учреждение высшего образования
«Бурятская государственная сельскохозяйственная академия имени В.Р. Филиппова»
Агрономический факультет
Общее земледелие
направленность (профиль) Инновационные агротехнологии
в учебном плане
является дисциплиной обязательной для изучения
дисциплины кафедра
Семестр 7
Зав. кафедрой Соболев В.А.
п/п
на заседании кафедры
Заведующий кафедрой
Цыбикова О.М.
(представитель работодателя)
Задачи: изучение методов селекции, организации и техники селекционного процесса, теоретических основ семеноводства, организация семеноводства и технологий производства высококачественных семян
ОПК-2: Способен использовать нормативные правовые акты и оформлять специальную документацию в профессиональной деятельности;;
ИД-1ОПК-2 Владеет методами поиска и анализа нормативных правовых документов, регламентирующих различные аспекты профессиональной деятельности в области сельского хозяйства
ИД-3ОПК-2 Использует нормативные правовые документы, нормы и регламенты проведения работ в области растениеводств
ОПК-5.1. ИД-1 Под руководством специалиста более высокой квалификации участвует в проведении экспериментальных исследований в области агрономии
ОПК-5.2. ИД-2 Использует классические и современные методы исследования в агрономии
:
требования природоохранного законодательства РФ, а также содержание иных нормативных правовых документов, нормы и регламенты проведения работ в области растениеводства
требования природоохранного законодательства РФ, а также содержание иных нормативных правовых документов, нормы и регламенты проведения работ в области растениеводства
:
:
ОПК-5: Способен к участию в проведении экспериментальных исследований в профессиональной деятельности;;
ИД-1ОПК-2 Владеет методами поиска и анализа нормативных правовых документов, регламентирующих различные аспекты профессиональной деятельности в области сельского хозяйства
ИД-3ОПК-2 Использует нормативные правовые документы, нормы и регламенты проведения работ в области растениеводств
ОПК-5.1. ИД-1 Под руководством специалиста более высокой квалификации участвует в проведении экспериментальных исследований в области агрономии
ОПК-5.2. ИД-2 Использует классические и современные методы исследования в агрономии
:
:
:
форма текущего контроля успеваемости)
работ
Microsoft OfficeProPlus 2016 RUS OLP NL Acdmc. Договор № ПП-61/2015 г. О поставке программных продуктов от 9 декабря 2015 года
Microsoft Windows Vista Business Russian Upgrade Academic OPEN No Level Государственный контракт № 25 от 1 апреля 2008 года
http://www.garant.ru/
- использование специализированных (адаптированных) рабочих программ дисциплин (модулей) и методов обучения и воспитания, включая наличие альтернативной версии официального сайта организации в сети «Интернет» для слабовидящих;
- использование специальных учебников, учебных пособий и других учебно-методических материалов, включая альтернативные форматы печатных материалов (крупный шрифт или аудиофайлы);
- использование специальных технических средств обучения (мультимедийное оборудование, оргтехника и иные средства) коллективного и индивидуального пользования, включая установку
мониторов с возможностью трансляции субтитров, обеспечение надлежащими звуковыми
воспроизведениями информации;
- предоставление услуг ассистента (при необходимости), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь или услуги сурдопереводчиков / тифлосурдопереводчиков;
- проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий для разъяснения отдельных вопросов изучаемой дисциплины (модуля);
- проведение процедуры оценивания результатов обучения возможно с учетом особенностей нозологий (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, в форме тестирования и т.п.) при использовании доступной формы предоставления заданий оценочных средств и ответов на задания (в печатной форме увеличенным шрифтом, в форме аудиозаписи, в форме электронного документа, задания зачитываются ассистентом, задания предоставляются с использованием сурдоперевода) с
использованием дополнительного времени для подготовки ответа;
- обеспечение беспрепятственного доступа обучающимся в учебные помещения, туалетные и другие помещения организации, а также пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов и других приспособлений);
- обеспечение сочетания онлайн и офлайн технологий, а также индивидуальных и коллективных форм работы в учебном процессе, осуществляемом с использованием дистанционных образовательных технологий;
- и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение ОПОП ВО.
В целях реализации ОПОП ВО в академии оборудована безбарьерная среда, учитывающая потребности лиц с нарушением зрения, с нарушениями слуха, с нарушениями опорно-двигательного
аппарата. Территория соответствует условиям беспрепятственного, безопасного и удобного передвижения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Вход в учебный корпус
оборудован пандусами, стекла входных дверей обозначены специальными знаками для слабовидящих, используется система Брайля. Сотрудники охраны знают порядок действий при прибытии в академию лица с ограниченными возможностями. В академии создана толерантная социокультурная среда, осуществляется необходимое сопровождение образовательного процесса,
при необходимости предоставляется волонтерская помощь обучающимся инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья.
1. Каковы задачи и значение селекции как науки и отрасли сельскохозяйственного производства? (ОПК-2)
2. Основные этапы в истории развития селекции (по Н.И. Вавилову). (ОПК-2)
4. Каково значение для селекции дикорастущих форм растений и стародавних сортов? (ОПК-2)
5. Каковы способы (или методы) получения (в т.ч. создания) исходного материала для селекции растений? (ОПК-2)
6. Учение Н.И. Вавилова о центрах происхождения культурных растений. (ОПК-2)
7. Закон гомологических рядов в наследственной изменчивости и его значение для селекции. (ОПК-2)
8. Создание мировой коллекции сельскохозяйственных растений в России и её сохранение. (ОПК-2)
9. Чем отличается местный сорт, сорт-популяция, чистая линия в плане возможности проведения в них отбора? (ОПК-2)
10. Генетическая структура популяции и чистой линии, эффективность проводимого в них отбора. (ОПК-2)
11. Значение естественных популяций в селекции растений. (ОПК-2)
12. Какова роль отбора в селекции? (ОПК-2)
13. В чем суть естественного и искусственного отборов? (ОПК-2)
14. Приведите классификацию методов отбора. (ОПК-2)
15. Характеристика разновидностей искусственного отбора – массового и индивидуального. (ОПК-2)
16. В чём суть массового и индивидуального отбора и в чём различие между ними? (ОПК-2)
17. Достоинства и недостатки массового отбора. (ОПК-2)
18. Достоинства и недостатки индивидуального отбора. (ОПК-2)
19. Особенности индивидуального отбора у самоопылителей, перекрёстников и вегетативно размножаемых культур. (ОПК-2)
20. Какие процессы включает техника скрещивания? (ОПК-2)
21. Какие способы опыления применяются в селекции? (ОПК-2)
22. Какие принципы подбора пар для скрещивания? (ОПК-2)
23. В чем значение отдаленной гибридизации для селекции и какие задачи можно решить этим методом? (ОПК-2)
24. Достижения селекции растений с использованием отдалённой гибридизации. (ОПК-2)
25. Понятие о мутационной изменчивости, ее значение для селекции. (ОПК-2)
26. Различные типы мутаций. (ОПК-2)
27. Назовите и охарактеризуйте основные этапы селекционного процесса. (ОПК-2,ОПК-5)
28. Виды селекционных питомников и их назначение. (ОПК-2, ОПК-5)
29. Виды сортоиспытаний, их назначение и способы проведения. (ОПК-2, ОПК-5)
30. Что такое в селекции стандарт и какова его роль? (ОПК-2, ОПК-5)
31. Сравните схемы селекционного процесса самоопылителей, перекрёстников и вегетативно размножаемых культур. (ОПК-2, ОПК-5)
32. Для чего нужен питомник размножения в изолированных условиях при селекции аллогамных культур? (ОПК-2, ОПК-5)
33. Понятие о полевых, лабораторных и лабораторно-полевых методах оценки селекционного материала. (ОПК-2, ОПК-5)
34. Что такое провокационные фоны? (ОПК-2)
35. Основные методы оценки зимостойкости и засухоустойчивости селекционных форм. (ОПК-2)
36. Методы оценки селекционных форм на устойчивость к болезням и вредителям. (ОПК-2)
37. Методы оценки селекционных форм на пригодность к механизированному возделыванию. (ОПК-2)
38. Методы оценки селекционных форм на качество продукции. (ОПК-2, ОПК-5)
39. Какие наблюдения ведут за растениями и каковы правила их выбраковки на различных этапах селекции? (ОПК-2, ОПК-5)
40. Задачи государственного сортоиспытания. (ОПК-2, ОПК-5)
41. Структура государственного сортоиспытания и типы государственных сортоучастков. (ОПК-2, ОПК-5)
42. Условия и порядок включения новых сортов в государственное сортоиспытание. (ОПК-2, ОПК-5)
43. Порядок и принципы районирования сортов и гибридов (рекомендации их для производственного возделывания). (ОПК-2, ОПК-5)
44. Два Государственных реестра сортов, их назначение и различие. (ОПК-2, ОПК-5)
45. Сорта яровой мягкой пшеницы, районированные по Бурятии. Краткая характеристика. (ОПК-2, ОПК-5)
46. Сорта овса ярового, районированные по Бурятии. Краткая характеристика. (ОПК-2, ОПК-5)
47. Сорта ячменя ярового, районированные по Бурятии. Краткая характеристика. (ОПК-2, ОПК-5)
48. Сорта картофеля, районированные по Бурятии. Краткая характеристика. (ОПК-2, ОПК-5)
49. Понятие о семеноводстве как науке и отрасли сельскохозяйственного производства. (ОПК-2, ОПК-5)
50. Основные задачи семеноводства. (ОПК-2, ОПК-5)
51. Охарактеризуйте предусмотренные ГОСТом РФ категории семян. (ОПК-2, ОПК-5)
52. Какие нормативные акты составляют правовую базу использования сорта и семеноводства? (ОПК-2, ОПК-5)
53. Причины ухудшения сортов и меры их предупреждения. (ОПК-2)
54. Сортообновление и сроки его проведения. (ОПК-2)
55. Понятие о сортосмене, значение ускоренного внедрения сортов в сельскохозяйственное производство. (ОПК-2)
56. Что такое перспективные и дефицитные сорта? (ОПК-2)
57. Значение сортового и семенного контроля. (ОПК-2, ОПК-5)
58. Понятие о методах государственного сортового и семенного контроля. (ОПК-2, ОПК-5)
59. Цель и задачи апробации. (ОПК-2, ОПК-5)
60. Составление апробационных документов. (ОПК-2, ОПК-5)
61. Что такое посевные качества семян? (ОПК-2, ОПК-5)
62. Контроль посевных качеств семян. (ОПК-2, ОПК-5)
63. Документы на сортовые и посевные качества семян. (ОПК-2, ОПК-5)
64. Задачи и проведение государственного сортового и семенного контроля. (ОПК-2, ОПК-5)
66. Понятие об элите, суперэлите, категориях, репродукциях. (ОПК-2, ОПК-5)
67. Требования, предъявляемые к семенам элиты. (ОПК-2, ОПК-5)
68. Отбор и его роль в семеноводстве. (ОПК-2)
Комплект вопросов для проведения устных опросов
1. Каковы задачи и значение селекции как науки и отрасли сельскохозяйственного производства?
2. Почему Н.И. Вавилов считал, что селекцию можно рассматривать как науку, искусство и определённую отрасль сельскохозяйственного производства?
3. Основные этапы в истории развития селекции (по Н.И. Вавилову).
4. Значение эволюционного учения Ч. Дарвина, работ Н.И. Вавилова для развития научной селекции.
5. Первые селекционно-опытные учреждения в мире и России.
6. История становления и развитие селекции в нашей стране.
7. Из каких разделов состоит селекция растений как наука?
8. Основные достижения в селекции важнейших полевых культур в мире и России.
9. Известные селекционеры мира, России и Бурятии и их достижения.
10. Основные направления селекции растений в России.
11. Какие направления селекции зерновых культур важны для Бурятии?
12. Что такое исходный материал в селекции, каковы его виды и его значение для селекции растений?
13. Что такое интродукция растений и акклиматизация растений, для чего они используются в растениеводстве?
14. Каково значение для селекции дикорастущих форм растений и стародавних сортов?
15. Каковы способы (или методы) получения (в т.ч. создания) исходного материала для селекции растений?
16. Эколого-географическая дифференциация исходного материала, её принципы и значение для селекции.
17. Учение Н.И. Вавилова о центрах происхождения культурных растений.
18. Закон гомологических рядов в наследственной изменчивости и его значение для селекции.
19. Создание мировой коллекции сельскохозяйственных растений в России и её сохранение.
20. Как, для каких целей используется мировая коллекция растений в селекции?
21. Чем отличается местный сорт, сорт-популяция, чистая линия в плане возможности проведения в них отбора?
22. Генетическая структура популяции и чистой линии, эффективность проводимого в них отбора.
23. Значение естественных популяций в селекции растений.
24. В чём различие между аналитической и синтетической селекцией?
25. Достижения аналитической селекции.
26. Какова роль отбора в селекции?
27. В чем суть естественного и искусственного отборов?
28. Приведите классификацию методов отбора.
29. Учение В. Иогансена о популяциях и чистых линиях, закономерности отбора в них.
30. Характеристика разновидностей искусственного отбора – массового и индивидуального.
31. В чём суть массового и индивидуального отбора и в чём различие между ними?
32. Основные варианты массового отбора и их практическое использование в селекции.
33. Какие преимущества имеет многократный массовый отбор перед однократным?
34. В каком случае целесообразно применение массового, а в каком – индивидуального отбора?
35. От каких факторов зависит выбор метода отбора и его эффективность?
36. Достоинства и недостатки массового отбора.
37. Достоинства и недостатки индивидуального отбора.
38. Техника проведения массового и индивидуального отборов.
39. Особенности индивидуального отбора у самоопылителей, перекрёстников и вегетативно размножаемых культур.
40. Что такое синтетическая селекция, на чем она основана?
41. Каково значение внутривидовой гибридизации для создания исходного материала и новых сортов?
42. Какие селекционные задачи можно решить методом гибридизации?
43. Почему в большинстве случаев можно применить для создания нового сорта внутривидовую гибридизацию?
44. Какова специфика трансгрессивной селекции?
45. Известные типы скрещивания и их характеристика.
46. Какие процессы включает техника скрещивания?
47. Какие способы опыления применяются в селекции?
48. Какие принципы подбора пар для скрещивания?
49. Каковы генетические последствия скрещивания у аутогамных и аллогамных культур?
50. Какие методы применяют при работе с гибридными популяциями аутогамных, аллогамных и вегетативно размножаемых культур?
51. Назовите сорта, полученные методом внутривидовой гибридизации.
52. В чём суть межвидовых и межродовых скрещиваний?
53. Достижения селекции растений с использованием отдалённой гибридизации.
54. Какие трудности встречаются при отдалённой гибридизации и каковы пути их преодоления?
55. Причины нескрещиваемости отдаленных видов и родов, методы ее преодоления.
56. Причины бесплодия отдаленных гибридов и восстановление плодовитости.
57. Каковы особенности формообразовательного процесса при отдалённой гибридизации?
58. Понятие о мутационной изменчивости, ее значение для селекции.
59. Различные типы мутаций.
61. Направления и достижения практической селекции при использовании экспериментального и спонтанного мутагенеза.
62. Виды селекционных питомников и их назначение.
63. Виды сортоиспытаний, их назначение и способы проведения.
64. Что такое в селекции стандарт и какова его роль?
65. Сравните схемы селекционного процесса самоопылителей, перекрёстников и вегетативно размножаемых культур.
66. Для чего нужен питомник размножения в изолированных условиях при селекции аллогамных культур?
67. Назовите и охарактеризуйте основные этапы селекционного процесса.
68. Понятие о полевых, лабораторных и лабораторно-полевых методах оценки селекционного материала.
69. Оценка селекционного материала по прямым и косвенным признакам.
70. Что такое провокационные фоны?
71. Методы оценки продуктивности селекционных форм.
72. Основные методы оценки зимостойкости и засухоустойчивости селекционных форм.
73. Методы оценки селекционных форм на устойчивость к болезням и вредителям.
74. Методы оценки селекционных форм на пригодность к механизированному возделыванию.
75. Методы оценки селекционных форм на качество продукции.
76. Какие наблюдения ведут за растениями и каковы правила их выбраковки на различных этапах селекции?
77. Задачи государственного сортоиспытания.
78. Структура государственного сортоиспытания и типы государственных сортоучастков.
79. Условия и порядок включения новых сортов в государственное сортоиспытание.
80. Какие существуют два вида государственного испытания новых сортов и в чьих интересах они выполняются?
81. Задачи и правила испытания сортов на хозяйственную полезность.
82. Порядок и принципы районирования сортов и гибридов (рекомендации их для производственного возделывания).
83. Охарактеризуйте критерии охраноспособности сорта.
84. Авторское свидетельство на сорт и патент: назначение и отличия.
85. Два Государственных реестра сортов, их назначение и различие.
86. Допускается ли возделывание сорта в производстве уже на том основании, что он занесён в Реестр охраняемых сортов, и почему?
87. Почвенно-климатические зоны Бурятии для испытания и районирования сортов.
88. Сорта основных зерновых культур, районированные по Бурятии.
89. Понятие о семеноводстве как науке и отрасли сельскохозяйственного производства.
90. Основные задачи семеноводства.
91. Особенности организации производства семян на промышленной основе.
92. Охарактеризуйте три звена современной системы семеноводства в России.
93. Охарактеризуйте предусмотренные ГОСТом РФ категории семян.
94. Современная система семеноводства в Бурятии.
95. Какие нормативные акты составляют правовую базу использования сорта и семеноводства?
96. Неохраняемые и охраняемые патентом сорта и режим их использования.
97. В чём специфика семеноводства аутогамных, аллогамных и вегетативно размножаемых культур?
98. Причины ухудшения сортов и меры их предупреждения.
99. Сортообновление и сроки его проведения.
100. Понятие о сортосмене, значение ускоренного внедрения сортов в сельскохозяйственное производство.
101. Что такое перспективные и дефицитные сорта?
102. Понятие о методах государственного сортового и семенного контроля.
103. Цель и задачи апробации.
104. Составление апробационных документов.
105. Что такое посевные качества семян?
106. Контроль посевных качеств семян.
107. Документы на сортовые и посевные качества семян.
108. Задачи и проведение государственного сортового и семенного контроля.
109. Задачи и проведение внутрихозяйственного сортового и семенного контроля.
110. Значение сортового и семенного контроля.
111. Понятие об элите, суперэлите, категориях, репродукциях.
112. Требования, предъявляемые к семенам элиты.
113. Отбор и его роль в семеноводстве.
114. Основные методы и приемы, обеспечивающие поддержание хозяйственно-ценных качеств и биологических свойств сорта при выращивании семян элиты.
115. Схемы выращивания элиты семян зерновых и зернобобовых культур.
116. Схема выращивания элиты картофеля на безвирусной основе.
117. Схема выращивания семян элиты многолетних трав.
118. Техника работ в семеноводческих питомниках зерновых культур.
Комплект дискуссионных вопросов для проведения Круглого стола
Тема 1
1. В чем суть Закона «О семеноводстве»?
2. Что такое сертификация семян?
3. Для чего внедряют стандарты на семена сельскохозяйственных культур?
деятельности в РФ?
5. Что определяет и осуществляет Минсельхоз России?
6. Кто проводит испытание сортов сельскохозяйственных растений?
7. Кто проводит сертификацию семян?
8. Какой порядок сертификации семян?
9. Какой срок действия сертификата на семена пшеницы?
Тема 2
1. Какой основной метод сортового контроля?
2. Что такое сортовая чистота и сортовая типичность?
3. Какие методы сортового контроля применяются при определении
подлинности семян?
4. В каких случаях используют лабораторный сортовой контроль?
5. Что такое полевая апробация сортовых посевов? Как она проводится?
6. Какой документ оформляется после полевой апробации и грунтового
контроля?
7. Что происходит в первом этапе апробации?
8. Что произойдет с сортовыми посевами, если в них обнаружены
карантинные сорные растения?
9. Какой срок хранения журналов полевого обследования?
10. Что такое «предконтроль» и «постконтроль»?
Комплект примерных тестовых заданий
1. Наука, которая разрабатывает новые пути и методы получения сортов растений и их гибридов, пород животных.
Ответ: _________________
2. Научная дисциплина в агрономии, которая занимается изучением сортов плодовых и ягодных растений, сортоведение. От латинского pomum, ”фрукт" + -логия
Ответ: ________________
3. _______________- это скрещивание (естественное или искусственное), соединение двух наследственно различающихся гамет при оплодотворении. При ________________ идут сложные формообразовательные процессы, её успех в значительной степени определяется правильным подбором исходных родительских форм для скрещивания. В полученном от скрещивания двух сортов растений потомстве селекционер наблюдает многообразие сочетаний различных признаков, обусловленное различными комбинациями наследственных факторов этих сортов.
Ответ: гибридизация
4. Самая древняя одомашненная с/х культура?
Ответ:_________________
5. Что такое донор - полезных признаков
а. формы, стойко передающие свои полезные признаки в следующее поколение
б. формы, обладающие полезными признаками
в. формы с высокой клоновой изменчивостью
г. все ответы верны
ответ: __________________
6. По какому принципу подбираются родительские пары
а. эколого-географическому принципу
б. по генотипу
в. лучшим признакам (по фенотипу)
г. все ответы верны
ответ: _____________
7. По каким признакам ведется отбор в селекционном саду
а. - морфологическим признакам
б. - зимостойкости
в. - комплексу хозяйственно-полезных признаков
г. – засухоустойчивости
Ответ: _________________________
8. На чем основан предварительный отбор гибридных сеянцев в питомнике
а. - на знании морфологических признаков
б. - на корреляциях морфологических и хозяйственных признаков
в. - на знание хозяйственных признаков
г. – на знание хозяйственно-полезных признаков
Ответ: _____________________
9. Что такое стратификация семян
а. - подготовка к посеву
б. - отбор лучших
в. - выдерживание семян во влажном субстрате при низкой температуре 00 + 20С
г. – подготовка к хранению семян
Ответ: ________________
а. в сухом месте
б. в эксикаторе
в. в эксикаторе и холодильнике
г. в сушильном шкафу
ответ: _____________
11. Как проводится кастрация цветков у малины
а. с оставлением околоцветника
б. с удалением околоцветника
в. с удалением только лепестков
г. с удалением околоцветника и лепестков
ответ: ________________
12. Когда проводится опыление цветков
а. в день кастрации
б. через 2-3 суток после кастрации
в. на второй день после кастрации
г. через 5-е сутки после кастрации
ответ: ___________________
13. Чем завершается апробация в питомнике
а. - заполнение журнала
б. - подсчетом примесей и дичков
в. - составление акта апробации
г. – получением патента
Ответ: __________________
14. Что и где изучается при производственном сортоизучении
а. лучшие сорта на производственных участках
б. выделение сорта, элитные сеянцы по итогам первичного и государственного сортоиспытания в специализированных хозяйствах
в. сорта выделение при первичном изучении, на производственных участках
г. все ответы верны
ответ: ________________
15. На чем основана методика помологического описания сортов
а. на изучении отдельных морфологических признаков
б. на изучении признаков плодов
в. на изучении фенологии
г. на изучении фенологии, хозяйственно-полезных и морфологических признаков
Ответ: _____________
17. ________________ – перенос в какую-либо страну или область видов и сортов растений ранее здесь не произраставших.
Ответ: интродукция
18. Установите соответствие:
1. Сорт-клон
2. Сорт-популяция
3. Сорт перспективный
а. – сорт представляющий совокупность наследственно неоднородных растений.
б. – ценный, проходящий государственное сортоиспытание по не включенный в госреестр и районирование.
в. – генотипически однородное вегетативное потомство, полученное от одной первоначальной особи.
Ответ: 1- в; 2- а; 3- б
18. ____________ – прерывистые, скачкообразные изменения наследственности вызываемые сильно действующими факторами.
Ответ:____________
19. Слишком жаркая и сухая погода, особенно при ветре, вызывает высыхание секрета рылец. Так как длительность периода жизнеспособности цветка невелика и весь период цветения плодовых растений непродолжителен (7-10 суток), обычно делают опыление при всякой погоде, но только не во время дождя. Если во время выполнения работы начал накрапывать дождь, нужно немедленно убрать посуду с пыльцой в _________________.
Ответ: ________________
20. Установите соответствие:
1. Г. Д. Карпеченко
2. И.В. Мичурин
3. Л. А. Колесников
4. В.С. Пустовойт
а. автор многих сортов плодово-ягодных культур
б. работал по селекции подсолнечника на повышение масличности семян
в. селекционер сирени
г. получил капустно-редечный гибрид
ответ: _________________
Ответ: ______________
23 . «Капустно-редечный гибрид»
1. Кем был получен капустно-редечный гибрид?
а. Г. Д. Карпеченко Кем был получен капустно-редечный гибрид
б. И.В. Мичурин автор многих сортов плодово-ягодных культур
в. Л. А. Колесников селекционер сирени
г. В.С. Пустовойт по селекции подсолнечника на повышение масличности семян
2. Когда?
а. 1924
б. 1939
в. 1945
г. 2009
Ответ:
24.У тыквы белая окраска плодов определяется доминантным геном W, а желтая – доминантным геном Y. Ген W эпистатичен по отношению к гену Y, и последний в его присутствии не проявляется. Рецессивные аллели этих генов в гомозиготном состоянии дают зеленую окраску плодов. Скрещивали растение с белыми плодами, имеющие генотип WWYY, с растением, имеющим зеленые плоды. Сколько растений в F1 с белыми плодами?
а. 100%
б. 75%
в. 50%
г. 25%
Ответ: _________________
25.У томатов красная окраска плодов R доминирует над желтой r, а высокорослость H над карликовостью h. Дигетерозиготное красноплодное высокорослое растение скрещено с желтоплодным карликовым растением. Какое расщепление по фенотипу?
Ответ: ____________
Комплект вопросов для проведения устных опросов
Комплект дискуссионных вопросов для проведения Круглого стола
Комплект примерных тестовых заданий
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– правильность ответа по содержанию задания (учитывается количество и характер ошибок при ответе);
– полнота и глубина ответа (учитывается количество усвоенных фактов, понятий и т.п.);
– сознательность ответа (учитывается понимание излагаемого материала);
– логика изложения материала (учитывается умение строить целостный, последовательный рассказ, грамотно пользоваться специальной терминологией);
– использование дополнительного материала;
– рациональность использования времени, отведенного на задание (не одобряется затянутость выполнения задания, устного ответа во времени, с учетом индивидуальных особенностей обучающихся).
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- теоретический уровень знаний;
- качество ответов на вопросы;
- подкрепление материалов фактическими данными (статистические данные или др.);
- практическая ценность материала;
- способность делать выводы;
- способность отстаивать собственную точку зрения;
- способность ориентироваться в представленном материале;
- степень участия в общей дискуссии.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
(дискуссии, полемики, диспута, дебатов)
«отлично»
используется терминология; показано умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации; высказывать свою точку зрения.
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
– правильность формулировки и использования понятий и категорий;
– правильность выполнения заданий/ решения задач;
– аккуратность оформления работы и др.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
(обязательно для дисциплин, где по УП предусмотрена контрольная работа)
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Примерные критерии оценивания:
– правильность выполнения задания на практическую/лабораторную работу в соответствии с вариантом;
– степень усвоения теоретического материала по теме практической /лабораторной работы;
– способность продемонстрировать преподавателю навыки работы в инструментальной программной среде, а также применить их к решению типовых задач, отличных от варианта задания;
– качество подготовки отчета по практической / лабораторной работе;
– правильность и полнота ответов на вопросы преподавателя при защите работы
и др.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания практических занятий (лабораторных работ):
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
В качестве критериев могут быть выбраны, например:
– соответствие срока сдачи работы установленному преподавателем;
– соответствие содержания и оформления работы предъявленным требованиям;
– способность выполнять вычисления;
– умение использовать полученные ранее знания и навыки для решения конкретных задач;
– умение отвечать на вопросы, делать выводы, пользоваться профессиональной и общей лексикой;
– обоснованность решения и соответствие методике (алгоритму) расчетов;
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
расчетно-графической работы, работы на тренажере
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Материалы тестовых заданий следует сгруппировать по темам/разделам изучаемой дисциплины (модуля) в следующем виде:
Тема (темы) / Раздел дисциплины (модуля)
Тестовые задания по данной теме (темам)/Разделу с указанием правильных ответов.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- отношение правильно выполненных заданий к общему их количеству
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
Задачи реконструктивного уровня
Задачи творческого уровня
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
– полнота знаний практического контролируемого материала, демонстрация умений и навыков решения типовых задач, выполнения типовых заданий/упражнений/казусов;
– умение самостоятельно решать проблему/задачу на основе изученных методов, приемов, технологий;
– умение ясно, четко, логично и грамотно излагать собственные размышления, делать умозаключения и выводы;
– полнота и правильность выполнения задания.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ четко структурирован и выстроен в заданной логике. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа укладывается в заданные рамки при сохранении смысла.
Продемонстрировано умение аргументировано излагать собственную точку зрения. Видно уверенное владение освоенным материалом, изложение сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.
Высокая степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала: стилистические обороты, манера изложения, словарный запас. Отсутствуют стилистические и орфографические ошибки в тексте.
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
– степень владения понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины;
– знание фактического материала, отсутствие фактических ошибок;
– умение логически выстроить материал ответа;
– умение аргументировать предложенные подходы и решения, сделанные выводы;
– степень самостоятельности, грамотности, оригинальности в представлении материала (стилистические обороты, манера изложения, словарный запас, отсутствие или наличие грамматических ошибок);
– выполнение требований к оформлению работы.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся).
Примерная шкала оценивания письменных работ:
(рефератов, докладов, сообщений)
Продемонстрировано владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (уместность употребления, аббревиатуры, толкование и т.д.), отсутствуют ошибки в употреблении терминов.
Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Продемонстрировано умение аргументированно излагать собственную точку зрения, но аргументация не всегда убедительна. Изложение лишь отчасти сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.
Достаточная степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала. Встречаются мелкие и не искажающие смысла ошибки в стилистике, стилистические штампы. Есть 1–2 орфографические ошибки.
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
Продемонстрировано достаточное владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины, есть ошибки в употреблении и трактовке терминов, расшифровке аббревиатур.
Ошибки в использовании категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ плохо структурирован, нарушена заданная логика. Части ответа логически разорваны, нет связок между ними. Ошибки в представлении логической структуры проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа в существенной степени (на 25–30%) отклоняется от заданных рамок.
Нет собственной точки зрения либо она слабо аргументирована. Примеры, приведенные в ответе в качестве практических иллюстраций, в малой степени соответствуют изложенным теоретическим аспектам.
Текст работы примерно наполовину представляет собой стандартные обороты и фразы из учебника/лекций. Обилие ошибок в стилистике, много стилистических штампов. Есть 3–5 орфографических ошибок.
Работа выполнена не очень аккуратно, встречаются помарки и исправления.
Продемонстрировано крайне слабое владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (неуместность употребления, неверные аббревиатуры, искаженное толкование и т.д.), присутствуют многочисленные ошибки в употреблении терминов.
Продемонстрировано крайне низкое (отрывочное) знание фактического материала, много фактических ошибок – практически все факты (данные) либо искажены, либо неверны.
Ответ представляет собой сплошной текст без структурирования, нарушена заданная логика. Части ответа не взаимосвязаны логически. Нарушена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа более чем в 2 раза меньше или превышает заданный. Показаны неверные ассоциативные взаимосвязи категорий и терминов дисциплины.
Отсутствует аргументация изложенной точки зрения, нет собственной позиции. Отсутствуют примеры из практики либо они неадекватны.
Текст ответа представляет полную кальку текста учебника/лекций. Стилистические ошибки приводят к существенному искажению смысла. Большое число орфографических ошибок в тексте (более 10 на страницу).
Работа выполнена неаккуратно, с обилием помарок и исправлений. В работе один абзац и больше позаимствован из какого-либо источника без ссылки на него.
для учета в рейтинге (оценка)
Примерные критерии оценивания:
- соответствие решения сформулированным в кейсе вопросам (адекватность проблеме и рынку);
- оригинальность подхода (новаторство, креативность);
- применимость решения на практике;
- глубина проработки проблемы (обоснованность решения, наличие альтернативных вариантов, прогнозирование возможных проблем, комплексность решения).
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Концепция игры
Роли:
Задания (вопросы, проблемные ситуации и др.)
Ожидаемый (е) результат(ы)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
качество усвоения информации;
выступление;
содержание вопроса;
качество ответов на вопросы;
значимость дополнений, возражений, предложений;
уровень делового сотрудничества;
соблюдение правил деловой игры;
соблюдение регламента;
активность;
правильное применение профессиональной лексики.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
для учета в рейтинге (оценка)
Индивидуальные творческие задания (проекты):
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- актуальность темы;
- соответствие содержания работы выбранной тематике;
- соответствие содержания и оформления работы установленным требованиям;
- обоснованность результатов и выводов, оригинальность идеи;
- новизна полученных данных;
- личный вклад обучающихся;
- возможности практического использования полученных данных.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
п/п