2024-2025_b350304_o_1_IA ИТМО_plx_Введение в профессиональную деятельность_Инновационные агротехнологии
 
Федеральное государственное бюджетное образовательное

учреждение высшего образования

«Бурятская государственная сельскохозяйственная академия имени В.Р. Филиппова»

Агрономический Факультет
 
«УТВЕРЖДЕНО»
Декан

Агрономический факультет

уч. ст., уч. зв.
 
Манханов А.Д.
 
 
 
 
подпись
 
«
 
 
 
»
20
г.
 
«СОГЛАСОВАНО»
Заведующий выпускающей кафедрой

Общее земледелие

уч. ст., уч. зв.
Соболев В.А.
 
 
 
подпись
 
«
»
20
г.
 
 
 
 
Рабочая программа 
Направление 35.03.04 Агрономия

направленность (профиль) Инновационные агротехнологии

Дисциплины (модуля)
Б1.О.26 Введение в профессиональную деятельность
 
Общее земледелие
Квалификация
бакалавр
Форма обучения
очная
Форма промежуточной аттестации
Экзамен
Объём дисциплины в З.Е.
2
Продолжительность в часах/неделях
72/ 0  
Статус дисциплины

в учебном плане

относится к обязательной части блока 1 "Дисциплины" ОПОП

является дисциплиной обязательной для изучения

Обеспечивающая преподвание

дисциплины кафедра

 
Улан-Удэ, 20__г.
 
Распределение часов дисциплины
Курс 1

Семестр 1

Количество часов
Итого
Вид занятий
УП
УП
Лекционные занятия
16
16
Практические занятия
16
16
Контактная работа
32
32
Сам. работа
4
4
Итого
72
 
Программу составил(и):
 
к.с.-х.н., Высшее. Агрономия, Ученый агроном. Профессиональная переподготовка «Преподаватель высшей школы» Цыдыпов Булат Содномович _________________
 
 
Введение в профессиональную деятельность
Программа дисциплины
 
b350304_o_1_IA ИТМО.plx
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного Ученым советом вуза от  протокол №  .
 
Протокол от __ __________ 20__ г.  №  __  

Зав. кафедрой Соболев В.А.

Общее земледелие
Программа одобрена на заседании кафедры
Председатель методической комиссии «Агрономический факультет»
Рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании методической комиссии «Агрономический факультет» от «__» _______________ 20__г., протокол №___
уч. ст., уч. зв.
 
 
подпись
 
И.О. Фамилия
 
подпись
 

п/п

Учебный год
Одобрено

на заседании кафедры

Утверждаю

Заведующий кафедрой

Соболев В.А.

протокол
Дата
Подпись
Дата
20__/20__ г.г.
№____
«__»__20__г.
«__»__20__г.
1
20__/20__ г.г.
№____
«__»__20__г.
«__»__20__г.
2
20__/20__ г.г.
№____
«__»__20__г.
«__»__20__г.
3
20__/20__ г.г.
№____
«__»__20__г.
«__»__20__г.
4
20__/20__ г.г.
№____
«__»__20__г.
«__»__20__г.
5
 
подпись
 
И.О. Фамилия
 
Внешний эксперт

(представитель работодателя)

 
 
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1
Цели: является формирование у студентов профессионального видения приобретаемой профессии. Понимание главных особенностей взаимодействия природы и общества на современном этапе его развития, значения продуктов питания в стратегии устойчивого развития России.

Задачи: формирование теоретических представлений и практических навыков в области агрономии на основе углублённого изучения современного состояния уровня науки, сельского хозяйства.

 
ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ И МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Блок.Часть
Б1.О
УК-6: Способен управлять своим временем, выстраивать и реализовывать траекторию саморазвития на основе принципов образования в течение всей жизни
 
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
 
Общественный проект "Обучение служением" 
1
1 семестр
 
Дисциплины (модули) и практики, для которых освоение данной практики необходимо как предшествующее:
 
Учебная практика 
1
2 семестр
 
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы 
2
8 семестр
 
Менеджмент 
3
4 семестр
 
Производственная практика 
4
6 семестр
 
ознакомительная практика 
5
2 семестр
 
технологическая практика  
6
6 семестр
 
Преддипломная практика 
7
8 семестр
 
ОПИСАНИЕ ПОКАЗАТЕЛЕЙ, КРИТЕРИЕВ И ШКАЛ ОЦЕНИВАНИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ В РАМКАХ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
КОД И НАЗВАНИЕ КОМПЕТЕНЦИИ

УК-6: Способен управлять своим временем, выстраивать и реализовывать траекторию саморазвития на основе принципов образования в течение всей жизни;

УК-6.1.

ИД-1 Применяет знание о своих ресурсах и их пределах (личностных, ситуативных, временных и т.д.), для успешного выполнения порученной работы.

ИД-2 Понимает важность планирования перспективных целей собственной деятельности с учетом условий, средств, личностных возможностей, этапов карьерного роста, временной перспективы развития деятельности и требований рынка труда.

ИД-3 Реализует намеченные цели деятельности с учетом условий, средств, личностных возможностей, этапов карьерного роста, временной перспективы развития деятельности и требований рынка труда.

ИД-4 Критически оценивает эффективность использования времени и других ресурсов при решения поставленных задач, а также относительно полученного результата.

ИД-5 Демонстрирует интерес к учебе и использует предоставляемые возможности для приобретения новых знаний и навыков

 
Знать и понимать  основные методы научно-исследовательской деятельности; методы критического анализа и оценки современных научных достижений, в том числе в междисциплинарных областях; законы естественнонаучных дисциплин и её  положение, среди других естественных наук и задачи в решении практических проблем земледелия, растениеводства в современных условиях ведения сельского хозяйства; происхождение строения Земли, понятие о литосфере, ее минералогический, петрографический, химический состав, значение минералогического состава почвообразующих пород в почвообразовании, многообразии почвенного покрова; почвообразовательный процесс, его общую схему, факторы почвообразования, их взаимодействие и проявление в различных природно-климатических зонах страны.:
 
ИД-1 Не знает и не понимает применения знаний о своих ресурсах и их пределах (личностных, ситуативных, временных и т.д.), для успешного выполнения порученной работы.

ИД-2 Не знает и не понимает важность планирования перспективных целей собственной деятельности с учетом условий, средств, личностных возможностей, этапов карьерного роста, временной перспективы развития деятельности и требований рынка труда.

ИД-3 Не знает и не понимает намеченные цели деятельности с учетом условий, средств, личностных возможностей, этапов карьерного роста, временной перспективы развития деятельности и требований рынка труда.

ИД-4 Не знает и не понимает критическую оценку эффективности использования времени и других ресурсов при решения поставленных задач, а также относительно полученного результата.

ИД-5 Не знает и не понимает использование предоставленной возможности для приобретения новых знаний и навыков.

Уровень 1 
 
ИД-1 Знает удовлетворительно применения знаний о своих ресурсах и их пределах (личностных, ситуативных, временных и т.д.), для успешного выполнения порученной работы.

ИД-2 Знает удовлетворительно важность планирования перспективных целей собственной деятельности с учетом условий, средств, личностных возможностей, этапов карьерного роста, временной перспективы развития деятельности и требований рынка труда.

ИД-3 Знает удовлетворительно намеченные цели деятельности с учетом условий, средств, личностных возможностей, этапов карьерного роста, временной перспективы развития деятельности и требований рынка труда.

ИД-4 Знает удовлетворительно критическую оценку эффективности использования времени и других ресурсов при решения поставленных задач, а также относительно полученного результата.

ИД-5 Знает удовлетворительно использование предоставленной возможности для приобретения новых знаний и навыков.

Уровень 2 
 
ИД-1 Знает хорошо применения знаний о своих ресурсах и их пределах (личностных, ситуативных, временных и т.д.), для успешного выполнения порученной работы.

ИД-2 Знает хорошо важность планирования перспективных целей собственной деятельности с учетом условий, средств, личностных возможностей, этапов карьерного роста, временной перспективы развития деятельности и требований рынка труда.

ИД-3 Знает хорошо намеченные цели деятельности с учетом условий, средств, личностных возможностей, этапов карьерного роста, временной перспективы развития деятельности и требований рынка труда. ИД-4 Знает хорошо критическую оценку эффективности использования времени и других ресурсов при решения поставленных задач, а также относительно полученного результата.

ИД-5 Знает хорошо использование предоставленной возможности для приобретения новых знаний и навыков.

Уровень 3 
 
ИД-1 Знает отлично применения знаний о своих ресурсах и их пределах (личностных, ситуативных, временных и т.д.), для успешного выполнения порученной работы.

ИД-2 Знает отлично важность планирования перспективных целей собственной деятельности с учетом условий, средств, личностных возможностей, этапов карьерного роста, временной перспективы развития деятельности и требований рынка труда.

ИД-3 Знает отлично намеченные цели деятельности с учетом условий, средств, личностных возможностей, этапов карьерного роста, временной перспективы развития деятельности и требований рынка труда.

ИД-4 Знает отлично критическую оценку эффективности использования времени и других ресурсов при решения поставленных задач, а также относительно полученного результата.

ИД-5 Знает отлично использование предоставленной возможности для приобретения новых знаний и навыков.

Уровень 4 
 
 
Уметь делать (действовать)  выделять и систематизировать основные идеи в научных текстах и изучать современную литературу; критически оценивать любую поступающую информацию, вне зависимости от источника; избегать автоматического применения стандартных формул и приемов при решении задач; анализировать альтернативные варианты при решении исследовательских и подвергать экспериментальные данные статистической обработке, обобщать результаты опытов, формулировать выводы.:
 
ИД-1 Не умеет применять знания о своих ресурсах и их пределах (личностных, ситуативных, временных и т.д.), для успешного выполнения порученной работы.

ИД-2 Не умеет планировать перспективные цели собственной деятельности с учетом условий, средств, личностных возможностей, этапов карьерного роста, временной перспективы развития деятельности и требований рынка труда.

ИД-3 Не умеет реализовывать намеченные цели деятельности с учетом условий, средств, личностных возможностей, этапов карьерного роста, временной перспективы развития деятельности и требований рынка труда.

ИД-4 Не умеет оценивать эффективность использования времени и других ресурсов при решения поставленных задач, а также относительно полученного результата.

ИД-5 Не умеет демонстрировать интерес к учебе и использует предоставляемые возможности для приобретения новых знаний и навыков.

Уровень 1 
 
ИД-1 Умеет удовлетворительно применять знания о своих ресурсах и их пределах (личностных, ситуативных, временных и т.д.), для успешного выполнения порученной работы.

ИД-2 Умеет удовлетворительно планировать перспективные цели собственной деятельности с учетом условий, средств, личностных возможностей, этапов карьерного роста, временной перспективы развития деятельности и требований рынка труда.

ИД-3 Умеет удовлетворительно реализовывать намеченные цели деятельности с учетом условий, средств, личностных возможностей, этапов карьерного роста, временной перспективы развития деятельности и требований рынка труда.

ИД-4 Умеет удовлетворительно оценивать эффективность использования времени и других ресурсов при решения поставленных задач, а также относительно полученного результата.

ИД-5 Умеет удовлетворительно демонстрировать интерес к учебе и использует предоставляемые возможности для приобретения новых знаний и навыков.

Уровень 2 
 
ИД-1 Умеет хорошо применять знания о своих ресурсах и их пределах (личностных, ситуативных, временных и т.д.), для успешного выполнения порученной работы.

ИД-2 Умеет хорошо планировать перспективные цели собственной деятельности с учетом условий, средств, личностных возможностей, этапов карьерного роста, временной перспективы развития деятельности и требований рынка труда.

ИД-3 Умеет хорошо реализовывать намеченные цели деятельности с учетом условий, средств, личностных возможностей, этапов карьерного роста, временной перспективы развития деятельности и требований рынка труда.

ИД-4 Умеет хорошо оценивать эффективность использования времени и других ресурсов при решения поставленных задач, а также относительно полученного результата.

ИД-5 Умеет хорошо демонстрировать интерес к учебе и использует предоставляемые возможности для приобретения новых знаний и навыков.

Уровень 3 
 
ИД-1 Умеет отлично применять знания о своих ресурсах и их пределах (личностных, ситуативных, временных и т.д.), для успешного выполнения порученной работы.

ИД-2 Умеет отлично планировать перспективные цели собственной деятельности с учетом условий, средств, личностных возможностей, этапов карьерного роста, временной перспективы развития деятельности и требований рынка труда.

ИД-3 Умеет отлично реализовывать намеченные цели деятельности с учетом условий, средств, личностных возможностей, этапов карьерного роста, временной перспективы развития деятельности и требований рынка труда.

ИД-4 Умеет отлично оценивать эффективность использования времени и других ресурсов при решения поставленных задач, а также относительно полученного результата.

ИД-5 Умеет отлично демонстрировать интерес к учебе и использует предоставляемые возможности для приобретения новых знаний и навыков.

Уровень 4 
 
 
Владеть навыками (иметь навыки) навыками сбора, обработки, анализа и систематизации информации по теме исследования; навыками выбора методов и средств решения задач исследования; навыками анализа методологических проблем, возникающих при решении исследовательских и практических задач;   данными фитосанитарного мониторинга, определять экономический эффект защитного мероприятия; методикой  потребности гербицидах; определять  по внешним признакам  основных представителей минералов класса самородных, оксидов и гидрооксидов, силикатов и алюмосиликатов; визуально, с помощью лупы, кислоты, определителя распознавать магматические, метаморфические, осадочные породы.:
 
ИД-1 Не владеет навыками применения знаний о своих ресурсах и их пределах (личностных, ситуативных, временных и т.д.), для успешного выполнения порученной работы.

ИД-2 Не владеет навыками планирования перспективных целей собственной деятельности с учетом условий, средств, личностных возможностей, этапов карьерного роста, временной перспективы развития деятельности и требований рынка труда.

ИД-3 Не владеет навыками реализации намеченной цели деятельности с учетом условий, средств, личностных возможностей, этапов карьерного роста, временной перспективы развития деятельности и требований рынка труда.

ИД-4 Не владеет навыками критического оценивания эффективности использования времени и других ресурсов при решения поставленных задач, а также относительно полученного результата.

ИД-5 Не владеет навыками использования предоставленной возможности для приобретения новых знаний и навыков.

Уровень 1 
 
ИД-1 Владеет удовлетворительно навыками применения знаний о своих ресурсах и их пределах (личностных, ситуативных, временных и т.д.), для успешного выполнения порученной работы.

ИД-2 Владеет удовлетворительно навыками планирования перспективных целей собственной деятельности с учетом условий, средств, личностных возможностей, этапов карьерного роста, временной перспективы развития деятельности и требований рынка труда.

ИД-3 Владеет удовлетворительно навыками реализации намеченной цели деятельности с учетом условий, средств, личностных возможностей, этапов карьерного роста, временной перспективы развития деятельности и требований рынка труда.

ИД-4 Владеет удовлетворительно навыками критического оценивания эффективности использования времени и других ресурсов при решения поставленных задач, а также относительно полученного результата.

ИД-5 Владеет удовлетворительно навыками использования предоставленной возможности для приобретения новых знаний и навыков.

Уровень 2 
 
ИД-1 Владеет хорошо навыками применения знаний о своих ресурсах и их пределах (личностных, ситуативных, временных и т.д.), для успешного выполнения порученной работы.

ИД-2 Владеет хорошо навыками планирования перспективных целей собственной деятельности с учетом условий, средств, личностных возможностей, этапов карьерного роста, временной перспективы развития деятельности и требований рынка труда.

ИД-3 Владеет хорошо навыками реализации намеченной цели деятельности с учетом условий, средств, личностных возможностей, этапов карьерного роста, временной перспективы развития деятельности и требований рынка труда.

ИД-4 Владеет хорошо навыками критического оценивания эффективности использования времени и других ресурсов при решения поставленных задач, а также относительно полученного результата.

ИД-5 Владеет хорошо навыками использования предоставленной возможности для приобретения новых знаний и навыков.

Уровень 3 
 
ИД-1 Владеет отлично навыками применения знаний о своих ресурсах и их пределах (личностных, ситуативных, временных и т.д.), для успешного выполнения порученной работы.

ИД-2 Владеет отлично навыками планирования перспективных целей собственной деятельности с учетом условий, средств, личностных возможностей, этапов карьерного роста, временной перспективы развития деятельности и требований рынка труда.

ИД-3 Владеет отлично навыками реализации намеченной цели деятельности с учетом условий, средств, личностных возможностей, этапов карьерного роста, временной перспективы развития деятельности и требований рынка труда.

ИД-4 Владеет отлично навыками критического оценивания эффективности использования времени и других ресурсов при решения поставленных задач, а также относительно полученного результата.

ИД-5 Владеет отлично навыками использования предоставленной возможности для приобретения новых знаний и навыков.

Уровень 4 
 
 
 
Уровни сформированности компетенций
Оценка «хорошо» - уровень 3
Оценка «отлично» - уровень 4
Оценка «неудовлетворительно» - уровень 1
Оценка «удовлетворительно» - уровень 2
Оценки формирования компентенций
средний
высокий
компетенция не сформирована
минимальный
Характеристика сформированности компетенции
Сформированность компетенции в целом соответствует требованиям. Имеющихся знаний, умений, навыков и мотивации в целом достаточно для решения стандартных практических (профессиональных) задач
Сформированность компетенции полностью соответствует требованиям. Имеющихся знаний, умений, навыков и мотивации в полной мере достаточно для решения сложных практических (профессиональных) задач
Компетенция в полной мере не сформирована. Имеющихся знаний, умений и навыков недостаточно для решения практических (профессиональных) задач
Сформированность компетенции соответствует минимальным требованиям. Имеющихся знаний, умений, навыков в целом достаточно для решения практических (профессиональных) задач
 
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Код занятия
Наименование разделов (этапов) и тем
Семестр
Часов
Компетенции
Интеракт.
Примечание (используемые интерактивные формы,

форма текущего контроля успеваемости)

Вид

работ

 
Раздел 1. 1. Высшая образовательная система и специальность 
 
1.1
1. БГСХА им. В.Р.Филиппова –роль в современном аграрном образовании, история развития Агрономического факультета и структура вуза.
11
2
УК-6
2
Лекция визуализация
Лек
 
1.2
2. Образовательный процесс по направлению «Агрономия» (модули, зачеты, экзамены, рефераты, курсовые и дипломные работы и т.д.).
11
2
УК-6
Устный опрос.
Лек
 
1.3
3. Агрономия – профессия. Цель и задачи агрономии, его связи с другими дисциплинами, науками. Выдающиеся ученые-агрономы Республики Бурятия и России.
11
2
УК-6
Устный опрос.
Лек
 
1.4
4. Законы научного земледелия, факторы в жизни растений, история развития и классификация систем земледелии
11
2
УК-6
Устный опрос.
Лек
 
1.5
5. Состояние и перспективы развития земледелия в Бурятии и ее основные земледельческие зоны.
11
2
УК-6
2
Лекция визуализация
Лек
 
1.6
БГСХА им. В.Р.Филиппова –роль в современном аграрном образовании, история развития Агрономического факультета и структура вуза.
11
2
УК-6
Устный опрос.
Пр
 
1.7
Образовательный процесс по направлению «Агрономия» (модули, зачеты, экзамены, рефераты, курсовые и дипломные работы и т.д.).
11
2
УК-6
Устный опрос.
Пр
 
1.8
Агрономия – профессия. Цель и задачи агрономии, его связи с другими дисциплинами, науками. Выдающиеся ученые-агрономы Республики Бурятия и России.
11
2
УК-6
Устный опрос.
Пр
 
1.9
Состояние и перспективы развития земледелия в Бурятии и ее основные земледельческие зоны.
11
2
УК-6
Устный опрос.
Пр
 
1.10
Севообороты, обработка почвы- как организационно-технологическая основа земледелия, способы проектирования систем земледелия для  построения оптимальных агроландшафтов;
11
2
УК-6
Устный опрос. Контрольные вопросы.
Ср
 
Раздел 2. 2. Основные разделы дисциплины 
 
2.1
6. Показатели, характеризующие почвенное плодородие, и их оптимальное значение, виды деградации почв.
11
2
УК-6
2
Лекция визуализация
Лек
 
2.2
7. Новые ресурсосберегающие машины и орудия в Республике Бурятия, и машины разработанные кафедрами общего земледелия и сельскохозяйственных машин.
11
2
УК-6
Устный опрос.
Лек
 
2.3
8. Ознакомление научно-исследовательскими и экспериментальными институтами Республики Бурятия занимающимися исследованиями  в области агрономия.
11
2
УК-6
2
Лекция визуализация
Лек
 
2.4
Показатели, характеризующие почвенное плодородие, и их оптимальное значение, виды деградации почв.
11
2
УК-6
Устный опрос
Пр
 
2.5
Севообороты, обработка почвы- как организационно-технологическая основа земледелия, способы проектирования систем земледелия для  построения оптимальных агроландшафтов;
11
2
УК-6
Устный опрос
Пр
 
2.6
Новые ресурсосберегающие машины и орудия в Республике Бурятия, и машины разработанные кафедрами общего земледелия и сельскохозяйственных машин.
11
2
УК-6
Устный опрос
Пр
 
2.7
Ознакомление научно-исследовательскими и экспериментальными институтами Республики Бурятия занимающимися исследованиями  в области агрономия.
11
2
УК-6
Устный опрос
Пр
 
2.8
Основы защиты почв от эрозий и дефляции, рекультивации нарушенных земель.
11
2
УК-6
Устный опрос
Ср
 
ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И РЕСУРСОВ СЕТИ "ИНТЕРНЕТ", НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
 
Основная литература
 
Батудаев А. П., Бохиев В. Б., Цыбиков Б. Б., Лапухин Т. П., Уланов А. К. Земледелие Бурятии [Электронный ресурс]:учебное пособие: доп. УМО вузов РФ по агрономическому образованию в кач-ве учеб. пособия для студ. вузов по напр. "Агрохимия и агропочвоведение", "Агрономия". - Улан-Удэ: Изд-во ФГОУ ВПО БГСХА, 2010. - 496 – Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=19515329 
Л1.1
 
Челпанов Г. У., Цыдыпов Б. Д., Гребенщикова Т. В. Введение в профессиональную деятельность [Электронный ресурс]:Учебно-методические указания для самостоятельной работы обучающихся по агрономическим специальностям. - Улан-Удэ: ФГБОУ ВО БГСХА, 2020. - 63 – Режим доступа: https://elib.bgsha.ru/sotru/01319 
Л1.2
 
 
Дополнительная литература
 
Евтефеев Ю. В., Казанцев Г. М. Основы агрономии [Электронный ресурс]:Учебное пособие. - Москва: Издательство "ФОРУМ", 2019. - 367 – Режим доступа: https://znanium.com/catalog/document?id=329864 
Л2.1
 
Евтефеев Ю. В., Казанцев Г. М. Основы агрономии:доп. МСХ РФ в качестве учебного пособия для студ. вузов по спец. 110401 "Зоотехния". - М.: ФОРУМ, 2010. - 368
Л2.2
 
Наумова М. П., Бельченко С. А. Основы агрономии [Электронный ресурс]:учебно-методическое пособие  к практическим занятиям по специальности 35.02.05 агрономия. - Брянск: Брянский ГАУ, 2023. - 52 – Режим доступа: https://e.lanbook.com/book/385583 
Л2.3
 
 
Номер аудитории
Назначение
Оборудование и ПО
Адрес
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ)
 
338
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного и семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых
16 посадочных мест, оснащенных учебной мебелью, 16 персональных компьютеров, доступ в интернет, интерактивная доска, комплект DJI Mavic 3M 1 шт, DJI Agras T20 1 шт., Система 
670024, Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, ул. Пушкина, д.№8 , Учебный корпус
 
и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации (338)
разбрасывания семян и удобрений для DJI Agras T 20 1 шт. Список ПО: Антивирус Kaspersky; система Антиплагиат; Microsoft Office ProPlus 2016; Microsoft OfficeStd 2016; Microsoft Windows Vista Business Russian Upgrade Academic; Microsoft Office Professional Plus 2007; LibreOffice;  Adobe Reader DC; VLC Media Player.
 
352
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа (352)
68 посадочных мест, рабочее место преподавателя, оснащенные учебной мебелью, магнитная доска, интерактивная доска, беспроводной доступ к интернету, стенды. Список ПО: Антивирус Kaspersky; система Антиплагиат; Microsoft Office ProPlus 2016; Microsoft OfficeStd 2016; Microsoft Windows Vista Business Russian Upgrade Academic; Microsoft Office Professional Plus 2007; LibreOffice; Adobe Reader DC; VLC Media Player.
670024, Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, ул. Пушкина, д.№8 , Учебный корпус
 
353
Помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования (353)
3 посадочных мест, оснащенных мебелью, персональный компьютер с доступом в интернет. Список ПО: Антивирус Kaspersky; система Антиплагиат; Microsoft Office ProPlus 2016; Microsoft OfficeStd 2016; Microsoft Windows Vista Business Russian Upgrade Academic; Microsoft Office Professional Plus 2007; LibreOffice; Яндекс браузер;  Google Chrome; Adobe Reader DC; VLC Media Player. Оборудование: Ноутбук 2 шт. Психрометр гигрометричный 1 шт. Измеритель содержания влаги 1 шт. Комплект сит для почвы КП-106 1 шт. Весы с увеличенной платформой «ТВ-S-А2» 2 шт. Бюксы алюминиевые 50 шт. Цилиндры металлические 6 шт. Коллекции семян сорных растений 1 шт. Коллекция гербарии сорных растений 1 шт. Твердомер почвы TJSD 1 шт. Микропурка зерновая 2 шт. Измеритель кислотность, влажности и освещения почвы 1 шт. Весы лабораторные «OHAUS» PA-2102C 2 шт. Весы RV 1502 2 шт. Измерительная рулетка 2 шт.
670024, Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, ул. Пушкина, д.№8 , Учебный корпус
 
351
Помещение для самостоятельной работы обучающихся (351)
16 посадочных мест, оснащенных учебной мебелью, персональные компьютеры 10 шт., телевизор sharp, стенды, доступ в интернет Список ПО: Антивирус Kaspersky; система Антиплагиат; Microsoft Office ProPlus 2016; Microsoft OfficeStd 2016; Microsoft Windows Vista Business Russian Upgrade Academic; Microsoft Office Professional Plus 2007; LibreOffice; Яндекс браузер; Adobe Reader DC; VLC Media Player.
670024, Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, ул. Пушкина, д.№8 , Учебный корпус
 
ПЕРЕЧЕНЬ РЕСУРСОВ ИНФОРМАЦИОННО-ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННОЙ СЕТИ ИНТЕРНЕТ И ЛОКАЛЬНЫХ СЕТЕЙ АКАДЕМИИ, НЕОБХОДИММЫХ ДЛЯ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Наименование 
Доступ
1. Удаленные электронные сетевые учебные ресурсы временного доступа, сформированные на основании прямых договоров с правообладателями (электронно-библиотечные системы - ЭБС)
1

2
3. Электронные учебные и учебно-методические ресурсы, подготовленные в академии:
Электронно-библиотечная система Издательства «Znanium»
http://znanium.ru/
Электронно-библиотечная система Издательства «Лань»
http://e.lanbook.com/
Электронно-библиотечная система Издательства «Юрайт»
http://urait.ru/
2. Электронные сетевые ресурсы открытого доступа (профессиональные базы данных, массовые открытые онлайн-курсы и пр.):

1

2
Платформа «Открытое образование» (онлайн-курсы по базовым дисциплинам, изучаемым в российских университетах)
https://openedu.ru/course/
Профессиональные базы данных
http://e.lanbook.com/
 
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ВКЛЮЧАЯ ПЕРЕЧЕНЬ ПРОГРАММНОГО ОБСПЕЧЕНИЯ И ИНФОРМАЦИОННЫХ СПРАВОЧНЫХ СИСТЕМ
1. Программные продукты, необходимые для освоения учебной дисциплины
Наименование программного продукты (ПП)
Виды учебных занятий и работ, в которых используется данный продукт
Microsoft OfficeStd 2016 RUS OLP NL Acdmc. Договор № ПП-61/2015 г. О поставке программных продуктов от 9 декабря 2015 года

Microsoft OfficeProPlus 2016 RUS OLP NL Acdmc. Договор № ПП-61/2015 г. О поставке программных продуктов от 9 декабря 2015 года

Microsoft Windows Vista Business Russian Upgrade Academic OPEN No Level Государственный контракт № 25 от 1 апреля 2008 года

Занятия семинарского типа, самостоятельная работа 
 
2. Информационные справочные системы, необходимые для реализации учебного процесса
Информационно-правовой портал «Гарант»
в локальной сети академии

http://www.garant.ru/

Справочно-поисковая система «Консультант Плюс»
http://www.consultant.ru/
 
3. Специализированные помещения и оборудование, используемые в рамках информатизации учебного процесса
 
Наименование ЭИОС и доступ
Виды учебных занятий и работ, в которых используется данная система
Доступ
1

2
3
Официальный сайт академии
http://bgsha.ru/
Занятия лекционного типа, семинарского типа, самостоятельная работа
Личный кабинет
http://lk.bgsha.ru/
Занятия лекционного типа, семинарского типа, самостоятельная работа
АС Деканат
в локальной сети академии
-
Корпоративный портал академии
http:/portal.bgsha.ru/
Занятия лекционного типа, семинарского типа, самостоятельная работа
ИС «Планы»
в локальной сети академии
-
Портфолио обучающегося
http://lk.bgsha.ru/
Самостоятельная работа
Сайт научной библиотеки
http:/elib.bgsha.ru/
Занятия лекционного типа, семинарского типа, самостоятельная работа
Электронная библиотека БГСХА
http:/elib.bgsha.ru/
Занятия лекционного типа, семинарского типа, самостоятельная работа
4. Информационно-образовательные системы (ЭИОС)
 
КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЯ)
ФИО преподавателя
Ученая степень, ученое звание
Уровень образования. Специальность и квалификация в соответствии с дипломом. Профессиальная переподготовка
1
2
3
 
Цыдыпов Булат Содномович
Высшее. Агрономия, Ученый агроном. Профессиональная переподготовка 
к.с.-х.н.без ученого звания
 
«Преподаватель высшей школы»
 
ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ) ДЛЯ ИНВАЛИДОВ И ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИМ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Организационно-педагогическое, психолого-педагогическое сопровождение обучающихся инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья осуществляется на основании соответствующей рекомендации в заключении психолого-медико-педагогической комиссии или индивидуальной программе реабилитации инвалида. Академия, по заявлению обучающегося, создает специальные условия для получения высшего образования инвалидами и лицам с ограниченными возможностями здоровья:

- использование специализированных (адаптированных) рабочих программ дисциплин (модулей) и методов обучения и воспитания, включая наличие альтернативной версии официального сайта организации в сети «Интернет» для слабовидящих;

- использование специальных учебников, учебных пособий и других учебно-методических материалов, включая альтернативные форматы печатных материалов (крупный шрифт или аудиофайлы);

- использование специальных технических средств обучения (мультимедийное оборудование, оргтехника и иные средства) коллективного и индивидуального пользования, включая установку

мониторов с возможностью трансляции субтитров, обеспечение надлежащими звуковыми

воспроизведениями информации;

- предоставление услуг ассистента (при необходимости), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь или услуги сурдопереводчиков / тифлосурдопереводчиков;

- проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий для разъяснения отдельных вопросов изучаемой дисциплины (модуля);

- проведение процедуры оценивания результатов обучения возможно с учетом особенностей нозологий (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, в форме тестирования и т.п.) при использовании доступной формы предоставления заданий оценочных средств и ответов на задания (в печатной форме увеличенным шрифтом, в форме аудиозаписи, в форме электронного документа, задания зачитываются ассистентом, задания предоставляются с использованием сурдоперевода) с

использованием дополнительного времени для подготовки ответа;

- обеспечение беспрепятственного доступа обучающимся в учебные помещения, туалетные и другие помещения организации, а также пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов и других приспособлений);

- обеспечение сочетания онлайн и офлайн технологий, а также индивидуальных и коллективных форм работы в учебном процессе, осуществляемом с использованием дистанционных образовательных технологий;

- и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение ОПОП ВО.

В целях реализации ОПОП ВО в академии оборудована безбарьерная среда, учитывающая потребности лиц с нарушением зрения, с нарушениями слуха, с нарушениями опорно-двигательного

аппарата. Территория соответствует условиям беспрепятственного, безопасного и удобного передвижения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Вход в учебный корпус

оборудован пандусами, стекла входных дверей обозначены специальными знаками для слабовидящих, используется система Брайля. Сотрудники охраны знают порядок действий при прибытии в академию лица с ограниченными возможностями. В академии создана толерантная социокультурная среда, осуществляется необходимое сопровождение образовательного процесса,

при необходимости предоставляется волонтерская помощь обучающимся инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья.

 
ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
Перечень вопросов к экзамену по дисциплине

1. Пары, их классификация и роль в севообороте. (УК-6)

2. Водный режим почвы. Категории, формы и виды почвенной влаги. (УК-6)

3. Основные приемы механической обработки почвы и их задачи. (УК-6)

4. Использование законов земледелия в практике сельского хозяйства. (УК-6)

5. Система земледелия. Составные части системы земледелия. (УК-6)

6. Дать понятие сорных растений,  засорителях. (УК-6)

7. Воспроизводство органического вещества почвы в земледелии (УК-6)

8. Система весенней основной обработки почвы под яровые зерновые культуры (весновспашка). (УК-6)

9. Химические меры борьбы с сорняками на посевах сельскохозяйственных культур. (УК-6)

10. Причины основной обработки почвы. Задачи основной обработки почвы. (УК-6)

11. Земледелие как отрасль сельскохозяйственного производства и как наука. (УК-6)

12. Основные причины, вызывающие необходимость чередования сельскохозяйственных культур. (УК-6)

13. Приемы поверхностной обработки почвы и их задачи. (УК-6)

14. Дать классификацию мер борьбы с сорняками. (УК-6)

15. Значение глубины основной обработки почвы для растений. (УК-6)

16. Агрохимические  показатели плодородия почвы. (УК-6)

17. Приемы и орудия предпосевной обработки почвы в зависимости от засоренности почвы. (УК-6)

18. Приемы и орудия предпосевной обработки почвы в зависимости от засоренности почвы. (УК-6)

19. Развитие и современное  состояние научных основ обработки почвы. (УК-6)

20. Закон возврата – научная  основа воспроизводства почвенного плодородия. (УК-6)

21. Биологические особенности овсюга и меры борьбы с ним. (УК-6)

22. Классификация севооборотов по соотношению групп культур  и  паров. (УК-6)

23.  Пищевой режим почвы и приемы его регулирования. Факторы жизни сельскохозяйственных растений. (УК-6)

24. Система зяблевой обработки почвы. Сроки проведения. (УК-6)

25. Основные биологические особенности сорняков и меры борьбы с ними (УК-6)

26. Предупредительные меры борьбы с сорняками. (УК-6)

27. Севооборот как средство  регулирования и воспроизводство биологических факторов плодородия. (УК-6)

Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины (модуля)
 
28. Биологические показатели плодородия почвы и пути его улучшения. (УК-6)

29. Агрофизические показатели плодородия почвы и пути его улучшения. (УК-6)

30. Приемы поверхностной обработки почвы и их задачи. (УК-6)

31. Плодородие почвы. Виды плодородия. Пути воспроизводства плодородия почв. (УК-6)

32. Комплексные меры борьбы с сорняками. (УК-6)

33. Сидеральные пары, значение, место их в севообороте. (УК-6)

34. Агротехнические меры борьбы с сорными растениями. (УК-6)

35. Приемы основной обработки почвы. Задачи основной обработки почвы. (УК-6)

36. Агротехническое значение многолетних трав и место их в севообороте. (УК-6)

37. Оценка сельскохозяйственных культур как предшественников зерновых культур Современные системы земледелия. В чем преимущество зональных систем земледелия. (УК-6)

38. Вред, причиняемый сорняками сельскохозяйственному производству. (УК-6)

39. Методы повышения плодородия и окультуривания почв (биологические, агрофизические, агрохимические). (УК-6)

40. Химические меры борьбы с сорняками на посевах сельскохозяйственных культур. (УК-6)

41. Причины основной обработки почвы. Задачи основной обработки почвы. (УК-6)

42. Основные причины, вызывающие необходимость чередования сельскохозяйственных культур. (УК-6)

43. Система обработки  занятых паров в республике Бурятия. (УК-6)

44. Приемы поверхностной обработки почвы и их задачи. (УК-6)

45. Система  весенней предпосевной обработки почвы под силосные культуры в различных зонах республики Бурятия. (УК-6)

46. Система обработки сидерального  пара в различных зонах Бурятии. (УК-6)

47. Система весенней основной обработки почвы под яровые зерновые культуры (весновспашка). (УК-6)

48. Приемы и орудия предпосевной обработки почвы в зависимости от засоренности почвы. (УК-6)

49. Приемы и орудия предпосевной обработки почвы в зависимости от засоренности почвы. (УК-6)

50. Развитие и современное  состояние научных основ обработки почвы. (УК-6)

 
Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Комплект контрольных вопросов для проведения устных опросов

1. БГСХА им. В.Р. Филиппова – роль в современном аграрном образовании, история развития Агрономического факультета и структура вуза.

2. Образовательный процесс по направлению «Агрономия» (модули, зачеты, экзамены, рефераты, курсовые и дипломные работы и т.д.).

3. Агрономия – профессия. Цель и задачи агрономии, его связи с другими дисциплинами, науками.

4. Выдающиеся ученые-агрономы Республики Бурятия и России.

5. Законы научного земледелия, факторы в жизни растений, история развития и классификация систем земледелия.

6. Состояние и перспективы развития земледелия в Бурятии и ее основные земледельческие зоны.

7. Показатели, характеризующие почвенное плодородие, и их оптимальное значение, виды деградации почв.

8. Севообороты, обработка почвы- как организационно-технологическая основа земледелия, способы проектирования систем земледелия для  построения оптимальных агроландшафтов;

9. Новые ресурсосберегающие машины и орудия в Республике Бурятия, и машины разработанные кафедрами общего земледелия и сельскохозяйственных машин.

10. Технологические мероприятия по производству, переработке и хранению кормов, выращиваемых на пашне, сенокосах и пастбищах.

11. Основы защиты почв от эрозий и дефляции, рекультивации нарушенных земель.

12. Ознакомление научно-исследовательскими и экспериментальными институтами Республики Бурятия занимающимися исследованиями  в области агрономия.

13. Режимы почв и пути их регулирования.

14. Показатели, характеризующие почвенное плодородие и их оптимальные значения.

15. Состояние и перспективы развития земледелия в Бурятии и ее основные земледельческие зоны.

16. Роль почвенной микрофлоры в жизнедеятельности культурных растений.

17. Простое, искусственное и эффективное воспроизводство плодородия почвы.

18. Почвенный раствор, его состав и динамика.

19. Основные силы позволяющие перемещению воды в почвенной толще и краткая характеристика этих сил.

20. Роль различных видов сельскохозяйственных культур в изменении питательного режима почв.

21. Новые машины и орудия (ресурсосберегающие) в Республике Бурятия.

22. Понятие  о сорных растениях, засорителях и их происхождение, вред причиняемый ими.

23. Основные тенденции и направление развития земледелие и растениеводства.

24. Классификация сорняков по способу питания, размножения и продолжительности жизни.

25. Комплексные меры борьбы с сорными растениями.

26. История развития агрономия и агрономических знаний.

27. Агрономическая наука, их значение в формировании специалиста- агронома.

28.Задача научного земледелия и ее методы исследования.

29. Оптимизация землепользования и структуры посевных площадей.  

Перечень тем для реферативных работ

1. Агроном - профессия, как специалисты с/х производства

 
2. Знаменитые ученые агрономы РФ и РБ.

3. Образовательный процесс по направлению «Агрономия» (модули, зачеты, экзамены, рефераты, курсовые и дипломные работы и т.д.).

4. Ознакомление научно-исследовательскими и экспериментальными институтами Республики Бурятия.

5. Сельскохозяйственные орудии РБ и машины разработанные кафедрами общего земледелия и с/х машин  

6. Земледелие как отрасль сельскохозяйственного производства и как наука.

7. Дать классификацию мер борьбы с сорняками.

8. Принципы построения севооборотов, основные звенья полевых, кормовых севооборотов. Дать схемы.

9. Пары, их классификация и роль в севообороте.

10. Дайте схемы полевых, кормовых севооборотов в степной зоне Бурятии. Обоснование  этих  севооборотов.

11. Классификация севооборотов по соотношению групп культур  и  паров.

12. Водный режим почвы. Категории, формы и виды почвенной влаги.

13. Использование законов земледелия в практике сельского хозяйства.

14. Противоэрозионная обработка почвы в районах  проявления ветровой эрозии. Роль стерни и комковатости почвы в предотвращении ветровой эрозии.

15. Классификация гербицидов, дозы, способы и сроки их применения на посевах сельскохозяйственных культур.

16. Основная обработка почвы после  пропашных культур  и многолетних трав в степной и лесостепной зоны Бурятии.

17. История развития земледелия, вклад ученых нашей страны в ее развитие.

18. Кулисные пары, значение, условия применения кулисных растений, сроки  их посева.

19. Дать основные понятия и определения: севооборот,  структура пашни, структура посевных площадей, монокультура, бессменные посевы, повторная культура, промежуточная культура.

20. Дать схемы полевых, кормовых севооборотов  в сухостепной зоне Бурятии. Обоснование этих схем.

21. Дать понятие сорных растений,  засорителях.

22. Воспроизводство органического вещества почвы в земледелии

23. Значение глубины основной обработки почвы для растений. Приемы создания глубокого пахотного слоя на  каштановых почвах  республики Бурятия.

24. Значение глубины основной обработки почвы для растений. Приемы создания глубокого пахотного слоя на  каштановых почвах  республики Бурятия.

25. Агрохимические  показатели плодородия почвы.

26. Приемы и орудия предпосевной обработки почвы в зависимости от засоренности почвы.

27. Приемы и орудия предпосевной обработки почвы в зависимости от засоренности почвы.

28. Развитие и современное  состояние научных основ обработки почвы.

29. Заон возврата – научная  основа воспроизводства почвенного плодородия.

30. Дать понятие периода ротации севооборота и ротационной таблицы. Приведите пример.

31. Презентация рефератов по темам, выводы и предложения по профессии «Агроном»

Темы для дискуссий

1. БГСХА им. В.Р. Филиппова-роль современном аграрном образовании, история развития Агрономического факультета.

2. Образовательный процесс по направлению "Агрономия" (модули, зачеты, экзамены, рефераты, курсовые и дипломные работы и т.д.

3. Агрономия - профессия. Цель и задачи агрономии, его связи с другими дисциплинами, науками. Выдающиеся ученые агрономы Республики Бурятия и России.

4. Земледелие как отрасль сельскохозяйственного производства и история развития земледелия России и РБ.

5. Законы земледелия, их значение в современный период.

6. Проблемы плодородия почв и пути их решения.

7. Понятие о составе почвы и условия их образования. Факторы жизни растений, управления ими, законы земледелия и использование их в сельском хозяйстве.

8. Состояние и перспективы развития земледелия в Бурятии и ее основные земледельческие зоны.

9. Ознакомление научно-исследовательскими и экспериментальными институтами Республики Бурятия занимающимися исследованиями  в области агрономия.

 
Комплект контрольных вопросов для проведения устных опросов

Перечень тем для  реферативных работ

Темы для дискуссии.

Перечень видов оценочных средств
 
Критерии оценивания контрольной работы текущего контроля успеваемости обучающихся (рекомендуемое)

Комплект контрольных вопросов для проведения устных опросов

Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерные критерии оценивания:

– правильность ответа по содержанию задания (учитывается количество и характер ошибок при ответе);

– полнота и глубина ответа (учитывается количество усвоенных фактов, понятий и т.п.);

– сознательность ответа (учитывается понимание излагаемого материала);

 
– логика изложения материала (учитывается умение строить целостный, последовательный рассказ, грамотно пользоваться специальной терминологией);

– использование дополнительного материала;

– рациональность использования времени, отведенного на задание (не одобряется затянутость выполнения задания, устного ответа во времени, с учетом индивидуальных особенностей обучающихся).

Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерная шкала оценивания:

Баллы

для учета в рейтинге (оценка)

Степень удовлетворения критериям
86-100 баллов

«отлично»

Обучающийся полно и аргументировано отвечает по содержанию вопроса (задания); обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные; излагает материал последовательно и правильно.
71-85  баллов

«хорошо»

Обучающийся достаточно полно и аргументировано отвечает по содержанию вопроса (задания); обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные; излагает материал последовательно. Допускает 1-2 ошибки, исправленные с помощью наводящих вопросов.
56-70  баллов

«удовлетво-рительно»

Обучающийся обнаруживает знание и понимание основных положений данного задания, но излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил; не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры; излагает материал непоследовательно и допускает ошибки.
0-55  баллов

«неудовлетворительно»

Обучающийся обнаруживает незнание ответа на соответствующее задание (вопрос), допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Отмечаются такие недостатки в подготовке обучающегося, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.
 
Баллы

для учета в рейтинге (оценка)

Степень удовлетворения критериям
Перечень дискуссионных тем

Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерные критерии оценивания:

- теоретический уровень знаний;

- качество ответов на вопросы;

- подкрепление материалов фактическими данными (статистические данные или др.);

- практическая ценность материала;

- способность делать выводы;

- способность отстаивать собственную точку зрения;

- способность ориентироваться в представленном материале;

- степень участия в общей дискуссии.

Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерная шкала оценивания:

Критерии оценивания контрольной работы дискуссионных тем и вопросов для круглого стола

(дискуссии, полемики, диспута, дебатов)  

86-100 баллов

«отлично»

Обучающийся свободно владеет учебным материалом; проявляет навыки анализа, обобщения, критического осмысления, публичной речи, аргументации, ведения дискуссии и полемики, критического восприятия информации; материал изложен грамотно, в определенной логической последовательности, точно

используется терминология; показано умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации; высказывать свою точку зрения.

71-85 баллов

«хорошо»

Ответ удовлетворяет в основном требованиям на оценку «отлично», но при этом имеет один из недостатков: в усвоении учебного материала допущены небольшие пробелы, не исказившие содержание ответа; допущены один – два недочета в формировании навыков публичной речи, аргументации, ведения дискуссии и полемики, критического восприятия информации.
56-70 баллов

«удовлетво-рительно»

Неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения материала; имелись затруднения или допущены ошибки в определении понятий,
 
использовании терминологии, исправленные после нескольких наводящих вопросов. Обучающийся не может применить теорию в новой ситуации.
0-55  баллов

«неудовлетворительно»

Не раскрыто основное содержание учебного материала; обнаружено незнание или непонимание большей или наиболее важной части учебного материала; допущены ошибки в определении понятий, при использовании терминологии, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов; не сформированы умения и навыки публичной речи, аргументации, ведения дискуссии и полемики, критического восприятия информации.
 
Баллы

для учета в рейтинге (оценка)

Степень удовлетворения критериям
Перечень заданий для контрольной работы

Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерные критерии оценивания:

– полнота раскрытия темы;

– правильность формулировки и использования понятий и категорий;

– правильность выполнения заданий/ решения задач;

– аккуратность оформления работы и др.

Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерная шкала оценивания:

Критерии оценивания контрольной работы для контрольной работы

(обязательно для дисциплин, где по УП предусмотрена контрольная работа)

86-100 баллов

«отлично»

Полное раскрытие темы, указание точных названий и определений, правильная формулировка понятий и категорий, приведены все необходимые формулы, соответствующая статистика и т.п., все задания выполнены верно (все задачи решены правильно), работа выполнена аккуратно, без помарок.
71-85  баллов

«хорошо»

Недостаточно полное раскрытие темы, одна-две несущественные ошибки в определении понятий и категорий, в формулах, статистических данных и т. п., кардинально не меняющие суть изложения, наличие незначительного количества грамматических и стилистических ошибок, одна-две несущественные погрешности при выполнении заданий или в решениях задач. Работа выполнена аккуратно.
56-70  баллов

«удовлетво-рительно»

Ответ отражает лишь общее направление изложения лекционного материала, наличие более двух несущественных или одной-двух существенных ошибок в определении понятий и категорий, формулах, статистических данных и т. п.; большое количество грамматических и стилистических ошибок, одна-две существенные ошибки при выполнении заданий или в решениях задач. Работа выполнена небрежно.
0-55  баллов

«неудовлетворительно»

Обучающийся демонстрирует слабое понимание программного материала. Тема не раскрыта, более двух существенных ошибок в определении понятий и категорий, в формулах, статистических данных, при выполнении заданий или в решениях задач, наличие грамматических и стилистических ошибок и др.
 
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерные критерии оценивания:

– правильность выполнения задания на практическую/лабораторную работу в соответствии с вариантом;

– степень усвоения теоретического материала по теме практической /лабораторной работы;

– способность продемонстрировать преподавателю навыки работы в инструментальной программной среде, а также применить их к решению типовых задач, отличных от варианта задания;

– качество подготовки отчета по практической / лабораторной работе;

– правильность и полнота ответов на вопросы преподавателя при защите работы

и др.

Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерная шкала оценивания практических занятий (лабораторных работ):

Критерии оценивания контрольной работы для практических (лабораторных) работ

Баллы

для учета в рейтинге (оценка)

Степень удовлетворения критериям
86-100 баллов

«отлично»

Выполнены все задания практической (лабораторной) работы, обучающийся четко и без ошибок ответил на все контрольные вопросы.
71-85  баллов

Выполнены все задания практической (лабораторной) работы; обучающийся ответил на
 
«хорошо»

все контрольные вопросы с замечаниями.
56-70  баллов

«удовлетво-рительно»

Выполнены все задания практической (лабораторной) работы с замечаниями; обучающийся ответил на все контрольные вопросы с замечаниями.
0-55  баллов

«неудовлетворительно»

Обучающийся не выполнил или выполнил неправильно задания практической (лабораторной) работы; обучающийся ответил на контрольные вопросы с ошибками или не ответил на контрольные вопросы.
 
Комплект заданий

Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерные критерии оценивания:

В качестве критериев могут быть выбраны, например:

– соответствие срока сдачи работы установленному преподавателем;

– соответствие содержания и оформления работы предъявленным требованиям;

– способность выполнять вычисления;

– умение использовать полученные ранее знания и навыки для решения конкретных задач;

– умение отвечать на вопросы, делать выводы, пользоваться профессиональной и общей лексикой;

– обоснованность решения и соответствие методике (алгоритму) расчетов;

Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерная шкала оценивания:

Критерии оценивания контрольной работы для выполнения

расчетно-графической работы,  работы на тренажере

Баллы

для учета в рейтинге (оценка)

Степень удовлетворения критериям
86-100 баллов

«отлично»

Все материалы, расчеты, построения оформлены согласно требованиям и демонстрируют высокий уровень освоения теоретического материала, способность составлять и реализовать алгоритм решения по исходным данным. Вычисления выполнены четко, ответы на вопросы, выводы к работе отражают точку зрения обучающегося на решаемую проблему. Все материалы представлены в установленный срок, не требуют дополнительного времени на завершение. 
71-85  баллов

«хорошо»

Все материалы, расчеты, построения оформлены согласно требованиям и демонстрируют достаточно высокий уровень освоения теоретического материала, способность составлять и реализовать алгоритм решения по исходным данным. В работе присутствуют несущественные ошибки при вычислениях и построении чертежей, не влияющие на общий результат работы, при грамотном ответе на большинство поставленных вопросов. Все материалы представлены в установленный срок, не требуют дополнительного времени на завершение. 
56-70  баллов

«удовлетво-рительно»

Материалы, расчеты, построения оформлены с ошибками, не в полном объеме, демонстрируют наличие пробелов в освоении теоретического материала, низкий уровень способности составлять и реализовать алгоритм решения по исходным данным. В работе присутствуют ошибки, которые не оказывают существенного влияния на окончательный результат. Работа оформлена неаккуратно, представлена с задержкой и требует дополнительного времени на завершение.
0-55  баллов

«неудовлетворительно»

Демонстрирует низкий/ниже среднего уровень освоения теоретического материала, неспособность составлять и реализовать алгоритм решения по исходным данным. Многие требования, предъявляемые к заданию, не выполнены. Обучающийся не может ответить на замечания преподавателя, не владеет материалом работы, не в состоянии дать объяснения выводам и теоретическим положениям данной работы. Оформление работы не соответствует требованиям.
 
Материалы тестовых заданий

Материалы тестовых заданий следует сгруппировать по темам/разделам изучаемой дисциплины (модуля) в следующем виде:

Тема (темы) / Раздел дисциплины (модуля)

Тестовые задания по данной теме (темам)/Разделу с указанием правильных ответов.

Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерные критерии оценивания:

- отношение правильно выполненных заданий к общему их количеству

Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерная шкала оценивания:

Критерии оценивания контрольной работы тестовых заданий

 
Баллы

для учета в рейтинге (оценка)

Степень удовлетворения критериям
86-100 баллов «отлично»

Выполнено 86-100% заданий
71-85  баллов «хорошо»

Выполнено 71-85% заданий 
56-70  баллов «удовлетво-рительно»

Выполнено 56-70% заданий
0-55  баллов «неудовлетворительно»

Выполнено 0-56% заданий

 
Баллы

для учета в рейтинге (оценка)

Степень удовлетворения критериям
86-100 баллов «отлично»

Демонстрирует очень высокий/высокий уровень знаний, умений, навыков в соответствии с критериями оценивания. Все требования, предъявляемые к заданию, выполнены.
71-85  баллов «хорошо»

Демонстрирует достаточно высокий/выше среднего уровень знаний, умений, навыков в соответствии с критериями оценивания. Все требования, предъявляемые к заданию, выполнены.
56-70  баллов «удовлетво-рительно»

Демонстрирует средний уровень знаний, умений, навыков в соответствии с критериями оценивания. Большинство требований, предъявляемых к заданию, выполнены.
0-55  баллов «неудовлетворительно»

Демонстрирует низкий/ниже среднего уровень знаний, умений, навыков в соответствии с критериями оценивания. Многие требования, предъявляемые к заданию, не выполнены. Нет ответа. Не было попытки решить задачу.
Задачи репродуктивного уровня  

Задачи реконструктивного уровня

Задачи творческого уровня

Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерные критерии оценивания:

– полнота знаний теоретического контролируемого материала;

– полнота знаний практического контролируемого материала, демонстрация умений и навыков решения типовых задач, выполнения типовых заданий/упражнений/казусов;

– умение самостоятельно решать проблему/задачу на основе изученных методов, приемов, технологий;

– умение ясно, четко, логично и грамотно излагать собственные размышления, делать умозаключения и выводы;

– полнота и правильность выполнения задания.

Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерная шкала оценивания:

Критерии оценивания контрольной работы разноуровневых задач (заданий)

 
Баллы

для учета в рейтинге (оценка)

Степень удовлетворения критериям
Перечень тем эссе/докладов/рефератов/сообщений и т.п.

Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерные критерии оценивания:

– полнота раскрытия темы;

– степень владения понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины;

– знание фактического материала, отсутствие фактических ошибок;

– умение логически выстроить материал ответа;

– умение аргументировать предложенные подходы и решения, сделанные выводы;

– степень самостоятельности, грамотности, оригинальности в представлении материала (стилистические обороты, манера изложения, словарный запас, отсутствие или наличие грамматических ошибок);

– выполнение требований к оформлению работы.

Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся).

Примерная шкала оценивания письменных работ:

Критерии оценивания контрольной работы темы эссе

(рефератов, докладов, сообщений)

 
86-100 баллов «отлично»

Содержание работы в целом соответствует теме задания. Продемонстрировано знание фактического материала, отсутствуют ошибки. Продемонстрировано уверенное владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (уместность употребления, аббревиатуры, толкование и т.д.), отсутствуют ошибки в употреблении терминов.

Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.

Ответ четко структурирован и выстроен в заданной логике. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа укладывается в заданные рамки при сохранении смысла.

Продемонстрировано умение аргументировано излагать собственную точку зрения. Видно уверенное владение освоенным материалом, изложение сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.

Высокая степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала: стилистические обороты, манера изложения, словарный запас. Отсутствуют стилистические и орфографические ошибки в тексте.

Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.

71-85  баллов «хорошо»

Содержание ответа в целом соответствует теме задания. Продемонстрировано знание фактического материала, встречаются несущественные фактические ошибки.

Продемонстрировано владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (уместность употребления, аббревиатуры, толкование и т.д.), отсутствуют ошибки в употреблении терминов.

Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.

Ответ в достаточной степени структурирован и выстроен в заданной логике без нарушений общего смысла. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа незначительно превышает заданные рамки при сохранении смысла.

Продемонстрировано умение аргументированно излагать собственную точку зрения, но аргументация не всегда убедительна. Изложение лишь отчасти сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.

Достаточная степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала. Встречаются мелкие и не искажающие смысла ошибки в стилистике, стилистические штампы. Есть 1–2 орфографические ошибки.

Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.

56-70  баллов  «удовлетво-рительно»

Содержание работы в целом соответствует теме задания. Продемонстрировано удовлетворительное знание фактического материала, есть фактические ошибки (25– 30%).

Продемонстрировано достаточное владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины, есть ошибки в употреблении и трактовке терминов, расшифровке аббревиатур.

Ошибки в использовании категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.

Ответ плохо структурирован, нарушена заданная логика. Части ответа логически разорваны, нет связок между ними. Ошибки в представлении логической структуры проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа в существенной степени (на 25–30%) отклоняется от заданных рамок.

Нет собственной точки зрения либо она слабо аргументирована. Примеры, приведенные в ответе в качестве практических иллюстраций, в малой степени соответствуют изложенным теоретическим аспектам.

Текст работы примерно наполовину представляет собой стандартные обороты и фразы из учебника/лекций. Обилие ошибок в стилистике, много стилистических штампов. Есть 3–5 орфографических ошибок.

Работа выполнена не очень аккуратно, встречаются помарки и исправления.

0-55  баллов  «неудовлетворительно»

Содержание ответа не соответствует теме задания или соответствует ему в очень малой степени.

Продемонстрировано крайне слабое владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (неуместность употребления, неверные аббревиатуры, искаженное толкование и т.д.), присутствуют многочисленные ошибки в употреблении терминов.

Продемонстрировано крайне низкое (отрывочное) знание фактического материала, много фактических ошибок – практически все факты (данные) либо искажены, либо неверны.

Ответ представляет собой сплошной текст без структурирования, нарушена заданная логика. Части ответа не взаимосвязаны логически. Нарушена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа более чем в 2 раза меньше или превышает заданный. Показаны неверные ассоциативные взаимосвязи категорий и терминов дисциплины.

Отсутствует аргументация изложенной точки зрения, нет собственной позиции. Отсутствуют примеры из практики либо они неадекватны.

Текст ответа представляет полную кальку текста учебника/лекций. Стилистические ошибки приводят к существенному искажению смысла. Большое число орфографических ошибок в тексте (более 10 на страницу).

Работа выполнена неаккуратно, с обилием помарок и исправлений. В работе один абзац и больше позаимствован из какого-либо источника без ссылки на него.

 
Критерии оценивания контрольной работы участия обучающегося в активных формах обучения (доклады, выступления на семинарах, практических занятиях и пр.):

Баллы

для учета в рейтинге (оценка)

Степень удовлетворения критериям
86-100 баллов «отлично»

Полное раскрытие вопроса; указание точных названий и определений; правильная формулировка понятий и категорий; самостоятельность ответа, умение вводить и использовать собственные классификации и квалификации, анализировать и делать собственные выводы по рассматриваемой теме; использование дополнительной литературы и иных материалов и др.
71-85  баллов «хорошо»

Недостаточно полное, по мнению преподавателя, раскрытие темы; несущественные ошибки в определении понятий, категорий и т.п., кардинально не меняющих суть изложения; использование устаревшей учебной литературы и других источников
56-70  баллов «удовлетво-рительно»

Отражение лишь общего направления изложения лекционного материала и материала современных учебников; наличие достаточного количества несущественных или одной - двух существенных ошибок в определении понятий и категорий и т. п.; использование устаревшей учебной литературы и других источников; неспособность осветить проблематику учебной дисциплины и др.
0-55  баллов «неудовлетворительно»

Темы не раскрыта; большое количество существенных ошибок; отсутствие умений и навыков, обозначенных выше в качестве критериев выставления положительных оценок и др.
 
Задание (я):

Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерные критерии оценивания:

- соответствие решения сформулированным в кейсе вопросам (адекватность проблеме и рынку);

- оригинальность подхода (новаторство, креативность);

- применимость решения на практике;

- глубина проработки проблемы (обоснованность решения, наличие альтернативных вариантов, прогнозирование возможных проблем, комплексность решения).

Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерная шкала оценивания:

Критерии оценивания контрольной работы кейс-задач

Баллы

для учета в рейтинге (оценка)

Степень удовлетворения критериям
86-100 баллов «отлично»

Предложенное решение соответствует поставленной в кейс-задаче проблеме. Обучающийся применяет оригинальный подход к решению поставленной проблемы, демонстрирует высокий уровень теоретических знаний, анализ соответствующих источников. Формулировки кратки, ясны и точны. Ожидаемые результаты применения предложенного решения конкретны, измеримы и обоснованы.
71-85 баллов «хорошо»

Предложенное решение соответствует поставленной в кейс-задаче проблеме. Обучающийся применяет в основном традиционный подход с элементами новаторства, частично подкрепленный анализом соответствующих источников, демонстрирует хороший уровень теоретических знаний. Формулировки недостаточно кратки, ясны и точны. Ожидаемые результаты применения предложенного решения требуют исправления незначительных ошибок.
56-70  баллов «удовлетво-рительно»

Демонстрирует средний уровень знаний, умений, навыков в соответствии с критериями оценивания. Предложенное решение требует дополнительной конкретизации и обоснования, в целом соответствует  поставленной в задаче проблеме. При решении поставленной проблемы обучающийся применяет традиционный подход, демонстрирует твердые знания по поставленной проблеме. Предложенное решение содержит ошибки, уверенно исправленные после наводящих вопросов.
0-55  баллов «неудовлетворительно»

Наличие грубых ошибок в решении ситуации, непонимание сущности рассматриваемой проблемы, неуверенность и неточность ответов после наводящих вопросов. Предложенное решение не обосновано и не применимо на практике
 
Тема (проблема)

Концепция игры

Роли:

Критерии оценивания контрольной работы для деловой (ролевой) игры

 

Задания (вопросы, проблемные ситуации и др.)

Ожидаемый (е) результат(ы)

Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерные критерии оценивания:

­ качество усвоения информации;

­ выступление;

­ содержание вопроса;

­ качество ответов на вопросы;

­ значимость дополнений, возражений, предложений;

­ уровень делового сотрудничества;

­ соблюдение правил деловой игры;

­ соблюдение регламента;

­ активность;

­ правильное применение профессиональной лексики.

Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерная шкала оценивания:

Баллы

для учета в рейтинге (оценка)

Степень удовлетворения критериям
86-100 баллов «отлично»

Участник деловой игры продемонстрировал понимание сути поставленной проблемы; теоретические положения изложены с использованием профессиональной лексики; ответы и выступления четкие и краткие, логически последовательные; активное участие в деловой игре.
71-85 баллов «хорошо»

Участник деловой игры продемонстрировал понимание сути поставленной проблемы; теоретические положения изложены с использованием профессиональной лексики с незначительными ошибками; ответы и выступления в основном краткие, но не всегда четкие и логически последовательные; участие в деловой игре.
56-70  баллов «удовлетво-рительно»

Участник деловой игры продемонстрировал понимание сути поставленной проблемы; теоретические положения изложены со слабым использованием профессиональной лексики; ответы и выступления многословные, нечеткие и без должной логической последовательности; пассивное участие в деловой игре.
0-55  баллов «неудовлетворительно»

Участник деловой игры продемонстрировал затруднения в понимании сути поставленной проблемы; отсутствие необходимых знаний и умений для решения проблемы; затруднения в построении самостоятельных высказываний; обучающийся практически не принимает участия в игре.
 
Баллы

для учета в рейтинге (оценка)

Степень удовлетворения критериям
86-100 баллов «отлично»

Работа демонстрирует точное понимание задания. Все материалы имеют непосредственное отношение к теме; источники цитируются правильно. Результаты работы представлены четко и логично, информация точна и отредактирована. Работа отличается яркой индивидуальностью и выражает точку зрения обучающегося.
71-85  баллов «хорошо»

Помимо материалов, имеющих непосредственное отношение к теме, включаются некоторые материалы, не имеющие отношение к ней; используется ограниченное количество источников. Не вся информация взята из достоверных источников; часть информации неточна или не имеет прямого отношения к теме. Недостаточно выражена собственная позиция и оценка информации. 
56-70  баллов «удовлетво-рительно»

Часть материалов не имеет непосредственного отношения к теме, используется 2-3 источника. Делается слабая попытка проанализировать информацию. Материал логически не выстроен и подан внешне непривлекательно, не дается четкого ответа на поставленные вопросы. Нет критического взгляда на проблему.
0-55  баллов «неудовлетворительно»

Больше половины материалов не имеет непосредственного отношения к теме, используется один источник. Не делается попытка проанализировать информацию. Материал логически не выстроен и подан внешне непривлекательно, не дается ответа на поставленные вопросы.
Групповые творческие задания (проекты):

Индивидуальные творческие задания (проекты):

Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерные критерии оценивания:

- актуальность темы;

- соответствие содержания работы выбранной тематике;

- соответствие содержания и оформления работы установленным требованиям;

- обоснованность результатов и выводов, оригинальность идеи;

- новизна полученных данных;

- личный вклад обучающихся;

- возможности практического использования полученных данных.

Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерная шкала оценивания:

Критерии оценивания контрольной работы для тем групповых и/или индивидуальных творческих заданий/проектов

 
ИЗМЕНЕНИЯ И ДОПОЛНЕНИЯ
Ведомость изменений

п/п

Вид обновлений
Содержание изменений, вносимых в ОПОП
Обснование изменений
1
2
3
4
5
6