учреждение высшего образования
«Бурятская государственная сельскохозяйственная академия имени В.Р. Филиппова»
Технологический факультет
Разведение и кормление сельскохозяйственных животных
Направленность (профиль) Технология производства продуктов животноводства
в учебном плане
является дисциплиной обязательной для изучения
дисциплины кафедра
Семестр 2, 3
Зав. кафедрой Насатуев Б.Д.
п/п
на заседании кафедры
Заведующий кафедрой
Башкуева М.Р.
(представитель работодателя)
Задачи: понять, осмыслить и усвоить основные закономерности изменчивости, наследственности и наследования признаков при половом размножении, овладеть методами гибридологического и популяционного анализа, четко представлять и знать материальные основы наследственности, изучить вопросы иммуногенетики и белкового полиморфизма для установления генетических маркеров при диагностике продуктивности
УК-1: Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач;
ИД-1ОПК-2 Знать:
особенности влияния
на организм
животных природных,
социальнохозяйственных,
генетических и
экономических
факторов
ИД-2ОПК-2 Уметь:
учитывать влияние на
организм животных
природных,
социальнохозяйственных,
генетических и
экономических факторов при
осуществлении
профессиональной
деятельности
ИД-3ОПК-2 Владеть:
навыками оценки и
прогнозирования
влияния на организм
животных природных,
социальнохозяйственных,
генетических и
экономических
факторов при
осуществлении
профессиональной
деятельности
животных генетических факторов. Знать цитологические основы наследственности, закономерности
наследования при моногибридном и полигибридном скрещиваниях, сцепленное наследование,
генетику пола и генетику популяций:
не понимает
особенности
влияния на
организм
животных
природных,
социальнохозяйственн
ых,
генетически
х и
экономическ
их факторов
ОПК-2: Способен осуществлять профессиональную деятельность с учетом влияния на организм животных природных, социально-хозяйственных, генетических и экономических факторов;
ИД-1ОПК-2 Знать:
особенности влияния
на организм
животных природных,
социальнохозяйственных,
генетических и
экономических
факторов
ИД-2ОПК-2 Уметь:
учитывать влияние на
организм животных
природных,
социальнохозяйственных,
генетических и
экономических факторов при
осуществлении
профессиональной
деятельности
ИД-3ОПК-2 Владеть:
навыками оценки и
прогнозирования
влияния на организм
животных природных,
социальнохозяйственных,
генетических и
экономических
факторов при
осуществлении
профессиональной
деятельности
животных генетических факторов. Знать цитологические основы наследственности, закономерности
наследования при моногибридном и полигибридном скрещиваниях, сцепленное наследование,
генетику пола и генетику популяций:
и понимает
особенности
влияния на
организм
животных
природных,
социальнохозяйственн
ых,
генетически
х и
экономическ
их факторов
понимает
особенности
влияния на
организм
животных
природных,
социальнохозяйственн
ых,
генетически
х и
экономическ
их факторов
, однако
допускает
некоторые
неточности
мере знает
и понимает
особенности
влияния на
организм
животных
природных,
социальнохозяйственн
ых,
генетически
х и
экономическ
их факторов
животных генетических факторов, выполнять задания по использованию методов и теоретических
положений генетики для решения актуальных задач животноводства, самостоятельно планировать
выполнение заданий, определять необходимые методы и приемы работы и анализа и уметь
обобщать полученные результаты:
учитывать
влияние на
организм
животных
природных,
социальнохозяйственн
ых,
генетически
х и
экономическ
их факторов
при
осуществле
нии
профессион
альной
деятельност
и
учитывать
влияние на
организм
животных
природных,
социальнохозяйственны
х,
генетических
и
экономически
х факторов
при
осуществлен
ии
профессиона
льной
деятельности
, но не может
аргументиров
ано
обосновать
учитывать
влияние на
организм
животных
природных,
социальнохозяйственн
ых,
генетически
х и
экономическ
их факторов
при
осуществле
нии
профессион
альной
деятельност
и, но
допускает
ошибки
учитывать
влияние на
организм
животных
природных,
социальнохозяйственны
х,
генетических
и
экономически
х факторов
при
осуществлен
ии
профессиона
льной
деятельности
организм животных генетических факторов, методами генетического анализа: гибридологическим,
генеалогическим, цитогенетическим, популяционным, биометрическим, методами биохимической
генетики (иммуногенетики, генетического полиморфизма).:
навыками
оценки и
прогнозирова
ния влияния
на организм
животных
природных социальнохозяйственных,генетических
и
экономически
х факторов
при
осуществлен
ии
профессиона
льной
деятельности
некоторыми
навыками
оценки и
прогнозирова
ния влияния
на организм
животных природных,
социальнохозяйственны
х,
генетических
и
экономически
х факторов
при
осуществлен
ии
профессиона
льной
деятельности
навыками
оценки и
прогнозирова
ния влияния
на организм
животных
природных, социальнохозяйственны
х,
генетических
и
экономически
х факторов
при
осуществлен
ии
профессиона
льной
деятельности
, но допускает
ошибки
навыками
оценки и
прогнозирова
ния влияния
на организм
животных
природных, социальнохозяйственны
х,
генетических
и
экономически
х факторов
при
осуществлен
ии
профессиона
льной
деятельности
форма текущего контроля успеваемости)
работ
И. А. Калашников, В. А. Михайлова, Б. Д. Насатуев; Бурятская ГСХА им. В. Р. Филиппова. -
Улан-Удэ : ФГБОУ ВО БГСХА, 2017. - 110 с.
http://bgsha.ru/art.php?i=2395
Microsoft OfficeProPlus 2016 RUS OLP NL Acdmc. Договор № ПП-61/2015 г. О поставке программных продуктов от 9 декабря 2015 года
Microsoft Windows Vista Business Russian Upgrade Academic OPEN No Level Государственный контракт № 25 от 1 апреля 2008 года
http://www.garant.ru/
- использование специализированных (адаптированных) рабочих программ дисциплин (модулей) и методов обучения и воспитания, включая наличие альтернативной версии официального сайта организации в сети «Интернет» для слабовидящих;
- использование специальных учебников, учебных пособий и других учебно-методических материалов, включая альтернативные форматы печатных материалов (крупный шрифт или аудиофайлы);
- использование специальных технических средств обучения (мультимедийное оборудование, оргтехника и иные средства) коллективного и индивидуального пользования, включая установку
мониторов с возможностью трансляции субтитров, обеспечение надлежащими звуковыми
воспроизведениями информации;
- предоставление услуг ассистента (при необходимости), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь или услуги сурдопереводчиков / тифлосурдопереводчиков;
- проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий для разъяснения отдельных вопросов изучаемой дисциплины (модуля);
- проведение процедуры оценивания результатов обучения возможно с учетом особенностей нозологий (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, в форме тестирования и т.п.) при использовании доступной формы предоставления заданий оценочных средств и ответов на задания (в печатной форме увеличенным шрифтом, в форме аудиозаписи, в форме электронного документа, задания зачитываются ассистентом, задания предоставляются с использованием сурдоперевода) с
использованием дополнительного времени для подготовки ответа;
- обеспечение беспрепятственного доступа обучающимся в учебные помещения, туалетные и другие помещения организации, а также пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов и других приспособлений);
- обеспечение сочетания онлайн и офлайн технологий, а также индивидуальных и коллективных форм работы в учебном процессе, осуществляемом с использованием дистанционных образовательных технологий;
- и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение ОПОП ВО.
В целях реализации ОПОП ВО в академии оборудована безбарьерная среда, учитывающая потребности лиц с нарушением зрения, с нарушениями слуха, с нарушениями опорно-двигательного
аппарата. Территория соответствует условиям беспрепятственного, безопасного и удобного передвижения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Вход в учебный корпус
оборудован пандусами, стекла входных дверей обозначены специальными знаками для слабовидящих, используется система Брайля. Сотрудники охраны знают порядок действий при прибытии в академию лица с ограниченными возможностями. В академии создана толерантная социокультурная среда, осуществляется необходимое сопровождение образовательного процесса,
при необходимости предоставляется волонтерская помощь обучающимся инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья.
1. Предмет и методы генетики. (ОПК-2)
2. Понятие наследственность, наследование, наследуемость, генотипы, фенотипы, аллели,
3. Виды изменчивости и их значение для практики животноводства. (ОПК-2)
4. Роль ядра и других органелл клетки в явлениях наследственности. (ОПК-2)
5. Строение и химический состав хромосом. (ОПК-2)
6. Кариотип. Методы его изучения и практическое значение. (ОПК-2)
7. Генетическая сущность и значение митоза. (ОПК-2)
8. Мейоз, его генетическая сущность и биологическое значение. (ОПК-2)
9. Особенности гибридологического метода Г. Менделя. (ОПК-2)
10. Закон доминирования. (ОПК-2)
11. Формы взаимодействия аллельных генов. (ОПК-2)
12. Закон расщепления. (ОПК-2)
13. Закон чистоты гамет. (ОПК-2)
14. Закон независимого комбинирования. (ОПК-2)
15. Возможности использования законов Менделя в практике животноводства. (ОПК-2)
16. Особенности анализа полигибридного скрещивания. (ОПК-5)
17.Функция генов модификаторов. Пенентрантность и экспрессивность. (ОПК-2)
18. Объяснить на примере типы эпистатического взаимодействия. (ОПК-2)
19. Объяснить на примере типы комплементарного взаимодействия. (ОПК-2)
20. Особенности формирования и наследования количественных признаков. (ОПК-2)
21. Полимерное взаимодействие (на примере). (ОПК-2)
22. Хромосомные типы определения пола. (ОПК-2)
23. Наследование признаков, сцепленных с полом (на примере). (ОПК-2)
24. Кроссинговер как причина неполного сцепления. (ОПК-2)
25. Принципы составления генетических карт хромосом. (ОПК-5)
26. Основные положения хромосомной теории. (ОПК-2)
27. Состав, структура и функции нуклеиновых кислот. (ОПК-2)
28. Механизм репликации. (ОПК-5)
29. Механизм транскрипции. (ОПК-5)
30. Эволюция представления о строении и функции гена. (ОПК-2)
Перечень экзаменационных вопросов
1. Свойства генетического кода. (ОПК-2)
2. Трансляция как способ реализации наследственной информации. (ОПК-2)
3. Механизм и последствия генных мутаций. (ОПК-2)
4. Основные типы хромосомных мутаций. (ОПК-2)
5. Формы полиплоидии. (ОПК-2)
6. Классификация мутаций. (ОПК-2)
7. Основные направления применения биометрии в генетике и селекции животных. (ОПК-5)
8. Генеральная и выборочная совокупности. (ОПК-5)
9. Упорядочение данных в вариационный ряд. (ОПК-5)
10. Использование вариационного ряда для вычисления биометрических показателей. (ОПК5)
11. Средние величины и методы их вычисления. (ОПК-5)
12. Характеристика и вычисление показателей изменчивости. (ОПК-5)
13. Средняя ошибка средней арифметической. (ОПК-5)
14. Оценка достоверности разности между средними арифметическими. (ОПК-5)
15. Понятие о корреляции, направлении и величине связи между признаками. (ОПК-5)
16. Методы вычисления коэффициента корреляции. (ОПК-5)
17. Коэффициент регрессии и его оценка. (ОПК-5)
18. Метод “хи-квадрат”.(ОПК-5)
19. Цель и задачи дисперсионного анализа. (ОПК-5)
20. Статистический однофакторный комплекс и его обработка. (ОПК-5)
21. Вид и популяция как генетические системы. (ОПК-2)
22. Методы изучения структуры популяции. (ОПК-5)
23. Закон Харди-Вайнберга. Факторы, влияющие на структуру популяции. (ОПК-2)
24. Инбридинг и гетерозис в животноводстве. (ОПК-2)
25. Наследственные аномалии и методы их профилактики. (ОПК-2)
26. Иммуногенетика в практике животноводства. (ОПК-2)
27. Использование биотехнологии в животноводстве. (ОПК-2)
28. Клеточная, геномная и хромосомная инженерия. (ОПК-2)
29. Схема введения чужеродного гена в организм (ОПК-2)
30.Генетика и эволюционное учение. (ОПК-2)
Комплект ситуационных задач
Задача 1
1. Один фермер приобрел у другого фермера быка по кличке Король для своего стада чернопестрых голштинофризов и получил среди 26 телят 5 красно-пестрых. До этого красно-пестрых
денег, уплаченных за быка, тот частично признал свою ответственность, но заявил, что виновником
является не один лишь Король. В подтверждение своей правоты он посоветовал фермеру,
купившему быка, обратиться за консультацией к ветеринарному врачу. Как бы вы объяснили
фермеру, купившему быка, его ошибку?
2. Какие доказательства могли бы вы представить в подтверждение того, что Король не
является единственным виновником?
3. Если объяснение фермера продавшего быка правильно, то, сколько телят черно-пестрой
окраски и красно-пестрых телят ожидается получить среди 26?
4. Фермер, купивший быка, задает ветеринару вопрос: какова вероятность того, что любая из
черных телок, полученных от Короля, будет нести ген "в", обуславливающих красную масть? Что бы
вы ответили на этот вопрос?
5. Сколько черно-пестрых телят из 21 должны иметь теоретически генотип Вв и сколько
генотип ВВ?
Задача 2
1. У собак длинная шерсть определяется геном l, короткая – L, курчавая шерсть – R,
гладкая – r, черная масть – B, белая – b. Гены наследуются независимо.
2. Самка, имеющая курчавую длинную черную шерсть, многократно была спарена с
черным короткошерстным курчавым самцом.
3. В нескольких пометах этой пары родилось 16 курчавых короткошерстных черных
щенят, 15 курчавых длинношерстных черных, 5 гладких короткошерстных черных и 4 гладких
длинношерстных черных.
4. Сколько типов гамет может дать мать этого потомства? Сколько типов гамет может
дать отец?
5. Сколько щенков были гомозиготными по трем генам?
6. Сколько щенков были дигетерозиготными? Сколько щенков были
моногетерозиготными?
Задача 3
1. В опытах все потомство F1 от скрещивания кроликов рекс (короткошерстные) разного
происхождения имело нормальный волосяной покров. В F2 было получено 88 кроликов. Какие
фенотипы ожидалось получить в F2? Сколько кроликов должно быть получено в каждом из этих
фенотипических классов, если исходить из генетических предпосылок?
2. Сколько кроликов рекс из 88, полученных в F2, должны быть
гомозиготами по одному из генов рексоидности, но не по обоим
генам?
3. Допустим, что в результате несчастного случая погибли обе исходные линии рексов. Каким
образом можно получить животных исходного типа, используя особей F1, о которой говорилось в
предыдущей задаче, чтобы быть уверенными, что ни одна из этих восстановленных линий не несет
генов рексоидности, имеющихся у другой линии?
Задача 4
1. У кроликов ген рецессивной пятнистости "голландского" типа (d) сцеплен с рецессивным
геном, вызывающим длинный волосяной покров ангорского кролика (i). Величина кроссинговера
между "d" и "i" равна 14%.
2. Допустим, что гомозиготного по короткошерстности пятнистого кролика скрещивают с
ангорским кроликом дикого типа (непятнистым). Обозначьте генотип животных Р и F1 и определите, в
какой фазе - притяжения или отталкивания - находятся сцепленные гены.
3. Какие фенотипы должны быть получены, если провести возвратное скрещивание кроликов
F2 с голландскими ангорскими кроликами? Каково их соотношение среди 86 потомков от этого
скрещивания?
Задача 5
1. В помете из восьми щенят, среди которых было четыре самца, у одного щенка появились
признаки гемофилии. У скольких еще щенят можно ожидать появления в дальнейшем признаков
этого заболевания?
2. Сколько в этом помете щенят, о которых можно сразу сказать, что они не будут болеть
гемофилией? Почему?
3. Сколько щенят из этого помета, не страдающих гемофилией, по достижении зрелого
возраста будут, вероятно, передавать это заболевание своим потомкам?
4. Можно ли выявить подобных, носителей гемофилии? Всех? Частично?
5. Сколько не болевших гемофилией собак из данного помета не будут передавать это
заболевание потомкам?
Задача 6
У крупного рогатого скота породы шортгорн красная масть неполно доминирует над белой.
Гетерозиготные животные имеют чалую масть. В популяциях этой породы было зарегистрировано
3780 чалых, 4169 красных и 756 белых животных. Примем, что в данной популяции сохраняется
равновесие генотипов.
1. Рассчитайте структуру популяции.
2. Какова частота доминантного и рецессивного генов?
3. Как изменится структура популяции через 2 поколения при выбраковке (гибели) 40 %
4. Можно ли нивелировать действие доминантного гена и через сколько поколений?
5. Соответствует ли частота фенотипов формуле Харди-Вайнберга?
Задача 7
У человека отсутствие пигментации кожи, волос и радужной оболочки глаз (альбинизм)
обусловлено рецессивным аллелем. Нормальная пигментация - доминантным. В обследованной по
этому признаку популяции среди 20 000 людей обнаружено 412 альбиносов.
1. Рассчитайте структуру популяции.
2. Какова частота доминантного и рецессивного генов?
3. Как изменится структура популяции через два поколения при гибели 100 % особей с
рецессивным геном?
4. Можно ли нивелировать действие рецессивного гена и через сколько поколений?
5. Соответствует ли расщепление второму правилу Менделя?
Задача 8
У собак нормальная длина ног является рецессивной по отношению к коротконогости. В
популяции беспородных собак г. Владивостока было найдено 245 коротконогих животных и 24 - с
нормальными ногами.
1. Рассчитайте структуру популяции.
2. Какова частота доминантного и рецессивного генов?
3. Как изменится структура популяции через два поколения при
выбраковке (гибели) 30 % особей с доминантным геном?
4. Можно ли нивелировать действие доминантного гена и через сколько поколений?
5. Соответствует ли расщепление второму правилу Менделя?
1. История становления эволюционных представлений.
2. Ламаркизм.
3. Дарвинизм.
4. Современные теории эволюции.
5. Микроэволюция и видообразование.
6. Факторы эволюции.
7. Филогенез организмов.
8. Возникновение жизни на земле.
9. Макроэволюция.
10. Пути достижения биологического прогресса.
11. Основные закономерности биологической эволюции.
12. Видообразование и межвидовые отношения.
13. Генетика свиней.
14. Генетика лошадей.
15. Генетика сельскохозяйственной птицы.
16. Генетика овец.
17. Генетика крупного рогатого скота.
18. Генетика человека.
19. Биотехнология.
20. Генная инженерия.
Темы дискуссий
1. Закономерности наследования признаков
2. Генетика и селекционная практика
3. Генная инженерия
4. Генетика пола
5. Мутационная изменчивость
Темы деловых игр
1. Морфология хромосом и митоз
2. Генетика популяции
комплект вопросов для проведения устных опросов,
комплект тестовых заданий,
комплект ситуационных задач,
темы рефератов,
темы дискуссий,
темы деловых игр
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– правильность ответа по содержанию задания (учитывается количество и характер ошибок при ответе);
– полнота и глубина ответа (учитывается количество усвоенных фактов, понятий и т.п.);
– сознательность ответа (учитывается понимание излагаемого материала);
– логика изложения материала (учитывается умение строить целостный, последовательный рассказ, грамотно пользоваться специальной терминологией);
– использование дополнительного материала;
– рациональность использования времени, отведенного на задание (не одобряется затянутость выполнения задания, устного ответа во времени, с учетом индивидуальных особенностей обучающихся).
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- теоретический уровень знаний;
- качество ответов на вопросы;
- подкрепление материалов фактическими данными (статистические данные или др.);
- практическая ценность материала;
- способность делать выводы;
- способность отстаивать собственную точку зрения;
- способность ориентироваться в представленном материале;
- степень участия в общей дискуссии.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
(дискуссии, полемики, диспута, дебатов)
«отлично»
используется терминология; показано умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации; высказывать свою точку зрения.
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
– правильность формулировки и использования понятий и категорий;
– правильность выполнения заданий/ решения задач;
– аккуратность оформления работы и др.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
(обязательно для дисциплин, где по УП предусмотрена контрольная работа)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Примерные критерии оценивания:
– правильность выполнения задания на практическую/лабораторную работу в соответствии с вариантом;
– степень усвоения теоретического материала по теме практической /лабораторной работы;
– способность продемонстрировать преподавателю навыки работы в инструментальной программной среде, а также применить их к решению типовых задач, отличных от варианта задания;
– качество подготовки отчета по практической / лабораторной работе;
– правильность и полнота ответов на вопросы преподавателя при защите работы
и др.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания практических занятий (лабораторных работ):
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
В качестве критериев могут быть выбраны, например:
– соответствие срока сдачи работы установленному преподавателем;
– соответствие содержания и оформления работы предъявленным требованиям;
– способность выполнять вычисления;
– умение использовать полученные ранее знания и навыки для решения конкретных задач;
– умение отвечать на вопросы, делать выводы, пользоваться профессиональной и общей лексикой;
– обоснованность решения и соответствие методике (алгоритму) расчетов;
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
расчетно-графической работы, работы на тренажере
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Материалы тестовых заданий следует сгруппировать по темам/разделам изучаемой дисциплины (модуля) в следующем виде:
Тема (темы) / Раздел дисциплины (модуля)
Тестовые задания по данной теме (темам)/Разделу с указанием правильных ответов.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы
для учета в рейтинге (оценка)
Примерные критерии оценивания:
- отношение правильно выполненных заданий к общему их количеству
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Задачи реконструктивного уровня
Задачи творческого уровня
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота знаний теоретического контролируемого материала;
– полнота знаний практического контролируемого материала, демонстрация умений и навыков решения типовых задач, выполнения типовых заданий/упражнений/казусов;
– умение самостоятельно решать проблему/задачу на основе изученных методов, приемов, технологий;
– умение ясно, четко, логично и грамотно излагать собственные размышления, делать умозаключения и выводы;
– полнота и правильность выполнения задания.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
– степень владения понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины;
– знание фактического материала, отсутствие фактических ошибок;
– умение логически выстроить материал ответа;
– умение аргументировать предложенные подходы и решения, сделанные выводы;
– степень самостоятельности, грамотности, оригинальности в представлении материала (стилистические обороты,
(рефератов, докладов, сообщений)
для учета в рейтинге (оценка)
Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ четко структурирован и выстроен в заданной логике. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа укладывается в заданные рамки при сохранении смысла.
Продемонстрировано умение аргументировано излагать собственную точку зрения. Видно уверенное владение освоенным материалом, изложение сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.
Высокая степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала: стилистические обороты, манера изложения, словарный запас. Отсутствуют стилистические и орфографические ошибки в тексте.
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
– выполнение требований к оформлению работы.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся).
Примерная шкала оценивания письменных работ:
Продемонстрировано владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (уместность употребления, аббревиатуры, толкование и т.д.), отсутствуют ошибки в употреблении терминов.
Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ в достаточной степени структурирован и выстроен в заданной логике без нарушений общего смысла. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа незначительно превышает заданные рамки при сохранении смысла.
Продемонстрировано умение аргументированно излагать собственную точку зрения, но аргументация не всегда убедительна. Изложение лишь отчасти сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.
Достаточная степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала. Встречаются мелкие и не искажающие смысла ошибки в стилистике, стилистические штампы. Есть 1–2 орфографические ошибки.
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
Продемонстрировано достаточное владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины, есть ошибки в употреблении и трактовке терминов, расшифровке аббревиатур.
Ошибки в использовании категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ плохо структурирован, нарушена заданная логика. Части ответа логически разорваны, нет связок между ними. Ошибки в представлении логической структуры проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа в существенной степени (на 25–30%) отклоняется от заданных рамок.
Нет собственной точки зрения либо она слабо аргументирована. Примеры, приведенные в ответе в качестве практических иллюстраций, в малой степени соответствуют изложенным теоретическим аспектам.
Текст работы примерно наполовину представляет собой стандартные обороты и фразы из учебника/лекций. Обилие ошибок в стилистике, много стилистических штампов. Есть 3–5 орфографических ошибок.
Работа выполнена не очень аккуратно, встречаются помарки и исправления.
Продемонстрировано крайне слабое владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (неуместность употребления, неверные аббревиатуры, искаженное толкование и т.д.), присутствуют многочисленные ошибки в употреблении терминов.
Продемонстрировано крайне низкое (отрывочное) знание фактического материала, много фактических ошибок – практически все факты (данные) либо искажены, либо неверны.
Ответ представляет собой сплошной текст без структурирования, нарушена заданная логика. Части ответа не взаимосвязаны логически. Нарушена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа более
Отсутствует аргументация изложенной точки зрения, нет собственной позиции. Отсутствуют примеры из практики либо они неадекватны.
Текст ответа представляет полную кальку текста учебника/лекций. Стилистические ошибки приводят к существенному искажению смысла. Большое число орфографических ошибок в тексте (более 10 на страницу).
Работа выполнена неаккуратно, с обилием помарок и исправлений. В работе один абзац и больше позаимствован из какого-либо источника без ссылки на него.
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- соответствие решения сформулированным в кейсе вопросам (адекватность проблеме и рынку);
- оригинальность подхода (новаторство, креативность);
- применимость решения на практике;
- глубина проработки проблемы (обоснованность решения, наличие альтернативных вариантов, прогнозирование возможных проблем, комплексность решения).
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Концепция игры
Роли:
Задания (вопросы, проблемные ситуации и др.)
Ожидаемый (е) результат(ы)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
качество усвоения информации;
выступление;
содержание вопроса;
качество ответов на вопросы;
значимость дополнений, возражений, предложений;
уровень делового сотрудничества;
соблюдение правил деловой игры;
соблюдение регламента;
активность;
правильное применение профессиональной лексики.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
для учета в рейтинге (оценка)
Индивидуальные творческие задания (проекты):
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- актуальность темы;
- соответствие содержания работы выбранной тематике;
- соответствие содержания и оформления работы установленным требованиям;
- обоснованность результатов и выводов, оригинальность идеи;
- новизна полученных данных;
- личный вклад обучающихся;
- возможности практического использования полученных данных.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
п/п