2024-2025_b350301_o_1_plx_Лесные культуры с основами семеноводства
 
Федеральное государственное бюджетное образовательное

учреждение высшего образования

«Бурятская государственная сельскохозяйственная академия имени В.Р. Филиппова»

Агрономический Факультет
 
«УТВЕРЖДЕНО»
Декан

Агрономический факультет

уч. ст., уч. зв.
 
Манханов А.Д.
 
 
 
 
подпись
 
«
 
 
 
»
20
г.
 
«СОГЛАСОВАНО»
Заведующий выпускающей кафедрой

Лесоводство и лесоустройство

уч. ст., уч. зв.
Кисова С.В.
 
 
 
подпись
 
«
»
20
г.
 
 
 
 
Рабочая программа 
35.03.01 Лесное дело

Направленность (профиль) Лесное хозяйство

Дисциплины (модуля)
Б1.О.22 Лесные культуры с основами семеноводства
 
Лесоводство и лесоустройство
Квалификация
бакалавр
Форма обучения
очная
Форма промежуточной аттестации
Зачет, Экзамен, Курсовая работа
Объём дисциплины в З.Е.
7
Продолжительность в часах/неделях
252/ 0  
Статус дисциплины

в учебном плане

относится к обязательной части блока 1 "Дисциплины" ОПОП

является дисциплиной обязательной для изучения

Обеспечивающая преподвание

дисциплины кафедра

 
Улан-Удэ, 20__г.
 
Распределение часов дисциплины
Курс 1, 2

Семестр 2, 3

Количество часов
Количество часов
Итого
Вид занятий
УП
УП
УП
Лекционные занятия
36
32
68
Практические занятия
36
32
68
Контактная работа
72
64
136
Сам. работа
72
17
89
Итого
252
 
Программу составил(и):
 
к.г.н., Высшее. Специалитет. Географ. Преподаватель географии Преподаватель высшей школы, Инженер по лесопользованию. Магистр направления «Лесное дело» Гладинов Алексей Николаевич _________________
 
 
Лесные культуры с основами семеноводства
Программа дисциплины
 
b350301_o_1.plx
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного Ученым советом вуза от  протокол №  .
 
Протокол от __ __________ 20__ г.  №  __  

Зав. кафедрой Кисова С.В.

Лесоводство и лесоустройство
Программа одобрена на заседании кафедры
Председатель методической комиссии «Агрономический факультет»
Рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании методической комиссии «Агрономический факультет» от «__» _______________ 20__г., протокол №___
уч. ст., уч. зв.
 
 
подпись
 
И.О. Фамилия
 
подпись
 

п/п

Учебный год
Одобрено

на заседании кафедры

Утверждаю

Заведующий кафедрой

Кисова С.В.

протокол
Дата
Подпись
Дата
20__/20__ г.г.
№____
«__»__20__г.
«__»__20__г.
1
20__/20__ г.г.
№____
«__»__20__г.
«__»__20__г.
2
20__/20__ г.г.
№____
«__»__20__г.
«__»__20__г.
3
20__/20__ г.г.
№____
«__»__20__г.
«__»__20__г.
4
20__/20__ г.г.
№____
«__»__20__г.
«__»__20__г.
5
 
подпись
 
И.О. Фамилия
 
Внешний эксперт

(представитель работодателя)

 
 
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1
Цели: Общеобразовательная и профессиональная подготовка обучающихся, владеющих теоретическими и практическими знаниями искусственного лесовосстановления и лесоразведения в связи с проблемами лесопользования и средообразующими функциями искусственных лесонасаждений.

Задачи: дать необходимые сведения: о природных и лесорастительных условиях; о технологии и организации создания и выращивания лесных культур; о вопросах лесного семеноводства и организации лесокультурного производства.

 
ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ И МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Блок.Часть
Б1.О
ОПК-1: Способен решать типовые задачи профессиональной деятельности на основе знаний основных законов математических и естественных наук с применением информационно-коммуникационных технологий;
 
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
 
Дендрология 
1
2 семестр
 
Ботаника 
2
2 семестр
 
Дисциплины (модули) и практики, для которых освоение данной практики необходимо как предшествующее:
 
технологическая (проектно-технологическая) практика 
1
4 семестр
 
технологическая (проектно-технологическая) практика 
2
6 семестр
 
научно-исследовательская работа 
3
6 семестр
 
научно-исследовательская работа (получение первичных навыков научно-исследовательской работы) 
4
4 семестр
 
Производственная практика 
5
6 семестр
 
Лесоведение 
6
5 семестр
 
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы 
7
8 семестр
 
Лесная фитопатология и лесная энтомология 
8
5 семестр
 
Физиология и биохимия растений 
9
3 семестр
 
ОПИСАНИЕ ПОКАЗАТЕЛЕЙ, КРИТЕРИЕВ И ШКАЛ ОЦЕНИВАНИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ В РАМКАХ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
КОД И НАЗВАНИЕ КОМПЕТЕНЦИИ

ОПК-1: Способен решать типовые задачи профессиональной деятельности на основе знаний основных законов математических и естественных наук с применением информационно-коммуникационных технологий;;

 
Знать и понимать  Знать, как обосновывать выбор технологических приемов в

профессионально й деятельности, опираясь на анализ

достижений науки и производства

:

 
Обучающийся не знает, как обосновать

выбор технологических приемов в

профессиональной деятельности, опираясь на анализ

достижений науки и производства

Уровень 1 
 
Обучающийся плохо знает, как обосновать выбор технологически х приемов в профессиональ ной деятельности, опираясь на анализ

достижений науки и производства

Уровень 2 
 
Обучающийся хорошо знает, как обосновать выбор технологических приемов в профессиональной деятельности, опираясь на анализ достижений науки и производства

Уровень 3 
 
Обучающийся отлично знает, как обосновать выбор технологических приемов в профессиональной деятельности, опираясь на анализ достижений науки и производства

Уровень 4 
 
 
Уметь делать (действовать)  Уметь обосновывать выбор

технологических приемов в

профессиональной деятельности, опираясь на анализ достижений науки и производства

:

 
Обучающийся не умеет обосновывать выбор технологических приемов в профессиональной деятельности, опираясь на анализ достижений науки и производства.

Уровень 1 
 
Обучающийся плохо умеет обосновывать выбор технологических приемов в профессиональной деятельности, опираясь на анализ достижений науки и производства

Уровень 2 
 
Обучающийся хорошо умеет обосновывать выбор технологических приемов в профессиональной деятельности, опираясь на анализ достижений науки и производства

Уровень 3 
 
Обучающийся отлично умеет обосновывать выбор технологических приемов в профессиональной деятельности, опираясь на анализ достижений науки и производства

Уровень 4 
 
 
Владеть навыками (иметь навыки) Владеть навыками обоснования выбора технологических приемов в

профессиональной деятельности, опираясь на анализ достижений науки и производства

:

 
Обучающийся не владеет навыками обоснования выбора технологических приемов в профессиональной деятельности, опираясь на анализ достижений науки и производства

Уровень 1 
 
Обучающийся плохо владеет навыками обоснования выбора технологически х приемов в профессиональной деятельности, опираясь на анализ достижений науки и производства

Уровень 2 
 
Обучающийся хорошо владеет навыками обоснования выбора технологических приемов в профессиональной деятельности, опираясь на анализ достижений науки и производства

Уровень 3 
 
Обучающийся отлично владеет навыками обоснования выбора технологических приемов в профессиональной деятельности, опираясь на анализ достижений науки и производства

Уровень 4 
 
 
 
Уровни сформированности компетенций
Оценка «хорошо» - уровень 3
Оценка «отлично» - уровень 4
Оценка «неудовлетворительно» - уровень 1
Оценка «удовлетворительно» - уровень 2
Оценки формирования компентенций
средний
высокий
компетенция не сформирована
минимальный
Характеристика сформированности компетенции
Сформированность компетенции в целом соответствует требованиям. Имеющихся знаний, умений, навыков и мотивации в целом достаточно для решения стандартных практических (профессиональных) задач
Сформированность компетенции полностью соответствует требованиям. Имеющихся знаний, умений, навыков и мотивации в полной мере достаточно для решения сложных практических (профессиональных) задач
Компетенция в полной мере не сформирована. Имеющихся знаний, умений и навыков недостаточно для решения практических (профессиональных) задач
Сформированность компетенции соответствует минимальным требованиям. Имеющихся знаний, умений, навыков в целом достаточно для решения практических (профессиональных) задач
 
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Код занятия
Наименование разделов (этапов) и тем
Семестр
Часов
Компетенции
Интеракт.
Примечание (используемые интерактивные формы,

форма текущего контроля успеваемости)

Вид

работ

 
Раздел 1. Лесное семеноводство
 
1.1
Лесосеменное дело. Плодоношение

древесных и кустарниковых пород

22
2
ОПК-1
Лек
 
1.2
Селекция и генетика древесных и кустарниковых пород
22
2
ОПК-1
Лек
 
1.3
Организация лесосеменных баз
22
2
ОПК-1
Лек
 
1.4
Показатели качества семян
22
2
ОПК-1
Лек
 
1.5
Хранение семян
22
2
ОПК-1
Лек
 
1.6
Лесные питомники. Виды лесных

питомников

22
2
ОПК-1
Лек
 
1.7
Обработка почвы в лесных питомниках
22
4
ОПК-1
Лек
 
1.8
Химические методы борьбы с сорняками
22
4
ОПК-1
Лек
 
1.9
Выращивание посадочного материала

(сеянцев, саженцев, черенков)

22
4
ОПК-1
Лек
 
1.10
Производство лесных культур. Виды лесных культур
22
2
ОПК-1
Лек
 
1.11
Обработка почвы под лесные культуры и

применение удобрений

22
4
ОПК-1
Лек
 
1.12
Посев и посадка леса
22
2
ОПК-1
Лек
 
1.13
Уход за лесными культурами
22
2
ОПК-1
Лек
 
1.14
Инвентаризация лесных культур
22
2
ОПК-1
Лек
 
1.15
Создание лесных культур на

концентрированых вырубках и рекультивация земель

33
4
ОПК-1
Лек
 
1.16
Понятие о семеноводстве, семеноведении, лесосеменном деле. Задачи и методы лесного семеноводства
33
2
ОПК-1
Лек
 
1.17
История развития лесного семеноводства

В России

33
2
ОПК-1
Лек
 
1.18
Агротехнические мероприятия на ЛСП и

ПЛСУ

33
4
ОПК-1
Лек
 
1.19
Повышение устойчивости лесосеменных

объектов к неблагоприятным факторам

33
2
ОПК-1
Лек
 
1.20
Организация фенологических наблюдений, прогноза урожая шишек и семян, их сбор, обработка и хранение, контроль за качеством семян, переброска семян с учетом

лесосеменного районирования

33
2
ОПК-1
Лек
 
1.21
Частное лесное семеноводство ели сибирской, пихты сибирской, лиственницы

сибирской

33
2
ОПК-1
Лек
 
1.22
Создание объектов ПЛСБ, организация фенологических наблюдений, виды прогноза урожая шишек, сбор лесосеменного сырья, переработка шишек, хранение семян,

контроль за их качеством, переброска семян.

33
2
ОПК-1
Лек
 
1.23
Лесное семеноводство лиственных

лесообразующих древесных пород Сибири:

березы повислой, тополя дрожащего

33
2
ОПК-1
Лек
 
1.24
Планирование и организация

семязаготовок хвойных и лиственных пород

33
2
ОПК-1
Лек
 
1.25
Особенности ведения лесосеменного дела

лесообразующих пород

33
2
Лек
 
1.26
Оценка эффективности защитных

мероприятий

33
2
ОПК-1
Лек
 
1.27
Инвентаризация лесосеменных объектов
33
2
ОПК-1
Лек
 
1.28
Упаковка и перевозка семян
33
2
ОПК-1
Лек
 
1.29
Лесосеменное дело. Плодоношение

древесных и кустарниковых пород

22
2
ОПК-1
Пр
 
1.30
Селекция и генетика древесных и кустарниковых пород.
22
2
ОПК-1
Пр
 
1.31
Организация лесосеменных баз
22
2
ОПК-1
Пр
 
1.32
Показатели качества семян
22
8
ОПК-1
Пр
 
1.33
Хранение семян
22
2
ОПК-1
Пр
 
1.34
Лесные питомники. Виды лесных питомников
22
2
ОПК-1
Пр
 
1.35
Обработка почвы в лесных питомниках
22
2
ОПК-1
Пр
 
1.36
Химические методы борьбы с сорняками
22
2
ОПК-1
Пр
 
1.37
Выращивание посадочного материала (сеянцев, саженцев,

черенков)

22
2
ОПК-1
Пр
 
1.38
Производство лесных культур. Виды лесных культур
22
2
ОПК-1
Пр
 
1.39
Обработка почвы под лесные культуры и

применение удобрений

22
2
ОПК-1
Пр
 
1.40
Посев и посадка леса
22
2
ОПК-1
Пр
 
1.41
Уход за лесными культурами
22
2
ОПК-1
Пр
 
1.42
Инвентаризация лесных культур
22
2
ОПК-1
Пр
 
1.43
Создание лесных культур на концентрированных

вырубках и рекультивация земель

22
2
ОПК-1
Пр
 
1.44
Знакомство с коллекцией семян основных лесообразующих древесных пород
33
4
ОПК-1
Пр
 
1.45
Лесосеменное районирование хвойных пород
33
4
ОПК-1
Пр
 
1.46
Организация фенологических наблюдений за урожаем семян. Методы долгосрочного прогноза урожая семян
33
4
ОПК-1
Пр
 
1.47
Мероприятия по повышению урожайности объектов ПЛСБ: формирование крон деревьев, доопыление, обработка

стимуляторами роста и др.

33
4
ОПК-1
Пр
 
1.48
Планирование и организация семязаготовок хвойных и лиственных пород
33
4
ОПК-1
Пр
 
1.49
Сбор и переработка лесосеменного сырья
33
4
ОПК-1
Пр
 
1.50
Внутрихозяйственная проверка посевных качеств семян, переброска семян
33
4
ОПК-1
Пр
 
1.51
Особенности ведения лесосеменного дела лесообразующих пород
33
4
ОПК-1
Пр
 
1.52
Лесосеменное дело. Плодоношение древесных и кустарниковых пород
22
2
ОПК-1
Ср
 
1.53
Селекция и генетика древесных и кустарниковых пород.
22
6
ОПК-1
Ср
 
1.54
Организация лесосеменных баз
22
6
ОПК-1
Ср
 
1.55
Показатели качества семян
22
6
ОПК-1
Ср
 
1.56
Хранение семян
22
6
ОПК-1
Ср
 
1.57
Лесные питомники. Виды лесных питомников
22
6
ОПК-1
Ср
 
1.58
Обработка почвы в лесных питомниках
22
6
ОПК-1
Ср
 
1.59
Химические методы борьбы с сорняками
22
6
ОПК-1
Ср
 
1.60
Выращивание посадочного материала (сеянцев, саженцев, черенков)
22
4
ОПК-1
Ср
 
1.61
Производство лесных культур. Виды лесных культур
22
4
ОПК-1
Ср
 
1.62
Обработка почвы под лесные культуры и применение удобрений
22
4
ОПК-1
Ср
 
1.63
Посев и посадка леса
22
4
ОПК-1
Ср
 
1.64
Уход за лесными культурами
22
4
ОПК-1
Ср
 
1.65
Инвентаризация лесных культур
22
4
ОПК-1
Ср
 
1.66
Создание лесных культур на концентрированных вырубках и

рекультивация земель

22
4
ОПК-1
Ср
 
1.67
Агротехнические мероприятия на ЛСП и ПЛСУ 
33
4
ОПК-1
Ср
 
1.68
Повышение устойчивости лесосеменных объектов к неблагоприятным факторам
33
4
ОПК-1
Ср
 
1.69
Оценка эффективности защитных мероприятий.
33
4
ОПК-1
Ср
 
1.70
Инвентаризация лесосеменных объектов
33
3
ОПК-1
Ср
 
1.71
Упаковка и перевозка семян
33
2
ОПК-1
Ср
 
ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И РЕСУРСОВ СЕТИ "ИНТЕРНЕТ", НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
 
Основная литература
 
Гладинов А. Н., Содбоева С. Ч. Лесные культуры [Электронный ресурс]:Учебное пособие для бакалавров направления 35.03.01 «Лесное дело». - Улан-Удэ: Бурятская государственная сельскохозяйственная академия им. В.Р. Филиппова, 2022. - 152 – Режим доступа: https://www.iprbookshop.ru/125213.html 
Л1.1
 
Денисенко И. А., Воинков А. А., Гладинов А. Н. Лесные культуры [Электронный ресурс]:лабораторный практикум  для обучающихся по  направлению подготовки 35.03.01. «Лесное дело». - , 2020. - 55 – Режим доступа: https://elib.bgsha.ru/sotru/00766 
Л1.2
 
Гладинов А. Н., Содбоева С. Ч., Коновалова Е. В. Лесные культуры [Электронный ресурс]:учебное пособие для бакалавров направления 35.03.01 «Лесное дело». - , 2022. - 152 – Режим доступа: https://elib.bgsha.ru/sotru/00059 
Л1.3
 
 
Дополнительная литература
 
Родин А. Р. Лесные культуры:Учебник для студентов сузов по спец. 2604 "Лесное и лесопарковое хозяйство". - М.: ВНИИЛМ, 2002. - 440
Л2.1
 
Набатов Н.М., Ильяков В.В. Лесные культуры и механизация лесохозяйственных работ:учебное пособие для сдуентов спец-ти 060800 "Экономика и управление на предприятии лесного хозяйства и лесной промышленности". - М.: Моск.Гос.ун-т леса, 2005. - 208 с.
Л2.2
 
Набатов Н. М., Угаров А. И. Технология лесохозяйственного производства. Раздел Лесные культуры:Учеб. пособие к практическим занятиям для вузов по спец. 060800 Л. - М.: МГУЛ, 2002. - 38
Л2.3
 
Родин А. Р., Калашникова Е. А., Родин С. А., Силаев Г. В., Родин А. Р. Лесные культуры:Рек. Федеральным агентством лесного хоз-ва в качестве учеб. для сред. спец. учеб. заведений по спец. 250202 "Лесное и лесопарковое хоз-во". - Нижний Новгород: Типография "Вектор Тис", 2009. - 462
Л2.4
 
 
Методическая литература
 
Гладинов А. Н., Коновалова Е. В., Содбоева С. Ч. Практика по получению первичных профессиональных умений и навыков, в том числе первичных умений и навыков в научно-исследовательской деятельности (почвоведение, дендрология, лесные культуры) [Электронный ресурс]:Методические указания для обучающихся по направлению подготовки 35.03.01 "Лесное дело". - Улан-Удэ: ФГБОУ ВО БГСХА, 2020. -  – Режим доступа: http://bgsha.ru/art.php?i=3117 
Л3.1
 
 
Номер аудитории
Назначение
Оборудование и ПО
Адрес
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ)
 
247
Учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа, групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ) (247)
40 посадочных мест, рабочее место преподавателя, доска учебная, маркерная доска, мультимедийный проектор, проекционный экран, ноутбук с возможностью подключения к сети Интернет и доступом в ЭИОС. Список ПО: Kaspersky Endpoint Security для бизнеса, Microsoft Windows Vista Business Russian Upgrade Academic OPEN No Level, Microsoft OfficeProPlus 2016 RUS OLP NL Acdmc. Microsoft Office Professional Plus 
670024, Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, ул. Пушкина, д.№8 , Учебный корпус
 
2007 Russian Academic OLP NL AE, Система Антиплагиат
 
335а
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации (335а)
24 посадочных мест, рабочее место преподавателя, оснащенные учебной мебелью, учебная доска меловая, интерактивная доска, компьютер, 2 стенда. Список ПО: Антивирус Kaspersky; Microsoft Office ProPlus 2016; Microsoft OfficeStd 2016; Microsoft Windows Vista Business Russian Upgrade Academic; Microsoft Office Professional Plus 2007; LibreOffice, Adobe Reader DC, VLC Media Player.
670024, Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, ул. Пушкина, д.№8 , Учебный корпус
 
341
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации (341)
24 посадочных мест, рабочее место преподавателя, оснащенные учебной мебелью, учебная доска меловая, мультимедиа проектор, 3 стенда.
670024, Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, ул. Пушкина, д.№8 , Учебный корпус
 
ПЕРЕЧЕНЬ РЕСУРСОВ ИНФОРМАЦИОННО-ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННОЙ СЕТИ ИНТЕРНЕТ И ЛОКАЛЬНЫХ СЕТЕЙ АКАДЕМИИ, НЕОБХОДИММЫХ ДЛЯ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Наименование 
Доступ
1. Удаленные электронные сетевые учебные ресурсы временного доступа, сформированные на основании прямых договоров с правообладателями (электронно-библиотечные системы - ЭБС)
1

2
3. Электронные учебные и учебно-методические ресурсы, подготовленные в академии:
Электронно-библиотечная система Издательства «Znanium»
http://znanium.ru/
Электронно-библиотечная система Издательства «Лань»
http://e.lanbook.com/
Электронно-библиотечная система Издательства «Юрайт»
http://urait.ru/
2. Электронные сетевые ресурсы открытого доступа (профессиональные базы данных, массовые открытые онлайн-курсы и пр.):

1

2
Платформа «Открытое образование» (онлайн-курсы по базовым дисциплинам, изучаемым в российских университетах)
https://openedu.ru/course/
Профессиональные базы данных
http://e.lanbook.com/
 
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ВКЛЮЧАЯ ПЕРЕЧЕНЬ ПРОГРАММНОГО ОБСПЕЧЕНИЯ И ИНФОРМАЦИОННЫХ СПРАВОЧНЫХ СИСТЕМ
1. Программные продукты, необходимые для освоения учебной дисциплины
Наименование программного продукты (ПП)
Виды учебных занятий и работ, в которых используется данный продукт
Microsoft OfficeStd 2016 RUS OLP NL Acdmc. Договор № ПП-61/2015 г. О поставке программных продуктов от 9 декабря 2015 года

Microsoft OfficeProPlus 2016 RUS OLP NL Acdmc. Договор № ПП-61/2015 г. О поставке программных продуктов от 9 декабря 2015 года

Microsoft Windows Vista Business Russian Upgrade Academic OPEN No Level Государственный контракт № 25 от 1 апреля 2008 года

Занятия семинарского типа, самостоятельная работа 
 
2. Информационные справочные системы, необходимые для реализации учебного процесса
Информационно-правовой портал «Гарант»
в локальной сети академии

http://www.garant.ru/

Справочно-поисковая система «Консультант Плюс»
http://www.consultant.ru/
 
3. Специализированные помещения и оборудование, используемые в рамках информатизации учебного процесса
 
Наименование ЭИОС и доступ
Виды учебных занятий и работ, в которых используется данная система
Доступ
1

2
3
Официальный сайт академии
http://bgsha.ru/
Занятия лекционного типа, семинарского типа, самостоятельная работа
Личный кабинет
http://lk.bgsha.ru/
Занятия лекционного типа, семинарского типа, самостоятельная работа
АС Деканат
в локальной сети академии
-
Корпоративный портал академии
http:/portal.bgsha.ru/
Занятия лекционного типа, семинарского типа, самостоятельная работа
ИС «Планы»
в локальной сети академии
-
Портфолио обучающегося
http://lk.bgsha.ru/
Самостоятельная работа
Сайт научной библиотеки
http:/elib.bgsha.ru/
Занятия лекционного типа, семинарского типа, самостоятельная работа
Электронная библиотека БГСХА
http:/elib.bgsha.ru/
Занятия лекционного типа, семинарского типа, самостоятельная работа
4. Информационно-образовательные системы (ЭИОС)
 
КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЯ)
ФИО преподавателя
Ученая степень, ученое звание
Уровень образования. Специальность и квалификация в соответствии с дипломом. Профессиальная переподготовка
1
2
3
 
Гладинов Алексей Николаевич
Высшее. Специалитет. Географ. Преподаватель географии Преподаватель высшей школы, Инженер по лесопользованию. Магистр направления «Лесное дело»
к.г.н.Доцент
 
ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ) ДЛЯ ИНВАЛИДОВ И ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИМ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Организационно-педагогическое, психолого-педагогическое сопровождение обучающихся инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья осуществляется на основании соответствующей рекомендации в заключении психолого-медико-педагогической комиссии или индивидуальной программе реабилитации инвалида. Академия, по заявлению обучающегося, создает специальные условия для получения высшего образования инвалидами и лицам с ограниченными возможностями здоровья:

- использование специализированных (адаптированных) рабочих программ дисциплин (модулей) и методов обучения и воспитания, включая наличие альтернативной версии официального сайта организации в сети «Интернет» для слабовидящих;

- использование специальных учебников, учебных пособий и других учебно-методических материалов, включая альтернативные форматы печатных материалов (крупный шрифт или аудиофайлы);

- использование специальных технических средств обучения (мультимедийное оборудование, оргтехника и иные средства) коллективного и индивидуального пользования, включая установку

мониторов с возможностью трансляции субтитров, обеспечение надлежащими звуковыми

воспроизведениями информации;

- предоставление услуг ассистента (при необходимости), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь или услуги сурдопереводчиков / тифлосурдопереводчиков;

- проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий для разъяснения отдельных вопросов изучаемой дисциплины (модуля);

- проведение процедуры оценивания результатов обучения возможно с учетом особенностей нозологий (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, в форме тестирования и т.п.) при использовании доступной формы предоставления заданий оценочных средств и ответов на задания (в печатной форме увеличенным шрифтом, в форме аудиозаписи, в форме электронного документа, задания зачитываются ассистентом, задания предоставляются с использованием сурдоперевода) с

использованием дополнительного времени для подготовки ответа;

- обеспечение беспрепятственного доступа обучающимся в учебные помещения, туалетные и другие помещения организации, а также пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов и других приспособлений);

- обеспечение сочетания онлайн и офлайн технологий, а также индивидуальных и коллективных форм работы в учебном процессе, осуществляемом с использованием дистанционных образовательных технологий;

- и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение ОПОП ВО.

В целях реализации ОПОП ВО в академии оборудована безбарьерная среда, учитывающая потребности лиц с нарушением зрения, с нарушениями слуха, с нарушениями опорно-двигательного

аппарата. Территория соответствует условиям беспрепятственного, безопасного и удобного передвижения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Вход в учебный корпус

оборудован пандусами, стекла входных дверей обозначены специальными знаками для слабовидящих, используется система Брайля. Сотрудники охраны знают порядок действий при прибытии в академию лица с ограниченными возможностями. В академии создана толерантная социокультурная среда, осуществляется необходимое сопровождение образовательного процесса,

при необходимости предоставляется волонтерская помощь обучающимся инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья.

 
ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
1. Какие факторы влияют на семеношение и какие из них относятся к управляемым?

Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины (модуля)
 
2. Что такое семенные годы и от чего они зависят?

3. С какой целью проводят прогноз и учет урожая семян?

4. Каковы пути получения высококачественных семян с хорошими наследственными свойствами?

5. Что включает селекционный отбор деревьев и насаждений?

6. Что входит в состав постоянной лесосеменной базы?

7. В чем заключается селекционная оценка деревьев и насаждений?

8. Что такое генетическая оценка деревьев и насаждений?

9. Расскажите о технологии создания ЛСП.

10. Как создают ПЛСУ?

11. Каким образом можно повысить урожай семян?

12. Что такое ВЛСБ и что входит в ее состав?

13. Для чего нужно лесосеменное районирование?

14. Для чего и как проводится обследование лесосеменных объектов перед заготовкой шишек, плодов и семян?

15. При достижении какого состояния семян собирают лесосеменное сырье?

16. Какие условия необходимы для переработки лесосеменного сырья?

17. Семена каких пород получают в шишкосушилках, каковы технология и режимы переработки шишек?

18. Для какой цели проводят контрольную сушку шишек?

19. Как перерабатывают лесосеменное сырье лиственных пород?

20. Для какой цели проводится обескрыливание семян, их очистка и сортировка?

21. Каковы условия хранения семян?

22. Какие существуют способы хранения семян хвойных пород и мелких семян лиственных пород?

23. Что такое федеральный и страховые фонды семян?

24. Каковы упаковка семян и условия их транспортировки?

25. С какой целью проводят семенной контроль, и что при этом определяют?

26. Что такое однородная партия семян?

27. Как и для какой цели отбирают среднюю пробу?

28. Какие документы о качестве семян выдает ФГУ «Рослесозащита» и его филиалы - лесосеменные станции?

29. Назовите основные части питомника и посадочный материал, выращиваемый на них

30. Что следует учитывать при выборе площади под лесной питомник?

31. Расскажите об организационно-хозяйственном плане питомника и организации его территории

32. От чего зависит продуцирующая площадь питомника?

33. Какие системы сплошной обработки почвы вы знаете, и в каких условиях они применяются?

34. В чем заключается предпосевная обработка почвы?

35. Для какой цели применяют севообороты в питомниках?

36. Какие удобрения применяют при выращивании посадочного материала и с какой целью?

37. Какова цель применения регуляторов роста, макроэлементов и биопрепаратов?

38. С какой целью проводится предпосевная подготовка семян к посеву?

39. В каких случаях проводится стратификация семян?

40. Какие существуют виды и схемы посевов?

41. От чего зависит глубина заделки семян и нормы их высева?

42. Какова роль агротехнических уходов при выращивании посадочного материала?

43. Каковы особенности выращивания сеянцев сосны кедровой сибирской и дуба черешчатого?

44. Какие преимущества и недостатки выращивания посадочного материала с открытой и закрытой корневой системой в закрытом грунте вы знаете?

45. Каковы преимущества выращивания крупномерных сеянцев по технологии ВНИИЛМ перед саженцами?

46. Какие приемы и системы обработки почвы вы знаете?

47. Какова роль севооборотов при выращивании посадочного материала?

48. Как применяют удобрения и какова их роль в выращивании посадочного материала?

49. Что дает подготовка семян к посеву?

50. Как готовят к посеву семена, имеющие глубокий и вынужденный покой?

51. Что влияет на норму высева семян?

52. Какие виды уходов проводят при выращивании посадочного материала?

53. Какова особенность выращивания посадочного материала с закрытой и открытой корневой системой в закрытом грунте?

54. Какова технология выращивания крупномерных сеянцев, качественно равнозначных саженцам?

55. Расскажите о преимуществах создания лесных культур саженцами.

56. Какие существуют способы вегетативного размножения?

57. Расскажите о выращивании посадочного материала из зимних и летних черенков

58. Какова технология выращивания привитого селекционного посадочного материала?

59. Что такое клональное микроразмножение?

60. Для чего и как проводится техническая приемка работ и инвентаризация посадочного материала в питомнике?

61. Какие условия выкопки и хранения посадочного материала вы знаете?

62. Расскажите о способах хранения и консервации посадочного материала

63. Какие бывают виды лесных культур?

64. Каковы методы создания лесных культур?

65. Какие вы знаете способы посадки и посева

66. Какие существуют категории лесокультурных площадей?

67. Расскажите о взаимовлиянии древесных пород в смешанных насаждениях

 
68. Что необходимо учитывать при подборе древесных пород?

69. От чего зависит густота посадки лесных культур?

70. Назовите типы посадочного места в зависимости от условий лесокультурной площади

71. В каких случаях применяют сплошную и частичную обработку почвы?

72. Какие удобрения используют при создании лесных культур и в каком виде?

73. В каких случаях следует применять посадку культур, а в каких посев?

74. В какие сроки производится посадка?

75. Какие существуют способы наземного посева семян?

76. Каковы условия применения аэросева?

77. С какой целью проводят агротехнические уходы за культурами?

78. От чего зависит количество уходов?

79. Какими способами уничтожают сорняки в культурах?

80. Какие уходы проводят за культурами, созданными на вырубках высокопродуктивных типов леса?

81. В чем основное различие при создании лесных культур на вырубках и на землях категории "а"?

82. Расскажите о создании культур на дренированных и избыточно увлажненных почвах

83. Каковы преимущества создания лесных культур по эколого-ресурсосберегающим технологиям?

84. Расскажите о технологии создания агролесокультур и их положительных сторонах

85. Как создают лесные культуры на гарях и горельниках?

86. Какие противопожарные мероприятия проводят в лесных культурах?

87. Назовите этапы рекультивации техногенных ландшафтов и раскройте их содержание

 
Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
 
Перечень вопросов к экзамену. Перечень вопросов к зачету. Комплект контрольных вопросов для проведения устных опросов
Перечень видов оценочных средств
 
Критерии оценивания контрольной работы текущего контроля успеваемости обучающихся (рекомендуемое)

Комплект контрольных вопросов для проведения устных опросов

Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерные критерии оценивания:

– правильность ответа по содержанию задания (учитывается количество и характер ошибок при ответе);

– полнота и глубина ответа (учитывается количество усвоенных фактов, понятий и т.п.);

– сознательность ответа (учитывается понимание излагаемого материала);

– логика изложения материала (учитывается умение строить целостный, последовательный рассказ, грамотно пользоваться специальной терминологией);

– использование дополнительного материала;

– рациональность использования времени, отведенного на задание (не одобряется затянутость выполнения задания, устного ответа во времени, с учетом индивидуальных особенностей обучающихся).

Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерная шкала оценивания:

Баллы

для учета в рейтинге (оценка)

Степень удовлетворения критериям
86-100 баллов

«отлично»

Обучающийся полно и аргументировано отвечает по содержанию вопроса (задания); обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные; излагает материал последовательно и правильно.
71-85  баллов

«хорошо»

Обучающийся достаточно полно и аргументировано отвечает по содержанию вопроса (задания); обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные; излагает материал последовательно. Допускает 1-2 ошибки, исправленные с помощью наводящих вопросов.
56-70  баллов

«удовлетво-рительно»

Обучающийся обнаруживает знание и понимание основных положений данного задания, но излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил; не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры; излагает материал непоследовательно и допускает ошибки.
0-55  баллов

«неудовлетворительно»

Обучающийся обнаруживает незнание ответа на соответствующее задание (вопрос), допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Отмечаются такие недостатки в подготовке обучающегося, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.
 
Критерии оценивания контрольной работы дискуссионных тем и вопросов для круглого стола

(дискуссии, полемики, диспута, дебатов)  

 
Баллы

для учета в рейтинге (оценка)

Степень удовлетворения критериям
Перечень дискуссионных тем

Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерные критерии оценивания:

- теоретический уровень знаний;

- качество ответов на вопросы;

- подкрепление материалов фактическими данными (статистические данные или др.);

- практическая ценность материала;

- способность делать выводы;

- способность отстаивать собственную точку зрения;

- способность ориентироваться в представленном материале;

- степень участия в общей дискуссии.

Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерная шкала оценивания:

86-100 баллов

«отлично»

Обучающийся свободно владеет учебным материалом; проявляет навыки анализа, обобщения, критического осмысления, публичной речи, аргументации, ведения дискуссии и полемики, критического восприятия информации; материал изложен грамотно, в определенной логической последовательности, точно

используется терминология; показано умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации; высказывать свою точку зрения.

71-85 баллов

«хорошо»

Ответ удовлетворяет в основном требованиям на оценку «отлично», но при этом имеет один из недостатков: в усвоении учебного материала допущены небольшие пробелы, не исказившие содержание ответа; допущены один – два недочета в формировании навыков публичной речи, аргументации, ведения дискуссии и полемики, критического восприятия информации.
56-70 баллов

«удовлетво-рительно»

Неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения материала; имелись затруднения или допущены ошибки в определении понятий, использовании терминологии, исправленные после нескольких наводящих вопросов. Обучающийся не может применить теорию в новой ситуации.
0-55  баллов

«неудовлетворительно»

Не раскрыто основное содержание учебного материала; обнаружено незнание или непонимание большей или наиболее важной части учебного материала; допущены ошибки в определении понятий, при использовании терминологии, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов; не сформированы умения и навыки публичной речи, аргументации, ведения дискуссии и полемики, критического восприятия информации.
 
Баллы

для учета в рейтинге (оценка)

Степень удовлетворения критериям
Перечень заданий для контрольной работы

Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерные критерии оценивания:

– полнота раскрытия темы;

– правильность формулировки и использования понятий и категорий;

– правильность выполнения заданий/ решения задач;

– аккуратность оформления работы и др.

Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерная шкала оценивания:

Критерии оценивания контрольной работы для контрольной работы

(обязательно для дисциплин, где по УП предусмотрена контрольная работа)

86-100 баллов

«отлично»

Полное раскрытие темы, указание точных названий и определений, правильная формулировка понятий и категорий, приведены все необходимые формулы, соответствующая статистика и т.п., все задания выполнены верно (все задачи решены правильно), работа выполнена аккуратно, без помарок.
71-85  баллов

«хорошо»

Недостаточно полное раскрытие темы, одна-две несущественные ошибки в определении понятий и категорий, в формулах, статистических данных и т. п., кардинально не меняющие суть изложения, наличие незначительного количества грамматических и
 
стилистических ошибок, одна-две несущественные погрешности при выполнении заданий или в решениях задач. Работа выполнена аккуратно.
56-70  баллов

«удовлетво-рительно»

Ответ отражает лишь общее направление изложения лекционного материала, наличие более двух несущественных или одной-двух существенных ошибок в определении понятий и категорий, формулах, статистических данных и т. п.; большое количество грамматических и стилистических ошибок, одна-две существенные ошибки при выполнении заданий или в решениях задач. Работа выполнена небрежно.
0-55  баллов

«неудовлетворительно»

Обучающийся демонстрирует слабое понимание программного материала. Тема не раскрыта, более двух существенных ошибок в определении понятий и категорий, в формулах, статистических данных, при выполнении заданий или в решениях задач, наличие грамматических и стилистических ошибок и др.
 
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерные критерии оценивания:

– правильность выполнения задания на практическую/лабораторную работу в соответствии с вариантом;

– степень усвоения теоретического материала по теме практической /лабораторной работы;

– способность продемонстрировать преподавателю навыки работы в инструментальной программной среде, а также применить их к решению типовых задач, отличных от варианта задания;

– качество подготовки отчета по практической / лабораторной работе;

– правильность и полнота ответов на вопросы преподавателя при защите работы

и др.

Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерная шкала оценивания практических занятий (лабораторных работ):

Критерии оценивания контрольной работы для практических (лабораторных) работ

Баллы

для учета в рейтинге (оценка)

Степень удовлетворения критериям
86-100 баллов

«отлично»

Выполнены все задания практической (лабораторной) работы, обучающийся четко и без ошибок ответил на все контрольные вопросы.
71-85  баллов

«хорошо»

Выполнены все задания практической (лабораторной) работы; обучающийся ответил на все контрольные вопросы с замечаниями.
56-70  баллов

«удовлетво-рительно»

Выполнены все задания практической (лабораторной) работы с замечаниями; обучающийся ответил на все контрольные вопросы с замечаниями.
0-55  баллов

«неудовлетворительно»

Обучающийся не выполнил или выполнил неправильно задания практической (лабораторной) работы; обучающийся ответил на контрольные вопросы с ошибками или не ответил на контрольные вопросы.
 
Комплект заданий

Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерные критерии оценивания:

В качестве критериев могут быть выбраны, например:

– соответствие срока сдачи работы установленному преподавателем;

– соответствие содержания и оформления работы предъявленным требованиям;

– способность выполнять вычисления;

– умение использовать полученные ранее знания и навыки для решения конкретных задач;

– умение отвечать на вопросы, делать выводы, пользоваться профессиональной и общей лексикой;

– обоснованность решения и соответствие методике (алгоритму) расчетов;

Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерная шкала оценивания:

Критерии оценивания контрольной работы для выполнения

расчетно-графической работы,  работы на тренажере

Баллы

для учета в рейтинге (оценка)

Степень удовлетворения критериям
86-100 баллов

«отлично»

Все материалы, расчеты, построения оформлены согласно требованиям и демонстрируют высокий уровень освоения теоретического материала, способность составлять и реализовать алгоритм решения по исходным данным. Вычисления выполнены четко, ответы на вопросы, выводы к работе отражают точку зрения обучающегося на решаемую
 
проблему. Все материалы представлены в установленный срок, не требуют дополнительного времени на завершение. 
71-85  баллов

«хорошо»

Все материалы, расчеты, построения оформлены согласно требованиям и демонстрируют достаточно высокий уровень освоения теоретического материала, способность составлять и реализовать алгоритм решения по исходным данным. В работе присутствуют несущественные ошибки при вычислениях и построении чертежей, не влияющие на общий результат работы, при грамотном ответе на большинство поставленных вопросов. Все материалы представлены в установленный срок, не требуют дополнительного времени на завершение. 
56-70  баллов

«удовлетво-рительно»

Материалы, расчеты, построения оформлены с ошибками, не в полном объеме, демонстрируют наличие пробелов в освоении теоретического материала, низкий уровень способности составлять и реализовать алгоритм решения по исходным данным. В работе присутствуют ошибки, которые не оказывают существенного влияния на окончательный результат. Работа оформлена неаккуратно, представлена с задержкой и требует дополнительного времени на завершение.
0-55  баллов

«неудовлетворительно»

Демонстрирует низкий/ниже среднего уровень освоения теоретического материала, неспособность составлять и реализовать алгоритм решения по исходным данным. Многие требования, предъявляемые к заданию, не выполнены. Обучающийся не может ответить на замечания преподавателя, не владеет материалом работы, не в состоянии дать объяснения выводам и теоретическим положениям данной работы. Оформление работы не соответствует требованиям.
 
Баллы

для учета в рейтинге (оценка)

Степень удовлетворения критериям
86-100 баллов «отлично»

Выполнено 86-100% заданий
71-85  баллов «хорошо»

Выполнено 71-85% заданий 
56-70  баллов «удовлетво-рительно»

Выполнено 56-70% заданий
0-55  баллов «неудовлетворительно»

Выполнено 0-56% заданий
Материалы тестовых заданий

Материалы тестовых заданий следует сгруппировать по темам/разделам изучаемой дисциплины (модуля) в следующем виде:

Тема (темы) / Раздел дисциплины (модуля)

Тестовые задания по данной теме (темам)/Разделу с указанием правильных ответов.

Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерные критерии оценивания:

- отношение правильно выполненных заданий к общему их количеству

Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерная шкала оценивания:

Критерии оценивания контрольной работы тестовых заданий

 
Задачи репродуктивного уровня  

Задачи реконструктивного уровня

Задачи творческого уровня

Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерные критерии оценивания:

– полнота знаний теоретического контролируемого материала;

– полнота знаний практического контролируемого материала, демонстрация умений и навыков решения типовых задач, выполнения типовых заданий/упражнений/казусов;

– умение самостоятельно решать проблему/задачу на основе изученных методов, приемов, технологий;

– умение ясно, четко, логично и грамотно излагать собственные размышления, делать умозаключения и выводы;

– полнота и правильность выполнения задания.

Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерная шкала оценивания:

Критерии оценивания контрольной работы разноуровневых задач (заданий)

 
Баллы

для учета в рейтинге (оценка)

Степень удовлетворения критериям
86-100 баллов «отлично»

Демонстрирует очень высокий/высокий уровень знаний, умений, навыков в соответствии с критериями оценивания. Все требования, предъявляемые к заданию, выполнены.
71-85  баллов «хорошо»

Демонстрирует достаточно высокий/выше среднего уровень знаний, умений, навыков в соответствии с критериями оценивания. Все требования, предъявляемые к заданию, выполнены.
56-70  баллов «удовлетво-рительно»

Демонстрирует средний уровень знаний, умений, навыков в соответствии с критериями оценивания. Большинство требований, предъявляемых к заданию, выполнены.
0-55  баллов «неудовлетворительно»

Демонстрирует низкий/ниже среднего уровень знаний, умений, навыков в соответствии с критериями оценивания. Многие требования, предъявляемые к заданию, не выполнены. Нет ответа. Не было попытки решить задачу.
 
Баллы

для учета в рейтинге (оценка)

Степень удовлетворения критериям
86-100 баллов «отлично»

Содержание работы в целом соответствует теме задания. Продемонстрировано знание фактического материала, отсутствуют ошибки. Продемонстрировано уверенное владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (уместность употребления, аббревиатуры, толкование и т.д.), отсутствуют ошибки в употреблении терминов.

Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.

Ответ четко структурирован и выстроен в заданной логике. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа укладывается в заданные рамки при сохранении смысла.

Продемонстрировано умение аргументировано излагать собственную точку зрения. Видно уверенное владение освоенным материалом, изложение сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.

Высокая степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала: стилистические обороты, манера изложения, словарный запас. Отсутствуют стилистические и орфографические ошибки в тексте.

Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.

Перечень тем эссе/докладов/рефератов/сообщений и т.п.

Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерные критерии оценивания:

– полнота раскрытия темы;

– степень владения понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины;

– знание фактического материала, отсутствие фактических ошибок;

– умение логически выстроить материал ответа;

– умение аргументировать предложенные подходы и решения, сделанные выводы;

– степень самостоятельности, грамотности, оригинальности в представлении материала (стилистические обороты, манера изложения, словарный запас, отсутствие или наличие грамматических ошибок);

– выполнение требований к оформлению работы.

Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся).

Примерная шкала оценивания письменных работ:

Критерии оценивания контрольной работы темы эссе

(рефератов, докладов, сообщений)

71-85  баллов «хорошо»

Содержание ответа в целом соответствует теме задания. Продемонстрировано знание фактического материала, встречаются несущественные фактические ошибки.

Продемонстрировано владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (уместность употребления, аббревиатуры, толкование и т.д.), отсутствуют ошибки в употреблении терминов.

Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.

Ответ в достаточной степени структурирован и выстроен в заданной логике без нарушений общего смысла. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа незначительно превышает заданные рамки при сохранении смысла.

Продемонстрировано умение аргументированно излагать собственную точку зрения, но аргументация не всегда убедительна. Изложение лишь отчасти сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.

Достаточная степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала. Встречаются мелкие и не искажающие смысла ошибки в стилистике, стилистические штампы. Есть 1–2 орфографические ошибки.

Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.

56-70  баллов  «удовлетво-рительно»

Содержание работы в целом соответствует теме задания. Продемонстрировано
 
удовлетворительное знание фактического материала, есть фактические ошибки (25– 30%).

Продемонстрировано достаточное владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины, есть ошибки в употреблении и трактовке терминов, расшифровке аббревиатур.

Ошибки в использовании категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.

Ответ плохо структурирован, нарушена заданная логика. Части ответа логически разорваны, нет связок между ними. Ошибки в представлении логической структуры проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа в существенной степени (на 25–30%) отклоняется от заданных рамок.

Нет собственной точки зрения либо она слабо аргументирована. Примеры, приведенные в ответе в качестве практических иллюстраций, в малой степени соответствуют изложенным теоретическим аспектам.

Текст работы примерно наполовину представляет собой стандартные обороты и фразы из учебника/лекций. Обилие ошибок в стилистике, много стилистических штампов. Есть 3–5 орфографических ошибок.

Работа выполнена не очень аккуратно, встречаются помарки и исправления.

0-55  баллов  «неудовлетворительно»

Содержание ответа не соответствует теме задания или соответствует ему в очень малой степени.

Продемонстрировано крайне слабое владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (неуместность употребления, неверные аббревиатуры, искаженное толкование и т.д.), присутствуют многочисленные ошибки в употреблении терминов.

Продемонстрировано крайне низкое (отрывочное) знание фактического материала, много фактических ошибок – практически все факты (данные) либо искажены, либо неверны.

Ответ представляет собой сплошной текст без структурирования, нарушена заданная логика. Части ответа не взаимосвязаны логически. Нарушена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа более чем в 2 раза меньше или превышает заданный. Показаны неверные ассоциативные взаимосвязи категорий и терминов дисциплины.

Отсутствует аргументация изложенной точки зрения, нет собственной позиции. Отсутствуют примеры из практики либо они неадекватны.

Текст ответа представляет полную кальку текста учебника/лекций. Стилистические ошибки приводят к существенному искажению смысла. Большое число орфографических ошибок в тексте (более 10 на страницу).

Работа выполнена неаккуратно, с обилием помарок и исправлений. В работе один абзац и больше позаимствован из какого-либо источника без ссылки на него.

 
Критерии оценивания контрольной работы участия обучающегося в активных формах обучения (доклады, выступления на семинарах, практических занятиях и пр.):

Баллы

для учета в рейтинге (оценка)

Степень удовлетворения критериям
86-100 баллов «отлично»

Полное раскрытие вопроса; указание точных названий и определений; правильная формулировка понятий и категорий; самостоятельность ответа, умение вводить и использовать собственные классификации и квалификации, анализировать и делать собственные выводы по рассматриваемой теме; использование дополнительной литературы и иных материалов и др.
71-85  баллов «хорошо»

Недостаточно полное, по мнению преподавателя, раскрытие темы; несущественные ошибки в определении понятий, категорий и т.п., кардинально не меняющих суть изложения; использование устаревшей учебной литературы и других источников
56-70  баллов «удовлетво-рительно»

Отражение лишь общего направления изложения лекционного материала и материала современных учебников; наличие достаточного количества несущественных или одной - двух существенных ошибок в определении понятий и категорий и т. п.; использование устаревшей учебной литературы и других источников; неспособность осветить проблематику учебной дисциплины и др.
0-55  баллов «неудовлетворительно»

Темы не раскрыта; большое количество существенных ошибок; отсутствие умений и навыков, обозначенных выше в качестве критериев выставления положительных оценок и др.
 
Задание (я):

Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерные критерии оценивания:

- соответствие решения сформулированным в кейсе вопросам (адекватность проблеме и рынку);

- оригинальность подхода (новаторство, креативность);

- применимость решения на практике;

- глубина проработки проблемы (обоснованность решения, наличие альтернативных вариантов, прогнозирование возможных проблем, комплексность решения).

Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Критерии оценивания контрольной работы кейс-задач

 
Примерная шкала оценивания:

Баллы

для учета в рейтинге (оценка)

Степень удовлетворения критериям
86-100 баллов «отлично»

Предложенное решение соответствует поставленной в кейс-задаче проблеме. Обучающийся применяет оригинальный подход к решению поставленной проблемы, демонстрирует высокий уровень теоретических знаний, анализ соответствующих источников. Формулировки кратки, ясны и точны. Ожидаемые результаты применения предложенного решения конкретны, измеримы и обоснованы.
71-85 баллов «хорошо»

Предложенное решение соответствует поставленной в кейс-задаче проблеме. Обучающийся применяет в основном традиционный подход с элементами новаторства, частично подкрепленный анализом соответствующих источников, демонстрирует хороший уровень теоретических знаний. Формулировки недостаточно кратки, ясны и точны. Ожидаемые результаты применения предложенного решения требуют исправления незначительных ошибок.
56-70  баллов «удовлетво-рительно»

Демонстрирует средний уровень знаний, умений, навыков в соответствии с критериями оценивания. Предложенное решение требует дополнительной конкретизации и обоснования, в целом соответствует  поставленной в задаче проблеме. При решении поставленной проблемы обучающийся применяет традиционный подход, демонстрирует твердые знания по поставленной проблеме. Предложенное решение содержит ошибки, уверенно исправленные после наводящих вопросов.
0-55  баллов «неудовлетворительно»

Наличие грубых ошибок в решении ситуации, непонимание сущности рассматриваемой проблемы, неуверенность и неточность ответов после наводящих вопросов. Предложенное решение не обосновано и не применимо на практике
 
Тема (проблема)

Концепция игры

Роли:

Задания (вопросы, проблемные ситуации и др.)

Ожидаемый (е) результат(ы)

Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерные критерии оценивания:

­ качество усвоения информации;

­ выступление;

­ содержание вопроса;

­ качество ответов на вопросы;

­ значимость дополнений, возражений, предложений;

­ уровень делового сотрудничества;

­ соблюдение правил деловой игры;

­ соблюдение регламента;

­ активность;

­ правильное применение профессиональной лексики.

Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерная шкала оценивания:

Критерии оценивания контрольной работы для деловой (ролевой) игры

Баллы

для учета в рейтинге (оценка)

Степень удовлетворения критериям
86-100 баллов «отлично»

Участник деловой игры продемонстрировал понимание сути поставленной проблемы; теоретические положения изложены с использованием профессиональной лексики; ответы и выступления четкие и краткие, логически последовательные; активное участие в деловой игре.
71-85 баллов «хорошо»

Участник деловой игры продемонстрировал понимание сути поставленной проблемы; теоретические положения изложены с использованием профессиональной лексики с незначительными ошибками; ответы и выступления в основном краткие, но не всегда четкие и логически последовательные; участие в деловой игре.
 
56-70  баллов «удовлетво-рительно»

Участник деловой игры продемонстрировал понимание сути поставленной проблемы; теоретические положения изложены со слабым использованием профессиональной лексики; ответы и выступления многословные, нечеткие и без должной логической последовательности; пассивное участие в деловой игре.
0-55  баллов «неудовлетворительно»

Участник деловой игры продемонстрировал затруднения в понимании сути поставленной проблемы; отсутствие необходимых знаний и умений для решения проблемы; затруднения в построении самостоятельных высказываний; обучающийся практически не принимает участия в игре.
 
Баллы

для учета в рейтинге (оценка)

Степень удовлетворения критериям
86-100 баллов «отлично»

Работа демонстрирует точное понимание задания. Все материалы имеют непосредственное отношение к теме; источники цитируются правильно. Результаты работы представлены четко и логично, информация точна и отредактирована. Работа отличается яркой индивидуальностью и выражает точку зрения обучающегося.
71-85  баллов «хорошо»

Помимо материалов, имеющих непосредственное отношение к теме, включаются некоторые материалы, не имеющие отношение к ней; используется ограниченное количество источников. Не вся информация взята из достоверных источников; часть информации неточна или не имеет прямого отношения к теме. Недостаточно выражена собственная позиция и оценка информации. 
56-70  баллов «удовлетво-рительно»

Часть материалов не имеет непосредственного отношения к теме, используется 2-3 источника. Делается слабая попытка проанализировать информацию. Материал логически не выстроен и подан внешне непривлекательно, не дается четкого ответа на поставленные вопросы. Нет критического взгляда на проблему.
0-55  баллов «неудовлетворительно»

Больше половины материалов не имеет непосредственного отношения к теме, используется один источник. Не делается попытка проанализировать информацию. Материал логически не выстроен и подан внешне непривлекательно, не дается ответа на поставленные вопросы.
Групповые творческие задания (проекты):

Индивидуальные творческие задания (проекты):

Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерные критерии оценивания:

- актуальность темы;

- соответствие содержания работы выбранной тематике;

- соответствие содержания и оформления работы установленным требованиям;

- обоснованность результатов и выводов, оригинальность идеи;

- новизна полученных данных;

- личный вклад обучающихся;

- возможности практического использования полученных данных.

Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерная шкала оценивания:

Критерии оценивания контрольной работы для тем групповых и/или индивидуальных творческих заданий/проектов

 
ИЗМЕНЕНИЯ И ДОПОЛНЕНИЯ
Ведомость изменений

п/п

Вид обновлений
Содержание изменений, вносимых в ОПОП
Обснование изменений
1
2
3
4
5
6