учреждение высшего образования
«Бурятская государственная сельскохозяйственная академия имени В.Р. Филиппова»
Агрономический факультет
Общее земледелие
направленность (профиль) Агробизнес
в учебном плане
является дисциплиной обязательной для изучения
дисциплины кафедра
Семестр 4
- ;
Зав. кафедрой Соболев В.А.
п/п
на заседании кафедры
Заведующий кафедрой
Манханов А.Д.
Задачи: обоснование значимости экологии, как важнейшего компонента современного естествознания;
- развитие у студентов способности планирования своей профессиональной деятельности с учетом экологических законов природной среды;
- создание у студентов системы знаний об особенностях функционирования агроэкосистем в условиях современного техногенеза;
- приобретение знаний об экологически чистой продукции, способах производства экологически безопасных продуктов сельского хозяйства
ОПК-1: Способен решать типовые задачи профессиональной деятельности на основе знаний основных законов математических и естественных наук с применением информационно-коммуникационных технологий;;
ОПК-1.1. Демонстрирует знание основных законов математических и естественных научных, а также общепрофессиональных дисциплин, необходимых для решения типовых задач при возделывании овощных, плодовых, лекарственных, декоративных культур . Знает и понимает основные законы математических и естественных научных, а также общепрофессиональных дисциплин, необходимых для решения типовых задач при возделывании овощных, плодовых, лекарственных, декоративных культур. Умеет: применять основные законы математических и естественных научных, а также общепрофессиональных дисциплин, необходимых для решения типовых задач при возделывании овощных, плодовых, лекарственных, декоративных культур. Владеет: навыками основные законы математических и естественных научных, а также общепрофессиональных дисциплин, необходимых для решения типовых задач при возделывании овощных, плодовых, лекарственных, декоративных культур.
ОПК-1.2. Использует знания основных законов математических и естественных наук для решения стандартных задач в области агрономии. Знает и понимает: основные законы математических и естественных наук (в т.ч. экологии). Умеет: применять знания основных законов математических и естественных наук (в т.ч. экологии) для решения стандартных задач в области агрономии. Владеет: навыками использования знаний основных законов математических и естественных наук (в т.ч. экологии) для решения стандартных задач в области агрономии.
ОПК-1.3. Применяет информационно-коммуникационные технологии в решении типовых задач в области агрономии. Знает и понимает: информационно-коммуникационные технологии, применяемые для приобретения и использования новых знаний и умений в практической деятельности. Умеет: использовать информационно-коммуникационные технологии в решении типовых задач в области агрономии. Владеет: навыками использования информационно-коммуникационных технологий для решения типовых задач в области агрономии.
ИД-2 Не знает и не понимает: основные законы математических и естественных наук (в т.ч. экологии)
ИД-3 Не знает и не понимает: информационно-коммуникационные технологии, применяемые для приобретения и использования новых знаний и умений в практической деятельности
ИД-2 Знает и понимает: посредственно основные законы математических и естественных наук (в т.ч. экологии)
ИД-3 Знает и понимает: посредственно информационно-коммуникационные технологии, применяемые для приобретения и использования новых знаний и умений в практической деятельности
ИД-2 Знает и понимает хорошо посредственно основные законы математических и естественных наук (в т.ч. экологии)
ИД-3 Знает и понимает хорошо посредственно информационно-коммуникационные технологии, применяемые для приобретения и использования новых знаний и умений в практической деятельности
ИД-2 Знает и понимает в полной мере посредственно основные законы математических и естественных наук (в т.ч. экологии)
ИД-3 Знает и понимает в полной мере посредственно информационно-коммуникационные технологии, применяемые для приобретения и использования новых знаний и умений в практической деятельности
ИД-2 Не умеет: применять знания основных законов математических и естественных наук (в т.ч. экологии) для решения стандартных задач в области агрономии
ИД-3 Не умеет: использовать информационно-коммуникационные технологии в решении типовых задач в области агрономии
ИД-2 Умеет посредственно применять знания основных законов математических и естественных наук (в т.ч. экологии) для решения стандартных задач в области агрономии
ИД-3 Умеет посредственно использовать информационно-коммуникационные технологии в решении типовых задач в области агрономии
ИД-2 Умеет хорошо применять знания основных законов математических и естественных наук (в т.ч. экологии) для решения стандартных задач в области агрономии
ИД-3 Умеет хорошо использовать информационно-коммуникационные технологии в решении типовых задач в области агрономии
ИД-2 Умеет в полной мере применять знания основных законов математических и естественных наук (в т.ч. экологии) для решения стандартных задач в области агрономии
ИД-3 Умеет в полной мере использовать информационно-коммуникационные технологии в решении типовых задач в области агрономии
ИД-2 Не владеет навыками использования знаний основных законов математических и естественных наук (в т.ч. экологии) для решения стандартных задач в области агрономии
ИД-3 Не владеет навыками использования информационно-коммуникационных технологий для решения типовых задач в области агрономии
ИД-2 Владеет слабо навыками использования знаний основных законов математических и естественных наук (в т.ч. экологии) для решения стандартных задач в области агрономии
ИД-3 Владеет слабо навыками использования информационно-коммуникационных технологий для решения типовых задач в области агрономии
ИД-2 Владеет хорошо навыками использования знаний основных законов математических и естественных наук (в т.ч. экологии) для решения стандартных задач в области агрономии
ИД-3 Владеет хорошо навыками использования информационно-коммуникационных технологий для решения типовых задач в области агрономии
ИД-2 Владеет свободно навыками использования знаний основных законов математических и естественных наук (в т.ч. экологии) для решения стандартных задач в области агрономии
ИД-3 Владеет свободно навыками использования информационно-коммуникационных технологий для решения типовых задач в области агрономии
Контрольные вопросы для проведения устных опросов
форма текущего контроля успеваемости)
работ
оценка практической работы
оценка практической работы
оценка практической работы
обсуждение темы
обсуждение темы
обсуждение темы
обсуждение темы
обсуждение темы
обсуждение темы
обсуждение темы
обсуждение темы
обсуждение темы
обсуждение темы
оценка практической работы
оценка практической работы
оценка практической работы
оценка практической работы
оценка практической работы
оценка практической работы
оценка практической работы
оценка практической работы
оценка практической работы
оценка практической работы
оценка практической работы
оценка практической работы
2.Экология: учеб. пособие / В.А. Разумов. — Москва: ИНФРА-М, 2018. — 296 с. Корсунова, Т. М. Агроэкология загрязненных ландшафтов: учебное пособие / Т. М. Корсунова, В. Ю. Татарникова, Э. Г. Имескенова. — Санкт-Петербург: Лань, 2020. — 112 с.
3. Пушкарь, В. С. Экология: учебник / В.С. Пушкарь, Л.В. Якименко. — Москва: ИНФРА-М, 2018. — 397 с.
Маринченко, А. В. Экология: учебник для бакалавров / А. В. Маринченко. - 8-е изд., стер. - Москва: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2020. - 304 с.
4. Экология и устойчивое сельское хозяйство: Интерактивный курс / ред. О. А. Соколов, А. В. Мерзлов, О. И. Аристова. - М.: МСХА, 2000. - 284 с.
5. Агроэкология: Учебник для вузов / В. А. Черников, Р. М. Алексахин, А. В. Голубев; ред.: В. А. Черников, А. И. Чекерес. - М.: Колос, 2000. - 536 с.
6. Экология: учебное пособие для обучающихся по направлениям подготовки бакалавриата / М-во сел. хоз-во РФ, Бурятская ГСХА им. В.Р. Филиппова; сост. Н. Ю. Поломошнова. - Улан-Удэ: ФГБОУ ВО БГСХА, 2020. - 111 с.
Microsoft OfficeProPlus 2016 RUS OLP NL Acdmc. Договор № ПП-61/2015 г. О поставке программных продуктов от 9 декабря 2015 года
Microsoft Windows Vista Business Russian Upgrade Academic OPEN No Level Государственный контракт № 25 от 1 апреля 2008 года
http://www.garant.ru/
- использование специализированных (адаптированных) рабочих программ дисциплин (модулей) и методов обучения и воспитания, включая наличие альтернативной версии официального сайта организации в сети «Интернет» для слабовидящих;
- использование специальных учебников, учебных пособий и других учебно-методических материалов, включая альтернативные форматы печатных материалов (крупный шрифт или аудиофайлы);
- использование специальных технических средств обучения (мультимедийное оборудование, оргтехника и иные средства) коллективного и индивидуального пользования, включая установку
мониторов с возможностью трансляции субтитров, обеспечение надлежащими звуковыми
воспроизведениями информации;
- предоставление услуг ассистента (при необходимости), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь или услуги сурдопереводчиков / тифлосурдопереводчиков;
- проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий для разъяснения отдельных вопросов изучаемой дисциплины (модуля);
- проведение процедуры оценивания результатов обучения возможно с учетом особенностей нозологий (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, в форме тестирования и т.п.) при использовании доступной формы предоставления заданий оценочных средств и ответов на задания (в печатной форме увеличенным шрифтом, в форме аудиозаписи, в форме электронного документа, задания зачитываются ассистентом, задания предоставляются с использованием сурдоперевода) с
использованием дополнительного времени для подготовки ответа;
- обеспечение беспрепятственного доступа обучающимся в учебные помещения, туалетные и другие помещения организации, а также пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов и других приспособлений);
- обеспечение сочетания онлайн и офлайн технологий, а также индивидуальных и коллективных форм работы в учебном процессе, осуществляемом с использованием дистанционных образовательных технологий;
- и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение ОПОП ВО.
В целях реализации ОПОП ВО в академии оборудована безбарьерная среда, учитывающая потребности лиц с нарушением зрения, с нарушениями слуха, с нарушениями опорно-двигательного
аппарата. Территория соответствует условиям беспрепятственного, безопасного и удобного передвижения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Вход в учебный корпус
оборудован пандусами, стекла входных дверей обозначены специальными знаками для слабовидящих, используется система Брайля. Сотрудники охраны знают порядок действий при прибытии в академию лица с ограниченными возможностями. В академии создана толерантная социокультурная среда, осуществляется необходимое сопровождение образовательного процесса,
при необходимости предоставляется волонтерская помощь обучающимся инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья.
3. Экологический кризис и экологическая катастрофа (ОПК-1).
4. Учение В.И. Вернадского о биосфере. Состав и структура биосферы (ОПК-1).
5. Сукцессия и гомеостаз. Виды сукцессий (ОПК-1).
6. Пищевые цепи и пищевые сети. Правило 10%. Пищевые цепи в агроценозе (ОПК-1).
7. Значение экологии для сельского хозяйства. Агросфера, агроэкосистемы (ОПК-1).
8. Естественные экосистемы и агроэкосистемы (ОПК-1).
9. Биоценоз. Структуры биоценоза (ОПК-1).
10. Использование концепции лимитирующего фактора в аграрном производстве (ОПК-1).
11. Особенности функционирования агроэкосистем (ОПК-1)..
12. Лимитирующие факторы. Закон минимума и закон толерантности (ОПК-1)..
13. Экологические факторы. Совместное действие экологических факторов на организмы (ОПК-1).
14. Толерантность. Эврибионтные и стенобионтные организмы (ОПК-1).
15. Популяция. Основные характеристики популяций (ОПК-1)..
16. Регуляции численности популяций (ОПК-1).
17. Популяционный подход к изучению природы (ОПК-1)..
18. Стратегии развития популяций (ОПК-1).
19. Устойчивость и пути повышения продуктивности агроэкосистем (ОПК-1; ОПК-2).
20. Круговорот веществ и потоки энергии в агроэкосистемах (ОПК-1).
21. Биотические факторы (примеры отношений между организмами в агроэкосистемах) (ОПК-1).
22. Виды абиотических факторов, их действие на организм. Влияние абиотических факторов на урожайность и качество с/х культур (ОПК-1).
23. Основные элементы агробиоценоза и связи между ними (ОПК-1).
24. Понятие «экологически безопасная продукция». Способы минимизации загрязнения сельскохозяйственной продукции (ОПК-1; ОПК-2).
25. Источники и виды загрязнения воды (ОПК-1).
25. Эвтрофикация водоемов, ее экологические и санитарно – гигиенические последствия (ОПК-1; ОПК-2).
26. Атмосфера: строение, значение для биосферы (ОПК-1).
27. Методы очистки сточных вод (ОПК-1).
28. Экологические и экономические последствия кислотных дождей (ОПК-1).
29. Истощение озонового слоя; причины и экологические последствия (ОПК-1).
30. Последствия глобального потепления (ОПК-1).
31. Потепление и сельское хозяйство России (ОПК-1).
32. Смог: виды, причины возникновения (ОПК-1).
33. Пути снижения загрязнения атмосферного воздуха (ОПК-1).
34. Экологические функции почвенного покрова в биосфере, меры по их поддержанию (ОПК-1; ОПК-2).
35. Глобальная проблема опустынивания (ОПК-1).
36. Экологические проблемы применения минеральных и органических удобрений (ОПК-1; ОПК-2).
37. Эрозия почв. Меры по борьбе с эрозией. Почвозащитные севообороты и способы обработки почвы (ОПК-1).
38. Пестициды, их воздействие на окружающую природную среду (ОПК-1; ОПК-2).
39. Нитратная проблема. Азотные удобрения, их свойства, особенности трансформации в почве и экологически безопасное применение (ОПК-1).
40. Экологические проблемы механизации сельского хозяйства (ОПК-1).
41. Проблема ГМО в сельском хозяйстве (ОПК-1).
42. Экологические последствия осушения и орошения почв (ОПК-1; ОПК-2).
43. Природные ресурсы. Классификации природных ресурсов (ОПК-1).
44. Безотходное и малоотходное производство (на примере аграрного производства) (ОПК-1; ОПК-2).
45. Рациональное и нерациональное природопользование. Экологические законы Б. Коммонера (ОПК-1).
46. Санитарно-гигиенические нормативы качества окружающей среды (ОПК-1; ОПК-2).
47. Нормирование качества окружающей природной среды. Классы опасности загрязняющих веществ (ОПК-1; ОПК-2).
48. Цель задачи и объекты агроэкологического мониторинга (ОПК-1; ОПК-2).
49. Основные принципы проведения агроэкологического мониторинга (ОПК-1; ОПК-2).
50. Биоиндикация как один из методов проведения экологического мониторинга (ОПК-1; ОПК-2).
51. Уникальность экосистемы озера Байкал. Байкал как участок Всемирного наследия (ОПК-1).
52. Экологические проблемы Байкальского региона (ОПК-1).
53. Оценка состояния земель в РБ (ОПК-1; ОПК-2).
54. Загрязнение почв и окружающей среды диоксинами, тяжелыми металлами (ОПК-1; ОПК-2).
55. Альтернативное земледелие. Пермакультур (ОПК-1).
56. Оптимизация агроландшафтов (ОПК-1; ОПК-2).
57. Экологические проблемы животноводства (ОПК-1).
58. Характеристика вермикультуры и биогумуса, их агроэкологическое значение (ОПК-1).
59. Современные экологические проблемы сельского хозяйства в России (ОПК-1; ОПК-2).
60. Управление природоохранной деятельностью в сельском хозяйстве (ОПК-1; ОПК-2).
Комплект тестовых заданий
Раздел 1. Основы общей экологии. Сельскохозяйственная экология.
1. Наука о факторах внешней среды, их влиянии на организмы культивируемых растений и животных, о природных
а) аутэкология; б) энвайроментология; в) сельскохозяйственная экология
2. Главная задача науки — _________.заключается в активизации биологического потенциала агроценозов вместе с составляющими их элементами на всех уровнях — от отдельного растения и животного до агроэкосистемы в целом. а) общей экологии; б) сельскохозяйственной экологии; в) прикладной экологии
3. Раздел экологии изучающий взаимоотношения особей (организмов) с окружающей средой, называется:
а) демэкология; б) аутэкология; в) общая экология; г) синэкология.
4. Укажите неверный вариант. Агроэкология ориентирует на:
а) селекцию адаптивных сортов растений и пород животных; б) экологическую оптимизацию структуры агроэкосистем; в) использование монокультуры.
5. Сельскохозяйственные угодья занимают в России не более ____% от общей площади страны
а) 5 %; б) 13%; в) 40 %; г) 65 %
6. Экологическая катастрофа подразумевает:
а) определенное нарушение природной среды, приведшее к снижению биологического разнообразия; б) полное нарушение экологического равновесия в экосистемах; в) существенное нарушение экологического равновесия в экосистемах, требующее значительных затрат на их восстановление.
7. Обратное воздействие измененной человеком природы на его хозяйство и здоровье людей – это:
а) закон ограниченности природных ресурсов; б) эффект бумеранга; в) закон Барри Коммонера.
8. Глобальная система, объединяющая всю территорию Земли, преобразованную сельскохозяйственной деятельностью – это:
а) агроэкосистема; б) агросфера; в) агроландшафт; г) агроценоз
9. Устойчивость и продуктивность агроценозов можно повысить только при условии:
а) поддержания видового разнообразия и биологического круговорота веществ; б) интенсификации процесса земледелия; в) увеличения количества вносимых удобрений; г) увеличения количества используемых пестицидов.
10. Термин «экосистема» был предложен в 1935 году ученым ________ .
а) В. И. Вернадским; б) Э. Геккелем; в) А. Тенсли; г) Г. Ф. Гаузе.
11. Каждое растение изменяет окружающую среду и тем самым оказывает влияние на соседние растения. Это влияние получило название:
а) фитогенное поле; б) фитоценоз; в) конкуренция; г) фитомелиорация
12. Вторичная трансформированная человеком искусственная элементарная единица биосферы – это:
а) биогеоценоз; б) агробиоценоз; в) экотоп; г) нарушенные земли; д) биом.
13. Какие экосистемы являются авторегуляторными:
а) агроценозы; б) природные экосистемы; в) города
14. С деятельностью, преимущественно, каких организмов связана санитарная функция почвы:
а) микроорганизмов; б) растений; в) животных; г) человека.
15. Установите соответствие между именами ученых и их вкладом в развитие учения о биосфере.
1. Ж.-Б. Ламарк а) ввел термин «биосфера» в 1875г.
2. Э. Зюсс б) создал учение об эволюции биосферы
3. В.И. Вернадский в) первым пришел к представлениям о биосфере как
о поверхностной оболочке земли, «области жизни»
16. Между какими организмами в агроценозе происходит конкуренция за свет, воду и минеральные вещества?
а) культурными и сорными растениями; б) культурными растениями и насекомыми; в) сорными растениями и человеком; г) культурными растениями и обитателями почвы
17. Совокупность культурных и сорных растений в пределах однородного участка агроэкосистемы, используемого в едином хозяйственном режиме, называют:
а) агросферой; б) агрофитоценозом; в) агроландшафтом
18. Агроэкосистемы по сравнению с природными системами характеризуются (не менее 2-х ответов):
а) более высокой биологической продуктивностью; б) меньшей биологической продуктивностью; в) большей устойчивостью; г) незамкнутостью круговорота веществ; д) необходимостью дополнительных затрат энергии; е) большим количеством популяций.
19. К какой группе факторов среды относится кислотность почвы:
а) эдафические; б) климатические; в) гидрографические; г) физические
20. В агроэкосистемах ведущим экологическим фактором для прорастания культурных злаков является:
а) содержание влаги в почве; б) длина светового дня; в) температура; г) количество питательных веществ в почве.
21. Растительноядные животные – это:
а) консументы первого порядка; б) консументы 2 порядка; в) редуценты; г) продуценты.
22. Растения в течение многих тысячелетий неоднократно используют в процессе фотосинтеза одни и те же вещества благодаря ______ ________ .
23. Гусеницы бабочки капустной белянки, питающиеся листьями капусты, в пищевой сети занимают _______ и являются _______ .
а) второй трофический уровень; б) консументами первого порядка; в) продуцентами; г) третий трофический уровень; д) первый трофический уровень; е) консументами 2 порядка.
24. Назовите симбионты бобовых культур в агроценозе:
а) сорные растения; б) беспозвоночные животные; в) клубеньковые бактерии; г) бактериофаги
25. Малина подавляет рост облепихи. Грецкий орех негативно влияет на яблоню. Не рекомендуется сажать картофель между яблоней и облепихой. Какую форму межвидовых взаимоотношений иллюстрируют данные примеры.
а) комменсализм; б) симбиоз; в) амменсализм; г) паразитизм.
а) ночные; б) сумеречные; в) теневыносливые; г) светолюбивые;
27. Какие из этих экологических факторов не относятся к абиотическим (не менее 2-х ответов):
а) ветер; б) конкуренция; в) вырубка леса; г) нейтрализм; д) температура; е) влажность почвы.
28. Какие из перечисленных факторов являются главной причиной нарушения экологических функций почв:
а) климатические; б) гидрологические; в) антропогенные; г) биотические.
29. Свет, температура, влажность, давление относятся к факторам:
а) биотическим; б) абиотическим; в) антропогенным; г) экзогенным
30. Интенсивность экологического фактора, наиболее благоприятная для жизнедеятельности организма (популяции), называется зоной …
а) пессимума; б) максимума; в) оптимума; г) минимума. Конкурентные отношения в биоценозе возникают между
а) хищниками и жертвами; б) паразитами и хозяевами; в) продуцентами и консументами; г) видами со сходными потребностями
31. К абиотическим факторам среды относят:
а) подрывание кабанами корней; б) нашествие саранчи; в) образование колоний птиц; г) обильный снегопад.
32. Установите соответствие.
Группы экологических факторов Экологические факторы
1. Абиотические а) рельеф; б) аменсализм;
2. Биотические в) распашка поля г) конкуренция;
3. Антропогенные д) ветер; е) внесение удобрений
33. Прочитайте текст и найдите в нем предложения, в которых содержатся биологические ошибки. Запишите сначала номера этих предложений, а затем их правильно сформулируйте.
1. Все экологические факторы, действующие на организмы подразделяются на биотические, геологические и антропогенные.
2. Биотические факторы – это температурные, климатические условия, влажность, освещенность.
3. Антропогенные факторы – влияние человека и продуктов его деятельности на среду.
4. Симбиоз – форма взаимоотрицательных взаимодействий между организмами.
34. Какой цифрой обозначен прямоугольник в который надо вписать слово «оптимум»:
а) 1; б) 2; в) 3; г) 4
35. Каким из сочетаний 4-х характерных экологических факторов наиболее эффективно ограничивается потенциально бесконечный рост природных популяций:
а) климат, загрязнение, болезни, охота; б) недостаток пищи; хищники; климат; болезни; в) свет, температура, вода, болезни.
36. Живые организмы, которые могут приспособиться в широких пределах к различным экологическим факторам, называют:
а) стенобионтными; б) эврибионтными; в) эндемичными.
37. Из предложенного списка составьте пары организмов, которые в природе могут находиться в симбиотических отношениях между собой (названия организмов можно использовать только один раз): горох, тля, шмели, гриб подберезовик, береза, клевер, клубеньковые азотфиксирующие бактерии, муравей.
38. Условие (фактор) среды, которое может замедлять потенциальный рост и развитие как отдельного организма, так и экосистемы в целом, называется ___________ .
39. Форма взаимоотношений между организмами, при которой один из них живет за счет питания тканями или соками другого, тесно связанных в своем жизненном цикле называется:
а) паразитизм; б) комменсализм; в) нейтрализм; г) симбиоз.
40. Немецкий ученый Ю. Либих сформулировал:
а) закон толерантности; б) закон минимума; в) правило 10%.
41. Среда жизни, которая занимает промежуточное положение между атмосферой и гидросферой и представляет собой рыхлый поверхностный слой земной коры, образовавшийся в процессе выветривания, деятельности живых организмов, разложения органических остатков и перемешивания полученных веществ, называется __________.
42. Популяция обладает рядом показателей, которые характеризуют ее как группу в целом, а не отдельные ее особи. К этим показателям не относится:
а) численность и плотность популяции; б) рождаемость, смертность, возрастной и половой состав; в) число хищников, питающихся особями данной популяции.
43. Общее количество особей определенного вида на данной территории или в данном объеме называется:
а) рождаемостью популяции; б) численностью популяции; в) плотностью популяции; г) плодовитостью популяции
44. Популяция как структурная единица экосистемы участвует в выполнении таких важных экосистемных функций, как (не менее 2 ответов):
а) способность поддерживать существование в постоянно изменяющихся внешних условиях; б) биологический круговорот; в) воспроизведение вида; г) геологический круговорот.
45. Динамические (временные) характеристики популяций связаны с понятием скорости, т.е., с какой скоростью происходят все изменения в популяции. К динамическим характеристикам относятся (не менее 2-х ответов):
а) рождаемость, смертность, б) продолжительность жизни и кривые выживания; в) численность популяции; г) площадь ареала
46. Тип кривой выживания, характеризующийся массовой гибелью особей в начальный период жизни, а затем низкой смертностью выживших особей (например, растения, беспозвоночные) отражается _________.
а) выпуклой кривой; б) вогнутой кривой; в) относительно прямой линией.
47. Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны, объясните их.
а) Популяция представляет собой совокупность свободно скрещивающихся видов, длительное время населяющих
48. Какое определение соответствует понятию «абиотические факторы среды»:
а) компоненты и явления неживой, неорганической природы, прямо или косвенно действующие на живые организмы;
б) природные тела и явления, с которыми организм находится в прямых или косвенных взаимоотношениях;
в) влияние человеческой деятельности на компоненты живой и неживой природы;
г) взаимосвязи между видами, при которых организмы одного вида живут за счет питательных веществ других видов.
Раздел 2. Экологические проблемы сельского хозяйства и пути их решения
1. Укажите неисчерпаемые природные ресурсы (от 1 до 6 правильных ответов):
а) вода; б) почва; в) растительный мир; г) полезные ископаемые; д) энергия Солнца; е) геотермальная энергия.
2. По масштабам территориального охвата компонентов биосферы выделяют такие виды мониторинга, как … (не менее 2 ответов):
а) локальный; б) биоэкологический; в) природно-хозяйственный; г) региональный; д) глобальный
3. Максимальная концентрация загрязняющего вещества, которая не вызывает прямого или опосредованного негативного воздействия на здоровье человека и самоочищающую способность почв - это:
а) ПДУ; б) ПДК; в) ПДН
4. Индикаторами засоления почв являются:
а) галофиты; б) гидрофиты; в) нитрофилы; г) ксерофиты
5. Вставьте пропущенные слова. Задачами экологического мониторинга являются наблюдение, _________ и ___________ состояния окружающей среды.
6. Такой способ производства, при котором вредное воздействие на О.С. ограничивается предельно допустимыми нормативами, но при этом часть ресурсов переходит в отходы, которые направляют на хранение или захоронение – это:
а) безотходная технология; б) малоотходная технология; в) комплексное использование природных ресурсов; г) вторичное использование природных ресурсов
7. Комплексная система наблюдений за состоянием окружающей среды, оценки и прогноза изменений состояния окружающей среды под воздействием природных и антропогенных факторов – это:
а) экологическое управление; б) экологический мониторинг; в) экологическая экспертиза
8. Соблюдение экологических нормативов обеспечивает (не менее 2-х ответов):
а) нерациональное использование природных ресурсов; б) сокращение генетического фонда растений и животных; в) экологическую безопасность населения; г) невозможность воспроизводства природных ресурсов; д) устойчивое функционирование естественных экосистем;
9. Укажите наиболее точное определение для понятия «экологический норматив»:
а) это законы природы, которые используются в с/х деятельности; б) это показатели, которые отражают достигнутый на современном этапе уровень требований к ведению хозяйственной деятельности и качеству О.С; в) это компоненты живой О.С., прямо или косвенно воздействующие на организмы.
10. Какое растение являются индикатором повышенного содержания азота в почве?
а) крапива; б) мятлик луговой; в) подорожник; г) полынь.
11. Система наблюдений за состоянием земельного фонда, предназначенная для оперативного выявления негативных изменений в пределах различных угодий с целью предупреждения и устранения нежелательных последствий – это:
а) бонитировка земель; б) кадастровая оценка земель; в) мониторинг земель
12. К особо опасным видам загрязнения относят:
а) химическое загрязнение веществами 1 класса опасности; б) загрязнение веществами 2 класса опасности; в) загрязнение веществами 3 класса опасности; г) механическое загрязнение.
13. Какой способ решения проблемы накопления отходов в окружающей среде является наиболее эффективным:
а) повторное использование материальных ресурсов; б) заполнение отходами 30. пустот земной коры; в) увеличение количества мусоросжигательных заводов; г) расширение площадей свалок и полигонов
14. Увеличение в атмосфере углекислого газа обусловлено
а) сжиганием топлива и сведением лесов под распашку; б) сжиганием топлива; в) сведением лесов под распашку; г) минерализацией гумуса обширных пахотных земель.
15. Озоновый слой атмосферы выполняет следующую функцию:
а) способствует поддержанию теплового баланса Земли; б) снижает уровень жесткой коротковолновой ультрафиолетовой радиации; в) препятствует загрязнению атмосферы.
16. Выберите правильные ответы (от 1 до 5) из предложенных вариантов. Последствиями выпадения кислотных осадков являются:
а) выщелачивание металлов из почвы;
б) повышение устойчивости агроэкосистем к загрязнителям и болезням;
в) снижение урожайности сельскохозяйственных культур;
г) гибель хвойных и поражение лиственных лесов;
д) усиленное развитие фитопланктона и эвтрофикация водоемов
17. Кислотные дожди отрицательно воздействуют на почвы. При какой кислотности почвы становятся практически бесплодными?
а) рН = 10; б) рН = 7,5; в) рН = 5,6; г) рН = 3
18. Возникновение «парникового эффекта» связано с увеличением в атмосфере содержания:
а) частиц пыли; б) угарного газа; в) углекислого газа; г) аммиака.
19. Укажите неверные утверждения (не менее 2-х ответов):
а) Сведение тропических лесов является причиной сокращения углекислого газа в атмосфере; б) Рост населения
20. Основными источниками поступления биогенных элементов в водоемы являются:
а) удобрения, вымываемые с полей; б) мазут, бензин, песок и щебень; в) песок и твердые промышленные отходы; г) зола и строительный мусор.
21. Истощение озонового слоя приводит к более высоким уровням ультрафиолетового излучения на поверхности Земли, что способствует (не менее 2-х ответов):
а) увеличению случаев заболеваний раком кожи; б) снижению продуктивности сельскохозяйственных культур; в) закислению озер; г) активизации процессов заболачивания; д) замедлению процесса фотосинтеза в растениях.
22. «Парниковый эффект» и разрушение озонового слоя затрагивают …
а) Россию и СНГ; б) все страны; в) страны Европы и Америки; г) экономически развитые страны.
23. Совокупность природных и антропогенных процессов, приводящих к разрушению равновесия в экосистемах и к деградации всех форм органической жизни на конкретной территории называется опустыниванием. Причины развития опустынивания:
а) эрозия; б) кислотные дожди; в) увеличение антропогенных нагрузок; г) все выше перечисленное.
24. Выберите правильные ответы (от 1 до 5) из предложенных вариантов. К глобальным экологическим проблемам не относятся:
а) парниковый эффект и потепление климата на Земле; б) рост дефицита водных ресурсов;
в) обезлесивание и опустынивание; г) эрозия земель в Республике Бурятия; д) вырубка лесов в Байкальском регионе.
25. Пестициды – это:
а) минеральные удобрения; б) почвоулучшители; в) мелиоранты: г) средства защиты от вредных организмов.
26. Распашка полей вдоль склонов вызывает развитие ________ эрозии
а) водной; б) ветровой; в) ирригационной; г) химической.
27. Разрушение верхнего плодородного слоя почвы поверхностными водными потоками и ветром называется:
а) коррозия; б) эрозия; в) опустынивание; г) рекультивация.
28. Новое поколение пестицидов должно обладать основным свойством:
а) быть более токсичным; б) оказывать минимальное воздействие на виды, не являющиеся вредителями; в) быть недорогим; г) быстро разлагаться в О.С.
29. Укажите верные утверждения (не менее 2 ответов):
а) пестициды не обладают способностью накапливаться в организме человека; б) устойчивость к пестицидам у вредителей сельскохозяйственных культур устанавливается с большим трудом и легко теряется; в) хлорорганические пестициды – это один из видов минеральных удобрений, используемых в сельском хозяйстве; г) гербициды используют для борьбы с сорняками; д) тяжелые металлы поступают в почву с фосфорными удобрениями.
30. Какие загрязнители почв приобретают повышенную подвижность только в условиях кислых почв?
а) удобрения; б) тяжелые металлы; в) гуминовые кислоты
31. Меньше всего нитратов содержат такие овощи, как:
а) лук, томат; б) белокочанная и цветная капуста; в) огурцы и морковь; г) столовая свекла
32. Укажите верные утверждения (не менее 2 ответов):
а) азотные и фосфорные удобрения, попадая в водоемы, вызывают развитие процесса эвтрофикации; б) хлорорганические пестициды – это один из видов минеральных удобрений, используемых в сельском хозяйстве; в) пестициды не обладают способностью накапливаться в организме человека; г) сидерация – это выращивание растений на «зелёные удобрения».
33. Крупномасштабная распашка целинных и залежных земель на Южном Урале и в Северном Казахстане, получившая в СССР название «освоение целины», уже к концу 1950-х гг. вызвала:
а) накопление избытка влаги в почве и, как следствие, развитие процесса заболачивания;
б) ветровую эрозию; в) переуплотнение почв; г) усиление испарения почвенной влаги и, как следствие, развитие процессов засоления почв.
34. Применение ядохимикатов в борьбе с сельскохозяйственными вредителями приводит к (не менее 2-х ответов):
а) возрастающей конкурентной борьбе между разными видами; б) увеличению численности популяции, приносящих пользу (насекомых-опылителей, птиц и др.); в) временному сокращению численности популяции вредителя; г) постепенной выработке устойчивости у особей данной популяцией вредителей к ядохимикату; д) активизаций естественных врагов вредителей.
35. Для всех производителей с/х продукции стран-членов ЕС действует новый обязательный логотип (экознак) – «Биолист». Для получения разрешения на его использование необходимо, чтобы органическое происхождение имели
а) 50% ингредиентов; б) 75%; в) 95%; г) 100% ингредиентов продукции.
36. Органическое удобрение, получаемое в результате разложения микроорганизмами веществ растительного и животного происхождения (навоза, торфа, различных отходов, содержащих органические вещества), называют:
а) гумусом (перегноем); б) комбикормом; в) компостом.
37. Иловые отложения растительных и животных остатков, формирующиеся обычно в богатых питательными веществами водоемах и используемые в качестве удобрения – это:
а) компост; б) сапропель; в) сидераты; г) биогумус.
38. Альтернативное земледелие – это……
а) почвозащитное земледелие; б) биологическое земледелие; в) органо-минеральное земледелие; г) все перечисленное
39. Обобщенное название биотехнологии, основанной на массовом разведении дождевых червей называется ____________ .
40. Вставьте пропущенные слова. Устойчивость и продуктивность агроценозов можно повысить только при условии поддержания видового __________ и биологического __________ веществ.
42. Наиболее безопасными с экологической точки зрения можно считать такие удобрения, которые отличаются следующим свойством:
а) не разрушаются под действием воды и растворов солей; б) не будучи усвоены растениями, через несколько часов превращаются в неопасные соединения; в) не требуют при изготовлении сложной технологии.
43. Целью альтернативного земледелия является:
а) получение продукции, не содержащей остаточных количеств агрохимикатов, сохранение почвенного плодородия и охрана О.С.; б) получение максимальной биологической продукции; в) получение биологической продукции с наименьшими затратами.
44. Одним из методов альтернативного земледелия является замена минеральных удобрений навозом, компостами, зеленым удобрением. В качестве зеленого удобрения используются растения семейства_______.
45. Возвращение плодородия нарушенным землям называют:
а) мелиорацией; б) деградацией; в) реактивацией; г) рекультивацией.
46. Культуры, предназначенные для запахивания в почву в качестве зеленого удобрения (самый экологичный и эффективный способ повышения плодородия почв), называют:
а) мелиоранты; б) сидераты; в) биогумус; г) вермикомпост.
47. Какой подход к решению проблемы экологизации сельского хозяйства в настоящее время является ошибочным?
а) выведение части пахотных земель из оборота; б) увеличение площади обрабатываемых земель; в) полная утилизация и комплексное использование сельскохозяйственного сырья.
48. Вставьте пропущенные слова. Устойчивое сельское хозяйство должно обеспечивать достаточное снабжение населения экологически безопасными продуктами питания при максимальном сбережении ________ и ______ ресурсов, уникальных природных комплексов, _______разнообразия в условиях активной хозяйственной деятельности.
49. В каком году был принят ФЗ «Об охране озера Байкал»:
а) 1993 г; б) 1995 г; в) 1999 г; г) 2000 г.
50. Заполните пропуск. Виды растений или животных, которые встречаются лишь на ограниченной территории и в определенных местах, поэтому очень многие из них занесены в Красные книги стран мира, называются ________ .
51. Укажите верные варианты. Какие мероприятия проведены для улучшения экологической ситуации в районе озера Байкал (не менее 2-х ответов):
а) прекращен молевой сплав древесины на впадающих Байкал реках; б) запрещены рубки леса в прибрежной защитной полосе; в) создано 5 национальных парков и резерватов; г) прекращено развитие в регионе туристической отрасли.
52. Утверждены нормативы предельно допустимых воздействий на уникальную экологическую систему озера Байкал. К категории "особо опасные" относятся высокотоксичные и токсичные чужеродные вещества, накапливающиеся в гидробионтах, аккумулирующиеся в пищевых цепях; медленно разлагающиеся. Какие вещества относятся к категории "особо опасные" (не менее 2-х ответов):
а) ацетон; б) ПХБ; в) нефтепродукты; г) медь; д) цианиды
1. Учение о биосфере и ноосфере. Антропогенный фактор в биосфере.
2. Экосистемы. Изменение экосистем: сукцессии.
3. Биосферная роль живых организмов.
4. Влияние абиотических факторов на урожайность и качество сельскохозяйственных культур
5. Агроэкосистемы. Круговорот веществ в агроэкосистемах.
6. Агробиоценоз (основные элементы, связи между ними).
7. Роль сорных растений и насекомых в агроценозе.
8. Использование концепции лимитирующего фактора в аграрном производстве.
9. Отношение хищник - жертва в агроэкосистемах.
10. Конкурентные отношения в природе (на примере агроценозов).
11. Симбиоз и паразитизм как формы экологических отношений.
12. Значение экологии для сельского хозяйства. Агроэкосистемы и их особенности.
13. Виды экологических катастроф.
14. Природные ресурсы Земли как лимитирующий фактор выживания человека.
15. Миграция загрязнений по пищевым цепям.
16. Организация экологического мониторинга на землях сельскохозяйственного пользования
17. Кислотные дожди. Эколого-экономические последствия.
18. Экологические проблемы сельского хозяйства.
19. Экологическое значение севооборотов в сельском хозяйстве.
20. Экологизация сельского хозяйства
21. Агроэкологический мониторинг.
22. Биоиндикация как один из методов экологического мониторинга.
23. Фитоиндикация в сельском хозяйстве.
24. Биоиндикация в агроэкосистемах.
25. Экологическая биотехнология.
26. Глобальный характер продовольственной проблемы. Пути ее решения.
28. Безотходное и малоотходное производство в системе АПК.
29. Производство экологически безопасной сельскохозяйственной продукции
30. Вермикомпостирование, его агроэкологическое значение.
31. Пермакультура.
32. Экологическое значение альтернативных систем земледелия.
33. Глобальная проблема опустынивания.
34. Загрязнение почв и О.С. диоксинами.
35. Влияние потепления климата на сельское хозяйство России.
36. Экологические последствия от применения пестицидов. Охрана почв от загрязнения пестицидами.
37. Экологические последствия нерационального применения минеральных и органических удобрений.
38. Экологические проблемы механизации и пути их решения.
39. Экологические проблемы применения отходов животноводства и их влияние на окружающую среду.
40. Организация природоохранной деятельности в сельском хозяйстве.
41. Устойчивое развитие и сельское хозяйство.
42. Экологические проблемы сельского хозяйства РБ.
43. Экологическая маркировка сельскохозяйственной (органической) продукции.
Темы эссе
1. Как я понимаю законы Б. Коммонера (применительно к сельскому хозяйству).
2. Экологические проблемы современности.
3. Проблема отходов в сельском хозяйстве и промышленности – пути решения.
4. Парниковый эффект и сельское хозяйство.
5. ГМО: аргументы «за» и «против».
Контрольные вопросы для проведения устных опросов
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– правильность ответа по содержанию задания (учитывается количество и характер ошибок при ответе);
– полнота и глубина ответа (учитывается количество усвоенных фактов, понятий и т.п.);
– сознательность ответа (учитывается понимание излагаемого материала);
– логика изложения материала (учитывается умение строить целостный, последовательный рассказ, грамотно пользоваться специальной терминологией);
– использование дополнительного материала;
– рациональность использования времени, отведенного на задание (не одобряется затянутость выполнения задания, устного ответа во времени, с учетом индивидуальных особенностей обучающихся).
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- теоретический уровень знаний;
- качество ответов на вопросы;
- подкрепление материалов фактическими данными (статистические данные или др.);
- практическая ценность материала;
- способность делать выводы;
- способность отстаивать собственную точку зрения;
- способность ориентироваться в представленном материале;
- степень участия в общей дискуссии.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
(дискуссии, полемики, диспута, дебатов)
«отлично»
используется терминология; показано умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации; высказывать свою точку зрения.
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
– правильность формулировки и использования понятий и категорий;
– правильность выполнения заданий/ решения задач;
– аккуратность оформления работы и др.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
(обязательно для дисциплин, где по УП предусмотрена контрольная работа)
«отлично»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Примерные критерии оценивания:
– правильность выполнения задания на практическую/лабораторную работу в соответствии с вариантом;
– степень усвоения теоретического материала по теме практической /лабораторной работы;
– способность продемонстрировать преподавателю навыки работы в инструментальной программной среде, а также применить их к решению типовых задач, отличных от варианта задания;
– качество подготовки отчета по практической / лабораторной работе;
– правильность и полнота ответов на вопросы преподавателя при защите работы
и др.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания практических занятий (лабораторных работ):
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
В качестве критериев могут быть выбраны, например:
– соответствие срока сдачи работы установленному преподавателем;
– соответствие содержания и оформления работы предъявленным требованиям;
– способность выполнять вычисления;
– умение использовать полученные ранее знания и навыки для решения конкретных задач;
– умение отвечать на вопросы, делать выводы, пользоваться профессиональной и общей лексикой;
– обоснованность решения и соответствие методике (алгоритму) расчетов;
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
расчетно-графической работы, работы на тренажере
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Материалы тестовых заданий следует сгруппировать по темам/разделам изучаемой дисциплины (модуля) в следующем виде:
Тема (темы) / Раздел дисциплины (модуля)
Тестовые задания по данной теме (темам)/Разделу с указанием правильных ответов.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- отношение правильно выполненных заданий к общему их количеству
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
Задачи реконструктивного уровня
Задачи творческого уровня
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота знаний теоретического контролируемого материала;
– полнота знаний практического контролируемого материала, демонстрация умений и навыков решения типовых задач, выполнения типовых заданий/упражнений/казусов;
– умение самостоятельно решать проблему/задачу на основе изученных методов, приемов, технологий;
– умение ясно, четко, логично и грамотно излагать собственные размышления, делать умозаключения и выводы;
– полнота и правильность выполнения задания.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
для учета в рейтинге (оценка)
для учета в рейтинге (оценка)
Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ четко структурирован и выстроен в заданной логике. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа укладывается в заданные рамки при сохранении смысла.
Продемонстрировано умение аргументировано излагать собственную точку зрения. Видно уверенное владение освоенным материалом, изложение сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.
Высокая степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала: стилистические обороты, манера изложения, словарный запас. Отсутствуют стилистические и орфографические ошибки в тексте.
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
– степень владения понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины;
– знание фактического материала, отсутствие фактических ошибок;
– умение логически выстроить материал ответа;
– умение аргументировать предложенные подходы и решения, сделанные выводы;
– степень самостоятельности, грамотности, оригинальности в представлении материала (стилистические обороты, манера изложения, словарный запас, отсутствие или наличие грамматических ошибок);
– выполнение требований к оформлению работы.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся).
Примерная шкала оценивания письменных работ:
(рефератов, докладов, сообщений)
Продемонстрировано владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (уместность употребления, аббревиатуры, толкование и т.д.), отсутствуют ошибки в употреблении терминов.
Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ в достаточной степени структурирован и выстроен в заданной логике без нарушений общего смысла. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа незначительно превышает заданные рамки при сохранении смысла.
Продемонстрировано умение аргументированно излагать собственную точку зрения, но аргументация не всегда убедительна. Изложение лишь отчасти сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.
Достаточная степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала. Встречаются мелкие и не искажающие смысла ошибки в стилистике, стилистические штампы. Есть 1–2 орфографические ошибки.
Продемонстрировано достаточное владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины, есть ошибки в употреблении и трактовке терминов, расшифровке аббревиатур.
Ошибки в использовании категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ плохо структурирован, нарушена заданная логика. Части ответа логически разорваны, нет связок между ними. Ошибки в представлении логической структуры проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа в существенной степени (на 25–30%) отклоняется от заданных рамок.
Нет собственной точки зрения либо она слабо аргументирована. Примеры, приведенные в ответе в качестве практических иллюстраций, в малой степени соответствуют изложенным теоретическим аспектам.
Текст работы примерно наполовину представляет собой стандартные обороты и фразы из учебника/лекций. Обилие ошибок в стилистике, много стилистических штампов. Есть 3–5 орфографических ошибок.
Работа выполнена не очень аккуратно, встречаются помарки и исправления.
Продемонстрировано крайне слабое владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (неуместность употребления, неверные аббревиатуры, искаженное толкование и т.д.), присутствуют многочисленные ошибки в употреблении терминов.
Продемонстрировано крайне низкое (отрывочное) знание фактического материала, много фактических ошибок – практически все факты (данные) либо искажены, либо неверны.
Ответ представляет собой сплошной текст без структурирования, нарушена заданная логика. Части ответа не взаимосвязаны логически. Нарушена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа более чем в 2 раза меньше или превышает заданный. Показаны неверные ассоциативные взаимосвязи категорий и терминов дисциплины.
Отсутствует аргументация изложенной точки зрения, нет собственной позиции. Отсутствуют примеры из практики либо они неадекватны.
Текст ответа представляет полную кальку текста учебника/лекций. Стилистические ошибки приводят к существенному искажению смысла. Большое число орфографических ошибок в тексте (более 10 на страницу).
Работа выполнена неаккуратно, с обилием помарок и исправлений. В работе один абзац и больше позаимствован из какого-либо источника без ссылки на него.
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- соответствие решения сформулированным в кейсе вопросам (адекватность проблеме и рынку);
- оригинальность подхода (новаторство, креативность);
- применимость решения на практике;
- глубина проработки проблемы (обоснованность решения, наличие альтернативных вариантов, прогнозирование возможных проблем, комплексность решения).
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Концепция игры
Роли:
Задания (вопросы, проблемные ситуации и др.)
Ожидаемый (е) результат(ы)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
качество усвоения информации;
выступление;
содержание вопроса;
качество ответов на вопросы;
значимость дополнений, возражений, предложений;
уровень делового сотрудничества;
соблюдение правил деловой игры;
соблюдение регламента;
активность;
правильное применение профессиональной лексики.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
для учета в рейтинге (оценка)
Индивидуальные творческие задания (проекты):
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- актуальность темы;
- соответствие содержания работы выбранной тематике;
- соответствие содержания и оформления работы установленным требованиям;
- обоснованность результатов и выводов, оригинальность идеи;
- новизна полученных данных;
- личный вклад обучающихся;
- возможности практического использования полученных данных.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
п/п