учреждение высшего образования
«Бурятская государственная сельскохозяйственная академия имени В.Р. Филиппова»
Агрономический факультет
Общее земледелие
направленность (профиль) Инновационные агротехнологии
в учебном плане
является дисциплиной обязательной для изучения
дисциплины кафедра
Семестр 8
- 13.017. Профессиональный стандарт "АГРОНОМ", утверждённый приказом Министерства труда и социальной защиты Российско Федерации от 20 сентября 2021 г. N 644н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 20 октября 2021 г., регистрационный N 65482);
Зав. кафедрой Соболев В.А.
п/п
на заседании кафедры
Заведующий кафедрой
Соболев В.А.
(представитель работодателя)
Задачи: изучить основы стандартизации, метрологии, оценки соответствия, сертификации; освоить показатели безопасности и номенклатуры потребительских свойств продукции растениеводства; ознакомиться с требованиями ТР и НД к качеству продукции растениеводства; изучить основы управления качеством продукции растениеводства.
ПКС-10: Способен разработать технологии уборки сельскохозяйственных культур, послеуборочной доработки сельскохозяйственной продукции и закладки ее на хранение;
ПКС-10.1. ИД-1 Определяет сроки, способы и темпы уборки урожая сельскохозяйственных культур, обеспечивающие сохранность продукции от потерь и ухудшения качества.
ПКС-10.2. ИД-2 Определяет способы, режимы после-уборочной доработки сельскохозяйственной продукции и закладки ее на хранение, обеспечивающие сохранность продукции от потерь и ухудшения качества.
ПКС-13.1. ИД-1 Контролирует качество обработки почвы.
ПКС-13.2. ИД-2 Контролирует качество посева (посадки) сельскохозяйственных культур и ухода за ними.
ПКС-13.3. ИД-3 Контролирует качество внесения удобрений.
ПКС-13.4. ИД-4 Контролирует эффективность мероприятий по защите растений и улучшению фитосанитарного состояния посевов.
ПКС-13.5. ИД-5 Контролирует качество выполнения работ по уборке сельскохозяйственных культур, послеуборочной доработке сельскохозяйственной продукции и закладке ее на хранение.
ИД-2 Не знает и не понимает требования к качеству убранной сельскохозяйственной продукции и способы ее доработки до кондиционного состояния.
ИД-2 Плохо знает и понимает требования к качеству убранной сельскохозяйственной продукции и способы ее доработки до кондиционного состояния.
ИД-2 Знает и понимает требования к качеству убранной сельскохозяйственной продукции и способы ее доработки до кондиционного состояния, но допускает ошибки.
ИД-2 В полной мере знает и понимает требования к качеству убранной сельскохозяйственной продукции и способы ее доработки до кондиционного состояния.
ИД-2 Не умеет определять способы, режимы послеуборочной доработки сельскохозяйственной продукции и закладки ее на хранение, обеспечивающие сохранность продукции от потерь и ухудшения качества.
ИД-2 Плохо умеет определять способы, режимы послеуборочной доработки сельскохозяйственной продукции и закладки ее на хранение, обеспечивающие сохранность продукции от потерь и ухудшения качества.
ИД-2 Умеет определять способы, режимы послеуборочной доработки сельскохозяйственной продукции и закладки ее на хранение, обеспечивающие сохранность продукции от потерь и ухудшения качества, но допускает ошибки.
ИД-2 Умеет определять способы, режимы послеуборочной доработки сельскохозяйственной продукции и закладки ее на хранение, обеспечивающие сохранность продукции от потерь и ухудшения качества.
ИД-2 Не владеет навыками разработки технологий послеуборочной доработки сельскохозяйственной продукции и закладки ее на хранение, обеспечивающих сохранность продукции от потерь и ухудшения качества.
ИД-2 Плохо владеет навыками разработки технологий послеуборочной доработки сельскохозяйственной продукции и закладки ее на хранение, обеспечивающих сохранность продукции от потерь и ухудшения качества.
ИД-2 Владеет навыками разработки технологий послеуборочной доработки сельскохозяйственной продукции и закладки ее на хранение, обеспечивающих сохранность продукции от потерь и ухудшения качества, но допускает некоторые неточности.
ИД-2 Владеет навыками разработки технологий послеуборочной доработки сельскохозяйственной продукции и закладки ее на хранение, обеспечивающих сохранность продукции от потерь и ухудшения качества.
ПКС-13: Способен контролировать реализацию технологического процесса производства продукции растениеводства;
ПКС-10.1. ИД-1 Определяет сроки, способы и темпы уборки урожая сельскохозяйственных культур, обеспечивающие сохранность продукции от потерь и ухудшения качества.
ПКС-10.2. ИД-2 Определяет способы, режимы после-уборочной доработки сельскохозяйственной продукции и закладки ее на хранение, обеспечивающие сохранность продукции от потерь и ухудшения качества.
ПКС-13.1. ИД-1 Контролирует качество обработки почвы.
ПКС-13.2. ИД-2 Контролирует качество посева (посадки) сельскохозяйственных культур и ухода за ними.
ПКС-13.3. ИД-3 Контролирует качество внесения удобрений.
ПКС-13.4. ИД-4 Контролирует эффективность мероприятий по защите растений и улучшению фитосанитарного состояния посевов.
ПКС-13.5. ИД-5 Контролирует качество выполнения работ по уборке сельскохозяйственных культур, послеуборочной доработке сельскохозяйственной продукции и закладке ее на хранение.
ИД-2 Не знает и не понимает требования сельскохозяйственных культур к условиям прорастания; требования к качеству посевного (посадочного) материала сельскохозяйственных культур.
ИД-3 Не знает и не понимает требования сельскохозяйственных культур к необходимости внесения удобрений.
ИД-4 Не знает и не понимает требования сельскохозяйственных культур к необходимости соблюдения фитосанитарного состояния посевов, влияющих на качество посевного (посадочного) материала сельскохозяйственных культур.
ИД-5 Не знает и не понимает требования сельскохозяйственных культур к качеству посевного (посадочного) материала сельскохозяйственных культур; способы и порядок уборки сельскохозяйственных культур, к условиям послеуборочной доработки и хранению.
ИД-2 Плохо знает и понимает требования сельскохозяйственных культур к условиям прорастания; требования к качеству посевного (посадочного) материала сельскохозяйственных культур.
ИД-3 Плохо знает и понимает требования сельскохозяйственных культур к необходимости внесения удобрений.
ИД-4 Плохо знает и понимает требования сельскохозяйственных культур к необходимости соблюдения фитосанитарного состояния посевов, влияющих на качество посевного (посадочного) материала сельскохозяйственных культур.
ИД-5 Плохо знает и понимает требования сельскохозяйственных культур к качеству посевного (посадочного) материала сельскохозяйственных культур; способы и порядок уборки сельскохозяйственных культур, к условиям послеуборочной доработки и хранению.
ИД-2 Знает и понимает требования сельскохозяйственных культур к условиям прорастания; требования к качеству посевного (посадочного) материала сельскохозяйственных культур, но допускает ошибки.
ИД-3 Знает и понимает требования сельскохозяйственных культур к необходимости внесения удобрений, но допускает ошибки.
ИД-4 Знает и понимает требования сельскохозяйственных культур к необходимости соблюдения фитосанитарного состояния посевов, влияющих на качество посевного (посадочного) материала сельскохозяйственных культур, но допускает ошибки.
ИД-5 Знает и понимает требования сельскохозяйственных культур к качеству посевного (посадочного) материала сельскохозяйственных культур; способы и порядок уборки сельскохозяйственных культур, к условиям послеуборочной доработки и хранению,
но допускает ошибки.
ИД-2 В полной мере знает и понимает требования сельскохозяйственных культур к условиям прорастания; требования к качеству посевного (посадочного) материала сельскохозяйственных культур.
ИД-3 В полной мере знает и понимает требования сельскохозяйственных культур к необходимости внесения удобрений.
ИД-4 В полной мере знает и понимает требования сельскохозяйственных культур к необходимости соблюдения фитосанитарного состояния посевов, влияющих на качество посевного (посадочного) материала сельскохозяйственных культур.
ИД-5 В полной мере знает и понимает требования сельскохозяйственных культур к качеству посевного (посадочного) материала сельскохозяйственных культур; способы и порядок уборки сельскохозяйственных культур, к условиям послеуборочной доработки и хранению.
ИД-2 Не умеет определять качество посевного материала с использованием стандартных методов.
ИД-3 Не умеет определять необходимые дозы внесения удобрений и их влияние на сельскохозяйственные культуры.
ИД-4 Не умеет определять необходимость проведения и обоснованность применения различных препаратов для поддержания хорошего фитосанитарного состояния посевов, влияющее на качество посевного материала.
ИД-5 Не умеет определять качество посевного материала с использованием стандартных методов, определять способы, режимы послеуборочной доработки сельскохозяйственной продукции и закладки ее на хранение, обеспечивающие сохранность продукции.
ИД-2 Плохо умеет качество посевного материала с использованием стандартных методов.
ИД-3 Плохо умеет определять необходимые дозы внесения удобрений и их влияние на сельскохозяйственные культуры.
ИД-4 Плохо умеет определять необходимость проведения и обоснованность применения различных препаратов для поддержания хорошего фитосанитарного состояния посевов, влияющее на качество посевного материала.
ИД-5 Плохо умеет определять качество посевного материала с использованием стандартных методов, определять способы, режимы послеуборочной доработки сельскохозяйственной продукции и закладки ее на хранение, обеспечивающие сохранность продукции.
ИД-2 Умеет определять качество посевного материала с использованием стандартных методов, но допускает ошибки.
ИД-3 Умеет определять необходимые дозы внесения удобрений и их влияние на сельскохозяйственные культуры, но допускает ошибки.
ИД-4 Умеет определять необходимость проведения и обоснованность применения различных препаратов для поддержания хорошего фитосанитарного состояния посевов, влияющее на качество посевного материала, но допускает ошибки.
ИД-5 Умеет определять качество посевного материала с использованием стандартных методов, определять способы, режимы послеуборочной доработки сельскохозяйственной продукции и закладки ее на хранение, обеспечивающие сохранность продукции, но допускает ошибки.
ИД-2 Умеет определять качество посевного материала с использованием стандартных методов.
ИД-3 Умеет определять необходимые дозы внесения удобрений и их влияние на сельскохозяйственные культуры.
ИД-4 Умеет определять необходимость проведения и обоснованность применения различных препаратов для поддержания хорошего фитосанитарного состояния посевов, влияющее на качество посевного материала.
ИД-5 Умеет определять качество посевного материала с использованием стандартных методов, определять способы, режимы послеуборочной доработки сельскохозяйственной продукции и закладки ее на хранение, обеспечивающие сохранность продукции.
ИД-2 Не владеет навыками разработки технологий посева и ухода за посевами, влияющими на качество урожая.
ИД-3 Не владеет навыками разработки технологий внесения удобрений, расчетом доз внесения и владеет навыками определения эффективности внесения удобрений, влияющую на качество и сохранность урожая.
ИД-4 Не владеет навыками разработки технологий проведения мероприятий по защите растений и улучшению фитосанитарного состояния посевов, обеспечивающих сохранность урожая и его качество.
ИД-5 Не владеет навыками разработки технологий уборки сельскохозяйственных культур, послеуборочной доработки сельскохозяйственной продукции и закладки ее на хранение, обеспечивающих сохранность урожая.
ИД-2 Плохо владеет навыками разработки технологий посева и ухода за посевами, влияющими на качество урожая.
ИД-3 Плохо владеет навыками разработки технологий внесения удобрений, расчетом доз внесения и владеет навыками определения эффективности внесения удобрений, влияющую на качество и сохранность урожая.
ИД-4 Плохо владеет навыками разработки технологий проведения мероприятий по защите растений и улучшению фитосанитарного состояния посевов, обеспечивающих сохранность урожая и его качество.
ИД-5 Плохо владеет навыками разработки технологий уборки сельскохозяйственных культур, послеуборочной доработки сельскохозяйственной продукции и закладки ее на хранение, обеспечивающих сохранность урожая.
ИД-2 Владеет навыками разработки технологий посева и ухода за посевами, влияющими на качество урожая, но допускает некоторые неточности.
ИД-3 Владеет навыками разработки технологий внесения удобрений, расчетом доз внесения и владеет навыками определения эффективности внесения удобрений, влияющую на качество и сохранность урожая, но допускает некоторые неточности.
ИД-4 Владеет навыками разработки технологий проведения мероприятий по защите растений и улучшению фитосанитарного состояния посевов, обеспечивающих сохранность урожая и его качество, но допускает некоторые неточности.
ИД-5 Владеет навыками разработки технологий уборки сельскохозяйственных культур, послеуборочной доработки сельскохозяйственной продукции и закладки ее на хранение, обеспечивающих сохранность урожая, но допускает некоторые неточности.
ИД-2 Владеет навыками разработки технологий посева и ухода за посевами, влияющими на качество урожая.
ИД-3 Владеет навыками разработки технологий внесения удобрений, расчетом доз внесения и владеет навыками определения эффективности внесения удобрений, влияющую на качество и сохранность урожая.
ИД-4 Владеет навыками разработки технологий проведения мероприятий по защите растений и улучшению фитосанитарного состояния посевов, обеспечивающих сохранность урожая и его качество.
ИД-5 Владеет навыками разработки технологий уборки сельскохозяйственных культур, послеуборочной доработки сельскохозяйственной продукции и закладки ее на хранение, обеспечивающих сохранность урожая.
форма текущего контроля успеваемости)
работ
Microsoft OfficeProPlus 2016 RUS OLP NL Acdmc. Договор № ПП-61/2015 г. О поставке программных продуктов от 9 декабря 2015 года
Microsoft Windows Vista Business Russian Upgrade Academic OPEN No Level Государственный контракт № 25 от 1 апреля 2008 года
http://www.garant.ru/
- использование специализированных (адаптированных) рабочих программ дисциплин (модулей) и методов обучения и воспитания, включая наличие альтернативной версии официального сайта организации в сети «Интернет» для слабовидящих;
- использование специальных учебников, учебных пособий и других учебно-методических материалов, включая альтернативные форматы печатных материалов (крупный шрифт или аудиофайлы);
- использование специальных технических средств обучения (мультимедийное оборудование, оргтехника и иные средства) коллективного и индивидуального пользования, включая установку
мониторов с возможностью трансляции субтитров, обеспечение надлежащими звуковыми
воспроизведениями информации;
- предоставление услуг ассистента (при необходимости), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь или услуги сурдопереводчиков / тифлосурдопереводчиков;
- проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий для разъяснения отдельных вопросов изучаемой дисциплины (модуля);
- проведение процедуры оценивания результатов обучения возможно с учетом особенностей нозологий (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, в форме тестирования и т.п.) при использовании доступной формы предоставления заданий оценочных средств и ответов на задания (в печатной форме увеличенным шрифтом, в форме аудиозаписи, в форме электронного документа, задания зачитываются ассистентом, задания предоставляются с использованием сурдоперевода) с
использованием дополнительного времени для подготовки ответа;
- обеспечение беспрепятственного доступа обучающимся в учебные помещения, туалетные и другие помещения организации, а также пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов и других приспособлений);
- обеспечение сочетания онлайн и офлайн технологий, а также индивидуальных и коллективных форм работы в учебном процессе, осуществляемом с использованием дистанционных образовательных технологий;
- и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение ОПОП ВО.
В целях реализации ОПОП ВО в академии оборудована безбарьерная среда, учитывающая потребности лиц с нарушением зрения, с нарушениями слуха, с нарушениями опорно-двигательного
аппарата. Территория соответствует условиям беспрепятственного, безопасного и удобного передвижения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Вход в учебный корпус
оборудован пандусами, стекла входных дверей обозначены специальными знаками для слабовидящих, используется система Брайля. Сотрудники охраны знают порядок действий при прибытии в академию лица с ограниченными возможностями. В академии создана толерантная социокультурная среда, осуществляется необходимое сопровождение образовательного процесса,
при необходимости предоставляется волонтерская помощь обучающимся инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья.
1. Техническое законодательство, как правовая основа деятельности по стандартизации, метрологии и оценки соответствия (ПКС-10, ПКС-13).
2. Принципы технического регулирования (ПКС-10, ПКС-13).
3. Технические регламенты (ТР) (ПКС-10, ПКС-13).
4. Сущность стандартизации. Основные понятия и термины в области стандартизации: стандартизация, стандарт, совместимость, взаимозаменяемость и др. (ПКС-10, ПКС-13).
5. Основные цели и принципы стандартизации. Комплексная и опережающая стандартизация (ПКС-10, ПКС-13).
6. Национальная система стандартизации Российской Федерации (ПКС-10, ПКС-13).
7. Нормативные документы по стандартизации (ПКС-10, ПКС-13).
8. Объекты стандартизации по категориям и видам стандартов (ПКС-10, ПКС-13).
9. Порядок разработки и утверждения национальных стандартов (ПКС-10, ПКС-13).
10. Межотраслевые организационно-методические и общетехнические системы и комплексы стандартов (ПКС-10, ПКС-13).
11. Международная и региональная стандартизация (ПКС-10, ПКС-13).
12.Международные организации, принимающие участие в международной стандартизации (ПКС-10, ПКС-13).
13.Термины и определения основных понятий о качестве сельскохозяйственной продукции (ПКС-10, ПКС-13).
14. Свойства продукции (ПКС-10, ПКС-13).
15. Показатели качества (ПКС-10, ПКС-13).
16. Методы оценки качества сельскохозяйственной продукции (ПКС-10, ПКС-13).
18. Контроль качества продукции. Разновидности контроля (ПКС-10, ПКС-13).
19. Кондиции на сельскохозяйственную продукцию (ПКС-10, ПКС-13).
20. Факторы, влияющие на сохранность сельскохозяйственной продукции (ПКС-10, ПКС-13).
21. Влияние насекомых, клещей и нематод на сохранность картофеля, овощей и плодов (ПКС-10, ПКС-13).
22. Факторы, влияющие на качество и лежкость картофеля, овощей и плодов (ПКС-10, ПКС-13).
23. Жизнедеятельность насекомых и клещей в зерновых массах (ПКС-10, ПКС-13).
24. Жизнедеятельность микроорганизмов в зерновых массах (ПКС-10, ПКС-13).
25. Характеристика пшеницы по силе (ПКС-10, ПКС-13).
26. Характеристика ценных и твердых пшениц (ПКС-10, ПКС-13).
27. Клейковина как показатель качества (ПКС-10, ПКС-13).
28. Специфические показатели качества зерна крупяных культур (ПКС-10, ПКС-13).
29. Сыпучесть зерновой массы (ПКС-10, ПКС-13).
30. Равновесная влажность зерна (ПКС-10, ПКС-13).
31. Натура зерна и факторы, на нее влияющие (ПКС-10, ПКС-13).
32. Самосортирование (ПКС-10, ПКС-13).
33. Стекловидность (ПКС-10, ПКС-13).
34. Крупность и выравненность зерна. Твердозерность (ПКС-10, ПКС-13).
35. Скважистость зерновой массы (ПКС-10, ПКС-13).
36. Критическая влажность зерна и семян (ПКС-10, ПКС-13).
37. Сорбционные свойства зерновой массы (ПКС-10, ПКС-13).
38. Засоренность зерна (ПКС-10, ПКС-13).
39. Влажность зерна и методы определения (ПКС-10, ПКС-13).
40. Теплофизическая характеристика зерновых масс (ПКС-10, ПКС-13).
41. Зараженность зерна вредителями. Степени зараженности и методы определения (ПКС-10, ПКС-13).
42. Органолептические показатели качества зерна (ПКС-10, ПКС-13).
43. Соление продукции растениеводства. Рецептура, технологический процесс, качество и хранение продукции (ПКС-10, ПКС-13).
44. Показатели качества, стандартизация и сертификация злаковых, зернобобовых и масличных культур (ПКС-10, ПКС-13).
45. Стандартизация и сертификация картофеля, овощей и плодов (ПКС-10, ПКС-13).
46. Стандартизация технических культур (ПКС-10, ПКС-13).
47. Стандартизация семян и посадочного материала (ПКС-10, ПКС-13).
48. Управление качеством продукции в сельском хозяйстве (ПКС-10, ПКС-13).
49. Органолептические показатели: цвет, запах и вкус (ПКС-10, ПКС-13).
50. Физические показатели качества зерна (ПКС-10, ПКС-13).
1. Категории нормативно-технических документов, определяющих требования к объектам стандартизации.
2. На какие виды подразделяются стандарты на продукцию?
3. Виды общетехнических стандартов.
4. Виды организационно-методических стандартов.
5. Перечислите стадии разработки стандартов с указанием работ.
6. Классификация показателей качества зерна.
7. Что понимают под партией зерна?
8. Что такое точечные пробы?
9. Что понимают под объединенной пробой?
10. В каких случаях объединенная проба считается как средняя проба?
11. Укажите правила отбора точечных проб из автомашины.
12. Какие приборы служат для взятия точечных проб?
13. Назовите правило выделения средней пробы и ее массы.
14. Что понимают под показателями свежести зерна?
15. Причины возникновения запахов разложения и их устранение.
16. На какие группы подразделяются запахи зерна?
17. К какой группе относится солодовый запах?
18. Причины возникновения гнилостного запаха зерна.
19. Укажите причины изменения вкуса зерна?
20. Методы определения свежести зерна.
21. Методы определения зараженности зерна вредителями.
22. Перечислите основных вредителей хлебных припасов.
23. Как определяется скрытая форма заражения зерна вредителями?
24. Укажите степени заражения зерна насекомыми.
25. Требования ГОСТ по нормированию зараженности зерна амбарными вреди гелями.
26. Какие ботанические и биологические признаки являются основой товарной классификации зерна?
27. По каким признакам осуществляется деление зерна пшеницы на подтипы?
28. Назовите методы определения типового состава зерна пшеницы.
29. Как определяется типовой состав зерна? Точность определения.
31. На какие подтипы подразделяется I тип зерна пшеницы? Их характеристики по цвету и стекловидности.
32. Подтипы твердой яровой пшеницы и их характеристика.
33. Подтипы яровой белозерной пшеницы и их характеристика.
34. У каких типов зерна пшеницы не нормируется стекловидность?
35. По каким признакам определяется подтип зерна пшеницы?
36. Способы определения стекловидности зерна пшеницы.
37. Какая партия зерна определяется как смесь типов?
38. Назовите степени обесцвеченности зерна пшеницы и их причины.
39. Какая пшеница и в каком случае определяется как «нетипичная по цвету»?
40. Формула определения общей стекловидности. Точность определения.
41. Требования предъявляемые к качеству сельскохозяйственной продукции.
42. Что значит свойство продукции?
43. Единичный показатель качества.
44. Комплексный показатель качества
Перечень вопросов Модуля 2
1. Особенность продукции растениеводства как объекта стандартизации.
2. Разделы ГОСТа на зерно.
3. Какие показатели обязательны во всех стандартах на зерновые и зернобобовые культуры?
4. По каким показателям установлены базисные и ограничительные кондиции?
5. Базисные и ограничительные кондиции для зерна пшеницы по влажности и содержанию сорной и зерновой примесей.
6. Параметры состояния зерна по влажности.
7. Ограничительные кондиции по содержанию по содержанию зерновой примеси в заготавливаемом зерне по культурам.
8. По каким показателям подразделяется на классы заготавливаемая мягкая пшеница?
9. Каким классам соответствуют сорта пшеницы, включенные в список сильных и наиболее ценных?
10. На какие классы подразделяется твердая пшеница?
11. Каково содержание зерна пшеницы других типов в партиях твердой пшеницы по классам?
12. Категории ячменя по натуре.
13. Состояние ячменя по засоренности.
14. Срок заготовки и отгрузки раннего картофеля.
15. Срок заготовки и отгрузки позднего картофеля
16. Сортовая чистота и сортность позднего картофеля.
17. Формы клубней картофеля.
18. Размер клубней раннего картофеля в зависимости от формы клубней.
19. Размер клубней позднего картофеля в зависимости от формы клубней.
20. Допустимое содержание клубней с механическими повреждениями. Размеры повреждений.
21. Ограничение по содержанию клубней с израстаниями, наростами.
22. Повреждение проволочником. Ограничение.
23. Ограничения по пораженности клубней картофеля паршой.
24. Стандартный метод определения влажности зерна.
25. Какие факторы влияют на натуру зерна?
26. Влияние натуры зерна пшеницы при реализации.
27. Базисные и ограничительные кондиции по содержанию зерновой примеси в пшенице.
28. Что относится к зерновой примеси?
29. Влияние зерновой примеси на закупочную цену.
30. На какие фракции делится зерновая масса?
31. Влияние сорной примеси на цену зерна при реализации.
32. Какие физические свойства клейковины пшеничной муки определяют его хлебопекарные качества?
33. Содержание клейковины в зерне сильных пшениц.
34. Какие свойства определяют качество клейковины?
35. Особенности стандартизации овощей и плодов.
Комплект практических заданий
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ № 1
ИЗУЧЕНИЕ ФЗ «О ТЕХНИЧЕСКОМ РЕГУЛИРОВАНИИ». СТАНДАРТИЗАЦИЯ. ДОКУМЕНТЫ
В ОБЛАСТИ СТАНДАРТИЗАЦИИ
Цель работы:
- изучить главу 1 (статью 2), главу 3 (статьи с 11 по 17), главу 8 (статью 43) и 9 (статью 45) Федерального закона «О техническом регулировании»;
- закрепить термины и определения по стандартизации, приведенные в Федеральном законе «О техническом регулировании».
Задание № 1. Изучите вышеперечисленные статьи.
Задание № 2. Законспектируйте ответы на нижеприведенные вопросы, посвященные стандартизации:
1. Что представляет собой стандартизация?
3. Какие принципы должны осуществляться при стандартизации?
4. Какие документы в области стандартизации используются на территории РФ?
5. Перечислите функции Национального органа РФ по стандартизации.
6. Дайте определение национальной системы стандартизации.
Задание № 3. Изучите структуру и содержание ГОСТ Р 1.10-2004. Стандартизация Российской Федерации. Правила стандартизации и рекомендации по стандартизации. Порядок разработки, утверждения, изменения, пересмотра и отмены.
Задание № 4. Ознакомьтесь со следующими документами в области стандартизации:
- правилами стандартизации,
- нормами;
- рекомендациями в области стандартизации.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ № 2.
ИЗУЧЕНИЕ ФЗ «О ТЕХНИЧЕСКОМ РЕГУЛИРОВАНИИ». СТАНДАРТЫ
Цель работы:
- изучить главы 1 (статья 2), 3 (статьи 13, 15, 16, 17), 6 (статьи с 32 по 35), 7 (статьи с 36 по 38), 8 (статьи 43, 44) и 9 (статью 45) Федерального закона «О техническом регулировании»;
- закрепить термины и определения по стандартам, приведенные в Федеральном законе «О техническом регулировании»;
- ознакомиться с разными категориями стандартов, видами стандартов;
- провести анализ структуры стандартов.
Задание № 1. Изучите вышеперечисленные статьи Федерального закона «О техническом регулировании».
Задание № 2. Изучите структуру и содержание ГОСТ Р 1.0-2004.
Стандартизация Российской Федерации. Основные положения.
Задание № 3. Изучите структуру и содержание ГОСТ Р 1.2-2004. Стандартизация Российской Федерации. Стандарты национальные Российской Федерации. Правила разработки, утверждения, обновления и отмены.
Задание № 4. Ознакомьтесь со структурой и содержанием национального стандарта ГОСТ Р 1.4-2004. Стандартизация Российской Федерации. Стандарты организации. Общие положения.
Задание № 5. Рассмотрите структуру и содержание ГОСТ Р 1.5-2004. Стандартизация Российской Федерации. Стандарты национальные Российской Федерации. Правила построения, изложения, оформления и обозначения.
Задание № 6. Ознакомьтесь с некоторыми основополагающими стандартами. Изучите их структуру и содержание.
Задание № 7. Ознакомьтесь со стандартами организации. Изучите их структуру и содержание.
Задание № 8. Законспектируйте ответы на нижеприведенные вопросы, посвященные стандартизации:
1. Дайте определение стандарта.
2. Как называется стандарт, утвержденный национальным органом Российской Федерации по стандартизации?
3. Кратко изложите правила разработки и утверждения национальных стандартов.
4. Кем могут разрабатываться и утверждаться стандарты организации?
5. Как расшифровывается аббревиатура СТО, а как расшифровывается аббревиатура СТП?
6. Какие стандарты относятся к национальным?
7. Перечислите различные категории стандартов.
8. Назовите виды стандартов.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ № 3.
ИЗУЧЕНИЕ ФЗ «О ТЕХНИЧЕСКОМ РЕГУЛИРОВАНИИ».
ПОДТВЕРЖДЕНИЕ СООТВЕТСТВИЯ
Цель работы:
- ознакомиться с содержанием Федерального закона «О техническом регулировании», изучив главы 1 (статью 2) и 4 (статьи с 18 по 24, с 26 по 30), посвященные вопросам подтверждения соответствия;
- закрепить термины и определения по сертификации и декларированию, приведенные в Федеральном законе «О техническом регулировании».
Задание № 1. Изучите вышеперечисленные статьи.
Задание № 2. Ознакомьтесь со статьей 21 ФЗ «О техническом регулировании». Законспектируйте её, ответив на вопрос: каковы функции органа по сертификации при добровольном подтверждении соответствия?
Задание № 3. Ознакомьтесь со статьей 26 ФЗ «О техническом регулировании». Законспектируйте её, дав ответы на следующие вопросы:
1. Каковы функции органа по сертификации при обязательной сертификации?
2. Каковы функции аккредитованных испытательных лабораторий (центров) при осуществлении обязательной сертификации?
Задание № 4. Ответьте письменно на нижеприведенные вопросы:
1. Что называется процессом?
2. Дать определение декларирования.
3. Дать определение декларации.
4. Дать определение сертификации.
5. Дать определение сертификата соответствия.
6. Продолжить определение «Орган по сертификации – это…».
7. Продолжить определение «Система сертификации – это...».
9. Продолжить определение «Знак соответствия – это...».
10. Продолжить определение «Оценка соответствия – это...».
11. Форма подтверждения соответствия – это...
12. Схема подтверждения соответствия – это...
13. Сертификат соответствия – это...
14. Подтверждение соответствия – это...
15. Идентификация продукции – это...
16. Перечислить цели подтверждения соответствия.
17. На основе каких принципов осуществляется подтверждение соответствия?
18. Какой характер может носить подтверждение соответствия?
19. В какой форме осуществляется добровольное подтверждение соответствия?
20. В каких формах осуществляется обязательное подтверждение соответствия?
21. По чьей инициативе осуществляется добровольное подтверждение соответствия?
22. Назвать объекты добровольного подтверждения соответствия.
23. Какие функции органа по сертификации, действующего в добровольной системе сертификации, перечислены в Федеральном законе?
24. Кем может быть создана система добровольной сертификации?
25. Кто устанавливает перечень объектов, подлежащих сертификации, правила выполнения работ и порядок их оплаты?
26. Кем устанавливаются порядок регистрации системы добровольной сертификации и размер оплаты за неё?
27. В каких случаях проводится обязательное подтверждение соответствия?
28. Что является объектом обязательного подтверждения соответствия?
29. По каким схемам может осуществляться декларирование соответствия?
30. Чем могут маркироваться объекты сертификации, сертифицированные в системе добровольной системе сертификации?
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ № 4
ИЗУЧЕНИЕ ФЗ «О ТЕХНИЧЕСКОМ РЕГУЛИРОВАНИИ». СЕРТИФИКАЦИЯ
Цель работы:
- изучить статью 25 (глава 4) Федерального закона «О техническом регулировании» и законспектировать её;
- осуществить проверку подлинности и правильности заполнения сертификатов соответствия.
Задание № 1. Изучите статью 25 ФЗ «О техническом регулировании». Из статьи 25 этого Федерального закона выписать перечень того, что включает в себя сертификат соответствия.
Задание № 2. Ознакомьтесь с сертификатами соответствия при обязательной сертификации продукции и с сертификатами соответствия при добровольной сертификации продукции в следующей последовательности:
1. Согласно статье 25 ФЗ «О техническом регулировании» форма сертификата соответствия утверждается федеральным органом исполнительной власти по техническому регулированию.
2. Изучите конкретные сертификаты соответствия продукции требованиям технических регламентов.
Задание № 3. Выучите правила заполнения бланка сертификата соответствия.
Задание № 4. Ознакомьтесь с формой сертификата соответствия при обязательной сертификации продукции.
Задание № 5. Проверьте подлинность и правильность заполнения сертификата соответствия при обязательной сертификации продукции.
Задание № 6. Ознакомьтесь с формой сертификата соответствия при добровольной сертификации продукции.
Задание № 7. Проверьте подлинность и правильность заполнения сертификата соответствия при добровольной сертификации продукции.
Задание № 8. Проанализируйте формы сертификата соответствия при обязательной сертификации продукции и формы сертификата соответствия при добровольной сертификации продукции, найти и перечислить их отличительные признаки.
Задание № 9. Ознакомьтесь со схемами сертификации продукции (1, 1а, 2, 2а, 3, 3а, 4, 4а, 5, 6, 7, 8, 9, 9а, 10, 10а) в соответствии с «Порядком проведения сертификации продукции в Российской Федерации».
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ № 5
ИЗУЧЕНИЕ ФЗ «О ТЕХНИЧЕСКОМ РЕГУЛИРОВАНИИ». ДЕКЛАРИРОВАНИЕ СООТВЕТСТВИЯ
Цель работы:
- изучить статьи 20, 23, 24 (глава 4) и статью 46 (глава 10) Федерального закона «О техническом регулировании»;
- ознакомиться с формой декларации о соответствии, различными декларациями о соответствии и со схемами декларирования.
Задание № 1. Ознакомьтесь со статьями 20, 23, 24 и пунктом 4 статьи 46 ФЗ «О техническом регулировании». Законспектируйте их, опишите содержание декларации о соответствии.
Задание № 2. Ответьте письменно на нижеприведенные вопросы:
1. Какие формы подтверждения соответствия Вы знаете?
2. В каких формах осуществляется обязательное подтверждение соответствия?
3. По каким схемам осуществляется декларирование соответствия?
4. Имеют ли декларация о соответствии и сертификат соответствия равную юридическую силу?
5. В течение какого срока хранятся у заявителя декларация о соответствии и составляющие доказательственные материалы?
6. Где указывается срок действия декларации?
8. Кто может быть заявителем при декларировании соответствия?
9. При декларировании соответствия на основе собственных доказательств какие документы могут использоваться в качестве доказательных материалов?
Задание № 3. Изучите конкретную декларацию о соответствии.
Задача № 4. Ознакомьтесь со схемами декларирования соответствия, изложенными в документе «Порядок проведения сертификации продукции в РФ».
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ № 6
ИЗУЧЕНИЕ ФЗ «О ТЕХНИЧЕСКОМ РЕГУЛИРОВАНИИ». АККРЕДИТАЦИЯ ОРГАНОВ ПО СЕРТИФИКАЦИИ
И ИСПЫТАТЕЛЬНЫХ ЛАБОРАТОРИЙ (ЦЕНТРОВ)»
Цель работы:
- изучить статью 2 (глава 1), статью 31 (глава 5) и пункт 8 статьи 46 (глава 10) Федерального закона «О техническом регулировании» и законспектировать её.
Задание № 1. Законспектируйте и ответьте на следующие вопросы:
1. Аккредитация – это...
2. Перечислите цели аккредитации органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров).
3. На основе каких принципов осуществляется аккредитация органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров)?
4. Кем определяется порядок аккредитации органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров)?
5. Какие работы выполняют аккредитованные органы по сертификации и испытательные лаборатории (центры?)
6. До какого времени считаются действительными документы об аккредитации, выданные в установленном порядке органам по сертификации и аккредитованным испытательным лабораториям (центрам) до вступления в силу Федерального закона «О техническом регулировании», а также документы, подтверждающие соответствие (сертификат соответствия, декларация о соответствии) и принятые до вступления в силу этого Федерального закона?
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ № 7
ИЗУЧЕНИЕ ПОСТРОЕНИЯ СТАНДАРТА
Цель работы:
- изучить категории и виды стандартов:
- изучить порядок построения стандартов.
Материал для работы: ФЗ «О стандартизации в РФ».
Задание № 1. Ознакомьтесь с каждым из предложенных стандартов, изучив их обозначение, структурные элементы, содержание.
Задание № 2. Заполните таблицу по всем вопросам, используя данные каждого стандарта.
№ Стандарт 1 2 3
1 Номер стандарта
2 Наименование стандарта
3 Категория стандарта
4 Вид и подвид
5 Группа
6 Код по классификатору
7 Разделы стандарта 1.
2.
3. 1.
2.
3. 1.
2.
3.
8 Краткий анализ разделов 1.
2.
3. 1.
2.
3. 1.
2.
3.
Контрольные вопросы:
1. Проведите сравнение стандартов разных видов. Охарактеризуйте отличительные особенности по объектам стандартизации, сфере применения, структуре.
3. Изложите требования к содержанию стандартов разных стран.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ № 8
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОРГАНОЛЕПТИЧЕСКИХ И ФИЗИКО-ХИМИЧЕСКИХ СВОЙСТВ МУКИ
Порядок работы:
Задание № 1: Навеску муки массой 50 г (сортовой) или 100 г (обойной) высыпают на верхнее сито, закрывают крышкой, закрепляют набор сит на платформе рассева и включают рассев. Просеивают в течение 8 мин, останавливают мотор, слегка постукивают по ячейкам сит и снова просеивают в течение 2 мин. Для очистки сит при просеивании на каждое сито помещают 5 резиновых кружочков диаметром около 1,0 см, толщиной 0,3 см и массой около 0,5 г каждый. По
Допускается просеивание навески муки вручную.
Результаты выражают с точностью до 0,1 % - при результате определения до 0,5 %; до 1,0 % - при результате определения свыше 0,5 %. Допускаемые расхождения (%) при контрольных определениях крупности помола не должны превышать значений приведенных ниже.
Остаток на сите:
- для муки пшеничной высшего сорта – 2,0
- для остальных сортов пшеничной (кроме высшего) и ржаной муки – 1,0
Проход через сито:
- для муки пшеничной (кроме высшего и первого сортов) и ржаной обдирной и обойной – 4,0
- для пшеничной первого сорта и ржаной сеяной – 6,0
Задание № 2. Органолептические и физико-химические показатели качества муки запишите в таблицы.
Результаты анализа
Дата анализа _________________________________________________
Вид и сорт муки ______________________________________________
Органолептические показатели качества муки
Наименование
показателя Характеристика
исследуемого образца по стандарту
Цвет
Запах
Вкус
Содержание минеральной примеси
Зараженность вредителями
Физико-химические показатели качества муки
Наименование показателя Значение показателей по вариантам Норма по стандарту
1 2 3 4 среднее
Влажность, %
- стандартным методом
- экспресс-методом
Кислотность титруемая, град
Крупность помола, %:
- остаток на сите из шелковой ткани
- проход через сито из шелковой
ткани
Клейковина сырая:
- массовая доля, %
качество, группа
Задание № 3. Дайте заключение о качестве муки с указанием признаков нестандартности.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ № 9
ИЗУЧЕНИЕ И СРАВНЕНИЕ СТАНДАРТОВ РОССИИ И США
Задание № 1. Изучить стандарты России и США на органолептические показатели.
Задание № 2. Выявить различия в стандартах России и США.
Задание № 3. Заполните таблицу по всем вопросам, используя данные каждого стандарта.
№ Стандарт РФ США
1 Состояние зерна
2 Запах зерна
3 Цвет зерна
4 Зараженность вредителями
5 Сорная примесь
6 Зерновая примесь
Контрольные вопросы:
1. Проведите сравнение стандартов. Охарактеризуйте отличительные особенности.
2. Изложите требования к содержанию стандартов разных стран.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ № 10
ОПРЕДЕЛЕНИЕ КАЧЕСТВА ПИЩЕВЫХ ПРОДУКТОВ ПО ВКУСУ
(ВКУСОВЫЕ ОЩУЩЕНИЯ)
Известны четыре основных вида вкуса, которые могут ощущаться: сладкий, соленый, кислый, горький. Кроме того, вкус может быть смешанным: горько-сладкий - рябина, кисло-сладкий - квашеные овощи, хлеб и др. Ощущения вкуса возникает только в том случае, если исследуемое вещество находится в растворенном состоянии (в воде или слюне). Каждое вкусовое вещество дает соответствующее ощущение при определенной минимальной концентрации. Эта минимальная концентрация называется порогом ощущения.
При определении вкуса твердых, сыпучих продуктов (муки, печенья, пряников, хлеба, конфет и др.) их тщательно пережевывают, распознавая при этом вкусовые ощущения.
При оценке жидких продуктов (соков, вина, экстрактов, сиропов, молока и т.д.) берут глоток напитка и перекатывают
При определении вкуса продукта необходимо обратить внимание послевкусие, т.е. вкусовые ощущения, возникшие после проглатывания продукта. Результаты органолептической оценки запишите в таблицу.
Органолептическая оценка продуктов
Наименование
продукта Внеш-ний вид Цвет Прозрач-ность Консис-тенция Запах Вкус Заключение
1 2 3 4 5 6 7 8
Перечень тем конспектов
Тема №1. Комплексная и опережающая стандартизация
Тема № 2. Национальная система стандартизации Российской Федерации (НСС РФ)
Тема № 3. Нормативные документы по стандартизации: стандарты, общероссийские классификаторы, правила по стандартизации (ПР), рекомендации по стандартизации (Р), технические условия (ТУ). Категории стандартов.
Тема № 4. Межотраслевые организационно-методические и общетехнические системы и комплексы стандартов.
Тема № 5. Межгосударственная система стандартизации (МГСС). Евразийский совет по стандартизации, метрологии и сертификации (ЕАСС).
Тема № 6. Международная и региональная стандартизация. Международные организации по стандартизации, метрологии и качеству продукции: ИСО, МЭК, МСЭ, МОЗМ и др.
Тема № 7. Метрологическое обеспечение и метрологическая служба Российской Федерации. Государственный метрологический контроль и надзор. Проверка и калибровка средств измерений.
Тема № 8. Схемы декларирования. Схемы сертификации, применяемые в системе ГОСТ Р.
Тема № 9. Показатели безопасности продовольственного сырья и сельскохозяйственной пищевой продукции. Классификация основных загрязнителей. Контаминанты химического происхождения.
Тема № 10. Физико-химические показатели качества зерна. Титруемая кислотность, как дополнительный признак, характеризующий свежесть. Зольность зерна.
Тема № 11. Показатели технологических свойств зерна. Комплекс показателей, характеризующих мукомольные свойства. Хлебопекарные достоинства муки.
Тема № 12. Особенности стандартизации мятликовых, бобовых и масличных культур.
Тема № 13. Стандартизация и оценка соответствия картофеля, овощей и плодов.
Тема № 14. Стандартизация технических культур.
Тема № 15. Стандартизация кормов растительного происхождения.
Тема № 16. Стандартизация семян и посадочного материала.
Тема № 17. Стандартизация систем менеджмента качества и экологического менеджмента. Применение стандартов ИСО серии 9000 в управлении качеством продукции
Перечень тем сообщений
Комплект индивидуальных практических заданий
Перечень тем конспектов
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– правильность ответа по содержанию задания (учитывается количество и характер ошибок при ответе);
– полнота и глубина ответа (учитывается количество усвоенных фактов, понятий и т.п.);
– сознательность ответа (учитывается понимание излагаемого материала);
– логика изложения материала (учитывается умение строить целостный, последовательный рассказ, грамотно пользоваться специальной терминологией);
– использование дополнительного материала;
– рациональность использования времени, отведенного на задание (не одобряется затянутость выполнения задания, устного ответа во времени, с учетом индивидуальных особенностей обучающихся).
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- теоретический уровень знаний;
- качество ответов на вопросы;
- подкрепление материалов фактическими данными (статистические данные или др.);
- практическая ценность материала;
- способность делать выводы;
- способность отстаивать собственную точку зрения;
- способность ориентироваться в представленном материале;
- степень участия в общей дискуссии.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
(дискуссии, полемики, диспута, дебатов)
«отлично»
используется терминология; показано умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации; высказывать свою точку зрения.
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
– правильность формулировки и использования понятий и категорий;
– правильность выполнения заданий/ решения задач;
– аккуратность оформления работы и др.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
(обязательно для дисциплин, где по УП предусмотрена контрольная работа)
для учета в рейтинге (оценка)
Примерная шкала оценивания:
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Примерные критерии оценивания:
– правильность выполнения задания на практическую/лабораторную работу в соответствии с вариантом;
– степень усвоения теоретического материала по теме практической /лабораторной работы;
– способность продемонстрировать преподавателю навыки работы в инструментальной программной среде, а также применить их к решению типовых задач, отличных от варианта задания;
– качество подготовки отчета по практической / лабораторной работе;
– правильность и полнота ответов на вопросы преподавателя при защите работы
и др.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания практических занятий (лабораторных работ):
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
В качестве критериев могут быть выбраны, например:
– соответствие срока сдачи работы установленному преподавателем;
– соответствие содержания и оформления работы предъявленным требованиям;
– способность выполнять вычисления;
– умение использовать полученные ранее знания и навыки для решения конкретных задач;
– умение отвечать на вопросы, делать выводы, пользоваться профессиональной и общей лексикой;
– обоснованность решения и соответствие методике (алгоритму) расчетов;
расчетно-графической работы, работы на тренажере
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Материалы тестовых заданий следует сгруппировать по темам/разделам изучаемой дисциплины (модуля) в следующем виде:
Тема (темы) / Раздел дисциплины (модуля)
Тестовые задания по данной теме (темам)/Разделу с указанием правильных ответов.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- отношение правильно выполненных заданий к общему их количеству
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
Задачи реконструктивного уровня
Задачи творческого уровня
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота знаний теоретического контролируемого материала;
– полнота знаний практического контролируемого материала, демонстрация умений и навыков решения типовых задач, выполнения типовых заданий/упражнений/казусов;
– умение самостоятельно решать проблему/задачу на основе изученных методов, приемов, технологий;
– умение ясно, четко, логично и грамотно излагать собственные размышления, делать умозаключения и выводы;
– полнота и правильность выполнения задания.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ четко структурирован и выстроен в заданной логике. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа укладывается в заданные рамки при сохранении смысла.
Продемонстрировано умение аргументировано излагать собственную точку зрения. Видно уверенное владение освоенным материалом, изложение сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.
Высокая степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала: стилистические обороты, манера изложения, словарный запас. Отсутствуют стилистические и орфографические ошибки в тексте.
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
– степень владения понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины;
– знание фактического материала, отсутствие фактических ошибок;
– умение логически выстроить материал ответа;
– умение аргументировать предложенные подходы и решения, сделанные выводы;
– степень самостоятельности, грамотности, оригинальности в представлении материала (стилистические обороты, манера изложения, словарный запас, отсутствие или наличие грамматических ошибок);
– выполнение требований к оформлению работы.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся).
Примерная шкала оценивания письменных работ:
(рефератов, докладов, сообщений)
Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ в достаточной степени структурирован и выстроен в заданной логике без нарушений общего смысла. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа незначительно превышает заданные рамки при сохранении смысла.
Продемонстрировано умение аргументированно излагать собственную точку зрения, но аргументация не всегда убедительна. Изложение лишь отчасти сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.
Достаточная степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала. Встречаются мелкие и не искажающие смысла ошибки в стилистике, стилистические штампы. Есть 1–2 орфографические ошибки.
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
Продемонстрировано достаточное владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины, есть ошибки в употреблении и трактовке терминов, расшифровке аббревиатур.
Ошибки в использовании категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ плохо структурирован, нарушена заданная логика. Части ответа логически разорваны, нет связок между ними. Ошибки в представлении логической структуры проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа в существенной степени (на 25–30%) отклоняется от заданных рамок.
Нет собственной точки зрения либо она слабо аргументирована. Примеры, приведенные в ответе в качестве практических иллюстраций, в малой степени соответствуют изложенным теоретическим аспектам.
Текст работы примерно наполовину представляет собой стандартные обороты и фразы из учебника/лекций. Обилие ошибок в стилистике, много стилистических штампов. Есть 3–5 орфографических ошибок.
Работа выполнена не очень аккуратно, встречаются помарки и исправления.
Продемонстрировано крайне слабое владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (неуместность употребления, неверные аббревиатуры, искаженное толкование и т.д.), присутствуют многочисленные ошибки в употреблении терминов.
Продемонстрировано крайне низкое (отрывочное) знание фактического материала, много фактических ошибок – практически все факты (данные) либо искажены, либо неверны.
Ответ представляет собой сплошной текст без структурирования, нарушена заданная логика. Части ответа не взаимосвязаны логически. Нарушена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа более чем в 2 раза меньше или превышает заданный. Показаны неверные ассоциативные взаимосвязи категорий и терминов дисциплины.
Отсутствует аргументация изложенной точки зрения, нет собственной позиции. Отсутствуют примеры из практики либо они неадекватны.
Текст ответа представляет полную кальку текста учебника/лекций. Стилистические ошибки приводят к существенному искажению смысла. Большое число орфографических ошибок в тексте (более 10 на страницу).
Работа выполнена неаккуратно, с обилием помарок и исправлений. В работе один абзац и больше позаимствован из какого-либо источника без ссылки на него.
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- соответствие решения сформулированным в кейсе вопросам (адекватность проблеме и рынку);
- оригинальность подхода (новаторство, креативность);
- применимость решения на практике;
- глубина проработки проблемы (обоснованность решения, наличие альтернативных вариантов, прогнозирование возможных проблем, комплексность решения).
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Концепция игры
Роли:
Задания (вопросы, проблемные ситуации и др.)
Ожидаемый (е) результат(ы)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
качество усвоения информации;
выступление;
содержание вопроса;
качество ответов на вопросы;
значимость дополнений, возражений, предложений;
уровень делового сотрудничества;
соблюдение правил деловой игры;
соблюдение регламента;
активность;
правильное применение профессиональной лексики.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
для учета в рейтинге (оценка)
Индивидуальные творческие задания (проекты):
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- актуальность темы;
- соответствие содержания работы выбранной тематике;
- соответствие содержания и оформления работы установленным требованиям;
- обоснованность результатов и выводов, оригинальность идеи;
- новизна полученных данных;
- личный вклад обучающихся;
- возможности практического использования полученных данных.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
п/п