учреждение высшего образования
«Бурятская государственная сельскохозяйственная академия имени В.Р. Филиппова»
Агрономический факультет
Общее земледелие
направленность (профиль) Агробизнес
в учебном плане
является дисциплиной обязательной для изучения
дисциплины кафедра
Семестр 8
- ;
Зав. кафедрой Соболев В.А.
п/п
на заседании кафедры
Заведующий кафедрой
Цыбикова О.М.
Задачи: являются: стимулирование обмена веществ клеток для производства запланированных продуктов; получение клеток или их составных частей, которые способны к направленному изменению других сложных биоструктур, создание рекомбинантных ДНК, которые способны кодировать биосинтез; создание безотходных и экологически безопасных биотехнологических процессов, совершенствование аппаратурного оформления биотехнологических процессов с целью получения максимального выхода продукции, а также повышение технико-экономических показателей биотехнологических процессов по сравнению с существующими.
ОПК-4: Способен реализовывать современные технологии и обосновывать их применение в профессиональной деятельности;;
материалы почвенных и агрохимических исследований, прогнозы развития вредителей и болезней, справочные материалы для разработки элементов системы земледелия и технологий возделывания сельскохозяйственных культур
:
материалы почвенных и агрохимических исследований, прогнозы развития вредителей и болезней, справочные материалы для разработки элементов системы земледелия и технологий возделывания сельскохозяйственных культур
материалы почвенных и агрохимических исследований, прогнозы развития вредителей и болезней, справочные материалы для разработки элементов системы земледелия и технологий возделывания сельскохозяйственных культур
Хорошо
материалы почвенных и агрохимических исследований, прогнозы развития вредителей и болезней, справочные материалы для разработки элементов системы земледелия и технологий возделывания сельскохозяйственных культур
Знает в полной мере
материалы почвенных и агрохимических исследований, прогнозы развития вредителей и болезней, справочные материалы для разработки элементов системы земледелия и технологий возделывания сельскохозяйственных культур
материалы почвенных и агрохимических исследований, прогнозы развития вредителей и болезней, справочные материалы для разработки элементов системы земледелия и технологий возделывания сельскохозяйственных культур
:
проводить анализ и оценку
материалов почвенных и агрохимических исследований, прогнозы развития вредителей и болезней, справочные материалы для разработки элементов системы земледелия и технологий возделывания сельскохозяйственных культур
проводить анализ и оценку
материалов почвенных и агрохимических исследований, прогнозы развития вредителей и болезней, справочные материалы для разработки элементов системы земледелия и технологий возделывания сельскохозяйственных культур
хорошо
проводить анализ и оценку
материалов почвенных и агрохимических исследований, прогнозы развития вредителей и болезней, справочные материалы для разработки элементов системы земледелия и технологий возделывания сельскохозяйственных культур
отлично
проводить анализ и оценку
материалов почвенных и агрохимических исследований, прогнозы развития вредителей и болезней, справочные материалы для разработки элементов системы земледелия и технологий возделывания сельскохозяйственных культур
материалов почвенных и агрохимических исследований, прогнозы развития вредителей и болезней, справочные материалы для разработки элементов системы земледелия и технологий возделывания сельскохозяйственных культур
:
проводить анализ и оценку
материалов почвенных и агрохимических исследований, прогнозы развития вредителей и болезней, справочные материалы для разработки элементов системы земледелия и технологий возделывания сельскохозяйственных культур
проводить анализ и оценку
материалов почвенных и агрохимических исследований, прогнозы развития вредителей и болезней, справочные материалы для разработки элементов системы земледелия и технологий возделывания сельскохозяйственных культур
хорошо
проводить анализ и оценку
материалов почвенных и агрохимических исследований, прогнозы развития вредителей и болезней, справочные материалы для разработки элементов системы земледелия и технологий возделывания сельскохозяйственных культур
отлично
проводить оценку
элементов
системы земледелия и технологии возделывания сельскохозяйственных культур применительно к почвенно- климатическим условиям с учетом агроландшафтной характеристики территории
1. На чем основывается клеточная биотехнология?
11. In vitro это выращивание каким способом?
12. Что мы называем топипотентностью растительной клетки?
13. Регенерацией у растений является?
14. В чем заключается значение культуры изолированных клеток и тканей?
15. Культура изолированных тканей представлена какими тканями?
16. Для каких целей используется питательная среда?
17. Какие компоненты питательной среды необходимы для культивирования изолированных клеток и тканей?
18. Сущность метода клонального микроразмножения?
19. Значение использования изолированных клеток в селекции растений?
20. Что является эксплантом и для чего он используется?
21. Из чего получают суспензионную культуру?
22. Для каких целей используются суспензионные культуры в биотехнологии?
23. Из каких клеток состоит клон?
24. В чем преимущество клеточной биотехнологии?
25. Морфогенезом в культуре каллусных тканей называется?
26. Особенности клонального микроразмножения?
27. На чем основывается метод клонального микроразмножения?
28. Назовите этапы процесса клонального микроразмножения?
29. Какими способами можно осуществлять клональное микроразмножение?
30. На чем основана индукция образования адвентивных почек?
31. Из каких этапов состоит получение трансгенных растений?
32. Что мы называем клонированием?
33. Чем определяется выбор гена?
34. На чем основывается подбор растения-реципиента?
35. Что такое геном?
36. От чего зависит регенерация взрослых растений?
37. Что используется для введения чужеродных генов в хромосомы растений?
38. Каким образом происходит процесс трансформации растения?
39. Значение векторов для трансформации растений?
40. Какие этапы процесса введения чужеродного ДНК в геном растения осуществляются с помощью коинтегративного вектора?
41. Сущность метода кокультивации а агробактерией?
42. Что используется для прямого переноса генов в растительные клетки растений?
43. Используется ли протопласты для микроиньекций ДНК?
44. На чем основан метод электропорации?
45. Какой метод используется для защиты экзогенного генетического материала?
46. Что служит доказательством трансформации растений?
47. Из каких операций состоит технология генно-инженерного улучшения качества растений?
48. Какой метод используется для получения трансгенных растений?
49. Что является клонированием?
50. В чем заключается сложность введения в геном генов?
51. Какими хозяйственно-ценными показателями могут отличаться трансгенные растения?
52. Что такое самоклоны?
форма текущего контроля успеваемости)
работ
2.3 Способы получения трансгенных растений
Microsoft OfficeProPlus 2016 RUS OLP NL Acdmc. Договор № ПП-61/2015 г. О поставке программных продуктов от 9 декабря 2015 года
Microsoft Windows Vista Business Russian Upgrade Academic OPEN No Level Государственный контракт № 25 от 1 апреля 2008 года
http://www.garant.ru/
- использование специализированных (адаптированных) рабочих программ дисциплин (модулей) и методов обучения и воспитания, включая наличие альтернативной версии официального сайта организации в сети «Интернет» для слабовидящих;
- использование специальных учебников, учебных пособий и других учебно-методических материалов, включая альтернативные форматы печатных материалов (крупный шрифт или аудиофайлы);
- использование специальных технических средств обучения (мультимедийное оборудование, оргтехника и иные средства) коллективного и индивидуального пользования, включая установку
мониторов с возможностью трансляции субтитров, обеспечение надлежащими звуковыми
воспроизведениями информации;
- предоставление услуг ассистента (при необходимости), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь или услуги сурдопереводчиков / тифлосурдопереводчиков;
- проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий для разъяснения отдельных вопросов изучаемой дисциплины (модуля);
- проведение процедуры оценивания результатов обучения возможно с учетом особенностей нозологий (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, в форме тестирования и т.п.) при использовании доступной формы предоставления заданий оценочных средств и ответов на задания (в печатной форме увеличенным шрифтом, в форме аудиозаписи, в форме электронного документа, задания зачитываются ассистентом, задания предоставляются с использованием сурдоперевода) с
использованием дополнительного времени для подготовки ответа;
- обеспечение беспрепятственного доступа обучающимся в учебные помещения, туалетные и другие помещения организации, а также пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов и других приспособлений);
- обеспечение сочетания онлайн и офлайн технологий, а также индивидуальных и коллективных форм работы в учебном процессе, осуществляемом с использованием дистанционных образовательных технологий;
- и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение ОПОП ВО.
В целях реализации ОПОП ВО в академии оборудована безбарьерная среда, учитывающая потребности лиц с нарушением зрения, с нарушениями слуха, с нарушениями опорно-двигательного
аппарата. Территория соответствует условиям беспрепятственного, безопасного и удобного передвижения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Вход в учебный корпус
оборудован пандусами, стекла входных дверей обозначены специальными знаками для слабовидящих, используется система Брайля. Сотрудники охраны знают порядок действий при прибытии в академию лица с ограниченными возможностями. В академии создана толерантная социокультурная среда, осуществляется необходимое сопровождение образовательного процесса,
по дисциплине «Основы биотехнологии»
для обучающихся по направлению 35.03.04 Агрономия
Знать
1. Что такое биотехнология?
2. Назовите задачи биотехнологии?
3. Какие объекты используются в биотехнологии?
4. Почему бактерии являются объектом для генетических исследований?
5. Какое значение имеет в биотехнологии ткань растения, меристема?
6. Назовите методы, используемые в биотехнологии?
7. Какие методы относятся к специфическим?
8. На чем основывается клеточная биотехнология?
9. Что такое in vitro?
10. Какое свойство клеток называют тотипотентностью?
11. Как используется регенерация клеток в клеточной и тканевой биотехнологии?
12. Что такое каллус?
13. Назовите фазы роста каллусных клеток?
14. Для чего проводится операция пассирование?
15. Особенности каллусных клеток?
16. Регенерацией у растений является?
17. В чем заключается значение культуры изолированных клеток и тканей?
18. Культура изолированных тканей представлена какими тканями?
19. Для каких целей используется питательная среда?
20. Какие компоненты питательной среды необходимы для культивирования изолированных клеток и тканей?
21. Сущность метода клонального микроразмножения?
22. Значение использования изолированных клеток в селекции растений?
23. Что является эксплантом и для чего он используется?
24. Из чего получают суспензионную культуру?
25. Для каких целей используются суспензионные культуры в биотехнологии?
26. Из каких клеток состоит клон?
27. В чем преимущество клеточной биотехнологии?
28. Морфогенезом в культуре каллусных тканей называется?
29. Особенности клонального микроразмножения?
30. На чем основывается метод клонального микроразмножения?
31. Назовите этапы процесса клонального микроразмножения?
32. Какими способами можно осуществлять клональное микроразмножение?
33. На чем основана индукция образования адвентивных почек?
34. Из каких этапов состоит получение трансгенных растений?
35. Что мы называем клонированием?
36. Чем определяется выбор гена?
37. На чем основывается подбор растения-реципиента?
38. Что такое геном?
39. От чего зависит регенерация взрослых растений?
40. Что используется для введения чужеродных генов в хромосомы растений?
41. Каким образом происходит процесс трансформации растения?
42. Значение векторов для трансформации растений?
43. Какие этапы процесса введения чужеродного ДНК в геном растения осуществляются с помощью коинтегративного вектора?
44. Сущность метода кокультивации а агробактерией?
45. Что используется для прямого переноса генов в растительные клетки растений?
46. Используется ли протопласты для микроиньекций ДНК?
47. На чем основан метод электропорации?
48. Какой метод используется для защиты экзогенного генетического материала?
49. Что служит доказательством трансформации растений?
50. Из каких операций состоит технология генно-инженерного улучшения качества растений?
51. Какой метод используется для получения трансгенных растений?
52. Что является клонированием?
53. Какими хозяйственно-ценными показателями могут отличаться трансгенные растения?
54. Что такое вектор?
Уметь
55. Использовать специфические методы биотехнологии?
56. Составлять питательные смеси?
58. Использовать тотипотентность соматических клеток?
59. Использовать методы регенерации растений из культуры клеток?
60. Получить каллусную ткань?
61. Составлять искусственную среду для получения каллусной ткани?
62. Проводить операцию пассирование?
63. Использовать особенности каллусных клеток?
64. Составлять питательные среды для выращивания биологических объектов растительного происхождения?
65. Применять гибберелловую кислоту для поддержания роста суспензионных культур, а также для индукции побегообразования?
66. Использовать биологические добавки, растительные экстракты для индукции первичного каллуса?
67. Применять агаризованные среды?
68. Получать оздоровленный (безвирусный) посадочный материал?
69. Использовать культуру апексов или культуру апикальных меристем?
70. Использовать метод культуру зародышей?
71. Использовать метод органогенез?
72. Использовать метод соматический эмбриогенез?
73. Применять клональное микроразмножение, массовое бесполое размножение растений в культуре клеток и тканей?
74. Получать микрочеренки растений при клональном размножении растений in vitro?
75. Использовать методы культивирования изолированных клеток и тканей in vitro?
76. Использовать метод культуры изолированных тканей, оплодотворение in vitro?
77. Использовать метод культуры изолированных тканей, эмбриокультура (выращивание изолированных зародышей на искусственных питательных средах)?
78. Использовать метод культуры изолированных тканей клональное микроразмножение ценных гибридов? а также получение гаплоидов in vitro и криосохранение?
79. Использовать метод культуры изолированных тканей, получение гаплоидов in vitro и криосохранение?
80. Проводить поиск, идентификация, выбор гена и его клонирование?
81. Подобрать генотип растения-реципиента?
82. Использовать метод биобаллистической трансформации для введения гена в геном клеток растения-реципиента?
83. Проводить регенерацию трансформированных клеток и отбор трансгенных растений?
84. Применить метод получения трансгенных двудольных растений трансформации растительных клеток с агробактерией, кокультивацию?
85. Применить метод трансформации растительных клеток, метод кокультивации?
86. Применить метод трансформации растительных клеток, метод прямого переноса генов в растение?
87. Применить метод трансформации растительных клеток, метод микроинъекций?
88. Применить метод трансформации растительных клеток, метод электропорации?
89. Применить метод получения трансгенных двудольных растений, упаковка в липосомы?
90. Применить получения трансгенных двудольных растений, метод биобаплистической трансформации?
91.Биотехнология это наука о методах?
1. генно-инженерные
2. клеточные
3. генно-инженерных, клеточных
4. клональное микроразмножение
92. Что такое вектор?
1. ДНК
2. самореплицирующаяся (автономная) молекула ДНК, используемая в генной инженерии для переноса генов
3. ген
4. геном
93. Что является геном?
1. молекула белка
2. молекула РНК
3. структурная и функциональная единица наследственности
4. молекула ДНК
94. Совокупностью приемов, методов и технологий по выделению генов из организма и введению их в другие организмы является?
1. генная инженерия
2. клеточная инженерия
3. клонирование
4. клональное микроразмножение
95. Совокупность генов расположенных в органеллах протоплазмы организма называется?
1. ген
2. каллус
3. суспензия
4. эксплант
96. Переход специализированных клеток к образованию каллусных клеток это?
1. тотипотентность
2. регенирация
3. дедифференциация
Владеть
97. Кейс 1. Подберите схему биотехнологического производства?
ответ: схема биотехнологического производства включает:
исходное сырье, энергетические ресурсы, квалифицированныйтруд; биообъект (продуцент, фермент); ферментер (биореактор);
ферментация (биокаталитическая реакция); БАВ; побочные продукты, отходы производства.
98. Кейс 2. Приведите примеры биообъектов и их целевых антибиотических продуктов?
ответ: грибы-продуценты β-лактамов; Penicillium chrysogenum - пенициллины; Acremonium chrysogenum - цефалоспорины;актиномицеты, Streptomyces - аминогликозиды; бактерии Bacillus Micromonospora polymyxa - полимиксин; Bacillus brevis – грамицидин.
99. Кейс 3. Какие требования предъявляются к штамму?
Имеются существенные различия между диким штаммом и промышленным штаммом. Штамм обладает вполне конкретными свойствами природного характера, а производственный процесс имеет свои требования к этому штамму. Существуют способы воздействия на дикий штамм с целью удовлетворения требований производства ЛС.
100. Кейс 4. Задачи получения новых продуцентов как источников новых ЛС?
ответ: При использовании клеточной инженерии при создании новых продуцентов широко применяют методику протопластирования (получения протопластов) как процесс конструкции гибридных структур. Задачи получения новых продуцентов являются: получение протопластов и гибридных структур,условия сохранения протопластов, конечные цели, достигаемые с помощью продуктов гибридной природы.
101. Кейс 5. Для осуществления генной технологии какие условия необходимы?
Ответ: генная технология, это искусственное соединение отдельных фрагментов ДНК in vitro с последующим введением изолированной ДНК в живую клетку с целью получения рекомбинантных белков. Для осуществления этого необходимы: наличие транспортного устройства для внесения ДНК в клетку продуцента, использование ферментов для включения нового гена. Генная инженерия оперирует такими понятиями, как вектор, рестриктазы, липкие концы, сайт узнавания, лигазы, ген-маркер, компетентность клетки, экзон, интрон.
102. Кейс 6. Какими из методов можно повысить биосинтетическую активность биообъекта?
ответ: повышение биосинтетической активности биообъекта возможно прежде всего благодаря использованию методов мутагенеза и селекции. Методы современной селекции сочетаются с применением генной инженерии, которая манипулирует ДНК, изменяя либо число и порядок расположения генов, либо проводя внутригенные изменения. Важной характеристикой мутантов является их способность к реверсии (обратное мутирование).
103. Кейс 7. Предложите технику протопластирования для получения гибридных клеток.
ответ: для получения гибридных клеток применяют технику протопластирования которая включает следующие этапы: выбор биообъектов (прокариот, эукариот); обработка клеточных стенок ферментами; стабилизация протопластов (10% гипертонический раствор аннита, сахарозы, хлорида натрия); слияние протопластов в среде ПЭГ; для облегчения фузии клетки обрабатывают солями металлов, ферментами или быстроменяют температуру, т.е. делают их компетентными; при слиянии (фузии) получается протопласт с двумя наборами хромосом - диплоидный набор (рекомбинация ДНК); регенерация (восстановление стенки протопласта).
104. Кейс 8. Каким образом отличить гибридную от негибридной клетки?
ответ: полученный гибрид засевают на плотную питательную среду. Чтобы отличить гибридную клетку от негибридной, необходимо на 4-й стадии включить еще один протопласт, несущий маркер. Если в питательной среде находится бензилпенициллин, то вырастут только клетки, содержащие β-лактамазу, а это могут быть только клетки-гибриды.
105. Кейс 9. Предложите технику генно-инженерного эксперимента?
Ответ: техника генно-инженерного эксперимента состоит: получение чужеродного фрагмента ДНК для последующей вставки его в клетку хозяина; выделение плазмиды из клетки-донора (например, Е. соli); конструирование рекомбинантной плазмиды (вектора); включение вектора в клетку хозяина; отбор гибридных клонов.
106. Кейс 10. Биотехнологическое производство ЛС основано на использовании биообъектов, функции которых на разных этапах процессов биосинтеза различны. Подберите варианты их использования?
ответ: вирусы и фаги как облигатные паразиты могут культивироваться только на живых клетках и тканях, то есть фактически биотехнологические процессы здесь основываются на использовании клеток, зараженных вирусами или несущих вирусы. Одноклеточные виды прокариот и эукариот могут использоваться в биотехнологических процессах в виде монокультур или в ассоциациях.
107. Кейс 11. Как можно получить суперпродуцент и какими свойствами он должен обладать в отличие от природного штамма культуры?
ответ: получают методами мутагенеза, клеточной и генной инженерии. Отличительные особенности суперпродуцентов от природных штаммов: максимальный выход целевого продукта, стабильность, экономичность, отсутствие патогенности, отсутствие даже «следов» микробных токсинов, образовавшийся суперпродуцентами целевой продукт не должен расщепляться протеазами клетки, желательно, чтобы у суперпродуцента целевого продукта последний выводился из клетки в питательную среду, что значительно облегчит его последующее выделение и очистку.
108. Кейс 12. Приведите схему биотехнологического производства и примеры их целевых продуктов?
ответ: схема биотехнологического производства включает: исходное сырье, энергетические ресурсы, квалифицированный,труд; биообъект (продуцент, фермент); ферментер (биореактор);ферментация (биокаталитическая реакция); БАВ;побочные продукты, отходы производства. Примеры биообъектов и их целевых антибиотических продуктов: грибы-продуценты β-лактамов; Penicillium chrysogenum - пенициллины; Acremonium chrysogenum -
109. Кейс 13. Определите преимущества использования новых технологий получения биомассы лекарственных растений в виде каллусных и суспензионных культур?
ответ: стандартность накапливаемого сырья; высокий выход активного начала; сокращение сроков культивирования для накопления растительной биомассы;возможность промышленного производства биомассы экзотических растений, использование разных технологических режимов; использование методов иммобилизации и биотрансформации для повышения выхода продуктов вторичного метаболизма применительно к растительным клеткам.
110. Кейс 14. Приведите общие особенности культур растительных клеток, затрудняющие работу с их культурами?
ответ: размеры клеток растений (15-1000 мкм) в 50-100 раз больше, чем клеток бактерий; в результате роста клеток растений у них появляется большая вакуоль, при этом все физические и химические константы клеток изменяются; культуры клеток растений имеют целлюлозную стенку.
111. Кейс 15. Приведите преимущества использования технологии получения каллусных культур из растительного сырья?
ответ: стабильность по выходу биомассы и продуктов вторичного метаболизма, возможность использования каллусной системы для иммобилизации с последующей биотрансформацией, выход продуктов вторичного метаболизма выше в каллусных культурах, но при этом управление процессом культивирования легче осуществлять при работе с суспензионными культурами. Отличия при применении иммобилизованных каллусных клеток от суспензионных культур: многократное использование, четкое отделение биомассы от продуктов метаболизма, увеличение продолжительности культивирования на стадии активного биосинтеза, получение большего количества вторичных метаболитов, сокращение времени ферментации, увеличение срока работы клеток.
112. Кейс 16. При получении БАВ рост каллусной ткани в процессе ферментации осуществляется в несколько этапов. В какой фазе необходимо стимулировать активность клеток?
ответ: одним из гормонов, применяемых в начальных фазах культивирования каллуса in vitro является ауксин, который активирует деление и растяжение клеток. Поступление ауксина в клетку способствует усилению секреции кислых гидролаз и полисахаридов, необходимых для дальнейшего роста клеточных стенок. Все это приводит к ускорению темпов размножения клеток.
113. Кейс 17. При внедрении технологии суспензионного культивирования какие основные свойства растительных клеток необходимо учитывать?
ответ: растительные клетки и ткани имеют свои особенности, затрудняющие работу с их культурами: размеры клеток растений (15-1000 мкм) в 50-100 раз больше, чем клеток бактерий; в результате роста клеток растений у них появляется большая вакуоль, при этом все физические и химические константы клеток изменяются; суспензионные культуры состоят из клеток-агрегатов разного размера; культуры клеток растений имеют целлюлозную стенку, что также весьма затрудняет работу.
114. Кейс 18. При промышленном выращивании суспензионных культур, что связано с выбором режима ферментации и особым устройством ферментера?
ответ: применяют биореакторы, в которых процессы глубинного культивирования ведут к увеличению биомассы и синтезу вторичных соединений. Выделяют биореакторы, в которых суспензионная культура перемешивается только за счет подачи воздуха, и биореакторы, в которых суспензионная культура перемешивается механическим путем. Культуры растительных клеток выращивают в одном из двух режимов: 1) периодическое культивирование, при котором по окончании процесса биосинтеза откачивают и используют всю суспензию клеток; 2) полупериодическое культивирование, при котором в биореактор постоянно добавляют определенный объем свежей питательной среды и одновременно забирают тот же объем либо клеточной суспензии, либо отработанный питательной среды, оставляя при этом клеточную массу в реакторе.
115. Кейс 19. Предложите технику генно-инженерного эксперимента (стадии)?
ответ: 1) получение чужеродного фрагмента ДНК для последующей вставки его в клетку хозяина,2) выделение плазмиды из клетки-донора 3) конструирование рекомбинантной плазмиды (вектора). Вектор рекомбинант (плазмида в виде фага или изолированной ДНК, или вируса) получают с помощью фермента рестриктазы, рарезающей фосфодиэфирные связи в строго определенном месте последовательности оснований нуклеотидной цепи (сайт узнавания). 4) отжиг процесса смещения двух фрагментов ДНК.
116. Кейс 20. Установите последовательность при микроклональном размножении растения?
ответ: обработка каллуса фитогормонами; помещение клеток меристемы на питательную среду; выделение клеток апикальной меристемы побега; высадка проростка в грунт; получение каллуса
117. Кейс 21. Установите последовательность операций при создании трансгенных растений?
ответ: создание специальных генетических конструкций, векторов;
встраивание в вектор полученного гена; выделение гена, намеченного для пересадки; выращивание из генномодифицированной клетки целого растения; внедрение вектора с заданным геном в геном интересующей клетки.
118. Кейс 22. При получении БАВ рост каллусной ткани в процессе ферментации осуществляется в несколько этапов. В какой фазе необходимо стимулировать активность клеток?
ответ. Одним из важнейших гормонов, применяемых в
начальных фазах культивирования каллуса in vitro является ауксин, который активирует деление и растяжение клеток. В цикле выращивания каллусной ткани клетки после ряда делений приступают к росту растяжением, дифференцируются как зрелая каллусная ткань и деградируют. Для того,
чтобы не произошло старения, утраты способности к делению и дальнейшему росту, а также отмирания каллусных клеток, первичный каллус переносят на свежую питательную среду через 28 - 30 дней, то есть проводят
пассирование или субкультивирование каллусной ткани.
119. Кейс 23. Для создания трансгенных растений что необходимо иметь?
ответ: средства внедрения чужеродных генов в реципиентные растительные клетки (векторные молекулы); гены,
120. Кейс 24. Для чего служат векторные молекулы или векторы?
ответ: для того чтобы донести рекомбинантную ДНК в клетку-рецепиент, встроить ее в геном, позволить идентификацию трансформированных клеток, обеспечить стабильную экспрессию введенного гена, служат векторные молекулы или векторы.
1. На чем основывается клеточная биотехнология?
11. In vitro это выращивание каким способом?
12. Что мы называем топипотентностью растительной клетки?
13. Регенерацией у растений является?
14. В чем заключается значение культуры изолированных клеток и тканей?
15. Культура изолированных тканей представлена какими тканями?
16. Для каких целей используется питательная среда?
17. Какие компоненты питательной среды необходимы для культивирования изолированных клеток и тканей?
18. Сущность метода клонального микроразмножения?
19. Значение использования изолированных клеток в селекции растений?
20. Что является эксплантом и для чего он используется?
21. Из чего получают суспензионную культуру?
22. Для каких целей используются суспензионные культуры в биотехнологии?
23. Из каких клеток состоит клон?
24. В чем преимущество клеточной биотехнологии?
25. Морфогенезом в культуре каллусных тканей называется?
26. Особенности клонального микроразмножения?
27. На чем основывается метод клонального микроразмножения?
28. Назовите этапы процесса клонального микроразмножения?
29. Какими способами можно осуществлять клональное микроразмножение?
30. На чем основана индукция образования адвентивных почек?
31. Из каких этапов состоит получение трансгенных растений?
32. Что мы называем клонированием?
33. Чем определяется выбор гена?
34. На чем основывается подбор растения-реципиента?
35. Что такое геном?
36. От чего зависит регенерация взрослых растений?
37. Что используется для введения чужеродных генов в хромосомы растений?
38. Каким образом происходит процесс трансформации растения?
39. Значение векторов для трансформации растений?
40. Какие этапы процесса введения чужеродного ДНК в геном растения осуществляются с помощью коинтегративного вектора?
41. Сущность метода кокультивации а агробактерией?
42. Что используется для прямого переноса генов в растительные клетки растений?
43. Используется ли протопласты для микроиньекций ДНК?
44. На чем основан метод электропорации?
45. Какой метод используется для защиты экзогенного генетического материала?
46. Что служит доказательством трансформации растений?
47. Из каких операций состоит технология генно-инженерного улучшения качества растений?
48. Какой метод используется для получения трансгенных растений?
49. Что является клонированием?
50. В чем заключается сложность введения в геном генов?
51. Какими хозяйственно-ценными показателями могут отличаться трансгенные растения?
52. Что такое самоклоны?
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– правильность ответа по содержанию задания (учитывается количество и характер ошибок при ответе);
– полнота и глубина ответа (учитывается количество усвоенных фактов, понятий и т.п.);
– сознательность ответа (учитывается понимание излагаемого материала);
– логика изложения материала (учитывается умение строить целостный, последовательный рассказ, грамотно
– использование дополнительного материала;
– рациональность использования времени, отведенного на задание (не одобряется затянутость выполнения задания, устного ответа во времени, с учетом индивидуальных особенностей обучающихся).
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- теоретический уровень знаний;
- качество ответов на вопросы;
- подкрепление материалов фактическими данными (статистические данные или др.);
- практическая ценность материала;
- способность делать выводы;
- способность отстаивать собственную точку зрения;
- способность ориентироваться в представленном материале;
- степень участия в общей дискуссии.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
(дискуссии, полемики, диспута, дебатов)
«отлично»
используется терминология; показано умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации; высказывать свою точку зрения.
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
– правильность формулировки и использования понятий и категорий;
– правильность выполнения заданий/ решения задач;
– аккуратность оформления работы и др.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
(обязательно для дисциплин, где по УП предусмотрена контрольная работа)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Примерные критерии оценивания:
– правильность выполнения задания на практическую/лабораторную работу в соответствии с вариантом;
– степень усвоения теоретического материала по теме практической /лабораторной работы;
– способность продемонстрировать преподавателю навыки работы в инструментальной программной среде, а также применить их к решению типовых задач, отличных от варианта задания;
– качество подготовки отчета по практической / лабораторной работе;
– правильность и полнота ответов на вопросы преподавателя при защите работы
и др.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания практических занятий (лабораторных работ):
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
В качестве критериев могут быть выбраны, например:
– соответствие срока сдачи работы установленному преподавателем;
– соответствие содержания и оформления работы предъявленным требованиям;
– способность выполнять вычисления;
– умение использовать полученные ранее знания и навыки для решения конкретных задач;
– умение отвечать на вопросы, делать выводы, пользоваться профессиональной и общей лексикой;
– обоснованность решения и соответствие методике (алгоритму) расчетов;
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
расчетно-графической работы, работы на тренажере
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Материалы тестовых заданий следует сгруппировать по темам/разделам изучаемой дисциплины (модуля) в следующем виде:
Тема (темы) / Раздел дисциплины (модуля)
Тестовые задания по данной теме (темам)/Разделу с указанием правильных ответов.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- отношение правильно выполненных заданий к общему их количеству
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
для учета в рейтинге (оценка)
Задачи реконструктивного уровня
Задачи творческого уровня
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота знаний теоретического контролируемого материала;
– полнота знаний практического контролируемого материала, демонстрация умений и навыков решения типовых задач, выполнения типовых заданий/упражнений/казусов;
– умение самостоятельно решать проблему/задачу на основе изученных методов, приемов, технологий;
– умение ясно, четко, логично и грамотно излагать собственные размышления, делать умозаключения и выводы;
– полнота и правильность выполнения задания.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
– степень владения понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины;
– знание фактического материала, отсутствие фактических ошибок;
– умение логически выстроить материал ответа;
– умение аргументировать предложенные подходы и решения, сделанные выводы;
– степень самостоятельности, грамотности, оригинальности в представлении материала (стилистические обороты, манера изложения, словарный запас, отсутствие или наличие грамматических ошибок);
– выполнение требований к оформлению работы.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся).
Примерная шкала оценивания письменных работ:
(рефератов, докладов, сообщений)
Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ четко структурирован и выстроен в заданной логике. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа укладывается в заданные рамки при сохранении смысла.
Продемонстрировано умение аргументировано излагать собственную точку зрения. Видно уверенное владение освоенным материалом, изложение сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.
Высокая степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала: стилистические обороты, манера изложения, словарный запас. Отсутствуют стилистические и орфографические ошибки в тексте.
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
Продемонстрировано владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (уместность употребления, аббревиатуры, толкование и т.д.), отсутствуют ошибки в употреблении терминов.
Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ в достаточной степени структурирован и выстроен в заданной логике без нарушений общего смысла. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа незначительно превышает заданные рамки при сохранении смысла.
Продемонстрировано умение аргументированно излагать собственную точку зрения, но аргументация не всегда убедительна. Изложение лишь отчасти сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.
Достаточная степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала. Встречаются мелкие и не искажающие смысла ошибки в стилистике, стилистические штампы. Есть 1–2 орфографические ошибки.
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
Продемонстрировано достаточное владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины, есть ошибки в употреблении и трактовке терминов, расшифровке аббревиатур.
Ошибки в использовании категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ плохо структурирован, нарушена заданная логика. Части ответа логически разорваны, нет связок между ними. Ошибки в представлении логической структуры проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа в существенной степени (на 25–30%) отклоняется от заданных рамок.
Нет собственной точки зрения либо она слабо аргументирована. Примеры, приведенные в ответе в качестве практических иллюстраций, в малой степени соответствуют изложенным теоретическим аспектам.
Текст работы примерно наполовину представляет собой стандартные обороты и фразы из учебника/лекций. Обилие ошибок в стилистике, много стилистических штампов. Есть 3–5 орфографических ошибок.
Работа выполнена не очень аккуратно, встречаются помарки и исправления.
Продемонстрировано крайне слабое владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (неуместность употребления, неверные аббревиатуры, искаженное толкование и т.д.), присутствуют многочисленные ошибки в употреблении терминов.
Продемонстрировано крайне низкое (отрывочное) знание фактического материала, много фактических ошибок – практически все факты (данные) либо искажены, либо неверны.
Ответ представляет собой сплошной текст без структурирования, нарушена заданная логика. Части ответа не взаимосвязаны логически. Нарушена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа более чем в 2 раза меньше или превышает заданный. Показаны неверные ассоциативные взаимосвязи категорий и терминов дисциплины.
Отсутствует аргументация изложенной точки зрения, нет собственной позиции. Отсутствуют примеры из практики либо они неадекватны.
Текст ответа представляет полную кальку текста учебника/лекций. Стилистические ошибки приводят к существенному искажению смысла. Большое число орфографических ошибок в тексте (более 10 на страницу).
Работа выполнена неаккуратно, с обилием помарок и исправлений. В работе один абзац и больше позаимствован из какого-либо источника без ссылки на него.
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- соответствие решения сформулированным в кейсе вопросам (адекватность проблеме и рынку);
- оригинальность подхода (новаторство, креативность);
- применимость решения на практике;
- глубина проработки проблемы (обоснованность решения, наличие альтернативных вариантов, прогнозирование возможных проблем, комплексность решения).
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Концепция игры
Роли:
Ожидаемый (е) результат(ы)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
качество усвоения информации;
выступление;
содержание вопроса;
качество ответов на вопросы;
значимость дополнений, возражений, предложений;
уровень делового сотрудничества;
соблюдение правил деловой игры;
соблюдение регламента;
активность;
правильное применение профессиональной лексики.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
для учета в рейтинге (оценка)
Индивидуальные творческие задания (проекты):
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- актуальность темы;
- соответствие содержания работы выбранной тематике;
- соответствие содержания и оформления работы установленным требованиям;
- обоснованность результатов и выводов, оригинальность идеи;
- новизна полученных данных;
- личный вклад обучающихся;
- возможности практического использования полученных данных.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
п/п