знания и навыки для решения конкретных задач;
– умение отвечать на вопросы, делать выводы, пользоваться профессиональной и общей лексикой;
– обоснованность решения и соответствие методике (алгоритму) расчетов;
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
расчетно-графической работы, работы на тренажере
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Материалы тестовых заданий следует сгруппировать по темам/разделам изучаемой дисциплины (модуля) в следующем виде:
Тема (темы) / Раздел дисциплины (модуля)
Тестовые задания по данной теме (темам)/Разделу с указанием правильных ответов.
для учета в рейтинге (оценка)
Примерные критерии оценивания:
- отношение правильно выполненных заданий к общему их количеству
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Задачи реконструктивного уровня
Задачи творческого уровня
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота знаний теоретического контролируемого материала;
– полнота знаний практического контролируемого материала, демонстрация умений и навыков решения типовых задач, выполнения типовых заданий/упражнений/казусов;
– умение самостоятельно решать проблему/задачу на основе изученных методов, приемов, технологий;
– умение ясно, четко, логично и грамотно излагать собственные размышления, делать умозаключения и выводы;
– полнота и правильность выполнения задания.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
– степень владения понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины;
– знание фактического материала, отсутствие фактических ошибок;
– умение логически выстроить материал ответа;
– умение аргументировать предложенные подходы и решения, сделанные выводы;
(рефератов, докладов, сообщений)
для учета в рейтинге (оценка)
Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ четко структурирован и выстроен в заданной логике. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа укладывается в заданные рамки при сохранении смысла.
Продемонстрировано умение аргументировано излагать собственную точку зрения. Видно уверенное владение освоенным материалом, изложение сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.
Высокая степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала: стилистические обороты, манера изложения, словарный запас. Отсутствуют стилистические и орфографические ошибки в тексте.
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
– выполнение требований к оформлению работы.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся).
Примерная шкала оценивания письменных работ:
Продемонстрировано владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (уместность употребления, аббревиатуры, толкование и т.д.), отсутствуют ошибки в употреблении терминов.
Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ в достаточной степени структурирован и выстроен в заданной логике без нарушений общего смысла. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа незначительно превышает заданные рамки при сохранении смысла.
Продемонстрировано умение аргументированно излагать собственную точку зрения, но аргументация не всегда убедительна. Изложение лишь отчасти сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.
Достаточная степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала. Встречаются мелкие и не искажающие смысла ошибки в стилистике, стилистические штампы. Есть 1–2 орфографические ошибки.
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
Продемонстрировано достаточное владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины, есть ошибки в употреблении и трактовке терминов, расшифровке аббревиатур.
Ошибки в использовании категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ плохо структурирован, нарушена заданная логика. Части ответа логически разорваны, нет связок между ними. Ошибки в представлении логической структуры проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа в существенной степени (на 25–30%) отклоняется от заданных рамок.
Нет собственной точки зрения либо она слабо аргументирована. Примеры, приведенные в ответе в качестве практических иллюстраций, в малой степени соответствуют изложенным теоретическим аспектам.
Текст работы примерно наполовину представляет собой стандартные обороты и фразы из учебника/лекций. Обилие ошибок в стилистике, много стилистических штампов. Есть 3–5 орфографических ошибок.
Работа выполнена не очень аккуратно, встречаются помарки и исправления.
Продемонстрировано крайне слабое владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (неуместность употребления, неверные аббревиатуры, искаженное толкование и т.д.), присутствуют многочисленные ошибки в употреблении терминов.
Продемонстрировано крайне низкое (отрывочное) знание фактического материала, много фактических ошибок – практически все факты (данные) либо искажены, либо неверны.
Ответ представляет собой сплошной текст без структурирования, нарушена заданная логика. Части ответа не взаимосвязаны логически. Нарушена логическая структура
Отсутствует аргументация изложенной точки зрения, нет собственной позиции. Отсутствуют примеры из практики либо они неадекватны.
Текст ответа представляет полную кальку текста учебника/лекций. Стилистические ошибки приводят к существенному искажению смысла. Большое число орфографических ошибок в тексте (более 10 на страницу).
Работа выполнена неаккуратно, с обилием помарок и исправлений. В работе один абзац и больше позаимствован из какого-либо источника без ссылки на него.
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- соответствие решения сформулированным в кейсе вопросам (адекватность проблеме и рынку);
- оригинальность подхода (новаторство, креативность);
- применимость решения на практике;
- глубина проработки проблемы (обоснованность решения, наличие альтернативных вариантов, прогнозирование возможных проблем, комплексность решения).
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Концепция игры
Роли:
Задания (вопросы, проблемные ситуации и др.)
Ожидаемый (е) результат(ы)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
качество усвоения информации;
выступление;
содержание вопроса;
качество ответов на вопросы;
значимость дополнений, возражений, предложений;
уровень делового сотрудничества;
соблюдение правил деловой игры;
соблюдение регламента;
активность;
правильное применение профессиональной лексики.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
для учета в рейтинге (оценка)
Индивидуальные творческие задания (проекты):
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- актуальность темы;
- соответствие содержания работы выбранной тематике;
- соответствие содержания и оформления работы установленным требованиям;
- обоснованность результатов и выводов, оригинальность идеи;
- новизна полученных данных;
- личный вклад обучающихся;
- возможности практического использования полученных данных.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
п/п