учреждение высшего образования
«Бурятская государственная сельскохозяйственная академия имени В.Р. Филиппова»
Технологический факультет
Разведение и кормление сельскохозяйственных животных
Направленность (профиль) Технология производства продуктов животноводства
в учебном плане
является дисциплиной обязательной для изучения
Семестр 2, 3
Зав. кафедрой Насатуев Б.Д.
п/п
на заседании кафедры
Заведующий кафедрой
Башкуева М.Р.
(представитель работодателя)
Задачи: понять, осмыслить и усвоить основные закономерности изменчивости, наследственности и наследования признаков при половом размножении, овладеть методами гибридологического и популяционного анализа, четко представлять и знать материальные основы наследственности, изучить вопросы иммуногенетики и белкового полиморфизма для установления генетических маркеров при диагностике продуктивности
УК-1: Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач;
ИД-1УК-1 Знает алгоритмы анализа задач, выделяя их базовые составляющие
ИД-1ОПК-2 Умеет осуществлять профессиональную деятельность с учетом влияния на организм животных генетических факторов, выполнять задания по использованию методов и теоретических положений генетики для решения актуальных задач животноводства, самостоятельно планировать выполнение заданий, определять необходимые методы и приемы работы и анализа и уметь обобщать полученные результаты
животных генетических факторов. Знать цитологические основы наследственности, закономерности
наследования при моногибридном и полигибридном скрещиваниях, сцепленное наследование,
генетику пола и генетику популяций:
ОПК-2: Способен осуществлять профессиональную деятельность с учетом влияния на организм животных природных, социально-хозяйственных, генетических и экономических факторов;
ИД-1УК-1 Знает алгоритмы анализа задач, выделяя их базовые составляющие
ИД-1ОПК-2 Умеет осуществлять профессиональную деятельность с учетом влияния на организм животных генетических факторов, выполнять задания по использованию методов и теоретических положений генетики для решения актуальных задач животноводства, самостоятельно планировать выполнение заданий, определять необходимые методы и приемы работы и анализа и уметь обобщать полученные результаты
животных генетических факторов. Знать цитологические основы наследственности, закономерности
наследования при моногибридном и полигибридном скрещиваниях, сцепленное наследование,
генетику пола и генетику популяций:
обосновать
животных генетических факторов, выполнять задания по использованию методов и теоретических
положений генетики для решения актуальных задач животноводства, самостоятельно планировать
выполнение заданий, определять необходимые методы и приемы работы и анализа и уметь
обобщать полученные результаты:
учитывать
влияние на
организм
животных
природных,
социальнохозяйственн
ых,
генетически
х и
экономическ
их факторов
при
осуществле
нии
профессион
альной
деятельност
и
учитывать
влияние на
организм
животных
природных,
социальнохозяйственны
х,
генетических
и
экономически
х факторов
при
осуществлен
ии
профессиона
льной
деятельности
, но не может
аргументиров
ано
обосновать
учитывать
влияние на
организм
животных
природных,
социальнохозяйственн
ых,
генетически
х и
экономическ
их факторов
при
осуществле
нии
профессион
альной
деятельност
и, но
допускает
ошибки
учитывать
влияние на
организм
животных
природных,
социальнохозяйственны
х,
генетических
и
экономически
х факторов
при
осуществлен
ии
профессиона
льной
деятельности
организм животных генетических факторов, методами генетического анализа: гибридологическим,
генеалогическим, цитогенетическим, популяционным, биометрическим, методами биохимической
генетики (иммуногенетики, генетического полиморфизма).:
навыками
оценки и
прогнозирова
ния влияния
на организм
животных
природных социальнохозяйственных,генетических
и
экономически
х факторов
при
осуществлен
ии
профессиона
льной
деятельности
некоторыми
навыками
оценки и
прогнозирова
ния влияния
на организм
животных природных,
социальнохозяйственны
х,
генетических
и
экономически
х факторов
при
осуществлен
ии
профессиона
льной
деятельности
навыками
оценки и
прогнозирова
ния влияния
на организм
животных
природных, социальнохозяйственны
х,
генетических
и
экономически
х факторов
при
осуществлен
ии
профессиона
льной
деятельности
, но допускает
ошибки
навыками
оценки и
прогнозирова
ния влияния
на организм
животных
природных, социальнохозяйственны
х,
генетических
и
экономически
х факторов
при
осуществлен
ии
профессиона
льной
деятельности
форма текущего контроля успеваемости)
работ
применяемые в генетике.
http://bgsha.ru/art.php?i=2395
Microsoft OfficeProPlus 2016 RUS OLP NL Acdmc. Договор № ПП-61/2015 г. О поставке программных продуктов от 9 декабря 2015 года
Microsoft Windows Vista Business Russian Upgrade Academic OPEN No Level Государственный контракт № 25 от 1 апреля 2008 года
http://www.garant.ru/
- использование специализированных (адаптированных) рабочих программ дисциплин (модулей) и методов обучения и воспитания, включая наличие альтернативной версии официального сайта организации в сети «Интернет» для слабовидящих;
- использование специальных учебников, учебных пособий и других учебно-методических материалов, включая альтернативные форматы печатных материалов (крупный шрифт или аудиофайлы);
- использование специальных технических средств обучения (мультимедийное оборудование, оргтехника и иные средства) коллективного и индивидуального пользования, включая установку
мониторов с возможностью трансляции субтитров, обеспечение надлежащими звуковыми
воспроизведениями информации;
- предоставление услуг ассистента (при необходимости), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь или услуги сурдопереводчиков / тифлосурдопереводчиков;
- проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий для разъяснения отдельных вопросов изучаемой дисциплины (модуля);
- проведение процедуры оценивания результатов обучения возможно с учетом особенностей нозологий (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, в форме тестирования и т.п.) при использовании доступной формы предоставления заданий оценочных средств и ответов на задания (в печатной форме увеличенным шрифтом, в форме аудиозаписи, в форме электронного документа, задания зачитываются ассистентом, задания предоставляются с использованием сурдоперевода) с
использованием дополнительного времени для подготовки ответа;
- обеспечение беспрепятственного доступа обучающимся в учебные помещения, туалетные и другие помещения организации, а также пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов и других приспособлений);
- обеспечение сочетания онлайн и офлайн технологий, а также индивидуальных и коллективных форм работы в учебном процессе, осуществляемом с использованием дистанционных образовательных технологий;
- и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение ОПОП ВО.
В целях реализации ОПОП ВО в академии оборудована безбарьерная среда, учитывающая потребности лиц с нарушением зрения, с нарушениями слуха, с нарушениями опорно-двигательного
аппарата. Территория соответствует условиям беспрепятственного, безопасного и удобного передвижения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Вход в учебный корпус
оборудован пандусами, стекла входных дверей обозначены специальными знаками для слабовидящих, используется система Брайля. Сотрудники охраны знают порядок действий при прибытии в академию лица с ограниченными возможностями. В академии создана толерантная социокультурная среда, осуществляется необходимое сопровождение образовательного процесса,
при необходимости предоставляется волонтерская помощь обучающимся инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья.
2. Оценочные материалы является составной частью нормативно-методического обеспечения системы оценки качества освоения обучающимися указанной дисциплины (модуля).
3. При помощи оценочных материалов осуществляется контроль и управление процессом формирования обучающимися компетенций, из числа предусмотренных ФГОС ВО в качестве результатов освоения дисциплины (модуля).
4. Оценочные материалы по дисциплине (модулю) включают в себя:
- оценочные средства, применяемые при промежуточной аттестации по итогам изучения дисциплины (модуля).
- оценочные средства, применяемые в рамках индивидуализации выполнения, контроля фиксированных видов ВАРО;
- оценочные средства, применяемые для текущего контроля;
5. Разработчиками оценочных материалов по дисциплине (модулю) являются преподаватели кафедры, обеспечивающей изучение обучающимися дисциплины (модуля), в Академии. Содержательной основой для разработки оценочных материалов является Рабочая программа дисциплины (модуля).
комплект вопросов для проведения устных опросов,
комплект тестовых заданий,
комплект ситуационных задач,
темы рефератов,
темы дискуссий,
темы деловых игр
Генетика и биометрия
2) охватывает все разделы дисциплины
1. Предмет и методы генетики
2. Понятие наследственность, наследование, наследуемость, генотипы, фенотипы, аллели, локусы хромосом
3. Виды изменчивости и их значение для практики животноводства
4. Роль ядра и других органелл клетки в явлениях наследственности
5. Строение и химический состав хромосом.
7. Генетическая сущность и значение митоза.
8. Мейоз, его генетическая сущность и биологическое значение.
9. Особенности гибридологического метода Г. Менделя.
10. Закон доминирования.
11. Формы взаимодействия аллельных генов.
12. Закон расщепления.
13. Закон чистоты гамет.
14. Закон независимого комбинирования.
15. Возможности использования законов Менделя в практике животноводства
16. Особенности анализа полигибридного скрещивания.
17.Функция генов модификаторов. Пенентрантность и экспрессивность.
18. Объяснить на примере типы эпистатического взаимодействия.
19. Объяснить на примере типы комплементарного взаимодействия.
20. Особенности формирования и наследования количественных признаков.
21. Полимерное взаимодействие (на примере).
22. Хромосомные типы определения пола.
23. Наследование признаков, сцепленных с полом (на примере).
24. Кроссинговер как причина неполного сцепления.
25. Принципы составления генетических карт хромосом.
26. Основные положения хромосомной теории.
27. Состав, структура и функции нуклеиновых кислот.
28. Механизм репликации.
29. Механизм транскрипции.
30. Эволюция представления о строении и функции гена.
Перечень экзаменационных вопросов
1. Свойства генетического кода.
2. Трансляция как способ реализации наследственной информации.
3. Механизм и последствия генных мутаций.
4. Основные типы хромосомных мутаций.
6. Классификация мутаций.
7. Основные направления применения биометрии в генетике и селекции животных.
8. Генеральная и выборочная совокупности.
9. Упорядочение данных в вариационный ряд.
10. Использование вариационного ряда для вычисления биометрических показателей.
11. Средние величины и методы их вычисления.
12. Характеристика и вычисление показателей изменчивости.
13. Средняя ошибка средней арифметической.
14. Оценка достоверности разности между средними арифметическими.
15. Понятие о корреляции, направлении и величине связи между признаками.
16. Методы вычисления коэффициента корреляции.
17. Коэффициент регрессии и его оценка.
18. Метод “хи-квадрат”.
19. Цель и задачи дисперсионного анализа.
20. Статистический однофакторный комплекс и его обработка.
21. Вид и популяция как генетические системы.
22. Методы изучения структуры популяции.
23. Закон Харди-Вайнберга. Факторы, влияющие на структуру популяции.
24. Инбридинг и гетерозис в животноводстве.
25. Наследственные аномалии и методы их профилактики
26. Иммуногенетика в практике животноводства.
27. Использование биотехнологии в животноводстве.
28. Клеточная, геномная и хромосомная инженерия.
29. Схема введения чужеродного гена в организм
30.Генетика и эволюционное учение.
Комплект ситуационных задач
Задача 1
1. Один фермер приобрел у другого фермера быка по кличке Король для своего стада чернопестрых голштинофризов и получил среди 26 телят 5 красно-пестрых. До этого красно-пестрых животных в его стаде не было. Когда он потребовал от фермера, продавшего ему быка, возвращения денег, уплаченных за быка, тот частично признал свою ответственность, но заявил, что виновником является не один лишь Король. В подтверждение своей правоты он посоветовал фермеру,
купившему быка, обратиться за консультацией к ветеринарному врачу. Как бы вы объяснили
фермеру, купившему быка, его ошибку?
2. Какие доказательства могли бы вы представить в подтверждение того, что Король не
является единственным виновником?
3. Если объяснение фермера продавшего быка правильно, то, сколько телят черно-пестрой
окраски и красно-пестрых телят ожидается получить среди 26?
4. Фермер, купивший быка, задает ветеринару вопрос: какова вероятность того, что любая из
черных телок, полученных от Короля, будет нести ген "в", обуславливающих красную масть? Что бы
вы ответили на этот вопрос?
5. Сколько черно-пестрых телят из 21 должны иметь теоретически генотип Вв и сколько
генотип ВВ?
Задача 2
1. У собак длинная шерсть определяется геном l, короткая – L, курчавая шерсть – R,
гладкая – r, черная масть – B, белая – b. Гены наследуются независимо.
2. Самка, имеющая курчавую длинную черную шерсть, многократно была спарена с
черным короткошерстным курчавым самцом.
3. В нескольких пометах этой пары родилось 16 курчавых короткошерстных черных
щенят, 15 курчавых длинношерстных черных, 5 гладких короткошерстных черных и 4 гладких
длинношерстных черных.
4. Сколько типов гамет может дать мать этого потомства? Сколько типов гамет может
дать отец?
5. Сколько щенков были гомозиготными по трем генам?
6. Сколько щенков были дигетерозиготными? Сколько щенков были
моногетерозиготными?
Задача 3
1. В опытах все потомство F1 от скрещивания кроликов рекс (короткошерстные) разного
происхождения имело нормальный волосяной покров. В F2 было получено 88 кроликов. Какие
фенотипы ожидалось получить в F2? Сколько кроликов должно быть получено в каждом из этих
фенотипических классов, если исходить из генетических предпосылок?
2. Сколько кроликов рекс из 88, полученных в F2, должны быть
гомозиготами по одному из генов рексоидности, но не по обоим
генам?
образом можно получить животных исходного типа, используя особей F1, о которой говорилось в
предыдущей задаче, чтобы быть уверенными, что ни одна из этих восстановленных линий не несет
генов рексоидности, имеющихся у другой линии?
Задача 4
1. У кроликов ген рецессивной пятнистости "голландского" типа (d) сцеплен с рецессивным
геном, вызывающим длинный волосяной покров ангорского кролика (i). Величина кроссинговера
между "d" и "i" равна 14%.
2. Допустим, что гомозиготного по короткошерстности пятнистого кролика скрещивают с
ангорским кроликом дикого типа (непятнистым). Обозначьте генотип животных Р и F1 и определите, в
какой фазе - притяжения или отталкивания - находятся сцепленные гены.
3. Какие фенотипы должны быть получены, если провести возвратное скрещивание кроликов
F2 с голландскими ангорскими кроликами? Каково их соотношение среди 86 потомков от этого
скрещивания?
Задача 5
1. В помете из восьми щенят, среди которых было четыре самца, у одного щенка появились
признаки гемофилии. У скольких еще щенят можно ожидать появления в дальнейшем признаков
этого заболевания?
2. Сколько в этом помете щенят, о которых можно сразу сказать, что они не будут болеть
гемофилией? Почему?
3. Сколько щенят из этого помета, не страдающих гемофилией, по достижении зрелого
возраста будут, вероятно, передавать это заболевание своим потомкам?
4. Можно ли выявить подобных, носителей гемофилии? Всех? Частично?
5. Сколько не болевших гемофилией собак из данного помета не будут передавать это
заболевание потомкам?
Задача 6
У крупного рогатого скота породы шортгорн красная масть неполно доминирует над белой.
Гетерозиготные животные имеют чалую масть. В популяциях этой породы было зарегистрировано
3780 чалых, 4169 красных и 756 белых животных. Примем, что в данной популяции сохраняется
равновесие генотипов.
1. Рассчитайте структуру популяции.
2. Какова частота доминантного и рецессивного генов?
3. Как изменится структура популяции через 2 поколения при выбраковке (гибели) 40 %
особей с доминантным геном?
4. Можно ли нивелировать действие доминантного гена и через сколько поколений?
5. Соответствует ли частота фенотипов формуле Харди-Вайнберга?
Задача 7
У человека отсутствие пигментации кожи, волос и радужной оболочки глаз (альбинизм)
обусловлено рецессивным аллелем. Нормальная пигментация - доминантным. В обследованной по
этому признаку популяции среди 20 000 людей обнаружено 412 альбиносов.
1. Рассчитайте структуру популяции.
2. Какова частота доминантного и рецессивного генов?
3. Как изменится структура популяции через два поколения при гибели 100 % особей с
рецессивным геном?
4. Можно ли нивелировать действие рецессивного гена и через сколько поколений?
5. Соответствует ли расщепление второму правилу Менделя?
Задача 8
У собак нормальная длина ног является рецессивной по отношению к коротконогости. В
популяции беспородных собак г. Владивостока было найдено 245 коротконогих животных и 24 - с
нормальными ногами.
1. Рассчитайте структуру популяции.
2. Какова частота доминантного и рецессивного генов?
3. Как изменится структура популяции через два поколения при
выбраковке (гибели) 30 % особей с доминантным геном?
4. Можно ли нивелировать действие доминантного гена и через сколько поколений?
5. Соответствует ли расщепление второму правилу Менделя?
Комплект тестовых заданий
Тема 1
Предмет генетики и методы исследования
Задание 1. (выберите один вариант ответа)
Генетика – это наука о:
Варианты ответов:
- Живых существах.
+Наследственности организмов.
- Разведении животных
Задание 2. (выберите один вариант ответа)
Проблемы, стоящие перед генетикой.
Варианты ответов:
- Изучение роста и развития животных.
+ Охрана окружающей среды.
+ Борьба с отягощенной наследственностью и злокачественными заболеваниями.
- Создание пород и сортов.
+ Обеспечение продуктами питания и сырьем.
Задание 3. (выберите один вариант ответа)
С какими науками связана генетика?
Варианты ответов:
+ Биология .
+ Биофизика
+ Биохимия
- Систематика
- Механика
+ Цитология
+ Микробиология
Задание 4. (выберите один вариант ответа)
Наследственность – это:
Варианты ответов:
- Передача признаков.
+ Свойство сходства поколений, родственников.
- Доля влияния факторов.
- Изменчивость
Задание 5. (выберите один вариант ответа)
Свойство организмов обеспечивать преемственность между поколениями называется?
Варианты ответов:
- Наследуемость.
+ Наследственность.
- Наследование
Задание 6. (выберите один вариант ответа)
Методы изучения изменчивости
Варианты ответов:
- Биохимический.
+ Биометрический.
- Цитологический.
+ Гибридологический
+ Феногенетический
- Физиологический
+ Популяционный
Задание 7. (выберите один вариант ответа)
Формы наследственности? Выберите правильные ответы
Варианты ответов:
+ Ядерная.
- Классическая.
+ Цитоплазматическая.15
+ Истинная.
- А+Б+Г+З+Е+К
+ Переходная
+ Ложная.
+ Материнская.
- Отцовская.
Задание 8. (выберите один вариант ответа)
Автор биометрического метода?
Варианты ответов:
- В.Бэтсон.
- Г.Мендель.
+ Ф.Гальтон.
- В.Иоганнсен.
Задание 9. (выберите один вариант ответа)
Какие показатели исследует биометрия? Выберите правильный ответ.
Варианты ответов:
- Продуктивность животных.
+ Средние величины.
+ Средние квадратические отклонения.
- Удой, живую массу и т.д.
+ Ошибки, достоверность.
Задание 10. (выберите один вариант ответа)
Что можно установить, зная Х и Sх?
Варианты ответов:
+ Пределы колебания величин.
- Средние показатели.
+ Распределение по классам.
- Изменчивость.
+ Относится ли изучаемый вариант к этому ряду.
Задание 11. (выберите один вариант ответа)
Удой по ферме составляет 3200 кг, среднее квадратическое отклонение – 600 кг. Каковы пределы
колебания удоя?
Варианты ответов:
- 2000-4000 кг.
- 1800-4800 кг.
+ 1400-5000 кг.
- 1500-4900 кг.
Задание 12. (выберите один вариант ответа)
Удой по стаду составляет 2750 кг, содержание жира 3,8%, корреляция -0,30. Какова будет величина
% жира, если удой повысится на 100%?
Варианты ответов:
- 3,3%
- 4,0%
- 3,75%
+ 2,66%
- 2,95%
Задание 13. (выберите один вариант ответа)
Содержание жира в молоке 4,2%, ошибка исследования 0,02%.Определите параметры генеральной
средней.
Варианты ответов:
- 4,0-4,3%
+ 4,14-4,26%
- 4,12-4,24%
- 3,98-4,42%
- 4,1-4,3516
Задание 14. (выберите один вариант ответа)
Удой по стаду составляет 3400 кг, среднее квадратическое отклонение 500 кг. Какие коровы
принадлежат к этому стаду?
Варианты ответов:
+ 4850 кг
+ 2000 кг
- 5100 кг
+ 2500 кг
- 1500 кг
Тема 2
Цитологические основы наследственности
Задание 1. (выберите один вариант ответа)
Какие органоиды участвуют в передаче наследственной информации
Варианты ответов:
+ Митохондрии
- Лизосомы
- А+В+Ж
+ Центросома
+ Рибосомы
- Аппарат Гольджи
Задание 2. (выберите один вариант ответа)
Какие органоиды участвуют только в обменных процессах?
Варианты ответов:
- Митохондрии
+ Лизосомы
+ Эндоплазматическая сеть
- Рибосомы
+ Аппарат Гольджи
Задание 3. (выберите один вариант ответа)
Какая наследственность называется истинной?
Варианты ответов:
- Переходная
+ Цитоплазматическая
- Материнская
Задание 4. (выберите один вариант ответа)
Что включается в материнскую наследственность?
Варианты ответов:
+ Ядерная
+ Цитоплазматическая
- Переходная
- Слитная
+ Влияние организма матери
Задание 5. (выберите один вариант ответа)
Что называется кариотипом?
Варианты ответов:
- Число хромосом
- Форма хромосом
+ Совокупность количественных и качественных показателей хромосом
- Ядро
Задание 6. (выберите один вариант ответа)
Чем определяется форма хромосом?
Варианты ответов:
- Размером хромосом17
+ Местом положения центромеры
- Числом плечей хромосом
-Длиной хромосом
Задание 7. (выберите один вариант ответа)
Как размножаются соматические клетки?
Варианты ответов:
- Амитозом
+ Митозом
- Мейозом
- Прямым делением
Задание 8. (выберите один вариант ответа)
Как размножаются половые клетки?
Варианты ответов:
- Митозом
- Амитозом
+ Мейозом
- Прямым делением
Задание 9. (выберите один вариант ответа)
Что включает мейотический цикл?
Варианты ответов:
+ Интерфазу
+ Митоз
- Мейоз
- Мутацию
Задание 10. (выберите один вариант ответа)
В какой период митоза происходит расхождение хромосом?
Варианты ответов:
- В метафазу
+ В анафазу
- В телофазу
- В профазу
Задание 11. (выберите один вариант ответа)
Что входит в состав хромосомы?
Варианты ответов:
- Углеводы
+ Белки
- Жиры
+ Нуклеиновые кислоты
Задание 12. (выберите один вариант ответа)
Чем отличаются ДНК и РНК?
Варианты ответов:
+ Сахаром
- Фосфатом
+ Наличием или отсутствием «Т» и «У»
- Числом нуклеотидов разных типов
Задание 13. (выберите один вариант ответа)
Цепочка ДНК состоит из ТАГАГТТАГГАЦАГТ. Сколько разных типов кодонов она содержит?
Варианты ответов:
- 2
- 5
- 4
+ 318
Задание 14. (выберите один вариант ответа)
Что входит в состав нуклеотидов?
Варианты ответов:
+ Сахар
- Белок
+ Фосфат
+ Азотистое основание
- Жир
Задание 15. (выберите один вариант ответа)
Кто предложил модель строения ДНК?
Варианты ответов:
+ Крик, Уотсон
- Ниренберг, Маттен
- Очоа, Стертерванг
- Тимирязев
Задание 16. (выберите один вариант ответа)
Кто расшифровал генетический код?
Варианты ответов:
- Крик, Уотсон
- Очоа
+ Ниренберг, Маттен
- Тимирязев
Задание 17. (выберите один вариант ответа)
Свойства генетического кода?
Варианты ответов:
+ Неперекрываемость
- Перекрываемость
+ Вырожденность
+ Универсальность
Задание 18. (выберите один вариант ответа)
Каков генетический код?
Варианты ответов:
- Диплетный
- Триплетный
+ Триплетный с запятыми
- Тетраплетный
Задание 19. (выберите один вариант ответа)
Сколько существует разных типов кодонов?
Варианты ответов:
- 32
+ 64
- 16
- 256
Комплект ситуационных задач
Задача 1
1. Один фермер приобрел у другого фермера быка по кличке Король для своего стада чернопестрых голштинофризов и получил среди 26 телят 5 красно-пестрых. До этого красно-пестрых
животных в его стаде не было. Когда он потребовал от фермера, продавшего ему быка, возвращения
денег, уплаченных за быка, тот частично признал свою ответственность, но заявил, что виновником
является не один лишь Король. В подтверждение своей правоты он посоветовал фермеру,
купившему быка, обратиться за консультацией к ветеринарному врачу. Как бы вы объяснили
фермеру, купившему быка, его ошибку?
2. Какие доказательства могли бы вы представить в подтверждение того, что Король не
является единственным виновником?
3. Если объяснение фермера продавшего быка правильно, то, сколько телят черно-пестрой
окраски и красно-пестрых телят ожидается получить среди 26?
4. Фермер, купивший быка, задает ветеринару вопрос: какова вероятность того, что любая из
вы ответили на этот вопрос?
5. Сколько черно-пестрых телят из 21 должны иметь теоретически генотип Вв и сколько
генотип ВВ?
Задача 2
1. У собак длинная шерсть определяется геном l, короткая – L, курчавая шерсть – R,
гладкая – r, черная масть – B, белая – b. Гены наследуются независимо.
2. Самка, имеющая курчавую длинную черную шерсть, многократно была спарена с
черным короткошерстным курчавым самцом.
3. В нескольких пометах этой пары родилось 16 курчавых короткошерстных черных
щенят, 15 курчавых длинношерстных черных, 5 гладких короткошерстных черных и 4 гладких
длинношерстных черных.
4. Сколько типов гамет может дать мать этого потомства? Сколько типов гамет может
дать отец?
5. Сколько щенков были гомозиготными по трем генам?
6. Сколько щенков были дигетерозиготными? Сколько щенков были
моногетерозиготными?
Задача 3
1. В опытах все потомство F1 от скрещивания кроликов рекс (короткошерстные) разного
происхождения имело нормальный волосяной покров. В F2 было получено 88 кроликов. Какие
фенотипы ожидалось получить в F2? Сколько кроликов должно быть получено в каждом из этих
фенотипических классов, если исходить из генетических предпосылок?
2. Сколько кроликов рекс из 88, полученных в F2, должны быть
гомозиготами по одному из генов рексоидности, но не по обоим
генам?
3. Допустим, что в результате несчастного случая погибли обе исходные линии рексов. Каким
образом можно получить животных исходного типа, используя особей F1, о которой говорилось в
предыдущей задаче, чтобы быть уверенными, что ни одна из этих восстановленных линий не несет
генов рексоидности, имеющихся у другой линии?
Задача 4
1. У кроликов ген рецессивной пятнистости "голландского" типа (d) сцеплен с рецессивным
геном, вызывающим длинный волосяной покров ангорского кролика (i). Величина кроссинговера
между "d" и "i" равна 14%.
2. Допустим, что гомозиготного по короткошерстности пятнистого кролика скрещивают с
ангорским кроликом дикого типа (непятнистым). Обозначьте генотип животных Р и F1 и определите, в
какой фазе - притяжения или отталкивания - находятся сцепленные гены.
3. Какие фенотипы должны быть получены, если провести возвратное скрещивание кроликов
F2 с голландскими ангорскими кроликами? Каково их соотношение среди 86 потомков от этого
скрещивания?
Задача 5
1. В помете из восьми щенят, среди которых было четыре самца, у одного щенка появились
признаки гемофилии. У скольких еще щенят можно ожидать появления в дальнейшем признаков
этого заболевания?20
2. Сколько в этом помете щенят, о которых можно сразу сказать, что они не будут болеть
гемофилией? Почему?
3. Сколько щенят из этого помета, не страдающих гемофилией, по достижении зрелого
возраста будут, вероятно, передавать это заболевание своим потомкам?
4. Можно ли выявить подобных, носителей гемофилии? Всех? Частично?
5. Сколько не болевших гемофилией собак из данного помета не будут передавать это
заболевание потомкам?
Задача 6
У крупного рогатого скота породы шортгорн красная масть неполно доминирует над белой.
Гетерозиготные животные имеют чалую масть. В популяциях этой породы было зарегистрировано
3780 чалых, 4169 красных и 756 белых животных. Примем, что в данной популяции сохраняется
равновесие генотипов.
1. Рассчитайте структуру популяции.
2. Какова частота доминантного и рецессивного генов?
3. Как изменится структура популяции через 2 поколения при выбраковке (гибели) 40 %
особей с доминантным геном?
4. Можно ли нивелировать действие доминантного гена и через сколько поколений?
5. Соответствует ли частота фенотипов формуле Харди-Вайнберга?
Задача 7
У человека отсутствие пигментации кожи, волос и радужной оболочки глаз (альбинизм)
обусловлено рецессивным аллелем. Нормальная пигментация - доминантным. В обследованной по
этому признаку популяции среди 20 000 людей обнаружено 412 альбиносов.
1. Рассчитайте структуру популяции.
2. Какова частота доминантного и рецессивного генов?
3. Как изменится структура популяции через два поколения при гибели 100 % особей с
4. Можно ли нивелировать действие рецессивного гена и через сколько поколений?
5. Соответствует ли расщепление второму правилу Менделя?
Задача 8
У собак нормальная длина ног является рецессивной по отношению к коротконогости. В
популяции беспородных собак г. Владивостока было найдено 245 коротконогих животных и 24 - с
нормальными ногами.
1. Рассчитайте структуру популяции.
2. Какова частота доминантного и рецессивного генов?
3. Как изменится структура популяции через два поколения при
выбраковке (гибели) 30 % особей с доминантным геном?
4. Можно ли нивелировать действие доминантного гена и через сколько поколений?
5. Соответствует ли расщепление второму правилу Менделя?
1. История становления эволюционных представлений.
2. Ламаркизм.
3. Дарвинизм.
4. Современные теории эволюции.
5. Микроэволюция и видообразование.
6. Факторы эволюции.
7. Филогенез организмов.
8. Возникновение жизни на земле.
9. Макроэволюция.
10. Пути достижения биологического прогресса.
11. Основные закономерности биологической эволюции.
12. Видообразование и межвидовые отношения.
13. Генетика свиней.
14. Генетика лошадей.
15. Генетика сельскохозяйственной птицы.
16. Генетика овец.
17. Генетика крупного рогатого скота.
18. Генетика человека.
19. Биотехнология.
20. Генная инженерия.
Темы дискуссий
1. Закономерности наследования признаков
2. Генетика и селекционная практика
3. Генная инженерия
4. Генетика пола
5. Мутационная изменчивость
Темы деловых игр
1. Морфология хромосом и митоз
2. Генетика популяции
Оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему полное знание учебно-программного материала, успешное выполнение заданий, предусмотренных программой в типовой ситуации (с ограничением времени), усвоение материалов основной литературы, рекомендованной в программе, способность к самостоятельному пополнению и обновлению знаний в ходе дальнейшей работы над литературой и в профессиональной деятельности. При ответе на вопросы экзаменационного билета студентом допущены несущественные ошибки. Задача решена правильно или ее решение содержало несущественную ошибку, исправленную при наводящем вопросе экзаменатора.
Оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему знание основного учебно-программного материала в объеме, достаточном для дальнейшей учебы и предстоящей работы по специальности, знакомство с основной литературой, рекомендованной программой, умение выполнять задания, предусмотренные программой. При ответе на экзаменационные вопросы и при выполнении экзаменационных заданий обучающийся допускает погрешности, но обладает необходимыми знаниями для устранения ошибок под руководством преподавателя. Решение задачи содержит ошибку, исправленную при наводящем вопросе экзаменатора.
Оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий, слабые побуждения к самостоятельной работе над рекомендованной основной литературой. Оценка «неудовлетворительно» ставится обучающимся, которые не могут продолжить обучение или приступить к профессиональной деятельности по окончании академии без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине.
зачет /оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему полное знание учебно-программного материала, успешное выполнение заданий, предусмотренных программой в типовой ситуации (с ограничением времени), усвоение материалов основной литературы, рекомендованной в программе, способность к самостоятельному пополнению и обновлению знаний в ходе дальнейшей работы над литературой и в профессиональной деятельности.
зачет /оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему знание основного учебно-программного материала в объеме, достаточном для дальнейшей учебы и предстоящей работы по специальности, знакомство с основной литературой, рекомендованной программой, умение выполнять задания, предусмотренные программой.
незачет /оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий, слабые побуждения к самостоятельной работе над рекомендованной основной литературой. Оценка «неудовлетворительно» ставится обучающимся, которые не могут продолжить обучение или приступить к профессиональной деятельности по окончании академии без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине.
оценка «хорошо» (71-85 баллов) - основанием для снижения оценки может служить нечеткое представление сущности и результатов исследований на защите, или затруднения при ответах на вопросы, или недостаточный уровень качества оформления текстовой части и иллюстративных материалов, или отсутствие последних;
оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) - дополнительное снижение оценки может быть вызвано выполнением работы не в полном объеме, или неспособностью студента правильно интерпретировать полученные результаты, или неверными ответами на вопросы по существу проделанной работы;
оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) - выставление этой оценки осуществляется при несамостоятельном выполнении работы, или при неспособности студента пояснить ее основные положения, или в случае фальсификации результатов, или установленного плагиата.
зачет /оценка «отлично» (86-100 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, грамотно, характеризуется логичным, последовательным изложением материала с соответствующими выводами и /или обоснованными расчетами, предложениями; не содержит ошибок;
- проведено научное исследование в соответствие с полученным заданием;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует продвинутый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
зачет /оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, грамотно, характеризуется логичным, последовательным изложением материала, допущены небольшие неточности при формировании выводов/расчетов, предложений; содержит незначительные ошибки/опечатки в текстовой части отчета;
- проведено научное исследование в соответствие с полученным заданием;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует базовый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
зачет /оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, материал изложен последовательно, допущены неточности при формировании выводов/расчетов, предложений; содержит ошибки/опечатки в текстовой части отчета;
- присутствуют элементы научного исследования, творческий подход к решению поставленных задач проявляется незначительно;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует пороговый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
незачет /оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен не в соответствии с заданием, материалы не подтверждены соответствующими выводами и/или обоснованными расчетами, предложениями; текстовая часть отчета содержит многочисленные ошибки;
- творческий подход к решению поставленных задач не проявляется; отсутствуют элементы научного исследования;
- отчет выполнен с использованием современных пакетов компьютерных программ, информационных технологий и информационных ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета показывает не сформированность компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет имеет отрицательную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– правильность ответа по содержанию задания (учитывается количество и характер ошибок при ответе);
– полнота и глубина ответа (учитывается количество усвоенных фактов, понятий и т.п.);
– сознательность ответа (учитывается понимание излагаемого материала);
– логика изложения материала (учитывается умение строить целостный, последовательный рассказ, грамотно пользоваться специальной терминологией);
– использование дополнительного материала;
– рациональность использования времени, отведенного на задание (не одобряется затянутость выполнения задания, устного ответа во времени, с учетом индивидуальных особенностей обучающихся).
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- теоретический уровень знаний;
- качество ответов на вопросы;
- подкрепление материалов фактическими данными (статистические данные или др.);
- практическая ценность материала;
- способность делать выводы;
- способность отстаивать собственную точку зрения;
- способность ориентироваться в представленном материале;
- степень участия в общей дискуссии.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
(дискуссии, полемики, диспута, дебатов)
«отлично»
используется терминология; показано умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации; высказывать свою точку зрения.
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
– правильность формулировки и использования понятий и категорий;
– правильность выполнения заданий/ решения задач;
– аккуратность оформления работы и др.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
(обязательно для дисциплин, где по УП предусмотрена контрольная работа)
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Примерные критерии оценивания:
– правильность выполнения задания на практическую/лабораторную работу в соответствии с вариантом;
– степень усвоения теоретического материала по теме практической /лабораторной работы;
– способность продемонстрировать преподавателю навыки работы в инструментальной программной среде, а также применить их к решению типовых задач, отличных от варианта задания;
– качество подготовки отчета по практической / лабораторной работе;
– правильность и полнота ответов на вопросы преподавателя при защите работы
и др.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания практических занятий (лабораторных работ):
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
В качестве критериев могут быть выбраны, например:
– соответствие срока сдачи работы установленному преподавателем;
– соответствие содержания и оформления работы предъявленным требованиям;
– способность выполнять вычисления;
– умение использовать полученные ранее знания и навыки для решения конкретных задач;
– умение отвечать на вопросы, делать выводы, пользоваться профессиональной и общей лексикой;
– обоснованность решения и соответствие методике (алгоритму) расчетов;
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
расчетно-графической работы, работы на тренажере
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Материалы тестовых заданий следует сгруппировать по темам/разделам изучаемой дисциплины (модуля) в следующем виде:
Тема (темы) / Раздел дисциплины (модуля)
Тестовые задания по данной теме (темам)/Разделу с указанием правильных ответов.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- отношение правильно выполненных заданий к общему их количеству
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
Задачи реконструктивного уровня
Задачи творческого уровня
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота знаний теоретического контролируемого материала;
– полнота знаний практического контролируемого материала, демонстрация умений и навыков решения типовых задач, выполнения типовых заданий/упражнений/казусов;
– умение самостоятельно решать проблему/задачу на основе изученных методов, приемов, технологий;
– умение ясно, четко, логично и грамотно излагать собственные размышления, делать умозаключения и выводы;
– полнота и правильность выполнения задания.
для учета в рейтинге (оценка)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ четко структурирован и выстроен в заданной логике. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа укладывается в заданные рамки при сохранении смысла.
Продемонстрировано умение аргументировано излагать собственную точку зрения. Видно уверенное владение освоенным материалом, изложение сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.
Высокая степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала: стилистические обороты, манера изложения, словарный запас. Отсутствуют стилистические и орфографические ошибки в тексте.
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
– степень владения понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины;
– знание фактического материала, отсутствие фактических ошибок;
– умение логически выстроить материал ответа;
– умение аргументировать предложенные подходы и решения, сделанные выводы;
– степень самостоятельности, грамотности, оригинальности в представлении материала (стилистические обороты, манера изложения, словарный запас, отсутствие или наличие грамматических ошибок);
– выполнение требований к оформлению работы.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся).
Примерная шкала оценивания письменных работ:
(рефератов, докладов, сообщений)
Продемонстрировано владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (уместность употребления, аббревиатуры, толкование и т.д.), отсутствуют ошибки в употреблении терминов.
Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ в достаточной степени структурирован и выстроен в заданной логике без нарушений общего смысла. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа незначительно превышает заданные рамки при сохранении смысла.
Продемонстрировано умение аргументированно излагать собственную точку зрения, но аргументация не всегда убедительна. Изложение лишь отчасти сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
Продемонстрировано достаточное владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины, есть ошибки в употреблении и трактовке терминов, расшифровке аббревиатур.
Ошибки в использовании категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ плохо структурирован, нарушена заданная логика. Части ответа логически разорваны, нет связок между ними. Ошибки в представлении логической структуры проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа в существенной степени (на 25–30%) отклоняется от заданных рамок.
Нет собственной точки зрения либо она слабо аргументирована. Примеры, приведенные в ответе в качестве практических иллюстраций, в малой степени соответствуют изложенным теоретическим аспектам.
Текст работы примерно наполовину представляет собой стандартные обороты и фразы из учебника/лекций. Обилие ошибок в стилистике, много стилистических штампов. Есть 3–5 орфографических ошибок.
Работа выполнена не очень аккуратно, встречаются помарки и исправления.
Продемонстрировано крайне слабое владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (неуместность употребления, неверные аббревиатуры, искаженное толкование и т.д.), присутствуют многочисленные ошибки в употреблении терминов.
Продемонстрировано крайне низкое (отрывочное) знание фактического материала, много фактических ошибок – практически все факты (данные) либо искажены, либо неверны.
Ответ представляет собой сплошной текст без структурирования, нарушена заданная логика. Части ответа не взаимосвязаны логически. Нарушена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа более чем в 2 раза меньше или превышает заданный. Показаны неверные ассоциативные взаимосвязи категорий и терминов дисциплины.
Отсутствует аргументация изложенной точки зрения, нет собственной позиции. Отсутствуют примеры из практики либо они неадекватны.
Текст ответа представляет полную кальку текста учебника/лекций. Стилистические ошибки приводят к существенному искажению смысла. Большое число орфографических ошибок в тексте (более 10 на страницу).
Работа выполнена неаккуратно, с обилием помарок и исправлений. В работе один абзац и больше позаимствован из какого-либо источника без ссылки на него.
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- соответствие решения сформулированным в кейсе вопросам (адекватность проблеме и рынку);
- оригинальность подхода (новаторство, креативность);
- применимость решения на практике;
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Концепция игры
Роли:
Задания (вопросы, проблемные ситуации и др.)
Ожидаемый (е) результат(ы)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
качество усвоения информации;
выступление;
содержание вопроса;
качество ответов на вопросы;
значимость дополнений, возражений, предложений;
уровень делового сотрудничества;
соблюдение правил деловой игры;
соблюдение регламента;
активность;
правильное применение профессиональной лексики.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
для учета в рейтинге (оценка)
Индивидуальные творческие задания (проекты):
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- актуальность темы;
- соответствие содержания работы выбранной тематике;
- соответствие содержания и оформления работы установленным требованиям;
- обоснованность результатов и выводов, оригинальность идеи;
- новизна полученных данных;
- личный вклад обучающихся;
- возможности практического использования полученных данных.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
п/п