2024-2025_b360302_o_1_TP_plx_Генетика и биометрия
 
Федеральное государственное бюджетное образовательное

учреждение высшего образования

«Бурятская государственная сельскохозяйственная академия имени В.Р. Филиппова»

Технологический Факультет
 
«УТВЕРЖДЕНО»
Декан

Технологический факультет

уч. ст., уч. зв.
 
Ачитуев В.А.
 
 
 
 
подпись
 
«
 
 
 
»
20
г.
 
«СОГЛАСОВАНО»
Заведующий выпускающей кафедрой

Разведение и кормление сельскохозяйственных животных

уч. ст., уч. зв.
Насатуев Б.Д.
 
 
 
подпись
 
«
»
20
г.
 
 
 
 
Рабочая программа 
Направление 36.03.02 Зоотехния

Направленность (профиль) Технология производства продуктов животноводства 

Дисциплины (модуля)
Б1.О.21 Генетика и биометрия
 
Разведение и кормление сельскохозяйственных животных
Квалификация
Бакалавр
Форма обучения
очная
Форма промежуточной аттестации
Зачет, Экзамен
Объём дисциплины в З.Е.
8
Продолжительность в часах/неделях
288/ 0  
Статус дисциплины

в учебном плане

относится к обязательной части блока 1 "Дисциплины" ОПОП

является дисциплиной обязательной для изучения

Обеспечивающая преподвание

дисциплины кафедра

 
Улан-Удэ, 20__г.
 
Распределение часов дисциплины
Курс 1, 2

Семестр 2, 3

Количество часов
Количество часов
Итого
Вид занятий
УП
УП
УП
Лекционные занятия
36
32
68
Лабораторные занятия
18
16
34
Практические занятия
36
32
68
Контактная работа
90
80
170
Сам. работа
54
28
82
Итого
288
 
Программу составил(и):
 
д.с.-х.н., профессор Калашников Иван Анисимович _________________
 
 
Генетика и биометрия
Программа дисциплины
 
b360302_o_1_TP.plx
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного Ученым советом вуза от  протокол №  .
 
Протокол от __ __________ 20__ г.  №  __  

Зав. кафедрой Насатуев Б.Д.

Разведение и кормление сельскохозяйственных животных
Программа одобрена на заседании кафедры
Председатель методической комиссии «Технологический факультет»
Рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании методической комиссии «Технологический факультет» от «__» _______________ 20__г., протокол №___
уч. ст., уч. зв.
 
 
подпись
 
И.О. Фамилия
 
подпись
 

п/п

Учебный год
Одобрено

на заседании кафедры

Утверждаю

Заведующий кафедрой

Башкуева М.Р.

протокол
Дата
Подпись
Дата
20__/20__ г.г.
№____
«__»__20__г.
«__»__20__г.
1
20__/20__ г.г.
№____
«__»__20__г.
«__»__20__г.
2
20__/20__ г.г.
№____
«__»__20__г.
«__»__20__г.
3
20__/20__ г.г.
№____
«__»__20__г.
«__»__20__г.
4
20__/20__ г.г.
№____
«__»__20__г.
«__»__20__г.
5
 
подпись
 
И.О. Фамилия
 
Внешний эксперт

(представитель работодателя)

 
 
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1
Цели: дать обучающимся теоретические и практические знания по общей генетике, цитогенетике, иммуногенетике, биометрии, популяционной генетике сельскохозяйственных животных

Задачи: понять, осмыслить и усвоить основные закономерности изменчивости, наследственности и наследования признаков при половом размножении, овладеть методами гибридологического и популяционного анализа, четко представлять и знать материальные основы наследственности, изучить вопросы иммуногенетики и белкового полиморфизма для установления генетических маркеров при диагностике продуктивности

 
ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ И МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Блок.Часть
Б1.О
УК-1: Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач
 
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
 
Основы частной зоотехнии 
1
1 семестр
 
Введение в профессию 
2
1 семестр
 
Дисциплины (модули) и практики, для которых освоение данной практики необходимо как предшествующее:
 
Производственная практика 
1
6 семестр
 
Научно-исследовательская работа (получение первичных навыков научно-исследовательской работы) 
2
4 семестр
 
Технологическая практика 
3
6 семестр
 
Научно-исследовательская работа 
4
8 семестр
 
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы 
5
8 семестр
 
Преддипломная практика 
6
8 семестр
 
Биотехника воспроизводства с основами акушерства 
7
7 семестр
 
Биохимические основы биотехнологии 
8
5 семестр
 
ОПИСАНИЕ ПОКАЗАТЕЛЕЙ, КРИТЕРИЕВ И ШКАЛ ОЦЕНИВАНИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ В РАМКАХ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
КОД И НАЗВАНИЕ КОМПЕТЕНЦИИ

УК-1: Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач;

ИД-1ОПК-2 Знать:

особенности влияния

на организм

животных природных,

социальнохозяйственных,

генетических и

экономических

факторов

ИД-2ОПК-2 Уметь:

учитывать влияние на

организм животных

природных,

социальнохозяйственных,

генетических и

экономических факторов при

осуществлении

профессиональной

деятельности

ИД-3ОПК-2 Владеть:

навыками оценки и

прогнозирования

влияния на организм

животных природных,

социальнохозяйственных,

генетических и

экономических

факторов при

осуществлении

профессиональной

деятельности

 
Знать и понимать  как осуществлять профессиональную деятельность с учетом влияния на организм

животных генетических факторов. Знать цитологические основы наследственности, закономерности

наследования при моногибридном и полигибридном скрещиваниях, сцепленное наследование,

генетику пола и генетику популяций:

 
Не знает и

не понимает

особенности

влияния на

организм

животных

природных,

социальнохозяйственн

ых,

генетически

х и

экономическ

их факторов

Уровень 1 
 
 
 
Уровни сформированности компетенций
Оценка «хорошо» - уровень 3
Оценка «отлично» - уровень 4
Оценка «неудовлетворительно» - уровень 1
Оценка «удовлетворительно» - уровень 2
Оценки формирования компентенций
средний
высокий
компетенция не сформирована
минимальный
Характеристика сформированности компетенции
Сформированность компетенции в целом соответствует требованиям. Имеющихся знаний, умений, навыков и мотивации в целом достаточно для решения стандартных практических (профессиональных) задач
Сформированность компетенции полностью соответствует требованиям. Имеющихся знаний, умений, навыков и мотивации в полной мере достаточно для решения сложных практических (профессиональных) задач
Компетенция в полной мере не сформирована. Имеющихся знаний, умений и навыков недостаточно для решения практических (профессиональных) задач
Сформированность компетенции соответствует минимальным требованиям. Имеющихся знаний, умений, навыков в целом достаточно для решения практических (профессиональных) задач
 
КОД И НАЗВАНИЕ КОМПЕТЕНЦИИ

ОПК-2: Способен осуществлять профессиональную деятельность с учетом влияния на организм животных природных, социально-хозяйственных, генетических и экономических факторов;

ИД-1ОПК-2 Знать:

особенности влияния

на организм

животных природных,

социальнохозяйственных,

генетических и

экономических

факторов

ИД-2ОПК-2 Уметь:

учитывать влияние на

организм животных

природных,

социальнохозяйственных,

генетических и

экономических факторов при

осуществлении

профессиональной

деятельности

ИД-3ОПК-2 Владеть:

навыками оценки и

прогнозирования

влияния на организм

животных природных,

социальнохозяйственных,

генетических и

экономических

факторов при

осуществлении

профессиональной

деятельности

 
Знать и понимать  как осуществлять профессиональную деятельность с учетом влияния на организм

животных генетических факторов. Знать цитологические основы наследственности, закономерности

наследования при моногибридном и полигибридном скрещиваниях, сцепленное наследование,

генетику пола и генетику популяций:

 
ИД-1ОПК2 Не знает и не понимает особенности влияния на организм животных природных, социальнохозяйственных, генетических и экономических факторов
Уровень 1 
 
ИД-1ОПК2 плохо знает

и понимает

особенности

влияния на

организм

животных

природных,

социальнохозяйственн

ых,

генетически

х и

экономическ

их факторов

Уровень 2 
 
ИД-1ОПК2 знает и

понимает

особенности

влияния на

организм

животных

природных,

социальнохозяйственн

ых,

генетически

х и

экономическ

их факторов

, однако

допускает

некоторые

неточности

Уровень 3 
 
ИД-1ОПК2 в полной

мере знает

и понимает

особенности

влияния на

организм

животных

природных,

социальнохозяйственн

ых,

генетически

х и

экономическ

их факторов

Уровень 4 
 
 
Уметь делать (действовать)  осуществлять профессиональную деятельность с учетом влияния на организм

животных генетических факторов, выполнять задания по использованию методов и теоретических

положений генетики для решения актуальных задач животноводства, самостоятельно планировать

выполнение заданий, определять необходимые методы и приемы работы и анализа и уметь

обобщать полученные результаты:

 
ИД-2ОПК2 не умеет

учитывать

влияние на

организм

животных

природных,

социальнохозяйственн

ых,

генетически

х и

экономическ

их факторов

при

осуществле

нии

профессион

альной

деятельност

и

Уровень 1 
 
ИД-2ОПК2 умеет

учитывать

влияние на

организм

животных

природных,

социальнохозяйственны

х,

генетических

и

экономически

х факторов

при

осуществлен

ии

профессиона

льной

деятельности

, но не может

аргументиров

ано

обосновать

Уровень 2 
 
ИД-2ОПК2 умеет

учитывать

влияние на

организм

животных

природных,

социальнохозяйственн

ых,

генетически

х и

экономическ

их факторов

при

осуществле

нии

профессион

альной

деятельност

и, но

допускает

ошибки

Уровень 3 
 
ИД-2ОПК2 умеет

учитывать

влияние на

организм

животных

природных,

социальнохозяйственны

х,

генетических

и

экономически

х факторов

при

осуществлен

ии

профессиона

льной

деятельности

Уровень 4 
 
 
Владеть навыками (иметь навыки)  навыками осуществления профессиональной деятельности с учетом влияния на

организм животных генетических факторов, методами генетического анализа: гибридологическим,

генеалогическим, цитогенетическим, популяционным, биометрическим, методами биохимической

генетики (иммуногенетики, генетического полиморфизма).:

 
ИД-3ОПК2 не владеет

навыками

оценки и

прогнозирова

ния влияния

на организм

животных

природных социальнохозяйственных,генетических

и

экономически

х факторов

при

осуществлен

ии

профессиона

льной

деятельности

Уровень 1 
 
ИД-3ОПК2 владеет

некоторыми

навыками

оценки и

прогнозирова

ния влияния

на организм

животных природных,

социальнохозяйственны

х,

генетических

и

экономически

х факторов

при

осуществлен

ии

профессиона

льной

деятельности

Уровень 2 
 
ИД-3ОПК2 владеет

навыками

оценки и

прогнозирова

ния влияния

на организм

животных

природных, социальнохозяйственны

х,

генетических

и

экономически

х факторов

при

осуществлен

ии

профессиона

льной

деятельности

, но допускает

ошибки

Уровень 3 
 
ИД-3ОПК2 владеет

навыками

оценки и

прогнозирова

ния влияния

на организм

животных

природных,  социальнохозяйственны

х,

генетических

и

экономически

х факторов

при

осуществлен

ии

профессиона

льной

деятельности

Уровень 4 
 
 
 
Уровни сформированности компетенций
Оценка «хорошо» - уровень 3
Оценка «отлично» - уровень 4
Оценка «неудовлетворительно» - уровень 1
Оценка «удовлетворительно» - уровень 2
Оценки формирования компентенций
средний
высокий
компетенция не сформирована
минимальный
Характеристика сформированности компетенции
Сформированность компетенции в целом соответствует требованиям. Имеющихся знаний, умений, навыков и мотивации в целом достаточно для решения стандартных практических (профессиональных) задач
Сформированность компетенции полностью соответствует требованиям. Имеющихся знаний, умений, навыков и мотивации в полной мере достаточно для решения сложных практических (профессиональных) задач
Компетенция в полной мере не сформирована. Имеющихся знаний, умений и навыков недостаточно для решения практических (профессиональных) задач
Сформированность компетенции соответствует минимальным требованиям. Имеющихся знаний, умений, навыков в целом достаточно для решения практических (профессиональных) задач
 
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Код занятия
Наименование разделов (этапов) и тем
Семестр
Часов
Компетенции
Интеракт.
Примечание (используемые интерактивные формы,

форма текущего контроля успеваемости)

Вид

работ

 
Раздел 1. Биометрия
 
1.1
Предмет и основные понятия биометрии
22
2
УК-1,ОПК-2
Лек
 
1.2
Определение минимального объёма выборки и расчет основных параметров в малой совокупности
22
2
2
лекция-визуализация
Лек
 
1.3
Расчет основных параметров в большой совокупности
22
4
Лек
 
1.4
Структура разнообразия и его оценка
22
2
Лек
 
1.5
Корреляция
22
4
Лек
 
1.6
Регрессия
22
2
Лек
 
1.7
Достоверность разнообразия выборочных средних 
22
4
Лек
 
1.8
Основы дисперсионного анализа
22
4
Лек
 
1.9
Количественная оценка комбинационной способности и прогнозирование  эффекта гетерозиса
22
4
Лек
 
1.10
Использование метода Х2 для анализа генетических экспериментов
22
4
Лек
 
1.11
Обработка зоотехнических параметров с помощью компьютерных программ
22
4
Лек
 
Номер аудитории
Назначение
Оборудование и ПО
Адрес
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ)
 
257
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ)/Специализированная аудитория по разведению животных и племенному делу (257)
24 посадочных мест, рабочее место преподавателя оснащенные учебной мебелью: Интерактивная панель [LMP8602MLRU] Lumien, ноутбук с возможностью подключения к сети Интернет и доступом в ЭИОС. 2 сборных электрифицированных стенда "Техники генной инженерии в растениеводстве и животноводстве" и "Клонирование растений и животных" Список ПО: Антивирус Kaspersky; система Антиплагиат; Microsoft Office ProPlus 2016; Microsoft OfficeStd 2016; Microsoft Windows Vista Business Russian Upgrade Academic; Microsoft Office Professional Plus 2007.
670024, Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, ул. Пушкина, д.№8 , Учебный корпус
 
252
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации/Специализированная аудитория кормления животных и определения качества кормов (252)
30 посадочных мест, рабочее место преподавателя оснащенные учебной мебелью: Интерактивная панель [LMP8602MLRU] Lumien, ноутбук с возможностью подключения к сети Интернет и доступом в ЭИОС, 3 стенда, образцы натуральных кормов. Список ПО: Kaspersky Endpoint Security для бизнеса, Microsoft Windows Vista Business Russian Upgrade Academic OPEN No 
670024, Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, ул. Пушкина, д.№8 , Учебный корпус
 
Level , Microsoft OfficeProPlus 2016 RUS OLP NL Acdmc. Microsoft Office Professional Plus 2007 Russian Academic OLP NL AE, Оборудование: вытяжной шкаф - 2 шт, оборудование для измельчения кормов, холодильник, весы МК-32-2-А21, Сушильные шкафы Yamato DKN312C.
 
ПЕРЕЧЕНЬ РЕСУРСОВ ИНФОРМАЦИОННО-ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННОЙ СЕТИ ИНТЕРНЕТ И ЛОКАЛЬНЫХ СЕТЕЙ АКАДЕМИИ, НЕОБХОДИММЫХ ДЛЯ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Наименование 
Доступ
1. Удаленные электронные сетевые учебные ресурсы временного доступа, сформированные на основании прямых договоров с правообладателями (электронно-библиотечные системы - ЭБС)
1

2
3. Электронные учебные и учебно-методические ресурсы, подготовленные в академии:
Электронно-библиотечная система Издательства «Znanium»
http://znanium.ru/
Электронно-библиотечная система Издательства «Лань»
http://e.lanbook.com/
Электронно-библиотечная система Издательства «Юрайт»
http://urait.ru/
Учебное пособие по изучению дисциплины "Генетика и биометрия" и самостоятельной работе /

И. А. Калашников, В. А. Михайлова, Б. Д. Насатуев; Бурятская ГСХА им. В. Р. Филиппова. -

Улан-Удэ : ФГБОУ ВО БГСХА, 2017. - 110 с.

http://bgsha.ru/art.php?i=2395

2. Электронные сетевые ресурсы открытого доступа (профессиональные базы данных, массовые открытые онлайн-курсы и пр.):

1

2
Платформа «Открытое образование» (онлайн-курсы по базовым дисциплинам, изучаемым в российских университетах)
https://openedu.ru/course/
Профессиональные базы данных
http://e.lanbook.com/
 
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ВКЛЮЧАЯ ПЕРЕЧЕНЬ ПРОГРАММНОГО ОБСПЕЧЕНИЯ И ИНФОРМАЦИОННЫХ СПРАВОЧНЫХ СИСТЕМ
1. Программные продукты, необходимые для освоения учебной дисциплины
Наименование программного продукты (ПП)
Виды учебных занятий и работ, в которых используется данный продукт
Microsoft OfficeStd 2016 RUS OLP NL Acdmc. Договор № ПП-61/2015 г. О поставке программных продуктов от 9 декабря 2015 года

Microsoft OfficeProPlus 2016 RUS OLP NL Acdmc. Договор № ПП-61/2015 г. О поставке программных продуктов от 9 декабря 2015 года

Microsoft Windows Vista Business Russian Upgrade Academic OPEN No Level Государственный контракт № 25 от 1 апреля 2008 года

Занятия семинарского типа, самостоятельная работа 
 
2. Информационные справочные системы, необходимые для реализации учебного процесса
Информационно-правовой портал «Гарант»
в локальной сети академии

http://www.garant.ru/

Справочно-поисковая система «Консультант Плюс»
http://www.consultant.ru/
 
3. Специализированные помещения и оборудование, используемые в рамках информатизации учебного процесса
 
Наименование ЭИОС и доступ
Виды учебных занятий и работ, в которых используется данная система
Доступ
1

2
3
Официальный сайт академии
http://bgsha.ru/
Занятия лекционного типа, семинарского типа, самостоятельная работа
Личный кабинет
http://lk.bgsha.ru/
Занятия лекционного типа, семинарского типа, самостоятельная работа
АС Деканат
в локальной сети академии
-
Корпоративный портал академии
http:/portal.bgsha.ru/
Занятия лекционного типа, семинарского типа, самостоятельная работа
ИС «Планы»
в локальной сети академии
-
Портфолио обучающегося
http://lk.bgsha.ru/
Самостоятельная работа
Сайт научной библиотеки
http:/elib.bgsha.ru/
Занятия лекционного типа, семинарского типа, самостоятельная работа
Электронная библиотека БГСХА
http:/elib.bgsha.ru/
Занятия лекционного типа, семинарского типа, самостоятельная работа
4. Информационно-образовательные системы (ЭИОС)
 
КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЯ)
ФИО преподавателя
Ученая степень, ученое звание
Уровень образования. Специальность и квалификация в соответствии с дипломом. Профессиальная переподготовка
1
2
3
 
Калашников Иван Анисимович
профессор
д.с.-х.н.профессор
 
ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ) ДЛЯ ИНВАЛИДОВ И ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИМ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Организационно-педагогическое, психолого-педагогическое сопровождение обучающихся инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья осуществляется на основании соответствующей рекомендации в заключении психолого-медико-педагогической комиссии или индивидуальной программе реабилитации инвалида. Академия, по заявлению обучающегося, создает специальные условия для получения высшего образования инвалидами и лицам с ограниченными возможностями здоровья:

- использование специализированных (адаптированных) рабочих программ дисциплин (модулей) и методов обучения и воспитания, включая наличие альтернативной версии официального сайта организации в сети «Интернет» для слабовидящих;

- использование специальных учебников, учебных пособий и других учебно-методических материалов, включая альтернативные форматы печатных материалов (крупный шрифт или аудиофайлы);

- использование специальных технических средств обучения (мультимедийное оборудование, оргтехника и иные средства) коллективного и индивидуального пользования, включая установку

мониторов с возможностью трансляции субтитров, обеспечение надлежащими звуковыми

воспроизведениями информации;

- предоставление услуг ассистента (при необходимости), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь или услуги сурдопереводчиков / тифлосурдопереводчиков;

- проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий для разъяснения отдельных вопросов изучаемой дисциплины (модуля);

- проведение процедуры оценивания результатов обучения возможно с учетом особенностей нозологий (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, в форме тестирования и т.п.) при использовании доступной формы предоставления заданий оценочных средств и ответов на задания (в печатной форме увеличенным шрифтом, в форме аудиозаписи, в форме электронного документа, задания зачитываются ассистентом, задания предоставляются с использованием сурдоперевода) с

использованием дополнительного времени для подготовки ответа;

- обеспечение беспрепятственного доступа обучающимся в учебные помещения, туалетные и другие помещения организации, а также пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов и других приспособлений);

- обеспечение сочетания онлайн и офлайн технологий, а также индивидуальных и коллективных форм работы в учебном процессе, осуществляемом с использованием дистанционных образовательных технологий;

- и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение ОПОП ВО.

В целях реализации ОПОП ВО в академии оборудована безбарьерная среда, учитывающая потребности лиц с нарушением зрения, с нарушениями слуха, с нарушениями опорно-двигательного

аппарата. Территория соответствует условиям беспрепятственного, безопасного и удобного передвижения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Вход в учебный корпус

оборудован пандусами, стекла входных дверей обозначены специальными знаками для слабовидящих, используется система Брайля. Сотрудники охраны знают порядок действий при прибытии в академию лица с ограниченными возможностями. В академии создана толерантная социокультурная среда, осуществляется необходимое сопровождение образовательного процесса,

при необходимости предоставляется волонтерская помощь обучающимся инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья.

 
ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
Перечень вопросов к зачету

1. Предмет и методы генетики. (ОПК-2)

2. Понятие наследственность, наследование, наследуемость, генотипы, фенотипы, аллели,

Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины (модуля)
 
локус. (ОПК-2)

3. Виды изменчивости и их значение для практики животноводства. (ОПК-2)

4. Роль ядра и других органелл клетки в явлениях наследственности. (ОПК-2)

5. Строение и химический состав хромосом. (ОПК-2)

6. Кариотип. Методы его изучения и практическое значение. (ОПК-2)

7. Генетическая сущность и значение митоза. (ОПК-2)

8. Мейоз, его генетическая сущность и биологическое значение. (ОПК-2)

9. Особенности гибридологического метода Г. Менделя. (ОПК-2)

10. Закон доминирования. (ОПК-2)

11. Формы взаимодействия аллельных генов. (ОПК-2)

12. Закон расщепления. (ОПК-2)

13. Закон чистоты гамет. (ОПК-2)

14. Закон независимого комбинирования. (ОПК-2)

15. Возможности использования законов Менделя в практике животноводства. (ОПК-2)

16. Особенности анализа полигибридного скрещивания. (ОПК-5)

17.Функция генов модификаторов. Пенентрантность и экспрессивность. (ОПК-2)

18. Объяснить на примере типы эпистатического взаимодействия. (ОПК-2)

19. Объяснить на примере типы комплементарного взаимодействия. (ОПК-2)

20. Особенности формирования и наследования количественных признаков. (ОПК-2)

21. Полимерное взаимодействие (на примере). (ОПК-2)

22. Хромосомные типы определения пола. (ОПК-2)

23. Наследование признаков, сцепленных с полом (на примере). (ОПК-2)

24. Кроссинговер как причина неполного сцепления. (ОПК-2)

25. Принципы составления генетических карт хромосом. (ОПК-5)

26. Основные положения хромосомной теории. (ОПК-2)

27. Состав, структура и функции нуклеиновых кислот. (ОПК-2)

28. Механизм репликации. (ОПК-5)

29. Механизм транскрипции. (ОПК-5)

30. Эволюция представления о строении и функции гена. (ОПК-2)

Перечень экзаменационных вопросов

1. Свойства генетического кода. (ОПК-2)

2. Трансляция как способ реализации наследственной информации. (ОПК-2)

3. Механизм и последствия генных мутаций. (ОПК-2)

4. Основные типы хромосомных мутаций. (ОПК-2)

5. Формы полиплоидии. (ОПК-2)

6. Классификация мутаций. (ОПК-2)

7. Основные направления применения биометрии в генетике и селекции животных. (ОПК-5)

8. Генеральная и выборочная совокупности. (ОПК-5)

9. Упорядочение данных в вариационный ряд. (ОПК-5)

10. Использование вариационного ряда для вычисления биометрических показателей. (ОПК5)

11. Средние величины и методы их вычисления. (ОПК-5)

12. Характеристика и вычисление показателей изменчивости. (ОПК-5)

13. Средняя ошибка средней арифметической. (ОПК-5)

14. Оценка достоверности разности между средними арифметическими. (ОПК-5)

15. Понятие о корреляции, направлении и величине связи между признаками. (ОПК-5)

16. Методы вычисления коэффициента корреляции. (ОПК-5)

17. Коэффициент регрессии и его оценка. (ОПК-5)

18. Метод “хи-квадрат”.(ОПК-5)

19. Цель и задачи дисперсионного анализа. (ОПК-5)

20. Статистический однофакторный комплекс и его обработка. (ОПК-5)

21. Вид и популяция как генетические системы. (ОПК-2)

22. Методы изучения структуры популяции. (ОПК-5)

23. Закон Харди-Вайнберга. Факторы, влияющие на структуру популяции. (ОПК-2)

24. Инбридинг и гетерозис в животноводстве. (ОПК-2)

25. Наследственные аномалии и методы их профилактики. (ОПК-2)

26. Иммуногенетика в практике животноводства. (ОПК-2)

27. Использование биотехнологии в животноводстве. (ОПК-2)

28. Клеточная, геномная и хромосомная инженерия. (ОПК-2)

29. Схема введения чужеродного гена в организм (ОПК-2)

30.Генетика и эволюционное учение. (ОПК-2)

Комплект ситуационных задач

Задача 1

1. Один фермер приобрел у другого фермера быка по кличке Король для своего стада чернопестрых голштинофризов и получил среди 26 телят 5 красно-пестрых. До этого красно-пестрых

 
животных в его стаде не было. Когда он потребовал от фермера, продавшего ему быка, возвращения

денег, уплаченных за быка, тот частично признал свою ответственность, но заявил, что виновником

является не один лишь Король. В подтверждение своей правоты он посоветовал фермеру,

купившему быка, обратиться за консультацией к ветеринарному врачу. Как бы вы объяснили

фермеру, купившему быка, его ошибку?

2. Какие доказательства могли бы вы представить в подтверждение того, что Король не

является единственным виновником?

3. Если объяснение фермера продавшего быка правильно, то, сколько телят черно-пестрой

окраски и красно-пестрых телят ожидается получить среди 26?

4. Фермер, купивший быка, задает ветеринару вопрос: какова вероятность того, что любая из

черных телок, полученных от Короля, будет нести ген "в", обуславливающих красную масть? Что бы

вы ответили на этот вопрос?

5. Сколько черно-пестрых телят из 21 должны иметь теоретически генотип Вв и сколько

генотип ВВ?

Задача 2

1. У собак длинная шерсть определяется геном l, короткая – L, курчавая шерсть – R,

гладкая – r, черная масть – B, белая – b. Гены наследуются независимо.

2. Самка, имеющая курчавую длинную черную шерсть, многократно была спарена с

черным короткошерстным курчавым самцом.

3. В нескольких пометах этой пары родилось 16 курчавых короткошерстных черных

щенят, 15 курчавых длинношерстных черных, 5 гладких короткошерстных черных и 4 гладких

длинношерстных черных.

4. Сколько типов гамет может дать мать этого потомства? Сколько типов гамет может

дать отец?

5. Сколько щенков были гомозиготными по трем генам?

6. Сколько щенков были дигетерозиготными? Сколько щенков были

моногетерозиготными?

Задача 3

1. В опытах все потомство F1 от скрещивания кроликов рекс (короткошерстные) разного

происхождения имело нормальный волосяной покров. В F2 было получено 88 кроликов. Какие

фенотипы ожидалось получить в F2? Сколько кроликов должно быть получено в каждом из этих

фенотипических классов, если исходить из генетических предпосылок?

2. Сколько кроликов рекс из 88, полученных в F2, должны быть

гомозиготами по одному из генов рексоидности, но не по обоим

генам?

3. Допустим, что в результате несчастного случая погибли обе исходные линии рексов. Каким

образом можно получить животных исходного типа, используя особей F1, о которой говорилось в

предыдущей задаче, чтобы быть уверенными, что ни одна из этих восстановленных линий не несет

генов рексоидности, имеющихся у другой линии?

Задача 4

1. У кроликов ген рецессивной пятнистости "голландского" типа (d) сцеплен с рецессивным

геном, вызывающим длинный волосяной покров ангорского кролика (i). Величина кроссинговера

между "d" и "i" равна 14%.

2. Допустим, что гомозиготного по короткошерстности пятнистого кролика скрещивают с

ангорским кроликом дикого типа (непятнистым). Обозначьте генотип животных Р и F1 и определите, в

какой фазе - притяжения или отталкивания - находятся сцепленные гены.

3. Какие фенотипы должны быть получены, если провести возвратное скрещивание кроликов

F2 с голландскими ангорскими кроликами? Каково их соотношение среди 86 потомков от этого

скрещивания?

Задача 5

1. В помете из восьми щенят, среди которых было четыре самца, у одного щенка появились

признаки гемофилии. У скольких еще щенят можно ожидать появления в дальнейшем признаков

этого заболевания?

2. Сколько в этом помете щенят, о которых можно сразу сказать, что они не будут болеть

гемофилией? Почему?

3. Сколько щенят из этого помета, не страдающих гемофилией, по достижении зрелого

возраста будут, вероятно, передавать это заболевание своим потомкам?

4. Можно ли выявить подобных, носителей гемофилии? Всех? Частично?

5. Сколько не болевших гемофилией собак из данного помета не будут передавать это

заболевание потомкам?

Задача 6

У крупного рогатого скота породы шортгорн красная масть неполно доминирует над белой.

Гетерозиготные животные имеют чалую масть. В популяциях этой породы было зарегистрировано

3780 чалых, 4169 красных и 756 белых животных. Примем, что в данной популяции сохраняется

равновесие генотипов.

1. Рассчитайте структуру популяции.

2. Какова частота доминантного и рецессивного генов?

3. Как изменится структура популяции через 2 поколения при выбраковке (гибели) 40 %

 
особей с доминантным геном?

4. Можно ли нивелировать действие доминантного гена и через сколько поколений?

5. Соответствует ли частота фенотипов формуле Харди-Вайнберга?

Задача 7

У человека отсутствие пигментации кожи, волос и радужной оболочки глаз (альбинизм)

обусловлено рецессивным аллелем. Нормальная пигментация - доминантным. В обследованной по

этому признаку популяции среди 20 000 людей обнаружено 412 альбиносов.

1. Рассчитайте структуру популяции.

2. Какова частота доминантного и рецессивного генов?

3. Как изменится структура популяции через два поколения при гибели 100 % особей с

рецессивным геном?

4. Можно ли нивелировать действие рецессивного гена и через сколько поколений?

5. Соответствует ли расщепление второму правилу Менделя?

Задача 8

У собак нормальная длина ног является рецессивной по отношению к коротконогости. В

популяции беспородных собак г. Владивостока было найдено 245 коротконогих животных и 24 - с

нормальными ногами.

1. Рассчитайте структуру популяции.

2. Какова частота доминантного и рецессивного генов?

3. Как изменится структура популяции через два поколения при

выбраковке (гибели) 30 % особей с доминантным геном?

4. Можно ли нивелировать действие доминантного гена и через сколько поколений?

5. Соответствует ли расщепление второму правилу Менделя?

 
Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Темы рефератов

1. История становления эволюционных представлений.

2. Ламаркизм.

3. Дарвинизм.

4. Современные теории эволюции.

5. Микроэволюция и видообразование.

6. Факторы эволюции.

7. Филогенез организмов.

8. Возникновение жизни на земле.

9. Макроэволюция.

10. Пути достижения биологического прогресса.

11. Основные закономерности биологической эволюции.

12. Видообразование и межвидовые отношения.

13. Генетика свиней.

14. Генетика лошадей.

15. Генетика сельскохозяйственной птицы.

16. Генетика овец.

17. Генетика крупного рогатого скота.

18. Генетика человека.

19. Биотехнология.

20. Генная инженерия.

Темы дискуссий

1. Закономерности наследования признаков

2. Генетика и селекционная практика

3. Генная инженерия

4. Генетика пола

5. Мутационная изменчивость

Темы деловых игр

1. Морфология хромосом и митоз

2. Генетика популяции

 
Перечень экзаменационных вопросов,

комплект вопросов для проведения устных опросов,

комплект тестовых заданий,

комплект ситуационных задач,

темы  рефератов,

темы дискуссий,

темы деловых игр

Перечень видов оценочных средств
 
Критерии оценивания контрольной работы текущего контроля успеваемости обучающихся (рекомендуемое)

Комплект контрольных вопросов для проведения устных опросов

Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерные критерии оценивания:

– правильность ответа по содержанию задания (учитывается количество и характер ошибок при ответе);

– полнота и глубина ответа (учитывается количество усвоенных фактов, понятий и т.п.);

– сознательность ответа (учитывается понимание излагаемого материала);

– логика изложения материала (учитывается умение строить целостный, последовательный рассказ, грамотно пользоваться специальной терминологией);

– использование дополнительного материала;

– рациональность использования времени, отведенного на задание (не одобряется затянутость выполнения задания, устного ответа во времени, с учетом индивидуальных особенностей обучающихся).

Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерная шкала оценивания:

Баллы

для учета в рейтинге (оценка)

Степень удовлетворения критериям
86-100 баллов

«отлично»

Обучающийся полно и аргументировано отвечает по содержанию вопроса (задания); обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные; излагает материал последовательно и правильно.
71-85  баллов

«хорошо»

Обучающийся достаточно полно и аргументировано отвечает по содержанию вопроса (задания); обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные; излагает материал последовательно. Допускает 1-2 ошибки, исправленные с помощью наводящих вопросов.
56-70  баллов

«удовлетво-рительно»

Обучающийся обнаруживает знание и понимание основных положений данного задания, но излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил; не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры; излагает материал непоследовательно и допускает ошибки.
0-55  баллов

«неудовлетворительно»

Обучающийся обнаруживает незнание ответа на соответствующее задание (вопрос), допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Отмечаются такие недостатки в подготовке обучающегося, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.
 
Баллы

для учета в рейтинге (оценка)

Степень удовлетворения критериям
Перечень дискуссионных тем

Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерные критерии оценивания:

- теоретический уровень знаний;

- качество ответов на вопросы;

- подкрепление материалов фактическими данными (статистические данные или др.);

- практическая ценность материала;

- способность делать выводы;

- способность отстаивать собственную точку зрения;

- способность ориентироваться в представленном материале;

- степень участия в общей дискуссии.

Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерная шкала оценивания:

Критерии оценивания контрольной работы дискуссионных тем и вопросов для круглого стола

(дискуссии, полемики, диспута, дебатов)  

86-100 баллов

«отлично»

Обучающийся свободно владеет учебным материалом; проявляет навыки анализа, обобщения, критического осмысления, публичной речи, аргументации, ведения дискуссии и полемики, критического восприятия информации; материал изложен грамотно, в определенной логической последовательности, точно

используется терминология; показано умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации; высказывать свою точку зрения.

 
71-85 баллов

«хорошо»

Ответ удовлетворяет в основном требованиям на оценку «отлично», но при этом имеет один из недостатков: в усвоении учебного материала допущены небольшие пробелы, не исказившие содержание ответа; допущены один – два недочета в формировании навыков публичной речи, аргументации, ведения дискуссии и полемики, критического восприятия информации.
56-70 баллов

«удовлетво-рительно»

Неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения материала; имелись затруднения или допущены ошибки в определении понятий, использовании терминологии, исправленные после нескольких наводящих вопросов. Обучающийся не может применить теорию в новой ситуации.
0-55  баллов

«неудовлетворительно»

Не раскрыто основное содержание учебного материала; обнаружено незнание или непонимание большей или наиболее важной части учебного материала; допущены ошибки в определении понятий, при использовании терминологии, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов; не сформированы умения и навыки публичной речи, аргументации, ведения дискуссии и полемики, критического восприятия информации.
 
Баллы

для учета в рейтинге (оценка)

Степень удовлетворения критериям
Перечень заданий для контрольной работы

Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерные критерии оценивания:

– полнота раскрытия темы;

– правильность формулировки и использования понятий и категорий;

– правильность выполнения заданий/ решения задач;

– аккуратность оформления работы и др.

Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерная шкала оценивания:

Критерии оценивания контрольной работы для контрольной работы

(обязательно для дисциплин, где по УП предусмотрена контрольная работа)

86-100 баллов

«отлично»

Полное раскрытие темы, указание точных названий и определений, правильная формулировка понятий и категорий, приведены все необходимые формулы, соответствующая статистика и т.п., все задания выполнены верно (все задачи решены правильно), работа выполнена аккуратно, без помарок.
71-85  баллов

«хорошо»

Недостаточно полное раскрытие темы, одна-две несущественные ошибки в определении понятий и категорий, в формулах, статистических данных и т. п., кардинально не меняющие суть изложения, наличие незначительного количества грамматических и стилистических ошибок, одна-две несущественные погрешности при выполнении заданий или в решениях задач. Работа выполнена аккуратно.
56-70  баллов

«удовлетво-рительно»

Ответ отражает лишь общее направление изложения лекционного материала, наличие более двух несущественных или одной-двух существенных ошибок в определении понятий и категорий, формулах, статистических данных и т. п.; большое количество грамматических и стилистических ошибок, одна-две существенные ошибки при выполнении заданий или в решениях задач. Работа выполнена небрежно.
0-55  баллов

«неудовлетворительно»

Обучающийся демонстрирует слабое понимание программного материала. Тема не раскрыта, более двух существенных ошибок в определении понятий и категорий, в формулах, статистических данных, при выполнении заданий или в решениях задач, наличие грамматических и стилистических ошибок и др.
 
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерные критерии оценивания:

– правильность выполнения задания на практическую/лабораторную работу в соответствии с вариантом;

– степень усвоения теоретического материала по теме практической /лабораторной работы;

– способность продемонстрировать преподавателю навыки работы в инструментальной программной среде, а также применить их к решению типовых задач, отличных от варианта задания;

– качество подготовки отчета по практической / лабораторной работе;

– правильность и полнота ответов на вопросы преподавателя при защите работы

и др.

Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерная шкала оценивания практических занятий (лабораторных работ):

Критерии оценивания контрольной работы для практических (лабораторных) работ

 

Баллы

для учета в рейтинге (оценка)

Степень удовлетворения критериям
86-100 баллов

«отлично»

Выполнены все задания практической (лабораторной) работы, обучающийся четко и без ошибок ответил на все контрольные вопросы.
71-85  баллов

«хорошо»

Выполнены все задания практической (лабораторной) работы; обучающийся ответил на все контрольные вопросы с замечаниями.
56-70  баллов

«удовлетво-рительно»

Выполнены все задания практической (лабораторной) работы с замечаниями; обучающийся ответил на все контрольные вопросы с замечаниями.
0-55  баллов

«неудовлетворительно»

Обучающийся не выполнил или выполнил неправильно задания практической (лабораторной) работы; обучающийся ответил на контрольные вопросы с ошибками или не ответил на контрольные вопросы.
 
Комплект заданий

Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерные критерии оценивания:

В качестве критериев могут быть выбраны, например:

– соответствие срока сдачи работы установленному преподавателем;

– соответствие содержания и оформления работы предъявленным требованиям;

– способность выполнять вычисления;

– умение использовать полученные ранее знания и навыки для решения конкретных задач;

– умение отвечать на вопросы, делать выводы, пользоваться профессиональной и общей лексикой;

– обоснованность решения и соответствие методике (алгоритму) расчетов;

Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерная шкала оценивания:

Критерии оценивания контрольной работы для выполнения

расчетно-графической работы,  работы на тренажере

Баллы

для учета в рейтинге (оценка)

Степень удовлетворения критериям
86-100 баллов

«отлично»

Все материалы, расчеты, построения оформлены согласно требованиям и демонстрируют высокий уровень освоения теоретического материала, способность составлять и реализовать алгоритм решения по исходным данным. Вычисления выполнены четко, ответы на вопросы, выводы к работе отражают точку зрения обучающегося на решаемую проблему. Все материалы представлены в установленный срок, не требуют дополнительного времени на завершение. 
71-85  баллов

«хорошо»

Все материалы, расчеты, построения оформлены согласно требованиям и демонстрируют достаточно высокий уровень освоения теоретического материала, способность составлять и реализовать алгоритм решения по исходным данным. В работе присутствуют несущественные ошибки при вычислениях и построении чертежей, не влияющие на общий результат работы, при грамотном ответе на большинство поставленных вопросов. Все материалы представлены в установленный срок, не требуют дополнительного времени на завершение. 
56-70  баллов

«удовлетво-рительно»

Материалы, расчеты, построения оформлены с ошибками, не в полном объеме, демонстрируют наличие пробелов в освоении теоретического материала, низкий уровень способности составлять и реализовать алгоритм решения по исходным данным. В работе присутствуют ошибки, которые не оказывают существенного влияния на окончательный результат. Работа оформлена неаккуратно, представлена с задержкой и требует дополнительного времени на завершение.
0-55  баллов

«неудовлетворительно»

Демонстрирует низкий/ниже среднего уровень освоения теоретического материала, неспособность составлять и реализовать алгоритм решения по исходным данным. Многие требования, предъявляемые к заданию, не выполнены. Обучающийся не может ответить на замечания преподавателя, не владеет материалом работы, не в состоянии дать объяснения выводам и теоретическим положениям данной работы. Оформление работы не соответствует требованиям.
 
Материалы тестовых заданий

Материалы тестовых заданий следует сгруппировать по темам/разделам изучаемой дисциплины (модуля) в следующем виде:

Тема (темы) / Раздел дисциплины (модуля)

Тестовые задания по данной теме (темам)/Разделу с указанием правильных ответов.

Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы

Критерии оценивания контрольной работы тестовых заданий

 
Баллы

для учета в рейтинге (оценка)

Степень удовлетворения критериям
86-100 баллов «отлично»

Выполнено 86-100% заданий
71-85  баллов «хорошо»

Выполнено 71-85% заданий 
56-70  баллов «удовлетво-рительно»

Выполнено 56-70% заданий
0-55  баллов «неудовлетворительно»

Выполнено 0-56% заданий
оценки успеваемости обучающихся)

Примерные критерии оценивания:

- отношение правильно выполненных заданий к общему их количеству

Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерная шкала оценивания:

 
Баллы

для учета в рейтинге (оценка)

Степень удовлетворения критериям
86-100 баллов «отлично»

Демонстрирует очень высокий/высокий уровень знаний, умений, навыков в соответствии с критериями оценивания. Все требования, предъявляемые к заданию, выполнены.
71-85  баллов «хорошо»

Демонстрирует достаточно высокий/выше среднего уровень знаний, умений, навыков в соответствии с критериями оценивания. Все требования, предъявляемые к заданию, выполнены.
56-70  баллов «удовлетво-рительно»

Демонстрирует средний уровень знаний, умений, навыков в соответствии с критериями оценивания. Большинство требований, предъявляемых к заданию, выполнены.
0-55  баллов «неудовлетворительно»

Демонстрирует низкий/ниже среднего уровень знаний, умений, навыков в соответствии с критериями оценивания. Многие требования, предъявляемые к заданию, не выполнены. Нет ответа. Не было попытки решить задачу.
Задачи репродуктивного уровня  

Задачи реконструктивного уровня

Задачи творческого уровня

Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерные критерии оценивания:

– полнота знаний теоретического контролируемого материала;

– полнота знаний практического контролируемого материала, демонстрация умений и навыков решения типовых задач, выполнения типовых заданий/упражнений/казусов;

– умение самостоятельно решать проблему/задачу на основе изученных методов, приемов, технологий;

– умение ясно, четко, логично и грамотно излагать собственные размышления, делать умозаключения и выводы;

– полнота и правильность выполнения задания.

Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерная шкала оценивания:

Критерии оценивания контрольной работы разноуровневых задач (заданий)

 
Перечень тем эссе/докладов/рефератов/сообщений и т.п.

Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерные критерии оценивания:

– полнота раскрытия темы;

– степень владения понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины;

– знание фактического материала, отсутствие фактических ошибок;

– умение логически выстроить материал ответа;

– умение аргументировать предложенные подходы и решения, сделанные выводы;

– степень самостоятельности, грамотности, оригинальности в представлении материала (стилистические обороты,

Критерии оценивания контрольной работы темы эссе

(рефератов, докладов, сообщений)

 
Баллы

для учета в рейтинге (оценка)

Степень удовлетворения критериям
86-100 баллов «отлично»

Содержание работы в целом соответствует теме задания. Продемонстрировано знание фактического материала, отсутствуют ошибки. Продемонстрировано уверенное владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (уместность употребления, аббревиатуры, толкование и т.д.), отсутствуют ошибки в употреблении терминов.

Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.

Ответ четко структурирован и выстроен в заданной логике. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа укладывается в заданные рамки при сохранении смысла.

Продемонстрировано умение аргументировано излагать собственную точку зрения. Видно уверенное владение освоенным материалом, изложение сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.

Высокая степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала: стилистические обороты, манера изложения, словарный запас. Отсутствуют стилистические и орфографические ошибки в тексте.

Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.

манера изложения, словарный запас, отсутствие или наличие грамматических ошибок);

– выполнение требований к оформлению работы.

Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся).

Примерная шкала оценивания письменных работ:

71-85  баллов «хорошо»

Содержание ответа в целом соответствует теме задания. Продемонстрировано знание фактического материала, встречаются несущественные фактические ошибки.

Продемонстрировано владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (уместность употребления, аббревиатуры, толкование и т.д.), отсутствуют ошибки в употреблении терминов.

Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.

Ответ в достаточной степени структурирован и выстроен в заданной логике без нарушений общего смысла. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа незначительно превышает заданные рамки при сохранении смысла.

Продемонстрировано умение аргументированно излагать собственную точку зрения, но аргументация не всегда убедительна. Изложение лишь отчасти сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.

Достаточная степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала. Встречаются мелкие и не искажающие смысла ошибки в стилистике, стилистические штампы. Есть 1–2 орфографические ошибки.

Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.

56-70  баллов  «удовлетво-рительно»

Содержание работы в целом соответствует теме задания. Продемонстрировано удовлетворительное знание фактического материала, есть фактические ошибки (25– 30%).

Продемонстрировано достаточное владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины, есть ошибки в употреблении и трактовке терминов, расшифровке аббревиатур.

Ошибки в использовании категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.

Ответ плохо структурирован, нарушена заданная логика. Части ответа логически разорваны, нет связок между ними. Ошибки в представлении логической структуры проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа в существенной степени (на 25–30%) отклоняется от заданных рамок.

Нет собственной точки зрения либо она слабо аргументирована. Примеры, приведенные в ответе в качестве практических иллюстраций, в малой степени соответствуют изложенным теоретическим аспектам.

Текст работы примерно наполовину представляет собой стандартные обороты и фразы из учебника/лекций. Обилие ошибок в стилистике, много стилистических штампов. Есть 3–5 орфографических ошибок.

Работа выполнена не очень аккуратно, встречаются помарки и исправления.

0-55  баллов  «неудовлетворительно»

Содержание ответа не соответствует теме задания или соответствует ему в очень малой степени.

Продемонстрировано крайне слабое владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (неуместность употребления, неверные аббревиатуры, искаженное толкование и т.д.), присутствуют многочисленные ошибки в употреблении терминов.

Продемонстрировано крайне низкое (отрывочное) знание фактического материала, много фактических ошибок – практически все факты (данные) либо искажены, либо неверны.

Ответ представляет собой сплошной текст без структурирования, нарушена заданная логика. Части ответа не взаимосвязаны логически. Нарушена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа более

 
чем в 2 раза меньше или превышает заданный. Показаны неверные ассоциативные взаимосвязи категорий и терминов дисциплины.

Отсутствует аргументация изложенной точки зрения, нет собственной позиции. Отсутствуют примеры из практики либо они неадекватны.

Текст ответа представляет полную кальку текста учебника/лекций. Стилистические ошибки приводят к существенному искажению смысла. Большое число орфографических ошибок в тексте (более 10 на страницу).

Работа выполнена неаккуратно, с обилием помарок и исправлений. В работе один абзац и больше позаимствован из какого-либо источника без ссылки на него.

 
Критерии оценивания контрольной работы участия обучающегося в активных формах обучения (доклады, выступления на семинарах, практических занятиях и пр.):

Баллы

для учета в рейтинге (оценка)

Степень удовлетворения критериям
86-100 баллов «отлично»

Полное раскрытие вопроса; указание точных названий и определений; правильная формулировка понятий и категорий; самостоятельность ответа, умение вводить и использовать собственные классификации и квалификации, анализировать и делать собственные выводы по рассматриваемой теме; использование дополнительной литературы и иных материалов и др.
71-85  баллов «хорошо»

Недостаточно полное, по мнению преподавателя, раскрытие темы; несущественные ошибки в определении понятий, категорий и т.п., кардинально не меняющих суть изложения; использование устаревшей учебной литературы и других источников
56-70  баллов «удовлетво-рительно»

Отражение лишь общего направления изложения лекционного материала и материала современных учебников; наличие достаточного количества несущественных или одной - двух существенных ошибок в определении понятий и категорий и т. п.; использование устаревшей учебной литературы и других источников; неспособность осветить проблематику учебной дисциплины и др.
0-55  баллов «неудовлетворительно»

Темы не раскрыта; большое количество существенных ошибок; отсутствие умений и навыков, обозначенных выше в качестве критериев выставления положительных оценок и др.
 
Задание (я):

Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерные критерии оценивания:

- соответствие решения сформулированным в кейсе вопросам (адекватность проблеме и рынку);

- оригинальность подхода (новаторство, креативность);

- применимость решения на практике;

- глубина проработки проблемы (обоснованность решения, наличие альтернативных вариантов, прогнозирование возможных проблем, комплексность решения).

Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерная шкала оценивания:

Критерии оценивания контрольной работы кейс-задач

Баллы

для учета в рейтинге (оценка)

Степень удовлетворения критериям
86-100 баллов «отлично»

Предложенное решение соответствует поставленной в кейс-задаче проблеме. Обучающийся применяет оригинальный подход к решению поставленной проблемы, демонстрирует высокий уровень теоретических знаний, анализ соответствующих источников. Формулировки кратки, ясны и точны. Ожидаемые результаты применения предложенного решения конкретны, измеримы и обоснованы.
71-85 баллов «хорошо»

Предложенное решение соответствует поставленной в кейс-задаче проблеме. Обучающийся применяет в основном традиционный подход с элементами новаторства, частично подкрепленный анализом соответствующих источников, демонстрирует хороший уровень теоретических знаний. Формулировки недостаточно кратки, ясны и точны. Ожидаемые результаты применения предложенного решения требуют исправления незначительных ошибок.
56-70  баллов «удовлетво-рительно»

Демонстрирует средний уровень знаний, умений, навыков в соответствии с критериями оценивания. Предложенное решение требует дополнительной конкретизации и обоснования, в целом соответствует  поставленной в задаче проблеме. При решении поставленной проблемы обучающийся применяет традиционный подход, демонстрирует твердые знания по поставленной проблеме. Предложенное решение содержит ошибки, уверенно исправленные после наводящих вопросов.
0-55  баллов «неудовлетворительно»

Наличие грубых ошибок в решении ситуации, непонимание сущности рассматриваемой проблемы, неуверенность и неточность ответов после наводящих вопросов. Предложенное
 
решение не обосновано и не применимо на практике
 
Тема (проблема)

Концепция игры

Роли:

Задания (вопросы, проблемные ситуации и др.)

Ожидаемый (е) результат(ы)

Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерные критерии оценивания:

­ качество усвоения информации;

­ выступление;

­ содержание вопроса;

­ качество ответов на вопросы;

­ значимость дополнений, возражений, предложений;

­ уровень делового сотрудничества;

­ соблюдение правил деловой игры;

­ соблюдение регламента;

­ активность;

­ правильное применение профессиональной лексики.

Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерная шкала оценивания:

Критерии оценивания контрольной работы для деловой (ролевой) игры

Баллы

для учета в рейтинге (оценка)

Степень удовлетворения критериям
86-100 баллов «отлично»

Участник деловой игры продемонстрировал понимание сути поставленной проблемы; теоретические положения изложены с использованием профессиональной лексики; ответы и выступления четкие и краткие, логически последовательные; активное участие в деловой игре.
71-85 баллов «хорошо»

Участник деловой игры продемонстрировал понимание сути поставленной проблемы; теоретические положения изложены с использованием профессиональной лексики с незначительными ошибками; ответы и выступления в основном краткие, но не всегда четкие и логически последовательные; участие в деловой игре.
56-70  баллов «удовлетво-рительно»

Участник деловой игры продемонстрировал понимание сути поставленной проблемы; теоретические положения изложены со слабым использованием профессиональной лексики; ответы и выступления многословные, нечеткие и без должной логической последовательности; пассивное участие в деловой игре.
0-55  баллов «неудовлетворительно»

Участник деловой игры продемонстрировал затруднения в понимании сути поставленной проблемы; отсутствие необходимых знаний и умений для решения проблемы; затруднения в построении самостоятельных высказываний; обучающийся практически не принимает участия в игре.
 
Баллы

для учета в рейтинге (оценка)

Степень удовлетворения критериям
86-100 баллов «отлично»

Работа демонстрирует точное понимание задания. Все материалы имеют непосредственное отношение к теме; источники цитируются правильно. Результаты работы представлены четко и логично, информация точна и отредактирована. Работа отличается яркой индивидуальностью и выражает точку зрения обучающегося.
71-85  баллов «хорошо»

Помимо материалов, имеющих непосредственное отношение к теме, включаются некоторые материалы, не имеющие отношение к ней; используется ограниченное количество источников. Не вся информация взята из достоверных источников; часть информации неточна или не имеет прямого отношения к теме. Недостаточно выражена собственная позиция и оценка информации. 
56-70  баллов «удовлетво-рительно»

Часть материалов не имеет непосредственного отношения к теме, используется 2-3 источника. Делается слабая попытка проанализировать информацию. Материал логически не выстроен и подан внешне непривлекательно, не дается четкого ответа на поставленные вопросы. Нет критического взгляда на проблему.
0-55  баллов «неудовлетворительно»

Больше половины материалов не имеет непосредственного отношения к теме, используется один источник. Не делается попытка проанализировать информацию. Материал логически не выстроен и подан внешне непривлекательно, не дается ответа на поставленные вопросы.
Групповые творческие задания (проекты):

Индивидуальные творческие задания (проекты):

Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерные критерии оценивания:

- актуальность темы;

- соответствие содержания работы выбранной тематике;

- соответствие содержания и оформления работы установленным требованиям;

- обоснованность результатов и выводов, оригинальность идеи;

- новизна полученных данных;

- личный вклад обучающихся;

- возможности практического использования полученных данных.

Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерная шкала оценивания:

Критерии оценивания контрольной работы для тем групповых и/или индивидуальных творческих заданий/проектов

 
ИЗМЕНЕНИЯ И ДОПОЛНЕНИЯ
Ведомость изменений

п/п

Вид обновлений
Содержание изменений, вносимых в ОПОП
Обснование изменений
1
2
3
4
5
6