учреждение высшего образования
«Бурятская государственная сельскохозяйственная академия имени В.Р. Филиппова»
Агрономический факультет
Общее земледелие
направленность (профиль) Агробизнес
в учебном плане
является дисциплиной обязательной для изучения
дисциплины кафедра
Семестр 2
- ;
Зав. кафедрой Соболев В.А.
п/п
на заседании кафедры
Заведующий кафедрой
Соболев В.А.
Задачи: Задачи: изучить атмосферные процессы, законы, управляющих развитием атмосферных процессов, методы активного воздействия на атмосферные процессы, с целью устранения или смягчения вредного влияния погоды и климата на практическую деятельность человека, процессы развития погоды, наблюдаемые в атмосфере, мероприятия по преобразованию климата и погоды.
ОПК-4: Способен реализовывать современные технологии и обосновывать их применение в профессиональной деятельности;;
:
ИД-2 не знает элементы системы земледелия и технологии возделывания сельскохозяйственных культур применительно к почвенно--климатическим условиям с учетом агроландшафтной характеристики территорий;
ИД-2 знает элементы системы земледелия и технологии возделывания сельскохозяйственных культур применительно к почвенно--климатическим условиям с учетом агроландшафтной характеристики территорий;
ИД-2 знает хорошо т элементы системы земледелия и технологии возделывания сельскохозяйственных культур применительно к почвенно--климатическим условиям с учетом агроландшафтной характеристики территорий;
ИД-2 знает отлично элементы системы земледелия и технологии возделывания сельскохозяйственных культур применительно к почвенно--климатическим условиям с учетом агроландшафтной характеристики территорий;
:
ИД-2Не умеет обосновывать элементы системы земледелия и технологии возделывания сельскохозяйственных культур применительно к почвенно--климатическим условиям с учетом агроландшафтной характеристики территорий;
ИД-2 умеет удовлетворительно обосновывать элементы системы земледелия и технологии возделывания сельскохозяйственных культур применительно к почвенно--климатическим условиям с учетом агроландшафтной характеристики территорий.
ИД-2 умеет хорошо обосновывать элементы системы земледелия и технологии возделывания сельскохозяйственных культур применительно к почвенно--климатическим условиям с учетом агроландшафтной характеристики территорий.
ИД-2 умеет отлично обосновывать элементы системы земледелия и технологии возделывания сельскохозяйственных культур применительно к почвенно--климатическим условиям с учетом агроландшафтной характеристики территорий.
ИД-2 Не владеет навыками обосновывать элементы системы земледелия и технологии возделывания сельскохозяйственных культур применительно к почвенно--климатическим условиям с учетом агроландшафтной характеристики территорий;
ИД-2 Владеет удовлетворительно элементами системы земледелия и технологии возделывания сельскохозяйственных культур применительно к почвенно--климатическим условиям с учетом агроландшафтной характеристики территорий;
ИД-2 Владеет хорошо элементами системы земледелия и технологии возделывания сельскохозяйственных культур применительно к почвенно--климатическим условиям с учетом агроландшафтной характеристики территорий;
ИД-2 Владеет отлично элементами системы земледелия и технологии возделывания сельскохозяйственных культур применительно к почвенно--климатическим условиям с учетом агроландшафтной характеристики территорий.
форма текущего контроля успеваемости)
работ
Microsoft OfficeProPlus 2016 RUS OLP NL Acdmc. Договор № ПП-61/2015 г. О поставке программных продуктов от 9 декабря 2015 года
Microsoft Windows Vista Business Russian Upgrade Academic OPEN No Level Государственный контракт № 25 от 1 апреля 2008 года
http://www.garant.ru/
- использование специализированных (адаптированных) рабочих программ дисциплин (модулей) и методов обучения и воспитания, включая наличие альтернативной версии официального сайта организации в сети «Интернет» для слабовидящих;
- использование специальных учебников, учебных пособий и других учебно-методических материалов, включая альтернативные форматы печатных материалов (крупный шрифт или аудиофайлы);
- использование специальных технических средств обучения (мультимедийное оборудование, оргтехника и иные средства) коллективного и индивидуального пользования, включая установку
мониторов с возможностью трансляции субтитров, обеспечение надлежащими звуковыми
воспроизведениями информации;
- предоставление услуг ассистента (при необходимости), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь или услуги сурдопереводчиков / тифлосурдопереводчиков;
- проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий для разъяснения отдельных вопросов изучаемой дисциплины (модуля);
- проведение процедуры оценивания результатов обучения возможно с учетом особенностей нозологий (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, в форме тестирования и т.п.) при использовании доступной формы предоставления заданий оценочных средств и ответов на задания (в печатной форме увеличенным шрифтом, в форме аудиозаписи, в форме электронного документа, задания зачитываются ассистентом, задания предоставляются с использованием сурдоперевода) с
использованием дополнительного времени для подготовки ответа;
- обеспечение сочетания онлайн и офлайн технологий, а также индивидуальных и коллективных форм работы в учебном процессе, осуществляемом с использованием дистанционных образовательных технологий;
- и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение ОПОП ВО.
В целях реализации ОПОП ВО в академии оборудована безбарьерная среда, учитывающая потребности лиц с нарушением зрения, с нарушениями слуха, с нарушениями опорно-двигательного
аппарата. Территория соответствует условиям беспрепятственного, безопасного и удобного передвижения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Вход в учебный корпус
оборудован пандусами, стекла входных дверей обозначены специальными знаками для слабовидящих, используется система Брайля. Сотрудники охраны знают порядок действий при прибытии в академию лица с ограниченными возможностями. В академии создана толерантная социокультурная среда, осуществляется необходимое сопровождение образовательного процесса,
при необходимости предоставляется волонтерская помощь обучающимся инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья.
1. Что такое атмосфера, какова ее высота?
2. На какие слои делится атмосфера по высоте?
3. Какие приборы применяются для измерения атмосферного давления?
4. Назовите потоки солнечной радиации и единицы их измерения?
5. Перечислите приборы, при помощи которых измеряются потоки солнечной радиации?
6. Что такое альбедо, и от каких факторов зависит его величина?
7. Что такое радиационный баланс деятельного слоя и каковы его составляющие?
8. Что такое барометрическое нивелирование?
9. Что такое барическая ступень?
10.Что такое альбедо, и от каких факторов зависит его величина?
11.Что называют излучением земли , атмосферы и эффективным излучением
12.Какие теплофизические характеристики почвы вы знаете?
13.Что такое оранжерейный эффект?
14.От каких факторов зависит нагревание и охлаждение воздуха?
15.0т каких факторов зависит нагревание и охлаждение почвы?
16. Перечислите законы распространения тепла в глубь почвы?
17. Типы переноса тепла?
18.Что такое стратификация атмосферы?
19.Что такое вертикальный градиент температуры?
20.Что такое изотермия и температурная инверсия?
Вопросы 2 модуля
1. Что такое конденсация и сублимация водяного пара?
2. Что такое ядра конденсации?
3. Что такое абсолютная и относительная влажность, от чего зависит их величина?
4. Что такое дефицит насыщения?
5. Что такое парциальное давление и давление насыщенного водяного пара, как связаны эти характеристики с влажностью воздуха?
6. При каких физических условиях из облаков выпадают осадки?
7. Перечислите виды твердых и жидких осадков, из каких облаков они выпадают?
8. Какова роль снежного покрова?
9. Снежные мелиорации.
10.Что такое ветер, чем он характеризуется? Причины возникновения ветра?
11 .Назовите местные ветры и дайте им характеристику?
12.Что такое роза ветров, при каких сельскохозяйственных работах она
учитывается?
13.Что такое циклон?
14.Какая погода устанавливается в циклоне?
15.Что такое антициклон?
16.Что называется трансформацией воздушной массы?
17. Перечислите формы облаков, связанные с холодным фронтом.
18. Перечислите формы облаков, связанные с теплым фронтом.
19. На какие семейства и формы делятся облака?
20. Какая погода устанавливается в антициклоне?
1. Преобразования солнечной радиации в атмосфере и на земной поверхности.
2. Распределение радиационного баланса по земной поверхности.
3. Годовой режим солнечной радиации в различных климатических поясах.
4. причины и характер распределения температуры воздуха в атмосфере. Адиабатический процесс.
6. Процессы испарения и конденсации влаги на земной поверхности и в свободной атмосфере.
7. Атмосферные осадки. Типы годового режима атмосферных осадков, их распределение по земной поверхности.
8. Основные закономерности распределения атмосферного давления по земной поверхности. Центры действия атмосферы.
9. Глобальная схема общей циркуляции атмосферы.
10. Типы воздушных масс, из распространение в различных климатических поясах.
11. Атмосферные фронты.
12. Циклоны и антициклоны.
13. Тропические циклоны, тайфуны, ураганы.
14. Малые атмосферные вихри.
15. Карты погоды.
16. Прогнозы погоды.
17. Классификация климатов Б.П.Алисова.
18. Местные климаты и микроклиматы.
19. Колебания климата, климаты прошлых эпох.
20. Современные изменения климата.
Комплект разноуровневых задач (заданий)
1. Атмосферное давление
1. На метеорологической станции, расположенной на некоторой высоте над уровнем моря, атмосферное давление составляло 744 мм, при температуре воздуха 10°С, на уровне моря в это время наблюдалось 760 мм, при температуре воздуха 18°С. Определите превышение одной станции над другой.
2. На метеорологической станции, расположенной на высоте 200 метров, отмечалось атмосферное давление 1025 гПа при температуре воздуха - 20°С. Определить давление на уровне моря.
3. На метеорологической станции, на высоте 150 м над уровнем моря наблюдалось атмосферное давление 740 мм, при температуре 5°С. Приведите давление к уровню моря.
4. На уровне моря атмосферное давление составило 1013 гПа, при температуре 0°С. Определите величину барометрической ступени.
5. Определите высоту горы, если у подножия давление 1015 гПа, температура воздуха 24°С, на вершине горы давление составило 978 гПа, температура 17°С.
6. На метеорологической станции, расположенной на некоторой высоте над уровнем моря, атмосферное давление составляло 752 мм, при температуре воздуха 10°С, на уровне моря давление 753,5 мм, при температуре воздуха 10,5°С. Определить превышение между двумя точками.
7. На метеостанции А, расположенной на высоте 200 метров над уровнем моря, температура составила 100, давление 1000 гПа. Определите давление на уровне моря.
8. На станции Пионерская (Н=2700 м) наблюдалась температура воздуха – 60°С, при атмосферном давлении 700 гПа. Определить давление на уровне моря, если вертикальный градиент температуры воздуха 0,60 на каждые 100 метров.
9. На метеостанции, расположенной 400 метров над уровнем моря давление р=1002 гПа, температура воздуха 20°С, вертикальный температурный градиент λ= 0,60 на 100 метров. Определить давление на уровне моря.
10. На метеостанции, высота которой 150 метров, давление 1000 гПа, температура 100. Вычислить давление на уровне моря.
11 Вычислить превышение горного участка над долиной, если при барометрическом нивелировании получены следующие данные: давление в долине 985,4 гПа при температуре 21,5°С, на горном участке соответственно 978 гПа при температуре 17,0°С.
12 Определить высоту горы, если у подножия давление 1015 гПа, температура воздуха 24,0°С; на вершине горы давление 990 гПа, температура 16,0°С.
13 Для передачи метеорологических данных в гидрологический центр показание барометра 1002,5 гПа при температуре 20,0°С требуется привести к уровню моря. Метеостанция расположена на высоте 400 м. Какое давление передал наблюдатель, если вертикальный градиент температуры равен 0,6°С/100 м?
14 При запуске радиозона у поверхности земли давление равнялось
1012,6 гПа, а температура воздуха 24,6 ºС. При входе прибора в кучевое облако отмечалось давление 942,4 гПа и температура воздуха 19,4 ºС. Какова высота нижней границы облака?
15 Вычислить барометрическую ступень у поверхности Земли при давлении 1000,0 гПа и температуре воздуха– 40,0 0,0 и 40,0 ºС. На сколько метров надо переместиться по вертикали вблизи земной поверхности при обычных условиях, чтобы давление изменилось на 1 гПа? Когда – летом или зимой (днем или ночью) – давление с высотой уменьшается быстрее?
16 На метеорологической станции, расположенной на высоте 150 м, отмечалось атмосферное давление 1025 гПа при температуре – 20,5 ºС. Привести давление к уровню моря.
Раздел 2. Солнечная радиация
1. Вычислить сумму фотосинтетически активной радиации, если среднее значение прямой солнечной радиации S=840 Вт/м2, рассеянной D=140 Вт/м2, средняя высота солнца над горизонтом 320 (sin 320=0,53).
2. Найти радиационный баланс травы, имеющей альбедо A_k=20 %, если прямая солнечная радиация на горизонтальную поверхность S^'=546 Вт/м2, рассеянная D=140 Вт/м2, эффективное излучение E_эф=105 Вт/м2.
3. Высота солнца 450 (sin 45°=0,70), инсоляция при перпендикулярном падении лучей S'=1400 Вт/м2, рассеянная радиация составляет 20 % от S', эффективное излучение E_эф=57 Вт/м2. Определить радиационный баланс картофельного поля, если А=20 %.
5. Чему равно альбедо, если величина прямой солнечной радиации, измеренная актинометром S=200 Вт/м2, высота солнца над горизонтом 30°, рассеянная радиация D=100 Вт/м2, отраженная радиация R_k=50 Вт/м2?
6. Определить отраженную радиацию (R_k) от поверхности пшеничного поля (A_k= 20 %), если суммарная радиация Q =960 Вт/м2.
7. Каков радиационный баланс поверхности песчаной почвы (A_k=35%), если интенсивность солнечной радиации – S^'=0,85 кал/(см2.мин), рассеянной радиации D=0,20 кал/см2.мин, а величина эффективного излучения E_эф=0,10 кал/см2.мин.?
8. Интенсивность прямой солнечной радиации S=1,1 кал/см2.мин, интенсивность рассеянной радиации D=0,40 кал/см2мин. Сколько калорий отражает и сколько поглощает поверхность песка? Наблюдения проводились при высоте солнца 45° (sin 45°=0,71, Aпеска=35 %)?
9. Вычислить радиационный баланс поверхности почвы, покрытой зелѐной травой (A_k=26 %) на метеорологической площадке, если величина инсоляции горизонтальной поверхности S^'=1,1 кал/см2мин, рассеянная радиация D=0,20 кал/см2мин, а эффективное излучение E_эф=0,16 кал /см2мин.
10. Определить инсоляцию утром и в полдень при высоте солнца над горизонтом 30 и 40°, если энергетическая освещенность прямой солнечной радиации составляет 0,84 кВт/м2.
11. Вычислить суммарную солнечную радиацию при следующих данных: высота солнца 80°, прямая солнечная радиация S=0.67 кВт/м2, рассеянная D= 0,18 кВт/м2.
12. По результатам наблюдении (10 июля 1985 г.) получены следующие данные.
Время,ч 7 9 11 13 15 17 19
S^' кВт/м2 0,18 0,48 0,68 0,71 0,54 0,29 0,04
D кВт/м2 0,07 0,10 0,12 0,14 0,13 0,11 0,07
Вычислить суммарную радиацию Q для каждого часа наблюдений и по этим значениям определить ФАР.
13. Высота солнца 45º, инсоляция при перпендикулярном падении лучей 1400 Вт/м2, рассеянная радиация оставляет 20% от инсоляции, эффективное излучение 57 Вт/м2. Определить радиационный баланс картофельного поля (A_k=18 %).
14. Вычислить сумму ФАР за 1 ч, если среднее значение прямой радиации составляет 840 Вт/м2, рассеянной 140 Вт/м2, средняя высота солнца 32º.
15. Картофель в районе Смоленска вегетирует с 15 мая по 31 августа. Вычислить сумму ФАР за этот период и сравнить суммой ФАР вегетационный период (с температурой воздуха выше 10ºС).
Раздел 3. Температура воздуха и почвы
1. На высоте 100 метров температура воздуха составила 20ºС, а на высоте 700 метров она равна 170. Определить вертикальный градиент температуры.
2. Определить сумму активных и эффективных температур воздуха для томатов в июле, если среднемесячная температура воздуха 20º.
3. На уровне моря температура воздуха 12º, вертикальный градиент температуры 0,6ºС на 100 м. Определите температуру на высоте 400 метров.
4. Среднесуточная температура воздуха 15ºС. Определить активную и эффективную температуру за сутки для картофеля.
5. На уровне моря температура воздуха 12,5º. Определить температуру воздуха на высоте 600 метров, если вертикальный градиент температуры 0,5º/100 м.
6. На уровне моря температура воздуха 2,4ºС, а на высоте 440 метров она равна 4,6ºС. Определить вертикальный температурный градиент.
7. Определить сумму активных и эффективных температур для гречихи за июнь, если средняя температура первой декады июня 12º, второй 16º, третьей 17ºС.
8. Посев пшеницы проведен 25 апреля. Почва дерново-подзолистая тяжелосуглинистая. Температура 5º. Определить дату появления всходов.
9. Температура воздуха у Земли 17,5º. Какова температура воздуха на высоте 600 метров, если среднее значение вертикального температурного градиента этого слоя равно 0,8º/100 м.?
10. На уровне моря температура воздуха 16,8º (Т0), до 400 метров отмечается приземная инверсия при вертикальном температурном градиенте 0,7ºС/100 м, а выше вертикальный температурный градиент 0,4º/100 м. Какова температура воздуха?
11. У земной поверхности температура воздуха 35,2º, а в психрометрической будке (на высоте 2 м) 33,2ºС. Определить вертикальный температурный градиент в приземном слое атмосферы.
12. Определить сумму активных и эффективных температур воздуха для огурцов в июле, если средняя температура 1-й декады 22º, 2-й – 24º, 3-й – 26º.
13. На высоте 650 метров температура воздуха 24,5º при вертикальном градиенте 0,6º/100 м. Привести температуру к уровню моря.
Раздел 4. Влажность воздуха
1. Температура сухого термометра t=100, а влажного t1=50, давление воздуха р=1000 гПа, психрометрический коэффициент А=0,0008. Определить парциальное давление, абсолютную и относительную влажность, дефицит и точку росы.
2. Температура воздуха 20°, относительная влажность 60%. Вычислить парциальное давление, абсолютную влажность, дефицит, точку росы.
3. Определить относительную влажность при температуре 18,3° и парциальном давлении водяного пара 10,5 гПа.
4. Определить абсолютную влажность, если температура воздуха 15°, а относительная влажность 70 %.
5. По волосному гигрометру относительная влажность воздуха 60 %, температура воздуха 21,8°. Определить
6. В станционном психрометре температура по сухому термометру 18,5°, а смоченный показывает 15,50. Атмосферное давление р=1000 гПа, аспирационный коэффициент А=0,0008. Определить парциальное давление, относительную влажность воздуха, дефицит и точку росы.
7. Температура воздуха 15°, относительная влажность 50%. Определить месячную величину испарения с поверхности почвы.
8. Определить дефицит насыщения водяного пара (d) при температуре воздуха 12,5° и парциальном давлении е=10,4 гПа.
9. Т воздуха 10°, относительная влажность 60 %. Определить месячную величину испарения (Wм) поверхности почвы.
10. Определить испаряемость с водной поверхности за месяц (Ем), если среднемесячная температура над водой 10°, относительная влажность воздуха 60 %, скорость ветра 5 м/с.
11. Температура воздуха 16°, относительная влажность 60%. Определить парциальное давление водяного пара, абсолютную влажность, дефицит.
12. Температура воздуха по сухому термометру 10°, по смоченному 4°, атмосферное давление р=1000гПа, психрометрический коэффициент А=0,0008. Определить парциальное давление водяного пара, абсолютную и относительную влажность, дефицит и точку росы.
Раздел 5. Осадки
1. При сильном ливне выпало 18 мм осадков за 10 минут. Какова интенсивность ливня? Сколько воды выпало на 1 га каждую минуту?
2. При выпадении обложного дождя в течение 6 часов в осадкомере оказалось 5 мм осадков. Какова интенсивность дождя.
3. Масса пробы снега 180 г, а ее объем 1200 см3. Сколько кубических метров воды приходится на 1 гектар, если средняя высота снежного покрова 40 см.
4. Температура воздуха 15º, относительная влажность 70 %. Определить испарение с поверхности почвы за месяц.
5. Масса пробы снега 160 г, а ее объём 1100 см3. Сколько кубических метров воды приходится на 1 га, если средняя высота снежного покрова 50 см.
6. Высота снежного покрова 40 см, плотность 0,3 г/см3. Вычислить запасы воды в снеге перед снеготаянием.
7. Средняя величина плотности снега d=0,15 г/см3, высота снега 30 см. Определить количество воды м3\га, которое образуется на полях.
8. При выпадении обложного дождя в течение 5 часов в осадкомере оказалось 7,2 мм воды. Какова интенсивность дождя, сколько м3 воды поступило за это время на 1 га посевов.
9. Объем взятой пробы снега составляет 1800 см3, а масса воды в этой пробе 500 г. Определить плотность снега.
10. Определить запас воды в снежном покрове, если высота его 40 см, а плотность 0,2 г/см3.
Раздел 6. Заморозки
1. В 13 часов температура сухого термометра 6,0º, смоченного 2,0º, относительная влажность 50 %, облачность в 21 час 2 балла. Определить ожидаемую минимальную температуру воздуха.
2. Рассчитать минимальную температуру воздуха и почвы по следующим данным: температура в 13 часов по сухому термометру 8,6º, по смоченному термометру 4,4º, относительная влажность 45 %, облачность в 21 час 2 балла.
3. Определите ожидаемую минимальную температуру воздуха и почвы, если в 13 часов температура по сухому термометру 4,7º, по смоченному 2,7º, относительная влажность 80 %, облачность в 21 час 4 балла.
4. Определите ожидаемую минимальную температуру воздуха и почвы, если в 13 часов температура по сухому термометру 7,8º, по смоченному 5,80º. относительная влажность85 %, облачность в 21 час 10 баллов.
5. В 13 часов температура сухого термометра 8,0ºсмоченного 4,0º, относительная влажность 55 %, облачность в 21 час 8 баллов. Определить ожидаемую минимальную температуру воздуха и почвы.
6. Вычислить минимальную температуру воздуха и почвы по следующим данным: температура воздуха по сухому термометру 8,5º, по смоченному термометру 6,5º, относительная влажность 70 %, облачность 6 баллов.
7. В 13 часов температура воздуха по сухому термометру 7,1º, по смоченному 3,1º. Относительная влажность 40 %, облачность в 21 час 2 балла. Определить ожидаемую минимальную температуру воздуха и почвы.
8. Вычислить ожидаемую минимальную температуру воздуха и почвы, если в 13 часов температура сухого термометра 7,5º, смоченного 3,5º, относительная влажность 60 %, облачность в 21 час 3 балла.
9. В 13 часов температура воздуха по сухому термометру 5,0º, по смоченному 2,0º, относительная влажность 45 %, облачность 2 балла. Определить ожидаемую минимальную температуру воздуха и почвы.
10. Вычислить минимальную температуру воздуха и почвы по следующим данным: температура воздуха в 13 часов по сухому термометру 4,5º, по смоченному 2,5º, относительная влажность 75 %, в 21 час облачность 8 баллов.
Раздел 7.Засухи
1. Определить ГТК и вероятность наступления засухи за август, если средняя температура воздуха первой декады 20º, второй 19º, третьей 180. Месячное количество осадков 62 мм.
2. На метеостанции 15 июня получены следующие показатели: запасы продуктивной влаги (Wпр) в метровом слое почвы весной 150 мм, количество осадков с начала весны до 15 июня m=70 мм, сумма положительных температур 960º.
3. Определить ГТК и вероятность наступления засухи за июль, если осадков выпало 50 мм. Среднемесячная температура воздуха 24º.
4. На агрометеостанции 20 июня запасы продуктивной влаги (Wпр) в метровом слое почвы 136 мм. Количество осадков с весны до 20 июня составило 90 мм. Определить показатель засушливости К, если к этому сроку была накоплена сумма положительных температур воздуха 900º.
5. Определить ГТК и вероятность наступления засухи за июль месяц, если осадков выпало 60 мм, среднемесячная температура воздуха 18º.
6. В пахотном горизонте почвы (0-20см) запасы продуктивной влаги (Wпр) составляют 15 мм. Определить вероятность засухи.
8. На агрометеостанции 20 мая запасы продуктивной влаги (Wпр) в метровом слое почвы весной составили 140 мм. Количество осадков с весны составило 100 мм. Определить показатель засушливости (К), если к этому сроку была накоплена сумма положительных температур воздуха 1000ºС.
9. В пахотном горизонте почвы (0-20см) запасы продуктивной влаги 25 мм. Определить вероятность засухи.
10. Определить вероятность засухи по ГТК в августе, если среднемесячная температура воздуха 18º. Месячное количество осадков 60 мм.
11. На метеорологическом посту 10 июня получены следующие данные: запасы продуктивной влаги в метровом слое почвы весной 120 мм, количество осадков с весны до 10 июня 50 мм, сумма положительных температур воздуха 820 ºС. Наступит ли при этих условиях засуха?
12. На пшеничном поле 15 июня влажность в метровом слое почвы равна 22% при влажности устойчивого завядания 11% и объемной массе почвы 1,20 г/см3. Количество осадков с весны составило 95мм. Определить показатель засушливости, если к этому сроку была накоплена сумма положительных температур воздуха 850 ºС.
13. Определить интенсивность засухи, если максимальная температура днем составила 32 ºС, давление насыщенного пара 47,6 гПа, а парциальное давление водяного пара 12,6 гПа.
14. Определить интенсивность суховея, если при скорости ветра 15 м/с дефицит влажности воздуха 13 ч. составлял 37 гПа. Сколько воды испарится в сутки с 1га.
Раздел 8.Фенологический прогноз
1. Определить ожидаемую дату восковой спелости озимой ржи, если Д1=2.06, Дср=15.07, А=540º, среднемесячная температура июня 18º, средняя температура первой декады июля 18,5º, второй декады 19º.
2. Определить ожидаемую дату восковой спелости озимой ржи, если Д1=5.06, Дср=19.07, А=540º, среднемесячная температура июня 16,0º, средняя температура первой декады июля 17,0º, средняя температура второй декады 17,5º.
3. Определить ожидаемую дату восковой спелости озимой ржи, если Д1= 6.06, Дср=20.07, А=5400, среднемесячная температура июня 16º, средняя температура первой декады июля 17,0º, средняя температура второй декады июля 19º.
4. Определить ожидаемую дату восковой спелости пшеницы если: Д1=12.06, Дср=22.07, А=490º, среднемесячная температура июня 16,0º, средняя температура первой декады июля 17,0º, второй декады 18,0º, третьей декады 20,0º.
5. Определить ожидаемую дату восковой спелости озимой ржи, если Д1=3.06, Дср=19.07, А=540º, среднемесячная температура июня 16,0º, средняя температура первой декады июля 17,0º, средняя температура второй 19º.
6. Определить ожидаемую дату восковой спелости озимой ржи, если Д1=1.06, Дср=16.07, А=540º, среднемесячная температура июня 17º, средняя температура первой декады июля 18,0º, второй декады 19,0º.
7. Определить ожидаемую дату восковой спелости яровой пшеницы, если Д1=12.06, Дср=23.07, А=490º, среднемесячная температура июня 17,0º, средняя температура первой декады июля 18,0º, средняя температура второй декады июля 18,00, третьей декады июля 19,0º.
8. Определить ожидаемую дату восковой спелости яровой пшеницы, если Д1=13.06, Дср=24.07, А=490º, среднемесячная температура июня 17,0º, средняя температура первой декады июля 18,0º, средняя температура второй декады июля 18,5º, средняя температура третьей декады июля 19,5º.
9. Определить ожидаемую дату восковой спелости озимой ржи, если Д1=3.06, Дср=18.07, А=540º, среднемесячная температура июня 16,0º, средняя температура первой декады июля 17,0º, второй декады 18,6º.
10. Определить ожидаемую дату восковой спелости яровой пшеницы, если Д1=14.06, Дср=23.07, А=490º, среднемесячная температура июня 17,0º, средняя температура первой декады июля 18,0º, средняя температура второй декады июля 18,5º, средняя температура третьей декады июля 19,0º.
Кейс-задания
КЕЙС 1.
5 июля 2011 года в Пятигорске в результате сильного ливня поднялся уровень воды в реках, что привело к подтоплению 166 домов, в которых проживает 1708 человек, повреждению около 6 км трамвайных путей и почти 10 тысяч м2 асфальтового покрытия. В ликвидации последствий стихии принимали участие МУП «Пятигорские инженерные сети», пятигорский «Водоканал», пожарные части городов Пятигорска и Лермонтова.
1.1 Ливневые осадки, связанные преимущественно с ___________________ фронтами.
1.2 Установите соответствие между характеристиками атмосферных осадков и их определениями.
1. Кратковременные атмосферные осадки, обычно в виде дождя (иногда – мокрого снега, крупы), отличающиеся большой интенсивностью (до 100 мм/ч), выпадающие из кучево-дождевых облаков
2. Жидкие атмосферные осадки в виде мелких капель диаметром не более 0,5 мм, очень медленно выпадающие из слоистых и слоисто-кучевых облаков или тумана
3. Атмосферные осадки, выпадающие при отрицательной температуре воздуха в виде твердых прозрачных шариков льда диаметром 1–3 мм
Варианты ответов
а) ливень
б) ледяной дождь
в) ледяная крупа
г) морось
1.3 Подъем уровня грунтовых вод, вызванный повышением горизонта воды в реках при сооружении водохранилищ и
Варианты ответов
Вариантов нет. Ответ точный.
КЕЙС 2
Аномально жаркая погода летом 2010 года в России по своему размаху, продолжительности и по степени последствий не имела аналогов за более чем вековую историю наблюдений погоды. Причиной высокой температуры воздуха являлся «блокирующий антициклон». Необычно длительный срок существования этого антициклона, который продержался более 2 месяцев, а также преобладание юго-восточного ветра и привели к длительному разогреву воздуха до рекордных значений, особенно на Европейской территории страны.
1.1 Область повышенного атмосферного давления с замкнутыми концентрическими изобарами на уровне моря и с соответствующим распределением ветра, называется _________.
а) рассеянная радиация
б) инверсия
в) антициклон
г) конденсация
1.2 На рисунке изображены ________________облака
а) Перистые облака
б) Перисто-кучевые облака
в) Перисто-слоистые облака
г) Высоко-слоистые облака
1.3 Область высокого атмосферного давления в тропосфере с постепенным его понижением от центральной части к периферии называется … (Слово введите в поле ответов в форме соответствующего падежа.)
Варианты ответов
Вариантов нет. Ответ точный.
КЕЙС 3
11 июня 2007 года ураган обрушился на Амурскую область. Порывы шквалистого ветра достигали 30 метров в секунду. Ветер валил деревья, срывал крыши жилых домов, обрывал линии электропередачи. Была нарушена жизнедеятельность 9 районов и 3-х городов Амурской области с населением 436910 человек. Получили травмы и были госпитализированы 5 человек.
1.1Ветер, скорость которого составляет 21–24 м/с, называется …
а) полной бурей
б) сильным ветром
в) сильной бурей
г) бурей
1.2 Ветер огромной разрушительной силы скоростью 117 км/час и более, продолжительностью несколько суток называется …
Варианты ответов
а) ураганом
б) шквалом
в) смерчем
г) бурей
1.3 Определить вид местных ветров
______________
Вариантов нет. Ответ точный.
КЕЙС 4
4 июня 2009 года в Краснодарском крае выпал град, достигавший размеров куриного яйца. Стихия повредила крыши 612 домов и сельскохозяйственные угодья на площади более пяти тысяч гектаров. Сумма ущерба составила 35 миллионов рублей.
1.1 Перисто-кучевые облака относятся к
а) облакам верхнего яруса
б) облакам среднего яруса
в) облакам нижнего яруса
г) облакам вертикального развития
1. 2 Установите соответствие между характеристиками атмосферных осадков и их определениями.
1. Атмосферные осадки, выпадающие в теплое время года в виде частичек льда шарообразной или неправильной формы размером от миллиметра до нескольких сантиметров
3. Атмосферные осадки, выпадающие при температуре 0°C в виде непрозрачных крупинок белого цвета диаметром от 2 до 5 мм
Варианты ответов
а) ледяной дождь
б) град
в) снежная крупа
г) снег
1.3 Град образуется в кучево-дождевых … (Слово введите в поле ответов в форме соответствующего падежа.)
Варианты ответов
Вариантов нет. Ответ точный
КЕЙС 5.
5 июля 2011 года в Пятигорске в результате сильного ливня поднялся уровень воды в реках, что привело к подтоплению 166 домов, в которых проживает 1708 человек, повреждению около 6 км трамвайных путей и почти 10 тысяч м2 асфальтового покрытия. В ликвидации последствий стихии принимали участие МУП «Пятигорские инженерные сети», пятигорский «Водоканал», пожарные части городов Пятигорска и Лермонтова.
1.1 Ливневые осадки, связанные преимущественно с ___________________ фронтами.
1.2 Установите соответствие между характеристиками атмосферных осадков и их определениями.
1. Кратковременные атмосферные осадки, обычно в виде дождя (иногда – мокрого снега, крупы), отличающиеся большой интенсивностью (до 100 мм/ч), выпадающие из кучево-дождевых облаков
2. Жидкие атмосферные осадки в виде мелких капель диаметром не более 0,5 мм, очень медленно выпадающие из слоистых и слоисто-кучевых облаков или тумана
3. Атмосферные осадки, выпадающие при отрицательной температуре воздуха в виде твердых прозрачных шариков льда диаметром 1–3 мм
Варианты ответов
а) ливень
б) ледяной дождь
в) ледяная крупа
г) морось
1.3 Подъем уровня грунтовых вод, вызванный повышением горизонта воды в реках при сооружении водохранилищ и плотин, затоплением русла рек, потерями воды из водопроводной и канализационной сетей и т. д., называется … (Слово введите в поле ответов в форме соответствующего падежа.)
Варианты ответов
Вариантов нет. Ответ точный.
КЕЙС 6
Аномально жаркая погода летом 2010 года в России по своему размаху, продолжительности и по степени последствий не имела аналогов за более чем вековую историю наблюдений погоды. Причиной высокой температуры воздуха являлся «блокирующий антициклон». Необычно длительный срок существования этого антициклона, который продержался более 2 месяцев, а также преобладание юго-восточного ветра и привели к длительному разогреву воздуха до рекордных значений, особенно на Европейской территории страны.
1.1 Область повышенного атмосферного давления с замкнутыми концентрическими изобарами на уровне моря и с соответствующим распределением ветра, называется _________.
а) рассеянная радиация
б) инверсия
в) антициклон
г) конденсация
1.2 На рисунке изображены ________________облака
а) Перистые облака
б) Перисто-кучевые облака
в) Перисто-слоистые облака
г) Высоко-слоистые облака
1.3 Область высокого атмосферного давления в тропосфере с постепенным его понижением от центральной части к периферии называется … (Слово введите в поле ответов в форме соответствующего падежа.)
Варианты ответов
Вариантов нет. Ответ точный.
Примерные критерии оценивания:
– правильность ответа по содержанию задания (учитывается количество и характер ошибок при ответе);
– полнота и глубина ответа (учитывается количество усвоенных фактов, понятий и т.п.);
– сознательность ответа (учитывается понимание излагаемого материала);
– логика изложения материала (учитывается умение строить целостный, последовательный рассказ, грамотно пользоваться специальной терминологией);
– использование дополнительного материала;
– рациональность использования времени, отведенного на задание (не одобряется затянутость выполнения задания, устного ответа во времени, с учетом индивидуальных особенностей обучающихся).
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- теоретический уровень знаний;
- качество ответов на вопросы;
- подкрепление материалов фактическими данными (статистические данные или др.);
- практическая ценность материала;
- способность делать выводы;
- способность отстаивать собственную точку зрения;
- способность ориентироваться в представленном материале;
- степень участия в общей дискуссии.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
(дискуссии, полемики, диспута, дебатов)
«отлично»
используется терминология; показано умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации; высказывать свою точку зрения.
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
– правильность формулировки и использования понятий и категорий;
– правильность выполнения заданий/ решения задач;
– аккуратность оформления работы и др.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
(обязательно для дисциплин, где по УП предусмотрена контрольная работа)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Примерные критерии оценивания:
– правильность выполнения задания на практическую/лабораторную работу в соответствии с вариантом;
– степень усвоения теоретического материала по теме практической /лабораторной работы;
– способность продемонстрировать преподавателю навыки работы в инструментальной программной среде, а также применить их к решению типовых задач, отличных от варианта задания;
– качество подготовки отчета по практической / лабораторной работе;
– правильность и полнота ответов на вопросы преподавателя при защите работы
и др.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания практических занятий (лабораторных работ):
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
В качестве критериев могут быть выбраны, например:
– соответствие срока сдачи работы установленному преподавателем;
– соответствие содержания и оформления работы предъявленным требованиям;
– способность выполнять вычисления;
– умение использовать полученные ранее знания и навыки для решения конкретных задач;
– умение отвечать на вопросы, делать выводы, пользоваться профессиональной и общей лексикой;
– обоснованность решения и соответствие методике (алгоритму) расчетов;
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
расчетно-графической работы, работы на тренажере
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Материалы тестовых заданий следует сгруппировать по темам/разделам изучаемой дисциплины (модуля) в следующем виде:
Тема (темы) / Раздел дисциплины (модуля)
Тестовые задания по данной теме (темам)/Разделу с указанием правильных ответов.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Задачи реконструктивного уровня
Задачи творческого уровня
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота знаний теоретического контролируемого материала;
– полнота знаний практического контролируемого материала, демонстрация умений и навыков решения типовых задач, выполнения типовых заданий/упражнений/казусов;
– умение самостоятельно решать проблему/задачу на основе изученных методов, приемов, технологий;
– умение ясно, четко, логично и грамотно излагать собственные размышления, делать умозаключения и выводы;
– полнота и правильность выполнения задания.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
– степень владения понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины;
– знание фактического материала, отсутствие фактических ошибок;
– умение логически выстроить материал ответа;
– умение аргументировать предложенные подходы и решения, сделанные выводы;
– степень самостоятельности, грамотности, оригинальности в представлении материала (стилистические обороты, манера изложения, словарный запас, отсутствие или наличие грамматических ошибок);
– выполнение требований к оформлению работы.
(рефератов, докладов, сообщений)
для учета в рейтинге (оценка)
Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ четко структурирован и выстроен в заданной логике. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа укладывается в заданные рамки при сохранении смысла.
Продемонстрировано умение аргументировано излагать собственную точку зрения. Видно уверенное владение освоенным материалом, изложение сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.
Высокая степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала: стилистические обороты, манера изложения, словарный запас. Отсутствуют стилистические и орфографические ошибки в тексте.
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
Примерная шкала оценивания письменных работ:
Продемонстрировано владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (уместность употребления, аббревиатуры, толкование и т.д.), отсутствуют ошибки в употреблении терминов.
Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ в достаточной степени структурирован и выстроен в заданной логике без нарушений общего смысла. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа незначительно превышает заданные рамки при сохранении смысла.
Продемонстрировано умение аргументированно излагать собственную точку зрения, но аргументация не всегда убедительна. Изложение лишь отчасти сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.
Достаточная степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала. Встречаются мелкие и не искажающие смысла ошибки в стилистике, стилистические штампы. Есть 1–2 орфографические ошибки.
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
Продемонстрировано достаточное владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины, есть ошибки в употреблении и трактовке терминов, расшифровке аббревиатур.
Ошибки в использовании категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ плохо структурирован, нарушена заданная логика. Части ответа логически разорваны, нет связок между ними. Ошибки в представлении логической структуры проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа в существенной степени (на 25–30%) отклоняется от заданных рамок.
Нет собственной точки зрения либо она слабо аргументирована. Примеры, приведенные в ответе в качестве практических иллюстраций, в малой степени соответствуют изложенным теоретическим аспектам.
Текст работы примерно наполовину представляет собой стандартные обороты и фразы из учебника/лекций. Обилие ошибок в стилистике, много стилистических штампов. Есть 3–5 орфографических ошибок.
Работа выполнена не очень аккуратно, встречаются помарки и исправления.
Продемонстрировано крайне слабое владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (неуместность употребления, неверные аббревиатуры, искаженное толкование и т.д.), присутствуют многочисленные ошибки в употреблении терминов.
Продемонстрировано крайне низкое (отрывочное) знание фактического материала, много фактических ошибок – практически все факты (данные) либо искажены, либо неверны.
Ответ представляет собой сплошной текст без структурирования, нарушена заданная логика. Части ответа не взаимосвязаны логически. Нарушена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа более чем в 2 раза меньше или превышает заданный. Показаны неверные ассоциативные взаимосвязи категорий и терминов дисциплины.
Отсутствует аргументация изложенной точки зрения, нет собственной позиции.
Текст ответа представляет полную кальку текста учебника/лекций. Стилистические ошибки приводят к существенному искажению смысла. Большое число орфографических ошибок в тексте (более 10 на страницу).
Работа выполнена неаккуратно, с обилием помарок и исправлений. В работе один абзац и больше позаимствован из какого-либо источника без ссылки на него.
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- соответствие решения сформулированным в кейсе вопросам (адекватность проблеме и рынку);
- оригинальность подхода (новаторство, креативность);
- применимость решения на практике;
- глубина проработки проблемы (обоснованность решения, наличие альтернативных вариантов, прогнозирование возможных проблем, комплексность решения).
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Концепция игры
Роли:
Задания (вопросы, проблемные ситуации и др.)
Ожидаемый (е) результат(ы)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
качество усвоения информации;
выступление;
содержание вопроса;
качество ответов на вопросы;
значимость дополнений, возражений, предложений;
уровень делового сотрудничества;
соблюдение правил деловой игры;
соблюдение регламента;
активность;
правильное применение профессиональной лексики.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
для учета в рейтинге (оценка)
Индивидуальные творческие задания (проекты):
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- актуальность темы;
- соответствие содержания работы выбранной тематике;
- соответствие содержания и оформления работы установленным требованиям;
- обоснованность результатов и выводов, оригинальность идеи;
- новизна полученных данных;
- личный вклад обучающихся;
- возможности практического использования полученных данных.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
п/п