учреждение высшего образования
«Бурятская государственная сельскохозяйственная академия имени В.Р. Филиппова»
Экономический факультет
Бухгалтерский учет и аудит
Направленность (профиль) Учет и финансы
в учебном плане
является дисциплиной обязательной для изучения
дисциплины кафедра
Семестр 6, 7
- 08.002. Профессиональный стандарт "БУХГАЛТЕР", утверждённый приказом Министерства труда и социальной защиты Российско Федерации от 21 февраля 2019 г. N 103н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 25 марта 2019 г., регистрационный N 54154);
Зав. кафедрой Базарова М.У.
п/п
на заседании кафедры
Заведующий кафедрой
Базарова М.У.
(представитель работодателя)
Задачи: - формирование системы знаний и практических навыков для ведения профессиональной деятельности в сфере бухгалтерского учета в сельскохозяйственном производстве;
- знаний, умений, навыков анализировать и интерпретировать бухгалтерскую, финансовую и иную информацию для формирования профессионального суждения при принятии управленческих решений на уровне экономических субъектов;
- овладение трудовыми действиями, умениями и знаниями в области организации процесса формирования информации в системе бухгалтерского учета в сельскохозяйственном производстве.
ПКС-4: Способен к организации и управлению процессом ведения бухгалтерского учета и отчетности в экономическом субъекте;
ПКС-4.1. ИД-1.
Организует и планирует процесс формирования информации в системе бухгалтерского учета
- знать
законодательство РФ в области бухгалтерского учета
- уметь
определять способы ведения бухгалтерского учета и формировать учетную политику экономического субъекта
- владеть
способностью организовывать и планировать процесс формирования информации в системе бухгалтерского учета
- законодательство РФ в области бухгалтерского учета;
- отраслевое законодательство в сфере деятельности сельскохозяйственной организации.:
- способностью анализировать и интерпретировать бухгалтерскую информацию;
- способностью формировать профессиональное суждение при принятии управленческих решений в области бухгалтерского учета в сельскохозяйственном производстве.:
форма текущего контроля успеваемости)
работ
учета в сельском хозяйстве
сельском хозяйстве
ее продажи
Microsoft OfficeProPlus 2016 RUS OLP NL Acdmc. Договор № ПП-61/2015 г. О поставке программных продуктов от 9 декабря 2015 года
Microsoft Windows Vista Business Russian Upgrade Academic OPEN No Level Государственный контракт № 25 от 1 апреля 2008 года
http://www.garant.ru/
- использование специализированных (адаптированных) рабочих программ дисциплин (модулей) и методов обучения и воспитания, включая наличие альтернативной версии официального сайта организации в сети «Интернет» для слабовидящих;
- использование специальных учебников, учебных пособий и других учебно-методических материалов, включая альтернативные форматы печатных материалов (крупный шрифт или аудиофайлы);
- использование специальных технических средств обучения (мультимедийное оборудование, оргтехника и иные средства) коллективного и индивидуального пользования, включая установку
мониторов с возможностью трансляции субтитров, обеспечение надлежащими звуковыми
воспроизведениями информации;
- предоставление услуг ассистента (при необходимости), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь или услуги сурдопереводчиков / тифлосурдопереводчиков;
- проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий для разъяснения отдельных вопросов изучаемой дисциплины (модуля);
- проведение процедуры оценивания результатов обучения возможно с учетом особенностей нозологий (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, в форме тестирования и т.п.) при использовании доступной формы предоставления заданий оценочных средств и ответов на задания (в печатной форме увеличенным шрифтом, в форме аудиозаписи, в форме электронного документа, задания зачитываются ассистентом, задания предоставляются с использованием сурдоперевода) с
использованием дополнительного времени для подготовки ответа;
- обеспечение беспрепятственного доступа обучающимся в учебные помещения, туалетные и другие помещения организации, а также пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов и других приспособлений);
- обеспечение сочетания онлайн и офлайн технологий, а также индивидуальных и коллективных форм работы в учебном процессе, осуществляемом с использованием дистанционных образовательных технологий;
- и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение ОПОП ВО.
В целях реализации ОПОП ВО в академии оборудована безбарьерная среда, учитывающая потребности лиц с нарушением зрения, с нарушениями слуха, с нарушениями опорно-двигательного
аппарата. Территория соответствует условиям беспрепятственного, безопасного и удобного передвижения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Вход в учебный корпус
оборудован пандусами, стекла входных дверей обозначены специальными знаками для слабовидящих, используется система Брайля. Сотрудники охраны знают порядок действий при прибытии в академию лица с ограниченными возможностями. В академии создана толерантная социокультурная среда, осуществляется необходимое сопровождение образовательного процесса,
при необходимости предоставляется волонтерская помощь обучающимся инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья.
1. Особенности бухгалтерского учета на сельскохозяйственном предприятии (ПКС-4, ТФВ/01.6)
2. План счетов финансово-хозяйственной деятельности сельскохозяйственной организации (ПКС-4, ТФ В/01.6)
3. Нормативная база бухгалтерского учета в АПК (ПКС-4, ТФ В/01.6)
4. Учетная политика сельскохозяйственной организации (ПКС-4, ТФ В/01.6)
5. Экономическое содержание сельскохозяйственных запасов: удобрений, посадочного материала, удобрений, кормов (ПКС-4, ТФ В/01.6)
6. Документальное оформление поступления и расходования (ПКС-4, ТФ В/01.6)
7. Организация складского учета (ПКС-4, ТФ В/01.6)
8. Оценка сельскохозяйственных запасов (ПКС-4, ТФ В/01.6)
9. Синтетический и аналитический учет семян, посадочного материала, удобрений и кормов (ПКС-4, ТФ В/01.6)
10. Контроль за сохранностью материальных ценностей. Учет переоценки сельскохозяйственных запасов (ПКС-4, ТФ В/01.6)
11. Экономическое содержание объекта учета и задачи учета животных на выращивании и откорме (ПКС-4, ТФ В/01.6)
12. Первичный учет животных на выращивании и откорме и методы оценки (ПКС-4, ТФ В/01.6)
13. Синтетический и аналитический учет животных на выращивании и откорме (ПКС-4, ТФВ/01.6)
14. Отражение операций по движению животных на выращивании и откорме в регистрах учета (ПКС-4, ТФ В/01.6)
15. Экономическое содержание основных средств и капитальных вложений, задачи их учета (ПКС-4, ТФ В/01.6)
16. Классификация основных средств в сельском хозяйстве и их оценка (ПК-14, ТФ В/01.6)
17. Документальное оформление, инвентарный, аналитический и синтетический учет основных средств (ПКС-4, ТФ В/01.6)
19. Учет амортизации, ликвидации и выбытия основных средств (ПКС-4, ТФ В/01.6)
20. Инвентаризация основных средств (ПКС-4, ТФ В/01.6)
21. Учет строительства, осуществляемого подрядным способом (ПКС-4, ТФ В/01.6)
22. Учет строительства, осуществляемого хозяйственным способом (ПКС-4, ТФ В/01.6)
23. Учет затрат по закладке и выращиванию многолетних насаждений (ПКС-4, ТФ В/01.6)
24. Учет затрат по формированию основного стада (ПКС-4, ТФ В/01.6)
25. Первичная документация по учету расчетов с персоналом по оплате труда (ПКС-4, ТФ В/01.6)
Перечень экзаменационных вопросов
1. Особенности бухгалтерского учета на сельскохозяйственном предприятии (ПКС-4, ТФ В/01.6)
2. План счетов финансово-хозяйственной деятельности сельскохозяйственной организации (ПКС-4, ТФ В/01.6)
3. Нормативная база бухгалтерского учета в АПК (ПКС-4, ТФ В/01.6)
4. Учетная политика сельскохозяйственной организации(ПКС-4, ТФ В/01.6)
5. Экономическое содержание сельскохозяйственных запасов: удобрений, посадочного материала, удобрений, кормов (ПКС-4, ТФ В/01.6)
6. Основные задачи их учета (ПКС-4, ТФ В/01.6)
7. Документальное оформление поступления и расходования (ПКС-4, ТФ В/01.6)
8. Организация складского учета (ПКС-4, ТФ В/01.6)
9. Оценка сельскохозяйственных запасов (ПКС-4, ТФ В/01.6)
10. Синтетический и аналитический учет семян, посадочного материала, удобрений и кормов (ПКС-4, ТФ В/01.6)
11. Контроль за сохранностью материальных ценностей. Учет переоценки сельскохозяйственных запасов (ПКС-4, ТФ В/01.6)
12. Экономическое содержание объекта учета и задачи учета животных на выращивании и откорме (ПКС-4, ТФ В/01.6)
13. Первичный учет и методы оценки (ПКС-4, ТФ В/01.6)
14. Синтетический и аналитический учет животных на выращивании и откорме (ПКС-4, ТФ В/01.6)
15. Отражение операций по движению животных на выращивании и откорме в регистрах учета (ПКС-4, ТФ В/01.6)
16. Экономическое содержание основных средств и капитальных вложений, задачи их учета (ПКС-4, ТФ В/01.6)
17. Классификация основных средств в сельском хозяйстве и их оценка (ПКС-4, ТФ В/01.6)
18. Документальное оформление, инвентарный, аналитический и синтетический учет основных средств (ПКС-4, ТФ В/01.6)
19. Учет приобретения основных средств (ПКС-4, ТФ В/01.6)
20. Учет амортизации, ликвидации и выбытия основных средств (ПКС-4, ТФ В/01.6)
21. Инвентаризация основных средств (ПКС-4, ТФ В/01.6)
22. Учет строительства, осуществляемого подрядным способом (ПКС-4, ТФ В/01.6)
23. Учет строительства, осуществляемого хозяйственным способом (ПКС-4, ТФ В/01.6)
24. Учет затрат по закладке и выращиванию многолетних насаждений (ПКС-4, ТФ В/01.6)
25. Учет затрат по формированию основного стада (ПКС-4, ТФ В/01.6)
26. Первичная документация (ПКС-4, ТФ В/01.6)
27. Обобщение и группировка учетных данных (ПКС-4, ТФ В/01.6)
28. Учет расчетов с персоналом по оплате труда и контроль за использованием фонда оплаты труда (ПКС-4, ТФ В/01.6)
29. Отражение расчетов по оплате труда в регистрах бухгалтерского учета (ПКС-4, ТФ В/01.6)
30. Учет затрат и исчисление себестоимости работ и услуг вспомогательных производств (ПКС-4, ТФ В/01.6)
31. Учет затрат на организацию и управление производством (ПКС-4, ТФ В/01.6
32. Учет затрат и исчисление себестоимости продукции растениеводства (ПКС-4, ТФ В/01.6)
33. Учет затрат и исчисление себестоимости продукции животноводства (ПКС-4, ТФ В/01.6)
34. Учет затрат и исчисление себестоимости продукции промышленных производств (ПКС-4, ТФ В/01.6)
35. Закрытие операционных и результативных счетов (ПКС-4, ТФ В/01.6)
36. Первичный учет поступления и использования продукции растениеводства (ПКС-4, ТФ В/01.6)
37. Первичный учет поступления и использования продукции животноводства (ПКС-4, ТФ В/01.6)
38. Первичный учет поступления и использования продукции промышленных производств (ПКС-4, ТФ В/01.6)
39. Синтетический и аналитический учет готовой продукции (ПКС-4, ТФ В/01.6)
40. Первичный учет продаж (ПКС-4, ТФ В/01.6)
41. Учет расходов на продажу (ПКС-4, ТФ В/01.6)
42. Синтетический и аналитический учет продаж (ПКС-4, ТФ В/01.6)
43. Понятие финансовых результатов деятельности сельскохозяйственной организации.
44. Учет прибылей и убытков (ПКС-4, ТФ В/01.6)
45. Учет нераспределенной прибыли (непокрытого убытка) (ПКС-4, ТФ В/01.6)
46. Учет доходов будущих периодов (ПКС-4, ТФ В/01.6)
47. Отражение операций по учету финансовых результатов деятельности в регистрах бухгалтерского учета (ПКС-4, ТФ В/01.6)
48. Периодическая отчетность (ПКС-4, ТФ В/01.6)
49. Годовая отчетность (ПКС-4, ТФ В/01.6)
50. Сводная отчетность (ПКС-4, ТФ В/01.6)
51. Специализированные формы бухгалтерской (финансовой) отчетности сельскохозяйственной организации (ПКС-4, ТФ В/01.6)
1. Особенности бухгалтерского учета на сельскохозяйственном предприятии
2. Учет материально-производственных запасов (удобрений)
3. Учет посадочного материала
4. Учет кормов
5. Складского учет запасов
6. Оценка сельскохозяйственных запасов
7. Учет переоценки сельскохозяйственных запасов
8. Учет животных на выращивании и откорме
9. Первичный учет и методы оценки животных на выращивании и откорме
10. Учет основных средств
11. Учет капитальных вложений.
12. Классификация основных средств в сельском хозяйстве и их оценка.
13. Учет приобретения основных средств.
14. Учет амортизации, ликвидации и выбытия основных средств.
15. Инвентаризация основных средств.
16. Учет строительства, осуществляемого подрядным способом.
17. Учет строительства, осуществляемого хозяйственным способом.
18. Учет затрат по закладке и выращиванию многолетних насаждений.
19. Учет затрат по формированию основного стада.
20. Учет расчетов с персоналом по оплате труда в растениеводстве
21. Контроль за использованием фонда оплаты труда.
22. Формирование фонда оплаты труда.
23. Первичный учет оплаты труда в сельском хозяйстве.
24. Учет расчетов с персоналом по оплате труда в животноводстве.
25. Учет расчетов с персоналом по оплате труда в вспомогательном производстве
26. Отражение расчетов по оплате труда в регистрах бухгалтерского учета.
27. Учет затрат и исчисление себестоимости работ и услуг вспомогательных производств.
28. Учет затрат на организацию и управление производством.
29. Учет затрат и исчисление себестоимости продукции растениеводства.
30. Учет затрат и исчисление себестоимости продукции животноводства.
31. Учет затрат и исчисление себестоимости продукции промышленных производств.
32. Закрытие операционных и результативных счетов.
33. Первичный учет поступления и использования продукции растениеводства.
34. Первичный учет поступления и использования продукции животноводства.
35. Первичный учет поступления и использования продукции промышленных производств.
36. Синтетический и аналитический учет готовой продукции.
37. Первичный учет продаж.
38. Учет расходов на продажу.
39. Синтетический и аналитический учет продаж.
40. Понятие финансовых результатов деятельности сельскохозяйственной организации.
41. Учет прибылей и убытков.
42. Учет нераспределенной прибыли (непокрытого убытка).
43. Учет доходов будущих периодов.
44. Отражение операций по учету финансовых результатов деятельности в регистрах
бухгалтерского учета.
45. Периодическая отчетность.
46. Годовая отчетность.
47. Сводная отчетность.
48. Специализированные формы бухгалтерской (финансовой) отчетности
сельскохозяйственной организации.
Тема. Учет сельскохозяйственных запасов
Задание. Указать первичные документы. Выполнить бухгалтерские записи по приведенным
фактам хозяйственной жизни. Открыть и заполнить аналитические счета материальных ценностей,
регистры синтетического учета
Тема. Учет животных на выращивании и откорме
Задание. Указать первичные документы. Выполнить бухгалтерские записи по приведенным
фактам хозяйственной жизни. Составить ведомость движения скота по счету 11 «Животные на выращивании и откорме» за сентябрь 20__г. Открыть и регистры синтетического учета
Тема. Особенности учета основных средств и капитальных вложений в сельском хозяйстве
Задание. Указать первичные документы. Выполнить бухгалтерские записи по приведенным
фактам хозяйственной жизни. Открыть и заполнить регистры аналитического и синтетического учета
Тема. Учет труда и его оплаты в сельском хозяйстве
Задание. Указать первичные документы. Начислить заработную плату механизатору. Выполнить бухгалтерские записи по приведенным фактам хозяйственной жизни. Открыть и заполнить регистры аналитического и синтетического учета.
в соответствии с Положением по оплате труда. Определить норму производства продукции за год.
Рассчитать расценку за 1 ц прироста живой массы. Начислить заработную плату скотнику за месяц.
Выполнить бухгалтерские записи по приведенным фактам хозяйственной жизни. Открыть и заполнить
регистры аналитического и синтетического учета. Определить тарифную часть заработной платы.
Подсчитать расчетную величину заработной платы. Определить коэффициент распределения приработка. Определить коэффициент распределения премии. Определить индивидуальный сдельный
приработок и сумму премии, причитающуюся каждому исполнителю. Выполнить бухгалтерские записи
12
по приведенным фактам хозяйственной жизни. Открыть и заполнить регистры аналитического и синтетического учета
Тема. Учет затрат и калькулирование себестоимости продукции в сельском хозяйстве
Задание. Указать первичные документы. Выполнить бухгалтерские записи по приведенным
фактам хозяйственной жизни. Открыть и заполнить регистры аналитического и синтетического учета
Тема. Учет сельскохозяйственной продукции и ее продажи. Учет финансовых результатов
Задание. Указать первичные документы. Составить корреспонденции счетов. Определить
размер выручки. Определить финансовый результат от продажи продукции. Открыть и заполнить
регистры аналитического и синтетического учета
Критерии оценивания:
– правильность выполнения задания на практическую работу в соответствии с вариантом;
– степень усвоения теоретического материала по теме практической работы;
– способность продемонстрировать преподавателю навыки работы в инструментальной программной среде, а также применить их к решению типовых задач, отличных от варианта задания;
– качество подготовки отчета по практической работе;
– правильность и полнота ответов на вопросы преподавателя при защите работы.
Шкала оценивания
Баллы для учета
в рейтинге (оценка) Степень удовлетворения критериям
86-100 баллов
«отлично» Выполнены все задания практической работы, обучающийся четко и без ошибок ответил на все контрольные вопросы
71-85 баллов
«хорошо» Выполнены все задания практической работы; обучающийся ответил на все кон-трольные вопросы с замечаниями
56-70 баллов
«удовлетворительно» Выполнены все задания практической работы с замечаниями; обучающийся отве-тил на все контрольные вопросы с замечаниями
менее 56 баллов
«неудовлетворительно» Обучающийся не выполнил или выполнил неправильно задания практической работы; обучающийся ответил на контрольные вопросы с ошибками или не ответил на контрольные вопросы
Комплект контрольных вопросов для проведения устных опросов
Тема. Особенности организации бухгалтерского учета в сельском хозяйстве
1. Назовите нормативные документы, отражающие особенности учета в этой отрасли
2. Назовите объекты учета, характерные для сельского хозяйства
3. Отличительные особенности Плана счетов финансово-хозяйственной деятельности сель-скохозяйственной организации
4. Отличительные особенности аспектов учетной политики сельскохозяйственной организации
Тема. Учет сельскохозяйственных запасов
1. Первичная документация по учету кормов
2. Первичная документация по учету семенного материала
3. Первичная документация по учету медикаментов
4. Первичная документация по учету средств защиты растений
5. Первичная документация по учету удобрений
6. Организация складского учета
7. Оценка сельскохозяйственных запасов.
8. Синтетический и аналитический учет семян и посадочного материала
9. Синтетический и аналитический учет удобрений
10. Синтетический и аналитический учет кормов
11. Синтетический и аналитический учет медикаментов
12. Синтетический и аналитический учет средств защиты растений
1. Первичный учет животных на выращивании и откорме
2. Методы оценки
3. Синтетический и аналитический учет животных на выращивании и откорме
4. Отражение операций по движению животных на выращивании и откорме в регистрах учета
Тема. Особенности учета основных средств и капитальных вложений в сельском хозяйстве
1. Классификация основных средств в сельском хозяйстве и их оценка
2. Документальное оформление основных средств
3. Инвентарный учет основных средств
5. Учет приобретения основных средств
6. Учет амортизации основных средств.
7. Учет ликвидации и выбытия основных средств
8. Учет строительства, осуществляемого подрядным способом
9. Учет строительства, осуществляемого хозспособом
110. Учет затрат по закладке и выращиванию многолетних насаждений
11. Учет затрат по формированию основного стада.
Тема. Учет труда и его оплаты в сельском хозяйстве
1. Обобщение и группировка учетных данных
2. Учет расчетов с персоналом по оплате труда
3. Отражение расчетов по оплате труда в регистрах бухгалтерского учета
Тема. Учет затрат и калькулирование себестоимости продукции в сельском хозяйстве
1. Учет затрат вспомогательных производств
2. Исчисление себестоимости работ и услуг вспомогательных производств
3. Учет затрат на организацию и управление производством
4. Учет затрат на производство продукции растениеводства
5. Исчисление себестоимости продукции растениеводства
6. Учет затрат на производство продукции животноводства
7. Исчисление себестоимости продукции животноводства
8. Учет затрат на производство продукции промышленных производств
9. Исчисление себестоимости продукции промышленных производств
6. Закрытие операционных и результативных счетов
Тема. Учет сельскохозяйственной продукции и ее продажи
1. Первичный учет поступления и использования продукции растениеводства
2. Первичный учет поступления и использования продукции животноводства
3. Первичный учет поступления и использования продукции промышленных производств
4. Синтетический и аналитический учет готовой продукции растениеводства
5. Синтетический и аналитический учет готовой продукции животноводства
6. Синтетический и аналитический учет готовой продукции промышленных производств
7. Первичный учет продаж
8. Учет расходов на продажу
9. Синтетический и аналитический учет продаж
Тема. Учет финансовых результатов
1. Учет финансовых результатов от продажи продукции растениеводства
2. Учет финансовых результатов от продажи продукции животноводства
3. Учет финансовых результатов от продажи продукции промышленных производств
4. Учет финансовых результатов от прочей деятельности
5. Учет прибылей и убытков
6. Распределение прибыли
Тема. Бухгалтерская (финансовая) отчетность сельскохозяйственной организации
1. Периодическая отчетность
2. Годовая отчетность
3. Сводная отчетность
4. Специализированные формы бухгалтерской (финансовой) отчетности сельскохозяй-ственной организации
Критерии оценивания:
– правильность ответа по содержанию вопроса (учитывается количество и характер ошибок при ответе);
– полнота и глубина ответа (учитывается количество усвоенных фактов, понятий и т.п.);
– сознательность ответа (учитывается понимание излагаемого материала);
– логика изложения материала (учитывается умение строить целостный, последовательный рассказ, грамотно пользоваться специальной терминологией);
– использование дополнительного материала;
– рациональность использования времени, отведенного на задание (не одобряется затяну-тость устного ответа во времени с учетом индивидуальных особенностей обучающихся).
Шкала оценивания:
Баллы для учета в рейтинге (оценка) Степень удовлетворения критериям
86-100 баллов
«отлично» Обучающийся полно и аргументировано отвечает по содержанию вопроса; обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные; излагает материал последовательно и правильно
71-85 баллов
«хорошо» Обучающийся достаточно полно и аргументировано отвечает по содержанию вопроса; обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные; излагает материал последо-вательно. Допускает 1-2 ошибки, исправленные с помощью наводящих вопросов
56-70 баллов
менее 56 баллов
«неудовлетворительно» Обучающийся обнаруживает незнание ответа на соответствующий вопрос, до-пускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Отмечаются недостатки в подготовке обучающегося, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом
Комплект заданий для деловой игры «Доклад и дискуссия»
Концепция игры.
Объект имитации. Процедура подготовки устного выступления (доклада, дискуссии) на задан-ную тему, само выступление и дискуссия по нему.
Сценарий. Первый этап - Исходная информация об игре. Второй этап - Распределение ролей и формирование секций, изучение инструкций игроками и правил игры, установление регламента. Тре-тий этап - Ролевое общение внутри группы. Четвертый этап - Выступление экспертов с оценкой игры. Пятый этап - Разбор игры преподавателем
Роли. Лидер, докладчик, оппонент, провокатор, регистратор, эксперт
Ожидаемые результаты. Научить применять на практике методику подготовки устного выступ-ления (доклада, дискуссии); выработать умение вести дискуссию; отработать процедуру задавания вопросов и ответов на них, выявив типичные недостатки и способы их устранения; освоить новые формы устных выступлений; научиться принимать коллективные решения; закрепить лекционный ма-териал.
Задание. Подготовить доклады
Тема. Особенности организации бухгалтерского учета в сельском хозяйстве
Особенности бухгалтерского учета на сельскохозяйственном предприятии.
План счетов финансово-хозяйственной деятельности сельскохозяйственной организации.
Учетная политика сельскохозяйственной организации.
Тема. Учет сельскохозяйственных запасов
Экономическое содержание сельскохозяйственных запасов: удобрений, посадочного матери-ала, удобрений, кормов.
Учет переоценки сельскохозяйственных запасов.
Тема. Учет животных на выращивании и откорме
Экономическое содержание объекта учета и задачи учета животных на выращивании и откор-ме
Методы оценки
Тема. Особенности учета основных средств и капитальных вложений в сельском хозяйстве
Экономическое содержание основных средств и капитальных вложений и задачи их учета
Классификация основных средств в сельском хозяйстве и их оценка
Инвентаризация основных средств.
Тема. Учет труда и его оплаты в сельском хозяйстве
Первичная документация по учету труда и его оплаты в сельском хозяйстве
Контроль за использованием фонда оплаты труда
Тема. Учет затрат и калькулирование себестоимости продукции в сельском хозяйстве
Учет затрат и исчисление себестоимости продукции растениеводства
Учет затрат и исчисление себестоимости продукции животноводства
Учет затрат и исчисление себестоимости продукции промышленных производств
Закрытие операционных и результативных счетов
Тема. Учет сельскохозяйственной продукции и ее продажи
Первичный учет поступления и использования продукции растениеводства
Первичный учет поступления и использования продукции животноводства
Первичный учет поступления и использования продукции промышленных производств
Критерии оценивания:
- качество усвоения информации;
- выступление;
- содержание вопроса;
- качество ответов на вопросы;
- значимость дополнений, возражений, предложений;
- уровень делового сотрудничества;
- соблюдение правил деловой игры;
- соблюдение регламента;
- активность;
- правильное применение профессиональной лексики.
Шкала оценивания
Баллы для учета в рейтинге (оценка) Степень удовлетворения критериям
86-100 баллов
«отлично» Участник деловой игры продемонстрировал понимание сути поставленной проблемы; теоретические положения изложены с использованием профессиональной лексики; ответы и выступления четкие и краткие, логически последовательные; активное участие в деловой игре
71-85 баллов
«хорошо» Участник деловой игры продемонстрировал понимание сути
56-70 баллов
«удовлетворительно» Участник деловой игры продемонстрировал понимание сути поставленной проблемы; теоретические положения изложены со слабым использованием профессиональной лексики; ответы и выступления многословные, нечеткие и без должной логической последовательности; пассивное участие в деловой игре
менее 56 баллов
«неудовлетворительно» Участник деловой игры продемонстрировал затруднения в понимании сути поставленной проблемы; отсутствие необходимых знаний и умений для решения проблемы; затруднения в построении самостоятельных высказываний; обучающийся практически не принимает участия в игре.
Комплект заданий для практической подготовки
Задание 1. На основании первичных документов начислить заработную плату механизатору.
Задание 2. Начислить заработную плату скотнику
Задание 3. Составить расчетно-платежную ведомость
Задание 4. Открыть и заполнить регистры аналитического и синтетического учета
Комплект заданий для самостоятельной работы обучающихся
Задание 1. Изучить вопросы для подготовки к занятиям
Тема. Особенности организации бухгалтерского учета в сельском хозяйстве
1. Назовите нормативные документы, отражающие особенности учета в этой отрасли
2. Назовите объекты учета, характерные для сельского хозяйства
3. Отличительные особенности Плана счетов финансово-хозяйственной деятельности сель-скохозяйственной организации
4. Отличительные особенности аспектов учетной политики сельскохозяйственной организации
Тема. Учет сельскохозяйственных запасов
1. Первичная документация по учету кормов
2. Первичная документация по учету семенного материала
3. Первичная документация по учету медикаментов
4. Первичная документация по учету средств защиты растений
5. Первичная документация по учету удобрений
6. Организация складского учета
7. Оценка сельскохозяйственных запасов.
8. Синтетический и аналитический учет семян и посадочного материала
9. Синтетический и аналитический учет удобрений
10. Синтетический и аналитический учет кормов
11. Синтетический и аналитический учет медикаментов
12. Синтетический и аналитический учет средств защиты растений
1. Первичный учет животных на выращивании и откорме
2. Методы оценки
3. Синтетический и аналитический учет животных на выращивании и откорме
4. Отражение операций по движению животных на выращивании и откорме в регистрах учета
Тема. Особенности учета основных средств и капитальных вложений в сельском хозяйстве
1. Классификация основных средств в сельском хозяйстве и их оценка
2. Документальное оформление основных средств
3. Инвентарный учет основных средств
4. Аналитический и синтетический учет основных средств
5. Учет приобретения основных средств
6. Учет амортизации основных средств.
7. Учет ликвидации и выбытия основных средств
8. Учет строительства, осуществляемого подрядным способом
9. Учет строительства, осуществляемого хозспособом
110. Учет затрат по закладке и выращиванию многолетних насаждений
11. Учет затрат по формированию основного стада.
Тема. Учет труда и его оплаты в сельском хозяйстве
1. Обобщение и группировка учетных данных
2. Учет расчетов с персоналом по оплате труда
3. Отражение расчетов по оплате труда в регистрах бухгалтерского учета
Тема. Учет затрат и калькулирование себестоимости продукции в сельском хозяйстве
1. Учет затрат вспомогательных производств
2. Исчисление себестоимости работ и услуг вспомогательных производств
3. Учет затрат на организацию и управление производством
4. Учет затрат на производство продукции растениеводства
5. Исчисление себестоимости продукции растениеводства
6. Учет затрат на производство продукции животноводства
7. Исчисление себестоимости продукции животноводства
8. Учет затрат на производство продукции промышленных производств
6. Закрытие операционных и результативных счетов
Тема. Учет сельскохозяйственной продукции и ее продажи
1. Первичный учет поступления и использования продукции растениеводства
2. Первичный учет поступления и использования продукции животноводства
3. Первичный учет поступления и использования продукции промышленных производств
4. Синтетический и аналитический учет готовой продукции растениеводства
5. Синтетический и аналитический учет готовой продукции животноводства
6. Синтетический и аналитический учет готовой продукции промышленных производств
7. Первичный учет продаж
8. Учет расходов на продажу
9. Синтетический и аналитический учет продаж
Тема. Учет финансовых результатов
1. Учет финансовых результатов от продажи продукции растениеводства
2. Учет финансовых результатов от продажи продукции животноводства
3. Учет финансовых результатов от продажи продукции промышленных производств
4. Учет финансовых результатов от прочей деятельности
5. Учет прибылей и убытков
6. Распределение прибыли
Тема. Бухгалтерская (финансовая) отчетность сельскохозяйственной организации
5. Периодическая отчетность
6. Годовая отчетность
7. Сводная отчетность
8. Специализированные формы бухгалтерской (финансовой) отчетности сельскохозяй-ственной организации
Задание 2. Самостоятельно изучить вопросы и подготовить конспект литературных источни-ков
Тема. Особенности организации бухгалтерского учета в сельском хозяйстве
1. Особенности бухгалтерского учета на сельскохозяйственном предприятии
2. Влияние естественных и социальных факторов на сельскохозяйственное производство
Тема. Учет сельскохозяйственных запасов
1. Экономическое содержание сельскохозяйственных запасов: удобрений, посадочного мате-риала, удобрений, кормов
2. Основные задачи учета сельскохозяйственных запасов
3. Контроль за сохранностью материальных ценностей
4. Учет переоценки сельскохозяйственных запасов.
Тема. Учет животных на выращивании и откорме
1. Экономическое содержание объекта учета
2. Задачи учета животных на выращивании и откорме
Тема. Особенности учета основных средств и капитальных вложений в сельском хозяйстве
1. Экономическое содержание основных средств и задачи их учета
2. Экономическое содержание капитальных вложений и задачи их учета
3. Классификация основных средств в сельском хозяйстве и их оценка
4. Инвентаризация основных средств
Тема. Учет труда и его оплаты в сельском хозяйстве
1. Первичная документация
2. Контроль за использованием фонда оплаты труда
Тема. Учет затрат и калькулирование себестоимости продукции в сельском хозяйстве
1. Экономическое содержание затрат
2. Задачи учета
3. Методы калькулирования себестоимости продукции в сельском хозяйстве
Тема. Учет сельскохозяйственной продукции и ее продажи
1. Экономическое содержание процесса продажи продукции
2. Задачи учета продажи продукции в сельском хозяйстве
Тема. Учет финансовых результатов
1. Экономическое содержание прибыли
2. Задачи учета финансовых результатов
Критерии оценивания:
- полнота раскрытия самостоятельно изучаемых вопросов;
- правильность формулировки и использования понятий и категорий.
Шкала оценивания
Баллы для учета в рейтинге (оценка) Степень удовлетворения критериям
86-100 баллов «отлично» Выполнены все задания самостоятельной работы, обучающийся четко и без ошибок ответил на все вопросы, изученные самостоятельно
71-85 баллов
«хорошо» Выполнены все задания самостоятельной работы; обучающийся ответил на все вопросы, изученные самостоятельно, с замечаниями
56-70 баллов
«удовлетворительно» Выполнены все задания самостоятельной работы с замечаниями; обучающийся ответил на все вопросы, изученные самостоятельно, с замечаниями
Менее 56 баллов
Комплект тестовых заданий
Раздел 1. Бухгалтерский учет активов в сельскохозяйственном производстве
Задание 1 (выберите один вариант ответа). Для первичного учета зерна, убранного комбай-нами, могут быть использованы:
а) требование-накладная
б) путевки на вывоз продукции с поля +
в) лимитно-заборная карта
г) расходный ордер
Задание 2 (выберите один вариант ответа). На списание семян при выращивание овощей от-крытого грунта, составляется бухгалтерская запись:
а) Дт 23 Кт 10
б) Дт 26 Кт 10
в) Дт 10 Кт 20
г) Дт 20 Кт 10 +
Задание 3 ( выберите один вариант ответа). Корма собственного производства текущего го-да, списываются на затраты животноводства:
а) по фактической себестоимости приобретения
б) по плановой себестоимости их производства +
в) по рыночной стоимости
г) по договорной стоимости
Задание 4 (выберите один вариант ответа). В молочном скотоводстве получаемый приплод в течение года оценивают:
а) по фактической себестоимости +
б) по плановой себестоимости головы приплода
в) по плановой себестоимости одной головы приплода, равной 60 кормо-дней содержания матки
г) исходя из живой массы теленка и плановой себестоимости килограмма живой массы телен-ка
Задание 5 (выберите один вариант ответа). Первичный документ на оприходование телят, яг-нят, поросят, составляют:
а) в возрасте одних суток
б) не позднее числа месяца
в) в день их рождения +
г) в течение первой недели их рождения
Задание 6 (выберите один вариант ответа). Учет животных на ферме ведут в:
а) книге складского учета
б) книге учета движения животных и птицы +
в) отчете о движении скота и птицы на ферме
г) отчете о движении материальных ценностей
Задание 7 (выберите один вариант ответа). На перевод молодняка животных в основное ста-до составляется бухгалтерская запись:
а) Дт 08 Кт 11 +
б) Дт 11 Кт 08
в) Дт 11 Кт 20
г) Дт 01 Кт 20
Задание 8 (выберите один вариант ответа). При принятии молодых многолетних насаждений в эксплуатационные составляется бухгалтерская запись:
а) Дт 01 Кт 01 +
б) Дт 08 Кт 08
в) Дт 01 Кт 20
г) Дт 01 Кт 20
Задание 9 (выберите один вариант ответа). Начисление амортизации по продуктивному скоту:
а) не производится
б) производится +
в) производится только по сумме чисел лет срока полезного использования
г) производится если это указано в учетной политике
Раздел 2. Бухгалтерский учет расчетов, доходов и расходов в сельскохозяйственном произ-водстве
Задание 10 (выберите один вариант ответа). Начисление оплаты труда трактористам произ-водится на основании:
а) требования
б) накладной внутрихозяйственного назначения
в) учетного листа тракториста-машиниста +
г) талона
Задание 11 (выберите один вариант ответа). На стоимость готовой продукции, выданных в счет оплаты труда работникам, составляется бухгалтерская запись:
а) Дт 70 Кт 43
б) Дт 43 Кт 70
в) Дт 90 Кт 70
г) Дт 70 Кт 90
а) Дт 94 Кт 43
б) Дт 94 Кт 91
в) Дт 99 Кт 43 +
г) Дт 91 Кт 43
Задание 12 (выберите один вариант ответа). Оприходование молока осуществляется с ис-пользованием первичного документа:
а) ведомость учета движения молока
б) журнал учета надоя молока +
в) акт на оприходование
г) ведомость
Задание 13 (выберите один вариант ответа). При признании в учете выручки от продажи зер-на, составляется бухгалтерская запись:
а) Дт 99 Кт 43
б) Дт 90 Кт 43
в) Дт 62 Кт 90 +
г) Дт 62 Кт 99
Задание 14 (выберите один вариант ответа). Синтетический учет продажи готовой продукции ведется в журнале-ордере:
а) № 10
б) № 11 +
в) № 6
г) № 7
Задание 15. На поступление выручки от продажи продукции (работ, услуг) работникам за наличный расчет, составляется бухгалтерская запись:
а) Дт 50 Кт 43
б) Дт 70 Кт 90
в) Дт 90 Кт 70
г) Дт 50 Кт 70 +
Задание 16 (выберите один вариант ответа). При каком методе учета затраты непосредственно относят на конкретный объект учета, по которому исчисляют себестоимость продукции
а) позаказном +
б) попроцессном
в) попередельном
г) нормативном
Задание 17 (выберите один вариант ответа). Расходы, связанные с производством нескольких видов продукции называют:
а) прямыми
б) косвенными +
в) накладными
г) основными
Задание 18 (выберите один вариант ответа). Первым отчетным годом для организаций, со-зданных после 30 сентября, считается:
а) период с даты государственной регистрации экономического субъекта по 31 декабря того же календарного года включительно
б) период с даты государственной регистрации экономического субъекта по 31 декабря календарного года, следующего за годом его государственной регистрации включительно +
в) 12 полных месяцев от даты государственной регистрации юридического лица
г) период с 1 января по 31 декабря текущего года.
Задание 19 (выберите один вариант ответа). Остаток по счету 11 «Животные на выращивании и откорме» отражается по статье бухгалтерского баланса:
а) запасы +
б) основные средства
в) прочие оборотные активы
г) прочие оборотные активы
Задание 20 (выберите один вариант ответа). Остаток начисленного резерва на оплату пред-стоящих отпусков работников отражается статье баланса:
а) расходы будущих периодов
б) оценочные резервы +
в) затраты в незавершенном производстве
г) кредиторская задолженность
Задание 21 (выберите один вариант ответа). Форма № 9-АПК называется:
а) отчет о производстве, себестоимости и реализации продукции животноводства
б) отчет о производстве, затратах, себестоимости и реализации продукции растениеводства +
в) отчет о численности и заработной плате работников организации
г) отчет о затратах на основное производство
Задание 22 (выберите один вариант ответа). Данные о производстве всех видов продукции и затрат труда, средств по
а) 13-АПК +
б) 9-АПК
в) 15-АПК
г) 8-АПК
Задание 23 (выберите один вариант ответа). Амортизация основных средств, используемых для нужд управления, отражается записью:
а) Дт 23 Кт 02
б) Дт 02 Кт 01
в) Дт 26 Кт 02 +
г) Дт 02 Кт 26
Задание 24 (выберите один вариант ответа). Оприходование многолетних трав оформляется следующим первичным документом:
а) акт приемки грубых и сочных кормов +
б) дневник поступления продукции АПК
в) накладная внутрихозяйственного назначения
г) реестр приемки грубых кормов
Задание 25 (выберите один вариант ответа). Затраты на содержание опылительного пчело-водства за минусом побочной продукции списывают в дебет счета:
а) 20-1 +
б) 20-2
в) 23
г) 25
Задание 26 (выберите один вариант ответа). Животных и птиц, переданных на доращивание гражданам по договорам, отражают в форме №:
а) 13-АПК
б) 15-АПК +
в) 14-АПК
г) 8-АПК
Задание 27 (выберите один вариант ответа). По итогам инвентаризации на складе выявлена недостача кормов в количестве 80 кг по фактической себестоимости 350 руб. за 1 кг. По приказу ру-ководителя на материально-ответственное лицо недостача кормов отнесена по рыночной стоимости 400 руб. за 1 кг. Разница между балансовой и рыночной стоимостью недостающих кормов учитыва-ется на счете:
а) 91
б) 90
в) 98 +
г) 99
Задание 28 (выберите один вариант ответа). По итогам инвентаризации на складе выявлена недостача кормов в количестве 80 кг по фактической себестоимости 350 руб. за 1 кг. По приказу ру-ководителя на материально-ответственное лицо недостача кормов отнесена по рыночной стоимости 400 руб. за 1 кг. На недостачу кормов составляется бухгалтерская запись:
а) Дт 91 Кт 43
б) Дт 94 Кт 10 +
в) Дт 10 Кт 94
г) Дт 91 Кт 10
Задание 29 (выберите один вариант ответа). По итогам инвентаризации на складе выявлена недостача кормов в количестве 80 кг по фактической себестоимости 350 руб. за 1 кг. По приказу ру-ководителя на материально-ответственное лицо недостача кормов отнесена по рыночной стоимости 400 руб. за 1 кг. Разница между балансовой и рыночной стоимостью имущества по заявлению работ-ника будет удержана из заработной платы работника в течение 4 месяцев. Сумма удержания недоста-чи из заработной платы за первый месяц составит:
а) 4000 руб.
б) 32000 руб.
в) 8000 руб. +
г) 7000 руб.
Задание 30 (выберите один вариант ответа). Перевод молодняка животных в основное стадо отражается на счете:
а) 08-4
б) 08-7
в) 08-1
г) 08-6 +
Критерии оценивания
- отношение правильно выполненных заданий к общему их количеству
Шкала оценивания
Баллы для учета в рейтинге (оценка) Степень удовлетворения критериям
86-100 баллов «отлично» Выполнено от 26 до 30 тестов
71-85 баллов «хорошо» Выполнено от 21 до 25 теста
56-70 баллов «удовлетворительно» Выполнено от 16 до 20 тестов
0-55 баллов «неудовлетворительно» Выполнено менее 15 тестов
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– правильность ответа по содержанию задания (учитывается количество и характер ошибок при ответе);
– полнота и глубина ответа (учитывается количество усвоенных фактов, понятий и т.п.);
– сознательность ответа (учитывается понимание излагаемого материала);
– логика изложения материала (учитывается умение строить целостный, последовательный рассказ, грамотно пользоваться специальной терминологией);
– использование дополнительного материала;
– рациональность использования времени, отведенного на задание (не одобряется затянутость выполнения задания, устного ответа во времени, с учетом индивидуальных особенностей обучающихся).
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- теоретический уровень знаний;
- качество ответов на вопросы;
- подкрепление материалов фактическими данными (статистические данные или др.);
- практическая ценность материала;
- способность делать выводы;
- способность отстаивать собственную точку зрения;
- способность ориентироваться в представленном материале;
- степень участия в общей дискуссии.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
(дискуссии, полемики, диспута, дебатов)
«отлично»
используется терминология; показано умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации; высказывать свою точку зрения.
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
– правильность формулировки и использования понятий и категорий;
– правильность выполнения заданий/ решения задач;
– аккуратность оформления работы и др.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
(обязательно для дисциплин, где по УП предусмотрена контрольная работа)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Примерные критерии оценивания:
– правильность выполнения задания на практическую/лабораторную работу в соответствии с вариантом;
– степень усвоения теоретического материала по теме практической /лабораторной работы;
– способность продемонстрировать преподавателю навыки работы в инструментальной программной среде, а также применить их к решению типовых задач, отличных от варианта задания;
– качество подготовки отчета по практической / лабораторной работе;
– правильность и полнота ответов на вопросы преподавателя при защите работы
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания практических занятий (лабораторных работ):
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
В качестве критериев могут быть выбраны, например:
– соответствие срока сдачи работы установленному преподавателем;
– соответствие содержания и оформления работы предъявленным требованиям;
– способность выполнять вычисления;
– умение использовать полученные ранее знания и навыки для решения конкретных задач;
– умение отвечать на вопросы, делать выводы, пользоваться профессиональной и общей лексикой;
– обоснованность решения и соответствие методике (алгоритму) расчетов;
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
расчетно-графической работы, работы на тренажере
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Тема (темы) / Раздел дисциплины (модуля)
Тестовые задания по данной теме (темам)/Разделу с указанием правильных ответов.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- отношение правильно выполненных заданий к общему их количеству
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Задачи реконструктивного уровня
Задачи творческого уровня
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота знаний теоретического контролируемого материала;
– полнота знаний практического контролируемого материала, демонстрация умений и навыков решения типовых задач, выполнения типовых заданий/упражнений/казусов;
– умение самостоятельно решать проблему/задачу на основе изученных методов, приемов, технологий;
– умение ясно, четко, логично и грамотно излагать собственные размышления, делать умозаключения и выводы;
– полнота и правильность выполнения задания.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
(рефератов, докладов, сообщений)
для учета в рейтинге (оценка)
Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ четко структурирован и выстроен в заданной логике. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа укладывается в заданные рамки при сохранении смысла.
Продемонстрировано умение аргументировано излагать собственную точку зрения. Видно уверенное владение освоенным материалом, изложение сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.
Высокая степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала: стилистические обороты, манера изложения, словарный запас. Отсутствуют стилистические и орфографические ошибки в тексте.
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
– знание фактического материала, отсутствие фактических ошибок;
– умение логически выстроить материал ответа;
– умение аргументировать предложенные подходы и решения, сделанные выводы;
– степень самостоятельности, грамотности, оригинальности в представлении материала (стилистические обороты, манера изложения, словарный запас, отсутствие или наличие грамматических ошибок);
– выполнение требований к оформлению работы.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся).
Примерная шкала оценивания письменных работ:
Продемонстрировано владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (уместность употребления, аббревиатуры, толкование и т.д.), отсутствуют ошибки в употреблении терминов.
Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ в достаточной степени структурирован и выстроен в заданной логике без нарушений общего смысла. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа незначительно превышает заданные рамки при сохранении смысла.
Продемонстрировано умение аргументированно излагать собственную точку зрения, но аргументация не всегда убедительна. Изложение лишь отчасти сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.
Достаточная степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала. Встречаются мелкие и не искажающие смысла ошибки в стилистике, стилистические штампы. Есть 1–2 орфографические ошибки.
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
Продемонстрировано достаточное владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины, есть ошибки в употреблении и трактовке терминов, расшифровке аббревиатур.
Ошибки в использовании категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ плохо структурирован, нарушена заданная логика. Части ответа логически разорваны, нет связок между ними. Ошибки в представлении логической структуры проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа в существенной степени (на 25–30%) отклоняется от заданных рамок.
Нет собственной точки зрения либо она слабо аргументирована. Примеры, приведенные в ответе в качестве практических иллюстраций, в малой степени соответствуют изложенным теоретическим аспектам.
Текст работы примерно наполовину представляет собой стандартные обороты и фразы из учебника/лекций. Обилие ошибок в стилистике, много стилистических штампов. Есть 3–5 орфографических ошибок.
Работа выполнена не очень аккуратно, встречаются помарки и исправления.
Продемонстрировано крайне слабое владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (неуместность употребления, неверные аббревиатуры, искаженное толкование и т.д.), присутствуют многочисленные ошибки в употреблении терминов.
Ответ представляет собой сплошной текст без структурирования, нарушена заданная логика. Части ответа не взаимосвязаны логически. Нарушена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа более чем в 2 раза меньше или превышает заданный. Показаны неверные ассоциативные взаимосвязи категорий и терминов дисциплины.
Отсутствует аргументация изложенной точки зрения, нет собственной позиции. Отсутствуют примеры из практики либо они неадекватны.
Текст ответа представляет полную кальку текста учебника/лекций. Стилистические ошибки приводят к существенному искажению смысла. Большое число орфографических ошибок в тексте (более 10 на страницу).
Работа выполнена неаккуратно, с обилием помарок и исправлений. В работе один абзац и больше позаимствован из какого-либо источника без ссылки на него.
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- соответствие решения сформулированным в кейсе вопросам (адекватность проблеме и рынку);
- оригинальность подхода (новаторство, креативность);
- применимость решения на практике;
- глубина проработки проблемы (обоснованность решения, наличие альтернативных вариантов, прогнозирование возможных проблем, комплексность решения).
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Концепция игры
Роли:
Задания (вопросы, проблемные ситуации и др.)
Ожидаемый (е) результат(ы)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
качество усвоения информации;
выступление;
содержание вопроса;
качество ответов на вопросы;
значимость дополнений, возражений, предложений;
уровень делового сотрудничества;
соблюдение правил деловой игры;
соблюдение регламента;
активность;
правильное применение профессиональной лексики.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
для учета в рейтинге (оценка)
Индивидуальные творческие задания (проекты):
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- актуальность темы;
- соответствие содержания работы выбранной тематике;
- соответствие содержания и оформления работы установленным требованиям;
- обоснованность результатов и выводов, оригинальность идеи;
- новизна полученных данных;
- личный вклад обучающихся;
- возможности практического использования полученных данных.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
п/п