учреждение высшего образования
«Бурятская государственная сельскохозяйственная академия имени В.Р. Филиппова»
Агрономический факультет
Общее земледелие
направленность (профиль) Инновационные агротехнологии
в учебном плане
является дисциплиной обязательной для изучения
дисциплины кафедра
Семестр 6, 7
Зав. кафедрой Соболев В.А.
п/п
на заседании кафедры
Заведующий кафедрой
Цыбикова О.М.
(представитель работодателя)
Задачи: Разработка специальных севооборотов и садоооборотов; подбор сортов и гибридов зарубежной и отечественной селекции; разработка технологии подготовки посадочного материала и рассады овощных культур; подбор оптимальной схемы размещения растений, сроков посева, посадки; подбор инновационных приемов для усовершенствования технологии возделывания плодовых, ягодных и овощных культур.
ОПК-1: Способен решать типовые задачи профессиональной деятельности на основе знаний основных законов математических и естественных наук с применением информационно-коммуникационных технологий;;
форма текущего контроля успеваемости)
работ
тестированте
проверка конспекта
Проверка кейс задания
тестирование
проверка конспекта
Решение кейс-заданий
индивидуальное
задание
проверка конспекта
проверка конспекта
проверка конспекта
проверка конспекта
проверка конспекта
индивидуальное
задание
индивидуальное
задание
индивидуальное
задание
проверка конспекта
проверка конспекта
проверка конспекта
проверка конспекта
Microsoft OfficeProPlus 2016 RUS OLP NL Acdmc. Договор № ПП-61/2015 г. О поставке программных продуктов от 9 декабря 2015 года
Microsoft Windows Vista Business Russian Upgrade Academic OPEN No Level Государственный контракт № 25 от 1 апреля 2008 года
http://www.garant.ru/
- использование специализированных (адаптированных) рабочих программ дисциплин (модулей) и методов обучения и воспитания, включая наличие альтернативной версии официального сайта организации в сети «Интернет» для слабовидящих;
- использование специальных учебников, учебных пособий и других учебно-методических материалов, включая альтернативные форматы печатных материалов (крупный шрифт или аудиофайлы);
- использование специальных технических средств обучения (мультимедийное оборудование, оргтехника и иные средства) коллективного и индивидуального пользования, включая установку
мониторов с возможностью трансляции субтитров, обеспечение надлежащими звуковыми
воспроизведениями информации;
- предоставление услуг ассистента (при необходимости), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь или услуги сурдопереводчиков / тифлосурдопереводчиков;
- проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий для разъяснения отдельных вопросов изучаемой дисциплины (модуля);
- проведение процедуры оценивания результатов обучения возможно с учетом особенностей нозологий (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, в форме тестирования и т.п.) при использовании доступной формы предоставления заданий оценочных средств и ответов на задания (в печатной форме увеличенным шрифтом, в форме аудиозаписи, в форме электронного документа, задания зачитываются ассистентом, задания предоставляются с использованием сурдоперевода) с
использованием дополнительного времени для подготовки ответа;
- обеспечение беспрепятственного доступа обучающимся в учебные помещения, туалетные и другие помещения организации, а также пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов и других приспособлений);
- обеспечение сочетания онлайн и офлайн технологий, а также индивидуальных и коллективных форм работы в учебном процессе, осуществляемом с использованием дистанционных образовательных технологий;
- и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение ОПОП ВО.
В целях реализации ОПОП ВО в академии оборудована безбарьерная среда, учитывающая потребности лиц с нарушением зрения, с нарушениями слуха, с нарушениями опорно-двигательного
аппарата. Территория соответствует условиям беспрепятственного, безопасного и удобного передвижения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Вход в учебный корпус
оборудован пандусами, стекла входных дверей обозначены специальными знаками для слабовидящих, используется система Брайля. Сотрудники охраны знают порядок действий при прибытии в академию лица с ограниченными возможностями. В академии создана
при необходимости предоставляется волонтерская помощь обучающимся инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья.
2. История, современное состояние и перспективы развития в РФ.
3. Центры происхождения и классификация плодовых растений.
4. Зоны плодоводства в стране.
5. Классификация плодовых и ягодных растений.
6. Органография плодовых растений.
7. Структура плодового питомника.
8. Производство посадочного материала плодовых и ягодных культур.
9. Экологические факторы в жизни плодовых растений.
10. Закономерности роста и плодоношения плодовых и ягодных культур.
11. Методика разработки проекта по закладке сада.
12. Типы садов. Выбор и подготовка почвы под сад.
13. Разбивка и закладка плодовых насаждений.
14. Системы содержания почвы, орошение и удобрение в садах.
15. Неблагоприятные условия зимне-весеннего периода. Мероприятия по защите плодовых растений от зимних повреждений.
16. Технология сбора урожая. Регулирование нагрузки плодами.
17. Определение ожидаемой урожайности. Определение сроков съема плодов и ягод.
18. Техника съема плодов: ручная и механизированная уборка.
19. Товарная обработка и упаковка плодов.
20. Садовый инструмент и подготовка его к работе. Уход за садовым инструментом.
21. Обрезка и способы регулирования роста и плодоношения плодовых и ягодных культур. Техника выполнения срезов.
21. Основные системы формирования крон плодовых деревьев. Их особенности.
21. Типы формировок, применяемые для сильнорослых и слаборослых деревьев.
22. Основные функции корневой системы плодовых и ягодных растений.
23. Типы корневых систем плодовых и ягодных растений.
24. Строение и функции обрастающих корней.
25. Строение корневой системы земляники.
26. Особенности строения корневой системы малины.
27. Назовите основные части плодового дерева.
28. Дайте определение понятиям: ствол, штамб, центральный проводник.
29. Перечислите основные вегетативные органы плодовых растений.
30. Перечислите основные плодовые образования семечковых и косточковых пород.
31. Новые виды культивационных сооружений
32. Светопрозрачные материалы для культивационных сооружений
33. Грунты (субстраты)
34. Технология выращивания партенокарпических гибридов огурца в весенне-летней культуре
35. Технология выращивания детерминантных сортов томата в весенне-летней культуре
36. Технология выращивания индетерминантных гибридов томата в весенне-летней культуре
37. Технология выращивания баклажана в весенне-летней культуре
38. Технология выращивания салата в весенне-летней культуре
36. Технология выращивания укропа в весенне-летней культуре
37. Технология выращивания петрушки в весенне-летней культуре
38. Пикировка растений
39.Сроки посадки длинноплодных партенокарпических гибридов огурца в зимне-весенней культуре
40. Сроки посадки детерминантных сортов томата в зимне-весенней культуре
41.Пасынкование
42..Формирование томата
43. Формирование огурца
44. Степени спелости (зрелости) у овощных культур
1. Морфологические и биологические особенности яблони сибирской.
2. Технология выращивания яблони полукультурной в Сибири.
3. Формирование яблони крупноплодной в условиях Сибири.
4. Морфологические, биологические особенности и использование черемухи обыкновенной.
5. Технология выращивания груши обыкновенной в Сибири.
6. Сливо-вишнѐвые гибриды.
7. Особенности выращивания облепихи.
8. Технология выращивания земляники в условиях Сибири.
9. Особенности выращивания малины ремонтантной.
11. Особенности выращивания яблони культурной в Сибири.
12. Морфологические и биологические особенности смородины красной.
13. Морфологические, биологические особенности вишни степной. Сорта.
14. Особенности выращивания крыжовника в условиях Сибири.
15. Морфологические и биологические особенности рябины черноплодной.
16. Особенности выращивания орехоплодных культур (лещина, орех маньчжурский) в Сибири.
17. Особенности выращивания и использование боярышника.
18. Способы размножения жимолости съедобной.
19. Размножение и особенности посадки винограда.
20. Вишня обыкновенная.
21. Биологические особенности холодостойких овощных культур открытого грунта в условиях зоны рискованного земледелия.
22. Биологические особенности теплолюбивых овощных культур в условиях защищенного грунта
V световой зоны ( Республика Бурятия)
23. Способы предпосевной подготовки семян овощных культур.
24. Обработка почвы под овощные культуры.
25. Способы размещения овощных культур в открытом грунте (рядовой, ленточный)
26. Сорта и гибриды основных овощных культур открытого грунта Сибирской селекции
27. Специальные севообороты (с овощными культурами)
28. Культурообороты для весенних пленочных теплиц
29. Партенокарпические гибриды огурца голландской селекции
30. Биологические особенности моркови столовой
31. Предшественники овощных культур
32. Кассетный способ выращивания рассады овощных культур
33. Биологические особенности капусты белокочанной
34. Особенности возделывания лука репчатого рассадным способом
35. Примерные нормы высева овощных культур в открытом грунте
36.Сроки, норма, схема высева семян огурца в открытом грунте.
37. Схема посадки длинноплодных партенокарпических гибридов огурца в зимне-весенней культуре.
38.Забег в росте и развитии растений.
39.Районированные в Республике Бурятия сорта свеклы столовой.
40. Сроки посадки рассады томата в открытом грунте.
41 Схема посадки индетерминантных гибридов томата в зимне-весенней культуре.
42.Формирование растений томата в весенних пленочных теплицах.
43.Сроки, схема, норма высева семян моркови столовой.
44.Уход за растениями огурца.
45. Способы формирования растений в защищенном грунте.
46.Сроки, схема посадки длинноплодных партенокарпических гибридов огурца в зимне-весенней культуре.
47.Фазы роста и развития двулетних овощных культур.
48.Пикировка сеянцев.
49.Способы предпосевной подготовки семян.
50.Сроки, схема посадки лука- севка.
Комплект дискуссионных вопросов для проведения деловой игры «Круглый стол»
1. Понятие о сорте, сортотипе и клоне. Районирование пород и сортов.
2. Возрастные изменения у плодовых растений. Возрастные периоды и их практическое значение.
3. Годичный цикл роста и развития, периоды вегетации и покоя. Фенология плодовых растений.
4. Закономерности роста надземной системы: ярусность, морфологический параллелизм, циклическая смена обрастающих и скелетных ветвей.
5. Закономерности роста корней в зависимости от породы, сорта, подвоя, почвенных условий и агротехники.
6. Закономерности плодоношения. Самоплодность и самобесплодность. Формирование урожая: опадение цветков и завязей, рост и созревание плодов. Периодичность плодоношения. Биологические и агротехнические основы получения устойчивых урожаев.
7. Реакция плодовых растений на факторы внешней среды.
8. Температурный режим в жизни плодовых растений. Зимостойкость, морозо-, жаростойкость. Повреждение низкими температурами и пути повышения морозо- и зимостойкости растений.
9. Потребность плодовых растений в воде в связи с условиями произрастания, возрастным состоянием и фазами вегетации. Засухоустойчивость плодовых растений. Регулирование водного режима в насаждениях.
10. Световой режим. Отношение различных пород к свету. Биологические основы и приемы регулирования светового режима в насаждениях.
11. Воздух атмосферы и почвы. Обеспеченность растений кислородом и углекислотой. Регулирование воздушного режима в садах.
12. Реакция растений на почвенные условия. Влияние морфологических и агрохимических свойств почвы на рост и плодоношение. Почвоутомление.
13. Охрана почв, занятых многолетними насаждениями.
14. Значение рельефа в распределении климатических факторов и изменении почвенных условий. Реакция плодовых
15. Особенности овощеводства защищенного грунта в условиях V световой зоны (Республика Бурятия)?
16. Культурообороты для весенних пленочных теплиц?
17. В чем сложность выращивания партенокарпических гибридов огурца?
18. Перспективные партенокарпические гибриды огурца отечественной и голландской селекции?
19. Грунты (субстраты). Какие виды грунтов оптимальны для выращивания огурца?
20. Оптимальный состав грунтов?
21. Сроки посадки рассады для весенних пленочных теплиц?
22. Оптимальные схемы посадки рассады огурца?
23. В чем преимущество кассетного способа выращивания рассады овощных культур?
24. Особенности микроклимата при выращивании рассады огурца?
25. Капельный полив растений?
26. Подкормки?
27. Новые типы культивационных сооружений?
28. Способы формирования растений огурца?
29. Новые технологии выращивания овощных культур в теплицах (метод проточной гидропоники)?
30. Инновационные агротехнологические приемы повышения продуктивности?
Комплект тестовых заданий
1. По морфологическим признакам плодовые растения подразделяются на:
1) семечковые, косточковые, орехоплодные, ягодные;
2) деревья, кустарники, полукустарники, травянистые;
3) размножаемые вегетативно прививками;
4) устойчивые и не устойчивые к засухе и морозам.
2. Плод яблони и груши называется:
1) ложным,
2) настоящим,
3) сборным,
4) сложным.
3. Первый возрастной период для плодовых культур по П.Г. Шитту – это:
1) период между прорастанием семени и полным плодоношением;
2) период между прорастанием привитого глазка и началом плодоношения;
3) период от зарождения семени и до его прорастания;
4) период от посадки саженца в сад и до его старения.
4. Продолжительность высокой продуктивности кольчаток яблони составляет:
1) 1-2 года;
2) 3-4 года;
3) 5-6 лет;
4) 7-8 лет.
5. Назовите из числа перечисленных наиболее светолюбивую плодовую породу:
1) кизил;
2) яблоня;
3) фундук;
4) персик.
6. Предельной плотностью почвы для большинства плодовых пород является:
1) 1,3 г/см3;
2) 1,6 г/см3;
3) 1,9 г/см3;
4) 2,1 г/см3.
7. В загущенно-строчных садах деревья яблони размещают по схеме:
1) 5х3 м;
2) 4х2 м;
3) 3,5-4х1-1,5;
4) 2,5х0,5.
8. Укажите приемы подготовки почвы для закладки первого поля питомника:
1) боронование;
2) дискование;
3) вспашка на глубину 20-22 см с дискованием;
4) вспашка на глубину 30-60 см с последующей культивацией.
9. Центральный проводник – это:
2) часть ствола, заключенная между корневой шейкой и нижними ветвями кроны;
3) часть ствола, несущая на себе крону;
4) годичный прирост на верхушке ствола.
10. Для защиты от грызунов штамбов в зимний период наиболее надежно использовать
1) побелку штамбов;
2) обвязывание бумагой;
3) обвязывание картофельной ботвой;
4) обвязывание синтетической мелкоячеистой сеткой.
11. Первая послепосадочная обрезка саженцев в саду проводится:
1) осенью, сразу после посадки;
2) весной, с началом активной вегетации;
3) весной, до начала вегетации независимой от срока посадки;
4) летом следующего года, независимо от срока посадки.
12. Закладка цветковых почек у большинства плодовых пород происходит:
1) в период начала роста побегов;
2) в период активного роста побегов;
3) в период после завершения роста побегов;
4) закладка цветковых почек не имеет никакого отношения к росту побегов.
13. Способ закладки первого поля питомника при выращивании саженцев яблони на клоновых подвоях
1) посадка отводков;
2) посев семян;
3) посадка черенков;
4) посадка сеянцев.
14. Пинцировкой называют:
1) полулунные надрезы коры над или под почкой;
2) срезание полуодревесневших побегов секатором;
3) прищипывание травянистых верхушек растущих побегов;
4) заплетание между собой соседних растущих побегов.
15. Самоплодность сорта плодового растения это:
1) способность сорта давать урожай без образования семян;
2) способность плодоносить в естественных условиях без обрезки кроны;
3) способность плодоносить без перекрестного опыления;
4) способность сохранять качество плодов материнского растения.
16. Плод яблоко у:
1) рябины и груши;
2) яблони и сливы;
3) груши и персика;
4) персика и вишни.
17. Ягодные плодовые растения:
1) земляника и вишня;
2) слива и рябина;
3) рябина и боярышник;
4) земляника и смородина.
18. Орехоплодные плодовые растения:
1) арахис и грецкий орех;
2) грецкий орех и миндаль;
3) лещина и айва;
4) миндаль и персик.
19. Зелеными черенками размножают:
1) смородину и крыжовник;
2) вишню и яблоню;
3) яблоню и грушу;
4) облепиху и грушу.
20. Растение, имеющее пищевое значение, выращиваемое ради семян:
1) вишня;
2) малина;
4) груша.
21. Сочные плоды у:
1) груши, персика;
2) груши, миндаля;
3) персика, грецкого ореха;
4) смородины, миндаля.
22. Семечковые культуры – это:
1) вишня, айва;
2) вишня, персик;
3) айва, яблоня;
4) яблоня, слива.
23. Наибольшее потребление воды садом приходится на период:
1) цветения;
2) активного роста побегов и завязи;
3) роста побегов;
4) созревания плодов.
24. Плодовые растения размножают вегетативно, потому что:
1) при семенном размножении они поздно начинают плодоносить;
2) вегетативное размножение требует меньше затрат времени и денег;
3) растения более устойчивы и долговечны;
4) сохраняются признаки размножаемого сорта.
25. Для группы семечковых плодовых пород характерно:
1) наличие ложного плода с семенными камерами;
2) образование ложного плода с семянками на его поверхности;
3) образование истинных плодов без семенных камер;
4) опыление ветром.
26. Более равномерному освещению кроны способствует размещение рядов деревьев:
1) с востока на запад;
2) с севера на юг;
3) с северо-востока на юго-запад;
4) направление рядов не имеет значения.
27. Наиболее объективные данные обеспеченности растений элементами минерального питания получают:
1) при визуальной оценке по состоянию растений и окраске листьев;
2) с помощью листовой диагностики;
3) путем почвенных анализов;
4) путем почвенных анализов и листовой диагностики.
28. Заглубление отводков клоновых подвоев при посадке в первое поле питомника:
1) 5-10 см;
2) 12-15 см;
3) 20-25 см;
4) 30-40 см.
29. Условия высокой приживаемости окулировок:
1) диаметр подвоя у места прививки больше 10 мм;
2) высота подвоя 30-40 см;
3) хорошее отслаивание коры от древесины;
4) температура воздуха более 30 оС.
30. Кольчатки наиболее характерны для:
1) сливы;
2) персика;
3) ореха грецкого;
4) яблони.
31. Овощные культуры-это травянистые растения:
1) однолетние
2) двулетние
3) однолетние, двулетние
4) однолетние, двулетние и многолетние
32. Репродуктивный период включает фазы:
1) бутанизация, цветение, плодоношение.
2) покой.
3) прорастание.
4) накопление запасных веществ.
33. Посевные качества семян характеризуются:
1) всхожестью, энергией прорастания, чистотой, влажностью.
2) зараженностью болезнями.
3) чистотой.
4) влажностью
34. Норма высева - это количество семян на:
1) 1 га
2) 50 га
3) 10 га
4) 100 га
35. Густота стояния растений -это число растений на:
1) 1м
2) 1 га
3) 10 га
4) 10 м
36. Овощные культуры, размещаемые ленточным способом:
1) морковь столовая, свекла столовая
2) капуста белокочанная
3) капуста краснокочанная
4) капуста цветная
37. Способ выращивания капусты белокочанной в Забайкалье:
1) рассадный
2) посев семян в грунт
3) гидропонный
4) безрассадный
38. Районированные в Бурятии среднеспелые сорта капусты белокочанной:
1) Номер первый грибовский 147, Июньская 3200
2) Слава грибовская 231, Слава 1305
3) Белорусская 455, Подарок 2500, Вьюга
4) Июньская 3200, Номер первый грибовский 147
39. Схема размещения среднеспелой капусты белокочанной:
1) 70х40
2) 70х35
3) 70х60
4) 70х70
40. Защищенный грунт-это:
1) культивационные сооружения
2) утепленный грунт, культивационные сооружения
3) необогреваемый утепленный грунт
4) обогреваемый утепленный грунт
41. Схема размещения партенокарпических длинноплодных гибридов огурца в зимних теплицах:
1) 160х40-45 см
2) 160х20-25 см
3) 100х25-30 см
4) 100х20-25 см
42. Средняя урожайность огурца составляет, кг/м2:
1) 20-24
2) 10-15
3) 5-10
4) 40-50
1) 120+60
2) 100+60х45-50
3) 100+60х35-40
4) 200+60х30-35
44. Средняя урожайность томата при зимне - весенней культуре, кг/ м2:
1) 10-17
2) 25-30
3) 5-8
4) 40-50
Комплект дискуссионных вопросов для проведения деловой игры «Круглый стол»
Темы рефератов
Комплект тестовых заданий
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– правильность ответа по содержанию задания (учитывается количество и характер ошибок при ответе);
– полнота и глубина ответа (учитывается количество усвоенных фактов, понятий и т.п.);
– сознательность ответа (учитывается понимание излагаемого материала);
– логика изложения материала (учитывается умение строить целостный, последовательный рассказ, грамотно пользоваться специальной терминологией);
– использование дополнительного материала;
– рациональность использования времени, отведенного на задание (не одобряется затянутость выполнения задания, устного ответа во времени, с учетом индивидуальных особенностей обучающихся).
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- теоретический уровень знаний;
- качество ответов на вопросы;
- подкрепление материалов фактическими данными (статистические данные или др.);
- практическая ценность материала;
(дискуссии, полемики, диспута, дебатов)
для учета в рейтинге (оценка)
- способность отстаивать собственную точку зрения;
- способность ориентироваться в представленном материале;
- степень участия в общей дискуссии.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
«отлично»
используется терминология; показано умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации; высказывать свою точку зрения.
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
– правильность формулировки и использования понятий и категорий;
– правильность выполнения заданий/ решения задач;
– аккуратность оформления работы и др.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
(обязательно для дисциплин, где по УП предусмотрена контрольная работа)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
Примерные критерии оценивания:
– правильность выполнения задания на практическую/лабораторную работу в соответствии с вариантом;
– степень усвоения теоретического материала по теме практической /лабораторной работы;
– способность продемонстрировать преподавателю навыки работы в инструментальной программной среде, а также применить их к решению типовых задач, отличных от варианта задания;
– качество подготовки отчета по практической / лабораторной работе;
– правильность и полнота ответов на вопросы преподавателя при защите работы
и др.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания практических занятий (лабораторных работ):
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
В качестве критериев могут быть выбраны, например:
– соответствие срока сдачи работы установленному преподавателем;
– соответствие содержания и оформления работы предъявленным требованиям;
– способность выполнять вычисления;
– умение использовать полученные ранее знания и навыки для решения конкретных задач;
– умение отвечать на вопросы, делать выводы, пользоваться профессиональной и общей лексикой;
– обоснованность решения и соответствие методике (алгоритму) расчетов;
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
расчетно-графической работы, работы на тренажере
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Материалы тестовых заданий следует сгруппировать по темам/разделам изучаемой дисциплины (модуля) в следующем виде:
Тема (темы) / Раздел дисциплины (модуля)
Тестовые задания по данной теме (темам)/Разделу с указанием правильных ответов.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- отношение правильно выполненных заданий к общему их количеству
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Задачи реконструктивного уровня
Задачи творческого уровня
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота знаний теоретического контролируемого материала;
– полнота знаний практического контролируемого материала, демонстрация умений и навыков решения типовых задач, выполнения типовых заданий/упражнений/казусов;
– умение самостоятельно решать проблему/задачу на основе изученных методов, приемов, технологий;
– умение ясно, четко, логично и грамотно излагать собственные размышления, делать умозаключения и выводы;
– полнота и правильность выполнения задания.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ четко структурирован и выстроен в заданной логике. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа укладывается в заданные рамки при сохранении смысла.
Продемонстрировано умение аргументировано излагать собственную точку зрения. Видно уверенное владение освоенным материалом, изложение сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.
Высокая степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала: стилистические обороты, манера изложения, словарный запас. Отсутствуют стилистические и орфографические ошибки в тексте.
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
– степень владения понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины;
– знание фактического материала, отсутствие фактических ошибок;
– умение логически выстроить материал ответа;
– умение аргументировать предложенные подходы и решения, сделанные выводы;
– степень самостоятельности, грамотности, оригинальности в представлении материала (стилистические обороты, манера изложения, словарный запас, отсутствие или наличие грамматических ошибок);
– выполнение требований к оформлению работы.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся).
Примерная шкала оценивания письменных работ:
(рефератов, докладов, сообщений)
Продемонстрировано владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (уместность употребления, аббревиатуры, толкование и т.д.), отсутствуют ошибки в употреблении терминов.
Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ в достаточной степени структурирован и выстроен в заданной логике без нарушений общего смысла. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа незначительно превышает заданные рамки при сохранении смысла.
Продемонстрировано умение аргументированно излагать собственную точку зрения, но аргументация не всегда убедительна. Изложение лишь отчасти сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.
Достаточная степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала. Встречаются мелкие и не искажающие смысла ошибки в стилистике, стилистические штампы. Есть 1–2 орфографические ошибки.
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
Продемонстрировано достаточное владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины, есть ошибки в употреблении и трактовке терминов, расшифровке аббревиатур.
Ошибки в использовании категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ плохо структурирован, нарушена заданная логика. Части ответа логически разорваны, нет связок между ними. Ошибки в представлении логической структуры
Нет собственной точки зрения либо она слабо аргументирована. Примеры, приведенные в ответе в качестве практических иллюстраций, в малой степени соответствуют изложенным теоретическим аспектам.
Текст работы примерно наполовину представляет собой стандартные обороты и фразы из учебника/лекций. Обилие ошибок в стилистике, много стилистических штампов. Есть 3–5 орфографических ошибок.
Работа выполнена не очень аккуратно, встречаются помарки и исправления.
Продемонстрировано крайне слабое владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (неуместность употребления, неверные аббревиатуры, искаженное толкование и т.д.), присутствуют многочисленные ошибки в употреблении терминов.
Продемонстрировано крайне низкое (отрывочное) знание фактического материала, много фактических ошибок – практически все факты (данные) либо искажены, либо неверны.
Ответ представляет собой сплошной текст без структурирования, нарушена заданная логика. Части ответа не взаимосвязаны логически. Нарушена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа более чем в 2 раза меньше или превышает заданный. Показаны неверные ассоциативные взаимосвязи категорий и терминов дисциплины.
Отсутствует аргументация изложенной точки зрения, нет собственной позиции. Отсутствуют примеры из практики либо они неадекватны.
Текст ответа представляет полную кальку текста учебника/лекций. Стилистические ошибки приводят к существенному искажению смысла. Большое число орфографических ошибок в тексте (более 10 на страницу).
Работа выполнена неаккуратно, с обилием помарок и исправлений. В работе один абзац и больше позаимствован из какого-либо источника без ссылки на него.
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- соответствие решения сформулированным в кейсе вопросам (адекватность проблеме и рынку);
- оригинальность подхода (новаторство, креативность);
- применимость решения на практике;
- глубина проработки проблемы (обоснованность решения, наличие альтернативных вариантов, прогнозирование возможных проблем, комплексность решения).
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Концепция игры
Роли:
Задания (вопросы, проблемные ситуации и др.)
Ожидаемый (е) результат(ы)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
качество усвоения информации;
выступление;
содержание вопроса;
качество ответов на вопросы;
значимость дополнений, возражений, предложений;
уровень делового сотрудничества;
соблюдение правил деловой игры;
соблюдение регламента;
активность;
правильное применение профессиональной лексики.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
для учета в рейтинге (оценка)
Индивидуальные творческие задания (проекты):
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- актуальность темы;
- соответствие содержания работы выбранной тематике;
- соответствие содержания и оформления работы установленным требованиям;
- обоснованность результатов и выводов, оригинальность идеи;
- новизна полученных данных;
- личный вклад обучающихся;
- возможности практического использования полученных данных.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
п/п