учреждение высшего образования
«Бурятская государственная сельскохозяйственная академия имени В.Р. Филиппова»
Агрономический факультет
Почвоведение и агрохимия
Направленность (профиль) Агроэкология
в учебном плане
является дисциплиной обязательной для изучения
Семестр 7
Зав. кафедрой Хутакова С.В.
п/п
на заседании кафедры
Заведующий кафедрой
Мантатова Н.В.
(представитель работодателя)
Задачи: овладение знаниями об опасностях, угрожающих человеку в современной повседневной жизни и в чрезвычайных ситуациях природного, социального и техногенного характера; формирование у обучающихся знаний правовых, нормативно-технических и организационных основ безопасности жизнедеятельности; ознакомление с особенностями принятия решений по защите производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий, принятие мер по ликвидации их последствий.
УК-8: Способен создавать и поддерживать в повседневной жизни и в профессиональной деятельности безопасные условия жизнедеятельности для сохранения природной среды, обеспечения устойчивого развития общества, в том числе при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций и военных конфликтов;
ИД-2 Не знает и не понимает основные опасности при чрезвычайных ситуациях и военных конфликтах, их свойства и характеристики
ОПК-3: Способен создавать и поддерживать безопасные условия выполнения производственных процессов;;
ИД-2 Не знает и не понимает вредные и опасные производственные факторы на рабочем месте
УК-8: Способен создавать и поддерживать в повседневной жизни и в профессиональной деятельности безопасные условия жизнедеятельности для сохранения природной среды, обеспечения устойчивого развития общества, в том числе при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций и военных конфликтов;
ИД-2 Плохо знает основные опасности при чрезвычайных ситуациях и военных конфликтах, их свойства и характеристики
ОПК-3: Способен создавать и поддерживать безопасные условия выполнения производственных процессов;;
ИД-2 Плохо знает и понимает вредные и опасные производственные факторы на рабочем месте
УК-8: Способен создавать и поддерживать в повседневной жизни и в профессиональной деятельности безопасные условия жизнедеятельности для сохранения природной среды, обеспечения устойчивого развития общества, в том числе при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций и военных конфликтов;
ИД-2 Знает опасности при чрезвычайных ситуациях и военных конфликтах, их свойства и характеристики
ОПК-3: Способен создавать и поддерживать безопасные условия выполнения производственных процессов;;
ИД-2 Знает и понимает вредные и опасные производственные факторы на рабочем месте, но допускает ошибки
УК-8: Способен создавать и поддерживать в повседневной жизни и в профессиональной деятельности безопасные условия жизнедеятельности для сохранения природной среды, обеспечения устойчивого развития общества, в том числе при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций и военных конфликтов;
ИД-2 Хорошо знает основные опасности при чрезвычайных ситуациях и военных конфликтах, их свойства и характеристики
ОПК-3: Способен создавать и поддерживать безопасные условия выполнения производственных процессов;;
ИД-2 Знает и понимает вредные и опасные производственные факторы на рабочем месте
УК-8: Способен создавать и поддерживать в повседневной жизни и в профессиональной деятельности безопасные условия жизнедеятельности для сохранения природной среды, обеспечения устойчивого развития общества, в том числе при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций и военных конфликтов;
ИД-2 Не умеет выбирать методы и средства защиты при возникновении чрезвычайных ситуаций и военных конфликтов
ОПК-3: Способен создавать и поддерживать безопасные условия выполнения производственных процессов;;
ИД-2 Не умеет выбирать методы защиты от опасностей применительно к сфере своей деятельности
ИД-2 Плохо выбирает методы защиты от опасностей применительно к сфере своей деятельности
УК-8: Способен создавать и поддерживать в повседневной жизни и в профессиональной деятельности безопасные условия жизнедеятельности для сохранения природной среды, обеспечения устойчивого развития общества, в том числе при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций и военных конфликтов;
ИД-2 Плохо выбирает методы и средства защиты при возникновении чрезвычайных ситуаций и военных конфликтов
ОПК-3: Способен создавать и поддерживать безопасные условия выполнения производственных процессов;;
ИД-2 Умеет выбирать методы защиты от опасностей применительно к сфере своей деятельности, но допускает ошибки
УК-8: Способен создавать и поддерживать в повседневной жизни и в профессиональной деятельности безопасные условия жизнедеятельности для сохранения природной среды, обеспечения устойчивого развития общества, в том числе при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций и военных конфликтов;
ИД-2 Умеет выбирать методы и средства защиты при возникновении чрезвычайных ситуаций и военных конфликтов, но допускает ошибки
ОПК-3: Способен создавать и поддерживать безопасные условия выполнения производственных процессов;;
ИД-2 Умеет выбирать методы защиты от опасностей применительно к сфере своей деятельности
УК-8: Способен создавать и поддерживать в повседневной жизни и в профессиональной деятельности безопасные условия жизнедеятельности для сохранения природной среды, обеспечения устойчивого развития общества, в том числе при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций и военных конфликтов;
ИД-2 Умеет выбирать методы и средства защиты при возникновении чрезвычайных ситуаций и военных конфликтов
ОПК-3: Способен создавать и поддерживать безопасные условия выполнения производственных процессов;;
ИД-2 Не владеет навыками безопасной работы при выполнении производственных процессов
УК-8: Способен создавать и поддерживать в повседневной жизни и в профессиональной деятельности безопасные условия жизнедеятельности для сохранения природной среды, обеспечения устойчивого развития общества, в том числе при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций и военных конфликтов;
ИД-2 Не владеет основными способами защиты персонала при возникновении чрезвычайных ситуаций и военных конфликтов
ОПК-3: Способен создавать и поддерживать безопасные условия выполнения производственных процессов;;
ИД-2 Плохо владеет навыками безопасной работы при выполнении производственных процессов
УК-8: Способен создавать и поддерживать в повседневной жизни и в профессиональной деятельности безопасные условия жизнедеятельности для сохранения природной среды, обеспечения устойчивого развития общества, в том числе при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций и военных конфликтов;
ИД-2 Плохо владеет основными способами защиты персонала при возникновении чрезвычайных ситуаций и военных конфликтов
ОПК-3: Способен создавать и поддерживать безопасные условия выполнения производственных процессов;;
ИД-2 Владеет навыками безопасной работы при выполнении производственных процессов, но допускает ошибки
УК-8: Способен создавать и поддерживать в повседневной жизни и в профессиональной деятельности безопасные условия жизнедеятельности для сохранения природной среды, обеспечения устойчивого развития общества, в том числе при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций и военных конфликтов;
ИД-2 Владеет основными способами защиты персонала при возникновении чрезвычайных ситуаций и военных конфликтов, но допускает ошибки
ИД-2 Владеет основными способами защиты персонала при возникновении чрезвычайных ситуаций и военных конфликтов
ОПК-3: Способен создавать и поддерживать безопасные условия выполнения производственных процессов;;
ИД-2 Владеет навыками безопасной работы при выполнении производственных процессов
форма текущего контроля успеваемости)
работ
жизнедеятельности
жизнедеятельности
Изучение устройства огнетушителей
2. Безопасность жизнедеятельности. Защитные сооружения : учебное пособие для обучающихся по всем направлениям подготовки бакалавров и специалистов / М-во сел. хоз-ва РФ, Бурятская ГСХА им. В.Р. Филиппова ; сост.: С. Д. Саможапова, О. Д. Багинова. - Улан-Удэ : ФГБОУ ВО БГСХА, 2021. - 83 с.
3. Безопасность жизнедеятельности. Производственный травматизм и профессиональные заболевания : учебно-методическое пособие для обучающихся по направлениям подготовки специалистов и бакалавров / М-во сел. хоз-ва РФ, Бурятская ГСХА им. В.Р. Филиппова ; сост.: С. Д. Саможапова, О. Д. Багинова. - Улан-Удэ : ФГБОУ ВО БГСХА, 2021. - 81 с.
4. Безопасность жизнедеятельности. Противодействие терроризму : учебное пособие для обучающихся по всем направлениям подготовки бакалавров, специалистов / М-во сельского хоз-ва Рос. Федерации, Бурятская ГСХА им. В. Р. Филиппова ; сост.: С. Д. Саможапова, О. Д. Багинова ; рец.: Т. В. Еремина, А. Г. Шаргаев . - Улан-Удэ : Бурятская ГСХА им. В.Р. Филиппова, 2023. - 98 с. : табл.
Microsoft OfficeProPlus 2016 RUS OLP NL Acdmc. Договор № ПП-61/2015 г. О поставке программных продуктов от 9 декабря 2015 года
Microsoft Windows Vista Business Russian Upgrade Academic OPEN No Level Государственный контракт № 25 от 1 апреля 2008 года
http://www.garant.ru/
- использование специализированных (адаптированных) рабочих программ дисциплин (модулей) и методов обучения и воспитания, включая наличие альтернативной версии официального сайта организации в сети «Интернет» для слабовидящих;
- использование специальных учебников, учебных пособий и других учебно-методических материалов, включая альтернативные форматы печатных материалов (крупный шрифт или аудиофайлы);
- использование специальных технических средств обучения (мультимедийное оборудование, оргтехника и иные средства) коллективного и индивидуального пользования, включая установку
мониторов с возможностью трансляции субтитров, обеспечение надлежащими звуковыми
воспроизведениями информации;
- предоставление услуг ассистента (при необходимости), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь или услуги сурдопереводчиков / тифлосурдопереводчиков;
- проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий для разъяснения отдельных вопросов изучаемой дисциплины (модуля);
- проведение процедуры оценивания результатов обучения возможно с учетом особенностей нозологий (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, в форме тестирования и т.п.) при использовании доступной формы предоставления заданий оценочных средств и ответов на задания (в печатной форме увеличенным шрифтом, в форме аудиозаписи, в форме электронного документа, задания зачитываются ассистентом, задания предоставляются с использованием сурдоперевода) с
использованием дополнительного времени для подготовки ответа;
- обеспечение беспрепятственного доступа обучающимся в учебные помещения, туалетные и другие помещения организации, а также пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов и других приспособлений);
- обеспечение сочетания онлайн и офлайн технологий, а также индивидуальных и коллективных форм работы в учебном процессе, осуществляемом с использованием дистанционных образовательных технологий;
- и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение ОПОП ВО.
В целях реализации ОПОП ВО в академии оборудована безбарьерная среда, учитывающая потребности лиц с нарушением зрения, с нарушениями слуха, с нарушениями опорно-двигательного
аппарата. Территория соответствует условиям беспрепятственного, безопасного и удобного передвижения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Вход в учебный корпус
оборудован пандусами, стекла входных дверей обозначены специальными знаками для слабовидящих, используется система Брайля. Сотрудники охраны знают порядок действий при прибытии в академию лица с ограниченными возможностями. В академии создана толерантная социокультурная среда, осуществляется необходимое сопровождение образовательного процесса,
при необходимости предоставляется волонтерская помощь обучающимся инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья.
2. Оценочные материалы является составной частью нормативно-методического обеспечения системы оценки качества освоения обучающимися указанной дисциплины (модуля).
3. При помощи оценочных материалов осуществляется контроль и управление процессом формирования обучающимися компетенций, из числа предусмотренных ФГОС ВО в качестве результатов освоения дисциплины (модуля).
4. Оценочные материалы по дисциплине (модулю) включают в себя:
- оценочные средства, применяемые при промежуточной аттестации по итогам изучения дисциплины (модуля).
- оценочные средства, применяемые в рамках индивидуализации выполнения, контроля фиксированных видов ВАРО;
- оценочные средства, применяемые для текущего контроля;
5. Разработчиками оценочных материалов по дисциплине (модулю) являются преподаватели кафедры, обеспечивающей изучение обучающимися дисциплины (модуля), в Академии. Содержательной основой для разработки оценочных материалов является Рабочая программа дисциплины (модуля).
Комплект контрольных вопросов для проведения устных опросов
Контрольные работы
Темы инструкций
Комплект заданий для деловой игры
Кейс-задания
Ситуационные задачи
Комплект тестовых заданий
Темы конспектов
Безопасность жизнедеятельности
2) охватывает все разделы дисциплины
1. Цель, предмет, задачи дисциплины (УК-8, ОПК-3).
2. Основные понятия и определения (УК-8, ОПК-3).
4. Объекты, субъекты, системы безопасности (УК-8, ОПК-3).
5. Аксиомы безопасности жизнедеятельности (УК-8, ОПК-3).
6. Законодательные и нормативные правовые основы управления безопасностью жизнедеятельности (УК-8, ОПК-3).
7. Управление и организация работы по охране труда на предприятии (УК-8, ОПК-3).
8. Обучение и инструктирование работников по безопасности труда. (УК-8, ОПК-3).
9. Разработка инструкций по охране труда (УК-8, ОПК-3).
10. Подсистема «Биосфера-техносфера» (УК-8, ОПК-3).
11. Подсистема «Человек-техносфера» (УК-8, ОПК-3).
12. Подсистема «Человек-социальная среда» (УК-8, ОПК-3).
13. Культура безопасности жизнедеятельности (УК-8, ОПК-3).
14. Классификация негативных факторов среды обитания (УК-8, ОПК-3).
15. Источники и характеристики основных негативных факторов и особенности их действия на человека (УК-8, ОПК-3).
16. Химические негативные факторы (вредные вещества) (УК-8, ОПК-3).
17. Биологические негативные факторы (УК-8, ОПК-3).
18. Пожары. Устройство и принципы действия огнетушителей (УК-8, ОПК-3).
19. Опасные механические факторы (УК-8, ОПК-3).
20. Основные принципы, методы и средства защиты (УК-8, ОПК-3).
21. Защита от химических и биологических негативных факторов (УК-8, ОПК-3).
22. Защита от шума, инфразвука, ультразвука и вибраций (УК-8, ОПК-3).
23. Защита от электрического тока (УК-8, ОПК-3).
24. Средства производственной безопасности (УК-8, ОПК-3).
25. Средства индивидуальной защиты (УК-8, ОПК-3).
26. Микроклимат и комфортные условия жизнедеятельности (УК-8, ОПК-3).
27. Основные требования к производственному освещению (УК-8, ОПК-3).
28. Психические процессы, свойства и состояние, влияющие на безопасность (УК-8, ОПК-3).
29. Виды трудовой деятельности: физический и умственный труд, формы труда, творческий труд (УК-8, ОПК-3).
30. Классификация условий труда по тяжести и напряженности трудового процесса (УК-8, ОПК-3).
31. Классификация условий труда по факторам производственной среды (УК-8, ОПК-3).
32. Правила по охране труда при производстве ландшафтных работ (УК-8, ОПК-3).
33. Классификация чрезвычайных ситуаций (УК-8, ОПК-3).
34. Чрезвычайные ситуации природного характера (УК-8, ОПК-3).
35. Чрезвычайные ситуации техногенного характера (УК-8, ОПК-3).
36. Чрезвычайные ситуации биолого-социального характера. Чрезвычайные ситуации военного характера (УК-8, ОПК-3).
37. Ядерное оружие (УК-8, ОПК-3).
38. Химическое оружие (УК-8, ОПК-3).
39. Биологическое (бактериологическое) оружие (УК-8, ОПК-3).
40. Терроризм (УК-8, ОПК-3).
41. Защита населения в чрезвычайных ситуациях (ЧС) (УК-8, ОПК-3).
42. Способы и мероприятия по защите населения в ЧС (УК-8, ОПК-7).
43. Осуществление защиты населения в ЧС (УК-8, ОПК-3).
44. Укрытие населения в защитных сооружениях (УК-8, ОПК-3).
45. Аварийно-спасательные и другие неотложные работы (АСДНР) (УК-8, ОПК-3).
46. Использование средств индивидуальной защиты (УК-8, ОПК-3).
47. Комплекс мероприятий, проводимых в целях защиты населения в ЧС (УК-8, ОПК-3).
48. Подготовка населения к действиям ЧС (УК-8, ОПК-3).
49. Планирование защиты населения в ЧС (УК-8, ОПК-3).
50. Эвакуация и рассредоточение. Оповещение (УК-8, ОПК-3).
51. Ликвидация последствий ЧС (УК-8, ОПК-3).
52. Общие принципы оказания первой помощи (УК-8, ОПК-3).
53. Алгоритм (порядок проведения) осуществления первой помощи при поражении электрическим током (УК-8).
54. Алгоритм (порядок проведения) осуществления первой помощи при утоплении (УК-8).
55. Алгоритм (порядок проведения) осуществления первой помощи при извлечении из-под завала (УК-8).
56. Алгоритм (порядок проведения) осуществления первой помощи при укусах змей и ядовитых насекомых (УК-8).
57. Алгоритм (порядок проведения) осуществления первой помощи при вывихах и ушибах (УК-8).
58. Алгоритм (порядок проведения) осуществления первой помощи при открытых переломах конечностей (УК-8).
59. Алгоритм (порядок проведения) осуществления первой помощи при проникающих ранениях (УК-8).
60. Алгоритм (порядок проведения) осуществления первой помощи при артериальном кровотечении (УК-8).
61. Алгоритм (порядок проведения) осуществления первой помощи при венозном кровотечении (УК-8).
62. Алгоритм (порядок проведения) осуществления первой помощи при обморожениях (УК-8).
63. Алгоритм (порядок проведения) осуществления первой помощи при термических ожогах (УК-8).
64. Порядок проведения искусственной вентиляции легких (УК-8).
65. Порядок проведения наружного массажа сердца (УК-8).
66. Основы сердечно-легочной реанимации (УК-8).
Комплект контрольных вопросов для проведения устных опросов
Тема. Обучение и инструктирование работников по безопасности труда
1. Какие нормативные документы определяют организацию обучения, инструктажа и проверки знаний работников по вопросам охраны труда?
2. Кто несет ответственность за организацию обучения, инструктажа и проверки знаний работников по вопросам охраны труда на предприятии (в организации)?
3. Каков порядок повторной аттестации работников, не прошедших проверку знаний по вопросам охраны труда?
4. Где и в каком объеме проходят обучение по охране труда рабочие?
5. Как часто должны проходить проверку знаний по вопросам охраны труда руководители и специалисты?
6. В каких случаях проводится внеочередная проверка знаний руководителей и специалистов по охране труда?
7. Какие существуют виды инструктажа по охране труда?
8. Порядок проведения и регистрации вводного (первичного, повторного, внепланового, целевого) инструктажа.
Тема. Пожары.
1. Что такое пожар?
2. Причины возникновения пожаров?
3. Опасные факторы пожаров
4. Стадии пожара в помещениях
5. Как подразделяются средства пожаротушения?
6. Какие огнетушители предназначаются для тушения пожаров всех классов?
Тема. Человек и техносфера
1. Перечислите основные направления взаимодействия биосферы и техносферы.
2. Перечислите основные источники загрязнения атмосферы.
3. Что представляют собой кислотные дожди?
4. Перечислите негативные факторы производственной среды обитания.
5. Перечислите зоны городской среды обитания.
6. Перечислите основные опасности бытовой среды обитания.
7. Дайте определение социальной среды обитания.
8. Каковы причины демографического спада в России?
Тема. Психофизиологические и эргономические основы безопасности
1. Какие характеристики определяют тип высшей нервной деятельности?
2. В чем различие психических процессов, свойств и состояний?
3. Чем опасно состояние аффекта?
4. Каковы последствия дистресса?
5. Опишите поведение человека с преобладанием мотивации избегания в сложной ситуации.
6. Каковы особенности поведения холериков и сангвиников в сложных и опасных ситуациях?
7. Каковы причины возникновения опасных ситуаций по вине человека?
8. В чем заключается профотбор?
9. По каким параметрам определяют совместимость человека и машины?
10. Дайте характеристику классов условий труда.
Тема. Чрезвычайные ситуации и методы защиты в условиях их реализации
1. Дайте определение чрезвычайной ситуации (ЧС)
2. Как классифицируются ЧС по масштабам
3. Назовите три типа чрезвычайных ситуаций по происхождению
4. Перечислите основные природные чрезвычайные ситуации и способы защиты
5. Перечислите основные техногенные чрезвычайные ситуации и способы защиты
6. Классификация ЧС экологического характера
7. Назовите один из важнейших законов РФ, обеспечивающий защиту населения от ЧС.
Тема. Средства индивидуальной защиты и пользование ими. Назначение и классификация защитных сооружений
1. Как классифицируют убежища.
2. Какие части гражданских сооружений можно использовать в качестве противорадиационных укрытий (ПРУ).
3. Назовите основные коллективные средства защиты населения, применяемые в ГО от последствий чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени.
4. Поясните, когда и как подается сигнал «Внимание всем!».
5. Назовите составные части убежища (по предназначению).
6. На какие типы делятся средства индивидуальной защиты по назначению?
7. Что относится к медицинским средствам защиты.
Тема. Оказание первой помощи
1. В чем заключаются общие принципы оказания первой помощи?
2. Перечислите известные приемы оказания первой помощи на месте происшествия.
3. Схема оказания первой помощи на месте происшествия.
4. Признаки внезапной смерти (когда каждая секунда может стать роковой).
5. Признаки биологической смерти (когда проведение реанимации бесмысленно).
6. Каким образом осуществляется искусственное дыхание и закрытый массаж сердца?
7. Виды повязок и общие правила бинтования.
8. Назовите главную профилактическую меру предупреждения дальнейшего заражения ран микробами.
9. Характерные признаки артериального кровотечения.
10. Признаки венозного кровотечения.
12. Назовите виды переломов костей по характеру повреждения кожного покрова.
13. Основные виды поражений электрическим током.
14. Какие основные признаки обморока?
15. Перечислите основные клинические признаки теплового или солнечного удара.
Контрольные работы
Тема. Управление охраной труда и организация работы по охране труда на предприятии
Вариант № 1
Распределите обязанности должностных лиц по охране труда. Выберите правильный ответ.
А) обязанность руководителя предприятия
Б) обязанность специалиста службы охраны труда
В) обязанность главного специалиста
Д) обязанность руководителя производственного участка
1. Обеспечить организацию контроля за состоянием условий труда на рабочих местах, а также за правильностью применения работниками средств индивидуальной и коллективной защиты;
2. Своевременно и по установленным формам составлять заявки на средства индивидуальной защиты и обеспечивать выдачу спецодежды, спец обуви и других средств индивидуальной защиты, а также мыла, обез¬вреживающих средств, молока, лечебно-профилактического питания по действующим нормам и контролировать правильность их использования;
3. Оказывать содействие в организации санитарных постов и проведе¬нии предварительных, периодических медицинских осмотров работников основных профессий;
4. Изучение условий труда на рабочих местах, подготовка и внесение предложений о разработке и внедрении более совершенных конструкций оградительной техники, предохранительных и блокировочных устройств, других средств защиты от воздействия опасных и вредных производственных факторов;
5. Своевременная разработка и доработка инструкций по охране труда.
Вариант № 2
Распределите обязанности должностных лиц по охране труда. Выберите правильный ответ.
А) обязанность руководителя предприятия
Б) обязанность специалиста службы охраны труда
В) обязанность главного специалиста
Д) обязанность руководителя производственного участка
1. Оказание подразделениям предприятия методической помощи в составлении списков профессий и должностей, в соответствии с которыми ра¬ботники должны проходить обязательные медицинские осмотры, а также списков профессий и должностей, в соответствии с которыми на основании действующего законодательства работникам предоставляются компенсации и льготы за тяжелые, вредные или опасные условия труда;
2. Своевременное составление списков работников с вредными усло¬виями труда для прохождения периодических медицинских осмотров;
3. Ежеквартально подводить итоги работы по охране труда в подразде¬лениях, отрасли;
4. Обеспечить проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией работ по охране труда в организации;
5. Участвовать в разработке и выполнении планов улучшения условии труда.
Вариант № 3
Распределите обязанности должностных лиц по охране труда. Выберите правильный ответ.
А) обязанность руководителя предприятия
Б) обязанность специалиста службы охраны труда
В) обязанность главного специалиста
Д) обязанность руководителя производственного участка
1. Принимать меры по оборудованию уголков по технике безопасности в отделениях, цехах, на производственных участках и объектах;
2. Содержание и эксплуатацию оборудования, инструмента, инвентаря и приспособлений, грузоподъемных приспособлений и транспортных средств, предохранительных и оградительных устройств, санитарно-технических установок, организацию рабочих мест, производственных и бытовых помещений, проходов, проездов в соответствии с требованиями правил и норм техники безопасности и производственной санитарии;
3. Оказание подразделениям предприятия методической помощи при разработке и пересмотре инструкций по охране труда, стандартов предприятия системы стандартов безопасности труда; по организации инструктажа, обучения и проверки знаний работников по охране труда;
4. Обеспечить обязательное социальное страхование работников от несчастных случаев на производстве, профессиональных заболеваний;
5. Обеспечивать разработку безопасных маршрутов передвижения аг¬регатов и машин при выполнении работ.
Вариант № 4
Распределите обязанности должностных лиц по охране труда. Выберите правильный ответ.
А) обязанность руководителя предприятия
Б) обязанность специалиста службы охраны труда
В) обязанность главного специалиста
1. Проведение в установленные сроки через непосредственных руково¬дителей (бригадиров, мастеров и др.) первичного, повторного, внепланового инструктажей по охране труда на рабочем месте со всеми ра¬ботниками с обязательным оформлением их в журнале инструктажа;
2. Участие в проведении проверок, обследований технического со¬стояния зданий, сооружений, оборудования, машин и механизмов, эффек¬тивности работы вентиляционных систем, состояния санитарно-технических устройств, санитарно-бытовых помещений, средств коллек¬тивной и индивидуальной защиты работников, определении их соответствия требованиям нормативных правовых актов по охране труда, выявлении нарушений, которые создают угрозу жизни и здоровью работников или мо¬гут привести к аварии;
3. Обеспечить проведение за счет собственных средств обязательных предварительных (при поступлении на работе) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров (обследований) работников, внеочередных медицинских осмотров (обследований) работников по их просьбам в соответствии с медицинскими рекомендациями с сохранением за ними места работы (должности)и среднего заработка на время прохождения указанных мед. осмотров;
4. Осуществлять руководство разработкой и корректировкой инструк¬ций по охране труда в руководимой отрасли производства.
5. Организовывать и принимать участие в обучении специалистов среднего звена и рабочих по охране труда с последующей проверкой зна¬ний; проводить вводный и текущий инструктаж при выдаче наряда-допуска на особо опасные работы.
Вариант № 5
Распределите обязанности должностных лиц по охране труда. Выберите правильный ответ.
А) обязанность руководителя предприятия
Б) обязанность специалиста службы охраны труда
В) обязанность главного специалиста
Д) обязанность руководителя производственного участка
1. Обеспечение производственных участков инструкциями по охране труда, предупредительными знаками и т.д.;
2. Контролировать своевременность и качество первичного инструктажа на рабочем месте, повторного, внепланового и текущего инструктажей и правильность их оформления в журнале регистрации;
3. Разрабатывать и внедрять на предприятии механизацию и автоматизацию производственных процессов, приспособлений и устройств, обеспечивающих безопасность и безвредность работ;
4. Участие в разработке мероприятий по предупреждению профессиональных заболеваний и несчастных случаев на производстве, но улучшению условий труда и доведению их до требований нормативных правовых актов по охране труда, а также оказывает организационную помощь по выполнению разработанных мероприятий;
5. Обеспечить приобретение за счет собственных средств и выдачу специальной одежды, обуви и других средств индивидуальной защиты смывающих и обезвреживающих средств в соответствии с установленными нормами работника, занятым на работах с вредными или опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением.
Вариант № 6
Распределите обязанности должностных лиц по охране труда. Выберите правильный ответ.
А) обязанность руководителя предприятия
Б) обязанность специалиста службы охраны труда
В) обязанность главного специалиста
Д) обязанность руководителя производственного участка
1. Проводить вводные инструктажи по охране труда со всеми вновь принимаемыми на работу, командированными, учащимися и студентами, прибывшими на производственное обучение или практику, ведет документацию по вводному инструктажу;
2. Регулярно проводить совещания с руководителями подразделений по анализу состояния охраны труда;
3. Обеспечить санитарно-бытовые и лечебно-профилактическое обслуживание работников в соответствии с требованиями охраны труда;
4. Постоянно контролировать состояние охраны труда в отделениях, цехах, на производственных участках и объектах, осуществлять контроль за работой руководителей подведомственных подразделений по соблюдению законодательства по охране труда, улучшению условий и повышению безопасности труда и принимать меры по устранению недостатков;
5. Своевременное снабжение работающих молоком или другими равноценными пищевыми продуктами в случае превышения предельно-допустимых концентраций вредных веществ в воздухе рабочей зоны.
Тема. Средства индивидуальной защиты и пользование ими. Назначение и классификация защитных сооружений
Вариант №1
1. Укажите, как население может узнать об опасностях, возникших в результате чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени.
2. Назовите группы средств защиты населения от последствий чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени.
3. Основные принципы защиты населения.
Вариант №2
1. Закончите фразу: «Для приема и размещения эвакуируемого населения, а также снабжения его всем необходимым создаются _________ ___________ пункты.
2. Укажите, какие части гражданских сооружений можно использовать в качестве противорадиационных укрытий (ПРУ).
3. Поясните, когда и как подается сигнал «Внимание всем!».
Вариант №3
1. Назовите роль средств массовой информации (СМИ) в уменьшении ущерба, наносимого народному хозяйству при возникновении чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени.
2. Укажите, что способствует уменьшению негативного воздействия на население при возникновении чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени.
3. Основные способы защиты населения.
Вариант №4
1. Закончите фразу: «Исполнительным органом, проводящим эвакуацию населения ________ ________ пункт».
2. Приведите три примера заглубленных помещений различного происхождения, которые можно приспособить под противорадиационные укрытия.
3. Оповещение населения.
Вариант №5
1. Назовите государственную структуру, в состав которой входит система оповещения населения в чрезвычайных ситуациях, и ее аббревиатуру.
2. Назовите группы средств защиты населения от последствий чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени.
3. Медицинские средства защиты.
Вариант №6
1. Назовите главную функцию приемного эвакуационного пункта (ПЭП) при возникновении чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени.
2. Назовите укрытия простейшего типа, применяемые как коллективное средство защиты от оружия массового поражения.
3. Средства индивидуальной защиты населения (СИЗ).
Вариант №7
1. Составьте фазу из отдельных частей (фрагментов) (ответ представьте последовательностью букв, например- д, а…)
а)… подводного, радио- и телевещания…;
б)… основным способом оповещения населения…;
в)… с использованием сетей…;
г)… о чрезвычайных ситуациях является речевая информация…
2. Назовите основные коллективные средства защиты населения, применяемые в ГО от последствий чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени.
3. Что такое противорадиационная и противохимическая защита населения (ПР и ПХЗ).
Вариант №8
1. Назовите главную функцию сборного эвакуационного пункта (СЭП) при возникновении чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени.
2. Укажите, когда и кем строятся защитные сооружения.
3. Классификация средств индивидуальной защиты.
Вариант №9
1. Приведите название сигнала, используемого органами гражданской обороны чрезвычайных ситуаций (ГОЧС) для привлечения внимания населения к речевой информации об опасностях, возникших за счет ЧС мирного или военного времени.
2. Дополните фразу: « Убежища - это специальные сооружения, предназначенные для _________ находящихся в них людей от всех ___________ факторов__________ __________ , __________ веществ,__________ оружия, высоких _________ и других поражающих ________ .
3. Эвакуационные мероприятия.
Вариант №10
1. Дополнить фразу: «Главная цель эвакуации - это вывод населения из зон __________ _________ , которые могут повлечь _________ _________ , нанести ущерб ________ _________ или нарушить условия их ______________».
2. Средства индивидуальной защиты населения (СИЗ).
3. Классификация защитных сооружений.
Тема: «Расследование и учет несчастных случаев на производстве»
1. Тема (проблема) Расследование и учет несчастных случаев на производстве.
2. Концепция игры - научить выявлять причины несчастных случаев, пользоваться нормативными документами и разрабатывать мероприятия по предупреждению травматизма.
3. Роли:
• Все участники деловой игры делятся на несколько групп;
• Распределить роли и обсудить внутри каждой группы действия должностных лиц или рабочих, которых они представляют, например, руководитель предприятия, руководитель структурного подразделения руководитель производственного участка, специалист по охране труда и главный специалист и др., т.е. создаются комиссии по расследованию несчастного случая;
• Ознакомиться с заданием и реальной производственной ситуацией;
• Создать комиссию для расследования несчастного случая;
• Членам комиссии решить основные вопросы расследования несчастного случая;
4. Ожидаемый (е) результат(ы)
• Составить акт по установленной форме Н-1;
• Написать доклад и оформить отчет.
Кейс-задания
Тема: Чрезвычайные ситуации и методы защиты в условиях их реализации
Кейс-задание 1
3 марта 2017 года на Аршанском перевале в Тункинском районе Республики Бурятия под лавину попала группа туристов из Нижнего Новгорода. Восьми участникам группы удалось спастись. Их попытки самостоятельно откапать пострадавших оказались безуспешными. По данным МЧС, ориентировочно в горном массиве сошло 2,1 тыс. м3 снега, ширина лавины составила 7 метров, глубина – 3 метра и длина – 100 метров.
Задание 1.1 (выберите один вариант ответа).
Удушье, обусловленное кислородным голоданием и избытком углекислоты в крови и тканях называется …
• асфиксией
• декомпрессией
• альвеолитом
• саркодиозом
Задание 1.2 (укажите порядковый номер для всех вариантов ответов).
Укажите последовательность осуществления первой медицинской помощи при сильном обморожении конечностей.
• вызвать скорую помощь –
• наложить на пораженную поверхность теплоизолирующую повязку –
• дать пострадавшему горячее питье, пищу –
• фиксировать пораженные конечности с помощью подручных средств –
Задание 1.3 (введите ответ в поле).
Если скорость лавины составляет 200 км/ч, а дальность ее выброса – 1 км, то время (в секундах), за которое лавина сойдет с горного массива, составит … (ответ запишите в виде целого числа).
Кейс-задание 2
11 июня 2009 года из-за сильных дождей на севере Приморья произошел резкий подъем воды в горных реках и ручьях Тернейского района. В результате была подтоплена часть улиц и домов в портовых поселках Пластун и Терней, повреждены многие участки дорог, подмыты три опоры линии электропередачи. Всего в зоне подтопления оказались 120 частных домов, в которых проживают 270 человек, в том числе 66 детей.
Задание 2.1 (выберите один вариант ответа).
Быстрый подъем воды из-за ливней или зимних оттепелей называется …
• водопольем
• водоразливом
• половодьем
• паводком
Задание 2.2 (укажите порядковый номер для всех вариантов).
Укажите последовательность действий человека, если его дом попал в зону затопления
• подготовиться к эвакуации –
• закрыть окна и двери –
• отключить газ, электричество и воду –
• ценные вещи перенести на верхние этажи или чердак –
Задание 2.3 (введите ответ).
В Тернейском районе Приморья насчитывается 1500 жилых домов. В результате наводнения процент поврежденного жилого фонда составил … (ответ запишите в виде целого числа).
Кейс-задание 3
22 февраля 2012 года более 40 семей в Галляаральском районе Джизакской области Узбекистана лишились своих домов в результате схода мощных селей. Человеческих жертв удалось избежать, но сель уничтожила домашний скот. Правительство приняло меры по ликвидации последствий стихии, был создан оперативный штаб.
Задание 3.1 (выберите один вариант ответа).
• высадка деревьев с мощной корневой системой
• наблюдение за состоянием склонов
• установка в селеопасной зоне предупредительных знаков
• охрана лесных насаждений на склонах
Задание 3.2 (укажите не менее двух вариантов ответа).
К природным причинам возникновения селей относятся …
• ливневые осадки
• вулканическая деятельность
• вырубка леса
• разработка карьеров
Задание 3.3 (введите ответ в поле).
Вся площадь зарождения и воздействия селя называется селевым … (Слово введите в поле ответов в форме соответствующего падежа).
Кейс-задание 4
7 сентября 2011 года под Ярославлем в районе аэропорта Туношна потерпел катастрофу пассажирский самолет Як-42, 44 человека погибло, 1-пострадал. В самолете летел основной состав команды «Локомотив» (Ярославль). Официальное расследование катастрофы провел Межгосударственный авиационный комитет (МАК). Непосредственной причиной катастрофы названа ошибка пилотирования.
Задание 4.1 (выберите один вариант ответа).
Уменьшение давления в салоне самолета называется …
• рекомпрессией
• декомпрессией
• баротравмой
• гипоксией
Задание 4.2 (укажите порядковый номер для всех вариантов).
Укажите последовательность действий человека в случае возникновения аварийной ситуации в самолете
• голову положить на колени –
• сцепить руки под коленями –
• надеть кислородную маску –
• застегнуть ремень безопасности –
Задание 4.3 (введите ответ).
Если в 2011 году в России в авиакатастрофах погибло 120 человек, что составляет 24 % от общего количества всех погибших, то во всем мире за этот год в результате авиакатастроф погибло ____ человек (ответ запишите в виде целого числа).
Кейс-задание 5
16 ноября 2017 года в Улан-Удэ (Бурятия) жители домов Октябрьского района остались без холодного водоснабжения. Как объяснили корреспонденту ИА «Ариг Ус» в оперативной службе ГО и ЧС администрации Улан-Удэ, на улице Жердева в районе прорвало трубу водопровода.
Задание 5.1 (выберите один вариант ответа).
Разрыв водопроводных труб сети водоснабжения многоквартирного дома относится к _____ аварии.
• гидродинамической
• экологической
• гидрологической
• коммунальной
Задание 5.2 (установите соответствие между указанными чрезвычайными ситуациями и совокупностью факторов, характеризующих указанные явления).
• гидродинамическая авария –
• коммунальная авария –
1
2
3
4
Задание 5.3 (введите ответ в поле).
Гидротехнические сооружения, создающие напор или разность уровней воды перед сооружением и за ним, называются … (Слово введите в поле ответов в форме соответствующего падежа).
Кейс-задание 6
В течение марта 2012 года из-за ящура погибло 10 тысяч животных. По данным международных экспертов, в зоне риска в Египте находятся 6,3 миллиона голов крупного рогатого скота, а также 7,5 миллиона овец и коз. Центром вспышки ящура стали провинции Дельты Нила (северная часть Египта). Ситуация в Египте угрожает соседним странам Северной Африки и Ближнего Востока. По мнению Организации объединенных наций (ООН), это может иметь самые серьезные последствия для продовольственной безопасности всего региона.
Задание 6.1 (установите правильный порядок ответов).
Укажите последовательность проведения противоэпизоотических мероприятий.
• обезвреживание источника возбудителя инфекции
• устранение (ликвидация) механизма передачи возбудителя
• повышение общей и специфической устойчивости животных
Задание 6.2 (установите соответствие между элементами двух множеств).
Установите соответствие между путями передачи и группами инфекционных болезней животных.
1. Инфекции, передающиеся через инфицированные корма, почву, навоз и воду
2. Инфекции, передающиеся воздушно-капельным путем
3. Инфекции, передающиеся при помощи кровососущих членистоногих
Варианты ответов:
• алиментарные
• респираторные
• трансмиссивные
• контактные
Задание 6.3 (введите ответ в поле).
Широкомасштабное распространение инфекционной болезни среди одного или многих видов животных на определенной территории, значительно превышающее уровень заболеваемости, обычно регистрируемый на данной территории, называется … (Слово введите в поле ответов в форме соответствующего падежа.)
Ситуационные задачи
Тема: Оказание первой помощи
1. Упавшее стекло нанесло резаную рану передней поверхности предплечья. Из раны струёй вытекает венозная кровь. Специальных приспособлений для остановки кровотечений нет. Нет стерильного перевязочного материала. В распоряжение оказывающего помощь имеются: носовой платок, раствор этакридина лактата (риванол), электрический утюг, кипящий чайник на плите.
Какова последовательность действий при оказании первой помощи?
2. В результате удара тупым предметом возникло значительное носовое кровотечение. В распоряжение имеются вата и полоска ткани (ширина 5 см, длина 50 см).
Какова последовательность оказания первой помощи?
3. Вы обнаружили на улице человека без признаков жизни: сознание отсутствует, движение грудной клетки не видны, пульс не прощупывается.
Как установить, жив человек или умер?
4. Идущий впереди вас человек, вскрикнув, упал; судорожные подёргивания конечностей к моменту вашего приближения прекратились. При осмотре виден зажатый в руке свисающий с электростолба оголенный электрический провод.
Какова последовательность оказания первой медицинской помощи?
5. Из воды извлечен человек без признаков жизни. Пульс и дыхание отсутствуют, тоны сердца не выслушиваются.
Какова последовательность оказания первой помощи?
6. При автомобильной аварии пострадали два человека. У одно¬го одежда и лицо залиты кровью, на лбу имеется резаная рана размером 3 см, из которой вытекает кровь. Пострадавший в сознании, бес¬покоен, пульс и дыхание нормальное. У второго пострадавшего видимых повреждений нет, он жалуется на головную боль, тошноту; обстоятельств, предшествующих аварии, не помнит.
Серьёзны ли повреждения? Какому больному прежде всего, должна быть оказана помощь, и кого из них в первую очередь надо отправить в лечебное учреждение?
7. У человека внезапно произошло чувство сверления, боли, ощущение скрежета в ухе. При осмотре глубоко в слуховом проходе обнаружено насекомое.
Какова первая помощь?
8. Рабочий нарушил правила техники безопасности, в результате чего получил травму предплечья циркулярной пилой. На передней поверхности средней трети предплечья имеется глубокая поперечная зияющая рана, из которой периодически пульсирующей струёй изливается ярко-красного цвета кровь. Пострадавший бледен, покрыт липким потом.
Что определяет последовательность проведения приемов первой медицинской помощи? Какое у пострадавшего кровотечение, и каким способом его следует остановить? Ваши дальнейшие действия?
9. Идущий впереди вас мужчина внезапно упал. Приблизившись к упавшему, вы обнаружили, что человек делает судорожные дыхательные движения, лицо его синюшно, зрачки широкие, пульс не определяется, тоны сердца не выслушиваются, то есть имеются все признаки остановки кровообращения.
В чем заключается первая медицинская помощь? Какова ее последовательность? Как оказать транспортировку заболевшего в лечебное учреждение?
10. Работник, споткнувшись, упал на руки, возникла резкая боль в области лучезапястного сустава, усиливающиеся при любом движение кисти. Резко изменилась конфигурация сустава и лучевой кости.
Какое возникло повреждение? Каковы задачи и приемы первой медицинской помощи?
Комплект тестовых заданий
Раздел 1. Безопасность жизнедеятельности на производстве
3адание 1 (выберите один вариант ответа). Область знаний, изучающая опасные факторы, угрожающие человеку, закономерности их проявления, воздействия на человеческий организм, а также способы защиты от этих факторов, называется …
а) охраной окружающей среды
в) безопасностью жизнедеятельности
г) охраной труда
3адание 2 (выберите один вариант ответа). «Любая деятельность потенциально опасна» - это ______ науки о безопасности жизнедеятельности.
а) принцип
б) предмет
в) аксиома
г) область
3адание 3 (выберите один вариант ответа). Какое определение понятия «охрана труда» будет верным?
а) охрана труда - система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия
б) охрана труда - совокупность факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье людей;
в) охрана труда - это техника безопасности и гигиена труда.
г) охрана труда – это нормы, регулирующие планирование и организацию труда на предприятиях
3адание 4 (выберите один вариант ответа). Какой вид инструктажа проводится при приеме на работу?
a) на рабочем месте
б) внеплановый
в) вводный
г) повторный
3адание 5 (выберите один вариант ответа). Внеплановый инструктаж по охране труда проводят при …
а) изменении технологического процесса
б) выполнении разовых работ, не связанных с прямыми обязанностями по специальности
в) ликвидации последствий аварий, стихийных бедствий и катастроф
г) при переводе из одного подразделения в другое
3адание 6 (выберите один вариант ответа). Совокупность факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье работника:
а) риск
б) опасность
в) условия труда
г) надежность
3адание 7 (выберите один вариант ответа). Производственный фактор, воздействие которого на работника может привести к заболеваниям:
а) вредный производственный фактор
б) опасный производственный фактор
в) вредный и опасный производственный фактор
г) фактор среды обитания
3адание 8 (выберите один вариант ответа). Перечислите пути поступления вредных веществ в орга¬низм.
а) Через органы дыхания и кожу.
б) Через органы дыхания, неповрежденную кожу (резорбция),
через желудочно-кишечный тракт с пищей и водой
в) С продуктами питания и водой.
г) Через протоки потовых и сальных желез.
Раздел 2. Безопасность жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях
3адание 1 (выберите один вариант ответа). Сферы возникновения ЧС
а) в социальной среде
б) в производстве, природе и экологической среде
в) в политике
г) только в природе.
3адание 2 (выберите один вариант ответа). К ЧС экологического характера относятся:
а) природные явления
б) ЧС, возникающие под влиянием промышленных аварий и катастроф
в) ЧС, возникающие естественным путем.
г) изменения состояния суши, воздушной среды, гидросферы, состояния биосферы.
3адание 3 (выберите один вариант ответа). Чрезвычайная ситуация (ЧС), масштабы которой не выходят за пределы населенного пункта, называется …
а) локальной
б) местной
в) региональной
г) национальные
3адание 4 (выберите один вариант ответа). Чрезвычайно быстрое (свыше 33 м/с) и сильное, нередко большой разрушительной силы и значительной продолжительности движение воздуха называют …
а) ураганом
б) бурей
в) шквалом
г) смерч
а) слабые, средние, сильные
б) скрытые, открытые, беглые
в) низовые, верховые и почвенные
г) отдельные, массовые, сплошные
3адание 6 (выберите один вариант ответа). Природное явление, начало которого сопровождается необычным поведением животных, а у большей части населения вызывает психические расстройства, называется …
а) землетрясением
б) оползнем
в) наводнением
г) извержением вулкана
3адание 7 (выберите один вариант ответа). Процесс неконтролируемого горения, происходящего вне специально оборудованного очага, сопровождающийся возникновением угрозы здоровью и жизни людей или ведущий к значительным экономическим потерям, называется …
а) вспышкой
б) пожаром
в) взрывом
г) самовозгоранием
3адание 8 (выберите один вариант ответа). Аварии на химически опасных объектах относятся к _____________ чрезвычайным ситуациям (ЧС).
а) природным
б) социальным
в) техногенным
г) биологическим
3адание 9 (выберите один вариант ответа). Назовите основные коллективные средства защиты населения, применяемые от последствий чрезвычайных ситуаций
а) противогазы, респираторы, ватно-марлевые повязки
б) медицинские средства защиты
в) убежище, противорадиационные укрытия и простейшие укрытия
г) специальные укрытия на предприятиях.
3адание 10 (выберите один вариант ответа). Сферы возникновения ЧС:
а) в социальной среде
б) в производстве, природе и экологической среде
в) в политике
г) только в природе.
3адание 11 (выберите один вариант ответа). Обучение и подготовка населения к защите от опасностей, возникающих при ведении военных действий, или вследствие этих действий называется …
а) военной обороной
б) гражданской обороной
в) гражданской защитой
г) зашитой населения
3адание 12 (выберите один вариант ответа). Приведите название сигнал, используемого органами ГО и ЧС для привлечения внимания населения к речевой информации об опасностях, возникающих за счет ЧС мирного и военного времени.
а) «Внимание всем!»
б) «Радиационная опасность!»
в) «Воздушная тревога!»
г) «Химическая тревога!»
3адание 13 (выберите один вариант ответа). Средства индивидуальной защиты по предназначению делятся на:
а) автомат Калашникова, реактивные установки и др.
б) фильтрующие и изолирующие
в) убежища, ПРУ, ПУ
г) средства защиты органов дыхания, средства защиты кожи и медицинские средства
3адание 14 (выберите один вариант ответа). Организационный вывод или вывоз из угрожаемых районов в безопасную зону свободных от работы и служащих предприятий, продолжающих производственную деятельность в городе:
а) эвакуация
б) аварийно – спасательные работы
в) неотложные работы
г) рассредоточение
3адание 15 (выберите один вариант ответа). Назовите основные мероприятия первой помощи при клинической смерти.
а) Искусственная вентиляция легких; непрямой (закрытый) массаж сердца
б) Остановка кровотечения, наложение повязки на рану.
в) Восстановление работы сердца и обезболивание.
г) Иммобилизация и обезболивание.
3адание 16 (выберите один вариант ответа). Основным материалом, которым пользуются при наложении повязок, является
а) лейкопластырь
б) марлевый бинт
г) тканевые салфетки
3адание 17 (выберите один вариант ответа). Когда проводят реанимацию
а) при переломе;
б) при кровотечении;
в) когда отсутствует дыхание и сердечная деятельность
г) в состоянии комы
3адание 18 (выберите один вариант ответа). Характерные признаки артериального кровотечения:
a) Кровь тёмного цвета, вытекает ровной струёй.
б) Кровь алого цвета, вытекает пульсирующей струёй
в) Кровоточит вся поверхность, вытекает в виде небольших капель.
г) Кровь пассивно стекает из раны
3адание 19 (выберите один вариант ответа). При ранении конечностей необходимо:
а) промыть рану водой
б) обработать рану спиртовым раствором
в) накрыть рану полностью чистой салфеткой. Прибинтовать салфетку или прикрепить ее лейкопластырем
г) промыть рану, накрыть полностью чистой салфеткой. Прибинтовать салфетку или прикрепить ее лейкопластырем
3адание 20 (выберите один вариант ответа). В случае обморока необходимо повернуть пострадавшего на живот и приложить холод к голове, если сознание не появилось в течении:
а) 2 минут
б) 3 минут
в) 4 минут
г) 5 минут
3адание 21 (выберите один вариант ответа). В каком случае нет необходимости накладывать шину на конечности?
а) Видны костные отломки
б) При деформации и отёках конечностей
в) Бледно серый цвет кожи
г) После освобождения придавленных конечностей
3адание 22 (выберите один вариант ответа). В каком случае следует накладывать давящую повязку?
а) При кровотечениях, если кровь пассивно стекает из раны
б) Алая кровь из раны вытекает фонтанирующей струей.
в) Большое кровавое пятно на одежде.
г) В случаях синдрома сдавления до освобождения конечностей
1. Управление охраной труда и организация работы по охране труда на предприятии
2. Человек и техносфера
3. Идентификация и воздействие на человека и среду обитания вредных и опасных факторов
4. Защита человека и среды обитания от вредных и опасных факторов природного, антропогенного и техногенного происхождения
5. Производственный травматизм. Расследование несчастных случаев на производстве
6. Пожары. Изучение устройства огнетушителей
7. Психофизиологические и эргономические основы безопасности
8. Чрезвычайные ситуации и методы защиты в условиях их реализации
9. Средства индивидуальной защиты и пользование ими. Назначение и классификация защитных сооружений
10. Аварийно-спасательные и другие неотложные работы (АСДНР)
11. Оказание первой помощи пострадавшим на производстве
Оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему полное знание учебно-программного материала, успешное выполнение заданий, предусмотренных программой в типовой ситуации (с ограничением времени), усвоение материалов основной литературы, рекомендованной в программе, способность к самостоятельному пополнению и обновлению знаний в ходе дальнейшей работы над литературой и в профессиональной деятельности. При ответе на вопросы экзаменационного билета студентом допущены несущественные ошибки. Задача решена правильно или ее решение содержало несущественную ошибку, исправленную при наводящем вопросе экзаменатора.
Оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий, слабые побуждения к самостоятельной работе над рекомендованной основной литературой. Оценка «неудовлетворительно» ставится обучающимся, которые не могут продолжить обучение или приступить к профессиональной деятельности по окончании академии без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине.
зачет /оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему полное знание учебно-программного материала, успешное выполнение заданий, предусмотренных программой в типовой ситуации (с ограничением времени), усвоение материалов основной литературы, рекомендованной в программе, способность к самостоятельному пополнению и обновлению знаний в ходе дальнейшей работы над литературой и в профессиональной деятельности.
зачет /оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему знание основного учебно-программного материала в объеме, достаточном для дальнейшей учебы и предстоящей работы по специальности, знакомство с основной литературой, рекомендованной программой, умение выполнять задания, предусмотренные программой.
незачет /оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий, слабые побуждения к самостоятельной работе над рекомендованной основной литературой. Оценка «неудовлетворительно» ставится обучающимся, которые не могут продолжить обучение или приступить к профессиональной деятельности по окончании академии без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине.
оценка «хорошо» (71-85 баллов) - основанием для снижения оценки может служить нечеткое представление сущности и результатов исследований на защите, или затруднения при ответах на вопросы, или недостаточный уровень качества оформления текстовой части и иллюстративных материалов, или отсутствие последних;
оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) - дополнительное снижение оценки может быть вызвано выполнением работы не в полном объеме, или неспособностью студента правильно интерпретировать полученные результаты, или неверными ответами на вопросы по существу проделанной работы;
оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) - выставление этой оценки осуществляется при несамостоятельном выполнении работы, или при неспособности студента пояснить ее основные положения, или в случае фальсификации результатов, или установленного плагиата.
зачет /оценка «отлично» (86-100 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, грамотно, характеризуется логичным, последовательным изложением материала с соответствующими выводами и /или обоснованными расчетами, предложениями; не содержит ошибок;
- проведено научное исследование в соответствие с полученным заданием;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует продвинутый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
зачет /оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, грамотно, характеризуется логичным, последовательным изложением материала, допущены небольшие неточности при формировании выводов/расчетов, предложений; содержит незначительные ошибки/опечатки в текстовой части отчета;
- проведено научное исследование в соответствие с полученным заданием;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует базовый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
зачет /оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, материал изложен последовательно, допущены неточности при формировании выводов/расчетов, предложений; содержит ошибки/опечатки в текстовой части отчета;
- присутствуют элементы научного исследования, творческий подход к решению поставленных задач проявляется незначительно;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует пороговый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
незачет /оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен не в соответствии с заданием, материалы не подтверждены соответствующими выводами и/или обоснованными расчетами, предложениями; текстовая часть отчета содержит многочисленные ошибки;
- творческий подход к решению поставленных задач не проявляется; отсутствуют элементы научного исследования;
- отчет выполнен с использованием современных пакетов компьютерных программ, информационных технологий и информационных ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета показывает не сформированность компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет имеет отрицательную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– правильность ответа по содержанию задания (учитывается количество и характер ошибок при ответе);
– полнота и глубина ответа (учитывается количество усвоенных фактов, понятий и т.п.);
– сознательность ответа (учитывается понимание излагаемого материала);
– логика изложения материала (учитывается умение строить целостный, последовательный рассказ, грамотно пользоваться специальной терминологией);
– использование дополнительного материала;
– рациональность использования времени, отведенного на задание (не одобряется затянутость выполнения задания, устного ответа во времени, с учетом индивидуальных особенностей обучающихся).
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
(дискуссии, полемики, диспута, дебатов)
для учета в рейтинге (оценка)
Примерные критерии оценивания:
- теоретический уровень знаний;
- качество ответов на вопросы;
- подкрепление материалов фактическими данными (статистические данные или др.);
- практическая ценность материала;
- способность делать выводы;
- способность отстаивать собственную точку зрения;
- способность ориентироваться в представленном материале;
- степень участия в общей дискуссии.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
«отлично»
используется терминология; показано умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации; высказывать свою точку зрения.
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
– правильность формулировки и использования понятий и категорий;
– правильность выполнения заданий/ решения задач;
– аккуратность оформления работы и др.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
(обязательно для дисциплин, где по УП предусмотрена контрольная работа)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Примерные критерии оценивания:
– правильность выполнения задания на практическую/лабораторную работу в соответствии с вариантом;
– степень усвоения теоретического материала по теме практической /лабораторной работы;
– способность продемонстрировать преподавателю навыки работы в инструментальной программной среде, а также применить их к решению типовых задач, отличных от варианта задания;
– качество подготовки отчета по практической / лабораторной работе;
– правильность и полнота ответов на вопросы преподавателя при защите работы
и др.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания практических занятий (лабораторных работ):
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
В качестве критериев могут быть выбраны, например:
– соответствие срока сдачи работы установленному преподавателем;
– соответствие содержания и оформления работы предъявленным требованиям;
– способность выполнять вычисления;
– умение использовать полученные ранее знания и навыки для решения конкретных задач;
– умение отвечать на вопросы, делать выводы, пользоваться профессиональной и общей лексикой;
– обоснованность решения и соответствие методике (алгоритму) расчетов;
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
расчетно-графической работы, работы на тренажере
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Материалы тестовых заданий следует сгруппировать по темам/разделам изучаемой дисциплины (модуля) в следующем виде:
Тема (темы) / Раздел дисциплины (модуля)
Тестовые задания по данной теме (темам)/Разделу с указанием правильных ответов.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- отношение правильно выполненных заданий к общему их количеству
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
Задачи реконструктивного уровня
Задачи творческого уровня
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота знаний теоретического контролируемого материала;
– полнота знаний практического контролируемого материала, демонстрация умений и навыков решения типовых задач, выполнения типовых заданий/упражнений/казусов;
– умение самостоятельно решать проблему/задачу на основе изученных методов, приемов, технологий;
– умение ясно, четко, логично и грамотно излагать собственные размышления, делать умозаключения и выводы;
– полнота и правильность выполнения задания.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ четко структурирован и выстроен в заданной логике. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа укладывается в заданные рамки при сохранении смысла.
Продемонстрировано умение аргументировано излагать собственную точку зрения. Видно уверенное владение освоенным материалом, изложение сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.
Высокая степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала: стилистические обороты, манера изложения, словарный запас. Отсутствуют стилистические и орфографические ошибки в тексте.
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
– степень владения понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины;
– знание фактического материала, отсутствие фактических ошибок;
– умение логически выстроить материал ответа;
– умение аргументировать предложенные подходы и решения, сделанные выводы;
– степень самостоятельности, грамотности, оригинальности в представлении материала (стилистические обороты, манера изложения, словарный запас, отсутствие или наличие грамматических ошибок);
– выполнение требований к оформлению работы.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся).
Примерная шкала оценивания письменных работ:
(рефератов, докладов, сообщений)
Продемонстрировано владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (уместность употребления, аббревиатуры, толкование и т.д.), отсутствуют ошибки в употреблении терминов.
Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ в достаточной степени структурирован и выстроен в заданной логике без нарушений общего смысла. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа незначительно превышает заданные рамки при сохранении смысла.
Продемонстрировано умение аргументированно излагать собственную точку зрения, но аргументация не всегда убедительна. Изложение лишь отчасти сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.
Достаточная степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала. Встречаются мелкие и не искажающие смысла ошибки в стилистике, стилистические штампы. Есть 1–2 орфографические ошибки.
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
Ошибки в использовании категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ плохо структурирован, нарушена заданная логика. Части ответа логически разорваны, нет связок между ними. Ошибки в представлении логической структуры проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа в существенной степени (на 25–30%) отклоняется от заданных рамок.
Нет собственной точки зрения либо она слабо аргументирована. Примеры, приведенные в ответе в качестве практических иллюстраций, в малой степени соответствуют изложенным теоретическим аспектам.
Текст работы примерно наполовину представляет собой стандартные обороты и фразы из учебника/лекций. Обилие ошибок в стилистике, много стилистических штампов. Есть 3–5 орфографических ошибок.
Работа выполнена не очень аккуратно, встречаются помарки и исправления.
Продемонстрировано крайне слабое владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (неуместность употребления, неверные аббревиатуры, искаженное толкование и т.д.), присутствуют многочисленные ошибки в употреблении терминов.
Продемонстрировано крайне низкое (отрывочное) знание фактического материала, много фактических ошибок – практически все факты (данные) либо искажены, либо неверны.
Ответ представляет собой сплошной текст без структурирования, нарушена заданная логика. Части ответа не взаимосвязаны логически. Нарушена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа более чем в 2 раза меньше или превышает заданный. Показаны неверные ассоциативные взаимосвязи категорий и терминов дисциплины.
Отсутствует аргументация изложенной точки зрения, нет собственной позиции. Отсутствуют примеры из практики либо они неадекватны.
Текст ответа представляет полную кальку текста учебника/лекций. Стилистические ошибки приводят к существенному искажению смысла. Большое число орфографических ошибок в тексте (более 10 на страницу).
Работа выполнена неаккуратно, с обилием помарок и исправлений. В работе один абзац и больше позаимствован из какого-либо источника без ссылки на него.
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- соответствие решения сформулированным в кейсе вопросам (адекватность проблеме и рынку);
- оригинальность подхода (новаторство, креативность);
- применимость решения на практике;
- глубина проработки проблемы (обоснованность решения, наличие альтернативных вариантов, прогнозирование возможных проблем, комплексность решения).
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Концепция игры
Роли:
Задания (вопросы, проблемные ситуации и др.)
Ожидаемый (е) результат(ы)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
качество усвоения информации;
выступление;
содержание вопроса;
качество ответов на вопросы;
значимость дополнений, возражений, предложений;
уровень делового сотрудничества;
соблюдение правил деловой игры;
соблюдение регламента;
активность;
правильное применение профессиональной лексики.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
для учета в рейтинге (оценка)
Индивидуальные творческие задания (проекты):
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- актуальность темы;
- соответствие содержания работы выбранной тематике;
- соответствие содержания и оформления работы установленным требованиям;
- обоснованность результатов и выводов, оригинальность идеи;
- новизна полученных данных;
- личный вклад обучающихся;
- возможности практического использования полученных данных.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
п/п