учреждение высшего образования
«Бурятская государственная сельскохозяйственная академия имени В.Р. Филиппова»
Агрономический факультет
Общее земледелие
направленность (профиль) Инновационные агротехнологии
в учебном плане
является дисциплиной обязательной для изучения
Семестр 8
Зав. кафедрой Соболев В.А.
п/п
на заседании кафедры
Заведующий кафедрой
Соболев В.А.
(представитель работодателя)
Задачи: изучить основы стандартизации, метрологии, оценки соответствия, сертификации; освоить показатели безопасности и номенклатуры потребительских свойств продукции растениеводства; ознакомиться с требованиями ТР и НД к качеству продукции растениеводства; изучить основы управления качеством продукции растениеводства.
ПКС-10: Способен разработать технологии уборки сельскохозяйственных культур, послеуборочной доработки сельскохозяйственной продукции и закладки ее на хранение;
ПКС-10.1. ИД-1 Определяет сроки, способы и темпы уборки урожая сельскохозяйственных культур, обеспечивающие сохранность продукции от потерь и ухудшения качества.
ПКС-10.2. ИД-2 Определяет способы, режимы после-уборочной доработки сельскохозяйственной продукции и закладки ее на хранение, обеспечивающие сохранность продукции от потерь и ухудшения качества.
ПКС-13.1. ИД-1 Контролирует качество обработки почвы.
ПКС-13.2. ИД-2 Контролирует качество посева (посадки) сельскохозяйственных культур и ухода за ними.
ПКС-13.3. ИД-3 Контролирует качество внесения удобрений.
ПКС-13.4. ИД-4 Контролирует эффективность мероприятий по защите растений и улучшению фитосанитарного состояния посевов.
ПКС-13.5. ИД-5 Контролирует качество выполнения работ по уборке сельскохозяйственных культур, послеуборочной доработке сельскохозяйственной продукции и закладке ее на хранение.
ИД-2 Не знает и не понимает требования к качеству убранной сельскохозяйственной продукции и способы ее доработки до кондиционного состояния.
ИД-2 Плохо знает и понимает требования к качеству убранной сельскохозяйственной продукции и способы ее доработки до кондиционного состояния.
ИД-2 Знает и понимает требования к качеству убранной сельскохозяйственной продукции и способы ее доработки до кондиционного состояния, но допускает ошибки.
ИД-2 В полной мере знает и понимает требования к качеству убранной сельскохозяйственной продукции и способы ее доработки до кондиционного состояния.
ИД-2 Не умеет определять способы, режимы послеуборочной доработки сельскохозяйственной продукции и закладки ее на хранение, обеспечивающие сохранность продукции от потерь и ухудшения качества.
ИД-2 Плохо умеет определять способы, режимы послеуборочной доработки сельскохозяйственной продукции и закладки ее на хранение, обеспечивающие сохранность продукции от потерь и ухудшения качества.
ИД-2 Умеет определять способы, режимы послеуборочной доработки сельскохозяйственной продукции и закладки ее на хранение, обеспечивающие сохранность продукции от потерь и ухудшения качества, но допускает ошибки.
ИД-2 Умеет определять способы, режимы послеуборочной доработки сельскохозяйственной продукции и закладки ее на хранение, обеспечивающие сохранность продукции от потерь и ухудшения качества.
ИД-2 Не владеет навыками разработки технологий послеуборочной доработки сельскохозяйственной продукции и закладки ее на хранение, обеспечивающих сохранность продукции от потерь и ухудшения качества.
ИД-2 Плохо владеет навыками разработки технологий послеуборочной доработки сельскохозяйственной продукции и закладки ее на хранение, обеспечивающих сохранность продукции от потерь и ухудшения качества.
ИД-2 Владеет навыками разработки технологий послеуборочной доработки сельскохозяйственной продукции и закладки ее на хранение, обеспечивающих сохранность продукции от потерь и ухудшения качества, но допускает некоторые неточности.
ИД-2 Владеет навыками разработки технологий послеуборочной доработки сельскохозяйственной продукции и закладки ее на хранение, обеспечивающих сохранность продукции от потерь и ухудшения качества.
ПКС-13: Способен контролировать реализацию технологического процесса производства продукции растениеводства;
ПКС-10.1. ИД-1 Определяет сроки, способы и темпы уборки урожая сельскохозяйственных культур, обеспечивающие сохранность продукции от потерь и ухудшения качества.
ПКС-10.2. ИД-2 Определяет способы, режимы после-уборочной доработки сельскохозяйственной продукции и закладки ее на хранение, обеспечивающие сохранность продукции от потерь и ухудшения качества.
ПКС-13.1. ИД-1 Контролирует качество обработки почвы.
ПКС-13.2. ИД-2 Контролирует качество посева (посадки) сельскохозяйственных культур и ухода за ними.
ПКС-13.3. ИД-3 Контролирует качество внесения удобрений.
ПКС-13.4. ИД-4 Контролирует эффективность мероприятий по защите растений и улучшению фитосанитарного состояния посевов.
ПКС-13.5. ИД-5 Контролирует качество выполнения работ по уборке сельскохозяйственных культур, послеуборочной доработке сельскохозяйственной продукции и закладке ее на хранение.
ИД-2 Не знает и не понимает требования сельскохозяйственных культур к условиям прорастания; требования к качеству посевного (посадочного) материала сельскохозяйственных культур.
ИД-3 Не знает и не понимает требования сельскохозяйственных культур к необходимости внесения удобрений.
ИД-4 Не знает и не понимает требования сельскохозяйственных культур к необходимости соблюдения фитосанитарного состояния посевов, влияющих на качество посевного (посадочного) материала сельскохозяйственных культур.
ИД-5 Не знает и не понимает требования сельскохозяйственных культур к качеству посевного (посадочного) материала сельскохозяйственных культур; способы и порядок уборки сельскохозяйственных культур, к условиям послеуборочной доработки и хранению.
ИД-2 Плохо знает и понимает требования сельскохозяйственных культур к условиям прорастания; требования к качеству посевного (посадочного) материала сельскохозяйственных культур.
ИД-3 Плохо знает и понимает требования сельскохозяйственных культур к необходимости внесения удобрений.
ИД-4 Плохо знает и понимает требования сельскохозяйственных культур к необходимости соблюдения фитосанитарного состояния посевов, влияющих на качество посевного (посадочного) материала сельскохозяйственных культур.
ИД-5 Плохо знает и понимает требования сельскохозяйственных культур к качеству посевного (посадочного) материала сельскохозяйственных культур; способы и порядок уборки сельскохозяйственных культур, к условиям послеуборочной доработки и хранению.
ИД-2 Знает и понимает требования сельскохозяйственных культур к условиям прорастания; требования к качеству посевного (посадочного) материала сельскохозяйственных культур, но допускает ошибки.
ИД-3 Знает и понимает требования сельскохозяйственных культур к необходимости внесения удобрений, но допускает ошибки.
ИД-4 Знает и понимает требования сельскохозяйственных культур к необходимости соблюдения фитосанитарного состояния посевов, влияющих на качество посевного (посадочного) материала сельскохозяйственных культур, но допускает ошибки.
ИД-5 Знает и понимает требования сельскохозяйственных культур к качеству посевного (посадочного) материала сельскохозяйственных культур; способы и порядок уборки сельскохозяйственных культур, к условиям послеуборочной доработки и хранению,
но допускает ошибки.
ИД-2 В полной мере знает и понимает требования сельскохозяйственных культур к условиям прорастания; требования к качеству посевного (посадочного) материала сельскохозяйственных культур.
ИД-3 В полной мере знает и понимает требования сельскохозяйственных культур к необходимости внесения удобрений.
ИД-4 В полной мере знает и понимает требования сельскохозяйственных культур к необходимости соблюдения фитосанитарного состояния посевов, влияющих на качество посевного (посадочного) материала сельскохозяйственных культур.
ИД-5 В полной мере знает и понимает требования сельскохозяйственных культур к качеству посевного (посадочного) материала сельскохозяйственных культур; способы и порядок уборки сельскохозяйственных культур, к условиям послеуборочной доработки и хранению.
ИД-2 Не умеет определять качество посевного материала с использованием стандартных методов.
ИД-3 Не умеет определять необходимые дозы внесения удобрений и их влияние на сельскохозяйственные культуры.
ИД-4 Не умеет определять необходимость проведения и обоснованность применения различных препаратов для поддержания хорошего фитосанитарного состояния посевов, влияющее на качество посевного материала.
ИД-5 Не умеет определять качество посевного материала с использованием стандартных методов, определять способы, режимы послеуборочной доработки сельскохозяйственной продукции и закладки ее на хранение, обеспечивающие сохранность продукции.
ИД-2 Плохо умеет качество посевного материала с использованием стандартных методов.
ИД-3 Плохо умеет определять необходимые дозы внесения удобрений и их влияние на сельскохозяйственные культуры.
ИД-4 Плохо умеет определять необходимость проведения и обоснованность применения различных препаратов для поддержания хорошего фитосанитарного состояния посевов, влияющее на качество посевного материала.
ИД-5 Плохо умеет определять качество посевного материала с использованием стандартных методов, определять способы, режимы послеуборочной доработки сельскохозяйственной продукции и закладки ее на хранение, обеспечивающие сохранность продукции.
ИД-2 Умеет определять качество посевного материала с использованием стандартных методов, но допускает ошибки.
ИД-3 Умеет определять необходимые дозы внесения удобрений и их влияние на сельскохозяйственные культуры, но допускает ошибки.
ИД-4 Умеет определять необходимость проведения и обоснованность применения различных препаратов для поддержания хорошего фитосанитарного состояния посевов, влияющее на качество посевного материала, но допускает ошибки.
ИД-5 Умеет определять качество посевного материала с использованием стандартных методов, определять способы, режимы послеуборочной доработки сельскохозяйственной продукции и закладки ее на хранение, обеспечивающие сохранность продукции, но допускает ошибки.
ИД-2 Умеет определять качество посевного материала с использованием стандартных методов.
ИД-3 Умеет определять необходимые дозы внесения удобрений и их влияние на сельскохозяйственные культуры.
ИД-4 Умеет определять необходимость проведения и обоснованность применения различных препаратов для поддержания хорошего фитосанитарного состояния посевов, влияющее на качество посевного материала.
ИД-5 Умеет определять качество посевного материала с использованием стандартных методов, определять способы, режимы послеуборочной доработки сельскохозяйственной продукции и закладки ее на хранение, обеспечивающие сохранность продукции.
ИД-2 Не владеет навыками разработки технологий посева и ухода за посевами, влияющими на качество урожая.
ИД-3 Не владеет навыками разработки технологий внесения удобрений, расчетом доз внесения и владеет навыками определения эффективности внесения удобрений, влияющую на качество и сохранность урожая.
ИД-4 Не владеет навыками разработки технологий проведения мероприятий по защите растений и улучшению фитосанитарного состояния посевов, обеспечивающих сохранность урожая и его качество.
ИД-5 Не владеет навыками разработки технологий уборки сельскохозяйственных культур, послеуборочной доработки сельскохозяйственной продукции и закладки ее на хранение, обеспечивающих сохранность урожая.
ИД-2 Плохо владеет навыками разработки технологий посева и ухода за посевами, влияющими на качество урожая.
ИД-3 Плохо владеет навыками разработки технологий внесения удобрений, расчетом доз внесения и владеет навыками определения эффективности внесения удобрений, влияющую на качество и сохранность урожая.
ИД-4 Плохо владеет навыками разработки технологий проведения мероприятий по защите растений и улучшению фитосанитарного состояния посевов, обеспечивающих сохранность урожая и его качество.
ИД-5 Плохо владеет навыками разработки технологий уборки сельскохозяйственных культур, послеуборочной доработки сельскохозяйственной продукции и закладки ее на хранение, обеспечивающих сохранность урожая.
ИД-2 Владеет навыками разработки технологий посева и ухода за посевами, влияющими на качество урожая, но допускает некоторые неточности.
ИД-3 Владеет навыками разработки технологий внесения удобрений, расчетом доз внесения и владеет навыками определения эффективности внесения удобрений, влияющую на качество и сохранность урожая, но допускает некоторые неточности.
ИД-4 Владеет навыками разработки технологий проведения мероприятий по защите растений и улучшению фитосанитарного состояния посевов, обеспечивающих сохранность урожая и его качество, но допускает некоторые неточности.
ИД-5 Владеет навыками разработки технологий уборки сельскохозяйственных культур, послеуборочной доработки сельскохозяйственной продукции и закладки ее на хранение, обеспечивающих сохранность урожая, но допускает некоторые неточности.
ИД-2 Владеет навыками разработки технологий посева и ухода за посевами, влияющими на качество урожая.
ИД-3 Владеет навыками разработки технологий внесения удобрений, расчетом доз внесения и владеет навыками определения эффективности внесения удобрений, влияющую на качество и сохранность урожая.
ИД-4 Владеет навыками разработки технологий проведения мероприятий по защите растений и улучшению фитосанитарного состояния посевов, обеспечивающих сохранность урожая и его качество.
ИД-5 Владеет навыками разработки технологий уборки сельскохозяйственных культур, послеуборочной доработки сельскохозяйственной продукции и закладки ее на хранение, обеспечивающих сохранность урожая.
форма текущего контроля успеваемости)
работ
Microsoft OfficeProPlus 2016 RUS OLP NL Acdmc. Договор № ПП-61/2015 г. О поставке программных продуктов от 9 декабря 2015 года
Microsoft Windows Vista Business Russian Upgrade Academic OPEN No Level Государственный контракт № 25 от 1 апреля 2008 года
http://www.garant.ru/
- использование специализированных (адаптированных) рабочих программ дисциплин (модулей) и методов обучения и воспитания, включая наличие альтернативной версии официального сайта организации в сети «Интернет» для слабовидящих;
- использование специальных учебников, учебных пособий и других учебно-методических материалов, включая альтернативные форматы печатных материалов (крупный шрифт или аудиофайлы);
- использование специальных технических средств обучения (мультимедийное оборудование, оргтехника и иные средства) коллективного и индивидуального пользования, включая установку
мониторов с возможностью трансляции субтитров, обеспечение надлежащими звуковыми
воспроизведениями информации;
- предоставление услуг ассистента (при необходимости), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь или услуги сурдопереводчиков / тифлосурдопереводчиков;
- проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий для разъяснения отдельных вопросов изучаемой дисциплины (модуля);
- проведение процедуры оценивания результатов обучения возможно с учетом особенностей нозологий (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, в форме тестирования и т.п.) при использовании доступной формы предоставления заданий оценочных средств и ответов на задания (в печатной форме увеличенным шрифтом, в форме аудиозаписи, в форме электронного документа, задания зачитываются ассистентом, задания предоставляются с использованием сурдоперевода) с
использованием дополнительного времени для подготовки ответа;
- обеспечение беспрепятственного доступа обучающимся в учебные помещения, туалетные и другие помещения организации, а также пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов и других приспособлений);
- обеспечение сочетания онлайн и офлайн технологий, а также индивидуальных и коллективных форм работы в учебном процессе, осуществляемом с использованием дистанционных образовательных технологий;
- и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение ОПОП ВО.
В целях реализации ОПОП ВО в академии оборудована безбарьерная среда, учитывающая потребности лиц с нарушением зрения, с нарушениями слуха, с нарушениями опорно-двигательного
аппарата. Территория соответствует условиям беспрепятственного, безопасного и удобного передвижения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Вход в учебный корпус
оборудован пандусами, стекла входных дверей обозначены специальными знаками для слабовидящих, используется система Брайля. Сотрудники охраны знают порядок действий при прибытии в академию лица с ограниченными возможностями. В академии создана толерантная социокультурная среда, осуществляется необходимое сопровождение образовательного процесса,
при необходимости предоставляется волонтерская помощь обучающимся инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья.
2. Оценочные материалы является составной частью нормативно-методического обеспечения системы оценки качества освоения обучающимися указанной дисциплины (модуля).
3. При помощи оценочных материалов осуществляется контроль и управление процессом формирования обучающимися компетенций, из числа предусмотренных ФГОС ВО в качестве результатов освоения дисциплины (модуля).
4. Оценочные материалы по дисциплине (модулю) включают в себя:
- оценочные средства, применяемые при промежуточной аттестации по итогам изучения дисциплины (модуля).
- оценочные средства, применяемые в рамках индивидуализации выполнения, контроля фиксированных видов ВАРО;
- оценочные средства, применяемые для текущего контроля;
5. Разработчиками оценочных материалов по дисциплине (модулю) являются преподаватели кафедры, обеспечивающей изучение обучающимися дисциплины (модуля), в Академии. Содержательной основой для разработки оценочных материалов является Рабочая программа дисциплины (модуля).
дискуссионных тем и вопросов для круглого стола (дискуссии, полемики, диспута, дебатов), контрольная работа для
практических (лабораторных) работ, контрольная работа тестовых заданий, контрольная работа разноуровневых задач
(заданий), контрольная работа темы эссе (рефератов, докладов, сообщений), контрольная работа кейс-задач.
Стандартизация и цифровая сертификация продукции растениеводства
2) охватывает все разделы дисциплины
1. Техническое законодательство, как правовая основа деятельности по стандартизации, метрологии и оценки соответствия (ПКС-10, ПКС-13).
2. Принципы технического регулирования (ПКС-10, ПКС-13).
3. Технические регламенты (ТР) (ПКС-10, ПКС-13).
4. Сущность стандартизации. Основные понятия и термины в области стандартизации: стандартизация, стандарт, совместимость, взаимозаменяемость и др. (ПКС-10, ПКС-13).
5. Основные цели и принципы стандартизации. Комплексная и опережающая стандартизация (ПКС-10, ПКС-13).
6. Национальная система стандартизации Российской Федерации (ПКС-10, ПКС-13).
7. Нормативные документы по стандартизации (ПКС-10, ПКС-13).
8. Объекты стандартизации по категориям и видам стандартов (ПКС-10, ПКС-13).
9. Порядок разработки и утверждения национальных стандартов (ПКС-10, ПКС-13).
10. Межотраслевые организационно-методические и общетехнические системы и комплексы стандартов (ПКС-10, ПКС-13).
11. Международная и региональная стандартизация (ПКС-10, ПКС-13).
12.Международные организации, принимающие участие в международной стандартизации (ПКС-10, ПКС-13).
13.Термины и определения основных понятий о качестве сельскохозяйственной продукции (ПКС-10, ПКС-13).
14. Свойства продукции (ПКС-10, ПКС-13).
15. Показатели качества (ПКС-10, ПКС-13).
16. Методы оценки качества сельскохозяйственной продукции (ПКС-10, ПКС-13).
17. Факторы, влияющие на качество продукции растениеводства (ПКС-10, ПКС-13).
18. Контроль качества продукции. Разновидности контроля (ПКС-10, ПКС-13).
19. Кондиции на сельскохозяйственную продукцию (ПКС-10, ПКС-13).
20. Факторы, влияющие на сохранность сельскохозяйственной продукции (ПКС-10, ПКС-13).
21. Влияние насекомых, клещей и нематод на сохранность картофеля, овощей и плодов (ПКС-10, ПКС-13).
22. Факторы, влияющие на качество и лежкость картофеля, овощей и плодов (ПКС-10, ПКС-13).
23. Жизнедеятельность насекомых и клещей в зерновых массах (ПКС-10, ПКС-13).
24. Жизнедеятельность микроорганизмов в зерновых массах (ПКС-10, ПКС-13).
25. Характеристика пшеницы по силе (ПКС-10, ПКС-13).
26. Характеристика ценных и твердых пшениц (ПКС-10, ПКС-13).
28. Специфические показатели качества зерна крупяных культур (ПКС-10, ПКС-13).
29. Сыпучесть зерновой массы (ПКС-10, ПКС-13).
30. Равновесная влажность зерна (ПКС-10, ПКС-13).
31. Натура зерна и факторы, на нее влияющие (ПКС-10, ПКС-13).
32. Самосортирование (ПКС-10, ПКС-13).
33. Стекловидность (ПКС-10, ПКС-13).
34. Крупность и выравненность зерна. Твердозерность (ПКС-10, ПКС-13).
35. Скважистость зерновой массы (ПКС-10, ПКС-13).
36. Критическая влажность зерна и семян (ПКС-10, ПКС-13).
37. Сорбционные свойства зерновой массы (ПКС-10, ПКС-13).
38. Засоренность зерна (ПКС-10, ПКС-13).
39. Влажность зерна и методы определения (ПКС-10, ПКС-13).
40. Теплофизическая характеристика зерновых масс (ПКС-10, ПКС-13).
41. Зараженность зерна вредителями. Степени зараженности и методы определения (ПКС-10, ПКС-13).
42. Органолептические показатели качества зерна (ПКС-10, ПКС-13).
43. Соление продукции растениеводства. Рецептура, технологический процесс, качество и хранение продукции (ПКС-10, ПКС-13).
44. Показатели качества, стандартизация и сертификация злаковых, зернобобовых и масличных культур (ПКС-10, ПКС-13).
45. Стандартизация и сертификация картофеля, овощей и плодов (ПКС-10, ПКС-13).
46. Стандартизация технических культур (ПКС-10, ПКС-13).
47. Стандартизация семян и посадочного материала (ПКС-10, ПКС-13).
48. Управление качеством продукции в сельском хозяйстве (ПКС-10, ПКС-13).
49. Органолептические показатели: цвет, запах и вкус (ПКС-10, ПКС-13).
50. Физические показатели качества зерна (ПКС-10, ПКС-13).
1. Дайте определение стандартизации в растениеводстве.
2. Перечислите основные цели цифровой сертификации сельхозпродукции.
3. Назовите ключевые международные стандарты качества растениеводческой продукции.
4. Какие организации в РФ регулируют стандартизацию агропродукции?
5. Опишите этапы внедрения цифровых сертификатов в агросекторе.
6. В чем разница между ГОСТ и ТУ в растениеводстве?
7. Какие технологии лежат в основе цифровой сертификации?
8. Как блокчейн применяется в отслеживании качества зерна?
9. Назовите преимущества электронных сертификатов перед бумажными.
10. Какие проблемы возникают при переходе на цифровую сертификацию?
11. Опишите роль IoT в контроле качества сельхозпродукции.
12. Как стандарты влияют на экспортный потенциал агропродукции?
13. Какие показатели оцениваются при сертификации органической продукции?
14. Как RFID-метки используются в прослеживаемости овощей и фруктов?
15. Приведите пример российского стандарта для зерновых культур.
________________________________________
2. Контрольная работа дискуссионных тем и вопросов для круглого стола
1. Цифровая сертификация: панацея или дополнительные риски для агробизнеса?
2. Нужно ли ужесточать стандарты качества растениеводческой продукции в условиях санкций?
3. Блокчейн в агросекторе: реальная польза или маркетинговый ход?
4. Экспорт vs. внутренний рынок: какие стандарты приоритетны?
5. Органическая vs. традиционная продукция: кто победит в ценовой войне?
6. Могут ли мелкие фермеры позволить себе цифровую сертификацию?
7. Фальсификация сертификатов: как бороться с цифровыми подделками?
8. Роль государства в регулировании цифровых стандартов агропродукции.
9. Искусственный интеллект в контроле качества: этично ли заменять человека?
10. Стандарты ЕАЭС vs. международные: где stricter требования?
11. Потребительский скептицизм: доверяют ли покупатели "цифровым" продуктам?
12. Устойчивое земледелие и стандарты: как совместить экологию и прибыль?
13. Кто должен оплачивать сертификацию — производитель, государство или потребитель?
14. Цифровой след продукции: где грань между контролем и слежкой?
15. Будущее без бумажных сертификатов: когда РФ полностью перейдет на цифру?
________________________________________
3. Контрольная работа для практических (лабораторных) работ
1. Анализ образца зерна на соответствие ГОСТ Р 52554-2022.
2. Определение содержания нитратов в овощах с помощью цифрового нитратомера.
3. Расшифровка QR-кода на упаковке агропродукции: извлечение данных о сертификации.
4. Сравнение двух образцов молока по стандартам органического и обычного производства.
5. Работа с IoT-датчиками для мониторинга условий хранения картофеля.
7. Создание цифрового паспорта партии яблок с использованием блокчейн-платформы.
8. Анализ почвы на тяжелые металлы перед сертификацией под органическое земледелие.
9. Имитация отзыва продукции по данным цифровой системы прослеживаемости.
10. Расчет углеродного следа для зерновых культур с использованием ПО.
11. Определение фальсификации растительного масла по стандартам ISO.
12. Работа с базой данных "Меркурий" для оформления ветеринарных сертификатов.
13. Оценка влияния сроков уборки на качество пшеницы (по ГОСТ).
14. Применение спектрофотометра для анализа содержания белка в сое.
15. Разработка чек-листа для внутреннего аудита качества тепличных томатов.
________________________________________
4. Контрольная работа тестовых заданий
1. Какой стандарт регулирует качество пшеницы в РФ?
а) ГОСТ Р 52054-2003
б) ISO 9001
в) ТР ТС 022/2011
2. Цифровая сертификация позволяет:
а) Ускорить таможенное оформление
б) Уменьшить прозрачность цепочки поставок
в) Отменить физические проверки
3. Блокчейн в агросертификации нужен для:
а) Хранения неизменяемых записей
б) Увеличения бюрократии
в) Замены лабораторных анализов
4. Органическая продукция соответствует:
а) ГОСТ 33980-2016
б) ТУ производителя
в) ISO 14001
5. Система "Меркурий" используется для:
а) Сертификации зерна
б) Ветеринарных сопроводительных документов
в) Контроля пестицидов
6. Какой показатель НЕ входит в стандарты качества зерна?
а) Влажность
б) Содержание ГМО
в) Цвет упаковки
7. RFID-метки в растениеводстве применяются для:
а) Отслеживания партий продукции
б) Увеличения урожайности
в) Замены удобрений
8. Основная цель стандартизации — это:
а) Унификация требований к продукции
б) Увеличение себестоимости
в) Сокращение рынка сбыта
9. Какой документ подтверждает органическое происхождение продукции?
а) Сертификат соответствия
б) Фитосанитарный сертификат
в) Декларация производителя
10. Цифровой сертификат отличается от бумажного:
а) Возможностью подделки
б) Скоростью передачи данных
в) Отсутствием юридической силы
11. Какой ГОСТ регулирует качество семян?
а) ГОСТ Р 52325-2005
б) ГОСТ 31653-2012
в) ТР ТС 015/2011
12. IoT в агросертификации — это:
а) Интернет вещей для мониторинга
б) Система ручного учета
в) Метод генной инженерии
13. Принцип HACCP используется для:
а) Контроля критических точек производства
б) Сертификации органической продукции
в) Учета урожайности
14. Какой регламент регулирует безопасность пищевой продукции в ЕАЭС?
а) ТР ТС 021/2011
б) ГОСТ Р 51074-2003
в) ISO 22000
а) Россельхознадзором
б) Производителем
в) Аккредитованным органом по сертификации
________________________________________
5. Контрольная работа разноуровневых задач
Уровень 1 (базовый):
1. Рассчитайте стоимость сертификации партии картофеля (100 т) по ГОСТ Р 51808-2001, если цена за 1 т — 500 руб.
Уровень 2 (продвинутый):
2. Предложите схему внедрения RFID-меток для отслеживания ягод от поля до прилавка с учетом затрат.
Уровень 3 (экспертный):
3. Проанализируйте кейс фальсификации сертификатов на органическую продукцию и предложите цифровое решение.
________________________________________
6. Контрольная работа темы эссе
1. Цифровой двойник агропродукции: миф или реальность?
2. Стандарты как инструмент продвижения российского зерна на мировом рынке.
3. Этика геномного редактирования и сертификация ГМ-культур.
4. Smart-контракты в агросертификации: перспективы и риски.
5. Влияние климатических изменений на стандарты качества растениеводства.
6. Роль Big Data в прогнозировании качества урожая.
7. Плюсы и минусы добровольной сертификации.
8. Как цифровизация меняет профессию агронома?
9. Сравнение систем сертификации ЕС, США и РФ.
10. Может ли блокчейн исключить фальсификацию агропродукции?
11. Проблемы перехода мелких хозяйств на цифровые стандарты.
12. Биометка vs. штрих-код: что эффективнее?
13. Нужен ли единый мировой стандарт органической продукции?
14. Как ИИ помогает выявлять дефекты зерна?
15. Будущее национальных стандартов в условиях глобализации.
________________________________________
7. Контрольная работа кейс-задач
Кейс 1: Соответствие европейским стандартам
Фермер из России планирует экспортировать пшеницу в страны ЕС. Какие стандарты (ISO, ГОСТ, EU Regulation) необходимо соблюсти? Какие документы потребуются для сертификации? Определите этапы подготовки продукции к экспорту.
Кейс 2: Блокчейн в трассируемости
Агропредприятие хочет внедрить блокчейн для отслеживания происхождения картофеля. Разработайте схему реализации технологии, укажите этапы интеграции, преимущества для производителя и потребителя, а также возможные технические барьеры.
Кейс 3: Цифровая vs бумажная сертификация
Сравните традиционную бумажную систему сертификации продукции растениеводства с цифровой (например, электронный сертификат). Укажите плюсы, минусы, риски и рекомендации по переходу на цифровой формат.
Кейс 4: Экологический сертификат Organic
Фермер хочет получить сертификат Organic для выращиваемых овощей. Перечислите требования к почве, удобрениям, защите растений и документации. Какой орган сертификации аккредитован в вашей стране? Как провести инспекцию?
Кейс 5: Экспорт яблок в США
Агрокомпания намерена поставить яблоки в США. Какие стандарты (USDA Organic, GlobalGAP, FDA) должны быть соблюдены? Как оформить документы для таможенного контроля? Укажите сроки и стоимость сертификации.
Кейс 6: Анализ несоответствий
Партия подсолнечника не прошла тест на содержание остаточных пестицидов. Разработайте план корректирующих действий: от расследования причин до повторного тестирования. Как предотвратить подобные случаи в будущем?
Кейс 7: Выбор цифровой платформы
Агропредприятие ищет систему управления сертификацией. Какие функции должна поддерживать платформа (например, автоматизация документооборота, интеграция с лабораториями)? Какие решения (SaaS, on-premise) предпочтительнее? Оцените затраты.
Кейс 8: Сертификация ГМО-продукции
Фермер выращивает ГМО-соя. Какие требования предъявляются к сертификации такой продукции в России и за рубежом? Как отличить ГМО- и не ГМО-продукцию при оформлении документов?
Кейс 9: Трассируемость цепочки поставок
Разработайте систему трассируемости пшеницы от поля до магазина с использованием IoT-датчиков и QR-кодов. Какие данные должны фиксироваться на каждом этапе (посев, уборка, хранение, транспортировка)?
Кейс 10: Сертификация для Китая
Семеноводческая компания хочет экспортировать семена в Китай. Какие стандарты (GB, ISO) требует страна? Как оформить сертификат соответствия (CoC) и пройти таможенный контроль?
Кейс 11: Автоматизация инспекций
Агропредприятие внедряет дроны и ИИ для мониторинга соответствия агротехнологий стандартам. Какие параметры можно отслеживать (влажность, уровень пестицидов)? Как обрабатывать данные и выявлять отклонения?
Фермерское хозяйство хочет получить сертификат Fair Trade для производимого сахара. Какие социальные и экологические требования необходимо выполнить? Как повысить конкурентоспособность продукции на мировом рынке?
Кейс 13: Защита интеллектуальной собственности
Цифровые сертификаты подделываются. Как использовать криптографию и NFT для защиты данных? Разработайте стратегию предотвращения мошенничества с сертификатами.
Кейс 14: Анализ рисков при внедрении стандартов
При переходе на новые стандарты (например, ISO 22000) агропредприятие сталкивается с сопротивлением сотрудников и высокими затратами. Как оценить риски и минимизировать их влияние? Предложите план внедрения.
Кейс 15: Интеграция с международными системами
Как адаптировать российские стандарты сертификации продукции растениеводства под требования ЕАЭС или Codex Alimentarius? Какие изменения в нормативной базе необходимы? Приведите пример гармонизации стандартов.
________________________________________
8. Контрольная работа для деловой (ролевой) игры
Задание 1: Экспорт пшеницы в ЕС
Роли:
• Фермер (производитель пшеницы).
• Представитель сертификационного органа (EU Organic).
• Таможенный эксперт (ЕС).
• Поставщик цифровой платформы для трассируемости.
Ситуация:
Фермер хочет экспортировать пшеницу в Германию. Требуется соблюдение стандартов EU Regulation 834/2007 и внедрение системы цифровой сертификации.
Задачи:
• Фермер: Подготовить документы для сертификации (почвенная экспертиза, история применения пестицидов).
• Сертификационный орган: Проверить соответствие требованиям EU Organic.
• Таможенный эксперт: Оформить электронный сертификат (ePhyto) и провести таможенный контроль.
• Цифровой поставщик: Предложить решение для трассируемости груза через блокчейн.
Оценка:
• Соответствие стандартам ЕС.
• Полнота цифровой документации.
• Эффективность взаимодействия между участниками.
________________________________________
Задание 2: Внедрение блокчейна для картофеля
Роли:
• Руководитель агропредприятия.
• IT-специалист (блокчейн-разработчик).
• Представитель розничной сети.
• Клиент (потребитель картофеля).
Ситуация:
Агропредприятие внедряет блокчейн для отслеживания происхождения картофеля. Необходимо убедить розничную сеть и потребителей в преимуществах технологии.
Задачи:
• Руководитель: Обосновать ROI от внедрения блокчейна.
• IT-специалист: Разработать схему интеграции с лабораториями и складами.
• Розничная сеть: Согласовать требования к данным (сроки хранения, методы обработки).
• Клиент: Проверить QR-код и оценить доступность информации.
Оценка:
• Техническая реализуемость.
• Убедительность аргументов для розничной сети.
• Понятность интерфейса для потребителя.
________________________________________
Задание 3: Конфликт с ГМО-соя
Роли:
• Производитель ГМО-сои.
• Экологический активист.
• Представитель Россельхнадзора.
• Импортер (Япония).
Ситуация:
Импортер требует подтверждения отсутствия ГМО в партии сои. Россельхнадзор проводит проверку, экологический активист выступает против ГМО.
Задачи:
• Производитель: Представить документы о сертификации ГМО-продукции.
• Экологический активист: Доказать риски использования ГМО.
• Россельхнадзор: Провести тестирование и выдать заключение.
• Импортер: Оценить соответствие требованиям Японии (JAS).
• Научная обоснованность аргументов.
• Соблюдение норм JAS.
• Решение конфликта интересов.
________________________________________
Задание 4: Получение Fair Trade сертификата
Роли:
• Фермерский кооператив.
• Представитель Fair Trade.
• Банк (кредитование).
• Потребитель (ЕС).
Ситуация:
Кооператив хочет получить Fair Trade для подсолнечного масла. Необходимы инвестиции в сертификацию и маркетинг.
Задачи:
• Кооператив: Подготовить бизнес-план и документы о социальной ответственности.
• Fair Trade: Проверить соответствие критериям (справедливая цена, условия труда).
• Банк: Предложить условия кредита на сертификацию.
• Потребитель: Оценить ценность сертификата при покупке.
Оценка:
• Соответствие стандартам Fair Trade.
• Финансовая устойчивость проекта.
• Рыночная привлекательность продукта.
________________________________________
Задание 5: Кризис из-за несоответствия пестицидов
Роли:
• Руководитель агропредприятия.
• Лаборатория (анализ проб).
• СМИ.
• Партнер (экспортер).
Ситуация:
Партия яблок не прошла тест на остаточные пестициды. Необходимо смягчить репутационные потери и восстановить доверие.
Задачи:
• Руководитель: Разработать план корректирующих действий.
• Лаборатория: Повторно протестировать продукцию.
• СМИ: Подготовить пресс-релиз о решении проблемы.
• Экспортер: Переговорить о продлении контракта.
Оценка:
• Эффективность корректирующих мер.
• Скорость реакции на кризис.
• Поддержание репутации компании.
________________________________________
Задание 6: Цифровизация сертификации в России
Роли:
• Министерство сельского хозяйства РФ.
• Агропредприятие.
• Цифровой стартап (платформа для сертификации).
• Потребитель.
Ситуация:
Правительство продвигает переход на электронные сертификаты. Агропредприятия сопротивляются из-за сложностей внедрения.
Задачи:
• Минсельхоз: Разработать дорожную карту цифровизации.
• Агропредприятие: Указать риски перехода.
• Стартап: Презентовать решение с интеграцией лабораторий и госсистем.
• Потребитель: Потребовать прозрачность данных через мобильное приложение.
Оценка:
• Реалистичность дорожной карты.
• Учет интересов всех сторон.
• Техническая интеграция решений.
________________________________________
Задание 7: Защита от подделки сертификатов
Роли:
• Разработчик NFT-платформы.
• Представитель сертификационного органа.
• Мошенник (вымышленный).
• Потребитель.
Ситуация:
Задачи:
• Разработчик: Предложить схему NFT-сертификатов.
• Сертификационный орган: Интегрировать NFT в текущую систему.
• Мошенник: Продемонстрировать методы подделки.
• Потребитель: Проверить подлинность через мобильное приложение.
Оценка:
• Надежность NFT-решения.
• Простота использования для потребителя.
• Предотвращение мошенничества.
________________________________________
Задание 8: Гармонизация стандартов ЕАЭС и Codex Alimentarius
Роли:
• Эксперт по международным стандартам.
• Россельхнадзор.
• Производитель зерна.
• Импортер (Казахстан).
Ситуация:
Производитель хочет экспортировать зерно в Казахстан, но сталкивается с разницей в требованиях ЕАЭС и Codex.
Задачи:
• Эксперт: Предложить изменения в российские стандарты.
• Россельхнадзор: Пересмотреть нормативы.
• Производитель: Подготовить документы, соответствующие двум стандартам.
• Импортер: Потребовать единый сертификат.
Оценка:
• Согласованность предложений по гармонизации.
• Соблюдение требований Codex.
• Упрощение процедур для экспортера.
________________________________________
Задание 9: Сертификация семян для Китая
Роли:
• Семеноводческая компания.
• Представитель Китайского бюро качества (CNCA).
• Лаборатория (анализ качества семян).
• Транспортная компания.
Ситуация:
Семена не соответствуют китайским стандартам GB/T 3543. Требуется повторная сертификация.
Задачи:
• Семеноводческая компания: Переработать партию под GB/T.
• CNCA: Провести инспекцию и выдать CoC.
• Лаборатория: Подтвердить всхожесть и отсутствие болезней.
• Транспортная компания: Организовать доставку с соблюдением температурного режима.
Оценка:
• Соответствие китайским стандартам.
• Качество лабораторных тестов.
• Логистическая эффективность.
________________________________________
Задание 10: Автоматизация инспекций с помощью дронов
Роли:
• Руководитель агропредприятия.
• Дрон-инженер.
• Экологический эксперт.
• Сертификационный орган.
Ситуация:
Агропредприятие внедряет дроны для мониторинга соответствия стандартам ISO 14001.
Задачи:
• Руководитель: Обосновать затраты на дроны.
• Дрон-инженер: Настроить сбор данных (влажность, уровень пестицидов).
• Экологический эксперт: Проверить экологическую безопасность.
• Сертификационный орган: Признать данные как доказательство соответствия.
Оценка:
• Точность данных с дронов.
• Соответствие ISO 14001.
• Экономия времени на инспекции.
________________________________________
Задание 11: Риск-менеджмент при внедрении ISO 22000
Роли:
• Руководитель предприятия.
• Персонал (сопротивление изменениям).
• Инвестор.
Ситуация:
Внедрение ISO 22000 вызывает сопротивление сотрудников и опасения инвестора.
Задачи:
• Руководитель: Разработать план коммуникации с персоналом.
• Консультант: Обучить сотрудников требованиям ISO.
• Персонал: Выразить опасения (например, сложность документации).
• Инвестор: Оценить долгосрочные выгоды.
Оценка:
• Эффективность управления изменениями.
• Обоснование выгод ISO 22000.
• Учет интересов сотрудников.
________________________________________
Задание 12: Сертификация трассируемости цепочки поставок
Роли:
• Производитель пшеницы.
• Перерабатывающий завод.
• Розничная сеть.
• Потребитель.
Ситуация:
Розничная сеть требует полной трассируемости пшеницы от поля до хлеба.
Задачи:
• Производитель: Интегрировать IoT-датчики в технику.
• Перерабатывающий завод: Отследить параметры хранения.
• Розничная сеть: Потребовать QR-код с данными.
• Потребитель: Проверить информацию о происхождении продукта.
Оценка:
• Полнота данных на всех этапах.
• Техническая реализация IoT.
• Прозрачность для потребителя.
________________________________________
Задание 13: Сертификация Organic в условиях засухи
Роли:
• Фермер (выращивает органические овощи).
• Сертификационный орган (Organic).
• Метеоролог.
• Поставщик оросительных систем.
Ситуация:
Засуха угрожает урожаю, но использование химических удобрений запрещено стандартом Organic.
Задачи:
• Фермер: Подать заявку на временные меры (например, биостимуляторы).
• Сертификационный орган: Рассмотреть исключение.
• Метеоролог: Предоставить прогноз засухи.
• Поставщик: Предложить органические решения для орошения.
Оценка:
• Соблюдение принципов Organic.
• Экологичность решений.
• Финансовая устойчивость фермера.
________________________________________
Задание 14: Экспорт яблок в США
Роли:
• Производитель яблок.
• Представитель USDA.
• Логистическая компания.
• Потребитель (США).
Ситуация:
Партия яблок не соответствует требованиям USDA Organic из-за неправильной маркировки.
Задачи:
• Производитель: Переработать упаковку и документы.
• USDA: Провести повторную инспекцию.
• Логистическая компания: Обеспечить соблюдение температурного режима.
• Потребитель: Проверить маркировку и сертификат.
Оценка:
• Соответствие USDA Organic.
• Качество логистики.
• Удовлетворенность потребителя.
Задание 15: Защита интеллектуальной собственности на семена
Роли:
• Селекционер (разработчик нового сорта).
• Патентный адвокат.
• Контрафактный производитель.
• Сертификационный орган.
Ситуация:
Контрафакт выпускает семена под брендом селекционера. Требуется защитить права через цифровую сертификацию.
Задачи:
• Селекционер: Подать заявку на патент и NFT-сертификат.
• Адвокат: Подготовить иск.
• Контрафакт: Продемонстрировать методы подделки.
• Сертификационный орган: Внедрить систему проверки NFT.
Оценка:
• Эффективность защиты IP.
• Техническая реализация NFT.
• Предотвращение подделок.
Оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему полное знание учебно-программного материала, успешное выполнение заданий, предусмотренных программой в типовой ситуации (с ограничением времени), усвоение материалов основной литературы, рекомендованной в программе, способность к самостоятельному пополнению и обновлению знаний в ходе дальнейшей работы над литературой и в профессиональной деятельности. При ответе на вопросы экзаменационного билета студентом допущены несущественные ошибки. Задача решена правильно или ее решение содержало несущественную ошибку, исправленную при наводящем вопросе экзаменатора.
Оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему знание основного учебно-программного материала в объеме, достаточном для дальнейшей учебы и предстоящей работы по специальности, знакомство с основной литературой, рекомендованной программой, умение выполнять задания, предусмотренные программой. При ответе на экзаменационные вопросы и при выполнении экзаменационных заданий обучающийся допускает погрешности, но обладает необходимыми знаниями для устранения ошибок под руководством преподавателя. Решение задачи содержит ошибку, исправленную при наводящем вопросе экзаменатора.
Оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий, слабые побуждения к самостоятельной работе над рекомендованной основной литературой. Оценка «неудовлетворительно» ставится обучающимся, которые не могут продолжить обучение или приступить к профессиональной деятельности по окончании академии без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине.
зачет /оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему полное знание учебно-программного материала, успешное выполнение заданий, предусмотренных программой в типовой ситуации (с ограничением времени), усвоение материалов основной литературы, рекомендованной в программе, способность к самостоятельному пополнению и обновлению знаний в ходе дальнейшей работы над литературой и в профессиональной деятельности.
зачет /оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему знание основного учебно-программного материала в объеме, достаточном для дальнейшей учебы и предстоящей работы по специальности, знакомство с основной литературой, рекомендованной программой, умение выполнять задания, предусмотренные программой.
незачет /оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий, слабые побуждения к самостоятельной работе над рекомендованной основной литературой.
оценка «хорошо» (71-85 баллов) - основанием для снижения оценки может служить нечеткое представление сущности и результатов исследований на защите, или затруднения при ответах на вопросы, или недостаточный уровень качества оформления текстовой части и иллюстративных материалов, или отсутствие последних;
оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) - дополнительное снижение оценки может быть вызвано выполнением работы не в полном объеме, или неспособностью студента правильно интерпретировать полученные результаты, или неверными ответами на вопросы по существу проделанной работы;
оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) - выставление этой оценки осуществляется при несамостоятельном выполнении работы, или при неспособности студента пояснить ее основные положения, или в случае фальсификации результатов, или установленного плагиата.
зачет /оценка «отлично» (86-100 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, грамотно, характеризуется логичным, последовательным изложением материала с соответствующими выводами и /или обоснованными расчетами, предложениями; не содержит ошибок;
- проведено научное исследование в соответствие с полученным заданием;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует продвинутый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
зачет /оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, грамотно, характеризуется логичным, последовательным изложением материала, допущены небольшие неточности при формировании выводов/расчетов, предложений; содержит незначительные ошибки/опечатки в текстовой части отчета;
- проведено научное исследование в соответствие с полученным заданием;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует базовый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
зачет /оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, материал изложен последовательно, допущены неточности при формировании выводов/расчетов, предложений; содержит ошибки/опечатки в текстовой части отчета;
- присутствуют элементы научного исследования, творческий подход к решению поставленных задач проявляется незначительно;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует пороговый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
незачет /оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен не в соответствии с заданием, материалы не подтверждены соответствующими выводами и/или обоснованными расчетами, предложениями; текстовая часть отчета содержит многочисленные ошибки;
- творческий подход к решению поставленных задач не проявляется; отсутствуют элементы научного исследования;
- отчет выполнен с использованием современных пакетов компьютерных программ, информационных технологий и информационных ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета показывает не сформированность компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет имеет отрицательную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота и глубина ответа (учитывается количество усвоенных фактов, понятий и т.п.);
– сознательность ответа (учитывается понимание излагаемого материала);
– логика изложения материала (учитывается умение строить целостный, последовательный рассказ, грамотно пользоваться специальной терминологией);
– использование дополнительного материала;
– рациональность использования времени, отведенного на задание (не одобряется затянутость выполнения задания, устного ответа во времени, с учетом индивидуальных особенностей обучающихся).
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- теоретический уровень знаний;
- качество ответов на вопросы;
- подкрепление материалов фактическими данными (статистические данные или др.);
- практическая ценность материала;
- способность делать выводы;
- способность отстаивать собственную точку зрения;
- способность ориентироваться в представленном материале;
- степень участия в общей дискуссии.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
(дискуссии, полемики, диспута, дебатов)
«отлично»
используется терминология; показано умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации; высказывать свою точку зрения.
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
– правильность формулировки и использования понятий и категорий;
– правильность выполнения заданий/ решения задач;
– аккуратность оформления работы и др.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
(обязательно для дисциплин, где по УП предусмотрена контрольная работа)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Примерные критерии оценивания:
– правильность выполнения задания на практическую/лабораторную работу в соответствии с вариантом;
– степень усвоения теоретического материала по теме практической /лабораторной работы;
– способность продемонстрировать преподавателю навыки работы в инструментальной программной среде, а также применить их к решению типовых задач, отличных от варианта задания;
– качество подготовки отчета по практической / лабораторной работе;
– правильность и полнота ответов на вопросы преподавателя при защите работы
и др.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания практических занятий (лабораторных работ):
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
В качестве критериев могут быть выбраны, например:
– соответствие срока сдачи работы установленному преподавателем;
– соответствие содержания и оформления работы предъявленным требованиям;
– способность выполнять вычисления;
– умение использовать полученные ранее знания и навыки для решения конкретных задач;
– умение отвечать на вопросы, делать выводы, пользоваться профессиональной и общей лексикой;
– обоснованность решения и соответствие методике (алгоритму) расчетов;
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
расчетно-графической работы, работы на тренажере
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Материалы тестовых заданий следует сгруппировать по темам/разделам изучаемой дисциплины (модуля) в следующем виде:
Тема (темы) / Раздел дисциплины (модуля)
Тестовые задания по данной теме (темам)/Разделу с указанием правильных ответов.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- отношение правильно выполненных заданий к общему их количеству
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
для учета в рейтинге (оценка)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Задачи реконструктивного уровня
Задачи творческого уровня
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота знаний теоретического контролируемого материала;
– полнота знаний практического контролируемого материала, демонстрация умений и навыков решения типовых задач, выполнения типовых заданий/упражнений/казусов;
– умение самостоятельно решать проблему/задачу на основе изученных методов, приемов, технологий;
– умение ясно, четко, логично и грамотно излагать собственные размышления, делать умозаключения и выводы;
– полнота и правильность выполнения задания.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
– степень владения понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины;
– знание фактического материала, отсутствие фактических ошибок;
– умение логически выстроить материал ответа;
– умение аргументировать предложенные подходы и решения, сделанные выводы;
– степень самостоятельности, грамотности, оригинальности в представлении материала (стилистические обороты, манера изложения, словарный запас, отсутствие или наличие грамматических ошибок);
– выполнение требований к оформлению работы.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся).
(рефератов, докладов, сообщений)
для учета в рейтинге (оценка)
Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ четко структурирован и выстроен в заданной логике. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа укладывается в заданные рамки при сохранении смысла.
Продемонстрировано умение аргументировано излагать собственную точку зрения. Видно уверенное владение освоенным материалом, изложение сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.
Высокая степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала: стилистические обороты, манера изложения, словарный запас. Отсутствуют стилистические и орфографические ошибки в тексте.
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
Продемонстрировано владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (уместность употребления, аббревиатуры, толкование и т.д.), отсутствуют ошибки в употреблении терминов.
Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ в достаточной степени структурирован и выстроен в заданной логике без нарушений общего смысла. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа незначительно превышает заданные рамки при сохранении смысла.
Продемонстрировано умение аргументированно излагать собственную точку зрения, но аргументация не всегда убедительна. Изложение лишь отчасти сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.
Достаточная степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала. Встречаются мелкие и не искажающие смысла ошибки в стилистике, стилистические штампы. Есть 1–2 орфографические ошибки.
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
Продемонстрировано достаточное владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины, есть ошибки в употреблении и трактовке терминов, расшифровке аббревиатур.
Ошибки в использовании категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ плохо структурирован, нарушена заданная логика. Части ответа логически разорваны, нет связок между ними. Ошибки в представлении логической структуры проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа в существенной степени (на 25–30%) отклоняется от заданных рамок.
Нет собственной точки зрения либо она слабо аргументирована. Примеры, приведенные в ответе в качестве практических иллюстраций, в малой степени соответствуют изложенным теоретическим аспектам.
Текст работы примерно наполовину представляет собой стандартные обороты и фразы из учебника/лекций. Обилие ошибок в стилистике, много стилистических штампов. Есть 3–5 орфографических ошибок.
Работа выполнена не очень аккуратно, встречаются помарки и исправления.
Продемонстрировано крайне слабое владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (неуместность употребления, неверные аббревиатуры, искаженное толкование и т.д.), присутствуют многочисленные ошибки в употреблении терминов.
Продемонстрировано крайне низкое (отрывочное) знание фактического материала, много фактических ошибок – практически все факты (данные) либо искажены, либо неверны.
Ответ представляет собой сплошной текст без структурирования, нарушена заданная логика. Части ответа не взаимосвязаны логически. Нарушена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа более чем в 2 раза меньше или превышает заданный. Показаны неверные ассоциативные взаимосвязи категорий и терминов дисциплины.
Отсутствует аргументация изложенной точки зрения, нет собственной позиции. Отсутствуют примеры из практики либо они неадекватны.
Текст ответа представляет полную кальку текста учебника/лекций. Стилистические ошибки приводят к существенному искажению смысла. Большое число орфографических
Работа выполнена неаккуратно, с обилием помарок и исправлений. В работе один абзац и больше позаимствован из какого-либо источника без ссылки на него.
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- соответствие решения сформулированным в кейсе вопросам (адекватность проблеме и рынку);
- оригинальность подхода (новаторство, креативность);
- применимость решения на практике;
- глубина проработки проблемы (обоснованность решения, наличие альтернативных вариантов, прогнозирование возможных проблем, комплексность решения).
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Концепция игры
Роли:
Задания (вопросы, проблемные ситуации и др.)
Ожидаемый (е) результат(ы)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
качество усвоения информации;
выступление;
содержание вопроса;
качество ответов на вопросы;
значимость дополнений, возражений, предложений;
уровень делового сотрудничества;
соблюдение правил деловой игры;
соблюдение регламента;
активность;
правильное применение профессиональной лексики.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
для учета в рейтинге (оценка)
Индивидуальные творческие задания (проекты):
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- актуальность темы;
- соответствие содержания работы выбранной тематике;
- соответствие содержания и оформления работы установленным требованиям;
- обоснованность результатов и выводов, оригинальность идеи;
- новизна полученных данных;
- личный вклад обучающихся;
- возможности практического использования полученных данных.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
п/п