учреждение высшего образования
«Бурятская государственная сельскохозяйственная академия имени В.Р. Филиппова»
Агрономический факультет
Ландшафтный дизайн и экология
Направленность (профиль) Декоративное садоводство, газоноведение и флористика
в учебном плане
является дисциплиной обязательной для изучения
Семестр 6
Зав. кафедрой Доржиева А.С.
п/п
на заседании кафедры
Заведующий кафедрой
Цыбикова О.М.
(представитель работодателя)
Задачи: Изучение способов, а также комплекс работ, необходимых при закладке плантаций плодовых и ягодных культур, технологий ухода за садом, рациональной системы организации насаждений при разной степени обеспеченности конкретного места при использовании орошения.
ОПК-2: Способен использовать нормативные правовые акты и оформлять специальную документацию в профессиональной деятельности;
ИД-2 не знает требования природоохранного законодательства Российской Федерации при производстве продукции садоводства и овощеводства
ИД-3 не знает требования нормативные правовые документы, нормы и регламенты проведения работ в области садоводства
ИД-4 не знает требования специальные документы для осуществления производства, переработки и хранения плодовой и овощной продукции
ИД-5 не знает требования учетно-отчетную документацию по производству продукции садоводства, в том числе в электронном виде
ИД-2 плохо знает и не полностью понимает требования природоохранного законодательства Российской Федерации при производстве продукции садоводства и овощеводства
ИД-3 плохо знает и не полностью понимает нормативные правовые документы, нормы и регламенты проведения работ в области садоводства
ИД-4 плохо знает и не полностью понимает требования специальные документы для осуществления производства, переработки и хранения плодовой и овощной продукции
ИД-5 плохо знает и не полностью понимает учетно-отчетную документацию по производству продукции садоводства, в том числе в электронном виде
ИД-2 знает и понимает требования природоохранного законодательства Российской Федерации при производстве продукции садоводства и овощеводства
ИД-3 знает и понимает нормативные правовые документы, нормы и регламенты проведения работ в области садоводства
ИД-4 знает и понимает специальные документы для осуществления производства, переработки и хранения плодовой и овощной продукции
ИД-5 знает и понимает учетно-отчетную документацию по производству продукции садоводства, в том числе в электронном виде
ИД-2 в полной мере знает и понимает требования природоохранного законодательства Российской Федерации при производстве продукции садоводства и овощеводства
ИД-3 в полной мере знает и понимает нормативные правовые документы, нормы и регламенты проведения работ в области садоводства
ИД-4 в полной мере знает и понимает специальные документы для осуществления производства, переработки и хранения плодовой и овощной продукции
ИД-5 в полной мере знает и понимает понимает учетно-отчетную документацию по производству продукции садоводства, в том числе в электронном виде
ИД-2 не умеет соблюдать требования природоохранного законодательства Российской Федерации при производстве продукции садоводства и овощеводства
ИД-3 не умеет использовать нормативные правовые документы, нормы и регламенты проведения работ в области садоводства
ИД-4 не умеет оформлять специальные документы для осуществления производства, переработки и хранения плодовой и овощной продукции
ИД-5 не умеет вести учетно- отчетную документацию по производству продукции садоводства, в том числе в электронном виде
ИД-2 не в полной мере умеет соблюдать требования природоохранного законодательства Российской Федерации при производстве продукции садоводства и овощеводства
ИД-3 не в полной мере умеет использовать нормативные правовые документы, нормы и регламенты проведения работ в области садоводства
ИД-4 не в полной мере умеет оформлять специальные документы для осуществления производства, переработки и хранения плодовой и овощной продукции
ИД-5 не в полной мере умеет вести учетно- отчетную документацию по производству продукции садоводства, в том числе в электронном виде
ИД-2 умеет соблюдать требования природоохранного законодательства Российской Федерации при производстве продукции садоводства и овощеводства
ИД-3 умеет использовать нормативные правовые документы, нормы и регламенты проведения работ в области садоводства
ИД-4 умеет оформлять специальные документы для осуществления производства, переработки и хранения плодовой и овощной продукции
ИД-5 умеет вести учетно- отчетную документацию по производству продукции садоводства, в том числе в электронном виде
ИД-2 в полной мере умеет соблюдать требования природоохранного законодательства Российской Федерации при производстве продукции садоводства и овощеводства
ИД-3 в полной мере умеет использовать нормативные правовые документы, нормы и регламенты проведения работ в области садоводства
ИД-4 в полной мере умеет оформлять специальные документы для осуществления производства, переработки и хранения плодовой и овощной продукции
ИД-5 в полной мере умеет вести учетно- отчетную документацию по производству продукции садоводства, в том числе в электронном виде
ИД-2 не владеет навыками соблюдения требований природоохранного законодательства Российской Федерации при производстве продукции садоводства и овощеводства
ИД-3 не владеет навыками использования нормативных правовых документов, норм и регламентов проведения работ в области садоводства
ИД-4 не владеет навыками оформления специальных документов для осуществления производства, переработки и хранения плодовой и овощной продукции
ИД-5 не владеет навыками ведения учетно- отчетной документации по производству продукции садоводства, в том числе в электронном виде
ИД-2 не в полной мере владеет навыками соблюдения требований природоохранного законодательства Российской Федерации при производстве продукции садоводства и овощеводства
ИД-3 не в полной мере владеет навыками использования нормативных правовых документов, норм и регламентов проведения работ в области садоводства
ИД-4 не в полной мере владеет навыками оформления специальных документов для осуществления производства, переработки и хранения плодовой и овощной продукции
ИД-5 не в полной мере владеет навыками ведения учетно- отчетной документации по производству продукции садоводства, в том числе в электронном виде
ИД-2 владеет навыками соблюдения требований природоохранного законодательства Российской Федерации при производстве продукции садоводства и овощеводства
ИД-3 владеет навыками использования нормативных правовых документов, норм и регламентов проведения работ в области садоводства
ИД-4 владеет навыками оформления специальных документов для осуществления производства, переработки и хранения плодовой и овощной продукции
ИД-5 владеет навыками ведения учетно- отчетной документации по производству продукции садоводства, в том числе в электронном виде
ИД-2 в полной мере владеет навыками соблюдения требований природоохранного законодательства Российской Федерации при производстве продукции садоводства и овощеводства
ИД-3 в полной мере владеет навыками использования нормативных правовых документов, норм и регламентов проведения работ в области садоводства
ИД-4 в полной мере владеет навыками оформления специальных документов для осуществления производства, переработки и хранения плодовой и овощной продукции
ИД-5 в полной мере владеет навыками ведения учетно- отчетной документации по производству продукции садоводства, в том числе в электронном виде
ОПК-4: Способен реализовывать современные технологии и обосновывать их применение в профессиональной деятельности;
ИД-2 не знает и понимает технологии возделывания плодовых и ягодных культур применительно к почвенно- климатическим условиям с учетом агроландшафтной характеристики территории
ИД-2 плохо знает и не полностью понимает технологии возделывания плодовых и ягодных культур применительно к почвенно- климатическим условиям с учетом агроландшафтной характеристики территории
ИД-2 знает и понимает технологии возделывания плодовых и ягодных культур применительно к почвенно- климатическим условиям с учетом агроландшафтной характеристики территории
ИД-2 в полной мере знает и понимает технологии возделывания плодовых и ягодных культур применительно к почвенно- климатическим условиям с учетом агроландшафтной характеристики территории
ИД-2 не умеет обосновывать технологии возделывания плодовых и ягодных культур применительно к почвенно- климатическим условиям с учетом агроландшафтной характеристики территории
ИД-2 не в полной мере умеет обосновывать технологии возделывания плодовых и ягодных культур применительно к почвенно- климатическим условиям с учетом агроландшафтной характеристики территории
ИД-2 умеет обосновывать технологии возделывания плодовых и ягодных культур применительно к почвенно- климатическим условиям с учетом агроландшафтной характеристики территории
ИД-2 в полной мере умеет обосновывать технологии возделывания плодовых и ягодных культур применительно к почвенно- климатическим условиям с учетом агроландшафтной характеристики территории
ИД-2 не владеет навыками обоснования технологий возделывания плодовых и ягодных культур применительно к почвенно- климатическим условиям с учетом агроландшафтной характеристики территории
ИД-2 не в полной мере владеет навыками обоснования технологий возделывания плодовых и ягодных культур применительно к почвенно- климатическим условиям с учетом агроландшафтной характеристики территории
ИД-2 владеет навыками обоснования технологий возделывания плодовых и ягодных культур применительно к почвенно- климатическим условиям с учетом агроландшафтной характеристики территории
ИД-2 в полной мере владеет навыками обоснования технологий возделывания плодовых и ягодных культур применительно к почвенно- климатическим условиям с учетом агроландшафтной характеристики территории
форма текущего контроля успеваемости)
работ
Товарная обработка плодов
Годичные циклы роста и развития плодовых растений
Инструменты
Размещение и специализация отрасли по зонам. Главные проблемы развития плодоводства в России, пути и методы их решения
Годичные циклы роста и развития плодовых растений. Закономерности роста, строения, соподчинения и взаимодействия органов и частей плодовых растений
Семенное и вегетативное размножение плодовых культур. Организация и структура питомниководческих хозяйст
Технология производства привитого посадочного материала. Технология производства корнесобственных саженцев. Особенности производства сертифицированного посадочного материала
Системы содержания и обработки почвы в саду
Механизация обрезки
Биологические особенности, районированные сорта. Возможности промышленного выращивания культур
Microsoft OfficeProPlus 2016 RUS OLP NL Acdmc. Договор № ПП-61/2015 г. О поставке программных продуктов от 9 декабря 2015 года
Microsoft Windows Vista Business Russian Upgrade Academic OPEN No Level Государственный контракт № 25 от 1 апреля 2008 года
http://www.garant.ru/
- использование специализированных (адаптированных) рабочих программ дисциплин (модулей) и методов обучения и воспитания, включая наличие альтернативной версии официального сайта организации в сети «Интернет» для слабовидящих;
- использование специальных учебников, учебных пособий и других учебно-методических материалов, включая альтернативные форматы печатных материалов (крупный шрифт или аудиофайлы);
- использование специальных технических средств обучения (мультимедийное оборудование, оргтехника и иные средства) коллективного и индивидуального пользования, включая установку
мониторов с возможностью трансляции субтитров, обеспечение надлежащими звуковыми
воспроизведениями информации;
- предоставление услуг ассистента (при необходимости), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь или услуги сурдопереводчиков / тифлосурдопереводчиков;
- проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий для разъяснения отдельных вопросов изучаемой дисциплины (модуля);
- проведение процедуры оценивания результатов обучения возможно с учетом особенностей нозологий (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, в форме тестирования и т.п.) при использовании доступной формы предоставления заданий оценочных средств и ответов на задания (в печатной форме увеличенным шрифтом, в форме аудиозаписи, в форме электронного документа, задания зачитываются ассистентом, задания предоставляются с использованием сурдоперевода) с
использованием дополнительного времени для подготовки ответа;
- обеспечение беспрепятственного доступа обучающимся в учебные помещения, туалетные и другие помещения организации, а также пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов и других приспособлений);
- обеспечение сочетания онлайн и офлайн технологий, а также индивидуальных и коллективных форм работы в учебном процессе, осуществляемом с использованием дистанционных образовательных технологий;
- и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение ОПОП ВО.
В целях реализации ОПОП ВО в академии оборудована безбарьерная среда, учитывающая потребности лиц с нарушением зрения, с нарушениями слуха, с нарушениями опорно-двигательного
аппарата. Территория соответствует условиям беспрепятственного, безопасного и удобного передвижения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Вход в учебный корпус
оборудован пандусами, стекла входных дверей обозначены специальными знаками для слабовидящих, используется система Брайля. Сотрудники охраны знают порядок действий при прибытии в академию лица с ограниченными возможностями. В академии создана толерантная социокультурная среда, осуществляется необходимое сопровождение образовательного процесса,
при необходимости предоставляется волонтерская помощь обучающимся инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья.
2. Оценочные материалы является составной частью нормативно-методического обеспечения системы оценки качества освоения обучающимися указанной дисциплины (модуля).
3. При помощи оценочных материалов осуществляется контроль и управление процессом формирования обучающимися компетенций, из числа предусмотренных ФГОС ВО в качестве результатов освоения дисциплины (модуля).
4. Оценочные материалы по дисциплине (модулю) включают в себя:
- оценочные средства, применяемые при промежуточной аттестации по итогам изучения дисциплины (модуля).
- оценочные средства, применяемые в рамках индивидуализации выполнения, контроля фиксированных видов ВАРО;
- оценочные средства, применяемые для текущего контроля;
5. Разработчиками оценочных материалов по дисциплине (модулю) являются преподаватели кафедры, обеспечивающей изучение обучающимися дисциплины (модуля), в Академии. Содержательной основой для разработки оценочных материалов является Рабочая программа дисциплины (модуля).
Темы рефератов;
Комплект дискуссионных вопросов для проведения деловой игры «Круглый стол»;
Комплект тестовых заданий;
Комплект вопросов для проведения устных опросов
Плодоводство
2) охватывает все разделы дисциплины
2. История, современное состояние и перспективы развития в РФ.
3. Центры происхождения и классификация плодовых растений.
4. Зоны плодоводства в стране.
5. Классификация плодовых и ягодных растений.
6. Органография плодовых растений.
7. Структура плодового питомника.
8. Производство посадочного материала плодовых и ягодных культур.
9. Экологические факторы в жизни плодовых растений.
10. Закономерности роста и плодоношения плодовых и ягодных культур.
11. Методика разработки проекта по закладке сада.
12. Типы садов. Выбор и подготовка почвы под сад.
13. Разбивка и закладка плодовых насаждений.
14. Системы содержания почвы, орошение и удобрение в садах.
15. Неблагоприятные условия зимне-весеннего периода. Мероприятия по защите плодовых растений от зимних повреждений.
16. Технология сбора урожая. Регулирование нагрузки плодами.
17. Определение ожидаемой урожайности. Определение сроков съема плодов и ягод.
18. Техника съема плодов: ручная и механизированная уборка.
19. Товарная обработка и упаковка плодов.
20. Садовый инструмент и подготовка его к работе. Уход за садовым инструментом.
21. Обрезка и способы регулирования роста и плодоношения плодовых и ягодных культур. Техника выполнения срезов.
21. Основные системы формирования крон плодовых деревьев. Их особенности.
21. Типы формировок, применяемые для сильнорослых и слаборослых деревьев.
22. Основные функции корневой системы плодовых и ягодных растений.
23. Типы корневых систем плодовых и ягодных растений.
24. Строение и функции обрастающих корней.
25. Строение корневой системы земляники.
26. Особенности строения корневой системы малины.
27. Назовите основные части плодового дерева.
28. Дайте определение понятиям: ствол, штамб, центральный проводник.
29. Перечислите основные вегетативные органы плодовых растений.
30. Перечислите основные плодовые образования семечковых и косточковых пород.
31. Дать определение термину «плодовый питомник». Составные части плодового питомника.
32. Севооборот участка формирования.
33. Севооборот участка размножения.
34. Что такое квартал сада?
35. Размеры квартала в зависимости от климатических условий.
36. Соотношение распределения пород по кварталам относительно зон плодоводства.
38. Прямоугольный способ размещения преимущества и недостатки.
39. Строчный способ размещения преимущества и недостатки.
40. Контурный способ размещения преимущества и недостатки.
41. Блочный способ размещения преимущества и недостатки.
42. Шахматный способ размещения преимущества и недостатки.
43. Размещение взаимоопыляющихся сортов в саду.
44. Требования, предъявляемые к взаимоопыляющимся сортам.
45. Перечислите типы формировок плодовых деревьев.
46. Технология формирования разрежено-ярусной кроны.
47. Достоинства и недостатки канало-веерного типа кроны.
48. Технология формирования вазообразной и улучшено-вазообразной крон.
49. Способы формирования косой итальянской правильной пальметты, ее достоинства и недостатки.
50. Технология выращивания привитых саженцев.
1. Морфологические и биологические особенности яблони сибирской.
2. Технология выращивания яблони полукультурной в Сибири.
3. Формирование яблони крупноплодной в условиях Сибири.
4. Морфологические, биологические особенности и использование черемухи обыкновенной.
5. Технология выращивания груши обыкновенной в Сибири.
6. Сливо-вишнѐвые гибриды.
7. Особенности выращивания облепихи.
8. Технология выращивания земляники в условиях Сибири.
9. Особенности выращивания малины ремонтантной.
10. Технология выращивания смородины черной.
11. Особенности выращивания яблони культурной в Сибири.
12. Морфологические и биологические особенности смородины красной.
13. Морфологические, биологические особенности вишни степной. Сорта.
14. Особенности выращивания крыжовника в условиях Сибири.
15. Морфологические и биологические особенности рябины черноплодной.
16. Особенности выращивания орехоплодных культур (лещина, орех маньчжурский) в Сибири.
17. Особенности выращивания и использование боярышника.
18. Способы размножения жимолости съедобной.
19. Размножение и особенности посадки винограда.
20. Вишня обыкновенная.
Комплект вопросов для проведения устных опросов
1. Классификация растений в плодоводстве.
2. Значение, организация и составные части плодового питомника.
3. Центры происхождения плодово-ягодных растений.
4. Получение посадочного материала.
5. Биологические основы плодоводства. Практическое значение плодово-ягодных культур.
6. Земляника: биологические особенности, агротехника.
7. Строение плодовых растений, их морфологические особенности.
8. Характеристика сортов малины, выращиваемых в регионе.
9. Строение ягодных кустарников.
10. Способы размножения прививкой.
11. Влияние факторов внешней среды на свойства плодовых и ягодных растений.
12. Нетрадиционные плодово-ягодные культуры.
13. Биологические особенности семечковых плодовых культур.
14. Уход за садом.
15. Биологические особенности косточковых культур.
16. Размножение плодово-ягодных растений. Семенное размножение.
17. Биологические особенности орехоплодных плодовых культур.
18. Способы корнесобственного размножения.
19. Биологические особенности ягодных растений.
20. Закладка плодового сада.
21. Биологические особенности цитрусовых растений.
22. Классификация и характеристика подвоев.
23. Биологические особенности субтропических культур.
24. Характеристика сортов вишни и сливы, выращиваемых в регионе.
25. Биологические основы вегетативного размножения плодовых и ягодных растений.
26. Характеристика сортов яблони и груши, выращиваемых в регионе.
27. Способы регулировки роста и плодоношения плодовых деревьев. Обрезка, формирование кроны.
29. Характеристики сортов смородины и крыжовника, выращиваемых в регионе.
30. Дайте определение понятиям: ствол, штамб, центральный проводник.
31. Перечислите основные вегетативные органы плодовых растений.
32. Перечислите основные плодовые образования семечковых и косточковых пород.
33. Дать определение термину «плодовый питомник». Составные части плодового питомника.
34. Соотношение распределения пород по кварталам относительно зон плодоводства.
35. Размещение взаимоопыляющихся сортов в саду.
36.Требования, предъявляемые к взаимоопыляющимся сортам.
37. Перечислите типы формировок плодовых деревьев.
Комплект дискуссионных вопросов для проведения деловой игры «Круглый стол»
1. Понятие о сорте, сортотипе и клоне. Районирование пород и сортов.
2. Возрастные изменения у плодовых растений. Возрастные периоды и их практическое значение.
3. Годичный цикл роста и развития, периоды вегетации и покоя. Фенология плодовых растений.
4. Закономерности роста надземной системы: ярусность, морфологический параллелизм, циклическая смена обрастающих и скелетных ветвей.
5. Закономерности роста корней в зависимости от породы, сорта, подвоя, почвенных условий и агротехники.
6. Закономерности плодоношения. Самоплодность и самобесплодность. Формирование урожая: опадение цветков и завязей, рост и созревание плодов. Периодичность плодоношения. Биологические и агротехнические основы получения устойчивых урожаев.
7. Реакция плодовых растений на факторы внешней среды.
8. Температурный режим в жизни плодовых растений. Зимостойкость, морозо-, жаростойкость. Повреждение низкими температурами и пути повышения морозо- и зимостойкости растений.
9. Потребность плодовых растений в воде в связи с условиями произрастания, возрастным состоянием и фазами вегетации. Засухоустойчивость плодовых растений. Регулирование водного режима в насаждениях.
10. Световой режим. Отношение различных пород к свету. Биологические основы и приемы регулирования светового режима в насаждениях.
11. Воздух атмосферы и почвы. Обеспеченность растений кислородом и углекислотой. Регулирование воздушного режима в садах.
12. Реакция растений на почвенные условия. Влияние морфологических и агрохимических свойств почвы на рост и плодоношение. Почвоутомление.
13. Охрана почв, занятых многолетними насаждениями.
14. Значение рельефа в распределении климатических факторов и изменении почвенных условий. Реакция плодовых растений на орографические условия.
Комплект тестовых заданий
1. По морфологическим признакам плодовые растения подразделяются на:
1) семечковые, косточковые, орехоплодные, ягодные;
2) деревья, кустарники, полукустарники, травянистые;
3) размножаемые вегетативно прививками;
4) устойчивые и не устойчивые к засухе и морозам.
2. Плод яблони и груши называется:
1) ложным,
2) настоящим,
3) сборным,
4) сложным.
3. Первый возрастной период для плодовых культур по П.Г. Шитту – это:
1) период между прорастанием семени и полным плодоношением;
2) период между прорастанием привитого глазка и началом плодоношения;
3) период от зарождения семени и до его прорастания;
4) период от посадки саженца в сад и до его старения.
4. Продолжительность высокой продуктивности кольчаток яблони составляет:
1) 1-2 года;
2) 3-4 года;
3) 5-6 лет;
4) 7-8 лет.
5. Назовите из числа перечисленных наиболее светолюбивую плодовую породу:
1) кизил;
2) яблоня;
3) фундук;
4) персик.
6. Предельной плотностью почвы для большинства плодовых пород является:
1) 1,3 г/см3;
2) 1,6 г/см3;
3) 1,9 г/см3;
4) 2,1 г/см3.
7. В загущенно-строчных садах деревья яблони размещают по схеме:
1) 5х3 м;
2) 4х2 м;
3) 3,5-4х1-1,5;
4) 2,5х0,5.
8. Укажите приемы подготовки почвы для закладки первого поля питомника:
1) боронование;
2) дискование;
3) вспашка на глубину 20-22 см с дискованием;
4) вспашка на глубину 30-60 см с последующей культивацией.
9. Центральный проводник – это:
1) более или менее вертикально стоящий стебель растения;
2) часть ствола, заключенная между корневой шейкой и нижними ветвями кроны;
3) часть ствола, несущая на себе крону;
4) годичный прирост на верхушке ствола.
10. Для защиты от грызунов штамбов в зимний период наиболее надежно использовать
1) побелку штамбов;
2) обвязывание бумагой;
3) обвязывание картофельной ботвой;
4) обвязывание синтетической мелкоячеистой сеткой.
11. Первая послепосадочная обрезка саженцев в саду проводится:
1) осенью, сразу после посадки;
2) весной, с началом активной вегетации;
3) весной, до начала вегетации независимой от срока посадки;
4) летом следующего года, независимо от срока посадки.
12. Закладка цветковых почек у большинства плодовых пород происходит:
1) в период начала роста побегов;
2) в период активного роста побегов;
3) в период после завершения роста побегов;
4) закладка цветковых почек не имеет никакого отношения к росту побегов.
13. Способ закладки первого поля питомника при выращивании саженцев яблони на клоновых подвоях
1) посадка отводков;
2) посев семян;
3) посадка черенков;
4) посадка сеянцев.
14. Пинцировкой называют:
1) полулунные надрезы коры над или под почкой;
2) срезание полуодревесневших побегов секатором;
3) прищипывание травянистых верхушек растущих побегов;
4) заплетание между собой соседних растущих побегов.
15. Самоплодность сорта плодового растения это:
1) способность сорта давать урожай без образования семян;
2) способность плодоносить в естественных условиях без обрезки кроны;
3) способность плодоносить без перекрестного опыления;
4) способность сохранять качество плодов материнского растения.
16. Плод яблоко у:
1) рябины и груши;
2) яблони и сливы;
3) груши и персика;
4) персика и вишни.
17. Ягодные плодовые растения:
2) слива и рябина;
3) рябина и боярышник;
4) земляника и смородина.
18. Орехоплодные плодовые растения:
1) арахис и грецкий орех;
2) грецкий орех и миндаль;
3) лещина и айва;
4) миндаль и персик.
19. Зелеными черенками размножают:
1) смородину и крыжовник;
2) вишню и яблоню;
3) яблоню и грушу;
4) облепиху и грушу.
20. Растение, имеющее пищевое значение, выращиваемое ради семян:
1) вишня;
2) малина;
3) миндаль;
4) груша.
21. Сочные плоды у:
1) груши, персика;
2) груши, миндаля;
3) персика, грецкого ореха;
4) смородины, миндаля.
22. Семечковые культуры – это:
1) вишня, айва;
2) вишня, персик;
3) айва, яблоня;
4) яблоня, слива.
23. Наибольшее потребление воды садом приходится на период:
1) цветения;
2) активного роста побегов и завязи;
3) роста побегов;
4) созревания плодов.
24. Плодовые растения размножают вегетативно, потому что:
1) при семенном размножении они поздно начинают плодоносить;
2) вегетативное размножение требует меньше затрат времени и денег;
3) растения более устойчивы и долговечны;
4) сохраняются признаки размножаемого сорта.
25. Для группы семечковых плодовых пород характерно:
1) наличие ложного плода с семенными камерами;
2) образование ложного плода с семянками на его поверхности;
3) образование истинных плодов без семенных камер;
4) опыление ветром.
26. Более равномерному освещению кроны способствует размещение рядов деревьев:
1) с востока на запад;
2) с севера на юг;
3) с северо-востока на юго-запад;
4) направление рядов не имеет значения.
27. Наиболее объективные данные обеспеченности растений элементами минерального питания получают:
1) при визуальной оценке по состоянию растений и окраске листьев;
2) с помощью листовой диагностики;
3) путем почвенных анализов;
4) путем почвенных анализов и листовой диагностики.
28. Заглубление отводков клоновых подвоев при посадке в первое поле питомника:
1) 5-10 см;
2) 12-15 см;
4) 30-40 см.
29. Условия высокой приживаемости окулировок:
1) диаметр подвоя у места прививки больше 10 мм;
2) высота подвоя 30-40 см;
3) хорошее отслаивание коры от древесины;
4) температура воздуха более 30 оС.
30. Кольчатки наиболее характерны для:
1) сливы;
2) персика;
3) ореха грецкого;
4) яблони.
Оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему полное знание учебно-программного материала, успешное выполнение заданий, предусмотренных программой в типовой ситуации (с ограничением времени), усвоение материалов основной литературы, рекомендованной в программе, способность к самостоятельному пополнению и обновлению знаний в ходе дальнейшей работы над литературой и в профессиональной деятельности. При ответе на вопросы экзаменационного билета студентом допущены несущественные ошибки. Задача решена правильно или ее решение содержало несущественную ошибку, исправленную при наводящем вопросе экзаменатора.
Оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему знание основного учебно-программного материала в объеме, достаточном для дальнейшей учебы и предстоящей работы по специальности, знакомство с основной литературой, рекомендованной программой, умение выполнять задания, предусмотренные программой. При ответе на экзаменационные вопросы и при выполнении экзаменационных заданий обучающийся допускает погрешности, но обладает необходимыми знаниями для устранения ошибок под руководством преподавателя. Решение задачи содержит ошибку, исправленную при наводящем вопросе экзаменатора.
Оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий, слабые побуждения к самостоятельной работе над рекомендованной основной литературой. Оценка «неудовлетворительно» ставится обучающимся, которые не могут продолжить обучение или приступить к профессиональной деятельности по окончании академии без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине.
зачет /оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему полное знание учебно-программного материала, успешное выполнение заданий, предусмотренных программой в типовой ситуации (с ограничением времени), усвоение материалов основной литературы, рекомендованной в программе, способность к самостоятельному пополнению и обновлению знаний в ходе дальнейшей работы над литературой и в профессиональной деятельности.
зачет /оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему знание основного учебно-программного материала в объеме, достаточном для дальнейшей учебы и предстоящей работы по специальности, знакомство с основной литературой, рекомендованной программой, умение выполнять задания, предусмотренные программой.
незачет /оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий, слабые побуждения к самостоятельной работе над рекомендованной основной литературой. Оценка «неудовлетворительно» ставится обучающимся, которые не могут продолжить обучение или приступить к профессиональной деятельности по окончании академии без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине.
оценка «хорошо» (71-85 баллов) - основанием для снижения оценки может служить нечеткое представление сущности и результатов исследований на защите, или затруднения при ответах на вопросы, или недостаточный уровень качества оформления текстовой части и иллюстративных материалов, или отсутствие последних;
оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) - дополнительное снижение оценки может быть вызвано выполнением работы не в полном объеме, или неспособностью студента правильно интерпретировать полученные результаты, или неверными ответами на вопросы по существу проделанной работы;
оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) - выставление этой оценки осуществляется при несамостоятельном выполнении работы, или при неспособности студента пояснить ее основные положения, или в случае фальсификации результатов, или установленного плагиата.
зачет /оценка «отлично» (86-100 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, грамотно, характеризуется логичным, последовательным изложением материала с соответствующими выводами и /или обоснованными расчетами, предложениями; не содержит ошибок;
- проведено научное исследование в соответствие с полученным заданием;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует продвинутый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
зачет /оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, грамотно, характеризуется логичным, последовательным изложением материала, допущены небольшие неточности при формировании выводов/расчетов, предложений; содержит незначительные ошибки/опечатки в текстовой части отчета;
- проведено научное исследование в соответствие с полученным заданием;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует базовый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
зачет /оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, материал изложен последовательно, допущены неточности при формировании выводов/расчетов, предложений; содержит ошибки/опечатки в текстовой части отчета;
- присутствуют элементы научного исследования, творческий подход к решению поставленных задач проявляется незначительно;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует пороговый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
незачет /оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен не в соответствии с заданием, материалы не подтверждены соответствующими выводами и/или обоснованными расчетами, предложениями; текстовая часть отчета содержит многочисленные ошибки;
- творческий подход к решению поставленных задач не проявляется; отсутствуют элементы научного исследования;
- отчет выполнен с использованием современных пакетов компьютерных программ, информационных технологий и информационных ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета показывает не сформированность компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет имеет отрицательную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– правильность ответа по содержанию задания (учитывается количество и характер ошибок при ответе);
– полнота и глубина ответа (учитывается количество усвоенных фактов, понятий и т.п.);
– сознательность ответа (учитывается понимание излагаемого материала);
– логика изложения материала (учитывается умение строить целостный, последовательный рассказ, грамотно пользоваться специальной терминологией);
– рациональность использования времени, отведенного на задание (не одобряется затянутость выполнения задания, устного ответа во времени, с учетом индивидуальных особенностей обучающихся).
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- теоретический уровень знаний;
- качество ответов на вопросы;
- подкрепление материалов фактическими данными (статистические данные или др.);
- практическая ценность материала;
- способность делать выводы;
- способность отстаивать собственную точку зрения;
- способность ориентироваться в представленном материале;
- степень участия в общей дискуссии.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
(дискуссии, полемики, диспута, дебатов)
«отлично»
используется терминология; показано умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации; высказывать свою точку зрения.
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
– правильность формулировки и использования понятий и категорий;
– правильность выполнения заданий/ решения задач;
– аккуратность оформления работы и др.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
(обязательно для дисциплин, где по УП предусмотрена контрольная работа)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Примерные критерии оценивания:
– правильность выполнения задания на практическую/лабораторную работу в соответствии с вариантом;
– степень усвоения теоретического материала по теме практической /лабораторной работы;
– способность продемонстрировать преподавателю навыки работы в инструментальной программной среде, а также применить их к решению типовых задач, отличных от варианта задания;
– качество подготовки отчета по практической / лабораторной работе;
– правильность и полнота ответов на вопросы преподавателя при защите работы
и др.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания практических занятий (лабораторных работ):
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
В качестве критериев могут быть выбраны, например:
– соответствие срока сдачи работы установленному преподавателем;
– соответствие содержания и оформления работы предъявленным требованиям;
– способность выполнять вычисления;
– умение использовать полученные ранее знания и навыки для решения конкретных задач;
– умение отвечать на вопросы, делать выводы, пользоваться профессиональной и общей лексикой;
– обоснованность решения и соответствие методике (алгоритму) расчетов;
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
расчетно-графической работы, работы на тренажере
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Материалы тестовых заданий следует сгруппировать по темам/разделам изучаемой дисциплины (модуля) в следующем виде:
Тема (темы) / Раздел дисциплины (модуля)
Тестовые задания по данной теме (темам)/Разделу с указанием правильных ответов.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- отношение правильно выполненных заданий к общему их количеству
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
для учета в рейтинге (оценка)
Задачи реконструктивного уровня
Задачи творческого уровня
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота знаний теоретического контролируемого материала;
– полнота знаний практического контролируемого материала, демонстрация умений и навыков решения типовых задач, выполнения типовых заданий/упражнений/казусов;
– умение самостоятельно решать проблему/задачу на основе изученных методов, приемов, технологий;
– умение ясно, четко, логично и грамотно излагать собственные размышления, делать умозаключения и выводы;
– полнота и правильность выполнения задания.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
– степень владения понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины;
– знание фактического материала, отсутствие фактических ошибок;
– умение логически выстроить материал ответа;
– умение аргументировать предложенные подходы и решения, сделанные выводы;
– степень самостоятельности, грамотности, оригинальности в представлении материала (стилистические обороты, манера изложения, словарный запас, отсутствие или наличие грамматических ошибок);
– выполнение требований к оформлению работы.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся).
Примерная шкала оценивания письменных работ:
(рефератов, докладов, сообщений)
Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ четко структурирован и выстроен в заданной логике. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа укладывается в заданные рамки при сохранении смысла.
Продемонстрировано умение аргументировано излагать собственную точку зрения. Видно уверенное владение освоенным материалом, изложение сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.
Высокая степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала: стилистические обороты, манера изложения, словарный запас. Отсутствуют стилистические и орфографические ошибки в тексте.
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
Продемонстрировано владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (уместность употребления, аббревиатуры, толкование и т.д.), отсутствуют ошибки в употреблении терминов.
Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ в достаточной степени структурирован и выстроен в заданной логике без нарушений общего смысла. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа незначительно превышает заданные рамки при сохранении смысла.
Продемонстрировано умение аргументированно излагать собственную точку зрения, но аргументация не всегда убедительна. Изложение лишь отчасти сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.
Достаточная степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала. Встречаются мелкие и не искажающие смысла ошибки в стилистике, стилистические штампы. Есть 1–2 орфографические ошибки.
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
Продемонстрировано достаточное владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины, есть ошибки в употреблении и трактовке терминов, расшифровке аббревиатур.
Ошибки в использовании категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ плохо структурирован, нарушена заданная логика. Части ответа логически разорваны, нет связок между ними. Ошибки в представлении логической структуры проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа в существенной степени (на 25–30%) отклоняется от заданных рамок.
Нет собственной точки зрения либо она слабо аргументирована. Примеры, приведенные в ответе в качестве практических иллюстраций, в малой степени соответствуют изложенным теоретическим аспектам.
Текст работы примерно наполовину представляет собой стандартные обороты и фразы из учебника/лекций. Обилие ошибок в стилистике, много стилистических штампов. Есть 3–5 орфографических ошибок.
Работа выполнена не очень аккуратно, встречаются помарки и исправления.
Продемонстрировано крайне слабое владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (неуместность употребления, неверные аббревиатуры, искаженное толкование и т.д.), присутствуют многочисленные ошибки в употреблении терминов.
Продемонстрировано крайне низкое (отрывочное) знание фактического материала, много фактических ошибок – практически все факты (данные) либо искажены, либо неверны.
Ответ представляет собой сплошной текст без структурирования, нарушена заданная логика. Части ответа не взаимосвязаны логически. Нарушена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа более чем в 2 раза меньше или превышает заданный. Показаны неверные ассоциативные взаимосвязи категорий и терминов дисциплины.
Отсутствует аргументация изложенной точки зрения, нет собственной позиции. Отсутствуют примеры из практики либо они неадекватны.
Текст ответа представляет полную кальку текста учебника/лекций. Стилистические ошибки приводят к существенному искажению смысла. Большое число орфографических ошибок в тексте (более 10 на страницу).
Работа выполнена неаккуратно, с обилием помарок и исправлений. В работе один абзац и больше позаимствован из какого-либо источника без ссылки на него.
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- соответствие решения сформулированным в кейсе вопросам (адекватность проблеме и рынку);
- оригинальность подхода (новаторство, креативность);
- применимость решения на практике;
- глубина проработки проблемы (обоснованность решения, наличие альтернативных вариантов, прогнозирование возможных проблем, комплексность решения).
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Концепция игры
Роли:
Ожидаемый (е) результат(ы)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
качество усвоения информации;
выступление;
содержание вопроса;
качество ответов на вопросы;
значимость дополнений, возражений, предложений;
уровень делового сотрудничества;
соблюдение правил деловой игры;
соблюдение регламента;
активность;
правильное применение профессиональной лексики.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
для учета в рейтинге (оценка)
Индивидуальные творческие задания (проекты):
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- актуальность темы;
- соответствие содержания работы выбранной тематике;
- соответствие содержания и оформления работы установленным требованиям;
- обоснованность результатов и выводов, оригинальность идеи;
- новизна полученных данных;
- личный вклад обучающихся;
- возможности практического использования полученных данных.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
п/п