учреждение высшего образования
«Бурятская государственная сельскохозяйственная академия имени В.Р. Филиппова»
Агрономический факультет
Общее земледелие
направленность (профиль) Агробизнес
в учебном плане
является дисциплиной обязательной для изучения
Семестр 8
Зав. кафедрой Соболев В.А.
п/п
на заседании кафедры
Заведующий кафедрой
Цыбикова О.М.
(представитель работодателя)
.
Задачи: Получение клеток или их составных частей, которые способны к направленному изменению других сложных биоструктур, создание рекомбинантных ДНК, которые способны кодировать биосинтез; создание безотходных и экологически безопасных биотехнологических процессов,.
.
Задачи: Получение клеток или их составных частей, которые способны к направленному изменению других сложных биоструктур, создание рекомбинантных ДНК, которые способны кодировать биосинтез; создание безотходных и экологически безопасных биотехнологических процессов,.
ОПК-4: Способен реализовывать современные технологии и обосновывать их применение в профессиональной деятельности;;
ИД-1Использует материалы почвенных и агрохимических исследований, прогнозы развития вредителей и
болезней, справочные материалы для разработки элементов системы земледелия и технологий
возделывания сельскохозяйственных культур
ИД-2 Обосновывает элементы системы земледелия и технологии возделывания сельскохозяйственных
культур применительно к почвенно-климатическим условиям с учетом агроландшафтной характеристики
территорий
в профессиональной деятельности
:
реализацию современных технологий и обоснование их применения
в профессиональной деятельности
реализацию современных технологий и обоснование их применения
в профессиональной деятельности
реализацию современных технологий и обоснование их применения
в профессиональной деятельности
реализацию современных технологий и обоснование их применения
в профессиональной деятельности
в профессиональной деятельности
:
реализовать современные технологии и обосновать их применение
в профессиональной деятельности
реализовывать современные технологии и обосновать их применение
в профессиональной деятельности
реализовывать современные технологии и обосновать их применение
в профессиональной деятельности
реализовывать современные технологии и обосновать их применение
в профессиональной деятельности
в профессиональной деятельности
:
реализации современных технологий и обоснования их применения
в профессиональной деятельности
реализацией современных технологий и обоснованием их применения
в профессиональной деятельности
реализацией современных технологий и обоснованием их применения
в профессиональной деятельности
реализацией современных технологий и обоснованием их применения
в профессиональной деятельности
форма текущего контроля успеваемости)
работ
Тестирование
Тестирование
Устный опрос
Тестирование
Тестирование
Тестирование
Устный опрос
Тестирование
Тестирование
Тестирование
Тестирование
Тестирование
Устный опрос
Тестирование
Тестирование
Тестирование
Тестирование
Тестирование
Тестирование
2. Акимова С.А. Биотехнология .- Санкт-Петербург: Лань, 2024.- 128 с.
3. Биотехнология: учебник для академического бакалавриата / под общ. Н.В Загоскиной. -2-е изд., перераб. и доп.-М.: Издательство Юрайт, 2017.-123
4. Биотехнология. Основы биотехнологии: учебное пособие / Е.Н.Мурзаев.-2-е изд. стер.- Санкт-Петербург: Лань,2024.-168 с.
5.Биотехнология / под ред. В.А. Колодязной, М.А. Самотруевой.-М.: ГЭОТАР-МЕДИА, 2025.-384 с.
6. Биотехнология : учебник / под ред. Е. С. Воронина. -Санкт-Петербург: ГИОРД, 2005.-235 с.
7. Блинов Н.П. Основы биотехнологии /Н.П. Блинов.- Санкт-Петербург: Наука, 1995.-600 с.
8. Боброва Н. Г. Биотехнология: вопросы теории и практики: учебное пособие / Н. Г. Боброва. - Самара : Поволж. гос. социал.-гуманит. акад., 2010.-187 с.
9. Быков В. А. Биотехнология : учеб, пособие для вузов. В 8 кн. Кн. 5. Производство белковых веществ / В. А. Быков и др. ; под ред. Н. С. Егорова, В. Д. Самуилова. — М. : Высшая школа, 1987.
10. Грязева В.И. Основы биотехнологии: учебное пособие / В.И. Грязева, В.В. Кошелев.-Пенза: ПГАУ, 2022.-217 с.
11. Егоров, Н. С. Биотехнология: учебное пособие для вузов / Н. С. Егоров, А. В. Олескин, В. Д. Самуилов.- М. : Высшая школа, 1987.-161 с.
12. Егорова Т.А. Основы биотехнологии: учебное пособие для вузов / Т.А. Егорова, Е.А. Живухина. -М.: Академия, 2003. -208 c.
13. Егорова Т.А. Основы биотехнологии: учебное пособие / Т.А. Егорова, С.М. Клунова, Е.А. Живухина. - М. : Издательский центр «Академия», 2006.- 214 с.
14. Блинов, Н.П. Основы биотехнологии. / Н.П. Елинов.- .- Санкт-Петербург: Наука, 1995.-600 с.
15. Загоскина Н.В. Биотехнология: теория и практика: учебное пособие /Н.В. Загоскина, Л.В. Назаренко.-М.: Оникс, 2009.-496 с.
16.Квеситадзе, Г. И. Введение в биотехнологию / Г. И. Квеситадзе, А. М. Безбородов. -М.: Наука, 2002.-245 с.
17. Клунова, С. М. Биотехнология: учебник / С.М. Клунова, Т.А. Егорова, Е. А. Живухина.- М.: Академия, 2010. - 256 с.
18. Колодязная В.А. Биотехнология / В.А. Колодязная, М.А. Самотруева.-М.: ГЭОТАР-Медиа, 2020.-382 с.
19.Основы биотехнологии: учебник / под. ред. Н.В. Загоскиной, Л.В. Назаренко.- 4-е изд. испр. И доп.-Москва: Юрайт, 2025.-384 с.
20. Сазыкин Ю. О. Биотехнология: учебное пособие / Ю.О. Сазыкин, С.Н. Орехов, И.И. Чекалёва.- М.: Академия, 2006.-179 с.
21. Федорова О.С. Основы биотехнологии: учебное пособие / О.С. Федорова.-Красноярск: ПГАУ, 2022.-100 с.
22. Фролов, Ю. П. Биотехнология и биологическая нанотехнология. Краткий курс: учебное пособие /Ю.П.Фролов. –Самара: СамНЦРАН, 2010-213 с.
23.Чернышева Н.Н. Практикум по овощеводству: учебное пособие.-Москва.:ФОРУМ:ИНФРА, 2024.-288 с.
24.Чечина О. Н. Общая биотехнология: учебное пособие / О.Н. Чечина. -Самара: Самар. гос. техн. ун-т, 2010.-215 с.30.
25. Чхенкели, В. А. Биотехнология: учебное пособие /В.А. Чхенкели.-Санкт-Петербург: Проспект науки, 2014.-187 с.
26.Шевелуха В.С. Сельскохозяйственная биотехнология: учеб. для вузов /В.С. Шевелуха, Е.А. Калашникова, Е.З. Кочиева. -3-е изд., перераб. и доп.-М.: Высшая школа, 2008. -710 с.
27. Шмид Р. Биотехнология и генетическая инженерия вузов /Р. Шмид.- М.: БИНОМ, 2015.-327 с.
28. Езепчук Л.Н. Основы биотехнологии [Электровый ресурс]: учебное пособие /Л.Н. Езепчук.-Улан-Удэ: БГСХА, 2025.-80 с.
Microsoft OfficeProPlus 2016 RUS OLP NL Acdmc. Договор № ПП-61/2015 г. О поставке программных продуктов от 9 декабря 2015 года
Microsoft Windows Vista Business Russian Upgrade Academic OPEN No Level Государственный контракт № 25 от 1 апреля 2008 года
http://www.garant.ru/
- использование специализированных (адаптированных) рабочих программ дисциплин (модулей) и методов обучения и воспитания, включая наличие альтернативной версии официального сайта организации в сети «Интернет» для слабовидящих;
- использование специальных учебников, учебных пособий и других учебно-методических материалов, включая альтернативные форматы печатных материалов (крупный шрифт или аудиофайлы);
- использование специальных технических средств обучения (мультимедийное оборудование, оргтехника и иные средства) коллективного и индивидуального пользования, включая установку
мониторов с возможностью трансляции субтитров, обеспечение надлежащими звуковыми
воспроизведениями информации;
- предоставление услуг ассистента (при необходимости), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь или услуги сурдопереводчиков / тифлосурдопереводчиков;
- проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий для разъяснения отдельных вопросов изучаемой дисциплины (модуля);
- проведение процедуры оценивания результатов обучения возможно с учетом особенностей нозологий (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, в форме тестирования и т.п.) при использовании доступной формы предоставления заданий оценочных средств и ответов на задания (в печатной форме увеличенным шрифтом, в форме аудиозаписи, в форме электронного документа, задания зачитываются ассистентом, задания предоставляются с использованием сурдоперевода) с
использованием дополнительного времени для подготовки ответа;
- обеспечение беспрепятственного доступа обучающимся в учебные помещения, туалетные и другие помещения организации, а также пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов и других приспособлений);
- обеспечение сочетания онлайн и офлайн технологий, а также индивидуальных и коллективных форм работы в учебном процессе, осуществляемом с использованием дистанционных образовательных технологий;
- и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение ОПОП ВО.
В целях реализации ОПОП ВО в академии оборудована безбарьерная среда, учитывающая потребности лиц с нарушением зрения, с нарушениями слуха, с нарушениями опорно-двигательного
аппарата. Территория соответствует условиям беспрепятственного, безопасного и удобного передвижения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Вход в учебный корпус
оборудован пандусами, стекла входных дверей обозначены специальными знаками для слабовидящих, используется система Брайля. Сотрудники охраны знают порядок действий при прибытии в академию лица с ограниченными возможностями. В академии создана толерантная социокультурная среда, осуществляется необходимое сопровождение образовательного процесса,
при необходимости предоставляется волонтерская помощь обучающимся инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья.
2. Оценочные материалы является составной частью нормативно-методического обеспечения системы оценки качества освоения обучающимися указанной дисциплины (модуля).
3. При помощи оценочных материалов осуществляется контроль и управление процессом формирования обучающимися компетенций, из числа предусмотренных ФГОС ВО в качестве результатов освоения дисциплины (модуля).
4. Оценочные материалы по дисциплине (модулю) включают в себя:
- оценочные средства, применяемые при промежуточной аттестации по итогам изучения дисциплины (модуля).
- оценочные средства, применяемые в рамках индивидуализации выполнения, контроля фиксированных видов ВАРО;
- оценочные средства, применяемые для текущего контроля;
5. Разработчиками оценочных материалов по дисциплине (модулю) являются преподаватели кафедры, обеспечивающей изучение обучающимися дисциплины (модуля), в Академии. Содержательной основой для разработки оценочных материалов является Рабочая программа дисциплины (модуля).
Вопросы для текущего контроля
Перечень вопросов к зачету
Комплект тестовых заданий
Перечень вопросов к зачету;
Комплект контрольных вопросов для проведения устных опросов;
Вопросы модулей;
Комплект тестовых заданий;
Средства для промежуточной аттестации по итогам изучения дисциплины
Нормативная база проведения промежуточной аттестации обучающихся по результатам изучения дисциплины:
Основы биотехнологии
Основы биотехнологии
1. Клеточная биотехнология?
2. Способ In vitro?
3. Nопипотентность растительной клетки?
4. Регенерация растений?
5. Изолированные клетоки и ткани?
6. Культура изолированных тканей?
7. Виды питательных сред ?
8. Культивирование изолированных клеток и тканей?
9. Клональное микроразмножения?
10. Использование изолированных клеток в селекции растений?
11. Экспланты у растений?
12. Суспензионная культура?
13. Использование суспензионных культур в биотехнологии?
14. Клон?
15. Методы клеточной биотехнологии?
16. Морфогенезом в культуре каллусных тканей?
17. Особенности клонального микроразмножения?
18. Метод клонального микроразмножения?
19. Этапы процесса клонального микроразмножения?
20. Способы клонального микроразмножения?
21. Индукция образования адвентивных почек?
22. Технология получения трансгенных растений?
23. Клонирование?
24. Выбор гена?
25. Подбор растения-реципиента?
26. Геном?
27. Регенерация взрослых растений?
28. Что используется для введения чужеродных генов в хромосомы растений?
29. Процесс трансформации растения?
30. Векторы для трансформации растений?
31. Этапы процесса введения чужеродного ДНК в геном растения?
32. Метод кокультивации а агробактерией?
33. Что используется для прямого переноса генов в растительные клетки растений?
34. Используется ли протопласты для микроиньекций ДНК?
35. Метод электропорации?
36. Метод защиты экзогенного генетического материала?
37. Доказательство трансформации растений?
38. Технология генно-инженерного улучшения качества растений?
39. Методы получения трансгенных растений?
40. Клонирование?
41. Сложность введения в геном генов?
42. Трансгенные растения
Вопросы для текущего контроля
Модуль 1. Основы клеточной и тканевой биотехнологии
1. На чем основывается клеточная биотехнология?
2. In vitro это выращивание каким способом?
3. Что мы называем топипотентностью растительной клетки?
4. Что является регенерацией у растений?
5. Значение культуры изолированных клеток и тканей?
6. Культура изолированных тканей?
7. Для каких целей используется питательная среда?
9. Сущность метода клонального микроразмножения?
10. Значение использования изолированных клеток в селекции растений?
11. Эксплант, его использование?
12. Из чего получают суспензионную культуру?
13. Для каких целей используются суспензионные культуры в биотехнологии?
14. Из каких клеток состоит клон?
15. В чем преимущество клеточной биотехнологии?
16. Морфогенезом в культуре каллусных тканей?
17. Особенности клонального микроразмножения?
18. На чем основывается метод клонального микроразмножения?
19. Назовите этапы процесса клонального микроразмножения?
20. Какими способами можно осуществлять клональное микроразмножение?
21. На чем основана индукция образования адвентивных почек?
Модуль 2. Основы генетической инженерии
22. Технология получения трансгенных растений?
23. Клонирование?
24. Чем определяется выбор гена?
25. На чем основывается подбор растения-реципиента?
26. Что такое геном?
27. От чего зависит регенерация взрослых растений?
28. Что используется для введения чужеродных генов в хромосомы растений?
29. Процесс трансформации растения?
30. Значение векторов для трансформации растений?
31. Этапы процесса введения чужеродного ДНК в геном растения осуществляются с помощью коинтегративного вектора?
32. Сущность метода кокультивации а агробактерией?
33. Что используется для прямого переноса генов в растительные клетки растений?
34. Используется ли протопласты для микроиньекций ДНК?
35. На чем основан метод электропорации?
36. Какой метод используется для защиты экзогенного генетического материала?
37. Что служит доказательством трансформации растений?
38. Технология генно-инженерного улучшения качества растений?
39. Методы получения трансгенных растений?
40. Что является клонированием?
41. В чем заключается сложность введения в геном генов?
42. Какими хозяйственно-ценными показателями могут отличаться трансгенные растения
Перечень вопросов к зачету
1. In vitro это выращивание каким способом?
2. Что мы называем топипотентностью растительной клетки?
3. Регенерацией у растений является?
4. В чем заключается значение культуры изолированных клеток и тканей?
5. Культура изолированных тканей представлена какими тканями?
6. Для каких целей используется питательная среда?
7. Какие компоненты питательной среды необходимы для культивирования изолированных клеток и тканей?
8. Сущность метода клонального микроразмножения?
9. Значение использования изолированных клеток в селекции растений?
10. Что является эксплантом и для чего он используется?
11. Из чего получают суспензионную культуру?
12. Для каких целей используются суспензионные культуры в биотехнологии?
13. Из каких клеток состоит клон?
14. В чем преимущество клеточной биотехнологии?
15. Морфогенезом в культуре каллусных тканей называется?
16. Особенности клонального микроразмножения?
17. На чем основывается метод клонального микроразмножения?
18. Назовите этапы процесса клонального микроразмножения?
19. Какими способами можно осуществлять клональное микроразмножение?
20. На чем основана индукция образования адвентивных почек?
21. Из каких этапов состоит получение трансгенных растений?
22. Что мы называем клонированием?
23. Чем определяется выбор гена?
24. На чем основывается подбор растения-реципиента?
25. Что такое геном?
26. От чего зависит регенерация взрослых растений?
27. Что используется для введения чужеродных генов в хромосомы растений?
28. Каким образом происходит процесс трансформации растения?
29. Значение векторов для трансформации растений?
30. Какие этапы процесса введения чужеродного ДНК в геном растения осуществляются с помощью
31. Сущность метода кокультивации а агробактерией?
32. Что используется для прямого переноса генов в растительные клетки растений?
33. Используется ли протопласты для микроиньекций ДНК?
34. На чем основан метод электропорации?
35. Какой метод используется для защиты экзогенного генетического материала?
36. Что служит доказательством трансформации растений?
37. Из каких операций состоит технология генно-инженерного улучшения качества растений?
38. Какой метод используется для получения трансгенных растений?
39. Что является клонированием?
40. В чем заключается сложность введения в геном генов?
41. Какими хозяйственно-ценными показателями могут отличаться трансгенные растения?
42. Что такое самоклоны?
Комплект тестовых заданий
1.Биотехнология это наука о методах?
1. генно-инженерные
2. клеточные
3. генно-инженерных, клеточных
4. клональное микроразмножение
2. Основные области применения традиционной биотехнологии:
1. животноводство
2. химическая промышленность
3. пищевая промышленность
4. растениеводство
3. Основой биотехнологических производств является:
1. культивирование растений
2. культивирование микроорганизмов
3. культивирование клеток животных и растений
4. культивирование грибов
4. Возникновение современной биотехнологии как научной дисциплины стало возможным после:
1. создания концепции гена
2. полного секвенирования ДНК у ряда организмов
3. создания методов культивирования микроорганизмов
4. создания методов генетической инженерии
5. Биообъекты используюмые в биотехнологии:
1. бактерии
2. низшие грибы
3. культуры клеток
4. плазмиды
6. Требования предъявляемые к биообъектам-продуцентам:
1. чистота
2. скорость размножения
3. доступность
4. активность и стабильность биомолекул
7. Используя культуры клеток растений можно:
1. получать новые БАВ
2. размножать посадочный материал
3. получать быстрорастущие растения
4. биотрансформировать конечные продукты
8. Биологически активные вещества, получаемые из биообъектов растительного происхождения:
1. аминокислоты
2. антибиотики
3. алкалоиды
4. витамины
9. Микробиообъектами являются:
1. вирусы
2. бактерии
3. клетки
4. грибы
10. Культура изолированных клеток и тканей, используемая в биотехнологии:
2. культивированные изолированные клетки и ткани на искуственных питательных средах
3. культивированные изолированные клетки и ткани на естественных и искуственных питательных средах
4. популяция клеток поддерживаемая в культуре путем пересева
11. Преимуществами клеточной биотехнологии перед другими методами, являются:
1. способность получать любые БАВ
2. стабильно выпускать продукцию в течение сезона
3. увеличить выход целевого продукта
4. независимость от влияния климатических условий
12. Используя культуры клеток растений можно:
1. получать новые БАВ
2. размножать посадочный материал
3. получать быстрорастущие растения
4. биотрансформировать конечные продукты
13. Эксплант, применяемый в клеточной биотехнологии растений – это:
1. изолированные растительные фрагменты
2. изолированные растительные фрагменты, ткани 0,5-1,0 см
3. изолированные стерильные растительные фрагменты, ткани 0,5-1,0 см
4. фрагмент ткани или органа растения
14. Качество экспланта обеспечивают:
1. методом культивирования
2. качеством питательной среды
3. слабой скоростью размножения
4. условия культивирования
15. Каллус, применяемый в клеточной биотехнологии растений – это:
1. структурированная масса ткани сероватого цвета с прожилками меристемных клеток
2. бесформенная масса ткани желтоватого цвета
3. бесформенная образовательной ткани желтоватого цвета
4. вязкая масса желтоватого цвета соединительнотканных прослоек
15. Питательные среды, обеспечивающие рост культуры каллусных тканей:
1. альгинатная
2. агаризованная
3. жидкая
4. Мурасиге и Скуга
16. Питательные среды, обеспечивающие рост культуры клеточных суспензий:
1. альгинатная
2. агаризованная
3. жидкая
4. суспензионная
17. Элементы питательной среды, относящиеся к микроэлементам:
1. кобальт
2. углерод
3. молибден
4. фосфор
18. Элементы питательной среды, относящиеся к макроэлементам:
1. азот
2. цинк
3. углерод
4. фосфор
19. Питательная среда состоит из:
1. витамины
2. аминокислоты
3. минеральные компоненты
4. белковая и углеводная основа
20. Необходимыми условиями для культивирования изолированных клеток и тканей растений, являются:
1. влажность 60-70%
2. пониженная температура 5-10С
3. стерильность
21. Преимущества иммобилизованных клеток перед суспензионными культурами:
1. уменьшение времени культивирования
2. лучшее качество метаболитов
3. многократность использования
4. увеличение срока работы клеток
22. Технологические стадии, используемые при получении культуры растительных тканей:
1. культивирование
2. отбор экспланта
3. перенос экспланта на питательную среду
4. перенос каллуса на свежую питательную среду
23. Что такое вектор?
1. ДНК
2. самореплицирующаяся (автономная) молекула ДНК, используемая в генной инженерии для переноса генов
3. ген
4. геном
24. Что является геном?
1. молекула белка
2. молекула РНК
3. структурная и функциональная единица наследственности
4. молекула ДНК
25. Совокупностью приемов, методов и технологий по выделению генов из организма и введению их в другие организмы является?
1. генная инженерия
2. клеточная инженерия
3. клонирование
4. клональное микроразмножение
26. Совокупность генов расположенных в органеллах протоплазмы организма называется?
1. ген
2. каллус
3. суспензия
4. эксплант
27. Переход специализированных клеток к образованию каллусных клеток это?
1. тотипотентность
2. регенирация
3. дедифференциация
4. трансформация
28. Метод выделения генетически модифицированных мутантных клеток и сомаклональных вариаций с помощью селективных условий?
1. генная инженерия
2. клеточная селекция
3. кокультивация
4. трансформация
29. Совокупность клеток или молекул, идентичных одной родоначальной клетке или молекуле?
1. эксплант
2. каллус
3. клон
4. ген
30. Как называется получение in vitro неполовым путем растений, генетически идентичных исходному растению является?
1. клональное микроразмножение
2. регенерация
3. клонирование
4. трансформация
31. Культура изолированных тканей представлена?
1. опухолевыми тканями
2. клетками
3.каллусными ткани
32. Меристема это?
1. покровная ткань
2. проводящая ткань
3. образовательная ткань с активно делящимися недиференцированными клетками.
4. механическая ткань
33. Какие компоненты содержит питательная среда?
1. крахмал
2. сахароза
3. органические кислоты
4. глюкоза, сахароза (сахар), крахмал, этанол, низшие спирты и органические кислоты, углекислота, метан, н-парафины
34. Свойство соматических клеток растений полностью реализовывать свою наследственную программу?
1. тотипотентность
2. дифференциация
3. морфогенез
4. трансгенез
35. Генетически модифицированные организмы растения с измененной наследственностью, вызванной включением в их геном чужеродных генов это?
1. растение-реципиент
2. трансгенные растения
3. растительный эксплант
4. каллус
36. Выращивание живого материала «в стекле», на искусственных питательных средах, в стерильных условиях?
1. in vivo
2. выращивание в живом организме
3. in vitro
4. в естественных условиях
37. Технология получения ТР (трансгенных растений) состоит из операций?
1. клонирование гена
2. выбор гена, клонирование, введение гена в геном
3. подбор реципиента
4. введение гена в геном
38. Выбор гена определяется?
1. хозяйственно-ценным произнаком
2. сортом
3. линией
4. генотипом
39. У клеток каких растений выражена тотипотентность?
1. однодольных
2. двудольных
3. пшеница
4. рис
40. Какие растения называются самоклонами?
1. регенераты полученные из соматических клеток
2. после скрещивания
3. после получения самоопыленных линий
4. из семян
41. Растения СКВ отличаются?
1. интенсивностью роста
2. продуктивностью
3. интенсивностью роста, продуктивностью и
устойчивостью к факторам внешней среды
4. устойчивостью
42. Направления селекции?
1. устойчивость к засолению
2. засухоустойчивость
3. устойчивость к засолению,
4. гербицидоустойчивость
43. Приемы используемые для проведения клеточной селекции?
1. прямая
2. непрямая
3. тотальная
4. прямая, непрямая, тотальная
44. Для проведения клеточной селекции in vitro используют?
1. куллусные культуры
2. суспензионные культуры
3. изолированные протопласты
4. каллусные, суспензионные культуры,
изолированные протопласты
1. Клеточная биотехнология
2. Способ In vitro
3. Топипотентность растительной клетки
4. Регенерация у растений
5. Культура изолированных тканей
6. Виды питательных сред?
7. Метод клонального микроразмножения
8. Использования изолированных клеток в селекции растений
9. Экспланты,их использование
10. Технология получения трансгенных растений
11. Клонирование
12. Что такое геном?
13. Векторы для трансформации растений
14. Технология генно-инженерного улучшения качества растений
15. Методы получения трансгенных растений
16. Клонирование
17. Трансгенные растения
Оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему полное знание учебно-программного материала, успешное выполнение заданий, предусмотренных программой в типовой ситуации (с ограничением времени), усвоение материалов основной литературы, рекомендованной в программе, способность к самостоятельному пополнению и обновлению знаний в ходе дальнейшей работы над литературой и в профессиональной деятельности. При ответе на вопросы экзаменационного билета студентом допущены несущественные ошибки. Задача решена правильно или ее решение содержало несущественную ошибку, исправленную при наводящем вопросе экзаменатора.
Оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему знание основного учебно-программного материала в объеме, достаточном для дальнейшей учебы и предстоящей работы по специальности, знакомство с основной литературой, рекомендованной программой, умение выполнять задания, предусмотренные программой. При ответе на экзаменационные вопросы и при выполнении экзаменационных заданий обучающийся
Оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий, слабые побуждения к самостоятельной работе над рекомендованной основной литературой. Оценка «неудовлетворительно» ставится обучающимся, которые не могут продолжить обучение или приступить к профессиональной деятельности по окончании академии без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине.
зачет /оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему полное знание учебно-программного материала, успешное выполнение заданий, предусмотренных программой в типовой ситуации (с ограничением времени), усвоение материалов основной литературы, рекомендованной в программе, способность к самостоятельному пополнению и обновлению знаний в ходе дальнейшей работы над литературой и в профессиональной деятельности.
зачет /оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему знание основного учебно-программного материала в объеме, достаточном для дальнейшей учебы и предстоящей работы по специальности, знакомство с основной литературой, рекомендованной программой, умение выполнять задания, предусмотренные программой.
незачет /оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий, слабые побуждения к самостоятельной работе над рекомендованной основной литературой. Оценка «неудовлетворительно» ставится обучающимся, которые не могут продолжить обучение или приступить к профессиональной деятельности по окончании академии без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине.
оценка «хорошо» (71-85 баллов) - основанием для снижения оценки может служить нечеткое представление сущности и результатов исследований на защите, или затруднения при ответах на вопросы, или недостаточный уровень качества оформления текстовой части и иллюстративных материалов, или отсутствие последних;
оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) - дополнительное снижение оценки может быть вызвано выполнением работы не в полном объеме, или неспособностью студента правильно интерпретировать полученные результаты, или неверными ответами на вопросы по существу проделанной работы;
оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) - выставление этой оценки осуществляется при несамостоятельном выполнении работы, или при неспособности студента пояснить ее основные положения, или в случае фальсификации результатов, или установленного плагиата.
зачет /оценка «отлично» (86-100 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, грамотно, характеризуется логичным, последовательным изложением материала с соответствующими выводами и /или обоснованными расчетами, предложениями; не содержит ошибок;
- проведено научное исследование в соответствие с полученным заданием;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует продвинутый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
зачет /оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, грамотно, характеризуется логичным, последовательным изложением материала, допущены небольшие неточности при формировании выводов/расчетов, предложений; содержит незначительные ошибки/опечатки в текстовой части отчета;
- проведено научное исследование в соответствие с полученным заданием;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует базовый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от
зачет /оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, материал изложен последовательно, допущены неточности при формировании выводов/расчетов, предложений; содержит ошибки/опечатки в текстовой части отчета;
- присутствуют элементы научного исследования, творческий подход к решению поставленных задач проявляется незначительно;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует пороговый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
незачет /оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен не в соответствии с заданием, материалы не подтверждены соответствующими выводами и/или обоснованными расчетами, предложениями; текстовая часть отчета содержит многочисленные ошибки;
- творческий подход к решению поставленных задач не проявляется; отсутствуют элементы научного исследования;
- отчет выполнен с использованием современных пакетов компьютерных программ, информационных технологий и информационных ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета показывает не сформированность компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет имеет отрицательную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– правильность ответа по содержанию задания (учитывается количество и характер ошибок при ответе);
– полнота и глубина ответа (учитывается количество усвоенных фактов, понятий и т.п.);
– сознательность ответа (учитывается понимание излагаемого материала);
– логика изложения материала (учитывается умение строить целостный, последовательный рассказ, грамотно пользоваться специальной терминологией);
– использование дополнительного материала;
– рациональность использования времени, отведенного на задание (не одобряется затянутость выполнения задания, устного ответа во времени, с учетом индивидуальных особенностей обучающихся).
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- теоретический уровень знаний;
(дискуссии, полемики, диспута, дебатов)
для учета в рейтинге (оценка)
- подкрепление материалов фактическими данными (статистические данные или др.);
- практическая ценность материала;
- способность делать выводы;
- способность отстаивать собственную точку зрения;
- способность ориентироваться в представленном материале;
- степень участия в общей дискуссии.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
«отлично»
используется терминология; показано умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации; высказывать свою точку зрения.
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
– правильность формулировки и использования понятий и категорий;
– правильность выполнения заданий/ решения задач;
– аккуратность оформления работы и др.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
(обязательно для дисциплин, где по УП предусмотрена контрольная работа)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Примерные критерии оценивания:
– правильность выполнения задания на практическую/лабораторную работу в соответствии с вариантом;
– степень усвоения теоретического материала по теме практической /лабораторной работы;
– способность продемонстрировать преподавателю навыки работы в инструментальной программной среде, а также применить их к решению типовых задач, отличных от варианта задания;
– качество подготовки отчета по практической / лабораторной работе;
– правильность и полнота ответов на вопросы преподавателя при защите работы
и др.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания практических занятий (лабораторных работ):
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
В качестве критериев могут быть выбраны, например:
– соответствие срока сдачи работы установленному преподавателем;
– соответствие содержания и оформления работы предъявленным требованиям;
– способность выполнять вычисления;
– умение использовать полученные ранее знания и навыки для решения конкретных задач;
– умение отвечать на вопросы, делать выводы, пользоваться профессиональной и общей лексикой;
– обоснованность решения и соответствие методике (алгоритму) расчетов;
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
расчетно-графической работы, работы на тренажере
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Материалы тестовых заданий следует сгруппировать по темам/разделам изучаемой дисциплины (модуля) в следующем виде:
Тема (темы) / Раздел дисциплины (модуля)
Тестовые задания по данной теме (темам)/Разделу с указанием правильных ответов.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- отношение правильно выполненных заданий к общему их количеству
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Задачи реконструктивного уровня
Задачи творческого уровня
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота знаний теоретического контролируемого материала;
– полнота знаний практического контролируемого материала, демонстрация умений и навыков решения типовых задач, выполнения типовых заданий/упражнений/казусов;
– умение самостоятельно решать проблему/задачу на основе изученных методов, приемов, технологий;
– умение ясно, четко, логично и грамотно излагать собственные размышления, делать умозаключения и выводы;
– полнота и правильность выполнения задания.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ четко структурирован и выстроен в заданной логике. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа укладывается в заданные рамки при сохранении смысла.
Продемонстрировано умение аргументировано излагать собственную точку зрения. Видно уверенное владение освоенным материалом, изложение сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.
Высокая степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала: стилистические обороты, манера изложения, словарный запас. Отсутствуют стилистические и орфографические ошибки в тексте.
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
– степень владения понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины;
– знание фактического материала, отсутствие фактических ошибок;
– умение логически выстроить материал ответа;
– умение аргументировать предложенные подходы и решения, сделанные выводы;
– степень самостоятельности, грамотности, оригинальности в представлении материала (стилистические обороты, манера изложения, словарный запас, отсутствие или наличие грамматических ошибок);
– выполнение требований к оформлению работы.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся).
Примерная шкала оценивания письменных работ:
(рефератов, докладов, сообщений)
Продемонстрировано владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (уместность употребления, аббревиатуры, толкование и т.д.), отсутствуют ошибки в употреблении терминов.
Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ в достаточной степени структурирован и выстроен в заданной логике без нарушений общего смысла. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа незначительно превышает заданные рамки при сохранении смысла.
Продемонстрировано умение аргументированно излагать собственную точку зрения, но аргументация не всегда убедительна. Изложение лишь отчасти сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.
Достаточная степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала. Встречаются мелкие и не искажающие смысла ошибки в стилистике, стилистические штампы. Есть 1–2 орфографические ошибки.
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
Продемонстрировано достаточное владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины, есть ошибки в употреблении и трактовке терминов, расшифровке аббревиатур.
Ошибки в использовании категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной
Ответ плохо структурирован, нарушена заданная логика. Части ответа логически разорваны, нет связок между ними. Ошибки в представлении логической структуры проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа в существенной степени (на 25–30%) отклоняется от заданных рамок.
Нет собственной точки зрения либо она слабо аргументирована. Примеры, приведенные в ответе в качестве практических иллюстраций, в малой степени соответствуют изложенным теоретическим аспектам.
Текст работы примерно наполовину представляет собой стандартные обороты и фразы из учебника/лекций. Обилие ошибок в стилистике, много стилистических штампов. Есть 3–5 орфографических ошибок.
Работа выполнена не очень аккуратно, встречаются помарки и исправления.
Продемонстрировано крайне слабое владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (неуместность употребления, неверные аббревиатуры, искаженное толкование и т.д.), присутствуют многочисленные ошибки в употреблении терминов.
Продемонстрировано крайне низкое (отрывочное) знание фактического материала, много фактических ошибок – практически все факты (данные) либо искажены, либо неверны.
Ответ представляет собой сплошной текст без структурирования, нарушена заданная логика. Части ответа не взаимосвязаны логически. Нарушена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа более чем в 2 раза меньше или превышает заданный. Показаны неверные ассоциативные взаимосвязи категорий и терминов дисциплины.
Отсутствует аргументация изложенной точки зрения, нет собственной позиции. Отсутствуют примеры из практики либо они неадекватны.
Текст ответа представляет полную кальку текста учебника/лекций. Стилистические ошибки приводят к существенному искажению смысла. Большое число орфографических ошибок в тексте (более 10 на страницу).
Работа выполнена неаккуратно, с обилием помарок и исправлений. В работе один абзац и больше позаимствован из какого-либо источника без ссылки на него.
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- соответствие решения сформулированным в кейсе вопросам (адекватность проблеме и рынку);
- оригинальность подхода (новаторство, креативность);
- применимость решения на практике;
- глубина проработки проблемы (обоснованность решения, наличие альтернативных вариантов, прогнозирование возможных проблем, комплексность решения).
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Концепция игры
Роли:
Задания (вопросы, проблемные ситуации и др.)
Ожидаемый (е) результат(ы)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
качество усвоения информации;
выступление;
содержание вопроса;
качество ответов на вопросы;
значимость дополнений, возражений, предложений;
уровень делового сотрудничества;
соблюдение правил деловой игры;
соблюдение регламента;
активность;
правильное применение профессиональной лексики.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
для учета в рейтинге (оценка)
Индивидуальные творческие задания (проекты):
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- актуальность темы;
- соответствие содержания работы выбранной тематике;
- соответствие содержания и оформления работы установленным требованиям;
- обоснованность результатов и выводов, оригинальность идеи;
- новизна полученных данных;
- личный вклад обучающихся;
- возможности практического использования полученных данных.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
п/п